Твардовский стих рассказ танкиста читать

Ход урока i. приветствие. проверка готовности к уроку. выявление отсутствующих. ii. актуализация знаний 1. посмотрите на экран, рассмотрите картины, помещенные

Ход урока

I.                 
Приветствие.

(Проверка готовности
к уроку. Выявление отсутствующих
).

II. Актуализация знаний

 1. Посмотрите на экран, рассмотрите картины, помещенные на
экране.

 2. Что у них общего?

 3. С какой целью эти картины помещены? О чем мы с вами
сегодня будем говорить?

 — Сформулируйте тему. Примерный ответ учащихся: «Произведения
о Великой Отечественной войне».

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством А.Т. Твардовского
и его стихотворением «Рассказ танкиста».

III. Подготовка к
восприятию нового материала

 1. Произнесите медленно, с чувством слово «В-о-й-н-а»

 2. Какие чувства и смысловые ассоциации возникли у вас?

 3. Какие слова можете подобрать?

 4. Составление кластера

страх

 героизм

 мужество

 война

 разруха

стойкость

верность

 смерть

 горе

 кровь

5. Подберите эпитеты к слову «война».

(Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная)

6. Какие чувства вызывает у вас война?

(Тревожное, беспокойное, печальное, горькое)

7. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

8. Когда началась? Когда закончилась? Какой город первым принял на
себя удар? Какими были первые месяцы войны?

9. Почему ее назвали Отечественной?

10. Как люди в тылу узнавали о событиях этой войны? Какую работу
должны были выполнять военные корреспонденты? (Газеты, радио)

11. Об одном таком поэте, военном корреспонденте мы будем говорить
сегодня.

IV. Знакомство с
биографией Твардовского

·       
Биографическая справка (рассказывает подготовленный заранее
ученик)

Александр Трифонович Твардовский, русский
поэт, родился в 1910 году в одном из хуторов Смоленщины в крестьянской семье
кузнеца. У Твардовского был очень начитанный отец, именно он привил любовь к
книге своим детям. «Целые зимние вечера, — пишет Твардовский в своей
автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги.
Первое мое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Толстым
произошло таким именно образом
». Стихи начал писать с раннего детства.

С отличием окончил Московский институт
истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии в качестве
специального корреспондента военной газеты. Великую Отечественную войну прошел
с первого до последнего дня. Полученные впечатления в годы Великой
Отечественной войны излагал в своих произведениях. После войны писатель работал
главным редактором журнала «Новый мир».

— Ребята, как вы думаете, если поэт сам был участником войны, его
произведения вымысел или реальность? Одно такое произведение сегодня изучим.

— Посмотрите на выставку книг, что можно сказать? (Книги о детях
на войне).

— Уточним тему урока:  «Дети и война. Стихотворение
Твардовского «Рассказ танкиста»

V. Работа со
стихотворением «Рассказ танкиста»

1. Запись темы урока в тетрадь.

2. Чтение стихотворения учителем или фонохрестоматия. Исполняет А.
Елизаветский.

3. Какую картину вы представили? Какие чувства возникли в душе?

(Чувство страха, опасности, гордости).

4. Кто из героев привлек ваше внимание?

5. Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых
мальчишек городов и деревень? (Каждый ребенок хотел принести пользу).

6. О ком еще идет речь в стихотворении? (О танкисте)

VI. Работа в группах.
Правила работы в группах: слушать, слышать, помогать друг другу.

Результаты работы групп записывает весь класс в тетрадь.

— Карточки с заданием для групп:

  • 1
    группа. Все о мальчике
  • 2
    группа. Танкист и бой
  • 3
    группа. Лингвисты (работают со словарём)
  • 4
    группа. Литературоведы

(Ответы слушаются параллельно,
как бы дополняя работу каждой группы)

Отчет 1 группы.

— Какие качества характера мальчика раскрываются в стихотворении?
Зачитайте строки, дающие представление о мальчике. Что мы узнали о нем?

