У лукоморья дуб зеленый из какой сказки пушкина этот отрывок

Стихотворение у лукоморья дуб зеленый, знакомо многим. этот отрывок из поэмы а. с. пушкина руслан и людмила, проходят в школьной

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый», знакомо многим. Этот отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», проходят в школьной программе, да и просто читают детям. Красота слова и необыкновенные чудесные персонажи сказок оживают в этих пушкинских строках. Но и это стихотворение требует некоторого объяснения. В данной статье вы ознакомитесь с полным анализом стихотворения «У лукоморья», а также с кратким анализом по плану.

Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет».

Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г.  А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли.  А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.

Это интересно: Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Вариант 1

Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».

Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».

Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.

Это интересно: Описание Тараса Бульбы из текста — сочинения с цитатами.

Вариант 2

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» было написано Пушкиным в 1824–25 годах. Более точная дата этого произведения неизвестна. Оно является вступлением к сказочному сочинению «Руслан и Людмила». Этот отрывок так полюбился читателям, что отпочковался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление в поэме-сказке «Руслан и Людмила» было навеяно Пушкину сказками няни, которые она рассказывала поэту долгими зимними вечерами во время его ссылки в Михайловское. Дуб тот рос на берегу моря в уютной бухте – лукоморье. Это старорусское слово. Лучшего места для кота-сказочника не найти. Поэт говорит читателям о том, что сказку о Руслане и Людмиле рассказал ему кот ученый. Да и где как не в бухте, можно увидеть, как

…На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Во вступлении нашли отражение и другие сказки, которые поведала поэту его няня. Впоследствии, Пушкин написал в стихах все эти сказки. Их героев он вскользь упомянул и во вступлении к «Руслану и Людмиле». Через строки этого стихотворения Пушкин вводит читателя в особый, волшебный мир. Основная идея вступительного стихотворения к поэме заключается в стремлении поэта подчеркнуть сказочность, и в то же время, народность произведения.

Композиция и строение стиха в стихотворении

В анализе стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» необходимо упомянуть о своеобразном построении этого произведения. Композиция пролога к поэме двухчастная. При этом первая часть как бы окольцовывает вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть – его серединой. В стихотворении есть и лирический герой – его автор, которому кот ученый (еще один герой произведения) рассказывает волшебные сказки.  Классический стихотворный размер четырехстопный ямб делает астрофический стих напевным, плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.

Средства художественной выразительности

Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.

Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.

Старославянизмы – златая, курьих, брег, чредой переносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны.

Глубокий смысл заложен Пушкиным в словах: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Что же это за русский дух? Это природа, очарование каждого времени года в отдельности, и любовь к ней. Это быт, культура русских людей – необыкновенная, самобытная, дающая русскому человеку силы выстоять в любых бедах; это русские сказки и сказания, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, призывающая к терпению, смирению и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Это интересно: Комедия Ревизор Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по-своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.

Это интересно: Сказка Алые паруса главные герои и интереснейший сюжет А. Грина.

У лукоморья дуб зеленый из какой сказки пушкина этот отрывок

À.Ñ. Ïóøêèí
Ó ëóêîìîðüÿ äóá çåë¸íûé
Èç ïîýìû «Ðóñëàí è Ëþäìèëà»
Ó ëóêîìîðüÿ äóá çåë¸íûé;
Çëàòàÿ öåïü íà äóáå òîì:
È äí¸ì è íî÷üþ êîò ó÷¸íûé
Âñ¸ õîäèò ïî öåïè êðóãîì;
Èä¸ò íàïðàâî — ïåñíü çàâîäèò,
Íàëåâî — ñêàçêó ãîâîðèò.
Òàì ÷óäåñà: òàì ëåøèé áðîäèò,
Ðóñàëêà íà âåòâÿõ ñèäèò;
Òàì íà íåâåäîìûõ äîðîæêàõ
Ñëåäû íåâèäàííûõ çâåðåé;
Èçáóøêà òàì íà êóðüèõ íîæêàõ
Ñòîèò áåç îêîí, áåç äâåðåé;
Òàì ëåñ è äîë âèäåíèé ïîëíû;
Òàì î çàðå ïðèõëûíóò âîëíû
Íà áðåã ïåñ÷àíûé è ïóñòîé,
È òðèäöàòü âèòÿçåé ïðåêðàñíûõ
×ðåäîé èç âîä âûõîäÿò ÿñíûõ,
È ñ íèìè äÿäüêà èõ ìîðñêîé;
Òàì êîðîëåâè÷ ìèìîõîäîì
Ïëåíÿåò ãðîçíîãî öàðÿ;
Òàì â îáëàêàõ ïåðåä íàðîäîì
×åðåç ëåñà, ÷åðåç ìîðÿ
Êîëäóí íåñ¸ò áîãàòûðÿ;
 òåìíèöå òàì öàðåâíà òóæèò,
À áóðûé âîëê åé âåðíî ñëóæèò;
Òàì ñòóïà ñ Áàáîþ ßãîé
Èä¸ò, áðåä¸ò ñàìà ñîáîé,
Òàì öàðü Êàùåé íàä çëàòîì ÷àõíåò;
Òàì ðóññêèé äóõ… òàì Ðóñüþ ïàõíåò!
È òàì ÿ áûë, è ì¸ä ÿ ïèë;
Ó ìîðÿ âèäåë äóá çåë¸íûé;
Ïîä íèì ñèäåë, è êîò ó÷¸íûé
Ñâîè ìíå ñêàçêè ãîâîðèë.

