Тургеневская повесть как пишется

Романыправить править код год название текст сюжет экранизации 1855окончен 24 июля 5 августа рудин link блестящий оратор рудин приезжает

Романы[править | править код]

Год Название Текст Сюжет Экранизации
1855
окончен 24 июля (5 августа)
«Рудин»  Wikisource-logo-ru.svglink Блестящий оратор Рудин приезжает в захолустье и поражает воображение провинциалов, внося смуту в их души и влюбляя в себя девиц. Однако он оказывается не таким необыкновенным человеком, каким кажется его соперникам на первый взгляд.
  • Рудин (фильм)
1858
окончен 27 октября (8 ноября)
«Дворянское гнездо»  Wikisource-logo-ru.svglink Лаврецкий возвращается в своё поместье из Европы разочарованный жизнью, обманутый изменившей ему женой. Вскоре Лаврецкий влюбляется в дочь своей двоюродной сестры, Лизу. Из газет Лаврецкий узнаёт о смерти жены, внезапно умершей в Париже.
  • 1915 — Дворянское гнездо
  • 1969 — Дворянское гнездо
1860 «Накануне» Wikisource-logo-ru.svglink Болгарский эмигрант Инсаров нарушает душевный покой юной дачницы. Она влюбляется в него, выходит замуж и отправляется вслед за ним на Балканы, однако Инсаров смертельно болен.
  • 1915 — Накануне
  • 1959 — Накануне
  • 1985 — Накануне
1862 «Отцы и дети» Wikisource-logo-ru.svglink Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Конфликт поколений, а также социальных слоев постепенно обостряется.

  • 1915 — Отцы и дети
  • 1958 — Отцы и дети
  • 1974 — Отцы и дети
  • 1983 — Отцы и дети
  • 2008 — Отцы и дети
1867 «Дым» Wikisource-logo-ru.svglink
  • 1992 — Дым
1877 «Новь» Wikisource-logo-ru.svglink Книга про нигилистов. «Красный» Нежданов нанят учителем в поместье, где встречает юную девушку, бедную племянницу хозяина. Их любовь осложняется постоянными партийными заданиями по «взбаламучиванию» рабочих, которые ему нужно выполнять.

Повести и рассказы[править | править код]

