Творческая тетрадь по литературному чтению 4 класс перспектива сценарий сказки кот и лиса

урок чтенияпо сказке кот и лиса подготовила: саркина т.в.учитель начальных классов мбоу сош10г.рузаевкатема урока: сказки и сегодня на уроке

 УРОК

 ЧТЕНИЯ

по сказке

 «КОТ И ЛИСА»

 Подготовила: Саркина Т.В.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№10»

г.Рузаевка

Тема урока: «Сказки» и сегодня на уроке у нас встреча со сказкой «Кот и лиса».

а) мы будем учиться читать правильно, выразительно;

б)говорить о поступках героев, и я уверена, что на этом уроке вы откроете для себя что-то новое.

ОБОРУДОВАНИЕ: деревенская изба, прялка, макет печи, волшебный клубочек, рисунки кота и лисы из сказок, портрет А.Н. Афанасьева и его сборник сказок.

                                             ХОД УРОКА:

   Сегодня, на встречу со сказкой нас поведет, нас поведет вот этот волшебный клубочек.

    Но прежде мы проверим домашнее задание. Клубочек катиться к вам.

  • Что было вам задано на дом?

(выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Вредный кот» по ролям и рисунки к этому стихотворению.)

                                              ВРЕДНЫЙ КОТ

  • Петь, здорово!
  • Здравствуй, Вова!
  • Как уроки?
  • Не готовы…

Понимаешь, вредный кот

Заниматься не дает!

                                                  Только было сел за стол,

                                                   Слышу: «Мяу…» —

                                                   «Что, пришел?

                                                   Уходи! — кричу коту. —

                                                   Мне и так… невмоготу!

                                                   Видишь, занят я наукой,

                                                   Так что брысь и не мяукай!»

                                                   Он тогда залез на стул,

                                                   Притворился, что уснул.

                                                   Ну и ловко сделал вид —

                                                   Ведь совсем как будто спит!

                                                   Но меня же не обманешь…

                                                   «А, ты спишь?

                                                   Сейчас ты встанешь!

                                                   Ты умен, и я умен!»

                                                   Раз его за хвост!

  • А он?
  • Он мне руки исцарапал,

Скатерть со стола стянул,

Все чернила пролил на пол,

Все тетрадки мне заляпал

И в окошко улизнул!

                                                   Я кота простить готов,

                                                   Я жалею их, котов.

                                                   Но зачем же говорят,

                                                   Будто сам я виноват?

                                                   Я сказал открыто маме:

                                                   «Это просто клевета!

                                                   Вы попробовали б сами

                                                   Удержать за хвост кота!»

Выставка рисунков.

  • А теперь я хочу послушать ваше чтение стихотворения по ролям.
  • Молодцы, вы очень хорошо читали. Оценки.
  • Ну, а теперь мы приступаем к теме нашего урока. Какая у нас тема? (Сказки).
  • А теперь — за сказкой.

Посмотрите, пред нами камень, а на нем что-то написано.

Прочитает………………………………………………………………………

                                         Прямо пойдешь —

                                         В сказку попадешь.

     Налево пойдешь —                                               Направо пойдешь —

     Быстро устанешь.                                               Ничего не найдешь.

  • Какую дорогу выбираем? (Пойдем прямо).

Эта прямая дорога нас зовет в деревню, где в каждой избе живет сказка. (макет деревенской избы).

Представьте себя в крестьянской избе и послушайте отрывок из стихотворения «Детство» И.З.Сурикова.

                                    В уголке согнувшись

                                    Лапти дед плетет.

                                    Матушка за прялкой —

                                    Молча лен прядет.

   И очень часто долгими, длинными вечерами, за прялкой рассказывали сказки.

  • Как вы думаете, почему сказку назвали русской народной?

   У каждого народа издревле существует культура звучащего слова, своеобразная устная литература. Это народное творчество принято называть фольклором.

   Сказка — это рассказ, не повесть, не стихотворение, которое мы читаем в книгах.

   Если подобрать к слову сказка однокоренные слова, то получится ряд слов, который раскроет нам его смысл.

  • Подберите к слову сказка однокоренные слова.

(сказка — сказывать — рассказывать).

   Сказка — это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном.

  • Ребята, а какие бывают сказки? (три типа)
  • Почему сказки называются волшебными?
  • Назовите волшебную сказку, которую вы читали.
  • Почему сказки называются бытовыми?
  • Назовите бытовую сказку, которую вы читали.
  • А еще вы называли сказки о животных. Какие это сказки?
  • Какие сказки вы читали о животных? («Лиса и журавль»).

   Вы мне сказали, что сказки сочиняет народ. Есть отдельные люди, которые слушают, записывают сказки. И один из них

                      Александр Николаевич Афанасьев (1826-1981 г.г.)            

                                           (портрет)

   Родился он в Богучаре Воронежской губернии. Сначала пошел по стопам отца — судейского чиновника — и поступил на юридический факультет Московского университета. Увлекся историей и этнографией (наука, изучающая происхождение и обычаи разных народов).

    После окончания университета Александр Николаевич служил в архиве Русского географического общества, редактировал журнал «Библиографические записки». Но главным трудом его жизни стало трехтомное собрание сказок. Сам Афанасьев не был собирателем сказок — лично им записанных произведений народного творчества в сборнике не более десятка. Он использовал материалы, уже собранные другими учеными. Например, писатель и лексикограф (ученый, изучающий словарный состав языка) В.И. Даль передал ему 150 сказок. Всего же их в сборнике около 640.

   С 1885 года начало выходить первое издание афанасьевского собрания сказок, печаталось оно «выпусками» (небольшими книжками), к 1883 году к читателям пришло восемь выпусков. А второе издание в четырех томах (три тома сказок и том примечаний) вышло в свет уже после смерти составителя — в 1873 году.

   Но прежде, чем приступить к работе с книгой, вы должны вспомнить и сказать правила пользования книгой.

   Сейчас мы с вами будем читать сказку «Кот и лиса».

   В ней много старинных слов. Давайте вместе с вами их прочитаем.

Бурмистр — староста, управляющий.

Шкодливый — безобразный.

Потчевать — угощать.

Дичинкой — дичь (птицы).

   А теперь сели все правильно, красиво. Аккуратно открыли книги, взяли указочки, внимательно следите за чтением сказки. Я начну читать, а вы продолжите.

  • Понравилась вам сказка?
  • Какая это сказка? Почему?
  • Какие герои живут в сказке?

   А сейчас представьте, что волшебный клубочек у каждого из вас. Катись клубочек по страницам. Расскажи о встрече кота и лисицы.

   Найдите в сказке то место, где лиса встречались с котом. Приготовьтесь к чтению по ролям. (Лиса, кот, автор).

  • Ребята, лиса-то у нас добрая, — ангел. Действительно ли так?

(Лиса — льстивая, хитрая, корыстная, лжива).

   Опишите характеры наших героев.

1 ряд — О КОТЕ

2 ряд — О ВОЛКЕ

3 ряд — О МЕДВЕДЕ.

   Мы описали черты характера главных героев сказки. Вы хорошо справились с этой работой. Молодцы!

   Сейчас пора нам отдохнуть. Как водилось у прабабушек — отдыхали и пели песни.

(РНП «В хороводе» песня — танец).

  • Ребята, давайте сделаем так, чтобы герои сказки ожили. Сейчас мы перечитываем отрывок по ролям, где лиса встретилась с волком.

а) чтение по ролям.

Молодцы! Оценки.

  • Ребята, посмотрите на доску, вы видите иллюстрацию к этой сказке. Найдите слова в сказке, которые соответствуют данной иллюстрации.

  А сейчас для вас интересная игра «УГАДАЙ-КА».

       Кот и лиса узнали, что мы читаем при них сказку и прислали свои портреты? (рисунки). Пусть ребята угадают и выберут, на каком рисунке изображены кот и лиса из этой сказки, которую сейчас прочитали.

  • Почему?

Молодцы ребята! Очень хорошо, что вы запомнили сказку и дали правильный ответ.

    Наш урок подходит к концу. Давайте вместе сделаем вывод.

  • С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?
  • Какую сказку читали?
  • Кто составитель сборника сказок?

Молодцы! Хорошо и т. д.

Спасибо за урок. Оценки за урок.

ИТОГ УРОКА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Творческая тетрадь по литературному чтению 4 класс перспектива сценарий сказки кот и лисаСценарий для постановки русской народной сказки в домашнем кукольном театре

Действующие лица:

Мужик
Кот
Лиса
Волк
Медведь
Заяц

Лес. Слева на переднем плане несколько деревьев. Посредине на переднем плане большое дерево, под ним кусты. Справа избушка Лисы. Слева из-за деревьев выходит Мужик. Он с трудом тянет за собой мешок, в котором шевелится и жалобно мяукает кот.

