Аннотация. В статье рассматривается литературная параллель Тургенев — Нагибин. Сравнительный анализ двух произведений писателей из цикла «охотничьих» рассказов выявляет нагибинское следование традициям классика XIX века.
Ключевые слова: «охотничий» рассказ, жанровые традиции, литературная параллель, типологические связи.
Abstract. The article explores the literary parallel between Turgenev and Nagibin. Comparative analysis of two “hunting” stories of the writers demonstrates that Nagibin is following the traditions of the classic of the XIXcentury.
Keywords: “hunting” story, genre traditions, literary parallel, typological connections.
В творчестве Ю.М.Нагибина в 1950-е годы появляются произведения, имеющие много общего на уровне осваиваемого писателем материала: жизнь людей в Мещёре и в окрестностях Плещеева озера, охотничий быт, взаимоотношения человека и природы. Не объединённые автором в цикл, эти рассказы тем не менее отсылают нас к «Запискам охотника» И.С.Тургенева благодаря сходству как жанровой формы, так и жанрового содержания1.
Особый интерес представляют рассказы «Живые мощи» (1874) Тургенева и «Последняя охота» (1957) Нагибина. При сопоставлении именно этих произведений становится очевидным тот факт, что писатели, эстетически осваивая действительность, руководствуются общими художественными принципами. В одной из своих работ Н.Л.Лейдерман справедливо замечает, что «…законы, которые характеризуют общие принципы эстетического освоения действительности в искусстве, её пересоздания в художественный феномен, в то же время являются законами, объясняющими возникновение художественного феномена, его развитие, взаимодействие с другими художественными явлениями и с действительностью»2. Таким образом, сходство рассказов «Живые мощи» Тургенева и «Последняя охота» Нагибина может быть объяснено не столько генетическим родством, сколько типологической преемственностью.
В отличие от других «охотничьих» рассказов писателей, сходство «Живых мощей» и «Последней охоты» значительней: угадываются параллели на уровне отдельных образов, деталей, событийной структуры.
Тургенев и Нагибин в своих рассказах исследуют состояние и поведение человека, оказавшегося на пороге смерти. При этом общей в двух произведениях оказывается не только тематика и проблематика (план содержания), но и жанровая форма (план выражения), проявившаяся в наследовании жанровой традиции «охотничьего» рассказа. Нагибин, как и Тургенев, продолжает в своём творчестве традицию художественного изображения охоты. Это обусловило появление общих черт в их «охотничьих» произведениях:
— рассказ нередко лишь косвенно связан с темой охоты;
— присутствует элемент духовного сближения человека с природой;
— писатель ищет проявления универсального и общечеловеческого в частном на первый взгляд, «охотничьем», этнографическом3.
Обратимся к началу каждого из рассказов. В «Живых мощах» Тургенева знакомство с главной героиней начинается со слов: «Я приблизился — и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая.»4. Рассказ Нагибина «Последняя охота» открывается словами: «Дедок, ты живой? — сказал Анатолий Иванович. — А мы-то думали на поминках погулять»5. И в том и в другом рассказе завязка сюжета содержит в себе интригу: живым оказывается тот, кого уже считали мёртвым. Но если герой-рассказчик Тургенева искренне удивляется тому, что Лукерья живая, то Анатолий Иванович — герой Нагибина — задаёт свой вопрос с шуточной интонацией.
Главные герои Тургенева и Нагибина находятся в состоянии между жизнью и смертью, что отражается уже на уровне заглавий. Название «Живые мощи» основано на приёме оксюморона. Благодаря первой лексеме в нём преобладает жизнеутверждающий пафос, пронизывающий и всё произведение. Вторая лексема указывает на присутствие христианского подтекста в произведении, что обусловливает особую трактовку темы жизни и смерти у Тургенева. Название нагибинского рассказа более нейтрально, но также содержит идею перехода: последняя охота — то единственное, что отделяет Дедка от смерти. Естественное течение жизни, состоящей из повторяющихся действий (в данном случае — охоты), ещё не нарушено, но заглавием писатель подсказывает, что в центре внимания — начало процесса расставания человека с миром. Название нагибинского рассказа отчасти тоже многозначно: слово «охота» воспринимается и как синоним слова «желание».
Воплощая в заглавии рассказов идею перехода, Тургенев и Нагибин тем не менее наполняют его принципиально разным смыслом.
