Тургенев рассказ бирюк читать

Урок 27 класс- 7-в дата- 09.12. учитель кирюхина е.а. тема: тургенев. цикл рассказов записки охотника. бирюк. цель: повторить изученное

Урок № 27

Класс- 7-В
 Дата- 09.12. Учитель Кирюхина Е.А.

Тема:
Тургенев.
Цикл рассказов «Записки охотника». «Бирюк».

Цель: повторить
изученное о творчестве писателя, прочитать рассказ.

Задачи:

образовательные: 
формирование у учащихся навыков анализа текста;

развивающие: развивать
навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы,
самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и
иллюстрациями;

 воспитательные:  воспитывать
внимание к выразительным средствам языка через наблюдение, а также анализ
текста.

Планируемые результаты:

Предметные: знать жанровые особенности былины,
композицию;

 уметь отличать виды былин, характеризовать
героев былины, строить рассказ о герое.

Личностные: осваивает новые виды деятельностити, участвует в
творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и
одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует
необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: читает и слушает, извлекает нужную
информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников.

Коммуникативные: строит небольшие монологические
высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с
учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип
урока:
 открытие
новых знаний.

Ход

1.Оргмомент.

2.АОЗ.

— Вспомните , что вам известно о 
творчестве одного из выдающихся русских писателей XIX века И.С. Тургенева. Вы
читали рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Вспомним

  1. Какое
    произведение принесло славу И.С. Тургеневу («Записки охотника»).
  2. Почему
    сборник вызвал резкое осуждение в правительственных кругах?
  3. К
    каким годам относится написание этого сборника? (1847-1851)
  4. Какие
    рассказы вошли в этот сборник?
  5. Какие
    еще произведения И.С. Тургенева вы знаете?

3.Новый материал

— Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одним рассказом из
сборника И.С. Тургенева «Записки охотника», с рассказом «Бирюк». История
создания

      Рассказ «Бирюк» был
написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848
году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев
опирался на собственное впечатление от родных ему мест, от жизни крестьян в
Орловской губернии. Один из бывших

крепостных Тургенева, а впоследствии
сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что
почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с
живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай…, был Бирюк, которого в лесу
убили свои же крестьяне…»

В «Записках охотника» писатель применил
своеобразный прием: ввел в действие рассказчика – образ охотника. Этот образ
помогает читателям глубже понять действительность, разобраться с происходящим,
раскрыть тайны героев. Читатель как будто ходит по Орловским лесам, полям,
заглядывает в избы вместе с наблюдательным, умным и знающим охотником.

4.Физпауза.

5.Анализ текста

— С описания какого природного явления
начинается рассказ? (с описания грозы).

— Давайте найдем в тесте произведения
строки, в которых показано начало грозы, и прочитаем их.

— Какое настроение создают эти строки?

— Посмотрите, как живо и красиво описывает
Тургенев грозу.

— Какой герой появляется неожиданно при
блеске молнии? (Бирюк)

-Что хочет сказать автор о герое, который
появляется «при блеске молнии»?

(Бирюк появляется неожиданно. Писатель
отмечает его звучный голос, высокую фигуру. Автор хочет подчеркнуть силу героя,
сдержанность, показывая его «в контрасте с грозой».)

Описание интерьера и его функции в
создании образа героя.

— Посмотрим на описание избы Бирюка.
Прочитайте описание избы,

(Описание избы говорит об убожестве,
бедности: «закоптелая, низкая и пустая». Среди этого безотрадного существования
теплица жизнь двух маленьких детей.)

— На какое отношение к Бирюку настраивает
читателя это описание?

(жалость)

-Что хотел сказать автор, противопоставляя
описание яркой, сильной бушующей грозы убогой избе Бирюка?

(Описание избы лесника говорит о его
социальном положении, т.е. дает социальную характеристику герою – бедность -, а
художественный портрет помогает выразить индивидуальные черты героя: высокий
рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, мужественное лицо… В восприятии
читателя рассказ о леснике как о «грозе мужиков» связывается с картиной грозы.)

Словарная работа

— Какой же конфликт лежит в основе
произведения?

— Между кем возникает конфликт?

— А что такое конфликт? Как вы понимает
это слово? Дайте определение конфликта.

 Ученики объясняют значение слова
«конфликт»

— Посмотрим, какое определение слову
«конфликт» дает С.И. Ожегов в толковом словаре.

конфликт –
столкновение, серьезное разногласие

— Запишем определение в тетради.

Участники конфликта

— Вглядимся в участников конфликта.
Обратимся к тексту.

(ученики читают характеристики мужика и
Бирюка)

— А почему крестьяне прозвали лесника
бирюком? Несет ли это слово помимо обозначения одиночества лесника оценочное
значение?

Обратимся к словарю.

бирюк – 1.
волк-одиночка

           
   2. (перен.) одинокий, нелюдимый человек

пояснение И.С. Тургенева: «Бирюком
называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый»

— запишем и это определение слова в тетрадь.

Характеристика персонажей

Разрешение конфликта

— Кто же разрешает конфликт? (Бирюк)

— Объясните, почему лесник отпускает мужика?

Мужик доведен до крайности: он сначала
жалобно просит отпустить его, затем переходит к неожиданному для всех
возмущению, доходящему до неистовства.

Бирюк отпускает мужика вовсе не потому,
что испугался угроз мужика. Фома Бирюк многое передумал, слушая жалобы мужика.
Бирюк верен своему хозяину, поэтому отпустить мужика Бирюку не просто.
Возможно, ему показалось постыдной верность своему барину, а может и забудет
про эту верность; тогда нельзя уже будет поручится как за сохранность угодий
помещика, так и за жизнь Бирюка.)

