Тургенев рассказ перед охотой

Подборка по базе: реферат по впд радиоэлектроника в повседневной жизни.docx, физическая культура и здоровый образ жизни студента.docx, основным проявлением нравственной

Подборка по базе: Реферат по ВПД Радиоэлектроника в повседневной жизни.docx, Физическая культура и здоровый образ жизни студента.docx, Основным проявлением нравственной жизни человека является чувств, Колесо жизни.docx, Труд всей моей жизни.docx, Охрана и защита жизни детей.docx, Реферат здоровый образ жизни.docx, Первоначально отнятие жизни у человека.docx, Проблема смысла жизни.docx, Проанализируйте и сравните, как меняется роль семьи для человека


«Дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал»

В мое отсутствие Тургенев продолжал рассказывать детям моим свои послеобеденные сказочки, которые он, так сказать, импровизировал. Первая сказка, при мне им придуманная, не займет и страницы печатной, так она была мала и так похожа на одно из его стихотворений в прозе. Вот она:

«Капля жизни

У одного бедного мальчика заболели отец и мать; мальчик не знал, чем им помочь, и сокрушался.

Однажды кто-то и говорит ему: есть одна пещера, и в этой пещере ежегодно в известный день на своде появляется капля, капля чудодейственной живой воды, и кто эту каплю проглотит, тот может исцелять не только недуги телесные, но и душевные немощи.

Скоро ли, долго ли, неизвестно, только мальчик отыскал эту пещеру и проник в нее. Она была каменная, с каменным растрескавшимся сводом.

Оглядевшись, он пришел в ужас — вокруг себя увидел он множество гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Но делать было нечего, он стал ждать. Долго ждал он. Наконец, видит: на своде появилось что-то мокрое, что-то вроде блестящей слизи, и вот понемногу стала навертываться капля, чистая, как слеза, и прозрачная. Казалось, вот-вот она набухнет и упадет. Но едва только появилась капля, как уже все гады потянулись к ней и раскрыли свои пасти. Но капля, готовая капнуть, опять ушла.

Нечего делать, надо было опять ждать, ждать и ждать.

И вдруг снова увидел он, что мимо него, чуть не касаясь щек его, потянулись кверху змеи, и гады разинули пасть свою. На мальчика нашел страх — вот-вот, он думал, все эти твари бросятся на меня, вонзят в меня свои жала и задушат меня; но он справился с своим ужасом, тоже потянулся кверху, и — о чудо! Капля живой воды капнула ему прямо в раскрытый рот. Гады зашипели, подняли свист, но тотчас же посторонились от него, как от счастливца, и только злые глаза их поглядели на него с завистью.

Мальчик недаром проглотил эту каплю — он стал знать все, что только доступно человеческому пониманию, он проник в тайны человеческого организма и не только излечил своих родителей, стал могуществен, богат, и слава о нем далеко прошла по свету».

— И только-то? — спросили дети.

— А чего же вам еще? — возразил Тургенев,— ну, на этот раз с вас довольно. Завтра начну вам рассказывать длинную сказку, только дайте подумать.

Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

Тургеневский ежегодник 2015 года/ Сост. И ред. – Л.В. Дмитрюхина, Л.А. Балыкова.- Орел: Издательский Дом «Орлик», 2016.

План

Биография

Сказки сюжет плюс поэтика, образы, связь с мифами и фольклором. Выразительные особенности, дидактика.

Притча о лягушке

Самознайка

Капля жизни

Степовик

Последний колдун – творческая история. Дидактика

Иван Сергеевич Тургенев — истинно выдающийся русский писатель. Тургенев – поэт, драматург, автор 83 произведений редчайшего в русской литературе жанра – стихотворений в прозе. Он известен как талантливый сотрудник многих русских и зарубежных газет, и журналов середины девятнадцатого столетия. Но мало кто знает, что Тургенев писал ещё и замечательные сказки.

Классик русской литературы Иван Сергеевич Тургенев ни в 19, ни в 20 веке не был известен в России как сказочник. Дело в том, что сказочные произведения писателя были известны как устные импровизации и отрывки из его писем к французским друзьям, в 1970 году опубликованные за рубежом и относительно недавно переведённые на русский язык.

В 2005 году в г. Орле увидело свет прекрасное подарочное издание «Сказки», книга издательского дома «Орлик», которая долгое время казалась несбыточной мечтой работников Музея И.С. Тургенева в Орле. Осуществить давнюю мечту музейных работников и тех читателей, которые слышали о Тургеневе-сказочнике, но не читали его сказок, смогли директор ООО издательского дома «Орлик» Александр Владимирович Воробьёв, заведующая Орловским литературным музеем, старший научный сотрудник Музея И. С. Тургенева, Людмила Анатольевна Балыкова.

В этом замечательном сборнике три части:

Часть 1 – «Сказочные импровизации».

В неё входят 3 сказки и 3 стихотворения.

Сказки:

«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке»;

«Капля жизни»;

«Самознайка».

Стихотворения:

«Синица»;

«Жил-был некакий мальчишка»;

«Гроза промчалась».

Часть 2 – «Удивительные истории».

В неё входят 1 сказка, 2 стихотворения и 1 рассказ.

Сказка:

«Степовик».

Стихотворения:

«Лесная тишь»;

«Перед охотой».

Рассказ:

«Перепёлка».

Часть 3 – «Переводы волшебных сказок».

В неё входят 2 сказки и 1 стихотворение.

Сказки:

«Синяя борода»;

«Волшебница».

Стихотворение:

«Садовник».

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле. Детские годы он провёл в богатой усадьбе матери Спасское — Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии.

Любовь к сказке родилась у Тургенева ещё в детстве. Правда, таких книг, как сегодня, в то время было немного. Но именно впечатления детства впоследствии лягут в основу творчества.

Запомнились Ивану Тургеневу приезды в дом самого русского поэта В. А. Жуковского, который представал перед ним на домашней сцене в роли волшебника в длинном плаще и в колпаке с золотыми звёздами. Как чудо являлись Ване сказочные персонажи из старинных рассказов про колдунов, разбойников, оборотней.

Вероятно, сказки рассказывала почитаемая в доме Тургеневых няня Наталья Васильевна.

В доме Тургеневых любили книгу. Известно, что в библиотеке Тургеневых сохранилось издание сказок народов мира на французском языке. Маленького Тургенева особенно притягивала «библиотечная», где «стояли запыленные шкафы домашней работы».

В наше время сохранились воспоминания друга Тургенева Полонского, который рассказывал, как писатель Летом 1881 года, в последний приезд писателя на родину в Спасском было многолюдно. Гостями его в это лето, как, впрочем, и всегда, когда он бывал здесь, были многие друзья писателя, имена которых были уже всеобще известными. В это лето приехали к Ивану Сергеевичу его друзья Полонские, в семье которых было трое детей.

В своих воспоминаниях Яков Петрович Полонский очень интересно рассказал о том, что «дети вообще любили Тургенева и обращались с ним иногда без всякой церемонии, готовы были теребить его и за нос, и за бороду, и всегда он им что-нибудь рассказывал», часто лежа на большом удобном диване, получившем прозвище «Самосон». Дети не давали ему отдохнуть, но он был настолько терпелив, относился к ним с таким большим пониманием, что никогда не делал им замечаний, не прогонял, а мужественно переносил все эти неудобства. Когда же видел, что отдохнуть не удастся, начинал рассказывать им только что придуманные сказки. Дети прекращали шалить и внимательно слушали Ивана Сергеевича, так как его сказки действительно были очень хороши.

Я. П. Полонский в своих воспоминаниях приводит в сокращении слышанные им лично от И. С. Тургенева две сказки: «Капля жизни» и «Самознайка». Последнюю Тургенев сочинял и рассказывал в несколько приёмов и детям, и взрослым.

Сказки весьма лаконичны, но поучительны и ярки.

