Тупики чеховских персонажей вишневый сад сочинение

Сочинение: а.п.чехов новаторство в драматургии а. п. чехов известен во всем мире не только как писатель-прозаик, умеющий на нескольких страницах

Сочинение: А.П.ЧЕХОВ Новаторство в драматургии

1191562015 picture А. П. Чехов известен во всем мире не только как писа­тель-прозаик, умеющий на нескольких страницах своих коротких рассказов уместить целую человеческую жизнь, но и как замечательный драматург-новатор.

А. П. Чехов всегда очень остро чувствовал время, в которое ему довелось жить, и переломное состояние мира и человека в этот критический период. Находясь в постоян­ном поиске особых художественных приемов и принципов для их воплощения, Чехов был уверен, что “никаких сю­жетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все смеша­но — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагичес­кое со смешным. Нужны новые формы, новые формы. ” И в театре, считал Чехов, все должно быть так же просто и в то же время сложно, как в реальной жизни.

Пристально вглядываясь в обыденное существование обычных людей, Чехов видел их красоту и значительность, но не во внешнем поведении и отношениях, а во внутрен­нем их мире. Именно поэтому “новые формы” действия в драме должны отобразить потаенные, скрытые, часто не осознаваемые самими героями душевные движения.
[sms]

Чеховская драма стала новым явлением в русском искусстве. Особенно это можно сказать о последней пьесе Чехова, вершине его драматургии — “Вишневом саде”, в котором все герои охвачены беспокойством, жаждой пере­мен, но при чтении которой нас не покидает светлое лири­ческое настроение.

В пьесе “Вишневый сад” драматург не только освещает, но и предполагает дальнейшую судьбу трех сословий, сло­жившихся или только формирующихся к концу XIX — началу XX века. Дворянство к этому времени уже изживало себя, разорялось, расслаивалось, теряло прочные осно­вы своего существования. На смену ему приходит новая сила — буржуазия, но Чехов не сомневается, что это вре­менно, ненадолго, поскольку подрастающее поколение вол­нуют уже совсем иные идеи, привлекают другие ценности, и это является залогом построения новой, молодой, цветущей России.

Сюжет пьесы чрезвычайно прост, здесь нет эффектных ситуаций, острой завязки. Желая приблизить театраль-ную постановку к реальной жизни, Чехов отказался от ненужных деталей и подробностей и гордился тем, что “в пьесе нет ни одного выстрела”. Внутренний мир человека, его психологию великий драматург сумел показать с помо­щью только речи персонажей, скупых, но емких ремарок. В пьесе “Вишневый сад” герои не вступают в ожесто­ченную борьбу друг с другом, хотя являются потенциаль­ными противниками, пока решается вопрос, кому же дос­танется вишневый сад. Чехов мастерски создает ситуацию, когда открытая вражда между действующими лицами, ко­торые не только являются представителями разных со­словий, но и обладают несхожими взглядами на жизнь, невозможна. Каждый здесь переживает свою драму, и ник­то никому не может помочь, так же как никто никого не может и погубить. Почти все герои оказываются беспо­мощными перед действительностью. Однако, несмотря на отказ делить действующих лиц своей пьесы на положи­тельных и отрицательных, “добрых” и “злых”, Чехов стро­ит свое творчество на глубоком и сочувственном понима­нии каждого отдельного человека, умело находит почти во всех своих героях доброе, человеческое начало. И это на­талкивает читателей на мысли о красоте жизни вообще, о богатстве человеческой души.

Замечательные пьесы А. П. Чехова до сих пор не схо­дят со сцен театров, и не зря их каждая новая постановка собирает полные залы, вызывает споры и волнующие мыс­ли о жизни, назначении человека. А вызвано это тем, что люди новых поколений встречаются в чеховских пьесах с близкими и актуальными проблемами, герои драматичес­ких произведений вдруг становятся нашими помощника- ми или противниками. И поиски высшего смысла жизни, и верность долгу, и страстные порывы чувств, и обманутые надежды — все это можно найти на страницах бессмерт­ных чеховских пьес.[/sms]

Новаторство Чехова как драматурга: краткий ответ на вопрос

Содержание:

Пьесы Антона Павловича вызывали большой интерес среди литературоведов, критиков. Современники видели в них нечто новое, необычное. Вскоре были сформулированы определенные критерии, выделяющие новаторство драматургии Чехова. Писатель смог четко передать обстановку, сложившуюся в России в девятнадцатом веке. Большинство трудов написано не просто в стиле реализма. Автор указывает на кризисные моменты, отражающиеся на внутреннем мире людей.

Характерная черта драматургии писателя – частые отступления от основного смысла. Он переводит внимание читателя с поверхностных фактов на глубинный смысл. Многослойная реальность позволяет изучить бытие человека в определенных условиях. Автор повествует про повседневную жизнь обычных людей, стараясь определить главную суть человеческой жизни.

Новаторство Чехова-драматурга – основные принципы

Произведение Чехова – это совокупность внутренних переживаний, ассоциаций, методов художественной выразительности. Писатель часто применял различные литературные приемы, чтобы подчеркнуть важные детали. В чем заключается новаторство Антона Павловича:

  • Система образов. В большинстве пьес речь шла о положительных и отрицательных героях. Литераторы давали понять, какие герои олицетворяют зло или добро. Чехов – первый драматург, не использующий данную структуру. В его повестях отсутствуют идеальные персонажи, негативные личности. Он не обвиняет героев, не дает им оправданий. Задание писателя – не столкнуть действующих лиц, а добраться до глубинного смысла жизни;
  • Внесценический герой. Он практически всегда присутствует в произведениях автора, незримо принимает участие в действе. Это помогает писателю показать скрытые мотивы, объяснить поступки персонажей;
  • Нравственные вопросы. В основе пьесы всегда присутствует нравственный подтекст. Он касается глобальных проблем человека – внутреннего мира, смысла жизни, гармонии души;
  • Открытые вопросы. Чехов говорил о своем желании показать в произведениях естественную, реальную жизнь. Он не приукрашивал, не добавлял темных красок в описания людей, ситуаций. Большинство вопросов остаются открытыми для читателя, позволяя ему принимать решения самостоятельно;
  • Отсутствие драматического конфликта. Классическая драматургия девятнадцатого века выделяет основной спор между характерами героев, ситуацией и персонажем. Антон Павлович не использует стандартный подход. Пьеса строится на анализе внутреннего состояния действующего лица. Действо происходит на базе рассуждений, терзаний, раздумий персонажей.

