Туве янссон маленькие тролли и большое наводнение сказка

1. маленькие тролли и большое наводнение близится осень, а это значит, что муми-троллю и его маме нужно поскорее найти уютное

1. Маленькие тролли и большое наводнение
Близится осень, а это значит, что муми-троллю и его маме нужно поскорее найти уютное местечко и построить там дом. Раньше муми-троллям не нужно было бродить по лесам и болотам в поисках жилья – они жили за печками в домах людей. Но теперь печек стало совсем мало, а паровое отопление муми-троллям не по нраву. Вот поэтому муми-тролль с мамой рискнули отправиться в путь, мечтая найти не только новый дом, но и папу муми-тролля, который пропал когда-то давно. А тем временем грядёт большое наводнение… Но как знать, может, именно оно подарит маленьким троллям долгожданную встречу.

2. Когда прилетит комета
На Муми-долину надвигается конец света! Где-то далеко в непроглядно-чёрной Вселенной движется звезда с пылающим хвостом — комета, — которая вот-вот упадёт на Землю. И тогда неизвестно, что ожидает всех земных обитателей. Муми-троллю и Сниффу рассказал об этом их новый друг Снусмумрик, которого они повстречали по пути в обсерваторию (они отправились туда узнать, правда ли Вселенная такая чёрная, и это было очень опасное путешествие!). А учёные в обсерватории даже назвали день и час, когда прилетит комета. Медлить нельзя — нужно срочно попасть домой. Ведь мама с папой непременно придумают, как спасти мир!

3. Шляпа волшебника
Всю зиму Муми-тролль, как известно, проводит в спячке — а значит, он ничем не отличается от любого другого муми-тролля. Зато весной, проснувшись, он очень даже не прочь предпринять что-нибудь необычное. Например, подняться на гору в компании своих друзей Снусмумрика и Сниффа и обнаружить на вершине забытую кем-то шляпу — чёрный цилиндр. И оказывается, эта шляпа умеет творить чудеса! С её помощью можно победить Муравьиного Льва и покататься на симпатичных тучках, но есть одна беда: никогда не знаешь, что шляпа выкинет в следующий раз. Может быть, стоит от неё избавиться? Но, как выяснилось, это не так просто. А главное волшебство начнётся, когда в Муми-долину явится настоящий хозяин шляпы…

4. Мемуары Муми-папы
Однажды летом, в самую жару, Муми-папа умудрился простудиться. Никогда не знаешь, чем закончится простуда – особенно если подхватил её впервые в жизни, – так что лучше заранее позаботиться о том, чтобы остаться в памяти грядущих поколений. А ведь до того как сделаться почтенным отцом семейства, Муми-папа был искателем приключений, бороздил речные и морские просторы на корабле с поэтичным названием «Морзкой оркестор», жизнь его была полна невероятных происшествий, трагических поворотов и героических деяний. Чтобы поведать обо всём этом, простуженный Муми-папа начинает писать мемуары, которые, вне всякого сомнения, послужат отрадой и уроком его потомкам (а заодно и нам с вами).

5. Опасное лето
Лето выдалось тревожным – наводнение пришло в долину и затопило дом муми-троллей. Семья отправилась искать новое жильё. На их удачу, волнами к берегу прибило вполне подходящий дом, который, правда, вёл себя немного странно. У него была крыша, похожая на створку раковины, и вращающийся пол, а если дёрнуть за шнурок – с потолка упадёт картина. Или польёт дождь. Или зажгутся сотни разноцветных огней. Едва семейство немного прибралось и село пить чай, как из тёмного угла появился один из прежних обитателей и заявил, что весь дом – театр. Тогда почему бы муми-троллям не стать актёрами? И Муми-папа берётся за постановку пьесы собственного сочинения!

6. Зима Муми-тролля
Зимой мир становится другим – белым, неподвижным, холодным. Кругом сугробы и лёд, а там, где росли яблоки, теперь растёт снег. Только всего этого Муми-троллю знать не полагается. Потому что с ноября по апрель все порядочные муми-тролли спят и видят сны. Но так уж вышло, что этой зимой Муми-тролль проснулся и не смог обратно заснуть. Поначалу зимний мир показался ему чужим и даже каким-то неправильным. Но Муми-тролль увидел снег, познакомился с Туу-тикки, которая поселилась в папиной купальне, повстречал Ледяную Даму, покатался с горки и даже побывал в самом сердце снежной бури. И вот удивительно: зимний мир оказался ничуть не хуже летнего. Муми-тролль стал первым муми-троллем, который прожил по-настоящему целый год. Хотя бы ради этого стоило проснуться посреди зимы!

7. Папа и море
Муми-троллям уже доводилось переезжать, а Муми-папа – тот вообще великий путешественник. Вот и сейчас, к концу лета, Муми-папа решил, что размеренная жизнь в долине не для его мятежной души. Его призвание – жить на острове с маяком, средь бушующего моря, и указывать путь кораблям. Семейство отправляется в путь. Маяк на первый взгляд кажется довольно скучным и неуютным местом. Но это только на первый взгляд. Ведь Муми-мама сумеет сделать уютным даже голый утёс, а тайн, опасностей и бушующего моря семейству хватит надолго!

8. В глубине ноября
Лето прошло, и зима не за горами. Снусмумрик, как обычно, отправляется в странствие. Но почему-то на этот раз у него не получается беспечно покинуть Муми-долину – ноги словно сами собой возвращают его обратно. И, кстати, ближе к зиме многие друзья и знакомые муми-троллей вдруг решают, что сейчас самое время нанести визит в Муми-дом. И вот на веранде вновь загорается золотистый огонёк керосиновой лампы, с которой осенние вечера становятся теплее, и все так рады видеть друг друга.

9. Невидимая девочка и другие истории (сборник)
Мир муми-троллей — «это мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас». Правоту этого утверждения знаменитой шведско-финской писательницы и художницы Туве Янссон доказывают её книги, ставшие неотъемлемой частью детства уже нескольких поколений. Наивный и мудрый, тёплый и добрый, несмотря на все бури, которые его иногда сотрясают, этот мир всегда открыт и детям, и взрослым.

