Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 имени Ю. И. Батухтина
Лесные домики
(Викторина по произведению
В. В. Бианки «Лесные домики»)
Для обучающихся начальных классов
общеобразовательных школ
Автор:
Бушина Татьяна Павловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Нижний Тагил
2021 г.
Цель: воспитывать интерес к произведениям о природе, рассказам и сказкам В. В. Бианки.
Задачи:
- формировать читательскую компетенцию и осознанность чтения;
- уметь отвечать на вопросы по произведениям;
- развивать творческие, познавательные, интеллектуальные, коммуникативные способности.
Ход викторины: Класс или группа ребят делятся на команды. Командам одновременно предлагаются задания. В первой части викторины правильный ответ надо выбрать из четырёх предложенных. Для того, чтобы каждая команда могла ответить, им выдаются карточки с цифрами 1, 2, 3, 4.
Обсудив ответ в команде, её представитель выходит с карточкой с соответствующим номером. Также поступают и другие команды. Таким образом, все команды представляют свои ответы. После этого ведущий называет правильный ответ. Команда, давшая правильный ответ, получает 1 балл. По желанию данную викторину можно проводить иначе. Каждой команде задаётся по одному вопросу, и участники отвечают только на свой вопрос. Если команда дала неверный ответ, ответ может дать команда-соперница.
Во второй части викторины каждой команде выдаётся заранее заготовленные карточки, на которых надо соотнести птицу и её описание, а также птицу и описание её гнезда. За каждое верное соответствие команда получает по одному балу.
В третьей части викторины надо найти в филворде птиц. За каждую верно найденную птицу команда получает 1 балл. Также необходимо отметить птиц, встречающихся в рассказе. За правильно названных птиц также начисляется по 1 баллу.
В викторине побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
(Данную викторину можно использовать как индивидуальный тест для каждого ребёнка).
Материалы и оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4; карточки с заданиями для 2 этапа, мультимедийная презентация для первого этапа. В презентации размещены фотографии гнёзд птиц, встреченных в рассказе. Эти фотографии даны для дополнительного ознакомления после викторины.
1 этап. Выбери правильный ответ.
(звёздочкой отмечены правильные ответы)
1. Кого испугалась ласточка-береговушка?
- Коршун
- Чеглок-сокол*
- Ястреб
- Охотник
2. Чьё это гнездо – «четыре яйца в бурых крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки»?
- Зуёк*
- Выпь
- Иволга
- Голубь
3. В чьём гнезде береговушка увидела только дырявый пол?
- Иволга
- Пеночка
- Голубь-витютень*
- Чомга
4. Гнездо какой птицы не описывается в рассказе?
- Ворон*
- Пеночка
- Чомга
- Голубь
5. Какие насекомые тоже строят себе домики?
- Кузнечики
- Бабочки
- Осы*
- Божьи коровки
6. Какая птица плетёт себе гнездо из пеньки, стебельков, волосков, шерстинок?
- Пеночка
- Иволга*
- Ласточка
- Чомга
7. В чём особенность гнезда чомги?
- Строит гнездо из камней
- Строит гнездо на земле
- Плетёт гнездо из тонких веток
- Строит плавучее гнездо*
8. Домик пеночки похож на шалашик из сухой травы и мха, выложенный мягкими пёрышками. Почему же береговушка не смогла в нём спать?
- Оно лежало на земле*
- Рядом жили осы
- Оно было очень маленьким
- Гнездо висело на самом краешке ветки
9. Какой зверь, как и птицы, может жить либо в дупле, либо строит гнездо из веток и мха?
- Бурундук
- Куница
- Белка*
- Летучая мышь
10. Чьё это гнездо – «на конце длинного узкого коридора просторная круглая комната с постелькой из травинок, конского волоса и перьев»?
- Ласточка-береговушка*
- Пеночка
- Иволга
- Голубь
2 этап. Соотнеси.
Соотнеси птицу и её описание.
- Иволга маленькая жёлтая птичка с пёстрым галстуком
- Чомга птица с острыми изогнутыми крыльями
- Зуёк золотая птица с чёрными крыльями
- Чеглок на голове у птицы перья торчком, словно рожки
Соотнеси птицу и её гнездо.
- Ласточка один пол, да и тот весь в дырьях
- Чомга плетёная корзиночка из пеньки, стебельков, волосков
- Голубь куча сухого тростника, плавающая по воде
- Иволга норка, вырытая в крутом обрыве берега
Правильные ответы:
Соотнеси птицу и её гнездо.
