У лукоморья кот зеленый читать рассказ

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма! а. с. пушкина.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

    Описание слайда:

    «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
    А. С. Пушкин
    А. С. Пушкин
    «У Лукоморья»

  • 2 слайд

    Что такое поэма Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествоват

    Описание слайда:

    Что такое поэма
    Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, сатирическая, историческая и др.

    Поэма – это большое по объёму произведение, описывающее многих героев, разные события.

    Стих поэмы льётся плавно и свободно, что вызывает эмоциональный отклик у читателей.

    В поэме ясно, что любит автор и к чему относится отрицательно, как он оценивает людей и их поступки.

  • 3 слайд

    С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и

    Описание слайда:

    С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением слушал он сказки, которые рассказывали бабушка и няня поэта, Арина Родионовна.

    Пушкин записал со слов няни несколько народных сказок, среди них была такая: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт».
    Детство

  • 4 слайд

    Жанровое своеобразие поэмы Критики по разному определяли жанр п

    Описание слайда:

    Жанровое своеобразие поэмы
    Критики по разному определяли жанр поэмы Пушкина. Одни называли её шуточной поэмой-сказкой. Другие – произведением, в котором историческое содержание преобладает над сказочным.

    «Руслан и Людмила» — оригинальное произведение, в котором черты волшебной сказки пересекаются с историческими событиями.

    Сюжет поэмы – сказочный, в нём всё дышит молодостью и здоровьем. Даже печальное здесь не печально, а страшное не страшно.

    Поэма разделена не на главы или части, а на «песни». И не даром. В песнях есть рифма. Прислушайтесь, само слово «песнь» звучит ласково, мягко, певуче. В каждой песне рассказана
    удивительная история.

  • 5 слайд

    Пролог «У лукоморья дуб зелёный…» - пролог поэмы. Это вступление. Пу

    Описание слайда:

    Пролог
    «У лукоморья дуб зелёный…» — пролог поэмы. Это вступление. Пушкинские строки пролога переносят нас в сказочный мир, где «учёный кот» выступает в роли сказочника.

    Попробуйте прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Сам автор любуется этой картиной, очаровывая ею и читателя:
    У лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    Идёт направо – песнь заводит,
    Налево – сказку говорит.

  • 6 слайд

    Построение поэмыПоэма «Руслан и Людмила» как бы состоит из нескольких «миро

    Описание слайда:

    Построение поэмы
    Поэма «Руслан и Людмила» как бы состоит из нескольких «миров» (из нескольких «историй»).

    НУЛЕВОЙ МИР – мир Лукоморья. На границе волшебного и не
    волшебного мира живут персонажи Лукоморья, оберегающие вход в
    волшебный мир: дуб, кот учёный, русалки, избушка на курьих ножках.

    ПЕРВЫЙ МИР – мир (история) Финна и Наины.

    ВТОРОЙ МИР – мир Черномора и его брата, история с мечом и
    головой.

    ТРЕТИЙ МИР – мир Руслана и Людмилы.

    ЧЕТВЁРТЫЙ МИР – мир Ратмира, мир любви и покоя.

  • 7 слайд

    Время в поэмеПять миров – это пять разных времён, которые текут по-разному.

    Описание слайда:

    Время в поэме
    Пять миров – это пять разных времён, которые текут по-разному.

    История Лукоморья погружена в вечность: так было и так будет всегда.

    История Финна и Наины – далёкое прошлое, в котором завязываются узелки будущих конфликтов.

    История Руслана и Людмилы – это настоящее поэмы, рассказ о том, что происходит «здесь и теперь».

    История Черномора и его брата – это история пророчества, происхождение волшебства в поэме.

    История Ратмира – это мир идиллического будущего,
    вечной любви и покоя, где время останавливается.

  • 8 слайд

    Сказочные традицииВсе миры в поэме, кроме Лукоморья, сталкиваются между со

    Описание слайда:

    Сказочные традиции
    Все миры в поэме, кроме Лукоморья, сталкиваются между собой. В каждом мире для героев существуют какие-то препятствия, которые они должны преодолевать. Это в традиции волшебной сказки.

    Рассмотрим героев поэмы.

    Руслан, отважный витязь, выдерживает все испытания и побеждает. Он проходит в волшебный мир и возвращается обратно.
    Рогдай стремится к испытаниям, но гибнет в бою. Он не пересекает границу волшебного мира.
    Фарлаф – шут в поэме. Он пересекает границу волшебного мира, но ведёт себя трусливо и смешно. Он вызывает только смех и осуждение.
    Ратмир тоже не выдерживает испытания, но создаёт свой особый мир, мир любви и покоя (в волшебный мир Ратмир не попадает).

  • 9 слайд

    Добро и зло«Руслан и Людмила» - сказочная поэма. Похищение невесты, мотив

    Описание слайда:

    Добро и зло
    «Руслан и Людмила» — сказочная поэма.
    Похищение невесты, мотив соперничества, заколдованное царство, подвиги во имя спасения Людмилы и, наконец, счастливый конец – всё это похоже на сказку. Но внутри сюжета происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

    В произведении всё время описывается битва Добра и Зла. И если в одном мире Зло усиливается (восстали печенеги), то в другом мире усиливается Добро (Финн оживляет Руслана, чтобы он противостоял печенегам).

    Торжество правды над коварством, злобой и насилием –
    вот содержание поэмы.

  • 10 слайд

    Восстановите текст … дочь он выдавал за князя … Руслана А … волк ей

    Описание слайда:

    Восстановите текст

    … дочь он выдавал за князя … Руслана
    А … волк ей верно служит.
    Не ест, не пьёт Руслан …
    Другой – Фарлаф, крикун …
    Воин … средь мечей – Ратмир.
    … князь благословеньем дарует юную чету
    Встаёт … жених
    Волшебник … Черномор, красавиц давний похититель
    Когда Рогдай …

    Подберите эпитеты к персонажам и вставьте их вместо точек
    ЭПИТЕТЫ:
    бурый
    страшный
    смелый
    меньшую
    великий
    неукротимый
    испуганный
    влюблённый
    надменный
    храброго
    скромный

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
«У лукоморья…» 

Похожие материалы

  • Урок по литературе. АС. Пушкина «Цыганы» как романтическая поэма

  • Презентация по литературе «Поэты серебряного века. Игорь Северянин»

  • Рабочая программа по литературе для 9 класса ОВЗ.

  • Презентация на тему «Образ Катерины Кабановой»

  • Презентация по литературе «А. Блок. Незнакомка»

  • Презентация на тему «Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века» (10 класс)

  • Рабочая программа по литературе

  • Презентация по литературе на тему «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449566 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

 

Поздравления
20

ПРИКОЛЬНО
20

vk kopija

OK

instgram

Пародии на стихи Пушкина

Как не увязнуть в рифмах нудных,
Вот Пушкин в этом был хорош —
О, Сколько нам открытий чудных…
Дает простой консервный нож.

***

Какое недоразуменье,
Передо мной явилась ты,
В связи с твоим же появленьем
Завяли в комнате цветы,

И за окном умолкли птички,
И в кране кончилась вода:
Такой уродливой девички
Не видел больше никогда.

Шли годы, и в кошмарах ночью
Ты часто приходила вновь
И говорила долго очень
Про страстную ко мне любовь.

