Тургенев хорь и калиныч распечатать рассказ

Одной из лучших литературных работ и.с. тургенева является цикл рассказов или очерков специалисты так и не определились с жанром произведений,

Одной из лучших литературных работ И.С. Тургенева является цикл рассказов или очерков (специалисты так и не определились с жанром произведений, входящих в него) «Записки охотника». В них писатель затрагивает важные вопросы, касающиеся быта крестьян и крепостного права. Иван Сергеевич был известен своим либеральными взглядами, поэтому нет ничего удивительного в том, что он решил сделать простой народ главным героем произведений. Ниже представлен анализ «Хорь и Калиныч».

История публикации

Анализ рассказа «Хорь и Калиныч» стоит начать с того, что именно он является самым известным из всего цикла. Этот рассказ открывает «Записки охотника», он был опубликован в 1847 году в журнале «Современник». «Хорь и Калиныч» размещался на странице с объявлениями о продаже сельскохозяйственных вещей.

Писатель проводил сравнение быта крестьян Орловской и Калужской губерний. Автор с большим вниманием отнесся не просто к тому, как живет простой народ, а его интересовала именно личность этих людей. Благосклонное отношение писателя к крестьянам, детальное рассмотрение их привычек, жизненных убеждений — все это было новым для читателя.

В анализе «Хорь и Калиныч» следует отметить, что решение Тургенева сделать центральными персонажами крестьян, воспринималось читателями как прогрессивный взгляд на жизнь, как новое направление в литературе. Поэтому рассказ стал самым известным в цикле «Записки охотника».

2166917

Главные персонажи

Анализ «Хорь и Калиныч» следует продолжить краткой характеристикой персонажей рассказа.

  1. Охотник — от его лица ведется повествование. Любит не только охоту, но и изучать привычки и уклад жизни других людей. Симпатизирует простому народу.
  2. Хорь — зажиточный крестьянин. Практичный и рациональный человек, трудолюбивый.
  3. Калиныч — крестьянин, обучен грамоте. Идеалист, романтичен. Любит природу, животных, отзывается на все прекрасное.
  4. Господин Полутыкин — хозяин Хоря и Калиныча. Хороший человек, но праздный образ жизни балует его.

2166920

Описание крестьян

В анализе «Хорь и Калиныч» нужно более подробно описать главных героев. Охотник сообщает читателю, что он заметил — уровень жизни крестьян в Калужской губернии выше, чем у орловских. И в пример автор приводит двух друзей-крестьян, Хоря и Калиныча. Несмотря на различие в характерах и их взглядов на жизнь, они дружны.

Хорь — это зажиточный крестьянин. Благодаря своему прагматичному и рациональному складу ума он смог отделиться от всех остальных крестьян, жить обособленно от них. Он мог бы стать свободным, но сознательно не делает этого, поэтому вовремя платит большой оброк своему хозяину. Во время разговоров он уходит от ответов на вопросы охотника, поэтому тот решает, что Хорь — человек себе на уме.

Калиныч — полная противоположность своему другу. Он гораздо больше внимания, чем Хорь, уделяет своему господину. Из-за этого у него не остается времени на другие дела. Даже во внешности Калиныча отмечается некоторая неряшливость, он носит лапти круглый год, даже по праздникам. Он — простой и честный человек, тонко чувствующий человеческую натуру и красоту природы.

2166942

Выводы

В анализе «Хорь и Калиныч» Тургенева И.С. нужно кратко отметить выводы, сделанные главным героем из наблюдений за двумя крестьянами. Во время разговора о том, что охотник повидал, Калиныч интересуется деталями, связанными с описанием природы, обычаями других людей. Хоря же больше занимают вопросы практического характера: как устроен быт людей, особенности государственного строя.

У Хоря есть большая семья, но лишь один ребенок у него владеет грамотой. Калиныч одинок, но грамоте обучен. И это помогает ему лучше воспринимать некоторые жизненные явления и расширять свой кругозор. Перед нами люди, не имеющие таких прав и свободы, как господин Полутыкин. Однако они оказываются ближе к окружающему миру, глубже понимают простые вещи. А праздный образ жизни является причиной причуд Полутыкина. Труд позволяет человеку тренировать не только тело, но и ум.