Капля жизни

Повествует о храбром мальчике, у которого случилось несчастье: у него заболели отец и мать. Однажды кто-то ему сказал, что есть пещера, в которой каждый год появляется капля чудодейственной воды, что может исцелять не только недуги телесные, но и душевные.

Но пещера населена множеством гадов самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных. Храбрый малыш преодолевает смертельный страх, проходит мимо гадов, находит и проглатывает чудодейственную каплю, став обладателем всего, что только доступно человеческому пониманию. Он благодаря чувству человеколюбия и смелости проник в тайны человеческого организма и стал могуществен, богат, а слава о нём далеко пошла по свету.

Мораль: чтобы помочь близким, можно пройти через любые трудности.

Но эта сказка — небольшая устная импровизация.

Схожа с построением волшебной сказки

— описание испытаний, выпавших на долю героя

— в развязке побеждает добро

в сказках И.С.Тургенева присутствуют волшебные помощники: «Однажды кто-то и говорит ему…» («Капля жизни»)

Мифические образы – змеи

Сюжет интересующих нас волшебных сказок И.С.Тургенева строится на основе инициального ритуала: герой выезжает из дома, путь героя – ось повествования, конец – герой прибывает домой. Дом в волшебной сказке И.С.Тургенева – тот же ритуальный социум, сверхъестественные силы изымают человека оттуда и отправляют по магическому маршруту. Сказка, в силу специфики жанра, не располагает никакими топографическими сведениями, но безусловно одно – дорога ведет в потусторонний мир.

Здесь очень важны следующие моменты:

в волшебных сказках граница между “здешним” миром и “потусторонним” (домом и волшебным царством, жизнью и смертью) охраняема. Стражи границы (например, в сказке И.С.Тургенева «Капля жизни», — «множество гадов».

Время сказки, в том числе и сказок И.С.Тургенева «Капля жизни», «Самознайка», «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке», неопределенное, так же, как и место. Как отмечает С.Б.Адоньева, сказочное повествование представляет собой «последовательность ситуаций, каждая из которых воспринимается как происходящая в данный момент.

сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты данного жанра строятся с помощью установленных традицией клише. Их мы обнаруживаем и в сказках И.С.Тургенева

— сказочная концовка, финал: «…и слава о нем далеко прошла по свету» («Капля жизни»);

— клишированное описание места действия:

«Пещера была каменная, с каменным растрескавтрескавшимся сводом» («Капля жизни»);

— использование общефольклорных эпитетов и сравнений: «бедный мальчик», «живая вода», «капля чистая, как слеза» («Капля жизни»); «бледен, как смерть», «несчастный брат» («Самознайка»), «злющая-презлющая», «чудесная песня» («Сказка о серебряной птице и желтой лягушке»); «крепкий сон» («Степовик») и др.;

— различные лексические повторы: «ждать, ждать, ждать» («Капля жизни»), «мало-помалу», «меньше, меньше, меньше», «пухнуть, пухнуть», «расти, расти», «строит, строит», «беда, большая беда» («Самознайка») и др.

здесь Тургенев следует традициям русской народной сказки: у него образ «капли жизни» восходит к «живой воде», воскресавшей мертвых. В его сказке именно знание становится подлинным кладом, обретение которого требует и терпения, и бесстрашия, и любви. Известно, что «Капля жизни» была сочинена для того, чтобы пробудить стремление к учению у детей Я.П.Полонского, гостившего в Спасском. Она развивает просветительские традиции Даля, Одоевского, Погорельского. Указанная сказка продолжает тему путешествия за знаниями.

Сказка писателя «Самознайка», как и «Капля жизни», имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей: Замечу только, что отношения Тургенева к детям были самые нежно-заботливые, отеческие. Не раз он экзаменовал их и не раз приводил им в пример бедных крестьянских мальчиков, если замечал в них какой-нибудь каприз, недовольство или нетерпение. Самые сказки о «Живой капле» и «Самознайке» в устах его имели педагогическую цель; он рассказывал их не просто ради приятного препровождения времени, и, смею думать, сказки эти оставляли кое-какие следы в уме детей: по крайней мере старший сын далеко уже не так часто говорил, что он знает то или это, до того прозвище Самознайки показалось ему обидным.

«Сказка о серебряной птице и зелёной лягушке».

Сказка о том, как в конце небесного путешествия на хвосте серебряной птицы зелёная лягушка превратилась в жёлтую. В отличие от подобного сюжета в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница», у Тургенева птица изначально наделена чертами существа необыкновенного. Она не только чрезвычайно добра, она ещё и удивительно красива – она вся отливает серебром. Особенно красив её длинный хвост, вызывающий зависть лягушке. Она живёт в ветвях высокого дерева, она витает в небе, поёт песни восходящему солнцу. И всё-таки она одинока и с готовностью спешит помочь лягушке вскарабкаться на дерево и увидеть открывающийся оттуда мир…

И чем же всё заканчивается? Фантастический ночной полёт лягушки на хвосте серебряной птицы заканчивается с наступлением зари. Лягушка отныне будет жить в грязном болоте, став еще более безобразной. А серебряная птица полетит к своему дереву и запоёт чудесную песню утренней зари.

Мораль: Принимай добро с благодарностью, а не со стремлением получить выгоду. «— Хочу вырвать пёрышко из твоего хвоста

и сделать из него себе украшение, — отвечала

лягушка и продолжала тянуть пёрышко к себе».

В качестве признаков, которые позволяют нам относить сказки И.С.Тургенева к промежуточным (маргинальным) между волшебными сказками и другими жанрами, выделяем следующие:

1. Ослабление оппозиции свой – чужой.

В текстах И.С.Тургенева чудовище не конкретизируется (подчеркивается его страшный внешний вид: «…множество гадов, самого разнообразного вида, с злыми глазами, страшных и отвратительных» («Капля жизни»), «…маленькая зелёная лягушка…злющая–презлющая» («Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»), «зелёная женщина… на него зла» («Самознайка»). Заметим, что во всех этих вариантах уже внешний вид чудовища явно показывает его принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

Второе существенное отличие сказки И.С.Тургенева от народной – это фактическое отсутствие отправки героини и поисков. Например, в произведении «Степовик» перемещение в иной мир отсутствует, вместо того автор называет точное место действия: «…бескрайние степи, что начинаются за Доном…».

Заметим, что и финал сказки у писателя может быть неблагополучным. Примером служит «Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»: «… лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем желтой… И осталась такой на всю жизнь».

2. Ироническое отношение к сказочному сюжету и героям.

Сюжет сказок И.С.Тургенева вполне соответствует традиционному, однако отношение рассказчика к описываемым событиям явно ироническое. Это проявляется и в характеристике героя, и в мотивировке его поведения: «Его тотчас же … вытащили из кучи, всего выпачканного в вишнёвом соку, с си-зыми губами и полным животиком» («Самознайка»); «…болото было таким грязным и лягушка так струсила, что из зелёной стала совсем желтой…» («Сказка о серебряной птице и жёлтой лягушке»).

Персонажи:

  • использование имен героев (например, в сказке «Самознайка» даны прозвища: «Первого из них звали Самознайкой… Другого мы будем называть просто – Рассудительный»),
  • нестандартный (неволшебный) помощник («дряхлый садовник» в сказке «Самознайка»).

Самознайка

«Самознайка». «Жили – были два мальчика – два брата», один из которых, по имени Самознайка, был самоуверен, хвастлив, а потому часто лжив. Второй, по имени Рассудительный, был вдумчив, рассудителен, иногда мнителен. Самознайка ни над чем не задумывался. Как только назревала новая неразрешенная ситуация, он выкрикивал: «О, я знаю, я сумею, я найду» и т. д. И естественно, у него ничего не получалось, так как он никогда ни о чём не задумывался, и все действия его получали характер легкомысленного хвастовства. Над ним потешались вслух, его стыдили, пытались усовестить, но тщетно: Самознайка был неисправим. Дошло до того, что, не желая быть уличённым в незнании ответа на вопрос, что же это за шестая часть света, о которой он говорит, мальчишка, не раздумывая, ответил: «География».