В поту холодном просыпался,
И больше я заснуть не мог,
Я к психиатру обращался,
Мне психтатр не помог.

И вот второе потрясенье,
Опять звяли все цветы,
В то памятное воскресень
Опять явилась, снова ты.

Лежу в больничном отделеньи,
Лекарство мне вгоняют в кровь,
И вызывают отвращенье
И жизнь, и слёзы, и любовь.

***

У лукоморья дуб зелёный
Есть интернет на дубе том
Там виснет в аське кот учёный
Отбросив песни на потом.

Там на неведомых дорожках
Отлично ловит Мегафон
Там в бочке с мёдом Старый мельник
По морю мчится как Гвидон.

Царевна СМС всем пишет
А серый волк свой плеер ищет.
Там царь кощей на сайте чахнет
Там чудный дух там Ролтон пахнет.

***

Я памятник воздвиг себе нерукотворный!
Он беспредельно прост и беспредельно мал.
Удобный очень. Не зеленый и не черный.
По форме и не угол, не овал.
Тропа народная к нему не зарастает.
Тропы то нет: там нечему расти.
Не рушится мой памятник, не тает.
Мне самому к нему неведомы пути.
Воздвиг его я позапрошлым летом.
А в прошлый год я про него забыл.
И беспокоюсь я, вдруг памятника нету?
Быть может я его не возводил?

***

Я Вам пишу….. Вчера — звонила…
Намедни посылала факс…..
Но и слезами крокодила
Я не разжалобила Вас
Когда трясущейся рукою
Я набирала СМС,
Вы изменяли мне с другою,
Пленённый широтой телес…..
Вы смылись не по-джентельменски
В один прекрасный день и час…..
Не даром я бюзгалтер женский
В кармане видела у Вас…..
Я Вас просила. ВСЯ НА НЕРВАХ.
Назад ещё четыре дня:
Хоть каплю совести храня,
Отдайте, своллочь, 200 евро,
Что занимали у меня!…
Но Вы в ответ лишь 10 баксов,
Что стырили из портмане,
Так неожиданно — по факсу! —
Вчера в обед прислали мне…..
Я представляла Вас героем!
В Вас совершенству был предел!..
НО ВЫ — КОЗЁЛ … НАЙДУ — УРОЮ….
Люблю…целую….
              
Таня Л.

 
У Лукоморья стоит дуб.
На дубе виден странный сруб.
Ни цепи нет и ни кота,
Одна сплошная пустота.
Украли цепь вместе с котом,
Не оставляя на потом.
-Искать воров! Поймать скорей!-
Отдел приказ ментам Кащей.
-Быстрей цепочку захватить,
Яйцо бы только не разбить.
И этот сторож — чертов кот
Ходил всё задом наперед,
Нет, чтоб ходил наоборот,
Ну что за день, так не везёт.
И цепь златая, и яйцо,
В яйце то было лишь кольцо.
Всё ждал, когда-же прилетит
И, наконец-то превратит
Меня лишь в мОлодца Яга,
Но подвела одна нога.
С другой ногой не полетит,
И вот больная там лежит,
А тут еще и воровство,
Не применить ли колдовство?
Чтоб бабку на ноги поднять,
Пора ей на метле летать.
Вот только кот был проводник.
Кащей в безмолвии поник.
-Когда Алёнушку свою
Я наконец-то обниму,
И подарю своё кольцо,
Найти бы надобно яйцо.
Да, заодно, и цепь вернуть,
Ворам меня не обмануть.-
Звонил в милицию Кащей
-Ловите вора поскорей!-
Ему ответили:
-Иван в последний раз
Был точно пьян.
Держал в руках одно яйцо,
Мы видели его лицо.
Такой счастливый был в народе.
Алёнку вёл он в хороводе.
Из нищего богатым стал-
Кащей ментов точно послал
-Иванушку арестовать,
И всё имущество изъять.-
Иван то был не лыком шит.
Его ментовка не страшит.
Имел он преданных друзей,
Могучих трех богатырей.
Теперь Кащея не боится,
Друзья то смогут
С ним сразиться.
С охраной ходит наш Иван,
А в прошлом был
Простой болван.
Теперь Иван владел яйцом.
Одел Алёнушке кольцо.
Живут они уж много лет.
Кащея и в помине нет,
А всё спасибо тем друзьям,
Могучим, трем богатырям.

***

О сколько нам открытий чудных…
Но больше, всё-таки, чуднЫх.
Душа корпит в развалах рудных
Без праздников, без выходных.
В ежеминутных постиженьях,
Мы спины гнём и морщим лбы,
К заветным истинам движенье
Нам не даётся без борьбы.

Мне, как лентяю и поэту,
Герою творческих атак,
Особо докучает враг –
Косящий сон после обеда.
Бывалочи, приляжешь с книгой,
А рядом Муза и перо…
Но мысли начинают прыгать
И дрёма щерится хитро.
Достаточно, порой, минуток –
И сердце в ровные толчки…
Бурчит о чём-то, там, желудок
И, вот уже ползут очки.
И храп, да будет он неладен,
Клокочет Музочке – ступай,
Отъехал гений-шалопай,
Шедевр погиб, народ обкраден.

Я стал хитрить – сел на диету,
Обед на ужин перенёс,
Опять улёгся с Музой этой,
С мольбой,  что бы Пегас понёс.
И что б вы думали?
              Всё – то же.
Голодный сон ещё длинней.
Глаза открыл – помята рожа
И нету Музочки моей.

Сколь можно вытерпеть насилий
Над мающимся естеством?
Кастрюльное заголосило,
На кухне, крышек торжеством.

И вот, он – вечер молчаливый,
И где-то Муза занята,
И я, хоть сытый, но тоскливый,
Скачу по кнопочкам пульта.
Досада топчется, подспудно
Косясь на мёртвый карандаш,
И опыт, сын ошибок трудных,
Трундит навязчиво и нудно –
Сегодня ладно – день в тираж,
А завтра, гений наш бесценный,
Пусть будет всё обыкновенно.
Вздремни в обед, залив борщом,
Натуры вдохновенной тонкость,
Чтоб вечер, к Музе обращён,
Ты плесканул сонетом звонким
Иль чем возвышенным ещё,
Нельзя ж обкрадывать потомков.

***

Я спам пишу — инет не боле,
Чем урна, бак, для всех guest оф
хоть знаю — модератор волен
Стереть меня, нажав button.
Но к юзеру имейте жалость,
Забанить, ведь не сложно, право,
Оффтопом не кляня меня,
Оставьте ник до конца дня.
ИМХО мое отправлю в мыло,
Пусть и сочтут его за флуд.
Татьяне проще тогда было –
Не знала про словесный блуд!

***

Ты помнишь чудное мгновенье:
Перед тобой явился я —
В час пик, в трамвае, в день весенний,
Плечом слегка задев тебя.

Звучал мне долго голос нежный
И был укора полон он.
В ответ на твой протест мятежный
Я вежливо сказал: «Пардон!»

Сраженная подобным словом,
Остолбенела ты, застыв.
В тот миг в своей ковбойке новой
Я был чарующе красив,

Умыт, причесан, гладко выбрит —
Как гений чистой красоты,
С утра благоухали «Шипром»
Мои небесные черты.