Герои рассказов «Живые мощи» и «Последняя охота» — Лукерья и Дедок — сталкиваются с проблемой поиска смысла жизни на пороге смерти. Но если внутренние противоречия тургеневской героини оказываются за рамками повествования, то внутренний конфликт нагибинского Дедка становится стержнем произведения. Герои Тургенева и Нагибина — люди совершенно разных возрастов. Лукерья ещё совсем молода, но больна неизлечимой болезнью; Дедок — старик. Но при этом при создании образов героев писатели используют схожие портретные характеристики, наполняют мир героев схожими деталями и повествуют о схожих действиях и состояниях своих персонажей.
Показательны в первую очередь портреты героев. Сравним:
Лукерья: «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать—только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос» (III, 327—328).
Дедок: «…серое, будто пеплом обдутое лицо Дедка с белыми губами под щетинкой редких взъерошенных усов, с впалыми, всосанными, мягко обросшими сединой щеками» (II, 7).
Внимание писателей обращено на лица героев, детально прорисованные, тогда как на других особенностях внешности авторы не акцентируют внимание читателя. При всей внешней немощи Лукерья и Дедок испытывают сильнейшие чувства, что проявляется в портретной детали: «спустя мгновение они [глаза] заблистали в полутьме… Слеза их смочила» (о Лукерье, (III, 334) и «слёзы растекались струйками по излучинам его морщин, он не пытался унять их, отереть…» (о Дедке, (II, 9).
Герои Тургенева и Нагибина осознают, что стоят на пороге смерти. Это и подталкивает их к размышлениям о смысле жизни. В этом состоянии и Лукерью и Дедка посещают сны и видения, приоткрывающие тайну их внутреннего мира. Сны Лукерьи показывают, насколько тесно в ней переплетено христианское миропонимание с народными верованиями: в одном из снов к ней приходит Христос, чтобы забрать её в Царство Небесное «хороводы водить. и песни играть райские» (III, 335), в другом её посещают родители и благодарят за то, что она их «грехи побеждает» (III, 335), в третьем она встречается со смертью в образе женщины, которую просит поскорее забрать её. Дедкуже является его погибший сын: «— Зачем ты тут?.. Сын не отвечал, молча и упрямо маячил он перед глазами отца, словно хотел напомнить о чём-то, но Дедок не хотел его понимать, сейчас он был живой, с живыми и отвергал то, что нёс с собой этот пришелец» (II, 17—8). На уровне этой сюжетной детали проявляется различия мировоззренческих установокдвух героев: Лукерья приняла жизнь такой, какая она есть, и смиренно ждёт смерти, а Дедок ещё не до конца осознал свою роль в жизни и не смирился с приближающейся смертью, он борется за жизнь.
Мир Лукерьи и мир Дедка также во многом схожи. Некогда кипящая вокруг них жизнь замедляется, окружающие люди постепенно их покидают. Герои оказываются практически в полном одиночестве с той только разницей, что Лукерью отрывает от всего привычного мира болезнь, а Дедка — старость. Окружение героини Тургенева составляют лишь добрые люди, помогающие ей в самом необходимом, да одна девочка, которую Лукерья учит петь песни. У Дедка есть жена, но она «не захотела его понять» (II, 8), есть друзья по охоте, за которых он цепляется как за последнюю ниточку, связывающую его с привычным ему миром: «…все они были частицей того, едва не утраченного Дедком мира, в котором так сладко и радостно жить. И без любого из них жизнь была бы чем-то беднее» (II, 12). Однако и среди них герой не решает свой внутренний конфликт, не может ответить на вопрос: «…зачем было всё то, что было, если сейчас эта печь, эта смертельная слабость и равнодушие ко всему на свете?» (II, 8). Тургенев в конце своего рассказа показывает, что и Лукерью окружали люди, её не понимающие («Богом убитая, — так заключил десятский, — стало быть, за грехи; но мы в это дело не входим. А чтобы, например, осуждать её — нет, мы её не осуждаем. Пущай её!» (III, 338).