Работа с иллюстрациями

— Обратимся к иллюстрациям, которые
размещены на доске. Посмотрите на иллюстрации и попробуйте придумать рассказ
(на задание отводится 3 минуты, задание выполняется устно.)

6. Подведение итогов.

7.Д/з

Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от
лица одного из персонажей.

Бирюк

Микропересказ : Охотник пережидает грозу у лесника, которого боятся окрестные мужики. При нём лесник отпускает браконьера — умирающего от голода мужика, и охотник понимает, что лесник на самом деле добрый человек.

В оригинале повествование ведётся от лица рассказчика. Деление пересказа на главы — условное.

Рассказчик знакомится с Бирюком

Вечером рассказчик возвращался с охоты на дрожках — двухместном открытом экипаже, за которыми бежала усталая собака.

Рассказчик — охотник с собакой; имя его в рассказе не упоминается

В дороге его застала сильная гроза. Спрятавшись от дождя под густым кустом, он дожидался конца ненастья, когда при блеске молний увидел на дороге высокую фигуру.

Это оказался местный лесник. Он отвёз охотника в свой дом — небольшую избушку посреди обширного двора, обнесённого плетнём.

Дом и семья Бирюка

Изба Бирюка состояла из одной комнаты, посреди неё висела люлька с младенцем, которую качала босая девочка лет двенадцати. Охотник понял, что хозяйки в избе не было. Из всех углов смотрела нищета.

Лесник был высокого роста, плечист и хорошо сложён, его суровое и мужественное лицо заросло бородой, из-под широких бровей смело смотрели небольшие карие глаза. За угрюмость и нелюдимость окрестные мужики называли лесника Бирюком и боялись как огня.

Бирюк (Фома Кузьмич) — лесник, высокий сильный мужчина с чёрной бородой, суровый, гроза браконьеров

Из его леса нельзя было вынести даже вязанки хвороста, а подкупить лесника было невозможно, да и со свету сжить нелегко.

Охотник спросил, где его жена, уж не умерла ли. Бирюк с жестокой улыбкой ответил, что она бросила детей и сбежала с проезжим горожанином. Угостить гостя леснику было нечем — в доме не нашлось ничего, кроме хлеба.

Бирюк ловит браконьера

Между тем гроза закончилась. Выйдя во двор, Бирюк услышал далёкий стук топора, взял своё ружьё и вместе с охотником отправился туда, где рубили лес.

В конце пути охотник отстал и успел только услышать звуки борьбы и жалобный крик. Он ускорил шаг и вскоре увидел срубленное дерево, возле которого лесник связывал руки браконьеру: тот срубил дерево без разрешения барина.

Браконьер — бедный мужик в лохмотьях, с длинной растрёпанной бородой

Охотник сказал, что заплатит за дерево, и попросил отпустить несчастного. Бирюк промолчал.

Бирюк отпускает браконьера

Снова полил дождь. Бирюк, охотник и пленённый браконьер с трудом добрались до избы лесника. Разглядев при свете фонаря испитое, морщинистое лицо и худое тело вора, охотник дал себе слово во что бы то ни стало освободить несчастного. Тот стал просить Бирюка отпустить его, жаловался на нищету, голод и жадного приказчика, который разоряет мужиков, но лесник не соглашался.

Вдруг бедняк выпрямился, покраснел от гнева и начал бранить Бирюка.

Бирюк встал с лавки и шагнул к бедняку. Охотник приготовился защищать его, но тут лесник схватил мужика, одним движением освободил ему руки, нахлобучил на голову шапку и вытолкнул из избы, велев убираться к чёрту и в другой раз не попадаться. Удивлённый охотник понял, что на самом деле Бирюк — славный малый.

Лесник вывел охотника из леса и через полчаса простился с ним на опушке.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Бирюк» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Рассказ «Бирюк» Иван Сергеевич Тургенев написал примерно в 1848–1850 годах . Это произведение входит в сборник рассказов «Записки охотника». Повествование ведётся от лица рассказчика Петра Петровича.

Главный герой рассказа

  • Фома Кузьмич — лесник по прозвищу Бирюк, волевой и сильный человек. Он нелюдим, мрачен, суров, но не лишён сочувствия к бедным людям.

download

Другие персонажи

  • Рассказчик — охотник Пётр Петрович, сочувствующий бедным людям.
  • Дети Фомы — 12-летняя дочка Улита и младенец.
  • Мужик — из-за нищеты и голода хотел своровать дерево в господском лесу.

Краткое содержание для читательского дневника

Возвращаясь с охоты, рассказчик попал под ливень. В лесу он встретил лесника, которого народ прозвал Бирюком. Тот пригласил охотника к себе в дом переждать дождь.

Фома Кузьмич (Бирюк) был крепостным человеком, лесником, который должен охранять лес помещика. Жил он в лесной избушке с двумя детьми: дочкой лет 12-ти и совсем маленьким сыном. Жена лесника оставила их, сбежав с любовником.

Бирюк жил бедно. Чтобы дети не голодали, он держался за свою службу, рьяно охраняя лес. Крестьяне его не любили, так как он не давал им рубить там деревья.

Охотник увидел, как Бирюк поймал крестьянина, который рубил дерево. В душе лесника боролись долг и жалость к бедняку, который говорил, что решился рубить дерево из-за того, что его дети голодают, и просил отпустить его. Лесник отпустил мужика, хотя понимал, что его самого ждёт наказание за срубленное дерево. Затем Бирюк проводил охотника до опушки леса и простился с ним.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Однажды, возвращаясь вечером с охоты, рассказчик попал под сильный ливень. Лошадь его вязла в грязи, и он вынужден был остановиться. На дороге увидел охотник человека. Это оказался лесник, который пригласил его переждать грозу в его избе.

