Тютчев сказки для детей

В соцсетях, по радио и телевидению часто цитируют поэтические строчки умом россию не понять. они стали неким девизом народа

В соцсетях, по радио и телевидению часто цитируют поэтические строчки «Умом Россию не понять». Они стали неким девизом народа — своеобразным заветом от предков, напоминающим, что в душах жителей страны, занимающей 1/6 часть земной суши, дано разобраться далеко не всякому иноземцу. Написал бессмертное стихотворение Федор Тютчев в 1866 году. В 2021 году — 10 декабря — прославленным строчкам исполнилось 155 лет. В связи с этим знаменательным событием редакция 24СМИ предлагает вспомнить о великом русском поэте и государственном деятеле и ознакомиться с любопытными фактами из его жизни.

Детство

Федор Тютчев родился в 1803 году. У родителей, кроме него, было еще двое детей, так что будущий классик русской словесности — средний ребенок в семье. Атмосфера, в которой он рос, была благожелательной и спокойной.

Федор Тютчев родился в Орловской губернии, там же получил и начальное образование на дому — от наставника Семена Егоровича Раича. Этот переводчик, поэт и педагог воспитывал и другого великого русского гения слова — Михаила Лермонтова.

Еще в раннем детстве проявились литературные способности Федора Ивановича. Первое стихотворение он написал в 11 лет и посвятил отцу. Оно называлось «Любезному папеньке».

Достойные предки

Из биографии известно, что семья Тютчевых — древний дворянский род. Первые упоминания о нем исследователи обнаружили еще в Николаевских летописях. Там говорится о Захаре Тутчеве, видном деятеле тогдашней Московии. Захар слыл преданным соратником князя Дмитрия Донского, вел переговоры с Мамаем, который выдвинул армию к стенам Москвы.

Другой выдающийся предок поэта — Борис Тютчев, что жил при Иване Грозном, занимал должность воеводы и руководителя московского войска.

Иностранные языки

Федор проявил тягу к иностранным языкам в 7 лет, еще до того, как стал сочинять первые стихи. Чуть позже, став подростком, он уже владел древнегреческим и латынью, что позволило ему в 12 лет перевести на русский труды Горация.

Всего в течение жизни Тютчев в совершенстве изучил 5 иностранных языков — кроме латинского и древнегреческого, знал немецкий, итальянский и французский.

Вундеркинд

Поэтический талант, способность к языкам — признаки того, что молодой Тютчев был вундеркиндом. Следующее доказательство — в 15 лет он поступил в университет слушателем, а через год стал полноправным студентом. При этом еще вступил в Общество любителей словесности, считавшееся тогда престижным.

В 1821 году Федор Иванович успешно завершил учебу — продемонстрировал блестящие результаты, выпускаясь из отделения словесности.

Личная жизнь, семья, дети

Тютчев питал слабость к противоположному полу. Не мог устоять перед женской красотой, преданностью и нежностью. И в итоге часто изменял супругам.

Поэт был дважды официально женат. За все время у него родилось 9 детей. Первая жена — Элеонора Петерсон. На момент брака у нее уже было четверо детей. А в супружестве с Федором Ивановичем родилось еще трое.

Однажды с ней произошла трагическая история. Вместе с детьми женщина плыла из Петербурга в Турин на пароходе. Судно потерпело крушение, но благодаря плывшему на нем Тургеневу семья спаслась. Однако прошел всего год, и Элеонора умерла. По слухам, поэт обвинял в этом себя, поскольку знал, что супруге стали известны подробности его измены с Эрнестиной Дернберг.

Последняя стала второй женой поэта. Но и ей литератор не был верен. Кроме того, не скрывал, что живет на деньги наследства новой супруги — ей они достались от прежнего почившего мужа. В этот период поэт жил по факту на две семьи — с законной супругой и любовницей Еленой Денисьевой, которая, кстати, была ровесницей его дочери.

О творческой деятельности

Тютчев часто публиковал стихи, подписывая псевдонимами — любил использовать отдельные буквы из своих имени и фамилии. Но от исследователей не ускользнула информация об истинном авторстве.

Ранняя поэзия Федора Ивановича повторяла архаические стихи XVIII века. По форме они напоминали оды. Потом, с 1830-х годов, стал тяготеть к романтизму. Часто поднимал тему природы. Со школьных лет многие помнят такие шедевры тютчевской пейзажной лирики, как «Весенняя гроза» или «Зима недаром злится».

Будучи любвеобильным, поэт не мог не отразить это в поэзии. Известно, что каждой из многочисленных женщин он посвятил стихотворение и не по одному разу.

Федор Иванович в вопросе творчества не блистал постоянством. Случались периоды плодотворной работы, когда автор выдавал произведения одно за другим. Но потом наступало затишье, порой на несколько лет подряд. Так, с 1840-х по 1850-е Тютчев не писал ничего. Зато когда вернулся в литературу, лирика его приобрела обновленный вид. Теперь это были политические, социальные стихи, где поэт философствовал, размышлял о Родине. «Умом Россию не понять» принадлежит как раз этому периоду.

