Твардовский рассказ танкиста презентация 5 класс

Урок литературы в 5 классе оформление на доске тема: дети на войне за десять лет на том и этом свете

Урок
литературы в 5 классе

Оформление
на доске

Тема:

Дети
на войне

За десять
лет на том и этом свете

Ему
зачтутся эти десять дней…

К.Симонов

Эпиграф:

Люди!
Покуда сердца стучатся,

помните,

Какою
ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста,
помните!

Р.Рождественский

Цель урока: изучение
лирических произведений, посвящённых
Великой Отечественной войне.

Задачи: познакомить
со стихотворениями, посвящёнными теме
военного детства; развивать навыки
внимательного, вдумчивого чтения, умение
слышать авторский голос в произведении;
воспитывать интерес к истории родной
страны, патриотизм, благодарную память
к тем, кто завоевал право мирной жизни.

Оборудование.
Мультимедиапроектор (портреты К.
Симонова, А.Твардовского, страницы из
Книги Памяти Новосибирской области,
иллюстрации, фотографии времён ВОВ),
запись песни « Священная война» и других
песен о ВОВ, репродукция картины Ю.
Непринцева «Отдых после боя», учебник
«Литература. 5класс. Авт.-сост. В. Я.
Коровина» — М.,2003 г.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Речевая
разминка.

Если плачет
кто-то рядом,
Слайд 1

Если слёзы льются
градом,

Подойдите вы к
нему

И спросите:
«Почему?»

Слово учителя.

-Прочитайте
стихотворение про себя.

-Теперь вслух
птичьим базаром (хором, но кому как
нравится).

-Теперь шёпотом.

-Громко.

-С весёлой
интонацией.

-С грустной.

3.Беседа.

-Какая интонация
подойдёт к стихотворению больше?
(Грустная).

-Почему? (Дети
плачут – это грустно).

-А почему дети
плачут? (Упали, ударились, их обидели).

-Но есть ещё одна
причина, по которой дети плачут.
Звучит песня

«Священная

война»

(1-2 минуты)

-Так почему дети
плачут? (Война).

-Песня «Священная
война» была написана в первые дни

Великой
Отечественной войны. Почему её назвали

Отечественной?

-Что вы знаете
о ней? Когда началась? А закончилась?

-Какой город
первым принял на себя удар? (Брест).
Слайд 3

-Что изобразил
художник? Что вы чувствуете,

глядя на картину?

-А как люди в
тылу узнавали о событиях с фронта? (Из
газет, радио).

-Сегодня мы
познакомимся со стихотворениями двух

выдающихся
поэтов, которые были военными

корреспондентами:
Константина Михайловича Симонова

и Александра
Трифоновича Твардовского. Посмотрим,
какое

участие принимали
дети в этой страшной войне,

4.Анализ
стихотворений, беседа.

Стихотворение
К.Симонова «Майор привёз мальчишку

на лафете…».

Слово учителя.

Константин Симонов.
Многие его стихи солдаты
Слайд
4,5

во время войны
носили с собой, перечитывали

на привалах.

Чтение стихотворения
учителем
Слайды
6-10

Беседа.

-Какой момент войны
( наступление или

отступление) описан
в стихотворении?
Звучит музыка на

-Прочитайте
стихотворение про себя,
военную
тему (из песен)

подумайте, на
какую картину обращает

внимание рассказчик
особенно?

(«Седой мальчишка»)

-Откуда везли
мальчика? (Из Бреста)

-Почему же мальчик
седой?

-Что такое лафет?
Слайд 11

Учитель
показывает лафет.

-Перечитаем первую
строфу вслух.

Как понимаете
строки: «…за десять лет…

ему зачтутся эти
десять дней…»?

-К кому обращается
автор в пятой строфе?

(К тому, кто не был
на войне, к потомкам).

-Что хотел сказать
Симонов этим стихотворением?

Зачем рассказал
эту историю?

Минутка
релаксации.

-Закройте глаза,
вспомните всё стихотворение.
Звучит
приглушённая

Какой образ
возникает в вашем воображении?
музыка.