Кот

Пожалей меня, хозяин!
Ой, куда меня несут?

Мужик (со вздохом)

Всяк судьбу сам выбирает!

Кот (отчаянно)

Не бросай меня в лесу!
Я пушистый, я хороший,
Песни я умею петь!

Мужик

Ты сметану съел?

Кот

Нет, лошадь!

Мужик

Хватит врать!

Кот

Тогда медведь!

Мужик

Ну а кто мышей не ловит?
Разорили мне весь дом.
Съели хлеб, мешок моркови –
Все, добытое трудом!

Кот

Ты, хозяин, не волнуйся,
С ними я договорюсь.

Мужик выпускает кота из мешка.

Мужик

Ты ко мне во двор не суйся,
Сам я с ними разберусь.
Заведу кота другого,
Что не дрыхнет на печи.

Кот бросается мужику в ноги.

Кот

Нет, хозяин!

Мужик

Все, ни слова!

Мужик поворачивается и уходит из леса.

Кот (возмущенно)

Душегубы! Палачи!
Я ему служил три года –
Каждый год за десять лет.
Он же из-за бутерброда
Отправляет на тот свет!
Охранял я печь исправно,
Днем и ночью, в дождь и в снег.
Член семьи я полноправный,
Я в деревне лучше всех!
Ничего, еще поймет он,
Что такого не найти.
Эх, остался без работы!
И куда теперь идти?

Кот с опущенной головой медленно идет к большому дереву. Ему навстречу из-за кустов появляется Лиса. Кот сразу же задирает нос кверху.

Лиса

Добрый молодец, скажись,
Кто таков, откуда?
Ты со мною подружись,
Другом верным буду.

Кот

Я редчайший в мире зверь,
Аглицкой породы.
К вам за тридевять земель
Прислан воеводой!
Котофей Иваныч я,
Жалуйте, любите!

Лиса (заискивающе)

Ой, простите вы меня,
Строго не судите!
Дом мой лучше всех в лесу,
В нем живу одна я.

Лиса обнимает Кота.

Лиса

Котик, ты уважь Лису,
Буду как родная!
А ты часом не женат?

Кот

Холост!

Лиса

Вот и славно!

Кот

Да, супруга мне нужна.
Чур, я в доме главный!

Кот и Лиса идут к дому Лисы и заходят внутрь. Через некоторое время из дома выходит Лиса с корзинкой, а в окно выглядывает Кот.

Лиса

Милый Котик, я пойду,
Уточку добуду.

Кот

Ладно, Лисонька, я жду.

Лиса

Через часик буду!

Кот скрывается в доме, а Лиса идет к большому дереву.

Лиса (поет)

Красны девицы, не ждите,
Сами замуж выходите,
Ведь за мужниной спиной
Как за каменной стеной!

Лиса выходит из-за большого дерева. Навстречу ей из-за деревьев слева выходит Волк.

Волк (хрипло)

Эй, Лиса! Куда идешь?
Что несешь в лукошке?
Мне отдай!

Волк пытается заглянуть в лукошко. Лиса отскакивает в сторону.

Лиса

А ну не трожь!
Прочь уйди с дорожки!

Лиса пятится, Волк наступает.

Лиса

Угощения не жди!

Волк (грозно)

Я тебя сильнее!

Лиса

Вот пожалуюсь, гляди,
Мужу Котофею.
Даст тебе он лапой в лоб!

Волк (с недоумением)

И откуда взялся?!
Да и кто такой он, чтоб
Я его боялся?

Лиса (гордо)

Он редчайший в мире зверь,
Аглицкой породы.
К нам за тридевять земель
Прислан воеводой!
Котофея самого
Я теперь супруга!

Волк почтительно отходит.

Волк

Вот взглянуть бы на него,
Хоть глазком, подруга!

Лиса

Что ты, что ты! Котофей
Больно зверь сердитый –
Съест на завтрак сто чертей
И не будет сытым!
Не придешься, братец, вот
Ты ему по нраву,
Не ровен час, задерет,
Он имеет право!

Волк (испуганно)

Что же делать? Как мне быть?

Лиса

Принеси барашка.
И не вздумай в дом входить,
Жди нас у овражка.
Да получше схоронись,
Чтобы не обидел.
А теперь с дороги брысь!

Волк

В жизни я не видел,
Чтобы кто так лютовал!
Будет вам барашек.
Передай, что я желал
Деток вам, близняшек.

Волк кланяется и убегает, скрываясь за большим деревом. Лиса идет дальше.

Лиса (поет)

Если мужа уважают,
То жену не обижают –
Я за мужниной спиной
Как за каменной стеной!

Лиса скрывается в лесу слева. Из-за кустов под большим деревом вылезает Медведь и медленно идет к лесу.

Медведь (поет)

День в малиннике пробудешь,
Сытым все равно не будешь!
Хватит лопать ерунду,
В лес за медом я пойду!

Из леса слева навстречу Медведю выходит Лиса с уткой и пытается пройти мимо него. Медведь ее останавливает.

Медведь

Стой, Лиса. Давай сюда
Утку и лукошко.
Может быть, тебе тогда
Уступлю дорожку.

Лиса

Косолапый, прочь с пути!

Медведь (грозно)

Я тебя сильнее!

Лиса (ехидно)

Вот пожалуюсь, гляди,
Мужу Котофею.
Он тебя не пощадит!

Медведь (озадаченно)

С ним я не встречался.
Он охотник аль бандит,
Чтобы я боялся?

Лиса (гордо)

Он редчайший в мире зверь,
Аглицкой породы.
К нам за тридевять земель
Прислан воеводой!
Котофея самого
Я теперь супруга!

Медведь пятится.

Медведь

Поглядеть бы на него
Хоть глазком, подруга.

Лиса

Что ты, что ты! Муж-то мой
Больно зверь сердитый –
Страшно даже мне самой,
Быть боюсь убитой.
Не придешься, братец, вот
Ты ему по нраву,
Не ровен час, задерет,
Он имеет право!

Медведь (испуганно)

Что же делать? Как мне быть?

Лиса

Принеси быка нам.
И не вздумай в дом входить.

Медведь

Я входить не стану!

Лиса

Да получше схоронись,
Чтобы не обидел.
Я спешу, посторонись!

Медведь пропускает Лису, она идет к своему дому.

Медведь (задумчиво)

Поживем – увидим!

Медведь уходит в лес, а Лиса входит в дом. Через некоторое время слева из-за деревьев выходит Волк с барашком и направляется к большому дереву.

Волк (дрожа)

Страшно как, ну просто жуть!
Боязно, нет мочи!

Волк, не дойдя до дерева, садится.

Волк

Надо отдохнуть чуть-чуть,
Что-то страшно очень!

Из-за деревьев слева появляется Медведь с быком, подходит к Волку и останавливается.

Медведь

Эй, здорово, брат Левон ,
Далеко ль с поклажей?

Волк (со вздохом)

К Котофею на поклон.

Медведь (тоже со вздохом)

Да и я туда же!

Медведь и Волк, каждый со своим подарком, подходят к дому Лисы. Подарки оставляют, а сами возвращаются к большому дереву.

Медведь

Слышь, сходи-ка, постучи,
Только ты потише.

Волк (шепотом)

Ты, Михалыч, не кричи,
Вдруг они услышат.
Ох, туда я не пойду,
Лучше ты попробуй.

Медведь (тоже шепотом)

Нет, я лучше подожду,
Он ведь зверь особый!

Из-за деревьев слева выбегает Заяц.

Волк

Стой! Иди сюда косой!
Ты нам очень нужен.

Медведь

Позови кота с лисой,
Здесь лежит их ужин.

Заяц бежит к избушке.

Медведь (Волку)

Я на дерево полез,
Надо схорониться!

Медведь карабкается вверх и устраивается на макушке дерева. Волк пытается забраться, но у него ничего не получается. Он прячется в кустах.

Волк

Ладно, времени в обрез.
Да и так сгодится!

Заяц стучится в избушку.

Заяц

Есть кто дома? Туки-тук!
Эй, гостей встречайте!
Выходите! Туки-тук!
Где вы? Открывайте!

В окно выглядывает Лиса.

Лиса

Что за гости? Кто пришел?

Заяц (испуганно)

Волк пришел с медведем.

Лиса

Это очень хорошо.
(в избушку)
Милый, к нам соседи.