Записи в тетрадь:

— Приблизительный возраст 10-12 лет.

— Возглавляет детские компании — главарь

— Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами

— Приветливый, встречает, как гостей

— Нежадный, щедрый, сливы сует

— Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный, разведал, где
пушка, подползал, стоит, мины, пули свищут.

— Скромный, показал и убежал.

Внешность не описывается. Видим только рубаху пузырем.

Отчет 3 группы. Лингвисты

·       
Бедовый, из тех, что главарями у
детей — озорной, все время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети
обычно бывают предводителями в мальчишеском коллективе.

·       
Главарь, дружище

— Как автор относится к своему герою?

— Как нужно читать? (С уважением, с гордостью. Он ему нравился).

Отчет 2 группы.

 — Бой. Какой момент войны изображен? (Наступление)

— Как описывается бой? Прокомментируйте. Из чего видно, что бой
был страшный?

— Почему танки не могли пройти?

— «Шел бой за улицу. Огонь врага был 1)страшен

Мы 2) прорывались к площади вперед

А он 3) гвоздит — не выглянуть из башен

— Что испытывает танкист во время боя? (Трудность, прорывались, но
не могли пройти).

— Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил на
танк и продолжил бой? (Был трудный и жестокий бой, и помощь мальчика, возможно,
спасла многие жизни. Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям.
Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление).

— Как закончился бой? Зачитайте.

Заходим
в тыл и полный газ даем
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем.

·       
3 группа (комментирует): жирный, рыхлый

(На полной скорости раздавили пушку)

— Какие чувства теперь испытывает танкист? (Удовлетворение, врага
вмяли в чернозем. Усталость, вытер пот)

22. Каково отношение танкиста к мальчику?

— Руку, как товарищу, пожал, благодарность

Помощь мальчика оказалась очень важной

Чувство вины перед мальчиком, дети не должны воевать

— О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить,
что забыл спросить мальчика, как его зовут? (Танкист чувствует вину перед
мальчиком, чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому,
может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя
мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг, защищая
Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно).

— Обратим внимание на строку

«Все нынче, как спросонку»

·       
3 группа (комментирует): Спустя много времени кажется, что этот
тяжелый бой приснился во сне.

Отчет
4 группы. Литературоведы

— Какие литературные приемы использует Твардовский? Зачитайте
начало и конец стихотворения. (Стихотворение начинается и заканчивается
одинаково – кольцевая композиция).

— Как думаете, для чего? (Такое построение подчеркивает трудность
военного пути, еще не скорую, но обязательную победу. Поступок мальчика
заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от врага. Ребенок
совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет).

— Какой прием использован для того, чтобы выразительней описать
предметы? (Сравнение).

С какой
целью?

 Мальчик
— главарь

Рубаху —
с пузырем

 Пули
— с гвоздями

— Что можете сказать о звукописи? Для чего используется?

(Автор часто использует (ж, ш, щ, з, с), чтобы передать шум боя,
свист пуль).

— Олицетворение: пули свищут, душила гарь и копоть

— С какой целью? (Чтобы ярче описать картину боя)

VII. Обобщение

— Ребята, какую тему мы сегодня с вами затронули на уроке? О каком
произведении говорили?

— Что вы узнали нового для себя?

— Похожа ли ваша жизнь на их, и чем она отличается?

v Нельзя
забывать о войне и героях, нужно беречь мир. Незабываемо трудное военное
детство детей войны. Украденное войной детство. Цените и берегите мир.