Кстати, Тютчев сжигал свои творения. Хрестоматийный пример, конечно, Гоголь. Но и Федор Иванович отличился, правда, сделал это ненамеренно — сжег черновики, наброски, поэтические упражнения. Впрочем, не жалел об этом.

Кроме поэзии

Помимо стихов, Тютчев неоднократно выпускал публицистические труды. Будучи дипломатом, выступал со статьями политического толка. Например, его публикации под названиями «Россия и Германия» или «Римский вопрос» в свое время вызвали серьезный политический резонанс в Российской империи и Европе.

Современники и коллеги отмечали, что эти статьи стали первым в своем роде выражением русского общественного мнения. Раньше никто не брал на себя смелость так твердо, мужественно и свободно говорить с Европой.

Кроме этого, сохранилось свыше 1,3 тыс. писем поэта. Тютчев всю жизнь состоял в активной переписке с сотнями людей.

Не считал себя поэтом

Федор Иванович писал произведения на русском и немецком языках. Последние он также после издания переводил на русский. Всего он выдал до 400 шедевров поэзии. По тогдашним меркам совсем немного, если сравнивать с другими авторами. Но и этого скромного количества достаточно, чтобы смело назвать Тютчева поэтом.

Любопытно, что сам литератор относился к этой своей деятельности скептически, называл себя лишь любителем, пишущим исключительно стихи. Действительно, иные формы он не опробовал — не сочинял ни поэм, ни рассказов, ни сказок, в отличие от других своих коллег по ремеслу, типа Пушкина или Лермонтова, сумевших блеснуть талантом не только в стихосложении, но и в прозе.

Основной деятельностью оставалась дипломатия. В течение 22 лет Тютчев проработал в этой роли за границей, дослужился до тайного советника. Именно государственная служба стояла для него на первом месте, а не поэзия.

Цензор

После работы за границей — в 1844 году — Тютчев вернулся в Россию, где продолжил трудиться на госслужбе — в Министерстве иностранных дел. Здесь поэт отвечал за цензуру — в этот период написал записку главе своего ведомства Александру Горчакову, посвященную российской цензуре.

Поэта беспокоили европейские волнения, из-за чего он считал, что со своей печатью стоит поступить предельно аккуратно. Ее задача — выражать государственную позицию. При этом не призывал к бездумным ограничениям, а называл главной целью воспитание умов незрелых подростков.

Работал над обликом России на Западе

Будучи сотрудником Министерства иностранных дел, Федор Иванович однажды получил задание — нарисовать позитивный облик России для иностранцев. Идею одобрил сам император Николай I.

Для этого Тютчев написал десятки статей на французском языке, чтобы их опубликовали и распространили по Европе. В трудах он говорил об отношениях России с остальными странами.

Задумка удалась — на Западе публикации обрели популярность, потому что удовлетворяли любопытство европейцев. Им хотелось понять и принять непонятную и далекую страну, а Тютчев всеми силами постарался объяснить Россию. В итоге западное отношение стало благосклоннее.

Революция в России невозможна

Всю жизнь поэт придерживался консервативных взглядов. А когда в Европе прокатились восстания в 1848–1849 годах, он отреагировал трактатом «Россия и революция». В нем автор описал, в каком, с его точки зрения, плачевном состоянии оказались пережившие бунты Австрия, Франция и Германия.

Также он заявлял, что русскому народу по природе не присуща революция. Россия, на его взгляд, глубоко христианская держава. Здешний народ рожден для чего-либо более душевного и способен на несвойственное для европейцев самопожертвование. Значит, русским с их нормами морали революция не грозит.

Поэт скончался до того, как в стране появились народовольцы, случились первые восстания, убийство Александра II. Так и не узнал, что заблуждался.

Отношения с другими писателями

После окончания учебы в Московском университете Федор Тютчев провел пару месяцев в Петербурге, а затем в должности внештатного атташе отправился с дипмиссией в Мюнхен. Там познакомился с критиком, поэтом и публицистом Генрихом Гейне, а также с философом Фридрихом Шеллингом.

На тот момент Тютчев уже прочел их книги, поэтому дорожил сложившейся дружбой. Немцы, в свою очередь, также отнеслись к нему с уважением, по достоинству оценив поэтический дар нового знакомого, отзывались о нем как об интересном собеседнике, начитанном человеке.

В России поэт был лично знаком с Виссарионом Белинским, состоял в его кружке. Критик, кстати, лестно высказывался о Тютчеве и высоко ценил его литературный талант.

Благодаря «кружку Белинского» Федор Иванович познакомился с такими современниками, как Гончаров, Достоевский, Некрасов, Герцен и др. Многие из них говорили о большой значимости поэзии Тютчева. Даже сам Пушкин относился к его трудам благосклонно и издавал стихи в своем «Современнике».

Принадлежавший дворянскому роду по материнской линии Федор Тютчев приходился дальним родственником Льву Толстому. Разумеется, они тоже были знакомы. Лев Николаевич также отзывался положительно о творчестве родственника, иногда — с беззлобной иронией.