Ты, восхищенная, молчала,
Сжимая проездной билет,
И взоры тайные бросала
На мой волшебный силуэт…

Промчалось чудное мгновенье,
Пришла пора расстаться нам.
Как мимолетное виденье,
Я пробираться стал к дверям.

Ты вышла первая, у банка,
А я у гастронома слез —
С таким же, в сущности, талантом,
Как и у Пушкина А. С.

1      2      3

Оригинальные анекдоты про Пушкина

Прикольные стихи про Лето

Анекдоты про Бардов

Самые смешные Басни


Поиск по сайту
20

Композиция и строение стиха в стихотворении

Анализируя стихотворение «Дуб зеленый у моря», необходимо отметить своеобразное построение этого произведения. Состав пролога к стихотворению состоит из двух частей. В этом случае первая часть, так сказать, играет вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть — его половиной. В стихотворении есть и лирический герой — его автор, которому кот-ученый (еще один герой оперы) рассказывает сказки. Классический поэтический размер ямбического тетраметра делает астрофический стих мелодичным и плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертый стих исключен из принятого Пушкиным порядка. В нем 6 строк: первая и вторая строки — смежные рифмы, третья и шестая — скрещенные, четвертая и пятая — смежные. Пятый стих состоит из пяти скрещенных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующий стих — четверостишие с прилегающими рифмами. Затем следует двухстрочный куплет, а завершается пьеса рифмованное четверостишие с кольцами.

10. Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» полон сказочных персонажей. Все они включены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному рассказу, который, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Но особенно хочу выделить образованного кота. Станьте не просто персонажем, а активным главным героем.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал историю лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» — это текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй о культурном коте.

Это такая удивительная легенда, которую создает Пушкин, еще больше заинтриговав читателя.

20. Чему учит

Он учит любви к традициям, языку, фольклору коренных жителей. Прочитав это произведение, вы невольно окунетесь в волшебную атмосферу и по-другому начинаете воспринимать сказочную литературу.

17 героев пушкинского «Лукоморья Все эпитеты из сказки Пушкина «У Лукоморья…» В каких сказках Пушкина есть Баба Яга
Краткий анализ стихотворения «Кривизной дуба…» по плану
17 героев пушкинского «Лукоморья
Все эпитеты из сказки Пушкина «У Лукоморья…»

Искать: Искать Искать: Искать

19. Моё отношение

Мне очень нравится знакомство с Русланом и Людмилой, потому что оно поражает живой сказочной атмосферой, мастерски созданной талантом великого русского поэта.

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ

Золотые ворота: «… эти двери позволяют нам войти в святилище человеческой природы, место, откуда исходит его жизненная сила» (М. Коллинз)

Природа не позволяет снять покров с ее красоты, и вы не можете заставить ее с нее машинами, о чем ваш дух не угадает (В.С. Соловьев)

Как посмела эта красавица, твоя драгоценная душа, пустить ее блуждать по миру, погибнуть в далекой стране?… Нет на свете предательства печальнее, чем предательство самому себе (Н. Заболоцкий)

«Культура — это то, что должно расти, вы не можете построить дерево, вы можете посадить его и ухаживать за ним, ждать его времени, и когда оно вырастет, вы не должны жаловаться, что дуб вырос из семени, а не вяз »(Т.С. Элиот, английский поэт ХХ века)

3. Род

По своей природе это фантастические сюжетные тексты.

Средства выразительности

Основная задача Александра Сергеевича Пушкина в этом стихотворении — перенести читателя в мир сказок и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых он придает стихотворению динамизм.

Здесь также мы видим большое количество эпитетов, которые способствуют приданию морю сказочности, а также свойствам и цветам.

Также в произведении можно встретить метафоры, персонификации, эллипсы, анафоры. Благодаря совокупности этих средств выражения поэзия приобретает волшебный и сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

8. Пафос

Читая стихотворение, мы испытываем чувство восхищения волшебным миром, который открывается нашему сознанию, очарованные образом и непринужденной манерой повествования автора. Мы заинтригованы, заинтересованы, вовлечены в происходящее.

2. Литературное направление

Произведение явно относится к романтизму.

18. Актуальность

Произведение остается актуальным и по сей день: люди продолжают читать и любить сказки, особенно пушкинские.

Образы и символы

Эта работа включает в себя огромное количество разных изображений. Каждый из которых содержит определенный символ. Например, образованная кошка символизирует науку и образование; образ эльфа, характерный для русских сказок, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невидимые звери — вымышленные существа, встречающиеся в основном в сказках; морской человек и тридцать прекрасных рыцарей — герои, чья работа — охранять границы; Баба Яга — тоже давний знакомый, которого можно встретить во многих русских сказках; Царь Кащей — тоже частый герой русских сказок, смерть которого сконцентрирована в игле.

Главные герои анализируемого стихотворения — ученый кот, рассказывающий сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

15. Художественное своеобразие произведения

Язык образный, блестящий, точный. Автор использует множество глаголов, создавая постоянно меняющийся, развивающийся и многослойный образ.

Кроме того, текст богат старославянской лексикой («золото», «куриные ножки», «брег», «дол», «тужит»), что делает его еще более подходящим по стилю и отсылает к тем древним временам в событиях происходить.

11. Лирический герой

Лирический герой — это проекция авторского «Я», художественный образ поэта.

Удивительным образом он вошел в сказочный мир варпа и услышал историю образованного кота, которая затем была перенесена на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебная кривизна моря — это тот чудесный мир фольклорных сказок, который Арина Родионовна открыла своей любимой ученице.

А образованный кот — это переосмысленный образ няни, этакого сказочного двойника человека, от которого Пушкин слышал вдохновляющие его волшебные истории.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Опция 1

Учебное произведение по поэме А.С. Пушкина «В Лукоморье дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети выучат задолго до школы, ведь простой слог и обилие сказочных образов облегчают запоминание. Произведение можно найти в любом списке рекомендованной литературы для детей.

Состав и жанр

Композиция пьесы по своей структуре напоминает народную сказку. Основные части четко различимы: пословица с описанием моря и эрудированного кота, основная часть со списком сказочных персонажей и классическая концовка феи «. а я был там и я мед пил..».

Форма сказки обусловлена ​​тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» — это пролог к ​​сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэзия полна волшебных событий. Затем он начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. НРАВИТЬСЯ. У Пушкина было огромное количество фольклорного материала, потому что он вырос на русских народных сказках.

Ее няня Арина Родионовна знала несметное количество сказок, легенд, поверий, былин, в которых было собрано настоящее сокровище русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич постарался максимально точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается с описания волшебного пейзажа сказочной страны, где будут разворачиваться события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится недалеко от моря. Воображение читателя — это многолетний дуб, над элементами которого подвешена золотая цепочка. А центральная фигура — культурный кот, рассказывающий сказки. Это обобщенный образ сказителя всех русских народных сказок, в том числе Бояна, Садко и других.

После вступления в сцену автор рисует чудеса, постоянно происходящие в волшебной стране. Гоблин, русалка, невидимые животные, хижина на гусиных лапках. Все персонажи изображены на фоне русских пейзажей, которые хорошо видны в описываемой поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на один из самых запоминающихся образов стихотворения: «Колдун приводит героя…». Этот факт говорит о фольклорном происхождении сюжета стихотворения. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор заявляет: «Есть русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности образа, поэт использует традиционный сказочный финал «И я был там..»

