У кого избушка была ледяная и в какой сказке

Конспект по ознакомлению с художественной литературой русская народная сказка заюшкина избушкамладшая группа.цель: познакомить детей с содержанием русской народной сказкой заюшкина

КОНСПЕКТ

по ознакомлению с художественной литературой
Русская народная сказка

«Заюшкина избушка»

Младшая группа.

Цель: Познакомить детей с содержанием русской народной сказкой “Заюшкина избушка”.

Задачи:

  •   Продолжать приучать детей внимательно слушать литературные произведения и эмоционально откликаться.
  • Формировать умение отвечать на вопросы используя простые предложения.
  • Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: Ледяная, лубяная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций. 

Материал и оборудование: Книжка-сказка «Заюшкина избушка», иллюстрации к сказке, игрушка котик, игрушки к сказке (Заяц, лиса, собака, волк, медведь, петух).

Ход.

В: Ребята смотрите кто к нам пришел в гости. (Показываю игрушку котика.) Кто это? (Ответы детей.) Давайте поздороваемся с ним. Смотрите, у него что то в руках. Что же это? (Ответы детей.) Да ребята, это мешочек, но он не простой, а волшебный. В нём живут сказки. Хотите узнать какие?

Дидактическая игра «Волшебный мешочек — Узнай и назови».

Дети поочередно достают из мешочка персонаж сказки и называют его.

(Вася достаёт зайчика)

В: Кто это Вася? (Зайчик) В каких сказках есть зайчик? (Колобок, Зайчья избушка, Волк и Заяц, Лиса и Заяц.)

(Рома достаёт лису)

В: А у тебя Рома, кто на картике ? (Лису) А ты знаешь в каких сказках живёт лиса? (Колобок, Теремок, Зайчья избушка.)

В: А тебе Рита, кто попался? (Волк) А волк в каких сказках живёт? (Колобок, Теремок, Семеро козлят, Красная шапочка)

В: Ребята тут ещё что то есть! (Достаю картинки с изображением домиков) Что это? (Домики) Правильно ребята! Этот домик ледяной, он изо льда, а этот домик лубяной, он из лубочков, т.е. из деревянных досок. Лубяной — значит деревянный. 

В: Давайте повторим. Этот ледяной (показываю на ледяной). А этот лубяной (показываю). (Слова дети повторяют хором и индивидуально.) — А вот кто в них живет, вы узнаете из русской народной сказки «Заюшкина избушка».

 Чтение русской народной сказки.

(Рассказываю сказку и показываю действия)

Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
— Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
— Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
— Пусти меня, заюшка, на крылечко.
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. 
На третий день лиса опять просит:
— Пусти меня, заюшка, в избушку.
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил ее и в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.
На четвертый день лиса опять просит:
— Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса, да и выпросила — пустил ее заяц и на печку.
Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:
— Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает. Бегут мимо собаки:
— Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — мы ее выгоним.
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
— Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали.
Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
— О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я ее выгоню.
— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
— Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
— О чем ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню.
— Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
— Рррр… ррр… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
— Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала.
— Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
— Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
Пошел петух к избушке:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Одеваюсь…
Петух опять:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит:
— Шубу надеваю…
Петух в третий раз:
— Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Беседа по содержанию сказки.

В: Вам понравилась сказка? Про кого сказка?

В: Какая была избушка у лисы? Что с ней случилось?А у зайца?Что сделала лиса?Какая она была?Кто хотел помочь зайцу? Помогли? А почему не помогли? (Струсили, испугались лису).

В: Кто же помог зайчику? Как он говорил? (Спросить2—3 детей.)Какой был петух? (Смелый, храбрый, добрый.)

В: А теперь давайте ребята поиграем с зайчиком.

5. Упражнения «Зайки».

Зайки скачут по лужайке. Прыжки, руки согнуты вперед,
Вдруг в лесу мелькнула тень, кисти вниз.
Зайки спрятались за пень, Упор присев.
На носочки поднялись, Встать на носки, руки согнуты перед собой, кисти вниз.
Серый зайка, оглянись, Повороты головы направо — налево.
Не сидит ли за кустом Лисичка с рыженьким хвостом? Сесть за стол.В: Ребята! А кто вам больше всех понравился в сказке?Давйте ребята нарисуем того, кто нам больше понравился в этой сказаке.