Автор сборки: sheriff_81

Подробная раскладка по циклу здесь>>>

Ссылка на сообщение ,

Ну.., не один раз слышал упоминания забавных муми-тролликов Туве Янссон, но никогда не читал и с автором не пересекался. Вот, решил наконец ознакомиться. Что сказать, книги однозначно детские и читать их надо было раньше. Но у меня сложилось мнение, что даже среди детских, по крайней мере первая книга о муми-троллях, будет далеко не самой интересной. (Кстати и мои дети тоже подтверждают этот вывод). Вот вспоминаю, что меня увлекало в своё время (хотя нужно делать скидку на достаточно скудный выбор доступного чтения в то время). Первыми на ум приходят «Муфта, Полботинка и Моховая Борода», Эно Рауд и приключения Девочки Элли из «Изумрудного города», Волкова. Оба, кстати, тоже циклы, и, думаю, я бы и в детстве с гораздо большим увлечением читал их, ну а книги Янссон, лучше всего подошли бы перед сном, так как за книгами Рауда и Волкова мне было сложно уснуть…

Но это не делает их плохими, просто они менее увлекательные и, возможно, больше для девочек, чем для пацанов. И они добрые, хоть и неспешные, и не во всём логичные. Как говорят у кого-то склад ума более математичен и склонность к точным наукам, а у кого-то — гуманитарный и склонность — к гуманитарным. Я вот с детства больше люблю точность. И когда у Рауда поясняется, что Полботинка, потому что персонаж любит шевелить пальцами ног, а у Моховой бороды из мха в бороде растут ягоды, то, несмотря на нелепость, мне всё понятно. А здесь, хоть автор и проводит параллели с домовёнками, но я их представляю как знаменитого Кузю из мультфильма, а тролли для меня нечто большое и опасное. Что-же такое из себя муми-тролли, мне получается представить лишь по рисункам автора, но мне они уже неубедительны:))).

А зачем живут гатифнаты будучи немыми, глухими и т.д, и как/чем они смогли заманить к себя папу Муми-тролля, что мама Муми-тролля с самим Муми-троллем теперь его ищут; и почему у мамы и папы нет собственных имён и они выступают лишь придатками к своему ребёнку; да и отсутствие нравоучений (мягко говоря) мамы нашего тролля относительно беглого папы, когда его нашли, всё это и многое другое для меня так и осталось не раскрытым. Книга же оставила стойкое впечатление, что она из разряда: «Мама, придумай-расскажи сказку. — Ах, дети, вы ещё не спите? Тогда слушайте дальше…».

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то и я узнал, кто такие муми-тролли. Долго же ждал сборник повестей о похождениях маленьких троллей и таки дождался. И, надо сказать, не зря. Не знаю, какими окажутся следующие повести, но история с наводнением просто чудо. Да, это рассказ для детей, где много приключений, необычных существ, путешествие и счастливый конец. Но она очень милая. И теперь жалею, что в моём детстве этой книги не было. Что ж, буду вместе с ребёнком читать: пусть он знакомится, а я навёрстывать.

Ссылка на сообщение ,

Интересная история, про маленького мумми-тролля и его маму, а также спутников, маленького зверька, девочку с голубыми волосами. Поразительно таки, как они нашли своего папу мумми-тролля. Все таки, для каждого маленького мумми-троллика, нужны мама, и конечно же папа, пусть даже если он не участвовал в первых годах жизни, а также нужны друзья. Книга о взаимовыручке, бескорыстной помощи.

Думала, что таки это бегемотики, потом что троллики, однако, вроде это оказались домовые, что жили за печкой в каждом домике в деревне.

Хорошая, добрая, светлая сказка.

Ссылка на сообщение ,

Это первая книга Янссон про муми-троллей, и многие считают ее совсем еще детской. На самом деле, книга для всех возрастов, причем взрослый при желании найдет в ней гораздо больше, чем ребенок.

Эта книга — как симфония: мрачное начало, бурная кульминация и светлая, оптимистичная развязка. Обратите внимание на годы написания: Янссон начала в 1938 г. в предверие Второй Мировой войны, когда весь мир жил в страхе, подобно маленьким героям сказки… и дописала в 1945 г. когда весь мир вздохнул с облегчением. Разве не похожа была война на страшное наводнение, захлестнувшее мир? Разве не узнаваем в Муравьином Льве некто, возомнивший своей собственностью не пустынный пляж — но всю Землю, утопивший народы не в песке, а в крови?

Янссон не имела в виду конкретные примеры, когда писала свою сказку. Просто ее мироощущение сформировалось именно в такой сюжет; все лучшие произведения создаются подсознательно.

Книги о муми-троллях делают нас лучше. Если бы их прочел каждый ребенок, насколько меньше в мире было бы зла — и насколько меньше »Муравьиных Львов» вылезало бы на поверхность Земли!

Ссылка на сообщение ,

Когда я был маленьким, частенько зачитывался повестями о маленьких бегемотиках муми-троллях — у меня было два сборника с прекрасными иллюстрациями.

Я вырос, появились дети, и захотелось уже это поколение “планшетов и фиксиков” познакомить с любимыми героями детских историй. Вот тут и оказалось, что о муми-троллях я многое не знаю, и книг написано гораздо больше.

Первая повесть — совсем короткая. Здесь мы впервые знакомимся с героями, становимся свидетелем их первых приключений. Поиски места для будущего дома заканчиваются настоящей спасательной операцией муми-папы. Последний, наверно, самый непонятный персонаж с сильно хромающей логикой, поскольку его поступки на протяжении всей книги вызывают очень большие вопросы..

Не могу сказать, что она в чем-то выдающаяся — некоторые из последующих произведений, на мой взгляд, более захватывающие. Однако предысторию Муми-долла и ее жителей я узнал, да и дети заинтересовались и хотят продолжения. А это дорогого стоит!

Ссылка на сообщение ,

Действительно, мир Муми-троллей здесь еще не проработан и не сделан, как кажется, даже в мыслях. Очень надеюсь, что дальше все было интереснее и развилось в цикле более точно и без такого сумбурного смешения.

Ссылка на сообщение ,

Добрая детская сказка, вышедшая из самых далёких глубин моей юности. Она не такая красивая, как последующие, но здесь уже содержиться простая и незамысловатая истина, которую непрочь постичь и взрослым: куда бы ты не спешил, к чему бы не стремился — протяни руку помощи ближнему, и тебе это вернётся втрое.

Ссылка на сообщение ,

Лично мне было гораздо интереснее прочитать «Наводнение», уже ознакомившись с несколькими более поздними повестями цикла. Здесь Янссон как бы пробует на вкус зарождающуюся историю и характеры персонажей, создает набросок будущего прекрасного мира.

Ссылка на сообщение ,

О это такая волшебная книга!!! Первая из тех, что я прочитала из нашей районной библиотеки. Одно упоминание о ней будит воспоминания о пухленьких малентких тролллях и папе-тролле, который нырял в кухню, чтобы сварить себе кофе. Вся серия о троллях — самая милая и детская сказка! (лино я так думаю)

Ссылка на сообщение ,

Эта книга- проба пера для Туве,поэтому сюжет прост и действительно годится для малышей. Но остальные книги-это уже не совсем детское чтиво… Великолепный психолог,Янссон описала часто встречаемые типажи людские… Мастерица!

Ссылка на сообщение ,

Милая добрая детская сказка. Сейчас отрывки из нее включены даже в один из школьных учебников по лилературному чтению в начальной школе. Малышам есть над чем задуматься, читая ее, и есть, чему поучиться:appl:

Ссылка на сообщение ,

Читала все рассказы цикла «Муми-тролли» в школьном возрасте, удовольствие получила огромное:lady:

Ссылка на сообщение ,

Всю прелесть повести мне здорово помешал оценить тот факт, что я прочла его уже взрослой. Все таки еаждому овощу — свое время!

