Тварь ли я дрожащая или право имею в чем заключалась ошибка теории сочинение

В романе ф.м. достоевского преступление и наказание отразились противоречия действительности и общественной мысли сумеречной эпохи 60-х годов xix века. писатель

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» отразились противоречия действительности и общественной мысли «сумеречной» эпохи 60-х годов XIX века. Писатель видел, как пореформенная ломка социальных отношений постепенно приводила к глубокому кризису общественных идеалов, шаткости нравственной жизни России.

«Появились какие-то трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей», – отмечал в своем романе Достоевский, имея в виду различные по своей сущности и направленности идеи, занимавшие умы молодого поколения, оторванного от норм общечеловеческой и христианской морали, отлученных от культурных традиций, бережно хранимых предшествующими поколениями. Но идеи эти, вследствие особого отношения писателя к природе человеческого бытия, признания им наличия потусторонних сил в реальной жизни, предстают перед читателем «Преступления и наказания» как «духи, одаренные умом и волей».

С этих позиций Достоевский оценивает идеи и поступки главного героя своего романа – Родиона Раскольникова, изображая его как человека, «зараженного» идеей, жертву сил зла, реально присутствующих в повседневной жизни.

Итак, каковы же основные положения теории этого героя? В чем заключается ошибка Раскольникова?

Раскольников пытается доказать идею справедливости «крови по совести». Для этого он разделяет всех людей на два разряда: «на низший (обыкновенных)…, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Далее герой Достоевского доказывает право этих «настоящих» людей на преступление во имя благородной цели, полагая, что для счастья большинства можно пожертвовать меньшинством. Для Раскольникова это «простая арифметика». Он считает, что «сверхчеловеку» позволено «перешагнуть через кровь» во имя благополучия всего человечества – такое преступление относительно и оправдано «высокой» целью. Эта цель заключается в том, чтобы «загнать» невежественное человечество, то есть, по Раскольникову, людей «второго разряда», в «хрустальный дворец» благополучия, всеобщего процветания, создать царство справедливости на земле.

Конечно, «из этого вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается… или воровать каждый день на базаре», – допускает Раскольников. Однако это только внешняя сторона проблемы.

Уже эти утверждения позволяют сделать вывод об ошибочности теории героя романа. С одной стороны, Раскольников верно подметил некоторые общие особенности человеческих характеров – это подтверждается фактами Истории.

Другое дело, что подобная постановка вопроса противоречит законам общечеловеческой морали и христианской этики, провозглашающей всех людей одинаково равными перед Богом. Раскольников забывает о том, что личность любого человека бесценна и неприкосновенна. Герой не понимает, что, убивая старуху-процентщицу как олицетворение земного зла (по его субъективному мнению), он уничтожает человека в себе, совершает преступление перед самим собой.

Таким образом, теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути, поскольку свободно разрешает совершать убийства, творить беззаконие под прикрытием абстрактной «благородной цели». В этом – одна из ошибок героя Достоевского и, одновременно, его трагедия. Причину его заблуждения писатель видит, прежде всего, в безверии, отрыве от культурных традиций, утрате любви к Человеку.

Анализируя аргументы Раскольникова в защиту своей теории, можно сделать вывод о том, что ее настоящий смысл заключается не в обосновании человеческого права делать добро с помощью зла, а в признании существования «сверхчеловека», возвышающегося над «обыденной» моралью. Ведь герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов и обожествлении человеческой личности.

Здесь таится второе, не мене ошибочное и трагичное, заблуждение Раскольникова: он не учитывает того, что «обычный», «заурядный», по его опять же меркам, человек не способен стать «сверхчеловеком», заменить собою Бога. Именно поэтому, мечтая выделиться из общей человеческой массы, надеясь стать «великим гением, завершителем человечества», персонаж Достоевского сделался обыкновенным преступником, убийцей.

Раскольников думал, что для него наступит «царство рассудка и света», а наступила «тьма» смертного греха, «вечность на аршине пространства». Герой понял, что он просто не способен сделаться Наполеоном.

Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории, ошибкой «рязрядов», на которые сам же поделил всех людей. Своим трагическим примером он доказал невозможность превращения «человека второго сорта» в «господина, имеющего сказать новое слово» за счет человеческой жертвы.

Идея разрешения «крови по совести», вседозволенности, отрицания этических принципов приводит либо к разрушению человеческой личности, как это и произошло с Раскольниковым, либо порождает чудовищ вроде Свидригайлова. В столкновении идей Раскольникова с реальной действительностью обнажается несостоятельность, ошибочность и явная порочность его теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.

    Ф. М. Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного…

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» — этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова.
    Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала…

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.
    “Преступление и наказание” — это роман Достоевского,…

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться…

Одним из главных объектов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» является теория, созданная главным героем романа Родионом Раскольниковым. Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на земле делятся на «власть имущих» и «тварей дрожащих». Ключевым моментом такого разделения было то, что «власть имущие» имеют право на преступление, во имя собственных целей, они способны пролить кровь «тварей дрожащих».