В доме раздается грохот. Заяц бежит до самого леса и прячется за деревьями. Волка за кустами не видно. Медведь пригибает голову. Лиса исчезает в доме и вскоре выходит из него вместе с Котом. Медведь выглядывает.

Медведь (Волку)

Что-то ростом не велик,
С виду неказистый.
Зря подарки принесли!
Но какой пушистый!

Вдруг Кот набрасывается на подарки.

Кот

Мау! Мау!

Медведь (Волку)

Не велик,
Но прожорлив очень!
«Мало, мало!» – говорит,
Съесть и нас захочет.

Голос Волка (Медведю)

Дай я тоже погляжу,
Сквозь листву не видно.

Медведь

Вот обжора, просто жуть!
Как ему не стыдно!?

Волк выглядывает из-за кустов. Кусты качаются. Кот прыгает в кусты и вцепляется в Волка.

Кот

Мяу! Здесь, наверно, мышь!
Я ее поймаю!

Волк (в ужасе Медведю)

Помоги, чего сидишь?
Он меня ломает!

Волк сбрасывает Кота и убегает в лес. Кот карабкается на дерево.

Медведь (в панике)

И меня он углядел,
Надо мне спасаться!

Медведь падает с дерева и убегает в лес вслед за Волком.

Медведь

Он убить меня хотел!
Помогите, братцы!

Медведь исчезает за деревьями, Лиса подходит к дереву.

Лиса (вслед Медведю и Волку)

Эй, бегите, а не то
Разорвет на части!

Кот спускается вниз. Лиса гладит Кота по голове.

Лиса

Замужем быть за котом –
Это просто счастье!

Лиса и Кот забирают подарки и уходят в дом.

Литературное чтение 4 класс Коти творческая тетрадь

Автор:

Издательство:

Просвещение 2016

Серия: Перспектива

Тип книги: Творческая тетрадь

Рекомендуем посмотреть

  • Литературное чтение 4 класс Коти творческая тетрадь

Литературное чтение нужно для того чтобы ребенок научился правильно, выразительно и без ошибок читать. Это надо не только для обучения, но и для дальнейшей жизнедеятельности и социализации школьника. Как он будет устраиваться на работу, общаться с людьми и заполнять документы, если он не освоит элементарное прочтение текстов? Именно поэтому в школе есть такая дисциплина как литература. Оно научит младшеклассника читать, изменяя темп речи, тон голоса и интонацию при прочтении произведений литературы. А ГДЗ по литературному чтению 4 класс творческая тетрадь Коти поможет абсолютно каждому обучающему в освоении этого предмета. Даже если вам кажется, что литературоведение – это не ваша стезя, то вы ошибаетесь. Просто у вас еще никогда не было такого персонального самоучителя как наш комплекс.

Почему вам необходимо онлайн-ГДЗ по литературному чтению за 4 класс творческая тетрадь Коти

Если вы хоть раз воспользуетесь нашим подспорьем, то вы пожалеете, что ранее не обнаружили его. Ведь тот материал, который мы предоставляем, ясен и понятен абсолютно каждому. Вот почему так любят и уважают нашу книгу:

  • тексты изложены простым и понятным языком, который не вызывает затруднений при расшифровке;
  • пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС;
  • материал полностью проверен на наличие ошибок, опечаток, поэтому качество представленной информации гарантировано;
  • портал открыт круглосуточно, поэтому в любой момент можно его открыть, даже не отвлекаясь от своих дел;
  • сайт имеет легальный статус, поэтому никому не запрещено пользоваться им;
  • вы найдете ответ на все интересующие вас вопросы и даже больше;
  • каждое задание прокомментировано, поэтому у вас не возникнет вопросов по поводу правильности его выполнения.

Заглядывайте хотя бы иногда в онлайн-ГДЗ по литературному чтению за 4 класс творческая тетрадь автора: Коти, Т. Ю. Оно станет вашим верным другом и спутником на протяжении всего года обучения.

Стоит отметить, что за столько лет использования учебника, мы не получили ни одного негативного отзыва. Наших специалистов хвалят и благодарят за такой универсальный сайт, которым может воспользоваться каждый, когда это станет необходимо.

Какие результаты будут достигнуты, если применять онлайн-решебник по литературному чтению 4 класс творческая тетрадь Коти

Ваш младшеклассник добьется успехов в будущем и получит следующие компетенции:

  1. Станет активно использовать коммуникативные средства при решении многих задач.
  2. Сформирует умение понимать причины удачной и неудачной учебы, а также способности конструктивно принимать решения даже в случае провала.
  3. Овладеет способностью принимать и сохранять задачи и цели и искать средства для их реализации.
  4. Продолжит формировать ЗУНы планирования, контроля и оценки своих действий в учебе в соответствии с заданными параметрами.
  5. Сможет овладеть логическими действиями при проведении анализа, сравнения, сопоставления и выявлении причинно-следственных связей и логических цепочек.

Чему научится школьник при работе с Готовыми домашними заданиями по литературному чтению 4 класс творческая тетрадь автора: Коти, Т. Ю.

Вот каких успехов достигнет учащийся, если не станет отказываться от нашей безвозмездной помощи:

  1. Сможет осуществить поиск нужных сведений для того чтобы выполнить порученные задания с применением специальной литературы.
  2. Научится устанавливать аналогии.
  3. Сможет овладеть рядом общих приемов для решения поставленных задач.
  4. Сориентируется на разнообразие способов решения заданий.
  5. Сможет построить устные и письменные сообщения, которые будут понятны адресату.
  6. Проявит познавательную инициативу при взаимодействии с одноклассниками и педагогами разных сфер.
  7. Освоит то, как нужно выбирать информацию во время ее прослушивания и фиксировать на бумажном носителе.

Наше пособие поможет вашему ребенку учиться без проблем и сложностей, будет помогать ему в трудных ситуациях. Но нам потребуется помощь взрослого человека, а именно, преподавателей и родителей. Почему? Потому что дети в таком возрасте не понимают всей серьезности подготовки к самостоятельным действиям. Они начинают хитрить и умудряются списывать задания, решенные нашими специалистами. Но старшее поколение должно объяснить малышу, что списывать – плохо. Таким образом он не научиться, а только заслужит хорошие оценки. Но этого не достаточно для дальнейшего обучения. Стоит убедить ребенка в том, что ГДЗ предусмотрено не для того чтобы облегчить жизнь детям и предоставить готовую «домашку». А затем, чтобы дать образец, на который можно опереться в тот момент, когда не знаешь, как поступить.

IV.Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Чтение разговора Насти с папой – стр.194 в учебнике Р.Н. Бунеева «В одном счастливом детстве» (часть 1)

• Сказка – это жанр устного народного творчества. Они появились много веков назад, когда люди еще не умели читать и писать. Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать их начали только в 19 веке.

• Оказалось, что очень многие сказки, рассказанные в разных местах, похожи друг на друга. Более того, когда стали сравнивать сказки разных стран и народов, оказалось, что и они похожи.

• Но здесь нет никакой тайны. Просто главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочиняли простые люди, в них они выразили свою мечту, и оказалось, что слабый и бедный мог стать сильным и богатым, потому что он умен, добр и справедлив.

• Люди хотели быстрее передвигаться, научиться летать – и их фантазия создавала ковры – самолеты и сапоги – скороходы. Животные в сказках заговорили, как люди, и очень напоминали людей.

Вопросы после чтения:

• Что такое сказка? (жанр устного народного творчества)

По авторской принадлежности сказки бывают …(авторские и народные)

• Какие виды сказок по содержанию вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)

• Кто умело рассказывал сказки? (сказители)

• Назовите сказочные приметы (троекратный повтор, волшебные предметы, заклинания)

• Что объединяет сказки разных народов? (главная тема — борьба добра со злом)

— Вы, наверное, уже догадались о ком сказка ?(про кота и лису)

— Сегодня мы познакомимся со сказкой «Кот и Лиса» и в конце урока вы мне сами скажете, какая это сказка по содержанию.

-Какие виды сказок знаете?

Выступление ребят:

1 ученикВолшебная сказка

В волшебных сказках волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою, их называют помощниками. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар.

2 ученикБытовая сказка

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

3 ученикСказка о животных

Один из древнейших жанров фольклора (анималистические). В них переплелись рассказы о происхождении зверей и птиц, мифы о тотемных животных. Эти отголоски первобытных верований соединяются с живыми наблюдениями над повадками зверей и птиц. Пространственный мир ограничен обстановкой русской деревни. Число действующих лиц ограничено, т.к в сказке поднимаются проблемы и тут же предлагается ее решение. Все события происходят на земле, в реальном мире, а поэтому и проблемы земные, понятные для начальной школы. Животные в сказках думают и говорят.