Писатель определял свои пьесы как способ глубже познать реальные проблемы людей. Для него класс личностных переживаний, радостей важнее конфликтного сюжета.

В чем заключается новаторство Чехова-драматурга – кратко

Новаторство Чехова в пьесе «Вишневый сад» проявляется в полной мере. Это последнее произведение Антона Павловича, ставшее самым нестандартным. Обедневшая дворянская семья, Раневский, Гаев, другие персонажи символизируют русскую жизнь в период кризиса. Пьеса говорит о том, как разрушается вишневый сад. Писатель подразумевает крах всего государства под влиянием событий 1917 года.

Название пьесы уже стало новаторским решением. Писатели классической драматургии использовали имена главных персонажей, тематику или конфликт в заглавии. Вишневый сад – это место, где происходят события. В пьесе отсутствует внешняя конфликтная ситуация. Персонажи рассуждают о судьбе любимого сада, отсутствует агрессия, негативные отношения между героями. Выделим основные признаки новаторства Антона Павловича, которые он первым внес в русскую литературу:

  • Частое использование ремарок;
  • Символические образы;
  • Выдержанные паузы;
  • Неоднозначные персонажи;
  • Драматический конфликт заменяет психологическая, лирическая основа;
  • Обыденные события.

Сочинение на тему ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД» для 10 класса.

Перед вами очередное сочинение-рассуждение по творчеству Чехова. На сей раз тема сочинения ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД». Сочинение рассчитано на учеников 10 класса, однако может быть использовано и в других классах. Больше сочинений по творчеству А.П. Чехова вы найдете на этой странице

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

Последняя законченная пьеса Чехова «Вишневый сад» представляет собой итог всей его литературной деятельности. В ней отчетливо звучат некоторые из основных мотивов, разработкой которых он был занят начиная с восьмидесятых годов и до конца своей жизни. «Вишневый сад» — предсмертное гениальное создание Чехова, представляет собой смелое сочетание комедии с тонкой и нежной лирикой. Чехов выступает творцом оригинального жанра лирической комедии, социального водевиля. В основе пьесы лежит та же социальная тема — гибель старых дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов. Перед нами дворянство в состоянии упадка: Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик — люди непрактичные, долгами окутанные, не умеющие хозяйничать. Являясь людьми слабохарактерными, они резко меняют свое настроение, с легкостью проливают слезы по пустяковому поводу, охотно пустословят и «сорят» деньгами, устраивают роскошные праздники накануне своего разорения. Раневская и Гаев – хозяева имения, «прекраснее которого нет ничего на свете», как говорил Лопахин, восхитительного имения, красота которого заключалась в вишневом саде. Со своим полнейшим непониманием реальной жизни «хозяева» довели имение до жалкого состояния: продажи имения с торгов.

В противоположность матери, Аня серьезно относится к жизни. Она хорошо понимает, что мать не умеет вести хозяйство, поддерживать в нем порядок. Еще в детстве Аня росла далеко от дома, не в роскошной обстановке, а поэтому жизнь понимает и тяжело переживает, видя расточительность и легкомыслие матери. Раневская с легкостью сорит деньгами, не зная ценности их, ибо никогда не зарабатывала. Как Раневская, так и Гаев совершенно не приспособлены к жизни, в результате чего предстоит продажа вишневого сада. Раневская не понимает сущности реальной жизни: она раздает деньги нищим, лакеям, покупает дорогие вещи тогда, когда деньги необходимы дома, т. к. у нее большие долги.

Если Раневская и Гаев не задумываются над рациональностью в жизни, Лопахин, наоборот, понимает жизнь, знает, как нужно ее устроить. О его приспособленности к жизни можно судить из того, что он из крестьянства поднялся в буржуазию: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке и желтых башмаках». И когда Лопахин покупает вишневый сад, он ликует: «…Я купил имение, где дед и отец мой были рабами, где их не пускали даже на кухню«. Лопахин, однако не ненавидит барство. Он, наоборот, испытывает чувство неловкости по отношению к Раневской, начинает вырубать сад лишь тогда, когда она уезжает. Жизненный опыт, наблюдательность Лопахина позволяют ему заметить разорение усадьбы раньше хозяев. Видя это, он предупреждает хозяев, предлагает им свои проекты спасения, призывает думать о грозящей беде:

«Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачу, то вы будете иметь самое малое 25 тысяч в год дохода».

Гаев и Раневская до того непрактичны, что очень удивляются предложению Лопахина, а Раневская восклицает: «Дачи и дачники — это так пошло, простите!». Черты, свойственные Раневской и Гаеву, характерны для старого, отживающего поколения. Это были пассивные, бессильные люди, действующие только на словах.

Чехов в противоположность старому поколению разработал мотив о «новых» людях, идущих на смену. К числу нового поколения принадлежит Аня, Трофимов, Лопахин. Новые люди должны быть сильными, передовыми, умелыми борцами за грядущее счастье. Хотя Трофимова отнести к числу таких людей трудно: он не слишком смел и недостаточно умен для великой борьбы. Гаевы- Раневские не достойны ни красоты будущего, ни даже красоты умирающего прошлого. Но придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли. Они очистят, искупят все прошлое и превратят всю Родину в волшебный цветущий сад. Аня будет вместе с этими людьми, она говорит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого...».

«Вишневый сад» — это светлое, мудрое, оптимистическое произведение Чехова, весь его трудный путь — «вперед» — выше! все вперед! и — выше!» (Горький) — говорит нам о стойкости, терпении, воле к победе над всеми препятствиями. Наш народ отстоял красоту и счастье родной земли. Он посадит новые сады на месте погубленных, разрушенных врагами, отстроит прекрасные города, совершит новые подвиги смелого творчества, неутомимого созидания. И в каждой новой победе будет участвовать своим трудом, своей правдой, своей мечтой светлый гений русского человека, Антона Павловича Чехова.

«Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»»

Пьеса «Вишневый сад» – последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром II. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя сисСочинение на тему ценностей.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный’ конфликт пьесы – это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия – социально-романтическая. «Вся Россия – наш сад» – так устами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле Которого вырубается вишневый сад.