Внешность и внутренний мир

Знакомый поэта вспоминал, что Тютчева не сильно беспокоил его внешний вид. Зачастую он появлялся в обществе со всклокоченными, словно брошенными по ветру, волосами. Одевался небрежно, доходило даже до неряшливости. Походка Федора Ивановича казалась ленивой.

При этом лицо всегда было гладко выбритым, выглядело привлекательно и выразительно. Он носил аккуратные маленькие очки, о чем свидетельствуют многие из прижизненных фотографий и портретов.

Если касаться внутреннего мира, то при внешнем творческом беспорядке Тютчев отличался гибким изощренным умом. Собеседники находили его приятным, занимательным, остроумным. Отмечали, что в его обществе чувствовали себя комфортно и понимали, что перед ним и не простой смертный, а гений, одаренный от Бога человек.

Здоровье

В последний год жизни поэт болел. Первые симптомы появились в 1872 году — стала плохо слушаться левая рука, ослабло зрение, участились сильные головные боли, а по ночам одолевала бессонница.

Спустя какое-то время Тютчеву стало легче, но потом случился приступ. В первый день нового 1873 года его принесли с прогулки в дом. Поэт был без сознания, левая половина тела оказалась парализована, рот перекошен.

Вызвали профессора Сергея Боткина, который установил у постели больного круглосуточное дежурство. Ежедневные осмотры и оценка симптомов привели медика к выводу, что у Тютчева случился инсульт.

Смерть

Профессор Боткин назначил лечение, которое дало положительный эффект. Поэт пришел в себя, постепенно начал восстанавливаться. Но летом произошел повторный приступ — в 1873 году Федор Тютчев умер. Это случилось в Царском Селе.

Всю жизнь Федор Тютчев искал идеал женщины, любви и счастья, но приблизиться к нему удалось только в поэзии. И сегодня его бесподобная лирика не оставляет читателей равнодушными, стихи все так же пронзительны и трогательны. В числе последних значится стихотворение, которое автор написал на закате жизни, после случайной встречи с первой любовью — Амалией Крюденер. Название его — «Я встретил вас — и все былое…». Это волшебное произведение, чьи строчки стали основой для и по сей день цепляющего за душу романса.

Л. Яхнин
«Четыре цвета года», А. Белоусов «Осень», А. Барто «Игра в стадо»

И.
Суриков «Осень», Е. Интуилов «Сентябрь», С. Михалков «Моя неделя»

А.
Твардовский «Лес осенью», В. Авдеенко «Листопад», С. Михалков «Если»

В.
Данько «Что делать после дождика?», М. Геллер «Осень» (дарит осень чудеса)

А.
Плещеев «Осень наступила», К. Бальмонт «Поспевает брусника»

Т.
Конева «Праздник урожая», В. Осеева «Озорной дождик»

Ф.
Тютчев «Есть в осени первоначальной», Ю. Тувим «Овощи»

И. Бунин
«Листопад», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

А.
Майков «Пейзаж», С. Маршак «Кошкин дом»

Ф.
Тютчев «Листья», И. Крылов «Муравей и стрекоза», «Ворона и лисица»

А. Фет
«Ласточки пропали», С. Маршак «Весёлый счёт»

В. Орлов
«Кто в чём», А. Майков «Осень», английские народные песенки (в переводе К.
Чуковского)

Л.
Модзалевский «Времена года», И. Бунин «Первый снег», Никитин «Встреча зимы»

Я. Аким «Первый
снег», С. Маршак «Вьюга», С. Чёрный «Волк»

С.
Маршак «Усатый-полосатый»,

С. Городецкий
«Котёнок», А. Фет «Кот поёт, глаза прищурил»

И.
Суриков «Детство», Н. Некрасов  (отрывок из поэмы «Мороз, красный нос»), М.
Яснов «Мирная считалочка»

А.
Усачёв «Откуда приходит новый год», П. Синявский «До чего же трудно ждать
Новый год», Э. Мошковская «Какие бывают подарки?»

С.
Городецкий «Первый снег», И. Токмакова «Следы на снегу»

С.
Есенин «Берёза», С. Чёрный «Галчата», З. Александрова «Новая столовая»

И. Суриков
«Зима», С. Козлов «Снежинки», Н. Некрасов «Снежок»

М.
Славинский «Зима», С. Маршак «Где обедал воробей»

С.
Есенин «Поёт зима», И. Бунин «Метель», С. Михалков «Дело было вечером», В.
Маяковский «Кем быть?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»

И. Турина
«23 февраля», Л. Некрасова «Наша армия родная», З. Александрова «Родина»

Ф.
Тютчев «Зима недаром злится», С. Михалков «Дядя Стёпа»

В.
Берестов «Праздник мам», В. Борисов «Самая лучшая мама», Е. Трутнева «Наша
бабушка», Е. Благинина «Посидим в тишине»

В.
Осеева «Весенний дождик», Э. Успенский «Разгром», В. Косовицкий «Цвет весны»

Е.
Благинина «Март», А. Фет «Опять незримые усилья», А. Майков «Весна»

Токмакова
«Если снег повсюду тает», А. Плещеев «Весна» (Уж тает снег, бегут ручьи)

