У каждого своя война рассказ

Многомудрый литрекон представляет итоговое сочинение на тему: дорога к счастье: какая она? аргументы из 4 книг помогут всесторонне изучить вопрос

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Дорога к счастье: какая она? Аргументы из 4 книг помогут всесторонне изучить вопрос и написать эссе лучше всех. Приятного просвещения!

Вариант 1

(474 слова) Каждому из нас хочется достичь счастья и чувствовать удовлетворение от жизни. На как добиться этого? Кто-то идет по кривой дорожке и находит лишь отражение довольства в кривом зеркале фальшивых приоритетов. Кто-то выбирает вроде бы выгодный маршрут, который ему не нравится, и тоже не получает желаемого. А кто-то идет своей тропой, слушая внутренний голос, и обретают гармонию с собой и миром вокруг. Как определить правильный путь? Посмотрим, как с этой задачей справляются герои из русской литературы.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Крыжовник». Герой видел свое счастье в покупке дворянской усадьбы рядом с речкой. Всю жизнь он посвятил охоте за мечтой. Он недоедал, скаредничал, экономил на самом необходимом. В конце концов, Николай Иванович даже женился по расчету, лишь бы приблизить день осуществления грезы. Своей жадностью он уморил вдову, которую взял в жены, и остался единственным наследником состояния. Это и позволило ему приобрести барский домик с огородом и даже напротив водоема. Правда, вода в нем была цвета кофе, потому что рядом функционировали два завода, но Николай Иванович все равно был на седьмом небе от счастья. Герой сразу же поправился, приобрел барские замашки и посадил столь любимый им крыжовник на участке. Казалось бы, не жизнь, а сказка. Но брату Николая Ивановича его идиллия показалась ужасно пошлой и пресной. Самодовольный помещик жил в иллюзиях мнимого дворянства и обманывал себя до такой степени, что даже кислый крыжовник ему казался сахарным. Ивану Ивановичу очевидно, что это поддельное счастье не стоило таких жертв и самоограничений. Оно развращает Николая Ивановича и способствует лишь его деградации. Он выбрал не ту дорогу и не те ценности, поэтому жил во лжи и не замечал своего нравственного падения.

Совсем иной путь, полный труда и риска, выбрал Артур, герой повести-феерии А. Грина «Алые паруса». Он родился в семье богатого аристократа и был единственным наследником. Ему прочили дипломатическую карьеру, но мальчик с детства бредил морем и приключениями. Конечно, родители были против такого призвания для сына. И он покинул отчий дом, чтобы найти свое счастье на той дороге, которую он выбрал сам. Артур  был юнгой на корабле, пережил много трудностей и лишений. Внешне его жизнь не походила на идиллию. Но она приносила истинное духовное удовлетворение самому герою, который искал себя. Ему удалось накопить опыта и добиться высот в своем деле. Купив судно, он стал капитаном и бороздил моря, диктуя стихии свои правила. Именно в путешествия Артур нашел любовь —  мечтательную и необычную девушку Ассоль. Так и он добился такого счастья, которого не получил бы на службе, выбранной не им самим. Путь героя пролегал через работу над собой и преодоление невзгод. А маяком в пучине стал для него внутренний голос, который привел его к мечте.

Таким образом, дорога к счастью — это движение на зов внутреннего голоса. Это работа над собой и обретение важного жизненного опыта. Это активные действия, а не смирение с судьбой и жизнь по течению. Только обретение себя и соответствие личным стандартам качества позволяют найти гармонию с собой и внешним миром. 

Вариант 2

(517 слов) Понятие «счастье» каждый для себя воспринимает по-своему, поэтому и дорога к нему у каждого своя. Для кого-то оно заключается в признании и славе. Например, кто-то хочет стать известным пианистом, артистом или журналистом. Для других истинный источник наслаждения находится в большой и дружной семье. А кто-то не представляет свою жизнь без денег и богатства. Таким образом, у каждого существует своя индивидуальная тропа к счастью. Чтобы лучше изучить тему, обратимся к произведениям отечественной литературы, в которых она поднималась.

В известном романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» главные герои произведения прошли непростой путь, чтобы обрести подлинное счастье. Например, Андрей Болконский, уставший от светского общества, жаждет славы и признания, подвига и исторической значимости. Кумиром героя был французский император Наполеон. Андрей Болконский в начале своего пути хотел быть похожим на него. Однако Аустерлицкое сражение кардинально изменило жизненные идеалы и ориентиры Андрея Болконского. Лежа под Аустерлицким небом, герой осознаёт всю никчёмность своих былых убеждений. Теперь Болконский понимает, в чем заключается истинное счастье. Мирное небо, дружная семья, прелесть природы, созидательный труд во благо ближних — вот составляющие вечной гармонии. Однако из-за горя  и пережитых испытаний вдовец замкнулся в себе. Он пытался найти предназначение в общественной деятельности, но наибольшую полноту жизни он испытал, когда вновь полюбил. Наташа стала его путеводной звездой к обновлению души. Но их любовь не выдержала испытания временем. Разочарование вновь отбросило героя назад, и счастье казалось недостижимым. Но Отечественная война придала жизни Андрея новый смысл. Он получил ранение, но помог своей стране в страшной и важной схватке. И лишь в конце своей жизни он сумел обрести желанные мгновения счастья рядом с Наташей Ростовой. Какой была его дорога? Конечно же, тернистой, полной лишений и испытаний. Чтобы найти свой собственный источник духовного наслаждения, нужно падать и подниматься, пробовать и ошибаться, но все же действовать по своему внутреннему кодексу чести.

