Творчество габдуллы тукая сочинение

Организация: мбдоу дс 112 комб. вида с тат. языком воспитания и обучениянаселенный пункт: республика татарстан, советский р-н, г. казаньорганизация: мбдоу

Организация: МБДОУ «ДС №112 комб. вида с тат. языком воспитания и обучения»

Населенный пункт: Республика Татарстан, Советский р-н, г. Казань

Организация: МБДОУ «ДС №112 комб. вида с тат. языком воспитания и обучения»

Населенный пункт: Республика Татарстан, Советский р-н, г. Казань

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям? Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие, самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2021 года великому татарскому поэту Г. Тукаю исполнилось 135 лет.

Неиссякаемый интерес детей, родителей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству поэта, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта — Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе. Его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогическо-воспитательную мотивацию в поэзии Г.Тукая, связанную с детской литературой.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Организация и планирование проектной деятельности ведется по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Участники проекта: дети средней, младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: Литературное воспитание как средство эмоционального сближения участников образовательных отношений. Знакомство со сказками и стихами великого поэта. Формирование интереса детей к творчеству Габдуллы Тукая. Учить воспринимать образное содержание произведений.

Задачи:

1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.

2. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.

3. Расширять кругозор дошкольников; развивать монологическую и диалогическую речь, воображение.

4. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость, любовь к Родине посредством произведений Габдуллы Тукая.

5. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

6. Помочь родителям осознать ценность сказки как эффективное средство образования и воспитания дошкольников.

7. Содействовать воспитанию устойчивого интереса к книге у дошкольников.

8. Повысить педагогическую компетентность членов семьи.

9. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.

10. Способствовать сплочению коллектива.

11. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Этапы работы:

Подготовительный этап. Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации работы, подбор методической литературы, составление планов работы.

1. Рассматривание иллюстраций о творчестве Г. Тукая.

2. Знакомство с литературными произведениями Г. Тукая.

3. Рассматривание иллюстраций из произведений поэта.

4. Просмотр видеоматериалов.

Основной этап работы:

1. Выполнение домашней работы детьми совместно с родителями; чтение стихов, сказок с последующим изготовлением поделки или рисованием иллюстраций на это произведение;

2. совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, информационные стенды);

3. Творческо-оформительская деятельность ( аппликация, рисование, знакомство с произведениями Г. Тукая.

4. Накопление и разработка методических материалов.

5. Осуществление контроля над реализацией работы.

Методы и приёмы:

Заинтересовывающие: прочитывание сказок в группе с последующим рисованием иллюстраций на эту сказку, книжки сделанные руками детей из произведений Г. Тукая, использование музыки, выполнение домашней работы вместе с родителями, вручение сертификатов победителям и участникам.

Наглядные: выставка рисунков нарисованных в группе, выставка поделок сделанных с родителями, выпуск стенгазеты вместе с детьми «Знакомство с творчеством Габдуллы Тукая», а так же изготовление книги о творчестве и произведениях великого поэта на татарском языке.

Словесные: чтение стихов, сказок, знакомство с творчеством Г. Тукая .

Подготовка к занятиям:

1. Чтение произведений Г. Тукая, беседа после прочитанного, обсуждение.

2. Выставка детских рисунков к произведению «Ребенок и бабочка».

3. Выставка детских поделок, из домашнего задания с родителями, иллюстраций на прочитанное произведение вместе с родителями.

4. Воспитывать у детей интерес к творчеству Г. Тукая. Учить воспринимать образное содержание произведений.

5. Консультация «Ребенок и книга».

6. Изготовление вместе с детьми стенгазеты о творчестве Г. Тукая с фотоотчётом родителей о домашней проделанной работе.

В наш компьютерный век многие современные родители даже не догадываются о том, что ребенку нужна сказка. Иногда мамы покупают книжки с яркими картинками, которые ребенок приносит в детский сад и просит воспитателя почитать. А мама очень занята. Ей некогда читать сказки. Она считает это не серьезным делом и не обязательным. У нее множество более важных и более серьезных дел. И все-таки каждый малыш с надеждой ждет, когда мама отложит свои важные дела, сядет и почитает ему сказку. Ведь для него важна не только сказка, но и общение с самым родным на свете человеком — мамой. Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего малыша на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка — очень действенный инструмент в воспитании ребенка. Малыш хочет подражать любимым героям. Учится различать добро и зло. Да и общие интересы с мамой или папой очень важны для малыша. Кроме того, слушая сказку, ребенок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи гораздо быстрее начинают правильно говорить. Читайте детям сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я уверена, что среди родителей нет человека, который бы не любил сказки. Взрослея, мы не перестаём их любить, а появление детей даёт нам возможность пережить ещё раз и понять, что волнует, страшит и привлекает в той или иной сказке нашего ребёнка.

Ожидаемый результат.

Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми.

Развитие устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства;

Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей;

Закрепление знаний детей о творческой жизни и произведениях Г. Тукая.

Данная работа помогает воспитателям раскрыть ребенку мир произведений Г. Тукая, расширить представления о творчестве великого поэта; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Литература:

1.Багаутдинова Д. Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай Г. Ребенку. Стихи, поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г. Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Закончил дело — гуляй смело. Казань,1986.

Родной язык

О язык родной, певучий, о родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать.
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать.

О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
с детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:
«Боже, – я шептал, – помилуй мать, отца, помилуй нас.»

(Пер. Р.Бухараева)

Туган тел

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.

И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең берлән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.

И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, Ходам!

Габдулла Тукай

Полный текст статьи см. приложение

                   Творчество  Габдуллы   Тукая в оценке  Фатиха Амирхана

                Шарапова Рамиля Мударисовна, учитель татарского языка и литературы,

                           МБОУ «Беткинская средняя общеобразовательная школа»

                          Тукаевского муниципального района Республики Татарстан

    Творчество Габдуллы Тукая явилось одной из важнейших  предпосылок для формирования литературно-критических, эстетических взглядов Фатиха  Амирхана, стало основой для истолкования ряда коренных проблем и понятий литературной науки и эстетики,  для омысления принципов  анализа и оценки  литературно — художественных произведений.

   Фатих Амирхан.  близкий друг Габдуллы  Тукая, соратник и единомышленник в творчестве и борьбе, можно сказать, единственный из  критиков тех лет, кто был столь  внимателен  к общественным устремлениям,  идейным и творческим исканиям поэта, на протяжении  всей своей жизни настоячиво  пропагандировал его творчество.

