Тужит это что такое в сказке пушкина

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтениюа. с. пушкин у лукоморья дуб зеленый.2 класс описание презентации по отдельным слайдам:

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

УМК «Школа России» 2 классА.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    УМК «Школа России» 2 классА.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный"

    Описание слайда:

    УМК «Школа России»
    2 класс
    А.С.Пушкин
    «У лукоморья
    дуб зелёный»

  • 2 слайд

    Пришел Прокоп — кипит укроп. Ушел Прокоп — кипит укроп. И при Прокопе кипит

    Описание слайда:

    Пришел Прокоп — кипит укроп.
    Ушел Прокоп — кипит укроп.
    И при Прокопе кипит укроп,
    И без Прокопа кипит укроп.
    Речевая разминка

  • 3 слайд

    Речевая разминка- Прочитайте «птичьим базаром»: Час обеда приближался, Топот

    Описание слайда:

    Речевая разминка

    -Прочитайте «птичьим базаром»:
    Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входит семь богатырей, Семь румяных усачей.
    -Откуда эти строки?
    -Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

  • 4 слайд

    Александр Сергеевич ПушкинРНЕЛСААКД - 743856291 ЧЕРГВЕСЕИ - 783462591 НУИПШК

    Описание слайда:

    Александр Сергеевич Пушкин
    РНЕЛСААКД — 743856291
    ЧЕРГВЕСЕИ — 783462591
    НУИПШК-425631

  • 5 слайд

    Постановка цели урока. Актуализация знаний1. Предварительная беседа. - Какие

    Описание слайда:

    Постановка цели урока. Актуализация знаний

    1.Предварительная беседа.
    -Какие сказки и стихи А.С.Пушкина вам читали дома?
    -Какие вы прочитали самостоятельно?

  • 6 слайд

    Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и

    Описание слайда:

    Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке
    и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка
    о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал-
    тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают
    и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
    -Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)
    -Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824.

  • 7 слайд

    Работа с учебником с.84-85

    Описание слайда:

    Работа с учебником

    с.84-85

  • 8 слайд

    Физминутка

    Описание слайда:

    Физминутка

  • 9 слайд

    Тужит это что такое в сказке пушкина

  • 10 слайд

    Тужит это что такое в сказке пушкина

  • 11 слайд

    Изучение нового материала- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, п

    Описание слайда:

    Изучение нового материала

    -Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте,
    если встретятся непонятные слова.
    1.Чтение стихотворения учителем (две последних строки не читать).
    -Почему я не прочитала вам последние две строчки?

  • 12 слайд

    Изучение нового материала- Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, п

    Описание слайда:

    Изучение нового материала

    -Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте,
    если встретятся непонятные слова.
    1.Чтение стихотворения учителем (две последних строки не читать).
    -Почему я не прочитала вам последние две строчки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)

  • 13 слайд

    Тужит это что такое в сказке пушкина

  • 14 слайд

    Тужит это что такое в сказке пушкина

  • 15 слайд

    У лукоморья — у морского залива. Дол — то же, что и долина. Пленяет — берет в

    Описание слайда:

    У лукоморья — у морского залива.
    Дол — то же, что и долина.
    Пленяет — берет в плен.
    Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.
    Чахнет — сохнет.
    Словарная работа

  • 16 слайд

    Словарная работа.Что такое Лукоморье? Кто знает? Представьте себе лук и стре

    Описание слайда:

    Словарная работа.

    Что такое Лукоморье? Кто знает?
    Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря — ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив
    -Слова — «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. Неведомые дорожки — те, которые никто не знает, не ведает.
    -Что означает слово «дол»1 Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? -Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре — на заре.
    -Почему воды названы ясными?
    Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет — сохнет.

  • 17 слайд

    Словарная работа.Что такое Лукоморье? Кто знает? Представьте себе лук и стре

    Описание слайда:

    Словарная работа.

    Что такое Лукоморье? Кто знает?
    Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря — ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив (учитель рисует на доске).
    -Слова — «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой — по очереди.) Неведомые дорожки — те, которые никто не знает, не ведает.
    -Что означает слово «дол»1 Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? {Пространство без деревьев — долина.)
    -Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре — на заре.
    -Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет — берет в плен.
    Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет — сохнет.

