С самого раннего детства я очень люблю читать. В моей семье огромное количество книг. Любовь к чтению мне привила моя бабушка, которая работает библиотекарем. Именно она познакомила меня с чудесным миром книг и именно с ней я впервые сходила в библиотеку.
Моя бабушка работает в большой центральной библиотеке, благодаря ей я с детства имела доступ к самым редким книгам. Для меня библиотека – это удивительно атмосферное место, здесь очень легко сосредоточиться на учебе, здесь работают очень отзывчивые и доброжелательные люди, которые с радостью помогут найти любую книгу, либо с легкостью посоветуют прочитать что-то особенное. Здесь персонал может подобрать литературу к любому докладу или проекту, это очень удобно.
Особенно мне нравится читальный зал. Здорово, что здесь есть даже компьютеры. Мне нравятся уютные места для чтения, красивые настольные лампы.
В библиотеке всегда много людей. Сюда приходят школьники, которые берут книги на дом или читают их здесь, студенты, которые готовятся к экзаменам или пишут курсовые работы, а также взрослые.
В библиотеке существует множество клубов по интересам. К примеру, здесь есть клуб любителей английского и греческого языков, клуб рукоделия, клуб поэтов, здесь собираются даже юные ученые, а также любители живописи.
Также в библиотеке есть летняя веранда, где любой желающий может почитать книгу. Мне очень нравится там читать, я считаю это довольно романтичным. Еще в библиотеке есть специальные полки, куда можно положить книги, которые вам больше не нужны, а также можно забрать любые понравившиеся вам книги.
Некоторые люди считают, что библиотеки – это скучное место, от которого веет прошлым, и ему нет места в будущем. Я совершенно не согласна с этим, я считаю, что за библиотеками будущее, только вероятно библиотеки будущего будут значительно отличаться от тех, которые мы привыкли видеть. Люди ходят в библиотеки и активно читают книги, мне кажется, это отличное доказательство того, что библиотеки никогда не умрут.
Сочинение про Библиотеку
Библиотека играет огромную роль в нашей жизни. Проходят года, века, а библиотеки всегда остаются чем-то важным для людей и общества. Да и как может быть иначе, ведь благодаря библиотеке и книгам, собранным там, мы становимся грамотнее и узнаем много нового.
Библиотека в моей жизни.
У каждого грамотного человека есть своя библиотека. Сюда входят книги, принадлежащие ему. У кого-то библиотека большая и серьезная, у кого-то книг мало.
Если в доме есть книги, это еще не значит, что у тебя есть домашняя библиотека. Разрозненные книжки, которые валяются в папиной комнате, у тебя под кроватью, лежат на полке в ванной – это просто разрозненные книжки. А вот если они будут находиться в одном месте, будут расставлены по алфавиту, будут аккуратно переплетены, то это собрание книг уже может называться домашней библиотекой.
Например в нашей библиотеке 457 книг. Большую часть из них составляют математические, так как бабушка с тетей учителя математики. Есть и литература некоторых писателей, например Пушкина, Лермонтова, Гайдара, Толстого. Есть несколько севременных книг, их читаю я, потому что мои родители не стороники фантастики. Моя тетя предпочитает детективы, а бабушка любит чувашские книги.
Все эти книги у нас уже очень давно, они находятся в нашей квартире, а в доме только те книги, которыми мы пользуемся часто. Книги очень старые, мои бабушка с дедушкой начали делать свою библиотеку примерно в 1975 году. Сколько лет прошло, а книги все еще хранятся.
По тому, какая у человека библиотека, можно судить о его личности. Если это сплошь «бандитские» триллеры, плохие «ужастики» и эротические романчики, значит, и интересы у человека соответствующие. А вот маленькая библиотека еще не означает, что человек не читает книг. Ведь некоторые читают электронные книги, а другие берут книги в библиотеке, чтобы не заставлять ими весь дом и не тратить на них лишних денег.
Работу выполнила учащаяся 7а класса МБОУ «Цивильская СОШ№2» Ешмейкина Анастасия.
Просмотров (4389)
Библиотека в моей жизни…Какое место занимает библиотека в жизни этих женщин? С уверенностью можно сказать – центральное. Потому что невозможно отдать двадцать-тридцать лет своей трудовой деятельности делу, которым занимаешься, не испытывая к нему влечения души, настоящей любви и преданности. Они настоящие библиотекари, библиотекари по призванию, Библиотекари с большой буквы. Библиотека – это их стихия. Они счастливые люди, потому что найти дело по душе и с удовольствием им заниматься всю свою жизнь – это большое счастье, и подтверждением тому – их добрые светлые счастливые лица и памятный след, оставленный ими в душах и сердцах читателей и «не читателей» односельчан.
Надежда Ивановна Воронина
Говорят, что легко жить в Сослагательном наклонении. А в реальной жизни? Что было бы, если бы… Если бы все окружающие стали бы вдруг похожими на Воронину Надежду Ивановну? Во-первых, рядом оказались бы просто красивые люди, милые и приветливые, с неизменно доброжелательными лицами. Это чисто внешнее проявление. А во-вторых, если уж говорить о полном сходстве с Надеждой Ивановной, нужно сказать о необыкновенной, редчайшей гармонии души и тела.
Четверть века во главе огромной библиотечной системы /35 библиотек/ – и ни разу, ни один из коллег, друзей, просто знакомых не упрекнул ее в черствости, невнимательности к окружающим, непрофессионализме. Легко ли ей? Глядя в милое, располагающее лицо, можно сделать ошибочный вывод – нет ничего проще. Люди вокруг понимающие, добросовестные, исполнительные. Но ведь в том, что образовался такой коллектив единомышленников заслуга Надежды Ивановны – хозяйки большой империи библиотечных работников района. Она отстаивала само право на существование ЦБС в годы застоя и перестройки. Находила выход из самых, казалось бы, тупиковых ситуаций, и ни у кого ни разу не возникло сомнение в ее компетентности или профессионализме. Чего ей это стоило? Поступаться приходилось многим – семьей, личным временем, были и компромиссы… Но вот принималось решение – и Надежда Ивановна шла к цели, не останавливаясь на полпути. К ней прислушивались, шли на встречу, ее уважали, потому что знали – ее предложения обдуманы, а просьбы обоснованны. Жизнерадостная, любящая жизнь и людей, она всегда впереди и тем, кто рядом с ней никогда не приходит в голову отстать или просто не поддержать своего директора.
А ведь она же еще прекрасная хозяйка, умеющая так накрыть стол и накормить гостей, что глядя на умиротворенные лица людей, уплетающих очередное фирменное блюдо невольно думаешь: « А каких бы высот могла она достичь и на этом поприще!».
Так вот, если кто-нибудь еще скептически улыбнется, услышав: «если бы…», приезжайте в Осакаровку. Здесь вам расскажут о Ворониной Надежде Ивановне и вы сами сделаете вывод – если бы все вокруг стали похожими на Надежду Ивановну, какого великого множества проблем удалось бы избежать, насколько светлее и богаче духовно стала бы жизнь людей.
Надежда Ивановна Ускова
посвятила библиотеке 25 лет своей жизни. Она всегда энергична, добра и весела. Такой ее помнят коллеги, работавшие с ней, такой она остается и сейчас будучи на заслуженном отдыхе. Заботливая хозяйка, замечательная жена и мать. Ее пышные булочки и румяные пироги – как мы их любим! Увлекается чтением любовных романов, публикаций об интересных и известных людях. Это наша коллега Ускова Надежда Ивановна. И не зря в ее имени огромный заряд энергии, ожидания чего-то хорошего, Надина терпеливость и доброта делают ее человеком, очень удобным для общения. Она мудрый советчик, надежный друг, замечательная подруга и интереснейший собеседник. О ее человеческих качествах можно говорить бесконечно. Ее ответственность, особый интерес к работе, ее увлеченность и созданная благодаря этому в библиотеке атмосфера порядка, уюта, доброжелательная обстановка всегда неизменно привлекают к ней людей. Всех она встретит с приветливой улыбкой; уделит особое внимание каждому читателю, выполнит любой читательский запрос, предложит почитать книгу, интересную именно этому читателю. В работе библиотекаря нужен особый дар разговаривать с людьми и он у нее есть. Особая деликатность, чувство такта позволили ей найти много друзей среди наших читателей.
Людмила Ивановна Криштопа
Проработала в библиотеке 30 лет. Начинала в библиотекарем детской библиотеки в 1981 году и прошла практически все отделы, работу знает на отлично. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Популярность библиотеки обусловлена не только богатым выбором литературы, но и атмосферой внимания и доброжелательности. Такт, деликатность, какое-то особое внимание к собеседнику чувствуешь при разговоре с этой энергичной женщиной. Людмила Ивановна просто умница и к тому же верный и надежный друг. Ее осведомленность практически во всем, не остывающий интерес к новым книгам – не просто профессиональные заботы, а стремление увлекать за собой в мир знаний.