Âàëåíòèí Ïåòðîâè÷ Êàòàåâ

Öâåòèê-ñåìèöâåòèê

Æèëà äåâî÷êà Æåíÿ. Îäíàæäû ïîñëàëà åå ìàìà â ìàãàçèí çà áàðàíêàìè. Êóïèëà
Æåíÿ ñåìü áàðàíîê: äâå áàðàíêè ñ òìèíîì äëÿ ïàïû, äâå áàðàíêè ñ ìàêîì äëÿ
ìàìû, äâå áàðàíêè ñ ñàõàðîì äëÿ ñåáÿ è îäíó ìàëåíüêóþ ðîçîâóþ áàðàíêó äëÿ
áðàòèêà Ïàâëèêà. Âçÿëà Æåíÿ ñâÿçêó áàðàíîê è îòïðàâèëàñü äîìîé. Èäåò, ïî
ñòîðîíàì çåâàåò, âûâåñêè ÷èòàåò, âîðîí ñ÷èòàåò. À òåì âðåìåíåì ñçàäè ïðèñòàëà
íåçíàêîìàÿ ñîáàêà äà âñå áàðàíêè îäíó çà äðóãîé è ñúåëà: ñúåëà ïàïèíû ñ
òìèíîì, ïîòîì ìàìèíû ñ ìàêîì, ïîòîì Æåíèíû ñ ñàõàðîì. Ïî÷óâñòâîâàëà Æåíÿ, ÷òî
áàðàíêè ñòàëè ÷òî-òî ÷åðåñ÷óð ëåãêèå. Îáåðíóëàñü, äà óæ ïîçäíî. Ìî÷àëêà
áîëòàåòñÿ ïóñòàÿ, à ñîáàêà ïîñëåäíþþ, ðîçîâóþ Ïàâëèêîâó áàðàíî÷êó äîåäàåò,
îáëèçûâàåòñÿ.
— Àõ, âðåäíàÿ ñîáàêà! — çàêðè÷àëà Æåíÿ è áðîñèëàñü åå äîãîíÿòü.
Áåæàëà, áåæàëà, ñîáàêó íå äîãíàëà, òîëüêî ñàìà çàáëóäèëàñü. Âèäèò — ìåñòî
ñîâñåì íåçíàêîìîå, áîëüøèõ äîìîâ íåò, à ñòîÿò ìàëåíüêèå äîìèêè. Èñïóãàëàñü
Æåíÿ è çàïëàêàëà. Âäðóã îòêóäà íè âîçüìèñü — ñòàðóøêà.
— Äåâî÷êà, äåâî÷êà, ïî÷åìó òû ïëà÷åøü?
Æåíÿ ñòàðóøêå âñå è ðàññêàçàëà.
Ïîæàëåëà ñòàðóøêà Æåíþ, ïðèâåëà åå â ñâîé ñàäèê è ãîâîðèò:
— Íè÷åãî, íå ïëà÷ü, ÿ òåáå ïîìîãó. Ïðàâäà, áàðàíîê ó ìåíÿ íåò è äåíåã òîæå
íåò, íî çàòî ðàñòåò ó ìåíÿ â ñàäèêå îäèí öâåòîê, íàçûâàåòñÿ —
öâåòèê-ñåìèöâåòèê, îí âñå ìîæåò. Òû, ÿ çíàþ, äåâî÷êà õîðîøàÿ, õîòü è ëþáèøü
çåâàòü ïî ñòîðîíàì. ß òåáå ïîäàðþ öâåòèê-ñåìèöâåòèê, îí âñå óñòðîèò.
Ñ ýòèìè ñëîâàìè ñòàðóøêà ñîðâàëà ñ ãðÿäêè è ïîäàëà äåâî÷êå Æåíå î÷åíü
êðàñèâûé öâåòîê âðîäå ðîìàøêè. Ó íåãî áûëî ñåìü ïðîçðà÷íûõ ëåïåñòêîâ, êàæäûé
äðóãîãî öâåòà: æåëòûé, êðàñíûé, çåëåíûé, ñèíèé, îðàíæåâûé, ôèîëåòîâûé è
ãîëóáîé.
— Ýòîò öâåòèê, — ñêàçàëà ñòàðóøêà, — íå ïðîñòîé. Îí ìîæåò èñïîëíèòü âñå,
÷òî òû çàõî÷åøü. Äëÿ ýòîãî íàäî òîëüêî îòîðâàòü îäèí èç ëåïåñòêîâ, áðîñèòü åãî
è ñêàçàòü:
Ëåòè, ëåòè, ëåïåñòîê,
×åðåç çàïàä íà âîñòîê,
×åðåç ñåâåð, ÷åðåç þã,