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

Физминутка «Танцуй веселей с киской Алиской»

  1. Словарная работа

otkrytyi urok po litieraturnomu chtieniiu po tiemie russkaia narodnaia skazka kot i lisa 4

На столах словарики. Работа со словарём. Объяснение слов.

3.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

— Вам понравилась сказка?

— Кто главный герой сказки?

— Что запомнилось из сказки?

— Какие звери есть в сказке?

— Каким показался вам кот на первый взгляд, из прочитанной сказки?

4.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

— Как вы думаете, почему мужик решил избавиться от кота? (Унес в лес. Кот доставлял неприятности своему хозяину).

— Как вы думаете, почему лиса никогда не видела котов? (Лиса – дикое животное, она живет в лесу)

— Какие устаревшие слова вам встретились? (воевода-Предводитель войска, военачальник)

— Какой вывод вы можете сделать? (

— Подумайте, что можете сказать про кота, какой он? (хитрый и находчивый). Раз слова есть устаревшие – значит, сказка старая).

— В чем проявились находчивость и хитрость? (Быстро сообразил, как ответить лисе.)

Учитель: Что можете сказать про лису? (сообразительная, хитрая).

— В чем это проявилось? Вспомните, как отреагировала сначала лиса на заявление кота о том, что он воевода? (Дети инсценируют этот эпизод)

— Как вы думаете, а потом меняется ли интонация? Почему? Что задумала лиса? (Лиса сразу сообразила, какую пользу может ей принести кот. Ведь она во всех сказках хитрая)

— Можем ли мы сейчас еще сказать, что объединяет этих животных?

-Чем они похожи друг на друга? (Возможно, эти два зверя очень похожи по своим чертам: оба хитрые и ловкие. Может, именно поэтому народная традиция соединяет их вместе).

-Найдите подтверждение из текста, как представился кот лисе? (По имени и отчеству)

— А лиса? Почему? Подумайте над этим вопросом в паре. (Животные говорят и действуют, как люди, поэтому мы встречаем в сказках такие обращения).

-Как изменилась жизнь кота и сам кот?

-Почему лиса заботилась о нем? (Он стал жить припеваючи. Лиса заботилась о нем, как будто не замечая его трусливости)

— Как теперь кота зовут? Сравните имя Котофей с другими именами: Тимофей, Еремей. Эти имена сейчас встречаются очень редко. И этот факт тоже говорит о том, что сказке много лет.

-Какие повадки все-таки у Котофея Ивановича такие же, как и у настоящих домашних котов? (Он любит рыбу, гоняется за мышами)

— Какие припасы отправилась добывать лиса? (Еду, птицу)

— Что можно сказать о лисе? (верная жена, хлопотливая, заботливая хозяйка, находчива и изобретательна)

— Кто повстречался лисе? Что она им говорила?

— Сколько зверей встретила лиса? (троих).

ФИЗМИНУТКА для глаз

Один из признаков сказок: троекратный повтор – 3 раза повторяется похожая ситуация, лиса им говорит одно и то же. Как вы думаете, догадаются ли волк и медведь, что Котофей Иванович – обыкновенный кот?

— Проверим свои предположения по ходу чтения

Чтение сказки хорошо читающими учениками

— Подтвердились ли наши предположения по содержанию сказки?

— Почему это сказка, а не рассказ?

— Кто автор этой сказки? (народ)

— Понравилось вам это произведение? Были ли моменты, когда вы волновались, переживали? Что бы вы хотели изменить в этой сказке .

— Подумайте и скажите, каким качеством обладал этот кот в сказке (Шкодливый, озорной, вредный, трусливый, находчивый, предприимчивый, хитрый).

— Кто оказался смелее: волк, медведь или заяц? Расскажите, как кот напугал волка и медведя? Почему кот оказался победителем? Кто оказался хитрее всех?

— Во всех сказках этот персонаж ловок, удачлив, предприимчив, находчив — качества, которыми слушатель не может не восхищаться. И в то же время лиса — притворщица, воровка, расчетливая, злопамятная, жестокая. Отношение к ней рассказчика и слушателей двойственное. Чаще умной бывает лиса, особенно в тех случаях, когда противник сильнее. При другом сочетании: лиса и рак, лиса и дрозд, лиса и дрозд, лиса и кот, лиса и петух — выигрывает слабый, а лиса осмеивается.

— Что можно сказать о лисе? (Лиса хитрая, умная, сообразительная).

— А какими предстают перед нами волк и медведь? (трусливые, глупые).

— Как заканчивается сказка?

— В каком месте вы бы захотели изменить сказку?

— Как вы думаете, зачем народ придумал эту сказку?)

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием чувств и переживаний лирического героя; анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

5. Работа учащихся в микрогруппах

Учитель разрабатывает для работы учащихся в микрогруппах индивидуально – групповые задания творческого характера с учётом дифференцированного подхода к процессу обучения, реализуя все виды совместной, совместно – разделённой и самостоятельной работы учащихся и учителя, позволяющие ученикам продолжить размышлять над содержанием произведения, делит класс на микро-группы, объясняет суть задания.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка— два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка— три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка— фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка— слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы (синоним; ассоциация с темой синквейна – пункт №1)

Составление СИНКВЕЙНА:

Группа 1: Лиса;

Группа 2: Кот;

Группа 3: Медведь;

Группа 4: Волк;

Группа 5: Заяц;