   Габдуллу Тукаю Фатих Амирхан посвятил целый цикл литературно-критических сочинений (всего их десять). По характеру рассматриваемых проблем, по жанрово-стилевым особенностям сочинения их можно разделить на две группы: это, во-первых,  рецензии на сборнике стихов  Тукая, избранные  за период с конца 1907 по январь 1909 годов, и, во-вторых, очерки и воспоминания (мемуары, вышедшие после смерти поэта). Ряд ценных высказываний о Тукае содержится и в других публицистических работах, публичных  выступлениях  критика.

   Понятно, что тема « Фатих Амирхан и Габдулла Тукай» даже в том аспекте, как это обозначено  в заголовке наших заметов, тема достаточно широкая и многогранная и могла бы стать предметом  не одного  специального исследования. Рассмотрение литературно-критических сочинений  о Тукае  как единого цикла, в  проблемно-тематическом аспекте, например, дало бы возможность сделать более объективные выводы об амирхановском  отношении к личности и творчеству Тукая, проследить формирование литературно-эстетических  взглядов критика как бы в движении, в процессе их становления, глубже оценить  мастерство  Фатиха Амирхана как критика и т.д.  В данном случае становимся лишь на двух моментах.

   В последующих работах Амирхана о Тукае критерии народности более   конкретизируются получают более глубокое  осмысление. «Основой мотив народных песен нашей нации — мотив печали, скорби, тяжкой грусти — стал   мотивом» стихотворений   Тукая, — пишет Фатих  Амирхан  в небольшой статье «Мало ли испытал я, сирота, унижений и обид!?» (апрель 1913); Тукай «вырос, воспевая эти песни, жил с ними, он скончался  с этими песнями на устах». С удивительной точностью  определяя народность поэта его близостью к народным массам, простым людям, Амирхан  называет   Тукая «самым популярным, самым любимым» поэтом, «поэтом народным».

   В после октябрьской статье «Сколько перенес  от унижений и обид» (апрель1923)  Фатих Амирхан  более четко определяет социальные истоки народности Тукая, связывая ее с демократическим происхождением поэта и называя поэта «родное дитя, сын народа». Данная работа Амирхана представляет собой как бы следующий этап в понимании и трактовке критиком народности  Тукая.  Здесь поэзия его оценивается как поэзия народного гнева и протеста, как искусство, воплотившее в  себе идеи  борьбы против социальной несправедливости, против условий существования татарских народных масс.

  Или вот другая проблема, связанная с изучением мастерства Фатих Амирхана  как критика – автор рецензий, с уяснением особенностей амирхановского метода критического анализа.

  Анализируя и оценивая стихотворные сборники Тукая, отдельные произведения его,  Амирхан ставит их в общелитературный  контекст эпохи, в связь с наиболее актуальными проблемами развития новой татарской литературой, татарского литературного поэтического языка, что обусловливает, в  свою очередь, как проблематику рецензий, так и структурно-композиционные особенности их. Очень характерна в этом плане рецензия «Стихи Габдуллы Тукаева» (1907, декабрь) —  первое литературно-критическое сочинение Фатиха Амирхана в данном жанре вообще. Начинается рецензия с рассуждений критика о специфике  поэтического творчества, о роли поэтов в духовной жизни народа. Автор говорит о том, как она решительно освобождается от прежних идейных заблуждений, от устаревших поэтических норм, языковых элементов и традиций. Подтверждением  тому является поэзия Габдуллы Тукаева , пишет Фатих  Амирхан, переходя далее к идейно-эстетическому  анализу вошедших в первый сборник   Тукая произведений. Основной критерий для него при этом — правдивое воспроизведение явлений татарской жизни и неподдельной, доступный для простого татарского читателя язык. Высоко оценивает Амирхан  и тукаевские переводы  А.С.Пушкина и  М.Ю.Лермонтова.  В то же время автор называет и незрелые,  несовершенные как по идейному содержанию, так и по форме стихотворения поэта.

   Амирхановские работы о Тукае не лишены и противоречий, порой не совсем объективного, одностороннего подхода к творческим исканиям поэта, к его личности. Глубоко раскрывая идейно-художественные факторы, обусловившие формирование Тукая как большого художника, вполне объективно характеризуя неблагоприятные  социальные условия, в которых оказался гений великого поэта, говорят о том, что Тукай погиб в рассвете творческих сил и способностей, критик  в то же время говорит о недостатках  в характере, образе  жизни Тукая, о его замкнутости, о боязни общений с людьми и т.д., что будто  бы  отрицательно оказалось на диапазоне  творческой  деятельности поэта. В статье «Тукай и женщины»(1918) Фатих Амирхан  повторяет, например, тех критиков, которые не проявили  достаточно глубокого понимания характера тукаевского лиризма, писали  о слабости его как поэта-лирика, об отсутствии в его стихах глубины мысли.

   В целом Фатих Амирхан до конца своей жизни остался на принципиальных и последовательных позициях в отношении к тукавскому наследию. «Тукаевский  цикл» статей и воспоминаний  Фатиха Амирхана вошел в золотой фонд татарской литературоведческой  науки, фактически стал, говоря словами  исследователя, «первой научной разведкой к глубины поэтического мира  Тукая», « им положено начало научному тукаеведению».

             Литература:

  1. «Стихи Г.Тукаева (I); «Стихи Габдуллы Тукаева (II); «Татарские поэты», «Новые книги (Сенной базар или Новый Кисекбаш)».
  2. Ф.Амирхан. Избранные произведения в 2-х томах. — Казань. Т.I.- с.413-414.
  3. Ф.Амирхан. Избранное. М. Художественная литература. — С.276

Просмотров 8.4к. Опубликовано

Биография Тукая — одна из самых драматичных в истории мировой литературы. За двадцать семь лет жизни — от весны 1886 года до весны 1913 года — успел спеть свою песню так, что она уже никогда не смолкала. Творчество Тукая — это высокий образец той идейно-художественной высоты, которую достигла татарская классическая литература.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арского района р. Татарстан) в семье муллы Мухамметгарифа. Не прошло и пяти месяцев со дня рождения Габдуллы, как внезапно, недолго проболев, умер его отец. Спустя примерно два года его мать Мамдуда выходит замуж за муллу соседней деревни Сасна и уезжает из Кушлавыча, оставив сына на попечение бедной старухи по имени Шарифа.