2166926

В анализе произведения «Хорь и Калиныч» стоит отметить, что в рассказе есть место и некоторой доли романтизации простого народа. Но это не противоречит реальному образу крестьян. Автор И.С. Тургенев впервые сделал центральными персонажами крепостных, показав, что они чувствуют и воспринимают мир так же, как и богатые люди. Труд и близость к природе помогали им лучше и тоньше понимать окружающий мир и характер человека.

В январе 1847 года в журнале «Современник» был опубликован очерк из народного быта «Хорь и Калиныч», который неожиданно для автора и некоторых членов редакции имел большой успех у читателей. В двух крестьянских характерах представил главные силы нации. Практичный Хорь и поэтичный Калиныч — крепостные, зависимые люди, но рабство не превратило их в рабов; духовно они богаче и свободнее жалких полутыкиных. Вдохновленный успехом, Тургенев пишет другие рассказы. Вслед за «Хорем и Калинычем» они печатаются в «Современнике». А в 1852 году « » впервые выходят отдельным изданием.

В этой книге Иван Сергеевич выступал как зрелый мастер народного рассказа, здесь определился своеобразный антикрепостнический пафос книги, заключавшийся в изображении сильных, мужественных и ярких народных индивидуальностей, существование которых превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека.
Большую роль играет тургеневский рассказчик как объединяющее начало книги. Он — охотник, а охотничья страсть, по Тургеневу, вообще свойственна русскому человеку; «дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить… по болотам да по лесам, с утра до вечера». На этой общей для барина и мужика основе и завязывается в книге Тургенева особый, открытый характер взаимоотношений рассказчика с людьми из народа.

Повествование от лица охотника освобождает Тургенева от одностороннего, профессионального взгляда на мир. В книге сохраняется непреднамеренная простота устной речи. Авторские творческие усилия в ней остаются незаметными, возникает иллюзия, что это сама жизнь являет нам яркие народные характеры, изумительные картины природы.

В двух крестьянских характерах Тургенев представил коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы их дальнейшего роста и становления. Но дальнейший рост и становление невозможно, если будет существовать крепостное право, которое пагубно влияет не только на крестьян, но и дворян. Тургенев показывает, что это общенациональное зло. Эта проблема поднимается не только в «Хоре и Калиныче», но и во всех остальных рассказах.

Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне. Таким предстает перед нами Хорь.

Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке.

Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа. Такими предстает перед нами Калиныч.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовные качества. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе с общенациональным врагом должна принять участие вся «живая Россия, не только крестьянская, но и дворянская.

«Хорь и Калиныч», как и весь цикл «Записки охотника» Тургенева, — гимн русскому человеку, глубокое исследование народной души. Условно в этом отзыве мы разделим очерк на композиционные и смысловые части, первая из которых играет роль экспозиции. Это размышление о «разнице между породой людей» в двух российских губерниях, Орловской и Калужской, дополненное точным описанием быта простых людей, их занятий и внешних отличий. На малом отрезке текста автору удается с помощью нескольких штрихов запечатлеть природу и ландшафт, заметив при этом, какая дичь привлекает здесь заядлого охотника.

От общего суждения Тургенев переходит к частным проявлениям «породы», но прежде перед читателем предстает русский барин — «мелкий помещик Полутыкин». Авторский интерес к нему отнюдь не случаен: этот господин вызывает искреннее расположение, но не обладает теми качествами, которые привлекают исследователя людских душ, а значит, невольно сравнивая второстепенного героя с центральными персонажами, читатель поймет главные, самые важные мысли, воплощенные в рассказе.

В помещике нет естественности и непосредственности, о чем автор не говорит прямо, зато приводит примеры, которые ясно выражают ироничное отношение к нему рассказчика.

Если господин стремится во всем к вычурности и оригинальности, то его крепостной мужик Хорь, напротив, старается быть ближе к природе. Усадьба мужика находится посреди леса, в доме «ни одна суздальская картина» не портит первозданной прелести бревенчатых стен; гостей здесь угощают простой и сытной снедью. Все сыновья Хоря — «молодые великаны» — напоминают богатырей из русских былин. О самом же хозяине лесных теремов читатель узнает сначала от Полутыкина. «Он у меня мужик умный»,- говорит помещик, и эта характеристика служит одним из ключей к образу Хоря. Природный ум, хозяйская хватка, смекалка, умение разбираться в людях — все эти черты персонажа привлекают рассказчика.