Вместо людей мир Лукерьи и Дедка наполняется совершенно новым содержанием: в центре всего оказывается природа. Но если Лукерья приняла свою судьбу такой, какая она есть, и природа щедро одаривает её («в позапрошлом году так даже ласточки вон там в углу гнездо себе свили и детей вывели. Уж как же оно было занятно!» (III, 331), то для Дедка, всё ещё противящегося своей судьбе, природа выступает порой врагом («…ветер, словно только того и ждавший, ударил в густоту веток, погнав Дедка назад. мелкая вода захлёстывала челнок, грозя затопить его…» (II, 10—1). Когда же внутри нагибинского героя происходит окончательный разлом и он смиряется со своей оторванностью от мира людей, природа становится ему помощником («лёгкая волна приподняла чирка и поднесла его к корме, почти в самую руку старика» (II, 20). Природа приносит частичку себя в жертву Дедку («и Дедок почувствовал острую, до слёз, нежность и щемящую благодарность к маленькому, быстрому, как молния, летуну, отдавшему свою жизнь, чтобы продлилась затихающая жизнь старого охотника» (II, 20), что помогает ему найти ответ на самый важный вопрос, волнующий его на пороге смерти. Он начинает во всей полноте ощущать себя частичкой огромного природного мира, обретает гармонию как во внешнем мире («земля укачивала его» (II, 22), так и внутри себя («он не чувствовал ни боли, ни страдания, даже валившая с ног слабость перестала быть чем-то чужим, враждебным, мешающим, стала им самим» (II, 22). И Дедок наконец- то находит ответ на свой вопрос: «всё, что было, было лишь для того, чтобы он прошёл этот последний путь» (II, 22), путь соединения с природой, растворился в ней.
Мы видим, что Лукерья и Дедок приходят к смирению, слиянию с природой, однако если Тургенев объясняет это глубоким религиозным чувством героини, то Нагибин — повышенной на пороге смерти чуткостью и чувствительностью своего героя.
Рассказы «Живые мощи» и «Последняя охота», будучи каждый художественным фактом своего времени, отражают мировоззренческие установки героев разных эпох. При всём сходстве между этими произведениями проблема перехода от жизни к смерти трактуется по-разному. В рассказе Тургенева переход от жизни к смерти — это воссоединение с Богом («рассказывали, что в самый день кончины она всё слышала колокольный звон, хотя от Алексеевки до церкви считают пять верст с лишком и день был будничный. Впрочем, Лукерья говорила, что звон шёл не от церкви, а “сверху”. Вероятно, она не посмела сказать: с неба» (III, 340). В рассказе Нагибина формой перехода становится растворение в природе («земля то подымалась перед ним вверх со всеми деревьями, избами, с яркорыжим кустом рябины, с синей полоской реки, то стремительно ухала вниз, кружа, дурманя голову, земля укачивала его, как в детстве укачивала зыбка, а Дедок всё шёл и шёл к своей недостижимой цели» (II, 22). Тургенева и Нагибина роднит воплощённая в их произведениях мысль о том, что смерть — это не конец, а движение в бесконечность, но разница в трактовке проблемы принятия смерти отражает существенное отличие в мировосприятии двух писателей.
Важно отметить, что при всех различиях в трактовке проблемы перехода от жизни к смерти писатели используют схожие приёмы создания и раскрытия образов главных героев. Родство тематики и проблематики, общие элементы жанровой формы «охотничьего» рассказа обусловливает появление схожих принципов создания художественного мира произведений в целом. Всё это доказывает факт типологической связи рассказов «Живые мощи» и «Последняя охота».
Рассказы «Живые мощи» и «Последняя охота» отражают вариативность в осмыслении писателями одних и тех же проблем и подчёркивают неистощимое богатство русской литературы. Творчество Тургенева и Нагибина, соединяющее века, не исчерпывает, а, напротив, усиливает философское звучание тем и проблем, затронутых в рассказах; а также подтверждает наличие гибкой, но в то же время тесной связи «охотничьего» рассказа с явлениями социальной и духовной жизни народа.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Эти понятия — ключевые в жанровой теории Г.Н.Поспелова («Проблемы исторического развития литературы») и Н.Л.Лейдермана («Теория жанра»).
2 ЛЕЙДЕРМАН Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 1960—1970-е годы. — Свердловск, 1982. — С. 7.
3 ОДЕССКАЯ М.М. Ружьё и лира: охотничий рассказ в русской литературе ХК в. // Вопросы литературы. — 1998. — № 3. — С. 239—252.
4 ТУРГЕНЕВ И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. — М., 1979. — Т. 3. — С. 327. Далее цитируется в тексте с указанием тома и страницы в скобках после цитаты.
5 НАГИБИН Ю. Собр. соч.: В 11 т. — М., 1989. — Т. 2. — С. 7. Далее цитируется в тексте с указанием тома и страницы в скобках после цитаты.