Любовь Андреевна Раневская – это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тургенева «Отцы и дети», которым пытается приспособиться к новому своему положению и делает попытки перестроить хозяйство в своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания.

Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, что скорее всего она просто боится думать о настоящем, уходя в какие – то малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни, то ее брат Гаев – это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это важная деталь в обрисовке его характера.

Чехов в дневнике писал: «Вся Россия – страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят. ». Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». Гаев завершает галерею «лишних людей» в русской классической литературе. Гаев, произносящий длинные речи, – это всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина. Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя» по определению Пети Трофимова. Лопахин – явная противоположность владельцам вишневого сада.

Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. .Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду». Лопахин – потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен». Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива – это абсолютно несовместимые понятия.

Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин.

Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина. Трофимов говорит: «Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, – это тоже значит размахивать руками».

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад.

Вишневый сад – это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды. Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь.

Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой.

Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год.

Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия – наш сад».

Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и. ждал ее. В каждом произведении Чехова ясно выражен протест против бессмысленности и пошлости человеческого существования.

Пьеса «Вишневый сад» – это прошлое, настоящее и будущее России. Дали высокую оценку Чехову многие писатели. Алексей Толстой писал: «Чехов – это Пушкин в прозе». Я думаю, что с этим утверждением сложно не согласится.

«Вишневый сад» – итог творческого пути писателя. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева «Отцы и дети». За сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, оно постепенно сходило с арены господствующего класса.

В «Вишневом саде» Чехов впервые дал развернутый бой дворянству как классу. Паразитизм дворянства, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши – все глубоко омерзительно писателю.

Сменяющий их новый владелец вишневого сада тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности.

Сочинение на тему: Идейное содержание пьесы Чехова «Вишневый сад»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Идейное содержание пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса “Вишневый сад” — последнее произведение Чехова. В восьмидесятые годы Чехов передавал трагическое положение людей, утративших смысл своей жизни. Пьеса была поставлена на сцене Художественного театра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капиталистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянства Александром П. Черты нового относятся не только к экономике, но и к обществу, меняются представления и взгляды людей, утрачивается прежняя система ценностей. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы — это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия — социально-романтическая. “Вся Россия — наш сад” — так устами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад. Любовь Андреевна Раневская — это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тургенева “Отцы и дети”, которым пытается приспособиться к новому своему положению и делает попытки перестроить хозяйство в своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть помещиков после отмены крепостного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже “спустила” все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания. Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она растеряна, сломлена всем происходящим и, я думаю, что скорее всего она просто боится думать о настоящем, уходя в какие-то малозначительные миражи. И если ее можно понять, потому что она всего лишь женщина, избалованная многолетней праздной привычкой просто порхать по жизни, то ее брат Гаев — это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это важная деталь в обрисовке его характера. Чехов в дневнике писал: “Вся Россия — страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят…”. Гаев заявляет, что все свое состояние он “проел на леденцах”. Гаев завершает галерею “лишних людей” в русской классш ческой литературе. Гаев, произносящий длинные речи, — это всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина. Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, “хищного зверя” по определению Пети Трофимова. Лопахин — явная противоположность владельцам вишневого сада. Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он прямой потомок тех, “чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду”. Лопахин — потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Трофимов говорит о Лопахине: “Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен”. Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что “коммерсант” в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива — это абсолютно несовместимые понятия. Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм “мужика” побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи? Жизнь и красота разрушена. Дачники дополнят то, что начал Лопахин. Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину “не размахивать руками”. Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина. Трофимов говорит: “Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, — это тоже значит размахивать руками”. Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад — это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды. Фирс, я думаю, покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут “облезлым барином” не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой. Пьеса кончается возгласом: “Здравствуй, новая жизнь”. Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год. Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что “вся Россия — наш сад”. Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и ждал ее. В каждом произведении Чехова ясно выражен протест против бессмысленности и пошлости человеческого существования. Пьеса “Вишневый сад” — это прошлое, настоящее и будущее России. Дали высокую оценку Чехову многие писатели. Алексей Толстой писал: “Чехов — это Пушкин в прозе”. Я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться. “Вишневый сад” — итог творческого пути писателя. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева “Отцы и дети”. За сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, оно постепенно сходило с арены господствующего класса. В “Вишневом саде” Чехов впервые дал развернутый бой дворянству как классу. Паразитизм дворянства, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши — все глубоко омерзительно писателю.
Сменяющий их новый владелец вишневого сада тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности.

Идейно-тематическое содержание пьесы «Вишневый сад»

Идейно-тематическое содержание пьесы определяет пере­ломная эпоха, на которую пришлась жизнь ее героев. Все они ока­зываются жертвами не частных обстоятельств и своих личных ка­честв, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин — такой же заложник времени, как и пассивный Гаев. «Вишневый сад» — это пьеса о «несостоявшихся судьбах», человече­ской неустроенности и сложности поиска ответа на «проклятые во­просы» о цели и смысле жизни.

Пьесу пронизывает несколько сквозных идейно-тематических мотивов, которые объединяют всех персонажей, несмотря на их внешние индивидуальные различия. Как утверждает В. В. Катаев, «Вишневый сад», в отличие от традиционных пьес, строится не на противопоставлении, а «на единстве, общности персонажей». Внеш­ней интриги нет, а событие, о котором все говорят — продажа име­ния на торгах, — происходит за сценой. Но при видимом отсутствии внешнего действия пьесу скрепляет действие внутреннее, происхо­дящее в сознании героев и находящее выражение в смене настрое­ния, мелодической тональности, в подтексте или «подводном тече­нии», как его стали называть.

Первым сквозным мотивом пьесы можно считать неизменность, характеризующую каждого из действующих лиц. «Мамочка такая же, как была», «Ты все такой же, Леня», «Ты все такая же, Варя» — на разные лады повторяют герои пьесы. Для каждого из них это «постоянство» заключено в чем-то своем: Епиходов говорит о своих несчастьях, Пищик — о долгах, Варя — о хозяйстве, Гаев впадает в патетику, а Петя — в обличения всех и вся. Ведь у каждого из них своя правда и своя претензия к жизни, хотя, разумеется, эти прав­ды и жалобы разного достоинства. Постоянство, неизменность не­которых персонажей даже закреплены в их прозвищах: «вечный студент», «двадцать два несчастья». Но общее определение, которое подходит для каждого из них, «недотепа»: ведь все они очень шатки по своей позиции в жизни, никто из них не знает «настоящей прав­ды», а пытается ухватиться за какой-то из ложных ориентиров.

