Тургенев записки охотника какие рассказы входят

Иван сергеевич тургенев записки охотника список рассказов хорь и калиныч ермолай и мельничиха малиновая вода уездный лекарь мой сосед радилов

Иван Сергеевич Тургенев Записки охотника

Иван Сергеевич Тургенев Записки охотника

Список рассказов Хорь и Калиныч Ермолай и мельничиха Малиновая вода Уездный лекарь Мой сосед

Список рассказов Хорь и Калиныч Ермолай и мельничиха Малиновая вода Уездный лекарь Мой сосед Радилов Однодворец Овсянников Льгов Бежин луг Касьян с Красивой мечи Бурмистр Контора Бирюк Два помещика Лебедянь Татьяна Борисовна и её племянник Смерть Певцы Петрович Каратаев Свидание Гамлет Щирговского уезда Чертопханов и Недопюскин Конец Чертопханова Живые мощи Стучит! Лес и степь

Издание «Записок охотника» в Советском Союзе В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания

Издание «Записок охотника» в Советском Союзе В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).

Хорь и Калиныч Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди,

Хорь и Калиныч Рассказ начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди, живущие в Орловской губернии и Калужской. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит изподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит па барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело, весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах. Сравнивается внешний вид селений (также не в пользу Орловский деревни). В смысле охоты Калужская губерния также лучше. В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, автор познакомился с одним калужским помещиком Полутыкиным. Помещик был чудаковатый, имел свои некоторые слабости, но отличался гостеприимством. В первый же день он пригласил автора переночевать к себе в имение. Однако до имения было далеко, поэтому вначале Полутыкин предложил зайти к Хорю, одному из своих мужиков. Помещик с гостем отправляются на выселки, но Хоря не оказывается дома.

 Они видят лишь избу, в которой нет ничего лишнего (есть лишь образ, лампадка,

Они видят лишь избу, в которой нет ничего лишнего (есть лишь образ, лампадка, необходимая мебель). В избе находятся шестеро детей Хоря разных возрастов. Не дождавшись хозяина, гости уезжают. За ужином автор спрашивает Полутыкина, почему Хорь у него живет отдельно, и тот рассказывает, что примерно 25 лет назад дом Хоря в деревне сгорел, и он пришел к отцу Полутыкииа с просьбой переселить его па болото, на выселки, пообещав за такое разре шение платить хороший оброк. Полутыкии старший согласился и положил Хорю оброку 50 рублей. Тот повёл хозяйство как подобает, разбогател и теперь платит уже целых 100 рублей оброку. Полутыкин сказал, что он даже собирается еще накинуть. Полутыкин неоднократно предлагал Хорю откупиться, но тот отказывался, ссылаясь на то, что у него якобы нет денег. На следующий день автор с Полутыкиным опять отправляются на охоту. Полутыкин заглядывает в одну из изб и берёт с собой мужика, Калиныча, крестьянина лет сорока, высокого, худого. Калиныч, как о нем отзываются все в округе, очень добрый человек. Он крайне заботливо относится к своему хозяину, присматривая за ним, как за малым дитем, уважительно к гостю прислуживая ему, но без раболепства. В полдень, когда жара становится особенно сильной, Калиныч отводит их к себе на пасеку, угощает свежим медом.

 За разговором Полутыкип сообщает автору, что хотя Калиныч добрый, услужливый и щедрый мужик,

За разговором Полутыкип сообщает автору, что хотя Калиныч добрый, услужливый и щедрый мужик, все же содержать хозяйств в исправности не может, так как Полутыкин его все время отвлекает, то берет с собой на охоту, то по другим нуждам. На следующий день Полутыкии уезжает по делам в город. Автор один идет на охоту, а на обратном пути заворачивает к Хорю. На пороге избы его встречает старик лысый, низкого роста, плечистый. Это был Хорь. Автору он напоминает Сократа такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Беседуя с Хорем о разных предметах (о посеве, об урожае, о крестьянском быте), автор отмечает, что тот себе на уме. Так, например, на вопрос, почему он не откупится от барина, Хорь не отвечает напрямую, но вместе с тем дает понять, что за барином ему спокойнее, так как он своего барина знает, и оброк свой знает. Ночевать автор остается на сеновале у Хоря, а утром, за завтраком, отмечает, что все в семье Хоря народ рослый, здоровый.

 Автор удивляется, почему все дети, даже взрослые, со своими собственными семьями, живут вместе

Автор удивляется, почему все дети, даже взрослые, со своими собственными семьями, живут вместе с Хорем. Тот отвечает, что никого не неволит, что сами хотят, так и живут. Лишь один его сын не женат, Федя. Хорь пытается уговорить сына жениться, а на вопрос Феди, за чем ему жениться и что в бабе хорошего, Хорь разъясняет: «Баба работница, баба мужику слуга. » Внезапно к Хорю в гости приходит Калиныч. Он приносит в руках пучок полевой земляники и отдает его своему другу Хорю. Автор удивляется наличию в мужике таких нежностей. Автор отправляется на охоту и попутно размышляет о двух, казалось бы, противоположных, но вместе с тем дополняющих друга характерах Хоря и Калииныча. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист, Калиныч напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных.

 Хорь понимал действительность, он обустроился, накопил денег, ладил с барином и прочими властями.

Хорь понимал действительность, он обустроился, накопил денег, ладил с барином и прочими властями. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное. У Калиныча была когда то жена, кото рую он боялся, а детей не было вовсе. Хорь насквозь видел господина Полутыкина, Калнныч благоговел перед своим господином. Хорь говорил мало, посмеивался, был себе на уме. Калииыч говорил с жаром, хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек. У Калиныча были и некоторые достоинства, отсутствовавшие у Хоря (которые признавал и сам Хорь): например, он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей, пчелы ему давались. Хорь лично попросил Калиныча ввести в конюшню только что купленную лошадь, что тот и сделал. Калиныч как бы стоял ближе к природе, а Хорь к людям и обществу. Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо. Хорь возвышался даже до иронического взгляда на жизнь. Он много видел, много знал. Хорь живо интересуется новым узнав, что автор бывал за границей, он спрашивает о тамошних административных и государственных устроях, обычаях. Калиныч, напротив, больше интересовался описаниями природы, гор, водопадов.

 Автор делает вывод, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно

Автор делает вывод, что Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя. Он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо то ему и правится, что разумно того ему и подавай, а откуда оно идет, ему все равно. Его здравый смысл охотно подтрунит над сухопарым немецким рассудком; но немцы, по словам Хоря, лю бопытный народец, и поучиться у них он готов. Несмотря на обширные знания и эрудицию, Хорь, в отличие от Калиныча, читать не умел. Баб Хорь презирал от глубины души и в ве селый час тешился и издевался над ними. Хорь часто подтрунивал над Калинычем, что он не умеет жить и что даже сапог не может стребовать себе с хозяина. Калиныч обладал хорошим голосом и часто пел. Хорь охотно подпевал ему. У Калиныча на пасеке было очень чисто (иначе пчелы бы жить не стали), Хорь особой чистоты не придерживался. Хорь интересуется, есть ли у автора вотчина, и когда тот отвечает, что есть, но он там не живет, а больше с ружьишком пробавляется, Хорь говорит ну и правильно, батюшка делаешь. Стреляй себе на здоровье тетеревов да старосту меняй почаще.