VIII. Рефлексия

А) У меня на душе осталось…

Б) На уроке я понял(а)…

В) На уроке мне удалось…

IX. Домашнее задание: Выучить
стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Конспект урока

Литература

5 класс

Урок № 40

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми биографическими
    этапами писателя и журналиста А. Т. Твардовского;
  • развитие представлений обучающихся о
    лирическом произведении на примере баллады «Рассказ танкиста»;
  • формирование навыка анализа и интерпретации
    лирического произведения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 кл.: Учеб. в 2
ч. / Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018,
стр. 305

Дополнительная литература:

1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое
произведение. – М.: Дрофа, 2007, стр. 160

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе.
Поурочные разработки: кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2018

Открытые электронные ресурсы:

1. Твардовский, Александр Трифонович.
Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твардовский,_Александр_Трифонович (Дата
обращения 11.06.2019);

2. Александр Твардовский: Стихи РуСтих. Стихи
классиков URL: https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij/ (Дата
обращения 11.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Александр Трифонович Твардовский – писатель,
поэт, журналист – родился в 1910 году на Смоленщине (хутор Загорье) в семье
кузнеца.

На хуторе Загорье

Росли мы у отца,

Зелёное подворье

У самого крыльца…

Так напишет в 1939 году поэт о родном хуторе.

Сочинять поэт начал раньше, чем научился свои
стихи записывать.

С 1924 г. Твардовский стал печатать заметки и
стихи в смоленских газетах.

С 1939 года он служит в армии. Великую
Отечественную войну прошёл с первого дня до победного завершения, пережив
немало испытаний и лишений. Именно поэтому, когда читаешь его произведения о
войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги людей.

Он был военным корреспондентом. Вместе с
героями своих очерков он шёл в атаку и отступал, спал вместе с ними в сырых
окопах, ел из одного котелка. Ему не надо было ничего придумывать. Каждый день
он видел, как совершается подвиг, каждый день он был рядом с героями, с людьми,
которых оторвали от мирного труда вражеские захватчики, и которые ни на минуту
не сомневались в победе, в нашей победе.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали
все: мужчины и женщины, старики и дети. Каждый вносил свой посильный вклад в
будущую победу. В тылу дети заменяли на производстве ушедших на фронт
родителей. На территории временно оккупированной врагом юные патриоты уходили в
партизанские отряды. Почти каждый мальчишка мечтал тогда попасть на фронт.

Тысячи детей и подростков совершали в те годы
подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков
и подпольщиков. Они бесстрашно боролись с врагами Родины и совершали
героические поступки, проявляя лучшие черты характера: мужество, героизм,
отвагу, находчивость.

Об одном из таких героев войны – произведение
Александра Твардовского «Рассказ танкиста», которое было создано в 1942 году.
Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого танкового
сражения.

В стихотворении два лирических образа –
танкист и мальчик. Рассказ ведётся от имени танкиста, который вместе со своими
товарищами пытается освободить городок. Но танкисты не могут одолеть фашистов,
потому что не знают, где стоит вражеская пушка.

Стихотворение начинается с сожаления о том,
что танкист не успел узнать имя главного героя повествования – местного
мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого называют «бедовыми». Они – заводилы в
любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники солдат:

«Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…».

Один такой сорванец и подошёл к танкистам во
время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника.
«Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём», – именно так
описывает поэт героя своего произведения.

Танкист вспоминает, что благодаря юному герою
зашли в тыл и «эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный
чернозём», и это спасло многие жизни.

Бойцы поблагодарили своего помощника и, словно
взрослому, пожали хлопцу руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не
догадался, о чём участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал
бы я мальчишку», – отмечает танкист, которому этот паренёк спас жизнь.

Тема баллады – героический поступок 12-летнего
мальчишки. Поэт показывает, что для смелого человека возраст – не преграда.
Твардовский учит нас ценить лучшие человеческие качества: силу духа, отвагу,
мужество, любовь к родине.

Теоретический материал для углублённого
изучения

Жанр стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ
танкиста» – баллада.

Баллада (от франц. ballade – танцевальная
песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или
стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является
необычайный случай.