Совсем другой предстает дорога к счастью в известном произведении Максима Горького «На дне». Обитатели ночлежного дома рассуждают над его природой. Люди, опустившиеся на самое дно общества, размышляют о смысле жизни и предназначении. Каждый герой пьесы олицетворяет собой подлинную человеческую трагедию, но не теряет надежды на воскрешение и подъем. Кто-то из них старается жить прошлым, смирившись со своим бесцельным существованием, другие же – пытаются вести борьбу за своё будущее. Именно образ Луки символизирует ту иллюзорную дорогу к счастью, в которую однажды поверили персонажи произведения. Лука обманом пытается вытащить героев из их плачевного состояния. Ведь, по мнению главного персонажа, сладкая ложь для человека намного полезнее, чем горькая правда. Именно такого принципа и придерживается Лука. Однако герои все равно не обретают истинного счастья, ведь дорога к нему оказалась просто иллюзией. Суровая реальность рушит все надежды персонажей. Этот пример говорит о том, что самообман никогда не приводит к желаемым результатам. Только горькая правда жизни выстраивает правильный маршрут.

Таким образом, дорога к счастью никогда не бывает простой, ее нет в обмане и фальши. Она наполнена трудностями и препятствиями. Однако не стоит их пугаться, ведь упорство и решительность помогают человеку добиться желаемого. Необходимо осознать свой смысл жизни и идти по заданному направлению честно и смело. В пути нужно радоваться каждому прожитому моменту, ведь порой счастье складывается из простых мелочей. Просто важно уметь их замечать и ценить.

Многомудрый Литрекон представляет итоговые сочинения на тему: Какие цели важно ставить на жизненном пути? Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это в изобилии представлено на странице. Приятного просвещения!

Вариант 1

(399 слов) Каждый человек движется по жизненному пути целенаправленно, только так можно достичь желаемого результата. Но как правильно выставить приоритеты? Мораль подскажет верный ответ на этот вопрос: важно стремиться к созданию семьи, реализации своего потенциала и работе по призванию. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Так, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал жизненный путь Петра Гринева, который правильно выбрал цели. Он решил, что будет служить Отечеству верой и правдой, а также определил свою избранницу, с которой стремился создать семью. Отец дал ему мудрый совет: «Береги честь смолоду». Этот завет помог офицеру не свернуть с дороги даже в самый решающий момент. Петр твердо встал на своем, когда бунтовщики угрожали казнить его, если он не примет сторону Пугачева. Но Гринев предпочел смерть и заслужил уважение своего врага. В любви герою также пришлось побороться за свою мечту. Он пришел на помощь Марье один против целого вражеского стана. Но ему удалось отвоевать право на счастье. И его цели оправдали себя: в финале Петр живет с любящей семьей, имеет чин и состояние, уважение в обществе и высокий статус. Его направление привело к достойному результату, к которому хотел бы прийти каждый из нас.

Но не всегда человек может с юности выбрать правильные цели. А.С. Пушкин в произведении «Дубровский» показал ложное направление и его развенчание. Владимир потерял отца, имение, состояние из-за злых козней бесчестного Троекурова. Продажные чиновники и беспринципные дворяне помогли врагу Дубровского незаконно отнять его имение. Старый барин умер от горя, а новый не захотел мириться с судьбой. Крестьяне пошли за ним, и он основал шайку разбойников, которая карала тех, кто участвовал в афере Троекурова. Для финального раунда мщения герой устроился учителем в его дом и стал готовить план разрежения злодея. Но любовь к Марье Троекуровой образумила Владимира и дала ему новый стимул измениться к лучшему. Он осознал, что нельзя жить прошлым и сеять зло, от которого пострадают невинные люди. Владимир устремился навстречу любви, но Троекуров отнял у него надежду. И все же Дубровский не стал продолжать мщение. Он уехал за границу, чтобы начать все с чистого листа. Его пример убеждает нас в том, что негативные и разрушительные цели являются ложными и не приведут человека к счастью.

Таким образом, на жизненном пути важно ставить цели, соответствующие моральным основам личности. Стремление к созданию семьи, к реализации себя, к качественному труду всегда будет вознаграждено хорошими результатами, которые каждому из нас хочется получить. А вот разрушительные намерения наносят урон не только окружающим, но и самому человеку.