Ссылка на сообщение ,

Самая первая повесть о муми-троллях. Для маленьких детей — в самый раз!

Урок
литературы  Туве Янссон и ее сказочный Муми-дол

В
этом году исполняется 90 лет со дня рож- дения замечательной финской
писательни- цы и художницы Туве Янссон, лауреата многих скандинавских и
международных премий, создателя удивительного сказоч- ного мира для детей под
названием Долина Муми-троллей, который искренне полюби- ли не только дети, но и
взрослые.

Родилась
Туве Марика Янссон в Хель- синки в 1914 г. в семье веселой, доброжела- тельной,
безалаберной и очень гостеприим- ной. Отец ее был скульптором из Финлян- дии, а
мать — художницей, приехавшей из Швеции. О своей семье она написала авто-
биографическую повесть «Дочь скульпто- ра», где вспоминала: «Наша семейная
жизнь… была настолько счастливой, что никто из членов семьи этого не осознавал.
Мы любили друг друга, получали удовольст- вие от общения друг с другом, имея
полную свободу».

Творческая
атмосфера семьи захлестну- ла и детей; они ежеминутно видели своих родителей,
увлеченных работой, поэтому Туве и ее братья постоянно рисовали, соз- давали
карнавальные костюмы, разыгрыва- ли выдуманные ими же сценки, совершали с
родителями дальние морские прогулки, наяву и в воображении переживая удиви-
тельные приключения.

Однажды
семья Янссон почти полгода прожила на большом острове Финского за- лива, где
снимала домик рыбака. Побере- жье, шхеры и фьорды, море, таинственные пещеры
стали местом увлекательных мор- ских прогулок, незабываемых приключе-

ний
маленькой Туве, ее родителей и бра- тьев. А со временем любимый остров, пре-
вращенный воображением будущей писа- тельницы в дивную долину, заселили уди-
вительно милые сказочные существа. «Пус- тынное побережье — естественный фон
для мира Муми-троллей», — впоследствии на- пишет она.

Любовь
к семье, своему дому, атмосфе- ру любви, свободы и доверия — все это пе-
ренесла Т. Янссон в мир своих удивительно добрых и мудрых сказок о
Муми-троллях. Образ теплого родного дома, из которого уходят ее герои, к
которому они стремятся и куда в конце концов всегда возвращают- ся, дома
уютного, надежного, защищенного от любых неприятностей, проходит через все
сказочные повести писателя. Главное — атмосфера, которая царит в нем. Здесь с
распростертыми объятиями примут любо- го, кто бы ни пришел, усадят за стол,
оста- вят жить навсегда.

Сначала
родным казалось, что главный талант Туве — рисование. Уже в четырнад- цать лет
она иллюстрирует чужие книги, а в пятнадцать, после окончания школы, от-
правляется изучать искусство в Хельсинки, Стокгольм и Париж.

В
30-е годы XX в. Т. Янссон рисует ма- ленького симпатичного бегемотика, кото-
рый становится прообразом любимого ею сказочного Муми-тролля. «Тогда он был еще
довольно тощим по сравнению со сво- им более поздним вариантом, — вспомина- ла
она. — Постепенно Муми-тролль потол- стел, нарастил толстый нос, у него появи-

                НАЧАЛЬНАЯ 
ШКОЛА.  2004. № 10    

106

лась
семья… он превратился в существо с округлыми формами, которые соответству- ют
его наивной кротости». Художница соз- дала серию иллюстраций на тему «Муми-
тролли» и с 1953 по 1965 г. выпустила де- вять томов своих рисунков.

Уже
после войны, в 1946 г., выходит из печати ее книжка «Муми-тролль и коме- та» —
первая изданная книга из серии о Муми-троллях и его друзьях. Потом поя- вятся
«Шляпа волшебника», «Мемуары па- пы Муми-тролля», «Опасное лето», «Вол- шебная
зима» и др. Единство места дейс- твия, сказочного времени, повторяющиеся
персонажи, развитие характеров героев, воспоминания об ушедших друзьях превра-
щают серию сказок писательницы в произ- ведение, где тематическое единство
обеспе- чивается главным героем ее повестей — Муми-троллем (состав остальных
героев от книги к книге несколько меняется).

Творчество
финской писательницы не просто продолжает традиции литературной сказки
Скандинавии, а представляет собой яркое, самобытное явление. Т. Янссон соз-
дает свой, ни на что не похожий, сказочный мир, неразрывно связанный с
фольклором, искусством и природой своей страны — До- лину Муми-троллей, населив
его не менее причудливыми существами. «Это была чу- десная долина, полная
цветущих деревьев. С гор текла узкая прозрачная речка. Она обвивалась вокруг
голубого домика Муми- тролля и убегала в другие места, где жили другие тролли и
всякие сниффы» — так на- чинает она свою фантастическую сказку

«Муми-тролль
и комета».

Она
называла свою Долину тем местом, в котором мечтала жить в детстве. Здесь
родители не отговаривают детей от опас- ных путешествий и заботливо собирают их
в дорогу: «Муми-мама поднялась ни свет ни заря, чтобы уложить им рюкзаки. Она
сновала по дому то с шерстяными брюка- ми, то с бутербродами, а Муми-папа
снаря- жал плот внизу у речки». Здесь можно спать на дереве, в гроте, в гамаке,
купаться в незнакомых местах и нырять в черные провалы: «Муми-тролль …нырнул
в боль- шую  волну,  всю  высвеченную солнцем.

…Чуть
подальше от берега зеленоватый по- лумрак еще больше сгущался, а еще по-

одаль
открывался черный провал, уходя- щий прямо в бездну».

Жители
Долины ни в чем не нуждаются: откуда-то в магазинах сами собой появля- ются
продукты, мебель, а если они не хотят ничего покупать, то за это им еще и
припла- чивают: стоимость некупленных брюк воз- мещается лимонадом, игрушками,
леденца- ми. Это — автономный мир, замкнутая ци- вилизация, где нет соседей,
нет войн, пере- судов.

Долина
лишена истории; из сказок мы не узнаем, когда и как она появилась, как
развивалась, кто жил в ней раньше. Она не меняется, всегда остается прежней:
вдали виднеются Одинокие Горы, в море видны отдельные острова. Все это
напоминает да- лекий остров, населенный удивительными существами, которые не
пересекаются с че- ловеческим миром.

Долину
Муми-троллей автор населяет мышами и небольшими зверьками, похо- жими
одновременно на кенгуру и медве- жат, странными человечками с длинными
бородами, шестипалыми лохматыми ма- лютками — все они похожи на ожившие
игрушки, которые почти лишены своих портретных характеристик. Это одна из
особенностей сказочных повестей Т. Ян- сон. Наверное, именно поэтому так
необхо- димо было нарисовать этих существ таки- ми, какими она их видела.

