Тургенев бежин луг герои рассказа главные

Главные героимуму является обычной дворнягой, которую подобрал герасим. она является ласковой, доброй и нежной дворнягой, которая преданна герасиму, который нашл

Главные герои

Муму является обычной дворнягой, которую подобрал Герасим. Она является ласковой, доброй и нежной дворнягой, которая преданна Герасиму, который нашёл её и спас ее от неминуемой смерти. Он привёл её в дом, где работал и прислуживал главной героине Барыне, все люди дома, а именно вся прислуга очень полюбили милую собачку. Однако в один из дней Барыня решила спуститься вниз и увидела дворнягу, которая не хотела ей прислуживать и не выполняла её приказы, именно из-за этого она очень разозлилась, и приказала тому кто её привёл уничтожить собаку. Для Герасима, это была большая и ничем невосполнимая трагедия.

Герасим добрый человек который сжалился над бедной собачкой не бросил её умирать. С самого детства он страдает болезнью, которая перечеркнула всю его жизнь. Он был глухонемым человеком, но несмотря на все трудности он любил жизнь и с любовью относился к той дворняге, которую нашел на улице и попытался привести её в дом, и обеспечить её всем необходимым для жизни. Он является человеком, который очень любит просторы и поля из своего детства, но несмотря на все тяжбы жизни, в один прекрасный день он решается устроить бунт против Барыни, для того чтобы спасти дворнягу, которую он привел в дом, а также для того, чтобы отомстить этой злой женщине за то, что она много раз рисковала его жизнью.

Барыня является главным отрицательным персонажем всего произведения, она является своеобразной женщиной, у которой каждый день новое настроение, она никогда не засиживается на одном месте. Несмотря на все свои отрицательные качества, этот персонаж умеет умело руководить всем имуществом и хозяйством в доме, но несмотря на свои достоинства и качества, Барыня не любила людей которые ей прислуживали и всеми возможными способами старалась их унизить и заставить их прислуживать себе.

Второстепенные персонажи

Татьяна является доброй женщиной, которая на протяжении всей своей жизни работала прачкой в доме Барыни, пока в один прекрасный день хозяйка дома не вынуждает её выйти замуж за одного лентяя. Вследствие чего полностью разрушает жизнь женщины.

Капитон в своё время был образованным человеком, который имел большие знания, но спустя много лет, он начинает пить и со временем сбивается, хозяйка дома ценила этого работника, но из-за того что он является алкашом, вынуждает его жениться на Татьяне, но из-за того, что он продолжает пить, хозяйка посылает его с женой в деревню.

Гаврила работает дворецким и является основным отрицательным персонажем, который выполняет все поручения, которые ему отдаст Барыня.

О произведении

Иван Сергеевич Тургенев является автором произведения «Муму», которая не смотря за прошедшие годы до сих пор популярно среди младшего поколения, настолько что является обязательным литературным произведениям предоставленным для изучения младшему поколению в общеобразовательных заведениях. На протяжении чтения произведения, можно понять что автор является весьма смелым человеком, так как долгое время рассказ не мог быть выпущен в печать из-за причины связанной с сюжетом произведения. И лишь спустя некоторое время благодаря настойчивости Ивана Сергеевича, появляется всемирно известное произведение в печати.

«Муму» (главные герои)

Рассказ «Муму», созданный И.С. Тургеневым в 1852 году, это рассказ, критикующий крепостнический строй. Это рассказ о позорном времени для России, когда господа распоряжались судьбами людей. Крепостничество уже изживало себя, оно тормозило экономическое развитие России.

Главные герои рассказа «Муму»:


Герасим – крупный сильный мужчина, 12 вершков росту. Был он немым с рождения. Он был сильным, работящим мужиком, но барыня взяла его с собой в Москву, где он должен был работать дворником. С этой работой он управлялся быстро, почти играючи. Но он не понимал и недоумевал, зачем его привезли сюда. Ведь Герасим был крестьянином до мозга костей. Был Герасим нрава строгого и во всем любил порядок.

Он обратил внимание на запуганную прачку Татьяну. Сначала посмеивался над страхом женщины перед ним. Потом она стала ему нравиться. Он опекал Татьяну и никому не позволял обижать ее. И даже собирался просить у барыни разрешения жениться на ней. Он никого не боялся, кроме старой барыни. Он не любил пьяниц, с презрением отворачивался от них.

Собачку Герасим спас из реки, выходил и вырастил ее. Она была привязана только к нему. После того, как утопил Муму, он ушел их Москвы, вернулся в родную деревню. Он не общался с женщинами и не заводил собак. Работал за двоих.

Старая барыня придерживалась старых обычаев. Держала многочисленную прислугу. Был у нее собственный башмачник, домашний лекарь, прачки, швеи, столяры, повара и прочие. Капризная и своенравная женщина. Вскоре после случая с Муму он умерла.

Капитон Климов – башмачник. Он считал себя обиженным человеком, был горьким пьяницей. Он считал, что ему не место в «захолустной» Москве, и что он должен жить в столице. Женившись на Татьяне, он пить не бросил, и, в конце концов, барыня отправила его вместе с женой в дальнюю деревню.

Гаврила – дворецкий. Преданный своей барыне. Беспрекословно исполнял ее приказания.

Татьяна – одна из прачек барыни. Ей поручалось только тонкое белье. Ей было лет 28. Работала за двоих, была пуглива. Особенно она боялась старую барыню. А когда увидела Герасима, стала бояться и его. Когда ей сообщили, что барыня решила женить ее на пьянице-башмачнике, приняла эту весть со смирением и каким-то тупым безразличием.

Харитон – домашний лекарь. Он только и «умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми каплями».

Рассказ заканчивается грустно. Герасим сдержал свое слово, и утопил Муму на середине реки. Он навсегда покинул Москву. Старая барыня умерла, а наследники распустили крестьян по оброку. Смерть старой барыни олицетворяет собой медленную агонию общественного строя, который должен был завершиться через 9 лет.

Вариант 2

В основе рассказа «Муму» лежит история крепостного крестьянина Герасима, исполняющего обязанности дворника. Иван Сергеевич Тургенев проводит аналогию между ним и быком, сравнивая их по таким характеристикам как: происхождение, судьба, сила. Одновременно с тем Герасим по характеру гусь — такой же важный, рассудительный, степенный. Деревенский мужик, подобно быку на железных дорогах, сначала не привык к городу — он его стеснял, мало давал. В городах, особенно больших, обычно нет работы. И Герасим тосковал по простору, по труду. В первое время он испытывал депрессию, но позже справился с ней, привык. Будучи глухонемым, он не смог жениться до своих шестидесяти четырех лет, а после Татьяны — и вовсе видеться с ними.