3 Этап. Разгадай филворд, найди спрятанных птиц. Отметь тех, которые встретились в рассказе В. В. Бианки
А | М | В | О | П | С | И | Н | И | Ц | А | С | Э | А | Г | Г | С | М | Я | Т | А |
В | П | Ц | Ш | Р | Б | Я | О | Т | В | Л | Ч | Ё | П | О | У | З | У | Ё | К | С |
О | Р | И | В | О | Н | Л | Г | Л | О | К | О | Р | Ё | Л | Ц | И | Е | Д | О | Н |
Р | Л | Д | Е | Л | Г | А | Х | М | Д | У | М | Н | Т | У | Ч | Е | Г | Н | Е | Е |
О | Ы | Ж | М | З | Г | С | Ж | З | Р | Ц | Г | А | А | Б | Ч | М | Л | О | К | Г |
Н | Л | Е | К | Н | У | Т | О | Ч | К | А | С | Д | Е | Ь | Л | Т | О | У | Л | И |
А | Г | Б | Е | Д | Ь | Л | Р | А | Н | Й | Л | Ч | Б | Х | К | Е | Й | К | М | Р |
Т | У | Э | Б | Я | В | Й | К | Ч | Е | Ь | К | В | О | Р | О | Б | А | С | Ь | Ь |
Правильные ответы: ворона, синица, иволга, ласточка, чомга, орёл, голубь, зуёк, чеглок, снегирь, воробей, лебедь. Встречаются в рассказе: иволга, ласточка, чомга, голубь, зуёк, чеглок
А | М | В | О | П | С | И | Н | И | Ц | А | С | Э | А | Г | Г | С | М | Я | Т | А |
В | П | Ц | Ш | Р | Б | Я | О | Т | В | Л | Ч | Ё | П | О | У | З | У | Ё | К | С |
О | Р | И | В | О | Н | Л | Г | Л | О | К | О | Р | Ё | Л | Ц | И | Е | Д | О | Н |
Р | Л | Д | Е | Л | Г | А | Х | М | Д | У | М | Н | Т | У | Ч | Е | Г | Н | Е | Е |
О | Ы | Ж | М | З | Г | С | Ж | З | Р | Ц | Г | А | А | Б | Ч | М | Л | О | К | Г |
Н | Л | Е | К | Н | О | Т | О | Ч | К | А | С | Д | Е | Ь | Л | Т | О | У | Л | И |
А | Г | Б | Е | Д | Ь | Л | Р | А | Н | Й | Л | Ч | Б | Х | К | Е | Й | К | М | Р |
Т | У | Э | Б | Я | В | Й | К | Ч | Е | Ь | К | В | О | Р | О | Б | А | С | Ь | Ь |
Литература.
1. Бианки В. В. Мышонок Пик: Сказки. – Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1988. – 224 с.
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПО УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ
«РУКАВИЧКА»
Для детей средней группы детского сада (4-5 лет)
Цели:
1. Вызывать у детей эмоциональный отклик при самостоятельном выполнении ролей.
2. Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия её проведения.
3. Совершенствовать диалогическую речь детей, умение сотрудничать друг с другом.
Задачи:
1. Учить с интонацией, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе обыгрывания;
2. Продолжать воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки;
3. Развивать воображение, внимание, память, творческие способности.
Оборудование: маски и костюмы героев сказки, интерер домика.
Вед: Дорогие ребята! Вы любите сказки? Конечно! Кто же их не любит? А вы знаете, что все сказки живут в замечательной стране, которую так и называют – Страна сказок? Я приглашаю к нам в гости сказку, где можно найти новых друзей и разгадать секреты дружбы. А что это за сказка – мы сейчас с вами узнаем.
Вед : Есть у меня сундучок , но он не простой а волшебный ! В нем живет сказка. Сказка спряталась в загадк , Ну попробуй отгадать . Если верной будет отгадка,Сказка к нам придет опять. (можно доставать зверей из сундучка )
Вед : Слушайте внимательно загадки и отгадывайте!
1. Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки, боится кошки. (Мышка)
2.Что за странная зверушка
«Ква» кричит в траве? (Лягушка)
3. Под соснами , под елками лежит мешок с иголками ( Еж)
4. Мчится без оглядки ,лишь сверкают пятки.(Заяц)
5.Кто зимой холодной , ходит злой голодный.(Волк)
6.Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый –вот краса! Как зовут ее? (Лиса)
7.Зимой спит, летом ульи ворошит.(Медведь)
Вед:Ребята ,а давайте вспомним какие сказки вы знаете ,и поможет нам в этом пальчиковая гимнастика.
