Тупейный художник аргументы к сочинению

Во всех своих произведениях николай семнович лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. многомудрый

Во всех своих произведениях Николай Семёнович Лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа писателя “Тупейный художник” по плану ниже. 

История создания

Создан и опубликован рассказ «Тупейный художник» был в 1883 году. Напечатали произведение во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Примечательно, что к произведению добавили пометку, намекавшую на важные исторические события: “С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота поминовения усопших”. Затем ее заменили на другую фразу, но с тем же смыслом: “Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.”. Несложно догадаться, что речь идет о дате отмены крепостного права.

Во второй раз рассказ издали уже в 1890 году еще при жизни автора. Вышел “Тупейный художник” в сборнике, с некоторыми изменениями. Так, писатель усилил негативные стороны героев: жадность священника, жестокость графа и др. В 1922 году произведение выпустили отдельной книгой, и в следующие семь лет переиздавали еще пять раз с сокращениями. Такова история написания рассказа «Тупейный художник».

Жанр, направление

Произведение «Тупейный художник» относится по размерам и наличию одной сюжетной линии к жанру рассказа. Сам же автор в подзаголовке назвал свое сочинение “рассказом на могиле”. Исходя из событий, становится ясно, к чему было сделано подобное уточнение. Некоторые исследователи отмечают, что “Тупейного художника” можно причислить к исповедальной литературе. Здесь важнейшими признаками являются искренность, открытость героя и повествование о важных событиях из жизни от первого лица.

Из литературных направлений ближе всего реализм. Персонажи для той эпохи вполне типичны (подневольные люди и их “хозяева”), ситуации тоже (плохое отношение к крепостным, трагическая любовь и др.). Содержится конфликт человека и жестокого общества, часто встречающийся в реалистических произведениях. Происходящее показывается объективно.

Смысл названия

В названии «Тупейный художник» отражен род занятия одного из главных героев — тупейный художник. Если обращаться к словарям, можно узнать, что так раньше называли парикмахеров. Автор акцентирует внимание на судьбе одаренного человека, который трагически погибает вместе со своим талантом в условиях крепостной России.

Публика того времени, когда рассказ был впервые выпущен, скорее всего, сразу поняла, о ком пойдет речь далее. Современному же человеку этот заголовок ни о чем конкретном не скажет.

Суть: о чем?

Начинается рассказ «Тупейный художник» с размышления автора о том, что художниками могут быть не только живописцы и скульпторы, но и просто творцы из разных сфер искусства, которые достигли некоторых высот. В качестве одного из примеров приводит мастера из Америки, который работал с покойными, придавая их лицам “утешительное выражение”. И за особую тщательность в исполнении очередного заказа был убит толпой разъяренных горожан. 

“Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси”, — говорит писатель, подводя итоги своим рассуждениям.

Далее читателей знакомят с рассказчиком, а тот, в свою очередь, описывает женщину Любу, которая работает в их доме нянечкой. Она иногда приводит детей на кладбище, где сидит у одной могилки со старым крестом. И однажды она повествует о том, кто здесь похоронен.

Аркадий Ильич Ильин — так звали “тупейного художника” (парикмахера) — работал в крепостном театре графа Каменского. Он был настолько талантлив, что хозяин не хотел, чтобы Аркадий стриг кого-то еще. Поэтому не отпускал его на волю.

Любовь Онисимовна (няня в будущем) — числилась актрисой в этом самом театре. Была прекрасна внешностью, хорошо поет и танцует. Молодые люди любили друг друга, но понимали, что настоящего счастья им пока не видать.

Вдруг Аркадию подвернулось дело — подстричь брата графа Каменского. Хозяин был недоволен, отпускать мастера не спешил, и тогда родственник поступил хитро: сказал мол, нужен парикмахер, чтобы остричь пуделя. Отказывать было неудобно, и граф согласился. Перед Аркадием стояла нелегкая задача. Если бы выполнил работу хорошо, то получил бы золото, если бы сделал что-то не так — его бы застрелили. 

Тем временем Любовь заменяет заболевшую актрису на первой роли и привлекает внимание сластолюбивого графа. Он хочет заполучить ее в любовницы. Героиня сообщает о своем положении Аркадию, и молодые решаются на побег. Так они попали к священнику, который пообещал обвенчать их, но когда пришли с обыском люди Каменского, быстро выдал изменников.

