Уайатт олефф однажды в сказке кого играл

Любимая песня неаполитанцев napule пино даниэле. одновременно брутальный и сладковатый голос поет на местном языке не диалекте, как

Любимая песня неаполитанцев –– «Napule è» Пино Даниэле. Одновременно брутальный и сладковатый голос поет на местном языке (не диалекте, как многие ошибочно считают) о том, что Неаполь –– торжество цвета и вместилище всевозможных страхов; что солнце здесь беспощадно, а море вездесуще; что здесь повсюду грязь, какая-то мятая бумага, но никого это не заботит, каждый занят исключительно собой; что этот город видит сон о самом себе; что этот город известен во всем мире –– и не известен никому. А еще, поет Пино Даниэле, здесь тебя окружают голоса тысяч и тысяч детей, не спешащих вырастать, поэтому в Неаполе ты никогда не будешь одинок. Покидая Неаполь, главный герой «Руки Бога», безвременно выросший ребенок, которому невыносимо одиноко, ставит в плеере именно эту песню.

Любимый святой неаполитанцев –– Януарий Беневентский, он же Сан Дженнаро, раннехристианский мученик, небесный покровитель города. Второй по популярности святой –– Пий Пьетрельчинский, он же Падре Пио, самый известный капуцин ХХ века, небесный покровитель всех, кто помнит его имя. Стоит ли говорить, что оба имени здесь помнит каждый. И вместе с тем порой кажется, что для жителей этого города, который, по словам Жана Кокто, гораздо святее Рима, на самом деле нет ничего святого. В начале нового фильма Паоло Соррентино престарелый боргезе с сальными глазами, разъезжающий по городу на «роллс-ройсе», говорит отчаявшейся забеременеть и на этой почве выживающей из ума женщине, что он –– Сан Дженнаро, а когда она ему доверяется, ведет ее в заброшенный палаццо, где не только совершает некое «чудо», но и лапает ее за задницу. Ближе к концу фильма мы видим сцену, в которой мелкотравчатый каморрист принимает ванну, а на расстоянии вытянутой руки, в раковине, рядом с намыленной мочалкой, валяется статуэтка Падре Пио. Этот город и есть рука Бога. Его раскрытая ладонь. Но, как мы уже знаем, никого это не заботит, ведь каждый занят исключительно собой.

Для жителей этого города, который, по словам Жана Кокто, гораздо святее Рима, на самом деле нет ничего святого.

Любимый футбольный клуб неаполитанцев — «Наполи», в составе которого с 1984 по 1991 годы играл Диего Марадона. Наряду с Сан Дженнаро и Падре Пио Марадо́на почитается в этом городе как святой. В новом фильме Паоло Соррентино он совершает самое настоящее чудо. Спасает главному герою жизнь.

«Рука Бога» –– фильм про неаполитанцев. Про Неаполь. И про мальчика, которому этот город не подходил.

Кадр из фильма «Рука бога»

Кадр из фильма «Рука бога»

© Imdb

Старшеклассник Фабио (все называют его Фабьетто) живет в Вомеро — привилегированном районе Неаполя, стоящем на удаленном от центра холме. Подросток, растущий в Вомеро, зачастую не знает остального города. По словам Соррентино (он сам родом оттуда), свои вылазки на улицы Неаполя он начал как раз в юношеском возрасте. До этого его жизнь была в целом ограничена пределами родного двора — того самого, что детально показан в фильме. «Рука Бога» представляет собой, по сути, поэтизированный мемуар, а Фабьетто, мальчик с профилем фландреновского «Юноши на берегу моря» (эту картину режиссер косвенно процитирует в фильме), есть не что иное, как до определенной степени усеченное (персонаж покинет город примерно в 17 лет, автор окончательно выберется из Неаполя в 37) альтер эго самого Соррентино.

Мама жонглирует апельсинами во время большого семейного застолья. Любимая тетя (Фабьетто втайне ее вожделеет, впрочем, для тети это никакая не тайна) сидит в незапахнутой ночнушке, обнажив невообразимо прекрасную грудь. Отец насвистывает в телефонную трубку секретный джингл — так родители признаются друг другу в любви, не говоря ни слова, и мама, услышав сквозь помехи шесть знакомых нот, за все его прощает. Живущая этажом выше баронесса, попеременно напоминающая то фею-крестную из детских сказок, то бефану из святочных страшилок, каждым своим появлением сообщает обыденности атмосферу сказки. В поисках статистов для нового фильма Неаполь посещает Федерико Феллини. Неправдоподобные слухи оказываются правдой: клуб «Наполи» действительно покупает Диего Марадону. Трансляцию футбольного матча смотрят, расположившись на балконах, всем двором.

Кадр из фильма «Рука бога»

Кадр из фильма «Рука бога»

© Imdb

Первая половина фильма — последняя глава детства Фабьетто, и состоит она из не всегда связанных между собой вспышек счастья, способного унять любую боль, место которой никогда не пустует. А потом все заканчивается. Родители Фабьетто отправляются на пару дней в недавно достроенный загородный дом (мечта отца, осуществленная по его собственному проекту). В первый же вечер они засыпают, сидя у камина, и дело то ли в не до конца выдвинутой заслонке, то ли в ошибке печника — умирают от угарного газа. Фабьетто не поехал с ними. Остался в городе, чтобы посмотреть игру «Наполи». Тебя спас Марадона, скажут ему на похоронах. È stata la mano di Dio. Это была рука Бога.

Неаполь, очерченный пределами родного двора, пустеет. И Фабьетто выходит за его пределы, чтобы убедиться, что от трехтысячелетней истории для него там ничего не осталось. Это город его родителей, которых больше нет. Это город его детства, которое закончилось. А значит, нет больше и города. Есть пустышка, болванка, картинка на заднике.

Чтобы по-настоящему оценить «Руку Бога», вероятно, не стоит начинать знакомство с фильмографией Паоло Соррентино с этого фильма. Это своего рода эпилог к тому, что было до. Режиссер здесь отвечает — как своим постоянным зрителям, так и недоброжелателям, — почему все, что вы видели раньше, выглядело именно так, откуда все эти сквозные мотивы, повторяющиеся темы, бесконечные вариации. Вот и гадайте теперь, чего ждать от меня дальше, как бы говорит Соррентино, — возможно, нам, а возможно, самому себе. Открытый финал фильма совпадает с открытым финалом большого пласта биографии художника, находящегося на пике формы. «Знаете, что вас ждет, когда вы выйдете отсюда? — спрашивает героя в другом его фильме главный врач швейцарского санатория. — Нет. Что? — Молодость».

Кадр из фильма «Рука бога»

Кадр из фильма «Рука бога»

© Imdb

За финальными титрами, за наступившей темнотой, по ту сторону экрана история Фабьетто соединяется с историей другого мальчика, тоже рано потерявшего родителей и так же рано решившего, что хочет стать кинорежиссером. Потому что однажды он мельком видел Феллини. Потому что безответно влюбился в актрису. Потому что как-то раз присутствовал на съемках, а некоторое время спустя посмотрел, что из этого вышло: стал свидетелем того, как нелепо болтавшийся вниз головой человек, подвешенный на веревке к стеклянной крыше Галереи Умберто, одного из главных рукотворных чудес Неаполя, на экране обретает болезненную грацию, а его печаль, на съемках казавшаяся скукой, оказывается способна, пускай отчасти, утолить твою.

Фабьетто знает наперед: если ты хочешь снимать честные фильмы, то обречен снова и снова возвращаться к своей самой личной истории. Вот только для того, чтобы начать ее рассказывать, тебе необходимо заново ее обрести. И есть лишь одно место, во всяком случае, ему известно лишь одно, где история длится вечно, в том числе история Фабьетто, он же Джеппино, он же Ленни, он же Паолино (ну или Паоло, как все называют его теперь). Вечный город. Туда наш герой и отправится.

Он прощается с неаполитанцами, с теми, кого знал, заглянув напоследок в лицо каждому. С Неаполем он прощается не глядя — вместо этого, сев в поезд, идущий по маршруту «Наполи Чентрале — Рома Термини», он ставит в плеере песню Пино Даниэле: в ней есть все, что необходимо знать о его родном городе, все, что о нем следует помнить. Прислонившись к окну, Фабьетто закрывает глаза. Его ждет великая красота.