Год Название Текст Жанр Сюжет Экранизации
1844  «Андрей Колосов» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1846  «Три портрета» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1919 — Три портрета
1846  «Жид» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1847 «Бретёр» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1848 «Петушков» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1849  «Дневник лишнего человека» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1852  «Муму» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ Крепостной немой крестьянин Герасим, призванный из деревни ко двору барыней, заводит себе собачку и терпит от своей хозяйки унижения и издевательства. В произведении снова показана несправедливость и бесчеловечность крепостнического строя.
  • 1959 — «Муму»
  • 1987 — «Муму»  
  • 1998 — «Му-му» 
1852 «Постоялый двор» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1918 — Постоялый двор
«Записки охотника»: Wikisource-logo-ru.svglink сборник рассказов В сборнике «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев от первого лица описывает сцены из жизни дворян и крепостных крестьян. Выводы предоставляется делать самому читателю…
1851 «Бежин луг» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ Усталый и заблудившийся охотник ночует вместе с деревенскими ребятами пригнавшими коней в ночное и тайком слушает их рассказы и предания о деревенской жизни.
1847 «Бирюк» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ Описывается быт и жизнь крепостного лесничего охраняющего господские владения от вырубки обедневшими крепостными же крестьянами.
  • 1977 — Бирюк
1847 «Бурмистр» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1848 «Гамлет Щигровского уезда» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
  • 1975 — Гамлет Щигровского уезда
1847 «Два помещика» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1847 «Ермолай и мельничиха» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ Зарисовка из жизни обездоленных крепостных крестьян.
1874 «Живые мощи» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1851 «Касьян с Красивой мечи» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1871-72 «Конец Чертопханова» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
  • 1971 — Жизнь и смерть дворянина Чертопханова
1847 «Контора» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ Показана бюрократическая крепостная контора в имении барыни, где управляющие творят беззаконие и воровство.
1847 «Лебедянь» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ Рассказ о покупке лошадей в Лебедяне.
1848 «Лес и степь» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1847 «Льгов» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1847 «Малиновая вода» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1847 «Мой сосед Радилов» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1847 «Однодворец Овсянников» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1850 «Певцы» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1864 «Пётр Петрович Каратаев» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1850 «Свидание» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1847 «Смерть» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1873-74 «Стучит!» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1847 «Татьяна Борисовна и её племянник» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
1847 «Уездный лекарь» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ Описывается рассказ местного лекаря, который приехав лечить больную девушку необыкновенной красоты влюбляется в неё. Девушка смертельно больна и, понимая что умрёт, вступает в лекарем в интимные отношения желая изведать перед смертью вкус любви.
1846-47 «Хорь и Калиныч» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ Описывается два разных типажа крепостных крестьян: хозяйственный и крепкий крестьянин Калиныч и охотник-балабол по прозвищу Хорь
1848 «Чертопханов и Недопюскин» Wikisource-logo-ru.svglink рассказ
  • 1971 — Жизнь и смерть дворянина Чертопханова
1855  «Яков Пасынков» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1855 «Фауст» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1919 — Фауст
1856 «Затишье» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1981 — Затишье
1857  «Поездка в Полесье» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1858  «Ася» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1978 — Ася
1860  «Первая любовь» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1915 — Первая любовь
  • 1968 — Первая любовь
  • 1995 — Первая любовь
1864  «Призраки» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1866  «Бригадир» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1868  «Несчастная» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1870  «Странная история» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1870 «Степной король Лир» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1976 — Степной король Лир
1870 «Собака» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1871  «Стук… стук… стук!..» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1872  «Вешние воды» Wikisource-logo-ru.svglink повесть Молодой русский за границей влюбляется в прекрасную юную итальянку, но чтобы жениться немедленно — ему нужны средства. Он пытается продать своё имение соседке по губернии, замужней даме, также оказавшейся в тех краях, но теряет от неё голову.
  • 1915 — Вешние воды
  • 1989 — Вешние воды
  • 1989 — Поездка в Висбаден
1874  «Пунин и Бабурин» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1919 — Пунин и Бабурин
1876  «Часы» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1877  «Сон» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1877 «Рассказ отца Алексея» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1881  «Песнь торжествующей любви» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1915 — Песнь торжествующей любви
  • 1923 — Песнь торжествующей любви
1881 «Собственная господская контора» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
1883  «Клара Милич (После смерти)» Wikisource-logo-ru.svglink повесть / рассказ
  • 1915 — Клара Милич
  • 1915 — После смерти
18?? «Музей» рассказ
18?? «Прощание» рассказ
1883 «Une fin (Конец)» рассказ

Драматургия[править | править код]

Стихи и стихотворения в прозе[править | править код]

Произведения по алфавиту

  • Necessitas, vis, libertas
  • Nessun бя я не люблю…)
  • Ах, давно ли гулял я с тобой!..

Б

  • Баллада (Перед воеводой молча…)
  • Без гнезда
  • Близнецы
  • Брамин
  • Брожу над озером

В

  • Весенний вечер
  • Вечер (В отлогих берегах…)
  • В. Н. В. (Когда в весенний день…)
  • В ночь летнюю, когда…
  • Воробей
  • Восточная легенда
  • Встреча

Г

  • Гад
  • Гроза промчалась
  • Грустно мне, но не приходят слезы…

Д

  • Дай мне руку, и пойдем мы в поле…
  • Два четверостишия
  • Деревня
  • Деревня (Люблю я вечером…)
  • Долгие, белые тучи плывут…
  • Довольный человек
  • Дрозд I
  • Дрозд II
  • Для недолгого свиданья…
  • Дурак

Ж

  • Житейское правило (Хочешь быть спокойным…)