Дверь избушки открыла девочка лет 12-ти. Лесник пошёл ставить лошадь и дрожки барина под навес. В избе его было очень бедно. Дочка лесника качала люльку с ребёнком.

Когда лесник зашёл в избу, охотник поблагодарил его и спросил, как его зовут. Тот ответил, что зовут его Фома, а прозвище у него Бирюк.

Лесник был высок, плечист, с суровым и мужественным лицом. Мужики его боялись, так как он был очень силён, ловок и не давал им утащить и вязанки хворосту.

Охотник сказал, что слышал о том, что он спуску не даёт никому. Бирюк ответил, что должность у него такая, что «даром господский хлеб есть не приходится».

Рассказчик спросил об его хозяйке, лесник ответил, что она сбежала с прохожим мещанином.

Бирюк сказал, что гроза проходит, и он может проводить барина из леса. Охотник встал. Бирюк взял с собой ружьё, и рассказчик спросил, зачем оно ему. Лесник ответил, что в лесу кто-то рубит дерево, и прибавил, что если повезёт барина, то прозевает нарушителя. Тогда охотник сказал, что пойдёт с ним. Бирюк уверил, что они быстро поймают вора, и потом он проводит охотника.

Когда лесник и охотник шли по лесу, раздался гул — это повалилось подрубленное дерево. Бирюк поймал вора и скрутил его руки кушаком. Это оказался мужик в лохмотьях, лошадёнка у него была никудышная. Охотник попросил Бирюка отпустить мужика и предложил заплатить за дерево. Лесник промолчал и повёл вора в свою избу.

Мужик стал просить лесника отпустить его и лошадь, сказал, что он разорён, дети голодают. Бирюк ответил, что он человек подневольный, с него взыщут за срубленное дерево. На уговоры он не поддавался. Тогда мужик с отчаяния начал его ругать, называя душегубцем и кровопийцей, говорил, что пусть лучше убьёт его, так как всё равно без лошади пропадёт и он, и жена, и дети.

Бирюк схватил мужика за плечо. Охотник кинулся на помощь мужику, но лесник сдёрнул с локтей мужика кушак, схватил его за ворот, вытолкнул из избы и крикнул, чтобы убирался со своей лошадью.

Охотник сказал Бирюку, что он удивил его. Лесник попросил барина никому не говорить, что он отпустил вора, и предложил проводить его, так как дождика, видно, ему не переждать. Через полчаса Бирюк простился с рассказчиком на опушке леса.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» раскрыты темы:

  • честное служение делу;
  • сострадание к людям;
  • загадочность русской души.

Основная мысль (идея) рассказа «Бирюк»: внешне суровый человек может оказаться добрым, чутким к чужому несчастью. Его принципиальность не исключает сострадания к людям.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Иван Тургенев — Бирюк:
Краткое содержание

В восьми верстах от дома беговые дрожки (экипаж) рассказчика, возвращающегося с охоты, накрыла гроза. В сгустившейся темноте вечера он увидел рядом с собой высокую фигуру какого-то мужика. Им оказался местный лесник. Он отвел барина в свою избу.

В дом впустила их 12-летняя дочка лесника Улита. Барина поразила крайняя бедность жилища. Комната была одна, и практически пустая. Только драный тулуп на стене, кучка тряпок в углу да детская люлька. И, конечно, ружьишко. Освещалась изба лучиной. Среди ночи убожество обстановки проступало еще наглядней. Из еды в доме было только немножко хлеба.

Зато сам лесник оказался мужчиной богатырского вида, с суровым, мужественным лицом, смелым взглядом карих глаз. Он представился не только именем – Фома, но и прозвищем – Бирюк (то есть, человек угрюмый, одинокий). Это прозвище рассказчик слышал от своих крестьян. Бирюка боялись. При нем и вязанку хвороста безнаказанно нельзя унести. Даже ночью он рыщет в поиске нарушителей. Пробовали мужики подкупить его – не берет, думали напоить – не вышло. Собирались удавить – да он в руки не дается.

В разговоре рассказчик узнал, что жена Бирюка сбежала «с прохожим мещанином». Леснику остались двое детей – в рубашонке Улита и младенец в люльке. Когда стихла гроза, Бирюк вызвался проводить нежданного гостя. И с собой прихватил ружье: его бдительное ухо расслышало, что в овраге кто-то дерево рубит.

Рассказчику захотелось узнать, что будет дальше. Он пошел в овраг вместе с лесником. У поваленного дерева Бирюк скрутил воришку, изможденного мужичка, отнял у него лошаденку. Рассказчик попросил отпустить бедняка, обещал заплатить за упавшее дерево. Но Бирюк и слушать не стал: службу он привык исполнять честно. В доме пойманный начал просить Бирюка отпустить его. Тот не поддавался на уговоры. А мужик объяснял Фоме Кузьмичу, что нужда заела, да злой приказчик. Стало нечем кормить жену и ораву ребятишек.

Вконец отчаявшись, мужичок стал бранить Бирюка душегубцем и кровопийцей. Лошаденки он, считай, уже лишился. Так пусть этот «зверь» изобьет его напоследок, чего уж там. Бирюк с криком кинулся к нему, рассказчик – следом, готовый вступиться за бедолагу. Но Бирюк развязал тому руки, нахлобучил шапку и вышвырнул за дверь. И с нарочитой грубостью прикрикнул, чтоб лошадь свою тот тоже забирал.

При такой развязке дела рассказчик назвал Бирюка «славным малым». Но Бирюк и слушать не стал. Он пошел провожать рассказчика. Через полчаса на лесной опушке они распрощались.