Другой сквозной мотив, кажущийся противоположным первому, это ощущение изменчивости жизни, тоже присущее всем персонажам.

Все они сравнивают настоящее и прошлое и отмечают, как бежит вре­мя. «Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати…» (Лопахин), «Когда вы уезжали отсюда…» (Дуняша о Раневской), «Когда-то …а те­перь мне уже пятьдесят один год…» (Гаев). Перспектива в прошлое открывается на разную глубину: шесть лет назад утонул сын Ранев­ской, лет сорок-пятьдесят назад помнили еще способы обработки виш­ни, сто лет назад был сделан шкаф. Перспектива в будущее тоже раз­лична для разных персонажей, но она есть для Раневской и Гаева, Ани и Пети, Вари и Лопахина, даже для лакея Яши и старого слуги Фирса, забытого в доме. Что бы о себе не думал каждый из них, но всем им суждено быть песчинкой в потоке времени.

И еще один повторяющийся мотив: это тема растерянности, не­понимания перед лицом безжалостно бегущего времени. Раневская задает бесконечные вопросы: почему все уходит без следа, почему люди старятся, почему на их плечи ложится груз ошибок и несча­стий. Растерян в минуты раздумий, хоть и беспечен, как ребенок, Гаев. «Кто я, зачем я, неизвестно», — недоумевает Шарлотта. Даже Лопахин признается, что ему лишь «кажется» иногда, что он пони­мает ход и положение вещей. Мнимым является и всепонимание Пети, как верно замечает Раневская, это, скорее, следствие молодо­сти и незнания подлинной жизни.

Всех персонажей «Вишневого сада» объединяет и мотив надеж­ды, мечты. Они могут быть смешными, нереальными или же впол­не осуществимыми, как мечта Лопахина о приобретении вишневого сада. Но и для него победа оказывается мнимой: переустройство са­да неминуемо приведет его к гибели. Вот почему так часто в этих мечтах звучит сослагательное наклонение, в наиболее общем виде выраженное в словах Лопахина: «Скорее бы все это прошло…».

При этом герои пьесы убеждены в противоположности своих «правд», часто противопоставляют себя друг другу. Но автор неиз­менно указывает на их внутреннюю общность. В этом состоит но­визна конфликта пьесы. Ее главная мысль соотносится с тем, что было выражено в прозе писателя: «Никто не знает настоящей прав­ды», ни у кого нет преимуществ в столкновении с непонятной дей­ствительностью, но ответственность лежит на каждом. В пьесе это наглядно проявляется в отношении каждого из героев к саду. Ведь он связан с судьбами нескольких поколений — прошлых, настоя­щих и будущих. Упрощенное понимание, связанное с конфликтом различных социально-экономических формаций, здесь не подходит.

Гибнущий сад — это сквозная тема пьесы, связывающая все ос­тальные ее линии на уровне высокого идейно-философского обоб­щения. Оказывается, что главным объектом изображения в «Виш­невом саде» автор делает все «сложение жизни», которое влияет на судьбу каждого из ее героев, по-разному понимается ими, но до конца оказывается непонятым никем.

Презентация “Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения.”
презентация к уроку по литературе (11 класс)

picture 750277 1454676309

Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения.

Скачать:

Вложение Размер
vishnevyy_sad.ppt 1.83 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Идейное содержание пьесы «Вишневый сад». Смысл названия произведения.

О чём же комедия «Вишневый сад»? Пьеса «Вишневый сад» о России, о судьбе дворянского класса, о распаде дворянских гнёзд, о разрушении связей между людьми…

Старые хозяева вишнёвого сада Раневская Гаев М. Горький: это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая».

Настоящее время в пьесе Лопахин А.П. Чехов: “Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов”. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадется ему на пути, так и ты нужен. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа… НО ?

Будущее в пьесе Петя Трофимов Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья! Вся Россия наш сад. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычным, непрерывным трудом. Верьте мне, Аня, верьте! (…) душа моя всегда, во всякую минуту, и днем, и ночью, была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его…

Будущее в пьесе Аня: Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… (…) Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час… Начинается новая жизнь, мама! Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь! Трофимов. Здравствуй, новая жизнь. (Уходит с Аней.)

Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву. Сцена пуста. (…) Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно…

Образ вишнёвого сада Символ красоты Символ Родины Прошлое Настоящее Будущее Имение Дачи Покупка/ продажа

Смысл названия Вишневый сад Вишнёвый сад «Послушайте, не В и шневый, а Вишн ё вый сад, – объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чем идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук “ё” в слове «Вишн ё вый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Вишневый сад» — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растет и цветет для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого. К. С. Станиславский в книге «А. П. Чехов в воспоминаниях современников» .

Московский Художественный театр основан в 1898 году К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. С 1901 года — Московский Художественный театр. С 1920 года — Московский Художественный академический театр (МХАТ). С 1932 года — МХАТ СССР им. М. Горького. В 1987 году разделился на два одноимённых театра. В настоящее время их официальные наименования: Московский Художественный академический театр имени М. Горького (МХАТ имени М. Горького). Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова (МХАТ имени А. П. Чехова).

Герои и события пьесы «Вишневый сад» (анализ 1-3 действия)

История создания пьесы Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л. Книппер он сообщил, что собирается писать «4-актный водевиль или комедию». Март 1903 г. – начало работы над комедией. Октябрь 1903 г. – закончена основная работа над пьесой. 17 января 1904 г. – премьера на сцене Московского Художественного театра

Жанровое своеобразие пьесы « Вышла у меня не драма , а комедия , местами даже фарс .» А. П. Чехов К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию . Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В 1880-90-х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по низкой цене.