На первый взгляд кажется, что Калиныч — другой крепостной мужик Полутыкина — ничем не похож на зажиточного и благополучного Хоря. Даже внешне Калиныч отличается от своего друга. Различен быт этих людей, различаются их занятия, манера поведения. Один рационалист, прагматик, материалист, второй — восторженный романтик, идеалист. Хорь находит взаимопонимание и с барином, и с «прочими властями», живет в достатке; Калиныч, напротив, благоговеет перед господином, ходит в лаптях, довольствуется малым. Первый, как замечает автор, «ближе к обществу», тогда как другой — к природе.

Умный и проницательный Хорь по-доброму подтрунивает над своим другом, укоряя его в слепой покорности барину, в отсутствии практичности, но никогда не ставит себя выше Калиныча. Рассказчик обращает внимание и на то, что Хорь презрительно относится к женщинам, а у Калиныча прежде была жена, «которой он боялся». Этот добряк не может обидеть даже самое беззащитное существо, поэтому ему покорны пчелы и лошади, ведомы тайны лесных земляничных полян. Наверное, Хорь чувствовал, что, общаясь с ним, он и сам приближается к природному миру.

Их дружба основана на глубоком внутреннем родстве и взаимной симпатии. Они так гармонично дополняют друг друга, что возникает их неразделимая и нерушимая связь.

Наиболее проникновенный эпизод очерка — пение под балалайку. Именно здесь духовное единение двух мужиков проявляется наиболее полно и ярко. Живая и открытая душа русского человека восприимчива к музыке, незатейливые слова народной песни заставляют «разжалобиться» не только романтичного Калиныча, но и рационалиста Хоря. И читателю становится ясно: все их отличия вызваны лишь проявлением человеческой индивидуальности, а сближает их тот «русский дух», что впитали они от самой земли, от естественной среды, в которой живут. Такие разные люди — две грани национального характера, сложного, но цельного, загадочного, неповторимого и самобытного…

В композиции очерка большое значение имеет конкретный хронотоп. Для автора важно выстроить повествование таким образом, чтобы, не прерывая действия, перенести читателя в мир русской деревни, сделать миниатюрные, но очень выразительные пейзажные зарисовки.

«Хорь и Калиныч» – это первый рассказ из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенева . Он появился в журнале «Современник» в 1847 году. Главной задумкой автора было показать, какие нравы, устои и жизненные ценности были в одном из провинциальных уголков России. Этим рассказом Тургенев фактически опроверг сложившееся о крестьянах мнение, о том, что они не умели вести исправно хозяйство, не водили дружбу, не были радушными хозяевами, а только угождали помещикам, не умели любоваться природой. Для описания главных героев, автор использовал прием сопоставления. Так, два совершенно разных крестьянина, Хорь и Калиныч , связаны узами крепкой дружбы.

Хорь был человеком рациональным и деловитым. Он жил вдали от барина и был полностью независим. При этом своевременно выплачивал ему оброк и был в хороших с ним отношениях. Он торговал маслом и дегтем, что приносило ему прибыль и финансовую независимость. Дом у Хоря был не хуже помещичьей усадьбы. В его большой семье всегда царили лад и достаток. Сыновья у него, хоть и разного возраста, но все были статными великанами, очень похожими друг на друга. Особое внимание в рассказе уделяется деятельному уму и смекалке Хоря. Он ни раз сравнивается с великими людьми, например, Сократом, или Петром Первым. Этот человек имел чувство собственного достоинства, говорил мало, но по делу, интересовался делами общественными и государственными и вообще был ближе к людям.

Калиныч в отличие от него был «близок к природе». Он был полной противоположностью Хоря. Дом Калиныча был небольшим, семьи не было. Все свое время этот герой проводил на природе, либо охотясь с барином, либо занимаясь пасекой. По натуре своей он был романтиком и мечтателем. Будучи человеком не совсем практичным, он нуждался в поддержке Хоря. В то же время и Хорь нуждался в открытости и веселом нраве Калиныча. Ни Хорь, ни Калиныч не лебезили перед барином. Оба водили с ним дружбу, но по-разному. Тогда как Хорь видел Полутыкина насквозь, Калиныч свято верил всему, что тот говорит и всегда следовал за ним куда угодно. В рассказе отмечается и поэтичная душа Калиныча. Он любил запевать песни и любоваться природой. К другу в гости мог прийти с пучком земляники. Также, этот герой обладал особыми способностями, умел заговаривать кровь, избавлять от испуга и т.д.

