Тургенев муму картинки к рассказу

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 224-225смотрите также:ответы на вопросы учебника к рассказу и. тургенева

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225

Смотрите также:

Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Муму».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.

В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.

Первая — это картина Трутовского «Благодетельница». На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.

Вторая — иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима — высокого, могучего и серьёзного.

Третья — иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.

Четвёртая — иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.

Пятая и последняя иллюстрация — художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.

Описание рисунка к рассказу «Муму»

Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.

Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.

Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.

Творческое задание

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню», 5 класс

Герой рассказа Тургенева «Муму» дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.

Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.

Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.

Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.

В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.

Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл «с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью», и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.

Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.

Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.

Фонохрестоматия

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.

Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.

2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?

Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.

3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.

4. Каково отношение автора и актёра к приживалкам? Как это выражено в чтении актёра?

Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.

Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают «Ах!»

AVvXsEgS2XSEPjFHLifyvWNGNhd2mQmLUGeOssA6Qz49r4o3GShGqc8OYR0saZ q1BC dvR0znTeBVxpmqIv cVS3KTDO6RC6a3nFYyBlsbVmljGW9TSmfTuSTuvqhXZMg5PzvMRrIOG3F3qhDNwT6cceOhReXhWy ScM80CT8nZ5NFF5POp0tSvEdhwJP mlw=w400 h300

Подготовка к сочинению – письменному ответу на проблемный вопрос

1. Что воспевает И.Тургенев в образе Герасима?

Ищем ключевое слово — ? воспевает!

Подбираем синонимы, определяем значение слова!

Воспевать – прославлять

восхвалять

восхищаться

Значит, Герасим является для писателя особенным героем? Чем-то выделяется среди всех других героев?

 Отмечаем цель сочинения – ищем главное слово в теме! Что? 

(Об этом будет короткий первый абзац- вступление)

Составляем на черновике примерный список «особенностей» героя, дополняем его комментариями! Что же выделяет Герасима среди других персонажей?

1) физическая сила, здоровье (+подберём цитаты из рассказа – слова/словосочетания, в которых писатель подчёркивает богатырское телосложение, говорит о физических данных героя. Вспомним, как анализировали текст на уроках в классе:

Слово/эпитет/сравнение/ ряд однородных членов предложения «…» помогает автору выразить мысль о том, что…

С помощью сравнения/ звукописи/ эпитетов (или др.) писатель выражает восхищение внешностью Герасима…

(Об этом будет второй абзац- первый аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)

 2) душевные качества, которые восхищают писателя: трудолюбие, доброта, умение любить, преданность, честность

Вспомним, как на уроках искали слова, которые подчёркивали те или иные особенности характера героя. В сочинении обращаемся к тексту, чтобы подтвердить свои мысли!

Тургенев восхищается способностью Герасима оставаться добрым, несмотря на страдания и боль от предательства любимой им Татьяны. Герой искренне полюбил Муму, заботился о собаке, «как ни одна мать…»

И таким образом пишем о нескольких душевных качествах, которые восхищают писателя (+цитирование или краткий пересказ эпизода)

(Об этом будет третий абзац- второй аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)

3) способность выразить протест против социальных порядков

решении Герасима уйти в деревню как выражении протеста против своеволия барыни)

(Об этом будет четвёртый абзац- третий аргумент/ доказательство того, что Герасим – особенный герой)

Подводим итоги рассуждения! Мы читаем рассказ, написанный ещё в 19 веке, и понимаем, что многое из того, что восхищало Тургенева в Герасиме, достойно внимания и сейчас, в 21 веке! Какие же качества героя достойны восхваления во все времена?

(Об этом будет пятый абзац- выводы/ итоги размышлений о том, что делает героя особенным для писателя)

Обратим внимание!!! О восхищении мы говорим в каждом абзаце, используя подобранные в начале урока слова-синонимы!!! Так мы соблюдаем логичность нашей творческой работы

2. Каковы друзья и враги Герасима?

Ищем ключевое слово/ ключевые слова — ? друзья! враги!

Подбираем синонимы, определяем значение слова!