Главный герой романа решается на убийство не сразу, к этому роковому шагу его приводят человеческие страдания, свидетелем которых Родион становился ежедневно. Многочисленные примеры чужих страданий толкнули Раскольникова на проверку собственной теории. Однако трагическая ошибочность теории Раскольникова начинает обнаруживаться уже во время преступления. Виной всему — неожиданное появление сводной сестры старухи-процентщицы, Лизавета. И именно эта обездоленная женщина является одной из тех несчастных, ради которых Родион решается на преступление. Но вконец растерявшийся главный герой убивает и Лизавету, и ее еще неродившегося ребенка.

Одним из подтверждений ложности высказанной Раскольниковым теории является абсолютное уединение главного героя от внешнего мира, потерянное им ощущение реальности, отстраненность от простых человеческих чувств, болезненное отвращение к окружающему миру и нарастающая угрюмая злоба. Раскольников прячет награбленное под камнем не только потому, что боится обыска, но большей частью потому, что испытывает внутреннее отвращение к плодам преступления, ведь Родион – тонкий человек, глубоко в душе переживающий кошмар содеянного им греха, нарушившего основные христианские заповеди – «не убей» и «не укради».

Родион чувствует, что преступление не только не возвысило его над людьми, но и сделало чужим среди них, а самым страшным наказанием оказались муки совести. Так, через страдания и одиночество Родион Раскольников начинает свой обратный путь к себе — человеку. И в конце романа, пройдя этот нелегкий путь духовного возрождения, обратившись к Богу, герой стоит на пороге «новой жизни». «Бунтарский» разум его вступает в неразрешимый в спор с духовной сущностью. Так рождается на глазах читателя непоправимая трагедия личности, прошедшей долгий путь к покаянию.

Теория Раскольникова раскрывается на страницах романа во всем своем неразрешимом противоречии, превращаясь в мучительное повествование о человеке, который всю жизнь вел сам с собой Достоевский. В «бунтарском» мировоззрении Раскольникова и «смиренных» мыслях Сони Мармеладовой отразились собственные горькие размышления автора о человеческой природе и социальной действительности.

«Не убий», — гласит одна из заповедей. Родион Раскольников нарушил эту заповедь — и вычеркнул себя из мира людей, вычеркнул, по сути, из собственной теории, из общества «власть имущих». «Я не старушку убил, я себя убил», — признается герой Соне Мармеладовой. Совершив преступление, он переступил формальный закон, но не смог переступить закон нравственный. В этом заключается основное противоречие теории Родиона. Трагедия «бунтаря» Раскольникова в том, что сделав попытку вырваться из мира зла, он ошибается и терпит страшное наказание за свое злодеяние: крах идеи, раскаяние и муки совести.

Достоевский отвергает революционное преобразование мира, и тема «смирения» звучит в конце романа вполне победоносно и убедительно: Раскольников находит душевное успокоение в вере в Бога. Ему вдруг открывается истина: милосердные цели не могут быть достигнуты с помощью насилия. Так, его теории оправданного насилия приходит конец, она разбивается о собственные противоречия и искреннее покаяние главного героя.

Только через покаяние герой в итоге осознает, что не насилие, и не циничные теории, а любовь к людям может изменить мир к лучшему и вернуть человека к жизни.

Материал из книги Волковой Л.Д. “Роман Ф. Достоевского ”Преступление и наказание” в школьном изучении”. Пособие для учителя. Л., Просвещение, 1977.


Сущность жизни человека-в свободе, в своеволии человека

В чём сущность своеволия Раскольникова?
За словами о благе человечества(как у Чернышевского в 4 сне-построение хрустального дворца) выступает идея наполеонизма, стоящего над человечеством)

Достоевский ставит вопрос: допустимо ли построение хрустального дворца? Допустимо ли, чтобы один человек присвоил себе правостать благодетелем?

Допустимо ли ради большинства уничтожить меньшинство?

У Достоевского -нет, невозможно.
И Достоевский опровергает теорию. Как?

Докажем текстом.

1 Вместо одной убивает двух. Таким образом, Раскольников становится не свободным, а рабом своей идеи-страсти (как Лужин и Свидригайлов рабы своих страстей) Своеволие отделяет человека от людей, в итоге он стирается как личность. А в одиночестве-гибель (нравственная у Раскольникова, физическая у Свидригайлова
)

2 Раскольников не раскаивается в преступлении, но принимает наказание за протест, который не совершил.Что-то высшее побеждает в нём. Борьба совести, протест против крови, и разума, оправдывающего кровь-в этом душевная драма
. Явка с повинной доказала, что не теория неверна, а что сам не принадлежал к числу великих. И только на каторге нравственное сознание пробудилось. Совесть, натура оказались сильнее » В теории ошибочка вышла»

В чём ошибочность теории Раскольникова?