Людмила Ивановна хороший наставник молодых библиотекарей. Она щедро делится с ними своим богатым опытом, всегда рада оказать практическую и методическую помощь. Немало внимания Людмила Ивановна уделяет самообразованию и повышению своей квалификации, активно участвует в работе районных семинаров. Если она возьмется за дело, то обязательно доводит его до конца, вкладывая всю себя без остатка.
А еще она добрый друг, с которым можно поговорить на любую тему, открыть душу и получить необходимый совет в трудную минуту жизни.
Татьяна Павловна Федулова
Двадцать четыре года своей трудовой деятельности отдала библиотеке с.Пионерское. В 2012 году ушла на заслуженный отдых. Островок любви, доброты в маленькой сельской библиотеке – это ее рук дело. Здесь всегда интересно и часто бывает шумно. Она умеет увлечь в мир чтения и книг, умеет раскрыть таланты и способности своих читателей. В общем – она надежный, компетентный и авторитетный проводник в мире информации.
Александра Ивановна Чернова
Работала агрономом в с.Пионерское. В 1951 году пришла работать в библиотеку в этом же селе, и как выяснилось впоследствии, именно эта работа стала призванием и делом всей ее жизни. Проработала библиотекарем около тридцати лет. Александра Ивановна очень хорошо знала свое дело, и каждый посетитель библиотеки был уверен в ее своевременной профессиональной помощи. Она всегда находила время поговорить с людьми, расспросить их о том, что беспокоило, всегда находила нужные, чтобы подбодрить.
К своей работе Александра Ивановна относилась очень серьезно и ответственно. Она выступала с просветительскими лекциями, посещала семинары библиотекарей. Стала участником I съезда библиотекарей Казахстана. За добросовестный труд ее не раз награждали почетными грамотами, ценными призами и юбилейными медалями.
Добрая, отзывчивая, грамотная, человек неиссякаемой энергии – такой запомнили ее односельчане.
Елена Владимировна Назарова
На лице у этой милой женщины всегда неизменная улыбка, словно с рождения поселился в ней лучик солнца. Она всех готова согреть теплом своей души. И люди это чувствуют, к ней тянутся. Глядя на нее понимаешь, что вот именно таким должен быть библиотекарь – по-девичьи веселым, по-матерински заботливым и по-настоящему профессиональным. Тридцать семь лет – таков ее трудовой стаж. И все эти годы Елена Владимировна проработала в библиотеке с.Карагайлы и можно с абсолютной уверенностью сказать, библиотечная профессия – ее призвание.
Орынша Кудушевна Нукеева
Сказать, что Орынша Кудушевна Нуркеева работает в детской библиотеке 38 лет, значит, ничего не сказать. Ведь 38 лет – это жизнь, а для Орыншы Кудушевны – это жизнь, неотделимая от библиотеки. Так уж получилось, что на слове «библиотека» у нее «завязано» все – профессия, жизнь, любимое занятие. А если добавить сюда такие очевидные качества, как профессионализм, настойчивость, любовь к выбранному делу, то не трудно предугадать результат – безграничная любовь и уважение юных читателей и жителей п.Молодежного всех возрастов, многочисленные награды и почетное звание у библиотеки.
Орынша Кудушевна Нуркеева работает заведующей детской библиотекой п.Молордежный с 1972 года. На эту должность она была назначена с момента создания библиотеки, поэтому все, чего достигло это учреждение к сегодняшнему дню создано ее трудом. Сейчас детская библиотека – одна из лучших не только в нашем районе, но и в Карагандинской области. Ей присвоено звание библиотеки отличной работы, а сама Орынша Кудушевна неоднократно награждалась дипломами, почетными грамотами и благодарственными письмами за достижения и успехи в работе, за победы на областных смотрах-конкурсах по различным номинациям, конкурсах рефератов, энциклопедий, чтецов и юных любителей книги. А в 2008 году она получила премию акима Карагандинской области в номинации «Лучший библиотекарь села».
Елизавета Ивановна Левина
Библиотеку с.Батпак Елизавета Ивановна приняла в 1951 году и проработала в ней 39 лет. Бывало всякое, пришлось пережить и холод и необустроенность в библиотеке, когда книги стояли на примитивных наскоро сколоченных из досок полках, а читателям приходилось за единственным длинным столом, покрытым скатертью и читать и играть в шахматы и шашки. С переездом в новое здание клуба, библиотека обрела две просторные светлые комнаты, мебель, стеллажи.
Елизавета Ивановна организовала в библиотеке клуб по интересам «Хозяюшка». В нем собирались жительницы села обменивались кулинарными рецептами, угощали друг друга своими лакомствами и выпечкой, организовывали чаепития. В библиотеке устраивались выставки рукоделий – вязанные жилеты, платья, салфетки похожие на кружева. Этому искусству научились и передавали друг другу участники клуба «Хозяюшка» О работе этого клуба по интересам была статья в журнале «Советская Женщина» на английском языке №9 за 1989 год.
Елизавета Ивановна многие годы руководила Батпактинским женским советом. Честная, добрая, безотказная, добросовестная, душевная – так отзывались о ней совершенно разные люди. Ведь работа в женсовете требует много душевных сил и времени. Она также два созыва была депутатом райсовета и четыре созыва депутатом сельского совета.
В 1989 году Елизавета Ивановна ушла на заслуженный отдых и передала библиотеку в заботливые руки своей дочери Тамары Павловной Матковой, которая достойно продолжает дело.
Нина Александровна Попова
Более тридцати лет заведовала библиотекой маленького села Колхозное. Знала каждую семью, круг интересов и атмосферу в ней, помнила, как учатся школьники и что их увлекает и каждому умела предложить самую нужную книгу. С каждым читателем Нина Александровна задушевно поговорит, окажет необходимую помощь. Своему делу отдала она все свои знания, всю силу души. В 1975 году сельская библиотека с.Колхозное заслуженно получила звание «Библиотека отличной работы», а сама Нина Александровна неоднократно награждалась Почетными грамотами и ценными подарками.
Ее работа «Энциклопедия села Колхозное» была отмечена жюри областного конкурса и получила диплом и премию.
Сейчас, находясь на пенсии, Нина Александровна часто посещает библиотеку в качестве читателя, делится своими знаниями и опытом с молодым библиотекарем, продолжающим ее дело.
Ирина Владимировна Вебер
родилась в 1932 году в Москве. В 1941 году их семью незаконно выслали в административном порядке на положение спецпоселенцев в Казахстан. Здесь в поселке № 5 она состояла на спцучете в органах НКВД без права на передвижение до 1956 года. В этом поселке – Литвинское (ныне с.Есиль) окончила восьмилетку. Девятый и десятый классы училась в СШ№1 п.Осакаровка. Пришла работать в сельскую библиотеку села Литвинского в 1952 году. И очень пришлась эта работа ей по душе, отдала ей всю свою трудовую жизнь, а это ни много, ни мало тридцать лет. В 1957 году успешно закончила Семипалатинский библиотечный техникум им.Абая.
Ирина Владимировна очень требовательный к себе человек, ответственный и неутомимый в работе. Вместе со своей мамой, которая работала в ее библиотеке техничкой, занимались оформлением книжных выставок, ремонтом книг, чему подтверждением является отличная сохранность фонда. Когда Ирина Владимировна начинала свою трудовую деятельность, фонд библиотеки составлял 5500 экземпляров, в 1982 численность его достигла 24 000 экземпляров.
Ирина Владимировна систематически проходила обучение на курсах повышения квалификации, неоднократно принимала участие в работе научно-практических конференций.
Она неоднократно награждалась дипломами, грамотами, значками, ценными подарками и премиями. Награждена медалью «За доблестный труд».
С 1982 года Ирина Владимировна вышла на пенсию. Жители села помнят ее как интеллигентного и очень трудолюбивого человека. Всегда опрятна и собрана, она очень любит жизнь. А еще она любит цветы, которыми всегда усыпан ее палисадник – шикарные розы, прекрасные белые лилии, ромашки и гладиолусы.
Нина Ивановна Похильчук
Нина Ивановна Похильчук в качестве библиотекаря совхоза «Родниковский» проработала 26 лет с 1967 года после окончания курсов библиотечных работников. По отзывам односельчан, Нина Ивановна была грамотной доброй отзывчивой, умела выслушать, делилась своими впечатлениями, была добрым советчиком и наставником для многих жителей села. Была по-настоящему увлечена библиотечной деятельностью, интересно проводила в библиотеке круглые столы, диспуты, читательские конференции, лекции, библиотечные уроки, книжные выставки различной тематики. Нина Ивановна выезжала в бригады в составе агитбригады, знакомила сельских тружеников с новинками литературы, новой информацией. Работала в тесном контакте с учителями-словесниками, которые проводили свои внеклассные мероприятия в сельской библиотеке. Принимала активное участие в работе клубов «Горизонт» и «Глобус» при сельской школе. Являясь мамой четверых детей, Нина Ивановна была бессменным руководителем родительского комитета школы.