ЕРМОЛАЙ И МЕЛЬ НИ ЧИХА Вечером мы с Ермо лаем отпра ви лись охотиться

ЕРМОЛАЙ И МЕЛЬ НИ ЧИХА Вечером мы с Ермо лаем отпра ви лись охотиться на вальд шнепов. Ермолай — охотник, человек лет 45, высокий, худой, с длинным носом, узким лбом, серыми глаз ками и широ кими насмеш ли выми губами. Круглый год он ходил в кафтане немец кого покроя и синих шаро варах. У Ермолая было старинное крем невое ружье и собака по прозвищу Валетка, которую он никогда не кормил. Ермолай принад лежал моему соседу, поме щику старин ного покроя. Помещик отка зался от него, как от чело века, не годного ни для какой работы. Един ственной его обязан но стью было достав лять на господ скую кухню раз в месяц несколько пар тете ревов и куро паток. Ермолай был безза ботен, как птица. Он посто янно попадал в разные пере делки, и всегда возвра щался домой невре димый с ружьём и с собакой. Не будучи весель чаком, он всегда нахо дился в хорошем настро ении и любил пого во рить. Была у Ермолая и жена, которая жила в полу раз ва лив шейся избушке и терпела лишения. Он появ лялся дома раз в неделю и обхо дился с женой жестоко и грубо.

 Дома он никогда не оста вался больше дня, а на стороне из домаш

Дома он никогда не оста вался больше дня, а на стороне из домаш него тирана опять превра щался в Ермолку, кото рого знали на сто вёрст в округе. Охотиться мы пошли в большую берё зовую рощу на берегу Исты. Желая попы тать счастья на следу ющее утро, мы решили пере но че вать на ближайшей мель нице. Когда мы подошли к мель нице, было уже темно, и хозяева не захо тели нас пускать. В конце концов мы решили купить у мель ника соломы и пере но че вать на улице под навесом. Мель ни чиха принесла нам еды. Пока Ермолай пёк в золе карто фель, я задремал. Лёгкий шёпот разбудил меня. Я поднял голову и увидел женщину, бледное лицо которой ещё хранило следы былой красоты. По выго вору я узнал в ней дворовую женщину. Это была мель ни чиха Арина. Она тихо бесе до вала с Ермо лаем. Он звал её к себе «пого стить» и обещал выгнать жену. Я поднялся и заго ворил с ней. От Арины я узнал, что она была горничной у жены графа Звер кова. В Петер бурге я был знаком с графом Звер ковым, который занимал довольно важное место.

 От него я и услышал историю Арины. Жена Звер кова была пухлая, чувстви

От него я и услышал историю Арины. Жена Звер кова была пухлая, чувстви тельная и злая. Было у неё твёрдое правило: не держать замужних горничных. После 10 лет верной службы краса вица Арина, дочь старосты, стала просить у Звер кова позво ления выйти замуж. Ей было отка зано. Через неко торое время выяс ни лось, что Арина бере менна от лакея Петра. Зверков приказал остричь девушку, одеть в тряпьё и сослать в деревню. От Ермолая я узнал, что ребёнок Арины умер. Уже два года она была замужем за мель ником, который выкупил её у барина. Лакея Петрушку отдали в солдаты.

МАЛИ НОВАЯ ВОДА В жаркий авгу стов ский день случи лось мне быть на

МАЛИ НОВАЯ ВОДА В жаркий авгу стов ский день случи лось мне быть на охоте. С трудом добрался я до ключа под назва нием «Мали новая вода» , бьющего из высо кого берега Исты, напился и прилёг в тени. Неда леко от меня сидели два старика и удили рыбу. В одном из них, худеньком, маленьком, в запла танном сюртучке, я узнал Стёпушку. Стёпушка обитал в селе Шуми хоно у садов ника Митро фана. У Стёпушки не было прошлого. Кто он, откуда, чем живёт — об этом никто не знал. Никто с ним не заго ва ривал, и он сам, кажется, отроду рта не раскрыл. Митрофан жить его к себе не приглашал, но и не прогонял. Весь день Стёпушка хлопотал бесшумно и хлопот ливо, как муравей, и всё только ради еды. У него было маленькое лицо, жёлтенькие глазки, волосы до бровей, остренький носик, большие и прозрачные, как у летучей мыши, уши и реденькая боро дёнка. В това рище Стёпушки я узнал Михайло Саве льева по прозвищу Туман. Он был воль но от пу щенным чело веком графа Петра Ильича *** и проживал у болхов ского меща нина, содер жа теля посто я лого двора.

 Огромный двух этажный дере вянный дом, где поме щался посто ялый двор, принад

Огромный двух этажный дере вянный дом, где поме щался посто ялый двор, принад лежал раньше Петру Ильичу, бога тому вель може прошлого века. Многие старо жилы ещё помнят его пиры на всю губернию. Разо рив шись, он отпра вился в Петер бург искать места, и умер в номере гости ницы. Туман служил у него дворецким. Это был человек лет 70, с приятным лицом и добро душной улыбкой. Я подошёл и завёл разговор. Туман пустился в воспо ми нания о покойном графе. Припомнил охоты и пиры, которые устра ивал Пётр Ильич, и его много чис ленных любовниц. Граф выбирал их из низкого сословия. Самой красивой и злой была Акулина, дочь ситов ского десят ского. Вдруг в овраге позади нас раздался шум. Я огля нулся и увидел мужика лет 50 с котомкой за плечами. Туман назвал его Власом. Мужик рассказал, что ходил в Москву к своему барину с просьбой, чтобы тот уменьшил ему оброк или посадил на барщину.

 У Власа умер един ственный сын, который раньше вносил оброк за отца. Барин

У Власа умер един ственный сын, который раньше вносил оброк за отца. Барин же осерчал и выгнал его. Туман спросил, как же он жить будет, а Влас с улыбкой на лице и со слезами на глазах ответил, что теперь с него взять нечего. Я спросил, сколько оброка назначил ему барин. Девя носто рублей — ответил Влас и пожа ло вался, что земли мало, один господ ский лес, да и тот продали. Он подсел к нам и приго рю нился. Через полчаса мы разо шлись.

Тургенев записки охотника какие рассказы входят

В оригинале повествование ведётся от лица помещика — заядлого охотника. Имя рассказчика в тексте не упоминается, однако в нём угадывается сам Тургенев.

Хорь и Калиныч[ред.]

