Творческие темы для сочинения

Фгбну федеральный институт педагогических измерений опубликовал комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения изложения 2021/2022 учебного года: 1.человек путешествующий: дорога

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» опубликовал комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения (изложения) 2021/2022 учебного года:

1.Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2.Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3.Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4.Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5.Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:

  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Как обрести счастье?
  • Возможен ли жизненный путь без ошибок?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Путешествие — способ познания себя и мира.
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Каковы цель и смысл жизни человека?
  • Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
  • Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
  • Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
  • Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
  • Как выбрать свой жизненный путь?
  • Как не сбиться с жизненного курса?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Путешествие из Петербурга в Москву»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Джеймс Джойс «Эвелин»

Ч. Айтллатов «И дольше века длится день»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

Г. Уэллс «Машина-времени»

Д. Лондон «Любовь к жизни»

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Э. Форстера «По ту сторону изгороди»

А. Платонова «Неизвестный цветок»

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

О. Генри «Мишурный блеск»

А. Платонова «Юшка»

Ф. Брауна «Приказ есть приказ»

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».

Чернышевский «Что делать?»

Шолохов «Поднятая целина»

Р. Брэдбери «Вельд»

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»

Ж. Верн «Вверх дном»

Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»

Ч. Айтматов «Плаха»

А. Платонов «Котлован»

А.И. Куприн «Олеся»

И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

М. Замятин «Мы»

Р. Брэдбери «И грянул гром»

В. Шукшина «Микроскоп»

М. Гелприна «Свеча горела»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Р. Брэдбери «И все-таки наш»

У. Эко «Оно»

Р. Шекли «Лавка миров»

Преступление и наказание — вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»

«Война и мир»

«Дубровский»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

«Песня про купца Калашникова»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Эдгар По «Сердце-обличитель»

А. Островский «Гроза»

Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

И. Тургенев «Муму»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

А.Н. Островский «Гроза»

А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Л. Андреева «Предстояла кража»

О. Генри «Родственные души»

А.П. Чехова «Злоумышленник»

Р. Матесона «Кнопка, кнопка»

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
  • Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
  • Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
  • Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
  • Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
  • Нужно ли читать книги в XXI веке?
  • Какие книги вдохновляют современную молодежь?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
  • «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Рекомендованная литература

Большие произведения Короткие произведения
Н.В. Гоголь «Портрет»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»

Островский «Лес»

А.М. Горький «На дне»

М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Л. Андреев. «Иуда Искариот»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

И.А. Гончаров «Обломов»

Лермонтов «Герой нашего времени»

М. Шолохов «Судьба человека»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А. Грин «Алые паруса»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

А. Н. Толстой «Русский характер»

А. С. Грин «Зелёная лампа»

Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

М. Гелприна «Свеча Горела»

Н. Тэффи «Мой первый Толстой»

О. Генри «Последний лист»

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Большие произведения Короткие произведения
Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Шолохов «Тихий Дон»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

В. Маяковский «Прозаседавшиеся»

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

И. Гончаров «Обломов»

А. Чехов «Человек в футляре»

М. Салтыков-Щедрин «История одного города»

А. Островский «Гроза»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.С. Лесков «Очарованный странник»

Н.С. Лесков «Левша»

М. Булгаков «Собачье сердце»

М. Горький «На дне»

М. Горький «Старуха Изергиль»

Л.Н. Толстого «Три вопроса»

М.Е. Салтыкова-Щедрина «Добротели и пороки»

А. Платонова «Юшка»

А.П. Чехова «В аптеке»

А.П. Чехова «Размазня»

А.П. Чехова «Темнота»

В. Шукшина «Обида»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году

Международный творческий конкурс «К нам стучится Новый год!»:

icon 3

Международный творческий конкурс «К нам стучится Новый год!»
Приглашаем Вас принять участие в нашем конкурсе «К нам стучится Новый год!» Принять участие

Всероссийский творческий конкурс «Новогоднее настроение»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Новогоднее настроение»
Уже сейчас дети и взрослые начинают подготовку к Новому году. Мы приглашаем всех желающих принять участие в нашем конкурсе и ждем от Вас новогодних поделок, рисунков и фотографий. Принять участие

