Тувалет хрустальный из сказки аленький цветочек что это

Автор владислав тараненко на чтение 8 мин просмотров 80 обновлено 15 ноября, 2021 самым юным гостям сайта советуем читать краткое

На чтение 8 мин Просмотров 80
Обновлено

Самым юным гостям сайта советуем читать краткое содержание сказки «Аленький цветочек» – популярного произведения С. Т. Аксакова. Схожий сюжет встречается в фольклоре многих западноевропейских народов. В Европе эта волшебная история известна под названием «Красавица и чудовище».

Главные герои

Лесное чудовище – заколдованный ведьмой прекрасный царевич.

Купеческая дочь – очень красивая добрая девушка, полюбившая чудище и снявшая с него заклятие.

Краткое содержание

Давным-давно в некотором царстве жил очень богатый купец. Он был вдов. От умершей жены у купца осталось три прекрасных дочери, среди которых он больше всего любил младшую.

Однажды купец собрался по торговым делам в долгую поездку «за тридевять земель». Он позвал к себе дочерей и попросил пригожих девушек сказать, какие им привезти подарки, дав на размышление три дня.

В назначенный срок дочери пришли к отцу и изложили свои просьбы. Старшая попросила купца привезти ей из дальних краев золотой венец. Купец задумался, а потом сказал, что знает, где можно раздобыть такой гостинец. Он хранится у одной заморской королевны в глубокой кладовой за крепкими запорами. Завладеть венцом будет нелегко, но купец надеялся, что богатство ему поможет сделать это.

Средняя дочь сказала, что хочет получить в подарок хрустальный туалетный столик. Купец задумался покрепче, а потом ответил, что таким столиком владеет персидская принцесса. Она хранит его на высокой горе в каменной башне, которую охраняет множество воинов. Добыть столик будет сложно, но купец знал человека, который за большие деньги выполнит эту работу.

Младшая дочь попросила отца привезти ей самый прекрасный на свете аленький цветочек. Купец долго думал, а потом сказал, что эта задача гораздо сложнее предыдущих, но он постарается ее выполнить.

Наконец, купец отправился в путешествие. Он побывал во многих странах, выгодно занимаясь торговлей и отправляя домой груженые золотом корабли. Купцу удалось добыть драгоценный венец и хрустальный столик для старших дочерей, но выполнить просьбу младшей он до сих пор не мог. В садах разных заморских повелителей купец часто видел очень красивые аленькие цветочки, но не был уверен, что какой-то из них самый прекрасный на свете.

Однажды в дороге на купеческий богатый караван напали разбойники. Купец, бросив все имущество, скрылся в глухом лесу и решил идти, куда глаза глядят.

Купец с удивлением заметил, что непролазные кусты и деревья словно расступаются перед ним, указывая дорогу. По этому пути он шел весь день. В полночь купец увидел впереди яркий свет и сперва подумал, что это пожар. Остановившись в нерешительности и подумав, он все же решил идти дальше.

Купец вышел на огромную поляну, посреди которой стоял чудесный дворец, полностью покрытый золотом, серебром и драгоценными камнями. От него и исходило яркое сияние. Где-то в глубине дворца раздавалась прекрасная музыка.

Купец зашел во дворец и стал ходить по роскошным покоям в поисках хозяина, но внутри никого не было. Он долго любовался на богатое убранство дворца, а потом подумал, что было бы неплохо перекусить. Перед купцом тут же возник стол, уставленный разными яствами. Удивившись новому чуду, он уселся и хорошо подкрепился.

Наевшись, купец вновь стал осматривать дворец, почувствовал усталость и захотел поспать. При мысли о сне перед ним появилась пышная кровать. Купец улегся и тотчас же заснул, пожелав увидеть во сне любимых дочерей.

Купцу действительно приснились дочери. Старшие были счастливы и собирались выйти замуж, не дожидаясь возвращения отца. Младшая же тосковала по батюшке и думала только о нем.

Купец поднялся с кровати и оделся. Его уже не удивил приготовленный кем-то завтрак. Поев, купец решил осмотреть окружавшие дворец сады. Он долго любовался на увешанные сочными плодами деревья, многочисленные фонтаны, диковинных птиц. Блуждая в восхищении по садам, купец увидел прекрасный аленький цветочек и сразу же понял, что наконец-то нашел то, о чем просила младшая дочь.

Купец, не раздумывая, сорвал цветочек. Внезапно в саду потемнело, блеснула молния и ударил гром. Перед перепуганным купцом появилось какое-то мохнатое чудовище. Оно громким голосом обвинило купца в черной неблагодарности. Чудище заявило, что является хозяином чудесного дворца. Оставаясь невидимым, оно позаботилось о госте, а он в ответ решил похитить аленький цветочек – главное украшение сада. Чудовище велело купцу готовиться к смерти.

