Тупейный художник читать лесков рассказ

Тема. урок-исследование по рассказу н.с. лескова тупейный художник цели урока обучающие: закрепление основных понятий, связанных с творчеством н.с. лескова праведники

Тема. Урок-исследование по
рассказу Н.С. Лескова 

           «Тупейный
художник»

 Цели урока

Обучающие: закрепление основных понятий, связанных с
творчеством Н.С. Лескова (праведники и праведничество, русский
национальный характер в понимании писателя, житие, сказ).

Формирование умений и навыков
самостоятельной исследовательской работы.

Развивающие: развитие творческого и ассоциативного мышления,
умения анализировать и сопоставлять художественные произведения.

Воспитание тактичности и
чувства коллективизма (в ходе групповой работы).

Воспитательные: воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса
учащихся. проводятся групповые и индивидуальные консультации (важно бережно
отнестись к мнениям учащихся

                                 
                        У нас не перевелись и не переведутся     

                                   
                  праведники. Их только не замечают, а если

                                   
                   стать присматриваться, — они есть.

                                                                                                        Н.С. Лесков

  Бедность, смиренная
и трудолюбивая, выше самодовольного богатства.

                                                                                          
             А.И. Герцен

Репродукции: Н.И. Аргунов. «Портрет П.Ковалёвой-Жемчуговой»;
Рафаэль. «Святая Цецилия…».

Музыкальная запись: П.И. Чайковский. «Симфония № 6», финал
(тема нарастающего протеста).

Класс распределяется на пять
исследовательских групп. Парты (столы) расставляются так, чтобы ученики могли
работать вместе. У каждой группы — таблички с условными названиями: «История
создания», «Композиция», «Главные герои», «Изображение крепостного права»,
«Язык рассказа».

Учитель объявляет тему урока и просит ребят записать основную
мысль рассказа в форме афоризма. Каждая группа оформляет свои записи маркерами
на листе и передаёт учителю. Учитель вешает их на магнитную доску, затем
спрашивает, знакомо ли ребятам прозвучавшее произведение; если незнакомо, называет
его.

Открывается левая створка
доски с эпиграфами. Эпиграфы прочитываются и сопоставляются с афоризмами
учащихся.

II этап — обсуждение в группах результатов исследовательской
работы, выбор выступающих.

III этап — выступления старших в группах (выступающих может
несколько, но время ограничено — не более 5 минут).

Поисковый лист 1-й группы

Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия;
прототипы.

«Тупейный художник»
Н.С. Лескова и «Сорока-воровка» А.И. Герцена.

Вопросы и задания

1. Прочитайте примечания
к рассказу. Что известно о том, где, когда, на основе каких событий он был
создан? Чему (кому) посвящается? Как понимаете смысл эпиграфа?

2. Где и когда
происходит действие рассказа Любови Онисимовны?

3. Есть ли прототипы у
героев рассказа? Что о них известно? Как вы думаете, почему Лесков не изменил
их имена?

4. Прочитайте рассказ
А.И. Герцена «Сорока-воровка». Когда он был написан? Можно ли сравнивать
судьбы Анеты и Любы? Почему?

Результаты исследования

Рассказ был впервые напечатан
в 1883 году, вошёл в единственное прижизненное собрание сочинений Лескова. Как
отметил А.Н. Лесков, сын писателя, “рассказ соткан из подлинных былей или
верно сбережённых народом памятей. В итоге — остро впечатляющая картина, в
которой, по старинному присловью, «что взаправду было и что миром сложено — не
разберёшь»”.

Посвящается произведение
“святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года” — в этот день
императором Александром II был подписан Манифест о глубоком реформировании
государственного устройства России, и прежде всего — отмене крепостного права.
Эпиграф — слова из погребальной песни — “Души их во благих водворятся”, что в
переводе с церковно-славянского значит — “среди святых, праведников”. И
посвящением, и эпиграфом Н.С. Лесков указывает на главную тему рассказа и
выражает своё к ней отношение.

Действие рассказа происходит
в Орле во время царствования Александра Павловича (Александра I) или
Николая Павловича (Николая I) — рассказчица точно не помнит, да и для
автора это не так уж важно, главное, что было это при крепостном праве.

Крепостники — графы Каменские
— не вымышленные персонажи. Комментаторы рассказа поясняют: имеются в виду
генерал-фельдмаршал Михаил Федотович Каменский (1738–1809) — участник
семилетней войны 1756–1763 годов и русско-турецких войн — и его сыновья:
Николай Михайлович (1778–1811) — генерал, одарённый полководец, в 1810 году
главнокомандующий молдавской армией, и Сергей Михайлович (1771–1835) — генерал,
вышедший в отставку в 1822 году и имевший в Орле знаменитый крепостной театр.
Он и является одним из прототипов «Тупейного художника».

Кроме того, в рассказе
упоминаются бабушка писателя со стороны матери Альферьева Акилина Васильевна,
купец Иван Иванович Андросов и другие, кто мог бы подтвердить достоверность событий.
Мы прочитали рассказ А.И. Герцена «Сорока-воровка». Оказывается,
Н.С. Лесков — не единственный русский писатель, поведавший миру о
погубленной жизни талантливой крепостной актрисы. Прототип Анеты, главной
героини рассказа Герцена, — Кузьмина, крепостная графа Каменского.

Но Герцен написал свой
рассказ в 1846 году, в годы крепостного права, и его произведение является
злободневным обличительным документом. Граф Каменский носит фамилию Скалинский.
Надо сказать также о разнице между героинями: у Герцена Анета —
профессиональная актриса, получившая прекрасное образование, а у Лескова Люба —
простая, хотя и очень талантливая дворовая девушка, запоминающая роли
“наглядкою”, то есть на память, наблюдая, как играют другие.

Интересно то, что оба
рассказа построены на одном историческом материале, объединены общей темой, в
них отчётливо виден социальный конфликт. Мы заметили, что очень созвучны
авторские чувства. Они выражены так.

Герцен: это был “протест, раздирающий душу” — о пении
Анеты;

Лесков: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я во
всю мою жизнь не видывал” (19; учитывая то, что могут использоваться разные
издания рассказа, даю в скобках арабскими цифрами ссылку лишь на его главы;
курсив мой. — О.Ч.)

А вообще мы считаем, что
сравнение двух этих произведений — тема отдельного урока или серьёзного
исследования, например, реферата.

Поисковый лист 2-й группы

Направление исследования:
сюжет и композиция рассказа; образы рассказчиков.

Вопросы и задания

1. Что вы можете сказать
о композиции произведения? Сколько в нём глав? Как оно построено?

2. Автор и рассказчица:
как создаётся Н.С. Лесковым сказовая ситуация?

3. Как вы думаете, могла
бы история тупейного художника окончиться счастливо? Если нет — почему?

Результаты исследования

Композиция рассказа проста:
вступление — о талантливых людях из народа, художниках своего дела; экспозиция,
в которой мы знакомимся с местом действия и рассказчицей; основная часть —
рассказ Любови Онисимовны о судьбе своей и тупейного художника Аркадия Ильича;
короткое заключение — замечание автора о “раздирающих душу поминках”.