Друзья – единомышленники, люди, чьи отношения строятся на взаимопонимании

Враги – противники, предатели, люди с враждебными намерениями

Отмечаем цель сочинения – ищем главное слово в теме! Каковы?

Значит, Герасим на своём жизненном пути встречает как единомышленников, так и тех, кто имеет совершенно другое представление о мире, о нормах жизни.

 (Об этом будет короткий первый абзац- вступление)

Составляем на черновике характеристики (=каковы эти герои?) друзей Герасима

Друг – Муму

Настоящим другом Герасима мы можем считать Муму. Любовь к собачке заполнила душевную пустоту, образовавшуюся у Герасима после потери Татьяны. Это были настоящие дружеские взаимоотношения, основанные на любви и преданности + цитирование текста рассказа (о том, как любил Герасим Муму, о том, как она доверяла хозяину и помогала ему) 

Друг – природа, родная деревня. Почему? (Даёт герою возможность дышать, чувствовать дуновение ветра – свободу. Вспомним сравнение «как лев» + укажем роль этого средства  выразительности для понимания образа героя. Природа как олицетворение чистоты, искренности в отношениях, природа даёт силы и уверенность) (Второй абзац- первый аргумент, характеристика друзей Герасима)

Татьяна – друг или враг? (Несмотря на то что героев многое роднит, мы замечаем важную деталь – Татьяна способна на предательство, она обманывает Герасима. Да, она безвольна, но не выражает прямо своих чувств, а потому- неискренняя. Герасим же ценит честность) (Третий абзац- размышления о Татьяне)

Враги Герасима – дворовые (Гаврила, Капитон) Почему? 

Гаврила придумывает способы обмана Герасима, чтобы выполнить волю барыни. Он изворотлив, угодлив, хитёр. Крепостное право уничтожило в нём человечность, он не обладает теми нравственными качествами, которые сохранил в себе Герасим, которые сделали его настоящим богатырём в глазах читателей.

Капитон – жалкий и никудышный человек. Вспомним анализ текста рассказа: например, эпитеты и глаголы действия подчёркивают сущность героя: «проворно замигал глазками», «поплёлся вон». Описание образа жизни Капитона контрастирует с описанием облика и жизни Герасима.

Главный враг – барыня (по её вине герой теряет самое дорогое в жизни) как олицетворение крепостного права

(Вспомним анализ текста рассказа: Тургенев пишет о разрушающей силе крепостного права! Оно не только лишает человека естественного права быть свободным, но и уничтожает в людях нравственные основы..) + цитирование или пересказ эпизода. 

(Четвёртый абзац- третий аргумент, характеристика врагов Герасима)

Подведём итоги рассуждения! В конце рассказа Тургенев рисует героя одиноким, лишённым друзей, но продолжающим работать в родной деревне. Так писатель подчёркивает мысль о враждебности крепостного права для человека (Последний абзац- выводы о влиянии качеств друзей и врагов героя на его жизнь)

Система уроков по повести И.С.Тургенева «Муму» с использованием технологии критического мышления как средства формирования читательской компетенции

Урок 1. И.С.Тургенев. «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

Цели: кратко познакомить учеников с детскими годами И.С.Тургенева, с началом его литературной деятельности; познакомить с историей создания рассказа «Муму»; познакомить с понятиями «сравнение, гипербола»; показать роль портретной характеристики героя

Оборудование: портрет И.С.Тургенева; фотографии или иллюстрации с видами старой Москвы; фотоальбом о Спасском-Лутовинове; репродукция картины Я.П.Полонского «Усадебный дом И.С.Тургенева» (1881); слайды мультимедийной презентации.

Формируемые УУД

Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности

Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах

Я не мог дышать одним воздухом,

оставаться рядом с тем, что я

возненавидел… Враг этот был –

крепостное право.

И.С.Тургенев

Ход урока

1. Стадия вызова.

Сравните эпиграф нашего урока с эпиграфом из учебника. О каком явлении российской действительности прошлого говорят оба эпиграфа?

Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново (учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева, используя слайды мультимедийной презентации).