Характерные черты баллады:

• относительно небольшой объём;

• выраженная сюжетность;

• особая напевность;

• музыкальность.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из
стихотворения «Рассказ танкиста»:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был _____,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из _____, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Задание основывается на материале, пройденном
как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед нами четверостишие,
отрывок из произведения «Рассказ танкиста». Проанализируем его: рифмование
перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть
созвучны. Обучающийся обязательно вспомнит, кто из героев стихотворения откуда
выглядывал. Мальчишка только подглядывал, а вот танкистам из-за вражеского огня
сложно было даже выглянуть из танка, конкретнее, из башни танка.

Подставляем:

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

Значит, слово должно быть созвучно слову
«башен», подбираем:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен…

Правильный ответ:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Множественный выбор

Выберите верные определения, ответив на
вопрос: что хочет подчеркнуть автор словами «стоит мальчишка – мины, пули
свищут, и только рубашонка пузырём»?

Варианты ответа:

Мужество

Равнодушие

Отчаяние

Храбрость

В этом задании обучающийся должен
проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос.
После прочтения списка вариантов ответа, ученик вспоминает, что в балладе,
характеризуя мальчишку, автор называет его «бедовым» – озорным,
изобретательным. Если бы он был равнодушным, то не рисковал бы своей жизнью и
не помогал бы танкистам. Значит, исключаем слово «равнодушие». Отчаяние – это
состояние крайней безнадёжности, упадка духа. Разве наш герой в безнадёжном
положении? Нет! Он знает, что делать! Он пробирается сквозь вражеский огонь, а
для этого нужно мужество, храбрость.

Правильные ответы:

Мужество

Храбрость

Литература. 5 класс

Конспект урока

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми биографическими этапами писателя и журналиста А. Т. Твардовского;
  • развитие представлений обучающихся о лирическом произведении на примере баллады «Рассказ танкиста»;
  • формирование навыка анализа и интерпретации лирического произведения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 кл.: Учеб. в 2 ч. / Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018, стр. 305

Дополнительная литература:

1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007, стр. 160

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2018

Открытые электронные ресурсы:

1. Твардовский, Александр Трифонович. Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твардовский,_Александр_Трифонович (Дата обращения 11.06.2019);

2. Александр Твардовский: Стихи РуСтих. Стихи классиков URL: https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij/ (Дата обращения 11.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Трифонович Твардовский – писатель, поэт, журналист – родился в 1910 году на Смоленщине (хутор Загорье) в семье кузнеца.

На хуторе Загорье

Росли мы у отца,

У самого крыльца…

Так напишет в 1939 году поэт о родном хуторе.

Сочинять поэт начал раньше, чем научился свои стихи записывать.

С 1924 г. Твардовский стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах.

С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошёл с первого дня до победного завершения, пережив немало испытаний и лишений. Именно поэтому, когда читаешь его произведения о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги людей.

Он был военным корреспондентом. Вместе с героями своих очерков он шёл в атаку и отступал, спал вместе с ними в сырых окопах, ел из одного котелка. Ему не надо было ничего придумывать. Каждый день он видел, как совершается подвиг, каждый день он был рядом с героями, с людьми, которых оторвали от мирного труда вражеские захватчики, и которые ни на минуту не сомневались в победе, в нашей победе.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали все: мужчины и женщины, старики и дети. Каждый вносил свой посильный вклад в будущую победу. В тылу дети заменяли на производстве ушедших на фронт родителей. На территории временно оккупированной врагом юные патриоты уходили в партизанские отряды. Почти каждый мальчишка мечтал тогда попасть на фронт.

Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков. Они бесстрашно боролись с врагами Родины и совершали героические поступки, проявляя лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.

Об одном из таких героев войны – произведение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», которое было создано в 1942 году. Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого танкового сражения.

В стихотворении два лирических образа – танкист и мальчик. Рассказ ведётся от имени танкиста, который вместе со своими товарищами пытается освободить городок. Но танкисты не могут одолеть фашистов, потому что не знают, где стоит вражеская пушка.