1аргумент

С точки зрения Лужина всё верно. Чтобы в государстве было боьше счастливых людей, нужно поднять их уровень зажиточности.А так как основой хозяйственного прогресса является личная выгода-заботься о ней.Это следствие теории Раскольникова: «сильному всё позволено». Это пародия на теорию Раскольникова. Это разрешение права на существование той вши, которая займёт командное положение.

Раскольников говорит Лужину: » А даведите до последствий что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать»

Неотразимая логика этого рассуждения и губит Раскольникова. Следоватнльно, в его рассуждениях есть какая-тоошибка.

2 аргумент Люди, подобные Раскольникову, исходят вначале из гуманизма сострадания-защита униженных.А если он берёт на себя такую миссию, значит, он считает себя необыкновенным, которому всё дозволено.Вот почему делит на две категории. И ему важно:кто он?

Достоевский против всех идей и теорий бунта.

3 аргумент.Он вытекает из разрешения крови по совести.Если герой освободится от принципов и идеалов, то естественно он превратится в Свидригайлова. Свидригайлов уже прошёл путь за справедливость.

ОТРИЦАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ-вот что роднит Свидригайлова и Раскольникова.. Свидригайлов преграждает путь Раскольникова к раскаянию(только после его смерти Раскольников идёт и признатся)

4 аргумент Натура противится (преступление претит здравому человеческому смыслу. Разумихин отвергает теорию

5 аргумент. Сам писатель против любого бунта. Достоевский отвергает революционный путь, ставит вопрос о нравственном саммоусовершенствовании-к Христу.

Одновременно Достоевский показывает и ео неизбежность. Она вытекает из состояния современного мира. ЧТО ДЕЛАТЬ? « Свобода и власть…цель
Рскольникова. Вего ответе противоречие, которое подчёркивает Достоевский. Содной стороны-сломать раз и навсегда. С другой-чтобы встать НАД.

Таким образом, Достоевский понимал и показал неизбежность бунта, так как НИКОГДА НЕ СОГЛАСИЛСЯ БЫ ОСУЩЕСТВИТЬ БУНТ ПУТЁМ УБИЙСТВА.

После бунтаря Раскольникова появится положительный прекрвсный человек князь МЫШКИН, проповедывавший ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.

Нравственные законы нельзя нарушать.Любая человеческая личность священна и
неприкосновенна.

135090786 655459

Создает первым, если принимать во внимание только его идеологические романы. В центре изображения — главный персонаж Родион Романович Раскольников, к которому сводятся все нити повествования. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» становится связующим и символическим элементом, благодаря которому произведение приобретает целостность и завершенность.

Молодой человек, живущий в обшарпанной съемной каморке, идет по улицам Петербурга и замышляет какое-то дело. Пока мы еще не знаем, о чем размышляет Раскольников, но по его болезненному состоянию понятно, что это преступление. Он решает убить старуху процентщицу. Однако одно убийство влечет за собой другое. Чтобы устранить свидетеля, ему приходится убить и младшую сестру Алены Ивановны — Лизавету Ивановну. После преступления жизнь героя становится невыносимой: он словно в аду собственных мыслей и страстей, он боится, что его раскроют. В итоге Раскольников сам совершает признание, и его отправляют на каторгу.

Жанровое своеобразие романа

Краткий пересказ говорит о том, что данный роман можно рассматривать как детективный. Однако это слишком узкие рамки для глубокого произведения Достоевского. Ведь помимо тщательного изображения картины преступления автор прибегает еще и к точным психологическим зарисовкам. Некоторые исследователи однозначно относят произведение к жанру идеологического романа, ведь на первый план выдвигается В романе «Преступление и наказание» о ней становится известно не сразу, лишь после убийства. Однако с первых же глав понятно, что герой не просто маньяк, его поступок подкреплен некими рациональными причинами.

682524

Что подталкивает Раскольникова к убийству?

Во-первых, ужасные условия жизни. Бывший студент, который вынужден был бросить учебу из-за недостатка денег, Раскольников живет в тесной каморке с оборванными обоями. Его одежда выглядит так, что другой и посовестился бы такое надеть. Накануне он получает письмо от матери, в котором та сообщает, что его сестра Дуня выходит замуж за состоятельного мужчину, который старше ее. Конечно же, ее подталкивает нужда. Старуха процентщица же богата, но она очень скупая и злая. Раскольников думает о том, что ее деньги могли бы помочь многим, не только его семье. Теория поддерживается одним второстепенным персонажем — студентом, которого видит герой в распивочной. Этот студент разговаривает с офицером. По его мнению, старуха — мерзкое создание, она недостойна жить, а вот ее деньги можно было бы разделить между нищими и больными. Все это укрепляет мысль Раскольникова, что нужно убить.