Читательский дневник по рассказу «Бирюк» (из цикла «Записки охотника») Тургенева

Сюжет

Вечером в грозу рассказчик попадает в избу лесника Фомы, прозванного в народе Бирюком. Крестьяне его ненавидят: неподкупный Бирюк сторожит в лесу каждую хворостинку. Живет лесник бедно, в одиночку растит двух детей (жена сбежала).
Рассказчик становится свидетелем поимки вора, срубившего дерево. Голод и большая семья толкнули его на кражу из помещичьего леса. Рассказчик хочет возместить ущерб, но лесник не берет. Он слушает жалобы, потом брань бедняка. А затем отпускает его домой вместе с лошадкой. И теперь для рассказчика он «славный малый».

Отзыв

Картины времен крепостного права. Человек с тяжелой судьбой стал без снисхождения относиться к людям. Но прозвище и слава Бирюка оказались преувеличенными: этот человек угрюм и одинок поневоле, ненавидим всеми за честную службу, беден, выживает с двумя детьми, брошен женой.

Тема долга, отказа от соблазна устроить свою жизнь на взятке. Герой принципиален еще и потому, что дорожит службой – ради детей. Испытания не должны ожесточать сердце. Человек в нужде хорошо поймет нуждающегося. История учит жалости, умению ставить себя на место других. Милосердие важнее справедливости.

Календарно – тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 ч)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Домашнее задание

План

факт

1

2

3

4

5

Введение (1ч)

1

5.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Читать стр 3-5, вопросы стр.5

Устное народное творчество ( 7 ч)

2

6.09

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

Прочитать стр.7-8, вопросы стр.8, пересказ предания (на выбор), стр. 8-10

3

12.09

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Ответ на вопрос 3, стр. 23(характеристика Вольги или Микулы)

4

13.09

Былина «Садко»

Подгот. к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей –разбойник»

5

19.09

Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Написать отзыв на одно из произведений на былинный сюжет

6

20.09

«Калевала» -карело – финский мифологический эпос

Подготовить иллюстрацию одного из эпизодов эпоса; прочитать «Песнь о Роланде»

7

26.09

«Песнь о Роланде» — вершина французского эпоса.

Подобрать по 2 – 3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл

8

27.09

Пословицы и поговорки.

Ответ на вопрос 4, стр.68; сочинение — миниатюра

Древнерусская  литература ( 2ч)

9

3.10

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

Составить небольшое поучение, выполнить творческое задание 1, стр.73; прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

10

4.10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Написать сочинение на одну из выбранных тем

Из русской литературы XVIII века (2ч)

11

10.10

М.В. Ломоносов.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Выразительное чтение отрывка оды

12

11.10

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»

Выразительное чтение стихотворения (на выбор); прочитать поэму Пушкина А.С. «Полтава»

Из русской литературы XIX ( 27ч)

13

 17.10

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образ поэмы

Выучить наизусть отрывок из поэмы

«Полтава»

14

18.10

А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»)

Выполнить задание 2, стр.101

15

24.10

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Наизусть отрывок из «Песни о Вещем Олеге» 1-7 строфа

16

25.10

А.С. Пушкин.  «Борис Годунов»

Сочинение по теме «Герой Пушкина, о котором хочется рассказать»

17

7.11

А.С. Пушкин.   «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

Составление рассказа «Моё отношение к Самсону Вырину»

18

8.11

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов

Прочитать «Песню…» и выделить в ней смысловые части, выразительное чтение любого отрывка

19

14.11

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика

Выучить наизусть отрывок «Над Москвой великой, златоглавой»

20

15.11

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»Проект

Выучить наизусть одно стихотворение; произвести анализ

21

21.11

Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе

22

22.11

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Выучить наизусть одно из описаний степи; подготовить устный рассказ о Тарасе Бульбе

23

28.11

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Подобрать цитатные материалы для характеристик героев; выучить речь Тараса о товариществе наизусть

24

29.11

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий»

Устный сопоставительный анализ образов Остапа и Андрия

25

5.12

Р.Р  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Подготовка к сочинению

Написать сочинение  по составленному плану; прочитать рассказ «Бирюк»

26

6.12

И.С. Тургенев «Бирюк» Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным

Приготовить рассказ «Один день из жизни лесника Бирюка»

27

12.12

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

28

13.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа поэмы

Выразительное чтение диалога княгини и генерала

29

19.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: художественные особенности поэмы

Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы

30

20.12

Н.А. Некрасов.  «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения

31

26.12

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

Подготовить выразительное чтение баллад; работа по вопросам стр.288

32

27.12

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества  

Прочитать сказку «Дикий помещик»; проработать вопросы и задания на стр.. 300 — 304

33

16.01

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения)

Попробовать сочинить сказку на сюжет из школьной жизни

34

17.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Прочитать главу «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец

35

23.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

Дочитать повесть; подготовиться к тестированию по произведениям

36

24.01

Контрольная работа. Тестирование по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого

Подготовка устного рассказа об А.П. Чехове

37

30.01

А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа

Работа по вопросам на стр.332-333, выразительное чтение по ролям

38

31.01

А.П. Чехов.  «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» ( урок внеклассного чтения)

 Написать отзыв на рассказ Чехова (по выбору) по плану

39

6.02

«Край ты мой, родимый край…»В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения

Выучить стихотворение наизусть( по выбору)

Из русской литературы XX века (22ч)

40

7.02

И.А. Бунин «Цифры»

Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»

41

13.02

И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения)

Написать отзыв на прочитанный рассказ писателя

42

14.02

М. Горький. «Детство» (главы) Автобиографический характер повести Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Прочитать главы повести, подробный пересказ эпизодов по выбору

43

20.02

М. Горький. «Детство»(главы) «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Ответить на вопрос: «Каким человеком представляется нам Алексей?»