Жил на свете добрый волшебник. Добрый, потому что ничего не делал для себя — только для людей. Он прикасался к больному — и тот сразу же выздоравливал; он благословлял несчастного — и к тому возвращалась удача. Но вот беда: волшебник состарился и так ослаб, что не мог больше поднять руки для благословения. И его оставили в покое. Теперь он никому не был нужен. Он лежал в своей лачуге забытый всеми и ждал смерти. Но смерть боялась приблизиться к его двери, ведь он был волшебником, а смерть, как известно, весьма труслива и суеверна. Она может ударить ножом в спину или пролезть под толстую броню, но полностью беззащитный волшебник вызывает у нее панический страх.

По соседству жила бедная вдова с сыном-подростком. Только она и заботилась о старце, кормила его, наводила порядок в его доме.

Однажды вдова заболела и попросила Макса — так звали мальчика — одному сходить к старику соседу и поухаживать за ним. Макс с радостью согласился. Старик привлекал его загадочными своими словами и спокойной добротой в мудрых глазах.

Сделав всё, что от него требовалось, мальчик сел на пол у низкого ложа волшебника и спросил его:

— Прошу тебя, скажи мне, как стать таким же могущественным, как и ты?

— Для этого нужно трижды погладить меня по голове, каждый раз произнося: «Всё будет как прежде». Но зачем тебе это? Ты назвал могущественным самого немощного человека в мире. Даже смерть гнушается мною.

Но Макс не хотел больше терять время. Он трижды погладил старика и трижды произнёс заклинание — и волшебник умер: отдав свою колдовскую силу соседскому мальчишке, он превратился в лакомую добычу смерти.

А как же Макс? Он испугался и убежал. Наверняка, он мог бы попытаться оживить мёртвого, ведь он сам стал волшебником, но даже не подумал об этом, ведь он всё ещё был глупым, беспечным ребёнком.

У вдовы не было денег на похороны, поэтому её сын своими руками вырыл могилу и с помощью добрых соседей похоронил старика.

Вернувшись с кладбища домой, Макс посмотрел на стол, где лежал последний кусок хлеба, вздохнул, чуть не плача, и сказал:

— Вот если бы это был большой мясной пирог!

И тут же, к великой их радости, кусок хлеба превратился в роскошный праздничный пирог.

И зажили они безбедно, всё у них было: и новый большой дом, и большой автомобиль с шофёром, и прислуга, и садовник, и лучшие повара.

Макс вырос, женился на самой известной в мире красавице, у них родились чудесные дети, и ему показалось, что он точно знает, что такое счастье.

Но вот однажды, когда Макс отправился путешествовать по другим странам с удивительной концертной программой — он был очень тщеславным и хотел, чтобы весь свет рукоплескал его волшебству, — случилась беда. Один из его малышей играл со спичками (вечно поглощённые собой, ни Макс, ни его жена не занимались воспитанием детей) и случайно поджёг большую, красивую занавеску в гостиной. Матери тоже не было дома — она отправилась на бал к губернатору, — а старая вдова, пытаясь спасти внуков, задохнулась и сгорела вместе с малышами в страшном пожаре.

Узнав об этом, красавица покинула бал и, не дождавшись, когда вернётся шофёр, которого она благосклонно отпустила до окончания бала, сама села за руль своего автомобиля. Страх и отчаяние заставили её гнать на бешеной скорости. На повороте машину занесло и выбросило с высокого обрыва в реку, где несчастная женщина утонула вместе со своим дорогим авто.

Возвратившийся из путешествия Макс обнаружил лишь пепелище на месте былого благополучия. Только тогда, оплакивая мать, жену и детей, он начал понимать, что сам во всём виноват, что жизнь его была построена на зыбучих песках самодовольства, эгоизма и тщеславия. Нет, он не был жадным человеком, с детства привык довольствоваться малым, да и в чёрствого и равнодушного себялюбца не превратился — просто, будучи отличным от других, он решил жить как все — вот судьба и отвернулась от него.

Он хотел вернуть к жизни погибшую семью, но, вероятно, не знал нужного заклинания, и у него ничего не вышло. Впервые он потерпел неудачу как волшебник, впервые усомнился в себе и по-настоящему подумал о том, что жизнь — это не только его желания, и даже он, такой могущественный, не застрахован от непоправимых ошибок и несчастий.

Повесив голову, Макс побрёл по дороге, сам не зная куда. Наверное, хотел уйти от горя, от самого себя. Свернул на какую-то тропу, даже не заметив того, и вошёл в лес. Там было тихо, пели весенние птицы, пахло молодой зеленью и цветами.

«Как странно, — подумал Макс, — почему раньше я не замечал, как красив мир? Какой же я ещё слепой! А разве слепой может быть настоящим волшебником?»

Вдруг из-за кустов послышались тихие всхлипывания. Макс остановился удивлённый и испуганный. Он стал осторожно раздвигать руками ветви кустарника — и увидел девушку, совсем молодую, с большими, ясными глазами. Она тоже увидела его и вся сжалась от страха, даже плакать перестала.

— Не бойся меня! — воскликнул Макс и хотел, как и раньше, хвастливо добавить: «Я волшебник!» — но почему-то подумал, что сейчас это прозвучало бы глупо и неуместно. — Скажи, что с тобой случилось, и я постараюсь помочь тебе.

— Меня зовут Марта, — робко произнесла девица. — Моя бедная матушка умерла, и брат выгнал меня из дому, чтобы я даром не ела его хлеб. А я ведь работящая, многое умею, матушка научила меня всему, что знала сама.

Макс собирался было, грудь колесом, заявить, что накажет жестокого брата и заставит холить и лелеять сестру, но сразу осёкся, внезапно взглянув на себя со стороны. И таким пустым и неумным показался он себе, что ему стало стыдно.

— Дай мне руку, — сказал он девушке, и, поскольку она всё ещё боялась его, он сам подошёл к ней, взял её ладонь в свою, и чей-то знакомый, но давно позабытый голос прошептал ему на ухо:

— Пусть будет так, как лучше для всех!

Макс удивился, но понял, что услышал в своём сердце единственное заклинание, каким должен пользоваться добрый волшебник, чтобы оставаться добрым. Он повторил вполголоса эти слова, отпустил руку девушки и пошёл дальше — какая-то сила заставила его продолжать путь. А девушка, боясь оставаться одна, вскочила на ноги и пробежала за ним. Он не звал её с собой, но и не отгонял.

«У неё своя судьба, — подумал он, — пусть делает, что хочет. Мне достаточно того, что она с этой минуты начала приближаться к себе. Я помог ей и готов помогать и далее, но я больше ни сам не намерен идти по чужой дороге, ни заставлять людей восхищённо или завистливо толпиться на моей, мешая мне идти».

А тропа вела всё дальше и дальше, всё глубже в лес. Девушка рассказывала ему о себе, пела песни, шутила, и уныние и горечь выветривались из сердца молодого волшебника. Наконец она сказала:

— Я хочу есть, и жажда меня мучает.

Макс решил было показать ей обычный свой фокус с превращением гнилой деревяшки в кусок мяса, а сидящей на листе улитки — в кружку молока, но тут снова послышался знакомый голос:

— Не забывай, мой мальчик, что ничто не рождается из пустоты. Все вещи, созданные твоим волшебством, на самом деле ты отнимал у кого-то. Посмотри на девушку, которая поверила тебе: хочешь ли ты, чтобы подобный тебе кудесник перенёс её через пространство и время и отдал в руки какому-нибудь разжиревшему богатею только потому, что тот мечтает именно о такой наложнице? Вот чем ты занимался до сих пор — брал себе чужое! Не стыдно ли тебе?

— Стыдно, — ответил Макс. — Но почему раньше ты меня не предупредил? Я узнаю тебя! Ты тот старик, что отдал мне свою силу. Где же ты был до сих пор?

— Я всегда был тобою, мой мальчик. И я не молчал — просто ты не хотел меня слышать. Твои страстишки замкнули тебе слух. А когда судьба отняла у тебя всё, горе обострило твои чувства.

— Но что же мне делать? — воскликнул Макс. — Как же мне и самому насытиться, и накормить эту бедняжку?