682521

Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

В какой главе мы узнаем о том, что у героя была своя теория? Порфирий Петрович в пятой главе третьей части говорит о статье Раскольникова, которую он написал, когда еще учился. Эту статью он приводит в качестве обвинений. Ведь в ней Родион разделил людей на две категории: право имеющих и тварей дрожащих. Первые — сильные мира сего — могут вершить судьбы, влиять на ход истории. Вторые же являются материалом. Совершая убийство старухи, Раскольников хочет доказать себе, что он принадлежит к первой категории. Однако муки, которые ему доставляет убийство, говорят об обратном. В конце концов нам, читателям, понятно, что Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» изначально обречена на провал: она бесчеловечна.

682523

Идея двойничества в романе

Огромную роль в раскрытии теории и характера Раскольникова играют так называемые герои-двойники. Их в романе множество, однако самые яркие — это Лужин и Свидригайлов. Благодаря этим персонажам опровергается теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Таблица показывает, в чем сходство и различие трех персонажей.

Критерий Лужин Свидригайлов Раскольников
Теория Жить нужно для себя, «возлюбить себя одного» Человеку все дозволено Сильная личность может поступать так, как считает нужным. Слабые (твари дрожащие) — лишь строительный материал
Поступки

Желает жениться на Дуне, чтобы иметь власть

Домогался Дуни, доводит слугу до самоубийства, приставал к девочке, подслушал признание Раскольникова

Убивает старуху-процентщицу и ее сестру

Выдвигает ложные обвинения против Сони

Отдал деньги сиротам Мармеладовым

Помогает Мармеладовым, спасает детей из пожара

Покончил жизнь самоубиством

Сознается в преступлении

Таблица показывает, что самый грешный из всех троих — Лужин, ведь он так и не признал своих грехов, не совершил ни одного доброго дела. Свидригайлов же перед смертью успел искупить все одним хорошим поступком.

Раскольников ненавидит и презирает их обоих, потому что он видит свое сходство с ними. Все трое одержимы бесчеловечными теориями, все трое грешат. Самая продуманная — теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (цитаты героя подтверждают это). Он цинично называет старушонку «вошью», говорит о том, что он хотел стать Наполеоном.

Все, что происходит в романе, идею. Даже само поведение главного героя. Особую роль в романе также играют в частности последний сон о моровой язве, благодаря которому становится понятным, насколько губительна теория Раскольникова в романе на подобную тему не может обойтись без расшифровки этого сна. Если бы все считали так, как Раскольников, то мир давно бы рухнул.

682522

Выводы

Итак, бесчеловечная теория Раскольниквоа в романе «Преступление и наказание» опровергается автором, который призывает людей жить по законам божиим. Никакие рациональные причины не могут оправдать убийство человека, каким бы он ни был.

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

Отправным моментом своеобразного «бунта» Родиона Раскольникова против существующего социального уклада и его морали было, безусловно, отрицание страданий человеческих, и здесь мы имеем в романе своеобразную квинтэссенцию этих страданий в изображении судьбы семьи чиновника Мармеладова. Но нельзя не заметить сразу, что само восприятие страданий у Мармеладова и Раскольникова отличается друг от друга. Дадим слово Мармеладову: «- Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов… — Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его!.. ибо не веселия жажду, а скорби и слез!.. Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. При-идет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз… Простил тебя раз… Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные:

«Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…»39

В высказываниях Мармеладова мы не замечаем ни тени богоборчества. ни тени социального протеста — он всю вину берет на себя и себе подобных. Но здесь присутствует и другая сторона вопроса — облик свой и страдания своей семьи Мармеладов воспринимает как нечто неизбежное в его самобичевании, христианском раскаянии нет желания начать жизнь «по-божески», отсюда его смирение выступает только как желание прошения и не содержит в себе резервов самосовершенствования.

Не случайно исповедь спившегося чиновника вызывает у Раскольникова вначале презрение и мысль о том, что человек — подлец. Но далее возникает идея более глубокая: «- Ну а коли я соврал, — воскликнул он вдруг невольно, — коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное все — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!..»40

О чем здесь речь? Если страдает человек без вины, раз он не подлец, то все внешнее по отношению к нему — что позволяет страдать и вызывает страдания — предрассудки. Социальные законы, мораль — предрассудки. И тогда Бог — тоже предрассудок. То есть человек — сам себе господин и ему все позволено.

То есть человек имеет право на нарушение внешнего закона как человеческого, так и божеского. В отличие от того же Мармеладова Раскольников начинает искать причину страданий человека не в нем самом, а во внешних силах. Как здесь не вспомнить рассуждения В.Г. Белинского о том, что он, не получив ТАМ вразумительного ответа на вопрос, почему страдает маленький человек, вернет билет в царство божие обратно, а сам стремглав бросится вниз.

Прежние размышления Раскольникова о «реальном деле», которое все не решаются совершить «из трусости», боязни «нового шага», начинают подкрепляться возрастанием в его теоретических построениях идеи самоценности человеческой личности.