Измерение

Произведение написано ямбическим тетраметром, одним из самых популярных размеров текстов XIX века, что придает стиху измерение и подчеркивает повествовательный характер стихотворения.

Картины русской мифологии

Стихотворение наполнено образами сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует персонификации: кот «заводит песню», ступа с Бабой Ягой «гуляет, гуляет одна», коричневый волк «обслуживает».

Самая запоминающаяся метафора стиха гласит, что Лукоморье «пахнет Россией». Это основная цель пролога. Даже возле леса и долины Лукоморья они «полны видений». Эта линия имеет метафорическое значение и в то же время является частью художественно-стилистического приема: анафоры.

Автор использовал множество эпитетов. Вот несколько примеров: «неизвестные тропы», «невидимые звери», «прекрасные рыцари».

Особый колорит придает использование древнерусских слов: брег, золото, холка, преемственность.

В хронологии использованы образы из русской мифологии: Баба Яга, Кащей, рыцари, колдун. Но эти персонажи передают общую картину России. Герои олицетворяют мощь земли Русской, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт акцентирует внимание читателя на изображении родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда вдохновляли его.

Вариант 2

Поэма «Зеленый дуб у Лукоморья» написана Пушкиным в 1824–1825 гг. Точная дата этой работы неизвестна. Это введение в сказочную композицию Руслана и Людмилы. Этот отрывок настолько полюбился читателям, что оторвался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление к сказке «Руслан и Людмила» навеяно сказками Пушкина о няне, которые он рассказывал поэту долгими зимними вечерами во время ссылки в Михайловском. Этот дуб рос у моря в уютной бухте Лукоморье. Это старорусское слово. Нет лучшего места для кота-сказочника. Поэт рассказывает читателям, что ученый-кошачий рассказал ему историю Руслана и Людмилы. И где, как не в бухте, видно, как

… На песчаном и пустом берегу,

И тридцать красивых рыцарей

Поочередно выходят чистые воды,

И дядя их с ними на море;

Во вступлении отражены и другие сказки, которые няня рассказала поэту. Впоследствии Пушкин написал все эти рассказы в стихах. В предисловии к Руслану и Людмиле он случайно упомянул их героев. Строчками этого стихотворения Пушкин знакомит читателя с особенным и волшебным миром. Основная идея вступительного стихотворения к стихотворению — стремление поэта подчеркнуть сказочность и одновременно национальность произведения.

Состав и структура стиха в стихотворении

Анализируя стихотворение «Дуб зеленый у моря», необходимо отметить своеобразное построение этого произведения. Состав пролога к стихотворению состоит из двух частей. В этом случае первая часть, так сказать, играет вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть — его половиной. В стихотворении есть и лирический герой — его автор, которому кот-ученый (еще один герой оперы) рассказывает сказки. Классический поэтический размер ямбического тетраметра делает астрофический стих мелодичным и плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертый стих исключен из принятого Пушкиным порядка. В нем 6 строк: первая и вторая строки — смежные рифмы, третья и шестая — скрещенные, четвертая и пятая — смежные. Пятый стих состоит из пяти скрещенных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующий стих — четверостишие с прилегающими рифмами. Затем следует двухстрочный куплет, а завершается пьеса рифмованное четверостишие с кольцами.

Средства художественного самовыражения

Поэзия становится динамичной благодаря обилию глаголов: ходить, ходить, зажигать, говорить, бродить, сидеть, стоять, врываться, выходить, очаровывать, нести, горевать, служить и т д. В нем много изображений, но они упомянуты как бы мимоходом. Таким образом, Пушкин показывает, кому, какие истории рассказывал ему ученый-кошачий.

Сказочность, замкнутость того мира кривизны, о котором говорит поэт, подчеркивается неизвестными, невидимыми эпитетами. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают почувствовать цвет и форму предметов и событий и помогают читателю представить, что происходит. Эпитеты: зеленый, золотой, ученый, курица, песочный и пустой, коричневый.

Древние славянские народы — золотые, куриные, брег, часто уносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании выходящих из моря всадников используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и долина полны видений;

Волны устремятся туда навстречу рассвету.

Глубокий смысл Пушкин придает словам: «Там русский дух .. там пахнет Россией!» Что это за русский дух? Это природа, очарование каждого сезона в отдельности и любовь к нему. Это образ жизни, культура русского народа: необыкновенная, самобытная, которая дает русскому народу силы противостоять любой проблеме; это русские сказки и легенды, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, требующая терпения, смирения и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Это интересно: комедия «Ревизор Николай Васильевич Гоголь», написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного провинциального городка, высмеивает пороки его жителей, осуждает их отрицательные характеристики. Одно из них — «хлестаковщина”.

Темы, проблемы

Поэму «Зеленый дуб у моря» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения — перенести читателя в мир сказок, познакомиться со сказочными существами, встречающимися в основном стихотворении. Поэтому основная задача стихотворения — подготовить читателя к дальнейшему чтению большого произведения.

Здесь мы видим самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все проникнуто неповторимым «русским духом», который Александр Сергеевич пытается передать читателю. Автор также показывает силу русского народа, его мощь, которой всегда так восхищался Пушкин. В этом произведении поэту удалось собрать все хорошее и красивое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства выросли на образцах русских героев, сказочных персонажей, которые отличаются невероятной силой, отвагой, отвагой и добротой.

Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас с детства.

Это происходит здесь:

  • гоблин
  • сирена,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на куриных ножках,
  • ведьма,
  • герой
  • рыцари моря,
  • принцесса с коричневым волком.

Одним словом, в извилистом море полно сказочных существ, которые бродят «неизвестными тропами» и оставляют свои следы.

Система образов сложна, ярка и оригинальна. Все они взаимодействуют друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Кроме того, большинство изображений были придуманы не Пушкиным, а взяты из многочисленных народных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, мгновенно вспоминая их и связанные с ними истории.

Но самое удивительное — это конец работы. В центре сказки автор ставит себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сама была там, поужинала, посидела под знаменитым зеленым дубом и даже послушала образованного кота. Он вспомнил один из своих рассказов, написал их и теперь представляет на суд читателя.

Таким образом, магия проникает в реальную жизнь, становится реальной — прием, характерный для романтических произведений.

Композиция, размер и жанр

Произведение относится к жанру поэзии.

У Лукоморья дуб зеленый

Композиция стихотворения имеет структуру старинной русской сказки — выделено несколько частей:

  • вступительная (поговорка о самом Лукоморье);

  • основная часть (список мифических существ и героев сказок);

  • заключительная часть.

При этом у текста есть отличительная особенность: первая часть служит началом и концом, а вторая — центром стиха.

Стихотворение написано ямбическим тетраметром с использованием пирра в первом стихе, что делает повествование более плавным и размеренным.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «зеленый дуб», «золотая цепь», «ученый кот», «неизвестные тропы», «невидимые животные» и так далее. Благодаря таким красивым и точным определениям поэт рисует красочный, поистине сказочный образ.

Кроме того, слова «невидимый», «неизвестный» подчеркивают автономность прекрасного мира, его фантастическую замкнутость.

Автор использует технику аллитерации, рисуя звуками развивающуюся мягкость, спокойствие действия:

Там лес и долина полны видений;
Волны устремятся туда навстречу рассвету.