Международный творческий конкурс «Пришла зима!» :

icon 3

Международный творческий конкурс «Пришла зима!»
Предлагаем юным фотографам поделиться своими впечатлениями и принять участие в зимнем творческом конкурсе! Принять участие

Всероссийский творческий конкурс «Сувенир к Новому году»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Сувенир к Новому году — 2021»
Мы приглашаем всех желающих принять участие во Всероссийском творческом конкурсе «Сувенир к Новому года» и ждем от Вас поделок с символами Нового года! Принять участие

Международный творческий конкурс «Волшебный Новый год!»:

icon 3

Международный творческий конкурс «Волшебный Новый год!»
Новый год – это волшебный праздник. Неповторимая атмосфера предшествует Новому году — украшение Новогодней елки, приготовление Новогодних блюд, снежные забавы! Принять участие

Всероссийский творческий конкурс для учащихся с ОВЗ «Новогоднее чудо!»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для учащихся с ОВЗ «Новогоднее чудо!»
Все верят в то, что на Новый год случаются чудеса! Но к этому стоит подготовиться: написать письмо Деду Морозу, приготовить сувениры друзьям и родственникам, красиво украсить комнату к Новому году, приготовить Новогодние блюда, поставить Новогоднюю елку, Принять участие

Всероссийский творческий конкурс «Зимнее царство»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Зимнее царство»
Уже вступила в свои права Красавица Зима. Появляется первый снег, первые заморозки, зимняя природа кажется заколдованной и застывшей. Но при всем при этом, она очаровательна. Приглашаем раскрыть красоту зимы в фотографиях, рисунках, поделках, стихотворени Принять участие

Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери «Все для мамочки моей!»
Мама – самое теплое, самое родное, самое нежное слово для каждого из нас. Мамина улыбка – самое ценное, что у нас есть! Давайте приготовим подарки, открытки, поздравления своим мамам. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для детей с ОВЗ «Подарок для Мамы!»
Мама – самое теплое, самое родное, самое нежное слово для каждого из нас. Мамина улыбка – самое ценное, что у нас есть! Давайте приготовим подарки, открытки, поздравления своим мамам.

Всероссийский творческий конкурс «Рождественский венок»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Рождественский венок»
Цель конкурса – создание праздничной атмосферы и вовлечение участников в творческий процесс по изготовлению рождественского венка — символа Нового года и Рождества Принять участие

Всероссийский творческий конкурс, посвященный Дню народного единства «Моя Россия»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс, посвященный Дню народного единства «Моя Россия»
На конкурс принимаются работы на темы: история края/города/села, символы малой Родины (животные, растения — выбор обосновать), культурные традиции, знаменитые люди края/города, краеведение, осевещение экологических проблем и т.д Принять участие

Всероссийский творческий конкурс «Волшебные краски осени» :

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Волшебные краски осени»
Осень — самое вдохновляющее время года для художников. Обилие красок дарит возможность передать свои чувства огромным количеством оттенков. Принять участие

Международный творческий конкурс поделок «Осенняя кладовая» :

icon 3

Международный творческий конкурс поделок «Осенняя кладовая»
Наступила замечательная осенняя пора и появилось много свободного времени для того, чтобы сотворить что-то интересное, красивое и оригинальное своими руками. Принять участие

Всероссийские конкурсы для дошкольников:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Магия аппликации»
На конкурс принимаются авторские работы детей, сделанные совместно с воспитателем или родителями в технике «аппликация». Возраст участников 3-7 лет. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Краски осени»
На конкурс принимаются авторские рисунки детей на тему осени, сделанные совместно с воспитателем или родителями. Возраст участников 3-7 лет. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Юный артист»
На конкурс принимаются работы в виде фотографий праздников, выступлений на сцене, а также других фотографии или видео в соответствии с номинацией конкурса. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «МОЯ СЕМЬЯ»
На конкурс принимаются авторские работы детей, сделанные совместно с воспитателем или родителями на тему семья. Возраст участников 3-7 лет. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Мои поделки»
На конкурс принимаются авторские поделки ребят, сделанные совместно с воспитателем или родителями. Возраст участников 3-7 лет. Поделка может быть выполнена из любого природного материала. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс поделок из пластилина для дошкольников «Пластилиновый мир»
На конкурс принимаются авторские поделки ребят, сделанные совместно с воспитателем или родителями из пластилина. Тематика работ любая. Возраст участников 3-7 лет. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «МАША И МЕДВЕДЬ»
На конкурс принимаются авторские поделки ребят посвященный мультфильму «Маша и Медведь». Возраст участников 3-7 лет. Принять участие