Âîçâðàùàéñÿ, ñäåëàâ êðóã.
Ëèøü êîñíåøüñÿ òû çåìëè —
Áûòü ïî-ìîåìó âåëè.
Âåëè, ÷òîáû ñäåëàëîñü òî-òî èëè òî-òî. È ýòî òîò÷àñ ñäåëàåòñÿ.
Æåíÿ âåæëèâî ïîáëàãîäàðèëà ñòàðóøêó, âûøëà çà êàëèòêó è òóò òîëüêî
âñïîìíèëà, ÷òî íå çíàåò äîðîãè äîìîé. Îíà çàõîòåëà âåðíóòüñÿ â ñàäèê è
ïîïðîñèòü ñòàðóøêó, ÷òîáû òà ïðîâîäèëà åå äî áëèæíåãî ìèëèöèîíåðà, íî íè
ñàäèêà, íè ñòàðóøêè êàê íå áûâàëî. ×òî äåëàòü? Æåíÿ óæå ñîáèðàëàñü, ïî ñâîåìó
îáûêíîâåíèþ, çàïëàêàòü, äàæå íîñ íàìîðùèëà, êàê ãàðìîøêó, äà âäðóã âñïîìíèëà
ïðî çàâåòíûé öâåòîê.
— À íó-êà, ïîñìîòðèì, ÷òî ýòî çà öâåòèê-ñåìèöâåòèê!
Æåíÿ ïîñêîðåå îòîðâàëà æåëòûé ëåïåñòîê, êèíóëà åãî è ñêàçàëà:
Ëåòè, ëåòè, ëåïåñòîê,
×åðåç çàïàä íà âîñòîê,
×åðåç ñåâåð, ÷åðåç þã,
Âîçâðàùàéñÿ, ñäåëàâ êðóã.
Ëèøü êîñíåøüñÿ òû çåìëè —
Áûòü ïî-ìîåìó âåëè.
Âåëè, ÷òîáû ÿ áûëà äîìà ñ áàðàíêàìè! Íå óñïåëà îíà ýòî ñêàçàòü, êàê â òîò
æå ìèã î÷óòèëàñü äîìà, à â ðóêàõ — ñâÿçêà áàðàíîê!
Æåíÿ îòäàëà ìàìå áàðàíêè, à ñàìà ïðî ñåáÿ äóìàåò: «Ýòî è âïðàâäó
çàìå÷àòåëüíûé öâåòîê, åãî íåïðåìåííî íàäî ïîñòàâèòü â ñàìóþ êðàñèâóþ âàçî÷êó!»
Æåíÿ áûëà ñîâñåì íåáîëüøàÿ äåâî÷êà, ïîýòîìó îíà âëåçëà íà ñòóë è
ïîòÿíóëàñü çà ëþáèìîé ìàìèíîé âàçî÷êîé, êîòîðàÿ ñòîÿëà íà ñàìîé âåðõíåé ïîëêå.
 ýòî âðåìÿ, êàê íà ãðåõ, çà îêíîì ïðîëåòàëè âîðîíû. Æåíå, ïîíÿòíî, òîò÷àñ
çàõîòåëîñü óçíàòü ñîâåðøåííî òî÷íî, ñêîëüêî âîðîí — ñåìü èëè âîñåìü. Îíà
îòêðûëà ðîò è ñòàëà ñ÷èòàòü, çàãèáàÿ ïàëüöû, à âàçî÷êà ïîëåòåëà âíèç è — áàö!
— ðàñêîëîëàñü íà ìåëêèå êóñî÷êè.
— Òû îïÿòü ÷òî-òî ðàçáèëà, òÿïà! Ðàñòÿïà! — çàêðè÷àëà ìàìà èç êóõíè. — Íå
ìîþ ëè ñàìóþ ëþáèìóþ âàçî÷êó?
— Íåò, íåò, ìàìî÷êà, ÿ íè÷åãî íå ðàçáèëà. Ýòî òåáå ïîñëûøàëîñü! —
çàêðè÷àëà Æåíÿ, à ñàìà ïîñêîðåå îòîðâàëà êðàñíûé ëåïåñòîê, áðîñèëà åãî è
ïðîøåïòàëà:
Ëåòè, ëåòè, ëåïåñòîê,
×åðåç çàïàä íà âîñòîê,
×åðåç ñåâåð, ÷åðåç þã,
Âîçâðàùàéñÿ, ñäåëàâ êðóã.
Ëèøü êîñíåøüñÿ òû çåìëè —
Áûòü ïî-ìîåìó âåëè.