Опишите его.

А. Твардовский.
«Рассказ танкиста».

Слово учителя.

-Александр
Твардовский тоже был военным

Слайды 12-13

корреспондентом,
участвовал в боях. Он

рассказывает о
другом мальчике.

Чтение стихотворения
учителем.
Слайды 14-16

Беседа. Звучит
приглушённая

-О каком событии
идёт речь в стихотворении?
музыка.

-Какой момент войны
изображён? ( Наступление).

Из каких строк
это видно?

-Прочитайте
стихотворение про себя

выразительно,
подумайте, какая фраза встречается

дважды? Почему?
(« Всё нынче, как спросонку…»)

-Прочитаем диалог
между танкистом и мальчиком

по ролям.

-Какие разговорные
слова и выражения

встречаются в
стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его

поймёт») Почему?

-Кому и когда
танкист мог бы рассказывать об отважном

мальчике?

-Могло ли это быть
так, как на картине Ю. Непринцева
Репродукция

«Отдых после
боя»?
в учебнике.

Опишите картину.
Что делают бойцы? Где происходит

действие?

Сопоставительный
анализ стихотворений

-Сравните героев
этих двух стихотворений. Какие чувства

вызывает первый?
А второй?

-Почему у героев
нет имён?
Слайды 17-18

-Авторы хотели
подчеркнуть ещё и то, что таких

мальчиков и девочек
было очень много. Дети были

и настоящими
бойцами. Знаете ли вы каких-нибудь

героев? (Пионеры-герои:
Зина Портнова, Марат Казей

и многие другие.

-После войны были
созданы Книги Памяти. Для чего?

Слайды 19-21

(Не забывать имена
героев)

-Давайте прочитаем
слова на доске (эпиграф)

-Какой же ценой
завоёвано счастье? (Горе, слёзы детей,
смерть)

Заключительное
слово учителя.
Слайд 22

Прошла война,
прошла страда,

Но боль взывает к
людям:

Давайте, люди,
никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную
о ней

Хранят об этой
муке

И дети нынешних
детей,

И наших внуков
внуки.

5. Домашнее задание.

Выразительное
чтение одного стихотворения.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новодмитриевская начальная школа»

Тема урока: А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Класс: 4

Предмет, УМК: Литературное чтение, УМК «Планета Знаний»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, о творчестве А.Т. Твардовского, способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

Воспитательные: создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на произведение А. Твардовского “Рассказ танкиста”, воспитание чувства гордости за свой народ, за героя – земляка П.Н. Емельянова.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый.

Оборудование: видеоролик «Дети войны», компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно желая успехов на уроке.

  1. Мотивация. Определение темы урока и постановка цели.

— Ребята, посмотрите видеоролик «Дети войны» и подумайте, почему урок мы начали с этого видео? О чём пойдёт речь на уроке?

(Просмотр видеоролика «Дети войны»)

— О каком времени из истории нашей страны пойдёт разговор на уроке? (О Великой Отечественной войне)

— Что вы чувствовали, когда смотрели видеоролик?

— О чём или о ком этот фильм? (О войне, о детях войны)

В каком году началась Великая Отечественная война?

(В 1945 году 22 июня)

— В каком году она закончилась? (В 1945 году 9 мая)

Какую дату будем праздновать 9 Мая 2020 года? Слайд 2

О чём пойдёт речь на уроке?

— Во время войны наравне со взрослыми воевали и дети. Они были и на передовой, и в партизанских отрядах, и в тылу врага.

— Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока. Слайд 3.

-Что вы должны узнать и чему научиться на уроке? Вам помогут слова – помощники. Слайд 4.

(Узнать, кто такой А.Т. Твардовский. Выяснить, о чём говорится в стихотворении? Учиться выразительно читать стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим стихотворением.)

— Мы с вами познакомимся с писателем А. Т. Твардовским, будем читать его стихотворение «Рассказ танкиста».