  • 18 слайд

    «У лукоморья дуб зеленый...»Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэм

    Описание слайда:

    «У лукоморья дуб зеленый…»
    Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич написал вступление. Сегодня мы будем его читать.
    (Учитель читает на с. 86—87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Требуется провести небольшую словарную работу.
    У лукоморья — у морского залива.
    Дол — то же, что и долина.
    Пленяет — берет в плен.
    Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.
    Чахнет — сохнет.
    — Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

  • 19 слайд

    Тужит это что такое в сказке пушкина

  • 20 слайд

    Тужит это что такое в сказке пушкина

  • 21 слайд

    Кроссворд «Любимые сказки»1. Тот, кого проучил Балда. ...) 2. То, где виси

    Описание слайда:

    Кроссворд «Любимые сказки»

    1. Тот, кого проучил Балда. …)
    2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (…)
    3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (…)
    4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (…)
    5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (..)
    6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (…) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

  • 22 слайд

    Кроссворд «Любимые сказки»1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.) 2. То, где ви

    Описание слайда:

    Кроссворд «Любимые сказки»

    1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.)
    2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.)
    3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.)
    4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.)
    5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.)
    6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали про¬читаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

  • 23 слайд

    Рефлексия Блицопрос1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закид

    Описание слайда:

    Рефлексия Блицопрос

    1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (..)
    2. С чем пришел невод в первый раз? (…)
    3. С чем пришел невод во второй раз? …)
    4. С чем пришел невод в третий раз? (…)
    5. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? …)
    6. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (…)
    7. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (…)
    8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? (…)
    9. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (…)

  • 24 слайд

    Рефлексия Блицопрос1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закид

    Описание слайда:

    Рефлексия Блицопрос

    1. Сколько раз старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» закидывал невод в море? (Три раза.)
    2. С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)
    3. С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)
    4. С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)
    5. О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (О чудном острове с городом, ручной белке, богатырях, царевне Лебеди.)
    6. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля!»)
    7. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря? (Жил старик со своею старухой / У самого синего моря; / Они жили в ветхой землянке / Ровно тридцать лет и три года.)
    8. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)
    9. Какие волшебные превращения происходят в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна превращается в лебедя, чародей – в коршуна, князь Гвидон – в комара, шмеля, муху.)

  • 25 слайд

    Подведение итогов урокаКакой раздел начали изучать на уроке? Что нового узна

    Описание слайда:

    Подведение итогов урока
    Какой раздел начали изучать на уроке?
    Что нового узнали, чему научились на уроке?

  • 26 слайд

    Рефлексия На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвал

    Описание слайда:

    Рефлексия
    На сегодняшнем уроке я узнал…
    На этом уроке я похвалил бы себя за…
    После урока мне захотелось…
    Сегодня я сумел…

  • 27 слайд

    Домашнее заданиеС.86-87, выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    С.86-87, выучить наизусть отрывок (или до слов «Там королевич мимоходом…», или с этих слов и до конца. Р т с 40-41

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Речевая разминка -Прочитайте «птичьим базаром»: Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входит семь богатырей, Семь румяных усачей. Откуда эти строки?Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.Какие сказки и стихи А.С.Пушкина вам читали дома?Какие вы прочитали самостоятельно?Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой вол шебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее ис кать, об их приключениях и счастливом конце.)Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней — в 1824.Что такое Лукоморье? Кто знает?Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря — ЛУКоМО-РЬЕ. Получается залив (учитель рисует на доске).Слова — «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вы шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой — по очереди.) Неведомые дорожки — те, которые никто не знает, не ве дает.Что означает слово «дол»1 Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? {Пространство без деревьев — долина.)Как вы понимаете слова «видений полны»? О заре — на заре.Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) Пленяет — берет в плен. III. Постановка цели урока. Актуализация знаний 1. Предварительная беседа. 2. Чтение статьи на с. 84 учебника. -Всего сказок у А.С.Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал- тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила». IV. Изучение нового материала -Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислу шивайтесь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова. 1. Чтение стихотворения учителем (две последних строки — не читать). -Почему я не прочитала вам последние две строчки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.) 2.Словарная работа. Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится. Чахнет — сохнет. 1.«У лукоморья дуб зеленый…» Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой. Много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо. К этой поэме Александр Сергеевич напи¬сал вступление. Сегодня мы будем его читать. (Учитель читает на с. 86—87 вступление к поэме «Руслан и Людмила». Требуется провести небольшую словарную работу. У лукоморья — у морского залива. Дол — то же, что и долина. Пленяет — берет в плен. Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится. Чахнет — сохнет. — Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый. 2.Кроссворд «Любимые сказки» 1. Тот, кого проучил Балда. (Поп.) 2. То, где висит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (Дуб.) 3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (Петушок.) 4. Персонаж, который грызет непростые орешки. (Белка.) 5. Персонаж, у которого есть необычное зеркальце. (Царица.) 6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско. (Черномор.) Если вы правильно разгадали кроссворд, то по вертикали про¬читаете фамилию того, кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
«У лукоморья дуб зелёный.».