Но в голове Раскольникова интенсивно работает мысль и о том, что не все люди страдают, страдает и унижается большинство, но определенная генерация «сильных» не страдает, а причиняет страдания. Обратимся к рассуждениям философа М.И. Туган-Барановского на эту тему. Исследователь считает постулирование людьми, подобными Раскольникову, идеи самоценности человеческой личности вне ее божественного самосознания теоретическим тупиком, подменой божественных нравственных законов человеческим своеволием. Формальное признание за всеми людьми права на самоценность оборачивается в социалистической теории правом на человекобожество для немногих: «Убеждение в неравноценности людей, — пишет Туган-Барановский, — есть основное убеждение Раскольникова в «Преступлении и наказании». Для него весь род человеческий делится на две неравные чести: большинство, толпу обыкновенных людей, являющихся сырым материалом истории, и немногочисленную кучку людей высшего духа, делающих историю и ведущих за собой человечество.»41

Интересно, что у «философа» смирения Мармеладова, мыслившего все же достаточно по-христиански, нет неравенства перед Богом — все одинаково заслуживают спасения.

Однако христианские нормы никак не вписываются в утверждавшуюся Раскольниковым «новую мораль». Разделение на страдающих и виновных в страданиях проводится Человекобогом без учета христианского права на спасение каждого грешника и Божий суд подменяется на земле судом озлобленного страданиями Человекобога.

Для Раскольникова настоящим толчком к реализации его идеи послужил услышанный им разговор студента и офицера в трактире: » — Позволь, — говорит студент своему собеседнику, — я тебе серьезный вопрос задать хочу… смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет…

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь!» И далее настоящая апология зла как благого деяния для человечества: «Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает…»42

Значит, убийство старухи — «не преступление». К такому выводу в своих размышлениях приходит Родион Раскольников.

Однако, в чем порочность теории Раскольникова? С утилитарной точки зрения он прав — разум всегда оправдает жертву ради всеобщего счастья. Но как понимать счастье? Оно не заключается в накоплении или перераспределении материальных благ, нравственные категории вообще не поддаются рационализированию.

М.И. Туган-Барановский предлагает именно под этим углом рассматривать трагедию Раскольникова: «…Он хотел логически обосновать, рационализировать нечто по самому своему существу не допускающее такого логического обоснования, рационализирования. Он хотел вполне рациональной морали и логическим путем пришел к ее полному отрицанию. Он искал логических доказательств нравственного закона — и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан — ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя.»43

Далее Туган-Барановский утверждает христианскую мысль о том, что преступление Родиона Раскольникова именно в нарушении нравственного закона, во временной победе разума над волей и совестью: «Почему личность всякого человека представляет собой святыню? Никакого логического основания для всего этого привести нельзя, как нельзя привести логического основания для всего того, что существует собственной своей силой, независимо от нашей воли. Факт тот, что наше нравственное сознание непобедимо утверждает нам святость человеческой личности; таков нравственный закон. Каково бы ни было происхождение этого закона, он столь же реально существует в нашей душе и не допускает своего нарушения, как любой закон природы. Раскольников попробовал его нарушить — и пал.»

С отвлеченной теорией, рожденной при помощи лишь мыслительной работы, вступила в борьбу жизнь, пронизанная божественным светом любви и добра, рассматриваемая Достоевским как определяющая сила трагедии героя, соблазненного голыми умствованиями.

Интересны рассуждения о причинах «бунта» Родиона Раскольникова против общепринятой нравственности философа и литературоведа С.А. Аскольдова. Исходя из того, что любая общечеловеческая нравственность имеет религиозный характер, освящается в сознании масс авторитетом религии, то для личности, оставившей религию, закономерно возникает вопрос — а на чем зиждется нравственность? Когда же религиозность в обществе падает, то и нравственность принимает чисто формальный характер, держится исключительно на инерции. И вот против этих гнилых подпорок нравственности, по мнению Аскольдова, и выступает Раскольников: «Необходимо понять, что протест против нравственного закона, возникший в душе Раскольникова, по существу своему направлен не столько против него самого, сколько против его ненадежных устоев в современном безрелигиозном обществе».44

Можно, конечно, рассуждать о том, что причинами появления теорий социалистического толка, вроде философских построений Раскольникова, или, скорее, не причинами, а питательной средой мог явиться упадок религиозности в обществе. Но практическая цель, вытекающая из теории Раскольникова, вполне ясна — получение власти над большинством, построение счастливого общества путем замены человеческой свободы материальными благами.

ПОДЕЛИТЬСЯ

В чем различие (отличие) между ошибкой и преступлением 8 примеров готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями.

Итоговое сочинение на тему в чем различие отличие между ошибкой и преступлением?

Каждый имеет право на ошибку… Нередко можно услышать данное высказывание. Каждому человеку на своем жизненном пути невольно приходилось оступаться, совершая небольшой промах или принимая неправильное решение. Однако некоторые представители общества порою совершают не просто ошибку, а настоящее преступление. Как отличить одно от другого? Безусловно, преступление всегда несёт определённую угрозу и опасность конкретному человеку, обществу, народу или стране в целом. Оступаясь, мы наносим вред себе и не приобретаем выгоду, а вот нарушение закона зачастую несет в себе корыстный смысл. Попытаемся разобраться в этом вопросе лучше, опираясь на произведения литературы.