Вариант 2

(418 слов) На жизненном пути каждый из нас ставит такие цели, которые соответствуют его духовным и материальным потребностям. Кому-то важнее всего создать семью, а кто-то жить не сможет без честолюбивых помыслов и больших достижений. У каждого есть индивидуальные способности и наклонности, поэтому нет и не может быть универсального направления для всех. Чтобы лучше разобраться в этой теме, рассмотрим литературные примеры.

Так, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изобразил двух разных женщин, которых во всем противопоставил друг другу. Элен Курагина поставила себе цель преуспеть в светском обществе и стать блестящей, богатой и влиятельной особой при дворе. Героиню интересовали интриги, секреты и скрытые возможности высшего света, который влиял на политику страны. Она все силы посвящала своему продвижению в этой иерархии. А брак был для нее лишь инструментом для достижения этой цели. А вот Наташа Ростова очень хотела завести большую и дружную семью, создать надёжный тыл для супруга и реализоваться в любви и материнстве. Она не стремилась к получению богатства и власти, ей было безразлично, как ее оценивают принцы и короли. Наташа была счастлива, выйдя замуж за Пьера. Для нее был важен он, а не его богатство и титул. Нельзя сказать, что какая-то из женщин хуже или лучше, они просто разные, и цели у каждой свои. Элен шла к тому, что сделает ее счастливой, а Наташа делала то же самое, но на свой лад. И каждая героиня права по-своему.

Но бывает и так, что человеку навязывают ложные цели, которые не соответствуют его душевным устремлениям. М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» привел именно такой пример. Григорий Мелехов запутался в хитросплетениях пропаганды и горячке Гражданской войны. Сам он не хотел браться за оружие, он нашел свое счастье в кругу семьи и в честном труде. Но вновь и вновь его призывали на борьбу со своими же собратьями. Он не мог выйти из этой волны народа, не мог настоять на своем решении, ведь кругом была война. Только в финале Григорий окончательно определился с приоритетами и бросил очередную линию фронта, чтобы попрощаться с сыном и окончить свой путь в тюрьме. Этот пример учит нас тому, что важно вовремя сформулировать свои цели и идти к ним, несмотря на чужие мнения и планы на нашу судьбу. Своя дорога ведет к счастью, а ложные маршруты — в тупик.

Таким образом, человек должен ставить перед собой такие цели, которые соответствуют его критериям счастливой жизни, его видению мира, его принципам. Ошибочно принимать на веру чужой сценарий, ведь каждый должен определять дорогу по доброй воле и самостоятельно, иначе невозможно получить те результаты, о которых он мечтал.

Вариант 3

(386 слов) Самая важная цель на жизненном пути человека — это реализация своего потенциала. Каждый из нас имеет уникальные таланты, заложенные природой, и их раскрытие — главное дело, которому стоит посвятить всего себя. У кого-то есть способности к изучению наук, а кто-то — одаренный музыкант, спортсмен, продавец-консультант. Поэтому поиск и применение себя стали одной из наиболее распространенных тем в литературе и искусстве.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Невеста». Главная героиня жила как будто в полусне, ведь ее судьба была предрешена. Найден жених, назначена дата свадьбы, арендован дом, определено содержание. На этом этапе развитие Надежды должно было закончиться, так как не нужно было трудиться и обеспечивать себя, раз уж бабушка выдала часть капитала. Ее жених открыто признавал, что терпеть не может работу, ведь его душа предназначена для вольной праздности. И Надежду ожидало сытое и умеренное прозябание наедине с этим бездеятельным и бесцельным человеком. Постепенно ее начало тяготеть такое будущее. Она смутно осознавала, что способна на большее, что в таком образе жизни ее ожидает лишь скука. И она собралась с силами и приняла судьбоносное решение: убежала из дома, чтобы уехать в большой город и получить образование. Эта цель сделала ее счастливой. Надежда раскрыла свой потенциал и уже с жалостью смотрела на родной городок, где жизнь застыла в праздном увядании. А ее дорога к успеху только началась!

О важности поиска и реализации себя писал и И.А. Бунин в рассказе «Чистый понедельник». Главная героиня тоже отказалась от брака и изменила свою судьбу. Богатая и свободная красавица в большом городе устала от суеты и пресытилась развлечениями. Она чувствовала, что ее влечет духовное призвание. Девушка посещала храмы, читала религиозную литературу и изучала ритуалы церкви, чтобы лучше разобраться в себе и своем будущем деле. Даже отношения с красивым и обеспеченным кавалером не остановили ее на пороге принятия пострига. Она сблизилась с ним, но на следующий день уже уехала в монастырь, так и не найдя предлога остаться. Ее уход из мирской жизни был верной целью, которая привела ее к гармонии и счастью. Найти себя и применение своим способностям — вот единственно правильное направление.

Таким образом, человек должен, прежде всего, искать свою тропу посреди сотен дорог и в труде воплощать те таланты, которыми его наградила природа. Это и есть наиболее важная цель в жизни, которая стоит перед каждым из нас. Чтобы выбрать то, что соответствует духовным потребностям, нужно прислушаться к себе и идти на зов внутреннего голоса.

