У кого украла рыбу лиса в сказке лисичка сестричка и волк

как звали девочку из сказки морозко? ответ: настенька. кого считали дурачком, а он оказался умным? ответ: иванушка-дурачок.

■ Как звали
девочку из сказки «Морозко»? Ответ: Настенька.

■ Кого считали
дурачком, а он оказался умным? Ответ: Иванушка-дурачок.

■ Сколько героев
хотели съесть колобка? Ответ: Шесть.

■ Сколько сыновей
было в сказке «Иван-царевич и серый волк»? Ответ: Три.

■ Кто был
Бессмертным? Ответ: Кощей Бессмертный.

■ Жених Бабы Яги?
Ответ: Леший.

■ Кто от хохота
лопнул? Ответ: Пузырь.

■ Кто посадил
репку? Ответ: Дед.

■ Чья жена
оказалась лучше в сказке «Царевна-лягушка»? Ответ: Ивана-царевича.

■ Жена старика.
Ответ: Старуха.

■ Какой характер
был у мачехи в сказке «Морозко»? Ответ: Злой.

■ У кого украла
рыбу лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: У старика.

■ Кто поймал щуку
в сказке «По щучьему велению»? Ответ: Емеля.

■ Кто бил волка в
сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: Бабы.

■ Чью дочь в злате
и серебре везли в сказке «Морозко»? Ответ: Старикову дочь.

■ Кто попил воды и
стал козленочком? Ответ: Братец Иванушка.

Викторина
«Животные в сказках»

■ Кто съел
колобка? Ответ: Лиса.

■ Кто разломал
теремок? Ответ: Медведь.

■ Кто топтал
пшеницу в сказке «Сивка-Бурка»? Ответ: Конь.

■ Кто прогнал лису
из дома в сказке «Заюшкина избушка»? Ответ: Петушок.

■ Кто обхитрил
волка в сказке «Волк и семеро козлят»? Ответ: Коза.

■ Кто вез лису в
сказке «Лисичка-сестричка и волк»? Ответ: Волк.

■ Животное по
имени Жучка в сказке «Репка». Ответ: Собака.

■ Кто первый нашел
теремок? Ответ: Мышка-норушка.

■ К семейству
каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла
для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? Ответ: Курочка Ряба.

■ Кто унес
Иванушку? Ответ: Гуси-лебеди.

■ Какую рыбу в
русских сказках иногда называют «чудо-юдо»? Ответ: Кит.

■ Из шкуры какого
животного была сделана шуба, принадлежащая купцу в сказке «Два мороза»? Ответ:
Из шкуры медведя.

■ Кто в русских
сказках имеет отчество Патрикеевна? Ответ: Лиса.

■ Кого лиса
угощала кашей? Ответ: Журавля, «Лиса и журавль».

■ Кто из героев
русской народной сказки «У страха глаза велики» носил прозвище норушка? Ответ:
Мышка.

■ Кто помог спасти
жизнь петушку в русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко»? Ответ:
Курочка.

■ Скажите, какого героя
провели на пирожках? Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».

■ Кто тянул репку
последним? Ответ: Мышка.

3. Конкурс
«Подумай над сказкой»

Сколько героев  в
сказке  напиши

КОЛОБОК (колобок,
волк, заяц, медведь, лиса, дед, бабка)

Сколько героев  в
сказке  напиши

РЕПКА( репка, дед,
бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

4.Сказочный
кроссворд

1 команда

с

к

А

з

к

И

С-  кличка
сказочного коня

К- его пытались
съесть пятеро, а удалось шестому.

А- Сестра Иванушки.

З – пресмыкающееся
с тремя головами.

К- сказочный герой
, смерть которого в яйце.

А – мужское имя в
сказках

__________________________________________________________

2команда

С

К

А

З

К

И

С- предмет
благодаря которому  царевич нашёл себе жену.

К – В чем нёс
медведь девочку вместе с пирожками7

А- Сестра
Иванушки.

З – Этим подавился
петушок

К – Посуда  из
которой журавль кормил лису

И – на её кончике 
смерть одного из сказочных героев.

5.Конкурс
«Кто больше назовет сказок»

Игра
«Доберись до Колобка!». От каждой команды участвует один игрок. Поочередно
ступая на лист бумаги ногами, надо добраться до Колобка. Побеждает тот, кто
сделает это первым.

6. Конкурс
«Сказочные вещи»

1.С помощью
предмета, находящемся в ящике, можно смастерить самые разные вещи, а можно
убить страшного злодея _ персонажа русских сказок. (Игла)

2.С помощью
предмета, находящемся в ящике, главный герой сказки нашёл свое счастье – мудрую
жену, которая была заколдована.(Стрела)

3.В ящике спрятаны
предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе.
(подснежники)

4.Здесь находится
вещь, которую съел крокодил.

(Мой додыр.
Мочалка)

5.Какой предмет
заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. ( Яйцо)

6.Эту вещь
потеряла прекрасная незнакомка в 12 часов ночи. (Х туфелька)

7.Конкурс
«Дополни имя»

У сказочных героев
есть двойные имена и названия.

На листе бумаги
написано первое название , а вам надо дописать второе.

Кощей –

Елена _

Василиса –

Сестрица –

Иван –

Братец –

Змей –

Крошечка –

Мальчик –

8. Конкурс
«Поймай золотую рыбку»

9. Конкурс
музыкальный

Вспомни что пела

1-КОЗА           
2-КОЛОБОК

10. Конкурс
загадок.

Возле леса, на
опушке

Трое их живет в
избушке.

Там три стула и
три кружки.

Три кроватки, три
подушки.

Угадайте без
подсказки,

Кто герои этой
сказки?

(Три
медведя)

У отца был мальчик
странный,

Необычный —
деревянный.

Но любил папаша
сына.

Что за странный

Человечек
деревянный

На земле и под
водой

Ищет ключик
золотой?

Всюду нос сует он
длинный.

Кто же это?..

(Буратино)

Она красива и
мила,

А имя ей от слова
«зола».

(Золушка)

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш …

(Малыш)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок,
румяный бок

Покатился …

(колобок)

Бабушка девочку
очень любила.

Шапочку красную ей
подарила.

Девочка имя забыла
свое.

А ну, подскажите
имя ее.

(Красная
Шапочка)

Носик круглый,
пятачком,

Им в земле удобно
рыться,

Хвостик маленький
крючком,

Вместо туфелек —
копытца.

Трое их — и до чего
же

Братья дружные
похожи.

Отгадайте без
подсказки,

Кто герои этой
сказки?

(Три
поросенка)

Лечит маленьких
детей,

Лечит птичек и
зверей,

Сквозь очки свои
глядит

Добрый доктор …

(Айболит)

Толстяк живет на
крыше,

Летает он всех
выше.