Впрочем, его главный недуг не мешал ему наслаждаться жизнью. Он научился чувствовать атмосферу вокруг себя совсем не по звукам. Крики людей ему были неважны, а вот пение птиц ему хоть и не было ведомо, но приятно.

Тургенев замечает, что все глухонемые догадливы, а Герасим к тому же не любил шутить, поэтому, соединяя все в логическую цепочку, будет верно сказать, что Татьяну некоторое время оберегало именно это. Герасим не использовал рукоприкладство, а только незначительно угрожал. Он понимал, что если прямолинейно указывать людям на то, что ему не нравится, пожалует плохой исход. Поэтому он просто положил свою руку на голову кастелянше, что позже можно было бы оправдать чем-то вроде «пригладить волосы» или «у нее на волосах сажа была, негоже ходить грязной». А в случае с Капитоном Герасим также сообразил о двусмысленности своего поступка. Он не угрожал, он указывал на сломавшееся дышло…

Образ Татьяны хорошо расписан в рассказе. Его легко понять. Персонаж не отличается имением диалогов, что отлично передает его суть. Она боязливая, скромная, умелая и временами глупая. Она не смогла разглядеть в Герасиме все хорошее, а в муже — все плохое. Она не воспротивилась судьбе. Покорная крепостная женщина — довольно типично для середины девятнадцатого века.

В его обязанности помимо немногих других вещей входил воз бочки с водой два раза на дню, и вот однажды, когда Татьяна с Капитоном уехали в деревню, Герасим шел мимо реки и увидел щенка. Назвав ее Муму, выкормив и достойно воспитав, он привязался к ней. К сожалению, чуть меньше двух лет прожила собака. Многие видят в образе Муму декабристов 1925 года. Их идеи тоже прожили едва ли больше десятилетия, а сами в большинстве своем были молоды. Они чувствовали, где нужны перемены, что можно и что нельзя… И они также оступились в выборе с датой, недолго прожили после этого, многих сослали, где они и умерли.

Барыня, в отличие от других персонажей, обладает полной свободой и всей властью, которая может быть, над своими крестьянами. Она надменна, бесхитростна, эгоистична и жестока. Однако она, как и Герасим, весьма догадлива. Барыня желала, чтобы ее видели в лучшем свете, поэтому приврала насчет приказа об утопе. Да, она действительно сказала, что не хочет видеть Муму никогда больше, но какой здесь был подтекст? Крепостной не вправе уточнять, поэтому требование должно было быть исполнено в лучшем виде. Жаль, что это оказалось убийство. Также барыня подарила Герасиму целковый за случай с кастеляншей, что говорит о ее черном юморе, а ее думы насчет свадьбы Капитона указывает на скуку, что ее окружает. Эгоизм раскрывается в самом конце, когда она сначала требует, чтобы Герасим вернулся. Он для нее чрезвычайно выгоден — никакая собака не заменит, да и двор при нем чище чем паркет. Но, подумав, как грубо это выглядит со стороны, позволила немому мужчине остаться у себя на родине. Ее образ собирателен и он в полной мере отражает все то, что могли творить люди ее сословия и возраста.

Рассказ «Муму» может показаться простым и нисколько не поучительным, но герои, что в нем задействованы — это главный источник морали сей басни, именно они и ситуация, что создается вокруг них — показатель нравственности (или безнравственности) всех времен. Имеющие власть люди забавляются, а те, кто им обязан поклоняться, страдают и не имеют права возражать.

Сочинение Характеристика героев Муму

Барыня является вдовой, она очень хозяйственная и одна следит за целым домом в Москве. Несмотря на это ее характер имеет множество отрицательных моментов. Барыня может быть капризной, упрямой, и своенравной, у нее часто меняется настроение. Основным желанием старухи является полный контроль и желание руководить судьбами своих подчиненных, которые в свою очередь бояться Барыни. Одним из слуг старухи является Герасим, к нему у Барыни было хорошее отношение, но ей не нравилась собака Муму, которую Герасим держал у себя. Она просила своих слуг избавиться от собаки. Из-за тяжелого характера вдовы было загублено множество судеб.

Герасим представляет собой настоящего русского богатыря, он обладает силой, усердием и трудолюбием. Но в силу своего недуга – Герасим глухонемой, имеет замкнутый, нелюдимый и иногда грубый характер. Герасим служит у Барыни дворником. Он любит природу и желает жить подальше от городской суеты, но по прихоти старухи вынужден жить в городе. Дворнику нравится Татьяна, и он очень привязан к своей собаке Муму, обоих он теряет по вине Барыни. По своей натуре Герасим спокойный и покладистый человек, за что и заслужил хорошее отношение от Барыни, но после всех несчастий, произошедших от нее, Герасим уходит и жить в деревню.

Муму является любимой собакой всех окружающих, исключением является старая Барыня, случайно попав ей на глаза и отказавшись подчиняться, Муму навлекла на себя всю ненависть старухи. Герасим спас Муму от смерти, принес домой и ухаживал за ней и выходил. Умная, ласковая и преданная собака становится лучшим другом для Гаврилы Андреевича, доверяя только ему и никуда не отпуская дворника одного. Барыня заставляет избавиться от Муму своих слуг, и это тяжелое испытание берет на себя Герасим, он лично топит любимую собаку. Данное событие оставляет тяжелый отпечаток на всю дальнейшую судьбу Гаврилы Андреевича.

Татьяна – крепостная крестьянка, служащая Барыне, ей 28 лет и у нее почти нет родных. Характер у девушки робкий и кроткий, она молчалива, но трудолюбива, старается выполнить все работу быстро и хорошо, боясь навлечь на себя гнев Барыни. Татьяна вынуждена терпеть различные издевательства и унижения со стороны старухи. Молодая девушка неожиданно для всех становится объектом внимания и заботы глухонемого дворника Герасима, он защищает Татьяну от других крестьян. Но им не суждено быть вместе, так как Барыня по своей прихоти женит Татьяну с сапожником Капитоном, чем окончательно рушит жизнь Татьяне.

Капитон Климов служит у Барыни сапожником, он прославился на дворе горьким пьяницей и распущенным человеком. В молодости Капитон был умным и образованным человеком, но со временем спился. Теперь сапожник является легкомысленным человеком и считает, что он достоин большего, но часто жалуется на свою судьбу. Барыня желает изменить натуру сапожника и исправить его. Она насильно женит Капитона на Татьяне, предполагая, что молодая девушка хорошо повлияет на него. Но чудо не произошло, и сапожник продолжил пить, но теперь еще больше, устав от этого Барыня отправляет Капитона вместе с молодой женой в деревню.