НЕПРИДУМАННЫЙ АФГАН

— Что это за страна? — воскликнул тогда удивленный Главный   Буржуин. — Что же это такая за непонятная страна, в которой   даже такие малыши знают Военную Тайну и так крепко держат свое твердое слово….   И в страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией ис ее неразгаданной Военной Тайной.   А.Гайдар. «Мальчиш-Кибальчиш»   «Главный буржуин» ещё многого не знал, а то восклицал бы куда громче и с куда большим удивлением и про «эту страну», и про «мальчишей».   Он представить себе не мог, что может творить и творит эта удивительная страна со своими верными «мальчишами». И уж совсем не понять ему того, что даже несмотря на это, остаются эти «мальчиши» такими же преданными и верными, готовым для нее на все…   «Мальчиш», воспитанный в этой стране с ее системой во всей «красе» и «величии», я с детства спал и видел как бы это мне так подвернулась возможность проявить свой «мальчишизм» на благо страны любимой…   Так что я не только не боялся, но хотел в армию. Более того, я не просто хотел в армию, а мечтал о тех войсках, где уж точно всегда «есть место подвигу» — о ВДВ. А узнав, что есть возможность попасть на войну, я места себе не находил от мысли, что могу туда НЕ попасть…   Именно в силу своей готовности и желания служить я оказался менее готов к той части «тягот и лишений воинской службы», которые были проявлением этой необъяснимой, тёмной, запредельной, алогичной и нерациональной, в плохом смысле парадоксальной стороны нашей любимой Родины.   И армии, как неотъемлемой её части. И, если ко всем этим «прелестям» в армии как таковой я был ещё хоть как-то готов, то просто трагически не готов оказался к тому, что всё это будет присутствовать и на войне. И не просто присутствовать, а расцветать буйным цветом. Будучи особо заметным на фоне не придуманного пропагандистами и режиссёрами, а вполне реального величия духа, армейской, мужской дружбы, боевого братства …   Наверное, именно в силу этой своей «неготовности», попав в Афган, на войну, я с самого начала задавался множеством вопросов. И мучился, не находя на них ответов. Точнее, с самого начала-то я просто мучился, даже не понимая толком отчего- сформулировать это я был тогда не в состоянии.   Так что ВОПРОСЫ я сформулировал только теперь. Тогда они ни разу не были мною ни произнесены, ни даже подуманы. Так что все эти «почему» и «как же так» — это произнесенные мною сегодня вопросы себя тогдашнего. Они сидели во мне все эти годы. Я должен был ответить на них тому наивному 18-летнему мальчику, но — наверное, ещё лет 20 после той моей войны — был к этому не готов. Потому что даже сейчас многие из этих вопросов и ответы на них произносить больно и обидно…   Больно и обидно, прежде всего, потому, что, по большому счёту, мало что изменилось с тех пор. Любимая Родина неизменно, не смотря ни на что, рождает и рождает, воспитывает и воспитывает преданных и верных «мальчишей». И с неизменным постоянством продолжает их ломать, корёжить, подставлять, бросать и забывать…. А они — поколение за поколением — по-прежнему продолжают любить её, бесстрашно бросаются за неё в бой и, не задумываясь, отдают за неё жизнь. Будто бы и не знают и не видят, как получилось с другими «мальчишами», до них…   Не прошло и 10 лет после нашего Афгана, как очередная порция «мальчтишей» оказалась в Чечне… Уж, казалось бы, ладно мы-дети конца 70-х-начала 80-х, выросшие за железным занавесом и на игле гениальной советской пропаганды.. Но уж у парней, взрослевших в конце 80-х-начале 90-х какие могли остаться иллюзии? Их-то что сделало «мальчишами»?   И уж в мясорубку-то их кидали почище нашего, и предавали-подставляли как нам и не снилось… Ан нет-всё то же самое. «Когда страна прикажет быть героем….»   И ведь мало того — спустя ещё пять лет уже новые «мальчиши», уже знавшие ВСЁ без прикрас о судьбе «первых» чеченцев, всё также взмахнули сабельками и рванули на очередных «злобных буржуинов», на которых указала «любимая Родина»…..   Может именно поэтому, и правда, победить нас никому не дано? Может именно ЭТО и делает нашу страну такой? Может, поэтому ничего и никогда здесь не изменится? А может и не надо? А если надо, то как?   Собственно, моя книга во многом и появилась как попытка (порой мучительная) понять, что это было и почему ТАК бывает… Именно поэтому, формулируя в этой книге вопросы от лица себя тогдашнего, описывая свою жизнь, переживания, иллюзии и расставания с ними, я, как мне кажется, пытаюсь понять мою страну и эту часть её социальной культуры и её менталитета.   Поэтому эти рассказы не про войну как таковую. Они, скорее, про то, что происходило в душе и в мозгах 18-летнего мальчика, романтика, оказавшегося на войне. Как война, на которую он мечтал попасть, оказалась совсем не тем, о чём он мечтал….   Уже сотни и сотни лет одно и то же происходит с мальчиками, мечтающими о войнах, высоких подвигах и светлых идеалах Но ведь правда и то, что все эти сотни лет, попадая на войну и расставаясь со своими иллюзиями, эти мальчики понимают что-то новое и про жизнь и про свое место в ней. Что-то такое, чего они, пожалуй, не узнали и не поняли бы, проживи свою жизнь по-другому…   Тем, кто любит «про войнушку», не стоит, наверное, читать эти рассказы. Она там, конечно, есть, но без описаний батальных сцен, взрывов, летящих пуль, обстрелов, рукопашных. Я бы никогда не стал писать книгу о войне только ради этого. Я преклоняюсь перед теми, кто может «вкусно» описывать войну, особенно ТАКУЮ войну. Мне не по силам даже найти слова для описания звука, что издаёт пуля, врезаясь в песок или камень около твоей головы. Я не забуду этот звук никогда, но максимум, на что способен, — попытаться передать свои ощущения в этот момент и после… а что ещё я знаю наверняка кроме этого? Кто и зачем выпустил эту пулю? Много ли я понимаю о том, зачем и почему в это время и в этом месте оказались я и тот, кто в меня стрелял? Ничего…   У каждого война своя. Один и тот же бой абсолютно по-разному воспринимается молодым «шнуром», спрятавшим голову за камень и «поливающим» в белый свет, как в копеечку, выставив наружу только автомат, и опытным «дембелем», деловито «выцепляющим» среди дувалов башки бородатых мужиков в чалмах.   Совершенно по-разному видят его юный 22-летним «летюха»-взводный, пробывший на войне меньше, чем его подчинённые и «зрелый» 25-летний «старлей»-ротный, который уже знает, что такое писать похоронки матерям….   Совершенно по-разному вспомнят одну и ту же операцию комбат, до хрипоты сорвавший на жаре голос, командуя своими вымотанными от ночного марша по горам ротами, прилипшими под огнём духов к каменистым склонам и холёный генерал, размашисто рисующий на карте стрелки в тени маскировочной сетки, попивая ледяной лимонад…   Для меня Война — это то, что происходит в наших мозгах и душах. Именно про эту «свою» войну я и написал. И все «внешние» события происходят в моих описаниях лишь постольку, поскольку они стали частью моего внутреннего мира, повлияли на меня сегодняшнего, задающего вопросы и ищущего на них ответы. Именно поэтому я не придерживался какой-то особой «сюжетной линии», в некоторых рассказах «возвращаясь» к себе сегодняшнему. Хотя хронология событий в книге все же соблюдена.   Для меня главное — война внутри. Война как сотни тысяч, миллионы отдельных маленьких войн, идущих в душах и головах каждого воюющего, будь он самым отчаянным и безбашенным «рубакой» или тихим и незаметным «середняком». И при этом, по «большому», жизненному счёту не так уж важно кто как именно воевал: будучи прекрасным воином, можно в итоге проиграть «свою» войну. Ту самую, которая «внутри» тебя…   А еще одна задача, может быть самая непростая — вернуться с войны….