(Карлсон)

Восстанови
сказки

«Ивакс-Каруб»______________________________________

«Вочмокайдю»______________________________________

«Шаам и
двеемьд»_______________________________________

«Шокупет   — 
лозойто  бекошерг»____________________________

Восстанови
сказки

«Ивакс-Каруб»______________________________________

«Вочмокайдю»______________________________________

«Шаам и
двеемьд»_______________________________________

«Шокупет   — 
лозойто  бекошерг»____________________________

Сколько героев  в
сказке  напиши  их

КОЛОБОК

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Сколько героев  в
сказке  напиши их

РЕПКА

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Конкурс
«Дополни имя»

У сказочных героев
есть двойные имена и названия.

На листе бумаги
написано первое название , а вам надо дописать второе.

Кощей –

Елена _

Василиса –

Сестрица –

Иван –

Братец –

Змей –

Крошечка –

Мальчик –

7.Конкурс
«Дополни имя»

У сказочных героев
есть двойные имена и названия.

На листе бумаги
написано первое название , а вам надо дописать второе.

Кощей –

Елена _

Василиса –

Сестрица –

Иван –

Братец –

Змей –

Крошечка –

Мальчик –

Театрализованное представление

«Путешествие по сказкам»

Под мелодию
русской народной песни дети спокойно заходят в зал, рассаживаются на стульчики.

Открывается окошко
ширмы, оттуда выглядывает Сказочница.

Сказочница: Здравствуйте, дети! Меня зовут Сказочница.
Сегодня мы отправимся в путешествие по русским народным сказкам. А вы любите
сказки? Тогда слушайте…

(раздается стук в
дверь, входит Баба Яга)

Ой, да кто же это в
гости к нам явился, сказку слушать мешает?

Баба Яга: (осторожно входит, озирается)

Пустите, я – добрая
баба Яга!

Ой, Сказочница, я
сказку свою потеряла,

Не помню в какой я
жила-поживала?

Мне, Сказочница,
дорогу в мой дом подскажи.

Сказочница:       Ну, что ж, вот клубочек,

За ним и иди! (уходит в сторону)

Баба Яга: Ох, я бедная старушка,

Не найду своей избушки.

Очень уж далек мой путь!

Ох, присяду отдохнуть.

(видит теремок)

Это что за теремок?

Он не низок, не высок.

Помогите мне, ребята,

Что за сказка здесь живет?

(выбегают
дети-персонажи)

Мышка: Здесь живу я, мышка-норушка!

Лягушка: Я — зеленая лягушка!

Заяц: В теремочке есть и зайчик

 По прозванью Побегайчик!

Лиса: В этой сказке есть лисичка,

 Очень хитрая сестричка!

Вместе: А ты кто?

Баба Яга: Я — Яга, костяная нога.

В теремок пустите жить

Буду с вами я дружить!

Лиса: Что ж, пожалуй, заходи

 Да с дороги отдохни

Баба Яга напевая
идет к теремку, оглядывается, видит зверей.

Баба Яга: Вы куда?

Звери: В теремок!

Баба Яга: На дверях теперь замок.

Уходите вы отсюда!

Как бы не было вам худо!

В этой сказке навсегда

Будет жить одна Яга!

Мышка:    Если в сказку к нам придешь,

Сказку всю перевернешь.

Лягушка: В нашей сказке нет тебя,

Уходи от нас, Яга!

(звери прогоняют
Бабу Ягу из домика)

Баба Яга: И не нужен мне ваш дом,

Ну и оставайтесь в нем!

Я свой дом искать пойду,

Свою сказку я найду!

Сказочница:       Так Яга все шла да шла,

То добра была, то зла,

То ругалась, то ворчала,

Вдруг кого-то повстречала.

(выбегает Колобок)

Колобок:   Я – веселый Колобок,

По сусекам я скребен,

На сметане я мешен

Я от дедушки ушел,

И от тебя уйду.

Баба Яга: Ой, какай же ты хороший,

И румяный, и пригожий.

А давай-ка поиграем:

Если я тебя поймаю

Сразу съем тебя, дружок,

Как, согласен, Колобок?

(Баба-Яга гонится
за колобком под музыку. Колобок убегает.)

Баба Яга: Что ж пора идти опять

Свою сказку мне искать.

(выходят Лиса и
Волк)

Волк: Лизавета, здравствуй!

Лиса: Как дела, зубастый!

Волк: Ничего идут дела.

 Голова еще цела

 Ну, а ты-то где бродила?

Лиса: Рыбку, куманек, ловила.

Баба Яга: Рыбки тоже я хочу!

Волк: Вот волшебные слова

 Ты запомни их, Яга:

«Ловись, рыбка
большая и маленькая»

(прощаются, уходят
Баба Яга сидит на берегу)

Баба Яга: Ох, как скучно здесь сидеть

Да на воду лишь глядеть!

Не с кем даже поболтать,

Ни попеть, потанцевать!

Сказочница:       Горю твоему помочь

Мы с ребятами не прочь

Танцевать с тобой хотим.

И тебя развеселим!

Свободная пляска
по показу Бабы Яги.

Сказочница: Ну что, Баба Яга! Весело тебе у нас в наших
сказках?

Баба Яга: Весело-то, весело, да хочу я свою сказку
отыскать. Помогите мне, дети!

Сказочница: Ну, ладно! Есть у меня еще одна, последняя
сказка.

Смотри, репка какая у
нас выросла! Интересно, кто же ее такую посадил?

(выходит Дед)

Дед: Здравствуйте, я – дед Федот. Живу я в домике
с бабушкой Матреной. Да где же она?

(выходит Матрена)

Дед: Двор у нас с Матренушкой большой и птицы, и
животные есть.

Да послушайте-ка
веселую песенку об этом.

Песня «У бабушки
Матрены»

Репка:        Поскорей полейте грядку

Свежей, чистою водой.

Стану я большой и сладкой,

Стану сладкой и большой!

(смотрит на небо)

Да без солнышка мне
такой большой не вырасти

Но что-то дождика
давно нет…

(выходит Дождик)

Дождик (сердито):       Что это вы тут распелись?

Растанцевались, да развеселились?

Людям дождь совсем не нужен,

Пусть повысохнут все лужи!

(выходит ребенок с
лейкой)

Ребенок:    Что ты, дождик, ты не прав!

Без дождя не будет трав!

Овощей на грядках!

Фруктов сочных, сладких!

(поливает репку)

Дед: Ай да, репка на гряде,

Золотая, наливная!

И большая – пребольшая,

Не найти такой ни где!

(плюет на ладони,
потирает руки, пытается тащить)

Сказочница:       Тянет, тянет репку дедка –

Не дается Дедке репка!

Бабку дедушка зовет!

Дед: Бабка Матрена!

Сказочница:       Бабка за Дедку,

Дедка за Репку –

Тянут, тянут понемногу –

Силы не хватает!

Дед кряхтит и на подмогу

Внучку вызывает!

Дед: Машенька! Внученька!

Сказочница:       Внучка за Бабку!

Бабка за дедку!

Дедка за репку,

Тянут. Тянут понемногу –

Силы не хватает

Оглянулась внучка Маша,

Жучку подзывает!

Внучка:     Жучка, ты ко мне беги,

И в работе помоги!

Сказочница:       Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку.

Тянут – потянут.

Вытянуть не могут!