Кратко Подробно

В одном селе жили два друга — зажиточный и хозяйственный рационалист с большой семьёй и бедный, мечтательный идеалист, бездетный холостяк. Окружающих удивляла давняя дружба таких разных людей.

Ермолай и мельничиха[ред.]

Кратко Подробно

Не способному работать и умеющему только охотиться мужику, беззаботному на людях и тирану в семье, понравилась мельничиха. Некогда барыня разлучила её с любимым, выгнала из дому и продала мельнику.

Малиновая вода[ред.]

Кратко Подробно

Три мужика поговорили и разошлись. Один, нищий и пугливый, жил из милости у садовника. Второй, зажиточный вольноотпущенный, вспоминал пиры бывшего хозяина. Третий жаловался на барина и огромный оброк.

Уездный лекарь[ред.]

Кратко Подробно

Доктор пытался вылечить красивую дочь бедной вдовы. Девушка призналась ему в любви. Доктор не устоял и три ночи провёл с ней. Вскоре девушка умерла, а доктор женился на богатой и злой купчихе.

Мой сосед Радилов[ред.]

Кратко Подробно

Бедный помещик-вдовец и сестра его покойной жены полюбили друг друга. Женщина ревновала к умершей и воспоминаниям о ней. Чтобы избежать этого, помещик уехал с любимой из дома, бросив старушку-мать.

Однодворец Овсяников[ред.]

Кратко Подробно

Зажиточный немолодой крестьянин придерживался русских обычаев и имел обо всём собственное мнение. У него была красивая статная жена и непутёвый племянник. Соседи его уважали и дружили с ним.

Льгов[ред.]

Кратко Подробно

Два охотника решили пострелять на пруду уток, взяли лодку у местного рыбака и наняли помощника. Полная лодка дичи случайно перевернулась, все оказались в холодной воде, сильно продрогли, но спаслись.

Бежин луг[ред.]

Кратко Подробно

Заблудившийся охотник к ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о покойниках, русалках, домовых и прочей нечисти.

Касьян с Красивой Мечи[ред.]

Кратко Подробно

В селе жил немолодой человек, родившийся карликом, он был грамотным, ловил на продажу соловьёв и лечил людей травами. С ним жила девочка-сирота. Он считал её родственницей, очень любил и учил грамоте.

Бурмистр[ред.]

Кратко Подробно

Селом одного помещика управлял бурмистр. Перед помещиком он заискивал, и тот ему полностью доверял. На самом деле бурмистр был мстительным и хитрым, фактически владел селом и брал мужиков в кабалу.

Контора[ред.]

Кратко Подробно

Для управления своим имением помещица создала контору во главе с главным конторщиком. За спиной хозяйки он брал взятки, мстил недругам, разлучил влюблённых, но последнее слово оставалось за помещицей.

Бирюк[ред.]

Кратко Подробно

Охотник пережидал грозу у лесника, которого боялись окрестные мужики. При нём лесник отпустил браконьера — умирающего от голода мужика, и охотник понял, что лесник на самом деле добрый человек.

Два помещика[ред.]

Кратко Подробно

Жили два помещика-холостяка. Один, бывший генерал, был скуп и груб с нижестоящими, любил женщин и жил с экономкой. Второй, полный старичок, был гостеприимным, крестьян наказывал, но они его любили.

Лебедянь[ред.]

Кратко Подробно

Присматривая на ярмарке лошадей, рассказчик встретил богатого князя и его нахлебника. Рассказчика обманули: всучили хромую лошадь. Вскоре он встретил князя, успевшего сменить наскучившего нахлебника.

Татьяна Борисовна и её племянник[ред.]

Кратко Подробно

Небогатая помещица воспитывала нежного и вкрадчивого племянника-сироту, но не любила. Племянник уехал учиться на художника, затем вернулся, растолстел, стал дерзким и неряшливым. Тётка его обожает.

Смерть[ред.]

Кратко Подробно

Рассказчик видел, как умерли надорвавшийся мельник, придавленный деревом мужик, больной чахоткой приятель. Он пришёл к выводу, что русские умирают, словно совершают обряд — холодно и просто.

Певцы[ред.]

Кратко Подробно

Рассказчик случайно зашёл в кабак и попал на состязание певцов. Состязались молодой парень и мужик средних лет. Победил парень: в его пении звучала русская душа, и у слушателей были слёзы на глазах.

Пётр Петрович Каратаев[ред.]

Кратко Подробно

Помещик влюбился в крепостную богатой старухи и захотел её выкупить, но старуха отказала. Тогда помещик выкрал девушку. Узнав об этом, старуха разорила помещика, а крепостная вернулась к хозяйке.

Свидание[ред.]

Кратко Подробно

Избалованный камердинер барина соблазнил девушку-крестьянку. Уезжая с барином в Питер, он распрощался с девушкой и заявил, что не может жениться на ней, поскольку она не образованна и недостойна его.

Гамлет Щигровского уезда[ред.]

Кратко Подробно

Юноша рано осиротел. Его обокрал дядя, на остатки наследства он уехал в Европу, влюбился, испугался, вернулся домой, женился, овдовел, служить чиновником не смог и скоро понял, что стал пустым местом.

Чертопханов и Недопюскин[ред.]

Кратко Подробно

Обнищавший помещик, ожесточившийся гордец и забияка, познакомился с бедным чиновником, добрым, мягким, ленивым сластолюбцем, заступился за него и взялся его опекать. С тех пор друзья стали неразлучны.

Конец Чертопханова[ред.]

Кратко Подробно

От обнищавшего помещика ушла любимая, потом умер лучший друг. Затем он купил коня и очень привязался к нему, но его украли. Помещик с трудом вернул любимца, но понял, что конь не тот, убил его и умер.

Живые мощи[ред.]

Кратко Подробно

Охотник заехал на отдалённый хутор и встретил там свою крепостную, некогда красавицу. Упав с крыльца, она перестала ходить, страшно исхудала и сильно мучилась. Вскоре её муки кончились, она умерла.

Стучит![ред.]

Кратко Подробно

Поехав ночью в город, охотник и его спутник нарвались на разбойников, которые потребовали денег на выпивку и уехали. Охотник вскоре узнал, что на той же дороге в ту же ночь ограбили и убили купца.

Лес и степь[ред.]

Кратко Подробно

Рассказчик любил встретить на охоте рассвет, побродить по лесу жарким летним днём, насладиться морозными зимними днями, сказочной золотой осенью или первым дыханием весны и песней жаворонка.

За основу пересказа взято издание цикла из собрания сочинений Тургенева в 30 томах (М.: Наука, 1979).

Исторический контекст

Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.

Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.


«Яков Турок поёт». Иллюстрация Б. М. Кустодиева к рассказу «Певцы»

Взгляды Тургенева

Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.

Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.

История создания сборника «Записки охотника»

Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.

  • Титульный лист первого издания. 1852

В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.

Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.


Пётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».