Артем ШЕЙНИН.

Некоторые актеры считают, что самое страшное в театре—это когда нужно играть спектакль в практически пустом зале. Такое случается. С этим мнением не согласен главный режиссер Тверского ТЮЗа Иван Пачин. Он уверен, что «это жить страшно, а в театре работать всегда легко и увлекательно». Никто не обещает полных залов и больших денег. Зато он реализовал свою настоящую детскую мечту—служить Мельпомене. В Севастополь Иван Пачин приехал на гастроли. Его команду пригласили на открытие 34-го театрального сезона городского Театра юного зрителя. Премьера «Каштанка» по одноименному рассказу Антона Чехова имела большой успех.

—Иван, ваши постановки можно назвать высокохудожественными. Что для вас значит успех? И вообще от чего он зависит?
—Как человек, прошедший определенный путь, я понимаю, что спектакль может быть принят зрителями, а может—и нет. К примеру, есть огромное количество «Каштанок». Все привыкли, что это добрая, милая история для детей—на афишах обозначено «6+». Но в действительности, по-честному, эта история не так проста, как другие сценарии, написанные для детского театра. Тут главное—самого себя не обмануть. Быть честным как режиссер. А будет или не будет успех, зависит от огромного количества факторов, на которые режиссер повлиять не может. Это сложный момент. Спектакли «золотомасочные» снимаются через три года, а не получившие номинацию идут по двадцать пять лет. Все находится в большом космосе. Но каждая работа находит своего зрителя.