Жучка: Кот Васька, иди сюда!

Сказочница:       Васька за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку

Тянут, тянут понемногу,

Силы не хватает!

Кот: Мяу, Мышка к нам иди»
         Да скорее помоги!

Дед + Бабка:       Дернем раз, и другой,

И еще раз дернем.

Эй, дружней, Эй, сильней!

Вырвем репку с корнем!

(вырывают репку)

Все хором: Все мы дружною семьей

 Вытянули репку!

(приплясывая,
уходят с Репкой)

Сказочница: Ну, что Баба Яга, останешься в этой сказке?

Баба Яга: Хорошая сказочка, и репка вкусная выросла, да
сладкая! Но пойду я искать свою сказку, вон и клубочек меня опять в дорогу
зовет. Спасибо вам за все! Теперь вы ко мне в сказку в гости приходите! До
свидания, ребята!

(уходит)

Сказочница: Да и мне пора прощаться с вами, ребята.

И в заключении я хочу сказать: сказка родилась с человеком,
и покуда жив человек, будет жива и сказка. Страна сказок — самая удивительная и
чудесная страна из всех. Мы прощаемся со сказкой на очень короткое время. Она
нас ни за что не отпустит от себя. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас
самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.
А новую сказочку я вам в следующий раз
расскажу. До свиданья!

Викторина по сказкам

 — С чего обычно начинается сказка? (С зачина).

Из какой емкости пил Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и
братец Иванушка”? (Из лужи)

— О каких сказках идет речь?

Ах
ты, Петя – простота,
Оплошал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (“Петушок –
золотой гребешок”)

Красна
девица грустна,
Ей не нравится весна, 
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка. (“Снегурочка”)

А
дорога далека,
А корзина нелегка.
Сесть бы на пенек, 
Съесть бы пирожок. (“Маша и
медведь”)

1.    Чего
больше всего хотел на свете крокодил Гена? ( Найти друга. )

2.    Летела
стрела и попала в болото, и в этом болоте поймал её кто — то. Кто,
распростившись с зелёною кожей, сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса
Прекрасная )

3.      Гуси
— лебеди летят.

 Унести
детей хотят.

 Кто
помог сестрице с братцем

 
От Яги домой добраться?( печь, яблоня, река. )

В
кого превращался великан—людоед из сказки Ш. Перро « Кот в

 сапогах?»
(в мышь, во льва. )

Какое
мужское имя чаще всего дают героям русских сказок? ( Иван. )

Как звали девочку из сказки «Морозко»? Ответ: Настенька.

■ Кого считали дурачком, а он оказался умным? Ответ:
Иванушка-дурачок.

■ Сколько героев хотели съесть колобка? Ответ: Шесть..

■ У кого украла рыбу лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк»?
Ответ: У старика.

■ Кто поймал щуку в сказке «По щучьему велению»? Ответ: Емеля.

Внучка к бабушке пошла,

Пироги к ней понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил!

(Красная Шапочка.)

Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить!

И шпоры звенят у него на ногах,

Скажите мне, кто это?…

(Кот в сапогах.)

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик…

(Оловянный.)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рождён

(Гадкий утёнок.)

Предупредить я вас должна:

Я так хрупка, я так нежна,

Что через тысячу перин

Горошину одну

Я буду чувствовать всю ночь

И так и не засну!

(Принцесса на горошине.)

Чтоб друга верного спасти,

Её полстраны пришлось пройти:

От разбойников бежать,

В снежной буре замерзать,

Через льды перебираться,

С королевою сражаться.

(Герда.)

Появилась девочка

В чашечке цветка.

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот такая девочка,

Как она мила!

(Дюймовочка.)

Всем он каши наварил,

Съесть её не хватит сил.

(Горшочек.)

Прибежище Мышки-норушки,

Зелёной Лягушки-квакушки

И прочей звериной компании.

Скажите мне хором название.

(Теремок.)

Оперением горя,

Вся сверкает, как заря,

А Иван-дурак ночами

Её ловит для царя.

Он ей в хвост сумел вцепится,

А зоут её…

(Жар-птица.)

В ступе летаю,

Следы заметаю.

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга.)

Я — богатый, всемогущий,

Очень стройный, страшно злющий,

Но я смерти не боюсь,

Угадайте, как зовусь?

(Кощей Бессмертный.)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

(Игла.)

Мастер он колоть дрова,

Рыбок уважает,

Хоть и дурья голова,

Печь его катает.

(Емеля.)

1[1]

Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе:

— Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, лежит себе как мёртвая.

— Вот будет подарок жене, — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди. А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросала всю рыбу, и сама ушла.

— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привёз я тебе на шубу.

— Где?

— Там, на возу, — и рыба и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, и начала ругать мужа:

— Ах ты, старый хрен! Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идёт волк:

— Здравствуй, кумушка!

— Здравствуй, куманёк!

— Дай мне рыбки!

— Налови сам, да и ешь.

— Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила; ты, куманёк, ступай на́ реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.

Волк пошёл на́ реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

— Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь! — думает он. Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

— Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, чем кто попало. Волк прыгал-прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

— Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, кумушка!

А лисичка-сестричка, покушамши рыбки, захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

— Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

— Эх, куманёк, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

— И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он её и понёс. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везёт, битый небитого везёт.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.

— Так, кумушка, так!

— Давай, куманёк, построим себе хатки.

— Давай, кумушка!

— Я себе построю лубяную, а ты себе ледяную.

Принялись за работу, сделали себе хатки: лисичке — лубяную, а волку — ледяную, и живут в них. Пришла весна, волчья хатка и растаяла.

— А, кумушка! — говорит волк. — Ты меня опять обманула, надо тебя за это съесть.

— Пойдем, куманёк, ещё поконаемся[2], кому-то кого достанется есть.

Вот лисичка-сестричка привела его в лес к глубокой яме и говорит:

— Прыгай! Если ты перепрыгнешь через яму — тебе меня есть, а не перепрыгнешь — мне тебя есть.

Волк прыгнул и попал в яму.

— Ну, — говорит лисичка, — сиди же тут! — и сама ушла.

Идёт она, несёт скалочку в лапках и просится к мужичку в избу:

— Пусти лисичку-сестричку переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Её пустили. Она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. Рано поутру лисичка встала, сожгла свою скалочку, а после спрашивает:

— Где же моя скалочка? Я за неё и гусочку не возьму!

Мужик — делать нечего — отдал ей за скалочку гусочку; взяла лисичка гусочку, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к другому мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.

Её пустили. Она легла сама на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку. Рано утром она вскочила, схватила гусочку, ощипала её, съела и говорит:

— Где же моя гусочка? Я за неё индюшечку не возьму!

Мужик — делать нечего — отдал ей за гусочку индюшечку; взяла лисичка индюшечку, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку,
За гусочку — индюшечку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к третьему мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, индюшечку под печку.

Её пустили. Вот она легла на лавочку, хвостик под лавочку, индюшечку под печку. Рано утром лисичка вскочила, схватила индюшечку, ощипала её, съела и говорит:

— Где же моя индюшечка? Я за неё не возьму и невесточку!