ПАХТУСОВА Варвара Николаевна, преподаватель русского языка и литературы Международной школы завтрашнего дня
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Промышленновская сош № 56»
Эпоха дворцовых переворотов
Комплекс заданий по истории России XVIII века
для подготовки к ОГЭ
Автор: Сорокина Лариса Анатольевна,
учитель истории и обществознания
Промышленная
2021
I. Задания по выработке хронологических умений.
1. Установите соответствие между правителем России и временем его правления. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Годы правления | Правитель |
А) Екатерина I | 1) 1727-1730 гг. |
Б) Анна Иоанновна | 2) 1740-1741 гг. |
В) Пётр III | 3) 1741-1761 гг. |
Г) Пётр II | 4) 1725-1727 гг. |
Д) Елизавета Петровна | 5) 1761-1762 гг. |
Е) Иван VI Антонович | 6) 1730-1740 гг. |
2. Дворяне были освобождены от обязательной службы
А) в 1735 г. Б) в 1741 г. В) 1755 г. Г) 1762 г.
3. Расположите события в хронологической последовательности
А) Русско-шведская война
Б) взятие русскими войсками Азова
В) Приход к власти Петра II
Г) предложение кондиций Анне Иоанновне
II. Работа с терминологией
1. Запишите термин, о котором идет речь.
Условия вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом с целью ограничения самодержавной власти монарха
Ответ: ______________.
2. Установите соответствие между терминами и их определениями. Ответ запишите в виде последовательности цифр.
Термины | определения |
А) гвардия | 1) члены Верховного тайного совета в России |
Б) кондиции | 2) смена государственной власти в результате заговора |
В) дворцовый переворот | 3) акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол |
Г) фаворит | 4) придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику |
Д) «верховники» | 5) привилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону |
III. Работа с историческими источниками.
1. Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите имя императрицы, о которой идет речь
«Это царствование … одно из мрачных страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении. Тайная канцелярия работа без устали, доносами поддерживая должное уважение к предержащей власти и охраняя ее безопасность».
А) Екатерина Алексеевна
Б) Анна Иоанновна
В) Елизавета Петровна
Г) Анна Леопольдовна
2. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.
Из воспоминаний.
«Матушка моя жила у Бирона в последние годы его силы и власти; при ней казнили Волынского, Хрущёва, Еропкина, а Мусин-Пушкину отрезали язык. Рассказывала матушка, что была однажды свидетельницею большой охоты в Петергофе, на которой императрица _________________ собственноручно застрелила волка, кабана, оленя и нескольких зайцев.
Бироны жили очень роскошно; одних бриллиантов у его жены было более чем на 2 000 000 руб., да перед самым свержением она заказала платье, унизанное жемчугом, ценою в 100 000 руб.
Про самое свержение Бирона матушка рассказывала, что ночью услыхала страшный шум в спальне, вбежала туда и увидела, как Бирона в одной рубашке тащили солдаты на улицу, а когда посадили в карету и увезли, то жену его отыскали на снегу; потом и её увезли, и с тех пор матушка оставила Петербург.
Про время Бирона страшно было слушать рассказы стариков и старушек. За неплатёж недоимок ставили на правёж и начальников, и неплательщиков, и их родных, и их соседей. Бывало, придёт воинская команда, и выводят на правёж виноватых и правых, и поставят их рядом голыми ногами на снег, бьют палками, и морят по темницам. По городу только и слышны были палочные удары, звук цепей и стоны несчастных бедняков, их жён и детей. Лазутчиков было множество везде и повсюду; бывало муж с женою, брат с братом, отец с сыном боялись громко говорить, а когда прощались, то прощались навсегда, потому что никто не знал, увидятся ли завтра. Я была маленькая, и помню, как по Ельцу ходила одна страшная старуха, её звали Настька-доносчица. Я её помню бедною, а старушки рассказывали, что, бывало, её все боялись, угощали, и она была богатая, ходила в жемчугах… Страшное было время!»
1. Назовите императрицу, имя которой пропущено в тексте. Под каким названием вошла в отечественную историю эпоха, частью которой было это царствование?
2. Автор характеризует период правления исторического деятеля, в семье которого служила её матушка, как «страшное время». Укажите любые три пояснения, названные автором, которые подтверждают такую характеристику.
3. Привлекая исторические знания, укажите три итога царствования императрицы, имя которой пропущено в тексте (возможно указание итогов как внутренней, так и внешней политики).
IV. Работа с картой.
1. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.
1) Укажите дату вступления России в Семилетнюю войну. Назовите союзников России в данной войне?
2) Назовите имена русских монархов, чье правление связано с событиями, указанными на карте. Какое государство было противником России в Семилетней войне?