3. Чтение и беседа о биографии А. Т. Твардовского. Слайд 5

— Прочитайте биографию А. Т. Твардовского на стр. 105.

-Расскажите, что вы узнали о писателе?

— Твардовский был опытным журналистом, который в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента. Вместе с бойцами он проделал непростой путь с запада на восток и обратно, пережив немало испытаний и лишений. В 1942 году Твардовский написал стихотворение «Рассказ танкиста».

— Как вы думаете, если писатель был участник войны, его «Рассказ танкиста» вымысел или реальность?

— Стихотворение «Рассказ танкиста», основанное на реальных событиях. Эту историю он услышал от одного бойца, непосредственного участника боевого танкового сражения.

4. Словарная разминка.

В стихотворении вам встретятся слова: нынче, бедовый, главарь, спросонок. Подберите к ним синонимы. (Работа со словарём в учебнике).

(Нынче – сегодня, бедовый – озорной, смелый, главарь – предводитель, спросонок – спросонья, будучи в полусонном состоянии).

5. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения.

(Чтение стихотворения учителем).

— Скажите, что вы увидели, услышали, почувствовали, когда читали

«Рассказ танкиста»?

— От чьего имени ведётся рассказ? (Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя).

— О чём рассказал танкист?

— Назовите тему стихотворения. (Героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку).

— Какую картину вы представили?

-Прочитайте стихотворение про себя. Какие слова, непонятные выражения вам встретятся, отметьте.

Гвоздит — упорно повторяет одно и тоже. Слайд 6.

Тыл — задняя сторона чего-нибудь.

Расчет — воинская группа, обслуживающая орудие, пулемет и другие боевые средства.

Копоть — сажа, оседающая на поверхности чего-нибудь.

— Объясните смысл слов: «Всё нынче, как спросонку»?

(Всё нынче, как спросонку — спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне).

— Прочитайте слова, выражения, которые описывают трудный бой.

— Что вы узнали о танкисте, от лица, которого ведётся рассказ?

— Найдите описание главного героя стихотворения.

— Расскажите о характере мальчика. Докажите словами из текста.

(Трудолюбивый, потому что не считает за труд носить воду ведрами.

Приветливый – встречает как гостей. Нежадный, щедрый – сливы сует.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где

пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут. Скромный – показал и убежал).

— Что его больше тревожит? Ответь словами стихотворения.

(Он испытывал чувства тревоги, переживания, волнения, нетерпения, боялся, что враг может сменить свое место расположения).

— Почему командир принял помощь мальчика? Посадил в танк и продолжил бой?

— Как называет мальчика танкист? Почему? (Дружище. Потому что он поможет танкистам).

— Почему мальчик, несмотря на «страшный бой», бросился помогать танкистам?

— Можно ли назвать поступок мальчика подвигом?

— Что такое по – вашему подвиг?

— Найдите точное определение в словаре.

(Значение слова Подвиг по Ожегову:
Подвиг – 
героический, самоотверженный поступок)

Физминутка Слайд 7.

Мы празднуем Победу! Шагают на месте. 
Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем 
Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища, 
Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны. 
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд. 
Поют, поют, поют! 
Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая 
Живут, живут, живут! земной шар.

6. Работа по группам. Средства художественной выразительности.

-Задания на листочках:

1 группа – найти эпитеты в стихотворении; («трудный», «недозрелый»)

2 группа – найти сравнения; («рубашонка пузырем», «все нынче как спросонку»)

3 группа – найти олицетворения. («Пули свищут», «шел большой пожар»)

— Проверим, посмотрите на слайд 8.

7. Выразительное чтение стихотворения. Слайд 9.

— Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

— Вспомните, что значит читать выразительно?

Правила выразительного чтения стихотворения.

1. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери:

—  темп (скорость)
—  интонацию

—  громкость чтения
—  жесты и мимику

2. При чтении вслух выдели голосом важные по смыслу слова.

3. Обязательно соблюдай:

—  рифму (делай правильное ударение в словах);

—  стихотворный размер (все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью).