З

  • Заметила ли ты, о друг мой молчаливый…

И

  • Из поэмы, преданной сожжению
  • Исповедь
  • Истина и правда

К

  • К *** (То не ласточка щебетунья…)
  • К *** (Через поля к холмам тенистым…)
  • Как хороши, как свежи были розы…
  • К А.С. (Я вас знавал..)
  • К.-А. Фарнгагену фон Энзе
  • К Венере Медицейской
  • Когда давно забытое названье…
  • Когда меня не будет…
  • Когда с тобой расстался я…
  • Когда так радостно, так нежно…
  • Когда я молюсь
  • Когда я один…
  • Конец жизни
  • Конец света
  • Крокет в Виндзоре
  • Кубок
  • Куропатки
  • К чему твержу я стих унылый…

Л

  • Луна плывет высоко над землею…
  • Любовь

М

  • Маша
  • Милостыня
  • Мне жаль…
  • Молитва
  • Монах
  • Морское плавание
  • Моя молитва
  • Мы еще повоюем!
  • На твой балкон взобраться снизу…

Н

  • Насекомое
  • Нева
  • Нищий
  • Н. Н.
  • Новым чувствам всем сердцем отдался…

О

  • О моя молодость! О моя свежесть!
  • Осенний вечер… Небо ясно…
  • Осень (Как грустный взгляд…)
  • Откуда веет тишиной?..
  • Отсутствующими очами…

П

  • Памяти Ю. П. Вревской
  • Песочные часы
  • Писатель и критик
  • Поп
  • Попался под колесо
  • Порог
  • Посещение
  • Последее свидание
  • Похищение
  • Призвание
  • Проклятие
  • Простота
  • Путь к любви

Р

  • Разгадка
  • Разговор
  • Разлука (О разлука, разлука!..)
  • Русский
  • Русский язык

С

  • С кем спорить…
  • Синица
  • Собака
  • Соперник
  • Старуха
  • Старый помещик
  • Стой!

Т

  • Толпа
  • Ты заплакал…

У

  • Услышишь суд глупца…
  • Утро туманное, утро седое…

Ф

  • Федя
  • Фраза

Ц

  • Цветок

Ч

  • Человек, каких много
  • Черепа
  • Чернорабочий и белоручка
  • Что я буду думать?..
  • Чья вина?

Щ

  • Щи

Я

  • Я встал ночью…
  • Я всходил на холм зеленый…
  • Я долго стоял неподвижно…
  • Я шёл среди высоких гор

Критика и публицистика[править | править код]

  • 1854 — «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева»
  • 1860 — «Гамлет и Дон-Кихот»
  • 1864 — «Речь о Шекспире»
  • 1871 — «История одного города. Издал М. Е. Салтыков. С.-Петербург, 1870»
  • 1881 — «Александр III» [1]

Собрания сочинений[править | править код]

  • Тургенев И. С. Собрание сочинений в 11 томах. — М.: Правда, 1949.
  • Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. — М.: Художественная литература, 1953—1958.
  • Тургенев И. С. Собрание сочинений в 15 томах. — Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960—1965.
  • Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в двадцати восьми томах. — М. — Л.: Наука, 1960—1968.
    • Сочинения в пятнадцати томах
    • Письма в тринадцати томах
  • Тургенев И. С. Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Художественная литература, 1961—1962.
  • Тургенев И. С. Собрание сочинений в 12 томах. — М.: Художественная литература, 1975—1979.
  • Тургенев И. С. Сочинения в 12 томах. — М.: Наука, 1978—1986.
  • Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. — М.: Наука, 1978—2018.[2]
    • Художественные произведения в двенадцати томах. — М.: Наука, 1978—1986.
    • Письма в восемнадцати томах. — М.: Наука, 1982—2018.
  • Тургенев И. С. Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русская книга, 1994.
  • Тургенев И. С. Собрание сочинений в 15 томах. — М.: Терра, 1998.
  • Тургенев И. С. Собрание сочинений в 6 томах. — М.: Терра, 2011.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Что такое тургеневская девушка?

Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип, который сформировался в русской литературе, это обобщенный образ нескольких литературных героинь Ивана Тургенева.

Тургеневская девушка скромная, мечтательная, тонкая, ранимая и романтичная натура, которая, как правило, родом из глухих мест, воспитанная вдали от светской жизни. То, что она несколько нелюдима и замкнута не мешает ей быть достаточно умной и образованной. Для многих тургеневская девушка – дурнушка, не обладающая выдающейся красотой. Но будучи «некрасивой» внешне, внутри она прекрасна, ее внутренний мир богаче, чем у многих видных девушек. Ей свойственно без оглядки влюбляться в главного героя, для нее не важны не богатство не внешняя красота возлюбленного, ее интересуют лишь его истинные лицо, его качества и черты характера, такие как стремление служить народу. В проявлении своих чувств она порой искренна и верна настолько, что не способна увидеть недостатков любимого, который попросту не способен оценить ее самоотверженной любви. Ей свойственно идеализировать образ возлюбленного, она готова следовать за любимым даже вопреки запрету родителей.

Тургеневская девушка – сильная натура, хоть и может на первый взгляд показаться слабой, она способна идти к поставленной цели вопреки любым обстоятельствам и даже пожертвовать собой ради этой цели. Благодаря твердости своего характера она способна добиться в жизни гораздо большего, чем многие мужчины. В ней сочетаются любовь, упрямство и самопожертвование.

Взять в пример хотя бы образ тургеневской Аси – немного неуверенной в себе, ранимой, непорочной, искренней и благородной. Влюбившись она первой признается в своих чувствах, которые хоть и оказываются взаимными, но обрести счастье влюбленным так и не удается. Ее избранник оказывается не способен в полной мере оценить чувства девушки, для него на первом месте не любовь, а общественное мнение. Он не готов идти наперекор светским обычаям и жениться на девушке в благородности происхождения которой он не уверен. Ася будучи девушкой сильной, находит в себе решимость отказаться от своей любви. Эта история в очередной раз возвысила мягкий и в то же время твердый характер тургеневской девушки над трусостью и нерешительностью ее избранника.

Личная трагедия и отношение к любви

Образ «тургеневских девушек» сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно – Виардо была замужем и любила супруга.

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним – любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.

Героини

Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни – познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.

Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:

  • Елена Стахова («Накануне»);
  • Зинаида («Первая любовь»);
  • Наталья Ласунская («Рудин»);
  • Лиза («Дневник лишнего человека»);
  • Ася из одноименного произведения;
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Вера («Фауст»).

Что касается романа «Отцы и дети», то Анна Одинцова не подходит на роль «тургеневской барышни». Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.

Кисейная барышня

Выражение, как нетрудно догадаться, появилось от слова “кисея” — легкой прозрачной ткани, которую очень любили молодые дворянки в России. Иначе говоря, “кисейная барышня” — это модница. Слово в обиход ввел критик Дмитрий Писарев. Негативные коннотации же к фразе добавились после статьи публициста Николая Шелгунова под названием “Женское безделье”. Затем скучающие, щеголеватые, недалекие светские красотки стали кочевать из произведения в произведение. “Кисейную барышню” упоминает Николай Лесков в “Островитянах”, у Софьи Ковалевской в повести “Нигилистка” и у Дмитрия Мамина-Сибиряка в романе “ Горное гнездо”.

Образ «тургеневских девушек»: характеристика

Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.

Все «тургеневские девушки» очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» — очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».

Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее – быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.

«Тургеневские барышни» могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба «тургеневских девушек» складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.

Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.

Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ «тургеневской девушки» по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Pin-up Girl

Впервые слово “пин-ап” ( от английского to pin up — “прикалывать”) стали употреблять в 1941 году. Тем не менее сама практика вырезать фото звезд из журналов или газет и затем прикалывать их на стену была еще раньше. Пин-ап-модели зачастую были манекенщицами или знаменитостями. Например, одной из самых известных пин-ап-моделей была Бетти Грейбл — американская актриса, певица и танцовщица. Ее знаменитое фото в купальном костюме сделало ее самой популярной моделью в период Второй мировой войны, а позднее снимок даже был включен журналом Life в список “100 фотографий, которые изменили мир”. Фотомодель Бетти Пейдж стала секс-символом второй половины пятидесятых в Америке и, как считается, предвосхитила сексуальную революцию шестидесятых годов.

Внутренняя сила

Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ «тургеневской девушки» в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой – непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».

Критика[править]

Иннокентий Анненский писал о том, сколь однообразно женщины изображаются у Тургенева («Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте»).

« И она [Ася], и Елена (жена Инсарова), и Одинцова (предмет любви Базарова) при всей своей экспрессии наделены теми же проблемами, что и тургеневские юноши, — они не в состоянии совладать с собственной аффективностью, не способны присвоить силы экспрессии, для этого им необходим, в качестве протеза-посредника мужчина, в которого они инвестируют свою либидозную энергию. Сама по себе подобная трактовка женщины не является специфической особенностью Тургенева, мы находим такие фигуры у Жорж Санд, оказавшей вообще огромное влияние на русскую литературу середины века. Специфика тургеневской девушки выявляется только на фоне её связей с тургеневским юношей. »
— Эдуард Надточий

Лиза Калитина

Рассмотрим образ «тургеневских девушек» на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, — это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.

Бальзаковская дама

Давно стало расхожим выражение “бальзаковский возраст”. Он, как мы знаем из романа Оноре де Бальзака равняется 30 годам, роман так и называется — «Тридцатилетняя женщина». У его героини Жюли, впоследствии ставшей прообразом всех героинь бальзаковского возраста, непростая судьба. Нормы морали XIX века предписывали женщине быть прежде всего хорошей матерью, женой и домохозяйкой, но Жюли всей своей жизнью опровергает этот постулат, следуя за собственными чувствами, желаниями и личным счастьем. По сути, Жюли и женщины бальзаковского возраста — это не столько про возраст, сколько про отношение к жизни и к роли женщины. Впоследствии в массовом сознании понятие трансформировалось — и, слыша “женщина бальзаковского возраста”, мы думаем прежде всего о годах.

Любовь Лизы

Образ «тургеневской девушки» очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.

Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.

Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход – уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.

Комсомолка

Фраза “студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица” из фильма “Кавказская пленница” — самая известная и в общем-то точная фраза, описывающая образ советской девушки. Комсомолка — девушка довольно идеалистичная, лишенная сомнений и противоречий. Она красива, здорова, идейна и устремлена в будущее. Комсомолка и вдохновляет на подвигиподвиги, и наставляет на истинный путь своих менее идейных товарищей. Нина из “Кавказской пленницы” ходит в походы и танцует твист, героиня фильма “Неподдающиеся” исправляет двух лодырей, работающих вместе с ней на заводе. А вот Катя из фильма “Высота”, на первый взгляд, из этого ряда выбивается. Она и курит, и даже татуировка у нее есть, и, судя по всему, веселая юность. Но, как вы понимаете, впоследствии Катя находит настоящего комсомольца и сама вступает в комсомол. Рита из “Покровских ворот” — красива, холодна, но не чужда искренним чувствам. И конечно же, носит комсомольский значок на лацкане.

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»: план

Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:

  1. Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
  2. Общая характеристика главной героини.
  3. Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
  4. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
  5. Отношения героини с возлюбленным.
  6. Сюжетная развязка и подведение итогов.

Повесть «Ася»

Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ «тургеневской девушки». «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.

Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной «тургеневской барышней». Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление – слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.

Как обычно, «тургеневская девушка» открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.