У кого избушка была ледяная и в какой сказке

Все помнят сказку «Зайкин изба» с детства. Мамы и бабушки читают его нам, а теперь мы сами рассказываем своим детям и внукам. И, честно говоря, нас часто недоумевает вопрос ребенка: «Лыч… Из чего он сделан?»Лубка изба. Из чего это сделано

Загадки русских сказок

Русские народные сказки, которые слышали многие поколения детей, дошли до нас с древних времен. Известный русский филолог В. Пропп считал, что корни сказки уходят в первобытную мифологию, а их смысл намного глубже простого сюжета.

Эти устные произведения народного творчества эмоционально насыщены, поучительны, сопереживают героям, пробуждают воображение. Их образовательная функция огромна. Но иногда сказки содержат непонятные слова, понятия и выражения не только для маленьких детей, но и для современных взрослых. Это затрудняет восприятие текста, но ребенок пытается удовлетворить свое любопытство, разобраться, понять.

Например, что это за «окунь», по которому старушка наскребала колобку муку? Почему в избе Бабы Яги были куриные ножки и на каком ступе хозяйка летала? Или зачем старый непослушный Иван-царевич положил его в печь на лопату? Земля этим роют…

Детская сказка о избе Зайкиной относится к таким старинным, до конца не понятным сказкам. «В лесу жили Лисица и Заяц. А у Фокса была ледяная хижина, а у Зайки была хижина из рафии… «Из чего сделана хижина из рафии?

Что такое луб

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала понять, что это за материал — лык.

На срезе дерева или на свежем пне хорошо видны три слоя разного цвета: темный снаружи — кора, более светлый и плотный внутри — древесина, а между ними — слой довольно мягкого светло-коричневого цвета или желтоватого цвета. Это рафия — внутренняя часть коры, или, как писал В. Даль, «подкора», «подкорка».Что такое лачуга

Снятый со ствола дерева, очищенный от коры и высушенной рафии, это довольно грубая и в то же время гибкая ткань. У некоторых деревьев, таких как липа, рафия легко разделяется на отдельные волокна, называемые рафией.

Вот что такое хижина из рафии! Изготовлен из рафии — мягкой «коры».

В прошлом грубые волокна крапивы и конопли, используемые для изготовления циновок, часто назывались «рафией». Но никакого отношения к избе Зайкиной эта ценность не имеет.

Что делали из луба

Материал, который выбрала Банни для своего дома, может показаться необычным только современному и неосведомленному человеку. Раньше из рафии делали много необходимых вещей в доме, и сейчас она широко используется в декоративно-прикладном искусстве.

Чаще всего использовалась кора липы. Он хорошо складывается и расслаивается на волокна, имеет приятный золотистый цвет и пахнет медом.

Ящики всех размеров делались из липы: в старину в них хранились разные вещи и продукты; корзины, пальцы ног, корзины, корзины для хлеба и даже детские кроватки. Из тончайших волокон рафии — рафии — ткали самую распространенную обувь — изготавливали рафийные туфли, мочалки, веревки, циновки, сотканные на специальных ткацких станках для бытовых нужд.Что значит лачуга

Иногда крыши покрывали рафией вместо черепицы. Но что означает хижина из рафии?

Почему именно лубяная?

Любознательный и любознательный ребенок, слушая сказку и объяснения взрослого, обязательно спросит, почему Банни не построила себе домик, например, из бревен, досок или глины. Кстати, в одной из современных версий сказки заячий домик сделан из песка. Наверное, чтобы родители не беспокоились о объяснении.

Разобравшись, откуда берется хижина из рафии, из чего она сделана, осталось выяснить, почему она сделана из рафии, а не другого материала, более подходящего для строительства дома.

История, как известно, ложь, но в ней есть ключ к разгадке. Несмотря на все фантастические ситуации, сказки по-своему логичны. Дети в целом реалистичны, их мышление конкретное, а крестьянские дети явно сомневаются, что у Банни есть топор и пила. Заяц просто не мог построить шалаш из бревен и досок, а в лесу нет глины и ямы это животное не роет.