«К этому времени ни одного моего родственника в деревне не было, родители же моего отца (дедушка и бабушка) умерли давно,— писал поэт в автобиографическом очерке «Что я помню о себе» (1909, Исемдә калганнар тат.),— а в избушке старухи Шарифы я был лишним, обузой, поэтому она меня, разумеется, не воспитывала; какое там воспитание — она не проявляла, по отношению ко мне даже ласки, столь необходимой для любого малого ребенка»

Немного спустя мать забирает маленького Габдуллу к себе. Но счастье мальчика длилось недолго. Мамдуда вскоре умирает. Таким образом, Габдулла остался круглым сиротой, и для него началась горькая жизнь «в людях».

Габдуллу отправляют в деревню Училе к дедушке Зиннатулле, в доме которого и без того было шестеро детей. Беспросветная нищета, царившая в доме Зиннатуллы, вынуждает Габдуллу на новые скитания. Изнуренного в результате болезней и полуголодной жизни Габдуллу отдают проезжему ямщику, чтобы тот отдал малыша в Казани кому-нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в семью Мухамметвали — кустаря Ново-Татарской слободы Казани.

детство тукая

Мухамметвали и его жена Газиза ухаживают за Габдуллой как за собственным ребенком и стремятся содержать его в довольстве. Габдулла на всю жизнь сохранил к ним неподдельную любовь.

Года два или больше прожил у них будущий поэт. Мухамметвали и Газиза внезапно заболевают и отправляют его обратно к деду Зиннатулле в деревню Училе.

«Можно себе представить, как там меня встретили; ведь там думали, что навечно избавились от меня,— рассказывал поэт позже.— Дедушка и бабушка окончательно потеряли надежду отправить меня в город, поэтому они договорились сбыть с рук лишнего члена семьи куда-нибудь в чужую деревню».

Старик Зиннатулла старался побыстрей избавиться от мальчика, и Габдуллу берет к себе на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай.

Габдулла Тукай в Кырлае

Детство, прошедшее среди чужих людей, без материнской любви, без ласки близких, оставило в душе будущего поэта незаживающую рану. Течение времени не изгладило горьких воспоминаний о трудной сиротской доле. Так рождаются годы спустя потрясающие поэтические строки:

Мать моя лежит в могиле. О страдалица моя,
Миру чуждому зачем ты человека родила?
С той поры, как мы расстались, стража грозная любви
Сына твоего от двери каждой яростно гнала.

(«Разбитая надежда», 1910. Перевод А. Ахматовой)

В доме Сагди Габдуллу встретили приветливо. Сагди с женой давно искали мальчонку, которого можно было бы взять на воспитание. У них было две дочери, единственный сын умер два с половиной года назад.

«Здесь я начал жить неплохо,— вспоминал поэт об этой поре своего детства,— как об этом рассказывал еще в дороге Сагди-абзы, здесь было много и катыка, и молока, и хлеба, достаточно было и картофеля…»

тукай в кырлае

В Кырлае Габдулла начал учиться — вначале у абыстай — жены муллы, а затем в медресе — школе, дававшей религиозные знания. «В медресе я очень скоро изучил иджек и суры «Хэфтияка»,— вспоминал Тукай,— после чего принялся за «Бэдэвам» и «Кисекбаш». Уроки я усваивал быстро, и чтобы не сидел я без дела, стали поручать мне отстающих детей». В медресе Габдулла слыл смышленым, одаренным мальчиком, много читал, прочитанное быстро запоминал, на равных спорил со своим учителем.

В Кырлае Габдулла приобщается и к сокровищницам устного народного творчества. Знакомство с волшебным миром народных песен и сказок развивает воображение, фантазию будущего поэта, пробуждает любовь к живому народному языку. «Наши народные песни являются подлинно национальными, свободными от всякого постороннего влияния (арабского, турецкого, узбекского), поэтому я придаю им историческое значение, люблю их»,— писал Тукай спустя годы («Народная литература», 1910).

В Кырлае Габдулла и сам пытался сочинять. По утверждению знавших его с детства односельчан, первые шаги в творчестве он начал с «сочинения» песен, пословиц, байтов.

Наконец, необходимо сказать о самом значительном событии в жизни Габдуллы до отъезда в Уральск. По пути в Уральск он на некоторое время остановился в Кушлавыче в доме Бадри. Вечером, перебирая книги, он обнаружил здесь и начал читать книгу выдающегося ученого, писателя и просветителя Каюма Насыри (1825—1902) «Февакихель-джоляса». «Последние стихи мне очень понравились, я старался понять их»,— вспоминал поэт. Речь идет о последней, сороковой главе книги, где помещены произведения татарского народного творчества — пословицы, загадки, песни, байты. Все это привлекло внимание подрастающего мальчика тем, что эти произведения были написаны на чисто народном языке.

Таким образом, Кырлай сыграл исключительно большую роль в жизни Тукая, в становлении его как поэта. «Именно в Кырлае у меня раскрылись глаза на мир»,— писал впоследствии поэт. Именно в деревне Кырлай зарождается его большая любовь к отчизне, к своему народу. Вот почему Заказанье, родные места, с которыми он «расстался на заре жизни», всегда вспоминал с большой теплотой. Такие, написанные в разные годы, стихотворения, как «Пара лошадей», «Родная деревня», «Родной земле», «Пора, вспоминаемая с грустью» и другие, в душе поэта зародились еще в пору его жизни в Заказанье. Одно из лучших своих произведений— поэму «Шурале» — он посвятил Кырлаю.

Здесь Габдулла впервые познал будни деревенской жизни, уже в 7—8-летнем возрасте в какай-то мере ощутил на себе и тяжесть крестьянского труда — «сеял, жал и боронил», здесь же зарождаются чувства протеста против несправедливостей жизни.

На втором году жизни Габдуллы в Кырлае у Сагди родился сын, отец продолжал любить Габдуллу по-прежнему, но его жена и дочь начинают унижать и оскорблять мальчика. Лаская своего брата, дочь Сагди многозначительно приговаривала: «Мой собственный братишка! Родной братишка!» «Так я лишился той маленькой крупицы любви, которая выпала было на мою долю»,— писал Тукай в автобиографическом очерке.