44

21.02

М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

Художественный пересказ фрагмента легенды

45

27.02

Л.Н. Андреев «Кусака» Гуманистический пафос рассказа

Выборочный пересказ на тему «История Кусаки»

46

28.02

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Выразительное чтение стихотворения

47

6.03

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Написать мини – сочинение «За что я люблю ( не люблю) стихи Маяковского»

48

7.03

А.П. Платонов. «Юшка»

Подготовить иллюстрацию к рассказу, пересказ эпизода по выбору; прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»

49

13.03

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа

 Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр. 140-141)

50

14.03

Р.Р Классное контрольное сочинение на одну из тем:1) Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? 2) В чем проявляется гуманизм произведений М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, А.П. Платонова (на материале 1-2 произведений)?

Прочитать в учебнике статью о Б.Л. Пастернаке (стр.142-144)

51

20.03

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору)

52

21.03

А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта «Снега потемнеют синие…», «Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

53

3.04

На дорогах войны. Стихотворения о войне  А. А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о войне

54

4.04

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

Составить план  рассказа, вопросы стр.172-173

55

10.04

Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя»

Пересказ эпизода, вопросы на стр.182, 185

56

11.04

Ю.П. Казаков «Тихое утро» Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка

Письменная характеристика одного из героев рассказа

57

17.04

Д.С. Лихачев. «Земля родная» Духовное напутствие молодежи

Работа по вопросам стр.209-210, пересказ глав из книги по выбору

58

18.04

М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Подготовить чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов

59

24.04

«Тихая моя родина» Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и др.

Выучить наизусть одно из стихотворений

60

25.04

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле».  Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Выучить наизусть одну из песен, стр. 231-236; подготовить ответы на вопросы, стр 237

61

2.05

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы

Подготовка устного рассказа о Р. Гамзатове

Из литературы народов России ( 1ч_)

62

9.05

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…»,«Я вновь пришел сюда и сам не верю…»(из цикла«Восьмистишия»)«О моей Родине».

Подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном», стр.240

Из зарубежной литературы (8ч)

63

15.05

Роберт Бёрнс «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения)

Выучить наизусть стихотворение; прочитать вступительную статью о Байроне, стр. 246

64

16.05

Дж.Г. Байрон  «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Выразительное чтение стихотворения  

65

22.05

Японские трехстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса

Прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов»

66

23.05

О. Генри «Дары волхвов»Сила любви и преданности

Сочинение — рассуждение «Во имя любви», вопросы стр.263

67

29.05

Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

Вопросы стр.276-277, пересказ эпизода по выбору

68

30.05

Детективная литература (урок внеклассного чтения)

Подготовиться к итоговому контролю

69

Урок контроля. Итоговое тестирование

Представить любимого литературного героя, для «Парада литературных героев» Сформулировать советы одноклассникам о пользе чтения

70

Урок – путешествие  «По страницам изученных произведений»

Краткое содержание Тургенев Два помещика

Как следует из названия произведения, в рассказе идет речь о двух помещиках, первый из которых генерал-майор в отставке. Зовут его Вячеслав Илларионович Хвалынский. Это человек высокого роста, моложавый для своих лет, подвижный и жизнерадостный. Морщины на его лице почти не заметны, когда генерал смеется или улыбается.

Однако, несмотря на свой добрый нрав, с людьми, находящимися ниже его по своему положению, генерал не может обращаться на равных, разговаривает с ними свысока, пренебрежительно. При этом с людьми выше его по званию или социальному статусу он ведет себя, наоборот, очень почтительно и благосклонно. Даже когда проигрывает им в карты, он вовсе никогда не жалуется. Да и в принципе предпочитает играть с теми, кто победнее или ниже его статусом.

Также Вячеслав Илларионович слывет большим охотником до женщин. Читать он не очень любит, о прошлом своем особо не распространяется. Обосновался он в небольшом уютном домике, а в прислугах у него ходит необычайно глупый управляющий, а также ключница, женщина зрелых лет, но вовсе еще не старая. Несмотря на свой возраст, Хвалынский даже сейчас смотрится в глазах окружающих довольно выгодной партией. Генерал просто обожает бывать на различных обедах и публичных мероприятиях, при этом долгих бесед с гостями не любит.

Второй помещик по имени Стегунов Мардарий Аполлоныч совсем другого поля ягода, и похож на Хволынского лишь тем, что является закоренелым холостяком. В отличие от генерала, Стегунов никогда не служил. Внешность его совершенно иная: росточка он небольшого, полноват, на затылке лысина. Человек он очень жизнерадостный, невероятно щедрый и веселый. Домашними делами заниматься не любит, и особо в это дело не вникает. Зато Мардарий Аполлоныч всегда рад гостям и щедр на угощения.

Однажды главный герой и рассказчик приехал к Стегунову в гости. Сидели они с хозяином на балконе и тут слышат в отдалении чьи-то крики. Гость интересуется у помещика, что это за звуки. Оказывается, это по приказу Стегунова наказывают Ваську-буфетчика. Когда рассказчик возвращался от помещика, ему на пути повстречался тот самый Васька. На вопрос, за что его наказали, тот сказал, что за дело, и что лучшего хозяина, чем у него, во всей губернии не сыскать. И все оставшуюся дорогу рассказчика не покидают мысли о том, в каком ужасном рабстве находится русский народ, и как это рабство деформирует человеческое сознание подневольных и их хозяев. Как же крепко оно засело в нем! И долго еще не отпустит этих людей и их потомков слепое поклонение своим рабовладельцам, которых они так боготворят.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тургенев. Все произведения

Два помещика. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Роман начинается с того, что Хелина Киншоу вынуждена была переехать в поместье Куперов «Уорингс». В данный момент владелец этой усадьбы Джозеф был состоятельным вдовцом

В Париже я познакомился с Огюстом Дюпеном, молодым человеком благородного происхождения, но растерявшим всё своё состояние. Дюпен был очень начитан, и именно книги стали поводом для нашего близкого знакомства.