И счищайте кору с деревьев, особенно зимой. Мягкая кора и рафия молодых деревьев — основная зимняя пища этих лесных животных. Есть даже старая детская счетная, в которой заяц «порвал рафию .. положил под мост».

Получается, что у Зайки могла быть только хижина из рафии. Из чего он сделан и почему именно из этого материала объясняется с точки зрения логики и повседневного опыта. Но есть еще один важный момент.

Лубка, ледяная хижина

Поэтика сказки

У народных сказок особый поэтический язык. Речь рассказчика течет неторопливо, как лесной ручей, каждое слово на своем месте, наполненное не только смыслом, но и звуком. Ведь не зря лисичка не заснежена, а промерзла. «Хижина из рафии, хижина из льда» — эти определения одновременно противоположны по смыслу и очень близки по звучанию. Сладкие и ласковые фразы чудесным образом вплетаются в сказочное кружево, делая его почти стихотворением. Да и такие милые и успокаивающие слова детей лучше воспринимаются и запоминаются.

Жили-были лиса да заяц
. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

У меня избушка светлая, а у тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная!

zayushkina izbushka 2 2

Пришло лето, у лисы избушка растаяла
.
Лиса и просится к зайцу:

Пусти меня, заюшка
, хоть на дворик к себе!
-Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил её к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
-Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц

и пустил лису на крылечко.
На третий день лиса опять просит:
-Пусти меня, заюшка, в избушку.
-Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, заяц пустил её в избушку.
Сидит лиса на лавке, а зайчик — на печи.
На четвёртый день опять лиса просит:
Заинька, заинька, пусти меня на печку к себе!

-Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просила, просила лиса да и выпросила — пустил её заяц и на печку.
Прошёл день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать:
-Ступай вон, косой. Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.

zayushkina izbushka 3 2

Сидит заяц плачет
, горюет, лапками слёзы утирает.



Бегут мимо собаки:

Тяф, тяф, тяф! О чём, заинька, плачешь?
-Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
Не плачь, зайчик
,- говорят собаки. — Мы её выгоним.
-Нет, не выгоните!
-Нет, выгоним!
Подошли к избушке:
-Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
— Как выскочу, Как выпрыгну
— Пойдут клочки По заулочкам!
Испугались собаки и убежали.

zayushkina izbushka 4 2

Опять сидит зайчик и плачет. Идёт мимо волк:
. -О чём, заинька, плачешь?
Как же мне не плакать, серый волк?

Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.

Не плачь, зайчик,- говорит волк,- вот я её выгоню.
-Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь.
-Нет, выгоню.
Пошёл волк к избе и завыл страшным голосом:
-Уыыы… Уыыы… Ступай, лиса, вон!

А она с печи:
— Как выскочу, Как выпрыгну — Пойдут клочки по закаулочкам!
Испугался волк и убежал.

zayushkina izbushka 5 2

zayushkina izbushka 6 2

Вот заяц опять сидит и плачет. Идёт старый медведь
.
-О чём ты, заинька, плачешь?
-Как же мне, медведушко, не плакать?
Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
-Не плачь, зайчик,- говорит медведь,- я её выгоню.
-Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь.
-Нет, выгоню.
и зарычал:
-Рррр… Рррр… Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
— Как выскочу, Как выпрыгну — пойдут клочки по закаулочкам!
Испугался медведь и ушёл.

Опять сидит заяц и плачет. Идёт петух, несёт косу.

-Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чём ты плачешь?
-Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне да меня же и выгнала.
-Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
-Нет, не выгонишь. Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
-Нет, выгоню.
Пошёл петух к избушке:

zayushkina izbushka 7 2

zayushkina izbushka 8 2

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

Одеваюсь…

Петух опять:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи!

zayushkina izbushka 9 2

А лиса говорит:
— Шубу надеваю…

Петух в третий раз:

Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, В красных сапогах, Несу косу на плечах: Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать.

А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Скачать бесплатно — Заюшкина избушка.

Скачать бесплатно сказка заюшкина избушка сказка c картинками — 737 Кбайт

Скачать бесплатно сказка заюшкина избушка (zip архив) — 701 Кбайт

Скачать бесплатно сказка заюшкина избушка в формате txt — 2,68 Кбайт

На следующей странице вы сможете скачать бесплатно:

раскраски
к сказке заюшкина избушка;
картинки раскраски
к сказке заюшкина избушка;
— , и рисунок школьника к сказке заюшкина избушка;
сказочные персонажи
к сказке заюшкина избушка;

— Вы сможете послушать сказку заюшкина избушка, а также для второй младшей группы — была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Пришла весна — красна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала!

Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу — собака:

— Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избушке, собака забрехала:

— Тяф – тяф — тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему на встречу — Медведь:

— О чём, зайчик, плачешь?- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!- Не плачь! Я твоему горю помогу!

— Нет, не поможешь! Собака гнала — не выгнала и тебе не выгнать! — Нет, выгоню!- Подошли они к избушке, медведь как закричит:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал.

Идёт опять зайчик, ему на встречу бык:

— Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!

— Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!

— Нет, бык, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал и тебе не выгнать!

— Нет, выгоню! Подошли они к избушке, бык как заревел:

— Поди, лиса, вон! А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Бык испугался и убежал.

Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму на встречу петух с косой:

— Ку-ка-ре-ку! O чём, зайчик, плачешь?

— Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!

— Пойдём, я твоему горю помогу!

— Нет, петух, не поможешь! Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать!

— Нет, выгоню! Подошли они к избушке, петух лапками затопал, крыльями забил.

Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.

Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.

Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.

Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.

Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:

Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:

Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.

Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.

Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.

Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.

Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.

Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:

Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.

Не испугалась лисичка, отвечает медведю:

Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл и спрашивает:

Чего, зайка, плачешь?

Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.

Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.

Ой, петенька,- плачет зайка,- где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.

А вот я выгоню. Пойдём,- говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:

Я — петух-чебетух,

Я — певун-лопотун,

На коротких ногах,

На высоких пятах.

На плече косу несу,

Лисе голову снесу.

А лисичка лежит и говорит:

Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:

Я — петух-чебетух,

Я — певун-лопотун,

На коротких ногах,

На высоких пятах.

На плече косу несу,

Лисе голову снесу.

И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.

И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.

Добавить комментарий

Лиса и Заяц.

Русская народная сказка для детей.

Иллюстрации: В.Таубер

Жили-были лиса и заяц. И была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная.

Наступила весна и у лисы избенка-то и растаяла, а у зайца стоит как прежде.

Пришла тогда лиса к зайцу и попросилась у него переночевать, он впустил ее, а она его взяла да и выгнала из своей же избушки. Идет по лесу заяц и горько плачет. Навстречу бегут ему собаки:

Гав, гав, гав! Чего ты, зайчик, плачешь?

1

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весною ее избушка растаяла. Пришла лиса ко мне и попросилась переночевать, да сама меня и выгнала.

Не плач, косой! Мы поможем твоему горю. Сейчас вот пойдем и прогоним лису!

Пошли они к заячьей избушке. Собаки как загавкают:

Гав, гав, гав! Уходи, лиса, вон!

2

А лиса им отвечает с печи:

3Испугались собаки и убежали прочь.

Снова идет по лесу заяц и плачет. Навстречу ему волк:

Чего, заяц, плачешь?

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, а сама меня и выгнала.

Не тужи, я помогу тебе.

Нет, волк, не поможешь. Собаки гнали — не прогнали, и тебе не прогнать.

Нет прогоню! Пошли!

Подошли они к избушке. Волк как завоет:

У-у-у, убирайся, лиса, вон!

4

А лиса им отвечает с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

5

Волк испугался и убежал назад в лес.

6

Снова идет заяц и горько плачет. Навстречу ему медведь:

О чем, заяц, плачешь?

7

Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала.

Не плачь, косой, я тебе помогу.

Не сможешь ты, Михайло Потапыч. Собаки гнали — не выгнали, волк гнал — не прогнал и ты не выгонишь.

Это мы еще посмотрим! А ну, пошли!

Подходят они к избушке. Медведь как закричит:

Уходи, лиса, вон из дома!

8

А лиса им с печи:

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

9

Медведь забоялся и убежал прочь.

10

Идет опять заяц по дороге, плачет пуще прежнего. Идет ему навстречу петух с косой:

Ку-ка-ре-ку! О чем, заяц, слезы льешь?

11

Как мне слезы не лить? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла и пришла она ко мне проситься переночевать, я ее пустил, а она меня выгнала.