Рассказ «Тупейный художник»
написан в любимой форме Н.С. Лескова — рассказ в рассказе (вспомним
«Очарованного странника»). Это даёт возможность читателю услышать о событиях
“из первых уст”. Но старая няня, женщина недостаточно образованная, не всё
способна рассказать и раскрыть, да и не всё может знать (например, разговоры
барина с братом), поэтому часть событий автор излагает сам, часто цитируя
рассказчицу. В произведении девятнадцать глав. Из них мы узнаём о судьбе двоих
талантливых крепостных — актрисы и гримёра, их неудачном побеге от жестокого
графа и постигшем их наказании, за которым последовала служба главного героя “в
полковых сержантах”, а затем его гибель.

Перед нами сказовая форма,
речь рассказчицы здесь преобладает. Есть слушатель — девятилетний мальчик с его
репликами, например:

“— Погляди, милый, туда…
Видишь, какое страшное?

— Страшное, няня.

— Ну, а что я тебе
сейчас расскажу, так это ещё страшней” (3).

Или в конце рассказа: “Я был
растроган и обещался, что никогда и ни за что не расскажу о её «плакончике»”
(19).

Речь героини, диалоги,
реплики слушателя создают сказовую ситуацию.

Главное средство создания
образа рассказчицы — её речь. В ней отражается её характер, социальное
положение, культурное развитие, род занятий и т.д.

Речь автора-повествователя
литературно правильная, о характере трудно что-либо сказать. Но ясна его
позиция: хотя рассказ написан спустя много лет после описанных событий, мы
слышим яростный протест автора против крепостнического порядка, потому что
остатки его ещё сохранились в сознании бывших крепостных и бывших их
владельцев.

Мы думаем, что история
Аркадия Ильича и Любы вряд ли могла окончиться счастливо. Это было нетипично
для того времени. Лесков остаётся верен правде жизни. Кроме трусливого
попа-предателя и алчного убийцы — “постоялого дворника”, ещё одно
обстоятельство стояло на их пути. “Беглецы стремились в турецкий Хрущук”,
“куда, — утверждает Любовь Онисимовна, — много наших людей от Каменского
бежали”. “Турецким Хрущуком” крепостные графа Каменского называли Рущук —
болгарский город на Дунае, находившийся под владычеством турок. Не раз во время
русско-турецких войн XVII–XIX веков переходивший из рук в руки, разрушенный
войной, он не мог быть и не был пристанищем для беглецов из России. Хрущук был
такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и
многих других “далёких землях”. Но Лесков сохраняет в рассказе этот мифический
город как символ несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в
крепостническом государстве.

Учитель демонстрирует репродукцию портрета крепостной актрисы
П.И. Ковалёвой-Жемчуговой кисти крепостного художника Николая Ивановича
Аргунова. “Дочь кузнеца Параша Ковалёва тринадцатилетней девочкой сыграла роль
Луизы в опере «Беглый солдат», растрогав и покорив публику крепостного театра
графа Шереметева. У неё был замечательный голос и большой драматический талант”
(Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989. С. 137). Это
исключительный случай в истории русского крепостного театра: крепостная
Прасковья Ковалёва-Жемчугова стала графиней Шереметевой. Но вскоре она умерла
от чахотки.

Поисковый лист 3-й группы

Направление исследования: характеры главных героев; можно ли назвать их
праведниками?

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте
главного героя — тупейного художника Аркадия Ильича. Почему его называют
художником, артистом?

2. Какою предстаёт перед
нами главная героиня — Любовь Онисимовна — в собственном рассказе и в
восприятии автора?

3. Согласны ли вы со словами
литературоведа Вл. Муравьёва: Аркадий и Люба — “полнокровные реалистические
образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на
протяжении рассказа” (Муравьёв Вл. Приговор потомства // Н.Лесков.
Тупейный художник. — http://tmn.fio.ru/woks/76x/3n/index.htm)? Обоснуйте
своё мнение.

4. Связь рассказа старой
няни с авторским эпиграфом к нему.

Результаты исследования

Главный герой рассказа —
тупейный художник Аркадий Ильич. “Тупей, — читаем у Даля, — взбитый хохол над
головой”. Модная в то время причёска. Значит, тупейный художник — мастер по
причёскам. По словам повествователя, он был мастер “в необычайном
художественном роде”.

“…Он был «тупейный художник»,
то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа
«рисовал и причёсывал». Но это не был простой, банальный мастер с тупейной
гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями
— словом, художник. Лучше его… никто не мог «сделать в лице
воображения»”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела,
“чувствительный и смелый молодой человек”. Вот как рассказывает о его внешности
повествователь со слов Любови Онисимовны: “ростом он был умеренный, но стройный,
как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и
густой хохолок прекрасиво на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как
из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем
нравился»” (4).

Аркадий — крепостной графа
Каменского, жестокого и деспотичного барина. Но он не боится ни своего хозяина,
ни его брата, такого же ужасного человека. Ради задуманного побега он ослушался
первого, а второму на вопрос, не заговорённый ли Аркадий, раз барских
пистолетов не боится, “точно в полуснях проговорил:

— Заговора на мне нет, а
есть во мне смысл от Бога: пока бы ты руку с пистолетом стал поднимать, чтобы в
меня выстрелить, я бы прежде тебе бритвою всё горло перерезал” (9).

Это господа его боятся: “Я тебе
как брат советую: ты его бойся, когда он бритвой бреет” (10).

В Аркадии зреет протест
против постоянного унижения его человеческого достоинства. После этого случая с
братом графа он уже ничего не боится. Действия его решительны и продуманы:
после спектакля, когда Любу “убрали Цецилией”, чтобы вести к графу, он “вскочил
в… каморочку… схватил стол и вдруг всё окно вышиб…”. И бежал, захватив
потерявшую сознание Любу.

Он не сдался и после того,
как был пойман. Берёт всю вину на себя: “…Везите меня на терзание, но она ни в
чём не повинна: я её силой умчал.

А к попу обернулся да только
и сделал всего, что в лицо ему плюнул” (13).

После неудавшегося побега
Аркадий был наказан и “сдан в солдаты”. Даже жесткосердный барин относится к
нему с уважением: “Я не хочу, чтобы ты был ниже того, как сам себя с
благородным духом поставил… не будешь служить в простых во солдатах, а будешь в
полковых сержантах и покажи свою храбрость” (15).

Прошло три года. Аркадий
верой и правдой служил государю, заслужил “офицерский чин и благородное
звание”, “ордена и кресты”, отпуск и пятьсот рублей “для излечения ран”.
Вернулся в Орёл в надежде Любу выкупить и обвенчаться с нею “перед престолом
Всевышнего создателя”. Но был зарезан хозяином постоялого двора, позарившимся
на его деньги. На похоронах Аркадия Ильича присутствовал сам губернатор.
Хоронили его со всеми военными почестями, как дворянина, офицера. Любовь
Онисимовна, по воспоминаниям повествователя, во время своего рассказа “была ещё
не очень стара, но бела как лунь; черты лица её были тонки и нежны, а высокий
стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки. Матушка и
тётка, глядя на неё, не раз говорили, что она несомненно была в своё время
красавица” (2).