Такие разные герои, а так гармонично друг друга дополняли. Между ними не было никаких конфликтов, а только любовь, уважение и взаимовыручка. Мягкость и независимость Калиныча органично дополнялись прагматизмом Хоря. В конце рассказа они вместе поют песню, в которой раскрывается душа простых русских крестьян. Эти герои еще раз подтверждают богатство души, радушие и одаренность России.

Ðàññìîòðèì âàðèàíò ðåøåíèÿ çàäàíèÿ èç ó÷åáíèêà Ãîëüöîâà, Øàìøèí 10 êëàññ, Ðóññêîå ñëîâî:

ÃÎÒÎÂÈÌÑß Ê ÅÃÝ

Âàðèàíò 1

Ïðî÷èòàéòå îòðûâîê èç ðàññêàçà È.Ñ. Òóðãåíåâà «Õîðü è Êàëèíû÷» (öèêë «Çàïèñêè îõîòíèêà») è âûïîëíèòå çàäàíèÿ ê òåêñòó.

(1)  êà÷åñòâå îõîòíèêà ïîñåùàÿ Æèçäðèíñêèé óåçä, ñîø¸ëñÿ ÿ â ïîëå è ïîçíàêîìèëñÿ ñ îäíèì êàëóæñêèì ìåëêèì ïîìåùèêîì, Ïîëóòûêèíûì, ñòðàñòíûì îõîòíèêîì è, ñëåäîâàòåëüíî, îòëè÷íûì ÷åëîâåêîì. (2) Âîäèëèñü çà íèì, ïðàâäà, íåêîòîðûå ñëàáîñòè: îí, íàïðèìåð, ñâàòàëñÿ çà âñåõ áîãàòûõ íåâåñò â ãóáåðíèè è, ïîëó÷èâ îòêàç îò ðóêè è îò äîìó, ñ ñîêðóø¸ííûì ñåðäöåì äîâåðÿë ñâî¸ ãîðå âñåì äðóçüÿì è çíàêîìûì, à ðîäèòåëÿì íåâåñò ïðîäîëæàë ïîñûëàòü â ïîäàðîê êèñëûå ïåðñèêè è äðóãèå ñûðûå ïðîèçâåäåíèÿ ñâîåãî ñàäà; ëþáèë ïîâòîðÿòü îäèí è òîò æå àíåêäîò, êîòîðûé, íåñìîòðÿ íà óâàæåíèå ãîñïîäèíà Ïîëóòûêèíà ê åãî äîñòîèíñòâàì, ðåøèòåëüíî íèêîãäà íèêîãî íå ñìåøèë; õâàëèë ñî÷èíåíèÿ Àêèìà Íàõèìîâà è ïîâåñòü «Ïèííó»; çàèêàëñÿ; íàçûâàë ñâîþ ñîáàêó Àñòðîíîìîì; âìåñòî îäíàêî ãîâîðèë îäíà÷å è çàâ¸ë ó ñåáÿ â äîìå ôðàíöóçñêóþ êóõíþ, òàéíà êîòîðîé, ïî ïîíÿòèÿì åãî ïîâàðà, ñîñòîÿëà â ïîëíîì èçìåíåíèè åñòåñòâåííîãî âêóñà êàæäîãî êóøàíüÿ: ìÿñî ó ýòîãî èñêóñíèêà îòçûâàëîñü ðûáîé, ðûáà — ãðèáàìè, ìàêàðîíû — ïîðîõîì; çàòî íè îäíà ìîðêîâêà íå ïîïàäàëà â ñóï, íå ïðèíÿâ âèäà ðîìáà èëè òðàïåöèè. (3) Íî, çà èñêëþ÷åíèåì ýòèõ íåìíîãèõ è íåçíà÷èòåëüíûõ íåäîñòàòêîâ, ã-í Ïîëóòûêèí áûë, êàê óæå ñêàçàíî, îòëè÷íûé ÷åëîâåê.

1. Ïðî÷èòàéòå ñëîâàðíóþ ñòàòüþ. Îïðåäåëèòå, â êàêîì çíà÷åíèè óïîòðåáëåíî ñëîâî ñî÷èíåíèå â ïðåäëîæåíèè 2.

