Тютчев и фет певцы природы сочинение

По сравнению с другими поэтами-классиками, у федора ивановича тютчева не так много лирических произведений, всего около 300. все они легко

По сравнению с другими поэтами-классиками, у Федора Ивановича Тютчева не так много лирических произведений, всего около 300. Все они легко вмещаются в одну книгу. Но А. А. Фет очень точно подметил, что одна книга Ф. И. Тютчева может перевесить несколько томов произведений других авторов. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомится с одним из стихотворений этого уникального автора, стихотворением «Последняя любовь», анализ которого по плану представлен ниже.

История создания

Произведение «Последняя любовь» написано примерно в 1852-1854 годах. Фёдор Иванович пользовался немалой популярностью у прекрасного пола. Нам известно о нескольких «серьёзных» романах поэта. Первый из них – это любовь к Амалии Крюденер, любовь, которая расцвела в душе поэта еще в совсем юном возрасте, в 19 лет. Чувство к этой молодой женщине Фёдор Иванович пронёс через всю свою жизнь, но свою судьбу с ней так и не связал. 

В 1826 году Федор Тютчев женился на Элеоноре Петерсон – женщине, которой автор восхищался, которой был очень признателен, благодарен, уверен в ней, уверен в её любви. В этом браке родились три замечательные дочери. 

В 1833 году у Федора Ивановича начался роман с замужней на то время Эрнестиной Дернберг. Элеонора Федоровна догадывалась о измене мужа, но вела себя достойно. Скандал по этому поводу был лишь однажды, без присутствия самого Тютчева, впоследствии чего первая жена поэта довольно быстро ушла из жизни. Смерть жены Федор Иванович мучительно переживал, тосковал по ней, поседел за одну ночь… Но через несколько месяцев Федор Тютчев и Эрнестина Дернберг обвенчались. В этом браке родились ещё два сына и дочь.

В 1850 году Фёдор Иванович Тютчев познакомился с Еленой Александровной Денисьевой, которая училась в одном классе с его старшими детьми. Эрнестина Фёдоровна замечала знаки внимания своего мужа к подружке дочери, но не придавала большого значения им, так как привыкла к мимолетным романам Федора Ивановича. Но уже в 1851 году Елена Александровна родила от поэта первого ребенка. Их роман продолжался 14 лет, до смерти Елены Денисьевой. 

Разбираемое стихотворение «Последняя любовь» относится к «Денисьевскому циклу». Этот цикл можно считать романом, повествующим о «сложной» любви поэта к молодой девушке, повествующем о «губительной» любви, но в то же время о светлом и спасительном чувстве.

Третий период творчества Тютчева, к коему относится разбираемое стихотворение, отличается трагическими, упадническими, мрачными нотами, безысходными настроениями. Он уже стар, а его муза молода и прекрасна.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения «Последняя любовь» – элегия. Однозначно стихотворение окрашено в «драматичные» краски, оно передаёт душевные терзания поэта.

Направление творчества Федора Ивановича – романтизм. Данное стихотворение является очередным доказательством этого! Всё внимание обращено к внутреннему миру лирического героя. Чувства в романтизме важнее разума и рассудка. Также творчество Тютчева причисляют к «чистому искусству» — поэзии, направленной на любование красотой, наслаждение чувствами и созерцание природы.

Стихотворение «Последняя любовь» начинается с междометия «о», что говорит об эмоциональности произведения, об открытости души лирического героя, поэта перед читателем. 

Мы не знаем какова внешность лирического героя, но мы видим его «внутреннее содержание» – это главная отличительная черта романтизма.

Размер стихотворения «Последняя любовь» – четырехстопный ямб с пиррихиями. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифмы. 

Композиция

Стихотворение «Последняя любовь» состоит из трёх строф. Произведение можно разделить на три смысловые части, соответствующие каждому четверостишию. 

В 1-й части автор восклицает, говорит будто на выдохе, после долгих раздумий и метаний.

«О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…»

Поэт сравнивает «последнюю» любовь со светом, с зарёй. 