Краткое содержание рассказов

Далее следует читать краткое содержание каждого рассказа из «Записок охотника». Краткий пересказ представлен согласно главам.

Хорь и Калиныч Петра Петровича знакомят с местными крестьянами – Хорем и Калинычем. Хорь – работящий, довольно зажиточный крестьянин, имеет семерых сыновей. Очень хорошо ладит со своим барином и не желал получать вольную. Его друг Калиныч – полная противоположность Хорю. Он мечтательный, добродушный и кроткий. Занимался знахарством и держал пчел. Рассказчик со стороны наблюдает за их крепкой, искренней дружбой и удивляется, насколько они, при этом, разные по характеру.

Ермолай и Мельничиха Петр Петрович отправляется на охоту с Ермолаем, который был крепостным крестьянином у соседа-помещика. Ермолай слыл бездельником, не годился для работы, регулярно попадал в неприятные истории. Однако барин относился к нему благосклонно, поскольку тот приносил ему к столу дичь. Жил он в старой избе с женой, с которой обходился довольно грубо. Охотники остались на ночь на мельнице. Рассказчик слышит разговор Ермолая и Мельничихи, который зовет Арину замуж, обещая прогнать жену.

Малиновая вода Малиновая вода – это родник, у которого рыбачили два мужика. Один из них – Степушка, молчаливый человек с неизвестным прошлым. Он подрабатывал у садовника. Другой мужик – Туман, работал на гостиничном дворе. Рассказчик заводит с ними разговор. К ним присоединяется Влас. У него неожиданно умирает уже взрослый сын, и он ходил к барину просить, чтобы тот немного уменьшил оброк. Но тот рассердился и выгнал Власа.

Уездный лекарь Во время охоты Петр Петрович заболел. Он вынужден остановиться в гостинице и просит вызвать себе доктора. Лекарь рассказывает историю о больной дочери некой помещицы. Девушка очень сильно болела и доктор долгое время жил в их доме, пытаясь ее вылечить. Они привязались друг к другу и несколько ночей были вместе, затем девушка умерла. Лекарь же женился на богатой, но ленивой дочери купца.

Мой сосед Радилов Петр Петрович однажды охотится в липовом саду в имении своего соседа по фамилии Радилов. Тот приглашает его к обеду. Он представляет героя матери и красавице Оле. Девушка являлась сестрой умершей супруги Радилова. Спустя некоторое время рассказчик узнает, что сосед бросил мать и уехал с Олей в неизвестном направлении.

Однодворец Овсянников Радилов когда-то знакомил рассказчика с неким Овсянниковым. Умом и упорством тот напоминал боярина. Со своей супругой он помогал решать землякам сложные ситуации. На совместном обеде они вспоминали знакомых, былые времена. Во время чаепития Овсянников соглашается простить глупого племянника жены, бросившего карьеру и занявшегося написанием кляуз.

Льгов Петр Петрович с Ермолаем охотятся на уток недалеко от Льгова. Им требовалась лодка и некий Владимир, вольноотпущенный, согласился оказать им помощь. Лодку они одолжили у рыбака по прозвищу Сучок. Барыня запретила ему жениться. Тот менял хозяев и род деятельности, оставаясь холостым. Во время охоты Владимиру нужно было черпать воду, но он отвлекся, и лодка перевернулась. Им удалось выбраться из болотистой местности только к вечеру.

Бежин луг


Ребята у костра рассказывали забавные истории и байки

Во время очередной охоты Петр Петрович заблудился. Он выходит к равнине Бежин луг. Там он увидел костер, который развели крестьянские дети. Рассказчик подсаживается к ним и слышит их истории, легенды, сказки. Один из мальчишек идет за водой, а вернувшись, он рассказал, что видел призрака. Видение оказалось знаком – Павлуша вскоре погибает, падая с лошади.

Касьян с красивой мечи На охоте у Петра Петровича ломается телега. Он добирается до Юдиных выселок, где встречается с Касьяном. Тот, починив ему телегу, увязывается с ним на охоту. Он считал, что убивать птиц – большой грех. Касьян был очень грамотен и занимался лечением травами. Герой узнает, что тот один воспитывает осиротевшую девочку.

Бурмистр Один из соседей главного героя был офицером в отставке, довольно молодым, образованным, но бывать у него в гостях Петр Петрович не любил. Хотя однажды рассказчику пришлось у него заночевать. По утру сосед провожает его в селенье, где работал бурмистром Софрон. Этот сосед ему полностью доверял. Однажды он даже не стал слушать жалобы мужика на него. Спустя некоторое время рассказчик узнал, что Софрон владеет всем поселением и потихоньку обкрадывает соседа.

Контора Рассказчик попадает под проливной дождь. Укрытие он нашел в конторе в одной деревеньке, которая принадлежала помещице Лосьняковой. Через эту контору проходили все сделки помещицы, и работник конторы брал вознаграждение с мужиков и купцов. Он же, желая отомстить фельдшеру за плохое лечение, клевещет на его невесту. В результате этого Лосьнякова запрещает ей выходить замуж и высылает девушку.

Бирюк Рассказчик попадает в грозу и просится в избу лесника на постой. Лесник – настоящий бирюк, из вверенного ему участка леса не позволял никому вынести даже немного хвороста. Сам он жил очень скромно, воспитывая двух детей, оставленных ему сбежавшей женой. При Петре Петровиче он ловит бедняка с вязанкой. Рассказчик хочет заплатить за мужика, но того отпускает сам лесник.

Два помещика Рассказчик нередко охотится на землях двух помещиков, которые тоже его соседи. Хвалынский – хороший человек, но он очень жадный, живет холостяком. Стегунов тоже холостяк, очень хлебосольный человек, управляет своим хозяйством по старинке. Рассказчик удивляется, когда слышит от его крестьян, что они очень уважают и даже любят его, а тот, если и наказывает их, то только за дело.

Лебедянь В Лебедяни на ярмарке рассказчик решает купить несколько лошадей. В кофейной он встречает поручика Хлопакова и знакомого князя, который умеет ловко втереться в доверие к богачам и жить за их счет. Они мешают Петру Петровичу, в результате чего тот покупает плохую лошадь.

Татьяна Борисовна и ее племянник Татьяна Борисовна – вдова, проживает в своем имении с племянником. Когда-то его забрал в город на воспитание приятель вдовы Беневолинский, чтобы дать ему уроки по искусству. После его смерти племенник возвращается в имение тетушки, живет там и мнит себя художником. Возвращаться в город не планирует, требует денег у тети и стремится жить за ее счет. За год он растолстел, обзавелся подругами, а к Татьяне Борисовне совсем перестали ездить с визитами в гости.

Смерть Сосед главного героя Ардалион Михайлович и сам Петр Петрович отправляются в лес, где рубят деревья. Они узнают, что одного из крестьян убивает повалившимся деревом. Рассказчик невольно задумывается о смерти.