Аркадия жестоко пытали, а потом послали на войну. Любу в наказание определили на телячий двор, где она познакомилась с Дросидой. Та много пила, но сочувствовала девушке и старалась ей помочь. Через три года от Аркадия пришло письмо, в котором он говорил о скорой встрече. Также уверял в том, что получил много денег, скоро выкупит Любу, и они поженятся. 

К сожалению, мечтам не суждено сбыться — ночью офицера убил некий постоялый дворник ради пятисот рублей. На похороны Аркадия приехал даже губернатор, а виновника трагедии казнили. 

Заканчивается произведение сценой “поминок” возлюбленного рассказчицы. Рассказчик вспоминает, как иногда Люба тихо встает по ночам, подходит к окну, отпивает из флакончика (“плакончика”) с вином, стоит так недолго, а потом вновь возвращается в кровать.

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения «Тупейный художник» представлены в списке:

  1. Любовь Онисимовна, Люба (19 лет на момент эпизодов с Аркадием) — няня двухлетнего брата рассказчика, которая повествует о нелегкой судьбе художника и их трагической любви. Когда-то состояла в театре графа Каменского актрисой, тот проявлял к ней сильный интерес. Любовь остается красавицей даже спустя много лет (“черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки”), по характеру скромная, тихая. Со временем появилось пагубное пристрастие — алкоголь, с помощью которого она заглушает боль от потери возлюбленного.
  2. Аркадий Ильин (более 25 лет при жизни) — “тупейный художник” (парикмахер и гример), работал в том же самом театре крепостных графа Каменского. Удивительно талантлив, так как мог изобразить на человеке совершенно любое лицо — именно поэтому его называют художником. Чувствительный, очень заботится о Любе, переживает за нее, готов бежать вместе с ней куда угодно, несмотря на возможность быть наказанным за ослушание. Смелый, довольно решительный: без особых раздумий берется стричь брата графа, хотя тот угрожает застрелить за малейшую ошибку.

Темы

Среди наиболее ярких тем в произведении «Тупейный художник» можно отметить следующие:

  1. Любовь — она в «Тупейном художнике» самоотверженная, крепкая, но очень несчастная. Аркадий Ильич без раздумий выдает себя, когда в доме попа находят его возлюбленную; сама Любовь Онисимовна верно ждет молодого человека с войны, переживает, беспокоится. Искренне радуется девушка, когда получает желанное письмо с обещанием встречи, и также сильно впадает в отчаяние, когда узнает о гибели милого.
  2. Неравенство людей — в произведении существует два вида героев: хозяева и их подчиненные. Граф Каменский способен делать со своими людьми, что пожелает. Захочет — отберет свободу, захочет — разрушит чужое счастье. Все это он делает для удовлетворения своих желаний, не задумываясь о нуждах и чувствах окружающих. А подневольные крепостные вынуждены исполнять все прихоти господ.
  3. Жестокость — графа Николая Каменского и его брата несколько раз называют беспощадными людьми, и это подтверждается их поступками (например, жестокими пытками). Почувствовав силу власти, они совсем забывают о гуманности, сострадании и превращаются в настоящих тиранов. “Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться…”
  4. Предательство — сбежав, Любовь и Аркадий находят краткосрочный приют у священнослужителя. Тот обещает помочь возлюбленным и даже прячет их, чтобы графские охотники не смогли найти. Но, как только враги появляются на пороге, поп ведет себя как настоящий трус и сдает несчастных. 

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте произведения «Тупейный художник», связаны с несправедливым общественным строем.

  1. Во-первых, это тирания по отношению к другим людям, которая выражается в образе Каменских. Герои жестоки и грубы, они настолько сластолюбивы и избалованы, что могут разрушать судьбу по одной лишь прихоти. Им безразличны последствия.
  2. Во-вторых, это само существование рабской системы. Лесков осуждает господ, которые почему-то вдруг решили, что имеют право управлять кем-то только из-за своего высокого статуса. В условиях крепостного права привилегии распределяются несправедливо: тираны и развратники при власти и деньгах, а по-настоящему талантливые люди живут в положении рабов и наложниц.
  3. Также затрагивается проблема алкоголизма. Люди в рассказе пьют от тяжелой судьбы, чтобы хоть немного успокоить боль в душе. Пристрастие к спиртному здесь — признак человека с драматичным прошлым.