Гаврила Андреевич по своей натуре не является плохим человеком, но стараясь во всем угодить старой Барыне, способен пойти на подлость. Гаврила служит у Барыни дворецким, каждое утро докладывает ей о положении дел в доме, следит за подсчетом продуктов и за спиной у хозяйки ворует их. Дворецкий, как и все остальные крепостные, боится Барыни, поэтому соглашается с ней во всем и никогда не спорит. Именно по совету дворецкого Барыня женит Татьяну и Капитона. Когда старуха приказывает избавиться от собаки именно Гаврила Андреевич начинает травлю против Муму и Герасима, чем доводит дворника до ситуации со смертью собаки.

Другие сочинения: ← Герои произведения Ася↑ ТургеневГлавные герои произведения Бежин луг →

Популярные сочинения

  • Сочинение Трилли в рассказе Белый пудель (образ и характеристика)
    Богатый мальчик Трилли – второстепенный персонаж рассказа «Белый пудель». Автор использует его, чтобы чётче показать не только социальное различие героев, но и их моральные устои, отношение к жизни и окружающим.
  • Сочинение Я — личность по обществознанию (6 класс)
    Слово личность в смысловом своем аспекте восходит к слову личина, которое в свою очередь связано со словом маска. Именно личность и является тем самым полотном, на котором мы рисуем различные рисунки
  • Сочинение Моя любимая игра
    Есть много подвижных игр, которые мне нравятся: волейбол, баскетбол, догонялки, прятки. Но моя самая любимая – это футбол.

В 1851 году в журнале «Современник» был напечатан вошедший в цикл «Записки охотника» рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг». Характеристика главных героев показывает, что они крестьянские дети, которых автор описывает с любовью и нежностью. Он показывает их тонко чувствующими натурами с богатым духовным миром и умением видеть красоту природы. Тургенев был первым прозаиком, привлёкшим внимание общественности к образам обычных крестьян в русской литературе.

Рассказ «Бежин луг»

Образ рассказчика

Тургеневский рассказчик, от лица которого идёт повествование, является свободным охотником, открытым и благородным человеком, умеющим искренне восхищаться красотой окружающей природы. На его внешности внимание не акцентируется. Он созерцатель и собиратель всевозможных историй, своеобразный «проводник» между читателями и главными героями «Бежина луга».

Тургеневский рассказчик

Автор появляется не только в этом произведении, но и в каждом очерке цикла «Записки охотника». Все рассказы начинаются одинаково: охотник берет с собой в лес свою верную английскую собаку Дианку, которую он считает умнейшей из всех четвероногих созданий. Там он иногда становится свидетелем, а порой — и непосредственным участником различных событий, которыми делится с читателями.

В этот раз он охотится за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Постреляв дичь, понимает, что заблудился. Рассказчик — человек, хорошо знающий эти края, но всё же и он может сбиться с пути. Он оказывается в окрестностях Бежина луга.

Описание Феди

Федя — самый старший из ребят

Федя — самый старший из ребят, поэтому и держится несколько важно, по-взрослому. К остальным своим друзьям относится с покровительством. В нём заметны лидерские качества: даже в разговоре он руководит, кому рассказывать свою историю следующим, является запевалой. Сам же он говорит мало, словно опасаясь уронить собственное достоинство. Он происходит из богатой семьи, а в поле выехал не столько по необходимости, сколько для забавы.

Его описание:

  1. Возраст: 14 лет.
  2. Внешность: стройный, узкоплечий, с красивыми и тонкими, мелкими чертами лица, кудрявыми белыми волосами, светлыми глазами, с постоянной полурассеянной улыбкой. Одет в пеструю ситцевую рубашку с жёлтой каймой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, и подпоясанный голубым пояском, на котором висит гребешок. Сапоги с низкими голенищами куплены именно для него, не отцовские.

Портрет Павлуши

Павлуша — мальчик из бедной семьи. Его можно назвать неказистым, но всё же располагающим к себе. Его характеристика:

Павлуша — мальчик из бедной семьи

  1. Возраст: 12 лет.
  2. Внешность: со всклоченными чёрными волосами, серыми глазами, широкими скулами, бледным рябым лицом, большим, но правильным ртом, с огромной головой с пивной котёл, с неуклюжим приземистым телом. Имеет умный прямой взгляд, в его голосе звучит сила. Бедно одет в простую замашную рубашку и заплатанные портки.
  3. Рассказ: про случившееся в родной деревне мальчика Шаламове солнечное затмение. Он также поведал, что, пойдя набирать воды на реку, услышал голос мальчика Васи, утопленника, который звал его. Это была плохая примета.

Павлуша — смелый, решительный парнишка с твёрдым характером. Когда собаки внезапно начинают лаять, а вдали слышится какой-то звук, он, ничуть не испугавшись, вскакивает на лошадь и один несётся в поле, чтобы проверить, не волк ли это. В этот миг им можно залюбоваться.

Павел — реалист, самый скептичный из ребят, он почти не верит в сверхъестественное. Когда Костя предполагает, что в реке плачет душа утопленника, Павлуша говорит, что бывают такие маленькие лягушки, которые тоже могут издавать такой звук. Он знаток природных явлений и повадок животных, о чём хорошо известно его друзьям, поэтому они обращаются к нему со своими вопросами об окружающей природе.

В том же году Павел погиб. Однако он не утонул, как можно было предположить после того, как в реке он услышал голос утопленника, а разбился на лошади. Рассказчик, узнав об этом, сожалеет по этому поводу, называя Павлушу «славным парнем».

Илюша и его истории

Илюша работает лисовщиком на бумажной фабрике вместе со своим братом Авдюшкой. Лучше остальных знает все сельские поверья, поэтому становится основным рассказчиком страшилок. Всевозможные сказки о нечисти приводят его в восторг: он очень сильно и искренне верит в них. Заметно, что порой его бурное детское воображение даже дорисовывает пугающие детали в самых обычных, на первый взгляд, событиях.

Характеристика мальчика:

Илюша и его истории

  1. Возраст: 12 лет.
  2. Внешность: с незначительным лицом, горбоносым, вытянутым, подслеповатым, выражающим какую-то тупую, болезненную заботливость, со сжатыми губами и сдвинутыми бровями, он будто постоянно щурится от огня. Имеет жёлтые, почти белые волосы, остро торчащие из-под войлочной шапки, которую он часто надвигает себе на лоб двумя руками. Одет в опрятную свитку, трижды перевитую на поясе толстой верёвкой, а также в новые лапти и онучи. Голос сиплый и слабый, как нельзя более подходящий выражению его лица.

