Некоторые сказки мы запоминаем на всю жизнь. И не только из-за сюжета, но и благодаря оформлению — ведь картинки в книгах помогают нашему воображению работать в полную силу. И как здорово было бы, став взрослым, вновь почувствовать эту непередаваемую атмосферу волшебства.
Мы готовы подарить вам такую возможность! В нашей статье мы расскажем о нескольких известных детских произведениях, проиллюстрированных много лет назад знаменитыми художниками. Либико Марайя, Рауль Вердини, Леонид Владимирский — все они давно стали легендами в мире книжной иллюстрации. Их рисунки и по сей день позволяют нам снова и снова возвращаться в детство и верить в чудо.
Алиса в Стране чудес. Льюис Кэрролл
О приключениях маленькой девочки Алисы в загадочной стране знает едва ли не каждый. А меж тем книга появилась практически случайно. Чарльз Доджсон, преподаватель математики, придумал волшебную историю для дочери своего приятеля. И она так понравилась малышке, а заодно и ее отцу, филологу Генри Лидделлу, что текст решено было напечатать. Спустя год в свет вышла книга «Алиса в Стране чудес», изданная под псевдонимом «Льюис Кэрролл». Она очень полюбилась читателям. Интересно, что, работая над рукописью, автор и сам не знал, каким окажется финал, а просто двигался по сюжету вместе со своими персонажами, следуя за собственной фантазией.
-10% Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье (ил. Л. Марайя) Льюис Кэрролл Твердый переплет739 ₽821 ₽
В корзину
Перед вами красочное издание любимой сказки с иллюстрациями, которые точно сделают книгу жемчужиной вашей литературной коллекции. Рисунки, выполненные непревзойденным мастером — итальянским художником и мультипликатором Либико Марайей, только добавляют любимой повести атмосферу волшебства, загадочности и легкого сумасшествия.
Приключения Пиноккио. Карло Коллоди
А вы знали, что сюжет сказки о деревянном мальчишке, который сейчас известен всему миру, появился из-под пера Карло Коллоди не сразу? Изначально автор, меньше всего мечтавший о карьере детского писателя, ради гонорара создал совсем другую историю — страшную, да еще и с трагической развязкой. Впрочем, читателям это совсем не понравилось, и Коллоди пришлось переработать текст и отказаться от смерти главного героя в финале. Именно второй вариант сделал «Приключения Пиноккио» едва ли не самой известной детской книгой в мире.
Уверены, что в детстве вы зачитывались сказкой, а теперь с удовольствием познакомите с ней и своих малышей. Главное, подобрать красивое и яркое издание.
Приключения Пиноккио (ил. Л. Марайя) Карло Коллоди Твердый переплет637 ₽
В корзину
И вновь — Либико Марайя. Все его иллюстрации вдохновлены американской мультипликацией, но при этом они имеют свой уникальный стиль и колорит. Персонажи рисунков Марайи будто бы вот-вот оживут и сойдут со страниц книги, чтобы лично проводить вас в увлекательный мир.
Питер Пэн. Джеймс Барри
Свою знаменитую сказку о мальчишке, не желающем становиться взрослым, писатель Джеймс Барри посвятил детям своих друзей — братьям Дэвис. Прозаик принимал активное участие в их судьбе. Впрочем, сами ребята, хоть и были искренне привязаны к литератору, к книге относились с прохладой. Так, например, Питера Дэвиса раздражало, что все вокруг были уверены, будто он и есть тот самый Питер Пэн. Текст Барри он называл «этот ужасный шедевр».
К слову, идея отдельного произведения родилась у писателя не сразу. Изначально эпизоды о приключениях летающего мальчика были включены во взрослый и довольно мрачный роман «Белая птичка». Он повествует о потерянных детях, которые скрываются от безутешных родителей в Кенсингтонских садах. Кстати, по сей день существует версия, будто ребятишки, укрывшиеся от взрослой жизни, — это души погибших детей.
-10% Питер Пэн (ил. Л. Марайя) Джеймс Барри Твердый переплет502 ₽558 ₽
В корзину
В 1906 году вставные главы из «Белой птички» были выпущены отдельным изданием. Тогда иллюстрации к ним выполнил художник Артур Рэкхем, они и по сей день считаются самыми известными из существующих. Но и Либико Марайе удалось передать в своих изображениях атмосферу сказки со множеством загадок и трактовок. Уверены, издание с картинками итальянца придется по душе и вам, и вашим детям.