Совместно в Сельским советом был организован клуб «Очаг», в котором она также была активной участницей. Устраивались посиделки, где молодые женщины могли почерпнуть опыт ведения домашнего хозяйства от опытных хозяек.
Жители села любили ходить в библиотеку, посидеть в читальном зале, пообщаться с умным чутким, добрым библиотекарем Ниной Ивановной. Сейчас она живет в России, в городе нефтяников Лангепасе Тюменской области. Родниковцы до сих пор вспоминают добрым словом Нину Ивановну и желают ей хорошего здоровья, бодрого настроения, долголетия и всегда рады видеть ее в Родниковском. На фото Нина Ивановна (в светлой кофте) вместе с учителем русского языка и литературы проводят обзор новых поступлений литературы (1973 г.)
Я очень люблю ходить в библиотеку, потому что люблю читать. Многие могут возразить, что сейчас, для того, чтобы прочитать книгу, не обязательно идти в библиотеку, но я не соглашусь. Конечно, сейчас, благодаря интернету, благодаря компьютерам, ноутбукам и электронным книгам, даже телефонам, книги можно читать в интернете в любом формате. Это стало очень удобно, потому что можно брать такие книги повсюду, и не нужно носить с собой огромные печатные издания. Но с другой стороны, мне всегда больше нравилось читать печатные книги, потому что можно ощутить предмет. Хотя удобство электронных вариантов, конечно, неоспоримо. Но если хочется прочитать что-то с душой, обычные книги подойдет гораздо больше.
Библиотека – это настоящий рай для тех, кто ценит книги и любит чтение. Это так, потому что библиотека включает в себя столько книг, сколько не может поместиться в обычном доме. В прошлом веке образованные и богатые люди, которые жили в огромных особняках и могли себе позволить содержать целую библиотеку. У них была большая комната, вся заставлена книгами и шкафами с ними, где было удобное место для работы и чтения. Я бы хотел также иметь свою собственную библиотеку, когда обзаведусь своим собственным домом. Библиотека также была и кабинетом, и местом для разговоров, местом, где могли проходить деловые совещания или переговоры. Очень часто семьи собирались вечером и читали друг другу вслух. То есть, библиотека всегда была интеллектуальным центром дома.
После революции библиотеки стали публичными, поэтому очень многие люди получили возможность читать, читать много и читать то, что им хочется. Библиотеки дали возможность тем, у кого не было возможности постоянно покупать книги, читать то, что было интересно, современно, читать произведения классиков русской и зарубежной литературы, читать стихи и прозу великих писателей, которые уже были известны по всему миру. Библиотеки дали возможность русскому народу просвещаться, выходить из темноты к свету. Поэтому, как я считаю, библиотеки играли очень важную роль в становлении русского народа, так же как хорошее питание играет важную роль в выздоровлении после болезни.
Книги можно сравнить с пищей, а библиотеку с рестораном. Библиотека всегда полна хороших книг, которые помогут развиться вашему уму и воображению, которые помогут вам повзрослеть, по-другому взглянуть на мир, увидеть различные ситуации со стороны. Но всегда зависит только он читателя, какое именно блюдо он выберет. Когда человек приходит в библиотеку, он сам выбирает то, что будет читать, иногда не слушая советов опытного библиотекаря. В каждом ресторане есть испорченные блюда, иногда нужно быть очень аккуратным, чтобы оно не попало к вам на обеденный стол.
Сочинение ученицы 7-х класса Меньшиковой Натальи на тему: «Книги в моей жизни».
Испокон веков человек стремился к знаниям, хотел постичь настоящее и будущее. Недаром на протяжении многих столетий его волновала идея «машины времени», разработанная
Г. Уэлсом в романе, который так и называется – «Машина времени».
И в наши дни у нас есть своя «машина времени» – это книги. И прежде всего и больше всего художественная литература. Звучат с её страниц и, как живые, доходят до нас и споры древних греков, и плач Ярославны из «Слова о полку Игореве», и страдания короля Лира.
«Литература – учебник жизни», – говорил Горький. И часто она выполняет эту роль в прямом смысле слова.
С первой любовью и дружбой, горестями и радостями человек сначала встречается на страницах книг, а потом уже и в жизни. И от того, чего молодой человек успеет начитаться, что успеет почерпнуть из книг, будет во многом зависеть его будущее.
Книги – это источники информации, знаний, воспитания. Они окружают нас с самого рождения. Вначале это «малютки» с множеством цветных картинок, сказок, загадок, они помогают ребёнку мыслить, а потом произносить первые слова. Малыш растёт, и взрослеют его книги.
Мы узнаём, что на земном шаре есть леса, поля, равнины и горы, моря, реки и озёра. Перед нашим взором проходят поэтические картины природы, будто слышим песнь ручейков, шум лесов и дубрав, звон косы в росистом лугу. Мы познаём мир: видим, как сменяются дни и ночи. Осень и зима, весна и лето. Узнаём, что такое тундра и тайга, какое поле самое большое; где живут животные, какие они; сколько звёзд на небе; почему в космос летают на ракете; «чем пахнут ремёсла» – книга даёт нам ответы на тысячи «почему».
Книга – это чудесный мир превращений, и через этот мир мы «видим» чужую боль, страдания, радость, счастье. Она не только даёт нам знания, но и учит доброте и сердечности. Это единственный наш учитель, с которым мы не расстаёмся всю жизнь. … Как раньше были необходимы для современников Радищева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова «Путешествие из Петербурга в Москву», «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени» и «Кому на Руси жить хорошо», так и для нас полезны и поучительны эти замечательные произведения.
Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого ты привык искать ответы на вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.
Моё знакомство с Чеховым произошло в раннем детстве, когда мама прочитала мне «Каштанку». Меня до слёз взволновала судьба собаки, потерявшей своего хозяина, и я уже не могла равнодушно относиться к тому, что мальчишки мучают кошек, стреляют из рогаток по воробьям… Я тут же начинала представлять себе, как больно и обидно этим беззащитным существам, как страдают они. И я ввязывалась в драки, защищая ни в чём не повинных животных и птиц.
Читая Чехова, я представляю его неким рыцарем без страха и упрёка, который отважно борется с тем, что вредит России.
Я с детства влюблена в историю России. Вереницей проходили передо мной ратоборцы и хранители Русской земли, о которых я читала в исторических книгах. Героический Александр Невский, суровый Данила Галицкий, хитрый Иван Калита, победитель татар Дмитрий Донской, собиратель России Иван III, великий Пётр и другие. Мне кажется, что без знаний о них и о других исторических деятелях моё представление о Родине было бы плоским, как нескончаемые выжженные степи.
Быть может, долго бы я ещё не прониклась интересом и любовью к истории, если бы не роман Василия Григорьевича Яна «Батый». Я прочитала его на одном дыхании и долго ещё жила в мире битв и пожаров, видела леса, в которых прятались народные мстители, и юрту Батыя. И ещё я поняла, как важны для нас всякие свидетельства старины: ведь это единственные источники, которые помогают понять, как жили наши предки.
Когда-то Максим Горький высказал интересную мысль: «Любите книгу… Она научит вас уважать человека и самих себя». Я согласна с писателем, книга – это маленькая тайна, проникнуть в которую может лишь преданный читатель. Именно книги учат уважительному отношению и к себе, и к другим.
Книги – мои лучшие друзья. О чём только не узнаёшь из них!
Помню, какое сильное впечатление произвёл на меня рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала». Мне ещё долго потом вспоминался полковник в белых перчатках, который бил солдата за то, что тот недостаточно жестоко истязал товарища.
Самое любимое моё произведение – это повесть А. С. Грина «Алые паруса».
С самого начала повествования читатель попадает в необыкновенный мир, созданный воображением писателя. А. С. Грин развивает мысль о том, что людям необходима вера в сказку.
Маленькая мечтательница Ассоль живёт в нехитром мире среди игрушек, созданных её отцом Лонгреном, а позже сама начинает творить чудеса: Ассоль мечтает «изловчиться, чтобы (у неё) на доске сама плавала лодка, а гребцы гребли бы по-настоящему; потом они пристают к берегу, отдают причал и честь честью, точно живые, сядут на берегу закусывать».
Грей также попадает в неизведанный мир, потому что ему тесно и душно в фамильном замке, где его гнетут условности света. Юноша стремится в бурную стихию морской жизни и добивается своего: «…Грей шёл к цели со стиснутыми зубами и побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится всё легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой».