Писательское
и художественное начало Т. Янссон соединилось в единое целое в ее повести
«Маленькие тролли и большое на- воднение», где многие проблемы были ре- шены ею
с помощью карандаша: «Я почувст- вовала совершенно иную свободу, когда са- ма
стала выполнять оба вида работы», — признавалась она позже. Поэтому в ее кни-
гах текст и рисунок словно переплетены.

На
рисунках автор изобразила Муми- троллей маленькими белыми бегемотиками на
задних лапках, причем родители Муми- тролля значительно крупнее и дороднее
своего сына. Иногда на папе появляется шлафрок, у мамы — ночная сорочка, кокет-
ливая шляпка, сумочка. Светло-зеленой пу- шистенькой фрекен Снорк художница на-
рисовала длинную челку. А Сниффа пред- ставила маленьким зверьком, похожим на
крысенка, с растопыренными ушами, длин-

                В 
МИРЕ  ИСКУССТВА СЛОВА              

ным
хвостом, с трогательным и удивлен- ным выражением мордочки. Хемуля писа-
тельница нарядила в платье с оборками, за- меняющее ему мантию ученого; в его
обли- ке присутствует что-то лошадиное, а рас- трепанные и рассыпанные по краю
головы волосы напоминают лысеющего человека. Снусмумрик с губной гармошкой и в
ста- рой шляпе похож на ребенка, переодетого во взрослого. «Я рисую, чтобы
пояснить или ослабить впечатление от текста; это просто попытка объяснить то,
что я пыта- юсь выразить в словах», — говорила она. Это еще одна особенность ее
сказок.

Книги
Т. Янссон вполне реалистичны. В скандинавском фольклоре тролли — сущес- тва
злобные, враждебные человеку, но Му- ми-тролли другие; они ведут вполне чело-
веческий образ жизни: едят в лесу бутер- броды, сплетничают, пьют вино, иногда
вздорят между собой, хотя, как и все живот- ные, впадают в зимнюю спячку.
Главным героям сказочных повестей присуща добро- та, храбрость, дружелюбие,
терпимость ко всем, бескорыстие, уважение к чужим сла- бостям, постоянная
забота о других. Образ жизни у них человеческий, только более че- ловечный.

Центром
фантазий писательницы стано- вится идеальная семья Муми-троллей, ко- торые
очень похожи между собой, но имеют каждый свои индивидуальные черты.

Муми-мама
— заботливая, приветливая, невозмутимая и терпеливая. Когда к ним в дом
приходили новые гости, она и Муми- папа «принимали всех незнакомцев с невоз-
мутимым спокойствием — лишь ставили новые кровати да расширяли обеденный стол».
Она всегда находит свои положи- тельные стороны в неприятных ситуациях: когда
Myми-папа, собираясь угостить ви- ном озябшего Ондатра, который ночью заб- рел
к ним в дом, разбил салатницу: «Дом ожил: послышались крики, хлопанье две- рей,
и в кухне появилась Муми-мама со све- чой в лапе…

— Ну
и хорошо, что она разбилась, она была ужасно некрасивая, — сказала Муми- мама».

Когда
наступила ужасная жара и дети все от нее измучились и перессорились между
собой, мама нашла отличное реше-

ние:
«Не пожить ли вам несколько деньков в гроте? Там прохладно, вы сможете целый
день не вылезать из моря и ничего не де- лать… И не показывайтесь мне на
глаза, по- ка опять не станете милыми и хорошими!» Как и большинство мам, она
любит своих детей, но устает от их постоянного присут- ствия и бывает рада хотя
бы немножко по- быть одной, ведь тогда можно отдохнуть:

«Ах,
как хорошо, что я спровадила их в грот!»

Когда
по рассеянности Муми-мама бро- сила в шляпу волшебника цветы Хемуля и они
превратились в бурные заросли и запо- лонили весь дом, она пришла в восторг:

«Ах,
какая прелесть! — сказала Муми-ма- ма. — Уж не Муми-тролль ли это устроил,
чтобы порадовать меня?» Во всех этих и в других отрывках она показана
обыкновен- ной, милой, доброй, спокойной, немного рассеянной мамой.

Не
менее замечателен и Муми-папа: он домовит, любит детей и гостей, ко всем
снисходителен и очень деликатен. Когда он строил свой дом, то нечаянно разрушил
дом Ондатра. Узнав об этом, он очень огорчил- ся, но тут же нашел решение:
«…Заходите, ради бога. Жена наверняка сможет устро- ить вам где-нибудь
постель».

Как
все мужчины, он раздражается, если что-то нечаянно разбивает, и тогда может
быть несдержан: «Какой осел поставил эту проклятую салатницу на самый край?»

Папа
пишет мемуары, «при этом он так расчувствовался, что чуть не пустил слезу».
Очень смешно, когда он пишет о себе в тре- тьем лице: «Он от рождения был
необыкно- венным, одаренным ребенком, которого никто не понимал. Но и подросши,
он оста- вался непонятым, и ему во всех отношени- ях было так тяжело, так тяжело».

Но он
может вести себя как настоящий мужчина, беря на себя ответственность за чужие
жизни. Когда к ним в дом, прячась от Морры, приходят Тофсла и Вифсла, он обе-
щает малышам: «Мы не дадим вас в обиду!» и дает приказание домашним: «Свет
будет гореть всю ночь! Каждый должен находить- ся в состоянии немедленной
боевой готов- ности. Снусмумрик должен ночевать дома». Муми-тролль внешне очень
похож на своих родителей. Он, как и они, положите-

                НАЧАЛЬНАЯ 
ШКОЛА.  2004. № 10    

108

лен,
серьезен. Но ведет себя, как и все маль- чишки: не боясь, ныряет в неизведанную
бездну, любит открытия не меньше, чем та- инственные пути, всяческие секреты и
клятвы: «Пусть меня поглотит бездна, пусть грифы расклюют мои высохшие кос- ти,
пусть я никогда не попробую морожено- го, если нарушу эту великую тайну!!!»

Всегда
с удовольствием принимает участие во всех затеях Сниффа, но сдержи- вает его
порывы: «Никогда нельзя знать наперед, что будет за следующим поворо- том», —
говорит он своему другу, охлаж- дая его пыл. При всей своей положитель- ности
Муми-тролль легко увлекается, он никогда не отказался ни от одного риско-
ванного предприятия, ни от одного путе- шествия.

Когда
на их плот напали крокодилы,

«плот
закачался… Муми-тролль, едва сооб- ражая, что делает, схватил сверток с
брюка- ми и запустил им в преследователей…». Он старается не впадать в панику
и находит выход даже из самых безвыходных ситуа- ций. Когда на любимую им
фрекен Снорк нападает ядовитый куст, он бросается ей на помощь и, победив его,
скромно заявляет:

«Вот
так-то… Не бойся… Теперь я с тобой. Я смогу защитить тебя от любой опаснос-
ти», — как и все мальчишки, он любит нем- ного прихвастнуть.