Пьеса начинается с того, что королевская семья плывёт на корабле. Внезапно море начало штормить, разразилась буря. Матросы изо всех сил пытались предотвратить кораблекрушение

Удивительный рассказ о небольшом путешествии двух детей, старшей Наташи и младшего ее брата Антошки. Герои рассказа имели возможность познакомиться с тайнами природы, которые привели к ощущению опасности и незнакомцем, проявившем внимание и заботу.

В одном английском городе живут два хороших друга — один состоятельный банкир, занятый подсчетом и заработком денег — Баундбери. И второй депутат в парламенте Томас Грэйдгранд — человек, совершенно лишенный чувств и полагающийся только на факты и цифры

Краткое содержание рассказа «Два помещика» И. С. Тургенева

Рассказ «Два помещика» – это одна из частей повести «Записки охотника», написанной Тургеневым в 1852 году. Краткое содержание «Два помещика» для читательского дневника расскажет о жизни и быте обычных помещиков в середине 19 века.

«Два помещика» очень краткое содержание

И. С. Тургенев «Два помещика» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказчик знакомит читателей с двумя помещиками, у которых часто охотился.

«Отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский» – человек «в зрелом возрасте, в самой поре», добрый, но не может обращаться с небогатыми и нечиновными дворянами как с ровней себе и плохой хозяин, слывущий скрягой; очень любит женщин, но не женат.

Мардарий Аполлоныч Стегунов полная его противоположность – «хлебосол и балагур», живет на старый лад. Крестьяне, хотя барин их и наказывал, считали, что он все делает правильно и такого барина, как у них, «в целой губернии не сыщешь».

Описание жизнедеятельности и характерных особенностей этих двух персонажей в общих чертах описывает положение в российской провинции во времена перед отменой крепостного права.

Рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» был написан в 1869 году и является одним из первых сатирических сказок автора. Прочитать краткое содержание «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина можно на нашем сайте

Короткий пересказ «Два помещика»

Краткое содержание «Два помещика» Тургенев:

Классик русской литературы описывает в своем произведении двух абсолютно разных людей, находящихся на одной ступени в социальной иерархии царской России. Два помещика из провинции совершенно по-разному относятся к своей жизни, к своим имениям и крепостным. Единственный фактор, который их объединяет – это то, что они оба холостяки.

Первый герой – генерал-майор в отставке Хвалынский Вячеслав Илларионович. Никогда не учувствовавший в боевых действиях, заслуживший свои чин прислуживая некому лицу и высших чинов. Его особенностью можно читать надменное отношение к людям, равным ему по положение.

К простым крепостным он вообще относился как несуществующим людям. С книжками этот помещик не дружил, словом не владел, был скуп и невежественен. Эти описания соответствовали большинству отставных военных ставших помещиками в царской России.

Второй персонаж – это старый помещик Стегунов Мардарий Аполлоович, использующий в своем имении приемы средневековья и постоянно наказывающий своих крепостных за любую провинность. И хотя у него была жесткая дисциплина среди крестьян, фактически само имение управлялось поверхностно и все хозяйство «дышало на ладан».

Автор обнажает нравственное оскудение русских помещиков, подводя к идее протеста против крепостного права.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Старосветских помещиков» Гоголя по главам, которое пригодится при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника. Произведение не похоже на яркие, сказочно-фантастические сюжеты из предыдущего сборника писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В повести описывается жизнь и смерть двух стариков.

Сюжет рассказа «Два помещика» Тургенев

«Два помещика» Тургенев краткое содержание произведения:

Позвольте мне познакомить вас с двумя помещиками, у которых я часто охотился. Первый из них — отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий и когда-то стройный, он и теперь был вовсе не дряхлый.

Правда, некогда правильные черты его лица немного изменились, щёки повисли, появились морщины, но выступает Вячеслав Илларионович бойко, звонко смеётся, позвякивает шпорами и крутит усы. Человек он очень добрый, но с довольно странными привычками. Он не может обращаться с небогатыми дворянами, как с равными себе людьми, даже речь его при этом меняется.

Хлопотун он и жила страшный, а хозяин плохой: взял себе в управляющие отставного вахмистра, необычайно глупого человека. Хвалынский большой любитель женщин. В карты он любит играть только с людьми низшего звания.

Когда же ему приходится играть с вышестоящими, то он сильно меняется и даже не жалуется на проигрыш. Читает Вячеслав Илларионович мало, при чтении постоянно шевелит усами и бровями. На выборах он играет значительную роль, но от почётного звания предводителя по скупости отказывается.

О своём военном прошлом генерал Хвалынский говорить не любит. Живёт он один в небольшом домике и до сих пор считается выгодным женихом. Его ключница, полная, свежая, черноглазая и чернобровая женщина лет 35, по будним дням ходит в накрахмаленных платьях. На больших званых обедах и публичных торжествах генерал Хвалынский чувствует себя в своей тарелке. Особым даром слова Хвалынский не владеет, поэтому длинных споров не терпит.

Мардарий Аполлоныч Стегунов похож на Хвалынского только в одном — он тоже холостяк. Он нигде не служил и красавцем не считался. Мардарий Аполлоныч низенький, пухленький старичок, лысый, с двойным подбородком, мягкими ручками и брюшком. Он хлебосол и балагур, живёт в своё удовольствие.

Своим имением Стегунов занимается довольно поверхностно и живёт на старый лад. Люди у него одеты по-старинному, хозяйством заведует бурмистр из мужиков, а домом — сморщенная и скупая старуха. Гостей Мардарий Аполлоныч принимает радушно и угощает на славу.