Всероссийский конкурс «Добрые дела»:

icon 3

Всероссийский конкурс «Добрые дела»
Тема волонтерства в наши дни актуальна как никогда. Помощь требуется многим людям. Особенно она нужна тем, кто находится в трудной жизненной ситуации: пожилым людям, людям с ОВЗ, и.т.д Принять участие

Всероссийский конкурс, посвященный ЗОЖ «Наше здоровье»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Радуга здоровья»
На данный конкурс принимаются работы (фотографии, презентации, рисунки, рассказы, спортивные мероприятия, видеоролики, плакаты) на тему: «Здоровый образ жизни» Принять участие

Всероссийский творческий конкурс «Парад талантов»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Парад талантов — 2021»
Приглашаем принять участие в творческом конкурсе дошкольников, школьников и студентов. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс педагогов «Парад талантов — 2021»
Приглашаем принять участие в творческом конкурсе педагогов: учителей, преподавателей, воспитателей,и.т.д. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Парад талантов — 2022»
Приглашаем принять участие в творческом конкурсе дошкольников, школьников и студентов. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс педагогов «Парад талантов — 2022»
Приглашаем принять участие в творческом конкурсе педагогов: учителей, преподавателей, воспитателей,и.т.д. Принять участие

Международный творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга талантов» :

icon 3

Международный творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга талантов»
Мы приглашаем детей и учащихся с ОВЗ принять участие в нашем творческом конкурсе и ждем от Вас ярких и интересных работ. Принять участие

Всероссийский творческий конкурс «Моя любимая книга» :

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Моя любимая книга»
Все любят читать. Книги приходят в нашу жизнь с самого детства. Прочитанная книга всегда оставляет самые приятные воспоминания. Принять участие

Всероссийский конкурс презентаций студентов «Доступное знание»:

icon 3

Всероссийский конкурс презентаций студентов «Доступное знание — 2021»
Для участия в данном конкурсе принимаются презентации (не более 15 Мб) на различные тематики. Принять участие

icon 3

Всероссийский конкурс презентаций студентов «Доступное знание — 2022»
Для участия в данном конкурсе принимаются презентации (не более 15 Мб) на различные тематики. Принять участие

Всероссийский конкурс для воспитанников ДОУ «Ступени творчества»:

icon 3

Всероссийский конкурс для воспитанников ДОУ «Ступени творчества»
На конкурс принимаем рисунки, поделки, аппликации воспитанников ДОУ на любые темы. Принять участие

Всероссийский экологический конкурс «Природа — наше богатство!»:

icon 3

Всероссийский экологический конкурс «Природа — наше богатство!»
На планете Земля Россия занимает лидирующие позиции в различных рейтингах самых загрязненных стран с плохой экологией. Этой проблеме нужно уделить особое внимание, и каждый человек с детства может внести свой вклад в ее решение. Принять участие

Всероссийский конкурс фотографий «Вспышка»:

icon 3

Всероссийский конкурс фотографий «Вспышка»
На конкурс принимаются Ваши фотографии на любые темы! Принять участие

Международный конкурс исследовательских проектов «Мои научные исследования»:

icon 3

Международный творческий конкурс исследовательских проектов «Мои научные исследования»
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя Принять участие

icon 3

Международный конкурс исследовательских проектов «Научное познание»
Для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить исследовательский проект на любую тему. Принять участие

Всероссийский фестиваль творческих работ «Талантами славится Россия»:

icon 3

Всероссийский фестиваль творческих работ «Талантами славится Россия»
Фестиваль проводится с целью создания возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала школьников, студентов и педагогов. Принять участие