Стихотворение начинается с сожаления о том, что танкист не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого называют «бедовыми». Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники солдат:

«Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…».

Один такой сорванец и подошёл к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём», – именно так описывает поэт героя своего произведения.

Танкист вспоминает, что благодаря юному герою зашли в тыл и «эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём», и это спасло многие жизни.

Бойцы поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали хлопцу руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чём участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – отмечает танкист, которому этот паренёк спас жизнь.

Тема баллады – героический поступок 12-летнего мальчишки. Поэт показывает, что для смелого человека возраст – не преграда. Твардовский учит нас ценить лучшие человеческие качества: силу духа, отвагу, мужество, любовь к родине.

Теоретический материал для углублённого изучения

Жанр стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.

Баллада (от франц. ballade – танцевальная песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.

Характерные черты баллады:

• относительно небольшой объём;

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из стихотворения «Рассказ танкиста»:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был _____,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из _____, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед нами четверостишие, отрывок из произведения «Рассказ танкиста». Проанализируем его: рифмование перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть созвучны. Обучающийся обязательно вспомнит, кто из героев стихотворения откуда выглядывал. Мальчишка только подглядывал, а вот танкистам из-за вражеского огня сложно было даже выглянуть из танка, конкретнее, из башни танка.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

Значит, слово должно быть созвучно слову «башен», подбираем:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Множественный выбор

Выберите верные определения, ответив на вопрос: что хочет подчеркнуть автор словами «стоит мальчишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём»?

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. После прочтения списка вариантов ответа, ученик вспоминает, что в балладе, характеризуя мальчишку, автор называет его «бедовым» – озорным, изобретательным. Если бы он был равнодушным, то не рисковал бы своей жизнью и не помогал бы танкистам. Значит, исключаем слово «равнодушие». Отчаяние – это состояние крайней безнадёжности, упадка духа. Разве наш герой в безнадёжном положении? Нет! Он знает, что делать! Он пробирается сквозь вражеский огонь, а для этого нужно мужество, храбрость.

Конспект по литературному чтению А. Твардовский » Рассказ танкиста»

Тема А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Образовательные:

Изучить стихотворение А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;

Повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;

Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывающие

Воспитывать глубокое чувство патриотизма

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Давайте этот урок мы «проживём», а не просто будем читать стихотворение

2. Актуализация знаний

1. Речевая разминка

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

2. Слово учителя

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Теперь вслух птичьим базаром (хором, но кому как нравится).

-С весёлой интонацией.

-Какая интонация подойдёт к стихотворению больше? (Грустная).

-Почему? (Дети плачут — это грустно).

-А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели).

-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут.

Звучит песня «Священная война»

-Так почему дети плачут? (Война).

Составление кластера «Война»

-Песня «Священная война» была написана в первые дни Великой Отечественной войны. Почему её назвали Отечественной?

-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?

Подберите эпитеты к слову ВОЙНА

-А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио).

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением выдающегося поэта, который был военным корреспондентом, Александром Трифоновичем Твардовским. Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне.

Сообщение темы. Постановка целей

3. Работа над поэтическим текстом

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Звучит приглушённая музыка

-О каком событии идёт речь в стихотворении?

-Какой момент войны изображён? ( Наступление).

— Из каких строк это видно?

— О каком событии идёт речь в балладе?

Мальчик совершил геройский подвиг, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.

— Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность.

3. Работа с лексикой стихотворения.

Словарная работа:

— Как вы понимаете слова, словосочетания:

В городишках прифронтовых – город находящийся вблизи военных действий.

А он гвоздит – не выглянуть из башен…

Гвоздить – бить, колотить изо всех сил.

Всё нынче, как спросонку — спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

— Бедовый, из тех, что главарями у детей — озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

— . за каким домишкой он примостился — где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

Примоститься – устроиться в неудобном месте, в неудобном положении.