Певцы Жара на улице заставляет рассказчика зайти в некое питейное заведение, владельцем которого был Николай Иванович. Там он застает соревнование певцов. Яшка Турка и рядчик поют разные песни, а гости заведения им подпевают. Когда очень трогательную песню пел Яшка, герой даже прослезился.

Петр Петрович Каратаев Автор вспоминает о Петре Каратаеве, своем знакомом. Тот был влюблен в крепостную Матрену но ее хозяйка отказалась продавать Петру эту девушку. Каратаеву пришлось выкрасть ее. Все могло бы закончиться хорошо, но Матрену встретили, узнали и донесли ее хозяйке. На Каратаева наложили штраф, он задолжал многим друзьям, а Матрена добровольно осталась у своей хозяйки. Спустя какое-то время Петр Петрович встречает его в кофейне, пьяного и полностью разорившегося.

Свидание Рассказчик засыпает в березовой роще. Когда он проснулся, то увидел рядом плачущую девушку. Она рассказала, что ее жених Виктор Александрович – камердинер у помещика, уезжает на год. Он проявил полное равнодушие к ней, заявил, что не желает брать в супруги необразованную Акулину. Петр Петрович хочет успокоить девушку, но та убегает.

Гамлет Щигровского уезда В этой главе рассказчик навещает старого помещика и охотника Александра Г. Тот рассказывает о своей жизни. В Германии он встречает девушку, но, испугавшись отношений, уезжает на родину, где женится на дочери своей соседки. Вскоре после ее смерти он осознает, что не смог ничего добиться в жизни. Просит называть его Гамлетом Щигровского уезда.

Чертопханов и Недолюскин После охоты рассказчик встречает на дороге двух закадычных друзей – Чертопханова Пантелея и Недолюскина Тихона. Первый из них довольно высокомерный зачинщик скандалов, а второй – чиновник, отличавшийся ленью.

Конец Чертопханова У Пантелея была невеста Маша, но два года назад она ушла от него. Когда умирает его приятель Тихон, все имущество переходит к Пантелею. На эти деньги он заказывает другу добротный памятник. Как-то Чертопханов становится свидетелем издевательств над евреем и заступается за него. Еврей в благодарность дарит ему коня, но тот отказывается и обещает заплатить денег. Коня он полюбил и дал ему кличку.

Живые мощи


Петр Петрович с трудом узнал Лукерью

На пару с Ермолаем Петр Петрович навещает мать. По дороге им встречается Лукерья. Когда-то она была цветущей девушкой, и герой долго страдал по ней, но последнее время она сильно худела. Петр Петрович хочет привезти ей доктора, но та отказывается. Летом она тихо лежит в сарайчике, а зимой родные переносят ее в избу. Она рассказывает, что видела сон, в котором смерть не стала забирать ее, обещая прийти на петровки. Лукерья умирает через несколько недель.

Стучит С крестьянином Филофеем главный герой отправляется в Тульскую область купить дробь. Кучер засыпает, и они падают в реку. Выбравшись с большим трудом, путники видят, как за ними гонятся какие-то люди. «Стучит!» — кричит Филофей. Люди были пьяны, попросили денег и уехали, получив их. Позже они встретились в придорожном кабаке. Скоро стало известно, что по дороге в Тулу убили купца.

Лес и степь В этом рассказе Петр Петрович с удовольствием пишет о красивой природе, описывает чудные пейзажи, деревья, кустарники, водоемы. Словом все, что открывается его взору на охоте. Он замечает, как замечательно выходить на охоту и в зимний морозный, и в жаркий летний день.

Заголовок

Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».


Собственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»

Сборник И. Тургенева «Записки охотника» состоит из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсяников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разрабо­танного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную ха­рактеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж, за­рисовки русской природы. Рассказы («Мой сосед Радилов», «Контора», «Гамлет Щигровского уезда» и др.) построены на определенном, иногда очень сложном сюжете. Например, в рассказе «Мой сосед Радилов» действие основывается на не­понятной, замаскированной от читателя активности хищницы Ольги, рушащей семью этого «славного» помещика. Наконец, в манере обостренной по действию новеллы выдержаны «Ермолай и мельничиха», «Бирюк» и особенно «Стучит!». В этих произведениях сюжет основан на острых и неожиданных про­исшествиях. Весь цикл рассказан охотником, который повест­вует о своих наблюдениях, встречах и приключениях. Гуман­ность рассказчика накладывает на повествование «Записок охотника» характерный для этого писателя мягкий оттенок.

Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовал­ся в «Записках охотника» описаниями природы. Тургенев отно­сился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятель­ной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и действую­щих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием.

Отличительной особенностью многих рассказов из «Записок охотника» являлась искусно развернутая в них «эзоповская ма­нера» письма, выражавшаяся во всякого рода недомолвках и иносказаниях. Чтобы обмануть подозрительную цензуру, Турге­нев пользовался двусмысленным выражением, тонко употреб­ленным намеком, подчас даже композиционной перестановкой событий. Замечательным образцом такой «обманной» манеры является новелла «Ермолай и мельничиха», в которой история несчастной Арины намеренно «запрятана» в середину, казалось бы, обыкновенного очерка на охотничью тему. «Эзоповская ма­нера» письма помогла «Запискам охотника» пройти сквозь пре­грады цензуры. Тем большим было недовольство правительства после выхода «Записок охотника» в свет. Цензор, пропустивший книгу в печать, был отстранен от должности.

«Записки охотника» возникли в атмосфере обозначивше­гося в ряде европейских литератур широкого движения к на­роду. Принято считать, что тургеневский цикл перекликается с крестьянскими рассказами «Чертова лужа», «Маленькая Фадетта» Ж. Санд.

И.С. Тургенев в своем цикле рассказов по жанру близок физиологическому очерку. Писатель как бы пишет своих ге­роев с натуры, но в то же время он создает особые типы ха­рактеров, которые в дальнейшем образовали как бы внутрен­ний психологический стержень героев его прославленных идеологических романов. Это типы рационалиста, мыслителя- скептика, близкого к природе. Так, например, в рассказе «Хорь и Калиныч» решались те же задачи, которые ставились авторами «натуральной школы», но решались другими худо­жественными средствами. С первой же страницы читатель во­влекается в, казалось бы, привычное для «физиологического очерка» рассуждение о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Автор специально сопоставляет два основных психологических типа — и именно это делает сюжетом очерка. Мужики предстают здесь как не­кие объекты изучения, достойные самых скрупулезных, дета­лизированных описаний (внешность, уклад жизни и т. д.).

«На пороге избы встретил меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь… Склад его лица на­поминал Сократа»,— так пишет автор, подчеркнуто возвышая тем самым героя и ставя его в ряд великих характеров, достой­ных памяти целых поколений людей. «Хорь был человек поло­жительный, практический, административная голова, рациона­лист…» — замечает далее Тургенев. Такими же смелыми, неожиданными красками, хотя и с помощью совершенно друго­го сравнения, обрисован Калиныч — человек мечтательный, идеалист, исполненный врожденной любви к прекрасному. Он приходит к своему Другу Хорю с пучком земляники, как «по­сол природы». И хотя герои рассказа — типы противополож­ные, тем не менее «они составляют единство, которому имя — человечество». Впервые в мировой литературе крестьяне вы­ступают как носители лучших черт национального характера.