Казалось бы, нехитрое повествование уводит читателей в красивую сказку, но каждый понимает – надо только очень желать, чтобы она осуществилась, стремиться к намеченной цели, трудиться для её воплощения в жизнь.
В часы тяжёлых раздумий, когда жизнь, окружающая тебя, кажется пошлой и пустой, необходимы поддержка, добрые и твёрдые слова друга. И лучшим другом будут в этом случае книги. Они раскрывают перед человеком его собственную красоту и благородство, они согревают, делая действительность красивее и лучше, будят желание верить людям и наперекор всему, что ты часто видишь в жизни, добиваться цели.
Книги играли, и, думаю, будут играть в моей жизни огромную роль.
Моя любимая библиотека.
В одном из микрорайонов моего любимого города Балея, на Золотой горке, возвышается красивое здание – средняя общеобразательная школа №14, в которой я обучаюсь в 5 А классе.
В ней находится замечательная библиотека. Это таинственное местечко, которое проникнуто покоем и умиротворением, заведует ей замечательный педагог, Лидия Алексеевна Борисова. Она знает все тонкости литературы, всегда подскажет, поможет подобрать нужную книгу. У неё всегда царит порядок, тепло и уют. На стенах красивое оформление, на окнах цветут цветы, на полках новинки литературы.
Я с первого класса знаю Лидию Алексеевну и с большим удовольствием посещаю библиотеку, так как очень люблю читать. Заходя в светлую, просторную, уютную комнату, боюсь нарушить тишину неповторимо спокойной обстановки. Стеллажи книг, наполненные разной литературой, подсказывают, а сколько же нужно времени, чтобы прочитать их все? Но, я думаю, что не хватит целой жизни, чтобы прочесть все произведения.
Интерес к чтению у меня вызван ещё с детства, когда я ещё, не умея читать, пыталась повторять за мамой, у меня не получалось, и я плакала. Но благодаря моей любимой мамочке и классному руководителю Светлане Валерьевне, я научилась читать, теперь мне не страшны никакие преграды, и я сама читаю любые книги. Я мечтаю о том, что к концу одиннадцатого класса, я перечитаю много произведений из моей любимой библиотеки.
Мне очень нравятся сказки, приключения, рассказы, стихотворения. Я с удовольствием читаю журналы, иллюстрированные энциклопедии, очень часто обращаюсь к словарям.
Некоторые дети из моего класса не любят читать. Они больше предпочитают компьютерные игры, а я думаю, что нужно больше читать, чтобы много знать, ведь нам это в жизни пригодится. Ведь книга – это самый верный друг, именно благодаря чтению книг, мы пополняем свой словарный запас.
И я хочу, чтобы моя любимая библиотека пополнялась самыми интересными и полезными книгами, журналами, иллюстрированными энциклопедиями.
«Библиотека в моей жизни»
Сернова Любовь Ивановна,
читательница библиотеки-филиала №6
Моё детство и юность прошли в небольшом Башкирском городке Белебее. На весь город было три кирпичных двухэтажных здания – почта, средняя школа и горсовет. Свой досуг можно было провести в районном доме культуры, кинотеатре и в библиотеке.
Мне запомнилось, как мой отец ходил в библиотеку, брал сочинения Ленина и Сталина, книги о коммунистической партии, а нам, детям, приносил детские книжки. Мы с удовольствием читали произведения Маршака, сказки Пушкина, повести Гайдара. Позднее когда я подросла, отец меня записал в библиотеку, и я могла самостоятельно туда ходить и выбирать литературу на свое усмотрение.
Библиотека находилась в небольшом здании и состояла из двух комнат: в одной выдавали книги на дом, а в другой был читальный зал, где можно было поработать с книгами только там.
Читателей всегда было очень много и, ожидая своей очереди на абонемент, мы проходили в читальный зал и с интересом рассматривали стенды, Из информации размещенной на стендах мы узнавали о своем крае, о родном городе, о знаменитом башкирском народном герое Салавате Юлаеве, о том, что железнодорожная станция «Аксакове», которая находиться в нескольких километрах от Белебея, названа в честь писателя С.Аксакова, написавшего сказка Аленький цветочек. Лом в котором жил писатель у своей бабушки-помешицы, сохранился до сих пор. Также мы узнали, что через наш город проходили военные отряды легендарного Чапаева.
В библиотеку мы ходили постоянно. Во время учебы в школе нужны были произведения Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Некрасова и многих других писателей, а также критические статьи на их произведения. Библиотекари всегда помогали нам в подборе материала. Чаще всего свои сочинения и доклады мы писали в читальном зале, а библиотекари нам подсказывали какие журналы или брошюры можно использовать при их написании.
Вероятно, работники библиотеки были увлечены своей работой. Они организовывали беседы о книгах и их авторах. Именно из этих бесед я узнала о польском друге А.Пушкина Адаме Мицкевиче. Библиотекарь очень интересно рассказывала биографию поэта, о его произведениях, а потом прочитала наизусть его балладу Лилии. Мы слушали библиотекаря, затаив дыхание, а потом все захотели выучить эту балладу. Эта книга была одна, а желающих ее взять было много. Тогда работники библиотеки, видя такой интерес, перепечатали балладу в нескольких экземплярах, чтобы как можно больше читателей имело возможность ее прочитать.
Мне вспоминается такой эпизод: в роман-газете была напечатана книга Фадеева ^ Молодая гвардия. Она вызвала большой интерес. Можно сказать ее зачитали «до дыр». И опять работники библиотеки проявили смекалку. Они договорились с местной радиостанцией и каждый вечер читали по радио главы этой книги.
Шли годы. Я закончила медучилище, вышла замуж и в 1963 году приехала в г.Астрахань, устроилась работать медсестрой в Александровскую больницу. При больнице была библиотека и, как и прежде, она пришла мне на помощь, т.к. мне нужны были медицинские книги и газеты для работы (были поручения выступить перед сотрудниками с докладом).
После рождения детей появилась необходимость в книгах о здоровье и воспитании. Такие журналы как ^ Семья и шкала, Родительский факультет помогли справиться с возникшими трудностями.
Дети подрастали и им тоже были нужны свои книги. Они, так же кш и я когда-то, стали изучать Пушкина, Толстого, Чехова, писали доклады и сочинения, а всю информацию находили в библиотеке.
Можно сказать, что в течение всей жизни человек находиться в тесном контакте с библиотекой. Вот и сейчас, хотя я на пенсии, но хожу в библиотеку своего района, теперь выбираю книги для своих внуков. Наши приветливые библиотекари, уже знают наши интересы и пристрастия, подбирают необходимые книги. А мы в свою очередь наслаждаемся чтением и забываем о своей старости. И хочется сказать спасибо библиотеке, ведь она прошла через всю нашу жизнь, научила любить книги, а без книг жить было бы скучно.
В МБОУ «Рослятинская
литературы. В рамках
конференция на тему:
Если нравится, можно
учитель русскогоьяз.
СОШ» в феврале проходила неделя русского
этой недели у школьников состоялась
«Польза чтения». Вот некоторые работы.
поместить в вашей газете. С уважением,
И литературы Гросул В.А.Февраль 2013 год)
Публичное выступление.
Уважаемые одноклассники ! Я собрала вас в нашем классе,чтобы
обсудить сложную проблему. Наш класс недружный .Давайте
поговорим об этом сообща.
Мы не должны выбирать,кто хороший,кто плохой,а общаться со
всеми ребятами в классе. Мы должны уважать мнения и интересы
наших одноклассников. Всегда спешить на помощь и помогать
бескорыстно. Мы не должны ссориться по пустякам,нужно уметь
выслушать мнения других людей. Когда нам будет плохо,мы можем
рассчитывать на помощь одноклассников. У каждого из нас есть
недостатки,но каждый хорош сам по себе. В трудной ситуации
приятно рассчитывать на помощь друзей. Дружный класс вызывает
уважение у остальных ребят в школе. На такой класс хочется
равняться и брать с них пример. Мы должны понимать , что,когда
мы вместе,нам под силу решать любые задачи.
Дружба,которая зародилась в школе,должна быть пронесена через
долгие годы.(Подготовила Киселева Наталья, 7 класс)
Сочинение – рассуждение: «Какие книги мы читаем и почему?»
В жизни нельзя жить без книг, литературы , чтения. В
современном мире есть и другие источники информации.
Но именно книги позволяют нам окунуться в необычайный мир,
полный знаний , приключений. Библиотека- это хранилище многих
полезных, интересных книг. Если вам нужна какая-то книга, то
вам поможет её найти библиотекарь.
В этом учебном году пятиклассники выбирают разные книжки.