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Русские писатели. А. С. Пушкин – великий русский писатель.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»М. Пришвин «Осеннее утро».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»В.Д. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»«Осенние листья» — тема для поэтов А. Толстой, С.Есенин, В. Брюсов, И. Токмакова.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.Фет «Ласточки пропали…».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…»»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5457815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

Подготовка к восприятию

— Сегодня
на уроке мы будем говорить  о солнце, но не о обыкновенном солнце, а солнце
русской поэзии. Кого  называют солнцем русской поэзии?

слайд
1(портрет  А.С Пушкина) Так называют А С Пушкина. 

— Н.
Доризо сказал: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу». (Слайд
2)

— Как вы
это  понимаете?

— Правильно!
Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его
произведения живы до сих пор.


Посмотрите внимательно на портрет А.С. Пушкина, вглядитесь в его лицо.

— А.С.
Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. А что
вы знаете о Пушкине?

— Перед
вами текст. Прочитайте его. (Приём «Чтение с пометками» (Слайд 3)

v – уже
знал; 

+ —
узнал новое;

 ? –
хочу спросить)

А.С.
Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в старинной дворянской семье.  Отца
его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.  Отец А.С.Пушкина – Сергей
Львович был поклонником французской литературы и сам иногда писал стихи.
Среди его знакомых было  много писателей.  В доме Пушкиных  была большая
прекрасная библиотека. Саша  рано полюбил  чтение.  На его воспитание большое
влияние оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна,
которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и
поговорки. Когда она умерла, то А.С. Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она
практически заменила ему мать. За свою короткую жизнь А.С. Пушкин написал
много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской
поэзии.

— Что вы
уже знали? Прочитайте.

— Что
нового узнали? Прочитайте.

— Какие
вопросы  у вас возникли после прочтения текста?

— Став
взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал
сказки.  Знаете ли вы сказки, принадлежащие перу Пушкина?

— Давайте
проверим? (Слайды)      

— Какая
особенность сказок Пушкина?  

— А ещё
кроме сказок писал А.С. Пушкин?

— Какие
стихотворения вы помните? (Слайд: Жанры произведений А.С.Пушкина сказки,
стихи,…

— Со
всеми ли произведениями  
А.С. Пушкин вы уже знакомы?


Посмотрите, мы назвали два жанра, в котором работал А.С.Пушкин. У нас есть
ещё один. Кто знает какой?

— Исходя
из всего сказанного, давайте поставим цель нашего урока.

— Какова
она?


Правильно! Тема нашего урока: А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный» (Слайд)

— Сегодня
мы познакомимся с другим жанром, в котором работал А.С.Пушкин, узнаем новое
произведение, прочитаем его, обсудим и проанализируем.

Ответы
детей.

— Пока
читают Пушкина, он жив для нас.

Ответы
детей.

— Знаем.

— Они
написаны в стихах.


Стихотворения.

— Ответы
детей.

— Нет.

Затрудняются
ответить


Познакомиться с другим жанром, в котором работал Пушкин и новым
произведением.

Проверка первичного восприятия

— Скажите, где происходит действие?

— Что
такое Лукоморье?


Лукоморье это морской залив.

— Каким
поэт изобразил его?

— Какие сказочные
герои нам встретились в этом произведении?

— К
какому жанру можно отнести это произведение?

— А
разве может в одной сказке быть собрано столько сказок вместе?

— Значит
это не сказка. А что?

— Это не
стихотворение, потому что там собраны все герои сказок Пушкина.

— Ребята, это отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». А что такое
поэма? Кто из вас знает?

— А где мы можем узнать значение этого слова?

— ПОЭМА — большое
стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную
лирическую тему. (Слайд )

— Это новый вид жанра
произведений А.С.Пушкина. (Слайд: Сказки, стихи, поэма)

— У
Лукоморья.

Ответы
детей.


Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

— Кот
ученый, русалка, кощей,…


Сказка.

— Нет.

— Стихотворение.


Затрудняются.

— В
словаре Ожегова.

Анализ

— Какие незнакомые слова вам встретились?

— Давайте поработаем в парах и попробуем сами выяснить, что
обозначают эти устаревшие и вышедшие из обращения слова. Надо соединить слова
с их значением.

— Давайте проверим себя по эталону. (Слайд )(Выборочно проверяю,
что означают слова)


Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? Сколько строк
в первой части?


Прочитаем по «цепочке»


Что
изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?


Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?


А каким вы представляете себе Кота учёного?

 — Почему кот учёный?


Это определение подтверждает, что кот волшебный.


Что
вы можете сказать о второй части?


Что
же это за сказочные герои?

— Читаем дальше.

— Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей
жизни… (поэтому эта поэма – сказка).


Каким вы представляете себе Лешего?

Леший
– хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять
свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. А почему
он не идёт, а бродит?


Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней?


Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? В русальную
неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по
деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

Читаем
следующие строки.

— Кто такой дядька?

Наш дядька не простой солдат, а морской.