Мужик — делать нечего — отдал ей за индюшечку невесточку; лисичка посадила её в мешок, идёт и поёт:

Ишла лисичка-сестричка по дорожке,
Несла скалочку;
За скалочку — гусочку,
За гусочку — индюшечку,
За индюшечку — невесточку!

Стук, стук, стук! — стучится она в избу к четвёртому мужику.

— Кто там?

— Я — лисичка-сестричка, пустите переночевать.

— У нас и без тебя тесно.

— Я не потесню вас; сама ляжу на лавочку, хвостик под лавочку, а мешок под печку.

Её пустили. Она легла на лавочку, хвостик под лавочку, а мешок под печку. Мужик потихоньку выпустил из мешка невесточку, а впихал туда собаку. Вот поутру лисичка-сестричка собралась в дорогу, взяла мешок, идёт и говорит:

— Невесточка, пой песни! — а собака как зарычит. Лисичка испугалась, как шваркнет мешок с собакою да бежать.

Вот бежит лисичка и видит: на воротах сидит петушок. Она ему и говорит:

— Петушок, петушок! Слезь сюда, я тебя исповедаю: у тебя семьдесят жён, ты завсегда грешон.

Петух слез; она хвать его и скушала.

2[3]

Ехал лесом мужичок со снетками[4]. Лисица накрала снеточков у мужика, склала в кувшинчик, да и села под стог пообедать. Бежит голодный волк.

— Кума, кума, что ты ешь? — говорит он, увидав лису.

— Снеточки, — отвечает она.

— Дай-ка мне!

— Сам налови.

— Да я не умею, — говорит волк.

— А вот кувшин, надень на хвост, да и пусти в прорубь.

Послушался волк, а лисица говорит про себя:

— Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, волчий хвост!

Сама побежала в деревню, попалась в одной избе в квашню головой и подняла тревогу. Бежит лисица из деревни прямо на волка, а за лисицей народ. Волк от страху ну рваться, а хвост-от примёрз; насилу полхвоста оторвал. Нагоняет волк лисицу в лесу, а та прикинулась хворой.

— Ах, кум! — говорит. — Всю головушку избили, мочи нет идти.

— Так садись, кума, на меня, — говорит волк.

Вот и едет лисица на волке, сама попевает:

— Битый небитого везёт!

— Что ты, кума, говоришь? — спрашивает волк.

— Брежу, куманёк! — отвечает лисица, а сама, воровка, допевает:

— У битого гузка[5] болит!

Вот те сказка, а мне кринка масла.

3[6]

Вот в одной деревне на задворье стояли зимой стога сена, и на один из них взобралась лисица; она промыслила где-то рыбки и кушала себе. Тут же случилось проходить ночью волку. Он увидал лису и сказал ей:

— Здорово, кумушка!

— Здравствуй, куманёк, — отвечала она.

— Что ты ешь?

— Рыбку.

— Да где ты взяла?

— Наловила в пруде.

— Каким бы то способом?

— Коли хочешь, научу.

— Спасибо скажу.

— Ну, пойдём.

И повела кума к проруби:

— Вот садись и хвост опусти в воду, а рыбка и всползёт на него греться.

Кум сел и хвост опустил в прорубь, а кума ворчит:

— Ясни, ясни на небе! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Да что ты, кума, говоришь?

— И, батько, скликаю рыбку-то тебе.

— Ну, спасибо!

Когда лиса увидела, что прорубь замёрзла, она сказала:

— Побегу в деревню за мёдом.

Побежала, и след её простыл. А обманутого волка с примёрзлым хвостом увидали на пруде мужики и убили его. Я там был, мёд пил, по усам текло, да в рот не кануло.

4[7]

Был себе дед и баба. У деда был петушок, а у бабы курочка. В один день пошли они на смитьячко[8] поискать себе пищи; петушок нашёл пшеничный колосок, а курочка нашла маковку. С этого колоска дед вымолотил зерно, смолол муку; а баба, вычистивши маковку, растёрла мак, смешала с мёдом и с дедовой муки сделала пирожок с тёртым маком и, за неимением, по бедности, печки и огня, положила тот пирожок на окне своей избушки, чтобы на солнышке испёкся.

В то время проходила лисичка с волчиком. Лисичка и говорит:

— А что, волчику-братику, украдём этот пирожок и разделим его между собою по-братски.

— Хорошо, лисичка-сестричка, украдём.

Лисичка украла. Отошедши в сторонку, она заметила, что будто бы пирожок ещё не допекся и что для этого надобно ему ещё пожариться на солнышке.

— А мы между тем уснём, а проснувшись, смачненько[9] позавтракаем.

Так улещала лисичка волчика-братика, который вскоре и уснул. Она в то время к пирожку, разломила, сладкую начинку съела, а туда наклала… с позволения сказать — сами догадаетесь чего… и, залепив, положила. Волчик проснулся, и лиса за ним. Принялись делиться пирожком, и первая лиса заметила, что не та уже в пирожке начинка, и напустилась на волка. Волк божится, клянётся, землю ест[10], — куда? лиса не верит. Наконец предлагает испытание: лечь обоим против солнца, и у кого от жару выступит на теле воск, тот и съел мёд. Согласились.

Волчик беспечно уснул, а лиса побежала в ближнюю пасеку[11], украла сот, съела, а вощинами всего волка облепила. Проснувшись и быв изобличён, волк повинился, что он и сам не помнит, как это случилось, но после такого ясного доказательства винится и очень охотно подчиняется приговору лисички-сестрички, чтобы при первой добыче не иметь ему в ней доли, а всю уступить лисе. Вот и разошлись в разные стороны для промыслу.

Лисичка, завидев, что идёт фура чумаков[12], легла на дороге, разметалась будто неживая и начала подфунивать[13] изо всей мочи. Чумаки её завидели и сочли сначала живою, но, подойдя ближе, когда услышали, что за несколько шагов она так сильно смердит, закричали:

— Вона здохла, бачь[14], як воня́! — и, взяв её, положили на воз с рыбою.

Первое дело её было — прогрызть у воза лубки, и потом начала выкидывать рыбу. Накидавши, сколько ей надобно было, она благополучно дала тягу с воза, подобрала всю рыбу в кучу и начала преисправно её кушать.

Волк, побродивши везде, без успеха возвращался на сборное место и увидел лису за таким роскошным пиром.

— Лисичка-сестричка! Дай мне хоть маленькую рыбку…

— О волчику-братику, налови себе, как и я наловила, да и ешь сколько душе угодно!

— Лисичка-сестричка! Дай мне хоть головку.

— О волчику-братику, ни косточки. Я утомилась, пока её наловила, и очень голодна.

— Где, как и чем ты её наловила?

— Самая безделица! Вон недалеко река; иди туда, вложи хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, и мала и велика, ловись, рыбка, и мала и велика! Потом выдерни хвост, то увидишь, сколько вытянешь рыбы.