И голос ответил ему:

— Недалеко расположена деревня. Там живут не только довольные судьбой, но есть и больные, и несчастные. Ступай туда, помоги им, и, если они достаточно добры, они накормят тебя и твою спутницу и дадут вам ночлег. Разве этого мало тому, кто идёт по пути, выбранному тобой?

Макс так и сделал. В деревне он исцелил двоих стариков и одного ребёнка, лежавшего при смерти, и за это благодарные селяне предоставили ему и Марте хижину и пообещали всегда заботиться о них — лишь бы чудесный лекарь не покидал деревню.

— Как же я устал, — сказал Макс своей спутнице, ложась вечером спать. Никогда не чувствовал такой приятной усталости.

А на утро всё та же таинственная сила погнала его дальше. Но и девушка, сколько он ни уговаривал её остаться, пошла вместе с ним.

Так они и ходили от деревни к деревне, исцеляя больных и делая несчастных счастливыми, ничего не требуя взамен.

Прошло несколько лет. Макс ослаб настолько, что еле передвигал ноги. Ведь здоровье и счастье, которыми он одаривал других, исходили из его души и тела, он отдавал людям самого себя.

Тогда они с Мартой вернулись в ту деревню, откуда начали свой нелёгкий путь, и поселились в подаренной им лачуге. К ним приходили соседи и жители других деревень, приносили им больных, приводили несчастных и просили мудрого совета, а взамен оставляли в хижине обильные подношения, которые Марта разносила по домам бедняков.

Когда же Макс одряхлел настолько, что не мог даже руку поднять, его спутница выведала у него секрет волшебства — он был бессилен даже скрывать от неё свои тайны. И вот она, трижды погладив его по голове, произнесла заклинание — и Макс умер, как и тот старик, когда-то отдавший ему свою силу, а Марта стала волшебницей и продолжила его дело.

Жаль, что этим путём идут немногие. Слишком мало в мире добрых волшебников, что и понятно: кому охота не продавать свою жизнь за деньги и почести, а отдавать её просто так, надеясь лишь на доброту людей?

Двухголовые люди часто оказываются двуликими или выдумкой да денежным проектом. В истории было несколько таких фигур, но такие подробности, как родители, место жительства, время и почему их черепа исчезли, остаются тайной. Однозначно можно сказать только то, что рассказы быстро искажаются и обрастают слухами. Начнем с того, как подавали такие легенды в прошлом, и узнаем, возможен ли вообще такой феномен в жизни?

Паскуаль Пиньон

Он родился в Мексике в конце ХIX века сразу с двумя головами: в утробе матери (о ней ни слова) два брата-близнеца создали некий симбиоз. Маленькая шевелила губами, корчила разные гримасы, улыбалась, оголяя красивые ровные зубы, — видимо, у нее и щетка была своя, и отдельный прайс у дантиста. Предупреждала ли она Паскуаля о низких дверных проемах или просила аккуратнее натирать голову мылом, а то глаза защиплет — он не отвечал. Зато когда Пиньон выпивал — его второе лицо плевалось, кривлялось и выражало негодование. Похмелье было общим.

Сам Паскуаль работал (выберите свой вариант) на железной дороге, рудниках или был заперт местными в доме, так как его считали чертом, бесом и еще кем-то связанным с дьяволом. Он так бы и остался неизвестным, если бы слух о необыкновенном человеке не дошел до импресарио из Сан-Диего по имени Джон Шайдлер. У которого хоть и была одна голова, но варила она по капиталистическим меркам за двоих — он решил заполучить уникального фрика для своего шапито на Западном побережье.

Прибыв в Мексику, он обнаружил, что местные и знать не знали о двухголовом соседе, ворчали и отказывались от сотрудничества с организатором. Оказалось, что Пинона держали взаперти как оберег от злых сил. Джон настучал, заплатил или убедил красноречием кого надо. Правдами и неправдами «монстра» выпустили на свободу.

Расчеты Джона Шайдлера оказались верны, Пиньон «сделал ему кассу» в шоу, ставшем безумно популярным. Когда мексиканец первый раз появился перед публикой в 1927 году в цилиндре, то люди ахнули: из отверстия в шляпе на них смотрело второе лицо и корчило гримасы, шевелило губами. Вот только слов не было слышно.

После цирка у мексиканца развились экстрасенсорные способности (кто бы сомневался), и он принялся за лечение людей. Так он заработал целое состояние и провел остаток жизни в хорошем особняке. Около дома он положил большую шляпу, чтобы проходящие мимо люди бросали в нее деньги и загадывали желания. Прожил Пиньон недолго —  умер в возрасте 40 лет из-за болезни. Сначала недуг одолел его маленькую голову, которая высохла. Позже на тот свет ушел и сам Паскуаль.

Поверили? Пиарщики того времени креативили как умели, били по суевериям, необразованности масс и показывали чудо. На деле же не было никакой второй головы, а лишь доброкачественная опухоль внушительных размеров. Промоутер пригласил Пиньона в свое шоу уродов, где ему сделали фальшивое лицо из воска поверх опухоли. В некоторых сообщениях говорится, что под опухоль поместили серебряную форму, что вряд ли могла осуществить медицина того времени. После нескольких лет гастролей менеджер цирка заплатил за удаление отростка, и Пиньон вернулся в Техас.

Эдвард Мордейк

Очередной персонаж городской легенды, имеющий схожесть с Волан-де-Мортом, якобы являлся наследником одной из самых влиятельных семей Англии. Все знакомые отзывались о нем как о ярком человеке. Друзья говорили, что он был одарен божьей благосклонностью, а еще хорошо играл на разных музыкальных инструментах. Те, кто был знаком с Эдвардом Мордейком, рассказывали, что он обладал очень красивым лицом, но только спереди. Сзади, на затылке, он имел другое лицо, которое словно источало зло и было весьма уродливо.

Никто никогда не слышал, чтобы второе лицо произносило звуки или употребляло пищу, а спал Эдвард, очевидно, на боку. Но про позы он не рассказывал, а клялся, что лицо №2 вечно бубнит что-то себе под нос на бесовском диалекте. Без всяких компромиссов и диалога он пробовал решить проблему — просил хирургов удалить затылочного самозванца, но врачи так и не взялись за операцию. И, конечно же, самая влиятельная семья Англии не смогла убедить медиков в обратном.

В возрасте 23 лет Эдвард, будучи очень гибким, выстрелил в свое второе лицо и погиб. В предсмертной записке он просил до похорон удалить «демоническое» лицо, чтобы «оно не продолжало свой ужасный шепот в могиле». Исполнили ли врачи его просьбу, никто не знает. А вот вторая просьба мужчины была исполнена: его похоронили на пустыре без надгробия, что очень хорошо ложится в мистическую историю.

Конечно же, подлинность этой истории не подтверждена. Первое упоминание о Мордейке появилось в 1985 году в статье «Бостон-пост», автором которой был писатель-фантаст. Автор описывает врожденное уродство Эдварда, основываясь на отчетах некого Королевского научного общества. Ясное дело, такого общества не существовало, а сама статья сегодня расценивается как выдумка для привлечения читателей.

А что же тогда на фото, спросите вы, которое почему-то начало жить в интернете с 2007-го. Несмотря на «винтажный» вид изображения, его выдает разрешение и четкость. Снимок, вероятнее всего, сделан с современной восковой фигуры и был размещен для привлечения внимания к выставке.

Чанг Тцу Пинг

Вот китаец и его близнец-паразит, проросший у него на лице в виде волосатой макушки и рта с зубами (тоже белоснежными). Кстати, губы шевелились у обоих, но лишь тогда, когда говорил сам Пинг. В отличие от вышеупомянутых героев, его второе лицо не претендовало на самостоятельность, ночью не шептало и в местных не плевалось. Отец хотел убить его еще младенцем, сам он прятал лицо за платком, а его договорной брак распался — невеста, впервые увидев его, сбежала. (Он рассчитывал, что она ничего не заметит?)

По слухам, американцы таки удалили второе лицо, хотя на сохранившемся видео, подлинность которого тоже сомнительна, фигурирует китайский госпиталь. Кто бы ни лечил парня, документальных подтверждений этому, казалось бы, свежему случаю нет. Вся движуха вокруг китайца началась в 80-х, и, вспоминая Терминатора, ясно, что спецэффекты уже тогда могли творить чудеса. После операции он якобы вернулся в родную деревню и прожил там всю оставшуюся жизнь.