«Сияй, сияй, прощальный свет…» 

Повторение слов или строк в лирических произведениях обычно заостряет внимание читателя на особо важном, на основном. В данном случае поэт воспользовался повторением, чтобы рассказать читателю о своей радости видеть этот удивительный свет, о нежелании его терять из виду.

2-я часть посвящена жизни лирического героя, которую поэт сравнивает с небом, которое «обхватила тень», с прошедшим днём, сложным, утомляющим, но на склоне таким прекрасным, озаренным.

Также автор прибегает к повторению. 

«Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.»

Складывается ощущение, что лирический герой не хочет, чтобы время шло дальше, он хочет задержать прекрасное мгновенье, «продлить очарованье».

В 3-й части поэт пишет о том, что, возможно внешне человек с возрастом и меняется, но сердце, душа его всегда молоды, полны любви и надежды!

«О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.»

Последние две строки – это отчаянный вывод из всего рассуждения поэта! 

Образы и символы

Лирический герой разбираемого произведения «Последняя любовь» – сам поэт, так как произведение обращено к возлюбленной автора и отражает реальные события. Лирический герой – человек, который уже повидал многое, испытал всё, что можно было… Но вдруг он открывает для себя нечто новое! Это новое – хорошо забытое старое, это любовь! И вновь увидев этот «свет», ощутив, прочувствовав это «хрупкое», лирический герой относится к любви по-новому, с большим трепетом, с большим уважением, с благодарностью, погрузившись в данное чувство полностью, не оставив себя для чего-то ещё!

Главным образом произведения является именно это чувство – любовь! Автор сопоставляет его со светом. Свет – это символ истины, свет – это что-то необходимое, неотъемлемое, побеждающее тьму. Точно такая же и любовь, всепоглощающая, всепроникающая и необходимая. Она открывает глаза на «настоящий» мир, на такой мир, каким он был задуман.

Далее поэт прямым текстом сравнивает последнюю любовь с зарей.

«Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»

Заря – это символ пришествия Христа. То есть тьмы уже не будет, есть негасимый свет! Поэт заменил закат словосочетанием заря вечерняя, что объясняет отношение лирического героя к одолевшему его чувству, лирический герой воспринимает его как что-то разрастающееся, увеличивающееся и усиливающееся. 

Далее поэт пишет:

«Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье…»

Скорее всего, здесь автор ничего не завуалировал, а образно обрисовал происходящие события, представив свою жизнь небом, в которой не было место радости, но вдруг появился свет, подаривший радость жизни лирическому герою. 

Очень интересно так же то, что одно из символических значений запада – это средний возраст, то есть как раз тот возраст, в котором прибывал поэт на момент написания произведения. Этот факт ещё раз доказывает, что лирический герой является автопортретом поэта.

Далее следует очень красивый оксюморон «вечерний день», который опять же описывает отношение автора к происходящему, к внезапной радости в жизни.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема стихотворения «Последняя любовь» закреплена в названии — это любовь. Любовная лирика Фёдора Ивановича отличается удивительной чувствительностью, эмоциональностью, открытостью. 

Особенным является «Денисьевский цикл», который посвящен как раз последней любви поэта. Данный сборник наполнен не только пылкой любовью и чувственностью, но он также один из самых тревожных и отчаянных.

В этом и заключается проблематика произведения, в сплетённости любви, нежности и отчаянья, странного чувства собственного несоответствия обстоятельствам, тревоги, страха. Старость контрастирует с юностью, закат дней сталкивается с ярким светом зари. 

Настроение стихотворения «Последняя любовь» нельзя назвать тревожным, хотя подобные ноты присущи ему. Произведение наполнено надеждой и благодарностью, радостью и «нежным» страхом, который растворяется в мудрости лирического героя.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Последняя любовь» — это ответ на проблематику произведения. Поэт принимает решение любить, хотя прямым текстом этого не пишет. 

«О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.»