ÑÎ×ÈÍÅÍÈÅ, -ÿ, ñð.

1. Ñîçäàíèå êàêîãî-íèáóäü ëèòåðàòóðíîãî èëè ìóçûêàëüíîãî ïðîèçâåäåíèÿ. Ñî÷èíåíèå ïüåñû. Ñî÷èíåíèå ñòèõîòâîðåíèÿ.

2. Òî, ÷òî ñî÷èíåíî; õóäîæåñòâåííîå, íàó÷íîå ïðîèçâåäåíèå. Ñîáðàíèå ñî÷èíåíèé Ìàÿêîâñêîãî. Ìóçûêàëüíîå ñî÷èíåíèå.

3. Âèä ïèñüìåííîé øêîëüíîé ðàáîòû — èçëîæåíèå ñâîèõ ìûñëåé, çíàíèé íà çàäàííóþ òåìó. Êëàññíîå ñî÷èíåíèå. Äîìàøíåå ñî÷èíåíèå.

4.  ãðàììàòèêå: ñîåäèíåíèå íåñêîëüêèõ ñëîâîôîðì èëè ïðîñòûõ ïðåäëîæåíèé ïî ñïîñîáó ñî÷èíèòåëüíîé ñâÿçè. Ñî÷èíåíèå è ïîä÷èíåíèå ïðåäëîæåíèé.

2. Íàçîâèòå ñðåäñòâà âûðàçèòåëüíîñòè, èñïîëüçîâàííûå àâòîðîì òåêñòà (îáîñíóéòå îòâåò):

à) ðàçãîâîðíàÿ ëåêñèêà

á) ðÿäû îäíîðîäíûõ ÷ëåíîâ ïðåäëîæåíèÿ

â) ââîäíûå ñëîâà

ã) ýïèòåòû

ä) ìåòàôîðû

å) ìåòîíèìèÿ

æ) ïàðöåëëÿöèÿ

ç) îëèöåòâîðåíèÿ

è) ñðàâíåíèÿ

ê) ýêñïðåññèâíî îêðàøåííûé ñèíòàêñèñ

3. Âûïîëíèòå ôîíåòè÷åñêèé ðàçáîð ñëîâà êóøàíüÿ.

4. Âûïèøèòå èç ïðåäëîæåíèÿ 1 ñëîâî ñ íåïðîèçíîñèìûì ñîãëàñíûì çâóêîì. Ïîäáåðèòå, åñëè âîçìîæíî, ïðîâåðî÷íîå ñëîâî.

5. Âûïèøèòå èç òåêñòà äååïðè÷àñòèå ñîâåðøåííîãî âèäà ïðîøåäøåãî âðåìåíè. Âûïîëíèòå åãî ìîðôîëîãè÷åñêèé ðàçáîð.

6. Âûïèøèòå èç òåêñòà îòðèöàòåëüíîå íàðå÷èå. Îáúÿñíèòå åãî ïðàâîïèñàíèå.

7. Âûïèøèòå èç ïðåäëîæåíèÿ 2 ñî÷èíèòåëüíûå, ïðîòèâèòåëüíûå ñîþçû è âûïîëíèòå èõ ìîðôîëîãè÷åñêèé ðàçáîð.

8. Âûïîëíèòå ñèíòàêñè÷åñêèé ðàçáîð ñëîâîñî÷åòàíèÿ õâàëèë ñî÷èíåíèÿ.

9. Âûïèøèòå èç ïðåäëîæåíèé âñå ñîñòàâíûå ñêàçóåìûå è îïðåäåëèòå èõ òèï.

10. Îïðåäåëèòå, êàêèì ÷ëåíîì ïðåäëîæåíèÿ ÿâëÿåòñÿ îáîñîáëåííûé îáîðîò â ïðåäëîæåíèè 3.