Сестры Хенсель

Однако появление на свет двуглавых людей все же возможно. Сиамские близнецы с разными аномалиями рождаются по всему миру. Если говорить о двух головах, то есть один хороший пример — Эбби и Бриттани Хенсель. Это близнецы-дицефалы: они имеют общий торс, две руки, две ноги, два сердца и три легких, но при этом каждая контролирует свою половину туловища. Сестры родились в 1990 году в штате Миннесота, США. Несмотря на сложности, Эбби и Бриттани в совершенстве овладели своим телом, научились ходить и теперь стараются жить полноценной жизнью.

Они остались жить в родном городе, но с детства их окружала вниманием пресса. В 1996 году их история была показана в эфире шоу Опры Уинфри, в 2006-м — на телеканале The Learning Channel. В течение 2012-го сестры Хенсель выпускали собственное реалити-шоу и получили степень бакалавра, они обе умеют управлять автомобилем. В настоящий момент Хенсель работают учительницами и получают одну зарплату на двоих. В интервью Эбби и Бриттани не раз признавались, что однажды мечтают выйти замуж и родить детей.


Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Готовый читательский дневник Черная курица или подземные жители для 4 класса. В дневнике есть краткое содержание, главные герои, рисунок и читательский отзыв.

Черная курица или подземные жители

Кратчайшее содержание повести «Черная курица, или подземные жители» для читательского дневника (А. Погорельский)

Антоний Погорельский

Жанр: Сказка

Слушать

  • Главные герои:
  • Алеша — мальчик лет девяти-десяти, добрый и отзывчивый.
  • Чернушка — волшебная курица.

Эта история произошла в 80-х годах VIII века. Ученик петербургского пансиона по имени Алеша скучает по родителям и в свободное время кормит куриц. А за одну из них, которую звали Чернушка, он даже заплатил золотой империал кухарке, чтобы та не варила из этой хохлатки суп.

Однажды черная курочка привела Алешу в подземный мир, где живут человечки ростом тридцать пять сантиметров. Выяснилось, что она занимает должность министра этого странного государства, поэтому король страны был премного благодарен Алеше за то, что он спас жизнь Чернушки. Мальчику дали волшебное конопляное семечко и наградили способностью знать все уроки без траты времени на их изучение.

Правда, Алеша не должен был никому об этом сообщать, а если он нарушит условие, то подземным жителям придется переселяться в другие места.

Алеша стал лучшим учеником, но его добрый нрав испортился. Однажды он потерял заветное семечко и не смог ответить урок. А когда он получил свой талисман обратно, его пообещали наказать, если он не расскажет правду. Мальчик испугался и все рассказал, а потом узнал от Чернушки, что население подземного королевства уходит с обжитых мест.

Алеша впал в горячку, из которой вышел только спустя полтора месяца. Никто не стал ему напоминать об этой истории, и он снова стал прилежным учеником, но благодаря своим способностям, а не колдовству.

Что понравилось:

Эта замечательная волшебная история о том, что за доброту можно получить большую награду, но при этом нужно всегда держать свое слово, не предавать доверяющих тебе лиц и не злоупотреблять драгоценным даром, а зарабатывать почет и уважение собственным упорным трудом.

Рисунок:

Кратчайшее содержание повести «Черная курица, или подземные жители» для читательского дневника (А. Погорельский)

Кратчайшее содержание повести «Черная курица, или подземные жители» для читательского дневника (А. Погорельский)

«Черная курица или подземные жители»: краткий пересказ повести А. Погорельского

Повесть «Черная курица или подземные жители» А. Погорельского, краткое содержание которой вы здесь прочтете — не простая побасенка. Это первое авторское произведение для детей в России.

Повесть была написана в 1826 году. Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский — литературный псевдоним) сочинил ее для своего родственника из рода Толстых, приходившегося ему племянником.

Позже мальчик сам стал писателем.

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

  • Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
  • Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
  • Кухарка в закрытом учебном заведении;
  • Учитель.

Очень краткий пересказ

Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка — подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.

Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду.

И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал.

В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.

Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно.

Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок.

Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.

Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.

Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.

Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.

Краткое содержание повести

О главных героях

алеша вполне хорошо жил и учился в закрытом учебном заведении для мальчиков – круглосуточном пансионе.

но семья мальчика находилась далеко от санкт-петербурга, поэтому в субботу-воскресенье, на праздники или во время каникул, когда остальные ученики ехали домой к родителям, он оставался один.

тогда он читал рыцарские романы, а гулять ходил на птичий двор пансиона, где играл с курочками. его любимицей была хохлатая чернушка, прозванная так за черный цвет перьев.

перед рождеством женщина, работавшая на кухне, решила приготовить к празднику курятину. кухарка стала выбирать себе жертву, и ею стала чернушка, ведь она не снесла ни одного яйца.

но алеша отговорил женщину убивать его друга, заплатив ей империал. это был старинный золотой, подаренный ему бабушкой.

так он спас чернушке жизнь, а курица, словно поняв это, не отходила от алеши ни на шаг, словно пытаясь с ним заговорить.

первая попытка пройти в подземное королевство

однажды мальчик не мог заснуть, и тут кто-то позвал его. он стал искать источник голоса и под кроватью увидел чернушку. она заговорила с ним и позвала за собой.

дорогу во тьме освещали ее горящие глаза, а запертые двери она открывала, хлопнув крыльями. так они вышли из спальни, пересекли залу и зашли в помещение, где жили старушки-голландки.

чернушка приказала вести себя очень тихо и ничего не трогать. у голландок была кошка и норовистый попугайчик.

алеша любил животных, и ему захотелось приласкать кошку. она внезапно заорала, а проснувшаяся птица тоже завопила во все горло «дуррак!» ее крик превратил рыцарские латы, висевшие на стене, в настоящих воинов. они стали нападать на курицу с алешей. но чернушка внезапно увеличилась в размерах и храбро оборонялась. а вот мальчик от страха упал в обморок.

другой мир

на следующую ночь курица опять явилась за алешей. на этот раз он вел себя разумно, и они без приключений спустились в подземелье. препроводив ребенка в богато убранную залу с маленьким золотым троном, курица ушла. вдруг все вокруг наполнилось крохотными людьми в нарядных костюмах. они выстроились возле трона, на который воссел человечек с золотой короной на голове.

он стал восхвалять главного героя повести за то, что он вырвал из рук «жестокой и неизбежной смерти» премьер-министра. в подошедшем придворном в черных одеждах, с красным головным убором, алеша внезапно увидел знакомые черты. да это же курица, его друг!

монарх решил наградить алешу и сказал, что исполнит какое-нибудь его желание. и как уже упоминалось в очень кратком пересказе повести «черная курица или подземные жители», герой выбрал безошибочно отвечать на уроке, при этом совсем не раскрывая учебника.

правитель дал ему заколдованное зернышко конопли – пока оно будет с ним, правильный ответ так и будет отскакивать от зубов. однако при одном условии: мальчик ни одной живой душе не имеет права говорить о том, что здесь видел, иначе всем без исключения обитателям подземного мира придется несладко.

новый алеша

на другой день стало ясно, что семя конопли работает. теперь мальчик смог забросить учебу и целый день проводить в играх. но постепенно характер алеши стал портиться. он стал капризным, заносчивым, все чаще смеялся над своими товарищами, которым учеба давалась не так легко.

Кратчайшее содержание повести «Черная курица, или подземные жители» для читательского дневника (А. Погорельский)алеша — всезнайка

но настал роковой день, когда зернышко пропало. утратив знания, алеша не смог сказать ни слова в ответ на вопрос учителя. тот запер его в комнате, чтобы он выучил 20 страниц учебника. ночью к нему пришел премьер-министр чернушка, сетуя, что ребенок изменился не в лучшую сторону. тот пообещал исправиться, но умолял найти волшебную вещицу.

просьба была выполнена, и наутро наш герой продекламировал все заданное, слово в слово. учителю же алеша заявил, что ему хватило одного утра все это зазубрить.