Есть много инверсий, играющих важную стилистическую функцию. Они приближают художественный текст к фольклорному, делая его более плавным, юмористическим:

У моря дуб зеленый;
Золотая цепочка на том дубе:
И днем ​​и ночью кот ученый
Все крутится в цепях.

Вышеупомянутый шаг практически соткан сальто. Таким образом, язык произведения становится более загадочным и глубоким.

Основная мысль

Основная идея произведения — подготовить читателя к чудесному миру сказок, настроиться на нужное настроение. Как таковой, этот отрывок не несет смысловой нагрузки, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль такая незначительная. Против. Это произведение с детства любили все дети, его изучают в школе.

Большинство взрослых и по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые проходили с ними на протяжении всей их жизни. Потому что это произведение интересно читать не только детям, но и старшему поколению. Ведь иногда хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в чудесный мир сказок. И Александру Сергеевичу это удалось в полной мере.

17. Значение произведения

«Лукоморье» имеет огромное значение для всей сказочной литературы русского автора.

Это яркий пример волшебного текста, который мгновенно вовлекает в происходящее, интригующе и увлекательно одновременно.

13. Композиция

Композиция произведения линейна.

Хотя текст собран из миниатюр, показывающих искривление под разными углами, в нем четко выделяются основные композиционные моменты.

В начале мы видим начало, или начало, в этом сказочном тексте оно будет почти таким же. К ним относятся описание извилистого моря, дуба и кота, рассказывающего сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что происходит дальше, настраивает его на нужное настроение и одновременно предваряет основное действие.

Затем мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные персонажи. Удивительно, но все происходит более-менее одновременно.

Жизнь в изогнутом море бьет ключом, здесь постоянно что-то происходит, буквально каждую минуту, и вовсе не последовательно, а параллельно:

Проходящий принц
Пленить грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун приводит героя;
В тюрьме там скорбит принцесса,
И коричневый волк ей верно служит;
Есть ступа с Бабой Ягой
Иди, гуляй один,
Там царь Кащей сгорел за золото…

Затем автор дает кульминацию, в которой он говорит: «Там русский дух . там пахнет Россией!» Эти слова очень важны для понимания всей работы в целом.

Сказки, по Пушкину, проникнуты духом русского народа, хранят душу своего коллективного творца. Они первобытные, глубоко национальные, живые и настоящие. Не зря предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем введении к Руслану и Людмиле».

Более того, по законам любой линейной композиции должно происходить расцепление, и оно происходит:

И вот я, и я пил мед;
На берегу я увидел зеленый дуб;
Он сидел под ним и кот ученый
Он рассказывал мне свои истории.

Автор сообщает, что сам побывал в сказочном изгибе моря, вспомнил сказку об образованном коте и теперь готов рассказать ее всем, кто хочет послушать.

Ход урока

Слайд 1, 2

Осмотр портрета Пушкина.

I. Вступительное слово учителя.

В Петербурге, окончив гимназию, Пушкин написал первое большое литературное произведение «Руслан и Людмила». Поэма свидетельствовала о дальнейшем росте литературной самостоятельности гения Пушкина.

Слайд 3

Поэма имела огромный успех. Он продавался как горячие пирожки.

Слайд 4

Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет со следующей надписью: «Победившему ученику проигравшего учителя в тот торжественный день, когда он закончил свое стихотворение« Руслан и Людмила»».

Слайд 5

Но критики, сторонники устаревших книжных теорий в искусстве, пришли в ужас от нее. В вольной трактовке Пушкиным легенд античности на том же языке они увидели неприемлемое с их точки зрения проявление демократических устремлений: «Обратите внимание на ужасный новый объект, поднимающийся посреди океана русской литературы».

В 1828 году Пушкин написал пролог к ​​поэме «Руслан и Людмила». Пролог был ответом Пушкина на полемику вокруг его стихов, утверждая, что обычные люди могут жить

чудесный. В то же время пролог стал своеобразным художественным этюдом сказки.

Слайд 6

II. Прослушивание учащимися пролога.

Слайд 7

III. Обмен мнениями о прослушанном.

  1. Каково общее настроение этого текста?
    (Радостный, как читатель встречает сказки, а сказка для людей — такой же праздник, как нарядно вышитый костюм, ярко раскрашенная игрушка).
  2. Кто рассказывает читателю сказку? (Поэт рассказывает сказки, переданные ему чудесным котом.)

Вы слушали вступление — пролог к ​​стихам Пушкина Руслана и Людмилы. Эти строки можно назвать мощным и ярким вступлением ко всему сказочному творчеству великого поэта.

IV. Словарная работа.

Слайд 8

Лукоморье — это популярное старинное название изогнутого морского побережья. Берег выгнулся аркой..

Слайд 9

Неизвестно (следы) — неизвестно.

Слайд 10

Invisibles (животные) — неизвестные, такие, которых никто не видел.

Слайд 11

Сэнди Брег — (устарело). Такой же, как и на берегу.

Слайд 12

Витязь — В Древней Руси: храбрый и доблестный воин.

Слайд 13

По очереди — (устарело). То же, что и хвост.

Слайд 14

Capture — взять в плен.

Слайд 15

Подземелье — место уединения.

Слайд 16

Холка на золоте — сохнет на золоте.

Дети объясняют значение этих слов с помощью учителя.

V. Работа учащихся по вопросам, раскрывающим тематическое, композиционное и языковое своеобразие пролога.

Слайд 17

  1. Какова общая тема произведения?
    (Тема сказки получает основное направление: «Есть чудеса…» Словами чудес Пушкин подчеркнул самое главное: мир сказки прекрасен, а красота его в чудесном).
  2. Есть ли в услышанном вами прологе начало и конец, традиционные для сказки? (Там есть).
    Найдите их в тексте и снова внимательно слушайте. Читают ли они то же самое? (Начало и конец читаются с разными интонациями).
  3. В чем причина этих изменений?
    (Волшебная атмосфера начала передана таинственной интонацией, а финал читается с легким юмором, поскольку последние слова пробуждают нас ото сна миром, в который они вводят читателя).
  4. С какой целью автор вводит в текст устаревшие, устаревшие слова? (С помощью этих слов автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством).

VI. Конкурсное чтение учащимися пролога по заданию.

Первое, что бросается в глаза — мозаика. Весь мир сказок раздроблен на яркие кусочки. Мы будем читать текст небольшими фрагментами, передающими загадочный мир сказки.

Слайд 18

VП. Знакомство с произведениями художников, иллюстрирующих пролог. Рассматривание картин художников: Б.Парилова, В.Дудорова.

Мозаичное построение пролога уже полтора века привлекает внимание художников. Назовите изображения словами из текста.

VШ. Беседа по вопросам с целью выяснения художественных особенностей текста.

  1. Какие произведения устного народного творчества вам запомнились слушать
    «Рядом с варпом…»? («Кощей Бессмертный», «Мария Маревна», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная» и др).
  2. Какие сказки А.С. Пушкина, сохранившие художественные особенности русских народных сказок, вам запомнились?
    («Сказка о золотом петушке»; «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде».

IX. Викторина по сказкам Пушкина (Приложение 1).

Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» полон сказочных персонажей. Все они включены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному рассказу, который, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Но особенно хочу выделить образованного кота. Станьте не просто персонажем, а активным главным героем.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал историю лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» — это текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй о культурном коте.