Как-то приехал я к нему летним вечером, после всенощной. После того, как Стегунов отпустил молодого священника, угостив его водкой, мы сели на балконе. Вдруг он увидел в саду чужих кур и послал дворового Юшку выгнать их. Юшка и ещё трое дворовых кинулись на кур, и пошла потеха. Выяснилось, что это куры Ермила-кучера и Стегунов велел их отобрать.

Потом разговор зашёл о выселках, которым отвели плохое место. Мардарий Аполлоныч сказал, что там живут опальные мужики, особенно две семьи, которые никак не удаётся извести. В отдалении я услышал странные звуки. Оказалось, это наказывали Ваську-буфетчика, который прислуживал нам за обедом.

Через четверть часа я простился со Стегуновым. Проезжая через деревню, я встретил Васю и спросил, за что его наказали. Он ответил, что наказали за дело, а такого барина, как у них, и в целой губернии не сыщешь.

Рассказ «Бурмистр» Тургенев написал в июле 1847 года. Очерк вошел в известный цикл писателя «Записки охотника». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Бурмистра», которое подойдет для подготовки к уроку русской литературы, для читательского дневника.

Видео краткое содержание Два помещика

После отмены крепостного права в России Александр II просил передать Тургеневу, что очерки сыграли большую роль при принятии его решения об освобождении крестьян.

Краткое содержание «Два помещика»

Рассказ «Два помещика» Тургенева был написан в 1852 году. Он вошел в знаменитый цикл «Записки охотника», который автор посвятил описанию жизни крепостных крестьян и помещиков образца середины XIX века. В произведении показаны наиболее типичные образы русских помещиков.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Два помещика» на нашем сайте. Проверить полученные знания можно при помощи специального теста.

Главные герои

  • Хвалынский Вячеслав Илларионович – помещик, генерал-майор в отставке, холостой, влюбчивый, добрый, но излишне надменный мужчина средних лет.
  • Стегунов Мардарий Аполлоныч – помещик, невысокий, толстый, лысый старичок, добродушный и гостеприимный.

Другие персонажи

  • Рассказчик – дворянин, мужчина среднего возраста, страстный охотник.

Краткое содержание

Рассказчик решил поведать о двух своих соседях-помещиках, у которых он часто охотился. Это были почтенные люди, которые пользовались «всеобщим уважением нескольких уездов» . Один из них, Вячеслав Илларионович Хвалынский, был генерал-майором в отставке. Это был высокий, некогда стройный, но теперь обрюзгший человек «в зрелом возрасте, в самой, как говорится, поре» . Внешность его уже претерпела досадные возрастные изменения, но Хвалынский был по-прежнему бодр, весел и часто называл себя «старым кавалеристом» .

Это был, по сути, добрый человек. Однако он не мог общаться на равных с «дворянами небогатыми или нечиновными» . При разговоре с ними Хвалынский смотрел искоса, пренебрежительно. И, напротив, с людьми, выше его по социальному статусу или званию, он отличался особой почтительностью, и даже в карты им проигрывал с любезной улыбкой, без жалоб. О своей службе генерал говорить не любил, и «на войне он тоже, кажется, не бывал» .

Кроме того, «Вячеслав Илларионович ужасный охотник до прекрасного пола» , и при виде хорошенькой особы всегда был готов на подвиги. У него не было семьи, и он до сих пор считался завидным женихом. Генерал Хвалынский был удивительно хорош «на всех торжественных и публичных актах, экзаменах, собраньях и выставках» , куда его с удовольствием приглашали. Однако он неизменно избегал долгих бесед и жарких споров. Дома у себя он никого не принимал и жил, «как слышно, скрягой» .

Совсем иным был другой помещик – Стегунов Мардарий Аполлоныч. С Хвалынским его объединяло лишь то, что оба были закоренелыми холостяками. Невысокого роста, лысый, пухлый Стегунов «едва ли где-нибудь служил и никогда красавцем не почитался» . Он был большим хлебосолом и балагуром, всегда с удовольствием принимал гостей и потчевал их от всей души. Сам же Мардарий Аполлоныч ничем не занимался и обленился настолько, что «даже «Сонник» перестал читать» .

Однажды рассказчик приехал в гости к Стегунову. Они сидели на балконе, пили чай и наслаждались прекрасным вечером. Неожиданно раздались звуки ударов. Мардарий Аполлоныч сообщил, что это по его приказу «шалунишку наказывают» , буфетчика Ваську. Когда на обратном пути рассказчик повстречал того самого Ваську, то поинтересовался, за что его били. Буфетчик ответил, что наказание получил за дело. Он восхищался добрым и справедливым барином, какого «в целой губернии не сыщешь» . Рассказчик грустно вздохнул и задумался о печальной судьбе простого русского народа.

Заключение

В своем произведении Тургенев продемонстрировал два распространенных типажа русских помещиков. Также он показал, в каком зависимом положении был простой народ, который даже не пытался протестовать против своего рабства.

После ознакомления с кратким пересказом рассказа «Два помещика» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

Многомудрый Литрекон предлагает Вам два варианта итогового сочинения на тему: «Можно ли простить человека, совершившего преступление?». Аргументы есть и «за», и «против», так что пользуйтесь. Приятного просвещения!

Вариант 1: можно

(501 слово) Одной из самых популярных цитат из «Евангелие» является фрагмент из разговора Христа с толпой, окружившей грешницу: «Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Распространенность этой фразы объяснима, ведь она относится к каждому из нас и заставляет задуматься о том, имеем ли мы право судить тех, кто провинился. Ведь каждый из нас оступался и был близок к нравственному падению. Значит, лучше не забрасывать грешницу камнями, а протянуть ей руку. Поддержка поможет человеку вернуться на праведный путь. Это подтверждают многочисленные примеры.

Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион под влиянием теории, оправдывающей насилие в качестве способа решения социальных проблем, убил двух женщин. Но вместо эйфории и уверенности в своем предназначении Раскольников ощутил муки совести, которые сводили его с ума. Именно им посвящена большая часть книги. Можно было бы отвернуться от Родиона, заклеймить его позором, но читатель все же проникается сочувствием к нему, ведь узнает о нем больше и невольно оправдывает его отчаяние. Бедный студент не имел возможности продолжить обучение, жил в нищете и получил такие известия из родного дома, что оставалось лишь глубже зарыться в тоску и культивировать злость на весь мир. Возможно, именно поэтому Соня почувствовала, что Родион оступился и нуждается в понимании, а не в осуждении. Самому суровому наказанию он уже подверг сам себя. Поэтому Соне оставалось лишь проявить милосердие и помочь юноше выйти на дорогу раскаяния. Участие и отзывчивость направили героя к признанию вины и нравственному очищению. Если бы он получил удар, а не руку помощи, то мог бы не выдержать напряжения и наложить на себя руки. Данный пример учит нас тому, что преступника важно не только наказать, но и вернуть к праведной жизни, а это можно сделать только после прощения и покаяния.

А порой преступление является не осознанным выбором человека, а стечением обстоятельств, которое не оставило ему этого выбора. Вспомним рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Лесник был очень принципиальным человеком и сурово наказывал всех, кто нарушал закон и рубил деревья. За героем закрепилась дурная слава: все крестьяне считали его настоящим душегубом и черствым злодеем, который не понимает, каково людям жить в нищете и холоде. Рассказчик тоже так думал, когда увидел, как Бирюк поймал очередного вора. Барин хотел было предложить заплатить за погубленное дерево — так жалко ему было простого мужичка, который рассказывал о своей нужде и семье, которая едва выживает. Но Фома Кузьмич сам отпустил незадачливого дровосека и ограничился строгим предупреждением, что в другой раз не пойдет ему навстречу. Почему справедливый и принципиальный лесник отпустил преступника? Потому что этот человек был загнан нищетой в угол. Он не наживался на краже, а лишь пытался обеспечить семье хотя бы кусок хлеба. За такие поступки наказывать надо тех, кто считает такой уровень жизни нормальным для своей страны.

Таким образом, мы должны прощать тех, для кого преступление — вынужденная и крайняя мера, болезнь и стыд, а не норма. Только милосердие вернет человека на стезю добродетели. В то же время нужно следить за тем, чтобы отзывчивость сочеталась со справедливостью и не мешало исполнению закона в отношении того, кто наживается на противоправном действии и не считает себя виновным.

Вариант 2: нельзя

(456 слов) В произведениях отечественной литературы мы часто читаем о том, как люди прощают преступления и чуть ли не возвышают тех, кто их совершает, ведь они же были вынуждены, сломлены и так далее. Но часто сердобольные герои забывают о том, что безнаказанность — это самое лучшее поощрение злодеяния. Чем больше мы проявляем милосердия и терпимости, тем наглее становятся наши враги — те, кто попирает наши права. Рассмотрим подобные примеры, чтобы убедиться в этом.

В произведении Б.Л. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин заведовал заповедником и охранял его от браконьеров. Работал он честно и усердно, ему удалось прекратить расхищение природных богатств и установить порядок. Более того, он даже закупил нескольких лебедей, чтобы озеро «Лебяжье» оправдывало свое название и радовало местных жителей красотой гордых птиц. Но ночью герой услышал хлопки взрывов: это глушили рыбу в заповедных местах. Он быстро собрался и вскоре был на месте, но преступников оказалось слишком много. Они безжалостно избили Егора. Только на следующий день его нашли, а за ним тянулся кровавый след. Но своих обидчиков Полушкин не выдал, хотя следователи его допросили. Это был такой шанс посадить браконьеров в тюрьму раз и навсегда, но нет, герой слишком добр для этого. Он умер от побоев, но не назвал убийц. Как благородно! Нет, скорее глупо и даже вредно, ведь после гибели героя Череп и Филя продолжили свое черное дело, как и другие соучастники. Вот так прощение преступников повлекло за собой череду новых противоправных действий с их стороны. Ведь Егор давно знал о них, мог бы донести еще до трагедии, но простил и упустил злодеев. Нельзя давать шансы безнравственным людям, они все равно не оценят и не исправятся.

Всем нам знакомы и бытовые примеры из обыденной жизни, когда, например, жены годами терпят насилие, но не жалуются. В романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» происходит именно это. Ильинична годами страдала от побоев, пьянок и измен Пантелея Прокофьевича. Женщина получала такие травмы, что неделями лежала и не могла подняться с постели. Но она не уходила от домашнего тирана и продолжала «нести свой крест», покуда жива. Ильинична не просила защиты, не требовала наказания для Пантелея, не пыталась изменить свою судьбу. Почему? Потому что у казаков такое отношение к женщинам считалось нормой. И никого не удивляет тот факт, что в семье Аксиньи ситуация вышла из-под контроля, и отец изнасиловал родную дочь. Ведь все мужчины знали, что им ничего не будет, никто не заступится за слабый пол. Вечное смирение, безусловное прощение, терпение вместо любви привели к тому, что ужасное преступление стало нормой жизни. Безнаказанность стала ангелом-хранителем домашнего насилия.

Таким образом, прощение поощряет преступников, дает им стимул грешить дальше, ведь люди все стерпят, все забудут, а выгода у злодея останется. Милосердие противоречит справедливости и порождает новую волну агрессии. Нужно понимать, что потворство порокам, которое маскируется под добродетель, тоже является частью преступления.

  • Тургенев рассказ лесная тишь
  • Тургенев рассказ певцы читать полностью
  • Тургенев рассказ вешние воды
  • Тургенев муму итоговое сочинение
  • Тургенев муму герои рассказа