Группа 6: Сказка

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

ip
п
ФГОС
СПЕКТИВА
Т. Ю. Коти
Творческая тетрадь
4
класс
Учебное пособие для общеобразовательных организаций
5-е издание
Москва
«Просвещение»
2015
УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 К73
0+
Серия «Перспектива» основана в 2006 году
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
— самостоятельная работа
— работаем в паре
— работаем в группе
Творческая тетрадь соответствует учебнику «Литературное чтение. 4 класс», доработанному в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Материал творческой тетради дополняет разделы учебника и развивает у учащихся творческие способности, помогает создавать собственные литературные произведения (сказкй, загадки, пословицы, поговорки и т. д.).
Пособие предназначено для учащихся общеобразовательных организаций.
ISBN 978-5-09-034605-4
© Издательство «Просвещение», 2011 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены
Дорогие мальчики и девочки!
В ЭТОМ учебном году вы заканчиваете начальную школу. За три прошедших года вы познакомились и подружились со многими героями литературных произведений. Вы научились понимать и оценивать художественные произведения.
В четвёртом классе вы продолжите творческое исследование художественной и научно-познавательной литературы. Вам предстоит решать новые необычные задачи, покорять прежде недоступные литературные вершины. Вы познакомитесь с интересными писателями, как русскими, так и зарубежными. Узнаете много полезного из рубрики «Маленькие и большие секреты страны литературии». Будете учиться писать сценарии и ставить пьесы. В этом вам окажет помощь рубрика «Наш театр». Рубрика «Мастерская писателя» поможет вам приобщиться к литературному труду, откроет секреты создания художественных произведений.
Желаю вам больших творческих успехов!
Татьяна Коти
О
Книги в мировой культуре
1сЬ
Аня: Ваня, почему ты вчера с нами гулять не пошёл? Так весело было!
Ваня: Мама мне принесла такую интересную книгу о морских приключениях, что я зачитался и обо всём забыл.
Аня: Пожалуйста, дай и мне эту книгу почитать. Отметьте, какие книги вы любите читать:
(^сказки; > ,
Q научно-познавательную литературу;
Q фантастику;
Q стихи;
Q приключения;
(^рассказы, повести;
Q книги по истории.
Какую книгу вы читаете сейчас или недавно прочитали? Кто её автор? О чём она?
Автор ————————————————-
Название книги
Тема
Составьте с другом диалог на тему «Книга в нашей жизни». Запишите вопросы, которые вы зададите друг другу.
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
Моя самая любимая книга Я недавно прочитал В книге рассказывается о Книга мне понравилась тем, что Сюжет очень увлекательный и Главные герои этой книги Я бы хотел быть похожим на Из этой книги я узнал, что Я понял, что
Я хочу прочитать ещё несколько книг этого автора
Т. Коти
ЛЮБИМАЯ КНИГА
Ты никогда не будешь одинок,
И никогда ты не узнаешь скуки.
Когда возьмёшь, как драгоценность в руки. Духовной мудрости божественный исток —
Ч
А
CD
Любимой книги тёплые страницы.
С восторгом прочитаешь пару строк,
И разум, как обычно, восхитится,
И диалог опять возобновится С героем, что ступил на твой порог.
Ты никогда не будешь одинок!
Помогала ли вам книга в трудной ситуации?
Объясните, почему нельзя назвать одиноким человека, любящего чтение. Обсудите с другом.
Есть ли у вас любимый литературный герой, с которого вы хотели бы брать пример и быть на него похожими?
Имя литературного героя
Название книги
Расскажите о своём любимом литературном герое. Какой он? Почему он вам понравился? Какие черты его характера привлекли ваше внимание? Запишите ваш рассказ.
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
Мой любимый литературный герой — это Он сильный, храбрый, умный Он старается помочь Он беззаветно служит своей Родине Он защищает Мне нравится его Я бы хотел иметь такого друга, как
Мой любимый литературный герой
Нарисуйте своего любимого героя или сделайте ил люстрацию к понравившемуся произведению.
О
■ — ti ■ •‘^’ 1 4»=—»u,.’ ■ > > (■•»..
T/sopweJCoe s%a«we
Отгадайте загадку:
Окошко мало,
А видно далеко.
Почему книгу называют «окном в мир»? Выберите фразы, которыми вы можете воспользоваться при ответе:
О Чтение книг — это удовольствие и радость.
О Книга — это беседа с умным человеком.
О Книги —это духовное завещание одного поколения другому.
Какую книгу можно назвать источником информации?
Художественная книга Научно-познавательная книга
Какого человека мы называем начитанным? А образованным? Обсудите с другом. Объясните разницу.
-■ ;’■’ ‘■ •?■■ ■ •: ‘ ■ ‘. ‘-rf:,; ,:■ ‘: ->■’ ■
. ■ ■ ■-. ■■/… . . ■ -vV -» ‘ .
-. ;■•*’V^’ ■ -‘ ‘
Умеете ли вы быстро найти книгу в библиотеке? Объясните, как это нужно сделать.
Рассмотрите образец библиографической карточки. По образцу сделайте библиографическую карточку на свою любимую книгу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
А. С. Пушкин. Сказки. Стихи.
Рис. С. В. Синицына. М., «Детская литература», 2005 64 стр. 16 илл.
Автор
Название книги
Рисунки художника
Издательство —-
Год издания-!____
Количество страниц
Количество иллюстраций
10
ГШ51WЬliтаг5lS75li
0 oe^siyf 0
Заинтересовала ли вас история книги?^
Какую литературу вы прочитали на эту тему?
Работали ли вы со справочной и энциклопедической литературой? Запишите названия книг.
Соберите пословицы. Выберите одну из них и придумайте рассказ. Запишите его план.
Книга —
век не тужить.
Книга мала,
а книга разум
Одна книга —
С книгой жить —
Хлеб питает тело,
лучший подарок.
да ума придала, а тысячу людей учит.
©
Истоки литературного творчества
Вспомните виды устного народного творчества. При ведите примеры.
Сказки
Морозко
Загадки
Пословицы
Безделью учиться не надо.
Поговорки
($)
Потешки
Небылицы
Ехала деревня мимо мужика.
Скороговорки
Колыбельные песенки
Вспомните выражения:
Добрый молодец
Славный Киев-град
Дружина храбрая
Чисто поле
Конь богатырский
. “ . • . -Г»-
. ■ . ; *-•.‘’rTv* ‘ч * ‘• ■
■=г -ж!?
Найдите в учебнике примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былинах, и запишите их.
Отгадайте загадку. Впишите отгадку в клеточки,
Не зверь, не птица.
Не быль, не небылица. Очень интересная,
И всегда чудесная!
Вспомните пословицы русского народа на темы:
«Дружба»
«Трудолюбие»
«Добро»
Побеседуйте с другом на тему «Кто роет яму другому — сам в неё попадёт». Допишите диалог.
Петя: Не списывай у меня! Будешь подглядывать — всё учительнице расскажу! Анна Ивановна, а Вова у меня списывает!
Вова: Я не списываю. Я плохо вижу задание на доске, но я .хорошо знаю, как эти задачки решаются. Учительница: Петя, а что это ты под парту прячешь?
Петя;…………….. ———————————-
Вова;
Учительница:
Соберите пословицы,
любовь к людям.
с другом и в пустыне проживёшь,
о.
не надо.
Кто помогает другим —
а без друга и в цветущей степи пропадёшь.
Высшая доброта —
Безделью учиться
помогает себе.
(3
Придумайте рассказ, в котором основная мысль заключалась бы в пословице «Мудрый смело исправляет ошибки, а глупый боится признать недостатки».
Прочитайте текст. Найдите и выпишите устойчивые эпитеты.
Т. Коти
В ЧИСТОМ ПОЛЕ
Выехал добрый молодец в чисто поле. Глянул кругом —нет ни души. Не видать ни любимой дружины храброй, ни врагов злых, окаянных. Зеленеет русское поле великое шёлковыми травами. Дурманит коня богатырского медвяными дурманами.
Тихо кругом. Только стрекочут невидимые в высокой траве кузнечики, да где-то далеко-далеко у тёмного леса кукушка чьи-то года считает. А синие васильки из травы глазками моргают, храброму молодцу подмигивают. Как будто что-то рассказать ему хотят, да не могут. Глянул молодец вверх, и в этот миг распахнулось небо широкое, разлетелись тучи грозные, выглянуло солнышко ясное. И увидел тут добрый молодец вдалеке золотые купола ‘православные, услышал малиновый перезвон дальних колоколов. Понял, куда следует путь держать. Натянул он поводья крепкие, крикнул коню своему верному и поскакал быстрее ветра в стольный Киев-град.
Перечитайте былины и выпишите из них слова, которые теперь мало употребляются в речи. Составьте словарь устаревших слов. Объясните их значение.
СЛОВАРЬ УСТАРЕВШИХ СЛОВ
Калики — бродячие певцы.
НАШ ТЕАТР
Чем отличается сценарий, написанный Т. Коти, от народной сказки?
Прочитайте сценарий сказки «Кот и лиса». Понаблюдайте, чем сказка отличается от пьесы.
КОТ и ЛИСА
Пьеса в двух действиях, четырёх сценах
Действующие лица и исполнители:
Лиса — Аня Петрова Кот — Ваня Воробьёв Медведь — Коля Семёнов Волк — Андрей Фёдоров
Действие пьесы происходит на лесной поляне. В центре поляны — деревянная избушка, где живёт лиса.
Сцена первая
Из леса на поляну выходит кот, навстречу ему из домика выглядывает лиса.
Лиса (удивлённо). Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала! (Выходит из дома, подходит к коту, кланяется.) Скажи, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашёл и как тебя по имени величать?
Кот (важно). Я из сибирских лесов прислан к вам генералом, а зовут меня Котофей Иванович.
Лиса (хитро). Ах, Котофей Иванович, не знала про то, не ведала. А скажи-ка мне, уважаемый Котофей Иванович, женат ты или холост?
Кот. Холост я.
Лиса. И я, лисица, девица, возьми меня замуж.
..Кот. Пожалуй, возьму тебя в жены. Хвост у тебя красивый, да и дом у тебя ладный. Хорошо заживём вместе. Зови гостей на свадьбу (уходят вместе в дом).
Сцена вторая
Из леса на поляну выбегает волк, навстречу ему —лиса.
Волк (любезно). Здравствуй, лисица-девица! Где ты, кума, пропадала?
Лиса (гордо). Это прежде была я лисица-девица, а теперь замужняя жена.
Волк. За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?
Лиса (хвастливо). Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан Котофей Иванович генералом? Я теперь генеральская жена!
оЬ
Волк. Нет, не слыхал. А как бы на него посмотреть?
Лиса (с опаской оглядываясь). У! Он у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты беги, приготовь подарок, да принеси ему на поклон, а то, брат, туго придётся!
Волк; Бегу-бегу, Лизавета Ивановна! (Волк убегает.)
Сцена третья
На поляне лиса, навстречу из леса вперевалочку выходит медведь.
Медведь. Здравствуй, лисица-девица!
Лиса. Что ты, косолапый, это прежде была я лисица-девица, а теперь замужняя жена.
Медведь. Вот как! За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?
Лиса (хвастливо). Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан Котофей Иванович генералом? Я теперь генеральская жена!
Медведь. А как бы на него посмотреть?
Лиса (с опаской оглядываясь). У! Он у меня такой сердитый: коли кто не по нём, сейчас съест! Ты беги, приготовь в подарок мёду, да принеси ему на поклон, а то, брат, туго придётся!
Медведь. Бегу-бегу, Лизавета Ивановна! (Медведь, переваливаясь, уходит.)
Сцена четвёртая
На поляну выходят волк и медведь с подарками. Они тихо подходят к дому лисы и кладут на крыльцо подарки. Стучат в дверь, а сами прячутся за деревьями.
Волк медведю (трусливо). Ой, что, брат, сейчас будет! А ну как ему наши подарки не понравятся, так он с нас последнюю шкуру сдерёт!
20
Медведь. Не успеет. Ты в лес убежишь, а я на дерево залезу.
Из дома выходят кот и лиса. Кот видит подарки и начинает их трепать. Он урчит и громко мяукает.
Кот. Мяу-мяу! Ур-р-р!
Медведь волку (со страхом). Слышишь, брат, да он «мало-мало» кричит! Мало ему подарков! Не угодили мы с тобой генералу!
Волк. Бежим отсюда. А то и костей не соберём! (Убегают в лес.)
Лиса. Гости дорогие, где же вы? Ау!
Вспомните сказки о лисе. Запишите их названия. Выберите одну из них для постановки спектакля.
По образцу сценария к сказке «Кот и лиса» напишите свой сценарий к любой сказке о лисе. Не забудьте отметить интонации героев. Особое внимание уделите замечаниям автора (ремаркам).
21
Проект
«ВЕЛИКИЕ ГЕРОИ ДРЕВНОСТИ»
Вспомните имена и подвиги героев древней Эллады и славянских былин. Назовите основные качества греческого героя и русского богатыря.
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
Любовь к Родине Храбрость Честность Честолюбие Хитрость Желание помочь Жепанме прославиться Желание рааботатать Мудрость Доверчивость Коварство Искренность Сила Гордость Знатность Простота Великодушие Скромность
Каким вы представляете себе былинного русского героя? Опишите его.
22
.Ж; ^ ‘ V . I’ 5 -уГ ‘ . .’ ‘
Возьмите в библиотеке книги:
• «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего мира». Н. А. Куна;
• «Русские сказки. Былины»;
• «Сын Зевса. Детство и юность Александра Македонского». Л. Воронковой.
Выберите с другом тему для выступления.
Подготовьте материал для выставки (возможен показ слайдов).
Напишите план своего выступления.
1.МОЙ любимый былинный герой.
■ 2. Почему погибла-Троя.
3. Великие завоевания Александра Македонского.
4. Славные подвиги русских богатырей.
5. Герои древней Эллады.
о Родине, о подвигах, о славе
Т. Коти
РОДИНА МОЯ — БЕСКРАЙНЯЯ РОССИЯ
Родина моя — бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал…
Все места для русского святые.
Где бы ты в России ни бывал.
Каждая берёзка, кустик каждый.
Задремавшие в снегу поля, —
Всё напомнит нам о самом важном.
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба ни заносила.
Не дано забыть нам об одном —
Эта неоглядная Россия
Есть единственный наш отчий дом.
Какие эпитеты используются в стихотворении? Выпишите их.
Как ещё можно было бы озаглавить это стихотворение? Придумайте свой заголовок. Запишите его.
Напишите, где вы родились, в каком крае или области России, в каком городе или селе.
Я родился . ……..
Расскажите о природе своего родного края.
Мы все родились в разных городах и сёлах Российской Федерации, но у всех у нас общие государственные символы: герб, флаг, гимн. Вспомните, что вы знаете о символах России и их истории. Подготовьте сообщения на темы:
• Российский герб.
• История Государственного флага России.
• Гимн России.
————СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА —————
Герб
Двуглавый орёл 1497 год Византия
Русский царь Иван III Царевна Софья Палеолог Святой Георгий
Флаг
Создатель национального флага — Пётр I
1705 год — флаг с горизонтальными полосами: белой, синей, красной
1917 год — красный флаг с серпом и молотом 1991 год — бело-сине-красный флаг
Гимн
Торжественная песня страны Первое исполнение в новогоднюю ночь 2001 года
Поэт С. В. Михалков Композитор А. В. Александров
Какие негосударственные символы России вам извест-
ны?
Соберите пословицы о родной земле.
Где кто родится, умей за неё постоять. Всякому мила Человек без Родины, что
которой своё гнездо не мило, своя сторона.
Глупа та птица.
Родина —мать.
там и пригодится, соловей без песни.
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
Как над полем Куликовым Зори алые встают,
Как над полем Куликовым Даже птицы не поют!
С Дона весть летит стрелою: Бьются русские мужи,
Чтоб над Русскою землёю Чёрный ворон не кружил.
Рано солнышко садится.
Вот уж звёздочки видны. Долго бой кровавый длится. Много силы у Орды.
«Помоги, земля родная, В тяжкой битве устоять. За тебя мы все готовы Свою кровушку отдать!»
Т. Коти
©
г