Над этой-то концовкой и хохотали слушатели Ивана Сергеевича, среди которых был и Лев Николаевич Толстой…

У брата Самознайки, Рассудительного, всё ладилось, всё ему удавалось, так как он был честен и вдумчив. А что же было в сказке, как разворачивался сюжет, вы узнаете, прочитав сказку «Самознайка».

Особенности поэтики

«зелёная женщина… на него зла» («Самознайка»). Заметим, что во всех этих вариантах уже внешний вид чудовища явно показывает его принадлежность к иному, нечеловеческому миру.

использование мотивов, в меньшей степени характерных для жанра сказки (например, мотив получения денег и отправки в путешествие в сказке «Самознайка»);

Сказка писателя «Самознайка», как и «Капля жизни», имела педагогическую цель. И.С.Тургенев рассказывал не просто ради приятного препровождения времени. Сказка эта, по словам Полонского, оставляла след в уме детей. Прослушав ее, они боялись прослыть «Самознайкой», имя которого стало нарицательным. В похождениях незадачливого Самознайки настойчиво звучит излюбленный тургеневский мотив: самоуверенность, нежелание трудиться оборачиваются неволей. Здесь выразилось коренное убеждение писателя: безграмотный человек — все равно что слепой или безрукий, без знаний — нет свободы.

степовик это изящное прозаическая миниатюра, которую Тургенев написал на французском языке. История повествует о мужчине, который однажды в степи повстречал маленького человечка, сделанного из веток и травы. Сказка обрывается на моменте знакомства главных героев, так что нам никогда не удастся узнать, чем она закончилась, и какова мораль…в этом произведении мы видим мифологическое начало. Степовик — это дух хозяин степи в русской мифологии.

188170 html b816b940ba7262aa

188170 html cdc25dcb156799ac

Произведения И.С.Тургенева «Капля жизни», «Степовик», «Самознайка» и «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке» схожи с народными сказками с точки зрения их назначения: они создавались, прежде всего, с целью развлечения, хотя и имели воспитательные цели.

Последний колдун

Пьеса-сказка И. С. Тургенева ≪Последний колдун≫

(1867 г.) представляет собой либретто оперетты-фантазии,

музыку которой сочинила французская певица, композитор и музыкальный педагог Полина Виардо. В своё время постановка оперетты на сценах Баден-Бадена,

Веймара и Карлсруэ стала уникальным опытом сотрудничества двух гениальных авторов. В своей сказочной фантазии автор обращает читателя к миру природы, который

видится ему ≪целым миром чудес≫.

Иван Сергеевич не только соглашается написать либретто, но и обещает принять участие в будущем спектакле как актер — исполнителей-мужчин в школе Виардо не хватало. Петь, правда, он не мог, но по всем другим статьям подходил идеально. Да и опыт усадебного театра в Спасском пригодился.

Внимательно вглядываясь в текст, я обнаружил его удивительное сходство с сюжетом …шекспировской «Бури». Действительно, и тут, и там в центре образ немолодого волшебника, у обоих — молоденькая дочка, которая чудесным способом встречает свою первую любовь к принцу, и тут, и там — слуга-оборотень, и еще немало сближений. При этом, конечно, многое разнится. Главное отличие в том, что Просперо у Шекспира полон волшебных сил, а Кракамиш утратил свое былое могущество и ищет способ его вновь обрести. К финалу же оба волшебника приходят к осознанию простой истины: надо быть Человеком, просто человеком, и тогда не понадобится ни волшебный жезл, ни волшебная «ветвь Моли»!Начав с разных концов, оба автора приводят своих героев к сходному результату в финале.

«Буря» была последней сказкой Шекспира, говорят, имела весьма автобиографический подтекст. Тургенев тоже всё писал «из себя», недаром же сыграл Кракамиша и, по свидетельствам доброжелательных современников, весьма обаятельно и со знанием дела…

Орловский драматический театр имени Тургенева, единственный, носящий имя великого русского классика, вызвался поставить оперу-фантазию. Обозначилась главная проблема: где найти музыку Полины Виардо?! Мы знали, что она имелась когда-то в музее Веймарской оперы. Запрос дал отрицательный результат: Театральный архив в Карлсруэ в период Второй мировой войны был уничтожен, и вместе с ним погибли такие документы, как либретто, вокальные партии и партитура.

Помощь пришла из Канады, от тургеневеда Николая Жекулина. Непостижимым образом ему удалось переснять ноты «Колдуна» в одном из американских банков, где те, оказывается, хранились, и переслать их во Францию, в Париж. И вот уже директор и создатель Музея Тургенева в Буживале Александр Звигильский всю ночь стоит у копировальной машины и страницу за страницей копирует драгоценные значки, а затем срочно высылает чемодан с нотами в Россию, в Орёл, в Музей Тургенева.

Особенности поэтики

Сюжет оперетки очень не сложен. Где-то далеко, за тридевятью землями, живет в большом лесу колдун, по прозванию Кракамиш. Он был некогда очень могуч и грозен; но волшебство его выдохлось, сила ослабела, и теперь он едва перебивается, в поте лица добывая своим волшебным жезлом лишь насущное пропитание. Великолепные палаты, им воздвигнутые, понемногу съежились в желтую хижину; слуга его, великан и силач, способный ворочать горами, как сахарными головами, превратился в тщедушного и тупоумного карлика. Кракамишу этот упадок собственного значения еще потому особенно чувствителен, что у него дочь, по имени Стелла, которой он готовил блестящую будущность… В том же лесу обитают духи женского пола — эльфы; ими предводительствует царица. Эти эльфы — заклятые враги Кракамиша; им очень было не по нутру, что он вздумал поселиться в их родном лесу; но тогда они не могли этому воспротивиться; теперь же они всячески досаждают старику, бесят его, выводят его из терпения. В соседстве леса живет один царь; у него сын, принц Лелио, который часто ходит охотиться в этот самый лес. Царица эльфов взяла его под свое покровительство и хочет женить на Стелле, которую она полюбила, несмотря на то, что она дочь Кракамиша, — и, конечно, достигает своей цели.

Ив. Тургенев

Баден-Баден, 11 / 23 апреля.

Поскольку в создании этого утонченного поэтического произведения участвовали четыре нации — Россия, Германия, Франция и Италия (подлинно интернациональное произведение),—следует предполагать, что в нем скрыт высокий дипломатический смысл, особенно потому, что именно сейчас в Берлине было принято китайское посольство, а иначе в нем никакого смысла не найдете…»

Интертекст

…с веткой травы Моли́, уже известной грекам и упомянутой в Одиссее. — Моли — сказочная волшебная трава, вроде разрыв-травы в русских сказках. Она упоминается в десятой песне «Одиссеи»: Эрмий (Гермес) вручает эту траву Одиссею, чтобы он с ее помощью противостоял чарам Цирцеи.

И в заключение можно сказать, что безусловно сказки Тургенева несут дидактическую цель, также на страницах фантастических рассказов и сказок И.С. Тургенева оживают герои древнерусских преданий: Серебряная птица, Степовик, Русалка, леший. Тургенев в своих сказках хочет донести основный смысл жизни: главные человеческие ценности, без которых мир не мог бы существовать, — это любовь к ближнему, добропорядочность, стремление к знаниям.

«Детская книга – это весенний луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных в эту благодатную почву семян»

Список литературы:

  • «СТЕПОВИК» И.С.ТУРГЕНЕВА И ПЕРСОНАЖИ РУССКИХ БЫЛИЧЕК «Учёные записки»
  • Тургенев И.С. Сказки. Стихи и сказки для детей / Составитель, автор послесловия и переводчик двух сказок
  • Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995
  • Адоньева С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. — Л.: ЛГУ, 1989.
  • Мелетинский. Е. М. От мифа к литературе. — М., РГГУ. 2000.