Данная проблема представлена в известном произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем знаменитого романа является бедный студент Родион Раскольников. Нищенское положение персонажа и социальная несправедливость подтолкнули его к созданию ничтожной теории, согласно которой все люди делятся на никчёмных и достойных. Главный герой желает проверить, к какому классу он сам относится? Конечно, он желает быть не «тварью дрожащей», «право имеющим». Вторая группа людей, по мнению персонажа, имеет необычную судьбу. Как считает Раскольников, эти люди двигают мир вперед, могут совершать грандиозные открытия. Кроме того, ради высшей цели они даже вправе совершить преступление. Ведь они не должны бояться закона и нравственных принципов. Чтобы проверить свою теорию, главный герой решается на убийство старухи-процентщицы. Безусловно, Раскольников совершил настоящее преступление: лишил жизни человека, украл деньги и украшения, навредил обществу, в котором поселилась тревога из-за этого кровавого инцидента. Он извлек выгоду из этого дела, хоть ею и не воспользовался. Более того, на протяжении длительного времени главный герой не понимал серьёзности своего поступка. Всю тяжесть своего правонарушения Родион Раскольников осознал, когда познакомился с Соней Мармеладовой. Эта девушка смогла пробудить человеческие чувства в душе Родиона. Именно Соня заставила его признать свою вину. Однако, несмотря на то, что персонаж все же раскаялся на каторге, в его душе навсегда останется след страшного преступления. Последствия убийства не исправить, в отличие от ошибки.

Также данную проблему можно проследить и в знаменитом романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Андрей Болконский в начале книги был довольно эгоистичным и тщеславным. Ведь он очень стремился к славе и признанию, и ради них оставил даже беременную жену. Кумиром главного героя был беспощадный Наполеон. Однако события военного времени кардинально меняют сознание Андрея Болконского. Они помогают князю осознать свои ошибки. Когда Болконский, будучи раненым, лежал под Аустерлицким небом, он осознал истинные человеческие ценности. Теперь персонаж стремился сражаться только на Родину и за свой народ. А военная карьера его нисколько не привлекала, он понял греховность борьбы ради орденов. Его поступок был именно ошибкой, потому что из-за него пострадал только сам Андрей. Никакой выгоды из этого заблуждения извлечь не удалось, только потери. И, наконец, последствия этих иллюзий были исправимы: Болконский вернулся домой и изменил свои взгляды на службу.

Можно утверждать, что ошибка и преступление имеют существенные различия. Так, правонарушение представляет собой необратимый процесс, который направлен на получение выгоды для того, кто его совершает. Его последствия вредны для общества и государства. А вот ошибку всегда можно исправить. Она делает хуже только нашу жизнь, из нее невозможно извлечь толк. И ее масштабы не так велики, это обычно незначительный инцидент, который касается только нас самих.

Сочинение №2

«В чем разница между ошибкой и преступлением?» — такой вопрос мучает многих людей, а ответ на него необходимо знать каждому живущему в мире человеку. Дело в том, что ошибка и преступление отличаются последствиями. Последствия ошибки зачастую легко исправимы, не приводят к критическим последствиям и, как правило, невыгодны для совершающего ошибку. Однако преступление – кардинально отличается, ведь последствия преступления всегда тяжелы, наказуемы законом и фатальны для всех его участников.

Преступление обычно совершается с надеждой на выгоду. Так, герой романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – Раскольников, выдумал себе роль вершителя судеб, решив очистить мир от ненужных и подлых людей. В качестве жертвы герой выбирает старуху-процентщицу, решив, что без ее налогов, и без того душащих бедных студентов, облегчит жизнь многим.

Это было ошибочное мнение, переросшее в преступление. Убив бедную старуху, герой не только нанес вред своей жертве, но и обрек себя на долгие и невыносимые, тяжкие страдания. Совершив ошибку в идеях лишь раз, герой пошел на преступление, и не остался безнаказанным.

Обратимся также и к произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума», на примере которого рассмотрим ошибку Софьи. Эта девушка ввела саму себя в заблуждение, обманулась чувствами, решив, что влюблена в Молчалина. Героиня выдумала себе образ романтика-красавца, любящего ее всем сердцем, тихого и искреннего. А вот ее возлюбленный лишь пользовался расположением девушки, ее доверием, часто обманывая ее, говоря сладостные речи, подкармливая ее воображение. В конечном итоге, совершив ошибку и осознав ее, девушка пострадала сама, нежели общество. Однако подобная ошибка не принесла большой утраты и не могла привести к такому проступку, как преступление. Такая ошибка лишь послужила жизненным уроком.

Так в чем же разница между ошибкой и преступлением? Примеры из литературы показывают, что различия состоят в степени тяжести последствий. Преступление несет в себе вред в первую очередь обществу, и лишь после этого самому преступнику. Что касается ошибки – это незначительный проступок, несущий некоторые неприятности тому, кто ее совершает, но практически не мешающий обществу.