Кроме того, что задают по программе в школе, мы любим читать о
животных, о природе, о растениях, романы для девочек,
интересные журналы. Чаще всего в библиотеку ходят следующие
учащиеся пятого класса: Шумилова Ксения, Алексеева Анастасия,
Киселёва Карина,
Черепанова Ульяна. Редко посещают библиотеку: Шумилов Никита,
Беляева Наталья, Казунин Никита, Шумилов Евгений, Косоногова
Александра, Попов Роман, Гасратов Иван, Девятилов Сергей. Все
остальные : Плюснина Светлана, Грачёва Анастасия, Стеблева
Светлана, Андреева Анастасия, Черепанова Анастасия, Григорьева
Екатерина, Андреева Татьяна, Комарова Яна- посещали библиотеку
от одного до трёх раз, взяли от трёх до десяти книг. Если
нужно найти дополнительный материал к кому-либо уроку, нам в
этом всегда помогут энциклопедии, которые можно найти в
читальном зале.
Мы читаем именно эти книги, потому что они увлекательные ,
познавательные, интересные .Хотелось бы , чтобы учащиеся школы
чаще ходили в библиотеку.(Подготовила Алексеева Анастасия ,5
класс)
Сочинение -рассуждение на тему: «Нецензурная лексика».
В7 классе был проведён опрос на тему :«Нецензурная лексика».
Результаты опроса использованы в сочинении. Всего было пять
вопросов.
Первый вопрос: «знаете ли вы, что такое нецензурная
лексика?». По результатам опроса 80% обучающихся класса знают,
что такое нецензурная лексика. В принципе , смысл этой фразы
понятен, но всё же обратимся к словарю. В словаре есть только
слово «цензура». Цензура – это учрежденья для просмотра,
одобрения и запрещения к печати рукописей. Вроде, к нашей теме
не имеет отношения, но об этом в следующем вопросе.
Второй вопрос: «Почему она называется нецензурной?» Были
разные варианты ответа:
1.
Потому что ни к чему хорошему не приведет.
2.
Потому что это плохие слова(2 раза)
3.
Потому что нельзя говорить в общественном месте( 2 раза)
4.
Потому что запрещённые слова.
5.
Не знаю (4 раза)
Всё это правильно. Запрещённые, плохие слова. Напоминаю,
цензура – это учрежденье для просмотра, одобрения и запрещения
к печати рукописей. Слова, которые относятся к нецензурным,
запрещены в печати, а так же в произношении.
Третий вопрос: « Где вы чаще слышите нецензурную лексику:
дома, на улице, в школе?» Результаты показали, что чаще слышат
нецензурную лексику:
60% в школе 30% на улице 10% везде.
Четвёртый вопрос: «Нужна ли нецензурная лексика?».
Результаты таковы:
70% учащихся класса считают, что не нужна 30% сомневаются.
Один из учащихся сказал, что в русском языке есть много других
хороших слов. Я согласна с ним.
« Почему она появилась?» У большинства (80%) этот вопрос
вызвал затруднение, но некоторые всё же ответили:
1.
Она появилась, чтобы одному человеку что-то высказать
другому.
2.
Она появилась, потому что у некоторых людей нервы на
исходе, и они не знают, что уже сказать, вот и начинают
употреблять нецензурную лексику.
По-моему , она появилась для того, что бы наша речь была
красивее. Для этого и составили список нецензурных слов и
выражений.
Пятый вопрос: «Как избавиться от нецензурной лексики?»3десь
вариантов было побольше:
1.50% не знают, как от неё избавиться.
2.Другие 50% предложили свои варианты:
1 .Не произносить эти слова и не обращать на них внимание.
2.
Постараться не думать о плохом или сдерживаться.
3. С детства прививать культуру речи. Объяснять, что так
выражаться не нужно, в русском языке много хороших слов.
4. Штрафами- вряд ли, а вот ТЮРЬМОЙ годиков на 6-10, может,
подумают потом, как материться.
Все варианты, на мой взгляд, подходят.
Следите за своей речью, старайтесь не употреблять
нецензурную речь, хотя бы в общественных местах.
(Подготовила Шумилова Дарья ,7 класс,2013 год.)
Сочинение на тему
Почему мы читаем мало?
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» – это сказал
один известный человек.
На самом деле в России читают книги 22% россиян, от случая к
случаю 42% .очень редко или никогда – 35%.Число читающих книги
граждан за 13 лет снизилось с 80% до 65%,а 79% россиян хотя бы
иногда читают газеты и 64% – журналы.
Более трети россиян не читают книги.
Интерес к литературе заметно падает. Совсем недавно мы ещё
считались самой читающей страной, а сегодня Россия занимает
лишь 34-е место в мировом рейтинге. Значение книги в жизни
человека явно меняется. Меняются авторы, меняются способы
получения информации, её носители и доступность.
За три месяца житель России прочитывает в среднем 4 книги , в
тс время как в 1992 году этот показатель составлял 5 книг.
Время чтению чаще посвящают жители Москвы и Санкт-Петербурга и
люди предпенсионного возраста.
А у нас в классе 65% учащихся посещают библиотеку, но за
январь её посетили всего 15%. (Комарова Яна, Алексеева Настя,
Стеблев; Света).
Я думаю, что мало читают не только в нашем классе, но и вообще
дети стали мало интересоваться книгами. Это происходит из-за
того, что у детей стало больше других развлечений.
Я считаю, что, не смотря на разные развлечения, книга должна
занимать достойное место в жизни каждого человека, ведь из кн
можно узнать много нового и интересного!
Читайте книги!(Подготовила Стеблева Светлана, 5 класс)
Нужна помощь
-
Сбор на иконостас храма свт.Иннокентия
Дорогие прихожане, спасибо вам за участие в строительстве Дома причта! Сейчас мы переходим к благоустройству храма свт.Иннокентия. На иконостас требуется 158 000 руб. На 12.00 6 января собрано 105 650 руб (67%), спасибо!
-
Новости строительства школы и Дома Причта
4 декабря прошел первый этап сдачи в ГУПТЭК оборудования индивидуального теплового пункта «Дома причта». На 2 января 2022 года собрано 9095 руб. за неделю. Сердечно благодарим!
Новости
-
Беседа об иконографии Рождества Христова
Предлагаем вашему вниманию рассказ об иконографии Рождества Христова, который подготовила прихожанка нашего храма, иконописец Мария Ивановна Полторак.
-
Сиделки социальной службы «Татьяна»
Дорогие друзья, в нашем храме действует патронажная служба «Татьяна». Освободилась опытная сиделка по уходу за больным или пожилым человеком, с проживанием. Есть вакансия сиделки в Приморском районе (сутки через трое). Есть онлайн-консультации по уходу за больным близким.
Подать записки в наш храм через интернет. В меню ХРАМ —> Записки через интернет
Родом из детства. В Должанке с бабушкой Александрой
Из книги «Воспоминания и размышления» прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора. Начало в статье: «Родом из детства».
Жизнь в Должанке
Поскольку мамина мама переехала в Мариуполь из Должанки, там, в Должанке осталась наша родня, свои дома, свои участки — свое все.
В 1774 году после победы России над Турцией по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Российская империя получила выход к Черному морю. Необходимость в охране казаками границ отпала. К тому же запорожские казаки опрометчиво приняли участие в восстании Пугачева. И Екатерина II ликвидировать Сечь. В 1775 году русские войска без пролития крови взяли крепость Запорожье.
В 1787 году князь Г. А. Потемкин сформировал Войско верных казаков (в отличие от неверных, ушедших в Турцию после разрушения Сечи). Екатерина II пожаловала оному в вечное владение земли от реки Кубани до Ейска, и постепенно многотысячное казачье войско переселилось на берег Азовского моря. Жили сначала набегами на турок и черкесов. Но со временем начали разводить овец, ловить рыбу.
С переселением войска на Кубань сразу же обнаружилось малочисленность его как для заселения и хозяйственного освоения, так и для охраны границы с горцами. Обширный край и огромная по протяженности кордонная линия, сформированная А. В. Суворовым, требовали значительно большего населения, чем пришло на Кубань. По ходатайству атамана Черноморского казачьего войска в 1809 году началось переселение казаков из Малороссии. В 1848 году из Харьковской, Черниговской, Полтавской губерний к морю было переселено 1880 семей. Очевидцы рассказывают, что украинские казаки бросали жребий. Те, кому выпадал жребий, запрягали волов, складывали на повозку имущество, сажали жену и детей и отправлялись в незнакомую землю. До Долгой косы дошли 562 человека, образовав новую станицу.
Станица Должанская (в просторечии Должанка) находится в 40 км от города Ейска у основания песчаной косы Долгой, которая на 8–10 км вдается в море и делит морскую акваторию на Таганрогский залив и Азовское море. Сейчас здесь живет около 7 000 жителей. Основные занятия жителей — рыбная ловля, сельское хозяйство. Летом это курорт — 22 километра чистых песчано-ракушечных пляжей и теплое море.