Приключения Чиполлино. Джельсомино в Стране лжецов. Джанни Родари
Поучительные, мудрые, полные захватывающих приключений сказки Родари знакомы едва ли не каждому. С легкостью и без лишнего морализаторства итальянцу удавалось доносить до детей простые жизненные истины и правила человечности: не врать, не предавать друзей, бороться за правду и многое другое. Сложные темы, такие как нищета, несправедливость и смерть, писатель раскрывал без лишних предисловий — и делал это так виртуозно, что сюжеты надолго оставались в памяти не только у детей, но и у их родителей.
-10% Приключения Чиполлино. Джельсомино в Стране лжецов (ил. Р. Вердини) Джанни Родари Твердый переплет697 ₽774 ₽
В корзину
Сказка о мальчике-луковке увидела свет в 1951 году. Первым историю о неунывающих бедняках и заносчивых богачах в образе овощей и фруктов проиллюстрировал художник Рауль Вердини. Талантливый карикатурист, именно он подарил нам знаменитые образы графинь Вишен, кума Тыквы, синьора Помидора. Позже он работал еще над несколькими произведениями Родари, в том числе и над «Джельсомино в Стране лжецов». Сегодня картинки Вердини по-прежнему остаются самыми известными и пользуются большой популярностью у поклонников книг Родари.
Приключения Чиполлино. Джанни Родари
Людям, выросшим на советских изданиях известных сказок, хорошо знакомы иллюстрации Леонида Владимирского. Он был автором рисунков к детским произведениям Алексея Толстого, Александра Волкова, Николая Носова и Юрия Олеши. Однако одним из главных своих творений он считал серию изображений к сказкам Джанни Родари. «Приключения Чиполлино» и невеселая повесть «Путешествие Голубой Стрелы» у многих из нас ассоциируются именно с иллюстрациями Владимирского.
-10% Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы (ил. Л. Владимирского) Джанни Родари Твердый переплет832 ₽924 ₽
В корзину
Несмотря на то, что у многих сказок Родари совсем не детский подтекст, Владимирский не стремился к мрачным изображениям любимых персонажей. Даже история об игрушечном поезде вышла у него доброй, пусть и с грустным финалом. Художник не раз признавался в интервью, что частенько видел своих героев во сне, а потом просто переносил их на бумагу.
Наше красочное издание — прекрасный подарок не только для малышей, но и для родителей. Ведь благодаря знакомым рисункам у взрослых будет возможность заново открыть для себя любимые сказки.
Бесплатные мероприятия для детей и их родителей пройдут с 2 по 7 января в 160 городских библиотеках.
Столичные библиотеки приглашают детей и их родителей на специальную программу в новогодние праздники. Как сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, с 2 по 7 января в 160 читальнях пройдут сотни мероприятий — творческие занятия, квесты, спектакли, викторины, конкурсы, встречи с Дедом Морозом, Снегурочкой и другими сказочными персонажами. На все события необходима предварительная регистрация.
«Новогодние мероприятия пройдут в 160 городских библиотеках. Программа ориентирована на горожан разных возрастов. Самых маленьких посетителей ждут интерактивные спектакли по мотивам любимых сказок. Для ребят постарше проведут творческие мастер-классы, квесты и музыкальные представления», — рассказала Наталья Сергунина.
Ознакомиться с полным расписанием новогодней программы и зарегистрироваться на понравившееся мероприятие можно на портале «Онлайн. Библиогород», а также на mos.ru в разделе «Афиша».
Дети до 14 лет могут посетить мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе. Ребята от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать на сайте.
Узнать о новогодних традициях и посмотреть мюзикл
Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева (Бобров переулок, дом 6, строение 2) 2 января приглашает москвичей на интерактивную программу «Новый год в разных странах». Гости смогут принять участие в творческих и познавательных занятиях. Например, сделать яркую рождественскую открытку, познакомиться с новогодними традициями народов мира, послушать сказочные истории со всего света и вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой придумать и нарисовать иллюстрации к волшебной книге. Начало в 13:00. Посмотреть расписание всех мероприятий и зарегистрироваться на них можно по ссылке.
3 января в Центральной библиотеке № 52 (улица Коненкова, дом 23) состоится спектакль «Домовенок Кузя. Новогоднее приключение в одном действии». Главная героиня в канун Нового года находит у себя в комнате маленького домового. Вместе им предстоит справиться с домашними делами, подготовиться к празднику. Начало спектакля в 14:00, необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:00 Центральная детская библиотека № 46 имени И.З. Сурикова (улица Михалковская, дом 15) ждет детей и взрослых на мюзикл «Две Бабы-яги». Вместе с артистами зрители перенесутся в тридевятое царство и помогут главному герою Федору-кузнецу победить Змея Горыныча, перехитрить Бабу-ягу, справиться с кознями Кощея Бессмертного и найти свое счастье. Представление подготовлено совместно с Пушкинским музыкальным театром, зарегистрироваться на его посещение можно здесь.