Последние строки описывают смешенные чувства лирического героя. Складывается впечатление, что он решается «нырнуть с головой» в любовь, хотя и не совсем уверен в себе, сомневается. 

Смысл стихотворения Тютчева «Последняя любовь» состоит в том, что любовь – это свет, а от него не скроешься, любовь поддерживает нас, поднимает и оберегает, любовь – это дыхание, а жить без дыхания невозможно. Именно поэтому лирический герой принимает такое решение, он достаточно опытный, мудрый человек, испытавший многое.

Средства выразительности

Анализ стихотворения Тютчева «Прощальная любовь» должен быть завершен перечислением тропов. Средства художественной выразительно создают неповторимый стиль автора и выражают его чувства.

  1. Эпитеты: «прощальный свет», «любви последней», «последняя любовь».
  2. Метафора: «на склоне лет», «заря вечерняя», «скудеет кровь», «не скудеет нежность».
  3. Олицетворение: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
  4. Оксюморон: «вечерний день».
  5. Лексический повтор: «сияй, сияй…», «помедли, помедли…», «продлись, продлись…».
  6. Инверсия прослеживается на протяжении всего стихотворения. Например, «нежней мы любим и суеверней…».
  7. Риторическое восклицание:

«Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!»
«О ты, последняя любовь!»

Автор: Кристина Асаулова

Г. Москва, ГБОУ Школа
1503

Учитель: Зайцева Е.А.

Урок литературы.  5
класс

«Природы
праздный соглядатай…»

(Стихи о зиме Ф.Тютчева
и А.Фета)

Цель
урока: на примере стихотворений А.Фета, Ф.Тютчева

 показать
красоту природы, научить элементам анализа стихотворения, привить любовь к
слову, природе, родине,  вызвать  интерес к творчеству поэтов, познакомить с
духовно-нравственным потенциалом их наследия. 

Эпиграфы
к уроку:

Целый мир от красоты!..

А.Фет

Не то, что мните вы,
природа-

Не слепок, не бездушный
лик.

      В ней есть душа,
в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в
ней есть язык.

Ф.Тютчев

Оборудование
урока: мультимедийный проектор, видеозапись «Природа родного края. Зимние
пейзажи», компьютер.  Презентация «Из жизни и творчества Фета, Тютчева»

1)Оргмомент.

2)Просмотр
видеофильма. «Природа в зимнее время года».

  3
минуты

3)
Слово учителя.

-Понравились
ли вам эти зимние пейзажи?

(Это
картины природы средней полосы России, удивительной красоты неброские места)

-Приятно
ли было смотреть? Какое возникало ощущение?

(Чувство
красоты, торжество природы, праздник)

-Тема
сегодняшнего урока «Природы праздный соглядатай…»


Может быть, кто-нибудь вспомнит, откуда эта строчка?  (Это первая строчка
стихотворения   А.Фета «Ласточки»)

-Что
в этой фразе непонятного?

-Слово
соглядатай.

-Как
вы думаете, от какого глагола оно произошло?

(Глядеть,
приставка со — вместе, совместно; сотворчество, собеседники)

От
глагола соглядать — тайно всматриваться, наблюдать.

Соглядатай
(устар)
— тот, кто тайно наблюдает, следит за кем-то; наблюдатель.

Слово
праздный (устар)-ничем не занимающийся, живущий без работы, без дела. Вспомним
стихотворение Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Строчка из стихотворения
«Лишь паутины тонкий волос лежит на праздной борозде» (Пустой,
свободной)

После
трудов праведных поле отдыхает.

Мы
с вами тоже были праздные соглядатаи, когда смотрели фильм о природе.

  А
теперь обратимся к творчеству поэтов А.Фета и Ф.Тютчева.


Что объединяет этих двух поэтов?

 
И Фет, и Тютчев – поэты-пейзажисты, они чувствовали природу сердцем.  

Для
одного и другого природа —  источник красоты, радости, именно в ней находили
они отзвук   своим настроениям и чувствам, любили красоту родного пейзажа. И один,
и другой писал о зиме.