Бурмистр Софрон — один из главных героев рассказа Тургенева “Бурмистр” – крайне жёсткий бурмистр в деревне Шипиловка, которая принадлежит барину Аркадию Павлычу Пеночкину .

Он был небольшого роста, с бородой, широк в плечах, имел красный нос и маленькие глаза. Софрон был женат, у него также был сын – местный староста, глупый, но очень огромный детина.

Бурмистр Софрон сначала предстаёт перед нами загулявшим, постоянно любезничающим мужичком, а поутру, когда он протрезвел, то стал другим -­ серьёзным, с твёрдым взглядом, отвечающим только по существу.

В тот день, произошло событие, которое показало его не как хорошего хозяйственника, а как безжалостного человека, у которого нет ни капли милосердия. Пришёл деревенский мужик Антип жаловаться барину на Софрона. Оказалось, что он отдал двух его сыновей в некруты, и последнего хочет. Кроме этого, на днях, он забрал единственную корову и избил жену.

После, один знакомый рассказчика, отозвался о нём как о собаке, такой, которой до самого Курска не найдёшь. Бьёт всех крестьян, обобрал их до нитки, обижает страшно. Также он уверенно заявил, что теперь Антипу совсем жизни не будет.

Год:
1851 Жанр:
рассказ

Главные герои:
рассказчик, помещик Аркадий Пеночкин, Софрон

Аркадий Павлович Пеночкин молодой помещик, сосед автора по даче. Отставной офицер славится своим гостеприимством, а также слывет завидным женихом. Но ни прекрасное образование, ни манеры не способны скрыть двуличие молодого человека. Автор оказывается у Пеночкина в гостях и удивляется тому, как жестоко тот расправляется со слугой из –за не подогретого вина. Позднее соседи вместе едут в деревню к Аркадию Павловичу. Автор отмечает незавидное положение крестьян Шипиловки, виной которому суровое и несправедливое отношения бурмистра и самого Пеночкина.

Главная мысль.
Таким образом в произведении демонстрируются лицемерие и жестокость имущих власть. Писатель хочет сказать, что полномочия, которыми обладают помещик и его помощники, порождают безразличие к судьбе своих крепостных.

Читать краткое содержание Тургенев Бурмистр

Прогрессивный помещик, о котором все в свете хорошо говорят, вызывает неприязнь автора. Показной кроткий и веселый характер Аркадия Павловича на деле скрывает за собой жестокость и равнодушие. В этом убеждается автор, когда гостит у соседа. Пеночкин хвалится своей деревней, а особенно талантливым, на его взгляд, бурмистром, у которого никогда не бывает недоимок.

Позднее соседи вместе едут в Шипиловку. Показательно также поведение Пеночкина в деревне: он прислушивается только к словам бурмистра, а на беды крестьян не обращает внимание. Всеми делами вместо помещика занимается Софрон Яковлевич. Бурмистр также жесток с крестьянами, как Антон Павлович. Софрон заискивает перед хозяином, но несправедливо обходится с простыми людьми.

В ходе визита к Пеночкину обращается старик Антип. Крестьянин жалуется, что Софрон отдал двух его сыновей в рекруты вне очереди и хочет отнять последнего, а также наносит ущерб хозяйству и даже поднимает руку на его жену. Но Антон Павлович недоволен тем, что его побеспокоили. Помещика устраивает, как ведет дела Софрон Яковлевич. Под управлением сурового бурмистра крестьяне вовремя платят оброк, хотя сами остаются ни с чем. Пеночкин воспринимает жалобы на Софрона как бунт, едва удерживается от немедленной расправы с Антипом и его сыном.

В рассказе полностью отражается плачевное положение простых людей в России. Крепостное право одинаково дурно влияет как на помещиков, так и на самих крестьян.

Картинка или рисунок Бурмистр

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Житков Про слона

    Рассказчик на корабле подплывал к индийскому берегу и все думал, какие индусы на вид и встретит ли он слонов. Когда судно причалило, мужчина был поражён увиденным: светило яркое солнце и везде были люди с темными лицами и белоснежными зубами.

  • Краткое содержание Мой лейтенант Гранин

    Произведение было создано для тех людей, кто хочет лицезреть сюжет Великой Отечественной войны с победой и патриотизмом. Автор открывает и показывает перед нами войну изнутри

  • Краткое содержание Шергин Для увеселения
  • Краткое содержание Волхв Фаулз

    Главный герой романа — Николас Эрфе, от его имени и ведется повествование. Отслужив в армии, он поступает в Оксфорд и рано теряет родителей в авиакатастрофе. На оставшиеся от родителей немногочисленные сбережения он покупает поддержанную машину

  • Краткое содержание Астафьев Фотография, на которой меня нет

    В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться

Летом и осенью 1846 года Иван Сергеевич Тургенев жил в своем имении Спасское-Лутовиново, где часто охотился. Когда писатель вернулся в Петербург, к нему обратились из редакции «Современника» с просьбой заполнить один из разделов журнала. Так стали появляться рассказы, которые автор отобрал в сборник «Записки охотника» и опубликовал затем отдельной книгой. В сборник вошел и рассказ «Бурмистр»
, написанный Тургеневым в июле 1847 года в Зальцбрунне.

Произведение наглядно демонстрирует безотрадное положение крестьян во время крепостного права. Автор дает развернутую характеристику молодому помещику, бывшему гвардейскому офицеру Аркадию Павлычу Пеночкину. Его образ
представлен в двух плоскостях: через одобрительное отношение людей из своего окружения и негативное мнение об этом человеке автора повествования.

Общество считает Аркадия Павлыча строгим, но справедливым и прогрессивным помещиком. Сам Пеночкин всячески стремится поддерживать статус человека выдержанного, культурного, прекрасно образованного и воспитанного. Но под внешней скромностью и хорошими манерами героя скрываются жестокость и бессердечность. С крепостными помещик разговаривает спокойно, но жестоко наказывает их за малейшую провинность.

Сделав своих крестьян полностью зависимыми от злого бурмистра Софрона, Пеночкин не хочет даже вникать в их бедственное положение. Ему безразлична судьба несчастной семьи старика Антипа. Главное, чтобы оброк платился исправно, и никто не докучал жалобами. Панический страх крепостных перед репрессивной системой Пеночкина хорошо показан Тургеневым в сценах с камердинером Федором и приездом барина в Шипиловку. Завидев экипаж помещика, вся деревня будто вымерла.

Главные герои
рассказа помещик Пеночкин и бурмистр Софрон – совершенно разные люди. Однако их роднит жестокое отношение к крепостным. Утонченный Пеночкин и грубый Софрон одинаково циничны и эгоистичны. Тургенев развенчивает показную интеллигентность и доброту Аркадия Павлыча. Тот нисколько не лучше душегуба Софрона. Пеночкин – один из наиболее ярких отрицательных героев во всем сборнике. Белинский назвал его «мерзавцем с тонкими вкусами».

Образ Софрона
формируется из мнений о нем трех персонажей: рассказчика, Пеночкина и крестьянина Анпадиста. Аркадий Павлыч восторгается своим управляющим: «Бурмистр у меня там молодец»
. Софрон подыгрывает барину, изображая любовь и преданность. Но в его слащавых словах явно чувствуются фальшь и лицемерие.

Речь бурмистра производит весьма комическое впечатление. С одной стороны, Софрон старается щегольнуть «барским словцом»
, а с другой – придать своим высказываниям лестный для Аркадия Павлыча смысл. Не менее комичными выглядят и хозяйственные старания Софрона: фронтон с безграмотной надписью над скотным двором, флюгер на ветряной мельнице, посыпанные песком дорожки на гумне. Видно, что бурмистр пытается придать своему дому лоск барской усадьбы.