Драма – жанр, получивший особое распространение в литературе XVIII—XXI вв, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенную к обыденной реальности стилистику. Драмы изображают, как правило, частную жизнь человека, и его конфликт с обществом. При этом акцент – на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей . Комедия – (греч. «праздник в честь Диониса», «песня») — жанр, характеризу-ющийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Фарс — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами . Трагедия – жанр, основанный на развитии событий, носящих, как правило, неизбежный характер и приводящих к катастрофическому для персонажей исхо-ду. Особенности: суровая серьёзность; изображение действительности наибо-лее заостренно, как сгусток внутренних противоречий; вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обре-тающей значение художественного символа.

Жанровое своеобразие пьесы М. Горький: «Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю». К.Станиславский : «Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь». М.П.Лилина, актриса: « …мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей».

Конфликт пьесы Конфликт – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия. Выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Ярко выраженного конфликта нет. В центре действия – вопрос о продаже вишневого сада. ?

Действующие лица. Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 года. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.

На чтение 20 мин. Просмотров 3 Опубликовано

—>

Пьеса «Вишневый сад», написанная Чеховым в 1904 году, может по праву считаться творческим завещанием писателя. В ней автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблема деятеля, отцов и детей, любви, страдания и другие. Все эти проблемы объединены в теме прошлого, настоящего и будущего России.

В последней пьесе Чехова — один центральный образ, определяющий всю жизнь героев. Это вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания всей жизни: и светлые и трагические. Для нее и ее брата Гаева — это родовое гнездо. Вернее даже сказать, что не она владелица сада, а он ее владелец. «Ведь я родилась здесь, — говорит она, — здесь жили мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…» Но для Раневской и Гаева вишневый сад — символ прошлого.

Другой герой, Ермолай Лопахин, смотрит на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные участки, а сад вырубить. Можно сказать, что Раневская — сад в прошлом, Лопахин — сад в настоящем.

Сад в будущем олицетворяет молодое поколение пьесы: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Петя Трофимов — сын аптекаря. Ныне он студент-разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизни. Живется ему тяжело. Он сам говорит, что если зима, то он голоден, встревожен, беден. Варя называет Трофимова вечным студентом, которого уже два раза увольняли из университета. Как и многие передовые люди России, Петя умен, горд, честен. Он знает, в каком тяжелом положении живет народ. Трофимов думает, что это положение можно исправить только непрерывным трудом. Он живет верой в светлое будущее Родины. С восторгом Трофимов восклицает: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Его речь ораторская, особенно там, где он говорит о светлом будущем России. «Вся Россия наш сад!» — восклицает он.

Аня — это семнадцатилетняя девушка, дочь Раневской. Аня получила обычное дворянское воспитание. Большое влияние на формирование мировоззрения Ани оказал Трофимов. Душевный облик Ани характеризует непосредственность, искренность и красота чувств и настроений. В характере Ани много полудетской непосредственности, с детской радостью сообщает она: «А я в Париже на воздушном шаре летала!» Трофимов возбуждает в душе Ани красивую мечту о новой прекрасной жизни. Девушка порывает связи с прошлым.

Девушка порывает связи с прошлым. Аня решает сдать экзамены за курс гимназии и начать жить по-новому. Речь Ани нежная, душевная, наполненная верой в будущее.

Как видим, Чехов воплотил в образе Ани и Трофимова все лучшие черты. Но в то же время мы видим в них недостатки. Трофимов обличает дворянский паразитизм и в то же время живет в дворянской усадьбе долгое время. Трофимов смотрит на Лопахина как на хищника и в то же время говорит ему: «Как-никак, я люблю тебя». У Пети есть даже комические черты: Раневская называет его недотепой, а Варя — облезлым барином.

Образы Ани и Трофимова вызывают мои симпатии. Мне очень нравятся непосредственность, искренность, красота чувств и настроений, вера в светлое будущее своей Родины.

Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России, именно в их уста вкладывает он слова надежды, свои собственные мысли. Поэтому эти герои могут восприниматься и как резонеры — выразители идей и мыслей самого автора.

Так, Аня прощается с садом, то есть со своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она уверена в том, что, несмотря на то, что раздается стук топора, что имение будет продано под дачи, несмотря на это, придут новые люди и насадят новые сады, которые будут прекраснее прежних. Вместе с ней в это верит и сам Чехов.

Смотрите также:

Автор: · 03.07.2019

(482 слова) «Вишневый сад» – последняя пьеса А.П. Чехова. Она была написана им в 1903 году, незадолго до революции 1905 года. Страна тогда стояла на перепутье, и в произведении автор искусно передал атмосферу той поры посредством событий, персонажей, их характеров и поступков. Вишневый сад является воплощением предреволюционной России, а герои разных возрастов – олицетворением прошлого, настоящего и будущего страны.

Раневская и Гаев представляют собой прежние времена. Они живут воспоминаниями и совершенно не хотят решать проблемы настоящего времени. Их дом находится под угрозой, но вместо того, чтобы предпринять какие-либо попытки его спасти, они всячески избегают разговоров с Лопахиным на эту тему. Любовь Андреевна постоянно нецелесообразно тратит деньги, которые могли бы пойти на выкуп дома. Во втором действии она сначала сетует: «О, мои грехи… Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая…» – и буквально через минуту, услышав еврейский оркестр, предлагает «зазвать его как-нибудь, устроить вечерок». Возникает ощущение, что перед нами не взрослые, опытные, образованные герои, а несмышленые дети, которые не в силах самостоятельно существовать. Они надеются, что их проблема решится чудесным способом, сами не предпринимают никаких действий, оставляя все на произвол судьбы. В конце концов, они лишаются всего прошлого, которым они так дорожили.

Настоящее время олицетворяет купец Ермолай Лопахин. Он является представителем разрастающегося класса в России – буржуазии. В отличие от Раневской и Гаева, он не инфантилен, а очень трудолюбив и предприимчив. Именно эти качества и помогают ему в итоге выкупить поместье. Он вырос в семье крепостных, которые раньше служили Гаевым, поэтому он очень горд собой: «… битый, малограмотный Ермолай… купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню». Для Ермолая сад не является памятью о былых годах, участок для него — лишь средство для заработка денег. Он без каких-либо сомнений вырубает его, тем самым разрушив старое, но при этом, не создав ничего нового.