 
Ф.И.Тютчев…

-Что
мы знаем об этом поэте?

Мы
знаем это имя из начальной школы. Его стихи «Есть в осени первоначальной», «Весенняя
гроза». «Весенние воды», «Зима недаром злится», «Умом Россию не понять»

На
компьютере слайды:

Портрет
Ф.И.Тютчева

Ф.И.Тютчев
родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Тютчевы
– старинный дворянский род, достойно послуживший Русскому государству.

Ф.И.Тютчев
получил хорошее домашнее образование, воспитателем его был Семен Егорович Раич
(Амфитеатров) — уроженец Кромского уезда Орловской губернии; ныне Троснянский
район; переводчик, педагог,поэт.

В
1821 году Тютчев закончил Московский университет, поступил на службу в министерство
иностранных дел, уехал работать дипломатом за границу на 22 года, но никогда не
терял духовной связи с родиной.

Он
не мог прожить без Овстуга, именно отсюда, из серединной Руси он вынес любовь к
природе, к истории России. Красота русской природы с юных лет вошла в его
сердце. Милый, тихий, уютный Овстуг с его лесами и полями, голубым небом и
чистым воздухом был для поэта  источником вдохновения, путеводной звездой.
Природа Брянского края врачевала его душевные раны, вызывала глубокие раздумья:

Этот край …

Где мыслил я и
чувствовал впервые

И где теперь туманными
очами,

При свете вечереющего
дня,

Мой детский возраст
смотрит на меня…

-Тютчев
многие свои стихи написал в Овстуге.

Ученица:


В самый последний день 1852 года Тютчев приехал в Овстуг, чтобы встретить в
кругу семьи Новый год.

 В
последний день старого года под впечатлением чудесной красоты природы,
деревьев, покрытых инеем, Ф. И.Тютчев пишет одно из своих зимних стихотворений
«Чародейкою зимою»

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он
блестит

И стоит он околдован –

Не мервец и не живой-

Сном волшебным очарован

Весь окутан, весь
окован

Легкой цепью пуховой,

Солнце зимнее ли мещет

На него свой лу  косой

В нем ничто не
затрепещет

Он весь вспыхнет и
заблещет

Ослепительной красой.

-Понравилось
стихотворение?


чем оно?


красоте зимнего леса)

-Какие
картины вы себе представляли после прочтения этого стихотворения?

-Лес
живой или мертвый?

(Лес
как живой организм, загадочной, чудной жизнью он блестит даже под зимним
покровом.)

-Как
вы понимаете слово чародейка? Подберем синонимы.

-Колдунья.
Волшебница. Зима околдовала, очаровала лес. Зима – чародейка чертит волшебные
круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон: околдован, очарован,
весь опутан, весь окован .

-Под
снежной бахромою… Что это за художественный прием?

(Метафора)


что такое бахрома?

(Бахрома
– полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти., женского платка со свисающими
кистями)

— 
Снежная бахрома леса, как вы это понимаете?

Снежной
бахромой поэт называет покрытые снегом ветки деревьев, которые, переплетаясь
друг с другом, образуют различные снежные узоры.

-Какой
названа снежная бахрома?

-Найдите
эпитеты.

(Неподвижная,
немая)

-Как
вы понимаете слово немая?

(Та,
которая не умеет   говорить, высказывать словами свои мысли и чувства)

Это
слово в стихотворении употреблено в переносном смысле. Тихий, безмолвный.

В
лесу тишина, ветви деревьев не колышутся, и ничто не нарушает покоя леса

-Чудная
жизнь… От какого слова образовано это слово?

(Чудо)


что оно обозначает?

(Красивое,
необычное зимнее чудо совершается в состоянии сна)

-Подберем
слова — синонимы: прекрасная, удивительная, волшебная

-Рассмотрим
слова: очарован и чародейка. Есть ли у них   общее?

(Общий
корень чар — волшебство, обаяние)

-Итак,
лес, как живое существо, очарован… Чем?

(Сном
волшебным.)

