Участие граждан в политической жизни сочинение

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

  • Либеральные партии нацелены на минимальное вмешательство государства в жизнь общества, свободу экономической и политической жизни.
  • Демократические партии выступают за утверждение и развитие народовластия.
  • Социал-демократические партии ориентированы на участие государства в жизни общества и государственное регулирование экономики при сохранении основных свобод.
  • Коммунистические партии выступают за полное равенство, контроль государства над социальной и политической жизнью.
  • Националистические партии строят свою деятельность на основе идей о преимуществе определенной нации в жизни страны.
  • Клерикальные партии направлены на усиление влияния церкви и религиозных идей.
  • «Зеленые» партии направлены на защиту окружающей среды.
  • Фашистские партии основаны на идее подавления личности, ликвидации свободы.
  • Монархические поддерживают существование монархий и единоличную власть.

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств достижения власти.
  • Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства:

  • Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессиональных политиков и активную деятельность в период выборов.
  • Массовые (идеологические) партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
  • Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через правительство. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

Название партийной системы Сущность
Однопартийная система

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

Двухпартийная (бинарная) система

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

Многопартийная система

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

В Федеральном законе РФ «О политических партиях» говорится, что политическая партия — это общественное объединение, которое создано в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии.
  • Состоять из не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии.
  • Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
  • Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, которое создано по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит один или несколько автономных округов, может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Конспект урока

Ковалько Ольги Александровны

Предмет: обществознание

$Класс: 9

Тема урока: Участие граждан в политической жизни.

Цель: формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической культуры.

Задачи:

1) помочь учащимся получить конкретное пре$дставление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

2) сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях:

демократическом политическом процессе, демократической  по$литической культуре;

3) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и

находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

4) способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и г$отовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Оборудование: документы, диаграммы, схема.

Методы: проблемно- поисковый, познавательный через самостоятельную деятельность, наглядный.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

$Деятельность учащихся

1.Организацион- ный момент.

Настрой учащихся на работу, положительные эмоции.

Создание ситуации учебного успеха, снятие напряжения.

Учащиеся настраиваются на работу

2.Основная часть

2.1. постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации

$

Обращение к схеме на доске:

человек

$

Политическая

жизнь

Участие?

Вопросы обсуждения:

— может ли рядовой гражданин влиять на политику?

— кто может участвова$ть в управлении делами государства?

— зачем людям нужны политические свободы?

— вы можете принимать участие в политической жизни страны?

СОВМЕСТНО С УЧАЩИМИСЯ ФОРМУЛИРУЮТСЯ ЦЕЛИ УРОКА.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ТЕМЫ УРОКА.

Учащиеся высказывают свои суждения

$( выборы, референдум, митинги, шествия )

Осознают тему, проблему, цель и задачи урока.

Учащиеся обмениваются мнениями, дискуссия.

2.3. поиск решения проблемы:

анализ данных, аргументация

Анализ документа – гл.2 ст.31,32 Конституции РФ

Вопросы классу:

С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ?

— Как граждане РФ могут участвовать в управлении делами государства?$

— Каковы формы участия граждан в политической жизни?

— Что такое политическое участие?

— Каким бывает политическое участие? (схема)

— давайте обратимся к учебнику с. 49-50 и более подробно узнаем о двух ведущих формах участия в политической жизни – РЕФЕРЕНДУМЕ И ВЫБОРАХ $

( связь с сегодняшним днем – выборы 4 декабря в государственную думу РФ)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ ФОРМ УЧАСТИЯ И СХЕМЫ

— Ваши близкие и родные пр$оявляют политическую активность?

Ваши родители пойдут на выборы?

АНАЛИЗ ДИАГРАММ

ВЫВОДЫ ПО НИМ!!!

ПОЧЕМУ ПАДАЕТ ИНТЕРЕС И АКТИВНОСТЬ ПОСЛЕ 18 ЛЕТ? И УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПОСЛЕ 25?

Читают, анализируют документ, отвечают на предложенные вопросы.