Купец встал на колени и рассказал о своей поездке и просьбах дочерей. Он признался, что сорвал цветочек, выполняя пожелание своей младшей дочки. Купец умолял отпустить его и позволить взять подарок с собой, обещая щедро вознаградить хозяина.

Чудовище ответило, что не нуждается в золоте. Оно согласилось отпустить купца вместе с цветочком, если взамен себя он пришлет одну из своих дочерей. Попасть во дворец можно с помощью волшебного перстня. Если ни одна из девушек не согласится добровольно отправиться к чудищу, купец должен через три дня вернуться сам и принять лютую смерть.

Подумав, купец принял условия чудища. Взяв перстень и надев его на правый мизинец, он тотчас же очутился у ворот своего дома. В это же время прибыли его богатые караваны.

Купец встретился с дочками и роздал им гостинцы. Старшая и средняя дочери, получив венец и хрустальный столик, обрадовались и убежали любоваться подарками. Младшая же, только увидев аленький цветочек, горько заплакала.

Купец созвал множество гостей и пышно отпраздновал свое возвращение. На следующий день он стал поочередно вызвать к себе дочек и рассказывать им о своей беде. Старшая и средняя наотрез отказались отправляться к чудищу, заявив, что цветочек просила их сестра.

Младшая дочь, выслушав отца, сразу же согласилась избавить его от лютой смерти. На третий день она простилась с отцом и сестрами, взяла в кувшине цветочек и надела на правый мизинец перстень.

Девушка моментально очутилась в чудесном дворце, где уже было все приготовлено к ее прибытию. Отдохнув на пуховой кровати, она пошла осматривать дворец и сады. Вскоре купеческая дочка нашла место, где отец сорвал для нее гостинец. Цветочек сам вылетел из кувшина и вернулся в землю.

Вернувшись во дворец, девушка увидела на стене огненную надпись – послание от чудища. Оно сообщало, что считает себя преданным рабом гостьи и будет исполнять все ее пожелания.

Чтобы девушка не скучала, чудище доставило во дворец ее верную служанку. Жизнь купеческой дочери была обставлена со всеми удобствами. В ее распоряжении были самые лучшие наряды и украшения. Невидимый хозяин по-прежнему общался с ней с помощью надписей на стене.

Со временем девушка пожелала поближе познакомиться с хозяином дворца. Уступая просьбе, чудище велело ей прийти в сад. Сев на скамейку, купеческая дочь услышала «дикий и зычный» голос, напоминающий звериный рев. Скрывая страх, она заговорила с незримым чудищем. С тех пор девушка каждый день подолгу беседовала с ним, привыкнув мало-помалу к страшному голосу.

В конце концов девушке захотелось увидеть своего невидимого друга. Чудище долго не соглашалось уступить ее просьбам. Страшилище опасалось, что купеческая дочь возненавидит его за безобразный вид. Девушка уверяла, что ничто не повлияет на ее дружеские чувства к хозяину дворца.

Наконец, чудище велело девушке выйти в сад и в сумерках прошло перед нею. Купеческая дочь потеряла от страха сознание, увидев ужасное мохнатое существо с «ногами лошадиными», «горбами верблюжьими» и «глазами совиными».

Очнувшись, девушка услышала горький плач чудища. Она стала уверять его, что сможет побороть свой страх, и просила вновь показаться. Мохнатый зверь опять предстал перед купеческой дочкой. Постепенно девушка привыкла к его ужасному виду. С этого времени страшилище уже не скрывалось от своей гостьи.

Однажды девушка увидела во сне смертельно больного отца и захотела повидаться с ним. Она рассказала об этом чудищу. Хозяин дворца разрешил ей воспользоваться волшебным перстнем и побывать дома. Он лишь просил купеческую дочь вернуться назад по истечении трех дней. Чудище сказало, что если девушка не воротится в назначенный срок, оно умрет от тоски.

Девушка надела перстень и тотчас же оказалось в родном доме. Отец действительно тяжело болел, переживая за судьбу любимой дочери. Он очень обрадовался ее неожиданному появлению. Девушка рассказала о своей привольной жизни во дворце, вызвав жгучую зависть сестер.

Старшая и средняя дочери купца стали уговаривать сестру остаться дома. Девушка решительно отклонила их настойчивые просьбы, заявив, что вернется к чудищу ровно за час до истечения срока. Коварные сестры перевели все часы в доме на час назад.

Дождавшись нужного часа, девушка простилась со всеми и надела перстень. Очутившись во дворце, она стала звать своего друга, но ей никто не откликался. Почувствовав беду, девушка бросилась на поиски и нашла чудище мертвым. Оно лежало в саду, обнимая аленький цветочек.

Девушка бросилась к страшилищу, назвала его своих женихом и умоляла пробудиться от смертельного сна. В этот момент ударила молния, и купеческая дочь лишилась чувств.