Есть
в семье и приемный сын — зверек Снифф, который воспитывался вместе с
Муми-троллем. В нем уживаются страсть к приключениям и всему таинственному с
трусостью. Когда они с Мартышкой нашли неизвестный грот, «Снифф не двинулся с
места и только жалобно заскулил. Всю жизнь он мечтал о заправдашнем гроте. И
вот грот совсем рядом, там, за этими опас- ными, скользкими скалами…

Он
сделал несколько шагов, и сердце застучало у него в груди. «Покровитель всех
троллей и сниффов! — взмолился он. — Будь милостив, будь милостив, ведь я такой
маленький, такой робкий!»

При
этом он стремится во всем быть пер- вым и руководить Муми-троллем: «Прови- ант
понесешь ты! — сказал Снифф. — У ме- ня другие обязанности, ведь я теперь про-
водник». Он был очень взволнован, даже нос у него чуточку побелел».

Он
жаден, эгоистичен, хвастлив, припи- сывает себе чужие заслуги, очень пережива-
ет, когда кто-то пытается быть первым или руководить: когда Муми-тролль
объявляет ему, что задумал стать искателем жемчуга, а Снифф должен раздобыть
для него ящики, то тот ответил мрачно: «…так я и знал… Всегда мне достается
самое трудное. А все приятное достается тебе».

Он
нетерпелив, плаксив и ревнив — ко всем новым гостям дома относится насто-
роженно и ревнует их к Муми-маме, кото- рую очень любит. В то же время он добр
и весел, в нем живет постоянное желание из- ведать новые дороги, открыть новые
тай- ны: «Удивительная штука эти реки и доро- ги, — размышлял Снифф. — Глядишь,
как они стремятся мимо тебя, и на сердце ста- новится так тревожно, так смутно.
Неодо- лимо тянет в чужие края, тянет отправить- ся вслед — посмотреть, где же
это они кон- чаются…» По-своему Снифф романтик и мечтатель.

Не
менее сложен образ Снусмумрика, вечного странника: «Живу понемножку где
придется… Сегодня здесь, завтра там, брожу себе и брожу, а набреду на веселое
местеч- ко — ставлю палатку и играю на губной гармошке».

Он
философ, считает, что весь мир при- надлежит ему, и не хочет брать в дорогу ни-
какую кладь: «Я владею всем, что вижу, о чем думаю. Я владею всем миром». Когда
Снифф плачет об утраченных рубинах, Снусмумрик утешает его: «Жизнь страшно
осложняется, когда хочешь обладать веща- ми, носить, держать их при себе. Вот
почему я только смотрю на вещи, а когда снимаюсь с места, уношу их в своей
голове. По-моему, это куда приятнее, чем таскать за собой че- моданы».

Он
много знает и интересно рассказыва- ет о небе, звездах, кометах: «Ничего я так
не люблю, как звезды. Перед сном я всегда смотрю на звезды и гадаю, кто там
живет и как до них добраться. Небо кажется таким дружелюбным, когда в нем полно
малень- ких глазок».

Он
любит и понимает своих друзей, терпимо относится к их слабостям, умеет при
необходимости утешить и приобод- рить их: «Ничего, Снифф, не горюй… Сок-

                В 
МИРЕ  ИСКУССТВА СЛОВА              

ровища
нам еще попадутся. А теперь пой- дем: здесь становится холодно и страшно».
Именно эти слова и нужны были нервному, боязливому Сниффу. Они его успокоили и
утешили.

И в
дороге со Снусмумриком гораздо веселее: «Он наигрывал на губной гармош- ке
песни, каких они раньше никогда не слыхали, — песни со всех концов земли. Он
знал карточные фокусы и научил Муми- тролля и Сниффа печь оладьи с винными
ягодами. А еще он был горазд рассказывать необыкновенные, невероятные истории».
Да, лучшего друга в дороге придумать трудно.

Другие
герои сказочных повестей более однозначны. Это Ондатр, который говорит
несколько длинно и парадоксально: «Изви- ните, что побеспокоил вас по
пустякам… Дело, видите ли, в том, что при постройке моста вы разрушили мой
дом под берегом речки. Разумеется, с философской точки зрения совершенно
безразлично, жив ты или нет… Только кто знает, что со мной ста- нется после
такой простуды…»

Это
удивительное существо — Хемуль, который коллекционирует бабочек, он не-
обыкновенно вежлив и постоянно латин- скими словами делает пометки в своей за-
писной книжке на память.

Это
снорки, брат и сестра. Брат очень се- рьезен и амбициозен — назначает себя од-
новременно председателем и секретарем собрания. Фрекен Снорк весьма симпатич-
ная: у нее длинная челка, она носит на ноге золотой браслет и ходит собирать
цветы по самым опасным местам. Она и ее брат пос- тоянно меняют свой цвет в
зависимости от своего состояния: то они синие от страха, то розовеют от
восторга…

Это
хатифнатты, которые «ничего не слышат и не разговаривают, их бесцветные глаза
устремлены куда-то вдаль». Их мо- жет наэлектризовать грозой, и они светят- ся
в ночи, ударяя током тех, кто к ним при- касается.

Это
тихие, робкие, недоверчивые, доб- рые и несколько вороватые Тофсла и Виф- сла,
которые всюду таскают за собой чемо- дан с огромным рубином.

Это и
сама страшная и ужасная Морра, которая «была чудовищно омерзительна».

И
там, где она сидела, земля замерзала. И еще много всяких удивительных героев,
ко- торые появляются, а затем исчезают, оста- ваясь только в памяти и
воспоминаниях жителей Муми-дола.

В
ландшафтах сказок нет ничего не- обычного — море, берег, фьорды, горы, до-
лина. Но они манят возможностью приклю- чения, нового открытия, неожиданных
встреч, ведь здесь так много неизведанных и таинственных тропинок. И герои, как
и сама Туве Янссон в детстве, совершают дальние и ближние путешествия, иногда
тщательно подготовившись (тогда мама со- бирает вещи, готовит бутерброды,
посуду для пикника), а иногда и не по своей воле (путешествие на плавучем
театре в навод- нение).

Прошлое
и настоящее в Долине троллей как бы замыкается в кольцо, определяя но- вый
виток времени, нового приключения. Каждое новое время — время нового прик-
лючения, разница только в теме нового приключения. Это наводнение, наступле-
ние «волшебной» зимы, приход страшной и ужасной Морры, падение кометы.

Важно
найти новый путь и — в дорогу:

«В то
самое утро, когда папа Муми-тролля закончил мост через речку, малютка Снифф
сделал необычное открытие: он об- наружил Таинственный путь!

Путь
этот уходил в лес в одном тенис- том местечке, и Снифф долго стоял там, вглядываясь
в зеленый полумрак».