Рассказы Илюши:

  1. Про домового, который бродил и хозяйничал на фабрике, когда Илюша с десятью другими рабочими там заночевали. Он слышал, как домовой кашлял и перхал от сырости.
  2. Про псаря Ермилу, который отправился на почту и увидел на могиле утопленника хорошего барашка. Взял его на руки, ласково сказал: «Бяша, бяша», а тот оскалил зубы и повторил его слова, оказавшись нечистой силой.
  3. Про умершего барина Ивана Иваныча, призрак которого видел дедушка Трофимыч, когда тот искал разрыв-траву.
  4. Про бабку Ульяну, которая ходила на церковную паперть. Согласно поверью, тем, кто пройдёт мимо, в следующем году и помирать. Она увидела саму себя.
  5. Про Тришку — лукавого человека, который придёт, когда наступят последние времена.
  6. Про Акулину-дурочку, которая сошла с ума, когда повстречалась с водяным.

Костя и Ваня

Этих двух мальчиков можно отнести к второстепенным героям: они принимают не слишком активное участие в разговоре. Характеристика Кости:

Мальчик Костя

  1. Возраст: 10 лет.
  2. Внешность: небольшого роста, тщедушного телосложения, с маленьким худым лицом, в веснушках, заострённым книзу, как у белки, с едва различимыми губами. Но имеет большие, чёрные, жидким блеском горящие глаза, создающие странное впечатление, из-за чего его взгляд задумчив и печален. Он будто хочет высказать что-то этим взором, но на его языке отсутствуют слова. Одет довольно бедно. У него тонкий детский голосок.
  3. Рассказ: про невесёлого молчаливого слободского плотника Гаврилу, который однажды пошёл в лес за орехами, заблудился и увидел на ветке красивую смеющуюся русалку с зелёными волосами. Она манила его к себе, Гаврила едва за ней не пошёл, но вовремя перекрестился. Однако с тех пор не было ему счастья в жизни. Эту историю Косте рассказал отец, а тот передал её мальчикам. Вторая история — про мальчика Васю, который утонул.

Описание Вани:

  1. Возраст: 7 лет.
  2. Внешность: с русыми кудрявыми волосами и большими глазами, маленький и незаметный. В продолжение всего разговора лежит на земле и спит под рогожей, лишь иногда выставляя из-под неё свою голову. Слегка картавит.

Ваня искренне умеет восторгаться окружающей природой. Выставив свежее детское личико из-под рогожи, он восклицает, что божьи звёздочки словно пчёлки роятся. У него также есть добрая сестра Анютка.

Таково описание персонажей рассказа «Бежин луг». Класс, какой подходит для изучения этого произведения, — шестой: именно в этом возрасте ученики могут хорошо понять натуру главных героев, таких же ребят, как и они сами.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

План

Введение

В центре «Записок охотника» — судьба русского крестьянства.

Основная часть

Главные герои «Бежина луга» — крестьянские мальчишки.

Наблюдая за ребятами, рассказчик даёт общее представление о крестьянской жизни:

— портрет ребят;

— рассказы ребят.

Заключение

Жизнь ребят наполнена душевной красотой.

В середине 19 века И.С. Тургенев создает свой знаменитый сборник охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника — судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.

Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа — крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика — охотника, случайно заблудившегося во время охоты в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.

Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.

» перед нами предстает галерея портретов крестьянских ребятишек, которые на лугу в жаркую летнюю ночь стерегли табун лошадей. Мальчиков пятеро: Павлуша, Федя, Ильюша, Костя и Ваня.

Больше всех внимание рассказчика привлек мальчик Павлуша. Он был некрасивым: всклоченные волосы, серые глаза, широкие скулы, бледное рябое лицо, огромная голова, «как говорится, с пивной котел», приземистое и неуклюжее тело. Одежда была довольно скромная, «вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». Привлекал Павлуша внимание умным взглядом и голосом, в котором звучала сила. Павел был мальчиком смелым и уверенным, решительным. Когда после рассказа Илыоши о Ермиле собаки начали громко лаять и ринулись прочь от огня, все мальчики перепугались. Один только Павлуша, нимало не колеблясь, с криком бросился вслед за собаками. «Славный мальчик!» — подумал рассказчик, глядя на вернувшегося Павлушу: «Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью» . Не боится мальчик ни волков, ни ночных странных резких криков. Он уверен, что эти звуки принадлежат цапле, а не лешему.

Держа в напряжении слушателей, Павлуша неторопливо ведет повествование о Тришке. «Удивительный человек» Тришка появится на земле, «когда наступят последние времена». В народе солнечное затмение, или « предвиденье небесное », истолковывалось как один из признаков конца света. Таким образом, все население деревни после солнечного затмения с нетерпением ожидало появления Тришки. Увидев на дороге странного человека, «такого мудреного», с удивительной головой, все переполошились. Возбуждая суеверные чувства ребят, Павел дает затем реалистическое объяснение загадке о Тришке. Ожидания крестьян не оправдались, конец света был перенесен на неопределенное время. Тришка оказался вовсе не Тришкой, а местным бочаром Вавилой, который купил себе новый жбан и надел его на голову.

Все знал Павел о природе, все мог объяснить просто, доступно.

Что это? — спросил вдруг Костя, приподняв голову. Павел прислушался.

Это кулички летят, посвистывают.

Куда же они летят?

А туда, где, говорят, зимы не бывает.

А разве есть такая земля?

Далеко, далеко, за теплыми морями.

Павлуша уверен, что судьбы своей не миновать, поэтому смело набирает воду из реки даже тогда, когда ему чудится голос утонувшего товарища, что, по словам ребят, предвещало его гибель. Не минул своей судьбы Павлуша: в том же году он умер, упав с лошади.

Старшему из всех ребят, Феде, можно было дать лет четырнадцать. «Это был стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой… На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок».

С уверенностью можно утверждать, что Федя из богатой семьи: новая красивая одежда, сапоги с низкими голенищами принадлежали ему, а не отцу. Ив поле он выехал «не по нужде, а ради забавы». Он увлеченно слушал других мальчиков, при этом сам очень мало говорил (как сын богатого крестьянина, боясь уронить свое достоинство).