Âåëè, ÷òîáû ìàìèíà ëþáèìàÿ âàçî÷êà ñäåëàëàñü öåëàÿ!
Íå óñïåëà îíà ýòî ñêàçàòü, êàê ÷åðåïêè ñàìè ñîáîé ïîïîëçëè äðóã ê äðóãó è
ñòàëè ñðàñòàòüñÿ.
Ìàìà ïðèáåæàëà èç êóõíè — ãëÿäü, à åå ëþáèìàÿ âàçî÷êà êàê íè â ÷åì íå
áûâàëî ñòîèò íà ñâîåì ìåñòå. Ìàìà íà âñÿêèé ñëó÷àé ïîãðîçèëà Æåíå ïàëüöåì è
ïîñëàëà åå ãóëÿòü âî äâîð.
Ïðèøëà Æåíÿ âî äâîð, à òàì ìàëü÷èêè èãðàþò â ïàïàíèíöåâ: ñèäÿò íà ñòàðûõ
äîñêàõ, è â ïåñîê âîòêíóòà ïàëêà.
— Ìàëü÷èêè, ìàëü÷èêè, ïðèìèòå ìåíÿ ïîèãðàòü!
— ×åãî çàõîòåëà! Íå âèäèøü — ýòî Ñåâåðíûé ïîëþñ? Ìû äåâ÷îíîê íà Ñåâåðíûé
ïîëþñ íå áåðåì.
— Êàêîé æå ýòî Ñåâåðíûé ïîëþñ, êîãäà ýòî îäíè äîñêè?
— Íå äîñêè, à ëüäèíû. Óõîäè, íå ìåøàé! Ó íàñ êàê ðàç ñèëüíîå ñæàòèå.
— Çíà÷èò, íå ïðèíèìàåòå?
— Íå ïðèíèìàåì. Óõîäè!
— È íå íóæíî. ß è áåç âàñ íà Ñåâåðíîì ïîëþñå ñåé÷àñ áóäó. Òîëüêî íå íà
òàêîì, êàê âàø, à íà âñàìäåëèøíîì. À âàì — êîøêèí õâîñò!
Æåíÿ îòîøëà â ñòîðîíêó, ïîä âîðîòà, äîñòàëà çàâåòíûé öâåòèê-ñåìèöâåòèê,
îòîðâàëà ñèíèé ëåïåñòîê, êèíóëà è ñêàçàëà:
Ëåòè, ëåòè, ëåïåñòîê,
×åðåç çàïàä íà âîñòîê,
×åðåç ñåâåð, ÷åðåç þã,
Âîçâðàùàéñÿ, ñäåëàâ êðóã.
Ëèøü êîñíåøüñÿ òû çåìëè —
Áûòü ïî-ìîåìó âåëè.
Âåëè, ÷òîáû ÿ ñåé÷àñ æå áûëà íà Ñåâåðíîì ïîëþñå!
Íå óñïåëà îíà ýòî ñêàçàòü, êàê âäðóã îòêóäà íè âîçüìèñü íàëåòåë âèõðü,
ñîëíöå ïðîïàëî, ñäåëàëàñü ñòðàøíàÿ íî÷ü, çåìëÿ çàêðóæèëàñü ïîä íîãàìè, êàê
âîë÷îê.
Æåíÿ, êàê áûëà â ëåòíåì ïëàòüèöå ñ ãîëûìè íîãàìè, îäíà-îäèíåøåíüêà
îêàçàëàñü íà Ñåâåðíîì ïîëþñå, à ìîðîç òàì ñòî ãðàäóñîâ!
— Àé, ìàìî÷êà, çàìåðçàþ! — çàêðè÷àëà Æåíÿ è ñòàëà ïëàêàòü, íî ñëåçû òóò æå
ïðåâðàòèëèñü â ñîñóëüêè è ïîâèñëè íà íîñó, êàê íà âîäîñòî÷íîé òðóáå.
À òåì âðåìåíåì èç-çà ëüäèíû âûøëè ñåìü áåëûõ ìåäâåäåé è ïðÿìåõîíüêî ê
äåâî÷êå, îäèí äðóãîãî ñòðàøíåé: ïåðâûé — íåðâíûé, âòîðîé — çëîé, òðåòèé — â
áåðåòå, ÷åòâåðòûé — ïîòåðòûé, ïÿòûé — ïîìÿòûé, øåñòîé — ðÿáîé, ñåäüìîé — ñàìûé
áîëüøîé.
Íå ïîìíÿ ñåáÿ îò ñòðàõà, Æåíÿ ñõâàòèëà îáëåäåíåâøèìè ïàëü÷èêàìè