Интересно,
что параллельно с темой не- зыблемости родного дома писательница проводит через
свои сказки мотив катас- трофы. Тема страха исходит, во-первых, из фольклора,
где постоянно происходит борьба между добром и злом, и, во-вторых, из
педагогических взглядов самой Т. Янс- сон, считающей, что детей нельзя отстра-
нять от жизни со всеми ее светлыми и тем- ными сторонами. Описав переживания,
страх героев перед надвигающейся катас- трофой, автор сказочных повестей
показы- вает, что Муми-тролль и Снусмумрик хо- тят узнать о ней как можно
больше. То есть страх сменяется любопытством и желанием отправиться в новые
путешествия: «Муми- тролль поглядел на небо. Оно было серое, спокойное,
будничное. Но теперь-то он зна-

                НАЧАЛЬНАЯ 
ШКОЛА.  2004. № 10    

110

ет…
что где-то там, за облаками, несется зловредная комета, она все ближе и ближе к
долине Муми… «Я думаю, что нам надо сна- рядить новую исследовательскую
экспеди- цию… И еще я думаю, чем скорее мы вый- дем в путь, тем лучше…»

Встретиться
лицом к лицу с опасностью, узнать ее, попробовать преодолеть — вот жизненная
позиция героев; главное — бо- роться с трудностями.

Автор
не скрывает от юных читателей опасности, которая угрожает всему челове- честву
при падении кометы на землю, но говорит об этом, противопоставляя навис- шей
угрозе добрую волю героев. Ведь Му- ми-тролль, Снусмумрик, Снорк и другие герои
спаслись от кометы, потому что в гроте, где они скрывались от катастрофы, царила
атмосфера любви, добра и взаимо- понимания.

Страшная
и ужасная Морра, которая на- вела ужас на всех обитателей долины, тоже была
побеждена с помощью дружбы и не- большого лукавства. Ей за рубин, чтобы не
обижать Тофслу и Вифслу, была предложе- на шляпа Волшебника: «Морра заглянула в
шляпу и увидела в ней горсть алых руби- нов… Морра сгребла шляпу в охапку и,
не сказав ни слова, ускользнула холодной се- рой тенью…»

Показывая
«страхи», раскрывая их кор- ни, обучая своих читателей преодолевать их, заставляя
задумываться над словами Снусмумрика о владении миром и вещами, финская
писательница иносказательно объясняет детям тесную взаимосвязь окру- жающего
мира с их отношением друг к дру- гу, т.е. говорит о серьезных социальных
проблемах языком сказки.

Интересен
и язык сказочных героев: он похож на обыкновенный человеческий язык. Когда
герои о чем-то размышляют, как, например, Снифф о дорогах, речь их правильная,
образная, выразительная. Ког- да же они вступают в противоречия друг с другом,
то разговаривают, как все дети, ис- пользующие разговорные и жаргонные сло- ва:
«Ага, сдрейфил!» «Грот! Мировецкий грот с крабами!» — кричит Мартышка. «Ти-
кает!.. Жми за ней!» — завопил Снифф.

Речь
Муми-папы всегда вежлива, за иск- лючением тех моментов, когда он выходит

из
себя, тогда он вспоминает осла и прокля- тую салатницу. Речь Ондатра
замысловата и парадоксальна, она такая же, как и сам Он- датр: «Это
неестественный дождь», «Посте- ли меня не волнуют — это ненужные пред- меты
обстановки… Я жил в простой норе и чувствовал себя в ней прекрасно. Конечно,
с философской точки зрения безразлично, как ты себя чувствуешь, но, вообще-то
гово- ря, это была хорошая нора».

Речь
мамы спокойна, доброжелательна и характеризует ее как хорошую, заботли- вую
маму, которая постоянно печется о сво- их домашних: «Вставай, малыш!», «Как
угодно, голубчик».

Речь
Хемуля пересыпана латинскими терминами: «Ума не приложу… Ни одной с красным
хвостом! А что, если это Diderjfor- mia Archimboldes? Но это совсем обычная
бабочка, и у нее вовсе нет хвоста».

Совершенно
необычно говорят смеш- ные малыши Вифсла и Тофсла, добавляя к словам слог -сла:
«Как жальсла!.. Можсла, ты немножсла развеселисла, если чмоксла Тофслу в
нослу».

Теплый
юмор, характерный для всех сказочных повестей Туве Янссон, придает ее
персонажам особый шарм. Рожден он со- единением людских черт со свойствами жи-
вотных. Так, например, пригретый в семье Ондатр ведет себя очень грубо со всеми
обитателями дома, всячески показывая им, что они ему мешают. Это несоответствие
пригретости и хамства вызывает смех. Ког- да Ондатр, по своему обыкновению,
захотел сесть в гамак, веревка оборвалась, и он упал, при этом страшно
разгневался, что его падение наблюдал Муми-папа. Он так оби- делся на это, что
высказал несчастному па- пе все, что думал о всем его семействе. И ре- шил уйти
от них, чтобы ничто не беспокои- ло его философского одиночества.

«— О!
— с глубоким уважением произ- нес Муми-папа. — Где же вы намерены по- селиться?

—            В
гроте, — ответил Ондатр. — Там никто не нарушит ход моих мыслей глупы- ми
шутками. Еду будете присылать мне два раза в день. Но не раньше десяти часов».

Вызывает
улыбку всепоглощенность ба- бочками у Хемуля. Он ни о чем другом не

(

                НАЧАЛЬНАЯ 
ШКОЛА.  2004. № 10    

может
говорить, поэтому, когда Снусмум- рик разыгрывает его, говоря о комете, как о
бабочке, Хемуль воспринимает его совер- шенно серьезно.

«— Я
обязательно должен поймать хотя бы одну. Как они выглядят?

—            Надо
полагать, красные, с длинным хвостом, — сказал Снусмумрик.

Хемуль
достал записную книжку и сде- лал в ней заметку на память.

—            Должно
быть, из рода Filicnarcus Snuf- sigalonica, — торжественно возвестил он. — И
еще один вопрос, мои ученые друзья. Чем питаются эти диковинные насекомые?

—            Хемулями,
— хихикнув, ответил Снифф. Лицо Хемуля побагровело».

Желание
героев казаться лучше, чем они есть, высмеивается в книге неоднократ- но. Но
совершенно замечательно показано, как фрекен Снорк, желая угодить Муми- троллю,
шепчет на ухо Волшебнику свое за- ветное желание. «И в то же мгновение по толпе
прошел вздох изумления. Фрекен Снорк совершенно преобразилась.

—            Что
ты с собой сделала? — взволно- ванно спросил Муми-тролль.

—            Я
задумала себе глаза деревянной ко- ролевы, — ответила фрекен Снорк. — Ведь она
казалась тебе такой красивой!» Трудно представить себе бегемотика с огромными
выпученными глазами. Действительно, смешная картинка получается.

Высмеивая
людские пороки в образе своих сказочных существ, писательница заставляет детей
задуматься о многих ве- щах — о благодарности и неблагодарности, о желании
казаться не тем, кто ты есть на са- мом деле, об умении ценить дружбу и доб-
рое отношение к себе, о добре и зле, об уме- нии противопоставлять злу и
насилию спо- койствие, выдержку и личную храбрость.