Двенадцатилетний Ильюша слыл лучшим рассказчиком. Внешность его была непривлекательной: горбоносое, вытянутое, подслеповатое лицо, выражающее «какую-то тупую, болезненную заботливость» . Мальчик постоянно щурился, словно от огня. Обеими руками он то и дело надвигал себе на уши низкую войлочную шапочку, из-под которой постоянно выбивались его желтые, почти белые волосы. Мальчик знал много народных поверий, и, судя по рассказам о домовом, о Ермиле, о Тришке, искренне верил во все необычное. Героев своих рассказов он никогда не видел, «да и сохрани Бог… видеть; но а другие видели».

В отличие от Павлуши, Ильюша во всем находил проявление потусторонних сил. В его фантазиях появляется домовой, который двигает предметы, кашляет, шумит; баран начинает говорить человеческим голосом. Свой страх Ильюша, подражая взрослым, заговаривал: «С нами крестная сила!»; «Не бранись, смотри [леший] услышит».

Костя отличался ото всех задумчивым, печальным взглядом. Его глаза производили странное впечатление: «они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов». Косте принадлежала история о русалке.

Мифическая удивительно чиста и соткана из самых различных природных стихий. Русалка «светленькая, беленькая, словно плотичка какая или пескарь». И «голосок… у ней такой тоненький и жалобный». Так же задумчиво и печально Костя повествовал об утонувшем мальчике Васе. И уже не русалка плачет, а мать утонувшего Васи «плачет, плачет, горько Богу жалится».

Самого младшего, семилетнего Ваню, можно было и не заметить: «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову». Мальчик, не шевелясь и затаив дыхание, слушал рассказы старших, лишь единожды обратив внимание всех ребят на звездочки, В воображении Вани звездочки роились на небе, словно пчелки.

Образы ребят выписаны в рассказе ярко, они глубоко индивидуальны, каждый по-своему интересен, глубок, как это может быть только у профессионала такого класса, как И. С. Тургенев.

В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает развернутую эмоционально-психологическую характеристику крестьянских детей. Эти ребята очень подвижны и любознательны. Они самостоятельны не только в своих детских заботах и хлопотах, но и в представлениях о действительности, проникнутых естественнымдля них суеверием. В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского»народа, его живую связь с родной природой.

На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенному костру и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков. Их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Они были очень разные.

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Близки автору любознательность и пытливость ума Ильюши — любителя страшных историй и необыкновенных сельских поверий, верящего в непременное существование сил, враждебных людям.

Писателю нравится и Федя, необыкновенно привлекательный мальчик, очень артистичный. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Радостно слышать взрослому гостю от Ванюши, с каким удивительным чувством воспринимает он красоту природы.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий — это следствие темноты И забитости их отцов и матерей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

Если домашнее задание на тему: » ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»
оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

&nbsp

  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме


    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», в свое

6 класс. Литература

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Духовный мир

крестьянских детей

Цели урока:

образовательные

: раскрыть образы
крестьянских мальчиков
;

показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие:

развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные

: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи:

закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока

: презентация к уроку
Microsoft

Power

Point

, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры
Corners

, портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы

: групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока

: комбинированный

Ежели Пушкин имел полное


основание сказать о себе, что он пробуждал

«добрые чувства», то то же самое

и с такою же справедливостью

мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков- Щедрин

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)

Учитель читает стихотворение
И.З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер.


За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите:

1

.

Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).


2.Что значит «выйти в ночное»?
(

Пастьба лошадей ночью



)

3.Ч

то значит для мальчиков ночное?
(свобода, самостоятельность)


4.

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем
?

(Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)



4.Слово учителя (слайд 4).

По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником».
Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» — встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

(
Слайд 5)

Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

(Слайд 6)

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем — охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа — природа и герой в их гармоничном единстве.

Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)

Домовой, русалка.

Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.

Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.

Предвидение небесное- солнечное затмение

Праведная душа летит на небо.

Словарная работа(Слайд 11)

Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна

Баял- говорил

Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов

Гурт- стадо, которое гонят на продажу

Замашная рубаха- рубашка из холста

Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть

Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):

-авось,

-зачнется,

-откентелева,

-куды,

-межа,

-полати.

5. Работа с текстом(Слайд14)


Найдите в тексте

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун…

Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним…

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

5.Индивидуальная работа

. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока
(Приложение 1

).

Вопросы к обучающимся:

Что вы видите?

(текст)

Что это за текст?
(Описание, портрет)


А что такое портрет?
(изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)


Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Задание:

(Приложение2)

заполните таблицы
и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

6.Выступления групп.

7.Закрепление материала.

Вопросы учителя:

1)

Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2)

Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете
?(Федя. По одёжде)



3)

Сколько лет было детям
?

(

Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

4)Что готовили мальчики?
(Картошку)

8. Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.

1.О чём говорят мальчики у костра?

(Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)

2.Какие поверья бытуют среди ребят?

(О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете?

(Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории?

(В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

    Подведём итоги урока.

    В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев
    словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

— Дети интересны охотнику?

(

Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).

Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили?

(

Слайд 20)

С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться.

Всем этим детям свойственно

:


т

р

удолюбие

,

смелость,


любознательность

,

любовь к природе,сила, выносливость

,

нет подражания иностранному. Труд для них — большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун»

)

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

— Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Домашнее задание.

1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

2.

Напишите

сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя»

.(
Приложение 3

)

Приложение 1

Тексты

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой

.

(Федя)

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки

.

(Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

(Костя)

Приложение 2

Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

Приложение 3

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.

Учитель русского языка и литературы школы-гимназии
№ 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.

Казахстан, г. Уральск.

Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”

Цели урока
:

образовательные
: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;

воспитательные
: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;

развивающие:
развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.

За­да­чи
:

1)най­ти и про­ана­ли­зи­ро­вать порт­рет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки маль­чи­ков;

2)по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; рас­ска­зать об ис­то­ри­ях, рас­ска­зан­ных маль­чи­ка­ми;

3) вы­яс­нить, как они ха­рак­те­ри­зу­ют де­тей-рас­сказ­чи­ков;

4) раз­ви­вать вни­ма­ние, па­мять, мыш­ле­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды;

5) пробудить любовь ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

Оборудование урока
: презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.

Формы работы
: групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока
: комбинированный

Ход урока.

    Орг. момент.

    Работа над эпиграфом урока:

Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.

И.С.Тургенев

Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?

    Знакомство с биографией писателя.

    Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.

Чтение учащимся стихотворения

Слайд 1.


Летний вечер.

За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла.

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля…

    Работа в группах

— Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?

Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

Сколько ребят вышли в ночное?

Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью
) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)

Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?

Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?

В словаре Ожегова дано такое определение….

Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились. Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.