öâåòèê-ñåìèöâåòèê, âûðâàëà çåëåíûé ëåïåñòîê, êèíóëà è çàêðè÷àëà ÷òî åñòü ìî÷è:
Ëåòè, ëåòè, ëåïåñòîê,
×åðåç çàïàä íà âîñòîê,
×åðåç ñåâåð, ÷åðåç þã,
Âîçâðàùàéñÿ, ñäåëàâ êðóã.
Ëèøü êîñíåøüñÿ òû çåìëè —
Áûòü ïî-ìîåìó âåëè.
Âåëè, ÷òîá ÿ ñåé÷àñ æå î÷óòèëàñü îïÿòü íà íàøåì äâîðå!
È â òîò æå ìèã îíà î÷óòèëàñü îïÿòü âî äâîðå. À ìàëü÷èêè íà íåå ñìîòðÿò è
ñìåþòñÿ:
— Íó è ãäå æå òâîé Ñåâåðíûé ïîëþñ?
— ß òàì áûëà.
— Ìû íå âèäåëè. Äîêàæè!
— Ñìîòðèòå — ó ìåíÿ åùå âèñèò ñîñóëüêà.
— Ýòî íå ñîñóëüêà, à êîøêèí õâîñò! ×òî, âçÿëà?
Æåíÿ îáèäåëàñü è ðåøèëà áîëüøå ñ ìàëü÷èøêàìè íå âîäèòüñÿ, à ïîøëà íà
äðóãîé äâîð âîäèòüñÿ ñ äåâî÷êàìè. Ïðèøëà, âèäèò — ó äåâî÷åê ðàçíûå èãðóøêè. Ó
êîãî êîëÿñêà, ó êîãî ìÿ÷èê, ó êîãî ïðûãàëêà, ó êîãî òðåõêîëåñíûé âåëîñèïåä, à
ó îäíîé — áîëüøàÿ ãîâîðÿùàÿ êóêëà â êóêîëüíîé ñîëîìåííîé øëÿïêå è â êóêîëüíûõ
êàëîøêàõ. Âçÿëà Æåíþ äîñàäà. Äàæå ãëàçà îò çàâèñòè ñòàëè æåëòûå, êàê ó êîçû.
«Íó, — äóìàåò, — ÿ âàì ñåé÷àñ ïîêàæó, ó êîãî èãðóøêè!» Âûíóëà
öâåòèê-ñåìèöâåòèê, îòîðâàëà îðàíæåâûé ëåïåñòîê, êèíóëà è ñêàçàëà:
Ëåòè, ëåòè, ëåïåñòîê,
×åðåç çàïàä íà âîñòîê,
×åðåç ñåâåð, ÷åðåç þã,
Âîçâðàùàéñÿ, ñäåëàâ êðóã.
Ëèøü êîñíåøüñÿ òû çåìëè —
Áûòü ïî-ìîåìó âåëè.
Âåëè, ÷òîáû âñå èãðóøêè, êàêèå åñòü íà ñâåòå, áûëè ìîè! È â òîò æå ìèã
îòêóäà íè âîçüìèñü ñî âñåõ ñòîðîí ïîâàëèëè ê Æåíå èãðóøêè.
Ïåðâûìè, êîíå÷íî, ïðèáåæàëè êóêëû, ãðîìêî õëîïàÿ ãëàçàìè è ïèùà áåç
ïåðåäûøêè: «ïàïà-ìàìà», «ïàïà-ìàìà». Æåíÿ ñíà÷àëà î÷åíü îáðàäîâàëàñü, íî êóêîë
îêàçàëîñü òàê ìíîãî, ÷òî îíè ñðàçó çàïîëíèëè âåñü äâîð, ïåðåóëîê, äâå óëèöû è
ïîëîâèíó ïëîùàäè. Íåâîçìîæíî áûëî ñäåëàòü øàãó, ÷òîáû íå íàñòóïèòü íà êóêëó.
Âîêðóã, ïðåäñòàâëÿåòå ñåáå, êàêîé øóì ìîãóò ïîäíÿòü ïÿòü ìèëëèîíîâ ãîâîðÿùèõ
êóêîë? À èõ áûëî íèêàê íå ìåíüøå. È òî ýòî áûëè òîëüêî ìîñêîâñêèå êóêëû. À
êóêëû èç Ëåíèíãðàäà, Õàðüêîâà, Êèåâà, Ëüâîâà è äðóãèõ ñîâåòñêèõ ãîðîäîâ åùå íå