К
сожалению, в начальной школе на уро- ках литературного чтения не изучаются
сказки Т. Янссон. А ведь они добры, умны, загадочны. Их содержание и философия
по- нятны детям. Герои веселы, наивны и очень

симпатичны.
У сказочницы почти нет неп- риятных и отрицательных героев. Даже страшная
Морра, испугав читателей вначале своего появления мерзким внешним видом и
отрешенной холодностью, в конце сказки вызывает симпатию и жалость именно этой
отрешенностью и одиночеством. Волшеб- ник, который почти сто лет не ел домашних
оладий с вареньем, вызывает сочувствие и непреодолимое желание накормить его.

Учитель,
которому интересно и дорого творчество скандинавской писательницы, мог бы
организовать уроки внеклассного чтения, создать кружок «Для тех, кто любит
сказки», совместно с ребятами написать сценарий по одному или нескольким
эпизодам сказочной повести и поставить небольшой спектакль, да и просто
побеседовать после прочтения ска- зок со своими учениками. Попытаться выяс-
нить, чем же так симпатичны и интересны эти необычные сказочные герои; почему
так будо- ражат и тревожат нас самих их путешествия; какие герои и почему
вызывали больше всего улыбку у детей; с кем из них детям хотелось бы
отправиться в путешествие и многое дру- гое. Все это зависит от желания и
фантазии са- мого учителя. А в том, что эти сказки учат доб- ру, не приходится
сомневаться. Вспомним из- вестную сказочную присказку «Сказка ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок».

Сказочные
повести Т. Янссон состоят из этих сказочных намеков, полутонов, решен- ных
воспитательных задач. Нужно просто их увидеть и донести это видение до своих
учеников. И тогда их знания обогатятся но- выми прекрасными загадочными
сказками, написанными сложной простотой.

Хочется
от всего сердца пожелать детям познакомиться с творчеством доброй, умной,
тонкой финской писательницы, полюбить его и сохранить эту любовь на всю свою
жизнь.

Финская сказочница Туве Янссон не раз признавалась в своих многочисленных интервью, что знаменитая сага о приключениях забавных муми-троллей вовсе не детская книжка. Хотя книги и не покидают первые строчки рейтингов лучших детских произведений всех времен, ее повести так же интересны и взрослым.

«Не могу чётко объяснить той удивительной вещи, что мои книжки одинаково читают как дети, так и взрослые».

Себя же Янссон и вовсе не считала писателем, её истинным призванием было искусство. Она росла в довольно творческой семье. Отец был скульптором, а мать художником-иллюстратором. Уже в 10 лет Туве публиковала свои рисунки в детском журнале.

«Я полагаю, что каждое полотно, натюрморт, ландшафт, всё что угодно — в самой глубине души автопортрет».


На создание знаменитых муми-троллей юную художницу «вдохновил» философ Иммануил Кант. Как то с братом они затеяли спор о теориях мыслителя, карикатурный образ которого Туве нарисовала на стене уличного туалета их летнего домика. Получившееся изображение было скорее похоже на игрушечного бегемота, чем на философа Канта так ей понравилось, что стало потом своего рода эмблемой, которой она подписывала все свои рисунки.

«Я — художник и всегда им была, но в начале войны, в сороковые годы, я ощущала такое отчаяние, что начала писать сказки».

Фантазии о мире Муми-троллей стали для нее отдушиной и единственным способом справиться с чувством глубокой безнадежности от жестокости военного времени. Первая книга «Маленькие тролли и большое наводнение» была опубликована в 1945 году.

«Выдуманный мир моих муминов — это мир, по которому наверняка в глубине души тоскует каждый из нас».

В её сказках все автобиографично, начиная с долины, в которой проживают главные герои. Муми-дом Янссон «срисовала» с острова Большой Пеллинки в Финском заливе, где вместе со своей семьей каждое лето отдыхала на арендованной даче. Сами муми-тролли добрые, немного боязливые и всегда отзывчивые своеобразный автопортрет писательницы. В книгах словно существуют два разных мира, один детский – с его нестрашными приключениями, родительской опекой и заботой, фантазиями и проделками, другой взрослый, в котором герои сталкиваются с вопросами жизни и смерти, с печалью и тяготами бытия и с неизбежностью одиночества, даже если вас окружают друзья и близкие.

 «Надо иногда менять что-нибудь. Слишком многое мы принимаем как должное, в том числе и друг друга».

Каждый герой книги – это отдельная личность. У каждого из них своя вселенная, собственные мысли, беды, радости, вершины и провалы. От создательницы, кроме черт характера и привычек, они унаследовали немного безмятежный и богемный образ жизни.
Кстати, многие взрослые читатели будут искренне удивлены одному факту. Что в этой, казалось бы, детской сказке не ходят на работу, беспечно бросают семью ради приключений, не обладают хорошими манерами и привычками, при этом герои стремятся обрести зону комфорта с любимыми людьми, которые безоговорочно принимают их такими, какие они есть. 

Ведь в этом, почти что идеальном мире нет места политике и не нужно зарабатывать деньги. По утрам все пьют ароматный кофе с оладьями , обожают принимать гостей, для которых всегда готовы «ставить новые кровати и расширять обеденный стол». Их житейской мудрости стоит поучиться. Муми-мама к примеру, никогда не будет ругать за разбитую тарелку: «Эта миска всегда казалась мне некрасивой». Муми-папа любит размышлять над большими жизненными проблемами: «Зимы всегда довольно тяжёлые. Но, тем не менее снег — это волшебство». Снусмумрик опасается уюта и размеренной жизни, боится вещей, их власти над человеком, ведь «никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться». И Муми-сын, в целом храбр,но иногда трусит.

Эти забавные герои, словно маленькие психологи, учат оптимизму и доброжелательности, настраивают на миролюбивый лад и дают ощущение, что всё обязательно будет хорошо. Важной чертой мира созданного на страницах романа является атмосфера тепла и уюта, терпимости и принятия. Как истинным скандинавам, муми-троллям необходимо личное пространство, возможность побыть одним и спокойно поразмышлять на светлой веранде своего дома. К ним тянутся все – от громкоголосых хемулей до маленьких, пугливых зверьков, Тофсла и Вифсла тащат свой таинственный чемодан, одинокая и вечно холодная Морра приползает посмотреть на огонек их лампы, Туу-Тикки приводит малютку-невидимку, пострадавшую от жестокой критики.

Их круглый голубой дом на берегу реки всегда полон гостей, которые приходят без приглашения и живут, сколько им вздумается. Секрет их довольно прост- они  безоговорочно принимают тебя таким, какой ты есть. Ведь причиной страдания являются не другие люди, а наши собственные негативные поступки и неведение.

«Это мы сами. Какие мы есть. Какими должны быть. Какими становимся, если нас разрушают страсти».

Повести Туве Янссон воспитывают без нотаций и наказаний. Они лишь показывают, что бескорыстная любовь и забота не требующая ничего взамен способны растопить даже самое холодное сердце и усмирить самого непослушного ребенка.