Читаем дальше.

 — Каким
вы представляете себе колдуна и что знаете  о нём?


Колдуны большею частью — люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными
бородами, с длинными неостриженными ногтями.

Прочтите,
что сказано о царевне?

Что
значит тужит?

В
словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе.*
Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность,
уникальность.

Что
говорится о Бабе Яге?

Кто
такая Баба Яга?


Обычно она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи  с
косматыми  седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми
клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.


Как Пушкин пишет о Кощее?


Что значит чахнет над златом?


Злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком,
который обитает в зловещем каменном замке. Кощей играет  роль
скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц.


Прочтите, окончание поэмы-сказки.


Какое чувство вложил А. С. Пушкин в слова там русский дух, там Русью пахнет?


Можно ли пить мед?


“Мед я пил” — наслаждался прелестью сказок
— Что напоминают последние строчки?
— Смотрите, какая сказочная картина получилась!
Здорово!

— А.С. Пушкин у лукоморья собрал вместе сказочных героев.

“ Лукоморье – на синем море сказок, на острове Буяне…”.
Пушкину тоже захотелось, также как и нам, попасть в сказочную страну. А
почему бы и нет? Ведь он сказочник. И вот он садится под дуб, и  кот
учёный свои сказки говорит ему. Одну из них Пушкин поведал нам – это поэма –
сказка “Руслан и Людмила” (книга).(Слайд )

— Ребята, каким же
должно быть чтение этого произведения?

— Какая должна быть
интонация?

— Через своё
произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам,
которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми
и детьми.

— Ответы
детей.

Работают
в парах.


Две части. Первая — состоит из шести строк.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.


Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.


Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это
описание.Ответы детей.

— Дрессированный, образованный, мудрый, знающий песни и сказки.


Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят
чудеса.

Ответы
детей.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Ответы
детей.


Идет еле-еле.


Русалки представляются в виде красивых девушек с длинными волосами. 


Нет.

Там
лес и дол видений полны;

 Там
о заре прихлынут волны

На
брег песчаный и пустой…

И
тридцать витязей прекрасных

Чредой
из вод выходят ясных
,

И
с ними дядька их морской;

— Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или
слуга в дворянской семье.

Там
королевич мимоходом

Пленяет
грозного царя;

Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря
;

— Колдун это злой волшебник.

В
темнице там царевна тужит
,

А
бурый волк ей верно служит;

— Переживает.

Там
ступа с Бабою Ягой

Идёт,
бредёт сама собой
,

Баба- Яга — злая колдунья.

Там
царь Кощей над златом чахнет;


Стережет, охраняет золото.

Там русский дух…там Русью пахнет!  
И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Гордость за Россию.


Нет. Это переносное значение.


Концовку русских народных сказок.

— Напевное, плавное.

— Интонация
торжественности и таинственности.

Карточка
1.

Краткий анализ стихотворения «У лукоморья дуб…» по плану

Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.

Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».

Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.

Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.

Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.

Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».

2. Литературное направление

Произведение относится, безусловно, к романтизму.

3. Род

По роду это фантастическая сюжетная лирика.

4. Жанр

Жанр определяется как литературная сказка, вступление к поэме.

5. Проблематика

Произведение практически не затрагивает никаких проблем.

Оно является объединяющим для всех литературных сказок, написанных Пушкиным, потому что в тексте встречаются герои, которые будут действовать в других произведениях, а не в поэме. Например, «тридцать витязей прекрасных».

6. Тематика

Тематика сказочная, волшебная. Читая «Лукоморье», мы радостно узнаем знакомые персонажи, настраиваемся на удивительную, наполненную чудесами историю.

Это как преддверие, за которым начинается сказка. Пушкин, сохраняя волшебство, не затрагивает практически никаких сложных тем, а просто описывает удивительный мир лукоморья.

7. Идея

Пушкин написал свое знаменитое вступление к «Руслану и Людмиле», чтобы заинтриговать читателя, подготовить его к волшебному повествованию, которое вот-вот начнется.

В этом смысле, «У лукоморья дуб зеленый» можно назвать зачином, характерным для всех русских народных сказок.

8. Пафос

Читая стихотворение, мы испытываем чувство восхищения волшебным миром, открывающимся перед мысленным взором, завораживаемся картиной и неторопливой авторской манерой повествования. Чувствуем интригу, интерес, вовлекаемся в происходящее.

9. Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.

  • леший,
  • русалка,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на курьих ножках,
  • колдун,
  • богатырь,
  • морские витязи,
  • царевна с бурым волком.

Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.

Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.

Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.

Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.

10. Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.

Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.

11. Лирический герой

Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.

Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.

А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.

12. Сюжет

Как такового, четкого сюжета нет.