Не тужи, косой, я тебе помогу.

Нет, петух, не поможешь. Собаки до тебя гнали — не прогнали, волк гнал — не прогнал, медведь гнал — не выгнал, и тебе не удастся.

А вот и выгоню!

Подходят они к избушке. Петух как лапами затопал, крыльями захлопал да как закричит:

Ку-ка-реку! Иду на лису,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечь,

Слезай, лиса, с печи,

Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла. Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.

Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.

Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.

Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.

Пошли они. Пришли. Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:

Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:

Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.

Идёт по лесу медведь. Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.

Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.

Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Так вот я сижу и плачу.

Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.

Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:

Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.

Не испугалась лисичка, отвечает медведю:

Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл и спрашивает:

Чего, зайка, плачешь?

Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.

Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.

Ой, петенька,- плачет зайка,- где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.

А вот я выгоню. Пойдём,- говорит петух. Пошли. Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:

Я — петух-чебетух,

Я — певун-лопотун,

На коротких ногах,

На высоких пятах.

На плече косу несу,

Лисе голову снесу.

А лисичка лежит и говорит:

Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,- как дам, так и смерть тебе тут.

Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:

Я — петух-чебетух,

Я — певун-лопотун,

На коротких ногах,

На высоких пятах.

На плече косу несу,

Лисе голову снесу.

И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.

И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91»

Конспект

урока по предмету «Литературное чтение»

по теме:

«Заюшкина избушка (русская народная сказка)»

в 1 классе

Учитель:

Страхова Вера Юрьевна

Ульяновск

2021 год

Цель занятия: познакомить с новым видом сказки (о животных) на примере сказки

«Заюшкина избушка»

Задачи: 

1. Образовательная: совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; закреплять умение самостоятельно работать с текстом; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

2. Развивающая: развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;  расширять и обогащать словарный запас; развивать творческие способности и воображение обучающихся; способствовать развитию мыслительных процессов; развивать связную речь обучающихся; развивать умение аргументировать свою точку зрения; развивать личностную оценку.

3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, уважительное отношение друг к другу; воспитывать правильное отношение к отрицательным и положительным  поступкам; развивать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; уважение к защитнику отечества.

Формируемые УУД:

Личностные: 

эстетически относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, проявлять сопереживание; оценивать собственную учёбную деятельность и выражать положительное отношение к процессу познания; мотивировать свои действия.

Регулятивные: 

самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесения корректив; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; учиться работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные:

прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентироваться в учебнике, в словаре; находить нужные книги в библиотеке; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничать с одноклассниками, аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнёра, вырабатывать общую позицию; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, парная, групповая

Ход урока

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

— Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

Много сказочных событий

Поджидает нынче нас.

2. Актуализация знаний.

— Ребята, сегодня на урок к нам придёт необычная гостья. А чтобы узнать, кто же к нам сегодня придёт, предлагаю вам ознакомиться с характеристикой наше гостьи.

Она способна погрузить нас в волшебный мир, учит нас быть добрым и честным, учит противостоять злу, быть справедливым, презирать хитрецов и льстецов. Она передаёт нам глубокий жизненный смысл! Она может рассказывать нам о волшебстве, о животных, которые могут говорить, ходить друг к другу в гости, о доброте, уме, смекалке бедных и жадности, скупости, глупости богатых людей.

— Вы догадались, кто же это? (Сказка)

— Любите ли вы читать сказки? Почему? (ответы детей)

— Сказка придет, если вы выполните 2 задания.

1 задание. Тест «По страницам сказок»

1. «Не плачь, дед. Не, плачь, баба.» Чьи это слова?

а.Колобок б.Лиса в.Курочка Ряба.

2. «Эй, мужик, что ты делаешь в моем лесу? Я тебя заломаю!» Кто так говорит?

а.Медведь б.Маша. в.Колобок

3. «Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке» Кто это говорит?