Если проблематику произведения «Тупейный художник» нужно расширить, обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях — он будет рад помочь.

Основная идея

Лесков показывает, насколько несчастливо и порочно существование людей тогда, когда свобода человека ограничивается кем-то извне. Страх, ненависть, постепенная потеря мотивации и цели в жизни — вот что испытывает тот, кто находится под постоянным контролем. Трагизм крепостного права — вот главная мысль произведения «Тупейный художник». 

Писатель осуждает крепостничество, изображая его ужасы через мучения людей. Он не дает героям положительного финала, потому что в таких условиях он просто невозможен. Смысл произведения «Тупейный художник» состоит в том, что Россия должна навсегда избавиться от сословного неравенства, которое порождает такие драмы.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься произведение «Тупейный художник»? Рассказ вышел уже после отмены крепостного права, но положение бывших невольников все еще оставалось не самым лучшим. Возможно, Лесков хотел предостеречь будущие поколения от подобных ошибок, показать, что может произойти, если у человека отобрать свободу выбора. Причем пострадать могут и “хозяева”, если вдруг против них поднимут бунт.

Автор учит читателя высоко ценить свободы и права другой личности, которая должна строить жизнь по своим правилам и установкам. Тирания ломает жизнь людей и развращает тех, кто исповедует ее принципы.

Художественные особенности

Язык произведения интересен. Так как “Тупейный” художник представляет собой рассказ из “первых уст”, то текст по стилю похож на речь человека. Чаще всего встречаются следующие приемы:

  • Эпитеты: безумную; “высокая, сухая, но очень стройная старушка”, неподражаемый;
  • Устаревшие просторечные слова: цирульников, аглицкие (английские), водвою, надобно;
  • Глаголы, придающие действию активность, подвижность. Некоторые передают внутреннее состояние героев: приезжает, пугал, говорит, намекнул, пошел, трясется;
  • Помимо этого, много портретных описаний, которые помогают передать характер героев. Например, так выглядит брат графа: “был еще некрасивее городского <…> да и лицо у этого второго графа было все в больших буграх, так что его брить нельзя, чтобы всего не изрезать”.

Критика

Произведение осталось практически незамеченным в 1883 году. Даже вышло оно не в литературном журнале, как обычно бывало, а в художественном. Ни один из известных критиков не посвятил рассказу ни единой статьи.

Зато в 1890-м, когда сочинение переиздал “Аквилон”, внезапно, появились почитатели. Причем, среди иностранных читателей (французы, поляки, немцы и пр.), так как рассказ был переведен на другие языки. Далее было несколько постановок в театрах, которые зрители оценили гораздо лучше.

Автор: Инна Колокольникова

Многомудрый Литрекон рад предложить Вам два итоговых сочинения на тему: Всегда ли за преступлением следует наказание? Два варианта помогут Вам сориентироваться в мире аргументов и накопить литературный материал для экзамена. Приятного просвещения!

Вариант 1

(483 слова) Каждый из нас может назвать хотя бы один случай, когда преступление не было наказано. Тысячи противоправных деяний так и остаются без должного внимания и осуждения. Конечно, можно говорить о том, что виновный познает муки совести или неудачи в жизни, но это не определенная законом ответственность, а лишь вероятное развитие событий, которое ничего не компенсирует жертве. Рассмотрим подобные примеры и проанализируем их.

Вспомним печальную судьбу героини рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание». Бедная девушка была фактически изнасилована взрослым мужчиной. Алексей Михайлович Малютин, которому на момент происшествия было уже 56 лет, приехал к отцу Оли, но не застал его. Он не уехал домой и ничего не просил передать, а остался наедине с пятнадцатилетней девочкой. Герой был опытен в делах обольщения и красиво ухаживал за подростком. Он привлек внимание Оли и воспользовался ее наивностью. Она и сама не заметила, как происходящее перестало быть шуткой. Гость овладел ею, а она и не знала, как воспротивиться, что делать. Только после этого она осознала всю мерзость этого человека и его поступка: «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..». Как и многие жертвы насилия, Оля не смогла признаться родителям и попросить о помощи. Зато она стала компенсировать свою неполноценность за счет романов с другими мужчинами. Так она мстила им всем за унижение. По этой причине Оля завязала отношения с офицером, который и убил ее из-за ревности. Конечно, убийцу задержали. Но в тени его славы остался настоящий преступник — Малютин. Он совратил ребенка и не понес никакого наказания за это. Да и кто его осудит после гибели Оли? Надо признать, что это злодейство не повлекло за собой никакой ответственности по закону.