Аня и Петя Трофимов – герои будущего. Они оба рассуждают о будущем, как о чем-то безусловно светлом и прекрасном. Но на деле же для них двоих оно довольно туманно. Петя много говорит, но мало делает. В свои 26 лет он все еще не окончил университет, за что получил прозвище «вечный студент». Он критикует дворянство и поддерживает буржуазию, призывая людей к труду, сам же ни на что не способен. Из всех героев пьесы его поддерживает только Аня. Она — еще 17-летняя девушка, которая представляет собой олицетворение юности, неиссякаемой силы и желания творить добро. Ее будущее также неизвестно, но именно она успокаивает свою мать: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого». У нее нет и доли сомнения в том, что потеря поместья – не самая страшная трагедия и можно посадить новый сад, так же как и можно начать новую жизнь. Хоть автор и ничего не утверждает, но, возможно, именно Аня является истинным будущим России.

А.П. Чехов показал читателям героев разных поколений, сословий и взглядов на жизнь того времени, но так и не смог дать однозначный ответ, за кем стоит будущее страны. Но все же он искренне верил, что будущее у России непременно будет ярким и прекрасным, как цветущий вишневый сад.

Автор: Дарья Ефремчева

Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад»

В 

Будущее России представлено образами Ани и Пети Трофимова.

Ане 17 лет, она порывает со своим прошлым и убеждает плачущую Раневскую, что впереди целая жизнь: В«Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душуВ». Будущее в пьесе неясно, но оно увлекает и манит чисто эмоционально, как всегда привлекательна и многообещающа молодость. Образ поэтичного вишневого сада, юной девушки, приветствующей новую жизнь, — это мечты и надежды самого автора на преображение России, на превращение ее в будущем в цветущий сад. Сад — символ вечного обновления жизни: В«Начинается новая жизньВ», — восторженно восклицает Аня в четвертом акте. Образ Ани по-весеннему праздничен, радостен. В«Солнышко мое! Весна мояВ», — говорит о ней Петя. Аня осуждает мать за барскую привычку сорить деньгами, но она лучше других понимает трагедию матери и сурово отчитывает Гаева за плохие слова о матери. Откуда у семнадцатилетней девушки эта жизненная мудрость и такт, не доступные ее далеко не молодому дяде?! Привлекательны ее решимость и энтузиазм, но они грозят обернуться разочарованием судя по тому, как безоглядно она верит Трофимову и его оптимистическим монологам.

В конце второго действия Аня обращается к Трофимову: В«Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш садВ».

Трофимов отвечает ей: В«Вся Россия наш садВ».

Петя Трофимов, как и Аня, представляет Россию молодую. Он бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской. Отец его был аптекарем. Ему 26 или 27 лет, он вечный студент, не кончивший курса, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а В«только работатьВ». Правда, Чехов уточнял в письмах, что Петя Трофимов не закончил университет не по своей воле: В«Ведь Трофимов то и дело в ссылке, его то и дело выгоняют из университета, а как ты изобразишь сии штукиВ».

Петя говорит чаще всего не от себя — от имени нового поколения России. Сегодняшний день для него — В«…грязь, пошлость, азиатчинаВ», прошлое — В«крепостники, владевшие живыми душамиВ». В«Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудомВ».

Петя Трофимов — из чеховских интеллигентов, для которых вещи, десятины земли, драгоценности, деньги не представляют высшей ценности. Отказываясь от лопахинских денег, Петя Трофимов говорит, что они не имеют над ним В«ни малейшей власти, вот как пух, который носится в воздухеВ». Он В«силен и гордВ» тем, что свободен от власти житейского, материального, овеществленного. Там, где Трофимов говорит о неустроенности жизни старой и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует.

При всей В«положительностиВ» образа Пети Трофимова он вызывает сомнение именно как положительный, В«авторскийВ» герой: он слишком литературен, слишком красивы его фразы о будущем, слишком общи его призывы В«работатьВ» и т.д. Известно чеховское недоверие к громким фразам, ко всякому преувеличенному проявлению чувств: он В«не выносил фразеров, книжников и фарисеевВ» (И.А. Бунин). Пете Трофимову свойственно то, чего сам Чехов избегал и что проявляется, например, в следующем монологе героя: В«Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!В»; В«Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, — вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!В»

В«Новые людиВ» Чехова — Аня и Петя Трофимов — также полемичны по отношению к традиции русской литературы, как и чеховские образы В«маленькихВ» людей: автор отказывается признавать безусловно положительными, идеализировать В«новыхВ» людей только за то, что В«новыеВ», за то, что они выступают в роли обличителей старого мира. Время требует решений и действий, но Петя Трофимов на них не способен, и это сближает его с Раневской и Гаевым. К тому же на пути к будущему утрачены человеческие качества: В«Мы выше любвиВ», — радостно и наивно уверяет он Аню.

Раневская справедливо упрекает Трофимова в незнании жизни: В«Вы смело решаете все важные вопросы, но, скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?..В» Но этим-то и привлекательны молодые герои: надеждой и верой в счастливое будущее. Они молоды, а значит, все возможно, впереди — целая жизнь… Петя Трофимов и Аня не являются выразителями некоей определенной программы переустройства будущей России, они символизируют надежду на возрождение России-сада…

В 

в–єВ Смотреть все темы книги «Рассказы и пьесы А.П. Чехова: ситуации и персонажи»

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои. Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох. И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение. Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги. Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные. Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему. Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье. Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой. И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние. Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности. Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь. Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное. Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить. Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению. Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас. Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»». Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., стала для Чехова:</h3>

    • <label>Его дебютным произведением.</label>
    • <label>Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России.</label>
    • <label>Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем.</label>
    • <label>Возможностью вывести на сцену свою жену, для которой и писалась пьеса.</label>

(новая вкладка)

Автор: · 16.04.2017

Краткое сочинение-рассуждение на тему: Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе «Вишневый сад». Три поколения в комедии «Вишневый сад». Судьба Вишневого сада