Выполнить задания Деда Мороза и подготовить подарки к Рождеству
Проявить смекалку и вспомнить лучшие произведения мировой литературы все желающие смогут на празднике в Центральной городской деловой библиотеке (улица Бориса Галушкина, дом 19, корпус 1). Там 4 января пройдет квест «Новогодние приключения в стране литературных героев». Участникам игры предстоит посетить несколько тематических локаций и выполнить ряд заданий, например решить задачу, найти спрятанные вещи, ответить правильно на вопрос викторины, поучаствовать в конкурсе, угадать по описанию и костюму имя литературного героя. Игроки, которые справятся со всеми испытаниями, получат от Деда Мороза памятные призы. Квест пройдет по сеансам, начало в 12:00 и 14:30. Необходима предварительная регистрация.
В Доме А.Ф. Лосева (улица Арбат, дом 33) 4 января детям и взрослым помогут подготовить подарки родственникам и друзьям к Рождеству. Творческие занятия по фелтингу, или валянию из шерсти, проведет художник Александра Мошковская. Мастер объяснит основные принципы этого искусства и покажет, как свалять милую игрушку-снеговика или пингвина. Все материалы для творчества участникам выдадут на месте. Занятия пройдут в читальном зале на третьем этаже, присоединиться к ним можно будет с 12:00 до 16:00. Необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:15 в Доме А.Ф. Лосева состоится выступление солистов ансамбля «Русская рапсодия», посвященное сказкам народов мира. Музыканты исполнят произведения композиторов Петра Чайковского, Игоря Красильникова, Габриэля Форе, Виктора Малярова и прочтут рождественские истории разных народов мира, например итальянскую сказку «Сны Гуальтьеро», ирландскую народную сказку «Семейная распря» и другие. А в 17:30 там же начнется показ советских новогодних мультфильмов и художественных кинокартин. Регистрация на оба мероприятия по ссылке.
Насладиться любимыми новогодними хитами Last Christmas, Jingle Bells, All I Want For Christmas Is You и другими приглашает всех желающих библиотека-читальня имени А.С. Пушкина (улица Спартаковская, дом 9, строение 3). Музыкальные композиции под аккомпанемент гитары, синтезатора и кахона (ударный музыкальный инструмент родом из Перу) исполнят выпускницы Московского губернского колледжа искусств и студентка Российской академии музыки имени Гнесиных. Концерт Let it snow состоится 4 января в 19:00, необходима регистрация.
Еще одно новогоднее представление состоится 7 января в библиотеке № 129 (улица Перерва, дом 56/2). Гостей ждет музыкальный моноспектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». Это история о том, как предпраздничный вечер для девочки Мари превращается в настоящее приключение. Деревянная игрушка оказывается заколдованным принцем, а дом захватывает мышиная армия. Начало представления в 16:00, необходима регистрация.
Автор: Серова Светлана Владимировна
Организация: МАДОУ д/с к/в №9
Населенный пункт: Московская область, г. Химки
Цель: формирование у детей основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок. Развитие способности делать выводы. Воспитание в детях желания помочь окружающим, если они попали в беду.
Задачи:
Образовательные
-Закреплять знания обратного счета в пределах десятка и составе числа из единиц в пределах 8.
-Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части.
-Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку.
Воспитательные
Воспитывать интерес к математике, развивать самостоятельность, воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации
Развивающие
Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес.
Развивать восприятие, внимание, формировать навыки самостоятельной работы.
Демонстрационный материал:
Конверт с письмом от Феи сказок, картинки с изображением светофора, подземным переходом, надземным переходом, зеброй. «кирпичики» с числами, нарисованный пирог.
Раздаточный материал: Простые карандаши, линейка, заготовки для практической работы (круг, графический диктант)
Предварительная работа: Чтение детям сказок: «Волк и семеро козлят» , «Красная Шапочка» , «Кошкин дом», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», «Буратино»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка «В гостях у сказки». (под музыку) Предложить детям сесть на ковре.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас гости. Вы рады гостям? Давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки.
Ребята, вы знаете, захожу, сегодня в группу, на столе лежит конверт. Подумала, вот ребята придут, и мы вместе откроем его. Хотите узнать от кого письмо?
Дети: Да хотим.
Воспитатель: (Показывает конверт с письмом)
Письмо Феи: Здравствуйте дорогие ребята!