Еще более жуткий пример Н.С. Лесков описал в произведении «Тупейный художник». Любовь Онисимовна была крепостной крестьянской и артисткой подневольного театра. Однажды ей довелось исполнять главную роль в спектакле, и тогда граф решил сделать ее своей любовницей. Но у героини уже был возлюбленный — Аркадий, парикмахер помещика. Но у девушек в собственности никто не спрашивал согласия. И тогда Аркадий решился на риск — похитил невесту и подался в бега, чтобы тайно обвенчаться. Но священник выдал молодых, опасаясь мести влиятельного дворянина. И граф отвел душу, избивая тупейного художника. Слыша звуки расправы, Любовь потеряла сознание. Ее перевели на скотный двор, а жениха отправили в солдаты. Чувства выдержали и это испытание. Аркадий вернулся и хотел выкупить возлюбленную, но его ограбили и убили какие-то неизвестные. Любовь спилась от горя и одиночества. Истинный виновник этой трагедии — любвеобильный и жестокий граф. Получил ли он наказание за свои многочисленные преступления? Нет. Его оправдала сама система, где один человек принадлежит другому и имеет не больше прав, кем корова на скотном дворе. И таких случаев в нашей истории очень много.

Таким образом, многие преступления не наказываются никак, потому что остаются в тени неизвестности или даже оправдываются предрассудками и заблуждениями эпохи. Мы же можем лишь бороться за свои права и добиваться справедливости в правовом поле, чтобы все злодеяния приводили нарушителей порядка к ответственности и неизбежному осуждению общества.

Вариант 2

(532 слова) Есть мнение, что многие преступления не наказываются законом, а значит, остаются без справедливого возмездия. Однако оно совсем не верно, ведь любое противоправное деяние ведет личность по наклонной плоскости к неизбежному злу — полному нравственному падению, одиночеству и даже гибели. Нередко злодеи становятся жертвами своего образа жизни и не обременяют налогоплательщиков содержанием тюрем. В любом примере мы находим именно такие последствия. Рассмотрим их подробнее.

Вспомним роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Петр Лужин был безнравственным человеком, способным на любую подлость ради выгоды или даже своего каприза. Мало того, что он оклеветал Родиона в глазах семьи и пытался заполучить его сестру в жены, чтобы пользоваться ее приниженным положением и вечной благодарностью, так он еще и попытался отомстить Раскольникову. Для этого он выбрал даже не его самого, а близкого ему человека — Соню Мармеладову. Он подбросил ей незаметно сто рублей, а потом обвинил в воровстве прилюдно. Кто станет заступаться за продажную женщину? Кто будет разбираться в ее деле? Но эти расчеты и подвели Лужина. Лебезятников видел его поступок, но посчитал его анонимной благотворительностью. После прозвучавших обвинений Андрей вступился за Соню, как и остальные люди, которые хорошо ее знали и сочувствовали ее горю. В итоге подлог и клевета Лужина хоть и не были наказаны судом, но привели его к позору и насмешкам. Эта история основательно подпортит репутацию Петра в министерстве, где он служит, ведь там же работает Лебезятников. Так что любое преступление имеет свои последствия, которые перерастают в настоящее наказание со временем.

Рассмотрим еще один пример, менее очевидный. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» главный герой всю жизнь занимался развитием своего бизнеса. Однако в пору дикого капитализма предпринимательство иногда становилось средоточием социальных проблем. У Господина работали китайцы, которые были выписаны и высланы из родной страны, а значит, не имели никаких прав на чужбине. Их условия работы были очень плохими, зарплаты — самыми низкими, и на их труде герой сколотил большое состояние. Автор даже намекает на то, что на производстве было в ходу рукоприкладство. Сейчас такое дело назвали бы преступлением, но тогда Господин не был единственным человеком, который пользуется обстоятельствами и не жалеет спин рабов. И его богатство оправдывало все это в глазах большинства. Но в погоне за богатством Господин устал и решил хоть раз в жизни насладиться отдыхом. Все это время он только и делал, что работал, а тут, наконец, можно было расслабиться и получить удовольствие от денег. Однако в пути он неожиданно умер на первой же остановке. Конечно, на первый взгляд, это никак не связано с его преступлением — эксплуатацией рабов. Но если вдуматься, то мы можем сделать вывод: именно образ жизни Господина, его неистовая алчность, привели его к такому исходу. Он и сам сгорел на этой работе, подорвал здоровье, не оставил себе сил даже для первого путешествия. Своим временем он распорядился не так, как следовало бы, и получил наказание: каторжный труд, нравственные компромиссы, неприятная атмосфера в обмен на ничего. 