Это такая удивительная легенда, которую создает Пушкин, еще больше заинтриговав читателя.

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «Дуб зеленый у моря» является прологом к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Они написаны, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, рассказанных им Пушкину, есть такие слова: «У моря кривизны есть дуб, и на этом дубе золотые цепи, и по этим цепям ходит кошка: поднимается — он рассказывает сказки, идет вниз — поет».

Из этих строк Пушкин сначала написал эпиграф в тетрадь, в котором писал сказки, и только потом превратил их в пролог к ​​поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога о Лукоморье впервые был опубликован во втором издании поэмы в 1828 году. И стихотворение стало как бы одной из сказок о волшебном коте.

И, как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным произведением искусства. Мы все с радостью и удовольствием учимся в начальной школе и рассказываем детям, укладывая их спать. Ведь согласитесь, для ребенка нет более выразительного сказочного спектакля, в котором каждый ряд представляет собой кусочек волшебной мозаики.

Ослепительные и яркие кусочки, которые, несмотря на свои небольшие размеры, в свою очередь превращаются в маленькие сказки о русалке, Бабе Яге, прекрасных рыцарях и многом другом. И они — окна тех великих сказок, из которых они происходят. И вся поэма «Дуб зеленый у Лукоморья» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором сразу хочется оказаться.

Лирический герой

Лирический герой — это проекция авторского «Я», художественный образ поэта.

Удивительным образом он вошел в сказочный мир варпа и услышал историю образованного кота, которая затем была перенесена на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебная кривизна моря — это тот чудесный мир фольклорных сказок, который Арина Родионовна открыла своей любимой ученице.

А образованный кот — это переосмысленный образ няни, этакого сказочного двойника человека, от которого Пушкин слышал вдохновляющие его волшебные истории.

Что за дуб?

также интересно понять, что за дуб описал Пушкин:

«И вот я, и я пил мед;
Я увидел у моря зеленый дуб».

Путешествуя по Днепровско-Азовской степи во время южной ссылки, Пушкин услышал от стариков легенду о знаменитом запорожском дубе, растущем на острове Хортица.

Византийский император Константин Порфирогенит писал о нем: «Пройдя это место, русские достигают острова Сан Грегорио (остров Хортица) и на этом острове приносят свои жертвы, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, колют стрелы вокруг, другие приносят куски хлеба, мяса и все, что есть у каждого, как того требует их обычай».

Еще в 1870-е гг. Запорожский краевед Я.П. Об этом дубе Новицкий упомянул: «Пять лет назад на острове Хортица засох священный дуб. Он был разветвленный и колоссальной толщины, сто пятьдесят лет назад стоял в пятидесяти саженях от Остров-Хортицкой колонии».

7. Идея

Пушкин написал свое знаменитое вступление к Руслану и Людмиле, чтобы заинтриговать читателя и подготовить его к волшебной истории, которая вот-вот начнется.

В этом смысле «У Лукоморья зеленый дуб» можно назвать началом, характерным для всех русских народных сказок.

14. Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» тетраметром ямба. Именно это измерение делает повествование плавным, мелодичным, характерным для русского фольклора.

Во-первых, перекрестная рифма типа АБАБ. Однако в строках:

Там лес и долина полны видений;
Там волны разойдутся к рассвету
На пустынном песчаном пляже,
И тридцать красивых рыцарей
Поочередно выходят чистые воды,
И дядя их с ними море…

принятый заказ изменяется. Первые две строки рифмуются парами BB, за которыми следует рифма, окружающая GDDG.

Порядок еще больше нарушается. Разберем вторую половину стихотворения:

Проходящий принц
Пленить грозного короля;
Там в облаках перед людьми
Через леса, через моря
Колдун приводит героя;
В тюрьме там скорбит принцесса,
И коричневый волк ей верно служит;
Есть ступа с Бабой Ягой
Иди, гуляй один,
Там царь Кащей томится за золотом;
Есть русский дух… есть запах России!
И вот я, и я пил мед;
На берегу я увидел зеленый дуб;
Он сидел под ним и кот ученый
Он рассказывал мне свои истории.

Первые пять строк написаны смешанным шрифтом: ЕЖЕЖ. Почему именно это сделал Пушкин, непонятно, но некоторые исследователи считают, что такой прием приближает поэтический текст к устному, делает его более многогранным и необычным.

Кроме того, мы наблюдаем соседние рифмы: ZZII, KKLL, MMNN.

Последнее четверостишие пояса рифм: OPPO.

Как видно из этого анализа, текст пушкинского Лукоморья богат и необычен не только по содержанию, но и по форме.

12. Сюжет

Как таковой четкой сюжетной линии нет.

Весь текст состоит из волшебных зарисовок, благодаря которым автор открывает читателю самые разные сказочные образы и рисует динамичную картину необыкновенного мира.

Где ещё искать Лукоморье?

Лукоморье встречается не только в летописях «Слова о полку Игореве» и в стихах Пушкина, но и в русском фольклоре. Афанасьев в своем произведении «Древо жизни» отмечал, что так называлось место, отведенное для границы миров в восточнославянской мифологии, где мировое древо растет, опираясь на преисподнюю и достигая небес. Карамзин также писал, что слово Лукоморье использовалось в значении северного царства, где люди впадают в спячку в течение шести месяцев и бодрствуют в течение шести месяцев.
Так или иначе, в фольклорном восприятии Лукоморье — это некое условное место на окраине ойкумены, чаще всего расположенное на севере.

Источники

  • https://PoetPushkin.ru/poemy/u-lukomorya-dub-zelenyj-analiz.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-u-lukomorya-dub-po-planu/
  • https://MakingBook.ru/literatura/u-lukomorya-geroi.html
  • https://MyBagazh.ru/analiz/u-lukomorya-dub-zelenyj-kratkoe-soderzhanie.html
  • https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/a-s-pushkin-u-lukomorya-dub-zelenyj-polnyj-analiz-stihotvoreniya.html
  • https://litfest.ru/analiz/u-lukomorya.html
  • https://nauka.club/literatura/u-lukomorya-dub-zelenyy-analiz.html
  • https://urok.1sept.ru/articles/623957
  • https://cyrillitsa.ru/history/74417-lukomore-kto-o-nem-rasskazal-pushkinu.html

Тема урока : А.С.
Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок).

Цели: 
познакомиться с новым произведением А.C. Пушкина, новым видом жанра (поэма).

1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок. Начинается урок.

В путешествие пойдём. В страну сказок
попадём.

Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу
отгадай.

Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу
пропускайте.

2. Актуализация знаний.

Какой раздел мы
закончили изучать? «Народные сказки».

Почему сказки
называются «народные»? Их сочинил, придумал народ и передавал  следующим
поколениям из уст в уста. 

Сказки каких народов мы
прочитали? Русского,
литовского,                                                                  
таджикского, китайского.

Чему учат эти сказки? 

Проверим, насколько
хорошо вы их запомнили. Вам нужно ответить на два вопроса: кто эти герои, из
каких сказок они к нам пришли.

1. «Семь Симеонов»:
Симеон-младшенький.

2. «Жаба-королева»:
королевич.

3. «Птица Кахна»: птица
Кахна, старик.