Весь текст состоит из волшебных зарисовок, благодаря которым автор открывает читателю многообразие сказочных образов и рисует динамичную картину удивительного мира.

13. Композиция

Композиция отрывка — линейная.

Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.

Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.

Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.

Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет…

Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.

Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».

Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.

14. Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.

Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…

принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.

Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.

Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.

Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.

Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.

15. Художественное своеобразие произведения

Язык образен, ярок, точен. Автор использует множество глаголов, создавая постоянно меняющуюся, развивающуюся, многопластовую картину.

Кроме того, текст насыщен старославянской лексикой («златая», «курьи ножки», «брег», «дол», «тужит»), что делает его еще более соответствующим стилю и отсылает в те стародавние времена, когда происходят события.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.

Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.

Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны.

Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.

Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.

17. Значение произведения

«Лукоморье» имеет огромное значение для всей отечественной авторской сказочной литературы.

Это яркий пример волшебного текста, моментально втягивающего в происходящее, интригующего и чарующего одновременно.

18. Актуальность

Произведение остается актуальным до сих пор: люди продолжают читать и любить волшебные сказки, особенно пушкинские.

19. Моё отношение

Мне очень нравится вступление к «Руслану и Людмиле», потому что оно поражает живой сказочной атмосферой, искусно созданной талантом великого русского поэта.

20. Чему учит

Оно учит любви к традициям, языку, фольклору родного народа. Читая это произведение, невольно проникаешься волшебной атмосферой и по-другому начинаешь воспринимать сказочную литературу.

Анализ стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» Александра Пушкина

md foto

«У лукоморья дуб зеленый…» — строки, знакомые каждому с детства. Волшебный мир пушкинских сказок настолько прочно вошел в нашу жизнь, что воспринимается как неотъемлемая часть русской культуры. Поэма «Руслан и Людмила» была закончена Пушкиным в 1820 г., но вступление он дописал в 1825 г. в Михайловском. За его основу поэт взял присказку Арины Родионовны.

Вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Еще древнерусские гусляры начинали свои сказания с обязательной присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на торжественный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает свою поэму описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса. «Кот ученый» символизирует древнего автора-сказителя, который знает невероятное количество сказок и песен. Лукоморье населено множеством волшебных героев, собравшихся здесь из всех русских сказок. Среди них и второстепенные персонажи (леший, русалка), и «невиданные звери», и пока еще неодушевленная избушка на курьих ножках.

Постепенно перед читателем возникают и более значимые герои. Среди неясных видений появляются могучие «тридцать витязей» во главе с Черномором, символизирующие военную силу русского народа. Главные положительные персонажи (королевич, богатырь, царевна) пока еще безымянны. Они являются собирательными образами, которым предстоит воплотиться в конкретной сказке. Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба-Яга и Кащей Бессмертный, олицетворяющие зло и несправедливость.

Пушкин подчеркивает, что весь этот волшебный мир имеет национальные корни. Он непосредственно связан с Россией: «там Русью пахнет!». Все происходящие в этом мире события (подвиги, временные победы злодеев и торжество справедливости) являются отражением реальной жизни. Сказки – это не только выдуманные для развлечения истории. Они по своему освещают действительность и помогают человеку различать добро и зло.

В финале присказки Пушкин утверждает, что сам побывал в лукоморье и слушал сказки «кота ученого». Он хочет поделиться одной из таких прекрасных сказок. Интригующее вступление поэта усиливает интерес читателей и нетерпение перед вступлением в волшебный мир народных преданий.

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» полный анализ стихотворения

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» полный анализ стихотворения

Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «У лукоморья дуб зеленый», раскрывает невероятную красоту поэтического слова, понять которое поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал.

История создания

Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.

«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.

Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.

Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.

Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то это поэма. Размер – любимый размер Пушкина – четырехстопный ямб. Но в первой строке используется пиррихий, что придает тексту особую плавность и размеренность. Рифмовка используется перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

В анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.

Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.

Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:

Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Образы и символы

Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.

Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Краткий анализ стихотворения «У лукоморья дуб…» по плану

Стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» настолько знакомо и любимо читателями, что уже давно воспринимается как самостоятельное, вполне законченное произведение. Но на самом деле это не так.
Известные каждому русскому человеку строчки являются вступлением к гениальной поэме «Руслан и Людмила».

Они были написаны Александром Сергеевичем в период между 1824 и 1825 годами, когда автор находился в Южной ссылке, а может быть, уже после нее, в Михайловском. Проблема в том, что точная дата неизвестна.

Однако многие исследователи справедливо полагают, что волшебные образы неведомого лукоморья навеяли Пушкину удивительные сказки его няни Арины Родионовны.

Возможно, впечатления сохранились еще с детства, а возможно, всплыли во время ссылки в Михайловском, где старушка жила вместе со своим воспитанником.