Но нельзя назвать настоящим хозяином человека, который так бессмысленно тратит деньги. Главный талант Софрона – умение обдирать крестьян как липку, пользуясь их зависимым положением. Свое благополучие бурмистр строит на разорении односельчан и обмане помещика.

Мнение простого крестьянина Анпадиста в финале произведения окончательно характеризует Софрона: «мошенник беспардонный, пес»
. Чтобы оставить читателя под впечатлением от этих слов, Тургенев заканчивает рассказ нейтральной фразой: «Мы отправились на охоту»
.

Картины русской природы в рассказах из сборника «Записки охотника» занимают весомое место и служат автору дополнительным средством для оценки персонажей. Положительные герои изображены в единстве с природой, отрицательные – в конфликте с ней. В рассказе «Бурмистр» положительных героев нет, поэтому отсутствуют здесь и красивые пейзажные сцены. Есть лишь скупые наброски из нескольких слов. Тем символичнее и выразительнее упоминание грязной лужи, возле которой на коленях перед Пеночкиным стоят просители.

Мастерство писателя, глубина образов, новый подход к изображению людей из народа сделали «Записки охотника» важным этапом в развитии русской литературы. Рассказ «Бурмистр» занимает в этом сборнике одно из центральных мест.

  • «Бурмистр», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

Год написания:
1851

Жанр:
рассказ

Главные герои:
рассказчик
, Аркадий Пеночкин
— помещик, Софрон

Сюжет

Автор гостил у помещика Пеночкина, культурного и образованного человека, которого все уважали в уезде. Наутро Аркадий предложил проехать в его другое село Шипитовку, бурмистром которого он восхищался и называл его «государственным человеком».

Старостой был сын бурмистра, он встретил гостей и рассказал местные новости. Но к помещику пришли два мужика из деревни с жалобой на бурмистра, который заплатил за них недоимки, а самих мужиков превратил в своих рабов. И это был не первый случай.

Пеночкин ничего не сказал Софрону, но дулся на него. А Софрон постоянно говорил о том, что земли мало. На следующее утро помещик разрешил Софрону покупать землю от своего имени.

Уже в селе Рябове знакомый нашего рассказчика поведал ему много интересного о бурмистре, который на самом деле является негласным хозяином села и имеет много земли и крестьян.

Вывод (мое мнение)

Помещик хотя и образованный, но не хочет сам вникать в проблемы своих мужиков и все проблемы позволяет решать нечистому на руку Софрону, а тот хоть и не показывает свою власть, но на самом деле является истинным хозяином земли.


Иван Сергеевич Тургенев – яркий российский писатель, получивший признаний критиков и читателей благодаря своему литературному таланту. Каждое произведение писателя заслуживает внимания и тщательного разбора. Не исключение рассказ «Бурмистр».

Все лето и осень 1846 года Иван Тургенев провел в своем имении, где, как заядлый охотник, занимался охотой, и наблюдал за жизнью местного населения. После того как писатель вернулся в Санкт-Петербург, стартовало его сотрудничество с редакцией известного журнала «Современник». Именно предложение о заполнении раздела журнала стало причиной появления интересных рассказов, которые впоследствии были объединены в сборник «Записки охотника».

Рассказ «Бурмистр» Тургенев написал в июле 1847 года. После выпуска произведения общество еще в большей степени отметило талант писателя.

Произведение «Бурмистр» — это наглядная демонстрация безотрадного положения крестьянского населения во время существования крепостного права.

Хорошие взаимоотношения с близкими людьми;

Истинное обличье Аркадия, который на самом деле обладает очень жестким и опасным характером.

Общество уверено в том, что Аркадий Павлыч обладает строгим характером, но при этом он стремится к справедливому и прогрессивному управлению поместьем.

Пеночкин старается соответствовать определенному классу, поэтому он стремится к следующим проявлениям своего характера:

Выдержка;

Высокий уровень культуры;

Идеальное образование;

Безупречное воспитание.

Несмотря на внешнюю скромность и хорошие манеры, в характере все-таки можно проследить жестокость, бессердечность. Крестьяне знают, что с помещиком можно поговорить спокойно, но при этом малейшая провинность приведет к жестокому наказанию.

Пеночкин сделал зависимыми крестьян от злого и жестокого бурмистра Софрона. Несмотря на это, Аркадий даже не старается понять особенности бедственного положения главного героя. Пеночкин отмечает, что его не волнует даже судьба семьи пожилого мужчины Антипа. Самой основной задачей остается исправное внесение оплаты и отсутствие жалоб.

Крепостные боятся репрессий Пеночкина. Это и становится основой всего сюжета рассказа. Самой показательной является сцена встречи с камердинером Федором и приезд барина в Шипиловку.

Итак, как все-таки развивается рассказ «Бурмистр»? Как Тургенев раскрывает тяжелое положение всего народа?

Рассказ, как уже можно догадаться, прежде всего, посвящен Аркадию Павловичу Пеночкину. Этот помещик является главным героем и центром развивающихся событий. Аркадий получил достойное воспитание и вошел в высшее общество. Несмотря на благовоспитанность и скромность, Аркадий обладает жестокостью, которая интересным образом сочетается с рассудительностью. Суровое общение с крепостными приводят к различным ситуациям, которые детально описываются в рассказе. Весь сюжет строится на том, что Пеночкин является владельцем всей деревни Шипиловка, крепостные жители которой должны были регулярно платить оброк. Ситуация обостряется из-за того, что право распоряжения деревней получил бурмистр Софрон Яковлевич. Пеночкин ладил с бурмистром, так как именно благодаря последнему все крестьяне жили в страхе и вовремя платили оброк, несмотря ни на что. На самом деле местные жители разорялись и могли даже попасть в рекруты, если отношения с чиновниками ухудшались. Пеночкин не расследовал жалобы жителей, считая их недостойными своего внимания.

Особенным звеном истории становится судьба пожилого мужчины Антипа, который обратился к Пеночкину для того, чтобы пожаловаться на бурмистра Софрона. Как оказалось, двое сыновей Антипа оказались в рекрутах. Более того, Софрон отнимал третьего, последнего, сына, свел со двора всех коровушек и жестоко избил супругу Антипа. Несмотря на это, Пеночкин не помогает пожилому мужчине и упрекает его в том, что он все-таки решился на жалобу. Вскоре удалось выяснить, что бурмистр однажды внес за Антипа недоимку, и это стало причиной упреков в лености пожилого мужчины.

img778Через время сын Антипа заметил, что бурмистр Софрон притесняет многих жителей села. Именно в этом Пеночкин заметил подстрекательство к бунту. Присутствие постороннего человека, перед которым Пеночкин стремился к интеллигентности, стало причиной для того, чтобы удержаться от кулачной расправы с сыном Антипа. Эта ситуация стала одной из самых ярких в сюжете рассказа.

Произведение «Бурмистр» — это рассказ, который ярко представляет тяжелое положение крестьян во времена крепостного права. Рассказ делает акцент ни на человечности, а на жестокости. Высшее общество, показанное в лице Пеночкина, и его исполнительная власть, в лице Софрона, настолько ожесточена, что даже не пытается понять проблемы низшей прослойки, крестьян. Можно предположить, что менее образованные помещики были готовы и к кулачным расправам с крестьянами. Неудивительно, что раскрытие смысла сюжета осуществляется через яркие обстоятельства, демонстрировавшие тяжелые времена крепостного права.

Анализ рассказа «Бурмистр»

Главные герои рассказа – помещик Пеночкин, бурмистр Софрон. Эти персонажи обладают абсолютно разными характерами. Несмотря на разницу в воспитании, утончённый Пеночкин и грубый Софрон относятся к крепостным крестьянам с одинаковой жестокостью, подкреплённой цинизмом и эгоизмом.