Коса Долгая. Современный вид
На въезде в станицу Должанка. Современный вид
Знаменитые ракушечные пляжи косы Долгая
Наиболее яркие впечатления детства в станице Должанка — это общение с родственниками, особенно двоюродными и троюродными братьями, и просмотр фильма «Кащей Бессмертный». Не знаю почему, но он был среди нас, ребят, особенно популярен, и одно время мы каждый день с утра садились на велосипеды и отправлялись в кинотеатр. Победа добра над злом — это сильно впечатляло.
Запомнилось мне и Азовское море моего детства. В нем в те времена водилось очень много рыбы.
Азовское море считалось прежде самым рыбным морем в мире. Рыбу ловили в Азовском море и на Дону и Кубани с давних времен.
Столетие назад азовские рыбаки вылавливали столько рыбы, что в прибрежных поселках ею, высушенной летом, зимой топили печи. В советские времена копеечной тюлькой откармливали свиней на колхозных фермах.
В настоящее время рыбные запасы существенно уменьшились. Видимо, отношение к уникальной азовской фауне как к неисчерпаемым дармовым «дарам моря» и послужило главной причиной постепенного оскудения водных глубин. Первыми исчезли «царские» белуги и осетры. Лишь в воспоминаниях гурманов осталась настоящая азовская тарань, которая должна была насквозь просвечивать против солнца, будто на рентгене. Исчезла азовская сельдь-шемая, которую когда-то прямо на берегу солили в огромных кадках и поскорее отправляли в большие города: нескольких дней в дороге было достаточно, чтобы получилось отборное угощение.
Оба металлургических комбината Мариуполя регулярно загрязняют как город, так и море залповыми выбросами вредных отходов. Несколько лет назад Азовское море внезапно продемонстрировало «бум рождаемости» ценного и вкуснейшего судака. Дешевые пудовые рыбины украсили тогда все продуктовые прилавки. Объяснение феномена было простым: металлургические предприятия Донбасса переживали падение производства и, соответственно, по минимуму сбрасывали производственные стоки в мелководное Азовье. Морское же население, отреагировав на «просвет», не замедлило использовать свой, возможно, последний шанс на выживание.
Еще одна причина гибели Азова — то, что реки, впадающие в море, фактически превратились в канализационные коллекторы, которые несут множество органики. В большинстве пансионатов, расположенных вдоль берега на десятки километров, до сих пор отсутствует централизованная канализация. Из-за грязных стоков в море стремительно размножаются синие водоросли, которые съедают жизненно необходимый рыбам кислород… А когда летние ливни смывают с берегов тонны чернозема и глины, рыбьи косяки вообще погибают в страшных муках, потому что ил забивает жабры, не давая дышать.
Я помню, как братья и другие мальчики съезжали прямо на велосипедах в море, мыли их, как лошадей. Это было очень необычно.
Помню шторм, мне было очень холодно, и ребята усадили меня на дно баркаса, стоящего на прибрежном песке, кормили картошкой с салом. Помню, как рыбачий баркас пристал к берегу во время шторма, и рыбаки вытаскивали огромных камбал и осетров; какие это были большие и красивые рыбины. Потрясающее буйство природы, изобилие мира, могущество сил природы!
Один местный мальчик подарил мне рогатку, и я ее спрятал. Братья рассказали взрослым, что местные хулиганы дали мне рогатку,
и меня заставили принести ее и сломать, объяснили, что нельзя стрелять по птицам. Я долго стоял после этого на полу на коленях. И поделом, потому что с того момента я больше не делал никаких хулиганских приспособлений.
Рогатка была в те времена оружием хулиганов. А тогда — не то что сейчас — в детях воспитывали жалость к животным, и взрослые пресекали любое насилие над тварями Божиими.
Даже поползновение к жестокости считалось ненормальным, было признаком низкого поведения. Рогатка, которая может убивать живых тварей, — признак хулигана, человека жестокого и непорядочного: распущенного, безнадзорного и неприсмотренного мальчика.
Рассказы бабушки Александры
В семье вспоминали прадедушку Макария и прапрадедушку Василия. И рассказывали предание о боголюбивом прапрадедушке Феодоре, который очень любил монастыри, ходил по монастырям и в итоге ушел в монастырь. Это примерно два поколения до бабушки Марии. И говорили еще, что кто-то из дедов моих гонял колдунов, не давал им проходу.
Бабушка много рассказывала мне из того, о чем говорили старики Должанки. Не берусь судить, что правда, а что ошибка и народное заблуждение. Важно иное: все рассказы отложились в моем сердце как несомненное указание на истинность жизни по правде, по-Божески. Эти то ли сказки, то ли быль и сегодня согревают мою душу и напоминают о непостижимости мира, о том, сколько в нем еще неведомого. Вот что говорила бабушка Александра.
*«Как увидишь метлу на небе, значит, скоро война». Метла — это комета была.
*«Из дому не выходи, если что-то непонятное в небе увидишь». Периодически в станице с неба что-то падало, так старые люди говорили, — какие-то студенистые массы, еще что-то непонятное. Такое место просто огораживали и запрещали к нему подходить; со временем все это исчезало.
Георгий Победоносец и Феодор Стратилат. Киев, XII век. Плита из Михайловского Златоверхого собора
*«Было время, когда и драконы еще по небу летали, хотя никто сейчас не верит в это». Мы в драконов не верим, а может быть, зря. Если взять жизнеописание Николая Японского, там наши солдаты начала ХХ века подтверждают: видели летающих драконов. Мы просто не знаем, где они живут и как. Вот считаем мы, что все динозавры вымерли, а предание гласит, что перед кончиной мира все эти первобытные твари повыползут. И икона Георгия Победоносца со змием описывает реальное событие. И в житии Давида Гареджийского описан огромный двадцатиметровый змей, который с легкостью сокрушил скалу, но потом уполз в море по молитве святого Давида.
В житии святого Феодора Стратилата, который был родом из города Евхаит, в Малой Азии (Турции), мы читаем: «Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал во множестве людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой, победил его. За отвагу он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где сочетал свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников».
Но не только жития, легенды и сказки повествуют о загадочных ящерах. Существуют и другие, вполне заслуживающие доверия источники. Упоминание об этих монстрах можно встретить еще у Аристотеля и Еврипида, а затем в хрониках и исторических трудах средних веков. Английский монах Бартоломей в своей книге «Свойства вещей» пишет: «Дракон является самым большим из всех змеев, часто он выходит из своей пещеры, подымается в воздух, своим движением он производит сильный ветер, и море вздувается от его жала, и он имеет гребень, и он высовывает свой язык, и он имеет зубы, как пилу, и сила его заключается не только в зубах, но в хвосте, и он причиняет боль не только укусом, но и жалом. Он убивает всех, кого встречает на своем пути». Сохранилось и древнее описание чудовища, датированное 600 годом н. э.: «Дракон — самая крупная из змей и вообще самое большое из всех существ, живущих на Земле. У него большая морда и узкие дыхала, через которые он дышит и высовывает язык».
В 30 томе Полного собрания русских летописей есть запись, датируемая 1582 годом, из Новгорода: «В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися великий князь Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день». Спрашивается, что это за «коркодилы»-крокодилы вышли из реки и напали на людей? Ведь дело происходило не в далекой Африке, а под Новгородом.
Есть и современные сведения о драконоподобных существах. Так, на одной из китобойных баз в Индийском океане вертолетчики дважды наблюдали животных, похожих на исполинских змеев, 10–15 м в длину, спокойно лежащих на воде.
В 1932 году у берегов Северной Америки произошло сильное землетрясение, выбросившее на берег множество трупов обитателей моря, в том числе и неведомого морского змея. У животного была заостренная голова и пасть, полная острых зубов.
*«Жила в станице колдунья, которая в лису превращалась. Бывало прежде такое, что оборотни в деревнях водились. Эта лисичка сосала молоко коровы, и корова переставала давать молоко и быстро худела. Старики говорят, хозяева той коровы стали ее караулить по ночам и увидели “лису”, сосущую коровье вымя. Они эту лисичку-присосочку отдубасили палкой, и что удивительно: три дня та соседка не показывалась на улицу. Вышла через три дня вся в синяках, перебинтованная. Ей сказали: еще раз полезешь, в следующий раз там же в коровнике и останешься». Бабушка уверяла, что колдуньи боятся палок и побоев; с ними нельзя церемониться, а надо врезать как следует. Они этого боятся страшно.
*«С прапрадедушкой Василием такое случилось: увидал он однажды, как по дороге катится само собой большое колесо. Дедушка сразу раз — продел веревку через него и подвесил на дерево. На следующий день идут, видят — висит колдунья: один конец веревки изо рта торчит, другой из заднего прохода. Это она обернулась колесом и носилась по дороге».