Несмотря на добрый посыл повестей, они все же порой подвергались критике за абсурдность сюжета, за поступки героев, которые часто были мотивированы сиюминутными желаниями, порывами и эмоциями и порой были абсолютно безответственны (вроде скатывания камней с горы). К тому же муми-тролли нарушают правила, могут позволить себе посквернословить и даже выпить пунш. И кажется, что вместо того, чтобы как настоящим героям сказок сражаться и преодолевать трудности, они лишь развлекаются и иногда томятся неясными чувствами, тоскуя по несбыточному. За эти два противоречивых мира, которые чудесным образом уживаются вместе, книги Туве Янссон любят и дети, и взрослые.

 «Можно лежать на мосту и смотреть, как течёт вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко»

Михайлова Ольга, Детская Библиотека №145

Знакомясь с детскими книгами, мы редко задумываемся об их бэкграунде. Даже за самыми невинными на первый взгляд произведениями может скрываться огромное количество боли, страха и несчастья, которые принадлежат автору. Royal Cheese решил приоткрыть завесу самых милых историй.

Муми-тролль в поисках отца

В феврале 1944 года взрывной поток разбил окна художественной студии Туве Янссон в Хельсинках. Она была так подавлена, что не могла рисовать в течение года. Война ударила по всему миру, а у авторов и художников не было сил продолжать свой творческий путь.

Ужасные годы заставили художницу Туве писать сказки. В интервью после выхода второй книги о Муми-троллях она сказала:

«Мне было грустно, я боялась бомб и очень хотела уйти от мрачных мыслей».

Месяц спустя нежная, загадочная и предприимчивая семья Муми-троллей Янссон, с маленькими добрыми глазами и странными телами, напоминающими бегемотов, приступила к первому из своих многочисленных путешествий.

Впервые мы встречаем молодого Муми-тролля и его маму в произведении «Маленькие тролли и большое наводнение». Они — беженцы, пересекающие странную и ужасающую местность в поисках убежища. А отца Муми-троллей с ними нет, как часто и бывало во время войны. Всего на нескольких страницах маленькие и очень милые персонажи преодолевают темный лес, встречая там опасных существ и зловещий туман, прежде чем выйдут на свет к спокойной жизни. 

В следующей книге миру угрожает комета, которая разрушит его и оставит после себя апокалиптический пейзаж. Муми-тролль и его друзья отправляются в обсерваторию, чтобы узнать как можно больше о том, что их ждет впереди. По дороге они встречают толпу бегущих людей: кто-то идет пешком, кто-то едет — но все они со страхом поглядывают на небо.

Так, Туве привносит явный военный подтекст в детский мир, где, как бы плохо ни складывались обстоятельства, мама всегда сможет все исправить:

«Тогда скорее домой, — сказал Муми-тролль. — Только б успеть домой к маме, прежде чем комета долетит до Земли. Тогда, может, все это не так опасно. Уж мама что-нибудь да придумает…»

Муми-тролли выглядят довольно обычно, а их приключения всегда приводят к Муми-папе — туда, где царят любовь и взаимная терпимость. Вероятнее всего, писательница и пыталась рассказать историю об очень счастливой семье. Любовь позволяет Муми-троллям не обращать внимание на менее привлекательные черты их родни. Они терпят всех: не только Снусмумрика — странствующего поэта-философа, Сниффа — эгоистичного друга Муми-тролля, но и тщеславного и мелочного Фрекен Снорка. Главной трудностью для семьи стало отсутствие Муми-папы. Он ушел с Хаттифаттенерами, которые вечно беспокойно блуждают с места на место в своих бесцельных поисках неизвестно чего, поэтому почти каждая история заканчивается воссоединением семьи.  

История обретет еще больше смысла, если мы вспомним о том, что семья писательницы в военные годы оказалась разделена. Ее отец был сторонником политики нацистской Германии, что невероятно сердило дочь. Тем временем Туве и ее мать зарабатывали деньги, рисуя иллюстрации для антинацистского «левого» журнала. Поэтому позже Янссон, не имея детей, за которыми нужно было присматривать, смогла выдержать угрозы преследования со стороны прогерманского финского правительства за карикатуры на Адольфа Гитлера, опубликованные в «Leftist Garm».

Пеппи Длинныйчулок делает прививку

Примерно в 250 милях от студии Туве другая женщина наблюдала такую же бомбардировку из своей квартиры в Стокгольме. Ее звали Астрид Линдгрен. 

Кроме семилетней разницы в возрасте у них очень много общего: обе коротко стригли волосы, носили брюки и галстуки — стиль радикальных женщин в эпоху джаза. Обе увлекались философией и были убежденными антифашистками. Работа Линдгрен по отслеживанию почты для шведских служб безопасности столкнула ее с душераздирающими письмами от еврейских семей. 

Главное — с самого начала войны девушки начали работать над книгами для детей. В ноябре 1945 года Пеппи Длинныйчулок с ее ярко-оранжевыми косичками, веснушками и разноцветными чулками ворвалась в литературный мир. Душа Астрид, как и Туве, была отмечена опытом столкновения с тоталитаризмом и насилием во время Второй мировой. Писательницы стремились различными способами «сделать прививку» будущему поколению против конформизма и слепой веры в силу, которая и устроила самую настоящую катастрофу для человечества. 

Пеппи олицетворяет детское и наивное стремление встретить человека, который обладает определенной властью, но не злоупотребляет ею. Если мы повсюду видим отголоски войны в первых двух книгах о Муми-троллях, то в истории Пеппи Длинныйчулок они полностью отсутствуют. Сама девочка стала антитезой тоталитарному лидеру. 

В сопроводительном письме издателю, которое Линдгрен отправила вместе с первой рукописью, она описала свою героиню как маленького сверхчеловека в теле обычного ребенка. Этот посыл наиболее ярко проявляется, когда Пеппи бросает вызов силовику Майти Адольфу, оставляя его униженным. 

Надежда на лучшее поколение 

После войны «бэби-бум» был на пике, рождение новой души давало ощущение, что возможно все. А спрос на детских писателей вырос. Линдгрен утверждала, что Пеппи стала своего рода выпускным клапаном: она исполняет мечту о власти, что явилось причиной ее популярности, но ее цель окажется намного глубже. История Пеппи должна была пробудить в душе хотя бы у одного ребенка презрение к самому худшему: к власти, основанной на зле и ненависти.

В прошлом году Муми-тролль и Пеппи Длинныйчулок отметили 75-летие, однако по-прежнему лидируют в списке детской литературы. Читая эти произведения, сложно представить, что именно за ними скрывается: невероятно глубокий посыл, призыв к борьбе против зла не наивного, а реального и страшного. Но в условиях, когда мир разрывается пандемией, кризисами, восстаниями и ненавистью, подобные книги становятся посланиями свободы, доброты и терпимости. 

  • Туве янссон сказки про муми тролля читать
  • Туалетные рабы читать рассказы
  • Трям здравствуйте зимняя сказка осенние корабли удивительная бочка
  • Трясутся руки как пишется
  • Трям сказки про медвежонка и ежика