и земля как будто слышит, Стала жаркой, как огонь:
То подземным жаром пышет. То опутает травой.
Гонит матушка Россия Заметавшихся врагов —
У неё довольно силы Защитить своих сынов.
Как над полем Куликовым Зори алые встают.
Как над полем Куликовым Птицы радостно поют.
Что Россия победила В страшной схватке на Дону, У неё достанет силы Дать всегда отпор врагу!
Найдите, с чем сравнивает автор:
Весть ———— ~ ————
Врага ———-—……………
Родную землю Россию —.—
Выпиши из стихотворения сравнения, эпитеты, олицетворения.
Сравнения ………….. „ . ……——————
-М, л:;й’: /
Олицетворения
Эпитеты
Объясните, почему в первых строках стихотворения над Куликовым полем «даже птицы не поют», а в конце «птицы радостно поют».
К кому обращаются русские воины с просьбой помочь им победить врагов? Как вы думаете, почему? Закончите предложение.
Русские воины обращаются с просьбой к ____________
Вспомните имена двух великих русских людей, положивших начало будущему освобождению Руси от татаро-монгольского ига. Впишите их имена в клеточки.
1. Русский князь, возглавивший Куликовскую битву.
2. Великий русский святой, благословивший русское войско на освободительную битву с Золотой ордой.
fee#(be afliaeue
Аня: Ваня, ты пойдёшь с нами в музей «Бородинская панорама»?
Ваня: Конечно! Я хочу как можно больше узнать о знаменитом полководце Кутузове. Я готовлю сообщение на эту тему. Посмотри, какой конспект я написал.
Отечественная война 1812 года
Французский император Наполеон мечтал покорить весь мир. Он завоевал почти всю Европу. Непокорённой оставалась Россия.
Против России Наполеон направил огромную армию — 600 тыс. человек. Русская армия к тому времени насчитывала 210 тысяч солдат и офицеров. В июне 1812 года французы перешли Неман. Началась Отечественная война. Армия Наполеона уверенно двигалась к Москве. Под Смоленском произошло первое крупное сражение. Смоленск пришлось оставить. Русская армия отступала. Император Александр I назначил главнокомандующим знаменитого генерала М. И. Кутузова.
Бородинская битва 26 августа 1812 года
Под Москвой у села Бородино произошло генеральное сражение двух армий. На огромном поле сошлись 250 тысяч человек. Гремели залпы 1200 орудий. Пятнадцать часов длилась кровавая и страшная битва. Кро-
■. r-t4* -■ ■^-‘