В пьесе «Вишневый сад» Чехов изобразил сразу несколько поколений людей, каждое из которых представляет собой прошлое, настоящее или будущее России. Автор не идеализирует ни одно из них: каждая эпоха имеет свои достоинства и недостатки. За это мы и ценим творчество Чехова: он исключительно объективен по отношению к действительности. Писатель не пытается убедить нас, что будущее безоблачно или прошлое достойно поклонения, а к настоящему он и вовсе относится строже всего.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено в образах Раневской, Гаева и Фирса. Все они никак не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Их положение местами кажется нам смешным, ведь их поступки абсурдны. Чтобы спасти имение, владельцам нужно всего лишь выгодно сдать его, но они слишком щепетильны и заносчивы, их смущает пошлость дачников, которые осквернят их вишневые сады. Вместо этого они довели дело да того, что имение покупает Лопахин и вовсе вырубает райские кущи. Это пример говорит о том, что дворяне не могут позаботиться даже о себе, не то, что о России. Их поведение не рационально, а характер – капризен, ведь они привыкли беззаботно жить чужим трудом. Очевидно, что они не оправдали привилегий своего сословия, поэтому суровая реальность оставила их в прошлом: не смогли они угнаться за ней, им все мерещилось, что она должна под них подстраиваться. Однако Чехов не ставит себе задачу очернить прошлое. Мы видим, что эти люди не лишены душевной тонкости, такта и других подлинных добродетелей. Они воспитаны, образованы и добры. Например, преданность старого слуги Фирса заставляет нас сочувствовать ему и признать за старшим поколением нравственное превосходство над современными людьми типа Лопахина.

Настоящее в пьесе «Вишневый сад» представляет Лопахин. Его предки – выходцы из крепостных крестьян – сумели заработать денег и вырваться из рабского положения. Он достоин их и продолжает идти по курсу личного обогащения. Он целеустремлен и трудолюбив, практичен и экономен. Нас восхищают его деловая хватка и готовность поделиться опытом с бывшими господами, которых он по праву мог ненавидеть. Однако отсутствие духовных запросов у этого человека вызывает серьезные опасения, что он заботиться лишь о материальной стороне жизни, игнорируя нравственные аспекты бытия. Настоящее видится Чехову хищным лесом, где царят законы жестокости и силы, а не доброты, ума и милосердия. Лопахин – это другая крайность, противоположная Раневской и Гаеву. Он ничем не лучше них, разве что сумел приспособиться к обстоятельствам, но не изменить их к лучшему.

Будущее в пьесе «Вишневый сад» — это молодое поколение: Трофимов и Аня. Они – оторванные от реальности мечтатели, максималисты. Они романтичны и возвышены, но в то же время самостоятельны и умны, будучи в состоянии найти ошибки прошлого и настоящего и попытаться исправить их. Студент Трофимов говорит: «Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку», — очевидно, что молодой человек трезво смотрит на вещи. Но в тоже время герой демонстрирует равнодушие по отношению к вишневому саду: “Мы выше любви”, — заявляет он, снимая с себя всякую ответственность за судьбу сада, а, значит, и всей России. Он и Аня, конечно, хотят что-то изменить, но теряют корни. Именно это беспокоит автора.

Чехов хорошо знал пороки прошлого и настоящего своей страны, но будущее он мог лишь предугадывать, поэтому спор о том, что хотел сказать писатель, изображая Петра и Анну, до сих пор открыт. Я думаю, он возлагал надежды на светлое будущее, но все-таки боялся того, что не узнает свою страну, если совершит путешествие во времени.

Используемые источники:

  • https://www.anton-chehov.info/budushhee-v-pese-chexova-vishnevyij-sad.html
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/proshloe-nastoyashhee-budushhee-v-pese-vishnyovyj-sad-a-p-chehov/
  • https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/51-rasskazy_i_pesy_ap_chehova__situacii_i_personazhi/stages/2711
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/vishnyovyj-sad/proshloe-nastoyashee-budushee-v-pese.html
  • https://literaguru.ru/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-v-pese-vishnevyj-sad/

Вишневый сад главная тема пьесы сочинение

Характеристика главных персонажей

Представители старшего поколения не осознают, что все их проблемы вызваны глупостью и невежеством, и вовсе не собираются развиваться и что-то менять. Они просто плывут по течению, надеясь, что в будущем всё изменится. Молодые тешат себя иллюзиями. Конечно, если бы они постарались воплотить свои мысли в реальность, жизнь России действительно стала бы лучше.

Любовь Андреевна Раневская

Характеристика главных персонажей Любовь Андреевна Раневская

Вышла замуж за человека, чрезмерно увлекающегося алкоголем и впоследствии умершего от злоупотребления им. К тому же этот человек не умел распоряжаться деньгами и лишь создавал долги. После смерти мужа Раневская влюбилась в другого, но через несколько лет любовник ограбил её бросил.

В прошлом была богатой дворянкой, но из-за непонимания происходящего вокруг разорилась, ей пришлось продавать имение для уплаты долгов. Никогда не скрывала своего неумения обращаться с деньгами, но ничего не делала, чтобы изменить привычки и улучшить свою жизнь в целом, стремясь отстраниться от неприятных моментов. Например, в ожидании возвращения брата с аукциона напевала лезгинку.

Варя — приёмная дочь

В отличие от других персонажей способна адекватно воспринимать происходящее. Говорит просто. Речь её содержит много эмоциональных восклицаний. Умственно ограничена, религиозна, искренне привязана к Раневской и Ане. Хочет стать монахиней.

Ермолай Алексеевич Лопахин

Ермолай Алексеевич Лопахин

Очень трудолюбивый и энергичный человек, предприниматель. Искренне беспокоился о судьбе Раневской и её имения. Предложил способ решить проблему, согласно которому нужно лишь уничтожить сад, разделить территорию на дачные участки и сдавать их в аренду. Он пытался убедить её в том, что это поможет быстро решить финансовые проблемы, но Раневская отказалась, поскольку жить не может без сада.

Проходят торги, и Лопахин сам приобретает имение, а Раневская уезжает в Париж, словно забыв свои прежние слова о том, что она жить не может за пределами родного дома. Оказывается, может. Она неспособна на сильные переживания, её настроение очень переменчиво.

Леонид Андреевич Гаев

Брат Раневской. Ему 51 год, не женат. Пустослов, ожидающий, что все проблемы когда-нибудь будут решены без участия людей. Рассчитывал найти средства для погашения долгов, получив наследство и отдав Аню замуж за богатого человека. Но это были лишь иллюзии, не имеющие ничего общего с действительностью.

Не умеет отстаивать свою точку зрения, поскольку неспособен даже её сформулировать. В самые неподходящие моменты Гаев может начать рассуждать о чём-либо, и все просят его замолчать. Зачастую во время разговора ему нечего сказать значительного, поэтому он вставляет совершенно неуместные фразы. Ему даже не приходит в голову мысль о необходимости помочь ближним. Это показывает, насколько он бесчувственный.