Придя в себя, девушка с удивлением увидела, что сидит на золотом престоле рядом с прекрасным юношей. Перед ними стояли отец, сестры и многочисленная свита.

Молодой человек был сыном могущественного царя. В детстве его похитила злая колдунья и превратила в страшилище. Заклятье могла снять лишь девушка, которая бы полюбила чудовище и согласилась стать его женой.

Купеческая дочь и спасенный ею царевич тут же обвенчались и «стали жить да поживать, добра наживать».

Тувалет хрустальный из сказки аленький цветочек что это

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

17.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест на проверку знания содержания сказки «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова

Вопрос 1

Тувалет хрустальный из сказки аленький цветочек что это

Укажи значение слова «парча»

Варианты ответов
  • шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
  • плотная шёлковая ткань с мягким гладким и густым ворсом
  • шёлковая гладкая блестящая ткань
Вопрос 2

Укажи значение слова «тувалет»

Варианты ответов
  • комплект дорогой одежды
  • стол с зеркалом и всеми принадлежностями
  • набор украшений
Вопрос 3

Укажи значение выражения «паче зеницы ока»

Варианты ответов
  • беречь больше, чем глаза
  • беречь больше, чем жизнь
  • беречь больше, чем имущество
Вопрос 4

Укажи значение  выражения «пригорок муравчатый»

Варианты ответов
  • глинистый или каменистый, на котором почти ничего не растёт
  • небольшой, еле заметный среди высокой травы
  • поросший мягкой и сочной травой
Вопрос 5

Укажи значение выражения «дворовая челядь»

Варианты ответов
  • охранники
  • воры
  • прислуга
  • соседи
Вопрос 6

Кого любил купец ольше всего своего богатства?

Варианты ответов
  • меньшую дочь
  • дочерей
  • старшую дочь
  • себя
  • свой народ
Вопрос 7

Куда собрался купец?

Варианты ответов
  • в тридесятое царство, тридевятое государство
  • в Индию
  • в путешествие по всему миру
  • в тридевятое царство, тридесятое государство
Вопрос 8

Зачем он туда отправился?

Варианты ответов
  • на поиск Жар-птицы и птицы Счастья
  • отвезти подарки заморскому царю
  • с научно-познавательной целью
  • по торговым делам
Вопрос 9

Какой наказ купец дал  своим дочерям?

Варианты ответов
  • жить дружно и весело
  • жить в учёбе и трудах
  • жить честно и смирно
Вопрос 10

Какой гостинец попросила старшая дочь?

Варианты ответов
  • наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя
  • тувалет из хрусталю восточного
  • ожерелье из жемчуга бурмицкого
  • цветочек аленький, краше которого нет на белом свете
  • золотой венец из каменьев самоцветных
Вопрос 11

Какой гостинец попросила средняя дочь?

Варианты ответов
  • цветочек аленький, краше которого нет на белом свете
  • золотой венец из каменьев самоцветных
  • ожерелье из жемчуга бурмицкого
  • тувалет из хрусталю восточного
  • наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя
Вопрос 12

Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

Варианты ответов
  • сияющим всеми цветами семицветной радуги
  • горящими огнями золотыми, серебряными
  • умеющим выполнять желания
  • самым красивым на свете
Вопрос 13

Почему просьба младшей дочери была самой трудной?

Варианты ответов
  • купец знал, что цветок находится в очень труднодоступном месте
  • купец знал, что цветочек очень хорошо охраняют
  • купец не знал, как опредлить что найденный цветочек — самый красивый на свете
  • купец не знал, как довезти цветочек до дома
Вопрос 14

Почему купец  мог идти по дремучему лесу только вперёд?

Варианты ответов
  • сзади слышался шум догонявших его грабителей
  • сзади и по сторонам светились волчьи глаза
  • перед ним деревья и кусты расступались, а за ним и по сторонам — смыкались
  • у него был волшебный клубочек который дорогу указывал
Вопрос 15

Что купец  увидел на поляне?

Варианты ответов
  • замок
  • чертог
  • дворец
  • терем
Вопрос 16

Тувалет хрустальный из сказки аленький цветочек что это

Что нашёл купец в саду?

Варианты ответов
  • скатерть-самобранку
  • аленьких цветочков видимо-невидимо
  • аленький цветочек
  • яблоню с молодильными яблоками
Вопрос 17

Чем пригрозил купцу хозяин сада?

Варианты ответов
  • пожизненным заточением
  • ослеплением
  • смертью
Вопрос 18

Что должен был сделать купец в обмен на свою свободу?

Варианты ответов
  • прислать вместо себя самую красивую из дочерей
  • отдать всё своё имущество
  • прислать вместо себя всех своих дочерей
  • прислать вместо себя самую любимую из всех дочерей
  • прислать вместо себя одну из своих дочерей
Вопрос 19

Тувалет хрустальный из сказки аленький цветочек что это

Как купец оказался дома?