однако одноклассники выдали его, закричав, что он ни одного учебника не открыл. тогда наставник пришел в ярость, решив, что шалун просто капризничал и потому не захотел накануне отвечать урок.

поэтому он решил его наказать и взялся за розги.

алеша был не храброго десятка. в надежде отвратить порку, он рассказал все – о чернушке, волшебном зернышке и, само собой, подземном мире, в котором побывал. но от такого рассказа учитель еще больше разозлился, сочтя его глупой выдумкой. мальчик все равно был наказан.

ночью к алеше явилась чернушка. на руках маленького человечка мальчик увидел кандалы. чернушка сказала, что он теперь будет их носить вечно, а весь подземный народ вынужден теперь этот край и уйти в изгнание. премьер-министр сказал, что ему будет легче терпеть наказание, если мальчик исправится.

наутро от переживаний наш герой даже захворал. целых полтора месяца он лежал с температурой, но все же выкарабкался и заметил одну странность: ни учителя, ни одноклассники не вспоминали о чудесном рассказе алеши о чернушке.

мальчик даже подумал – а действительно ли с ним все это произошло или это был горячечный бред? он стал учиться с прежней прилежностью и вскоре вновь завоевал расположение учителей и любовь сверстников.

однако больше никогда не увидел чернушки.

Кратчайшее содержание повести «Черная курица, или подземные жители» для читательского дневника (А. Погорельский)алеша прощается с чернушкой

основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»

  • Антоний Погорельский.
  • Название: «Чёрная курица, или Подземные жители».
  • Число страниц: 45.
  • Жанр произведения: сказка.
  • Главные герои: мальчик Алёша, курочка Чернушка.
  • Второстепенные герои: Подземный король, Учитель.

Характеристика главных героев:

  1. Алёша — мечтательный, одинокий и ветреный мальчик.
  2. Подружился с Чернушкой и стал хорошо знать уроки, но потом всё изменилось.
  3. Чернушка — курица, которая умела говорить и была министром.
  4. Добрая и отзывчивая, но строгая.

Характеристика второстепенных героев:

Король — добрый, мудрый и благодарный.

Наделил Алёшу особым даром.

Учитель — строгий, даже жёсткий. Считал, что мальчик его обманывает.

Краткое содержание сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»

  • Алёша учился в мужском пансионате и был на хорошем счету.
  • Но по выходным он оставался один, ведь его родители жили далеко.
  • Он подружился с курами, которые водились на хоздворе.
  • Особенно он любил курочку Чернушку.
  • Однажды в пансионате намечался праздник, и кухарка хотела зарезать Чернушку, но мальчик её спас, отдав женщине золотую монету.
  • Ночью к мальчику явилась эта самая курочка и приказала Алёше тихо следовать за ней.
  • Но мальчик нашумел, и поход сорвался.
  • На следующую ночь Алёша уже тихо следовал за Чернушкой.
  • Курица привела мальчика во дворец, где его поблагодарил сам Подземный король за то, что он спас от гибели министра.
  • Король дал Алёше конопляное зерно и попросил никому не рассказывать ничего.
  • Какое-то время Алёша не видел курочку.
  • Мальчик знал всё уроки, но поведение его стало плохим.
  • Он поссорился с друзьями, а учитель стал считать его обманщиком.
  • Когда учитель решил высечь мальчика, Алёша от страха рассказал про подземный мир.
  • Его всё равно высекли.
  • А жители подземелья ушли.
  • В эту ночь к мальчику приходит Чернушка и прощается с ним.
  • После длительной болезни Алёша начинает хорошо учиться и даже подаёт пример для других.

План сказки:

  1. В мужском пансионе.
  2. Выходные в одиночестве.
  3. Любимая курочка Чернушка.
  4. Спасение курицы.
  5. Неудачный поход.
  6. Подземный дворец.
  7. Волшебная семечка.
  8. Чудеса на уроках.
  9. Изменение характера.
  10. Розги.
  11. Раскрытая тайна.
  12. Прощание с Чернушкой.

Основная мысль произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Главная мысль сказки заключается в том, что человек начинает плохо вести себя тогда, когда получает всё даром.

Основная идея сказки в том, что нужно уметь сдерживать слово и отвечать за поступки.

Чему учит произведение

  1. Сказка учит ценить то, что уже имеешь.
  2. Учит держать слово, нести ответственность за свои поступки.
  3. Учит не зазнаваться и не гордиться, быть скромным и честным.
  4. Учит быть послушным, добрым и умным.

Краткий отзыв о сказке «Чёрная курица, или Подземные жители» для читательского дневника

  • Прочитав эту сказку, я была поражена волшебной историей, которая случилась с обычным мальчиком.
  • Герой был одинок и несчастен, но помог курице и обрёл настоящего друга.
  • Но мальчик плохо распорядился подаренным семечком.
  • Он стал недобрым, хвастливым, заносчивым.
  • Он потерял товарищей, с которыми учился.
  • Его невзлюбил учитель.
  • И самое плохое, мальчик выдал доверенную ему тайну.
  • Это привело к трагичным последствиям для жителей подземного городка.
  • Повесть очень интересная, поучительная, читается на одном дыхании.
  • Автору удалось придумать сказочную историю, действие которой разворачивается в самом обычном, не волшебном городе.
  • Несмотря ни на что мне нравится Алёша.
  • Он был добрым мальчиком и снова стал им, когда понял свои ошибки.
  • Получил жестокий урок, но сделал верные выводы.
  • И может быть, когда-нибудь снова встретится с Чернушкой.
  • Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, всегда ли правильно мы поступаем с товарищами и учителями.
  • Не ведём ли мы себя эгоистично по отношению к ним.
  • Ведь только осознав свои недостатки, их можно исправить.

Пословицы к произведению:

  • Плохой поступок к хорошему не приведёт.
  • Один дурной поступок порождает другой.
  • Где много слов, там мало дел.
  • Слово давать, так слово держать.
  • Один нагрешил, а все отвечают.

Словарь неизвестных слов:

  • Пансион — учебное заведение с общежитием.
  • Аршин — мера длины.
  • Розги — пучок веток ивы или берёзы.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Господин король! Я не могу принять на свой счёт того, чего никогда не делал.

Третьего дня я имел счастие избавить от смерти не министра вашего, а чёрную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца…

— Что ты говоришь? — прервал его с гневом король.

  1. — Мой министр — не курица, а заслуженный чиновник!
  2. Тут подошёл министр ближе, и Алёша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.
  3. Он очень обрадовался и попросил у короля извинения, хотя никак не мог понять, что это значит.

Ещё читательские дневники по произведениям Антония Погорельского:

  • «Посетитель магика»
  • «Монастырка»

Библиотека произведений автора пополняется.

«Чёрная курица, или Подземные жители» — краткое содержание и пересказ сказочной повести А. Погорельского

Здесь даны основные сведения о сказочной повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказочной повести.

Краткие сведения о произведении

Сказочную повесть для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский написал в 1825–1826 годах, а издана она была в 1829 году. Эта волшебная сказка о мальчике Алёше и удивительном маленьком народе, живущем в подземном королевстве.

Главные герои сказочной повести

  • Алёша — добрый мальчик лет 9–10, превратившийся в лентяя и гордеца и потом исправившийся.
  • Чернушка — главный министр подземного короля, принимающий на земле облик курицы.

Другие персонажи

  • Король — добрый властелин подземного королевства, наградивший Алёшу за спасение главного министра.
  • Учитель — строгий человек.
  • Кухарка — бранчливая, сердитая женщина.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Алёша учился в пансионе. Однажды он спас от гибели курочку Чернушку, кода её хотела зарезать кухарка. Ночью курочка повела мальчика в подземное королевство. Там жили маленькие человечки. Их главный министр, появляясь наверху, принимал облик курицы Чернушки.

Король спросил у Алёши, какую он хочет награду за спасение министра. Мальчик пожелал, чтобы он всегда знал уроки, не уча их. Король подарил ему конопляное семечко, которое будет помогать в этом. Он предупредил Алёшу, чтобы никому не говорил о подземном королевстве, иначе все его жители покинут это место.

Алёша стал лучшим учеником и зазнался. Однажды он не смог ответить урок, потому что потерял семечко. Главный министр возвратил его Алёше. На следующий день мальчик отлично ответил урок.