Вечерами она рассказывала уже повзрослевшему Саше народные сказки. Наверное, заново очарованный живыми образами, рожденными русской фантазией, Пушкин создал свой волшебный мир с ученым котом, зеленым дубом и всеми существами, топчущими «неведомые дорожки».

Темы, проблемы

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.

Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.

Система образов

Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.

  • леший,
  • русалка,
  • Кощей Бессмертный,
  • баба Яга с избушкой на курьих ножках,
  • колдун,
  • богатырь,
  • морские витязи,
  • царевна с бурым волком.

Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.

Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.

Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.

Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.

Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.

Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.

Герои стихотворения

Все персонажи стихотворения — это сказочные герои народного фольклора, мифов и баллад:

— символ науки и образованности русского народа;

— дух и хозяин леса, часто встречается в народных сказках и преданиях;

— молодая длинноволосая девушка, дух озер, полей и лесов;

— сказочные существа, живущие в своем мире, сокрытом от глаз людей;

— персонажи, охраняющие границы волшебного государства;

— молодой королевский наследник из «Сказки о мертвой царевне…»;

— старая волшебница, живущая на опушке дремучего леса;

— отрицательный герой, подстерегающий заблудившихся путников;

— злой и могущественный колдун, чье долголетие заключено в игле, спрятанной в яйце.

Главными действующими лицами в отрывке выступают ученый кот, рассказывающий сказки, и автор в роли лирического героя, который эти сказки слушает и в дальнейшем рассказывает свою.

Центральные персонажи

Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.

Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.

Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.

Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.

Основная мысль

Основной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.

Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.

Лирический герой

Лирический герой – проекция авторского «я», художественный образ поэта.

Он каким-то невероятным образом попал в сказочный мир лукоморья и услышал сказку ученого кота, перенесенную впоследствии на бумагу.

Развивая эти образы дальше, можно предположить, что волшебное лукоморье – тот дивный мир фольклорных сказок, который открыла своему любимому воспитаннику Арина Родионовна.

А ученый кот – переосмысленный образ няни, некий сказочный двойник человека, от которого Пушкин услышал вдохновившие его волшебные сюжеты.

Средства выразительности

Главная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.

Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.

Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.

Композиция

Композиция отрывка — линейная.

Хотя текст и собран из миниатюр, показывающих лукоморье с разных сторон, в нем четко выделяются главные композиционные точки.

Сначала мы видим зачин, или завязку, в данном сказочном тексте это будет почти одно и то же. К ним можно отнести описание лукоморья, дуба и кота, который рассказывает сказки.

Такой картиной автор подготавливает читателя ко всему, что произойдет дальше, настраивает на нужный лад и в то же время предваряет основное действие.

Потом мы видим динамичное развитие сюжета. Перед мысленным взором предстают различные сказочные герои. Удивительно, но все происходит примерно в один момент.

Жизнь в лукоморье кипит, здесь постоянно что-то творится, буквально каждую минуту, причем отнюдь не последовательно, а параллельно:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет…

Затем автор дает кульминацию, в которой сообщает: «там русский дух… там Русью пахнет!». Эти слова очень важны для понимания всего произведения в целом.

Сказки, по мнению Пушкина, наполнены духом русского народа, хранят душу своего коллективного создателя. Они исконные, глубоко национальные, живые и настоящие. Недаром предложение заканчивается восклицательным знаком, единственным во всем вступлении к «Руслану и Людмиле».

Далее, по законам любой линейной композиции должна следовать развязка, и она наступает:

И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Автор сообщает, что он сам побывал в сказочном лукоморье, запомнил одну сказку ученого кота и теперь готов поведать ее всем, кто захочет послушать.

ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ — К ЗОЛОТЫМ ВРАТАМ

Золотые Врата: «…эти врата впускают нас в святилище собственной природы человека, в то место, откуда исходит его сила жизни» (М.Коллинз)

Природа с красоты своей Покрова снять не позволяет, И ты машинами не вынудишь у ней, Чего твой дух не угадает (В.С.Соловьев)

Как посмел ты красавицу эту, Драгоценную душу твою, Отпустить, чтоб скиталась по свету, Чтоб погибла в далеком краю? …Нет на свете печальней измены, Чем измена себе самому (Н.Заболоцкий)

«Культура — это то, что должно произрастать, нельзя построить дерево, его можно посадить и ухаживать за ним, ждать, пока оно не войдет в свою пору, а когда оно вырастет, не стоит сетовать, что из семени вырос дуб, а не вяз» (Т.С.Элиот, англ.поэт ХХ века)

Размер, рифма и строфика

Пушкин написал «Лукоморье» четырехстопным ямбом. Именно такой размер делает повествование плавным, напевным – признак, характерный русскому фольклору.