Варианты ответов
  • надел волшебный перстень на левый мизинец
  • надел волшебный перстень на правый указательный палец
  • надел волшебный перстень на правый мизинец
  • надел волшебный перстень на левый указательный палец
Вопрос 20

О чём спрашивали купца старшие дочери?

Варианты ответов
  • Что с ним случилось?
  • Где их подарки?
  • Не потерял ли он своего богатства?
  • Как шла торговля?
Вопрос 21

О чём спрашивала купца младшая дочь?

Варианты ответов
  • Как он быстро очутился дома?
  • Нашёл ли он аленький цветочек?
  • Какое у него горе сердешное?
  • Как шла торговля?
Вопрос 22

Тувалет хрустальный из сказки аленький цветочек что это

Как обяснили старшие дочери почему они отказались выручить отца?

Варианты ответов
  • сказали, то сам виноват
  • сказали, что пусть выручает та дочь, ради кого он всё это затеял
  • сказали, что им всё равно
  • сказали, что боятся
Вопрос 23

Что девушка сделала с аленьким цветочком?

Варианты ответов
  • поставила в драгоценную вазу
  • положила на золотую полку
  • отнесла на прежнее место
  • засушила в старинной книге
Вопрос 24

Тувалет хрустальный из сказки аленький цветочек что это

Как хозяин дворца общался с девушкой?

Варианты ответов
  • строго, но справедливо
  • учил работать по дому
  • исполнял все её желания
  • не обращал внимания
Вопрос 25

Почему хозяин дворца показался девушке?

Варианты ответов
  • решил приручить к себе
  • решил её испугать
  • решил её съесть
  • она его уговорила
Вопрос 26

Как после этого девушка общалась с хозяином дворца?

Варианты ответов
  • со скрытым страхом
  • пряталась от него
  • так же ласково
  • не разговаривала с ним
Вопрос 27

Почему девушка захотела побывать дома?

Варианты ответов
  • она затосковала по дому
  • приснился сон, что батюшка заболел
  • хотела отнести отцу и сёстрам гостинцы
  • задумала сбежать от хозяина дворца
Вопрос 28

О чём хозяин дворца предупредил девушку?

Варианты ответов
  • если она через три дня и три ночи не вернётся, она умрёт
  • если она через три дня и три ночи не вернётся, то больше никогда не вернётся
  • если она не вернётся через три дня и три ночи, то он умрёт
Вопрос 29

Что старшие сёстры предложили младшей?

Варианты ответов
  • пригласить чудище к ним в гости
  • не возвращаться
  • вернуться раньше срока
Вопрос 30

Что ответила им младшая сестра?

Варианты ответов
  • что она боится так поступать
  • что она не хочет проявлять неблагодарность
  • что она сама знает, что ей делать
Вопрос 31

Что сделали старшие сёстры?

Варианты ответов
  • выбросили перстень, чтобы сестра не вернулась назад
  • сломали часы
  • перевели стрелки на час вперёд
  • перевели стрелки на час назад
Вопрос 32

Почему младшая сестра вернулась во дворец раньше срока?

Варианты ответов
  • сёстры ей рассказали о часах
  • она догадалась о замысле сестёр
  • сердце не вытерпело
  • ей надоело сидеть дома
Вопрос 33

Что произошло после признания девушки в любви хозяину дворца?

Варианты ответов
  • всё окутал волшебный туман
  • всё осветило волшебное сияние
  • засверкали молнии и послышался гром
  • загрохотал гром и начался дождь
Вопрос 34

Сколько девушек не смогли полюбить чудище?

Варианты ответов
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
Вопрос 35

За что была вознаграждена младшая дочь? Отметь два верных ответа.

Варианты ответов
  • за умение быть послушной
  • за умение любить и верность
  • за красоту неописанную
  • за добрую душу

icon visionoff

icon visionon

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 30. С.
Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои сказки

Перечень вопросов, рассматриваемых на
уроке:

1.Знакомство с творчеством сказочника Сергея
Тимофеевича Аксакова; со сказкой «Аленький цветочек».

2. Распознавание характеров героев сказки.

3. Сравнивание народных и авторских сказок.

Тезаурус

Казна —
деньги, имущество.

Сукно 
плотная ткань из шерсти.

Парча — плотная
узорчатая шёлковая ткань.

Жемчуг —
украшение.

Тувалет – столик
с зеркалом.

Середович – мужчина
средних лет.

Челядь — дворовые
слуги помещика.

Зычный голос – громкий голос.

Ключница — (профессия) 
должность прислуги, подразумевающая хранение ключей от всех замков в
доме. 

Ключевые слова

Казна, сукно, парча, жемчуг, тувалет,
середович, челядь, зычный голос, ключница.