Будем пальчики считать Будем сказки называть: Эта сказка — «Теремок», Эта сказка – «Колобок», Эта сказка – «Репка», Про внучку, бабку, дедку. «Волк и семеро козлят» — Этим сказкам каждый рад! | Сжимают и разжимают пальчики обеих рук Поочередно загибают пальцы , начиная с большого пальца Поднять большой палец. |
Вед: Молодцы ребята с пальчиками поиграли и загадки отгадали! Смотрите, сколько здесь зверей лесных собралось! Ребята , а кто из вас догадался ,из какой они сказки ? Правильно! Из сказки «Рукавичка». А смотрите , здесь еще письмо лежит .
Сказка к вам придет ребята, Если оживут –зверята!
Вед: Ребята ,давайте с вами закроем глаза. Вдруг произойдет чудо и герои из сказки оживут.
Вед: Вот случилось волшебство. Оживило все оно! Звери в гости к нам спешат. Сказку показать хотят.
Сказка «Рукавичка»
Вед:: Эта сказка невеличка ( Старик с собачкой выходят )
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.
Следом Мышка бежала,
Рукавичку увидала.
Мышка:
Тук-тук-тук, отройте дверь!
Будет здесь для мышки дом.
Буду жить одна я в нем.
Здесь просторно и тепло,
Прогрызу себе окно.
(заходит в домик)
Вед: Мышка песенки поет,
Веничком полы метет,
Хорошо ей в теремочки ,
Так идут,бегут денечки.
Вед: А это время лягушка прискакала к рукавичке…
Лягушка ;Очень холодно зимою мне в лесу одной,
Домик тёплый не построить Зимнею порой.
Спать зимою не охота,
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!
Ах, под снегом вся трава.
Зябнут лапки и живот,
В рукавичке кто живёт?
Мышка:Я ,мышка норушка. А ты кто ?
Лягушка : Я –лягушка –квакушка.
Мышка : Иди ко мне жить!
Вед: И стали мышка с лягушкой в теремке вдвоем жить.
Вед: Мышка поет,
Веничком полы метет,
И лягушка помогает,
Моет пол белье стирает,
Хорошо ей в теремочки ,
Так идут ,бегут денечки.
Вед: Прибежал ежик – ни головы ,ни ножек.
Ежик: Я по ельничку бежал,
Я от шороха дрожал,
Я дорогу к своей норке с перепугу потерял.
А вот и рукавичка- невеличка.
Кто в рукавичке живет?
Мышка:Я ,мышка норушка.
Лягушка : Я –лягушка –квакушка. А ты кто ?
Ежик : Я ежик ,ни головы ни ножек.
Мышка и лягушка : Иди к нам жить !
Вед : Стали жить в рукавичке втроем.
Вед: Мышка песенки поет,
Веничком полы метет,
И лягушка помогает,
Моет пол белье стирает ,
Ежик острою иголкой .
Шьет друзья свои обновки.
Хорошо им в теремочки ,
Так идут ,бегут денечки.
Вед: Прибежал зайка –побегайка.
Зайка:
Тук, тук, тук, откройте дверь!
Ой, пустите, помогите!
От лисы меня спасите! Кто же здесь? Какой народ? В рукавичке кто живёт?
Мышка: Я ,мышка норушка.
Лягушка : Я –лягушка –квакушка.
Ежик : Я ежик ,ни головы ни ножек. А ты кто?
Зайка: Я –зайка – побегайка .
Мышка и лягушка , ежик: Иди к нам жить!
Вед: Стали жить в теремке вчетвером.
Вед: Мышка песенки поет,
Веничком полы метет,
И лягушка помогает ,
Моет пол белье стирает ,
Ежик острою иголкой .
Шьет друзья свои обновки.
Зайка хворост собирает.
В балалаечку играет.
Хорошо им в теремочки,
Так идут, бегут денечки.
Ведущая:
Стали они жить дружно
Вот бежит лисичка
Увидала рукавичку.
Лиса:
Ах! Какой красивый дом!
Поселиться можно в нем?
Тук, тук, тук, откройте дверь! Кто в рукавичке живет?
Мышка:Я ,мышка норушка.
Лягушка : Я –лягушка –квакушка.
Ежик : Я ежик ,ни головы ни ножек.
Зайка:Я –зайка – побегайка. А ты кто?
Лисичка : Я лисичка – сестричка.
Мышка и лягушка , ежик, заяц : Иди к нам жить!
Ведущая:
Заходи, но знай, что нужно
В этом доме жить всем дружно!
Вед: Стали они жить в теремке впятером.