4. Постарайся выразить:

—  эмоции, которые хотел вызвать поэт у читателя;

— эмоции, которые отражают твое понимание стихотворения.

5. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчётливо.

8. Обобщение:

— Как вы думаете, почему А. Т. Твардовский начинает и заканчивает стихотворение одинаковыми словами?

— Почему он забыл спросить, как зовут мальчонку? (Был трудный бой…)

— Почему он не может себе это простить? (Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез. Награда его не найдет).

— В каких словах стихотворения, по – вашему, заключена его главная мысль?

Вывод: Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать. В этом и заключается основная идея стихотворения Твардовского.

9. Рассказ ученика: (задание учитель дал заранее: подготовить сообщение о герое – земляке Герое Советского Союза П.Н.Емельянове).

— Ребята, назовите Героя Советского Союза, нашего земляка, который всю войну прошёл и был танкистом. Слайд 10.

Пётр Николаевич Емельянов родился 12 июня 1920 года в селе Рязановка ныне Радищевского района в обычной крестьянской семье. Получил среднее образование. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил Брянское автомотоциклетное училище. В ноябре 1941 года получил назначение в действующую армию. В 1943 году закончил Высшую офицерскую бронетанковую школу. К июлю 1944 года капитан Емельянов уже командир танковой роты 8-й гвардейской армии 1-го Белорусского фронта.

19 июля 1944 года танковая рота под его командованием первой ворвалась в город Любомль Волынской области Украины. Сам Емельянов с экипажем своего танка уничтожил до взвода гитлеровцев, подавил огонь нескольких орудий и пулемётных точек, подбил самоходную артиллерийскую установку (САУ).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками капитану Емельянову Петру Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны, уже будучи майором, наш земляк продолжил службу в армии.

Пройдя войну, боевой офицер трагически погиб пятого февраля 1947 года. Ему было всего 26 лет. Слайд 11.

Герой похоронен в Москве. В 1981 году на родине был установлены два бюста Героям Советского Союза Петру Николаевичу Емельянову и Андрею Ефремовичу Фатьянову. В честь героя названа улица в селе Рязановка.

— Скажите, мог быть тем танкистом из стихотворения Твардовского П.Н.Емельянов?

— Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания.

10. Рефлексия. Слайд 12.

Продолжите фразу:

— сегодня я на уроке узнал(а)…

— если бы я оказался(лась) на войне, то …

— я горжусь…

11. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Рассказ танкиста» или подготовить сообщение о подвигах детей в Великую Отечественную войну). Слайд 13.

Литература

  1. Учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац 4 класс 2 часть

  2. Э.Э. Кац. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение» Э.Э. Кац.

Интернет – источник:

  1. Видеоролик «Дети войны». https://youtu.be/o85-OdvzdYs

  2. https://infourok.ru/prezentaciya-malenkie-geroi-bolshoy-voyni-2890197.html

  3. https://znanija.com/task/26302034#readmore

  4. https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/20/razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya.docx

  5. Александр Твардовский

  6. https://proshkolu.ru/download/4080103/0359943a58adb006/

  • Скачать презентацию (1.31 Мб)


  • 0 загрузок

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему «Открытый урок. А. Твардовский «Рассказ танкиста»» для 5 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 36 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    36

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"

    Слайд 1

    Урок литературы 5 класс

    Шашкова Н. А.,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ СОШ №25

  • Slide2

    Слайд 2

     Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.  

  • Slide3

    Слайд 3

    Произнесите слово «война». Какие смысловые ассоциации у вас возникли?Что вы видите, слышите, чувствуете?

  • Slide4

    Слайд 4

    Составление кластера

    Слово кластер происходит от английского «cluster» — группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка.
    Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

  • Slide5

    Слайд 5

    Вижу
    Слышу
    Чувствую

  • Slide6

    Слайд 6

    Единый кластер

    Вижу
    Слышу
    Чувствую
    Взрыв
    Грохот
    Залпы
    Крики
    Плач
    Рев сирен
    Смерть
    Разруха
    Страх
    Горе
    Голод
    Слезы
    Тревога
    Беспокойство
    Печаль
    Горечь
    Страдание

  • Slide7

    Слайд 7

    Проверка домашнего задания

    Что такое война?