- Фея из Страны сказок. В сказочной стране многие герои не соблюдают правила безопасности, поэтому с ними произошла беда. Помогите мне навести порядок в сказочной стране и научить героев вести себя правильно.
Воспитатель: Ребята, надо помочь Фее и сказочным героям, вы согласны? Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в дорогу. Путь нам предстоит нелёгкий, придётся пройти испытания. Отправляемся мы с вами на сказочном транспорте -на ковре самолете (переходим на ковер).Что бы он взлетел, нам надо посчитать в обратном порядке от 10 до 1. Давайте все дружно…
Вот мы и прилетели, дальше отправляемся пешком, значит мы с вами кто?
Дети: Пешеходы.
Воспитатель: Правильно. А как должен вести себя пешеход на улице. Давайте вспомним. (У мольберта показ картинок по мере ответов детей)
- По какой части улицы должен ходить пешеход? (по тротуару)
- В каком месте может переходить дорогу пешеход? (по зебре, на зеленый сигнал светофора)
- Как еще можно перейти дорогу (по подземному или надземному переходу)
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Нельзя забывать об этих правилах.
Ну что ж, продолжим с вами наше путешествие.
( На ковре- продолжить движение по кругу под музыку. После завершении музыки дети останавливаются в кругу).
Вот и первая сказка нас встречает, а для тог, чтобы узнать кому нужна наша помощь, нам нужно отгадать загадку:
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка,
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно,
Этот дом сгорел дотла! ( Кошкин дом )
Вы узнали эту сказку? Как она называется? Что случилось в этой сказке? (У кошки сгорел дом) Как вы думаете почему? ( не правильно обращались с огнем и случилась беда)
Воспитатель: Куда мы должны позвонить в случае пожара? (позвонить 01 и вызвать пожарную службу)
- Молодцы ребята! А чем же мы можем помочь кошке? Давайте построим ей новый дом? А строить мы будем не простым способом, а математическим. Для этого нужно вспомнить состав числа 8.
- этой корзине у нас кирпичики, посмотрите, на них цифры. аша задача взять себе кирпичик из корзины, внимательно посмотреть какая у вас цифра и найти себе пару так, чтобы в сумме получилось 8, как номер дома, который мы построим нашей кошке.
Игровое упражнение: «Найди пару» (ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ) -под музыку
- варианты детей.
Давайте еще раз проговорим, как получить число 8
8 – это 7 и 1
8 – это 6 и 2
8 — это 5 и 3
8 – это 4 и 4
8 – это 3 и 5
8 – это 2 и 6
8 — это 1 и 7
8 – это 0 и 8.
Воспитатель с детьми на столе выкладывают домик из кубиков.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с этим нелегким заданием, построили мы кошке новый дом.
Отправляемся дальше: Под музыку идем за столы на свои места.
Слушайте следующую загадку:
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз —
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
(Красная Шапочка)
Узнали? Кто же эта девочка? (Красная Шапочка), Кто же этот зверь? ( Волк) Что случилось с героями этой сказки? (Волк съел девочку и ее бабушку)
Воспитатель: А вы знаете, ребята, эта трагедия не произошла бы, если бы Красная Шапочка знала бы правила. Давайте скажем, что сделала Красная Шапочка не правильно. (Девочка заговорила на улице с незнакомцем и рассказала, где живет ее бабушка)
Воспитатель: Да, нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми и рассказывать где ты живёшь, кто у тебя сейчас дома; Нельзя открывать дверь, если ты один.
Теперь Красная Шапочка запомнит эти правила и будет поступать правильно.
Давайте проводим Красную Шапочку до дома бабушки (возвращаемся за столы)
Красная Шапочка принесла бабушке пирог, чтобы угостить ее и гостей, которые к ней пришли. Пирог один, а гостей много. Что же нам делать?
Воспитатель: Правильно. Нужно его разделить. А делить мы его будем на 8 частей.
Игровое упражнение «Чаепитие у бабушки»
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физминутка
«Любопытная Варвара»
Что сделала Варвара не правильно? (Она подошла к открытому окну, что опасно)
Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим заданием. Но нас ждут еще герои, которым нужна наша помощь. Отправляемся дальше в путь.(звучит музыка)
Слушайте внимательно загадку:
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
— Ну, конечно же вы узнали и эту сказку! Как она называется?
-Правильно, да эта сказка называется «Волк и семеро козлят».
-А вы помните, что произошло с козлятами? Почему козлята открыли дверь? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, козлята не послушали совета мамы и попали в беду.
Но волк не успел съесть наших козлят, к ним на помощь пришел один смелый мальчик.