Таким образом, каждое преступление ведет к наказанию тем или иным путем. Сегодня человек нарушает правила, а завтра его жизнь катится под откос, ведь все наши решения имеют последствия, мы отвечаем за каждый поступок. Пусть участь виновного решит не суд, но в маргинальной среде и с подмоченной репутацией он сам не проживет долго и счастливо. Его кривая дорожка ведет к кривому подобию цели и заканчивается трагически. 

На чтение 6 мин Просмотров 45
Обновлено

Читателям, интересующимся историей крепостного права, будет интересно читать краткое содержание рассказа «Тупейный художник» – известного произведения Н. С. Лескова. Рассказ основан на реальной истории, произошедшей в крепостном театре графа Каменского в Орле.

Главные герои

Любовь Онисимовна – старая женщина, бывшая актриса крепостного театра. Красота девушки поблекла после неудачного побега с любимым человеком (Аркадием) и попытки самоубийства. Узнав о смерти Аркадия, Любовь Онисимовна стала «заливать горе» водкой и поставила крест на своей жизни.

Аркадий Ильич – «тупейный художник», талантливый парикмахер и гример крепостного театра; возлюбленный Любови Онисимовны, совершивший неудачную попытку увезти ее от хозяина. Аркадий был отправлен в солдаты и смог отличиться на войне. Вернувшись, он собирался выкупить любимую, но был зарезан и ограблен.

Краткое содержание

Глава первая

В России настоящими художниками считают людей, получивших специальное образование. В других странах, особенно в Америке, «художественная область» распространяется гораздо шире. Например, художником почитали человека, который придавал лицам умерших «утешительные выражения». Этого мастера, к сожалению, убили, когда он придал «выражение блаженного собеседования с богом» лицу одного умершего проворовавшегося банкира.

Такого рода художник жил некогда в России.

Глава вторая

Нянькой младшего брата рассказчика была бывшая актриса крепостного театра графа Каменского Любовь Онисимовна. Седая старушка до сих пор сохраняла следы былой красоты.

Любовь Онисимовна нередко выпивала. Девятилетнего рассказчика и его двухлетнего брата она часто водила гулять на кладбище, где подолгу сидела у одной невзрачной могилы. Во время этих прогулок Любовь Онисимовна и поведала историю «тупейного художника».

Глава третья

«Тупейный художник» (парикмахер и гример) Аркадий работал вместе с Любовью Онисимовной в крепостном театре. Сохранившееся здание театра до сих пор вызывало страх у старушки.

Глава четвертая

Аркадий был настоящим мастером своего дела. Он мог с помощью грима придать лицам актрис любое необходимое выражение. Граф Каменский высоко ценил искусство Аркадия. Он опасался лишиться профессионала и никуда его не отпускал и не давал денег.

Общаясь во время работы, Аркадий и Любовь Онисимовна полюбили друг друга, но были вынуждены скрывать это от окружающих и особенно от жестокого графа.

Глава пятая

Красавице Любови Онисимовне было в то время девятнадцать лет.

Однажды через Орел проезжал император, изъявивший желание посетить театр графа Каменского. К несчастью, на последней репетиции исполнительница главной роли повредила ногу. Любовь Онисимовна вызвалась ее заменить.

Каменский обрадовался и в знак благодарности послал девушке «камариновые серьги». Это также означало, что после спектакля Любовь Онисимовна должна будет провести с графом ночь.

Девушка заливалась слезами и думала об Аркадии.

Глава шестая

В это же время к графу Каменскому приехал брат, у которого была крайне отталкивающая внешность: все лицо в «буграх». По этой причине он специально не брился.

Перед императором нужно было предстать в самом лучшем виде. Один Аркадий мог «преобразить» лицо брата Каменского.