Время написания рассказа «Муму» – 1852 год. Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Об этом нам расскажет…((Короткий рассказ о крепостном праве заранее подготовленного ученика)

2. Стадия осмысления. Аналитическое чтение начала рассказа

– Нарисуйте словесный портрет барыни. – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как относится барыня к Герасиму?

Портрет Герасима. Сравнение, гипербола
На уроке нам предстоит дать целостную характеристику главному герою – Герасиму. Чтобы этого достичь, надо “увидеть” его лицо, фигуру, походку, представить себе его особенности, “услышать” мнения о нем других героев, самого автора, проникнуть в его внутренний мир. Важно найти то главное, что поможет раскрыть его характер, объяснить мотивы его поступков и суметь передать все это словами.

Далее работа с текстом. В соответствии с планом учитель предлагает перейти к составлению общей характеристики Герасима. Составление кластера

— А теперь мы с вами попробуем составить портретную характеристику Герасима. В литературном произведении портрет имеет определенные задачи: Он вызывает зрительное представление о герое, то есть рисует героя словами так, что нам кажется, будто мы видим его на самом деле. “Одна из сложнейших задач портрета – выявить через внешность человека психологическое содержание личности, внутреннюю жизнь человеческой души”. Портрет всегда воспринимается вместе с поведением героев, их поступками, мыслями, окружающей обстановкой, развитием действия.

В описании портрета человека входят такие компоненты: Возраст. Фигура. Рост. Осанка. Походка. Лицо. Глаза. Волосы. Руки. Одежда. Учащимся предлагается запомнить эту таблицу. Вы не всегда сможете найти “портретные” слова. Кроме того необходимо отметить психологическое состояние.

Далее учитель обращает внимание учащихся на рисунки, изображающие героя.

— Посмотрите на рисунки, постарайтесь определить, какой из них удачнее? И не просто лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? (Это задание развивает фантазию, воображение детей, помогает пониманию произведения, подводит к серьезному разговору о внутренних качествах героя).

— Составление психологической характеристики героя. Запишите последовательность характеристики:

  1. Способности героя;

  2. Темперамент:

  • а) активность;

  • б) Эмоциональность;

  • Чувства

  • Мотивация поступка (причина, повод к какому –либо действию)

  • Воля.

    Учитель предлагает перейти к составлению психологической характеристики. Работа носит вопросно – ответный характер. Одновременно в тетрадях проводятся записи.

    — Какими способностями обладает Герасим. — Что можно сказать о психологическом состоянии Герасима, когда он попал в город? — Как меняется Герасим, полюбив Татьяну. — Как переживал Герасим замужество Татьяны? — Душевные переживания Герасима, его привязанность к Муму и его действия, когда его лишают к этой привязанности.

    Работа со сравнениями.

    – При описании Герасима Тургенев использует много сравнений – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Найдите в тексте эти сравнения и объясните их употребление.

    1. «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве».
      Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве?

    2. «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть».

    3. «Пойманный зверь».
      – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).
      – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно).
      – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие).
      – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного.

    4. «Степенный гусак».
      – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? (Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение).

          

    Гипербола — сильное преувеличение.


          — Найдите примеры гипербол в тексте.
          Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». Двух воров он стукнул друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их потом не води».
          — Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?
          Детям нравится сила Герасима, они отмечают его любовь к труду, к прочности и основательности, привычку к аккуратности.

    Вывод: Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

    Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна. – Расскажите историю Татьяны. Как Герасим проявлял свою любовь к ней? –Случайно ли барыня начала разговор о Капитоне? –А что думает об этом Гаврила, который знает о том, что Капитон человек непутевый и о том, что Татьяну любит Герасим? (чтение по ролям диалога между барыней и Гаврилой)

    –Почему, поразмыслив, Гаврила приходит к выводу, что решение барыни на этот раз будет не так уж легко исполнить

    Чтение по ролям диалога Гаврилы и Капитона.

    –Как в этом диалоге проявляется характер Капитона? Почему становится вдвойне обидно за Герасима и Татьяну?

    –Почему Герасим смирился с решением барыни?

    – Итак, любовь Герасима к Татьяне была растоптана так же спокойно и равнодушно, как некогда его привязанность к простому крестьянскому труду. Кто виноват в бедах Герасима?