Да, Любовь Онисимовна тогда
“была не только в цвете своей девственной красы, но и в самом интересном
моменте развития своего многостороннего таланта”. Сама рассказчица скромна и
мало говорит о своей красоте. Обмолвилась лишь о своих роскошных волосах. Они у
неё в молодости “были удивительно какие большие и русые, и Аркадий их убирал —
заглядение”. Своей удивительной русой косой она “замоталась”, пытаясь покончить
с собой (можно представить себе, что это была за коса!), и когда в себя пришла,
испугалась: “голова побелела” “ещё там, как… из косы выпутали”.

О характере её автор говорит
так: “она была безгранично честна, кротка и сентиментальна; любила в жизни
трагическое и… иногда запивала” (2). До побега, в театре, она была занята в
главных ролях, её любил Аркадий, а граф Каменский хотел сделать своей
наложницей. Наверное, она была трогательно хороша в “уборе” святой Цецилии: в
белом платье-хитоне и “тоненьком венце обручиком”.

Учитель обращает внимание девятиклассников на репродукцию
картины Рафаэля «Святая Цецилия…». Это святая католической церкви, образ
девственной невинности. Изображалась с музыкальными инструментами, считалась
покровительницей исполнительского искусства, потому что однажды ей было бы дано
услышать пение ангелов. Она так же, как и героиня нашего рассказа, пострадала
за свои убеждения — веру в Христа (Информация о святой Цецилии:
http://www.212.188.13.168/izdat/Svyat/Nov22.htm).

“Аркадий и Люба предстают
перед читателями в решительный момент. Они поставлены перед трудным выбором:
подчиниться, претерпеть унижение и продолжать жить покорными рабами, как живут
многие тысячи крепостных, или же восстать против законов, попирающих
человеческое достоинство. Они выбирают второй путь, хотя это грозит им почти
неминуемыми «мучительствами» и гибелью. И вот тут-то в них начинают проявляться
скрытые доселе гордость, смелость, решительность. Проснувшееся ощущение свободы
облагораживает каждый их поступок, придаёт им силы” (Вл. Муравьёв).

Любовь Онисимовна вспоминает,
что во время побега, заметив погоню, Аркадий Ильич пригнулся к ней и спросил:
“Любушка голубушка! за нами гонятся… согласна ли умереть, если не уйдём?”

Она “отвечала, что даже с
радостью согласна” (11).

Как уж было сказано, Лесков в
«Тупейном художнике» продолжает тему праведничества. “Души их во благих
водворятся”, — говорится в эпиграфе. А благими, то есть праведниками, святыми,
на Руси (да и не только на Руси — неслучайно, наверное, упоминается святая
католической церкви — Цецилия) всегда называли людей, способных на
самопожертвование ради любви к Богу и людям, ради идей добра и справедливости.

Поисковый лист 4-й группы

Направление исследования: изображение крепостного права в рассказе.

Вопросы и задания

1. Граф Каменский —
хозяин крепостного театра. Можно ли сказать, что его образ дан “вполне в
фольклорной традиции” (Вл. Муравьёв)? Почему?

2. Кто ещё из
крепостников и как изображён в рассказе?

3. Судьбы крепостных
крестьян в рассказе (пестрядинка Дросида).

4. Образы “господских
прислужников” (поп, тульский палач). Как вы думаете, зачем так подробно
рассказывает Любовь Онисимовна о наказании мужиков “за жестокого графа” и
“постоялого дворника” — за Аркадия Ильича? Как это характеризует рассказчицу?

5. Только ли в эпоху
крепостного права проявлялась жестокость в людях?

Результаты исследования

Как известно, рассказ был
написан в 1883 году, спустя двадцать два года после отмены крепостного права 19
февраля 1861 года. “Святой памяти” этого “благословенного дня” и посвящает
Н.С. Лесков своё произведение.

О нравах крепостнической
эпохи мы узнаём от той, которая прекрасно помнит то недоброе время, когда ей
довелось вынести столько мучений, душевной и физической боли (у неё до сих пор
болят застуженные во время побега ноги), постоянных унижений от своего
угнетателя. Она всё видела, всё пережила, сумела вынести и теперь рассказывает
об этом.

Крепостники — в рассказе это
два брата, графы Каменские — жестокие самодуры. Это отражается в их внешности:
у хозяина Аркадия, графа Каменского-старшего, “некрасивое и ничтожное лицо”;
“Деревенский же брат графа был ещё некрасивее городского и вдобавок в деревне
совсем «заволохател» и «напустил в лицо такую грубость», что даже сам это
чувствовал…” (7).

Любовь Онисимовна
рассказывает о том, какие “мучительства” терпели от них крестьяне. Их за
малейшую провинность секли на конюшне, могли отдать в солдаты, у провинившихся
женщин “все дети поступали на страшное тиранство”, полюбившихся барину актрис
“доставляли на барскую половину”, а непокорных отправляли “на мучительства”. “А
мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена. И
дыба, и струна, и голову крячком скрячивали и заворачивали — всё это было.
Казённое наказание после этого уже за ничто ставили. Под всем домом были
подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало,
если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в
оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало,
но начальство и думать не смело вступаться. И долго тут томили людей, а иных на
всю жизнь. Один сидел-сидел, да стих выдумал:

Приползут, — говорит, —
змеи и высосут очи,

И зальют тебе ядом лицо скорпионы.

Стишок этот, бывало, сам себе
в уме шепчешь и страшишься.

А другие даже с медведями
были прикованы, так, что медведь только на полвершка его лапой задрать не
может” (11).

Доставалось от барина не
только крестьянам и дворовым людям. “Граф сам в Бога не верил, а духовных
терпеть не мог, и один раз на Пасхе борисоглебских священников со крестом
борзыми затравил” (4).

Образы помещиков-крепостников
в рассказе Лескова действительно похожи на фольклорных злодеев. О них не
сказано ни одного доброго слова. В этом выражается отношение к ним автора и
рассказчицы.

Но ещё более страшным нам
показалось поведение людей, одержимых слепой покорностью и страхом перед
хозяевами жизни. Эти люди, “господские прислужники”, способны на предательство,
как попик-иуда, и даже на какую-то бессмысленную жестокость к себе подобным,
как тульский палач, наказывавший “постоялого дворника” за убийство. “Ему перед
делом три стакана рому дали выпить… сто кнутов ударил всё только для одного
мучения… а потом как сто первым щелканул, так всю позвонцовую кость и
растрощил… Всё ещё покрикивал: «Давай ещё кого бить — всех орловских убью»”
(19).