—Детей сложно обмануть. Каким должен быть спектакль, чтобы заинтересовать юных зрителей?
—Мы пытаемся рассказать историю, чтобы она была понятна, ощутима, нами прожита. Очень важно быть открытыми с детьми, чтобы взрослые не обманывали и не говорили: «Я-то все знаю, а ты, маленький зритель, посиди да послушай». Дети восприимчивей нас, гораздо быстрее добывают информацию, которую мы в их возрасте не знали. Мы рассказываем историю Чехова—в ней есть подводные камни, ответвления, которые при первом прочтении могут быть не замечены. Эмпатия—вот чему мы должны учиться сами. Куда движется мир? Он движется к эмоциональному интеллекту, к ощущению, а не к логике, не к простым задачам. Ребенок, значительно менее опытный, чем взрослый зритель, должен хорошо ощущать боль за тех персонажей, которые есть в спектакле. И радость, конечно. Если так происходит, это и есть успех для меня.

—Как вы объясните выбор Каштанки? Почему она вернулась к прежним хозяевам, не захотев стать звездой цирка?
—Каждый должен сам решить для себя. А вообще-то нет человека, который мог бы ответить на этот вопрос. Вопрос глубоко внутренний. Я смотрю какой-нибудь фильм, а там главный герой умирает. Мне искренне не хочется такого финала, но я понимаю, что нельзя обойтись без этой смерти, тогда бы история не сработала. Так и Чехов не смог обойтись без этой сцены. Каштанка в любом случае станет предателем. С точки зрения выбора. Ты предашь или тех, кто тебя научил, или свою семью. Собака приняла такое решение. Почему? Загадка человечества. Если ответить одной фразой: ну просто она—собака, поэтому и вернулась к хозяину… Мне не интересно с таким человеком. Он не слышит жизни. В ней все гораздо сложнее. Татьяна очень любила Онегина, но замуж не вышла за него. Маша отказала Дубровскому. Он пришел к ней, но было поздно. Жизнь шире, чем нам кажется.
Когда мы говорим ребенку, что взрослые могут все объяснить, то мы его обманываем. Мы себя успокаиваем, не ищем новую реальность. Не осознаем, что глупы перед какой-то ситуацией. А ведь мы, в сущности, такие же дети. Зато мы можем чувствовать.

—Вы—выпускник Театрального института имени Щукина. Наверняка были знакомы с великим режиссером Владимиром Меньшовым. Какой след он оставил в вашей судьбе?
—Его работы «Москва слезам не верит» и « Любовь и голуби» я считаю гениальными. Но кроме того он—педагог, выпустивший огромное количество ребят: кинорежиссеров и артистов. Человек, чье имя большими буквами занесено в историю российского кино. Картина «Любовь и голуби» мне очень близка еще и потому, что Нина Дорошина, сыгравшая в ней одну из своих главных ролей, преподавала у нас в «Щуке». Мы все чувствовали ее искреннюю природу.
Я учился у Владимира Хотиненко, а параллельный курс вел Владимир Валентинович. Знаю, ребята жаловались, что педагог мало уделял им внимания. Мне кажется, неправильно за это ругать мастера, который дал им возможность получать образование. Он—глыба, мастодонт, большой мастер. Видел его в спектакле «Пизанская башня» в 2019 году. Известный кинорежиссер предстал как замечательный актер, будучи в пожилом возрасте, в паре со своей супругой Верой Алентовой…
Легенды уходят, уступая дорогу молодым. Может, как раз следующее поколение становится старше из-за их ухода, зная, что теперь—их время, как в семье после смерти родителей дети сразу взрослеют. Сейчас в обед читал о Меньшове. Он говорил, что русскому народу надо давать больше любви в своих работах. Жизнь у нашей нации сложна и печальна. А это действительно ценно и важно.

—Интересно ваше мнение о другом художнике—самом обсуждаемом режиссере, худруке Театра на Малой Бронной Константине Богомолове, у которого что ни постановка, то скандал…
—Он—художник, он так видит. У меня есть учителя, которые не согласны с его позицией. И я понимаю, почему, и тоже в чем-то не согласен с его позицией. Он выбрал себе такой путь. Считает, что честен перед самим собой. Кто может его судить? Если вам не нравится режиссер, не ходите на его спектакли. Если ходите, но для того, чтобы «плеваться»,—вопрос к вам. Значит, вы не можете эту желчь в себе истребить. У нас есть масса художников с другим подходом, с другими принципами. У нас большая страна, поэтому необязательно с ним пересекаться, рассуждать только о нем. Мне даже во снах не снятся его гонорары, масштабность его постановок. Я с ним никак не связан. Я не нахожусь в его поле, а он—в моем. В этом смысле Богомолов для меня—все равно что Квентин Тарантино, Вуди Аллен. Пусть расцветают все цветы. Надо искать то, что нравится, а не наоборот. Искать тех, с кем хочется вести диалог в одном пространстве. В мире огромное количество того, что нам лично не подходит. Ты не сможешь от всего отгородиться, но ты можешь выбирать.

…Рассказ Антона Павловича заканчивается троеточием. Есть над чем подумать и порассуждать над не взрослой и не детской историей собаки с человеческой судьбой. Последняя глава называется «Неудачный дебют», но премьера «Каштанки» была удачной. Иван Пачин и его творческий коллектив вложили в классическое произведение свои чувства, мысли и свое переосмысление жизни. И сделали, как выяснилось, правильный выбор.