Заходим в тыл и полный газ даём

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём — танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

-Прочитайте стихотворение про себя выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку. »)

-Подумайте на сколько частей можно разделить данное произведение? Определите эти части.

Учащиеся зачитывают отрывки.

4. Анализ произведения. Записываем в тетрадь

-А теперь давайте определимся с темой и идеей поэмы.

-Что такое идея произведения?

Тема: война и дети Записываем в тетрадь.

— Обратите внимание на последние две строки это строфы:

«И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопцы! –

И руку, как товарищ, пожал…»

-В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?

Идея: равенство и объединение всех поколений в борьбе с врагом.

Главные герои: автор (значит произведение написано от первого лица) и мальчик.

-Какими словами можно охарактеризовать мальчика? Найдите доказательства в тексте.

Работа в парах.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

Скромный – показал и убежал…

Изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в этой поэме это:

Повтор.

-Что это за прием?

Повторение нескольких строк в одном стихотворении, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Сравнения.

-Что такое сравнение?

Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Диалог.

-Что такое диалог?

Это прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц.

-Найдите в произведении данные литературные приемы и объясните, зачем автор их использует.

Работа в группах

1) Повтор . Учащиеся зачитывают

— Почему автор стихотворения его использует?

Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика

-Назовите где в поэме встречаются сравнения.

Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.

3)Диалог. Учащиеся зачитывают

-Зачем автор использовал диалог для беседы с мальчиком?

Герои становятся ближе к читателю.

-Как думаете, автор относится к своему герою?

С уважением, гордостью, он ему нравится…

5. Отработка выразительности чтения диалог между танкистом и мальчиком.

-Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его поймёт») Почему?

6. Творческая работа

Сочиняем четверостишие по рифме:

7. Словесное рисование

— Какую картину вы представляете при чтении стихотворения?

8. Отработка выразительности текста стихотворения

— передачу целостности поэтического текста

4. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения

5. Подведение итогов и выставление оценок

Для чего автор поведал нам эту историю?

Стихи и рассказы, песни, обелиски – это память о героях войны

Пусть в нашей памяти останутся образы героев.

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым…

Память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир.

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

— Каждый из вас не остался равнодушным на нашем уроке. Я знаю, в каждой из ваших семей есть люди, которых вы поздравите в великий день 9 Мая с Днём Победы. Вы найдёте самые душевные слова для самых дорогих людей. Пожалуйста, напишите сейчас небольшое, в одну строку, пожелание с праздником своим дедушке или бабушке.

Уже есть такие строки. Давайте прочитаем слова Р. Рождественского, которые являются эпиграфом к нашему уроку

Стихотворение и анализ «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

– Да где же, где. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Краткое содержание

Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека, отняла жизни у миллионов людей и оставила незаживающий след в народной памяти. Неудивительно, что эта тема широко отразилась в творчестве многих поэтов и писателей того времени. Среди произведений, посвященных подвигам советских бойцов, есть и такие, героями которых оказываются подростки, наравне со взрослыми приближавшие день великой победы.

%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

В. Болтышев. Битва за Москву. Бой под Калининым. 2011

Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» – это воспоминание солдата, прошедшего войну, об одном из танковых боев, исход которого помог решить местный мальчик. Он сожалеет лишь об одном, что не узнал имени этого отважного мальчугана. По воспоминаниям рассказчика, это был обычный мальчишка, лет десяти-двенадцати, из тех, кого называют «бедовыми». Такие ребята всегда становились заводилами, возглавляли дворовые мальчишеские ватаги и, как могли, старались помогать нашим бойцам.

Во время одного из сражений советские танкисты оказались дезориентированы в том смысле, что не могли определить, откуда исходит шквальный огонь, пробиться сквозь который не было никакой возможности. На выручку пришел мальчик, который предложил показать месторасположение вражеской огневой точки. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», такими словами описывает автор юного героя. Танкисты посадили мальчика на броню и, благодаря его указаниям, смогли зайти в тыл врага.