Персонаж

Семья, положение

Внешний вид

Почему попал в ночное

Характер героя, в чем он проявился

Речь героя

История, рассказанная героем

Впечатление

Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.

Что можно узнать по портрету?

— Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.

6.
Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.

7.Беседа

Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.

Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)

    О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном,

    про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.

    Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)

    Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)

    А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.

    А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)

    В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?

7.

Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.

8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера).
Запись в рабочей карте

Скажите, что общего у всех детей?

Дети интересны охотнику?

(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).

9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.

Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.

Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.

10. Итоги урока.

В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.

Каким вы се­бе пред­ста­ви­ли мир кре­сть­ян­ских де­тей 19 в.? Чем он на­пол­нен? Как они жи­ли?

11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)

12. Домашнее задание

Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.

Повесть И. С. Тургенева о поверьях крестьянских детей, которые и есть главные герои рассказа «Бежин луг», впервые была напечатана в журнале Н. А. Некрасова «Современник» в 1851 году.

Заблудившийся охотник

Поняв, что он потерял верный путь, наш герой проблуждал до ночи, которая спустилась на землю душистая, теплая и темная. Вдруг вдалеке он заметил два маленьких огонька, и поспешил на их свет, к людям.

Это оказались крестьянские мальчики, которых отпустили пасти ночью лошадей. Они — главные герои рассказа «Бежин луг».

У костерка

Вокруг стоял угрюмый мрак. Охотник тихонько лег под куст. Ребятишки, а их было пятеро, решили, что он задремал, и стали вести прерванный разговор. Тем временем наш герой присмотрелся к каждому. Федя, лет 14, Павлуша и Илюша лет 12, Костя примерно 10 лет, и самый младший, которому на вид было лет семь, Ванюша, — главные герои. Бежин луг, на котором они пасли лошадей, находился вблизи реки и очень далеко от дома охотника.

Федя и Павлуша

Федя — самый старший мальчик, стройный и красивый, с белокурыми кудрявыми волосами и светлыми глазами, явно рос в богатой семье. Одежда на нем была красивая и новенькая, а сапоги принадлежали ему самому, а не его отцу. Он выехал в ночное для забавы.

1408625

Его положение обязывало держаться значительно. Павлуша со всклокоченными волосами и серыми глазами был приземист и неуклюж. Его рябое лицо было умное, да и голос звучал значительно. Одеждой он похвастаться не мог, но не это было в нем основное.

Вот так выглядели главные герои. Бежин луг, на котором они находились, ночью стал таинственным. Особую роль в рассказе будет играть Павлуша. Четырех других мальчиков (они тоже главные герои, «Бежин луг») И. Тургенев охарактеризует не столь ярко, как Павлушу.

Илюша, Костя и Ваня

Илюша обладал лицом незначительным, он постоянно щурился на огонь и натягивал на почти желтые волосы шапочку. Одет он был опрятно в новые лапти и онучи и черную свитку. Костя, печальный и худощавый, как будто что-то хотел рассказать, но казалось, что ему не хватало слов. Ваня, лежавший на земле и укрытый до кудрявой головы рогожкой, как потом окажется, был поэтичным и добрым мальчиком. Вот все главные герои. Бежин луг объединил разных мальчиков этой ночью. Они все до единого любили слушать страшные рассказы, которые больше всех рассказывал Илюша. Главные герои («Бежин луг») Тургенева — дети с неодинаковыми характерами. Сейчас мы подробно рассмотрим каждого из них.

Главные герои («Бежин луг»), их характеристика

Федя — положение обязывает его вести себя немногословно и важно, чтобы не уронить свое достоинство. Он старается держать покровительственный вид по отношению ко всем мальчикам.

Павлуша — самый яркий из всех ребят, несмотря на его некрасивость. Страшные рассказы, от которых у всех захватывает дух, так и льются из него. Павлуша может рассказывать бесконечно несчетное количество страшных историй. Он единственный, который слышал, как ходит домовой по ночам, переставляет предметы ночью на старой бумажной фабрике. Многозначительно он объясняет присутствующим, что домового увидеть нельзя.

1408628

Темной ночью его байки становятся совершенно правдоподобными. Павлуша сам ничего не пугается. Когда ему показалось, что на табун напали волки, он взметнулся на коня, за ним полетели собаки, и только его и видели. Когда он вернулся, сказав, что волков, к счастью, не было, все были поражены его смелостью и решительностью. Не менее храбро он отправился на реку за водой. Все испугались, что его может утащить водяной. Но Павлуша вернулся, как ни в чем не бывало, принеся воду. Все его поведение показывает читателю умного мальчика с сильным характером. В конце автор рассказывает, что Павлуша погиб в том же году. Он упал с лошади и разбился насмерть.

Характеристика Илюши

Илюша — ровесник Павла, он тоже хорошо знает местные поверья, но рассказывает их сиплым слабым голосом. Рассказ Илюши об утопленнике также захватывает воображение мальчиков, и они слушают его с неослабевающим вниманием, потому что история оборачивается появлением барана-оборотня, который умеет говорить на человеческом языке. Илюша с удовольствием готов поведать рассказ о восставшем покойнике, который по ночам ищет разрыв-траву.

1408632

Его с удивлением расспрашивают об этой истории и вообще, когда можно увидеть покойников. Он даже знает, как можно разведать, кто умрет в этом году. Все поражены. А вообще-то Илюша, в отличие от всех ребятишек, уже работает вместе с братом на фабрике. Это вызывает уважение детей, как и его глубокие познания. Вот такие они — главные герои («Бежин луг») Тургенева.

Костя и Ваня

Костя — слабенький и худенький мальчик, на вид даже болезненный, тонким голоском рассказал историю с русалкой, которую он слышал от отца. Плотник из слободы Гаврила заблудился в лесу, и ему встретилось диво дивное: серебристая русалочка с зелеными волосами покачивается на ветке и зовет его к себе.

1408643

Гаврила уж совсем хотел к ней подойти, да положил на себя крест. А рука была тяжелая, еле-еле поднялась. Русалочка опечалилась и сказала Гавриле, что и он теперь будет всегда мрачный, и исчезла. Так и ходит Гаврила вечно печальный. Но вообще Костя трусоват. Он бы не решился, как Павел, поехать разгонять волков, да и крики цапли над рекой его испугали.

Самый младший и незаметный — кудрявый Ваня. Он пролежал всю ночь, не вставая, так, что автор его сначала не увидел.

1408651

Говорит он, слегка картавя, совсем детским голоском. Он только слушает своих старших товарищей, а сам ничего не рассказывает. Когда ему предлагают гостинец, то он, добрый и заботливый мальчик, просит отдать его сестре, потому что Анюта хорошая девочка.