Викторианская барышня

Викторианская эпоха — период в истории Англии, пришедшийся на время с 1837 по 1901 годы под правлением королевы Виктории. Этот период отмечен викторианской моралью — доведенным до крайности пуританством. Борьба за улучшение общественной морали соседствовала с классовым неравенством, распространением проституции и детского труда. Викторианская барышня должна была обладать большим чувством долга, быть респектабельной, строгой и трудолюбивой, а также филантропом. Одинокая женщина с ребенком становилась изгоем, а даже упоминания о сексе или сексуальности были постыдными. Примечательно, что предки Виктории явно не вели благочестивого образа жизни. Так, например, ее дядя, король Вильгельм IV, абсолютно не скрывал, что у него было десять незаконных детей. Викторианские нормы морали порой доходили до абсурда: античным статуям закрывали гениталии фиговыми листками, а для купания на пляже ставили специальные закрытые купальные машины. Викторианским девушкам предписывалось не только хранить физическую девственность до брака, но и не пытаться узнавать что-то о сексе или деторождении, поскольку это считалось постыдным. В свою очередь, замужние женщины не должны были снимать в присутствии мужа ночную рубашку, а в период беременности — появляться на людях.

Назад Далее

Чувства Аси

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.

Но счастью не суждено было сбыться – главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ «тургеневской девушки» безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.

Кто она такая?

Тургенев в 50-80-е годы XIX века написал несколько произведений, в которых показаны героини, подходящие под определение «тургеневская девушка». Они имеют много общего. Это девушки, детство и юность которых прошли где-нибудь в отдаленных имениях, где не очень чувствуется влияние столичного светского общества. Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее.

Каждый из нас наверняка хотя бы раз слышал выражение «тургеневская девушка» или «тургеневская барышня», но всегда ли мы правильно понимаем, что оно означает? Итак, тургеневская девушка – это некий стереотип, который сформировался в русской литературе, это обобщенный образ нескольких литературных героинь Ивана Тургенева.

Образ тургеневской девушки в русской литературе

Тургеневская девушка – какой это образ

Тургеневская девушка скромная, мечтательная, тонкая, ранимая и романтичная натура, которая, как правило, родом из глухих мест, воспитанная вдали от светской жизни. То, что она несколько нелюдима и замкнута не мешает ей быть достаточно умной и образованной.

Для многих тургеневская девушка – дурнушка, не обладающая выдающейся красотой. Но будучи «некрасивой» внешне, внутри она прекрасна, ее внутренний мир богаче, чем у многих видных девушек.

Ей свойственно без оглядки влюбляться в главного героя, для нее не важны не богатство не внешняя красота возлюбленного, ее интересуют лишь его истинные лицо, его качества и черты характера, такие как стремление служить народу.

В проявлении своих чувств она порой искренна и верна настолько, что не способна увидеть недостатков любимого, который попросту не способен оценить ее самоотверженной любви. Ей свойственно идеализировать образ возлюбленного, она готова следовать за любимым даже вопреки запрету родителей.

Тургеневская девушка – сильная натура, хоть и может на первый взгляд показаться слабой, она способна идти к поставленной цели вопреки любым обстоятельствам и даже пожертвовать собой ради этой цели. Благодаря твердости своего характера она способна добиться в жизни гораздо большего, чем многие мужчины. В ней сочетаются любовь, упрямство и самопожертвование.

Взять в пример хотя бы образ тургеневской Аси – немного неуверенной в себе, ранимой, непорочной, искренней и благородной. Влюбившись она первой признается в своих чувствах, которые хоть и оказываются взаимными, но обрести счастье влюбленным так и не удается.

Ее избранник оказывается не способен в полной мере оценить чувства девушки, для него на первом месте не любовь, а общественное мнение. Он не готов идти наперекор светским обычаям и жениться на девушке в благородности происхождения которой он не уверен.

Ася будучи девушкой сильной, находит в себе решимость отказаться от своей любви. Эта история в очередной раз возвысила мягкий и в то же время твердый характер тургеневской девушки над трусостью и нерешительностью ее избранника.