Всероссийский творческий конкурс «Красота природы»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Красота природы»
Природа — это наш большой дом, мы живем в ней. Мы наслаждаемся красотой природы, но нужно помнить, что к ней также нужно и бережно относиться. Принять участие

Международный творческий конкурс для школьников «Моя презентация»:

icon 3

Международный творческий конкурс школьников «Моя презентация»
В современном мире презентация стала занимать одно из важных мест. С её помощью появилась возможность представить материал как структурированную информацию, подчинённую алгоритмическому порядку. Принять участие

Всероссийский конкурс «Творческий потенциал педагога»:

icon 3

Всероссийский конкурс «Творческий потенциал педагога»
Педагог – это творческая профессия! «Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия», — Белинский В. Г. Принять участие

Международный творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наш прекрасный мир» :

icon 3

Международный творческий конкурс для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наш прекрасный мир»
Занятия творчеством позволяют детям с ограниченными возможностями здоровья научиться созидать, развить мелкую моторику, развивают творческое мышление, терпение, ответственность. Принять участие

Международный творческий конкурс, посвященный Правилам дорожного движения «Безопасная дорога»:

icon 3

Международный творческий конкурс рисунков «Безопасная дорога»
Главными задачами конкурса являются пропаганда грамотного, безопасного поведения несовершеннолетних на дороге, развитие творческой активности детей при знакомстве с правилами безопасного поведения на дорогах Принять участие

Всероссийский творческий конкурс «Чудесные уголки нашей Родины»:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс «Чудесные уголки нашей Родины»
Родной край для каждого человека неповторим и уникален и заслуживает того, чтобы все о нем узнали. Предлагаем Вам принять участие в нашем творческом конкурсе и рассказать о Вашей малой Родине! Принять участие

Международный творческий конкурс «Живой мир природы»:

icon 3

Международный творческий конкурс «Живой мир природы»
Живой мир — это всё, что окружает нас. Он привлекает наше внимание и радует нас своей природной, непосредственной красотой. Принять участие

Всероссийские творческие конкурсы для школьников:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Я исследователь»
На конкурс принимаются ваши практические и теоретические исследовательские работы и проекты. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Моя будущая профессия»
На конкурс принимаются презентации, фотографии, рисунки и рассказы о профессиях, которыми вы хотите овладеть. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Публицистика»
На конкурс принимаются любые ваши литературные работы: рассказы, сказки, стихи, сочинения и т.д. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Стенгазета»
На конкурс принимаются презентации и фотографии стенгазеты вашего класса, группы, коллектива Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Актерское искусство»
На конкурс принимаются аудиозаписи, фото и видео материалы сценических коллективов, классов, групп и чтецов. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Домашние питомцы»
На конкурс принимаются любые выполненные вами и творчески оформленные работы, рассказывающие о ваших любимцах: собачках, кошечках и т.д. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Моё любимое блюдо»
На конкурс принимаются презентации, фотографии, рисунки и рассказы о вашей любимой каше, конфете, варенье и т.д. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Мой главный праздник»
На конкурс принимаются любые выполненные вами и творчески оформленные работы, рассказывающие о вашем самом любимом празднике. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Мои достижения»
На конкурс принимаются презентации, фотографии, рисунки и рассказы о достижениях, которыми вы гордитесь. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Мои наблюдения»
На конкурс принимаются ваши наблюдения за людьми, живой и не живой природой, процессами, в виде презентации, фотографии, рисунки и рассказов Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Моя компьютерная графика»
На конкурс принимаются компьютерные рисунки, обработанные вами изображения и т.д. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Моя любимая книга»
На конкурс принимаются рассказы о книгах, которые произвели на вас неизгладимое впечатление, заставили вас ещё и ещё раз их перечитывать. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Я люблю спорт»
На конкурс принимаются презентации, фотографии, рисунки и рассказы о ваших спортивных достижениях и любимых видах спорта. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Я составляю кроссворд»
На конкурс принимаются любые выполненные вами и творчески оформленные работы, содержащие вопросы, пустую сетку кроссворда, заполненную сетку кроссворда с ответами. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Лучший реферат»
На конкурс принимаются реферативные работы учащихся. Реферат может быть как информационно-описательным, так и с элементами исследовательской деятельности. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Вокальное искусство»
На конкурс принимаются аудиозаписи, фото и видео материалы выступлений сценических коллективов, классов, групп и чтецов. Под вашим руководством или участием. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для школьников «Мои поделки»
На конкурс принимаются фотографии любых ваших поделок из любых материалов: пластилина, бумаги, дерева и т.д. Принять участие