М. Клименко.

Как обычно, в воскресенье вечером я зашла в скайп и стала ждать, когда появится зелененький значок напротив имени сына. Мы не встречались вживую уже более семи лет. Единственная возможность пообщаться – скайп. Я сидела у компьютера и ждала. Сегодня что-то долго Антошка не появляется. Ведь знает, что жду.

Я откинулась в кресле и начала вспоминать события, разрушившие мою вполне нормальную жизнь.

Был май 14- го года. Мне позвонил приятель Антона и как-то загадочно сообщил, что нужно срочно встретиться с сыном. На вопрос где и когда, ответил: «Антон сказал, что вы поймете где. Помните, куда он так любил ходить в детстве? Вы ездили туда в день вашей зарплаты и покупали всякие вкусности». Я долго думала, а потом сообразила. Он, вероятно, имел в виду свою любимую кондитерскую «Медвежонок». Мы и правда туда заходили именно в день зарплаты, и я покупала сыну сладости по его выбору. «Когда?» – спросила я. Он ответил, что прямо сейчас. Что за конспирация дурацкая, крутилось в мыслях, и стало очень тревожно. Что это всё значит? Собралась мигом и поехала к магазину. Только бы я правильно поняла.

Сын ждал чуть в сторонке от входа, там, где не было яркого освещения, и всё время оглядывался.

Взял меня за локоть и повел в парк. Мы присели на скамейку, скрытую от посторонних глаз высокими пушистыми елями.

– Что случилось? Я так переволновалась. Почему такие сложности? – с укором спросила я.

– У нас слишком мало времени. Поэтому просто выслушай, что я скажу. И пожалуйста, не волнуйся. Надеюсь, все будет нормально. Так вот, мы с Алиной сегодня ночью уезжаем в Крым, к её родителям. Уезжаем надолго. Можно сказать убегаем. Об этом никто не должен знать. Один хороший знакомый – бывший одноклассник, сообщил, что за мной следят органы, и меня могут арестовать со дня на день. Он же и посоветовал на некоторое время скрыться. Это всё достоверно, он сам из той конторы. Всё очень серьезно. Кроме того, мои данные разместили на сайте «Миротворец». А ты знаешь, что это такое. Не волнуйся, думаю, тебе ничего не угрожает. Я живу отдельно, в политике ты не замешана, тебя не тронут. Только пока никому ничего не рассказывай. Ничего, мол, не знаешь. Я тебе не отчитываюсь о своих делах.

Я сидела совершенно оглушенная, и все никак не могла до конца осознать происходящее.

– Звонить и приходить домой я опасаюсь. Телефон мой точно на прослушке, твой не знаю, но есть вероятность. – Антон говорил очень быстро, скороговоркой. Он был совершенно издерган и явно нервничал. Боже, думала я, какой-то шпионский детектив. Было очень страшно и странно.

– А когда вы вернетесь, и как мы будем связываться? – я взяла себя в руки и задала этот вопрос.

–Звонить на телефон не буду. Ты зарегистируйся в контактах, найдешь там меня. Вот я записал алгоритм действий, свой ник и ник, под которым ты должна зарегистрироваться. Так первое время ты будешь узнавать обо мне. Потом думаю, когда все уляжется, будем выходить в скайп. Да, бумажку эту тоже уничтожишь, как прочитаешь и запомнишь. Всё, я убегаю.

Быстрые объятия и поцелуи, и я одна на скамейке… Растерянная, испуганная, и несчастная.

Вспомнила это расставание и снова слёзы навернулись на глаза. Почему он? За что? Прошло уже семь лет. Многие приспособились и спокойно живут. А мы? Всё хорошее в прошлом. И лишь слабая надежда на перемены и та тает с каждым днем.

Мои мысли прервал звонок в скайп. Но это был не Антон, звонила старшая сестра Аня, живущая в Донецке.

Вот ещё один близкий мне человек, жизнь которого пошла под откос. Осталась одна в прифронтовом городе. Её сын Володя, так же как и мой Антон, покинул родину во время летних событий 14-го года и выехал в Россию. Тогда война только начиналась, но казалось, что ещё немного и украинские войска займут город. А Володька, как и многие в Донецке, засветился в антимайданных протестах. Надеялся, что Киев прислушается к Донбассу. Отстаивал свои взгляды, а потом, когда понял, что ждать нечего, уехал вместе с женой и сыном. Начал новую жизнь почти с нуля. Аня ехать не захотела. Как бросить всё, что нажито за всю жизнь. Да и как начинать сначала в её годы. Осталась – мол чему быть, того не миновать. Только вот пенсию получать дома стало невозможно. Перестали платить. Хорошо, что на руках была наличность. А ещё были немалые сбережения в банке. После смерти мужа на счёту остались хорошие деньги. Но вот снять их, живя в Донецке, очень скоро стало невозможно. Филиалы банка закрылись. И тогда сестра, пожилая и не очень здоровая женщина, приехала ко мне. Так хотелось ей помочь, что, несмотря на возражения мужа, я поселила её в нашей квартире. В моей комнате поставили раскладушку, так и жили почти год. Две сестры в одной комнате, а муж в своем «кабинете» с вечно включенным компьютером. Встречались с ним только на кухне, почти не разговаривали. Аня вообще старалась не попадаться ему на глаза.