3) Назовите командующего русской армией в сражении при Гросс-Егерсдорфе.
2. Выполните задания на контурной карте.
1) Обозначьте границы государств.
2) Обозначьте стрелками действия русской армии и флота.
3) Выделите места крупнейших сражений и напишите их даты.
V. Работа с иллюстративным материалом.
Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы
1) Назовите государственного деятеля, изображенного на картине художника В.И. Сурикова. Какой орган власти был создан при его участии в правлении Екатерины I?
2) Назовите имя монарха, отправившего в отставку этого государственного деятеля. Что стало основной причиной его отставки?
VI. Факты истории культуры
1. Соотнесите фамилии художников и их произведения
№ | Художник | Произведение | |
1 | Ф.С. Рокотов | А | |
2 | А.П. Антропов | Б | |
3 | И.П. Аргунов | В |
фото Олега Константинова А вам слабо? Туристическо-краеведческий молодёжный квест провели учителя и ученики Плюсской общеобразовательной школы по незаслуженно забытым местам на севере Псковской области. Тем, которые тесно связаны с творчеством знаменитых российских писателей: Дружинина, Григоровича, Тургенева, Некрасова, Писемского От редакции: не секрет, что многие отечественные поэты и писатели, которые, как считается краеведами, бывали на псковской земле – Михаил Лермонтов, Николай Некрасов, Иван Тургенев, Александр Куприн, Иван Бунин, Николай Гумилёв, Иосиф Бродский, Николай Рубцов, Константин Паустовский, Александр Солженицын… – создавали свои великие произведения в родных для них местах, ссылках или просто находясь у близких друзей. Неудивительно, что в знаковых для них «природных обителях» работают государственные, областные или городские музеи. Чего нельзя сказать до конца о нашей Псковщине. Филиал чего? Забытая усадьба Мы, посетив тебя, Следы великих… Барский парк От первого лица
ЖИЗНЬ: непридуманные ИСТОРИИ
|
Дом на улице Ленинградской, 3, в Чите как айсберг. Проходя мимо от вокзала в сторону площади Ленина, мы видим только его внешнюю часть, но на деле он гораздо больше и тянется вглубь квартала. Порядком поистрепавшийся, с очевидным налётом старины, но всё равно при этом впечатляющий своей солидностью и навсегда связанный с именем великого писателя, прославившего Забайкалье, – Евгения Евстафьевича Куренного.
ИА «Чита.Ру» в рамках нового проекта «Здесь был Вася» начинает знакомить читателей с примечательными постройками столицы Забайкалья через истории известных людей, которые в них жили или работали.
Здание для областной управы
Двухэтажное деревянное здание под №3 на улице Ленинградской, которая раньше была Корейской, построили в 1903 году специально для Забайкальского областного правления, образованного за 52 года до этого для руководства регионом. Сооружение возвели по проекту архитектора Гавриила Никитина, который взял за основу план и смету здания другого областного правления – якутского.
Строился дом в Чите с тем прицелом, чтобы разместить в нём всех чиновников областного правления, которых к концу XIX века стало очень много, а также оборудовать там собственную типографию и архив. Именно в этом здании, к слову, были отпечатаны первые пять номеров газеты «Забайкальский рабочий», существующей и по сей день.
Примечательно, что здание удалось не сразу принять на баланс областной казны, так как понадобилось ещё 3 года после завершения строительства на устранение недочётов. А ещё через 3 года рядом появился асфальт. Областное правление просуществовало до 1917 года, после чего в здании побывали разные ведомства, начиная от городской милиции и заканчивая областным управлением культуры. Горожане должны помнить, что слева, где высокое крыльцо, в доме располагался когда-то и магазин музыкальных инструментов.
Вот как описывает архитектуру объекта культурного наследия регионального значения сайт visitchita.ru, на который ведёт QR-код, размещённый на фасаде здания в наше время:
«Здание имеет оригинальную композицию в сочетании центрального кирпичного и боковых деревянных объёмов. Центральный кирпичный ризалит завершён парапетной стенкой. Деревянные объёмы декорированы калёваной обшивкой и пропильной резьбой. Окна обрамлены рамочными наличниками. Выносная плита венчающего карниза и межэтажный карниз, слегка выступающий, декорированы резным подзором. Карнизы окон 1 этажа поддерживаются кронштейнами криволинейных очертаний».