Вот и описаны все главные герои рассказа «Бежин луг». Характеристика показывает нам душевную красоту детей с их маленькими слабостями. И. Тургенев, вероятно, первый из русских писателей, кто так подробно остановился на теме детской психологии.

Тургенев – это автор, всегда писавший о человеческой бытовой жизни, о жизни в деревне, со всеми  её вытекающими, пытаясь показать всё то, что для людей живущих там является рутиной, и что для них есть веселье и отдых. Множество произведений было написано на эту тему, но выделить можно одно. “Бежин луг” произведение дающие полный образ деревенской жизни, пропущенной через призму детской наивности и беззаботности. В произведении Тургенев показывает нам как дети борются с ежедневной рутиной, и также как они пытаются сопротивляться всей этой взрослой жизни, окружающей их, и давящей на них.
В произведении мы знакомимся с множеством сельских детей, каждый из которых является самостоятельной личностью, с которой необходимо ознакомиться для полноты восприятия сюжета и ознакомления с деревенской атмосферой и всем прочим, что царило в то время на посёлках и в деревнях. Познакомившись со всеми характерами персонажей так же можно узнать, о чём на тот момент думали дети, о чём мечтали, и о чём задумывались.
Мы знакомимся с персонажем по имени Федя. Федя это самый старший из всей компании детей, сын зажиточного крестьянина, который приехал на поле не из-за нужды, а попросту из-за скуки. Он был мальчиком слегка надменным,  который всегда важничал, разгуливая в отцовском жилете. Также, боясь сказать что-то не то и потерять уважение он старался говорить по меньше, и по делу.
Хотя, несмотря на всё это, Федя является человеком, который ценит своих друзей, и близких ему людей, стараясь помочь им всем, чем может. В его стремление казаться важным явно проглядывается желание оправдать ожидания своих родных и друзей. Он явно старается соответствовать положению своего отца, из-за чего он и ведёт себя так осторожно, и, возможно, высокомерно.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Федя прекрасный молодой человек, старающийся помогать окружающим, хоть это и не так очевидно, но он является человеком, несомненно, добрым и с хорошим чувством дружбы и привязанности. Пытаясь скрыть свою доброту за маской безразличия он отвергает от себя людей, не позволяя подойди им ближе, но так или иначе, в процессе произведения он меняется в лучшую сторону.
Однако следует упомянуть, что данное сочинение написано исключительно на субъективном  мнении, из-за чего не может оцениваться объективно.

Сочинение 4

Большинство произведений Ивана Сергеевича Тургенева наполнены живыми красками природы, близких каждому человеку историй из жизни простых людей, важных моральных и нравственных тем, и, конечно же, открытых ярких образов главных героев. Именно благодаря своим неповторимым простым, и в то же время грамотным стилем речи, смог завоевать сердца читателей.
Произведение «Бежин луг» яркое тому доказательство. Рассказ вошел в сборник очерков и рассказов писателя «Записки охотника». Взаимоотношение богатых и бедных, помещиков и крепостных всегда волновало живой разум писателя. Он видел несправедливость, искал способы его решения. При этом он сам родился в семье барина. В каждом своём новом произведении он всё ближе подбирается к решению назревшего вопроса через уникальные психологические портреты главных героев.
В рассказе «Бежин луг» таким характером автор наделил Федю. Федя – мальчик из богатой семьи дворянина. Несмотря на своё происхождение, он не брезгует общением с детьми крестьянских детей. Ходит вместе с ними пасти стадо ради развлечения, в то время как остальные дети – помогают этим зарабатывать деньги родителям.
Парню 14 лет, но выглядит старше своих лет на фоне неучей – крестьян. Характер нельзя назвать плохим, он никогда не задирал носа, но в то же время всегда держится важно, постоянно подчеркивая свой статус, он любопытен и с удовольствием слушает рассказы детей, не забывая при этом вставлять свои комментарии и вопросы, он любит показывать своё превосходство в умственных состязаниях, при этом делает это с честью, не обижая и не задевая соперника, имеет ярко выраженные лидерские качества. Одежда была на нем богато убрана: синий поясок, новая рубашка с каемкой, новый армячок. К тому же, он носил с собой гребень и часто расчесывался. Лицо было милое, красивое и ровное, с весёлой улыбкой.
Исходя из описаний внешности, мыслей и поведения Феди, читатель может сделать вывод, что мальчик имеет живой ум, серьезный характер. Его основными характеристиками являются самодостаточность, любопытность и не по годам понятие своего и чужого положения.
В один из очередных вечеров, к ним подошёл охотник. Не трудно догадаться, что этим охотником является сам Иван Сергеевич Тургенев, который часто любил бродить по лесу с ружьем. Охотник долго слушал и разговаривал с ребятней, а затем притворился спящим. Он лежал и тихо слушал рассказы детей, их мысли и планы.

Образец 5

И.С.Тургенев – это русский писатель, который в своих произведениях помимо описания красоты русской природы, знакомил читателя с жизнью обычных русских крестьян в деревне, Он, будучи сам «пропитан» такой жизнью, так как вырос в деревне, знал её до мельчайших подробностей. Писатель не понаслышке, а из собственных наблюдений знал все плюсы и минусы жизни крестьян. И.С.Тургенева можно также назвать психологом по отношению к этим крестьянским жителям, ведь он понимал их с одного взгляда и полуслова. Автор чувствовал их эмоциональное состояние, по поведению и поступкам мог дать характеристику героям.
Наблюдая за крестьянскими мальчишками в рассказе «Бежин луг», писатель, знакомя читателя с каждым из них, формирует определённый их образ. Самым старшим, из содержания рассказа, был мальчик по имени Федя. Ему было около четырнадцати лет, это уже не ребёнок, а подросток-юноша. По внешнему виду было видно, что мальчик не из самой бедной семьи. Родители Феди были зажиточными крестьянами, и это предавало ему некоторую уверенность и превосходство над остальными мальчишками. Паренек старался соответствовать своему статусу во всех своих проявлениях. Но делал он это без всякого ущемления и унижения своих друзей.
Благодаря большему достатку своих родителей, Федя был одет лучше своих друзей. Все вещи у него были более новые и полностью соответствовали размеру. Это значит, что отцовских сапог он мальчик не носил, что так часто встречалось среди крестьянских ребятишек. Особенно, если дети шли на работу, то они надевали старые вещи других членов семьи. Федя был одет в ситцевую рубаху яркой расцветки, новый армячок с голубым поясом. Внешние черты тоже отличались от остальных детей: он был стройный, достаточно красивый мальчик с немного мелкими чертами лица, волосы были кудрявые и белокурые, а глаза – светло-голубые, на лице постоянно присутствовала немного рассеянная улыбка. На луг, пасти ночью лошадей, Федя пришёл не из-за нужды, как это делали остальные мальчики, а так, для забавы с друзьями.
В разговоре с друзьями сам Федя говорил, конечно, не очень много, он больше слушал остальных. Иногда задавал вопросы или немного поддерживал разговор. Возможно, мальчик боялся сказать что-то не так из-за своей малограмотности и, как следствие, чтобы не потерять свой авторитет в глазах друзей. Так как Федя был самым старшим, он старался казаться смелым и храбрым, хотя на самом деле боялся темноты, особенно во время рассказов про леших и русалок. Однако, анализируя все его поступки, мы можем сделать вывод, что Федя был не таким уж и смелым. Когда послышался в темноте непонятный шум и встревожились лошади, то в разведку бросился не Федя, а мальчик Павлуша. Но это не говорит о том, что он был плохим или трусливым человеком. Скорее всего, он просто был не таким решительным, как многие деревенские дети. Потому что, как известно, тяжёлая, крестьянская жизнь и нужда заставляла многих ребят рано взрослеть морально и становиться более решительными и целеустремлёнными.
По своему характеру Федя был добрым мальчиком и другом. Он искренне интересовался проблемами деревенских жителей, о которых рассказывали ребята у костра. Без всякого злорадства он переживал и сочувствовал им.
Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на все материальные блага, важно всегда оставаться человеком с чистой и доброй душой.