Всероссийские творческие конкурсы для педагогов и воспитателей:

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для педагогов и воспитателей «Мой педагогический проект»
На конкурс представляются проектные работы по различным темам. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для педагогов и воспитателей «Публицистика»
На конкурс принимаются любые ваши литературные работы: рассказы, сказки, стихи, сочинения и т.д Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для педагогов и воспитателей «Актерское искусство»
На конкурс принимаются аудиозаписи, фото и видео материалы выступлений сценических коллективов, классов, групп и чтецов. Под вашим руководством или участием. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для педагогов и воспитателей «Лучшее оформление кабинета»
На конкурс принимаются фотографии стендов в кабинете, презентации и рассказы о том, как вы и ваши воспитанники оформляете классный кабинет Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для педагогов и воспитателей «Вокальное искусство»
На конкурс принимаются аудиозаписи, фото и видео материалы выступлений сценических коллективов, классов, групп и чтецов. Под вашим руководством или участием. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для педагогов и воспитателей «Мой праздник»
На конкурс принимаются любые выполненные вами и творчески оформленные работы, рассказывающие о празднике, подготовленном и проведённом вами. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для педагогов и воспитателей «Мои видеозаписи»
На конкурс принимаются видео материалы, снятые вами на: сотовый телефон, цифровой фотоаппарат, видеокамеру, имеющие отношение к педагогической деятельности. Принимаются как индивидуальные, так и коллективные работы. Принять участие

Всероссийские творческие конкурсы для студентов:

icon 3

Всероссийский конкурс учебных проектов «Проект студента — 2021»
На конкурс принимаются ваши практические и теоретические исследовательские работы и проекты. Принять участие

icon 3

Всероссийский конкурс учебных проектов «Проект студента — 2022»
На конкурс принимаются ваши практические и теоретические исследовательские работы и проекты. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для студентов «Мой интернет портал»
На конкурс принимаются ваши практические и теоретические исследовательские работы и проекты. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для студентов «Мои поделки»
На конкурс принимаются фотографии любых ваших поделок из любых материалов: пластилина, бумаги, дерева и т.д. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для студентов «Лучший реферат»
На конкурс принимаются реферативные работы учащихся. Реферат может быть как информационно-описательным, так и с элементами исследовательской деятельности. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для студентов «Публицистика»
На конкурс принимаются любые ваши литературные работы: рассказы, сказки, стихи, сочинения и т.д. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для студентов «Моя будущая профессия»
На конкурс принимаются презентации, фотографии, рисунки и рассказы о профессиях, которыми вы хотите овладеть. Принять участие

icon 3

Всероссийский творческий конкурс для студентов «Стенгазета»
На конкурс принимаются презентации и фотографии стенгазеты вашего класса, группы, коллектива Принять участие

Итоговое сочинение 2021-2022 учебного года: как подготовиться к написанию? Даты проведения, темы и направления итогового сочинения по литературе

Появилась информация, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки предал гласности официальные данные по причине написания итогового сочинения на будущий учебный год. Для реализации работы предоставляется некоторое количество дней, главным днем является 1 декабря 2021 года.

Добавочно выделяется 2 февраля 2022 и 4 мая 2022 года. Какая тема будет предоставлена для написания итогового сочинения, и как приготовиться к экзамену, узнаете тут.

Какие темы предоставлены для написания сочинения

Обычно, тема для написания итогового сочинения предоставляется учащимся на выбор. Известен перечень литературы, который поможет приготовиться к сочинению на всякую из избранной темы.