•:- ■’ ‘
Г». -V
вопролитное сражение не принесло победы ни одной из сторон. Велики были потери. В сражении погибло более 100 тысяч человек. Бородинская битва показала стойкость русских, которые, по словам Наполеона, «оказались достойными быть непобедимыми».
Поражение армии Наполеона
1 сентября на Военном совете в Филях М. И. Кутузов принял решение оставить Москву без боя. Важнее было сохранить армию, потому что без войска могла погибнуть и вся Россия. Недолго радовался Наполеон захвату Москвы. Город был пуст. Александр I отказывался вести переговоры о мире. Приближалась зима. Французы вынуждены были покинуть Москву. Весь народ поднялся на защиту Отечества.
Голод и холод преследовали французов в России. При переправе через реку Березину император Наполеон бросил остатки своей армии и уехал в Париж. В память о победе над Наполеоном в Москве был построен храм Христа Спасителя.
Русский полководец М. И. Кутузов (1745-1813 годы)
Выдающийся русский полководец и дипломат князь Михаил Илларионович Кутузов был учеником и соратником А. В. Суворова. Он участвовал в русско-турецких войнах, штурмовал Измаил. Его хорошо знали и любили в армии. Когда в 1812 году Кутузова назначили Главнокомандующим, солдаты с ликованием говорили: «Приехал Кутузов бить французов!»
После того, как наполеоновские войска были изгнаны из пределов России, русская армия под командованием М. И. Кутузова перешла границу, освобождая польские и немецкие города.
31
За свои ратные подвиги М. И. Кутузов награждён многими наградами и был полным георгиевским кавалером.
Составьте рассказ о войне 1812 года, используя собранным Ваней материал.
Запишите план вашего рассказа. Воспользуйтесь им при ответе.
Какие материалы вы использовали для подготовки рассказа? Какие книги дополнительно вы прочитали?
Какие имена знаменитых русских полководцев вам известны?
Аня: Для выступления на читательской конференции я выбрала тему «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». Мне пришлось очень много книг прочитать, чтобы выписать необходимые сведения.
Ваня: Эта тема и мне интересна. Давай я тебе помогу. Вместе будем выступать.
Брестская крепость
Брестская крепость одной из первых приняла удар вражеских войск. Несмотря на внезапность нападения, немцам не удалось взять крепость штурмом. Её малочисленный гарнизон отчаянно сопротивлялся почти месяц. На предложение сдаться защитники вывесили ответ, написанный кровью на куске полотна: «Все умрём за Родину, но не сдадимся!»
Оборона Брестской крепости —это подвиг советских воинов, ценой своей жизни задержавших наступление врага. В 1965 году Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».
ПЕСНЯ ЗАЩИТНИКОВ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ
Разбитая крепость над Бугом стоит,
В ней камни, омытые кровью.
Но мы не сдаёмся, стоим как гранит!
Под стать легендарным героям.
Расскажут лишь камни об этих боях.
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах За Родину жизнь отдавали.
Прощайте, товарищи. Родина-мать, Прощайте, друзья и невесты…
Мы с верой в Победу идём умирать В последнем сраженьи под Брестом.
Строки этой песни написаны кровью на клочке бумаги. Песня была заложена в гильзу и найдена через 20 лет при раскопках на территории крепости. Внизу была подпись: Фёдор Гермоненко.
Какие факты и строки из прочитанного текста вас больше всего поразили? Выпишите их.
Что оказалось для вас новым, а что вы уже знали?
Объясните, почему Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».
Какие ещё стихи и песни о Великой Отечественной войне вы знаете? Запишите их названия и строчки, которые вам запомнились.
Любимые строки__
Аня: Ваня, а ты знаешь, что у юных защитников блокадного Ленинграда тоже была своя песня?
Ваня: Нет, никогда не слышал. А ты можешь мне её напеть?
Аня: Могу. Мы её всегда поём в День Победы, когда к бабушке приходят её друзья.
Когда была война, их успели эвакуировать из Ленинграда, поэтому они выжили. Тогда они ещё были маленькими, младше нас с тобой, но песню запомнили на всю жизнь!
ПЕСНЯ ЮНЫХ ЗАЩИТНИКОВ ЛЕНИНГРАДА
В далёком, суровом военном году.
Под гром батарей, у страны на виду Стояли со взрослыми рядом Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь. Не выпало им дописать, дочитать… Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой.
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь тринадцать.
Но были они — Ленинградцы!
ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Память возвращает нас в блокадный Ленинград, израненный город, казавшийся мёртвым. Но это только с первого взгляда. На самом деле город жил, работал и
(*)
сражался. Рядом со взрослыми стояли у станков школьники — делая мины, снаряды и взрывчатку для фронта, для победы.
А школы в блокаду не закрывались.
Учителям пришлось рассказывать на уроках, как отличать съедобные травы от ядовитых, какие дикорастущие растения можно употреблять в пищу. В Ленинграде каждая полоска земли была вскопана и засеяна: в скверах, на газонах и пустырях школьники выращивали овощи.
«Мне дали задание: вырастить к осени 1900 килограммов моркови. Вот, сказали, тебе команда — работай! Я взглянула и обмерла: передо мной стояли 12 первоклашек! К осени мы собрали 4 тонны морковки».
(Из воспоминаний одной ленинградской школьницы)
Как школьники помогали взрослым при защите своего родного города? Найдите в тексте эти слова.
Запишите художественные произведения, справочные материалы, которые вы использовали для выступления на читательской конференции.
Перечитайте стихотворение Е. Благининой «Папе на фронт». Обратите внимание на обращения сына к отцу. Выпишите их.
Представьте себе, что вы ждёте отца с фронта. Напишите ему письмо. Воспользуйтесь словами и выражениями из «Словарной коробочки».
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
Здравствуй Дорогой Любимый мой Я о тебе очень скучаю Как там на фронте Я помогаю маме Я тебя очень-очень жду Возвращайся с победой До свидания Крепко тебя целую Твой сын/дочь
Рассмотрите фотографии на с. 90-91 учебника. Феликс Семёнович Семяновский — автор рассказа — очень рано остался сиротой и попал на фронт, став сыном полка. Придумайте и запишите вопросы к рассказу.
11^лtЩ.цm^u^л.ж»i>лжч^ялf^л
Учимся рассказывать по картине
ч
Рассмотрите репродукции картин на с. 78-83. Какая картина вам больше всего понравилась?
Прочитайте фамилию художника и название картины. Расскажите о ней.
Картина
Художник
Что изображено
Запишите план вашего выступления.
Как вы думаете, почему мы победили в Великой Отечественной войне?
Закончите предложение, выбрав правильный ответ:
была сильная армия были храбрые солдаты защищали Родину и своих близких
хотели дойти до Берлина очень хотели победить всех врагов
Мы победили в Великой Отечественной войне, потому
что
39
сел5^/
Составьте список литературных (авторских) сказок, которые вам хотелось бы прочитать.
Аня составила такой список. Обсудите его с друзьями. Что вы могли бы добавить?
В. А. Жуковский. Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери. Спящая царевна. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке.
П. П. Ершов. Конёк-горбунок.
A. Погорельский. Чёрная курица, или Подземный жители.
B. П. Одоевский. Мороз Иванович. Игоша. Городок в табакерке. Сказки и рассказы дедушки Иринея.
А. Н. Толстой. Золотой ключик, или Приключения Бу-ратино.
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сборник «Алёнушкины сказки».
Ю. К. Олеша. Три толстяка.
Я. Лари. Необыкновенные приключения Карика и Вали.
А. М. Волков. Волшебник Изумрудного города. Семь подземных королей.
I
Напишите аннотацию к сказке «Дикие лебеди». Справиться с заданием вам поможет «Словарная коробочка».
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
В книге рассказывается о Действие сказки происходит в Главная героиня сказки — Волшебные превращения Сюжет сказки интересный Основной смысл сказки заключается Заканчивается сказка Сказка вызывает у читателя чувство
65
Проект
«ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА»
Аня написала сказку. Прочитайте текст и отредактируйте его.
Запишите исправленный вариант сказки.
СНЕЖИНКИ
Зима. Много снежинок кружится в небе. Они кружат-ся-кружатся и кружатся и опадают на землю. Земля за-, мёрзла. На земле выросло много больших и великих сугробов. Ребята лезут через сугробы, чтобы добраться домой. Дома их ожидает нарядная ёлка. Когда наступит ух какая тёмная ночь, дети откроют окна, и будут ждать снежинок в гости. Снежинки любят гулять по гостям в Новогоднюю ночь. В Новогоднюю ночь они приносят подарки детям. Все дети знают, что Дед Мороз один, и он не может сразу всем детям взять и принести подарки под ёлку. А снежинки его самые прекрасные помощницы.
Снежинки водят хороводы вокруг ёлки и тихо шуршат: — С Новым годом! И прячут подарки подальше за ёлку.
Как я их нетерпеливо жду каждый год!
66