-Давайте
пофантазируем, что ему может сниться?

(Может
быть, весна?)


Как   Тютчеву удается создать завораживающий образ леса?

(Тютчев
мастерски подбирает слова: чародейка, очарован, околдован, чудная,
ослепительная краса)


чем говорят эти слова, употребленные в этом стихотворении?

Зимний
лес сказочный и прекрасный.

Краса
(устар)-красота.
Автор подчеркивает торжественность момента, праздник леса, затрепещет –
задрожит)

-Обратимся
к слову цепь.

(Цепь
– ряд колец, крепко соединенных друг с другом)

-Опутать
цепью.  Метафора.

Снег,
который лежит на ветвях деревьев, очень легкий, Оковать -это значит окружить, накрепко
опутать.

-Какой
названа цепь в стихотворении?

(Легкой,
пуховой, то есть состоящей из пуха)

-Почему
же цепь, которой опутан, окован как пух, но он лежит на каждом дереве сверху
донизу, опутывая каждое дерево).

-Слово
мещет… Как вы его понимаете?

(Мещет-устаревшая
форма слова метать, что значит бросать, кидать). Сейчас говорят мечет.

-Что
же мещет солнце?

Солнце мещет свой луч косой (эпитет)

-Почему же луч назван косым?

(Зимой солнце низко стоит над горизонтом, и поэтому его лучи падают
сбоку)

-Что же происходит с лесом, когда солнце на него мещет свой луч?

Лес весь вспыхнет и заблещет. Снежинки под лучами солнца
засияют, и от этого лес начнет искриться очень красивыми, сверкающими,
разноцветными огоньками.

-В чем же особенность изображения природы Тютчевым?

Поэт изображает природу не со стороны, он пытается понять душу
природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева –  живое, разумное существо.

-Перед нами две картины – иллюстрации к стихотворению Ф. Тютчева
«Чародейкою зимою»

-Смогли ли художницы передать ослепительную красоту зимнего
леса?

-Обращение к эпиграфу, написанному на доске.

-Зимний лес находится в состоянии сна, но это не бездушный лик, жизнь
продолжается, как во всей природе, в нем есть душа, в нем есть свобода, в нем
есть язык.

— Ф.И. Тютчев высоко отзывался о стихах А. Фета и посвящал ему
свои стихи:

Тебе
сердечный мой поклон

И мой,
какой ни есть портрет,

И пусть, сочувственный
поэт,

Тебе хоть
молча скажет он

Как дорог
был мне твой привет,

Как им в
душе я умилен.

14 апреля
1862

-А.А.Фет — замечательный русский поэт, тончайший лирик,
открывший совершенно новую страничку в истории русской поэзии.

А.Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820
года. Он так же, как и Тютчев, окончил Московский университет, где учился
сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете.

  Судьба Фета была трудной, он должен был выслужить себе
дворянские права, вынужден был поступить на военную службу с единственной целью
– дослужиться до чина, возвращающего ему дворянское звание.

Стихи А.Фета – лирические миниатюры, которыми поэт щедро делится
с читателями, как бы говоря: «Смотри, как великолепен каждый миг жизни, как
много в природе прекрасного, «Целый мир от красоты!..»   Не проходи мимо этой
красоты, остановись, полюбуйся!

В воспевании этой красоты Фет видел назначение поэта.

-Сейчас мы с вами посмотрим места Орловского края, связанные с
жизнью и творчеством А. Фета.

-Дома вы самостоятельно анализировали стихотворение А.Фета
«Скрип шагов вдоль улиц белых». Вам даны были вопросы для анализа.

—  Прочитаем это стихотворение.

3 ученика читают свои сочинения.

-Итак, стихи А.Фета позволяют увидеть красоту трепетных,
меняющихся на наших глазах состояний природы, наполненность и неповторимость
каждого мгновения.

-Вам нравится зима?

Зима – чудесное время года, чародейка, своим белым,

ослепительным убранством украшает землю. Зимнее время года не
оставляет равнодушным никого…

-За что вы любите зиму?