С.
Маршак «Апрель», «Вот какой рассеянный», Л. Аким «Апрель»

Ф.
Тютчев «Весенние воды», Ю. Ким «Точка, точка, запятая»

И.
Суриков «Весна», А. Хайт «По порядку все планеты», А. Усачёв «На луне жил
звездочёт»

приветом»,
А. Барто «Любитель- рыболов», И. Токмакова «Где спит рыбка»

А. Барто
«В школу», «Первый урок», «Я выросла»

Г.
Ладонщиков «Вместе с дедушкой», Ю. Коринец «Неизвестный солдат», В. Степанов
«Приходят к дедушке друзья», О. Высотская «Салют»

Ф.
Тютчев «Весенняя гроза», В. Жуковский «Бабочки», И. Бунин «Детство»

А. Блок
«На лугу», В. Берестов «Весёлое лето», И. Бунин «Полевые цветы»

С.
Есенин «Черёмуха», И. Суриков «Дети», «Лето», С. Чёрный «Летом», К. Озерова
«Моему городу»

В.
Осеева «Все вместе», «До первого дождя», К. Ушинский «Два козлика»

Поэзия:

Проза:

В.
Сутеев «Палочка-выручалочка»,

В.
Драгунский «Что я люблю», «И чего не люблю», В. Осеева «Почему?»

Поэзия:

Проза:

В.
Сутеев «Мешок яблок», М. Пришвин «Разговор деревьев», «Этажи леса», К.
Ушинский «Спор деревьев»

Поэзия:

Проза:

В.
Сутеев «Разные колёса», Л. Пантелеев «В лесу», Г. Цыферов «Что у нас во
дворе»

Поэзия:

Проза:

В.
Драгунский «Арбузный переулок», В. Осеева «В гости к ягодам», М. Пришвин «Ёж»

Драматизация:

К.
Чуковский «Федорино горе»

Поэзия:

Проза:

Сказки
К. Чуковского  «Краденое солнце», «Телефон», «Муха- Цокотуха»

Поэзия:

Проза:

Рассказы
Н. Носова: «Огурцы», «Затейники», «Живая шляпа»

Поэзия:

Проза:

К.
Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке,
овсяной кашке и сером котишке Мурке»

Поэзия:

Проза:

сказки
Б. Гримм «Горшочек каши», «Госпожа Метелица», «Заяц и ёж»

Поэзия:

Проза:

В.
Осеева «Волшебная иголочка», сказка Б. Гримм «Маленькие человечки», сказка Б.
Поттер «Ухти- Тухти»

Драматизация:

Р.н.с.
«Гуси-лебеди»

Поэзия:

Проза:

В. Гарин
«Лягушка- путешественница»

Поэзия:

Проза:

англ.
сказка «Три поросёнка», сказка Б. Гримм «Соломинка, уголь и боб»

Поэзия:

Проза:

К.Ушинский
«Проказы старухи-зимы», Г. Скребицкий «На лесной полянке» (зима), Пришвин
«Беличья память»

Драматизация:

С.
Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Поэзия:

Проза:

М.
Пришвин «Лисичкин хлеб», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», Д. Мамин-
Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Поэзия:

Проза:

В.
Осеева «Важные коровы», Е. Чарушин «Никита- доктор», «Томка»

Поэзия:

Проза:

В. Осеева
«Волшебное слово», «Почему?», М.Зощенко «Показательный ребёнок», С. Чёрный
«Серебряная ёлка»

Поэзия:

Проза:

М.
Зощенко «Ёлка», В. Драгунский «Заколдованная буква», В. Голявкин «Как я
встречал новый год»

Поэзия:

Проза:

К.
Ушинский «Зима», Н. Носов «На горке», В. Осеева «На катке», Г. Скребицкий
«Снеговик»

Драматизация:

Р.н.с.
«Лиса и волк»

Поэзия:

Проза:

К.
Ушинский «Дятел», Н. Носов «Когда мы смеёмся», Н. Сладков «Еловая каша»

Поэзия:

Проза:

П. Бажов
«Серебряное копытце»

Поэзия:

Проза:

В.
Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», Е. Чарушин «Животные жарких и
холодных стран», Г. Остер «33 попугая» (выборочно)

Драматизация:

Р.н.с.
«Кот. петух и лиса»

Поэзия:

Проза:

Сказки
Д. Родари (Страна, где все люди сделаны из масла, Страна. Где нет ничего острого),
Е. Пермяк «Для чего нужны руки»

Поэзия:

Проза:

Б.
Житков «Как я ловил человечков», Н. Сладков «Февраль», «Бюро лесных услуг»

Поэзия:

Проза:

Н.Носов
«Приключения Незнайки» (отдельные главы первой книги), Н. Сладков «Как
медведя переворачивали»

Поэзия:

Проза:

М.
Зощенко «Бабушкин подарок», «Глупая история», «Печенье»

Драматизация:

Р.н.с.
«Заюшкина избушка»

Поэзия:

Проза:

Сказки
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Поэзия:

Проза:

В.
Голявкин «В шкафу», В. Драгунский «Двадцать лет под кроватью», К. Ушинский
«Пчёлки на разведках»