Вспомните имена авторов любимых сказок. Что вы знаете об этих писателях-сказочниках? Найдите дополнительный материал в библиотеке. Запишите названия книг. Подготовьте сообщения на выбранную тему.
67
Великие русские писатели
Сопоставьте его с образцом плана к рассказу «Сказки Пушкина» К. Паустовского.
План
• Пушкин и современная жизнь.
• Пушкин и Древняя Русь.
• Пушкин и няня.
• Пушкин и Михайловское.
Вспомните «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Какие слова подобрал поэт для описания царицы? Запишите.
Назовите качества, свойства души молодой царевны Подтвердите словами сказки.
Почему её полюбили братья?
Почему она не приняла предложение братьев? Как этот поступок её характеризует? Запишите.
Выберите одного из героев сказки и расскажите о его внешности, чертах характера, поступках.
Имя героя ___________________________________________
&
h
Внешность
Черты характера
Поступки
Найдите в библиотеке сборник сказок А. С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из них.
Опишите картину «Октябрь» Е. Волкова, используя материал стихотворения об осени.
Докажите, что при изображении природы поэт использует олицетворения. Приведите примеры из текста.
Понравилось ли вам сравнение весны с утром года? Что возникает в вашем воображении? С чем ещё можно сравнить весну? Запишите.
Весна — утро года.
Весна — радость пробуждения природы.
Запишите сравнения, которые использует автор в произведении. Придумайте свои сравнения.
Перечитайте стихотворение «Утёс» М. Ю. Лермонтова. Какие слова помогают представить созданные автором образы? Запишите.
Какие метафоры использует автор, когда говорит о тучке и утёсе? Запишите.
Составьте список прочитанных вами рассказов Льва Николаевича Толстого.
мы ИДЕМ В МУЗЕЙ
Есть ли литературный музей или музей писателя в вашем городе или посёлке?
Напишите, чьё имя он носит.
Что показалось вам самым интересным в музее? Составьте план рассказа о музее.
Какие вам известны памятные места, связанные с именем А. С. Пушкина?
Выберите заинтересовавшую вас тему. Подготовьте сообщение.
• Пушкин в Петербурге.
• Пушкин в Михайловском.
• Пушкин в твоём городе.
Из каких источников вы можете получить информацию по этой теме? Запишите.
Литература как искусство слова
Составьте сообщение на тему «Чему я научился на уроках литературы». Воспользуйтесь «Словарной коробоч-
кой».
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
Пересказ произведений Заглавие Чтение по ролям Выразительное чтение Написание сценария Сочинение сказки Сочинение стихотворения Ответы на вопросы к тексту Вопросы по содержанию Отзыв о произведении План произведения Краткий пересказ Аннотация Рассказ по картине Выделение главной мысли произведения
(S)
Заполните таблицу.
Я умею Я не очень хорошо умею Я хочу узнать
%
Прочитайте выразительно стихотворение И. Бунина «Метель».
МЕТЕЛЬ
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берёз Бродит в туманном сиянье Мороз.
Попробуйте графически изобразить повторяемость и чередование ударных и неударных слогов. Что вы заметили? Объясните. Запишите свои наблюдения.
Выпишите из стихотворения^ рифмы.
Для того чтобы найти рифму к слову, надо вслушаться, какое эхо у этого слова. Например, скажите слово «метели». Эхо этого слова: «-тели, -ели, -ли». Рифму найти легко. Вот она — «ели». А ещё можно сказать: капели, недели, пели, гудели. Посмотрите, какую рифму подобрал в стихотворении «Метель» поэт Иван Бунин к слову. «метели». Используя эхо совсем не сложно подыскивать рифму к разным словам.
Но не только от рифмы зависит певучесть стихотворения. Очень важен для стихотворения ритм. Ритм — это и есть музыкальная основа стихов, чередование ударных и безударных слогов.
Когда мы лучше и яснее чувствуем ритм и созвучие рифмующихся слов?
• Когда читаем стихотворение про себя;
• когда читаем стихотворение вслух;
• когда читаем стихотворение выразительно вслух;
• когда читаем стихотворение нараспев.
Обсудите с другом, почему литературу называют искусством слова.
Подумайте, где, в каких источниках вы можете найти дополнительную информацию на эту тему. Запишите.
Внимательно прочитайте диалог Ани и Вани. Выпишите мысли, которые могут вам пригодиться в подготовке сообщения на тему «литература как искусство слова».
Ваня: Знаешь, Аня, я понял главный секрет любого художественного произведения.
Аня: Расскажи!
Ваня: Это слова!
Аня: Простые слова?
Ваня: Да, обычные слова, которые становятся волшебными, когда ими пользуется поэт или писатель. Потому что писатель при помощи разных слов создаёт целую картину — художественное изображение, которое помогает увидеть нам героев, картины природы и предметы. Средства художественной выразительности помогают представить прошлое и перенестись в будущее.
Аня: Поэтому литературу и называют искусством слова, а писателей — художниками слова.
Напишите сочинение-размышление.
Начните так:
Литературу называют искусством слова, потому что при помощи слов мы можем создать художественный образ. Мы можем увидеть и представить героев произведения как живых людей.
СЛОВАРНАЯ КОРОБОЧКА
Художественный образ
Художественное изображение
Использование слова для создания яркого
образа
Средства художественной выразительности Художественная речь писателя Замысел произведения Изображение человека, предметов, природы Основная мысль произведения
Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина. Какие средства художественной выразительности использовал автор, чтобы нарисовать картину осени?
ОСЕНЬ
Октябрь уж наступил — уж роща стряхает Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Заполните таблицу.
эпитеты олицетворения сравнения
Какие глаголы использует автор, чтобы выразительно описать приход осени?
Какое настроение создаёт стихотворение в начале и в конце повествования? Проследите, как меняется настроение автора. Докажите собственное суждение фразами из текста.
Какие строки стихотворения помогают ярко представить месяц октябрь?
Самостоятельно придумайте рассказ или стихотворение «Осень».
■ — I?
СОДЕРЖАНИЕ i
I
Книги в мировой культуре ………………………………4
If
Истоки литературного творчества…………………………12 (
т
О Родине, о подвигах, о славе…………………………..24 ;;
Жить по совести, любя друг друга………………………..42
Литературная сказка……………………………………53
Великие русские писатели ………………………………68
Литература как искусство слова………………………….73 ;
^ одной И) подобных
/ рафий.
‘ W Хочешь такч)го будущего для
СВОИХ детей, внуков и слелукиинх д’^-‘у^Д^пок’олеиий.
ifi То1 да iiepeciaub просто смотреть на I—Г—подобные фото, а начни действовать. I* Я1 ^ I Начни с хталеньких простых шагов,
‘ ,4** каждому.
4 ШГ первый И) них — это встреча с
/^Ифннансвовым консультантом с » — хг сможете подобрать
________________________________ правильное ихтенно для вас решение.
т Щ *’ ШсбунмыЕмна
^
■i ; РОСГОССТРАХ ■и-г„л.„о
‘ J , » Д-* ‘ rj Ciwwfc’—PWHWtotM^MP—»■
п i ; ———
Т^ / ’ Упч 1Л fh—»аД|11ч W Ьт ди| T4jpjLMjiP’ iW
**л •ТФ1ГЯЙМО
Учебное издание
Серия «Перспектива»
Коти Татьяна Юрьевна
Литературное чтение
Творческая тетрадь
4 класс
Учебное пособие
для общеобразовательных организаций
Центр начального образования
Редакция русского’, языка и литературного чтения
Руководитель Центра М. К. Антошин Заведующий редакцией О. В. Антонова Редакторы Л. А. Виноградская,»;А. Е. Бойцова Ответственный за выпуск А. Е. Бойцова Художники С. Р. Адалян, Ю. Ф. Николаев Художественный редактор А. В. Крикунов Технический редактор Г. В. Субочева Корректор О. В. Крупенко
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 — 953 000. Изд. лиц. Серия ИД №05824 от 12.09.01. Подписано в печать 15.07.14. Формат 84 х 108 Vie-Бумага офсетная. Гарнитура PragmaticaC SanPin. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 2,04.
Доп. тираж 25 000 зкз. Заказ №40081 (к-см>.
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение».
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, д. 41.
Отпечатано по заказу ОАО «ПолиграфТрейд» в филиале «Смоленский полиграфический комбинат» ОАО «Издательство «Высшая школа» 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1. Тел.: •♦•7 (4812) 31-11-96.
Факс: +7 (4812) 31-31-70. E-mail: [email protected] http://www.smolpk.ru
ПЕРСПЕКТИВА
Л. Ф. Климанова и др. Литературное чтение. 4 класс
• Учебник (в 2 частях)
^Творческая тетрадь
Методические рекомендации
Рабочие программы. 1—4 классы
Рабочая тетрадь по развитию речи «Волшебная сила слов»
Сайт «Начальная школа»
http://1 -4.prosv. ru
Дополнительные материалы к учебнику размещены в электронном каталоге издательства «Просвещение» на интернет-ресурсе www.prosv.ru
ПРОСВЕЩЕНИЕ
ИЗДАТЕЛЬСТВО

  • Творческий проект по истории 6 класс сказки тысяча и одна ночь
  • Творческие задания по сказкам бианки
  • Творческое задание напишите сочинение по одной из пословиц на выбор бесполезно носить дрова в лес
  • Творческий проект составление киносценария по рассказу телеграмма паустовского
  • Творческие упражнения один из приемов работы при подготовке к сочинениям