Девушка тургеневского типа

Как и писатель, так и художник стремятся создать такой образ, который будет неповторимым, запомнится всем, кто прочтет произведение или посмотрит картину. Писатель и классик русской литературы Тургенев любил анализировать противоречивые черты в персонажах. Чаще всего это в его произведениях касалось представительниц женского пола.

Благодаря такой особенности описания своих героинь и появилось понятие «тургеневская девушка». Понятие это используется не только в качестве литературных терминов, а и в жизни. Называют так замкнутых в себе представительниц прекрасного пола, скромных, романтичных, обладающих богатым душевным миром.

Тургеневская героиня является одной из наиболее ярких представительниц подобных персонажей. Она описана писателем в повести «Ася».

Девушка обладает противоречивым характером, который сформировался благодаря строгому воспитанию матери, а затем во безмерной отцовской любви. Она была взята отцом к себе после смерти матери. И он решил сделать из нее светскую барышню.

Весь трагизм Асиной жизни в том, что она является дочерью крепостной женщины и помещика. Это становится причиной странности ее поведения. Девушка воспитывалась матерью, а потому не научена себя вести в светском обществе.

«Ася» ознаменовала выход писателя из депрессии, после которого он постепенно занял довольно высокое место среди литераторов, а образ Аси занял лидирующую ступеньку среди женских литературных образов.

Кто такая тургеневская девушка

Наверняка, многие замечали, что не существует выражений, наподобие: «гоголевская девушка», либо «пушкинская барышня»… Звучит как-то смешно и нелепо. Что никак не относится к понятию «тургеневской девушки», появившемуся в русском языке давно и встречается до сих пор.

Прежде чем разбираться, что означает это выражение, следует обратиться непосредственно к личности самого Тургенева. Писатель всю свою жизнь страдал от неразделённой любви и в конце концов так и не женился.

Личная трагедия, несомненно, отразилась на всём его восприятии мира, он перестал верить в любовь, во всех его произведениях главные персонажи умирают (физически или духовно), а сама любовь неизменно связана со страданием и неизбежным трагическим финалом.

«Тургеневская девушка» — очень женственна и ранима. Несмотря на то, что красавицей её назвать сложно, есть в ней некая изюминка, внутреннее очарование и шарм. Она задумчива и молчалива, как будто мысли её где-то далеко…Начитанна, романтична, скромна…

Если «тургеневскую девушку» поставить перед выбором: любовь или мораль, она неизменно выберет второе. Безукоризненность во всём – её главный принцип, чистая совесть – её кредо.

На первый взгляд, хрупкая и ранимая, «тургеневская девушка» обладает огромной внутренней силой духа, она способна пожертвовать собой ради любимого человека. Ни в коей мере не похожая на принцессу, ожидавшую спасения прекрасным рыцарем. Она скорее сама бросится защищать честь и достоинство возлюбленного, чем будет сидеть сложа руки.

В современном мире «тургеневскими девушками» принято считать жеманных, высокомерных девиц, гордящихся своей образованностью, либо неисправимых мечтательниц, живущих в своем выдуманном мире прочитанных романов.

Иногда к девушкам «тургеневского типа» причисляют забитых, закомплексованных серых мышек. Но ни один этот тип не идёт ни в какое сравнение с настоящими героинями Тургенева.

Огромная жизненная энергия, целеустремленность, самопожертвование и верность собственным идеалам, в сочетании с хрупким, беззащитным внешним обликом – вот характерные приметы истинной «тургеневской барышни», встретить которую в наше время, увы, не так просто.

Читайте также: Митина любовь – сочинения и анализ рассказа Бунина.

Рисуя неповторимые образы, каждый писатель подобен художнику. Однако некоторые образы со временем забываются, а некоторые навсегда врезаются в память, как этот образ «тургеневской девушки», вошедший в мировую литературу.

  • Тургенев это случилось в 1805 году сочинение
  • Турецкая народная сказка ашик кериб
  • Тургенев таинственные повести и рассказы
  • Тургенева перепелка рассказ читать
  • Тургенев хорь и калиныч распечатать рассказ