Народ был доведён до
отчаяния. Многие жизни были загублены, судьбы — искалечены. Мы узнаём также о
несчастной судьбе пестрядинки Дросиды, доброй женщины, ухаживавшей за больной
Любой на скотном дворе и научившей её топить своё горе в вине, потому что “оно
горе горькое, а яд горевой ещё горче, а облить уголь этим ядом — на минуту
гаснет”. С тех самых пор Любовь Онисимовна не засыпает без содержимого своего
“плакончика”. Такой она и осталась в памяти автора-повествователя, поминающей
своего Аркашу на “простой могилке с старым крестом”.

И заключительный аккорд
рассказа — только одно предложение: “Более ужасных и раздирающих душу поминок я
во всю мою жизнь не видывал”. В этой короткой фразе выразилась вся душевная
боль автора за поруганное человеческое достоинство и загубленные жизни своих
героев. А виной всему — несправедливые, уродливые общественные отношения — крепостное
право и жестокость людей.

Поисковый лист 5-й группы

Направление исследования: язык рассказа.

Результаты исследования оформляются в виде таблицы, которая вывешивается на
магнитную доску; выступающий ученик даёт пояснения, делает выводы.

IV этап. Учитель выступает с заключительным словом, обобщая сказанное.

Любимые герои Лескова —
талантливые натуры из народа: мастеровые из рассказа «Запечатленный ангел»;
конюх Иван Флягин, герой «Очарованного странника»; кузнец, тульский оружейник
из рассказа «Левша»; крепостной парикмахер, театральный гримёр Аркадий Ильич из
«Тупейного художника»; солдат Постников из рассказа «Человек на часах»… Всех их
роднит стремление жить по заповедям Божиим, деятельная любовь к людям,
самопожертвование, бескорыстие, трудолюбие, скромность…

Наверное, поэтому истории
многих из них хочется сравнить с тем, как повествуется о праведниках в житиях
святых.

V этап. Домашнее задание. Итоговая творческая работа «Моё постижение героя
рассказа  Лескова».

Во всех своих произведениях Николай Семёнович Лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа писателя “Тупейный художник” по плану ниже. 

История создания

Создан и опубликован рассказ «Тупейный художник» был в 1883 году. Напечатали произведение во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Примечательно, что к произведению добавили пометку, намекавшую на важные исторические события: “С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота поминовения усопших”. Затем ее заменили на другую фразу, но с тем же смыслом: “Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.”. Несложно догадаться, что речь идет о дате отмены крепостного права.

Во второй раз рассказ издали уже в 1890 году еще при жизни автора. Вышел “Тупейный художник” в сборнике, с некоторыми изменениями. Так, писатель усилил негативные стороны героев: жадность священника, жестокость графа и др. В 1922 году произведение выпустили отдельной книгой, и в следующие семь лет переиздавали еще пять раз с сокращениями. Такова история написания рассказа «Тупейный художник».

Жанр, направление

Произведение «Тупейный художник» относится по размерам и наличию одной сюжетной линии к жанру рассказа. Сам же автор в подзаголовке назвал свое сочинение “рассказом на могиле”. Исходя из событий, становится ясно, к чему было сделано подобное уточнение. Некоторые исследователи отмечают, что “Тупейного художника” можно причислить к исповедальной литературе. Здесь важнейшими признаками являются искренность, открытость героя и повествование о важных событиях из жизни от первого лица.

Из литературных направлений ближе всего реализм. Персонажи для той эпохи вполне типичны (подневольные люди и их “хозяева”), ситуации тоже (плохое отношение к крепостным, трагическая любовь и др.). Содержится конфликт человека и жестокого общества, часто встречающийся в реалистических произведениях. Происходящее показывается объективно.

Смысл названия

В названии «Тупейный художник» отражен род занятия одного из главных героев — тупейный художник. Если обращаться к словарям, можно узнать, что так раньше называли парикмахеров. Автор акцентирует внимание на судьбе одаренного человека, который трагически погибает вместе со своим талантом в условиях крепостной России.

Публика того времени, когда рассказ был впервые выпущен, скорее всего, сразу поняла, о ком пойдет речь далее. Современному же человеку этот заголовок ни о чем конкретном не скажет.

Суть: о чем?

Начинается рассказ «Тупейный художник» с размышления автора о том, что художниками могут быть не только живописцы и скульпторы, но и просто творцы из разных сфер искусства, которые достигли некоторых высот. В качестве одного из примеров приводит мастера из Америки, который работал с покойными, придавая их лицам “утешительное выражение”. И за особую тщательность в исполнении очередного заказа был убит толпой разъяренных горожан. 

“Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси”, — говорит писатель, подводя итоги своим рассуждениям.

Далее читателей знакомят с рассказчиком, а тот, в свою очередь, описывает женщину Любу, которая работает в их доме нянечкой. Она иногда приводит детей на кладбище, где сидит у одной могилки со старым крестом. И однажды она повествует о том, кто здесь похоронен.

Аркадий Ильич Ильин — так звали “тупейного художника” (парикмахера) — работал в крепостном театре графа Каменского. Он был настолько талантлив, что хозяин не хотел, чтобы Аркадий стриг кого-то еще. Поэтому не отпускал его на волю.

Любовь Онисимовна (няня в будущем) — числилась актрисой в этом самом театре. Была прекрасна внешностью, хорошо поет и танцует. Молодые люди любили друг друга, но понимали, что настоящего счастья им пока не видать.

Вдруг Аркадию подвернулось дело — подстричь брата графа Каменского. Хозяин был недоволен, отпускать мастера не спешил, и тогда родственник поступил хитро: сказал мол, нужен парикмахер, чтобы остричь пуделя. Отказывать было неудобно, и граф согласился. Перед Аркадием стояла нелегкая задача. Если бы выполнил работу хорошо, то получил бы золото, если бы сделал что-то не так — его бы застрелили. 

Тем временем Любовь заменяет заболевшую актрису на первой роли и привлекает внимание сластолюбивого графа. Он хочет заполучить ее в любовницы. Героиня сообщает о своем положении Аркадию, и молодые решаются на побег. Так они попали к священнику, который пообещал обвенчать их, но когда пришли с обыском люди Каменского, быстро выдал изменников.

Аркадия жестоко пытали, а потом послали на войну. Любу в наказание определили на телячий двор, где она познакомилась с Дросидой. Та много пила, но сочувствовала девушке и старалась ей помочь. Через три года от Аркадия пришло письмо, в котором он говорил о скорой встрече. Также уверял в том, что получил много денег, скоро выкупит Любу, и они поженятся. 

К сожалению, мечтам не суждено сбыться — ночью офицера убил некий постоялый дворник ради пятисот рублей. На похороны Аркадия приехал даже губернатор, а виновника трагедии казнили. 

Заканчивается произведение сценой “поминок” возлюбленного рассказчицы. Рассказчик вспоминает, как иногда Люба тихо встает по ночам, подходит к окну, отпивает из флакончика (“плакончика”) с вином, стоит так недолго, а потом вновь возвращается в кровать.