Глава седьмая

Брат Каменского сначала отправился в Орел. Взглянув на его «бугристое» и прыщавое лицо, местные цирюльники наотрез отказались его брить, опасаясь поранить. Они сказали, что это под силу только Аркадию.

Каменский дал слово, что Аркадий будет брить только его одного. Он ни за что не хотел отправить «тупейного художника» к брату. Лишь после долгих уговоров он согласился отпустить Аркадия подстричь «пуделя».

Глава восьмая

Каменский вызвал Аркадия и приказал ему ехать к брату для стрижки собаки. Он также добавил, что сегодня ждет в спальне актрису Любовь в образе «святой Цецилии». Для Аркадия это был страшный удар.

Глава девятая

Когда Аркадий приехал к брату графа, тот заявил, что никакого «пуделя» нет; нужно подстричь и побрить его самого. Он показал мастеру золотые монеты и два заряженных пистолета. В случае малейшего пореза Аркадия ждала смерть.

«Тупейный художник» «преобразил» брата Каменского, забрал деньги и возвратился в театр. Готовя Любовь Онисимовну к спектаклю, он сказал, что обязательно увезет ее отсюда.

Глава десятая

Аркадий понимал, что его ждет суровое наказание за ослушание. Во время спектакля Каменский сидел вместе с братом. По лицу графа было видно, что скоро произойдет вспышка гнева.

Глава одиннадцатая

После спектакля Аркадий пришел к Любови Онисимовне, чтобы «подготовить» ее для графа. У дверей стояло несколько человек, которые должны были схватить художника после работы.

Аркадий выбил окно и сбежал вместе с любимой. Девушка очнулась в санях. Были слышны звуки погони. Влюбленные спрыгнули с саней возле какого-то села. Аркадий сказал, что здесь они смогут обвенчаться.

Глава двенадцатая

Молодые люди нашли дом священника и рассказали о своей беде. Тот согласился сохранить их тайну и совершить обряд венчания за шесть золотых монет. Священник уже собирался спрятать беглецов в церкви, но в это время раздался стук в дверь.

Глава тринадцатая

Священник велел Аркадию и Любови спрятаться. Он очень испугался вошедших в дом вооруженных графских людей и знаками указал им, где прячется девушка. Аркадий вылез из-под кровати сам и заявил, что силой увез актрису. Влюбленных под охраной повезли обратно к графу.

Глава четырнадцатая

После строгого допроса Любовь Онисимовну заперли в комнате на втором этаже. Она слышала, как внизу любимого подвергали страшным пыткам. В отчаянии девушка попыталась задушить себя собственной косой.

Любовь Онисимовна пришла в себя в сарае для телят.

Глава пятнадцатая

Девушка стала жить на скотном дворе вместе с пожилой работницей Дросидой. Она узнала, что Аркадий после жестокого наказания был отправлен графом в солдаты. Дросида постоянно пила водку для «забвения», но запрещала Любови следовать ее примеру.

Прошло три года. Однажды вечером в окно, возле которого сидела девушка за работой, кто-то кинул завернутый в бумажку камень.

Глава шестнадцатая

Любовь сперва подумала, что послание попало к ней по ошибке. Однако девушка не смогла сдержать любопытства, развернула бумажку и прочитала ее.

Глава семнадцатая

Послание было от Аркадия. Он сообщал, что за заслуги на войне был произведен в офицерский чин и получил несколько наград. Аркадий собирался на следующий день прийти к графу, отдать ему все имеющиеся деньги и просить руки любимой девушки.

Глава восемнадцатая

На следующее утро, выйдя на двор, Любовь Онисимовна увидела бегущих взволнованных людей. От одного из работников она узнала, что ночью на постоялом дворе был убит и ограблен какой-то офицер. Это был Аркадий. Именно он похоронен в скромной могилке.

Глава девятнадцатая

Аркадия торжественно похоронили в присутствии губернатора. Любовь Онисимовна тоже была на похоронах. В этот день она никак не могла уснуть. Заметив мучения девушки, Дросида сама предложила ей выпить, чтобы «залить горе». С этого времени Любовь Онисимовна стала выпивать каждый день…

Старушка попросила рассказчика никому не рассказывать о ее «пороке». Он до сих пор помнит, как каждую ночь слышал ее осторожные шаги к тайнику с «плакончиком» водки.