    –Вспомните сцену последнего прощания Герасима с Татьяной. Что в ней читается «между строк»? –Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

    Вывод: Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

    3. Стадия рефлексии

    «Сегодня я понял…», «Мне особенно понравилась мысль…», «Я хотел бы отметить работу…»

    4. Домашнее задание Прочитать о Герасиме и Муму

    Урок 2. Герасим и Муму

    Цели урока: показать, кК раскрываются духовные и нравственные качества главного героя в отношениях с Муму; развивать навыки пересказа и анализа текста

    Формируемые УУД

    Обучающие: научить школьников навыками исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом;

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование своей деятельности

    Развивающие: развитие читательских интересов учащихся; умения работать с текстом, анализировать, обобщать; развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его личности; на основании аналитического мышления создавать проекты, презентации, буклеты, газеты

    Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе

    информации; умение слушать и вступать в диалог; углубление навыков работы в группах

    Оборудование: материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности, материалы по формирующему и итоговому оцениванию.

    Словарная работа: приживалки, лакей, холоп, челядь, дворецкий, дворянин, дворня, дворовый

    Ход урока

    1. Орг. момент

    2. Реализация домашнего задания

    Вспомним сюжет прочитанной части

    • Герасим нашел щенка

    • Забота Герасима о собаке

    • Барыня увидела собаку

    • Муму в господском доме

    • Степан уносит Муму

    3. Стадия вызова

    Проверяя первичное читательское восприятие, зададим вопрос:

    • Одинаковы ли по эмоциональной окраске и по настроению выделенные эпизоды?

    (Вспоминая свои ощущения от прочитанного, они настраиваются на дальнейшую аналитическую беседу по содержанию рассказа).

    4. Стадия осмысления

    Герасим и Муму. Беседа по тексту.

    Вопросы для беседы:

    • В каком состоянии находился Герасим после отъезда Татьяны?

    • Для кого описанная Тургеневым встреча человека и собаки (Герасима и щенка) была важнее? Найдите слова, подчеркивающие их состояние.

    • Изменился ли с появлением Муму сам Герасим?

    • Думали ли вы, почему история встречи с Муму идет после эпизода расставания с Татьяной?

    Эпизод «Муму в доме барыни»

    Реализация домашнего задания – пересказ эпизода. Ученику перед пересказом зададим вопрос, на что он хотел бы обратить внимание своих одноклассников.

    После пересказа проанализируем эпизод по вопросам:

    • Почему так ведет себя собака в доме барыни?

    • Как реагируют на происходящее присутствующие слуги?

    • Как меняется в этой сцене настроение барыни?

    • В этом эпизоде впервые барыне (вспомните 1 абзац) уделено значительное место. Почему и здесь автор не наградил ее именем, как он ее называет?

    • Дает ли в этой сцене Тургенев почувствовать свое отношение к происходящему событию?

    Обратим внимание на ироничное заключение: «Какие безделицы, подумаешь, могут иногда расстроить человека»).

    Сопоставительная характеристика Гаврилы и Степана

    • Какую роль в последующих событиях сыграли Гаврила и Степан?

    • Чем эти герои похожи друг на друга? (они боятся барыню, в любую минуту готовы услужить ей, в первую очередь, заботясь о себе)

    • В чем они отличаются?

    • Составьте словесный портрет Степана, а затем Гаврилы. Как отличия во внешности героев влияют на их внутренний мир? (работа в группах)

    • Как Герасим пытался защитить свою любимицу? Почему все его старания были напрасны?

    • Почему Герасим пообещал, что сам уничтожит Муму?

    • Почему Степан говорит о Герасиме: «Уж он такой.. Он… не то что наш брат»? как вы понимаете эти слова?

    Смерть Муму. Просмотр отрывка из одноименного видеофильма.

    – Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям героя. – Что предпринимает Герасим? (Выразительное чтение учителем сцены ухода Герасима из города в деревню) – Почему Герасим ушел в деревню, ослушавшись барыню? – Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

    5. Рефлексия

    Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом – собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев дает нам почувствовать, что счастье Герасима недолговечно.