Габдулла Тукай в Уральске

Но как раз в это время судьба снова улыбнулась Габдулле: у него объявляется живущая в Уральске родственница — сестра покойного отца — Газиза, бывшая замужем за торговцем Галиаскаром Усмановым. Газиза забирает Габдуллу к себе. Так, в конце 1894  начале 1895 годов начинается новый период в жизни будущего поэта.

В семье тетки Габдулла не терпит особых унижений. Для Газизы-апа и ее мужа, которые все еще тяжело переживали смерть своего единственного сына, Габдулла поначалу служил как бы отдушиной; сразу же по приезде мальчика определили в медресе «Мутыйгия». В свободное от учебы время Габдулла должен был выполнять кое-какую работу по дому. Но все остальное время мальчонка проводил со своими сверстниками.

В Уральске Габдулла поступает учиться в мусульманскую школу-медресе «Мутыйгия».

30 июля 1900 года неожиданно умирает зять Галиаскар, последний «наставник» будущего поэта. Габдулла вынужден переехать в медресе, где он, живя впроголодь в душных и тесных каморках, испытал все трудности жизни бедного шакирда (студент). «Весь его доход состоял из одного-двух рублей, которые он зарабатывал репетиторством, а летом перепиской метрических книг для хазрета,— вспоминал известный татарский артист Габдулла Кариев, который в то время учился в другом медресе.— Впрочем, он еще учил русскому языку старших шакирдов. В иные годы он, кажется, получал материю на одежду, а иногда приходили небольшие суммы денег из Гурьева не то от муллы, который приходился ему дальним родственником, не то от какого-то богатого торговца». Всех этих доходов едва хватало на то, чтобы не голодать и не ходить в лохмотьях.

Но Габдулла, как свидетельствуют очевидцы, и в этих условиях занимался с присущей ему страстностью, показал себя учеником, умеющим быть независимым и самостоятельным в суждениях, стал одним из самых одаренных шакирдов медресе.

Медресе «Мутыйгия» в целом оставалось религиозно-схоластическим учебным заведением, но стояло несколько выше других религиозных учебных заведений такого типа; здесь не было тех мелких притеснений, которые делали невыносимым учение в других медресе.

Будущий поэт быстро усвоил арабский, персидский, турецкий языки. С прежней настойчивостью изучая Священный Коран, религиозно-моралистические книги, в период учебы в медресе он знакомится со светской литературой, с любовью читает произведения К. Насыри, Ф. Халиди, 3. Бигиева, Акмуллы, Г. Камала и других татарских писателей, внимательно изучает турецкую и арабскую литературу.

На третьем году обучения Габдулла стал первым учеником и в так называемом «русском классе», который существовал при медресе. Овладев русским языком, он начал самостоятельно изучать русскую классику. Как вспоминал Г. Кариев, «из русской литературы Габдулла с особой любовью читал произведения Лермонтова и Пушкина. Каждый раз, посещая их медресе, я не раз видел две толстые русские книги. То были сборники произведений Лермонтова и Пушкина, но я узнал об этом гораздо позднее».

Любовь к великой русской литературе и свою творческую и духовную связь с нею Тукай ярко выразил в одном из своих первых стихотворений — оде «Пушкину» (1906):

Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,
Вступил в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я.
Бродил я по садам твоим, стоял перед каждым древом,
Внимал я соловьям твоим, бессмертным их напевам…

В медресе с каждым днем раскрываются и те качества Габдуллы, которые затем станут его большой страстью. Он знал множество сказок и умел увлеченно пересказывать их; не доверяя своей исключительной памяти, каждую услышанную песню Габдулла записывает в особую тетрадь. Это свидетельствовало о том, что будущий поэт очень рано начал осознавать важность и необходимость собирания произведений устной народной поэзии.

Наконец, юный Габдулла пробует силы и в творчестве. Первые творческие опыты его относятся еще к 1897—1898 годам, когда Габдулла начал переводить русских писателей на татарский язык. В числе первых опытов будущего поэта в этом роде были переводы басен Крылова. (Басни эти в 1906 году были опубликованы в журнале «Эль-гаср эль-джадид», т. е. «Новый век», под названием «Сборник басен». Впоследствии эти произведения Тукай выпустил и отдельным сборником.)

Здесь необходимо сказать и о тех факторах, которые оказали непосредственное влияние на формирование Габдуллы как поэта. Один из них — встреча Габдуллы с поэтом по имени Мирхайдар Чулпаный.

Чулпаный много лет тому назад учился в медресе «Мутыйгия», потом служил муллой в одной из деревень близ города Бузулука. Чулпаный каждый год приезжал в Уральск и несколько недель жил в медресе «Мутыйгия». Габдулла впервые в жизни увидел живого поэта; между ними, несмотря на большую разницу возрасте, устанавливается своеобразная дружба. Мирхайдар был неплохим поэтом, хорошо знал аруз — классическую арабо-персидскую систему стихосложения. Именно после знакомства с Чулпаныем Габдулла стал интересоваться арузом. Несомненно, Чулпаный сильно повлиял на Габдуллу, помог ему усвоить размеры арабского стиха, овладеть основами стихосложения.

В 1902—1903 годах в медресе «Мутыйгия» прожил зиму и лето турок-эмигрант, молодой поэт Абдал Вели Эмруллах. Будучи студентом Стамбульского университета, он участвовал в начавшемся тогда движении против султана Абдулла-Хамида II и бежал за границу, спасаясь от ареста. Абдал Вели был на несколько лет старше Габдуллы, но они быстро нашли общий язык и подружились. «Габдулла-эфенди рассказывал об этом шакирде как о своем самом лучшем друге тех времен,— вспоминал Г. Кариев. — Они провели вместе целое лето. Пели, гуляли, и хотя подчас бывали голодны, но чувствовали себя счастливыми».

Габдулла много узнал от своего нового друга; Абдал Вели рассказывал ему о турецкой литературе, ее истории, поэтах и писателях, давал сведения о французской литературе. Читал своему юному другу и собственные стихи.

И все же решающую роль в судьбе Габдуллы как поэта в том, что он взял в руки перо и начал писать стихи, сыграл Камиль Мутыгый Тухватуллин.

Мутыгый получил знания сначала в медресе отца и в казанском медресе Касыйма-хазрета. Потом отправился в Стамбул, затем в Египет, где поступил в университет «Аль-Азхар» в Каире. Камилю не исполнилось еще двадцати, как он, вернувшись из Египта, уже стал преподавать старшим шакирдам медресе «Мутыйгия» предметы, которые до этого вел сам мударрис.