Как уже лиса кончила свой обед, то и взялася довести его до проруби. Волк вложил свой хвост и начал приговаривать[15]:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса, бегая около него, приговаривала:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я тебе помогаю, — а сама поминутно твердит:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Волк скажет:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

Волк опять:

— Ловися, рыбка, и мала и велика! — а лиса:

— Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я тебе помогаю!

Волк уже хочет вытянуть свой хвост из проруби, но лиса запрещает:

— Погоди, ещё мало наловилось!

И опять начинают они приговаривать. Волк только что попробует вытащить хвост, а лиса ему:

— Погоди, ещё рано! — и как тогда был мороз такой, что аж скалкы[16] скачут, то лиса, разочтя время, закричала на волка:

— Тяни!

Он потянул, но не тут-то было! Хвост его замёрз в реке, и волк не мог освободить его, и сам остался на месте.

Тогда лиса благим матом побежала в село и начала кричать:

— Сюда, люди! Спешите бить волка, примёрз к ополонке![17]

Все бросились на волка: мужчины с дубинами, с топорами, бабы с гребнями, с днищами[18], все на волка; били его, били, колотили до того, что волк не пожалел и хвоста, оторвал его и куцый[19] побежал куда глаза глядят. Как же все люди бросились к нему на лёд, то один мужик покинул даже и сани свои с лошадью. Волк, набежав на них, вскочил в сани, начал погонять лошадь и таким образом выбрался из села.

А лиса среди общей суматохи, когда все бросились бить волка, вскочила в пустую избу, увидела квашню с тестом, вскочила в неё, вы́ляпалась в тесто, побежала на дорогу и легла. Недалеко за селом увидел волк на дороге лисичку-сестричку избитую, израненную и едва живую. С большим участием бросился он к ней, и она начала жаловаться, что и её так больно прибили, что мозг изо всех костей повыступал.

— Крепись, лисичка-сестричка! Вот и я хвоста лишился, да как же быть! Иди за мною, я ещё покрепче тебя, буду тебя защищать.

Лисичка начала проситься в сани, но волк ей отказал и доказал, что и одному тесно. Нечего делать! Пошла лиса тихо за едущим волком. Пройдя немного, начала упрашивать, чтобы хотя одну лапку, самую разбитую, положить на сани, не более как лапку. Волк долго отнекивался, наконец согласился. Положивши лапку, лиса после долгих переговоров упросила и о другой, третьей, четвёртой, потом умолила волка иметь сострадание и к её хвосту, который так жалко волочился, и умостилась совсем в санках. Волк услышал, что санки трещат, и начал её упрекать.

— Это, волчику-братику, я орешки кусаю!

Поехали дальше; слышит волк, что санки опять трещат, и снова упрекает лису.

— Это, волчику-братику, я орешки кусаю!

Наконец санки совсем рассыпались.

Волк пошёл рубить дрова на сани, а лиса осталась пасти лошадь. От скуки она выела у лошади всю внутренность, напихала туда живых воробьёв и дырку под хвостом заткнула соломой. У волка сани поспели, и он запряг лошадь.

— Ну, ну; ну, ну! — лошадь ни с места.

Волк увидел, что из-под хвоста у лошади торчит солома, и сказал:

— Вот как обожралася, что и солома назад лезет!

Вытянул ее… воробьи выпорхнули, и кожа лошадиная упала. Лиса, притворяясь все ещё больною от побоев, после продолжительного спора убедила волка, чтобы он вез её в санках. Волк повёз и стал приговаривать:

— Битый битую везёт! Битый битую везёт!

А лисичка шепчет:

— Битый небитую везёт!

— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

— То я, волчику-братику, говорю: битый битую везёт!..

5[20]

Была сабе ліска і вельмі галодная. Бяжыць яна дак бяжиць, аж едуць рыбаловы; яна прытаілася, лягла на землю і ляжыць. Тые рыбаловы наглядзелі на ліску, і адзін, каторы ехаў ззаду, узяў тую ліску дый[21] ўкінуў ў воз. Ліска, седзячі ў возе, прагрызла дзіру і, выкідаўшы ўсю рыбу праз[22] тую дзіру, сама выскачыла, пападбірала рыбу, дый есць. Есць яна дак есць, аж прыходзіць воўк. «Што ты, кумко-галубко, ясі?» — «Рыбу, куме!» — «Дай же ж ты мне». — «Ото! Каб[23] я табе давала! Пайдзі дый налаві». — «А гдзе ж я буду лавіць, калі не ведаю гдзе?» — «Вот ідзі за мною, то я табе пакажу». А тымчасам дала воўку адну рыбку, каб ён рассмакаваўся[24], і павяла яго.

Прыходзяць яны да аднаго возяра[25] замёрзлага. Ліска прабіла праломку[26] дый каже да воўка: «Усадзі свой хвост ў гэтую праломку, то наберецца многа рыбы». Воўк, паслухаўшы хітрай ліскі, ўсадзіў хвост ў праломку і сядзіць. Лісіца, зрабіўшы тое, што хацела, зачала бегаць па возярі, крычаць: «Мерзні, мерзні, кумаў хвост!» — «Што гаворыш, кумко?» — каже воўк. «Я кажу, каб бралася рыбка маленькая і вялікая». Сядзеў воўк, сядзеў ў праломцы, аж покі не прымёрз хвост.

Ліска, ўбачыўшы, што кумаў хвост прымёрз, пабегла ў сяло даць знаць, каб воўка ішлі біць. Людзі, пачуўшы[27], што крычаць на воўка, пабеглі зараз з кіямі, з булавамі біць воўка. А кума пабегла ў хату, гдзе мясілі хлеб, укачалася ў ращыну[28], выбегла, села на стог дый сядзіць. А воўк, пачуўшы людзей, як зачаў рвацца, дый адарваў хвост, і сам ледва[29] уцёк. Бяжыць ён дак бяжыць, аж бачыць, на стагу сядзіць ліска дый есць. «Кумко-галубко, бачыш, якая ты благая![30] Ашукала[31] мяне. Хоць за тое дай што есці» — «На, лізні раз», — сказала ліска дый пазволіла раз лізнуць.

Воўк, лізнуўшы, захацеў другі раз дый ізноў зачаў прасіць щэ. «Не дам ужо больше, бо мне баліць, бо я ем сваі мазгі; калі хочеш есці, разганіся галавой ў сасну, разбі галаву дай ясі!» Той воўк ізноў паслухаў хітрай ліскі, пашоў ў лес, дый як разагнаўся аб сасну галавой, дак і забіўся на смерць. Ліска, ўбачыўшы, што воўк забіўся, пашла, з’ела ўсе мазгі воўка дай схавалася[32] ў нару.

6

Як була собі лисичка, да й пішла раз до однії баби добувать огню; ввійшла́ у хату да й каже: «Добрий день тобі, бабусю! Дай мені огня». А баба тільки що вийняла із печі пирожок із маком, солодкий, да й положила, щоб він прохолов[33]; а лисичка се і підгледала, да тілько що баба нахилилась[34] у піч, щоб достать огня, то лисичка зараз ухватила пирожок да і драла[35] з хати, да, біжучи, весь мак із його виїла, а туда сміття наклала.