Вед: Мышка песенки поет,
Веничком полы метет,
И лягушка помогает,
Моет пол белье стирает,
Ежик острою иголкой.
Шьет друзья свои обновки.
Зайка хворост собирает.
В балалаечку играет.
И лисичка- повариха,
Суп и кашу варит лихо.
Пироги печет и плюшки
Сыты, счастливы зверюшки.
Хорошо им в теремочки,
Так идут ,бегут денечки.
Вед : Прибежал волк.
Волк:
Тук, тук, тук, откройте дверь!
Серый волк-гроза зверей!
Открывайте дверь скорей!
Ведущая:
На засов закроем дверь
Нам не нужен грозный зверь!
Волк
Ночью был большой мороз
Я отморозил, уши, нос.
Отогреюсь, полечусь
И в хозяйстве пригожусь! Кто в рукавичке живет?
Мышка:Я ,мышка норушка.
Лягушка : Я –лягушка –квакушка.
Ежик : Я ежик ,ни головы ни ножек.
Зайка:Я –зайка – побегайка. А ты кто?
Лисичка : Я лисичка – сестричка. А ты кто?
Волк : А я волчок -серый бочок.
Мышка и лягушка , ежик, заяц : Иди к нам жить!
Вед: Стали они жить в шестером.
Вед: Мышка песенки поет,
Веничком полы метет,
И лягушка помогает,
Моет пол белье стирает,
Ежик острою иголкой .
Шьет друзья свои обновки.
Зайка хворост собирает.
В балалаечку играет.
И лисичка- повариха,
Суп и кашу варит лихо .
Пироги печет и плюшки
Сыты , счастливы зверюшки.
Ну а волк , в заплатках бок ,
Сторожит наш теремок.
Хорошо им в теремочки ,
Так идут, бегут денечки.
Вед: Узнал про рукавичку медведь,
Пришел на рукавичку поглядеть
Медведь:
Тук, тук, тук, откройте дверь!
Лапы дайте мне погреть!
Звери:
Мало места в доме нашем,
Да и голос нам твой страшен!
Медведь:
Ой, беда! Ой, горе мне!
Гонят, Мишеньку везде.
Ведущая
Хватит мишка слезы лить
Давайте дружно вместе жить.
Залез медведь в рукавичку ,
стали они дружно жить все вместе .
Вед: А тут мимо идёт дед, рядом собака Жучка.
Дед: Горе старику зимой, Рукавички нет одной.
Где ж её я потерял? На пеньке не оставлял.
Жучка, милая, найди, Да скорее принеси.
Жучка нюхает снег вокруг.
Жучка: На тропинке её нет, Вот и рукавички след.
Вед: Быстро Жученька найдёт К деду в руки принесёт.
Бежит к рукавичке.
Жучка: Вот и наша рукавичка! Рукавичка-невеличка!
Рукавичку обнюхивает, прислушивается и лает.
Все звери: В рукавичке вшестером,
Очень весело живём.
И от сюда в лес холодный
Ни за что мы не уйдём.
Вед: Дедушка ,а можно наши зверюшки остануться жить в твоей теплой рукавичке. А мы попросим чтобы тебе внученька еще связала.
Мед: Хорошо вы живите дружно . я не буду вас обижать.
Вед: Так и шли денечки ,жили дружно все в теремочке.
Вед: А вот и сказке конец, а кто участвовал в ней молодец!
Роли исполняли
Артистами побывали и сказочку ребята показали..
Артисты были хороши ,похлопаем им от души.!!!
Вед: Ребята мы сейчас с вами посмотрели сказку , сказка нас учит всегда добру , чему научила вас эта сказка?
А как вы думаете почему эта сказка ? , Чего в этой сказке не может быть на самом деле?
( ответы детей)
Бесплатные мероприятия для детей и их родителей пройдут с 2 по 7 января в 160 городских библиотеках.
Столичные библиотеки приглашают детей и их родителей на специальную программу в новогодние праздники. Как сообщила Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы, с 2 по 7 января в 160 читальнях пройдут сотни мероприятий — творческие занятия, квесты, спектакли, викторины, конкурсы, встречи с Дедом Морозом, Снегурочкой и другими сказочными персонажами. На все события необходима предварительная регистрация.
«Новогодние мероприятия пройдут в 160 городских библиотеках. Программа ориентирована на горожан разных возрастов. Самых маленьких посетителей ждут интерактивные спектакли по мотивам любимых сказок. Для ребят постарше проведут творческие мастер-классы, квесты и музыкальные представления», — рассказала Наталья Сергунина.