Поэзия:

Проза:

Л.
Пантелеев «Большая стирка», «Фенька», Н. Носов «Фантазёры», К. Чуковский
«Мойдодыр»

Поэзия:

Проза:

Н.Носов
«Автомобиль», «Метро», «Незнайка- шофёр», Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково»

Драматизация:

Л. Муур
«Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»

Поэзия:

Проза:

К.
Ушинский «Ветер и солнце», М. Пришвин «Лесной доктор»

Поэзия:

Проза:

Н. Носов
«Незнайка на луне» (отрывки. Часть1), П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Поэзия:

А. Фет «Я
пришёл к тебе с Проза:

А.
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный», Е. Пермяк
«Первая рыбка», «Удачливый рыбак»

Поэзия:

Проза:

Л.
Пантелеев «Буква «ты»», Е. Пермяк «Кто?»

Поэзия:

Проза:

В.
Осеева «Кочерыжка», рассказы С. Алексеева («Мишка», «Шуба»)

Драматизация:

В.
Бианки «Хвосты»

Поэзия:

Проза:

В.
Бианки «Как муравьишка домой спешил». В. Осеева «Какой день?», Ю.Коваль
«Белое и жёлтое»

Поэзия:

В.
Катаев «Цветик- семицветик»

Поэзия:

Проза:

М.
Пришвин «Золотой луг», Ю. Коваль «Букет», Б. Житков «На даче у бабушки»

Тема: Сказка Х.К.Андерсена
«Дети года». Х.К.Андерсен «Девочка со спичками».

Тип:  Изучение новых
знаний .

Цель: познакомиться с
произведением “Дети года”; «Девочка со спичками».

Развивающая: развивать умение читать
целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание
прочитанного, развивать навык самостоятельного чтения;

Воспитывающая: воспитывать интерес к
чтению.

Оборудование: учебник литературного
чтения 4 класс, 1 часть (УМК «Начальная школа 21 века», автор),презентация,
наглядный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

— Добрый день, ребята!

— Сядьте, пожалуйста,
ровно, спинки держим прямо, ручки лежат на парте, между партой и животиком
расстояние в кулачок, ножки под партой стоят вместе.

-Давайте проверим
готовность к уроку. На парте должны лежать учебник литературного чтения,
ручка, карандаш.

-Молодцы! Я вижу, что вы
полностью готовы к уроку!

Настраиваются на активную
работу на уроке.

Проверяют правильную
посадку на уроке.

Смотрят, что лежит на
парте и при необходимости достают из рюкзаков забытый материал.

Регулятивные: Создание
условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на
уроке.

Личностные: Воспитывать
положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Личностные: Воспитывать
положительное отношение ребенка к урокам школьного типа.

Речевая разминка

— Чтобы четко и красиво
говорить, давайте поработаем  над чистоговоркой (Чистоговорку читают с
доски)

Ти – ди – ти – мне домой
идти.

Ти – ти – ди – за руку
его веди.

Те – те – де – рыба
водится в воде.

Те – де – те – хорошо
читайте. 

Учащиеся читают чистоговорку

Актуализация знаний

— Посмотрите на запись на
доске. Расшифруйте фамилию писателя, с произведением которого будем
знакомиться на уроке.

1 14 5 6 17 18 6 14

— Прочитайте слова.
Определите, по какому признаку записаны фамилии. Объясните, в какой столбик
запишите фамилию нашего писателя.

Перро  Есенин

Гримм  Тютчев

— Это порядковые номера
букв в алфавите. Фамилия автора – Андерсен.

— В первый столбик
записаны фамилии зарубежных писателей, а во втором столбике – фамилии русских
писателей. Андерсен – датский писатель, значит, его фамилию запишем в первый
столбик.

—  В первом столбике
записаны фамилии сказочников, а во втором – фамилии поэтов. Андерсен сочинял
сказки, значит, его фамилию запишем в первый столбик.

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение и внимание к
собеседнику. Познавательные: Уметь различать вопрос и высказывание.

 Регулятивные:
Действовать по ориентирам, предложенным учителем. Познавательные: Выполнять
алгоритм учебных действий, предложенных учителем. Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.

Постановка цели задач
урока

 —  Посмотрите на
запись на доске. Назовите буквы первого ряда. Составьте второй ряд, подставив
к каждой написанной букве, предшествующую ей по алфавиту букву. Назовите
произведение, с которым будем знакомиться на уроке.

Е Ё У К Д П Е Б

—  Сформулируйте
тему урока.

— Сформулируйте цель
урока.

— Так же мне хотелось бы
вас познакомить с еще одним произведением Андерсена «Девочка со спичками».
Его нет у нас в учебнике, поэтому я продемонстрирую вам небольшой мультфильм
сделанный по этой сказке. Но перед этим кратко расскажу о авторе.

—  Произведение
“Дети года”.

— Тема урока: Ханс
Кристиан Андерсен “Дети года”.

 — Цель урока  познакомиться
с произведением “Дети года”;

Личностные: Воспитывать
положительное отношение ребенка к урокам школьного типа. Коммуникативные:
Уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу.