«В это время,— писал Мутыгый,— Тукаев стал моим самым любимым учеником и питал ко мне большое уважение». Камиль Мутыгый создает в медресе нечто вроде литературного кружка, именуемого «Научное общество» по его инициативе шакирды начинают выпускать стенную газету «Магариф» («Просвещение») и рукописный журнал «Эль-гаср эль-джадид» («Новый век»). Молодой Тукай стал самым активным участником научного общества й рукописного журнала, к 1904 году был признан «первым поэтом медресе «Мутыйгия».

Ураганные ветры революционных событий 1905 года дошли и до Уральска. Среди тех, кто поднялся на борьбу за свободу, был и молодой поэт Габдулла Тукай. В начале 1905 года он поступил учеником наборщика в типографию революционной газеты «Уралец».

биография габдуллы тукая

Здесь он оказывается в кругу революционно настроенных рабочих-печатников, становится свидетелем революционных событий, участвует в революционных собраниях, вместе со своими сверстниками распространяет листовки, прокламации, революционные песни.

Революция 1905 года способствовала появлению на татарском языке периодической печати, открыла дорогу книгоиздательскому делу. Только в годы первой русской революции передовой татарской интеллигенцией издавалось 12 газет и 7 журналов (из них два — на русском языке). Периодическая печать дала огромный толчок формированию литературной критики, развитию эстетической мысли.

В обстановке относительной свободы слова начинают издаваться газеты и журналы и в Уральске: с ноября 1905 года прогрессивная газета «Фикер» («Мысль»), с января 1906 года — ежемесячный литературно-политический журнал «Эль-гаср эль- джадид» («Новый век»), с июня этого же года — сатирический журнал «Уклар» («Стрелы»), Все они печатались в типографии газеты «Уралец», где Тукай продолжал работать наборщиком и корректором. Перед ним открывается широкое поле для активной творческой деятельности. Почти в каждом номере названных выше газет и журналов печатаются стихи, статьи, фельетоны, памфлеты и пародии Тукая.

В ноябре 1905 года в газете «Фикер» появляется первое печатное произведение начинающего поэта «Сон мужика», написанное как свободный перевод стихотворения русского поэта А. В. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?» Именно от этого стихотворения берет начало в творчестве Тукая тема мужика, тема трагических будней крестьянина. Вдохновленный великими идеями свободы, в первых же своих стихотворениях молодой поэт ставит самые важные и наболевшие вопросы времени, призывает татар освободиться от многовековой спячки, занять подобающее место на ниве просвещения, прославляет борцов за свободу.

В 1907 году в жизни Тукая происходят большие перемены. «Этот год был удивительным»,— писал он в одном из писем Габдулле Кариеву. В начале года власти запретили владельцу и издателю журналов «Уклар» и «Эль-гаср эль-джадид» Камилю Тухватуллину продолжать издательскую деятельность, и он продает типографию с редакциями одному из самых богатых людей Уральска, типичному коммерсанту Муртазе Губайдуллину. На должность редактора был назначен Валиулла Хамидуллин, который до этого подвизался в медресе по хозяйственной части. Тукай, как и прежде, с вдохновением взялся за работу. Однако радость длилась недолго. Новый хозяин, сообразив, что издания приносят одни убытки да беспокойство, поспешил их закрыть. Газета «Фикер», журналы «Эль-гаср эль-джадид», «Уклар» в мае навсегда прекратили свое существование.

Габдулла Тукай в Казани

Тукай снова остался без трибуны и без заработка. К тому же он все сильнее стал ощущать, как ограниченна жизнь в таком маленьком городке, как Уральск, где нет возможностей для активной творческой и общественной деятельности; его тянуло в Казань, в центр национальной культуры, в очаг «науки, просвещения и искусства». И осенью 1907 г. Тукай приехал в Казань.

габдулла тукай биография

Сразу же по приезде в город Тукай заводит знакомство среди литературной молодежи, передовой интеллигенции. Большевик X. Ямашев, татарские демократические писатели Г. Кулахметов, Ф. Амирхан, Г. Камал становятся самыми близкими его друзьями.

В Казани Тукай начинает публиковать свои произведения в редактируемой Ф. Амирханом демократической газете «Эль-Ислах» («Реформа»). «Однако незначительный гонорар, который получал поэт из «Эль-Ислаха», выпускаемого на ничтожные средства бедного общества, был недостаточен для сушествования. Как раз в то время молодежью организуется издательство «Китап»… Туда приглашается и Тукай в качестве экспедитора с ежемесячным окладом в 25 рублей. Там он просматривал корректуру, упаковывал посылки и в поте лица таскал их на почту…» (Г. Камал).

В середине 1909 года прекращается выпуск газеты «Эль-Ислах». Почти одновременно с ней, в июне 1909 года, после десятого номера, из-за материальных и цензурных затруднений закрывается и «Яшен». По инициативе Тукая и при поддержке прогрессивно настроенной молодежи в марте 1910 г. начинает издаваться другой сатирический журнал — «Ялт-йолт» («Зарница»).

На страницах журналов «Яшен» и «Ялт-йолт» окончательно окрепло и отточилось сатирическое дарование Тукая. Сатира Тукая весьма многогранна как но содержанию, объекту осмеяния, так и формам художественного отображения. И в прозе, н в стихах поэт использовал богатый арсенал сатирических форм и жанров.

В октябре 1908 г. было написано наиболее яркое сатирическое произведение  Тукая — поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», которая знаменовала собою новую ступень в развитии сатирического жанра в татарской литературе. Написанная как пародия на древнетатарский литературный памятник XII века «Кисекбаш» («Отрубленная голова»), поэма эта разоблачает идейную, моральную низость реакционных торговцев, татарских мещан, религиозных фанатиков и другие проявления татарского феодально-буржуазного общества.

Поэма Тукая восторженно была воспринята молодежью, завоевала большой успех среди передовой татарской общественности. В октябре и декабре 1908 г. «Новый Кисекбаш» дважды выходит отдельной книгой, и оба раза ее пятитысячный тираж очень быстро раскупается. Поэма не раз была переведена на русский язык, однако ни одному из переводчиков пока что не удается передать идейно-художественное своеобразие оригинала.