Сначала рифмовка перекрестная по типу АБАБ. Однако в строчках:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской…

принятый порядок меняется. Первые два стиха зарифмованы парно ВВ, затем идет опоясывающая рифма ГДДГ.

Порядок нарушается и дальше. Анализируем вторую половину стихотворения:

Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.

Первые пять стихов выполнены смешанной рифмой: ЕЖЕЖЖ. Почему Пушкин сделал именно так, непонятно, но некоторые исследователи полагают: подобный прием приближает стихотворный текст к разговорному, делает его более многогранным, необычным.

Далее мы наблюдаем смежные рифмы: ЗЗИИ, ККЛЛ, ММНН.

Последнее четверостишие с опоясывающей рифмовкой: ОППО.

Как видно из этого разбора, текст пушкинского «Лукоморья» насыщен и необычен не только по содержанию, но и по форме.

Средства художественной выразительности

В стихотворении много эпитетов: «дуб зеленый», «златая цепь», «кот ученый», «неведомые дорожки», «невиданные звери» и т.д. Благодаря таким красивым, точным определениям, поэт рисует красочную, действительно сказочную картину.

Кроме того, слова «невиданные», «неведанные» подчеркивают автономность удивительного мира, его фантастическую обособленность.

Автор использует прием аллитерации, звуками рисуя плавность, неторопливость развивающегося действия:

Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны.

Много инверсий, которые выполняют важную стилистическую функцию. Они приближают литературный текст к фольклорному, делают его более плавным, напевным:

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.

Приведенный отрывок практически соткан из инверсий. Так язык произведения становится более загадочным и глубоким.

Фото: пресс-служба

© пресс-служба

Автор

Александр Пигарев

26 ноября 2021

Бренд «Онегин» придумал оригинальную арт-концепцию под запуск нового проекта: устроил съемку в особняке Волковых-Юсуповых, гостем которого был Александр Пушкин, и выпустил «Сказки для взрослых» на виниле с участием популярных актеров

О новом проекте мы поговорили с бренд-менеджером компании «Онегин» Марианой Павлюкевич. За ее плечами более 16 лет работы в алкогольной индустрии, из них семь — в группе компаний Simple. Актуальный этап ее карьеры — развитие бренда «Онегин», к созданию и запуску которого она также причастна.

Почему для проекта были выбраны именно сказки и именно Пушкина? Согласитесь, что сказочников хватает с избытком.

Из-за постоянной работы, гонки за успехом и жизненной рутины во взрослом возрасте часто утрачивается ведущая в волшебный мир призрачная нить. Слова из сказок забываются, фантастические персонажи исчезают, а яркие образы тускнеют. Но порой стоит напомнить, как может захватывать дух от встречи со знакомым и одновременно неизведанным миром сказок. Поэтому команда «Онегина» решилась на творческий эксперимент, черпая вдохновение в волшебной вселенной Александра Пушкина. Мы создали новый продукт, сохранив при этом ДНК основного бренда и тесную связь с главным русским поэтом.

Яркий и красочный мир пушкинского нарратива полон магии: она связывает быль и небылицу, простоту и чудеса, провидение и случай. А сказки словно полотна, сотканные из событий и лиц, притягивают нас. Хочется хоть на мгновение погрузиться в их диковинную реальность: любоваться, осязать, пробовать. Такую возможность насладиться «вкусом сказки», получить гастрономическое и эстетическое удовольствие дарят наши ягодные настойки.

Я слышал, что вы также выпустили на виниле аудиосказку о Царе Салтане. Как это соотносится с общей концепцией проекта?

Идеально. (Смеется.) Наш арт-проект «Сказки для взрослых» воплотился на виниле, потому что это особая эстетика неторопливого удовольствия. Без возможности перемотки происходит плавное погружение в звук, эмоции и настроение. Режиссер Савва Савельев помог реализовать наш замысел — представить неакадемическое прочтение классики. Главным его решением стала игра с современными формами и новыми музыкальными стилями. Получилась история с крутым саунд-дизайном, аллюзиями на техно, а в сцене с корабельщиками актеры театра «Практика» и «Мастерской Брусникина» читают рэп. Главные роли блестяще исполнили такие артисты, как Варвара Шмыкова, Лукерья Ильяшенко, Алексей Агранович, Павел Артемьев и другие. Считаю, что такая лимитированная пластинка может украсить любую коллекцию винила — ее звучание нужно смаковать не спеша, наравне с гурманскими настойками sur-lie fruitier (на фруктах).

Фото: пресс-служба

Насколько я знаю, вы выпустили еще коллекционное издание сказок Пушкина. Решили обрамить свой проект со всех сторон?