За красоту природы, за лыжи, коньки, катание с горок, за все те
радости, которые нам дарит это время года.

 На парте у вас лежат снежинки, напишите на них, что значит для
вас, праздных соглядатаев, природа, т. е. продолжите фразу: « Природа — это…»

Каждый ученик выходит к доске и приклеивает свою снежинку на
елочку, прикрепленную на доске.

Задание на дом: выучить стихоторение  А.Фета «Мама,
глянька из окошка». Творческое задание: попробуйте написать свое стихотворение
о зиме.

Итог урока. Комментирование  оценок.

-О чем мы говорили сегодня на уроке?

О любви к природе. Казалось бы, из праздного наблюдения родились
у поэтов стихи. Нежность, богатство оттенков, душевная теплота, певучесть, музыкальность,
желание выразить невыразимое. Ведь недаром существует выражение: «Любить
природу — значит любить Родину».

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

Я читала во втором и третьем классах:

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».

А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».

И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».

Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.

«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.

«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.

4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»

Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.

Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»

Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.

Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.

5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.

«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?

На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.

Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.

7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.

Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.

Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.

Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.

Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.

Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.

Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.

Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.

Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.

Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.

Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.

Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.

Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.

Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.

Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»

  1. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
  2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
  3. А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
  4. И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
  5. И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
  6. Н. Некрасов «Славная осень».
  7. С. Есенин «Поёт зима — аукает».

1

Открытый урок литературы.

Тема:

«Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи

Ф. И. Тютчева и А.А. Фета

Краски и звуки в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

Подготовила и провела Магомедбакирова М.Г.

2020 г.

ТЕМА: Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи

Ф. И. Тютчева и А.А. Фета

Краски и звуки в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Цели: 1) систематизировать знания по лирике Ф.И. Тютчева и

А.А. Фета;

2) научить находить общее в творчестве поэтов;

3) научить чувствовать связь литературы с изобразительным

искусством и музыкой;

4) прививать любовь к русской природе;

5) дать детям возможность почувствовать красоту родной

природы через поэтический слово;

6) обучить выразительному чтению, анализу стихотворений;

7) способствовать развитию личности воспроизведений и

осмысления образов, создаваемых поэтами.

Оборудование: ИКТ, репродукции картин, раздаточный материал «Средства

художественной выразительности»,

учебники, книги о жизни Ф.И. Тютчева и

А.А. Фета; музыкальное сопровождение урока — альбом

П. И. Чайковского «Времена года», толковый словарь Ожегова,

Даля, словарь литературных терминов.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Ребята, запишите эпиграф нашего урока. Объясните, что хотел сказать нам А.Фет этими строками? В каком смысле – прямом или переносном?

«Этой песне чудотворной

Так покорен мир упорный;

Пусть же сердце, полно муки,

Торжествует час разлуки,

И когда загаснут звуки,

Разорвется вдруг!»

— Вспомните факты из его биографии. Не оказались ли эти слова пророческими?

— Да. Только сердце чувствительного и впечатлительного человека могло так остро реагировать на любые невзгоды, только сердце доброго и честного человека может сочувствовать, понимать, сопереживать… И сегодня мы с вами будем учиться жить в гармонии с природой и самим собой. А помогут нам в этом, как всегда, стихотворения, музыка и живопись.

  1. Повторение. Актуализация знаний.

— Откуда родом были Тютчев и Фет?

— Каких вы еще знаете поэтов и писателей, выходцев Орловской губернии?

— Какой теме уделяли оба поэта много внимания? (Теме природы)

— Тютчев и Фет – певцы средней полосы России. А Курск – средняя полоса? (Да)

— Значит, поэты могли наблюдать примерно тот же пейзаж, что и мы! ( Рассматриваем репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», отмечаем особенности)

III. Осень в стихотворениях поэтов. Сравнительных анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» и А.А. Фета «Вот и летние дни убавляются»

— Совсем недавно завершилась замечательная пора – пора осени. Скажите, на протяжении всех трех месяцев осенний пейзаж одинаковый?Какие отличия вы наблюдаете?