«Записки охотника» — эта своеобразная «энциклопедия народной жизни». В них была и тема мести угнетателям, на­сколько мог ее коснуться писатель при Николае I, в них был и апофеоз великого жизнелюбия и талантливости русского народа, была в них и правда о недопустимом бедственном положении, с чем нельзя было больше смиряться. Эту-то правду писатель и считал «главным героем» своих «Записок охотника».

Тургенев в своих повестях и рассказах продолжает гого­левские традиции, и в этой области писатель разоблачает кре­постников как сословие духовно бедное, окруженное «мело­чами жизни», запутавшееся во лжи и лицемерии. Изощренным угнетателем крестьян в «Записках охотника» выведен поме­щик Пеночкин. Англоман, он завел у себя заграничные поряд­ки, содержит отличного повара, у него камердинеры ходят в ливреях и в перчатках. Но Пеночкин прикрывается своей показной цивилизованностью: он держит всех крепостных в трепете. В Пеночкине выведен помещик новейшего образца, «западник», копирующий внешние формы европейского ком­форта, склонный иногда на словах полиберальничать и тем более отвратительный в своем цинизме. В духе «физиологии» выведены Тургеневым и другие персонажи помещичьего ми­ра: отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский и Мардарий Аполлонович Стегунов. У генерал-майора очень пышное, словно что-то обещающее имя, отчество и фа­милия, а на самом деле его жизнь предельно ничтожна: вся она свелась к мундиру, «форме», спеси, распеканию ниже­стоящих, чисто внешнему соблюдению приличий. Сочетание имени, отчества и фамилии — Мардарий Аполлонович Стегу­нов — наводит на мысль, что этот человек — мастер своего «дела». Внешне он вроде бы не походил на Хвалынского, но внутреннее сходство явно: умение наводить порядки: «Чьи это куры? Чьи это куры? Чьи это куры по саду ходят?» И тут же провинившийся наказывается. Высмеяна Тургеневым и лож­ная значительность дворянской провинциальной образованно­сти. Не оправдавший надежд, тупой, карикатурный Андрюша Беловзоров возвращается в имение тетушки, чтобы прожить свой век в безделье («Татьяна Борисовна и ее племянник»).

Истинным артистом выглядит рядом с этим баричем, художником-неудачником, крепостной Яков Турок. Господская безмятежная жизнь развивала праздность и апатию ума. Таков и меценат Беневоленский: человек «положительный, даже дюжинный… с коротенькими ножками и пухленькими ручка­ми», который приятно улыбался, имел доброе сердце и «пылал бескорыстной страстью к искусству», ничего в нем не смысля. Такова и «старая девица», гостья Татьяны Борисовны, без умолку верещавшая о немецкой философии, о Гете, ничего в этом не понимая. Опошление высоких вкусов и понятий — это тоже своего рода роскошь, которую можно себе позволить в праздности. Тургенев первым заговорил об этой страшной беде, о подделке под духовность, проявившейся в самых но­вомодных формах в массе дворянства.

Но и в дворянской среде рождались и протестующие лич­ности, появлялись натуры цельные и стойкие, остающиеся са­мими собой до конца, несмотря на драматические обстоятель­ства жизни. Дикий Барин из рассказа «Певцы» — загадочная, неясная фигура, но, несомненно, таящая в себе какие-то могу­чие стихийные силы. «В этом человеке было много загадочно­го; казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что, раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и все, до чего они коснут­ся…». Неслучайно Тургенев именно Дикого Барина делает судьей в состязании певцов. Этот недюжинный человек, «вы­ломившийся» из своей среды, по душе — художник во всех смыслах этого слова. Все у Пантелея Чертопханова — слова и поступки — «дышало сумасбродной отвагой и гордостью не­померной». Чертопханов истинно благороден: он спасает от из­девательств забитого Недопюскина, осаживает Ростислава Штоппеля, вздумавшего шпынять наследника-конкурента. Его безграничная привязанность к донскому коньку, романтично названному Ма-лек-Аделем (по имени благородного героя, храброго воина из романа Софи Коттен), выдает всю меру его одиночества; он напоминает Герасима из «Муму». Чертопханов гибнет, как гибли на Руси многие открытые, честные люди.

Особая тема «Записок охотника» — духовные искания развитой, думающей части дворянского сословия. Эти люди вроде бы и должны были сказать России «всемогущее слово «вперед!». Но в 40-х годах уже появились первые серьезные сомнения в способности русского вольнодумца, философа из дворян, найти правильные пути для практической деятельно­сти. Тургенев внес важный вклад в развенчание претензий русских Гамлетов ответить на вопрос: «Быть или не быть?» Критическому рассмотрению подверглась та популярная сре­ди студенческой молодежи конца 30-х — начала 40-х годов идеалистическая философия, на которую они опирались.

Кажется, здесь все герои порождены самой природой, ее нерушимыми законами, а не порочным обществом. «Записки охотника» начинаются с «физиологической» констатации раз­ницы между типами мужиков соседних уездов, заканчивается же цикл своего рода типами русской природы, гимном во славу ее, символическим рассказом «Лес и степь». Для Тургенева природа — главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепе­чут статные осины», «могучий дуб стоит, как боец, подле кра­сивой липы», да необозримая степь — это главные стихии, оп­ределяющие в «Записках охотника» национальные черты русского человека. Это совершенно соответствует общей то­нальности цикла. Подлинным спасением для людей оказывает­ся природа. Если в первом очерке-прологе повествователь про­сил обратить внимание на мужиков, то заключительный рассказ является лирическим признанием автора в любви к природе.

Образ рассказчика в «Записках охотника», очень нужный и активный, выступает в нескольких обликах. То как охотник, сталкивающийся с интересными лицами, когда вовсе не важна его принадлежность к привилегированному сословию, — это ва­риант «естественности» встречи и разговора (таковы его отно­шения с Ермолаем). То он случайный зритель или невольный свидетель встречи, разговора («Свидание», «Контора»). То чув­ствуется сословная дистанция: он — барин, встречающийся с господами, вспоминает о прежних встречах с лицами, проли­вающими свет на происходящее («Ермолай и мельничиха»). То рассказчик как бы совершенно растворяется в повествовании («Певцы»). Но он всегда симпатичен, благороден, стоит ближе к крестьянам-праведникам, чем к господам. Он даже берет сторону угнетенных: уговорил Бирюка помиловать крестьянина, брезгли­во относится к Пеночкину и ему подобным. Это, несомненно,— просвещенный «друг человечества» в духе сороковых годов, проповедующий социальное равенство, видящий пороки крепо­стнической системы, угнетающей униженных и оскорбленных.