4. «Иван — 
крестьянский сын и чудо-юдо»: три брата, Старушка.

5. «Царевна-лягушка»:
Василиса Премудрая.

Молодцы,  вы  очень 
хорошо  знаете  народные сказки.  Поэтому мы можем продолжать наш путь дальше. 

3. Постановка темы и
цели урока

Сейчас я прочту
стихотворения, которые мы читали во 2-ом классе.   Уж небо осенью
дышало,                                      Опрятней модного паркета Уж реже
солнышко блистало,                               Блистает речка, льдом одета.
Короче становился день,                                        Мальчишек
радостный народ Лесов таинственная сень                                       
Коньками звучно режет лёд…

С печальным шумом обнажалась… 

Кто автор этих строк?
/А.С.Пушкин/

С какими ещё
произведениями А.С.Пушкина, кроме стихов, вы знакомы?

Назовите сказки,
принадлежащие перу Пушкина? Какая особенность сказок Пушкина?    (они написаны
в стихах) 

Итак,  мы  знаем,  что 
Пушкин  писал  стихи  и  сказки,  т.  е.  поэтические произведения.

Дети, как вы думаете,
какая у нас тема урока? Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Сегодня  будем 
изучать  ещё  одно  произведение  А.С.Пушкина,  которое написано красивым
литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…». Наверняка вы его уже читали.

Цели: прочитать
и проанализировать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», познакомиться с биографией
А.С. Пушкина, научиться выразительно читать.

А что такое ПОЭМА? Кто
из вас знает? Поэма  –  большое  стихотворное  произведение  на историческую,
героическую или возвышенную лирическую тему.

Будем читать про
лукоморье. А что это такое?

Подберите  синонимы  и 
антонимы  к  словам  НЕВЕДОМЫЙ, НЕВИДАННЫЙ.

Какие  значения  может 
иметь  слово  ЗАВОДИТЬ?

Биография А.С. Пушкина.

Родился  Пушкин
в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека.
Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание
большое влияние оказали бабушка поэта и няня Арина Родионовна, которая
мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.
За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не
зря его называют жемчужиной русской поэзии. (Видео).

Первичная проверка
восприятия.

В произведении вам
встретятся незнакомые слова. Проведем словарную разминку с.82.

Слова – златая,
брег, песнь, чредой
 – старые, вышедшие из употребления формы слов.
Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, берег, песня, чередой – по очереди).

 Что означает «дол»?
как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое?
(пространство без деревьев – долина).

Как вы понимаете слова «видений полны»?
(Привидений)

Пленяет –
берёт в плен. Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится. Чахнет –
сохнет, худеет.

Эти устаревшие слова, в
нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег»,
«чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя стариной, сказочностью,
волшебством.

Чтение отрывка.

Каким поэт изобразил
лукоморье? /Сказочным, таинственным,   загадочным, волшебным/

Какие чудеса и
сказочные герои вас удивили?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ребята, обратите
внимание, сколько частей в этом произведении? Состоит из двух частей. Первая —
состоит из шести строк.

Что изобразил поэт в первой
части
? О чём пишет А.С.Пушкин? Прочитаем по «цепочке»

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на
дубе том;
И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит.

Что описывает Пушкин?
Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира.

А каким вы
представляете себе Кота учёного? (Дрессированный, образованный,
мудрый, знающий песни и сказки.) Это определение подтверждает, что кот
волшебный.

Что вы можете сказать о
второй части? Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с
которыми происходят чудеса.

Что же это за сказочные
герои? Читаем дальше по цепочке.

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на
ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;

Так много
волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта
поэма – сказка).

— «Там леший бродит»…
Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей.
Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже
былинки, то выше дерева, управлять зверьми.

А почему он не идёт, а
бродит? Бродить — ходить по разным направлениям, отыскивая
что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись.)       

Следующая героиня – русалка.
А что вызнаете о ней? Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными
волосами. 

Ребята, а как вы
думаете, может ли русалка на ветвях сидеть?

Читаем дальше по
цепочке.

Там лес и дол видений
полны;
Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и
пустой…
И тридцать витязей прекрасных (

Чредой из вод выходят
ясных
, И с ними дядька их морской; 

Витязь – храбрый воин,
богатырь. Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в
дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом 
Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом  Через леса,
через моря

Колдун несёт богатыря;  В
темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно
служит;
 

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кощей над
златом чахнет

Там русский дух…там
Русью пахнет!
 

И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки
говорил.

А вот появляется и колдун.
Каким вы представляете себе колдуна и что знаете  о нём? Колдуны большею
частью — люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с
длинными неостриженными ногтями.

А бурый волк ей
верно служит
В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к
медведю и лисе. Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его
необычность, уникальность.

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собойБаба-Яга — злая колдунья. Обычно
она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи  с
косматыми  седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми
клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.

Там царь Кощей над
златом чахнет —
Злой чародей. Чаще всего кощей
представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном
замке.  Кощей играет  роль скупого хранителя сокровищ и опасного
похитителя красавиц.

Там русский дух…там
Русью пахнет!
 — Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость
за Россию.

И я там был, и мёд я
пил —
Можно ли пить мед? Это переносное значение. “Мед я пил” — наслаждался
прелестью сказок

У моря видел дуб
зелёный; Под ним сидел и кот учёный Свои мне сказки говорил. —
Что
напоминают последние строчки? концовку русских народных сказок.

Закрепление знаний.

Чтение поэмы хорошо
читающими учениками.

Что вы можете рассказать
об иллюстрациях? Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря.

Найдите строки, к
которым сделаны иллюстрации

Устное «рисование».
Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?

Видео о Пушкине.

Итог урока.

Что изучали на уроке?

Через своё произведение
А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые
передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

Вступление к какому
произведению мы с вами сегодня читали? «Руслан и Людмила»

С каким новым видом
жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма.

Что особенно вам
понравилось? Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

К какому литературному
жанру относится это произведение?  Поэма

Рефлексия.

Понравилось ли вам это
произведение? Опишите свое настроение от прочитанного произведения.

Домашнее задание.

Выучить отрывок
наизусть, стр. 83 ответить на 3-ий вопрос

Цель
урока: ознакомление детей с творчеством А.С. Пушкина,  познакомить с отрывком из поэмы «У лукоморья дуб зелёный»,
воспитание нравственно-эстетических качеств в процессе работы над
художественными текстами.

Этап
урока

Деятельность
учителя

Деятельность

обучающихся
с нормой развития

Планируемые
результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р— регулятивные,

К— коммуникативные)

Личностные

Организационный
момент

Начинается
урок,

Он пойдет
ребятам впрок.

Постарайтесь
все понять,

Учитесь
тайны открывать,

Ответы
полные давать,

Чтоб за
работу получать

Только
лишь отметку «пять»!

Проверьте
свою готовность к уроку, всё ли у вас на месте: учебник, тетрадь, пенал с
ручками.

Приветствуют
учителя

Настраиваются
к учебе.

Проверяют
готовность к уроку

Научатся
приветствовать и проверять свою готовность к урока.

П –

Р –умеют
контролировать свою деятельность на уроке

К –
соблюдают 

Нормы
речевой этики

Освоение
социальной роли обучающегося

Мотивация
к учебной деятельности, актуализация

-Прежде,
чем мы приступим к уроку, выполним речевую разминку,  чтобы отчётливо
произносить звуки.