Сочинение 6

Федя являлся одним из самых взрослых и мудрых в компании 5 ребят. Федя выглядел старше своих сверстников и выглядел не по своему возрасту. Федя в свои 10 лет выглядел на все 14, как по характеру, так и по внешности. У Феди была богатая семья с хорошим состоянием. Он был всегда опрятно и аккуратно одет, выглядел очень хорошо. Он часто носил рубашку, синий пояс и сапоги. Его повседневная одежда всегда балы небывалой красоты.
Все 5 мальчишек из рассказа Тургенева были подвижными, и так сказать любознательными, они всегда старались познать что-то новое и не когда не сидели на месте. Все мальчики выглядели не на свои годы, как по уму, так и по внешности. Но выделялся из всей толпы Федя. Они вместе всегда преодолевали любые трудности, которые стояли на их пути. Всегда справлялись с любой данной для них работой. Автор, хотел нам показать, какие были идеальные мальчишки в то время. Он характеризует можно так сказать тот самый русский народ.
Внешне Федя выглядит слегка худым. С узкими плечами и с добрым лицом. У него были светлые волосы, которые ярко подчёркивали его образ. На его лице всегда находится улыбка. Во всех ситуациях, во всём, смотря на него можно сказать, что это как лучик солнца среди чёрного неба. Он всегда был радостным и радовался жизни.
Автор нам показывает Федю в эпизоде, когда 5 мальчишек ночью охраняют лошадей. Они развели костёр, сидели во круг него грелись. Так же костёр помогал им освещать местность, чтобы не упустить лошадей. Их там встретил заблудившийся охотник, точнее встретил он Федю. Глядя на Федю автор не передаёт и не включает в его образ высокомерие. Он общается со всеми в ровню. Не возвышает себя. Он общается с крестьянскими ребятами из бедных семей так же как со всеми, не возвышая себя. Он ведёт себя со всеми достойно и подаёт ярки пример лидера.
Ребята разговаривают с Федей как с другом, хотя он выглядел старше их, и он был статуснее и всё равно, с ним общались просто как с лучшим другом. Хотя в голосе Феди и в его манере поведения встречались те нотки взрослого человека. Пастухи так же разговаривают с Федей как с другом, ведь он душа компании. Они любят рассказывать друг другу страшные истории, один раз Федя начал разговор про домового. Тем самым ребята все хотят сразу разобраться кто это да, что. Федя – это душа компании, он мог поддержать у костра любой разговор которые начинали ребята!
Федя очень добрый и любознательный. Общается со всеми на ровных, себя не возвышает, общается с самым младшим он общается понимающе и ласково.

7 вариант

В один из июльских дней, когда обычно стоит хорошая погода, рассказчик охотился на тетеревов в Тульской губернии. Ходил он долго, заблудился, и уже поздней ночью вышел к костру. Там было пятеро крестьянских мальчиков, стерегших табун в ночном, и две большие собаки. Познакомившись с ребятами, он решил составить им компанию, прилег под кустом и стал тихо наблюдать за ними. Сначала мальчики стеснялись гостя, но потом привыкли и перестали обращать на него внимание, занявшись своими разговорами.
Среди мальчиков, стерегших табун, Федя был старшим. Он выглядел примерно на четырнадцать лет, имел светлые глаза и волосы, по лицу бродила рассеянно – веселая улыбка. Судя по одежде, Федя жил в зажиточной семье, в которой всех приучили к аккуратности. Новый армячок и пестрая рубашка из ситца были чистыми, а на поясе висел гребешок. Да и сапоги были по размеру, не отцовские. У костра Федя расположился вольготно, к остальным мальчикам относился покровительственно. Но при этом вел себя не очень заносчиво, остальные мальчики звали его по имени и держались на равных. Было видно, что он поехал в ночное для развлечения, а не по обязанности. Скорее всего, Федя слабо знал местные легенды, но интересовался ими – он постоянно подталкивал мальчиков к рассказам о невероятных случаях, а сам не рассказал ни одного. «Ему, как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой. Сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство». К нечистой силе Федя относится скептически – он, конечно, тоже в нее верит, но не столько боится, сколько не все случаи относит к достоверным. «А ты его видел, лешего-то? – насмешливо перебил его Федя».
Федя взрослее всех мальчиков, и у него уже появился интерес к девочкам. Вот он ласково расспрашивает у Вани о здоровье его сестры и просит передать приглашение в гости. И обещает ей подарки подарить…И не только ей, а еще и Ване. Но тот отказался в пользу девочки: «Дай уж лучше ей, она такая у нас добренькая.».
Как видно из описания Феди, рассказчику нравится этот мальчик, которого не испортила принадлежность к богатой семье – он остался таким же простым и любознательным мальчиком, как и его друзья.

  • Тургенев голуби читать полностью рассказ
  • Тургенев бежин луг аудио рассказ слушать
  • Тургенев ася главная мысль рассказа
  • Тургенев бежин луг иллюстрации к рассказу
  • Тургенев воробей рассказ презентация