Ознакомиться с полным расписанием новогодней программы и зарегистрироваться на понравившееся мероприятие можно на портале «Онлайн. Библиогород», а также на mos.ru в разделе «Афиша».
Дети до 14 лет могут посетить мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе. Ребята от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать на сайте.
Узнать о новогодних традициях и посмотреть мюзикл
Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева (Бобров переулок, дом 6, строение 2) 2 января приглашает москвичей на интерактивную программу «Новый год в разных странах». Гости смогут принять участие в творческих и познавательных занятиях. Например, сделать яркую рождественскую открытку, познакомиться с новогодними традициями народов мира, послушать сказочные истории со всего света и вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой придумать и нарисовать иллюстрации к волшебной книге. Начало в 13:00. Посмотреть расписание всех мероприятий и зарегистрироваться на них можно по ссылке.
3 января в Центральной библиотеке № 52 (улица Коненкова, дом 23) состоится спектакль «Домовенок Кузя. Новогоднее приключение в одном действии». Главная героиня в канун Нового года находит у себя в комнате маленького домового. Вместе им предстоит справиться с домашними делами, подготовиться к празднику. Начало спектакля в 14:00, необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:00 Центральная детская библиотека № 46 имени И.З. Сурикова (улица Михалковская, дом 15) ждет детей и взрослых на мюзикл «Две Бабы-яги». Вместе с артистами зрители перенесутся в тридевятое царство и помогут главному герою Федору-кузнецу победить Змея Горыныча, перехитрить Бабу-ягу, справиться с кознями Кощея Бессмертного и найти свое счастье. Представление подготовлено совместно с Пушкинским музыкальным театром, зарегистрироваться на его посещение можно здесь.
Выполнить задания Деда Мороза и подготовить подарки к Рождеству
Проявить смекалку и вспомнить лучшие произведения мировой литературы все желающие смогут на празднике в Центральной городской деловой библиотеке (улица Бориса Галушкина, дом 19, корпус 1). Там 4 января пройдет квест «Новогодние приключения в стране литературных героев». Участникам игры предстоит посетить несколько тематических локаций и выполнить ряд заданий, например решить задачу, найти спрятанные вещи, ответить правильно на вопрос викторины, поучаствовать в конкурсе, угадать по описанию и костюму имя литературного героя. Игроки, которые справятся со всеми испытаниями, получат от Деда Мороза памятные призы. Квест пройдет по сеансам, начало в 12:00 и 14:30. Необходима предварительная регистрация.
В Доме А.Ф. Лосева (улица Арбат, дом 33) 4 января детям и взрослым помогут подготовить подарки родственникам и друзьям к Рождеству. Творческие занятия по фелтингу, или валянию из шерсти, проведет художник Александра Мошковская. Мастер объяснит основные принципы этого искусства и покажет, как свалять милую игрушку-снеговика или пингвина. Все материалы для творчества участникам выдадут на месте. Занятия пройдут в читальном зале на третьем этаже, присоединиться к ним можно будет с 12:00 до 16:00. Необходима предварительная регистрация.
В этот же день в 15:15 в Доме А.Ф. Лосева состоится выступление солистов ансамбля «Русская рапсодия», посвященное сказкам народов мира. Музыканты исполнят произведения композиторов Петра Чайковского, Игоря Красильникова, Габриэля Форе, Виктора Малярова и прочтут рождественские истории разных народов мира, например итальянскую сказку «Сны Гуальтьеро», ирландскую народную сказку «Семейная распря» и другие. А в 17:30 там же начнется показ советских новогодних мультфильмов и художественных кинокартин. Регистрация на оба мероприятия по ссылке.
Насладиться любимыми новогодними хитами Last Christmas, Jingle Bells, All I Want For Christmas Is You и другими приглашает всех желающих библиотека-читальня имени А.С. Пушкина (улица Спартаковская, дом 9, строение 3). Музыкальные композиции под аккомпанемент гитары, синтезатора и кахона (ударный музыкальный инструмент родом из Перу) исполнят выпускницы Московского губернского колледжа искусств и студентка Российской академии музыки имени Гнесиных. Концерт Let it snow состоится 4 января в 19:00, необходима регистрация.
Еще одно новогоднее представление состоится 7 января в библиотеке № 129 (улица Перерва, дом 56/2). Гостей ждет музыкальный моноспектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик». Это история о том, как предпраздничный вечер для девочки Мари превращается в настоящее приключение. Деревянная игрушка оказывается заколдованным принцем, а дом захватывает мышиная армия. Начало представления в 16:00, необходима регистрация.