Открытие новых знаний

На доске портрет
писателя.

— Я расскажу некоторые
сведения из жизни великого сказочника. Постарайтесь их запомнить. После моего
рассказа нужно будет задать одноклассникам вопросы по его содержанию.

Ханс Кристиан Андерсен
(1805-1875)

Андерсен не имел семьи.
Его жизнь проходила в путешествиях из страны в страну. В общей сложности он
29 раз покидал Данию. Любимой страной стала Италия. Действие многих его
сказок и историй разворачивается там или переносится туда.

Размышления о собственной
необыкновенной судьбе определили характер его героев – маленьких, беззащитных
в огромном мире. Эти герои авторский идеал мужества и веры в добро.

Андерсен дружил со
многими знаменитыми художниками, музыкантами, писателями своего времени: Гюго,
Бальзак, Дюма, Шуман, Лист.

Интерес к творчеству
Андерсена в России возник в середине 40-х годов 19 века.

В 1958 году была
учреждена Международная Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена. Два раза в год
присуждается лучшему современному автору, художнику-иллюстратору.

Ежегодно проводится день
детской книги – 2 апреля, в день рождения Андерсена.

— Какие вопросы вы можете
задать одноклассникам?

 — А сейчас, как я и
обещала, вы увидите мультфильм по мотивам сказки «Девочка со спичками»

 — Под какой
праздник девочка шла по улицам в холод и тьму?

— Почему девочка не шла
домой в такой холод?

— Как девочка решила
согреть свои пальчики?

— О чём подумала девочка,
увидев падающую звезду?

 — На следующее утро
девочка сидела с улыбкой на лице, но…

Физкультминутка.

—  Выполнение заданий с
видео на экране.

— Назовите любимую
страну Андерсена.

— Сколько раз писатель
покидал Данию?

— С кем из знаменитых
людей своего времени дружил Андерсен?

— В каком году была
учреждена Международная Золотая медаль Андерсена?

— Какого числа проводится
день детской книги?

-под Новый год.

— она боялась отца,
не выручив ни гроша.

— зажгла спичку.

— что кто-то умирает.

— …мёртвая.

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Закрепление новых знаний

 Словарная работа

—  В тексте Дети
года встретятся слова, значение которых надо уточнить.

—  Какое задание
надо выполнить, чтобы прочитать следующие слова:

НР.В         П.РЧ.

ГР.М.С.    Х.НДР.

— Объясните значение
данных слов. В случае затруднения обратитесь к толковому словарю.

—  Вам известно
название произведения, некоторые слова из текста. Попробуйте определить
содержание нового произведения.

— Сейчас я включу вам
аудиозапись произведения Дети года.

—  Назовите жанр
произведения.

— Какое настроение было у
вас при чтении стихотворения?

— О чем это
стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

—  Объясните
название стихотворения.

— Ребята, откройте
учебник на странице 135 и каждый прочтите стихотворение  Дети года.

— Как автор относится к
каждому месяцу?

— Какое средство
художественной изобразительности использует автор?

—  Приведите
примеры. (Выборочное чтение).

— Какие слова
выбирает, характеризуя главный признак месяца?

—  Какие описания вас
удивили? Почему?

—  С какими
описаниями вы согласны?

—  Можно ли только
по описанию узнать, о каком месяце идет речь?

— В чем своеобразие
построения этого стихотворения?

— Две рифмующиеся
строки образуют двустишие.

Уч-ль. Прочитайте
слова, записанные на карточках. Что они могут обозначать?

Грязник  Травник

Снегогон  Хмурень

Жнивень  Протальник

Студень  Хлеборост

Ветродуй  Страдник

— Соотнесите с
современными названиями месяцев. Объясните свой выбор.

— Какие бы названия
вы дали оставшимся месяцам?

—  А какой ваш
любимый месяц?

—  Сочините
двустишие о любимом месяце, рассказывая о его характерных признаках.

— Кто хочет прочитать
своё двустишие? А вы оцените точность подбора слов для описания месяца.

— Вставив
пропущенные гласные, я составил слова: нрав, гримасы, парча, хандра.

— Нрав – характер

Гримасы – намеренное или
невольное искажение лица

Парча – плотная узорчатая
ткань с золотыми или серебряными нитями

Хандра – мрачное,
тоскливое настроение

Предопределение
содержания нового произведения.

— Учащиеся высказывают
свои предположения.

—  Это
стихотворение, потому что есть ритм и рифма.

—  При чтении
стихотворения у меня было настроение веселое.

—  Мне захотелось
нарисовать эти месяцы.

— В этом
стихотворении Андерсен дает характеристику каждому месяцу.

— Это необычное
стихотворение, сказочное.

— В году двенадцать
месяцев. Андерсен сравнивает их с детьми.

— Андерсен к каждому
месяцу относится с симпатией.

—  Автор использует
прием олицетворение. Месяцы он называет сыновьями, братьями. Говорит о них,
как о живых людях.

—  Апрель простужен.
Сентябрь – художник. Октябрь хандрит. Февраль – гуляка.