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения «Тупейный художник» представлены в списке:

  1. Любовь Онисимовна, Люба (19 лет на момент эпизодов с Аркадием) — няня двухлетнего брата рассказчика, которая повествует о нелегкой судьбе художника и их трагической любви. Когда-то состояла в театре графа Каменского актрисой, тот проявлял к ней сильный интерес. Любовь остается красавицей даже спустя много лет (“черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки”), по характеру скромная, тихая. Со временем появилось пагубное пристрастие — алкоголь, с помощью которого она заглушает боль от потери возлюбленного.
  2. Аркадий Ильин (более 25 лет при жизни) — “тупейный художник” (парикмахер и гример), работал в том же самом театре крепостных графа Каменского. Удивительно талантлив, так как мог изобразить на человеке совершенно любое лицо — именно поэтому его называют художником. Чувствительный, очень заботится о Любе, переживает за нее, готов бежать вместе с ней куда угодно, несмотря на возможность быть наказанным за ослушание. Смелый, довольно решительный: без особых раздумий берется стричь брата графа, хотя тот угрожает застрелить за малейшую ошибку.

Темы

Среди наиболее ярких тем в произведении «Тупейный художник» можно отметить следующие:

  1. Любовь — она в «Тупейном художнике» самоотверженная, крепкая, но очень несчастная. Аркадий Ильич без раздумий выдает себя, когда в доме попа находят его возлюбленную; сама Любовь Онисимовна верно ждет молодого человека с войны, переживает, беспокоится. Искренне радуется девушка, когда получает желанное письмо с обещанием встречи, и также сильно впадает в отчаяние, когда узнает о гибели милого.
  2. Неравенство людей — в произведении существует два вида героев: хозяева и их подчиненные. Граф Каменский способен делать со своими людьми, что пожелает. Захочет — отберет свободу, захочет — разрушит чужое счастье. Все это он делает для удовлетворения своих желаний, не задумываясь о нуждах и чувствах окружающих. А подневольные крепостные вынуждены исполнять все прихоти господ.
  3. Жестокость — графа Николая Каменского и его брата несколько раз называют беспощадными людьми, и это подтверждается их поступками (например, жестокими пытками). Почувствовав силу власти, они совсем забывают о гуманности, сострадании и превращаются в настоящих тиранов. “Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться…”
  4. Предательство — сбежав, Любовь и Аркадий находят краткосрочный приют у священнослужителя. Тот обещает помочь возлюбленным и даже прячет их, чтобы графские охотники не смогли найти. Но, как только враги появляются на пороге, поп ведет себя как настоящий трус и сдает несчастных. 

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте произведения «Тупейный художник», связаны с несправедливым общественным строем.

  1. Во-первых, это тирания по отношению к другим людям, которая выражается в образе Каменских. Герои жестоки и грубы, они настолько сластолюбивы и избалованы, что могут разрушать судьбу по одной лишь прихоти. Им безразличны последствия.
  2. Во-вторых, это само существование рабской системы. Лесков осуждает господ, которые почему-то вдруг решили, что имеют право управлять кем-то только из-за своего высокого статуса. В условиях крепостного права привилегии распределяются несправедливо: тираны и развратники при власти и деньгах, а по-настоящему талантливые люди живут в положении рабов и наложниц.
  3. Также затрагивается проблема алкоголизма. Люди в рассказе пьют от тяжелой судьбы, чтобы хоть немного успокоить боль в душе. Пристрастие к спиртному здесь — признак человека с драматичным прошлым.

Если проблематику произведения «Тупейный художник» нужно расширить, обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях — он будет рад помочь.

Основная идея

Лесков показывает, насколько несчастливо и порочно существование людей тогда, когда свобода человека ограничивается кем-то извне. Страх, ненависть, постепенная потеря мотивации и цели в жизни — вот что испытывает тот, кто находится под постоянным контролем. Трагизм крепостного права — вот главная мысль произведения «Тупейный художник». 

Писатель осуждает крепостничество, изображая его ужасы через мучения людей. Он не дает героям положительного финала, потому что в таких условиях он просто невозможен. Смысл произведения «Тупейный художник» состоит в том, что Россия должна навсегда избавиться от сословного неравенства, которое порождает такие драмы.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься произведение «Тупейный художник»? Рассказ вышел уже после отмены крепостного права, но положение бывших невольников все еще оставалось не самым лучшим. Возможно, Лесков хотел предостеречь будущие поколения от подобных ошибок, показать, что может произойти, если у человека отобрать свободу выбора. Причем пострадать могут и “хозяева”, если вдруг против них поднимут бунт.

Автор учит читателя высоко ценить свободы и права другой личности, которая должна строить жизнь по своим правилам и установкам. Тирания ломает жизнь людей и развращает тех, кто исповедует ее принципы.

Художественные особенности

Язык произведения интересен. Так как “Тупейный” художник представляет собой рассказ из “первых уст”, то текст по стилю похож на речь человека. Чаще всего встречаются следующие приемы:

  • Эпитеты: безумную; “высокая, сухая, но очень стройная старушка”, неподражаемый;
  • Устаревшие просторечные слова: цирульников, аглицкие (английские), водвою, надобно;
  • Глаголы, придающие действию активность, подвижность. Некоторые передают внутреннее состояние героев: приезжает, пугал, говорит, намекнул, пошел, трясется;
  • Помимо этого, много портретных описаний, которые помогают передать характер героев. Например, так выглядит брат графа: “был еще некрасивее городского <…> да и лицо у этого второго графа было все в больших буграх, так что его брить нельзя, чтобы всего не изрезать”.

Критика

Произведение осталось практически незамеченным в 1883 году. Даже вышло оно не в литературном журнале, как обычно бывало, а в художественном. Ни один из известных критиков не посвятил рассказу ни единой статьи.

Зато в 1890-м, когда сочинение переиздал “Аквилон”, внезапно, появились почитатели. Причем, среди иностранных читателей (французы, поляки, немцы и пр.), так как рассказ был переведен на другие языки. Далее было несколько постановок в театрах, которые зрители оценили гораздо лучше.

Автор: Инна Колокольникова

Урок 91. Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя и духовная биография
Ивана Флягина

Урок 92. Н. С. Лесков «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

Урок 93. Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова:
диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

УРОК 92
Н. С. ЛЕСКОВ. «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК».

НЕОБЫЧНОСТЬ СУДЕБ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ РАССКАЗА

Цель:


помочь учащимся определить своеобразие жанра и композиции рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник»; показать художественные средства, используемые писателем
в рассказе; раскрыть мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств в рассказе; развивать творческое
и ассоциативное мышление; совершенствовать умения анализировать и сопоставлять художественные произведения,
навыки самостоятельной исследовательской работы; воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Оборудование:
учебник, текст рассказа «Тупейный художник», раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся определяют своеобразие жанра и композиции рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник»; показывают художественные средства, используемые писателем
в рассказе; раскрывают мастерство писателя в изображении
мира человеческих чувств в рассказе; выполняют исследовательско-аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Кто из писателей и поэтов XIX в. обращался к теме странничества?

• В чём состоит стилевое своеобразие повести «Очарованный странник»?