Сочинение №3

В чём различие между ошибкой и преступлением? Я считаю, каждому человеку стоит знать ответ на этот вопрос. Ошибиться способен любой, и на ошибках стоит учится, их может быть большое количество, но они будут незначительны и легко исправимы, а фатальными ошибками являются преступления. Преступление — это намеренное злодеяние, чаще всего от него страдают невинные люди, если это кража или убийство. Не все ошибки являются преступлениями, но нередко преступления совершаются по ошибке.

В правильности данной точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников — бедный студент, финансовое положение и социальная несправедливость подтолкнули его на теорию о двух видах людей: «Тварь я дрожащая или право имею?». Предназначение первых было продолжение своего рода, а вторых свершение высших целей, особая роль и место в судьбе. Конечно, Родион желал быть «право имеющим» и считал, что ему простительно совершить даже преступление. Раскольников решил сам вершить правосудие, очищая мир от ненужных людей. Он лишает жизни старуху-процентщицу, думая, что это облегчит жизнь многих людей. Однако содеянное предоставляет главному герою лишь бесконечные муки совести — наказание. Этим примером автор хочет показать, что ошибочная теория переросла в настоящее преступление, Раскольников не только лишил жизни человека, но и обрек себя на тяжкие страдания.

Данная тема также рассматривается в произведении Грибоедова «Горе от ума». Софья Фамусова молодая и наивная девушка. Судьба сводит её с Молчалиным, и она впервые влюбляется. Она искренне любит, а возлюбленный только пользуется этим. Софья нарисовала образ молчаливого и тихого романтика, по-настоящему любящего её. Однако сам Молчалин просто подпитывает воображение девушки. Фамусова сама дает обмануть себя, а мужчина использует это в корыстных целях, чтобы подняться по карьерной лестнице, так как она дочка дворянина. Однако в один момент Софья поняла, что ошибалась, любовь замылила ей глаза. Самообман совершенный тогда, помог героине набраться опыта, чтобы избежать подобных ошибок в будущем. Данным примером Грибоедов показывает, что ошибки не столь фатальны, но на них стоит учиться, их решение когда-нибудь пригодиться в дальнейшей жизни.

Подводя итог вышесказанному, хочу сделать вывод: различие между ошибкой и преступлением состоит в последствиях. Ошибка имеет более положительный эффект, она нас поучает и помогает в дальнейшем, а преступление очень опасно для жизней людей и остается в душе человека тяжким грузом.

Сочинение №4

Все люди ошибаются. Кто-то больше, а кто-то меньше. Это абсолютно нормально. Но случается такое, что поступок человека нельзя назвать ошибкой, это что-то большее, когда он может причинить вред окружающим. Такие случаи уже называются преступлениями. Всегда стоит осознавать и понимать, что за твои действия следует ответственность. Если человек совершил ошибку, он не понесёт тяжёлого наказания. А если человек пошёл на преступление, тогда он понесёт ответственность перед окружающими, а самое главное -перед собой. В этом и есть различие ошибки и преступления. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

Данная проблема представлена в известном произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем знаменитого романа является бедный студент Родион Раскольников. Нищенское положение персонажа и социальная несправедливость подтолкнули его к созданию ничтожной теории, согласно которой все люди делятся на никчёмных и достойных. Главный герой желает проверить, к какому классу он сам относится? Конечно, он желает быть не «тварью дрожащей», «право имеющим». Вторая группа людей, по мнению персонажа, имеет необычную судьбу. Как считает Раскольников, эти люди двигают мир вперед, могут совершать грандиозные открытия. Кроме того, ради высшей цели они даже вправе совершить преступление. Ведь они не должны бояться закона и нравственных принципов. Чтобы проверить свою теорию, главный герой решается на убийство старухи-процентщицы. Безусловно, Раскольников совершил настоящее преступление: лишил жизни человека, украл деньги и украшения, навредил обществу, в котором поселилась тревога из-за этого кровавого инцидента. Он извлек выгоду из этого дела, хоть ею и не воспользовался. Более того, на протяжении длительного времени главный герой не понимал серьёзности своего поступка. Всю тяжесть своего правонарушения Родион Раскольников осознал, когда познакомился с Соней Мармеладовой. Эта девушка смогла пробудить человеческие чувства в душе Родиона. Именно Соня заставила его признать свою вину. Однако несмотря на то, что персонаж все же раскаялся на каторге, в его душе навсегда останется след страшного преступления. Последствия убийства не исправить, в отличие от ошибки. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о том, что, совершив преступление, эта ноша останется на всю жизнь с человеком, а ошибки совершают все люди, они могут меняться и исправлять эти промахи.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что ошибка и преступление имеют существенные различия. Так, правонарушение представляет собой необратимый процесс, который направлен на получение выгоды для того, кто его совершает. Его последствия вредны для общества и государства. А вот ошибку всегда можно исправить. Она делает хуже только нашу жизнь, из нее невозможно извлечь толк. И ее масштабы не так велики, это обычно незначительный инцидент, который касается только нас самих.