Прибігла на поле, аж там пасуть хлопці бичків. Вона і каже їм: «Ей, хлопці! Проміняйте мені бичка-третячка[36] за маковий пирожок». Тії согласились; так вона їм гово́рить: «Смотріть же, ви не їжте зараз сього пирожка, а тоді уже розломите, як я заведу бичка за могилку; а то ви його ні за що не розломите». Бачите вже — лисичка таки собі була розумна, що хоть кого да обманить. Тії хлопці так і зробили, а лисичка як зайшла за могилу, да зараз у ліс і повернула, щоб на дорозі не догнали; прийшла у ліс да і зробила[37] собі санки да й їде.

Коли йде вовчик: «Здорова була, лисичко-сестричко!» — «Здоров, вовчику-братику!» — «Де[38] се ти узяла собі і бичка і санки?» — «Е! Зробила». — «Підвези ж і мене». — «Е, вовчику! Не можна». — «Мені хоть одну ніжку». — «Одну можна». Він і положив, да од’їхавши немного і просить, щоби іще одну положить. «Не можна, братику! Боюсь, щоб ти саней не зламав». — «Ні, сестричко, не бійся!» — да і положив другую ніжку. Тілько що од’їхали, як щось і тріснуло. «Бачиш, вовчику, уже і ламаєш санки». — «Ні, лисичко! Се у мене був орішо́к, так я розкусив». Да просить оп’ять, щоб і третю ногу положить; лисичка і ту пустила, да тілько що оп’ять од’їхали, аж щось уже дужче[39] тріснуло. Лисичка закричала: «Ох, лишечко![40] Ти ж мені, братику, зовсім зламаєш санки». — «Ні, лисичко, се я орішо́к розкусив». — «Дай же і мені, бачиш який, що сам їж, а мені і не даєш». — «Нема уже більше, а я б дав». Да і просить оп’ять, щоб пустила положить і послідню ногу. Лисичка і согласилась.

Так він тілько що положив ногу, як санки зовсім розламались. Тоді вже лисичка так на його розсердилась, що і сама не знала щоб робила! А як отошло серце, вона і каже: «Іди ж, ледащо![41] Да нарубай дерева, щоб нам оп’ять ізробить санки; тільки рубавши кажи так: «Рубайся ж, дерево, і криве і пряме». Він і пішов да й каже усе: «Рубайся ж, дерево, усе пряме да пряме!» Нарубавши і приносить; лисичка увидала, що дерево не таке, як їй нужно, оп’ять розсердилась. «Ти, — гово́рить, — не казав, видно, так, як я тобі веліла!» — «Ні, я усе теє казав, що ти мені казала». — «Да чомусь[42] не таке рубалось? Ну, сиди ж ти тут, а я сама піду нарубаю», — да і пішла у ліс.

А вовк дивиться, що він сам остався; узяв да проїв у бичка дірку да виїв усе в середині, а напускав туда горобців[43] да ще соломою заткнув, поставив бичка, а сам і втік[44]. Аж лисичка прихо́дить, зробила санки да й сіла і стала поганять: «Гей, бичок-третячок!» Тілько він не везе. От вона встала, щоб поправить: може, що не так запряжено; да, не хотячи, одоткнула солому, а оттуда так і сипнули горобці летіти. Вона уже тоді побачила, що бичок неживий; покинула його да й пішла.

Легла на дорозі, аж дивиться — їде мужик з рибою; вона і притворилась, що здохла. От мужик і говорить: «Во́зьму я оцю[45] лисицю, обдеру да хоть шапку собі зошью». Узяв да і положив ззаді у воза. Вона замітила, що мужик не смотрить, стала ногами викидувать рибу з воза, а когда побачила, що навикидала уже багато, тоди потихесеньку і сама злізла; сіла біля[46] риби да і їсть собі, — коли біжить оп’ять той самий вовчик.

Побачивши, що вона їсть рибу, прибіг до їй да й каже: «Здорово була, лисичко-сестричко! Де се ти набрала стільки риби?» Вона каже: «Наловила, вовчику-братику!» А собі на думці: «Подожди, і я зроблю з тобою таку штуку, як і ти зо мною». — «Як же ти ловила?» — «Так, вовчику, уложила хвостик в ополонку[47], вожу тихенько да й кажу; ловися, рибка, мала і велика! Коли хочеш, то і ти піди, налови собі». Він побіг да зробив так, як казала лисичка. А лисичка стала за деревом да й дивиться; коли у вовчика зовсім хвостик примерз, вона тоді побігла в село да й кричить: «Ідіть, люди, вбивайте вовка!» Люди набігли з кольями да і убили його.

7[48]

Однажды лиса украла лошадь с полной сбруей с телегою и давай разъезжать по́ лесу. Попадается ей навстречу медведь.

— Лисонька, посади меня, — говорит медведь.

— Садись, сиволапый черт!

Медведь сел. Поехали; попадается им волк.

— Лисонька, посади меня, — говорит волк.

— Садись, серый вор!

После того попадается навстречу косой заяц.

— Лисонька, посади меня, — говорит он.

— Садись, косой!

Вот и поехали вчетвером и запели песни.

Вдруг переломилась у них оглобля[49]. Лисица говорит медведю:

— Ступай ты, Мишенька, принеси оглоблю.

Медведь пошёл по́ лесу, только лес трещит; перевалял пропасть дерев, наконец выбрал самое большое, толстое дерево и принёс лисе.

— Не годится это на оглоблю, сиволапый ты Мишка! Ступай ты, серый волк! — говорит лисица.

Волк пошёл и принёс также целое дерево, но поменьше.

— И это не годится, — говорит лиса, — поди принеси ты, косой заяц!

Заяц пошёл и принёс пруточек.

— Все вы ничего не смыслите! Пойду уж сама, — говорит лисица.

Пока она ходила, медведь с волком и съели лошадь, а в шкуру лошадиную набили моху и опять запрягли как бы живую лошадь. Лисица выбрала славную оглобельку; приходит к телеге, а уж на ней нет ни медведя, ни волка, ни зайца. Она переменила оглобельку и начала погонять лошадь, а та ни с места. Стала её дергать вожжами и бить палкою, лошадь и свалилась. Слезла лиса с телеги, посмотрела на лошадь и увидала, что она набита мохом, а мясо всё съедено; поплакала-поплакала и опять стала ходить по́ лесу пешком.

Повадилась лиса таскать из садков рыбу. Мужики догадались и решили изловить вора, а лиса, как сметливая баба, накравши в последний раз рыбки, пошла гулять по́ лесу. Попадается ей навстречу серый волк.

— Что ты ешь, лисонька? — спрашивает волк.

— Рыбку, куманёк.

— Да где же ты её берёшь?

— Да сама ловлю.

— Да как же ты её ловишь? Научи-ка меня!

— Изволь, куманёк! Возьми ведро, привяжи к хвосту, да и опусти в прорубь: рыба и найдёт к тебе сама в ведро; только ты часа два посиди у проруби!