Так, благодаря юному смельчаку, были спасены многие жизни. Рассказчик в конце своего повествования еще раз повторяет, что жалеет о том, что не спросил, как зовут этого бесстрашного подростка. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – такими словами заканчивает он свой рассказ. Героев, подобных этому мальчику, было во время войны очень много, и Твардовский, на основе реального случая создал собирательный образ юного патриота родины.

Анализ

История создания

В течение семи лет, с 1939 по 1946 годы Твардовский находился на фронтах в качестве военного корреспондента. Вместе с войсками он участвовал в сражениях и прошел трудный боевой путь, пережив множество лишений и испытаний. Все это отразилось не только на личности поэта, но и на его творчестве. Его стихи похожи на очерки с места события, в данном случае, с фронта, и это помогает читателю погрузиться в соответствующую атмосферу. В 1942 году поэт услышал историю одного из участников танкового сражения и, взяв ее за основу, написал стихотворение «Рассказ танкиста», повествующий о мужестве юного безымянного героя.

Персонажи и образы

Главным персонажем произведения стал городской подросток, через образ которого Твардовский попытался донести до читателя, что даже юные граждане нашей страны способны оказать помощь в победе над общим врагом. Такие ребята заслуживают награды наравне со взрослыми, потому что их поступки можно смело назвать героизмом. В этом и состоит главная идея данного стихотворения.

Другой персонаж – рассказчик, непосредственный участник описываемых событий. Его сожаление о своей забывчивости: «И только не могу себе простить» усиливается повтором первой строфы, который завершает повествование. Инверсия «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку» служит доказательством, что образ безымянного героя навсегда сохранится в памяти рассказчика.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, так как повествование начинается и заканчивается одинаково. Состоит оно из десяти катренов (четверостиший), в которых присутствует монолог рассказчика и его диалог с подростком. Благодаря такому чередованию речи, очень наглядно раскрываются характеры героев.

Произведение содержит все стадии развития сюжета: экспозицию (сожаление рассказчика и описание мальчика), завязку (сообщение подростка о дислокации огневой точки врага), кульминацию (победа советских танкистов) и развязку, которая выражается в благодарности бойцов маленькому герою.

Литературное направление данного произведения – реализм, по принадлежности к литературному роду – это эпос. Лиризм стихотворения, эпический сюжет, существующая интрига – все это позволяет отнести его к жанру баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При написании автор использует ямб с перекрестной рифмовкой (АВАВ).

Учитывая тему и содержание стихотворения, Твардовский ограничивается минимальным набором средств художественной выразительности. Тем не менее, в тексте встречаются эпитеты: «трудный», «недозрелые», олицетворения: «шел пожар», «пули свищут», «душила гарь и копоть», метафора – «огонь гвоздит», сравнения: «все нынче, как спросонку», «рубашонка пузырем», «руку, как товарищу, пожал». Легкость и простоту восприятия обеспечивают просторечные слова: «бедовый», «хлопец», «черт его поймет».

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – героизм и бесстрашие мальчика, которые он проявил, помогая советским бойцам. Твардовский показывает, что в то тяжелое время, когда весь народ встал на защиту отечества, возраст не являлся помехой для совершения подвига. В произведении прослеживается акцент автора на том, что такое проявление отваги подростком – случай далеко не единичный. В разных населенных пунктах, прилегающих к фронту, проживали десятки и сотни таких же мальчишек, готовых прийти на помощь действующей армии. Их маленькие подвиги в масштабах огромной войны были не всегда заметны и значительны, но, все же, их нельзя преуменьшать хотя бы потому, что они также являлись вкладом в приближение победы над врагом.

  • Твардовский рассказ танкиста краткое содержание
  • Твардовский рассказ танкиста о чем
  • Творческая работа по сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Тающий лед как пишется
  • Тач панель как пишется