11. Óêàæèòå ïðàâèëüíóþ õàðàêòåðèñòèêó ïðåäëîæåíèÿ 2:

à) ñëîæíîå ïðåäëîæåíèå ñ íåñêîëüêèìè ïðèäàòî÷íûìè

á) ïðîñòîå ïðåäëîæåíèå ñ îäíîðîäíûìè ñêàçóåìûìè

â) ìíîãî÷ëåííîå ñëîæíîå ïðåäëîæåíèå ñ âåäóùåé áåññîþçíîé ñâÿçüþ

12. Âûïèøèòå íîìåðà ïðåäëîæåíèé, âõîäÿùèõ â ñîñòàâ êîìïîçèöèîííûõ ÷àñòåé òåêñòà:

à) çà÷èí

á) îñíîâíàÿ ÷àñòü

â) êîíöîâêà (âûâîä)

13. Êîìïîçèöèÿ òåêñòà, ïðè êîòîðîé àâòîð â êîíöå ïîâåñòâîâàíèÿ âîçâðàùàåòñÿ ê åãî íà÷àëó:

à) êîëüöåâàÿ

á) ñ ïîñëåäîâàòåëüíûì ðàçâèòèåì äåéñòâèÿ

â) ñ íàðóøåííîé õðîíîëîãèåé

14. Îïðåäåëèòå ôóíêöèîíàëüíî-ñòèëèñòè÷åñêóþ ïðèíàäëåæíîñòü òåêñòà (îáîñíóéòå îòâåò):

à) ÿçûê õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðû

á) íàó÷íûé (íàó÷íî-ïîïóëÿðíûé)

â) ïóáëèöèñòè÷åñêèé

ã) îôèöèàëüíî-äåëîâîé

15. Îïðåäåëèòå îòíîøåíèå àâòîðà ê îïèñûâàåìûì ÿâëåíèÿì (îáîñíóéòå îòâåò):

à) ñàðêàçì

á) èðîíèÿ

â) íåãîäîâàíèå

16. Êðàòêî ñôîðìóëèðóéòå îñíîâíóþ ìûñëü îòðûâêà.  ÷¸ì ïðîÿâèëîñü õóäîæåñòâåííîå ìàñòåðñòâî Òóðãåíåâà-ðîìàíèñòà â ñîçäàíèè îáðàçà ýòîãî ïåðñîíàæà? Ñîãëàñíû ëè âû ñ àâòîðîì? Çàïèøèòå ñâîé îòâåò â ôîðìå ðàññóæäåíèÿ.

Òåêñò äà¸ò íàì äîñòàòî÷íî ïîëíûé ïîðòðåò ïîìåùèêà Ïîëóòûðêèíà. Àâòîð äîñòàòî÷íî ïîäðîáíî è äåòàëüíî îïèñûâàåò õàðàêòåð ïîìåùèêà, à òàêæå åãî îòíîøåíèÿ ñ ñîñåäÿìè.

Õóäîæåñòâåííîå ìàñòåðñòâî àâòîðà ìû ìîæåì óâèäåòü â òîì, ÷òî â ñâî¸ì îïèñàíèè ïîìåùèêà Òóðãåíåâ ïîêàçûâàåò åãî íåñðàâíåííî íèæå åãî êðåïîñòíûõ. Ïîìåùèê â ýòîì îïèñàíèè ïðåäñòà¸ò ïåðåä íàìè ïîñðåäñòâåííûì è îãðàíè÷åííûì ÷åëîâåêîì.  ÷àñòíîñòè, îá ýòîì ìîæåò ñêàçàòü òîò îòðûâîê îïèñàíèÿ, ãäå àâòîð óïîìèíàåò, ÷òî Ïîëóòûðêèí âñåãäà ðàññêàçûâàåò îäèí è òîò æå àíåêäîò íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî îí íè ðàçó íè ó êîãî íå âûçûâàë óñìåøêó. Åñëè áû Ïîëóòûðêèí áûë äåéñòâèòåëüíî óìíûì è ðàçâèòûì ÷åëîâåêîì, òî, íàâåðíîå, îí áû ïðèäóìàë äðóãóþ øóòêó èëè æå ðàçâëåêàë çíàêîìûõ èíûì îáðàçîì. Îäíàêî îí íå âèäèò â ýòîì ïðîáëåìû è, âåðîÿòíî, äàæå íå ïîíèìàåò, ÷òî íå òàê.