Считает себя истинным аристократом и тоже не желает разрушать сад и сдавать в аренду участки, поскольку это приблизит его к подобным Лопахину, что недопустимо. Клялся, что не продаст имение. Но он просто словоблуд, в отличие от Лопахина, который времени даром не терял.

Пётр Сергеевич Трофимов

Леонид Андреевич Гаев

Вечный студент, которого несколько раз исключали из университета. Когда-то он был учителем маленького сына Раневской, который вскоре утонул. Его отличает убеждённость в торжестве демократии и в справедливой социальной жизни в будущем. Он не имеет меркантильных интересов, исключительно честен, его мышление не ограничивается шаблонами, навязанными обществом.

Речи Трофимова постоянно прерывают другие герои. То застучат топором, то Епиходов заиграет на гитаре. Таким образом, Чехов показывает бесполезность его рассуждений, выражает сомнения в способностях Петра на что-то, кроме красивых речей, поскольку в нём присутствует неуверенность, как у представителей старшего поколения. Он мечтатель, невидящий реальности.

Желая показать своё превосходство с помощью фразы о том, что он выше любви, Трофимов на самом деле показал свою неразвитость и несостоятельность. Пётр двуличен, не готов следовать своим идеям, такой же пустослов, как и Гаев.

Аня, дочь владелицы имения

Аня, дочь владелицы имения

Склонна всё идеализировать, поэтому легко верит пустым речам Трофимова. Она неспособна критически воспринимать их из-за недостатка жизненного опыта. Видит в нём человека, способного воплотить её мечты. Вера в Трофимова показывает, насколько Аня предана своей идее сделать мир лучше. В её характере нельзя однозначно выразить положительные и отрицательные черты.

Аня единственная героиня, у которой со временем меняется отношение к саду. Сначала он воплощает беззаботность, защищённость, но после того как Пётр указывает на то, чьими трудами был создан сад, в сознании Ани возникает противоречие между личным восприятием и действительностью.

Дуняша, служанка

Ведёт себя как барышня. «Будущее» заключается в её любовных иллюзиях. Живёт в ожидании «принца». Ей доставляет удовольствие сам процесс, и она не желает его прекращения. Когда Епиходов делает предложение, Дуняша не соглашается, потому что попытки воплотить мечты в реальность мгновенно приведут к разрушению иллюзий. Признаётся в любви Яше, но тот отвергает её.

Фирс, слуга

Фирс, слуга

Весь из прошлого. Убеждённый сторонник крепостного права, потому что при нём взаимоотношения между людьми были просты и понятны. Реформу 1861 года он считает началом всех бед, после неё вся жизнь превратилась в хаос. Он не нуждающийся в свободе раб и не видит иного смысла своей жизни, кроме служения людям, среди которых живёт. Фирс выполнял роль хозяина и надзирателя для Раневской и Гаева, которые так и не повзрослели.

Несмотря на своеобразное мировоззрение, он оставался одним из немногих героев, способных рационально мыслить. Ему присущи качества, которых недостаёт остальным — хозяйственность, организованность. Фирс единственный, кто чётко осознавал смысл своей жизни, поэтому был как будто чужим в этом окружении. Это показывает тот факт, что в конце пьесы о нём даже забыли — не отправили в больницу и просто закрыли в доме. Но Фирс был не в обиде и с чувством выполненного долга отошёл в мир иной.

Яша, лакей

Невежа, слепо восхищается всем иностранным, но умеет преподать себя как образованного человека. Насмехается над Гаевым, желает скорейшей смерти Фирса, потому что тот ему надоел. Спокойно ворует у хозяйки деньги, пьёт спиртное за её счёт, невзирая на финансовые проблемы. Обвиняет всех в невежественности и безнравственности, хотя сам является олицетворением этих качеств.

Семён Пантелеевич Епиходов

 Семён Пантелеевич Епиходов

Неуклюжий человек. Читает «разные замечательные книги» и, опираясь на этот факт, считает себя развитой личностью. Стремясь выглядеть умным, выражаясь различными словами, свойственными сложной речи, о которых он узнал из книг, Епиходов выстраивает свою речь настолько запутанно, что окружающие не могут его понять. Постоянно жалуется на судьбу, считая себя жертвой обстоятельств. Как и все остальные герои, он не делает ничего, чтобы изменить свою жизнь.

Что хотел сказать автор

Темой пьесы «Вишнёвый сад» является сама жизнь. В ней описаны изменения в обществе, происходящие в то время. Разрушался устоявшийся уклад жизни, и люди нервничали. Каждый персонаж символизирует определённую эпоху:

  • Фирс — далёкое прошлое.
  • Раневская и Гаев — чуть более близкое прошлое.
  • Лопахин — настоящее.
  • Трофимов и Аня — будущее.

Чехов видит будущее страны в молодом поколении, именно ему предстоит строить новую Россию, сажать новые вишнёвые сады. Главная мысль пьесы — показать несостоятельность людей, которые не могут разобраться, чего же конкретно они хотят достичь. Ни у одного из героев нет определенной цели, хотя бы для своей жизни, не говоря уже о судьбе России в целом. Им проще наслаждаться иллюзиями.

В таком случае будущее весьма сумрачное, и в конце Чехов так и не даёт чёткого ответа на вопрос, каким оно будет. Он лишь рассказывает об одном из вариантов часто встречающейся ситуации, предлагая читателю самостоятельно поразмыслить над этим.

Люди должны заботиться:

  • О себе.
  • О своих близких.
  • О не очень близких, но похожих.

Что хотел сказать автор

Только таким образом они смогут изменить к лучшему жизнь страны в целом. Основная идея произведения не теряет актуальности и для нынешнего времени. Большинство людей по-прежнему пребывает в неведении, не понимая, для чего они пришли в этот мир. Отсюда все страдания. Автор призывает задуматься над смыслом собственной жизни.

  • Турбаза лесная сказка мурадымово официальный сайт
  • Тундра как пишется с большой буквы или с маленькой буквы
  • Тукай сын народа сочинение на татарском
  • Туган авылым сочинение на татарском языке
  • Трудное детство и не очень рассказ