Вопросы по докладу:

Сколько рассказов вошло в цикл И.С. Тургенева «За­писки охотника»?

На какие жанры можно условно разделить все произве­дения тургеневского цикла «Записки.охотника»?

Почему можно говорить о том, что «Записки охотника» И.С. Тургенева — ««энциклопедия народной жизни»?

Как изображены в тургеневском цикле помещики и дворяне?

Какие обличья принимает рассказчик в цикле И.С. Тур­генева «Записки охотника»?

Цензура

Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.

Цикл «Записки охотника» — состав сборника

Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».


«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Реферат на тему «Тургенев. Записки охотника»

Цикл И.С.Тургенева «Записки охотника».

В «Записках охотника» реалистически изображены крестьянский и помещичий быт и природа средней полосы России. Герои «Записок охотника» — дворовые люди, крепостные крестьяне и помещики. Мысль о духовной мощи русского народа Тургенев проводит через все рассказы. Центральным конфликтом, лежащим в основе «Записок охотника», является противоречие между духовным богатством и нищенским, рабским положением крестьян.

В «Записках охотника» представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, размышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостнической жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя. В этом произведении автор не предлагает нам ярких сюжетных ходов с активным действием, а большое внимание уделяет портретным характеристикам, манерам, привычкам и вкусам героев. Хотя общий сюжет все же присутствует. Рассказчик совершает вояж по России, но география его весьма необширная — это Орловская область. Он встречается по пути с различными типами людей, в результате чего вырисовывается картина российского быта.

Тургенев придавал большое значение расположению рассказов в книге. Так появляется не простая подборка тематически однородных рассказов, а единое художественное произведение, внутри которого действуют закономерности образной взаимосвязи очерков.

«Записки охотника» открываются двумя тематическими «фразами», каждая из которых включает в себя три рассказа. Сначала даны вариации на тему народного характера — «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». В следующих трех рассказах развивается тема разоряющегося дворянства — «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников».

Следующие рассказы: «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи» — снова развивают тему народа, но в них появляются и все более настойчиво звучат мотивы разлагающегося вредного влияния крепостного права на души людей, особенно это ощущается в очерке «Льгов».

В рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжена тема дворянства, однако в резко обновленном варианте. В «Бурмистре», например, представлен тип помещика новой формации, здесь же дан образ барского слуги. В «Конторе» даны курьезные итоги перенесения старых дворянских привычек хозяйствования на новые формы общественных учреждений и новые типы конторских служителей из крестьян. В очерке «Бирюк» описан странный, загадочный человек, олицетворяющий собой могучие стихийные силы, которые пока неосознанно бродят в душе русского человека.

В следующих далее восьми рассказах тематические фразы смешиваются, и происходит своеобразная тематическая диффузия. Однако в самом конце цикла элегическая нота двух рассказов о дворянине Чертопханове сменяется народной темой в очерках «Живые мощи» и «Стучит».

В «Записках охотника» изображается провинциальная Россия, но ощущается мертвящее давление тех жизненных сфер, которые тяготеют над русской провинцией и диктуют ей свои условия и законы. Первый рассказ данного цикла называется «Хорь и Калиныч». Автор-рассказчик знакомится с помещиком Полутыкиным, страстным охотником, который приглашает его к себе в имение, где знакомит со своими крестьянами, которых достаточно высоко ценит. Первый персонаж — Хорь, в образе которого заложен определенный типаж, довольно распространенный в народе. Хорь хорошо был знаком с практической стороной дела, в его поступках и работе просматривается здравый смысл. Он находится в положении крепостного крестьянина, хотя у него есть возможность откупиться от своего барина. Его приятель Калиныч является полной его противоположностью. У него когдато была жена, а сейчас живет один. Охота стала смыслом его жизни, давая ему возможность контактировать с природой. Герои по-разному смотрят на жизнь, воспринимают различные ситуации, даже манеры их абсолютно противоположны.

Автор не идеализирует крестьян. Тургенев увидел в народных типажах людей здравого смысла, трагедия которых состоит в том, что они не могут реализовать свои таланты и возможности. Хорь много видел, знал и хорошо понимал психологию людских отношений. «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую умную речь русского мужика». Но читать Хорь не умел, а Калиныч — умел, но он лишен был здравого смысла. Эти противоположности в реальной жизни не противоречат друг другу, а дополняют и тем самым находят общий язык. Здесь автор выступил как зрелый мастер народного рассказа, тут определился своеобразный крепостнический пафос всей книги, изображавшей сильные, мужественные, яркие народные характеры, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с национальным достоинством русского человека. В очерке «Хорь и Калиныч» характер помещика Полутыкина набросан лишь легкими штрихами, вскользь сообщается о его пристрастиях к французской кухне, а также упоминается о барской конторе. Но отнюдь не случайной оказывается эта стихия.

В очерке «Контора» представлены подобные французские пристрастия в образе помещика Пеночника, а разрушительные последствия данной стихии показаны в рассказе «Бурмистр». В данном произведении беспощадно разоблачаются разрушительные экономические последствия так называемой цивилиза­торской деятельности верхов. Их манера хозяйствования подрывает основы труда крестьянина на земле. В очерке «Два помещика», например, рассказывается о хозяйственной деятельности одного важного петербургского сановника, который решил засеять маком все свои поля, «так как он стоит дороже ржи, поэтому сеять его выгоднее». С деятельностью этого сановника перекликается хозяйствование на земле помещика Пантелея Еремеевича Чертопханова, который начал перестраивать крестьянские избы по новому плану. Кроме того, приказал всех своих подданных пронумеровать и нашить каждому на воротнике его номер. В подобных бесчинствах провинциального помещика видны другие поступки всероссийского, государственного масштаба. Здесь автор намекает на деятельность Аракчеева — организатора крестьянских военных по­селений.

Постепенно в книге развивается художественная мысль о нелепости векового крепостнического уклада. Например, в рассказе «Однодворец Овсяников» дана история превращения неграмот­ного французского барабанщика Леженя в учителя музыки, гувернера, а затем и в русского дворянина. В «Записках охотника» есть рассказы, которые тяготеют к са­тире, так как в них звучит антикрепостническая тема. Например, в рассказе «Льгов» говорится о крестьянине по прозвищу Сучок, который за свою жизнь служил у господ кучером, рыболовом, поваром, актером в домашнем театре, буфетчиком Антоном, хотя его настоящее имя было Кузьма. Имея несколько имен и прозвищ, личность оказалась полностью обезличенной. Разные судьбы, сочетаясь и перекликаясь с другими, участвуют в создании монументального образа крепостного ига, которое оказывает губительное влияние на жизнь нации. Данный образ дополняет и усиливает природа.