На сегодняшний день объект выглядит не так поэтично, как в приведённом выше описании. Краска поблёкла и облупилась, кирпичное основание здания местами разрушилось или отсырело. Очевидно, что сооружение давно нуждается в ремонте. Из новых появившихся особенностей: заснеженный огромный ковёр на крыльце, ведущем в левую часть здания, и свежая надпись краской «Моя радость» – её пока тоже не убрали.
По информации Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края, здание на Ленинградской, 3, в Чите сегодня пустует, но охраняется. До 2011 года здесь находилось региональное министерство культуры, а после строение несколько раз сдавалось организациям, но не на длительный срок.
Творчество – его единственная партия
На фоне обшарпанной деревянной стены до сих пор отлично смотрится памятная доска из зелёного гранита с отлитым на ней из сложного металлического сплава барельефом, запечатлевшим профиль известного писателя Евгения Куренного, который по праву может считаться забайкальским, хоть и родился очень далеко от нашего региона. Мемoриальная доска гласит: «В этом здании с 1977 по 1984 год работал писатель Е.Е. Куренной».
По информации из «Энциклопедии Забайкалья», родился Евгений Евстафьевич в Донбассе в 1936 году. Окончил Киевский госуниверситет по специальности «журналистика». С 1960 по 1977 год работал в редакции газеты «Забайкальский рабочий». Он запомнился как отличный публицист, но настоящую известность получил как прозаик, в 27-летнем возрасте выпустивший в Чите свой первый сборник рассказов «Цветы и камни».
С 1977 года Евгения Куренного избрали ответственным секретарём Читинской писательской организации, с этих пор он стал заниматься творчеством профессионально. Как раз об этом периоде его деятельности говорится на памятной доске на здании по улице Ленинградской, 3.
Много его повестей и рассказов были посвящены темам экологии и природы Сибири, проблемам малых деревень. Например, рассказ «Охота на тайменя», который переведён на ряд европейских языков, привлёк большое внимание критиков и читателей всего Советского Союза. Особое место в творчестве Куренного заняли повести о подвиге народа в Великую Отечественную войну: «Скирды горят», «Трофейная овчарка», «Поезд на рассвете». Известен он и своими детскими сказками, и сатирическими рассказами.
«Драматические события, происходящие в нашей стране после её развала, в эпоху смены политического строя не заставили себя ждать на страницах рукописей писателя. Его юмор тонко пронизывает серьёзное социальное обобщение, произведение становится ближе простому читателю, а сам он позиционирует себя как блестящий аналитик», – писала в своём очерке для газеты «Читинское обозрение» библиограф-краевед Ирина Куренная – супруга Евгения Евстафьевича.
Будучи писателем, Евгений Куренной являлся влиятельным человеком в регионе, к которому с разными просьбами обращались забайкальцы. И он старался решать их проблемы во властных структурах Читы и даже в Москве. Ирина Куренная вспоминает историю, когда недалеко от Театральной площади в столице Забайкалья в 1990-е годы хотели установить памятник японским военнопленным, но отказались от этой идеи, в том числе из-за позиции Евгения Куренного.
«Имя Куренного имело немалый авторитет среди самых разных социальных групп общества Читинской области. Сам он любил слушать, понимать и видеть в каждой личности человека. При этом Евгений Евстафьевич отвергал предложения различных политических сил включиться в активную борьбу. Когда же ему приходилось заниматься вопросами политики, то делал он это интеллигентно и достойно. Оставаясь верен профессии, писатель, улыбаясь, говорил, что это единственная партия, в которой он состоит», – отмечала Ирина Куренная.
В ноябре 2021 года Евгению Куренному исполнилось бы 85 лет, но в 1997 году он трагически ушёл из жизни. Это была очень громкая история, когда 21 апреля двое солдат, дезертировавших из воинской части, пробрались на дачу писателя и, решив завладеть его автомобилем, совершили убийство. Преступники были задержаны и предстали перед судом, наверное, только потом осознав, какую страшную рану нанесли не только семье прозаика, но и целому краю.
За 61 год жизни Евгений Куренной выпустил более 50 книг. Отлично пел, дружил с Георгием Граубиным, любил Байкал и свою малую родину – Донбасс, а ещё бескрайне обожал свою семью и потрясающее по своей красоте Забайкалье. В год смерти Евгению Евстафьевичу присвоили звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
«По моим повестям и рассказам нетрудно определить: у меня две литературные родины – Украина и Забайкалье. Да, это так. Я, конечно же, не мог переступить через всё то, что было моей жизнью, судьбой в детстве и юности. Но так же естественно, закономерно пришли в мои книги сибирские темы, они давно стали для меня главными», – признавался сам писатель.