Èñõîäÿ èç ðå÷è Êàëèíû÷à (êîòîðûé â äàííîì îòðûâêå âûñòóïàåò ðàññêàç÷èêîì), ìû ìîæåì ïðåäïîëîæèòü, ÷òî Ïîëóòûðêèí áûë ÷åëîâåê íå çëîé, à äîñòàòî÷íî çàóðÿäíûé è ñòðàäàþùèé ñêóêîé îò áåçäåëüÿ. Îäíàêî, âåðîÿòíî, ãîñòåïðèèìíûé — âåäü çàâ¸ë æå îí ó ñåáÿ ôðàíöóçñêóþ êóõíþ!

Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî òàêîå îïèñàíèå ïîìåùèêà êàê îãðàíè÷åííîãî ÷åëîâåêà â ïðîòèâîâåñ äåÿòåëüíîìó è óìíîìó îõîòíèêó ÿâëÿåòñÿ àëëþçèåé íà êðåïîñòíè÷åñòâî â ñîâðåìåííîé Òóðãåíåâó Ðîññèéñêîé èìïåðèè. ×åðåç òàêîé ïîðòðåò àâòîð õî÷åò äîíåñòè äî ñîâðåìåííûõ åìó ÷èòàòåëåé, ÷òî ïîìåùèê àáñîëþòíî íå íóæåí êðåñòüÿíàì äëÿ òîãî, ÷òîáû âåñòè ïîëíîöåííî õîçÿéñòâî. Îíè âïîëíå ñïîñîáíû çàíèìàòüñÿ õîçÿéñòâî è ñàìîñòîÿòåëüíî, áåç íàäçèðàòåëÿ ñâåðõó.

*Öèòèðèðîâàíèå çàäàíèÿ ñî ññûëêîé íà ó÷åáíèê ïðîèçâîäèòñÿ èñêëþ÷èòåëüíî â ó÷åáíûõ öåëÿõ äëÿ ëó÷øåãî ïîíèìàíèÿ ðàçáîðà ðåøåíèÿ çàäàíèÿ.

2.       
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически
относился к крепостному праву. Достаточно вспомнить рассказ «Муму», где на
примере дворника Герасима показано всё бесправие крепостного права. Сегодня
же мы познакомимся с ещё одним произведением, которое входит в цикл рассказов
«Записки охотника» и называется «Хорь и Калиныч».

История цикла «Записки охотника». Раннее
творчество И.С Тургенева — это стихотворения, поэмы, несколько повестей и
пьес. В конце 40-х годов 19 века Тургенев был уже довольно известным
писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки
охотника».

Великий русский критик В.Г. Белинский объяснил повышенное
читательское внимание к произведению, сказав: «неудивительно, что маленькая
пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой
стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла
«Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным
качествам изображаются выше их бессердечных господ.

Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым
«Записки охотника»? ( Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда
припасено много интересных историй)

Итак, первым появился очерк «Хорь и Калиныч» (1747г), который
произвёл огромное впечатление на читателей.

Напомните, что означает термин «очерк»? (Небольшое
литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо).

В центре очерка «Хорь и Калиныч» два крестьянских
характера. Тургенев создавал образ Хоря под впечатлением встречи с реальным
крестьянином, «с натуры» и даже послал ему свой очерк, чем тот был очень
польщен. Прототипом Полутыкина послужил помещик Никита Жданович Голофеев,
который узнал себя и очень обиделся на писателя.

Почему он обиделся?

Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского
рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика
Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет
проникнуть в тайну народного русского характера.

(учитель зачитывает отрывок от слов «Кому случалось … до слов …и
пугает собаку)

Тургенев специально сопоставляет два психологических типа:
рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это
как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского
характера.

Хорь и Калиныч — две стороны единого
национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к
жизни — и мечтательность, деловитость, предприимчивость и пренебрежение к
материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь — к людям, к
обществу. Весь рассказ построен на антитезе — изображении двух
противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.

Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. Работа с текстом.

А теперь обратимся к главным героям рассказа.

Дайте развернутую сравнительную характеристику Хоря и Калиныча.
Подтвердите свое мнение текстом.

А) Хорь

Выступление ученика: Хорь – один из
главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический,
административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел
разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими
властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил
мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял
ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и
государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он
не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то
телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе,
которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.

Вот как Тургенев даёт нам описание Хоря: На пороге избы
встретил меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь.
Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа:
такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же
курносый нос.