  • Slide8

    Слайд 8

    Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?

  • Slide9

    Слайд 9

  • Slide10

    Слайд 10

    Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

  • Slide11

    Слайд 11

    Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет

    «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы»
    (Т.С. Ивлева, полиграфист.)

  • Slide12

    Слайд 12

    «Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл…»
    (Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механник)

  • Slide13

    Слайд 13

    « Нам, детям войны, никогда не забыть тот кошмар, который мы пережили. Главный лозунг того времени был: «Все для фронта, все для победы.» И мы, полуголодные подростки, работали на полях и фермах, так как рабочих рук в колхозе не хватало. Всех мужчин забирали на фронт, в деревне оставались старики, женщины и дети. Дети выполняли тяжелейшую работу: косили траву, потом собирали в стога, убирали урожай с полей, молотили и закладывали в закрома. Но нам этот хлеб, можно сказать, не доставался. Все сдавали государству, чтоб кормить воинов, а сами очень сильно голодали. Ели всяческие травы, корни, запасали из леса грибы и ягоды, но грибы даже нечем было посолить, не было соли, а о сахаре и думать не приходилось.
    Когда мне исполнилось 13 лет, послали на лесозаготовки: рубили лес для восстановления разрушенных городов, работали от зари до зари, не было у нас ни выходных, ни праздников. Жили в бараках по 40 человек. А было это на севере, в Архангельской области. Морозы достигали 40-45 градусов, снег был очень глубокий, за день вся одежда на нас вымокнет, потом замерзнет и приезжали в барак как в скафандре. Вот такое страшное было у меня детство.
    Я никому не желаю того, что пережили мы — дети войны.»
    (Коваль Капиталина Игоревна)

  • Slide14

    Слайд 14

    Сформулируем тему урока, используя ассоциации.Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить, что будем слушать и читать, над чем будем размышлять?

  • Slide15

    Слайд 15

    Тема урока: Война и дети в стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста»

  • Slide16

    Слайд 16

    Цели:

    расширить знания о Великой Отечественной войне;
    — способствовать развитию чуткости и наблюдательности к поэтическому слову;
    — совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.

  • Slide17

    Слайд 17

    Александр Трифонович Твардовский

    А.Т.Твардовский- участник войны с первых её дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом, сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. И в своих стихах призывал народ к борьбе с врагами.

  • Slide18

    Слайд 18

    «Рассказ танкиста»

  • Slide19

    Слайд 19

    Подумай и ответь.

    – Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?
    — Кто из героев привлек вас?
    — Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?

  • Slide20

    Слайд 20

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
       Представьте себе   чистое небо. Поднимите руки к небу.  В небе  сияет  солнце. Потянитесь к солнышку.  Оно всем светит, и всех любит, и греет, всем дарит добро. Тянемся к солнышку, впитываем , тепло, доброту, радость.
    А теперь поделитесь  теплом друг с другом. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся, поделимся радостью и добротой.

    Как хорошо, что сейчас нет войны. И мы должны помнить всех, кто защитил этом мир, сберег его для нас, всех, кто боролся с фашистами.  Больше узнать о войне, сохранить память нам помогают такие произведения, как «Рассказ танкиста»

  • Slide21

    Слайд 21

    Подумай и ответь.

    1) Определите тему стихотворения (о чем оно).
    2) Какие события происходят в «Рассказе танкиста»?
    3) Найдите описание боя. Докажите, что бой был страшен.
    Прочтите отрывок выразительно

  • Slide22

    Слайд 22

    Какие изобразительные средства использует Твардовский при описании боя? С какой целью делает это автор?

    Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
    Мы прорывались к площади вперёд.
    А он гвоздит – не выглянуть из башен,
    И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
    Тут угадай-ка, за каким домишкой
    Он примостился, — столько всяких дыр…

  • Slide23

    Слайд 23

    И вот в этой страшной, безвыходной обстановке появляется мальчик. Найдите и прочитайте: с какими словами обратился он к командиру танка.

  • Slide24

    Слайд 24

    Герой в этих репликах 4 раза использует местоимение “я”. Почему?

    Товарищ командир, товарищ командир!
    Я знаю, где их пушка. Я разведал…
    Я подползал, они вон там в саду…
    А давайте я поеду на танке с вами.
    Прямо приведу.

  • Slide25

    Слайд 25

    Как танкист обращается к мальчику? Как он его благодарит?

  • Slide26

    Слайд 26

    Какие суффиксы использует танкист, обращаясь к мальчику? Почему?

    Сравните:

    Мальчик — мальчишка,
    Парень — парнишка,
    Друг – дружище.

  • Slide27

    Слайд 27

    Найдите описание главного героя стихотворения.

  • Slide28

    Слайд 28

    Что вы можете рассказать о характере мальчика?

    Лет десяти – двенадцати. Бедовый,
    Из тех, кто главарями у детей,
    Из тех, кто в городишках прифронтовых
    Встречают нас как дорогих гостей.
    Машину обступают на стоянках,
    Таскать им воду вёдрами – не труд,
    Приносят мыло с полотенцем к танку
    И сливы недозрелые суют…

  • Slide29

    Слайд 29

    Как называют человека смелого, храброго, бесстрашного, не теряющегося в самые трудные моменты жизни?

    Мальчишку могли убить… Думал ли он об этом? О чём он думал?
    Думал ли мальчик, что совершает подвиг?
    Какое чувство им двигало?

  • Slide30

    Слайд 30

    Прочитайте начало и конец стихотворения про себя выразительно, подумайте, какая фраза повторяется?

    Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

  • Slide31

    Слайд 31

    Работа с лексикой стихотворения

    1. Всё нынче, как спросонку
    2. Бедовый, из тех, что главарями у детей
    3. А он гвоздит — не выглянуть из башен
    4. …за каким домишкой он примостился
    5. Заходим в тыл и полный газ даём
      И эту пушку, заодно с расчётом,
      Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём
    1. — озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
    2. — спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
    3. — танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
    4. — он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
    5. — где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

  • Slide32

    Слайд 32

    Взаимопроверка

    1- Всё нынче, как спросонку – 2 спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
    2 — Бедовый, из тех, что главарями у детей – 1 озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
    3 — А он гвоздит — не выглянуть из башен – 4 он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
    4 — … за каким домишкой он примостился – 5 где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
    5 — Заходим в тыл и полный газ даём
      И эту пушку, заодно с расчётом,
      Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём — 3 танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

  • Slide33

    Слайд 33

    Подведем итог

    Как вы считаете, какие свои мысли и чувства  хотел донести до читателя автор стихотворения?
    — Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.
    — О ком же стихи Твардовского?

  • Slide34

    Слайд 34

    Домашнее задание

    1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста»
    По выбору:
    2. Создать иллюстрацию к стихотворению А.Т. Твардовского
    3. Написать письмо безымянному герою стихотворения «Рассказ танкиста»

  • Slide35

    Слайд 35

    Рефлексия

    Продолжите любую из фраз:
    А) У меня в душе осталось…
    Б) На уроке я понял(а)
    В) На уроке мне удалось…
    Г)если бы я оказался(лась) на войне…, то…

  • Slide36

    Слайд 36

    СПАСИБО ЗА УРОК

    Его я узнал не из книжки –Жестокое слово – война!Прожектором яростной вспышкиК нам в детство врывалась она.В те дни мы в войну не играли –Мы просто дышали войной.

    А. Иоффе

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Твардовский рассказ танкиста краткое содержание
  • Твардовский рассказ танкиста о чем
  • Творческая работа по сказке о мертвой царевне и семи богатырях
  • Тающий лед как пишется
  • Тач панель как пишется