Давайте попробуем угадать кто это:
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Буратино)
Воспитатель: Ребята, Буратино потерял очень нужный предмет для страны сказок, и просит нас ему тоже помочь. Вы готовы?
Если правильно выполним следующее задание, мы поможем всем жителям сказочной страны.
У вас на столе лежат листочки в клеточку, давайте возьмем их и посмотрим внимательно. Поставьте свой карандашик на точку, отсюда начнем свой путь и слушаем внимательно.(графический диктант)
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ. (под музыку)
Молодцы ребята! Давайте отложим наши листочки в сторону.
Теперь я предлагаю пройти на ковер (под музыку)
- А давайте с вами вспомним с чего началось наше путешествие? ( с письма )
- Кто попросил нас о помощи? ( Фея )
- В какие сказки мы с вами попадали? («Кошкин дом», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»)!!!!!
Сюрпризный момент:
Звонок телефона. Звонит Фея. Воспитатель: Ребята ! Это звонила Фея сказок, просила передать вам спасибо и дарит вам подарки за уроки безопасности и помощь сказочным героям. (выносим корзину с соками/яблоками )
Приложения:
- file0.docx.. 27,0 КБ
Опубликовано: 01.12.2021
Говоря о самобытности и аутентичности, одной из первых в воображении предстает Гуцульщина. Магический край древних кептарей, силянок, интересного говора и незаурядной открытости и гостеприимства. О своих особенных празднованиях Рождества гуцулы рассказали 24 каналу в рамках праздничного проекта «Украинское Рождество».
Читайте также Семейные ощущения имеют наибольшие ценности, – Оксана Муха о подготовке к праздникам в ее семье
Как празднует Рахов
Мария Чорий из Великого Бычкова на Закарпатье рассказывает, что еще на Николая у детей есть особая традиция. Им святой кладет подарки не под подушку, а в ботинки.
Детки чистят свои ботинки до блеска. Тогда ставят их на окно, молятся и ложатся спать. Николай обязательно должен поставить подарки именно в те ботинки. Тогда утром все бегут в них заглядывать,
– рассказывает женщина.
Раховский район отличается тем, что является едва ли не единственным в Закарпатской области, который с давних времен населяют много гуцулов. Поэтому и традиции здесь сохранились и по сей день.
Василек пекут в Сочельник, а едят на Василия
Гуцулка говорит, что на Святой вечер традиционно готовят 12 постных блюд. При этом именно 6 января пекут василек – хлеб-калач с дыркой внутри.
В него кладут сухоцветы, зелень, или ветку ели. Василек надо есть на Василия, но он обязательно должен быть испечен на Сочельник,
– подчеркивает хозяйка.
Также из постного теста пекут бабальки перед Сочельником, а в день ужина их запаривают горячей водой, чтобы набухли. Тогда дают сахар, мед, можно молотые орехи, и все перемешивают.
Всем известно, что карпатские леса богаты грибами, поэтому они сполна наслаждаются этим добром. Мария Чорий рассказывает, что из грибов у них на столе несколько блюд.
Обязательно готовят постные голубцы с грибами, а также делают подливку гриблянку. Ею могут поливать несколько блюд. А кое-кто просто макает в нее хлеб и ест. Гриблянка напоминает грибной суп с рисом, такой наваристый, типа бульона,
– говорит она.
Стол обвязывают красной нитью
Пожалуй, основная и неизменная рождественская традиция для всех регионов Украины – это то, что за столом на праздники собирается вся семья. Так вот в Рахове стол на Святой вечер обматывают еще и красной нитью и завязывают узелок.
Так делают, чтобы вся семья держалась вместе. Старшие люди рассказывают, что когда-то обматывали цепью. Обязательно кладут сено под скатерть, потому что Христос родился на сене. Пока семья не поужинает, то двери в доме не отпирают и колядников не принимают,
– говорит Мария Чорий.
«Слобудно-слобудно поклониться»
После Святой вечери в Рахове раздается громкая коляда. Начинают ее, конечно же, дети.
Колядующие громко колядуют все три дня праздников / Фото Юрия Билака
Как приходят в избу, то спрашивают, слобудно ли Христу клониться. Хозяева отвечают, что слобудно-слобудно и дети колядуют,
– объясняет Мария.
Также никто не ложится спать пока не придет старая коляда, то есть Рождество. Люди собираются группами и ходят к каждой семье колядовать. В то же время дом никто не закрывает. Как говорит Мария Чорий, когда-то колядовали преимущественно старшие. Но теперь и молодежь собирается.