Основная и дополнительная литература по
теме урока
:

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова
М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. «Литературное чтение». Учебник. 4
класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017.

2. Виноградская Л. А., Бойкина М. В.
«Литературное чтение». Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2017

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

  1. Сегодня, мы отправимся в удивительный мир
    сказки. Эту истинно русскую сказку написал Сергей Тимофеевич Аксаков.
    Именно ему мы обязаны прекрасными мгновениями, пережитыми в детстве при
    прочтении сказки мамой и немного позже при просмотре мультфильма и
    самостоятельного чтения произведения.

Многие русские писатели создали свои
произведения благодаря рассказам бабушек, нянь. Внутренний мир Аксакова
обогатили рассказы и сказки ключницы Пелагеи.

2.На этом уроке мы должны понять, мотивы
народных сказок в литературном тексте. Определить характер героя, выраженный
через поступки и речь.

3.Творчество Сергея Аксакова неразрывно
связано с жизнью его родного города.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в родовитой,
но обедневшей дворянской семье 20 сентября 1791 года в городе Уфе.

Сергеем его назвали в честь Сергия
Радонежского–великого народного подвижника.

В городе Уфе и в имении Ново-Аксаково
Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы, именно там,
в Уфе, служил прокурором суда его отец.

Мать – домохозяйка. В семье издавна
культивировалось хорошее образование и воспитание детей. Поэтому Сергей сразу же
был погружен в атмосферу интеллигентности и интеллектуального труда.

4.Серёжа Аксаков был очень одарённым
мальчиком. В четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал
наизусть стихи Сумарокова и Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал
сказки «Тысячи и одной ночи».
Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы в Казанском
университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в
Москву, будучи сотрудником журнала «Московский вестник», он стал известным
театральным критиком и первым оценил талант М.С.Щепкина и П.С.Мочалова.
Своё литературное призвание Сергей Тимофеевич осознал очень поздно и первые
книги написал, когда ему было уже далеко за пятьдесят. В эту пору С.Т.Аксаков —
отец многочисленного и дружного семейства, гостеприимный хозяин дома, куда
съезжалась вся литературная, театральная и музыкальная Москва. Друзья (а среди
них были Н.В.Гоголь, М.Н.Загоскин, И.С.Тургенев, молодой Л.Н.Толстой)
восхищались рассказами Аксакова о семейных преданиях, о красоте земли, которую
он, страстный охотник и рыболов, знал как никто другой.

Сегодня мы начнём читать сказку «Аленький
цветочек», которая впервые была опубликована в 1858 году в приложении к книге
Сергея Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

В некиим царстве, в некиим государстве жил-был
богатый купец, именитый человек.

Много у него было всякого богатства, дорогих
товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны и
было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех;
и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных
камениев, золотой и серебряной казны — по той причине, что он был вдовец и
любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше,
потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее. Вот и собирается тот
купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое
царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери
мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое
царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не
ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить
без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами
захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких
гостинцев вам хочется».

Как вы думаете, почему купец любил младшую
дочь больше двух старших дочерей?

Купец любил больше младшую дочь, потому что
она была ласковее двух других дочерей.

— Как можно озаглавить эту часть?

  1. «Сборы купца в дальнюю дорогу».

Думали они три дня и три ночи и пришли к
своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают.

Старшая дочь поклонилась отцу в ноги да и
говорит ему первая:

«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
мне золотой и серебряной парчи, ни мехов чёрного соболя, ни жемчуга бурмицкого,
а привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб был от них такой
свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло
в тёмную ночь, как среди дня белого».

Честной купец призадумался и сказал потом:

«Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая,
привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет
мне таковой венец; а и есть он у одной королевишны заморской, а и спрятан он в
кладовой каменной, а и стоит та кладовая в каменной горе, глубиной на три
сажени, за тремя дверьми железными, за тремя замками немецкими. Работа будет
немалая: да для моей казны супротивного нет».

Поклонилась ему в ноги дочь середняя и
говорит:

«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных мехов соболя сибирского, ни ожерелья
жемчуга бурмицкого, ни золота венца самоцветного, а привези ты мне тувалет из
хрусталю восточного, цельного, беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю
красоту поднебесную и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя
девичья прибавлялася».

Призадумался честной купец и, подумав мало ли,
много ли времени, говорит ей таковые слова:

— Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая,
достану я тебе таковой хрустальный тувалет; а и есть он у дочери короля
персидского, молодой королевишны, красоты несказанной, неописанной и
негаданной; и схоронен тот тувалет в терему каменном, высоком, и стоит он на
горе каменной, вышина той горы в триста сажен, за семью дверьми железными, за
семью замками немецкими, и ведут к тому терему ступеней три тысячи, и на каждой
ступени стоит по воину персидскому и день и ночь, с саблею наголо булатною, и
ключи от тех дверей железных носит королевишна на поясе. Знаю я за морем такого
человека, и достанет он мне таковой тувалет. Потяжелее твоя работа сестриной,
да для моей казны супротивного нет.

Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит
таково слово:

«Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты
мне золотой и серебряной парчи, ни чёрных соболей сибирских, ни ожерелья
бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты
мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».

Вот ездит честной купец по чужим сторонам
заморским, по королевствам невиданным.

Продаёт он свои товары втридорога, покупает
чужие втридёшева, он меняет товар на товар и того сходней, со придачею серебра
да золота; золотой казной корабли нагружает да домой посылает.

Отыскал он заветный гостинец для своей старшей
дочери: венец с камнями самоцветными, а от них светло в тёмную ночь, как бы в
белый день. Отыскал заветный гостинец и для своей средней дочери: тувалет
хрустальный, а в нём видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в него, девичья
красота не стареется, а прибавляется.

Не может он только найти заветного гостинца
для меньшой, любимой дочери — аленького цветочка, краше которого не было бы на
белом свете.

Находил он во садах царских, королевских и
султановых много аленьких цветочков такой красоты, что ни в сказке сказать, ни
пером написать; да никто ему поруки не дает, что краше того цветка нет на белом
свете; да и сам он того не думает.

Вот едет он путём-дорогою со своими слугами
верными по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и, откуда ни возьмись, налетели
на него разбойники, бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду
неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые со прислугою своей верною
и бежит в тёмные леса. «Пусть-де меня растерзают звери лютые, чем попасться мне
в руки разбойничьи, поганые и доживать свой век в плену во неволе».

Бродит он по тому лесу дремучему,
непроездному, непроходному, и что дальше идёт, то дорога лучше становится,
словно деревья перед ним расступаются, а часты кусты раздвигаются. Смотрит
назад. — руки не просунуть, смотрит направо — пни да колоды, зайцу косому не
проскочить, смотрит налево — а и хуже того. Дивуется честной купец, думает не
придумает, что с ним за чудо совершается, а сам все идёт да идёт: у него под
ногами дорога торная.

Идёт он день от утра до вечера, не слышит он
рёву звериного, ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего:
ровно около него всё повымерло. Вот пришла и тёмная ночь; кругом его хоть глаз
выколи, а у него под ногами светлехонько. Вот идёт он, почитай, до полуночи, и
стал видеть впереди будто зарево, и подумал он: «Видно, лес горит, так зачем же
мне туда идти на верную смерть, неминучую?»

Поворотил он назад — нельзя идти, направо,
налево — нельзя идти; сунулся вперёд — дорога торная. «Дай постою на одном
месте, — может, зарево пойдёт в другую сторону, аль прочь от меня, аль потухнет
совсем». Вот и стал он, дожидается; да не тут-то было: зарево точно к нему
навстречу идёт, и как будто около него светлее становится; думал он, думал и
порешил идти вперёд. Двух смертей не бывать, а одной не миновать. Перекрестился
купец и пошел вперед. Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало,
почитай, как белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. Выходит он под
конец на поляну широкую и посередь той поляны широкой стоит дом не дом, чертог
не чертог, а дворец королевский или царский весь в огне, в серебре и золоте и в
каменьях самоцветных, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко
красное, инда тяжело на него глазам смотреть. Все окошки во дворце растворены,
и играет в нём музыка согласная, какой никогда он не слыхивал

Входит он на широкий двор, в ворота широкие
растворенные; дорога пошла из белого мрамора, а по сторонам бьют фонтаны воды,
высокие, большие и малые. Входит он во дворец по лестнице, устланной
кармазинным сукном, со перилами позолоченными; вошел в горницу — нет никого; в
другую, в третью — нет никого; в пятую, десятую — нет никого; а убранство везде
царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро, хрустали восточные, кость
слоновая и мамонтовая.

Дивится честной купец такому богатству
несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет;
а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Всё хорошо, да
есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой
да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. Сел он
за стол без сумления, напился, наелся досыта, потому что не ел сутки целые;
кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а он,
по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался; встал он из-за стола, а
поклониться некому и сказать спасибо за хлеб за соль некому. Не успел он встать
да оглянуться, а стола с кушаньем как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивится честной купец такому богатству
несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только хозяина, и прислуги нет;
а музыка играет не смолкаючи; и подумал он в те поры про себя: «Все хорошо, да
есть нечего» — и вырос перед ним стол, убранный-разубранный: в посуде золотой
да серебряной яства стоят сахарные, и вина заморские, и питья медвяные. Сел он
за стол без сумления, напился, наелся досыта, потому что не ел сутки целые;
кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а он,
по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался; встал он из-за стола, а
поклониться некому и сказать спасибо за хлеб за соль некому. Не успел он встать
да оглянуться, а стола с кушаньем как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивуется честной купец такому чуду чудному и
такому диву дивному, и ходит он по палатам изукрашенным да любуется, а сам
думает: «Хорошо бы теперь соснуть да всхрапнуть» — и видит, стоит перед ним
кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом серебряным,
с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит, пуху мягкого,
лебяжьего. Дивится купец такому чуду новому, новому и чудному; ложится он на
высокую кровать, задёргивает полог серебряный и видит, что он тонок и мягок,
будто шелковый. Стало в палате темно, ровно в сумерки, и музыка играет будто
издали, и подумал он: «Ах, кабы мне дочерей хоть во сне увидать!» — и заснул в
ту же минуточку.