«Если поэма найдет своего переводчика, то и «Новый Кисекбаш», как и «Шурале», обойдет весь мир. Займет достойное место в ряду самых талантливых произведений мировой литературы» (С. Хаким).

Продолжая традиции татарских писателей XIX века в новых условиях, много стихотворений Тукай посвятил тяжелой доле татарской женщины, ведя беспощадную борьбу за ее освобождение от социального и религиозного угнетения («Мольба», «Свобода женщин», «Опозоренной татарской девушке» и др.).

Таким образом, в казанский период ярко расцвел лирический талант Тукая, он был признан великим лириком и истинно народным певцом. Татарская лирика начала XX века в лице Тукая доказала свою подготовленность к изображению сложного внутреннего мира человека эпохи в сочетании или противоборстве разнородных чувств, в смене различных настроений, душевных состояний.

Однако детство, прошедшее в голоде и нищете, годы, проведенные в сырых, холодных номерах казанских гостиниц, постоянная нужда и изнурительный труд надломили здоровье поэта; он заболел туберкулезом. Состояние Тукая, который в течение трех лет мужественно боролся с болезнью, к 1913 году резко ухудшилось.

В своих воспоминаниях «Тукай перед смертью» (1914) Ф. Амирхан поведал о том, как Тукай мучительно боролся за жизнь, насколько трагично было его состояние:

«Была одна из ночей. Бесконечно длившийся, мучительный кашель Тукая во всей жути доносился до моей комнаты. Мне казалось, что вот-вот этот кашель разорвет на части его легкие, и Тукай навсегда покинет этот мир… Я встал с постели и, одевшись, хотел пойти к Тукаю. Но не прошло 2—3 минут, как Тукай сам оказался возле меня… Измученный вид Тукая… при слабом свете ночника показался мне самой смертью… Сердце забилось, душу охватил страх, к горлу подступили слезы».

После этой ночи Тукай в гостинице «Амур» жил уже недолго. 26 февраля (11 марта) 1913 года его отвезли в больницу.

И в больнице, несмотря на тяжелый недуг. Тукай много работает: публикует стихи в журналах «Аң», «Мэктэп», направляет статьи, фельетоны в газету «Кояш», журнал «Ялт-йолт», регулярно читает татарские газеты и журналы, издававшиеся не только в Казани, но и в других городах, следит за периодикой на русском языке, подготавливает к печати большой сборник своих избранных произведений (сборник этот вышел в свет уже после смерти поэта, в 1914 году).

14 марта в газете «Кояш» Тукай публикует статью «Первое мое дело после пробуждения», также написанную на больничной койке. Статья, прозвучавшая как завещание поэта, свидетельствовала, насколько мужественным, принципиальным и взыскательным был Тукай в оценке своей поэтической продукции. Обозревая свой творческий путь, он пишет: «Что меня стесняло и мучало в моменты пробуждения, так это разбросанные по разным сборникам мои стихи, которые не принимала моя душа, совесть, вся моя жизнь». Тукай сожалеет, что «не мог сию же минуту сжечь их, отправив в преисподнюю». «Нынешнее мое «сознание» и самокритичность выше тех стихов»,— замечает поэт. Наконец, «воспользовавшись тем, что открылись глаза». Тукай принялся за чистку своей семигодичной «песенной комнаты» и оставил там только любимые им стихи. Сейчас уже можно смело, с облегчением в душе обратиться к грядущим поколениям; «Эй, тюркское дитя, живущее на земле… теперь уж я не стыжусь впустить тебя в свой дом; кто бы ты ни был, теперь я могу с гордостью подарить тебе книгу своих стихов»…

28 марта Тукай написал свои последние стихи («Слова Толстого», «На досуге», «Школа»). Лишь за два дня до смерти он вынужден был оставить свое самое могучее оружие — перо.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Смерть молодого поэта, погибшего в расцвете своего таланта, потрясла всех. «Тукаев умер… Эта весть мгновенно разнеслась по свету…— писал С. Рамиев.— Это горе. Смерть поэта, которому нет равных, сокрушающим ударом обрушилась на плечи народа. Тяжело перенести это». 4 апреля 1913 года почти все татарские газеты посвятили Тукаю специальные номера, целую неделю продолжалась публикация телеграмм соболезнования из самых разных уголков России. Как писал спустя десять лет филолог Д. Валиди, за десять лет существования газеты «Вакыт» («Время») «ни один вопрос, ни одно событие не вызывало столько писем и статей, сколько вызвала смерть Тукая». Похороны Тукая превратились в стихийную демонстрацию, в которой участвовало почти десять тысяч человек. В эти дни было сложено немало песен, байтов, стихов, запечатлевших замечательный образ великого поэта. Во всем этом выразилась безграничная любовь народа к своему верному сыну. Еще при жизни он признал его своим поэтом. Говоря словами историка и литературоведа Гали Рахима, «народ сам нашел и выбрал своего певца… Он навсегда останется нашим первым «народным поэтом».

Продолжение традиций Тукая, его художественного наследия — в произведениях поэта, которые ежегодно издаются большими тиражами и с любовью воспринимаются народом. После 1917 года произведения Тукая издавались на татарском и русском языках более 150 раз, переведены почти на все языки народов Советского Союза. Общий тираж книг составил более двух миллионов экземпляров. Его стихи звучат на английском, немецком, французском, турецком, арабском, венгерском языках.

С 1907 года по настоящее время о жизни и деятельности Тукая издано около 50 книг, более 600 статей и воспоминаний, написаны романы и рассказы, пьесы и сотни стихотворений. Только в последние годы увидели свет книга И. Нуруллина «Габдулла Тукай» (на русском и татарском языках), стихотворная трагедия И. Юзеева «Тукай», драматическая повесть Р. Ишмуратова «Саз мой нежный и печальный..,.»

Образ поэта стал источником творческого вдохновения и для представителей других видов искусства. На произведения Тукая написано более ста музыкальных сочинений. Гордостью татарского народа, замечальным достижением советского музыкального искусства является балет «Шурале» Ф. Яруллина, который давно пересек границы нашей страны.