Иван Тургенев приводит к сравнению двух персонажей для того, чтобы раскрыть показную интеллигентность и доброту Аркадия Павлыча. Представители высшего общества могут быть такими же, как и обычные душегубы. Неудивительно, что литературные критики зачастую называют Пеночкина «мерзавцем с тонкими вкусами».

Образ Софрона составляется на основе мнений трех персонажей:

Рассказчик;

Пеночкин;

Крестьянин Антип.

Аркадий Пеночкин восторгается управляющим Софроном. Конечно, бурмистр подыгрывает своему барину и старается проявлять лояльное отношение, демонстрировать преданность, но сладкие речи оказываются обычной фальшивкой и проявлением желчного лицемерия. Речь бурмистра способна производить комическое впечатление, ведь Софрон старается использовать барское словцо и одновременно с этим завоевать уважение Пеночкина с помощью лестных высказываний. Бурмистр хочет привнести в свою жизнь особый лоск, что вызывает особенное отношение у читателей. Рассказ «Бурмистр» позволяет понять, насколько притворным может быть поведение различных людей.

Самый яркий талант Софрона – это умение обдирать крепостных крестьян как липку. Зависимое положение народа не позволяет начать активное проявление недовольства сложившейся ситуацией. Благополучие бурмистра Софрона построено на разорени сельских жителей и слащавом обмане Пеночкина. Простой крестьян Антип в самом финале характеризует Софрона яркими и правдивыми словами: «мошенник беспардонный, пес».

Чтобы оставить читателя в раздумьях, Тургенев не стал давать личную оценку рассуждениям Антипа. Он закончил рассказ нейтральной фразой «Мы отправились на охоту».

Роль сборника «Записки охотника»

img780 «Записки охотника» — известный сборник, посвященный крестьянскому народу, русской природе. Рассказы о крепостных сельских жителях занимают особенную позицию в литературном мастерстве Ивана Сергеевича Тургенева.

Положительные герои едины с природой. В то же время отрицательные персонажи находятся в конфликте с природными силами. В рассказе «Бурмистр» отсутствуют положительные герои, поэтому красивые описания пейзажей не используются. За все произведение можно найти только скупые наброски описаний сельской местности. Символизм скрывается даже в упоминании грязной лужи, рядом с которой стоят просители перед Пеночкиным.

Сборник «Записки охотника» — это цикл произведений, представляющий русские провинции в конце 40-х годов. Каждый рассказ, в том числе «Бурмистр», становится отражением русской действительности. Писательское мастерство, глубокие образы, особенный подход к описанию людей из обычного народа позволили Ивану Сергеевичу Тургеневу стать великим русским писателем, который находит понимание у читателей даже в XXI веке, спустя десятки лет после публикации рассказов.

«Малиновая вода» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Рассказ «Малиновая вода» Ивана Сергеевича Тургенева вошёл в сборник «Записки охотника», опубликованный в 1852 году .

Главные герои рассказа

  • Савельев Михайло по прозвищу Туман — человек лет 70. Раньше он был дворецким у графа, затем был им отпущен на волю из крепостной зависимости.
  • Стёпушка — робкий старый человек, не имеющий родных и не получающий пособий.
  • Влас — бедный мужик лет 50, который не в состоянии платить барину оброк.

Другие персонажи

  • Рассказчик — помещик, увлекающийся охотой.
  • Граф Пётр Ильич — богатый вельможа старого века, у которого служил дворецким Туман. Любитель развлечений, фейерверков, банкетов.
  • Граф Валериан Петрович — сын Петра Ильича, очень строг с крестьянами.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жарким летним днём охотник пришёл напиться к ключу «Малиновая вода». Там он встретил двух рыбачивших стариков: бедняка Стёпушку и Михайла Савельева по прозвищу Туман, ранее служившего дворецким у графа.

К источнику пришёл напиться Влас, мужик лет 50. Он ходил в Москву просить барина, чтобы он посадил его на барщину или сбавил оброк, так как сын, который работал в Москве извозчиком и платил за него оброк, умер. Барин прогнал его, сказав, чтобы не ходил к нему с таким делом, а донёс о нём приказчику.

Влас к приказчику не пойдёт, так как у него недоимки по оброку — сын не смог платить из-за болезни.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В жаркий августовский день рассказчик был на охоте. Дошёл он до речки Истры и ключа, который впадал в неё. Ключ люди называли «Малиновой водой». Напившись, охотник прилёг в тень.

У залива сидели и удили рыбу два старика. Один, высокий и плотный, был хорошо одет, а другой, маленький и худенький, был в заплатанном сюртучке.

Второй из них был Стёпушка из села Шумихино. Он жил у садовника в избёнке, построенной на месте пожарища господской усадьбы. Господа перебрались после пожара в другую деревню, а пожарище превратилось в огород. Там-то и обитал Стёпушка, у которого не было родных и который не получал никакого пособия. В огороде он целый день хлопотал — всё для еды.

Старик, сидящий у залива рядом с ним, был Михайло Савельев по прозвищу Туман, «вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***».

Охотник разговорился со стариками, и Туман рассказал о том, как он служил у графа. По его словам, господин у него был добрый, так как если побьёт его, то быстро забывает об этом.

К источнику спустился мужик лет 50. Туман назвал его Власом и спросил, откуда он идёт. Влас ответил, что ходил в Москву просить барина, чтобы оброк ему сбавил или посадил на барщину.

У Власа умер сын, работавший в Москве извозчиком и вносивший за отца оброк. Сейчас Власу платить оброк не под силу. Барин не стал слушать Власа, прогнал его, сказав, чтобы он не смел ходить прямо к нему, что сначала должен донести приказчику. Но к приказчику Влас не пойдёт, так как за ним недоимка по оброку. Его сын около года болел перед смертью, поэтому не внёс и за себя оброк.

Рассказчик спросил, кто его барин. Оказалось, что это сын графа Петра Ильича, Валериан Петрович. Он посадил мужиков на оброк, хотя земли тут очень мало, а Москва, где можно заработать, далеко.

Влас подсел к рыбакам и пригорюнился.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Малиновая вода» раскрыты темы:

  • взаимоотношения крестьян и помещиков при крепостном праве;
  • долготерпение русского народа.

Основная мысль (идея) рассказа «Малиновая вода»: крепостное право пагубно действовало и на крестьян, и на помещиков. И те и другие теряли человеческое достоинство, крестьяне страдали от неволи и бедности, помещики становились самодурами.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Иван Тургенев — Малиновая вода:
Краткое содержание

Рассказчик, барин и охотник, в августовскую жару вместе с собакой добрел до известного на всю округу ключа (родника) с названием «Малиновая вода». Родник этот бьет из берега и впадает в речку Исту. Здесь в любой зной прохладно, а трава – сочная и зеленая. Испив живительной влаги из берестяной черпалки (ее смастерил какой-то мужик для общей пользы), рассказчик приметил у речки двух рыболовов.

Один, высокий старик в опрятном кафтане и картузе, удил рыбу, другой, маленький мужичок в заношенном сюртучке, насаживал червяков на крючок. Это был шумихинский Степушка, человек без роду и племени, без крыши над головой, вроде крепостной – да ненужный и хозяину.

Был когда-то в Шумихино барский дом, да сгорел. Господа укатили жить в другую усадьбу, а в этой, разоренной, сколотили избушку да поселили в ней садовника Митрофана с семьей. Митрофан отвечал за поставки свежей зелени хозяину. Он же холил хозяйскую коровку заграничной породы, отродясь не дававшей молока. До пожара Степушка обитал за курятником или в предбаннике, а после – «притулился» к огороду. Ни к какому делу он не был приставлен, «пособий» не получал, ел что придется, и все больше молчал.