óñïåëè äîáåæàòü è ãàëäåëè, êàê ïîïóãàè, ïî âñåì äîðîãàì Ñîâåòñêîãî Ñîþçà. Æåíÿ
äàæå ñëåãêà èñïóãàëàñü. Íî ýòî áûëî òîëüêî íà÷àëî. Çà êóêëàìè ñàìè ñîáîé
ïîêàòèëèñü ìÿ÷èêè, øàðèêè, ñàìîêàòû, òðåõêîëåñíûå âåëîñèïåäû, òðàêòîðû,
àâòîìîáèëè, òàíêè, òàíêåòêè, ïóøêè. Ïðûãàëêè ïîëçëè ïî çåìëå, êàê óæè, ïóòàÿñü
ïîä íîãàìè è çàñòàâëÿÿ íåðâíûõ êóêîë ïèùàòü åùå ãðîì÷å. Ïî âîçäóõó ëåòåëè
ìèëëèîíû èãðóøå÷íûõ ñàìîëåòîâ, äèðèæàáëåé, ïëàíåðîâ. Ñ íåáà, êàê òþëüïàíû,
ñûïàëèñü âàòíûå ïàðàøþòèñòû, ïîâèñàÿ íà òåëåôîííûõ ïðîâîäàõ è äåðåâüÿõ.
Äâèæåíèå â ãîðîäå îñòàíîâèëîñü. Ïîñòîâûå ìèëèöèîíåðû âëåçëè íà ôîíàðè è íå
çíàëè, ÷òî èì äåëàòü.
— Äîâîëüíî, äîâîëüíî! — â óæàñå çàêðè÷àëà Æåíÿ, õâàòàÿñü çà ãîëîâó. —
Áóäåò! ×òî âû, ÷òî âû! Ìíå ñîâñåì íå íàäî ñòîëüêî èãðóøåê. ß ïîøóòèëà. ß
áîþñü…
Íî íå òóò-òî áûëî! Èãðóøêè âñå âàëèëè è âàëèëè…
Óæå âåñü ãîðîä áûë çàâàëåí äî ñàìûõ êðûø èãðóøêàìè.
Æåíÿ ïî ëåñòíèöå — èãðóøêè çà íåé. Æåíÿ íà áàëêîí — èãðóøêè çà íåé. Æåíÿ
íà ÷åðäàê — èãðóøêè çà íåé. Æåíÿ âûñêî÷èëà íà êðûøó, ïîñêîðåå îòîðâàëà
ôèîëåòîâûé ëåïåñòîê, êèíóëà è áûñòðî ñêàçàëà:
Ëåòè, ëåòè, ëåïåñòîê,
×åðåç çàïàä íà âîñòîê,
×åðåç ñåâåð, ÷åðåç þã,
Âîçâðàùàéñÿ, ñäåëàâ êðóã.
Ëèøü êîñíåøüñÿ òû çåìëè —
Áûòü ïî-ìîåìó âåëè.
Âåëè, ÷òîá èãðóøêè ïîñêîðåé óáèðàëèñü îáðàòíî â ìàãàçèíû.
È òîò÷àñ âñå èãðóøêè èñ÷åçëè.
Ïîñìîòðåëà Æåíÿ íà ñâîé öâåòèê-ñåìèöâåòèê è âèäèò, ÷òî îñòàëñÿ âñåãî îäèí
ëåïåñòîê.
— Âîò òàê øòóêà! Øåñòü ëåïåñòêîâ, îêàçûâàåòñÿ, ïîòðàòèëà — è íèêàêîãî
óäîâîëüñòâèÿ. Íó, íè÷åãî. Âïåðåä áóäó óìíåå.
Ïîøëà îíà íà óëèöó, èäåò è äóìàåò:
«×åãî áû ìíå åùå âñå-òàêè âåëåòü? Âåëþ-êà ÿ ñåáå, ïîæàëóé, äâà êèëî
«ìèøåê». Íåò, ëó÷øå äâà êèëî «ïðîçðà÷íûõ». Èëè íåò… Ëó÷øå ñäåëàþ òàê: âåëþ
ïîëêèëî «ìèøåê», ïîëêèëî «ïðîçðà÷íûõ», ñòî ãðàììîâ õàëâû, ñòî ãðàììîâ îðåõîâ è
åùå, êóäà íè øëî, îäíó ðîçîâóþ áàðàíêó äëÿ Ïàâëèêà. À ÷òî òîëêó? Íó, äîïóñòèì,
âñå ýòî ÿ âåëþ è ñúåì. È íè÷åãî íå îñòàíåòñÿ. Íåò, âåëþ ÿ ñåáå ëó÷øå