В республике Татарстан в целях популяризации творчества Тукая, увековечения его имени осуществлено много других мероприятий. Это и ежегодное присуждение Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая за наиболее значительные произведения литературы и искусства, проведение праздников поэзии ежегодно в день рождения Тукая, сооружение мемориального комплекса в Кырлае, скульптурных памятников в Казани, это и присвоение его имени Татарской государственной филармонии, кинотеатрам, селам и улицам Казани и других городов республики и одному из районов  Татарстана.

Поэт, предчувствовавший свое бессмертие, твердо убежденный в том, что поэтические создания его навечно останутся в памяти народной, писал в стихотворении «Иду своим путем» (1912):

Я устремляюсь в высоту, в безмерность, в бесконечность,
К бессмертной, вечной красоте, в сияющую вечность!
Я вечно юным быть хочу, рождая радость всюду.
Пусть гаснет солнце в небесах, я новым солнцем буду!..

(Перевод Р. Морана)

Тукай — один из тех классиков, творческое наследие которого неподвластно времени. Его поэзия вместе с нами, вся устремлена в будущее. Она будет жить в веках!

Источники: «Габдулла Тукай», Н.Х. Лаисов, 1985 г.

Габдулла Тукай – известный татарский писатель, поэт, критик и переводчик. Он является основоположником новой поэзии нации, высоко поднимает чувство патриотизма. Тукай создал школу поэзии, под полезным влиянием которой выросло большое поколение не только татарских, но и других писателей.

Габдулла Тукай: биография

Писатель родился 26.04.1886 г. в деревне Кушлавыч. Отец его – Мухамедгариф — родом из Казанской губернии. Дед писателя был муллой. Когда Габдулле было 4,5 месяца, у него погиб отец, а в три года он потерял и мать. Некоторое время он жил в семье деда Зиннатуллы, после попал в Казань в семью бездетного Мухамметвали, где прожил примерно 2 года.

Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что приемные родители его заболели, и мальчик попал в семью крестьянина Сагди в деревню Кырлай, где прожил три года. Крестьянская жизнь далась ему нелегко. Здесь много работал, учился и познавал жизнь Габдулла Тукай. Краткая биография далее рассказывает о его дальнейшем детстве, которое проходило в г. Уральске. Его взял в свою семью купец Галиаскар Усманов, там хозяйкой была его тетя. Учился будущий писатель в медресе семьи Тухватуллиных, параллельно посещал русский класс, в учебе проявилась его большая природная одаренность.

Биография Габдуллы Тукая

К 16 годам сформировались основные убеждения и черты поэта. Биография Габдуллы Тукая подтверждает, что юноша был очень образованным: хорошо знал европейскую, русскую, восточную культуры, несколько языков и много сказок, которые интересно рассказывал.

У него был хороший слух, и он неплохо пел, хотя его голос не был особенно красивым, однако юноша умел приукрасить нотки мелодии.

Сотрудничество с изданиями

Первые литературные произведения Тукая частично сохранились в журнале «Аль-Гаср аль-джадид» (1904 г.). В этом же году он перевел на родной язык Крыловские басни и предложил их издать. Интересовался произведениями Лермонтова и Пушкина. Его первой работой в поэзии был перевод произведения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 г.

Габдулла Тукай. Биография

Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что после того, как началась революция 1905 г., в Уральске появились первые журналы и газеты «Аль-гаср аль-джадид», «Фикер». Тукай сотрудничал с ними и печатал много стихов на темы, которые преподнесла революция. Также писатель участвовал в многочисленных городских демонстрациях.

В 1907 г. Тукай ушел из медресе Тухватуллиных. Так началась его свободная жизнь.

Третьеиюньский переворот, который случился в том же году, подтолкнул писателя на создание стиха «Не уйдем!». Биография Габдуллы Тукая рассказывает, что в этом произведении звучал голос борца, зовущий до конца стоять за честь родного края и демократии. Такие поэмы Тукая, как «Пара лошадей», «Шурале», написанные в начале 20 века, посвящены теме родного края.

Творчество Тукая

Много разных жанров охватил Габдулла Тукай. Биография творчество его определяет как народное и реалистическое.

Осенью 1907 г. писатель приехал в Казань, чтобы там заниматься любимым делом. Литературные круги принимают его с легкостью, он сближается с молодыми писателями, которые группируются вокруг издания «Аль-Ислах».

В это время все свои литературные возможности Тукай направлял на сатирико-юмористические журналы «Ялт-юлт», «Яшен». К 1908 г. у писателя собрался цикл интересных поэтических и публицистических очерков. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» наполнены чувствами исторического оптимизма.

Габдулла Тукай. Краткая биография

За 1909-10 гг. писатель создал сто стихов, две сказки, очерк в автобиографическом стиле «Что я помню о себе», статью о татарском творчестве, 30 рецензий и фельетонов, опубликовал 12 книг. Много лет Тукай собирал народные песни. В 1910 г. писатель опубликовал некоторые собранные песни в книге «Национальные мелодии».

Габдулла Тукай: биография для детей

В то же время Тукай начал сочинять поэзию и прозу для детей. Поэмы «Коза и баран», «Шурале» и 50 стихов, примерно 100 переводных басен он создал за пять лет. Большое место в литературе имели творения «Призыв к труду», поэма «Шурале» и «Веселые странички», написанные по мотивам народных сказок. Тукай создал 2 хрестоматии по татарской литературе для школы. Поэта признали основоположником татарской литературы для детей.

Путешествия писателя

Большая часть стихов Тукая и очерков написаны под впечатлением поездок в деревни Заказанья. В них описана реальность, оцененная заступником народа.

Несмотря на плохое здоровье, в 1911-12 годах Габдулла совершил путешествия, которые имели для него большое значение. В 1911 г. Тукай приехал пароходом в Астрахань, по дороге он познакомился с Поволжьем («Маленькое путешествие», «Дача»). Здесь писатель пробыл в гостях у друга Сагита Рамиева. В Астрахани он встретил азербайджанского общественного деятеля Наримана Нариманова, которого сослали туда за революционную деятельность.

Габдулла Тукай, биография. Творчество

Весной 1912 г. писатель решил отправиться в Казань, Уфу и Петербург. Он прожил в Петербурге тринадцать дней, после этого поехал в Троицк, а затем в степь казахскую пить кумыс в надежде поправить здоровье. В августе Тукай вернулся в Казань. Работал в типографии и, несмотря на плохое состояние здоровья, продолжал заниматься творчеством.