— Андерсен старается
в одном слове показать главный признак месяца: Июнь манит в поле. Март – пачкун.
Январь прячется в тулуп.

— Меня удивило описание
апреля:

Апрель простужен – и для
нас Его улыбки – ряд гримас.

— Ученики высказывают
своё мнение.

—  Если быть
внимательным, то можно узнать месяц его по описанию.

— В этом
стихотворении рифмуются две строчки.

— Так наши предки
называли месяца.

— Ученики находят пару и
доказывают свой выбор.

Грязник — октябрь

Хмурень — сентябрь

Жнивень — август

Страдник — июль

Хлеборост — июнь

Травник — май

Снегогон — апрель

Протальник — март

Студень — январь

Ветродуй — февраль

Ноябрь – листогной

Декабрь — стужайло

— Выслушиваются ответы
детей.

— Самостоятельная работа
детей.

— Выслушиваются ответы
детей. Даётся положительная оценка каждой работе.

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем.

Подведение итогов урока

—  Вспомните наше
задание в начале урока. Куда бы вы могли записать фамилию автора?

— С какими произведениями
мы познакомились?

— Фамилию автора можно
было записать и во второй столбик, где даны фамилии поэтов.

— Дети года, девочка со
спичками.

Коммуникативные:
Уметь слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к
собеседнику. Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания.
Регулятивные: Действовать по ориентирам, предложенным учителем.

Рефлексия

-Сейчас я вам раздам
смайлики, они будут символизировать ваше настроение на уроке.

Спокойный смайлик — это
значит, что было комфортно , но не все понятно.

Весёлый смайлик — это
значит, что на уроке было комфортно и все понятно.

Грустный смайлик – это
значит что, на уроке было трудно, ничего не понял.

https://fsd..ru/html/2020/01/04/s_5e109e4c6104b/1304730_1.jpeg

Коммуникативные: Уметь
слушать собеседника. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику.
Познавательные: Видеть алгоритм выполнения задания. Регулятивные: Действовать
по ориентирам, предложенным учителем. Коммуникативные: Уметь слушать
собеседника.

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

4 класс

Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь».

Задачи:

  • вспомнить изученные литературные произведения и их авторов (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»; А.Н. Плещеев «Дети и птичка»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»; И.А. Бунин «Листопад»);

  • вспомнить значение слов «строфа», «рифма», уметь находить их в тексте;

  • понимать значение понятий «пейзаж», «лирика», «пейзажная лирика»;

  • развивать читательские и речевые умения учащихся;

  • знать определение и видеть в тексте средство художественной выразительности (олицетворение);

  • развивать и обогащать устную речь учащихся;

  • формировать умение работать в группах;

  • развивать память, мышление, творческие способности учащихся.

Тип урока:

  • урок-обобщение.

Оборудование:

  • учебник;

  • компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и постановка цели.

— Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

(поэтическая тетрадь).

— С творчеством каких писателей мы познакомились?

— Какие произведения прочитали?

(Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»;

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»;

Алексей Николаевич. Плещеев «Дети и птичка»;

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»;

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»;

И.А. Бунин «Листопад»).

— Вы догадываетесь, что объединяет стихи этих поэтов?

— О чем все эти стихотворения? (о природе)

— Давайте подумаем, только ли о природе говорят эти стихи?

— Что даёт нам понять поэт через описание пейзажа? (передает настроение, чувства, мысли человека).

— Что такое пейзаж? (слайд 1)

Пейзаж  — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная (не тронутая рукой человека) человеком природа.

— Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Через описание природы поэты показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

— Вы знаете, как называется жанр, показывающий отношение автора к природе?

Пейзажная лирика — это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

— Что такое лирика?

Лирика — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

— Сегодня мы вспомним и обобщим ваши знания по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь» и попробуем увидеть и почувствовать природу глазами поэтов. Для этого выполним задания.

ΙΙΙ.  Работа по разделу.

  1. Кто автор этих строчек?

— На слайде будет появляться отрывок из стихотворения, вы должны сказать из какого это произведения и кто автор этих строк. (слайд 2)

— Ну, пошёл же ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

(Н.А. Некрасов «Школьник»).

— Объясните выражение, «невеселая дорога»? (Невеселая дорога — значит, на пути много трудностей. Оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту).

(слайд 3)

— Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(«Весна» Е.А. Баратынский)

(слайд 4)

— Что значит лазурию слепит? (Лазурит – это минерал, блеск и мерцание на свету всех небесных оттенков).

(слайд 5)

— Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым мгновеньем –

Лишь два крыла.

(«Бабочка» А.А. Фет)

(слайд 6)

— Что такое бархат? (Бархат – это шелковая ткань с коротким мягким ворсом на одной из сторон).

(слайд 7)

— В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями

Чуть заметен над лесом туман

Тёплый вечер прозрачно румян…

( И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»).

  1. Литературные исследователи.

Класс делится на три команды.  Один человек из каждой команды вытягивает карточку с заданием, заранее подготовленным учителем. Даётся время на подготовку. Затем каждая команда, по очереди, отвечает на свои вопросы.

Карточка 1.

Что такое олицетворение?