Записывают термин в тетрадь, переносят схему в тетрадь, дополняют ее данными для этого еще раз обращаются к документу

$

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

Работа с документами : статья И.А. Ильина «Политическая свобода», текст «Свобода собраний и шествий»

Обращение за разъяснениями к учебнику с. 53 ОГРАНИЧЕНИЯ ПО КОНСТИТУЦИИ.

Учащиеся анализируют статьи, отвечают на вопрос к документам, работа с источником — учебник.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИН$ГА)

РАЗБОР СИТУАЦИЙ.

  1. НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ И ЕМУ ПРЕДСТОИТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ. ОН НЕ СТАЛ СЕБЯ УТРУЖДАТЬ ДОЛГИМ ЧТЕНИЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ И ПОПРОСИЛ ПОМОЩИ ДРУГА- ДРУГ НАПИСАЛ ЕМУ ЗА КАКУЮ ПАРТИЯ НАДО ГОЛОС$ОВАТЬ. МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР.

— СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЕГО ДЕЙСТВИЯМИ?

— А С ДЕЙСТВИЯМИ ДРУГА?

  1. ГРАЖДАНИН НЕ ХОЧЕТ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПРИШЛА К НЕМУ ДОМОЙ И ТРЕБУЕТ, ЧТОБЫ ГРАЖДАНИН ПРОГОЛОСОВАЛ. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ДЕЙСТВИЯМИ КОМИССИИ?

  2. КАЖДЫЙ РАЗ, КОГДА В ДЕНЬ ВЫБОРОВ НИЗКАЯ ЯВКА ИЗБИРАТЕЛЕЙ – ВЫБОРЫ СЧИТАЮТСЯ НЕ СОСТОЯВШИМИСЯ И НАЗНАЧАЕТСЯ ВТОРОЙ ТУР. НА ПОВТОРНУЮ АГИТАЦИЮ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ТРАТИТСЯ ОЧЕНЬ МНОГО ДЕНЕГ. ВОЗМОЖНО, СТОИТ НАКАЗЫВАТЬ НЕ СОЗНАТЕЛЬНЫХ ГРАЖДАН. СОГЛАСНЫ?

( НАПРИМЕР, В ТУРЦИИ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА ПОСТОЯННОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЫБОРОВ. В АВСТРИИ ГРАЖДАНЕ, НЕ ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ГОЛОСОВАНИИ, ПОДВЕРГАЮТСЯ 4-НЕДЕЛЬНОМУ ТЮРЕМНОМУ ЗАКЛЮЧЕНИЮ. В АВСТРАЛИИ И АРГЕНТИНЕ ЗА НЕУЧАСТИЕ НАЛАГАЕТСЯ ШТРАФ ОТ 20 ДО 200 ДОЛЛАРОВ. ТАКЖЕ ЕСТЬ НАКАЗАНИЯ В БЕЛЬГИИ И ГРЕЦИИ.)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ВЫБОР САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОТВЕТА И АРГУМЕТТАЦИЯ СВОЕГО ВЫБОРА.

— СОВЕРШЕННО СОГЛАСЕН

— СОГЛАСЕН, НО С ОГОВОРКАМИ

— ПОЛНОСТЬЮ НЕ СОГЛАСЕН

— ЧАСТИЧНО НЕ СОГЛАСЕН

$

РАССАЖИВАЕМСЯ ПО МЕСТАМ.

$2.4. дискуссия, выводы.

Обществоведы дали четкое название пас$сивной позиции граждан, какое?

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ – абсентеизм – уклонение от участия в выборах.

Итог урока

Домашнее задание

Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все $в ваших руках. А закончить мне хочется следующими словами – ГЛАВНОЕ НЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА, А ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР!!!

Домашнее задание: написать эссе «Обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу».

СПАСИБО ВСЕМ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

ОЦЕНКИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Учащи$еся анализируют свою деятельность на уроке, а также еще раз обращаются к тому выводу, который сделали для себя по теме урока.

6

  • Участвуйте как пишется правильно слово
  • Участвуем в конкурсе как пишется
  • Участие в россии в первой мировой войне сочинение
  • Участвую или учавствую как пишется правильно слово
  • Участвую в розыгрыше как правильно пишется