    6. Домашнее задание

    Группам обучающихся создать проекты

    Создать группы: «Историки», «Исследователи», «Литературоведы», «Биографы», «Актеры» (Ребята могут участвовать в одной или нескольких группах. Лидерам групп раздаточный материал поможет в качественном выполнении домашней работы по подготовке к итоговому уроке по данной теме).

    Маршрутный лист

    Группа «Историки»

    1. Изучить эпоху второй половины 19 века, на фоне которой происходит действие рассказа.

    2. Выявить, какая ситуация повлияла на создание рассказа «Муму»

    3. Провести синтез изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты работы в виде буклетов.

    Постарайтесь найти исторические факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

    Группа «Исследователи»

    1. Опираясь на текст произведения, охарактеризовать Герасима и его окружение

    2. Как складывались отношения Герасима с дворовыми? в чем, по-вашему, причина его одиночества? Герасим и дворовые.

    3. Герасим и барыня.

    4. Герасим и Татьяна

    5. Представить результаты исследования в виде презентации

    Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

    Группа «Литературоведы»

    1. Выявить проблемы рассказа

    2. Определить основной конфликт произведения

    3. Проанализировать особенности композиции

    4. Сделать выводы и представить результаты работы в виде Вики-статьи

    Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

    Группа «Биографы»

    1. Проанализировать монографические работы, посвященные творчеству и жизни писателя.

    2. Отразить следующие моменты жизни И.С.Тургенева: детство; начало литературной деятельности

    3. Провести синтез и анализ изученных материалов, сделать вывод и оформить результаты в виде публикации

    Постарайтесь найти конкретные факты и примеры, которые будут аргументировать ваши ответы и подтверждать результаты исследования.

    Группа «Актеры»

    1. Распределить роли наиболее понравившихся эпизодов рассказа.

    2. Продумать костюм, мимику и жесты героя, а также очередность выступления

    3. Создать самостоятельно монологи и диалоги персонажей, опираясь на текст рассказа, пытаясь сохранить особенности речи героев.

    4. Подготовить инсценировку эпизодов

    Урок 3. Финал рассказа. Немой Герасим – символ немого протеста крепостных крестьян. Подготовка к сочинению

    Цели: путем анализа образа Герасима донести до учащихся нравственную силу и человечность героя.

    Оборудование: иллюстрации к рассказу

    Ход урока

    1. Орг. момент

    2. Стадия вызова

    Беседа по вопросам

    • Почему Герасим, который навсегда уводит Муму из дома, надевает праздничный кафтан?

    • Как вы думаете, когда Герасим решил навсегда уйти из дома? Из чего вы сделали такой вывод?

    • Вспомните финал рассказа. В каком настроении возвращался к себе в деревню Герасим? Откуда это ощущение радости?

    • С кем автор сравнивает Герасима, рванувшегося к свободе

    • Какую роль в раскрытии настроения Герасима играет пейзаж? (вспомните, как описана природа в финальном эпизоде)

    • Почему известие об исчезновении Герасима заставило барыню заплакать?

    • Почему барыня уверяла, что она никогда не приказывала уничтожить собаку?

    • В самые тяжелые моменты рассказа писатель напоминает нам о немоте Герасима, называя его «немым». Какую черту русского народа символизирует немота Герасима? (долготерпение, кротость).

    3. Стадия осмысления

    Предоставляется слово группам учащихся «Историки», «Литературоведы», «Биографы», «Актеры», «Исследователи». После высказывания каждой группы предлагается дискуссия.

    4. Рефлексия

          Тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. Герасим протестует не просто против приказа барыни утопить Муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства.
          Публикацией своего рассказа Тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу.

    5. Домашнее задание

    Написать сочинение на тему: «Герасим – главный герой рассказа И.С.Тургенева «Муму»

  • Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

    Смотрите также:

    Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

    Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

    Размышляем о прочитанном

    1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

    Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

    Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

    Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

    2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

    Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

    Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

    Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

    Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

    3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

    Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

    Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

    Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

    Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

    Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

    4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

    Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

    Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

    Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

    Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

    История женитьбы Татьяны, кратко

    Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

    В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

    5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

    Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

    6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

    Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

    Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

    Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

    Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

    Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

    Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

    7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

    Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

    Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

    8. Почему рассказ назван «Муму»?

    Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

    9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

    Черты характера Герасима: 

    Трудолюбие. Работал за четверых. 

    Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

    Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

    Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

    Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

    Умение держать слово. Утопил Муму.

    Сравнения и гиперболы:

    Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

    Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

    Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

    Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

    Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

    Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

    10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

    Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

    Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

    Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

    Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

    Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

    Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

    AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

    Тест по рассказу И. С. Тургенева "Муму"

    Сегодня у нас ещё один тест по литературе, по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

    Это произведение дети начинают проходить ещё в начальной школе. Однако тесты и сочинения идут с пятого класса. «Муму» — часта тема на всевозможных ВПР и других контрольных работах. Поэтому рассказ нужно знать.

    Предлагаю ответить на вопросы теста, а потом посмотреть ответы с цитатами из произведения. Они располагаются под картинкой.

    Тест по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

    Тест по рассказу И С Тургенева Муму

    Ответы

    Вопрос № 1

    Где происходит действие рассказа И.С. Тургенева «Муму»?

    Ответ: в Москве.

    В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней.

    Вопрос № 2

    «Из числа челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста» — пишет Тургенев. А какой рост был у Герасима в сантиметрах, если 1 вершок равен 4,45 см?

    Ответ: 195,8 см.

    Если вы попытаетесь умножить 4,45 на 12, то получите 53,4 см. Но это же рост карлика, а не богатыря, каким был Герасим. В чём подвох? Оказывается, во времена Тургенева рост измеряли в вершках, но от двух аршинов. То есть два аршина и плюс количество вершков. Для краткости количество аршинов пропускали, и так всем было ясно. Поэтому, чтобы посчитать рост Герасима, нужно сложить два аршина (по 16 вершков каждый) и добавить 12 вершков. Получится 195,8 см. Это вот — рост богатыря.

    Вопрос № 3

    На ком хотел жениться Герасим?

    Ответ: на прачке.

    Герасим <…> собирался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней…

    Татьяна, состоявшая в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке.

    Вопрос № 4

    Почему Герасим не женился на Татьяне?

    Ответ: Барыня решила выдать её за Капитона.

    Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице.

    — А что, Гаврила, — заговорила вдруг она, — не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.

    — Отчего же не женить-с! Можно-с, — ответил Гаврила, — и очень даже будет хорошо-с.— Да; только кто за него пойдет?— Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.

    — Кажется, ему Татьяна нравится?

    Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.

    — Да!.. пусть посватает Татьяну, — решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, — слышишь?

    Вопрос № 5

    Что случилось с Герасимом в день проводов Татьяны с мужем в деревню?

    Ответ: Герасим нашёл щенка.

    Вопрос № 6

    Где это случилось?

    Ответ: В реке за Крымским бродом.

    Он хотел проводить Татьяну до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки. Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

    Это была — Москва-река.

    Вопрос № 7

    Любил ли Герасим Муму?

    Ответ: очень любил.

    Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

    Вопрос № 8

    Чем закончилась первая встреча барыни и Муму?

    Ответ: Муму напугала барыню.

    — Ах, какая же ты! — промолвила барыня, подходя к ней, нагнулась и хотела погладить ее, но Муму судорожно повернула голову и оскалила зубы. Барыня проворно отдернула руку… Произошло мгновенное молчание. Муму слабо визгнула, как бы жалуясь и извиняясь… Барыня отошла и нахмурилась. Внезапное движение собаки ее испугало.— Ах! — закричали разом все приживалки, — не укусила ли она вас, сохрани бог! (Муму в жизнь свою никого никогда не укусила.) Ах, ах!

    Вопрос № 9

    Барыня приказала убрать Муму с глаз долой. Что сделал Степан?

    Ответ: продал Муму.

    Степан, улучив удобное мгновение, внезапно бросился на нее, как коршун на цыпленка, придавил ее грудью к земле, сгреб в охапку и, не надев даже картуза, выбежал с нею на двор, сел на первого попавшегося извозчика и поскакал в Охотный ряд. Там он скоро отыскал покупщика, которому уступил ее за полтинник, с тем только, чтобы он по крайней мере неделю продержал ее на привязи.