Неведомо, было все это на самом деле или нет, но так старые люди свидетельствовали. С другой стороны, если почитать житие святой мученицы Иустины, то не меньше удивимся, что колдун Киприан превратил юношу в птицу. И сегодня то же самое происходит, почитайте хоть преподобного Паисия Святогорца. У него эта реальность тоже описана.
Преподобный Паисий Святогорец (1924–1994)
— Геронда, что вы сказали школьникам, которые приходили сегодня и рассказывали вам, что они вызывали духа?
— Что было говорить? Первым делом я задал им хорошую взбучку! Ведь все то, что они сделали, было отречением от христианской веры. В тот самый момент, когда люди вызывают диавола и принимают его, они отрекаются от Бога. Поэтому я посоветовал им прежде всего покаяться, искренне поисповедоваться и в будущем быть внимательными: ходить в церковь, с благословения своего духовника причащаться, для того чтобы уцеломудриться. Но у этих школьников — поскольку они дети — есть смягчающие вину обстоятельства. Они занимались этим так, словно это была игра. Если бы это были взрослые, то такое занятие нанесло бы им огромный вред: диавол приобрел бы над ними немалую власть. Но и этих детей он уже всех издергал.
Дети, приходившие сегодня, вызвали духа и, когда он пришел, спросили: «Есть ли Бог?»
— Бога нет! — ответил им диавол.
— А ты кто такой? — спросили дети.
— Сатана! — ответил он им.
— А сатана есть? — спросили дети.
— Есть! — ответил он им.
То есть такая дурь, что ни в какие ворота не лезет! Бога нет, а диавол есть! А когда они снова спросили его, есть ли Бог, он ответил им: «Да, есть». То да, то нет. Так что и сами дети не знали, что подумать. Так устроил Бог, чтобы им помочь.
Сегодня колдуну не нужно становиться оборотнем, потому что он без боязни покажет свое лицо с телеэкранов в передаче, например, «Битва экстрасенсов». Если сегодня они себя пиарят во всех газетах, во всех журналах, открыто выступают на стадионах — зачем им в кого-то превращаться? Они себя показывают такими, какие они есть.
Я не знаю, зачем бабушка все это рассказывала мне — ребенку. Но зачем-то она считала это нужным. Все это — реальность, которая нам сегодня не известна. Поэтому, как учили святые отцы, правильно будет ее не принимать и не отвергать.
Когда к исканию воли Божией приступает не имеющий достаточного опыта, не могущий «по вкусу» с достоверностью различить действие благодати от проявления страстей, особенно гордости, тогда совершенно необходимо обратиться к духовному отцу, самому же, при встрече со всяким духовным явлением или внушением, до решения наставника строго держаться аскетического правила: «не принимать и не отвергать».
Когда к исканию воли Божией приступает не имеющий достаточного опыта, не могущий «по вкусу» с достоверностью различить действие благодати от проявления страстей, особенно гордости, тогда совершенно необходимо обратиться к духовному отцу, самому же, при встрече со всяким духовным явлением или внушением, до решения наставника строго держаться аскетического правила: «не принимать и не отвергать».
«Не принимая», христианин ограждает себя от опасности демоническое действие или внушение счесть за Божественное и таким образом научиться не «внимать духам обольстителям и учениям бесовским» и воздавать божественное поклонение демонам.
«Не отвергая», человек избегает другой опасности, а именно: божественное действие приписать демонам и через то впасть в грех «хулы на Духа Святого», подобно тому, как фарисеи изгнание бесов Христом приписали «силе Вельзевула, князя бесовского».
Вторая опасность страшнее первой, так как душа может привыкнуть отвергать благодать и возненавидеть ее, и настолько усвоить себе состояние богопротивления, что так определится и в плане вечном, благодаря чему грех сей «не простится ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12, 22–32). Тогда как при первом заблуждении душа скорее познает свою неправду и покаянием достигает спасения, потому что нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного.
И еще я от бабушки слышал, что в их семье в Должанке живал подолгу блаженный Христа ради юродивый Петр; это еще до революции было. Я всегда поминаю его о упокоении среди членов своей семьи. Он часто приходил к ним в дом и жил подолгу, его поили-кормили, у него было свое место за печкой. Бабушка маленькой была, лет пяти-шести, но запомнила все и мне рассказывала: «Я как-то раз глубокой ночью спускаюсь с печки, смотрю, а Петр стоит на коленях с воздетыми руками и молится». После того, как пришла советская власть, таких людей старались уничтожить. Петр продолжал приходить в семью, но чекисты его поймали и посадили в тюрьму. Так этот юродивый, в точности как святой апостол Петр, совершенно спокойно вышел из дверей темницы, в которую его посадили: помолился, перекрестил дверь, она раскрылась, и он преспокойно вернулся к нам в хату, на свое место за печкой! Потом уже, когда во второй или в третий раз его поймали, он пропал без вести, скорее всего, был расстрелян. Привелось ему мученически жизнь закончить.
Отношение к кладбищам и мертвым
Бабушка Александра — вольно или невольно — привила мне спокойное отношение к смерти, к мертвым, так как с детских лет водила меня каждую неделю или раз в две недели на кладбище, где покоился прах умершего младенца Виктора и других родственников, а позже и прабабушки Марии.
Кладбище в тех местах — это какое-то особое место: сияет солнце, стоят стройные кипарисы, плакучие ивы, повсюду неземная умиротворяющая тишина. Хотя Мариуполь — город заводской, громкий, но я помню, что городской шум умолкал буквально через несколько метров от входа на территорию кладбища.
Бабушка знала многих людей, которые были похоронены вокруг, говорила о них — у каждого из них была своя судьба, своя жизнь, свои особые моменты земного существования. Это была живая история уже упокоенных в земле, застывшая в камне, в фотографиях. Я, маленький, бродил между крестами и памятниками, пока бабушка наводила порядок, а потом таскал ведра с водой, поливал цветы на могилах. Периодически мы отходили от могил наших родственников к могилам погибших воинов, в какие-то другие места. И каждый раз посещение кладбища приносило умиротворение и понимание того, что есть реальность этой жизни, а есть реальность смерти. Потому что на фотографиях любого кладбища мира мы видим и младенцев, и юношей, и людей преклонного возраста. И они напоминают о неизбежности смерти.
Как ни странно, у меня не было страха, напротив, было спокойное ощущение присутствия какой-то другой жизни. Тишина и покой кладбища были насыщенными, наполненными каким-то очень глубоким потусторонним смыслом. Ведь недаром преподобный Исаак Сирин говорит, что слова — это орудие мира сего, а молчание — суть будущего века.
Бабушка не говорила мне каких-то особых слов, просто поясняла: «Вот это прабабушка Мария, а это вот твой дядя лежит, он умер маленьким мальчиком». И было понятно, что они живы, просто они сейчас не с нами, и нужно хранить связь с ними.
Меня удивляло, как любовно и бережно люди ухаживают за оградами, красят их, стараются сделать красивые памятники. Это, конечно, благочестивый долг по отношению к усопшим родным. Обязанность каждого нормального человека — с самого молодого возраста посещать могилы предков, заботиться о них и понимать, что усопшие прародители нуждаются в поминовении и посещении. Это непременно нужно прививать детям.
Я всегда с удовольствием ходил с бабушкой на кладбище, потому что чувствовал здесь какой-то неземной покой на сердце, какого не бывало в повседневной жизни. Я не смог бы тогда себе объяснить, что это такое, но понимал: это особый мир.
Со стороны бабушки каких-то особых разъяснений не поступало: усопшие и усопшие. Обычно с детьми не говорят на эти темы, стараются, наоборот, оградить от того, что есть новопреставленные, недавно умершие родные, потому что предполагают: это может травмировать. Советуют детям до 10–12 лет не давать участвовать в проводах покойника. Но если ребенок адекватно принимает реальность смерти и потустороннего мира, то есть смерти, то сам вид умершего близкого человека его не травмирует. Я никогда не видел особых бабушкиных слез, горького печалования. Она обращалась к близким ей людям, как будто ничего не произошло, просто общение перешло в другую плоскость. И я чувствовал, что да, оно продолжается, просто немного другое, чем когда они жили рядом: теперь необходимо посещать их могилы, содержать их в чистоте и порядке — и молиться.
Молитвам бабушка меня особенно не учила. Она всегда старалась молиться молча. Но я все видел. И мне важно было, что не звезда стояла над прабабушкиной могилой, а крест. И над дедушкиной, и над дядиной тоже. Хотя кресты тогда не очень-то изготавливали, все кладбище было в пятиконечных звездах — тем яснее я видел наши кресты рядом с соседскими звездами.