— Чем вам нравится осень, а за что не любите? (Напомним ученикам о трепетном, внимательном отношении поэтов к этому времени года. Осень – любимое время года А. С. Пушкина)

— Ребята, а как вы понимаете слова «первоначальная осень»?

— Давайте обратимся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» (Читает ученик, тихо играет музыка П. И. Чайковского «Сентябрь. Охотничья песня» из альбома «Времена года»)

Вопросы классу:

Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного стихотворения?

— Назовите поэтические особенности стихотворения? (Ребята обращаются к раздаточному материалу «Средства художественной выразительности»)

— А теперь прослушайте стихотворение А. А. Фета «Вот и летние дни убавляются». Одинаковы ли стихотворения по своему эмоциональному фону? (Читает ученик на фоне музыки П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»)

— Ребята, перед вами две картины, написанные одним автором – И.И. Левитаном. Найдите соответствие между пейзажами и прочитанными стихотворениями.

— Одинаково ли отношение Тютчева и Фета к осени?

— Как вы об этом догадались? Докажите.

— Какие употребляются эпитеты, метафоры? Какую цветовую гамму использует каждый автор?

— Есть ли у вас любимое стихотворение об осени? (Дети читают стихотворения)

  1. Зима в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А.А. Фета. Анализ стихотворений «Чародейкою Зимою…» и «Мама, глянь-ка из окошка!»

Улетают листья с деревьев, пустеют леса, становится холодно … Приходит «царство льдов, вьюг и снега» — зима. Ребята, а вы любите зиму? Почему?

Бывали ли вы в зимнем лесу? Расскажите, что вы там видели, что особенно запомнилось, какие ощущения испытали? (Ученики рассуждают, делятся впечатлениями; параллельно рассматриваем репродукции картин, фотоэтюды)

Прослушайте композицию П. И. Чайковского «Декабрь». Какое настроение создает музыка? Какие интонации вы слышите?

Давайте «отправимся» в зимний лес вместе с Ф. И. Тютчевым. Какое стихотворение, посвященное зиме, вам запомнилось и полюбилось? (Ученик читает наизусть стихотворение «Чародейкою Зимою»)

Нас очаровывает ощущение тайны. Завораживает волшебно-колдовское, сверкающее в поэтических строках, рисующих чудный сон зимнего леса и прекрасную Зиму – чародейку.

Какие средства художественной выразительности делают пейзаж более колоритным?

Какие краски «вспыхивают» перед нами?

Что мы слышим? (Тишину – оксюморон – записываем в тетрадь)

Без солнца лес кажется спящим, а что снится ему? (Весна, смех, шум ручейков)

Музыкальная пауза

Прослушивание композиции П. И. Чайковского «Январь. У камина»

— Перейдем к анализу стихотворения А. А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка» ( Ученик читает стихотворение наизусть)

— Где мы с вами оказываемся? Что слышим? (Видим большую ледяную горку, кувыркающихся в снегу дворовых собак, много снега, розовощеких ребятишек с салазками, слышим девичий смех)

— Как поэту удалось все это передать? Что помогает погрузиться в такую веселую атмосферу? (Используется много глаголов движения, усиливается динамика стихотворения).

— А кто еще знает стихотворения Тютчева и Фета о зиме? (Ребята читают полюбившиеся стихотворения наизусть).

Музыкальная пауза (композиция П. И. Чайковского «Декабрь. Святки»). Просмотр слайдов с фотоэтюдами.

  1. Весна и лето в стихотворениях поэтов.

— Ребята, давайте вспомним, какова особенность изображения природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева? (переход от одного времени года, суток к другому)

— Какие стихотворения могут это подтвердить?

(Ученики читают наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится», «Еще в полях белеет снег», «Весенняя гроза»).