Предлагаются на выбор подобные темы:

  • цивилизация и технологии;
  • преступление и наказание;
  • кому на Руси жить отлично;
  • книжка – про меня;
  • дорога в жизни человека.

Любая из тем изучается исходя из убеждений ученика, раскрывается главная проблематика сочинения, либо посвящается возлюбленному произведению. Кроме того это тесновато соединено с российской литературой, в том числе, произведениям писателя Достоевского. Изучается положительное либо отрицательное воздействие технологических заслуг на население земли и описание собственного миропонимания, делая упор на персонажей из литературы.

Исходя из предпочтений, каждый ученик сумеет избрать себе пригодную тему, заблаговременно приготовиться, прочесть литературу и непревзойденно сдать экзамен.

Во время проведения письменной работы обучающимся запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио-и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

В прошлом году итоговое сочинение (изложение) началось в 10:00 по местному времени и продолжалось три часа 55 минут. Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания увеличили на полтора часа. Рекомендуемый объем сочинения составлял не менее 350 слов, изложения — не менее 200 слов.

Как приготовиться к написанию сочинения

Прежде всего нужно обусловиться с темой. Не стоит выбирать несколько, лучше обусловиться с одной, и выяснить рекомендуемый размер написания. Обычно, на реализация этого задания даётся менее 3 часов, оно не должно превосходить больше чем 350 слов. Однако и сочинение, где будет написано меньше 250 слов, не будет рассматриваться.

Учащимся стоит направить внимание на свою чёткую позицию в плане литературы, изучения персонажей и собственного миропонимания. Обычно, можно опираться на цитаты из литературы, на мнение персонажей, всё же комиссия будет изучать конкретно точку зрения и раскрытие проблематики со стороны ученика. Необходимо помнить, что все сочинения кропотливо проверяются на антиплагиат, потому всецело цитировать абзацы из возлюбленного произведения не стоит.

Наверное каждый осознает, что и орфография, исправления и любые помарки также неприемлимы, заблаговременно стоит поработать над почерком, чтоб у комиссии не появлялось вопросов. Не надо откладывать в длинный ящик подготовку: если начать на данный момент, то ко времени написания сочинения гарантированно получится совладать с хоть какой избранной темой.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021-2022 учебного года

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Читайте также: Аннулирование QR-кодов в России: почему будет досрочная отмена куар-кодов? Какие пропуска прекратят

Источник zensovet.ru

В течение двух последних месяцев мы помогали школьникам готовиться к ИС: разбирали направления, делились произведениями для выбора аргументов, помогали справиться со стрессом. Пришло время подводить итоги: как прошел первый для одиннадцатиклассников экзамен?..

Напомним, итоговое сочинение — обязательный экзамен, который считается допуском к сдаче ЕГЭ по всем (!) предметам, традиционно проходит в декабре и проверяет умение выпускников формулировать, аргументировать точку зрения и знание программы по литературе (работа пишется с опорой на литературу).

Утром мы рассказывали, как с испытанием справились ребята из Республики Саха, но что насчет других регионов?.. Кто-то сильно волновался или посчитал работу трудной: «когда начали… я очень испугалась, что ничего не смогу написать», «было сложно, но я надеюсь что справилась», «мне не понравились темы». Некоторым, напротив, было легко. «Все прошло отлично, темы легкие», «все оказалось легче, чем могло бы быть», «все темы были наилегчайшими», — писали выпускники ВКонтакте, в одной из тематических групп по подготовке к экзамену. 

Однозначной оценки сложности итогового сочинения как и всегда нет: кто-то едва набрал необходимое количество слов, а кто-то чувствует, что «налил» много «воды». Кто-то уверен в аргументах, а кто-то неуверенно оценивает шансы на «зачет».

Например, Таня Панфилова из Москвы думает, что ИС осилила:

— Написала сочинение, темы сначала показались очень сложными, но в итоге выбрала «какую книгу вы можете порекомендовать друзьям». В качестве примеров привела «Зеленую лампу» А. Грина и «О мечте» С. В. Мизерова. Не испытывала ни волнения, ни какого-то негатива, думаю, написала работу хорошо.