• Как соотнесено предметное значение слова в тексте с его символическим звучанием?

• Рассмотрите семантическую многозначность определения «очарованный».

• В характеристике Ивана Флягина большое значение имеют особенности его
речи. Как открывается герой Лескова через манеру вести рассказ?

• Герой повести «Очарованный странник» получает различные имена. Вспомните, в каких ситуациях происходят эти «переименования». Какую художественную задачу
выполняет Лесков, используя этот приём?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Русская литература во все времена упорно и последовательно отыскивала в действительности и воссоздавала в художественных произведениях образы
людей, живущих честной, достойной жизнью — как говорится, по правде. Из древних веков пришла пословица: «Не стоит селение без праведника».

Главная отличительная особенность творчества замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова заключается в том, что любимыми героями его произведений
были те, кого он называл «праведниками». Лесков твёрдо верил, что добро заложено в человеке изначально, от природы, и поэтому
самые гнусные времена, даже такие, как царствование Николая I, не могут истребить в людях честность и человеколюбие.

«У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться — они
есть»,— писал он. И Лесков их искал и находил — людей ярких, одержимых идеей добра, справедливостью и жертвенностью.

Максим Горький, которому были очень близки поиски Н. С. Лескова, отметил эту черту в его творчестве. Н. С. Лесков, писал он, это «писатель, открывший праведника
в каждом сословии, во всех группах».

Рассказ «Тупейный художник» написан в 1883 г. и снабжён посвящением: «Светлой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 года» и эпиграфом:
«Души их во благих водворятся». «Во благих» — в переводе с церковнославянского на русский значит: «среди святых, среди праведников».

А в подзаголовке содержится указание на жанровое своеобразие произведения: «Рассказ на могиле». Лесков сознательно уравнивает значение понятий «усопшие» и
«крепостные» и сразу даёт читателю возможность уловить общий колорит произведения и в какой-то степени его содержание.

Посвящением и эпиграфом Н. С. Лесков как бы указывает читателю, какова главная тема рассказа и каково отношение к ней автора.

IV. Работа над темой урока

1. «Погружение» в тему урока

• Составьте ассоциативное поле к данным словам

(обращение к записи на доске).

2. Словарная работа с использованием лингвистических словарей (в парах)

• Составить таблицу, распределив незнакомые вам слова из рассказа «Тупейный художник» по группам слова:

1) лексическое значение которых совершенно неизвестно;

2) написание и звучание которых явно искажено и о лексическом значении которых вы можете только догадываться;

3) в которых объединены два совершенно разных значения.

Комментарий.

Учащиеся дают пояснения к выписанным словам, используя текст рассказа и лингвистические словари.

3. Объяснение учителя

— В «Тупейном художнике» рассказывается о трагической любви крепостного парикмахера — «тупейщика» Аркадия — «чувствительного и смелого молодого человека» и
крепостной актрисы Любови Онисимовны, которую владелец крепостного театра граф Каменский захотел сделать своей наложницей. Молодые люди в отчаянии бегут, их
ловят и после жестокого наказания актрису по приказанию графа ссылают на скотный двор, а парикмахера отдают в солдаты.

Крепостной театр графа Каменского в Орле существовал с 1815 по 1835 г., его постановки отличались роскошью, при театре существовала школа, в которой опытные
преподаватели обучали крепостных актрис и актёров, Каменский приглашал для участия в спектаклях вольных актёров, у него играл великий
М. С. Щепкин. Вместе с тем это был настоящий крепостной театр, со всеми его ужасами: с бесправными рабами-актёрами, которых владелец, самодур и тиран,
не считал за людей и унижал на каждом шагу.

Ещё до рассказа Лескова порядки, царившие в крепостном театре графа Каменского, и историю о том, как граф погубил талантливую крепостную актрису,
описал А. И. Герцен в повести «Сорока-воровка». Герцен в своём повествовании строго следовал фактам, изменив только имена действующих лиц. Его обличительная
повесть была написана во времена крепостного права, она была злободневным политическим документом.

Перед Лесковым, когда он писал «Тупейного художника», стояла другая задача. Уже двенадцать лет как отменено крепостное право, давно умерли все
участники разыгравшейся в крепостном театре графа Каменского трагедии, но, тем не менее, эпоха крепостного права всё ещё довлела над Россией, остатки крепостничества
ещё сохранились в социальных отношениях, в государственных учреждениях, а главное — они цепко держались в сознании и психологии как
бывших крепостных, так и их бывших владельцев.

«Тупейный художник» написан в форме рассказа бывшей крепостной актрисы Любови Онисимовны. Рассказ не от автора, а от лица какого-нибудь литературного героя —
любимый художественный приём Лескова, которым он владел в совершенстве.

4. Аналитическая беседа

• Какие художественные средства позволяют автору глубже понять психологию и поступки героев рассказа?

• Какова роль портретных характеристик в рассказе «Тупейный художник»?

• Каково значение образа Любови Онисимовны?

• Как изображает Лесков главную героиню рассказа?

• В какие группы можно объединить героев «Тупейного художника»?

• Почему Н. С. Лесков упоминает фамилию прототипов отрицательных героев — братьев Каменских?

• Какова роль эпизодических героев рассказа?

• Почему священник предал влюблённых? Мог он поступить иначе, или у него было безвыходное положение? Можно ли оправдать предательство священника?

• Какой приём использует Лесков при описании внешности Аркадия и графа Каменского?

• Как вы считаете, граф Каменский — законченный злодей?

• Какое значение имеет эпизод похорон Аркадия?

• Каким настроением проникнут финал рассказа?

5. Исследовательско-аналитическая работа (в группах)

1-я группа.



Найдите и прокомментируйте языковые средства выразительности, которые ввёл Н. С. Лесков для создания речевой характеристики Любови
Онисимовны.

2-я группа.

Назовите сюжетно-композиционные части «Тупейного художника», указывающие на связь этого рассказа с произведениями устного народного
творчества. Приведите примеры из текста.

3-я группа.

Составьте таблицу сравнительной характеристики Аркадия и графа Каменского, используя цитаты из текста.

4-я группа.

Выполните сопоставительный анализ образов главных героев в произведениях «Очарованный странник» и «Тупейный художник».

6. «Умники и умницы»: выполнение проблемного задания (в парах)

• Зная, что сказ — это способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь героя, ведущего своеобразный рассказ о событиях,
участником которых он сам являлся, укажите все эти черты сказа в «Тупейном художнике».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— История, рассказанная в «Тупейном художнике», не могла окончиться счастливо, это было не характерно для той эпохи, и Лесков остаётся верен
правде жизни. Герои рассказа дважды оказываются близки к достижению заветной цели, но оба раза все их усилия и надежды разрушает, на первый взгляд,
казалось бы, непредвиденный случай: в первый раз — предательство попа, во второй — алчность кабатчика.