а.Маша б.Колобок в.Курочка Ряба

— Молодцы! А вот и наша сказка пришла. (На слайде)

2 задание. Прослушайте описание и по названным признакам угадайте, о каком животном я говорю. (Картинки с животными висят на доска обратной стороной. После того, как дети отгадывают каждого животного, картинки переворачиваются)

1.Он живет в лесу. О нем мы говорили вчера на уроке «Человек и мир». Он неуклюжий, косолапый. Зимой спит в берлоге, а весной просыпается. Что ещё вы знаете о нем? Дополните. (Дети: «Медведь»)

2.Это домашнее животное. Сидит во дворе на цепи. Сторожит дом, чужих не впускает, хозяев защищает. (Дети: «Собака»)

3. Это домашняя птица. По утрам он кукарекает и будит людей. (Дети: «Петух»)

4. Он живет в лесу. Зимой имеет окраску белую, а летом –серую. Любит морковку. (Дети: «Заяц»)

5.Она живёт в лесу. У неё шубка рыжая (оранжевая). В сказке она хитрая. (Дети: «Лиса»)

Эти животные и есть герои нашей сказки. Но чтобы они стали похожи на сказочных персонажей, прикрепим им разные аксессуары. (Раздаются детям картинки) Медведю-фуражку, петуху-косу, собаке-ружьё, лисе-бант, зайцу-«бабочку».

— Ребята, так к какому жанру будет принадлежать наша сказка? (О животных)

3. Открытие нового знания

А сейчас мы с вами познакомимся с нашей сказкой. Вы, наверно, заметили, что на доске нет названия нашей сказки. После того, как мы её прочитаем, вы должны будете её озаглавить. В этой сказке есть много старинные слова, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными. Итак, давайте же поработаем с этими словами.

Изба – жилище, дом

Лубяная изба – деревянная, сделанная из дерева

— Теперь усаживайтесь поудобнее. У вас на столах лежат карточки с текстом сказки. Прослушайте и попутно следите за ее содержанием. А после прослушивания скажите, чем вам понравилась это сказка.

Чтение 1 части сказки. От «Была у Лисы изба ледяная, а у Зайца – лубяная…» до «Медведь испугался и убежал.»

Работа по содержанию 1 части сказки.

а) У кого была изба лубяная? Что такое «лубяная»?

б) У кого была изба ледяная? Что с ней стало?

в) К кому пошла Лиса?

г)Почему Заяц впустил Лису? Испугался или пожалел? Он злой, добрый?

д)Кого встретил Заяц? Помог он ему?

е) Кого еще встретил Заяц? Помог ли он ему?

Физминутка.

Зайцы бегали в лесу,

(бег на месте)

Повстречали там лису

(повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок,

(прыжки на месте)

Убежали под кусток.

(присесть)

Чтение 2 части сказки. От «Идет Зайчик , плачет пуще прежнего…» до конца.

 Работа по содержанию 2 части сказки.

а)Кого встретил Заяц ещё?

б)Почему Заяц ему не поверил? Как ты думаешь?

в)Что сделал Петух?

— А теперь главный вопрос, как вы назвали бы сказку? (Заюшкина избушка). Правильно. Молодцы. (Учитель пишет на доске)

4. Закрепление изученного материала

1. «Выбери пословицу». 

— На слайде представлены пословицы. Выберите пословицу, выражающую главную мысль этой сказки.

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 

2. Кто на чужое зарится, тот всего лишается. 

3. Что посеешь, то и пожнешь.

4.Глупый киснет, а умный все промыслит.

2. Работа с иллюстрациями к сказке

— Ребята, сейчас вы должны разделиться на 3 группы. Я раздам вам конвертики, в которых находятся иллюстрации к нашей сказке. Но они перепутаны. Вам нужно расставить иллюстрации походу развития событий сказки, а затем приклеить на листок в правильном порядке.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

— Что нового мы узнали на уроке?

— Кто из героев положительный, почему?

— Кто отрицательный, почему?

— Какая главная мысль сказки?

— Чему учились на уроке?

— Что было легко на уроке?

— С какими трудностями столкнулись?

6. Домашнее задание.

— Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

3) Найти и прочитать другие сказки о животных.

-Нам пришло время прощаться с нашей сказкой. Но она у нас в гостях не последний раз. И я надеюсь, что у вас появилось желание встретиться с ней снова. Урок окончен. Вы хорошо поработали на уроке.

  • У вас то я и хочу узнать как пишется
  • У каждого свое счастье сочинение рассуждение
  • У девушки понос рассказы
  • Тянем потянем как пишется
  • Тянутся или тянуться как правильно пишется