***
В следующий раз, когда будете проходить мимо здания на Ленинградской, 3, и увидите посвящённую Евгению Куренному мемoриальную доску, вспомните, что именно здесь долгое время творил человек широчайшей многогранной души. И, если вдруг получится, обязательно перечитайте его рассказы – любые, и он станет вам ещё ближе и понятнее.
Артём Стромилов
Наверное, вам иногда хотелось хотя бы на мгновение забраться в мозг своего мужа. Интересно было бы разобраться, какая работа идет там. Что он думает и чувствует? Вот подсказки, которые помогут вам это понять.
Мужчине важна ваша физическая привлекательность
Видели ли вы, как белка или сорока беспокойно следит за поблескивающим на солнце металлическим предметом? Ей так не терпится подобраться поближе и узнать, что это такое. Мужчины устроены схожим образом, их привлекает все яркое, особенно когда «оно» имеет красивый женственный силуэт.
Представители сильного пола лезут из кожи вон, чтобы завладеть вниманием интересующего их «объекта». Продолжая аналогию с белками, опишем это так: распушают хвост, агрессивно дерут кору дерева и т.п. Если вы когда-нибудь наблюдали в школьном холле за подростками, вы бы увидели, что юноши демонстрируют почти такие же формы поведения, пытаясь произвести впечатление на одноклассниц.
Мужчинам нравится физическое, телесное. Они все время озираются, но глядят по сторонам совсем не так, как женщины. Им необходимо сканировать пространство в поисках определенных вещей. «Ах, какие появились новые компьютерные игры с усовершенствованной графикой, прямо технологический прорыв! А какой бампер у новой модели Cadillac! А как плотно униформа облегает фигуру у официантки, которая обслуживает столик сегодня во время обеда». Мужчины меньше времени фокусируются на предмете или человеке, но они активнее его изучают. Не просто наблюдают за ним, а оценивают.
Это, конечно, может слегка раздражать находящуюся рядом женщину, особенно если муж «изучает и оценивает» потенциальную соперницу. Впрочем, не все так безнадежно.
Милые дамы, посмотрите на ситуацию с другой стороны. Когда ваш супруг впервые увидел вас, он не просто скользнул взглядом и перевел его дальше. Он изучил вас с головы до пят, пришел к выводу, что вы восхитительны, и решил, что стоит потратить время, чтобы добиться ответного интереса. А затем неутомимо двигался к этой цели, то есть пригласил вас на свидание.
Когда вы впервые встретили своего суженого, вы тоже пристально в него всматривались. Вы заметили, что он хорошо одет, чистоплотен и у него хорошие манеры. Вы успели подумать обо всем этом, и все же вам было интереснее заглянуть в его глаза и слушать то, что он рассказывает — о своих родителях, братьях или сестрах, об увлечениях.
Вы обращали внимание на его жесты и язык тела в целом, чтобы понять, что он на самом деле о вас думает. Потому что для женщин главное — отношения. Вспомните ваше первое свидание. Кто больше говорил? Готов поспорить, что вы, потому что общение — ваш конек.
Потенциальная связь должна была сложиться, как пазл. У вас уже появилось некое романтическое предчувствие, а воображение рисовало множество возможных сценариев. Потом вы подробнейшим образом обсудили все детали этого свидания со своими лучшими подружками.
А в это время ваш избранник, скорее всего, предавался занятию, в котором весьма преуспевают мужчины, — вспоминал соблазнительные черты и формы и прикидывал, как завладеть таким лакомым кусочком.
Врожденный дух соперничества – важная черта мужчины
Любому психически нормальному мужчине от природы присущ охотничий инстинкт. Когда ваш муж сконцентрирован на какой-то цели или проекте, его трудно отвлечь. Он последовательно пытается добиться желаемого. Его подталкивает инстинкт — стремление во всем быть первым.
Когда едете по скоростной трассе, обратите внимание, кто движется по крайней левой полосе. Проведите небольшое собственное исследование. Пристройтесь в правом ряду и минут десять понаблюдайте, кто будет «пролетать» мимо.
В большинстве случаев это будут мужчины, и особенно молодые мужчины. Страховые компании не ошибаются: они точно знают, что именно молодые водители мужского пола склонны к превышению скорости и к риску в целом, поэтому именно для этой категории полис стоит дороже.
Нам, мужчинам, очень важна конкуренция. Мы никому не дадим себя обойти, во всяком случае легко не сдадимся.