Нечаянно он проговорился учителю о подземном королевстве. Пришлось маленьким человечкам уйти из здешних мест. Алёша от огорчения заболел. Когда он выздоровел, то утратил умение отвечать урок, не выучив его. Зато он перестал зазнаваться и стал прилежным учеником.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Действие повести происходит 1780-х годах. Алёша, которому лет 9–10, обучался в пансионе в городе Санкт-Петербурге. Каникулы ему приходилось проводить там же, потому что родители жили очень далеко.

Мальчик любил кормить куриц, которых содержали при кухне. Особенно нравилась ему Чернушка. Когда кухарка хотела зарезать её, Алёша попросил не делать этого и подарил кухарке империал (золотую монету).

Ночью Чернушка привела своего спасителя в подземное королевство. Там жили человечки ростом в пол-аршина (примерно 35 см). Их король поблагодарил мальчика за спасение главного министра, который появляясь на поверхности, умел превращаться в курицу.

Король спросил Алёшу, какую награду он желает. Мальчик пожелал не учить уроки, но всегда знать их. Король подарил ему конопляное семечко, которое будет помогать в этом. Король предупредил Алёшу, чтобы он никому не говорил о подземном королевстве, иначе его жителям придётся уйти в другие страны.

Благодаря семечку Алёша стал лучшим учеником и сильно зазнался. Однажды он потерял семечко и не смог ответить урок. Ночью Чернушка (уже в человеческом облике) возвратила мальчику семечко.

На следующий день Алёша снова отлично отвечал урок. Учитель посчитал, что вчера он не стал отвечать из-за упрямства. Чтобы не быть наказанным розгами, Алёша хотел объяснить, почему не мог вчера ответить урок, и проговорился о подземном королевстве. Учитель не поверил в это, и Алёшу высекли.

Ночью пришёл министр Чернушка и сказал, что из-за того, что Алёша не сохранил тайну, подземные жители уходят в другое место, а его заковали в кандалы. Алёша с ужасом увидел на руках Чернушки кандалы. Утром Алёшу нашли без сознания. Он заболел и выздоровел через 6 недель. Стал Алёша добрым и прилежным, хотя утратил волшебную способность отвечать урок, не выучив его.

Заключение к краткому пересказу

В сказочной повести А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» раскрыты темы:

  • зазнайство;
  • робость, трусость;
  • верность данному слову.
  • Основная мысль (идея) сказочной повести «Чёрная курица, или Подземные жители»: нужно выполнять обещания и отвечать за свои поступки.
  • Сказка учит всего в жизни добиваться старанием и трудом.
  • Краткое содержание сказочной повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание сказки «Черная курица или подземные жители»

Сказку «Черная курица или подземные жители» Погорельский Антоний (А. А. Петровский) написал в 1829 году. Она стала первым авторским литературным произведением для детей на русском языке. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Черной курицы или подземных жителей» в разных вариантах.

В рассказе прослеживается мотив «двойничества» – произведение имеет волшебную (фантастическую) и реалистическую линии повествования. Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, заполнить читательский дневник.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Алеша – мальчик 9–10 лет, «умненький, миленький, учился хорошо». Родители его жили далеко, два года назад привезли мальчика в Петербург и отдали учиться в пансион.
  • Чернушка – курочка со двора пансиона, министр.

Другие персонажи:

  • Король.
  • Учитель в пансионе.

«Черная курица или подземные жители» сокращенно

Краткое содержание Черная курица для читательского дневника:

Мальчик Алеша уже в течение двух лет живет в мужском пансионе вдали от родителей и чувствует себя одиноким. По выходным мальчик часто играет с черной курицей, а однажды, когда кухарка хотела зарубить ее, он убедил женщину не делать этого.

Ночью к нему в спальню пришла Чернушка и повела мальчугана под землю в странный город, где она была министром. По дороге мальчик видел различные чудеса. Король подземных жителей подарил мальчугану просяное зернышко, имея которое можно никогда не делать уроков, но всякий раз все знать назубок. При этом мальчика предупредили, что он все случившееся с ним должен держать в строжайшей тайне.

После этого Алеша очень изменился, стал заносчивым и шаловливым и растерял всех своих друзей. И однажды учитель наказал его, и мальчик, сильно испугавшись, рассказал о волшебном зернышке.

  • Ночью он вновь увидел Чернушку в последний раз, поскольку теперь подземные жители должны были покинуть свой город, потому что их тайна стала известна.
  • Алеша вновь стал послушным, добрым мальчиком и вновь приобрел друзей в пансионе.
  • Вывод

Получив зернышко, Алеша изменился в худшую сторону, а утратив волшебную силу, вновь стал хорошим. Получается, что волшебство не всегда идет на пользу людям.

Короткий пересказ «Черной курицы или подземных жителей»

Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге.  Главный герой повести — юный дворянин Алеша, мальчик 9–10 лет. Он живет и учится в пансионе для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отдали сына в пансион и больше не виделись с ним. Сначала мальчик сильно скучал, но со временем привык к разлуке.

Алеша является добрым, умным и скромным мальчиком, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, окружающие любят его. На досуге Алеша любит читать рыцарские романы, ему нравится фантазировать о давних временах и рыцарских замках, он верит в существование волшебниц.

Также в свободное время Алеше нравится кормить курочек, которые живут во дворе. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Мальчику особенно нравится черная курочка Чернушка. Сама курочка тоже очень ласкова с ним.

Однажды кухарка решает пустить Чернушку на обед. Добрый мальчик отдает кухарке все свои деньги, и та отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь любимой курочке. Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом.

Однажды она ведет Алешу в сказочное Подземное королевство. В этом королевстве Чернушка занимает важную должность — должность главного министра короля. Сам король благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки и чтобы при этом он всегда отвечал на отлично.

Король исполняет желание: он вручает Алеше волшебное конопляное зернышко; это зернышко позволит ему всегда быть готовым к урокам. При этом Чернушка и король просят Алешу никому не говорить о Подземном королевстве. Если мальчик проговорится, подземные жители должны будут покинуть эти места и уйти куда-то далеко. Алеша обещает хранить секрет.

С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отвечает на отлично. Он становится лучшим учеником в пансионе, о нем узнает весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его хвалят незаслуженно. Со временем он привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и непослушного мальчика, с которым никто не хочет дружить.

Однажды учитель задает ему выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на зернышко. Однако на занятии он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко.

Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зернышко, но просит его вести себя скромнее. Однако Алеша не спешит меняться: он снова не готовится к уроку и утром отлично рассказывает 20 страниц.

Учитель требует от него объяснений.

Забыв об обещании, Алеша рассказывает о Подземном королевстве. Учитель не верит в эту “сказку” и наказывает мальчика розгами. В этот день Алеша снова теряет волшебное зернышко, на этот раз навсегда.

  Тем временем по вине Алеши все подземные жители покидают свои жилища, грузят повозки и уходят в далекие края. Король наказывает министра-Чернушку за доверие Алеше — сковывает ему руки золотыми цепями.

На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку и то горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит прощения у Чернушки.

На прощание та просит его об одном – стать прежним. На утро у Алеши случается сильная горячка. Через несколько недель он выздоравливает.

Теперь, без волшебного зернышка, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.

Пример сочинения на тему «Черная курица» по А. Погорельскому.

Сюжет сказки «Черная курица» с цитатами

Сказка «Черная курица или подземные жители» краткое содержание:

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.

Рядом со зданием пансиона был большой двор. Алеше нравилось гулять там и кормить курочек, а особенно черную хохлатую, «названную Чернушкою», которая даже разрешала себя гладить.

Как-то во время зимних каникул кухарка собиралась поймать и убить Чернушку, так как та не несла яиц. Чтобы спасти курочку, мальчик отдал кухарке «все его имение» – золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка весь день ходила за Алешей по двору, будто хотела ему что-то сказать.

Ночью Алеша не спал. Неожиданно в его комнате появилась Чернушка и позвала пойти с ней. Курочка повела его через комнаты старух-голландок, также живших в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка. Мальчик позвал кошку, она неожиданно замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали.

Курочка сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка повела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой двери из желтой меди. Стоявшие у стен два рыцаря набросились на Чернушку, и курочка начала с ними сражаться. Алеша упал в обморок.

Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.

Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались – оказалось, что это были пустые латы.

Они вошли в большую залу. Чернушка оставила Алешу одного. Неожиданно из боковой двери «вошло множество маленьких людей в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек с величественною осанкою, на голове с венцом». Алеша догадался, что это был король.

Король поблагодарил мальчика за то, что тот спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», указав на маленького человечка, одетого во все черное с малиновой шапочкой. В нем мальчик узнал свою Чернушку.

Король сказал, что мальчик может попросить у него любую награду. Алеша попросил первое, что пришло в голову, – чтобы он всегда знал урок, который ему задали.

Король дал мальчику конопляное семечко, но попросил никому о них не рассказывать.

Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное зернышко. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеше же «совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Чернушка все это время не появлялась.

Однако вскоре Алеша начал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «сделался гордый и непослушный», «страшный шалун».

Чтобы проучить мальчика, учитель задал ему выучить 20 страниц. Алеша же на этот раз шалил еще сильнее. Но на следующий день мальчик не обнаружил зернышка в кармане и не смог ничего рассказать на уроке.

В наказание учитель запер Алешу, пока он все не выучит.

Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.

Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать – распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.

Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.

Видео краткое содержание Черная курица или подземные жители

Антоний Погорельский написал сказку «Черная курица или подземные жители» для своего племянника – будущего писателя Алексея Толстого. Исследователи литературы прослеживают в произведении тему инициации, прохождения героем испытаний для получения определенного морально-этического опыта.

Погорельский А. “Черная курица или подземные жители” Читательский дневник, краткое содержание

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Погорельский — Чёрная курица, или Подземные жители

Произведение «Чёрная курица, или подземные жители», созданное русским писателем Антонием Погорельским, повествует о том, какие чудесные события происходили в жизни простого гимназиста.

Алёша хорошо учился и ладил с учителями и своими сверстниками. Мальчик привязался к курице, которая была вся чёрная. Вот однажды он спас свою любимицу, выкупил её жизнь у кухарки на золотую монетку. Вскоре после этого случая он узнал, что Чернушка — это не простая птица, а житель подземного царства.

Однажды курочка повела Алёшу к себе в гости и попросила его вести себя тихо. Только мальчик по дороге не смог сдержаться и вскрикнул от восторга. Он разбудил стражников, охранявших вход в подземное царство. Пришлось Чернушке сражаться с ними. Алёша лишился чувств и очнулся в своей постели. Мальчик ждал следующего раза, когда курочка снова его пригласит его в гости.

Через некоторое время мальчик и курочка сумели дойти до подземного царства. Король той страны подарил мальчику волшебное зерно за то, что Алёша спас Чернушку от гибели. Это зерно позволяло хорошо рассказывать задание на уроке, даже если его не выучишь. Король попросил мальчика никому не выдавать секрет подземного царства.

С того случая Алёша стал учиться отлично благодаря подарку. Но вскоре он забыл, кому обязан своей отличной учёбой, стал свысока смотреть на неудачи товарищей. Из доброго и усидчивого ученика он превратился в гордого шалунишку.

  “Свадьба Фигаро” – краткое содержание оперы В.А. Моцарта

Вот в один из дней Алёша не смог ответить домашнее задание, потому что его не выучил, а волшебное зерно потерял. Чтобы оправдаться перед учителем, мальчик рассказал о подземном царстве. Преподаватель не поверил словам проказника.

А вскоре Алёша узнал, что из-за того, что тайна подземного царства раскрыта, всем его жителям пришлось уйти из родных мест. После этого известия мальчик с горя тяжело заболел. А когда выздоровел, то снова стал добрым и прилежным. Алёша сам стал учить все уроки.

Автор доказывает своим читателям простую истину, что только трудом добьёшься успеха.

Сюжет — краткое содержание

  • Мальчик Алеша учится в пансионате и однажды спасает черную курицу от кухарки.
  • Курица ведет Алешу в подземный мир, где превращается в элегантного человечка, министра подземной страны.
  • Король подземной страны дарит Алеше волшебное семечко, которое позволяет не учить уроки, а все знать, даже не открывая книги.
  • Алеша теряет семечко и не может ответить урок, его строго наказывают, а Чернушка возвращает Алеше семечко, предупреждая, что мальчик должен исправиться.
  • Алеша рассказывает тайну подземных жителей, но его все равно секут розгами.

Чернушка говорит, что подземные жители уходят навсегда.

Алеша заболевает, а после болезни становится прежним добрым мальчиком.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Пословицы к произведению

  1. Давши слово, держись, а, не давши, крепись.
  2. Друг познается в беде.
  3. Маленькая ложь за собой большую ведет.

  “Сашка” – краткое содержание повести В.Л. Кондратьева

  • Долг платежом красен.
  • Один в грехе, а все в ответе.
  • Другие читательские дневники

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна.

Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Очень краткий пересказ повести «Черная курица, или Подземные жители»

Главный герой произведения – Алеша, проживающий при пансионе в Санкт-Петербурге вдалеке от своих родителей. Парнишка хорошо учится, дружит с другими ребятами и добродушен по натуре.

Как-то раз ему удается спасти курочку от попадания на кухню, и благодаря этому поступку жизнь мальчика коренным образом меняется. Курочка оказывается не простой, а волшебной. У Алеши с ее подачи появляются невероятные способности.

Однако вместо того, чтобы воспользоваться ими во благо, он постепенно превращается в заносчивого, дерзкого и ленивого подростка. Алеша совершает неблаговидный поступок, но вскоре раскаивается.

Учёба с помощью зёрнышка

В понедельник съехались все ученики и начались классы. Алёша очень боялся урока истории, которую преподавал содержатель пансиона. Мальчик ничего не выучил, но сумел рассказать всё заданное без сокращения и ошибок.

Похвала учителя привела его в смущение, потому что была незаслуженной. В течение нескольких недель Алёша неизменно поражал учителей своими успехами. Его хвалили и ставили в пример товарищам. Мальчик знал, что это не его достижение, и стыдился похвал.

Чернушка не появлялась, хотя Алёша звал её каждую ночь.

Слух о необыкновенных способностях ученика разнёсся по всему Петербургу. Пансион прославился, и многие родители пытались определить туда своих детей, чтобы они стали такие же учёные, как Алёша. Мальчик очень изменился:

  • привык к похвалам;
  • начал важничать перед другими детьми;
  • стал гордым и непослушным.

Учителю надоело плохое поведение строптивого ученика, он стал давать задания в несколько раз больше. Однако мальчик со всем справлялся.

Но однажды, когда его вызвали, он не смог сказать ни слова. Оказалось, что он потерял где-то конопляное семечко. Учитель очень рассердился, велел всё выучить, дал книгу и запер в спальне.

К вечеру Алёша с трудом осилил 2 страницы из заданных 20. Он звал Чернушку и молил её о помощи. Товарищи презрительно смотрели на него.

Заносчивый ученик разозлил их своим поведением, теперь его никто не любил. Ночью появилась курица. Она сказала, что не узнаёт Алёшу, он не похож на того доброго и скромного мальчика, который спас её.

Но бросить спасителя в беде она не могла и вернула ему зёрнышко.

Наутро Алёша блестяще ответил весь урок, чем ещё больше укрепил учителя в уверенности, что вчера мальчик притворялся и поэтому заслуживает наказания. Он велел принести розги. Алёша испугался, заплакал и пообещал исправиться. Детям стало его жалко, и они попросили учителя отменить наказание.

Наставник смилостивился, но велел Алёше рассказать, почему он вчера не мог ответить, а сегодня рассказал всё без ошибки. Тот забыл про обещание и рассказал про рыцарей и подземных жителей.

Учитель страшно рассердился: «Как! — вскричал он с гневом.

— Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня ещё вздумали дурачить, рассказывая сказку о чёрной курице?» и бедного мальчика высекли.

В подземном царстве

Ночью, когда Алёша лежал один в спальне, из-под простыни, свисающей с соседней кровати, показалась чёрная курица и пригласила идти за собой. Она пообещала показать что-то интересное.