Волк так и сделал; но только часа через два хвост-то у него примёрз к проруби, так что он, как ни старался, — оторвать его не мог. Поутру пришли мужики и убили его.

Пришла лиса к медведю в берлогу и выпросилась перезимовать у него. На зиму запаслась она цыплятами, положила их под себя и ела понемножку. Медведь однажды и спрашивает:

— Что ты, кумушка, ешь?

— Да что, куманёк, изо лба кишочки таскаю да и кушаю.

— И сладко? — спрашивает медведь.

— Сладко, куманёк.

— Дай-ка попробовать!

Она ему дала немного курятинки. Облакомился Мишка и ну тискать себе изо лба кишочки, до тех пор надрывался, пока не околел. А лисица этому и рада. Ей и пищи на целый год, и мягкая постель, и тёплая конура.

Примечания

  1. Записано в Бобровском уезде Воронежской губ. А. Н. Афанасьевым в 1848 г.
  2. Поконать — покончить, порешить. (прим. редактора Викитеки)
  3. Записано в Переславль-Залесском уезде Московской губ. Н. Бодровым.
  4. Снеток — рыба, мелкая озёрная форма европейской корюшки. (прим. редактора Викитеки)
  5. Гузка — хвостовая клинообразная часть туловища, зад. (прим. редактора Викитеки)
  6. Записано во Владимире.
  7. Записано в Харьковском уезде писателем Г. Ф. Квиткой-Основьяненко.
  8. Сметье — сор.
  9. Вкусно.
  10. Это любопытное указание на старинный обряд клятвы. Вадим Пассек свидетельствует, что на Украине были примеры, когда клятва скреплялась целованием земли, и такая клятва почиталась важною и священною (Путевые записки, с. 152).
  11. Пасека — пчельник.
  12. Чумаки — украинские торговцы или возчики, которые в XVI—XIX веках отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров. (прим. редактора Викитеки)
  13. Вонять.
  14. Смотри.
  15. Приговоры волка сказочники передают толстым (грубым) голосом, басом; а приговоры лисы тоненьким, мягким.
  16. Осколки.
  17. Прорубь на льду.
  18. Днище — донце, дощечка, в которую втыкается прядильный гребень.
  19. Бесхвостый.
  20. Записано в Новогрудском уезде Гродненской губ. учителем Новогрудского училища М. А. Дмитриевым.
  21. Да и.
  22. Через, сквозь.
  23. Чтоб.
  24. Попробовал.
  25. Озеро.
  26. Прорубь.
  27. Послышав.
  28. Вымазалась в тесто (ращи́на — мучной раствор).
  29. Едва.
  30. Недобрая, дурная.
  31. Обманула.
  32. Спряталась.
  33. Остыл.
  34. Наклонилась.
  35. Убежала.
  36. Третяк — теленок или жеребенок по третьему году.
  37. Сделала (Ред.)
  38. Где.
  39. Сильнее.
  40. Беда (Уменьшительное от «лихо»).
  41. Негодный.
  42. Почему-то (Ред.).
  43. Воробьев.
  44. Убежал.
  45. Эту.
  46. Подле, возле.
  47. Прорубь.
  48. Записано в Тверской губ.
  49. Оглобля — одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошади в корень. (прим. редактора Викитеки)

Путешествие по сказкам о животных

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Путешествие по сказкам о животных

    Описание слайда:

    Путешествие по сказкам о животных

  • 2 слайд

    Привет, ребята! Я смайлик. Я путешествую по сказкам и собираю книги для св

    Описание слайда:

    Привет, ребята!
    Я смайлик.

    Я путешествую по сказкам и собираю книги для свой библиотеки. Помогите мне! Ответьте на вопросы и нажмите на правильный ответ, тогда я смогу собрать целую библиотеку.

  • 3 слайд

     Какого героя провели на пирожках? Медведь из «Три медведя»Волк из «Лисица и

    Описание слайда:

     Какого героя провели на пирожках?
    Медведь из «Три медведя»
    Волк из «Лисица и волк»
    Медведь из «Маша и медведь»

  • 4 слайд

      Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в сказке «Лиса

    Описание слайда:

      Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в сказке «Лиса и журавль»?
    кашу
    окрошку
    пшено

  • 5 слайд

       В чём журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и жура

    Описание слайда:

       В чём журавль подал на стол окрошку в русской народной сказке «Лиса и журавль»?
    кувшин
    тарелка
    кружка

  • 6 слайд

     Название какой сказки записано верно? «Лиса и кружка»«Лиса, заяц и пастушок»

    Описание слайда:

     Название какой сказки записано верно?
    «Лиса и кружка»
    «Лиса, заяц и пастушок»
    «Лиса-повитуха»

  • 7 слайд

      Кто  всех зверей оставил без крова, развалив домик?волкмедведькабан

    Описание слайда:

      Кто  всех зверей оставил без крова, развалив домик?
    волк
    медведь
    кабан

  • 8 слайд

    волк  Кто  пел эту песенку?  Битый небитого везет,Битый небитого везет!лис

    Описание слайда:

    волк
      Кто  пел эту песенку?
     Битый небитого везет,
    Битый небитого везет!

    лиса
    дед

  • 9 слайд

      Кто  сказал эти слова? Несет меня лисаЗа темные леса,За быстрые реки,За

    Описание слайда:

      Кто  сказал эти слова?
    Несет меня лиса
    За темные леса,
    За быстрые реки,
    За высокие горы…
    Кот и дрозд, спасите меня! 
    волк
    заяц
    петушок

  • 10 слайд

      Кто  от хохота лопнул?соломинкалапотьпузырь

    Описание слайда:

      Кто  от хохота лопнул?
    соломинка
    лапоть
    пузырь

  • 11 слайд

       У кого украла рыбу лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк»?У старикаУ ста

    Описание слайда:

       У кого украла рыбу лиса в сказке «Лисичка-сестричка и волк»?
    У старика
    У старухи
    У волка

  • 12 слайд

       Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»? собакапетухмедведь

    Описание слайда:

       Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»? 
    собака
    петух
    медведь

  • 13 слайд

       Кто в русских сказках имеет отчество Патрикеевна? козакурочкалиса

    Описание слайда:

       Кто в русских сказках имеет отчество Патрикеевна? 
    коза
    курочка
    лиса

  • 14 слайд

    Доскажи пословицыДрузья познаются За добро Под лежачий камень Без труда не вы

    Описание слайда:

    Доскажи пословицы
    Друзья познаются
    За добро
    Под лежачий камень
    Без труда не вытащишь
    в беде.
    добром платят.
    вода не течёт.
    рыбку из пруда.