Б) Калиныч

Выступление ученика: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он
вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу
идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях
и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей
не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся
с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был
одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал
кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была
легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор,
водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой
избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на
балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла.
Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч.
Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом.
Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа.

Вот как описывает Тургенев Калиныча: Это был Калиныч. Его
добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с
первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на
охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал
воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н
Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого
кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все
стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые
глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он
нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.

В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч.
Ведь оба они были крепостными. Хорь — платил хозяину оброк, а Калиныч
отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.

Обро́к — одна из повинностей
зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами.
Барщина — даровой принудительный труд крепостного крестьянина,
работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.

Чем выгодна был оброк для Хоря? Но как говорится, до боженьки высоко,
до царя–батюшки далеко.

Отношения главных героев. Дружба крестьян.

А) слово учителя.

Нам понятно, что произведение построено на противопоставлении.
Перед нами два разных крестьянина, по характеру, внешности, отношению к
своему хозяину. На чём же строилось их взаимное уважение? Где мы можем
увидеть взаимоотношения Хоря и Калиныча.

Б) Зачитывание отрывка

(от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга… до
слов Он много видел, много знал.)

Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие
качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно
целое. Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.

«Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»

«Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь
русского мужика»

«Жаль мне было расставаться со стариком»

«Меня занимали новые мои знакомцы»

«Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не
прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит
вперёд»

Игра «Кто это?»

Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа,
осталось выяснить н, насколько правильно вы разобрались в образах главных
героев.

image001 image002

Творческая письменная работа

После такой активной работы с текстом, нам необходимо подвести
итог. Он и выльется у нас в небольшую письменную работу «Кто из героев
рассказа мне понравился? Почему?»

Слушают, знакомятся с презентацией, отвечают на вопросы

П 6,  Р 1

После создания документа не забудьте открыть доступ к материалу.

1. Настройки доступа (правый верхний угол)

2.  Расширенные. Изменить.

3. Пользователям, у которых есть ссылка. Доступ «Читатель».

4. Сохранить.

5. Готово.

28
октября (9 ноября) 1818, Орел — 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль,
близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.
 

 
       По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении
Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские
годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и
ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале
Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей,
затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского
университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет
Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней
юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту
пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь»
(1860).

 
            В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в
романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому
профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный
вечер, а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения
«Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано
около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая
поэма «Стено»).

 
          В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание
пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада,
основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на
котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883;
на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает
лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи,
общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого
пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840
по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным.  В
январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

           В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В.
Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу, сближение с
его окружением  изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он
обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе
1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы» и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

          1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо ,
любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае
1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за
границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции
1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно
общается с П.
В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж.. Санд, П. Мериме, А.;
пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850),
комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка»
(обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

 
          Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл
лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч»
(1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым
для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное
двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец
Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное
многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не
замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о
бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой
личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой
природной гармонии, враждебной человеку, но неспособной уничтожить
душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив
начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки
охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества
Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего
человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к
осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника
с душащей его обыденностью («Певцы»).

 
           В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в
Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению
посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в
Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом,
повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

 
         До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в
Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция
«Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским.

 
         «Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов,
компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога,
журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую
проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом
неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий
аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно
грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на
счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859;
события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»);
«железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником
героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне»,
1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический
бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от
вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а
захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и
«революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник
Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный
ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с
второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии
нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени
близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных
пропорциях черты двух вечных психологических типов героического
энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср.
программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

 
         Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный
водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже
дочерью. После трудной парижской зимы  он отправляется в Англию, затем в
Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, осень и
зиму проводит в Италии. 

 
         После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова
«Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с
«Современником». Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом
«Отцы и дети» .

           В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем  в Париже. 

 
          Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870;
«Пунин и Бабурин», 1874) в последние годы жизни Тургенев обращается к
мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и
«Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все
основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в
присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора
года мучительной болезни (рак спинного мозга). 

  • Турецкая сказка ашик кериб краткое содержание для читательского дневника
  • Тургенев сказка о серебряной птице и желтой лягушке читать
  • Тургенев собрание сочинений авито
  • Тургенев сборник рассказов записки охотника краткое содержание
  • Тургенев рассказ хорь и калиныч краткое содержание