С мужем Димкой – это отдельная история.

Помню, как сестра приехала, вошла в дом и первое, что услышала от Димки:

– А, сепаратистка явилась. Ну что помог вам товарищ Путин? Думали, присоединит как Крым? Вот получайте теперь. Сдать бы тебя куда следует! – рычал муж, выплевывая слова вместе со слюной.

– Ну, она-то причём? Дима, прошу, уймись, иди к себе, заклинаю. Сестру в беде не оставлю, так что смирись, – вступилась я за Аню.

– Как ни при чём? А на референдум, небось, ходила!

– Да никуда я не ходила, я … – на глазах сестры появились слёзы.

– Дима! Остынь, не будь сволочью. – Я оттеснила мужа к двери его комнаты.

– Тьфу на вас всех. И на тебя Настя, и на сынка твоего, и на сестру твою, – Дима сплюнул и ушел к себе, громко хлопнув дверью.

Я обняла сестру, успокоила, как могла:

– Не бойся, это он только с виду такой грозный. Никуда он тебя не сдаст. Хотя крыша, конечно, поехала малость. Время такое… Ты проходи, располагайся. Сейчас ужинать будем. А Димка, он целыми днями в интернете воюет. Нас трогать не будет. А если ты ему ещё и водки купишь, он забудет, что ты – сепаратистка и откуда, – попыталась пошутить я.

Водку Димка, и правда, любил. Трезвым бывал мрачен и раздражителен, а выпьет, смотришь, расслабился, подобрел.

В тот, такой сложный для всех нас год, присутствие сестры хоть как-то отвлекало от грустных мыслей о сыне. Я слушала её рассказы о событиях в Донецке, и понимала, что многим ещё гораздо хуже. Аня рассказывала ужасные вещи о войне. О ближайшей подруге, в дом которой влетел снаряд и которая, хоть и осталась в живых, но получила тяжелое ранение и потеряла руку. О том, как недалеко от дома сестры упал крупнокалиберный снаряд, к счастью в ставок, иначе и дома бы не осталось, а так только тряхануло, как при землетрясении. Много чего рассказывала. И я чувствовала, что к украинской власти она испытывает отвращение. За то, что пошли войной. За то, что снаряды летели именно от нас, с Украины. А к своим местным ополченцам, да и к российским добровольцам отношение было тёплым. Они защищали. Хорошо, что этого не слышал Димка. В его глазах всё выглядело совсем иначе.

Однажды Аня вынула из потайного карманчика сумки листок и прочитала стихотворение, написанное её сыном Володей.

Донбасс не подчиняется насилию,

Донбасс не гонит порожняк.

Он долго терпит,

но потом взрывается –

И Киев ему больше не указ.

Святое право на восстание,

Когда дышать уже нет больше сил,

И разношерстная толпа на улицах

Кричит и требует эфир.

И реют флаги, льются речи,

Срываются от гнева голоса:

«Мы тоже люди, просто люди,

Мы жить хотим, как нам велит душа».

А Родина, как злая мачеха,

Не слышит, не желает знать,

И лишь в одном ее желание –

Через колено нас переломать.

Но механизм уже запущен в действие,

Его теперь не удержать.

Последний аргумент — на референдуме

народа волю показать.

Но Родина, как злая мачеха,

Не слышит, не желает знать,

И лишь в одном ее опять желание –

Через колено нас переломать.

И объявляется мобилизация

в еще недавно мирной стороне,

и, брат на брата, взяв оружие,

глядят через прицел в глаза красавице-весне.

Написано было с душой. Я подумала, что Антошке бы понравилось. Потом целый день учила стих наизусть. Запомнила и велела сестре уничтожить эту бумажку. Мыслимо ли с этим ездить через КПП на линии разграничения! И чем только она думала, моя наивная сестра!

Тогда я не могла уснуть всю ночь. Всё думала о жизни. Мы с сестрой мало интересовались политикой. Отчего же она так заинтересовалась нами? И нас затянуло в эту воронку. Я слушала сына, слушала мужа, теперь вот сестру. У каждого своя правда. А я всё не могу разобраться в этом хаосе идей и мнений. Просто хочу жить, жить, как жили мы все раньше. Господи, что происходит в наших головах? Как постичь всю эту фантасмагорию…

продолжение следует

  • У главного героя рассказчика цикла рассказов и э бабеля конармия была фамилия
  • У всех хороших книг одно и тоже окончание сочинение
  • У дверей стояло трое ребятишек две девочки и мальчик сочинение прощение
  • У гинеколога у врача рассказ
  • У башкир веками передавались из поколения в поколение героические истории сказки и песни