  • 15 слайд

    Найдите в филворде восемь персонажей сказокумедведьюёпетухтимсжячсмистьбихзщш

    Описание слайда:

    Найдите в филворде восемь персонажей сказок
    у
    м
    е
    д
    в
    е
    д
    ь
    ю
    ё
    п
    е
    т
    у
    х
    т
    и
    м
    с
    ж
    я
    ч
    с
    м
    и
    с
    т
    ь
    б
    и
    х
    з
    щ
    ш
    г
    о
    к
    о
    т
    к
    л
    и
    с
    а
    п
    б
    й
    в
    у
    к
    г
    у
    с
    ь
    в
    к
    б
    о
    т
    м
    ю
    б
    ь
    т
    и
    а
    с
    л
    ч
    и
    з
    а
    я
    ц
    с
    ч
    ц
    к
    а
    й

  • 16 слайд

    У кого украла рыбу лиса в сказке лисичка сестричка и волк

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

Тема:
Мир народной сказки

Похожие материалы

  • Конспект урока по литературному чтению на тему «Книги о подвигах»

  • Презентация » Словарная работа на уроках литературного чтения»

  • Статья на тему «Технология продуктивного чтения»

  • Презентация к уроку литературное чтение 4 класс. Тема: «Житие Сергия Радонежского»

  • Конспект по лит.чт Саша Чёрный «Воробей», «Слон»

  • Конспект по литературному чтению Чарушин «Страшный рассказ»

  • Конспект по лит. чтени. И.А. Крылов «Лебедь рак и щука»

  • Тексты для проверки техники чтения

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5456128 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Центр развития ребенка — детский сад «Родничок»

Конспект занятия

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи на тему:

«Чтение русской народной сказки

«Лисичка-сестричка и серый волк»

в средней группе

Разработала:
Ломака Юлия Сергеевна
воспитатель МКДОУ ЗАТО
Знаменск ЦРР «Родничок»

г. Знаменск 2020 г.

Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка — сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания;

Программные задачи:

• Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.

Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность к другим людям.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие», «Познавательное развитие»«Социально-Коммуникативное развитие».

Предварительная работаЧтение сказок и рассказов о животных, рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных, дидактические игры «Кто как кричит»«Кого не стало», лепка и рисование о животных, заучивание стихов.

Оборудование: иллюстрации к сказке«Лиса ест рыбу»«Лиса едет на волке»«Лиса на возу выкидывает рыбку»«Лиса учит волка ловить рыбу»; раскраска иллюстрации, где волк везет лису, цветные карандаши, сказка в обработке М. Булатова; иллюстрации к сказкам «Колобок»«Заюшкина избушка»«Репка»«Теремок»«Курочка Ряба»

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Организационный момент:

Дети встают в круг.

Воспитатель:

Ребята повторяйте вместе со мной.

Собрались все дети в круг

Я — твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я сегодня пришла в группу и увидела конверт, а в нем было приглашение. А знаете от кого?  Сегодня мы с вами  пойдем в гости к сказкам. Но сначала, я загадаю вам загадки.

Воспитатель:

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)

Воспитатель: Молодцы, правильно!

Из муки, сметаны он

В жаркой печке был печен

На окошке полежал

Да из дома убежал

Он румян и круглобок

Кто же это? (Колобок)

Воспитатель: Молодцы!

Живет в длинноногой избушке

Одна хулиганка-старушка,

У нее костяная нога

А зовут её … (Баба-Яга)

Воспитатель: Правильно. Умницы. Ребята, а вы любите сказки? Ребята садитесь на стульчики. Сегодня я познакомлю вас с  русской народной сказкой. Но прежде, я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать их, чтобы узнать, кто же будет героями нашей с вами сказки.

Воспитатель: Хитрая плутовка, рыжая головка,

                         Хвост пушистый – краса, а зовут ее…. Ответ детей (Лиса)

Воспитатель: А как в сказках лису называют ласково?

Дети:  Лисичка-сестричка, лисонька.

Воспитатель: Молодцы! В нашей сказке лису то же называют лисичка-сестричка. Вот и первый герой нашей сказки — лиса! А я знаю одну чистоговорку про лису. Повторяем за мной!

Со-со-со- лиса катит колесо

    Сы-сы-сы- хвост красивый у лисы

Су-су-су- видел я в лесу лису.

Воспитатель: Ребята, я увидела как работает наш язычок, а теперь давайте посмотрим как же работают наши глазки

Зрительная гимнастика:

Мы заходим с Вами в лес (моргание  глазами)

Сколько здесь вокруг чудес! (круговые движения)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса. (вверх — вниз)

Мы лису обхитрим

На носочках убежим! (моргание  глазами)

Воспитатель: Молодцы, справились, и за это вам следующая загадка :    

Дружбу водит лишь с лисой

Этот зверь сердитый, злой

Он зубами щёлк, да щёлк

Очень страшный, серый … (волк)

Воспитатель: Ребята, как воет волк? (У-у-у….)

Ребята, так про кого же будет наша сказка? Ответы детей («Лисичка — сестричка и серый волк»)

-Вы услышите несколько незнакомых слов.

Словарная (лексическая)  работа:

Воз — повозка, сани.

Погоревал — испытал чувство горечи.

Прорубь — отверстие, прорубленное во льду реки, озера.

Плутовка — тот, кто хитрит, обманывает.

Коромысло — деревянная палка для носки ведер на плече.

Стянуть — украсть.

Плетусь — медленно иду.

Битый — тот, которого побили.

Воспитатель: „Лисичка-сестричка и волк“ — русская народная сказка о диких животных. Итак, слушайте внимательно.

Чтение сказки.

Воспитатель: Ребята в какое время года происходит действие в сказке? Как вы это поняли? По каким словам?

Дети: Холодно и морозно.

Воспитатель: А вы боитесь морозов? Тогда давайте с вами поиграем.

Физминутка «Мороз»

Я мороза не боюсь, — Хлопаем в ладоши

С ним я крепко подружусь. – Обнять себя

Подойдет ко мне мороз, — Шагаем на месте

Тронет щеки, тронет нос — Показали щеки, нос

Значит, надо не зевать, — Грозим пальцем

Прыгать, бегать и играть. — Прыжки на месте

Беседа по содержанию сказки:

Воспитатель задает вопросы:

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто скажет, как она называется? («Лисичка — сестричка и серый волк»)

— Кто главные герои сказки?

-Какая по характеру лиса в сказке? (хитрая, жадная, плутовка, обманщица)

-Какой в сказке волк? (голодный, добрый, доверчивый)

-Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?

— После того, как волк убежал от людей? Какой он тогда был? (Злой, сердитый).

— Лиса ему навстречу шла какая? (грустная, обиженная).

— А потом какая она ехала на волке? (Довольная, веселая, что перехитрила волка).

-Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других и относиться к ним по — доброму, тем более лиса и волк были приятелями).

Рефлексия:

— Ребят, а давайте вы мне загадаете загадку. Вы будете лисами и волками, а я буду угадывать кто из вас лиса, а кто волк.

—  Что мы сегодня делали?

— Еще раз напомните какую сказку слушали?

—  Что понравилось?

На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие… Вы молодцы!

Список использованной литературы

Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.-80 с.

  • У кого жила царевна в лесу в сказке пушкина ответ
  • У кого жила царевна в лесу в сказке о мертвой царевне и 7 богатырях
  • У каждой сказки есть конец
  • Тяготы домохозяйства рассказ на дзен
  • Тяжелая форма коронавируса рассказы заболевших