Раховские бетлегемоши похожи на вертеп
Бетлегемошами гуцулы в Рахове называют колядников, которые одеты в разные костюмы. Они ходят, чтобы разыгрывать рождественское театрализованное действо.
Колядуют на Сочельник, тогда на Рождество идут в церковь, чтобы заколядовать. Все, что люди им дали в Сочельник, отдают на церковь. Но черти стоят на улице, внутрь заходят цари, ангелы, пастухи и все остальные,
– говорит Чорий.
В бетлегемоше идут только парни. На поясе букса наподобие коробки, чтобы в нее бросали деньги, иначе на улице не отстанут.
Вместе с тем незамужние девушки в Рахове как идут колядовать, то платки накидывают на плечи, а замужние – завязывают.
Интересно Самые теплые новинки и уютная классика: подборка книг для новогодне-рождественских праздников
Рождество в Космаче в Ивано-Франковской области
К праздникам в этом регионе когда-то готовились еще с осени, а не за неделю или две. Гуцулы, как дожинали ниву, а на ней сеяли рожь, или пшеницу, то оставляли сноп. Тогда два мальчика на куске белого полотна несли тот сноп с поля в дом.
Житель Космача Дмитрий Пожоджук вспоминает такой обычай еще в своем детстве.
Сноп не назывался дидухом, а просто дедом. Как парням кто-то встречался на дороге, то они обязательно кланялись встречному и молвили: «Благословите чудо усатое, несем праздники в хату»,
– говорит он.
Тогда, по словам гуцула, по всему Космачу расходилась новость, что к такому-то хозяину понесли праздники в дом. Это означало, что семья закончила жать. Сноп стоял в доме до Рождества, пока не наступало время исполнять ему роль дидуха.
Этот обычай, может, сохранился бы до сих пор, но, к сожалению, теперь не сеют ни рожь, ни пшеницу, потому что легче купить муку на базаре или в магазине,
– объясняет Пожоджук.
Сноп с поля должны были нести двое мальчиков на белом полотне / Фото Юрия Билака
Почему сноп должны были нести именно на белом полотне
По словам гуцула, могли нести и на вышитом рушнике, но важным было само полотно.
Когда хоронили своих родственников, то крест на кладбище украшали вышитым рушником. Он будто окутывал и накрывал умершего. Гуцулы верили, что сама душа возродится заново светлой и чистой, как полотно, чтобы снова оберегать свой род,
– говорит мужчина.
Также когда гуцулы уже садились к столу на Сочельник, то ставили на окно маленькую тарелочку, а в нее – обязательно кутью. Считали, что ночью придут души умерших и будут ее есть.
Сочельник в Космаче
Еще один общий, пожалуй, для всех регионов Украины ритуал – это молитва перед ужином. На Гуцульщине первым начинает газда (хозяин дома), а за ним и вся семья.
Гуцульская семья молится перед ужином / Фото Юрия Билака
Но интересно, что в молитве они просят допустить к столу те души, о которых никто не знает. Вспоминают пропавших без вести, замученных в московских тюрьмах, голодоморах, погибших в Чернобыле.
Тогда садятся к столу, на котором есть 12 постных блюд. Когда приготовили кутью, то ее надо набрать в мисочку. Тогда выйти на порог и закричать, или громко сказать: «Морозе, морозе, йди до нас кутю їсти. Як не йдеш у Різдві, бис не йшов у Петрі і не поморозив нам городину«,
– говорит Пожоджук.
Гуцулы ужинают в вышиванках / Фото Юрия Билака
Особые гуцульские блюда на ужин
Бугаевое молоко. Дмитрий Пожоджук вспоминает, что когда-то пироги поливали бугаевым молоком, которое делали из конопли. Сейчас традиция отошла, потому что коноплю сеять запрещено.
Когда-то у всех была конопля, потому что из нее пряли и ткали полотно. Оставалось семя, его в макитре перетирали, как мак, и делалось молочко. Тогда, когда варили вареники с картошкой, то этим молочком поливали, будто соусом. Это было очень вкусно и оригинально,
– говорит гуцул.
Губы с буряками. Это вареные и мелко нарубленные грибы и свекла. Их заправляли льняным маслом и добавляли лук.
Блюда из рыбы. Из форели, которой было много в карпатских реках, варили студенец. Отдельно запекали рыбу и заквашивали селедку с луком.
На Сочельник гуцулы готовят традиционных 12 постных блюд / Фото Юрия Билака
Ужин надо отнести к родственникам
Дмитрий Пожоджук говорит, что космацкая хозяйка, когда выложит блюда на стол к ужину, то должна каждое положить в маленькую тарелку.