2(15).04. 1913 г. Габдулла Тукай умер. Он погиб в расцвете таланта. Традиции Тукая стали решающими идейно-эстетическими факторами и животворными источниками для развития татарской литературы в дальнейшем под знаменем народности и реализма.

Габдуллу Тукая похоронили на Татарском кладбище в Казани.

габдулла тукай биография для детей

Память о поэте

В честь писателя названы: казанская площадь, метро, улицы в Уфе, селе Даутово в Челябинской обл.

Также Тукаю были установлены памятники в Уральске, Санк-Петрбурге и Москве.

Открыты музеи Габдуллы Тукая: Литературный музей в Казани, литературно-мемориальный комплекс Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай.

Именем писателя также назвали премию искусства в Татарстане.

Проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая»Проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая»

Подготовила: Казанова И.Г

Актуальность проекта:

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».

Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая».

Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Цель проекта

Приобщать детей к творчеству Габдуллы Тукая

Привлечь родителей к организации книжной выставки и выставки рисунков, по произведениям Г.Тукая.

Задачи

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
  2. Воспитывать любовь к произведениям Габдуллы Тукая.
  3. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  4. Учить детей использовать художественное слово из произведений Г.Тукая в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
  5. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
  6. Ожидаемые результаты проекта:
  7. Создание необходимых условий в группе и семье, по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.
  9. Понимание родителями важности семейного чтения.
  10. Срок реализации – апрель месяц.

Стратегия достижения поставленных целей

Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:

  1. работа с детьми
  2. работа с родителями
  3. работа с муз. руководителем и воспитателем по обучению татар. языку

Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, цели мероприятий, сроки проведения и ответственные.

В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, поисковая, экскурсии, театрализованная деятельность, презентация книг, создание книжных

Участниками проекта являются воспитанники старшей группы и родители.

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

I этап – подготовительный

–– Обсуждение целей и задач проекта с участниками, поиск, изучение эффективных технологий и методик в области приобщения детей к творчеству Г. Тукая

– Создание условий необходимых для реализации проекта

– Подходы к взаимодействию с родителями

1-я неделя

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

– Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, создание библиотеки, информационные стенды)

– Проведение мероприятий с детьми, по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая

–Просвещение родителей по вопросам ознакомления с творчеством Г. Тукая)

– Создание необходимых условий в группе и семье по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

В ходе реализации проекта

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

воспитатель по обучению татарскому языку

III этап – заключительный

– Праздник, посвященный 131-лет со дня рождения Г.Тукая

4-я неделя

   Цветков В.А

Казанова И.Г.

График проектных мероприятий для детей

Мероприятия

Цели

Сроки            

Ответственные

1

Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае»

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая.

1-я неделя

Казанова И.Г

Цветкова В.А.

2

Чтение произведений Габдуллы Тукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Шурале, «Мышь , попавшая в молоко», «Родная деревня», «Суанасе»

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

1-4 неделя           

Воспитатель по обучению татарскому языку

Воспитатели старшая группа

3

Вечерние чтения «Путешествие в мир книг, полный чудес Г. Тукая»

Приобщать детей к книгам Габдуллы Тукая.

1-4 неделя

Казанова И.Г

Цветкова В.А.

4

Книжная выставка для детей   оформленная совместно с родителями «Тукай – детям»

Познакомить дошкольников с книгами Г. Тукая и о нем.

2-я неделя

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

Родители

5

Составление карточек (пословицы, поговорки, народные приметы по произведениям Г. Тукая)

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

2-я неделя

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

6

Утренние 5-минутки «Рассказ детьми о прочитанной книге Габдуллы Тукая»                             

Развивать интерес дошкольников к книгам Тукая; учить составлять рассказы о прочитанном.

1-4 недели

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

7

Музыкальная деятельность:   слушание «Марш Тукая», «Туган тел»               

учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относится.

1-4 недели           

Воспитатель по обучению татарскому языку

Казанова И.Г

Цветкова В.А.

8

Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование) по произведениям Г.Тукая           

Закрепить произведение Габдуллы Тукая. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной, колоритной работу; развивать умение работать дружно.

2-я неделя

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

9

Литературная викторина «Путешествие в мир поэзии Г. Тукая»

Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение к старшим, через познавательные стихи и сказки Габдуллы Тукая.

3-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А

10

Выставка детских рисунков по произведениям Тукая «Мой любимый герой» (совместно с родителями)                       

Способствовать развитию творческих навыков у детей , развитию фантазии. Активизировать совместное творчество детей и родителей.

3-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

родители

12

Просмотр мультфильмов поставленных по произведениям Габдуллы Тукая»                       

Воспитывать любовь к произведениям через мультфильмы, формировать   умение оценивать поступки героев.

3-я неделя           

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

родители

13

Рисование «Поиграем, Шурале!» (коллективная работа по произведению Г.Тукая)                    

Учить художественному восприятию, различать реальное и сказочное в иллюстрациях; учить выделять характерные признаки образов, их взаимоотношения; выбирать эпизод; развивать воображение, воспитывать интерес и уважение к татарскому народному искусству.

4-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

14

Развлечение «Мы любим и помним Г. Тукая»

Обобщить знания детей по творчеству Габдуллы Тукая.

4-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

Воспитатель по обучению татарскому языку

График проектных мероприятий для родителей

Мероприятия

Цели

Сроки            

Ответственные

1

Акция «Подари книгу Габдуллы Тукая детскому саду»             

Пополнить библиотеки в группах книгами Г. Тукая. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте

1-я неделя           

Казанов И.Г.

Цветкова В.А.

Родители

3

Консультация:

– «Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»;

Просвещение родителей по вопросам ознакомления детей творчеством с Г. Тукая.

1-2 недели

Казанова И.Г.

Цветкова В.А

родители.

4

Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая»                 

Привлечь внимание родителей к книгам Г. Тукая и к чтению.

3-я неделя           

Цветкова В.А.

Казанова И.Г.

Родители

5

Практикум «Дружим с книгами Г. Тукая всей семьей»          .          

Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться семейным опытом по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

4-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

Родители

6

Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая»                       

Поддерживать у родителей интерес к чтению книг Габдуллы Тукая.

4-я неделя           

Казанова И.Г.

Цветкова В.А.

  • Тв умник рассказ служанки 1 сезон
  • Ташкент на английском языке как пишется
  • Таня и дик рассказ на дзен
  • Таня с урала дзен рассказы
  • Таптал диэн тугуй сочинение