Повторяйте
за мной.

Та-та-та-
у нас дома чистота;

Ты-ты-ты-сметану
съели все коты;

Ти-ти-ти-съели
кашу всю почти;

Тё-тё-тё-отложили
мы шитьё;

То-то-то-стали
мы играть в лото;

Ат-ат-ат-берём
с собою самокат.

Выполняют
речевую разминку

По
улучшению отчётливого произношения звуков.

Научатся
побуждению к действиям на уроке

П:
анализируют, синтезируют;

Р:
контролируют свою деятельность на уроке;

К- слушают,
корректно отвечают на поставленные вопросы.

Развитие
учебной мотивации

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач
учебной деятельности

Для того
чтобы узнать тему нашего урока давайте отгадаем загадку:

Дуб
зелёный, цепь на нём,

Кот всё
бродит там кругом.

Надо
отгадать тебе,

Это
место в сказке где?

Сегодня
мы с вами поговорим об Александре Сергеевиче Пушкине и его отрывке из поэмы 
«У лукоморья дуб зелёный».

Давайте
попробуем сформулировать за-дачи нашего урока.

А для
того чтобы правильно сформулировать задачи урока, нам помогут слова
помощники:

Узнать …

Научиться

Оценить…

Отгадывают
загадку — лукоморье

Рассказывают

Ставят
цель

1.Узнать
биографию А. С. Пушкина

2.Познакомиться
с поэмой «У лукоморья дуб зелёный»

Научатся
наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; оценивать свой ответ;
контролировать себя в процессе чтения; самостоятельно оценивать свои
достижения.

Р — принимают
учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в
процессе выполнения учебных действий.

П –соблюдать
простейшие нормы речевого этикета, умеют работать коллективно.

К –
привлекают имеющиеся знания

Развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Открытие
новых знаний

Александр
Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799  (давайте запишем дату в тетради) года у
него была большая семья: мама, папа, бабушка, дядя, старшая сестра и младший
брат. В детстве он проводил много времени со своей любимой  няней — Ариной
Родионовной. Она рассказывала маленькому Саше интересные сказки.     

  Александр
Пушкин рано научился писать и читать. С ним занимались разные учителя и
родная бабушка.

В их
доме было очень много книг. И чтение стало любимым занятием Пушкина с самого
детства.    

В 12 лет
Пушкин начал учиться  в Царском лицее. Там он встретил верных друзей и начал
писать стихи.  После окончания лицея молодой поэт переехал в Петербург.

Пушкин
написал много красивых стихов, поэм и сказок. Он стал величайшим русским
поэтом. Его стихи известны по всему миру.

Откроем
страницу 86 учебника, и прослушаем отрывок из поэмы.

О каких
сказочных чудесах рассказал кот учёный?

Молодцы.

Давайте
откроем страницу 214 и из словаря и прочитаем значение слов лукоморье и дон.

Кто
прочитает?

Хорошо,
молодец.

Слушают
биографию А. С. Пушкина

Читают
произведение

Отвечают
на вопрос

Рассказывают
про героев поэмы по поднятой руке

Ученик
читает определения у лукоморье — лукоморье: морской залив.

Дол – то
же, что и долина

Имеют первоначальные
представления о писателе Александре Сергеевиче Пушкине и поэме «У лукоморья
дуб зелёный»

П: умеют
анализировать, синтезировать;

Р.:
умеют контролировать свою деятельность на уроке;

К- умеют
слушать, корректно отвечают на поставленные вопросы.

Уважительно
относятся друг к другу.

Закрепление
изученного на уроке

Вы
устали? Давайте разомнёмся. Встаньте на безопасное расстояние.

Руки в
стороны поставим (Стоя, ноги врозь, руки в стороны)

Правой
левую достанем

(Поворот
влево, правой ладонью сделать хлопок по левой)

А потом
наоборот.

Будет
вправо поворот.

(Поворот
вправо левой ладонью хлопнуть по правой)

Раз –
хлопок, два – хлопок.

Повернись
ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя)

Раз-
два-три-четыре,

Плечи
выше, руки шире!

(Хлопок
в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны)

Опускай-ка
руки вниз и на корточки садись!

Тихонько
садимся и продолжаем урок.

На
следующем этапе урока поработаем в парах. Ваша задача — выбрать из текста
строки, которые соответствуют  картинкам.
Они у вас на парте.

Но
сначала повторим правила работы в парах.

Работая
в паре, друг друга не перебиваем, слушаем внимательно, что говорит ваш сосед.
Говорим спокойно, не кричим. Если ты не согласен с соседом, высказывай своё
несогласие вежливо, не кричи на него. Работать должны оба.

Повторили,
а теперь приступайте.

Готовы?

Давайте
проверим. Смотрите на экран.

Молодцы

Выбирают
из текста строки, соответствующие изображению на слайде

Закрепление
пройденного материала

К:
слушают и слышат

Р:

работают
в паре и оказывать помощь друг другу

П:

сравнивают
свой полученный результат с  результатом одноклассников

уважительно относятся к друг другу

Соотнесение
результатов урока с поставленными целями и задачами.

Давайте
вспомним, о чём говорилось в отрывке? О ком говорилось?

Сейчас
мы с вами сыграем в игру «Кто хочет стать миллионером», но для начала нам
нужно разделиться на четыре команды. Я
подойду к каждому и вам из шляпы надо достать фигуру звезда, круг, квадрат
или треугольник.

У кого
одинаковые фигуры, вы в одной команде.

Придумайте
название вашей команде

https://learningapps.org/watch?v=phehhmq5321

Победила
команда (название команды)

Прочитаем
отрывок ещё раз. Вам понравилось произведение? Что вы узнали?

Достигли
мы целей?

Вот и
подходит наш урок к концу, давайте оценим свою работу на уроке. Ребята, у вас
на парте лежит карточка. На ней изображены:
кот,  дуб и избушка. Если вам понравился урок, и у вас не возникло
трудностей, то поднимите карточку с котом, если урок вам понравился, но
возникли трудности, поднимите карточку с избушкой, если же урок вам не
понравился, поднимите дубом.

Отвечают
на вопрос

Оцениваю
свою работу и работу одноклассника (соседа по парте)

Закреплены
знания и умения навыков по изученной теме

П:
анализируют, синтезируют, устанавливают при-чинно-следственные связи; Р: контролировать
свою деятельность на уроке; К: слушают и слышат друг друга.

Уважительно
относятся друг к другу

Заключительный
организационный момент

Давайте
запишем домашнее задание с экрана в дневник. Выучить первые 10 строчек.

 Понятно
ли вам домашнее задание? Вы все хорошо поработали. Ребята на этом наш урок
закончен, спасибо за вашу работу.

Записывают
домашнее задание со слайда. Прощаются

Завершение
работы

П:
анализируют, синтезируют, устанавливают при-чинно-следственные связи; Р:  контролируют
свою деятельность на уроке; К: слушают и слышат друг друга.

Уважительно
относятся друг к другу

  • У лукоморья дуб зеленый это сказка или стихотворение
  • У лукоморья дуб зеленый стихотворение какая сказка
  • У лукоморья дуб зеленый это сказка или стих
  • У лукоморья дуб зеленый это сказка или поэма
  • У лукоморья дуб зеленый сказку рассказать