Курочка повела его в другое крыло, в спальню старушек, и строго велела ничего не трогать. У старых женщин жили попугай и кошка, которая умела подавать лапу. Проходя мимо кошки, мальчик не удержался и предложил ей руку.

Тут случилось неожиданное:

  • кошка замяукала;
  • попугай закричал;
  • старушки проснулись.

Чернушка быстро вышла в другую дверь, Алёша последовал за ней. Чёрная курица была очень недовольна мальчиком. Он ослушался её и, наверное, разбудил рыцарей. Алёша не понял, о чём Чернушка говорит, но она велела идти за ней.

Спустившись в погреб, они прошли узкими коридорами и оказались в большом зале. По обеим сторонам на стенах висели рыцари с копьями и в доспехах. Чёрная курица направилась к медной двери, но рыцари тут же соскочили со стены и бросились на неё.

Алёша испугался и упал в обморок.

Утром он проснулся в своей постели и подумал, что это был просто сон. За обедом учительша сказала, что чёрная курица пропала. Мальчик испугался, что больше её не увидит.

Но на следующую ночь Чернушка опять появилась и пригласила идти за собой. Мальчик пообещал больше ничего не трогать, и они опять прошли через комнату старушек.

Теперь рыцари не помешали им войти в медную дверь, и они оказались в другом зале, который освещался маленькими свечками. Чернушка оставила Алёшу одного.

Вскоре зал наполнился небольшими людьми в пол-аршина ростом. Они были одеты в военную или гражданскую одежду. Вдруг открылась дверь, и показался король со своей свитой.

На нём была светло-зелёная мантия, обшитая мышиным мехом. Король подозвал к себе мальчика и кратко поблагодарил за спасение своего министра.

Алёша осмотрелся и увидел среди придворных человечка в чёрном, с малиновой шапочкой на голове. Он догадался, что это его любимая курочка.

В награду король предложил исполнить любое желание мальчика. Алёша захотел всегда знать урок, даже если и не учил его. Тогда паж поднёс золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

Мальчик завернул семечко в бумажку и положил в карман.

Король поведал, что пока семечко у Алёши, он всегда будет знать урок, но запретил рассказывать кому-либо о подземных жителях, иначе им всем придётся покинуть это место навсегда.

Отзыв

Знакомство с подземными жителями и подаренное волшебное зернышко стало настоящим испытанием для Алёши. К сожалению, он не оправдал их доверие и предал, рассказав учителю об их существовании. Радует лишь то, что Алёша понял, насколько был неправ, и исправился.

Рисунок-иллюстрация к сказке Чёрная курица, или Подземные жители.

Анализ сказки

Даже краткая аннотация к этой сказке дает понять, что это повесть о дружбе и о чувстве долга, которые должны воспитываться с детства.

Заполняя читательский дневник, школьники прилежно пересказывают сюжет и дают описание героев. Но мало кто задумывается о том, для чего вообще автор рассказал эту историю. А ведь эта повесть на самом деле основана на традиции старинного рыцарского романа. Конечно, важны и характеристика героев, и конкретные события — все это обязательно нужно включать и в план школьного сочинения.

Но смысл сказки в том, что она дает предостережение. Благодаря дружбе с Чернушкой, Алеша узнает, пожалуй, главную мудрость, которая часто звучала в произведениях авторов эпохи романтизма, но не утратила своей актуальности и сегодня. И заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение добиваться всего собственными силами и прилежанием.

В этом состоит основная мысль произведения. Но оно также напоминает нам, что, ошибаясь в выборе между добром и злом, человек всегда подводит своих друзей. Это не всегда можно исправить — так, Алеша не сможет вернуть подземных жителей или снять кандалы с друга. Но у него есть шанс загладить вину, осознав свои ошибки.

Темой сказки стало именно подземное царство, поскольку:

  • Погорельский увлекался популярными в то время сказками братьев Гримм и немецкими народными легендами о гномах и подземных царствах;
  • автор лично знал Гофмана, автора истории о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,

Впрочем, взрослые исследователи изучают текст произведения гораздо серьезнее. Они утверждают, что на самом деле путешествие в подземное царство является обрядом инициации, то есть посвящения Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как мистический персонаж, является проводником чуть ли не в загробный мир.

В некоторых легендах она как раз является посланником Духа Зла. И то, что из-за общения с Чернушкой Алеша все больше погружается в свои фантазии, отдаляясь от реальности, может быть намеком именно на это. Да и сам талисман (заметим, он из конопли — символа дурмана) дает мальчику весьма сомнительные способности, если задуматься.

Жизнь детей в пансионе

Пересказ начинается с описания двухэтажного дома на Васильевском острове, в котором размещался мужской пансион. Наверху жил содержатель пансиона и располагались классы. Внизу была комната, в которой жили 2 древние старушки, видевшие своими глазами ещё Петра I. В другом крыле первого этажа находились спальни для детей.

Мальчик Алёша, с которым произошли все эти невероятные приключения, жил в пансионе постоянно. Это был умный и милый ребёнок, и все его любили. Родители Алёши были очень далеко, и он оставался в пансионе один, когда другие дети уезжали домой на выходные или каникулы.

Учитель разрешал ему выходить во двор погулять. Мальчик подбегал к забору, через дырки смотрел на переулок, пролегавший за оградой, и ждал волшебницу, которая принесёт ему игрушку или письмо из дома. Ещё Алёша любил кормить курочек, бегавших по двору.

Особенно ему нравилась чёрная хохлатая курица, названная Чернушкой.

История создания

Автора сказки — Антония Погорельского — на самом деле звали Алексей Перовский.

А сочинил он эту историю для своего племянника Алеши, которого мы сегодня знаем как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого.

Внимательный читатель наверняка обратит внимание на то, что главного героя сказки зовут так же, как автора и его племянника. Исследователи же подчеркивают, что в сказке есть автобиографические мотивы.

Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей. Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:

  • зловещие двойники;
  • различные мистические преображения;
  • борьба с самим Духом Зла.

А вот «Черную курицу» он сочинил в другом жанре — это волшебная повесть, где реалистичные сцены переплетаются с фантастическими эпизодами.

Причем история эта построена таким образом, что необычные персонажи, которые окружают Алешу, вполне могут быть плодом его воображения — читатель об этом так и не узнает достоверно.

Ведь мальчик очень любит читать, и, как и Дон Кихот Сервантеса, он большой охотник до рыцарских романов и волшебных историй.

Книга была благосклонно принята критиками и пользовалась популярностью у публики. И это неудивительно, поскольку все в ней было основано на понимании того, как дети воспринимают окружающий мир. Недаром великий писатель Толстой говорил, что «Черная курица» была его любимой книгой в детстве.

Повесть была напечатана в детском журнале «Новая детская библиотека» и даже стала своего рода сенсацией.

Издатель Борис Федоров приложил все усилия для того, чтобы Погорельский написал продолжение истории или хотя бы еще что-нибудь в том же духе.

Но будущий основоположник русской фантастической прозы больше для детей не написал ничего, хотя его творчество для взрослых также заслуживает внимания.

Спасение курицы

Однажды в каникулы учитель и его жена готовились к приёму директора училищ. Алёшу отпустили гулять, и он начал приманивать курочек к себе поближе. В это время во двор вышла кухарка с большим ножом.

Мальчик знал, что опять недосчитается кого-то из своих подопечных. Он убежал и спрятался за курятником. Вскоре он услышал, что кричит Чернушка, и ему послышалось: «Алёша, спаси Чернуху!» Мальчик бросился к кухарке и обнял её.

От неожиданности женщина выпустила птицу. Алёша стал умолять не ловить его любимицу.

В награду он предложил кухарке своё единственное богатство — золотой империал. Это был подарок любимой бабушки, и мальчику очень жаль было с ним расставаться. Кухарка убедилась, что их никто не видит, и взяла монету.

  Краткое содержание рассказа «Тихое утро» Ю. П. Казаков

Когда женщина ушла в дом, Чернушка подбежала к Алёше. Она хлопала крыльями, кудахтала, кружилась и, похоже было, что пыталась поблагодарить за спасение.

  • Убедительная просьба как пишется правильно
  • Убеждена как пишется правильно
  • Убедился как пишется и почему
  • У тебя были крылья да ты отвязал их по роману и а гончарова обломов сочинение
  • У тещи за спиной рассказ