Подборка литературы для аргументации в итоговом сочинении 2021

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

1. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
2. А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
3. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
4. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
5. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из  собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
6. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
7. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
9. В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
10. Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
11. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
12. А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
13. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
14. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
15. А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
16. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично».
17. А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
18. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
19. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и  притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
20. Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
21. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения.
22. Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
23. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
24. Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
25. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.Преступление и Наказание — вечная тема

1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
4. Л.Н. Толстой, «Воскресение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он  был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — это то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения.
15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в
результате чего стала жертвой насилия.
21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за  счет чего.
9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Из зарубежной литературы

«Одиссея», «Илиала» Гомер
«Дон Кихот» М. Сервантес
«Портрет Дориана Грея» О. Уайльд (Характеристика Дориана Грея)
«Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери (Краткое содержание)
«1984» Дж. Оруэлл
«451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Мартин Иден» Дж. Лондон (Характеристика Мартина Идена)
«Три товарища» Э.М. Ремарк
«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» У. Шекспир
«Облачный атлас» Д. Митчелл
Трилогия желания Т. Драйзер (Характеристика Фрэнка Каупервуда)
«Большие надежды» Ч. Диккенс
«Ярмарка тщеславия» У. Теккерей (Характеристика Бекки Шарп)
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Позитронный человек» А. Азимов
«Форрест Гамп» У. Грум
«Убить пересмешника» Х. Ли
«Цветы для Элжернона» Д. Киз
«Колыбель для кошки» К. Воннегут
«Властелин колец» Дж. Толкин
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
Рассказы О.Генри

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

«Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» — так Пушкин наверняка описал бы подготовку к итоговому сочинению, когда сидишь и не знаешь уже, что писать, где искать, как аргументировать свою мысль. В такие минуты хочется отвлечься и сменить пластинку. И нет ничего лучше аудиокниги, которая поможет раскрыть трудную тему в самом неожиданном и оригинальном ключе. А где такие взять? Да из статьи Многомудрого Литрекона! Он подготовил список произведений для итогового сочинения 2021-2022 года. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Здесь Вы найдете список книг для итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Мы постарались сделать подборку максимально содержательной. Если что-то упустили, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях! Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
  3. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
  4. А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
  6. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
  7. А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
  8. А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
  10. И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
  11. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
  12. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
  13. М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
  14. М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
  15. М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
  16. И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
  17. А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
  18. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
  19. Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
  20. Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
  21. А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
  22. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
  23. Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
  24. А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
  25. А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
  26. Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Список литературы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» поможет аргументировать свою точку зрения даже по самому сложному вопросу. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
  2. А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
  3. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
  4. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
  5. М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
  6. М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
  7. М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
  8. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
  9. В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
  10. Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
  11. А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
  12. А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
  13. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
  14. А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
  15. А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
  16. А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично». 
  17. А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
  18. А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
  19. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
  20. Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
  21. И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения. 
  22. Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
  23. Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
  24. Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
  25. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Используйте список литературы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для качественной подготовки к итоговому сочинению. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
  2. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
  3. Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
  4. Л.Н. Толстой, «Воскрение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
  5. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
  6. И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
  7. Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
  8. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
  9. М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
  10. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
  11. М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
  12. Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
  13. М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — этот то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
  14. И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения. 
  15. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
  16. М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
  17. М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
  18. А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
  19. М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
  20. А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
  21. А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
  22. А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
  23. М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
  24. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
  25. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно. Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
  2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
  3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
  4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
  6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
  7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
  8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
  9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
  10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
  11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
  12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
  13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
  14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
  15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
  16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
  17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
  18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
  19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
  20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
  21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
  22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
  23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
  24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
  25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

А вот и заключительный список книг по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению.

  1. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
  2. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
  3. Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
  4. Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
  5. А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
  6. Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
  7. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
  8. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
  9. М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
  10. Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
  11. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
  12. И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
  13. М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
  14. А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
  15. А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
  16. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
  17. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
  18. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
  19. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
  20. Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
  21. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
  22. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
  23. И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
  24. Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
  25. И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:

  • Туманные фразы как пишется
  • Туманное утро как пишется н или нн
  • Туманный день как пишется
  • Тундра доклад 4 класс окружающий мир рассказ
  • Тундра рассказ для дошкольников