Сочинение №5

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни совершал ошибку, которая представляет собой мелкий промах, неудачу или неправильное разрешение проблемы. Но некоторые представители нашего общества совершают не просто ошибочные действия, а настоящие преступления. По моему мнению, преступления отличаются от ошибок тем, что несут большую опасность для всего народа. И если ошибку можно быстро исправить самостоятельно и через некоторое время просто забыть, то преступление, как правило, лежит на душе человека всю его жизнь.

Обратимся к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главный герой, Родион Раскольников, создает в своей голове целую теорию, согласно которой делит людей на никчемных и достойных. Затем герой решает проверить, кем является он сам. Однако Раскольников перешел все допустимые нормы поведения, убив старуху-процентщицу и ее сестру.

Он совершил большое преступление, но долгое время не осознавал своей вины. Родион понял это только тогда, когда познакомился с Соней Мармеладовой, которая заново открыла в нем человеческие чувства и заставила признать свою вину. В конечном итоге Раскольников раскрылся и оказался под заключением. Но, несмотря на то, что он осознал виновность, в его сердце навсегда останется то страшное преступление, и этого никак не исправишь.

Также обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». В начале произведения его герой, Андрей Болконский, отличается эгоистичностью и мечтает о славе. Он ставит себе в пример самого Наполеона и находит в нем только положительные качества. Но в его жизни происходят события, которые меняют его сознание и заставляют понять ошибки. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Получив ранение под Аустерлицем, Болконский понимает, что его жизнь коротка, и все его прошлые мечты о славе и известности — это лишь ничтожные мелочи. Осознав это, герой идет сражаться за родину и, получив смертельное ранение, умирает за честь и свободу родной земли. Герой признал ошибку своей молодости и спустя некоторое время смог ее исправить.

Таким образом, отличие между ошибкой и преступлением состоит в том, что преступление — это более тяжкий процесс, чем совершение ошибки. После него всегда следует наказание, а вина остается на человеческом сердце в течение всей его жизни.

Сочинение №6

Каждому повзрослевшему человеку очень важно понять, чем ошибка отличается от преступления, ведь если он не будет четко осознавать грань между одним и другим, он может запутаться и совершить роковой поступок, не ведая, что творит. К сожалению, такое бывает часто, особенно, с юными нарушителями закона, которые еще не понимают, в чем их вина, а уже получают наказание. Я думаю, что ошибка и преступление различаются последствиями. Когда мы ошибаемся, результат ранит только нас или касается других, но очень слабо, не нанося существенного вреда. Преступление же, прежде всего, вредит другим людям, а вот мы от него, как правило, получаем какую-либо выгоду.

Чтобы аргументировать свою позицию, приведу примеры из литературы. В поэме Блока «Двенадцать» дружинники убили Ваньку и Катьку. Они отомстили им и считали, что наводят порядок таким вот образом. Но то, что они сделали, преступление, так как их действия нанесли вред другим людям, зато им принесли удовлетворение. У Катьки, как и у Ваньки, наверняка были близкие и родные, которым утрата покажется болезненной и невосполнимой. Они морально пострадают от нее, впрочем, как и материально, ведь тот же Ванька мог содержать больную мать. Само по себе убийство противоправно и всегда является преступлением, ведь никто не имеет права лишать человека жизни. То есть, убийцы преступили границы дозволенного в обществе. После их поступка все граждане будут бояться гулять по улицам.

Другой пример можно найти в пьесе Грибоедова «Горе от ума». Софья полюбила Молчалина и предпочла его Чацкому. Но возлюбленный все время ее обманывал, поэтому неопытная девушка ошиблась и, разве что, обидела друга детства своим пренебрежением. В большей степени пострадала она сама, ее заблуждение существенно никому другому не повредило. Ничего преступного молодые люди совершить не успели, поэтому последствия не были тяжелыми. Софья приобрела бесценный жизненный опыт, который вряд ли помешал бы ей приобрести еще и выгодную партию.

Так в чём различие между ошибкой и преступлением? Примеры из литературы показывают нам, что различие состоит в степени тяжести последствий. Кроме того, преступление таит в себе вред, принесенный обществу. Убийца или вор переступает через наши права, то есть посягает на них. А ошибка, по обыкновению, приносит вред тому, кто ее совершает, и доставляет минимальные неудобства другим людям.

Сочинение №7

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Сочинение №8

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов, проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то — чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория, в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей — те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку-процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление — это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Аргументы для направления преступление и Наказание — вечная тема

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

  • Тверская улица на английском языке сочинение
  • Твар твор как пишется
  • Твардовский печники рассказ читать
  • Твардовский василий теркин аргументы к сочинению
  • Тбилиси на грузинском языке как пишется