Сверху еду надо закрыть пленкой и положить красивый маковый калач или завиванец. Потом свечку и замотать в платок. В таком виде еду несут к родному человеку или к кому-то из семьи в дом. Тогда надо зажечь свечу и пригласить на ужин. После того как семья поблагодарит, хозяйка возвращается домой и тогда можно садиться к ужину,
– объясняет мужчина.
Хозяйка несет блюда перед ужином к родственникам / Фото Юрия Билака
По его словам, сейчас в Космаче снова популярно ставить тарелку тому, кого нет на ужине с семьей. Ведь многие не могут вырваться с заработков на праздники.
Зажженная смола создавала запах праздников
Издавна гуцулы наливали смолу в глиняный горшок и зажигали ее. Тогда обходили комнату посолонь. Верили, что таким образом удастся выкурить злых духов. Потом ходили по всем комнатам и повторяли ритуал.
От запаха смолы в доме была особая атмосфера / Фото Юрия Билака
Тогда заносили ту смолу, которая еще тлела, и ставили возле печи. Помню, что в доме все праздники был невероятный праздничный запах. Тогда начинали ходить колядники,
– говорит Пожоджук.
На Гуцульщине колядуют дом в дом. Не обходят и тех, где хозяева умерли или уехали на заработки. У гуцулов так заведено: неважно, бедный ты или богатый, но на Рождество надо всех уважить.
А в церковь на Рождество одевают традиционную гуцульскую одежду: кептарь, серду, вышиванку. К ужину также обязательно садятся в вышиванках. Праздники у нас очень ждут, прежде всего потому, что все съезжаются и сходятся,
– подытоживаетает Пожоджук.
На Гуцульщине раздается громкая коляда / Фото Юрия Билака
Карпатская магия окутывает Гуцульщину все три дня праздников. Там громко раздаются колядки, слышен смех и поздравления с наилучшими пожеланиями.
Конспект проведения
музыкального развлечения
в средней группе
Тема: «Путешествие в Страну Сказок»
Цели и задачи:
Продолжать воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать её, обогащать музыкальные впечатления, развивать творческие проявления в музыкальной деятельности.
Создать радостную атмосферу, содействовать устойчивому интересу к любимому персонажу, к народному творчеству, эмоционально откликаться на реплики ведущего, закреплять имеющиеся у детей знания.
Продолжать формировать навыки в пении, движении под музыку, проявлять игровые способности.
Ход развлечения:
Звучит музыка В. Шаинского, на стихи Ю. Энтина «В мире много сказок», в зал, сказочно оформленный, входят дети, располагаются в центре. Справа от центральной стены -полочки с картинками из русских сказок, на заднем плане полянка с игрушками, висят шарики.
Ведущая: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие по волшебной стране под названием «Сказка»! Вы согласны?
(дети с удовольствием соглашаются)
В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь оно сильней, чем зло!
Ведущая (таинственным голосом): Один и два., и пять., и восемь. в сказку всех мы переносим!
(пока ведущая «колдует», под нежно звучащую мелодию,
дети кружатся на месте)
Ведущая: Вот мы и попали в волшебную страну. Давайте погуляем по ней.
Звучит песенка из программы «В гостях у сказки», дети идут по залу
«змейкой», закручивают и раскручивают «спираль»
Ведущая: Дети, посмотрите, мы очутились с вами на волшебной поляне. Как здесь красиво! Удивительное место!
(дети подходят к одной из ёлочек, под которой лежат иллюстрации
к сказке «Маша и медведь»)
Ведущая: Ребята, здесь картинки какие-то лежат! (поднимают и рассматривают)
(картинки также можно рассматривать на интерактивной доске)
Из какой сказки этот медведь?
Дети: «Маша и медведь»!
Ведущая: Молодцы, отгадали. (задаёт ещё вопросы): Как Машенька нашла дорогу домой?
Дети: Напекла пирогов, забралась в короб, медведь принёс её домой к бабушке с дедушкой
Ведущая: Что говорила Маша, когда медведь садился на пенёк отдохнуть?
Дети: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»!
Ведущая: Как ещё в других сказках называют медведя?
Дети: Косолапый, топотун, Михайло Иваныч!
Ведущая: А давайте поиграем в игру «У медведя во бору»!
Игра «У медведя во бору»
(выбирается ребёнок-Медведь, он надевает шапочку медведя)
Затем дети с ведущим подходят к другой ёлочке, под ней сидит игрушка-Лиса.