Просыпается купец, а солнце уже взошло выше
дерева стоячего. Проснулся купец, а вдруг опомниться не может: всю ночь видел
он во сне дочерей своих любезных, хороших и пригожих, и видел он дочерей своих
старших: старшую и середнюю, что они весёлым-веселёхоньки, а печальна одна дочь
меньшая, любимая; что у старшей и середней дочери есть женихи богатые и что
сбираются они выйти замуж, не дождавшись его благословения отцовского; меньшая
же дочь любимая, красавица писаная, о женихах и слышать не хочет, покуда не
воротится её родимый батюшка. И стало у него на душе и радостно и не радостно.

Встал он со кровати высокой, платье ему всё
приготовлено, и фонтан воды бьёт в чашу хрустальную; он одевается, умывается и
уж новому, чуду не дивуется: чай и кофей на столе стоят, и при них закуска
сахарная. Помолившись богу, он накушался, и стал он опять по палатам ходить,
чтоб опять на них полюбоваться при свете солнышка красного. Вёе показалось ему
лучше вчерашнего. Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены
сады диковинные, плодовитые и цветы цветут красоты неописанной. Захотелось ему
по тем садам прогулятися.

Сходит он по другой лестнице из мрамора
зелёного, из малахита медного, с перилами позолоченными, сходит прямо в зелёны
сады. Гуляет он и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот
так и просятся, инда, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные,
Махровые, пахучие, всякими красками расписанные; птицы летают невиданные:
словно по бархату зелёному и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни
поют райские; фонтаны воды бьют высокие, инда глядеть на их вышину — голова
запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие
диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он, на что смотреть и кого
слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени — неведомо: скоро сказка
сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зелёном
цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке
сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко
тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки
и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным.

Разбор типового тренировочного задания

Распределите слова, характеризующие старших
дочерей в одну колонку, слова, характеризующие младшую дочь в другую колонку.

Олимпиадные
задания по литературному чтению. 4 класс

Задание 1. Замени фразеологизмы одним
словом.

1. Рукой подать — ______________________

2. Во что бы ты ни стало —
______________________

3. За тридевять земель — ______________________

4. Ломать голову — ______________________

5. Повесить нос- ______________________

Задание 2. Составь из слов
стихотворение и продолжи его:

по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и,
гуляет

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Кто из богатырей родился в
Карачарове?_____________________

2. Как звали коня Добрыни
Никитича?_________________________

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и
Волька?_______________

4. Какая дорога вела к Изумрудному
городу?____________________

5. Кто из русских писателей создал азбуку,

открыл школу и сам учил
детей?_____________________________

Задание 4. Соедини произведение и его
жанр.

1. С.Т. Аксаков « Аленький
цветочек».                         былина

2. Житие Серафима
Саровского.                                     басня

3. Болезнь и исцеление
Ильи.                                        житие

4. И.А.Крылов « Кукушка и Петух».                                сказка

5. Л.Н.Толстой «
Акула».                                              рассказ

Задание 5.Что означают слова – архаизмы?
Подберите к ним по одному синониму.

Резной
ларец —                                                            

тувалет
хрустальный —

палаты
белокаменные —  

указующий
перст —

золотой
венец —

несметная
рать —

Задание 6. Вспомни сказку по ключевым словам.
Напиши название сказки и её автора.

Метла,
тыква, бал, часы, туфелька.

Зеркало,
терем, яблоко, гроб, свадьба.

Полено,
очаг, ключ, борода, театр.

Розы,
сани, лёд, коньки, слеза.

Пшеница,
перо, конюшня, шатёр, котёл.

Корабль,
цветок, перстень, ставни, заря.

Задание
7. Расшифруй фамилии известных авторов. Подчеркни, кто лишний.

Рядом объясни
почему?

сеинен –
________________________________________________________________

вючтет –
________________________________________________________________ ошела –
_________________________________________________________________  шпирнив –
______________________________________________________________ дорира –
________________________________________________________________

Задание
8. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок:

   
а)  Поди туда – не знаю куда, ______________________________________________

   
б)   Скоро  сказка сказывается, ______________________________________________      

   
в)   Это всё присказка,
_____________________________________________________

Задание
9. Восстанови порядок действий при составлении плана текста (пронумеруй).