    Вопрос № 10

    Что сделал Герасим, когда узнал, что Муму пропала?

    Ответ: Долго её искал, переживал, не спал ночью.

    Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол-аршина от земли, рисовал ее руками… Иные точно не знали, куда девалась Муму, и только головами качали, другие знали и посмеивались ему в ответ, а дворецкий принял чрезвычайно важный вид и начал кричать на кучеров. Тогда Герасим побежал со двора долой.Уже смеркалось, как он вернулся. По его истомленному виду, по неверной походке, по запыленной одежде его можно было предполагать, что он успел обежать пол-Москвы.

    Вопрос № 11

    Как Герасим нашёл Муму?

    Ответ: Муму сама прибежала, сорвавшись с привязи.

    Герасим и вдруг почувствовал, как будто его дергают за полу; он весь затрепетал, однако не поднял головы, даже зажмурился; но вот опять его дернули, сильнее прежнего; он вскочил… Перед ним, с обрывком на шее, вертелась Муму. Протяжный крик радости вырвался из его безмолвной груди; он схватил Муму, стиснул ее в своих объятьях; она в одно мгновенье облизала ему нос, глаза, усы и бороду…

    Вопрос № 12

    Когда барыня услышала лай Муму ночью, что она сделала?

    Ответ: Стала жаловаться на то, что её никто не любит и смерти её хотят.

    Барыня слезливым голосом стала опять жаловаться на собаку, на Гаврилу, на свою участь, на то, что ее, бедную, старую женщину, все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят ее смерти. Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать ее от забора. «Вот… вот… опять…» — пролепетала барыня и снова подкатила глаза под лоб.

    — Любовь Любимовна, — начала она тихим и слабым голосом; она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей; нечего и говорить, что всем людям в доме становилось тогда очень неловко, — Любовь Любимовна, вы видите, каково мое положение; подите, душа моя, к Гавриле Андреичу, поговорите с ним: неужели для него какая-нибудь собачонка дороже спокойствия, самой жизни его барыни? Я бы не желала этому верить, — прибавила она с выражением глубокого чувства, — подите, душа моя, будьте так добры, подите к Гавриле Андреичу.

    Вопрос № 13

    Кто сказал, что Муму надо утопить?

    Ответ: Гаврила.

    Герасим неподвижно стоял на пороге. Толпа собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в немецких кафтанах сверху, слегка уперши руки в бока; в своей красной крестьянской рубашке он казался каким-то великаном перед ними. Гаврила сделал шаг вперед.— Смотри, брат, — промолвил он, — у меня не озорничай.

    И он начал ему объяснять знаками, что барыня, мол, непременно требует твоей собаки: подавай, мол, ее сейчас, а то беда будет.

    Герасим посмотрел на него, указал на собаку, сделал знак рукою у своей шеи, как бы затягивая петлю, и с вопросительным лицом взглянул на дворецкого.

    — Да, да, — возразил тот, кивая головой, — да, непременно.

    Вопрос № 14

    Где утопил Герасим Муму?

    Ответ: в реке.

    Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому броду. На дороге он зашел на двор дома, к которому пристраивался флигель, и вынес оттуда два кирпича под мышкой. От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму. Хромой старичишка вышел из-за шалаша, поставленного в углу огорода, и закричал на него. Но Герасим только закивал головой и так сильно принялся грести, хотя и против теченья реки, что в одно мгновенье умчался саженей на сто. Старик постоял, постоял, почесал себе спину сперва левой, потом правой рукой и вернулся, хромая, в шалаш. А Герасим всё греб да греб. Вот уже Москва осталась назади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке — дно было залито водой — и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее…

    Вопрос № 15

    Какие слова произнёс Герасим Муму, перед тем, как утопить её?

    Ответ: никаких. Герасим был глухонемым.

    Тэги: 5 класс, литература, муму, тест

  • Тургенев муму о чем рассказ кратко
  • Тургенев записки охотника все рассказы список
  • Тургенев деревня читать рассказ
  • Тургенев записки охотника какие рассказы входят
  • Тургенев лес осенью рассказ