Но Лесков даёт понять, что оба эти случая характерны для эпохи. И кроме двух явных катастроф, писатель упоминает в рассказе и третью, которая неминуемо
ожидала Аркадия и Любовь Онисимовну, если бы побег удался. Беглецы стремились в турецкий Хрущук, «куда,— как объясняет
Любовь Онисимовна,— тогда много наших людей от Каменского бежали». Турецким Хрущуком крепостные графа Каменского называли Рущук — болгарский город на Дунае,
находившийся под владычеством турок. Не раз во время русско-турецких войн XVIII–XIX в. переходивший из рук в руки, разрушенный
войной, он не мог быть и не был пристанищем беглецов из России.

Хрущук был такой же мечтой и легендой, как легенды о стране Беловодье, об Ореховой земле и многих других далёких землях. Но Лесков сохраняет в рассказе
заведомо мифический Хрущук — как Символ беспочвенных, несбыточных надежд крепостных на свободу и счастье в крепостническом государстве.

Среди антикрепостнических произведений русской художественной литературы «Тупейный художник» Н. С. Лескова по силе и глубине изображения, по
художественному воплощению и эмоциональному воздействию на читателя занимает одно из первых мест наряду с «Путешествием из Петербурга в Москву»
А. Н. Радищева, «Записками охотника» И. С. Тургенева, стихотворениями и поэмами Н. А. Некрасова. Рассказ Лескова по праву можно назвать приговором потомства
крепостнической России.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2. Подготовиться к сопоставительной работе на тему: «Катерина Кабанова и Катерина Измайлова:

диалог авторов и образов (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).

3. Подготовить инсценизацию эпизода «Начало зарождения любви-страсти».

Следующий урок: Урок внеклассного чтения. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова: диалог авторов и образов (по пьесе
А. Н. Островского «Гроза» и повести Н. С. Лескова «Леди
Макбет Мценского уезда») >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

Тема:
«Брачный мотив в рассказе
Н.С. Лескова «Тупейный художник».

познакомить учащихся со спецификой
изображения писателем героев и их поступков в обозначенном рассказе, как он их
характеризует;

рассмотреть трагедию  главных героев.

Развивающие: развитие
устной речи учащихся, читательских навыков,  логического мышления, умения
анализа художественного текста.

Воспитательные:
воспитывать любовь к искусству, истории,  русской литературе и её культурному
наследию.

1.                
Словесный.

2.                
Наглядно-иллюстративный.

3.                
Частично-поисковый.

4.                
Умение анализировать и систематизировать
материал.

5.                
Работа с литературным текстом.

3.                
Кластер.

4.                
Синквейн.

5.                
Фишбоун.

Тип урока:
урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование:
мультимедийный проектор, рабочие тетради на столах учащихся, раздаточный
материал, текст произведения Н.С. Лескова «Тупейный художник»

Формы работы:
групповая, индивидуальная.

Предметные УУД:
ученик научится характеризовать героев, усовершенствует навыки работы с текстом
художественного произведения, сформирует и углубит собственное представление о
творчестве Н. С. Лескова.

Познавательные УУД: 
поиск необходимой информации в тексте; уметь выделять главную информацию;
развитие познавательной активности.

Личностные УУД; самоопределение
и самооценка, стремление к улучшению собственных результатов; развитие навыков
исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание,
саморегуляция; формирование умения самостоятельно формулировать свои мысли в
устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД: соблюдение
правил речевого этикета, формирование умения планировать учебное сотрудничество
с учителем и одноклассниками; взаимодействовать в группах.

Межпредметные связи:
МХК, история, русский язык.

Технологическая
карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Время

I.                  
 

Органи-зацион-ный момент

¾
Здравствуйте, ребята. Садитесь. На уроках литературы мы изучали рассказ 
Н.С.Лескова «Тупейный художник», но мы не проанализировали любовную историю
Любви Онисимовны и Аркадия в рамках «брачного текста». Сегодня на уроке мы
будем заниматься именно этим.

Создание
доброжелательной атмосферы

1
минута

II.               
 

Мотива-ция учебной деятель-ности

¾
Посмотрите на слайд. Вам представлена цитата английского поэта Сэмюэла Джонсона
«Брак приносит много огорчений,
однако безбрачие не дает никаких радостей». Давайте поразмышляем, прав ли поэт
или нет?

Учащиеся
высказывают свои версии.

Установка
на внимание учащихся, включение в активную работу.

3
минуты

III.           
 Целепо-лагание

Кластер.

Овал: Материальная выгода— А
сейчас мы составим кластер, вы должны записать свои ассоциации к слову «брак».

image002

 

¾ Как вы
думаете, прозвучавшая фраза английского писателя и составленный кластер 
как-то связаны с нашим сегодняшним уроком?

¾ Как вы
относитесь к браку?

¾Брак
нужен человеку, или же одному жить лучше?

¾Итак, о
чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Записи
в тетради.

Пример
кластера:

Овал: довериеОвал: счастьеОвал: детиОвал: брак

Самостоятельно
формулировать тему и цели урока. Формулировать свои мысли в устной форме.
Развитие логического мышления.

4
минут

IV.           
 

Актуа-лизация
знаний

¾ Сейчас
мы проведём небольшую разминку, вспомним содержание рассказа.

1.     
Чему
посвящен рассказ «Тупейный художник»?

2.     
 Кто
такой «Тупейный художник»?

3.     
От
чьего лица мы слышим рассказ о тупейном художнике?

4.     
Почему 
Аркадий (тупейный художник) Любовь Онисимовна (актриса) не могли никому
сказать, что любят друг друга?

5.     
Как
относился граф к Аркадию?

6.     
Какую
роль  играла Любовь Онисимовна в театре?

7.     
Когда
актрисам дарили «камариновыесерьги, почему они не любили такой подарок?

8.     
Как
вы думаете, все ли люди терпели издевательства своих господ?

9.     
Как
граф наказывал крепостных?

10. 
Почему
граф Каменский уважал Аркадия?

11. 
Что
случилось в конце рассказа с Аркадием?

Учащиеся
отвечают на вопросы.

Памяти отмены крепостного права 19 февраля
1861года.

Парикмахер,
который причесывал крепостных артисток графа.

От
мальчика, который слушает рассказ от своей няни.

Они
были крепостными.

Он
его хорошо одевал, обувал, никуда не пускал, так как Аркадий должен был
стричь только его.

Цецилию
(римскую мученицу )

Это
означало, что актриса шла в полное подчинение своему хозяину.

Не
все, тирана Михаила Федоровича крепостные крестьяне «убили за жестокость».

Их
били, «сажали под дом на цепи», бывало, что они сидели так всю жизнь.

Он
хорошо делал свою работу и не побоялся стричь брата графа под пистолетом.

Его
зарезал дворник.

.

Формировать
способность делать выводы на основе собственных наблюдений, предположений;
выражать свои мысли и аргументировать собственные ответы. Повторение
текстового материала.

Подготовка
к изучению нового материала.

5
минут

V.              
 

Изуче-ние
нового мате-риала

А
теперь давайте поработаем с текстом и рассмотрим непосредственно «брачный
мотив»

1.     
Давайте
найдем в тексте описание главной героини.