òðåõêîëåñíûé âåëîñèïåä. Õîòÿ çà÷åì? Íó, ïîêàòàþñü, à ïîòîì ÷òî? Åùå, ÷åãî
äîáðîãî, ìàëü÷èøêè îòíèìóò. Ïîæàëóé, è ïîêîëîòÿò! Íåò. Ëó÷øå ÿ ñåáå âåëþ áèëåò
â êèíî èëè â öèðê. Òàì âñå-òàêè âåñåëî. À ìîæåò áûòü, âåëåòü ëó÷øå íîâûå
ñàíäàëåòû? Òîæå íå õóæå öèðêà. Õîòÿ, ïî ïðàâäå ñêàçàòü, êàêîé òîëê â íîâûõ
ñàíäàëåòàõ? Ìîæíî âåëåòü ÷åãî-íèáóäü åùå ãîðàçäî ëó÷øå. Ãëàâíîå, íå íàäî
òîðîïèòüñÿ».
Ðàññóæäàÿ òàêèì îáðàçîì, Æåíÿ âäðóã óâèäåëà ïðåâîñõîäíîãî ìàëü÷èêà,
êîòîðûé ñèäåë íà ëàâî÷êå ó âîðîò. Ó íåãî áûëè áîëüøèå ñèíèå ãëàçà, âåñåëûå, íî
ñìèðíûå. Ìàëü÷èê áûë î÷åíü ñèìïàòè÷íûé — ñðàçó âèäíî, ÷òî íå äðà÷óí, è Æåíå
çàõîòåëîñü ñ íèì ïîçíàêîìèòüñÿ. Äåâî÷êà áåç âñÿêîãî ñòðàõà ïîäîøëà ê íåìó òàê
áëèçêî, ÷òî â êàæäîì åãî çðà÷êå î÷åíü ÿñíî óâèäåëà ñâîå ëèöî ñ äâóìÿ
êîñè÷êàìè, ðàçëîæåííûìè ïî ïëå÷àì.
— Ìàëü÷èê, ìàëü÷èê, êàê òåáÿ çîâóò?
— Âèòÿ. À òåáÿ êàê?
— Æåíÿ. Äàâàé èãðàòü â ñàëêè?
— Íå ìîãó. ß õðîìîé.
È Æåíÿ óâèäåëà åãî íîãó â óðîäëèâîì áàøìàêå íà î÷åíü òîëñòîé ïîäîøâå.
— Êàê æàëêî! — ñêàçàëà Æåíÿ. — Òû ìíå î÷åíü ïîíðàâèëñÿ, è ÿ áû ñ áîëüøèì
óäîâîëüñòâèåì ïîáåãàëà ñ òîáîé.
— Òû ìíå òîæå î÷åíü íðàâèøüñÿ, è ÿ áû òîæå ñ áîëüøèì óäîâîëüñòâèåì ïîáåãàë
ñ òîáîé, íî, ê ñîæàëåíèþ, ýòî íåâîçìîæíî. Íè÷åãî íå ïîäåëàåøü. Ýòî íà âñþ
æèçíü.
— Àõ, êàêèå ïóñòÿêè òû ãîâîðèøü, ìàëü÷èê! — âîñêëèêíóëà Æåíÿ è âûíóëà èç
êàðìàíà ñâîé çàâåòíûé öâåòèê-ñåìèöâåòèê. — Ãëÿäè!
Ñ ýòèìè ñëîâàìè äåâî÷êà áåðåæíî îòîðâàëà ïîñëåäíèé, ãîëóáîé ëåïåñòîê, íà
ìèíóòêó ïðèæàëà åãî ê ãëàçàì, çàòåì ðàçæàëà ïàëüöû è çàïåëà òîíêèì ãîëîñêîì,
äðîæàùèì îò ñ÷àñòüÿ:
Ëåòè, ëåòè, ëåïåñòîê,
×åðåç çàïàä íà âîñòîê,
×åðåç ñåâåð, ÷åðåç þã,
Âîçâðàùàéñÿ, ñäåëàâ êðóã.
Ëèøü êîñíåøüñÿ òû çåìëè —
Áûòü ïî-ìîåìó âåëè.
Âåëè, ÷òîáû Âèòÿ áûë çäîðîâ!
È â òó æå ìèíóòó ìàëü÷èê âñêî÷èë ñî ñêàìüè, ñòàë èãðàòü ñ Æåíåé â ñàëêè è
áåãàë òàê õîðîøî, ÷òî äåâî÷êà íå ìîãëà åãî äîãíàòü, êàê íè ñòàðàëàñü.

Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:

  • 29.03.2010. Ó ëóêîìîðüÿ äóá çåë¸íûé
  • 28.03.2010. Ìîÿ Ðîññèÿ Ïåäåð Õóçàíãàé
  • 26.03.2010. Çàìûêàÿ êðóã
  • 25.03.2010. Øàãàíý òû ìîÿ, Øàãàíý!
  • 23.03.2010. ***
  • 22.03.2010. Çèìíèé âå÷åð
  • 21.03.2010. Ñêàçêà î ïîïå è ðàáîòíèêå áàëäå.
  • 09.03.2010. èç ìóëüòôèëüìà áðåìåíñêèå ìóçûêàíòû

Вступление к поэме «Руслан и Людмила» — одно из самых известных поэтических произведений на русском языке. Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый» и его краткое содержание поможет в полной мере проникнуться красотой поэтического Пушкинского слова, которое оживляет в воображении читателя невиданных сказочных персонажей и пейзажи русской природы. 

История создания стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый»

«У Лукоморья дуб зеленый» — это пролог поэмы «Руслан и Людмила», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Сюжет поэмы навеян старыми народными сказками, которые ему в детстве читала няня Арина Родионовна. 

Пушкин и Арина Родионовна

Название стихотворения созвучно его первой строке. Само по себе слово «Лукоморье» родом от сочетания слов «лука» и «моря», что означает «изгиб берега моря», т. е. морской залив или бухта.

Бытует мнение, что эта местность — не выдумка автора, а реально существующая точка на карте, место, где однажды доводилось бывать поэту. Называется оно мысом Фиолент и находится на Крымском полуострове, где расположен древний монастырь, не единожды посещаемый Пушкиным.

Мыс Фиолент

Чувствительный к проявлениям прекрасного, талантливый поэт был поражен видом столетнего дуба на берегу морского залива, послужившего вдохновением для создания сказочной поэмы с необычной вступительной частью.

Сочинительство поэмы Пушкин начал в 1817 году, еще до окончания Царскосельского лицея и закончил весной, три года спустя.

Герои стихотворения

У Лукоморья дуб зеленый

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

  • ученый кот — символ науки и образованности русского народа;

  • леший — дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

  • русалка — молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

  • невиданные звери — сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

  • дядька и тридцать морских витязей — персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

  • королевич — молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;

  • баба Яга — старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

  • бурый волк — отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

  • царь Кащей — злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Тема и смысл произведения

«У Лукоморья дуб зеленый» не является самостоятельным произведением, соответственно основным его смыслом выступает погружение читателя в сказочный мир, со всеми его волшебными героями, о которых дальше пойдет речь в поэме. Таким образом, тему отрывка составляет напоминание о сказочных и мифических героях.

Отрывок из поэмы Руслан и Людмила У Лукоморья

Этот стих предназначен для отображения самобытности и богатства русской культуры и ее фольклора. Главная его мысль и общее настроение заключается в строчке: «Там русский Дух, там Русью пахнет». 

Здесь показана вся сила и несгибаемость русского духа, его очарование и мощь, которая придает сил своему народу. Этот отрывок несет в себе особое влияние русских сказок, которые учат добру, пониманию и справедливости.

Композиция, размер и жанр

Произведение относится к жанру поэмы. 

У Лукоморья дуб зеленый

Композиция стихотворения имеет структуру старой русской сказки — выделяются несколько частей:

  • вступительная (присказка, описывающая само Лукоморье);

  • основная часть (перечисление мифических созданий и героев сказок);

  • заключительная часть.

При этом текст имеет отличительную особенность — первая часть служит началом и концом, тогда как вторая выполняет функцию середины стиха.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия в первой строфе, что делает повествование более плавным и размеренным.

Средства художественной выразительности

Отрывок носит описательный характер. Его автор рисует перед читателем сказочную картину с героями мифов, легенд и народного фольклора. Большое количество глаголов («стоит», «бродит», «висит», «сидит», «тужит», «прихлынут») придает повествованию высокую динамичность. 

Образы у Лукоморья

С помощью эпитетов «невиданный» и «неведомый» автор подчеркивает сказочность и обособленность Лукоморья. Такие эпитеты как «песчаный», «бурый», «пустой», «зеленый» служат для определения формы, цвета и свойства предметов и персонажей.

Употребление старославянизмов («курьих», «златая», «чредой», «брег») погружает читателя во времена Древней Руси, где разворачиваются события произведения. Для усиления образа морских витязей и их предводителя поэт использует аллитерацию, подчеркивая шум морского прибоя. В произведении также используются анафора, олицетворение, эллипс и метафоры.

Происходящее нарисовано образами и символами: дуб и ученый кот означают мудрость Древней Руси, образы морских богатырей сосредотачивают внимание на могуществе и силе, а использованные в тексте синонимы и антонимы дополняют картину.

Заключение

В отечественной литературе это стихотворение занимает особое место, его изучают в старших и младших классах и с детства знают наизусть. Созданная автором волшебная атмосфера сказки, наполненная самобытными образами мифических героев отражает истинно русский дух и его культуру. В этом и состоит неоценимая важность этого стихотворения для многих поколений.

  • У лисы избушка ледяная а у зайца лубяная какая это сказка
  • У кого есть имена в рассказе господин из сан франциско
  • У кого жила царевна в лесу в сказке пушкина кроссворд
  • У кого нет цели тот не находит радости ни в каком занятии сочинение
  • У кромки льда как пишется