Прочитайте стихотворения И. А. Бунина «Листопад», И. С. Никитина «В синем небе…».

Выпишите из этих стихотворений олицетворение.

Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.(слайд 8)

  • Лес стоит над светлою поляной.

Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

  • В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Вопросы всему классу:

— Зачем поэты используют олицетворение в стихотворениях?

— Что нам помогает почувствовать и понять, олицетворение?

— Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей.

 Олицетворение помогает нам понять, что самые разные явления имеют отношение к нам, людям, что все, нас окружающее, живет своей особой жизнью. Благодаря олицетворению мы не только видим живую картину, но и испытываем вместе с писателем радостное чувство родства и единения со всем миром.

Карточка 2.

Прочитайте стихотворения  

Н. А. Некрасова “В зимние сумерки…”, А. А. Фета “Весенний дождь”, Ф. И. Тютчева “Как неожиданно и ярко…. .

Приведите примеры рифм.

Рифма–созвучие концов стихотворных строк.(слайд 9)

Карточка 3.

Что такое строфы?

Найдите и выпишите примеры таких стихотворений.

Строфы – части стихотворения, отличающиеся одинаковым количеством строк в

каждой из них, одинаковым расположением рифм и относительной законченностью.(слайд 10)

Примеры таких стихотворений. (Н.А. Некрасов “В зимние сумерки…” (стр. 148), А. А. Фет “Весенний дождь” (стр. 141), Ф. И. Тютчев “Как неожиданно и ярко…” (стр. 139).

Вопросы всему классу:

— Как вы думаете, для чего поэт делит стихотворения на строфы? (Каждая строфа имеет свой смысл, придает отрезку завершенность).

  1. Игра «Акростих».

Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово.(слайд 11)

— Представим себя поэтами. Группы остаются те же.

На слайде по вертикали написано слово (природа). Каждая группа пишет свой акростих. Даётся время на подготовку. Затем каждая группа зачитывает свое стихотворение.

— Мы изучили стихотворения поэтов 19 века. Это была любимая игра в России в XIX в.

  1. Нарисовать картину. (слайд 12)

— Представим себя художниками. На слайде будут появляться строки, знакомого вам стихотворения Ивана Саввича Никитина «В синем небе плывут над полями…», а вы, по очереди, выходите к доске и рисуете по одному предмету. В результате у нас получится картина, которой мы закончим изучение раздела «Поэтическая тетрадь».

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.

Вот уж веет прохладой ночною;

Грезит колос над узкой межою;

Месяц огненным шаром встаёт,

Красным заревом лес обдаёт.

Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме, стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

ΙV.  Итог урока.

Даже взрослые часто говорят «ложить» и «резетка», путают «одеть» и «надеть», а также допускают в своей речи массу других оплошностей, но самое печальное, что многие из них при этом даже не осознают своей неграмотности. Вы же не хотите, чтобы ваши дети повторяли эти ошибки? Тогда читайте вместе с ними стихи про русский язык. Они не просто поют оду великому и могучему, но и помогают выучить правильные ударения, правописание, а главное — пробуждают в ребятах интерес к одному из главных школьных предметов.

На этой странице мы предлагаем вам поиграть в словечки, проверить свой уровень грамотности и прочувствовать всю глубину нашего с вами языка. Будет интересно и познавательно!

Стихи про русский язык для детей

стихи про русский язык для детей

Игра в словечки

Не только дети
Любят прятки,
Играть умеют и слова:
Заря —
Упрятана в ЗАРЯдке,
А в риСОВАльщике —
Сова.
К словам прислушайся немножко:
В дОСАде
Спряталась оса.
На дне луКОШКА
Дремлет кошка, А в паЛИСАднике —
Лиса.
Из гРЕЧКИ
Вытекают речки,
В ЛЕЩИне
Плещутся лещи.
Овечки прячутся
В слОВЕЧКИ. А дальше…
Дальше сам ищи!
А. Ерошин

Родной язык

Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.

Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Т. Зумакулов

Русский язык

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
А. Яшин

Русский язык

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.

Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем — там, в синем — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра — встанет! С молнией и громом!
К. Бальмонт

Короткие стихи про русский язык

стихи про русский язык короткие

Любимое слово

Это кто там ложку «ложит»?
Знай, такого быть не может!
Ложку мы на стол кладём,
А тебя – к обеду ждём.
Алексей Ерошин

Усердно русский я учил

Усердно русский я учил,
Дружил с ним неразлучно
Он окрылял и чаровал
Простою речью звучной,
Читая Пушкина стихи,
Вдыхая строчек свежесть,
С волнением в сердце я познал
Как он прекрасно нежен!

Язык наш прекрасный

Язык наш прекрасный
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

В день солнечный июльский

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
А. Шибаев

Из эпистолы о русском языке

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.
А. Сумароков

«Нам не дано предугадать…»

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Ф.И.Тютчев

  • Тюпа художественность чеховского рассказа
  • Тюремщик однажды в сказке
  • Тюменская область на английском языке как пишется
  • Тютчев рассказы о природе
  • Тютчев и фет два имени две судьбы сочинение 10 класс