Подойдя ближе, рассказчик узнал и высокого рыболова: это был 70-летний Михайло Савельев по прозвищу Туман, крепостной, отпущенный на свободу, дворецкий разорившегося покойного графа Петра Ильича *** (автор не называет его фамилию). Нынче он обитал у болховского мещанина, владельца постоялого двора.

Михайло – любитель повспоминать бывшего хозяина. Граф Петр Ильич, «вельможа старого века» (времен Екатерины Второй) пирами и увеселениями славился на всю округу. Все съезжались в его огромный двухэтажный дом: поесть, поплясать, насладиться музыкой крепостного оркестра.

Так бы все и продолжалось, если бы не «матрески» (любовницы). Брал он их из простых. И одна Акулина графа лупливала по щекам, а племянника Михайлы в солдаты отдала за пустячный промах. Из-за таких вот и пошел барин по миру. Но человек был добрый, отходчивый: поколотит и позабудет. Умер граф в Петербурге, ожидая места для службы.

К разговору присоединился 50-летний крепостной мужик Влас в лаптях и с котомкой. Он напился из той же бересты, и заговорил с Туманом. С невеселым смехом Влас рассказал, что был в Москве у барина, сына того самого графа. Объяснял, что оброк в 95 рублей платить невмочь. А вот барщину потянул бы. Или в деревеньке другой, где землицы побольше, заработал бы.

Раньше сын, московский извозчик, помогал. Да беда: прохворал целый год и умер. Раскричался барин, что Влас его отвлекает. Эдакие пустяки мог бы и через приказчика передать, бездельник. Выгнал мужика за дверь. Выходит, Власу теперь с женой с голоду хоть ложись да помирай.

При рассказе этом даже Степушка встрепенулся от негодования. Делать нечего: мужики вернулись к рыбалке, примостился рядышком Влас. Сочувствуя его горю, уходил рассказчик под чью-то далекую заунывную песню.

Читательский дневник по рассказу «Малиновая вода» (из цикла «Записки охотника») Тургенева

Сюжет

Жара, рядом с холодным ключом «Малиновая вода» рыбачат мужики. Рассказчику-барину знакомы оба: старый Михайло Савельев (Туман) и Степушка из Шумихино. Первый был дворецким у беспутного драчливого графа, который умер в долгах. Второй – оборванец, безответный человек, всеми брошенный.

К Туману подходит мужик Влас. У него две беды: умер сын и оброк нечем платить. Хозяин его, москвич и графский сынок, скостить сумму отказался, выгнал вон. Теперь Власу с женой есть будет нечего. Рассказчику жаль мужичков.

Отзыв

Картины крепостной России. Помещики заботятся только о себе. Подневольный человек вынужден выживать. Обращение с людьми хуже, чем со скотом. Влас пошел прямо к барину не от наглости, а от отчаяния, как к хозяину, защитнику.

Вода – для всех, природа не разбирает: кто барин, а кто «заброшенный» человек (как Степушка). Яблоко от яблони недалеко падает (о графе и его сыне). Сытый голодного не разумеет (о господах и крепостных). Тема жестокосердия (графский сын не помог Власу, чей сын умер) и терпения. История учит видеть в каждом человеке личность, учит жалости.

Краткое содержание Тургенев Малиновая вода

Был жаркий август и как раз в один из таких дней герой оказывается на охоте. Он отправляется к ключу, который называется «Малиновая вода». Герой, попив водички, решил прилечь отдохнуть. Как вдруг заметил двух стариков, которые рыбачили. В одном из них он узнал Степушку.

Степушка жил в селе Шумихино у Митрофана, который работал садовником. Как странно бы это не звучало, но у Степушки не было прошлого. Они никогда ни с кем не разговаривал и откуда он родом не рассказывал. Митрофан не звал его к себе, но, тем не менее, не прогонял.

Степушка был трудолюбивым, поэтому занимался делами целый день. У Степы небольшое лицо, маленькие глазки желтого цвета, волосы, которые падают на брови, острый нос, уши, напоминающие как у летучих мышей, редкая борода.

В другом старике герой узнает Михайло Савельева, у которого было прозвище Туман. Когда – то он работал у графа, но получил от него вольную и проживал у мещанина, который держал почтовый двор. Это был большой дом, который некогда принадлежал как раз Петру Ильичу. Многие до сих пор помнят те балы, которые довались в этом доме. Но когда он разорился, то отправился в Петербуг, чтобы найти места, но скончался в гостиничном номере. Туман был у него дворецким. Это был приятный мужчина с доброй улыбкой.

Герой подходит к нему и начинает разговаривать. Туман начал вспоминать графа. Вспомнил охоты и пиры, которые давал граф, а также любовниц, которые у него были в большом количестве. Но самой привлекательной была Акулина.

Внезапно в овраге послышался шум. Вдруг оглянулись и заметили мужчину с котомкой. Туман назвал Власом. Он рассказал, что ездил Москву, чтобы просить барина снизить ему оброк или же дать ему барщину. У него умер сын, который помогал оплачивать оброк. Но барин только разозлился и прогнал его. Туман стал спрашивать у него, где же он теперь остановится, но Влас улыбаясь, сказал, что теперь он ничем не сможет заплатить.

Наш герой интересуется у Власа, сколько же ему назначили оброк. На что ему тот отвечает, что 90 рублей. Спустя 30 минут все герои разошлись.

Как и многие другие произведения Тургенева, в данном произведении показаны все сложности, с которыми сталкиваются крепостные крестьяне. И главным персонажем здесь выступает Петр Ильич. Он постоянно гулял, отвратительно обращался с крестьянами, ему безразлична их судьба и проблемы. Но все это как раз и способствовало его разорению.

Рассказ учит тому, что нельзя так жестоко относиться к людям, потому что придет время и все вернется, но с двойной силой.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Малиновая вода. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В произведении «Копи царя Соломона», написанном английским писателем Генри Хаггардом, повествуется о событиях 19 века.

«Домашний совет» — рассказ о семье Томилкиных, которая состоит из двух братьев-близнецов, Сани и Владика, и их родителей. Родители были учёными-физиками и работали в одном и том же институте.

Гоголь опубликовал свое произведение «Рим» в 1842 году. Эта повесть является частью романа «Аннунциата». В рассказе «Рим» описываются приключения юного римского князя. Он родился в столице Италии Риме

Николаю Петровичу Чередниченко было чуть за сорок. Характер у него был серьезный, основательный, на работе Николай Петрович пользовался уважением. Но была у Чередниченко одна проблема – он был в разводе, одинок.

Повествование происходит в 18 веке, во время английской войны за испанское наследство с коалицией, в которую входят французы и испанцы. У правления в Англии стоит королева Анна, мягкая и нерешительная

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника»Выполнила: ученица 10 классаШишенина Светлана

Текст слайда:

Иван Сергеевич Тургенев

«Записки охотника»

Выполнила: ученица 10 класса
Шишенина Светлана


Слайд 2

Краткая биографияТургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883) Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист,

Текст слайда:

Краткая биография

Тургенев Иван Сергеевич.
(28.X.1818- 22.VIII.1883)
Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы.


Слайд 3

Первые произведения В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами

Текст слайда:

Первые произведения

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма «Стено» (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. В 1843 г. Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку.
В том же году публикуется поэма Тургенева «Параша», а чуть позже – сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература становится для него главным делом жизни.
Вслед за «Парашей» появляются стихотворные поэмы «Разговор» (1844), «Андрей» (1845), «Помещик» (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся прозаические повести и рассказы – «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1847). Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы – драматический очерк «Неосторожность» (1843) и комедию безденежье» (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.


Слайд 4

Любовь Тургенева В 1843 году Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия),

Текст слайда:

Любовь Тургенева

В 1843 году Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855). В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, (по окончании франко-прусской войны).