Управляя автомобилем, я внимательно слежу за дорожной ситуацией и часто перестраиваюсь, чтобы двигаться побыстрее. Если за руль сядет моя любимая, мы вдвое дольше будем добираться до места назначения. Она будет тихонько тащиться в правом ряду, вдыхая запах роз, растущих на обочинах скоростного шоссе. А я человек дела, мне надо добраться из пункта «А» в пункт «Б». И точка.
Мужская жажда приключений может покачивать семейную лодку
В сердце каждого мужчины живет страсть к приключениям. Нам нравится куда-то двигаться, переходить на следующую ступень, преследовать цель. Если не верите, присмотритесь к мальчишкам на детской площадке. Они действуют, соревнуются между собой, пробуют новое, чтобы почувствовать острый вкус авантюры.
Кто дольше провесит на перекладине вниз головой? Кто дольше просидит на вращающейся карусели и не побежит потом в кусты «отдавать» съеденное за обедом? Кто дальше плюнет и, конечно, кто дальше пописает? (Будем считать, что этот «ключевой конкурс» проводится тайно, когда никто не видит.)
Каждый самец склонен к соревновательности. Охотничий инстинкт заложен в нем от природы.
А что в это время делают девочки? Сидят тесным кружком и поверяют друг другу сердечные тайны, держатся за руки, обсуждают мечты и план. И, закатывая глаза, смотрят на мальчишеские забавы, восклицая: «Больные на всю голову!»
Дорогие женщины, ваша великовозрастная половина сохраняет ту же мальчишескую страсть к авантюрам. Поэтому многие мужчины после свадьбы и отличного медового месяца рассуждают примерно так: «Что ж, я женился — важное дело сделано, ставим галочку. Мне повезло, какая женщина! И она теперь моя!.. Так, что у нас дальше в списке запланированных побед?» Погладил себя по головке за то, что так успешно справился с задачей по созданию семьи, и отправляется штурмовать новые вершины.
А его избранница после медового месяца думает так: «Наконец-то мы вместе! Навсегда! Я могу взять его за руку, когда захочу, мы можем миловаться целые выходные. Можем целыми днями разговаривать — за обедом и ужином, прижимаясь друг к другу, пока не догорит последняя свеча… — тут следует романтический вздох. — Как хорошо выйти замуж за лучшего друга!»
Вообразите изумление на ее лице, когда оказывается, что ее «молодожен» взялся за новые задачи и абсолютно не сидит дома. Он физически (или эмоционально) отсутствует гораздо чаще, чем она предполагала. Ей кажется, что ее предали и недолюбили. Она гадает, что произошло с мужем, который еще недавно был таким нежным и романтичным.
А он не понимает, почему жена все время ходит обиженная и пребывает в дурном расположении духа. Он-то считает, что все наконец наладилось: у них дом, семья. Он завоевал свой приз — женился на любимой женщине. Ему неведомо, что для нее главное — отношения. И она ждет, что муж постоянно будет источать ласковое тепло.
Как вести себя с мужем. Инструкция для женщин
Если бы мы собрали мнения мужчин и составили «шпаргалку» для женщин, она могла бы выглядеть так.
Что мне нравится в моей жене
- Она поддерживает мои решения и ценит мою работу.
- Несмотря на то что я иногда что-то делаю не так, она все равно любит меня.
- Она разделяет мои интересы или (ха!) хотя бы делает вид, что ей это интересно.
- Рядом с ней я чувствую себя неуязвимым, как настоящий супермен. Кажется, мне все под силу.
- Она продолжает любить меня, даже если я совершаю небольшие, но столь ненавистные ей проступки — скажем, не опускаю сиденье унитаза или выдавливаю зубную пасту из середины тюбика.
- Она слушает, когда я что-то говорю. Останавливается, что бы ни делала, смотрит мне в глаза. Хотя обычно она может выполнять много дел одновременно.
- Когда я возвращаюсь домой, она очень коротко рассказывает о самом важном, что случилось за день. Мне так проще оценить обстановку, все обдумать. И уже после я могу попросить ее выдать больше подробностей.
- В мой день рождения она взяла на работе выходной, чтобы мы могли днем заниматься любовью, пока дети в школе.
- Она не заставляет меня гадать, чего она хочет. Ненавязчиво, но ясно говорит об этом.
- Она никогда не забрасывает меня вопросами.
- Я как-то подслушал, как она говорила подруге по телефону, какой я потрясающий муж!
- Представляете, она купила новую красивую ночную рубашку! Без всякого повода. Даже не к годовщине совместной жизни.