Насчет подготовки, занималась еще с сентября в онлайн-школе, написала много тренировочных сочинений. Поэтому была готова к экзамену, даже хотелось побыстрее его сдать и забыть о нем. Я и многие мои друзья делали шпоры и, кстати, не зря. Я на сочинении проверяла имя, отчество и фамилию автора, но, думаю, справилась бы и без шпаргалки. Другие активно списывали: кто-то даже с телефонов. Это было несложно: экзамен проходил в нашей школе, еще и без камер. Удивило, что некоторые ребята ушли спустя примерно час: может, переписали уже готовые сочинения?.. Не знаю. Но я тоже справилась с работой быстрее, чем на пробниках.

Интересное совпадение: на ту же тему и с помощью тех же примеров рассуждал Владимир Кротов.

— Когда шел на экзамен, чувствовал, что готов и знаю много произведений. Отчасти поэтому, кстати, и не делал шпоры. К тому же знал, что в аудитории списывать нельзя, да и в туалете делать это рискованно. Другие, кажется, списывали: по крайней мере, выходили очень много раз.

Я взял четвертое направление и тему «произведение какого автора я бы порекомендовал другу». Немного странная формулировка, как по мне: просят назвать автора, а рассуждать надо, вроде, о книге. Написал, что читал много произведений, порекомендовал «Зеленую лампу» Грина. Во втором абзаце пересказал немного сюжет и написал, чему учит книга. Получилось 370 слов, вроде, «нормальным» языком. Но, думаю, с испытанием справился: готовился усердно.

Выпускнице, которая пожелала остаться анонимной, вопросы для рассуждения показались сложными: 

— Сразу скажу, что темы были неприятными, трудными и мне не нравились. Несколько вариантов отмела сразу, хотела взять «В чем может проявляться любовь к своему отечеству», но не знала, кого, кроме Андрея Болконского, привести в качестве примера. Вот тут я уже расстроилась: думала, ничего не напишу. Но у нас учителя сидели в соседнем кабинете, мы могли проконсультироваться. Мне помогли разобраться с сутью тем, и в итоге я рассуждала над цитатой А. А. Вознесенского «все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Думаю, «зачет» получу, но насчет максимума по всем критериям сомневаюсь: в своей же работе тяжело искать ошибки.

А Ксения Степанова из Стамбула уверена, что вникнуть в темы и правильно понять их мешало волнение:

— Насчет подготовки: ходила раз в неделю на занятия к своей преподавательнице по русскому. Каждый раз приносила по сочинению, учительница проверяла, указывала на ошибки, говорила оценку. Так я написала пять-шесть работ, во всех можно было поставить «зачет».

Выбрала направление «Преступление и наказание», тему — «Когда слово становится преступлением». В качестве аргументов привела «Бедную Лизу» и «Портрет Дориана Грея». Кстати, были темы и проще, но я осознала это позже, видимо, из-за волнения не смогла здраво оценить все темы. Думала, будет сложнее, но все равно первые минут 50, до того, как узнала тему, тряслись руки. Если честно, даже перед началом испытания не понимала, что сейчас будет экзамен. Вроде, всегда мечтала быть такой взрослой, сдавать экзамены, а в итоге казалось, что просто сочинение на уроке русского строчу, только зачем-то вписываю паспортные данные и сижу под камерами.

Оценки опубликуют на специальных сайтах для проверки баллов ЕГЭ и сообщат выпускникам в их школах. Результаты одиннадцатиклассники узнают не позднее 14 декабря. Для тех, кто не получит «зачет» с первого раза, есть два резервных дня: 2 февраля и 4 мая 2022 года.

  • Творческий проект по истории 6 класс сказки тысяча и одна ночь
  • Творческие задания по сказкам бианки
  • Творческое задание напишите сочинение по одной из пословиц на выбор бесполезно носить дрова в лес
  • Творческий проект составление киносценария по рассказу телеграмма паустовского
  • Творческие упражнения один из приемов работы при подготовке к сочинениям