Полина Виардо


Слайд 5

«Записки охотника» При переходе Тургенева от поэтических опытов к «Запискам охотника»

Текст слайда:

«Записки охотника»

При переходе Тургенева от поэтических опытов к «Запискам охотника» исключительную роль сыграла его дружба с Белинским. Она длилась около пяти лет, и только смерть великого критика в 1848 году оборвала ее. Все усилия Белинского в последний период его жизни были направлены на то, что бы объединить писателей, продолжавших гоголевские традиции обличения самодержавного строя. Рассказы Тургенева явились как бы ответом на призыв Белинского проникнуться сочувствием к угнетенному народу, показать безнравственность рабства, мешавшего прорасти «плодовитому зерну русской жизни». Увлечение Тургенева охотой очень способствовало его литературной деятельности. В Спасском они прожил до глубокой осени, занимаясь исключительно охотой, не вспоминая о литературе. Занятие охотой сблизило писателя с народом, открыло перед ним картины деревенской жизни. Заглядывая в глухие деревеньки Тургенев пристально всматривался в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывал народную речь. После чего Тургенев вновь возвращается в Петербург.


Слайд 6

Охота помогала ему глубоко проникать в сокровенные тайны природы. Наблюдения, вынесенные писателем за время

Текст слайда:

Охота помогала ему глубоко проникать в сокровенные тайны природы. Наблюдения, вынесенные писателем за время пребывания в деревне, были так изобильны, что материала ему хватило на несколько лет работы, в результате которой сложилась книга, открывшая новую эпоху в русской литературе.

Рассказ, написанный им для первого номера «Современник», назывался «Хорь и Калиныч». В литературных кругах и у читателей «Хорь и Калиныч» вызвал единодушное одобрение и сразу же высоко поднял автора в общем мнении. Стало ясно, что Тургенев вступил на свою настоящую дорогу.


Слайд 7

О том, как ценил Белинский «Записки охотника», красноречиво говорит его предсмертный обзор русской литературы

Текст слайда:

О том, как ценил Белинский «Записки охотника», красноречиво говорит его предсмертный обзор русской литературы за 1847 год, где он писал: «Не все его рассказы одинакового достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. «Хорь и Калиныч» до сих пор остается лучшим из всех рассказов охотника, за ним «Бурмистр», а после «Однодворец Овсянников» и «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы Тургенев написал еще хоть целые тома таких рассказов».

Такого богатства и разнообразия «типажа» русская литература до книги Тургенева еще не знала. В поле зрения прежних писателей лишь изредка попадали женщины-крестьянки и деревенские дети. Рассказами «Свидание», «Ермолай и мельничиха», «Бежин луг» и «Живые мощи» Тургенев восполнил и этот пробел.


Практическая работа

по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг» (из цикла «Записки охотника»)

Цель: проверить знания учащимися текста рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»; развивать умение находить тропы и определять их роль в тексте, навыки самостоятельной работы с текстом; пробудить интерес к изучению художественной литературы.

1.В какое время года происходят события, которое описано в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) лето в) зима

б) осень г) весна

2. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых в) пятерых

б) шестерых г) семерых

3. Самым старшим мальчиком был?

а) Илюша в) Павлуша

б) Федя г) Костя

4. Какой истории не было в рассказах мальчиков?

а) о Бабе-яге в) о водяном

б) о лешем г) о русалке

5. Что готовили мальчики на костре?

а) уху в) кашу

б) картошку г) жарили рыбу

6. Как звали сестру Вани?

а) Маруся в) Анюта

б) Дуняша г) Варвара

7. Кого на орловщине называют казюли?

а) домового в) червяков

б) маленького ребёнка г) змей

8. Кто из мальчиков рассказывал историю про Ермилу?

а) Илюша в) Павлуша

б) Федя г) Костя

9. Определите жанр рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) быль в) очерк

б) сказка г) повесть

10.Узнайте героя рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Напишите его имя. 

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой».

б) «На вид ему было не более двенадцати лет», «волосы всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой … тело приземистое, неуклюжее».

в) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить … маленького роста, сложения тщедушного».

г) «На вид мальчику было лет двенадцать», «лицо … довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».

д) «Этому мальчику было всего семь лет. Он лежал на земле, смирнёхонько … изредка выставляя свою русую кудрявую голову».

 Спиши отрывок из рассказа «Бежин луг», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.

Утро ………………………….. Еще нигде ……………………………………. заря, но уже ………………………. на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо ………………………… , …………………………………. , ………………………………. ; звезды то мигали слабым светом, то …………………….. ; ………………………………… земля, ……………………………… листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже ………………………….. и …………………………….. над землею.

Слова для справок: начиналось, не было, всходило, забелелось, светлело, пропадали, холодело, синело, исчезали, не румянилась, отсырела, намокли, запотели, дул, зачиналось, пошел бродить, порхать.

3. Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2. Как называются истории, которые рассказывали мальчики?

4. Кто из мальчиков рассказал больше всего историй?

5. Что такое «предвиденье небесное»?

6. Каким художественным приёмом пользуется Тургенев при описании облаков.

«Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым».

7. Как называется сборник рассказов И. С. Тургенева, в который входит рассказ «Бежин луг»?

9. В речи мальчиков есть диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности, замените их общеупотребительными:

откелева, на-поди, напередки, бочар, казюли.

10. В своей речи мальчики употребляют просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными.

Хоша –

Перетрусился –

Эфто –

Шти –

Куды –

Запужала –

Зачнётся –

Задания для работы с текстом

  1. Кто из мальчиков, по мнению автора, был из богатой семьи? Пользуясь текстом, выпишите, какие особенности подметил рассказчик.
  • Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Пользуясь текстом, объясните, почему?
  • Найдите в тексте рассказа «Бежин луг» картины природы, выпишите художественные приёмы, с помощью которых Тургенев рисует пейзаж.

Эпитеты –

Метафоры –

Сравнения –

Олицетворения –

Примечание. Данное задание ученики могут выполнять по вариантам: 1 вариант выписывает тропы в описании солнца; 2 вариант – неба и облаков; 3 вариант – равнины и лощины; 4 вариант – вера и ночи; 5 вариант – восход солнца и наступление нового дня.

Творческое задание.

  1. В рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенев предстаёт перед нами как художник слова, мастер пейзажной живописи. Выберите отрывок, который вам понравился, нарисуйте иллюстрацию.

Ответы

Задания с выбором ответа

  1. а) лето
  2. в) пятерых
  3. б) Федя
  4. а) о Бабе-яге
  5. б) картошку
  6. в) Анюта
  7. г) змей
  8. а) Илюша
  9. в) очерк

Задания с кратким ответом

  1. а) Федя б) Павлуша в) Костя г) Илюша д) Ваня
  2. Отправились в ночное, пасти лошадей.
  3. Былички.
  4. Илюша.
  5. Солнечное затмение.
  6. Сравнение.
  7. «Записки охотника».

Задания для работы с текстом

  1. Федя. «Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».
  2. Павлуша. «Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Диалектные

  • Хоша – хоть

Перетрусился – испугался

Эфто – это

Шти – щи

Куды – куда

Запужала – испугала

Зачнётся – начнётся

  • Вариант ответа:

Эпитеты – «страшная бездна»; «пустынное поле»

Метафоры – «трава … белела ровной скатертью»; «солнце … мирно всплывало»

Сравнения – «Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым».

Олицетворения – «заснувшие верхушки леса»; «звёздочки зашевелились»

  •  Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезалиотсырела земля,запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.
  • 1) « С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем».

2)«Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи».

3) «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями».

4) «Недолги летние ночи!» «Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке».

  • Тургенев рассказ из записок охотника
  • Тургенев отцы и дети о чем рассказ
  • Тургенев перепелка читать полностью рассказ
  • Тургенев отцы и дети краткое содержание для итогового сочинения
  • Тургенев отцы и дети сочинение на тему базаров и одинцова