Через всю книгу красной нитью проходит безжизненный пейзаж. В первый раз он появляется в очерке «Хорь и Калиныч», где упоминается об орловской деревне, расположенной рядом с оврагом. В рассказе «Певцы» деревня Колотовка рассечена страшным оврагом прямо по середине улицы. В очерке «Бежин луг» заблудившийся охотник испытывает «страшное чувство», попав в лощину, похожую на котел с пологими бокалами. Образ страшного, проклятого людьми места неоднократно появляется в повести. Пейзажи подобного рода концентрируют в себе вековые народные беды и невзгоды, связанные с русским крепостничеством.

Данное произведение лишено патриархального благообразия, так как в нем затронут всероссийский социальный конфликт, а также сталкиваются и спорят друг с другом два национальных образа мира, две России — официальная, мертвящая жизнь, и народно-крестьянская, живая и поэтическая. Кроме того, все герои тяготеют к двум разным полюсам — мертвому или живому. В создании целостного образа живой России активную роль также играет природа. Лучшие герои этого произведения не просто изображены на фоне природы, но и выступают как ее продолжение. Таким образом достигается в книге поэтическое ощу­щение взаимной связи всего живого: человека, реки, леса, степи. Душой этого единства является личность автора, слитая с жизнью народа, с глубинными пластами русской культуры. Природа тут не является равнодушной к человеку, наоборот, она очень строга в своих отношениях с ним, так как она мстит ему за слиш­ком бесцеремонное и рациональное вторжение в ее тайны, а также за чрезмерную смелость и самоуверенность с ней.

Особенность национального характера раскрывается в рассказе «Смерть», где перечисляются трагические истории о смерти подрядчика Максима, крестьянина, мельника Василя, разночинца-интеллигента Авенира Соколоумова, старушки-помещицы. Но все эти истории объединены одним общим мотивом: перед лицом смерти в русском человеке проявляются сердечные струны. Все русские люди «умирают удивительно», так как в час последнего испытания они думают не о себе, а о других, о близких людях. В этом заключается источник их мужества и душевной выносливости. Многое привлекает писателя в русской жизни, но и многое отталкивает. Однако есть в ней одно качество, которое автор ставит очень высоко, — это демократизм, дружелюбие, живой талант взаимопонимания, который не истребили из народной среды, а только, наоборот, заострили века крепостнического права, суровые испытания русской истории. Имеется в «Записках охотника» еще один лейтмотив — музыкальная одаренность русского народа, который впервые заявлен в «Хоре и Калиныче». Калиныч поет, а деловитый Хорь ему подпевает. Песня объединяет в общем настроении даже такие противоположные натуры. Песня является тем началом, которое сближает людей в радостях и горестях жизни.

В очерке «Малиновая вода» у персонажей есть общие черты: все они неудачники. И в конце очерка на другом берегу незнакомый певец затянул унылую песню, которая сближает людей, так как через отдельные судьбы ведет к общерусской судьбе и род­нит тем самым героев между собой. В рассказе «Касьян с Красивой Мечи» среди полей слышен скорбный напев, который зовет в путь-дорогу, прочь от земли, где царят неправда и зло, в страну обетованную, где все люди живут в довольстве и справедливости. В такую же страну зовет героев песня Якова из рассказа «Певцы». Здесь поэтизируется не только пение Якова, но и та духов­ная связь, которую его песня устанавливает в очень разных по положению и происхождению персонажах. Яков пел, но вместе с ним пели и души людей, окружающих его. Песней живет весь Притынный кабачок. Но Тургенев является писателем-реалистом, поэтому он покажет, как такой порыв сменяется душевной депрессией. Далее следует пьяный вечер, где Яков и весь мир в кабачке становятся совершенно другими.

В сборнике имеются рассказы, проникнутые особым лиризмом. Например, «Бежин луг» по изяществу резко отличается от других новелл данного цикла. Автор много внимания уделяет здесь стихии природы. Путешественник ближе к вечеру сбился с дороги и решил выбрать себе ночлег. Выходит на костер, горящий возле реки, у которого сидят крестьянские ребятишки, пасущие коней. Охотник становится свидетелем их разговора. Он в восторге от тех народных повестей, с которыми он познакомился при этом. Интересен рассказ Кости о Гавриле, слободском плотнике, который столкнулся с русалкой. Он пошел навстречу ей, но внутренняя сила остановила его, он положил крест, после чего она перестала смеяться и заплакала, сказав: «Убиваться же тебе до конца дней». Здесь сатанинская сила побеждена крестным знамением, но она способна внедрить в человека печаль.

Заканчиваются «Записки охотника» очерком «Лес и степь». Здесь нет героев, но есть тонкое лирическое описание природной стихии, красоты природы и бытия человека в ней. Эти две противоположности не теснят, не мешают, а взаимно дополняют друг друга. И лес, и степь вызывают восторг у путешественника, они ему одновременно нравятся. Человек должен тоже гармони­чески вписаться в природу. Очерк проникнут жизнеутверждающим оптимистическим настроением, так как все это важно для здорового существования людей.

Влияние на литературу и историю

По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.

Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.


«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Тема, проблема, идея и значение произведения

При знакомстве с рассказами, которые входят в сборник «Записки охотника», выделить основную идею и тему, объединяющую все произведения, несложно. Любовь к родной земле и к своему народу прослеживается уже с первых строк, и этой любовью пронизаны все рассказы цикла. Тургенев, показывая человеческие качества, характеры и образы крестьян, преследовал главную идею, объединяющую все рассказы цикла, которая заключалась в разоблачении уродливости крепостничества, выражении своего протеста против него.

Для того, чтобы раскрыть основную идею цикла, писатель затрагивает тему жизни крепостных крестьян, их нравственные и духовные качества. На фоне оскудения духовных и нравственных качеств дворянства картины, описанные Тургеневым в его рассказах, выглядят особенно ярко. То есть основная идея заключалась не только в выражении протеста и разоблачении пороков крепостничества, но и в том, чтобы показать моральное и духовное превосходство крестьян над своими господами.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 440 руб.
  • Реферат Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 270 руб.
  • Контрольная работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В цикле рассказов «Записки охотника» Тургенев поднимает несколько важных проблем:

  • проблема крепостного права. Эта проблема является центральной, все остальные проблемы вытекают из основной.
  • проблема человека, который неукоснительно выполняет свой служебный долг. Эта проблема связана с образом главного героя. Писатель говорит о том, что человек, выполняющий все обязанности, становится изгоем. Его ненавидят и боятся.
  • проблема неукоснительного следования своим жизненным принципам и причины, которые вынуждают отступить от этих принципов.
  • проблема взаимоотношения человека, следующего своим обязанностям, с другими людьми.

Природа и язык

Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.

«Записки охотника» были переведены на всей европейские языки.

Поделиться новостью в Соцсетях:

  • Тургенев лес осенью рассказ
  • Тургенев иван сергеевич сказки
  • Турбаза сказка семилуки официальный сайт
  • Турбаза сказка тверская область
  • Тургенев воробей читать полностью рассказ