Ведущий: Ребятки, посмотрите-ка, лиса — всему свету краса! И хвостик у неё пушистый, и мордочка остренькая. Ну точь- в- точь лисичка из сказки «Заячья избушка»! Напомните мне, пожалуйста, кто из зверей приходил гнать лису?
Дети: Собака, медведь, осёл, петух, баран.
Ведущая: А что лиса ответила им?
Дети: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущая: Что сказал петушок лисе?
Дети: Кукареку! Иду на пятах в красных сапогах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!
Ведущая: В какой ещё сказке есть лиса?
Дети: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Лисичка – сестричка и серый волк»
Ведущая: Какая лиса в сказках?
Дети: Хитрая, плутовка, обманщица
Ведущая: Да, она такая, лисичка! Да вот она!
Звучит инструментальная пьеса Ю. Слонова «Рыжая лиса».
Выбегает девочка в костюме лисы, выполняет несколько танцевальных движений
Ведущая: Давайте поиграем с лисичкой в весёлую игру!
Игра «Лиса в курятнике»
Слышится «Песенка Колобка», музыка и слова М. В. Еремеевой.
На ширме появляется Колобок, он катится.
Ведущая: Ребята, а это кто?
Дети: Колобок!
Ведущая: А скажите мне, чем заканчивается сказка «Колобок»?
Дети: Лиса его съела
Ведущая: Как жаль колобка! И дед с бабой, наверно, очень огорчились. Они его искали, ждали. Давайте сядем на травку и придумаем другой конец сказки, хороший!
(дети придумывают свои варианты окончания сказки)
Все встают в круг и исполняют весёлый танец «Колобок»
(музыка Т. Морозовой)
Ведущая: Что-то засиделись мы здесь на полянке, а Страна Сказок большая, пойдёмте дальше. Только вот одно условие: внимательно слушайте музыку и выполняйте дружно движения, а то можете исчезнуть, — ведь это волшебная страна!
Дети идут по залу, музыка меняется, звучит «Зайка», «Птичка», «Волк», «Медведь», «Лиса», «Колобок» — дети прыгают, бегают врассыпную на носочках, «крадутся», тихо ступая на ступню, идут «вперевалочку», слегка покачиваясь из стороны в сторону, снова бегут по дорожке, останавливаются с окончанием музыки.
Появляется Сказочница (воспитатель в русском народном костюме)
Сказочница: Здравствуйте, ребятушки! Я узнала от сороки, что вы путешествуете по нашей Стране, и решила загадать вам несколько загадок:
Много – много я их знаю
Вам сегодня загадаю,
Кто внимательным бывает –
Тот их быстро разгадает!
1.«Перед волком он дрожал
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался…
Дети: Колобок!
2 «Маленький, удаленький
Ложки раскладывал
Да приговаривал:
«Эта ложка – котова,
Эта ложка простая – Петина,
А эта точеная, ручка золочёная,
Дети: Жихарки!
3. «Ушки мои ушки,
Что вы делали?
— Мы всё слушали,
А ты, хвост?
— А я тебе бежать мешал»
Из какой сказки?
Дети: «Лисичка со скалочкой»
4. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной?
И стоял среди травы
Уши больше головы
Дети: Заяц!
Сказочница: Ай да ребятки – молодцы! Предлагаю встать в круг и завести весёлый хоровод!
(дети встают в круг)
Хоровод «Заинька, выходи», музыка Е. Тиличеевой
Сказочница: А вы знаете, ребятки, что сказочных героев можно слепить, нарисовать? Давайте нарисуем сказочного героя и скажем, из какой он сказки, согласны?
Дети садятся за столы и рисуют любимых героев из сказок; звучит музыка.
Ведущая: Эти рисунки мы подарим нашей доброй Сказочнице (дети дарят свои рисунки)
(Можно раскрасить заранее приготовленные заготовки
героя любой русской народной сказки)
Сказочница: Как много вы знаете интересных сказок! А вы покажете мне, как танцуют козлята из сказки «Волк и семеро козлят»? Тогда выходите все в круг и танец весёлый начинайте!
Дети танцуют «Польку» (муз. Т. Ломовой)
Сказочница: Мне было очень весело с вами, дорогие дети,
Полезнее книги нет вещи на свете
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сказочница дарит всем детям маленькие книжечки со сказками.
Сказочница: Сказка – чудная копилка,
Что накопишь, то возьмёшь,
А без сказки в этой жизни –
Непременно пропадёшь (Елена Степанова)
(прощается и уходит)
Ведущая: Путешествие наше закончилось, пора возвращаться в детский сад!
Один и два., и пять., и восемь. в детский сад всех переносим!
Дети кружатся на месте, и под музыку выходят из зала.