— Недавно мы с вами написали сочинение по картине Г. Г. Мясоедова

«Косцы. Страдная пора» (рассматриваем репродукцию). Вспомните. Строки какого стихотворения мы использовали в качестве эпиграфа? (А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»)

— Соответствует настроение стихотворения картине? (Да. Жаркий полдень, золотая нива, зной, легкий ветер слегка колышет рожь).

(Ученик читает стихотворение наизусть, звучит композиция

«Июль. Песня косаря», слайд – шоу)

— А какие стихотворения Ф.И. Тютчева рисуют картину жаркого летнего дня?

(Ученик читает наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Полдень»)

— Какие чувства охватывают нас? (Нега, лель, клонит в сон)

— Но, чтобы прогнать усталость, взбодриться, выполним физическую разминку!

Физкультминутка

Выполняем комплекс физических упражнений; в качестве музыкального сопровождения – «Камаринская» П. И. Чайковского.

  1. Определение ритма и размера стихотворения

Ребята! И в музыке, и в танце, и в стихотворении есть помимо общего эстетического начала (определим значение слова по толковому словарю) есть еще одно важное свойство, без чего не возможна гармония.

А ведь многие стихотворения Тютчева и Фета были положены на музыку, написано большое количество прекрасных романсов («Не пой, красавица, при мне», «Еще горит огонь желанья»).

— Давайте определим размер стихотворения Ф. И. Тютчева «Как тихо веет над долиной» (Один ученик работает за доской, затем сверяем с классом)

Как ти/ – хо ве/ – ет над / до – ли /– ной

Да – ле /– кий ко/ – ло – коль/ – ный звон,

Как шо/ – рох ста /– и жу /– рав – ли /– ной,

И в шу/ – ме листь /– ев за /– мер он.

Четырехстопный ямб, перекрестная рифма

VII. Проверочный тест

Ребята, сегодня мы с вами много слушали, смотрели, теперь постарайтесь выполнить проверочный тест по изученным нами темам (Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета). Работайте аккуратно.

ТЕСТ

  1. Кто из нижеперечисленных поэтов и писателей не родился в Орловской губернии?

А) В.А. Жуковский

Б) И. С. Тургенев

В) А.А. Фет

Г) Ф.И. Тютчев

  1. Укажите вид тропа, использованный в этой строке:

Робко месяц смотрит в очи

А) Метафора

Б) Сравнение

В) Гипербола

Г) Олицетворение

  1. Укажите вид тропа, использованный Тютчевым в стихотворении «Полдень»:

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет…

А) Гипербола

Б) Антитеза

В) Сравнение

Г) Эпитет

  1. Помимо увлечения поэзией, основным видом занятости Фета было:

А) служба в Коллегии иностранных дел

Б) живопись

В) врачевание

Г) военная служба

  1. Как называется в литературоведении разновидность описания, позволившая Тютчеву воссоздать поэтическую картину зимы:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

А) рассуждение

Б) повествование

В) пейзаж

Г) философская лирика

  1. Подведение итогов. Выводы.

Вот и подходит к концу наш урок. Скажите, чем он вам запомнится?

Можно ли с помощью красок, музыки и добрых слов обратиться к душе человека, поднять настроение, унять тоску, грусть? (Да).

Это получается только у сказочных волшебников, чародеев? (Это под силу талантливым, творческим людям: поэтам, художникам, композиторам))

Какие выводы вы сделаете из нашего урока, к чему будете стремится? (прислушиваться к звукам природы, всматриваться в ее краски, беречь ее).

Хотели бы вы ощутить себя в роли художника, поэта?

(Дети читают стихотворения собственного сочинения, демонстрируют рисунки о природе)

Домашнее задание: 1) биография Н. А. Некрасова ( готовят 5 человек);

  1. читать стихотворение «Железная дорога» (всему классу);

  2. рисунки к стихотворению — по желанию.

Выставление и комментирование оценок

  • Тюпа художественность чеховского рассказа
  • Тюремщик однажды в сказке
  • Тюменская область на английском языке как пишется
  • Тютчев рассказы о природе
  • Тютчев и фет два имени две судьбы сочинение 10 класс