Выделить главную мысль в каждой
смысловой части текста.

Записать выделенные предложения в виде
пунктов плана.

Внимательно прочитать текст.

Найти в тексте или составить самим
предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой
смысловой части.

Разделить текст на достаточно большие
законченные смысловые части.

Повторно прочитать текст и решить, точно
ли составленный план отражает основное содержание текста.

Задание10
Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры 
какого литературного приема остались ?

     а) глядел из
печки огонек —

     б) лес точно
терем расписной  —   

     в) буре плач
его подобен —       

     г)
белоснежная лебедушка —

     д) уж небо
осенью дышало —

     е) седые моря
—    

Задание 11. Вспомни и запиши, что
делают люди этих профессий:

1.Архитектор_________________________________________________________

2.Журналист_________________________________________________________

3.Фармацевт_________________________________________________________

Ответы к олимпиаде по литературному
чтению  4 кл.

Задание 1. Замени фразеологизмы одним
словом.

1. Рукой подать — близко, рядом. ( 1 балл)

2. Во что бы ты ни стало — обязательно, любой ценой. ( 1
балл)

3. За тридевять земель — далеко. ( 1 балл)

4. Ломать голову — думать. ( 1 балл)

5. Повесить нос- огорчиться, грустить. ( 1 балл)

Задание 2. Составь из слов
стихотворение и продолжи его.

по морю, кораблик, подгоняет, ветер, и,
гуляет

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет. ( 2 балла)

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах. ( 3 балла)

Задание 3. Ответь на вопросы.

1. Кто из богатырей родился в Карачарове? Илья Муромец

2. Как звали коня Добрыни Никитича? Белеюшка

3. На чем катались по Москве Хоттабыч и
Волька? На верблюде

4. Какая дорога вела к Изумрудному городу? желтая

5. Кто из русских писателей создал азбуку,

открыл школу и сам учил детей? Л.Толстой (по 1 баллу)

Задание 4. Соедини произведение и его
жанр.

1.С.Т. Аксаков « Аленький
цветочек»                             сказка

2.Житие Серафима
Саровского.                                       житие

3.Болезнь и исцеление Ильи                                            былина

4.И.А.Крылов « Кукушка и
Петух»                                   басня

5.Л.Н.Толстой « Акула»                                                     рассказ

(по 1 баллу за правильный ответ)

Задание
5.

Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальное
количество баллов – 6.

Ответы: Резной
ларец – украшенная резьбой шкатулка, тувалет хрустальный – туалетное зеркало,
палаты белокаменные – дворец, указующий перст – указательный палец, золотой
венец – женское головное украшение в виде обруча из золота, несметная рать –
огромное войско.

Задание
6.

Каждый
правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Метла,
тыква, бал, часы, туфелька. («Золушка» Шарль Перро)

Зеркало, терем,
яблоко, гроб, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.
Пушкин)

Полено, очаг,
ключ, борода, театр. («Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой)

Розы, сани, лёд,
коньки, слеза. («Снежная королева» Г.Х. Андерсен)

Пшеница, перо,
конюшня, шатёр, котёл. («Конёк-горбунок» П.П. Ершов)

Корабль, цветок,
перстень, ставни, заря. («Аленький цветочек» С.Т. Аксаков) 

Задание 7.
Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – »лишний», так как зарубежный
писатель. ( по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение
лишней фамилии с пояснением )

Задание 8. Закончи
крылатые выражения, взятые из сказок:

   
а)  Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

   
б)   Скоро  сказка сказывается, да не скоро дело делается.      

   
в)   Это всё присказка, сказка будет впереди.

     (По одному баллу за правильный ответ)

Задание 9.   Считается
верным ответ: 3,5,1,4,2,6

     (По одному баллу за правильный
ответ)    Максимально 6 баллов.

Задание 10.   Сравнения
– б, в.   Эпитеты – г,е.       Олицетворения – а, д.

           ( по 1 баллу — за каждое
верно найденное сравнение или эпитет +  2 балла за верное определение приёма
олицетворения )

Задание 11. Вспомни и запиши, что делают люди этих
профессий:
           

1.Архитектор – главный специалист по строительству.

2.Журналист-человек,
занимающийся на профессиональной основе поиском и обработкой актуальной
информации для дальнейшей ее публикации в СМИ.

(люди, которые печатают
свой материал в газетах и журналах…)

3.Фармацевт
специалист по изготовлению и выдачи лекарств.
(по 1 баллу за
правильный ответ)

  • Туалетная принадлежность царицы из сказки пушкина
  • Трям здравствуйте сказка текст
  • Трясогузка рассказ для 1 класса
  • Трясущимися руками как пишется
  • Трясся от страха как пишется