Да, по традиции команда «Онегина» оставила свой литературный, если угодно — издательский след в истории. Красиво переплетенный томик сочного ягодного цвета «Сказки для взрослых» стал самым полным собранием волшебных сказок Александра Пушкина. Издание открывается малоизвестной сказкой для взрослых «Царь Никита и сорок его дочерей» 1822 года, которая никогда ранее не включалась в сказочные сборники из-за своей фривольности. Большинство из нас даже никогда не слышало о существовании этой игриво написанной истории о любвеобильном государе. Интересна она еще и тем, что это политическая сатира на Александра I, написанная эзоповым языком в форме забавной поэтической безделушки. Именно за политический подтекст «Царя Никиту» не публиковали в России в царские времена, а в советские — за эротически-фривольный сюжет. Выход сборника приурочен к двухсотлетнему юбилею «Царя Никиты» и уникален тем, что за два века это первый раз, когда все семь сказок поэта напечатаны одной книгой. Мы не ставим в книгу свою рекламу. Для нас это возможность поговорить с нашим потребителем про ценности, про глубину образов, про созидание. Мы считаем, что это самый правильный путь.

Фото: пресс-служба

Фото: пресс-служба

Эти сказочные релизы появились в поддержку линии ягодных настоек. Какие вкусы вы решили использовать? Планку вы установили очень высокую, и они должны ей соответствовать.

В дегустационный сет премиальных настоек sur lie fruitier вошли четыре тщательно составленные композиции. Sur lie fruitier — это метод выдержки на ягодном осадке. Мы сохраняем в напитке мельчайшие ягодные частицы, благодаря которым выдержка настоек продолжается непосредственно в бутылках, что позволяет добиться более яркого, глубокого и выраженного вкуса. Если говорить о вкусах, то это, например, купаж из черноплодной рябины с добавлением кедрового ореха и бузины. Еще есть настойка на основе черной смородины, ежевики и ягод асаи, которая обволакивает ароматом черных ягод и преподносит бархатное завершение во вкусе. Третий ягодный ансамбль сочетает в себе легкую кислинку вишни и гранатовых зерен и деликатную сладость барбариса. В четвертой настойке симбиоз нетривиального «оранжевого трио»: курага, облепиха и физалис. Самым неожиданным ингредиентом для нас стала курага. Мы очень много спорили о том, стоит ли ее использовать, но она проявила себя в настойках как очень нежный, яркий и особенный ингредиент.

Для работы над линией настоек вы привлекали профессиональных шеф-поваров?

Нет, сначала мы самостоятельно прорабатывали варианты, а потом тестировали их с шефами. Разумеется, мы также советовались с сомелье, потому что у них идеальное восприятие вкусов. И конечно обращались к нашим купажистам, ведь они потрясающе увлеченные профессионалы в деле смешивания вкусов. Поэтому в настойках появились облепиха, физалис, ягоды асаи. А, например, в купаже из черноплодной рябины мы хотели сделать реверанс в сторону пьемонтских вин с их мощными вкусами с нотками земли, табака… Наша линия «Онегин Gourmet» — это Limited Edition, и в данном случае это не дань моде, а целая философия. Это удовольствие для взрослых, готовых соприкоснуться со сказочным миром и погрузиться в уникальный вкусовой опыт.

Соглашусь, получилась очень красивая во всех смыслах концепция.

Да, но мы решили еще выше поднять градус красоты. (Смеется.) Нам удалось найти в Москве уникальную пушкинскую локацию с нарядными интерьерами. Это жемчужина архитектуры XIX века, уникальный объект культурного наследия — палаты Волковых-Юсуповых, которые ожидают реставрации и закрыты для публики. Будущий поэт в раннем детстве жил во флигеле в Харитоньевском переулке. И во взрослом возрасте Пушкин проводил много времени в гостях у Николая Юсупова, и фигура князя, как и сам дворец, занимали особое место в жизни поэта, а потом и в его произведениях. Тот самый ученый кот на «дубе у лукоморья» (впрочем, как и сам дуб из придворцового парка) перекочевал в сказку из жизни: в княжеском саду находился сконструированный в Голландии говорящий механический кот на цепи. Когда его заводили, весь свет собирался на него посмотреть. До наших дней особняк дожил с великолепным декором, созданным руками Зинаиды Юсуповой. Законодательница мод и муза всей творческой элиты того времени распорядилась расписать палаты дворца орнаментами и волшебными персонажами. Яркость образов и красок идеально подошла для фотосессии «Онегин Gourmet». Эта притягательная недоступность напоминает и лимитированные коллекции haute couture, что послужило вдохновением для создания арт-съемки. В результате весь проект собрался в единое целое, как мы и планировали.

  • Туган як табигате турында сочинение татарча
  • Тульский пряник на английском языке рассказ
  • Туган тел сочинение на татарском языке
  • Тувинские народные сказки на тувинском языке
  • Туалетный мальчик ханако кун на английском как пишется