Дядя, о котором я упомянул, — это один из младших братьев бабушки, сын прабабушки Марии; он умер в голодное время. Существует народное предание: если в семье умирает крещеный младенец, то он вымаливает три поколения до и три поколения после. Священник — пять поколений до и пять после, монах — семь. Они предстоят перед Божиим престолом и молятся о своем роде. Я не раз задавался этим вопросом: кто же молится обо мне в нашем роду. Я ощущал эту помощь. Думаю, что молитвы младенца Виктора сыграли свою роль. Все эти посещения кладбища с бабушкой давали мне полное ощущение, что на Небе есть близкие нам совершенно реальные живые молитвенники.
Наказания
В детстве и отрочестве я часто приезжал к бабушке на побывку. До шести лет я регулярно подолгу проводил время с бабушкой. Да и позже, в школе уже: родители работали, и отдавали меня ей на все летние каникулы, а иногда и на зимние.
Поскольку я проводил у бабушки так много времени, она, конечно же, участвовала в моем воспитании. Понятно, что воспитывать мальчика нужно строго. Поэтому бабушка меня нередко наказывала. Она была очень строгая и очень справедливая, поэтому за все провинности она меня нещадно порола узким кожаным ремнем или ставила на колени на половик; на Украине он делается из соломы — словно на горохе стоишь. За полчаса колени так намнет, что ходишь в узорах до конца дня. На коленках я стоял достаточно часто. Наказания следовали практически ежедневно, так что, начитавшись «Трех мушкетеров» я как-то раз сообщил бабушке, что она «миледи». Поскольку бабушка не читала Александра Дюма, она потом долго выясняла у родителей, что я имел в виду. Но наказывать не перестала.
За что наказывала? За непослушание, плохое поведение, какие-то нехорошие поступки, нечестность, — то есть за что положено наказывать любого ребенка. Уже позже, лет в 30, я оценил во всей полноте добрые плоды такого воспитания. Конечно, наказывающему трудно, когда на него озлобляется и обижается ребенок, какие-то трещинки образуются, это несомненно. Чтобы не родилась злоба, требуется и деликатность, и такт, — обеим сторонам очень трудно от нее удержаться. Но с другой стороны, став взрослым, я понял, что без наказаний во мне распустились бы махровым цветом подлость, гадостность, нечестность. Греховность многих поступков позналась позже, однако их пресечение в детском возрасте имело очень большое значение.
Мне кажется, что правильные чувства, которые должны рождаться в душе взрослого человека, когда он вспоминает детство, — это благодарность бабушкам и дедушкам, которые справедливо наказывали за неправильные поступки. К сожалению, многие из них, мне кажется, так и умирают, не увидев при жизни признательности потомков за то, что они учили их добру и правде.
Как молилась бабушка Александра
Родители мои практически не ходили в церковь, мама только — иногда, по дороге на работу… Образ молитвы я получил именно от бабушки. Очень важно, что у меня был этот пример — дети запечатлевают именно поступок взрослых, их поведение, то, чего они не видят, в них и не закладывается.
Потом память о церкви и всем церковном начала отходить, она потихоньку тускнела в душе. А бабушка просто молчала. Может быть, понимала, что в школе все равно оно будет неправильно воспринято.
Помню, рядом с бабушкиной кроватью висела репродукция картины «Последний день Помпеи». Она очень привлекала мое внимание и производила неизгладимое впечатление, потому что именно под ней был молитвенный уголок, где молилась бабушка.
Карл Павлович Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833 гг. Русский музей
Помпеи — город, основанный в VI веке до н. э. на склоне Везувия, который в те времена считался давным-давно потухшим. Рядом с Помпеями располагались небольшие города Геркуланум и Стабии. 24 августа 79 года началось извержение Везувия, и все три города были уничтожены потоками вулканических газов, пепла и камней, мчавшихся вниз со склонов с чудовищной скоростью — до 700 километров в час.
Установить точное число жертв катастрофы весьма сложно, ибо называются числа разного порядка. Но, по современным оценкам, скорее всего, из 20 000 жителей города Помпеи погибло около 2000. В Стабиях и Геркулануме число жертв было меньше в силу того, что сами они были значительно меньше Помпеев.
Полноценные раскопки начал итальянский археолог Джузеппе Фиорелли. Именно он обнаружил, что на месте тел людей и животных, погребенных под слоем вулканического пепла, образовались пустоты. Заливая туда гипс, удалось реконструировать предсмертные позы людей.
С Джузеппе Фиорелли началась систематическая работа ученых в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, которая продолжается по сей день.
Шедевр Русского музея «Последний день Помпеи» — эпическое полотно великого русского художника Карла Павловича Брюллова — был написан в 1830–1833 годах. Брюллов посетил Помпеи в 1827 году, сделав много набросков для будущей картины.
Никогда не забуду, как однажды бабушка чистила картошку, а я сидел рядом с прабабушкой. Она меня обняла, и вдруг я неожиданно увидел страшное рогатое существо. И его усталое такое лицо, серо-черное. Прабабушка меня успокаивала, но во мне все равно засел ужас, что ее убьют. Причем мне никто ничего не объяснял, у меня само по себе сразу же возникло понимание, что связано с этим существом — смерть. Если бы я тогда не был в руках прабабушки, то не знаю, что бы со мной стало.
Я отчетливо помню, что бабушка и прабабушка всегда крестились, молились, постились, но никогда никому не навязывали веру. У бабушки висело несколько икон, и по утрам и вечерам она неизменно молилась перед ними. Как многим детям, мне бывало страшно по ночам: темно, большая комната, никого нет, бабушка спит в другой комнате. Но ее молитвы очень успокаивали. И было приятно, когда она на сон грядущий обязательно крестила мою подушку с молитвой, которая передавалась из рода в род. Я ложился, и всякий раз возникало ощущение, будто кто-то нежно касается головы. Просто физическое ощущение, что с момента, как молитва окончилась, на меня опустился какой-то добрый покров.
Смерть бабушки Александры
Бабушка Александра всю жизнь молилась, но говорила об этом мало. Большим откровением стала для меня ее смерть.
В последние дни бабушка стала впадать в забытье и уже не могла связно разговаривать. Оказалось, что при этом она постоянно читает Иисусову молитву. Это обнаружил ее сын, дядя Толя, на чьих руках она и умерла, мирно и тихо: три вздоха сделала и скончалась.
За год до смерти она стала терять ориентировку в окружающих предметах, обстановке, потом — память. Когда я к ней приехал, она меня не узнала. Стала рассказывать, что у нее есть внук в Петербурге, занимается тем-то и тем-то. Но хотя все ее телесные чувства угасали на глазах, самое главное — молитвенная связь с Богом — осталось.
Для меня это еще одно подтверждение того, что если человек в течение жизни молится, то какие бы ни произошли с ним психические, неврологические, старческие изменения, тем не менее Господь за стремление к постоянству общения с Ним, за веру и верность оставляет самое главное — связь с Ним через молитву.
Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу». И если умирающий человек призывает Его святое имя, он как мудрая евангельская дева предстает перед Женихом и вратами рая с горящим светильником. Вот почему так важна непрестанная молитва.
При жизни я ни разу не слышал, чтобы бабушка читала Иисусову молитву. А перед смертью от нее не было слышно ничего, кроме Иисусовой молитвы.
Вот что значит тайная жизнь человека. Мы можем ошибаться в людях. Душа другого — загадка, тайна между Богом, духовником и человеком.
Прот.Сергий Филимонов
Продолжение следует. Начало в статье: «Родом из детства».
Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Назад к списку
Похожие материалы:
-
-
Мы идем к Тебе
До последней минуты человеческой жизни Господь ждет свободного шага любимого творения навстречу Себе. И кто знает, когда свершится этот шаг веры – шаг в невидимое, шаг в Небо.
-
Что у нас будет общего?
Об имени, дарующем жизнь, службе на Байконуре, деятельной любви рассказывает Товий Николаевич Вихлянский, заместитель руководителя Офицерского братства имени святого праведного воина Феодора Ушакова, организованного при храме в 2011 году.
Когда-то давно Верховный маг Миррель во всем помогал королевству Эллея. Но однажды он нашел таинственный артефакт и впитал его силу, стремясь стать еще могущественней. И это поселило тьму в его душе. Миррель изменился. Все его магические деяния стали нести зло и разрушения. Тогда король Эллеи приказал совету магов королевства заточить Мирреля в Другое измерение. Миррель сумел подчинить себе Другое измерение и вернуться обратно. Желая отомстить, он призвал темные силы, разрушил королевство и забрал могущественный королевский артефакт – радужный кристалл. Чтобы вернуть кристалл и уничтожить темного мага, в Другое измерение отправились двое героев – талантливая волшебница Илина и победитель последнего турнира воинов — Райан. Но смогут ли они преуспеть в этом нелегком деле? |