2.     
Сколько
лет было героям?

3.     
Каким
образом скрывали герои свою любовь от окружающих.

4.     
На
какой отчаянный поступок они идут?

5.     
В
девятнадцатом веке на брак смотрели иначе, сожительствовать друг с другом
было не только позором, но и большим грехом. Обязательным условием при
вступлении в брак являлось венчание.

6.     
Как
герои осуществляют свой план?

7.     
Куда
едут герои?

8.     
Как
вы думаете, данное явление как  «тайное венчание» было распространено или
нет? Ответ найдите в тексте.

9.     
Как
ведет себя священник, когда к нему приходят беглецы.

10. 
Почему
он выдает погони влюбленных, они же ему заплатили.

11. 
Что
в итоге стало с героями.

12. 
В
конце рассказа герои были вместе или им не суждено было стать мужем и женой.

Овал: ЛюбовьДавайте составим
составимфишбоун на основе наших ответов. 

«Любовь Онисимовна в то время была не только в цвете
своей девственной красы, но и в самом интересном моменте развития своего
многостороннего таланта: она «пела в хорах подпури», танцевала «первые па в
«Китайской огороднице» и, чувствуя призвание к трагизму, «знала все роли
наглядное».

«Аркадию
уже лет за двадцать пять, а Любви Онисимовне девятнадцатый год».

Они
общались только во время гримировки.

Хотят
бежать от графа Каменского и тайно венчаться.

Аркадий
приходит в каморку причесывать Любовь, и выбивает столом окно.

«Стала
я в себя приходить, оттого что моим ногам очень холодно. Дернула ноги и
чувствую, что завернута вся в волчьей шубе или медвежьей – а вкруг тьма
промежная, и коней тройка мчится, и не знаю куда».

«В
село Сухая Орлица – тут смелый священник живет, отчаянные свадьбы венчает, и
много наших людей проводил.»

Говорится
о смелом священнике, который венчает за деньги.

Берет
с них деньги и прячет от погони.

Священник
боялся графа.

Аркадия
наказал граф, его выпороли, потом он его отправил в солдаты, Любовь Онисимовну
отослали на скотный двор, так как она застудила ноги во время побега и больше
не могла «ровно и красиво» ходить и играть в театре.

Когда
Аркадий приходит после службы, то он хочет выкупить Любовь Онисимовну и с ней
жить, но его убивает дворник, а Любовь от горя начинает пить».

побег
разоблачение

image008

 

  бегут
в     трусость 

 
окно          попа

Развивать
умение извлекать информацию из художественного текста, а также сжимать её до
ключевых слов. Проверка знания текста. Развитие навыков пересказа фрагмента
художественного текста. Развитие логического мышления учащихся,
внимательности, наблюдательности.

15
минут

Работа
в группах
.

Ребята,
разделитесь, пожалуйста,

 на
2 группы. Вам на данное задание 2 минуты. Мы сейчас проведем дебаты, осветив
следующие вопросы.

1.     
Правильно
ли поступили герои?

2.     
Какие
ошибки они совершили при побеге?

3.     
Верно
ли поступил поп, когда взял деньги с героев и рассказал про них графу?

4.     
Почему
Любовь Онисимовна стала пить? Верный ли этой выход из затруднительного
положения?

Учащиеся
высказывают свое мнение по очереди.

Развитие
умений анализировать текст художественного произведения.  Развивать навыки
работы в группе и устного выступления. Установка на плодотворное
сотрудничество внутри групп. Развитие умения слушать и слышать других,
аргументировать свою точку зрения.

5
минут

VI.           
 

Контроль
усвое-ния знаний

1.     
Как
вы думаете, такое явление как «тайнобрачие» было запрещено в России или распространено?

2.     
Как
вы относитесь к героям? Вызывают ли они у вас сочувствие?

3.     
Почему
Лесков делает акцент в рассказе именно на любовной линии Аркадия и любви
Онисимовны?

4.     
Как
вы думаете, какой характер у Любви Онисимовны, она слабая или сильная
женщина.

5.     
Если
бы Любовь Онисимовна не сбежала с Аркадием, то она могла бы выйти замуж?

6.     
Оцените
роль Дросиды в рассказе.

7.     
Почему
героиня рассказывает все ребенку и именно на могиле?

На
основе высказанных нами мнений составим синквейн на тему «тайное венчание»

Оно
было запрещено, но батюшки венчали за деньги.

Герои
вызывают сочувствие.

Потому
что герои не первые, кто пострадал от гнета крепостного права.

Мнения 
учащихся могут разойтись в данном вопросе.

Либо
она вышла бы замуж за того, кого ей предоставит граф, либо стала бы его
наложницей, так как была очень красива.

Она
такая же, как и Любовь, сломленная гнетом крепостного права.

На
могилу героиня ходит часто, полюбить другого она не смогла. У ребенка чистая
душа, поэтому она и делится с ним переживаниями.

Учащиеся
записывают синквейн в тетради.

Тайное
венчание.

1.     
Тайное
венчание.

2.     
Рискованное,
загадочное.

3.     
Убежать,
обмануть, обвенчать.

4.     
Неизвестный
исход венчания.

5.     
Таинственность.

Определить
уровень усвоения знаний учащимися. Умение выбирать главную информацию. Анализ
и синтез изученного ранее и новой информации; формирование общего впечатления
от прочитанного  произведения. Развитие навыков монологической речи, развитие
логического мышления и умения высказывать и аргументировать свою точку зрения
и делать выводы.

8
минут

VII.        
 

Подве-дение итогов

1.     
Итак,
почему героям не суждено было быть вместе?

2.     
В
наше время существует такой обряд как «тайнобрачие»?

3.     
«Тайнобрачие»
— это хорошо или плохо?

4.     
Хотели
бы вы хотя бы прожить один день в той эпохе?

Учащиеся
отвечают на вопросы.

Развитие
умения определять главную мысль произведения. Развитие логического мышления и
умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2
минуты

VIII.     
 

Рефлек-сия

Урок
подходит к концу. Настало время рефлексии.

1.     
Кто
может поделиться своими впечатлениями об уроке?

2.     
Что
нового вы узнали на уроке?

3.     
Что
вам показалось интересным?

4.     
Какие
трудности у вас возникли при изучении обозначенного текста?

Учащиеся
делятся впечатлениями об уроке.

Идет
выставление оценок.

Развитие
умения соотносить поставленные цели и достигнутый результат. Самооценка
учащимися собственных достижений.

1
минута

IX.           
 

Домаш-нее
задание

1.     
Составить
характеристику одного из героев.

2.     
Прочитать
очерк Н.С. Лескова «русское тайнобрачие», подготовить пересказ.

Записывают
домашнее задание.

Планирование
дальнейшей деятельности.

1
минута

  • Тур программа как пишется
  • Турагентство как пишется правильно
  • Тупейный художник аргументы к сочинению
  • Туманные фразы как пишется
  • Туманное утро как пишется н или нн