новые издания
- Собрание богослужебных песнопений: Тетрадь 2: Песнопения Божественной литургии
- Листья жизни
- Кот Мурыч. Опера для детей
- Credo in unum Deum. Современная духовная музыка на латинские тексты. Для женского хора a cappella
- За всё Тебя, Господь, благодарю. Соч. и перелож. для жен. (детск.) хора
- Обработки русских народных и донских казачьих песен для смеш. и женск. хоров a cappella и в сопров. баяна (фп.), ударных
- Собрание духовных песнопений
- Собрание богослужебных песнопений. Тетрадь 1 : Песнопения Всенощного бдения и воскресного Октоиха
- Голиков Виктор. Добрые песни.
- Поет вокально-хоровой ансамбль «Brevis»
- Поющие капельки
- Сборник духовных песен, кантов и гимнов
- Задостойники : для небольшого хора в переложении и редакции В.К. Ковальджи.
- Light & Gold: (Choral Collection)
- Eric Whitacre collection
- Sound of music vocal selections book cd
- Anthems for choirs 1
- Nidaros Jazz Mass
- Дюймовочка
- Играем в оперу
- Музыкальные бусинки. Песни для детей
- Хиты XX века. Вып. 1.
- В зоопарке тихий час.
- Песни и романсы М. А. Балакирева в переложении для женского хора a cappella
- О написании аннотации на хоровое произведение
- Подготовка регентов в России: прошлое и современность.
- Девушка пела в церковном хоре
- Желтые листья.
- Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов
- Избранные хоры
- Хрестоматия по хоровому (ансамблевому) сольфеджио
- Лин Да Лай
- Композиторы-классики для детского хора. Выпуск 14: В. Ребиков.
- Композиторы-классики для детского хора. Вып.4: Праздник Рождества. Православные песнопения.
- Композиторы-классики для детского хора. Выпуск 3: Рождественский концерт. Католические песнопения.
- Композиторы-классики для детского хора. Выпуск 2: Праздник хора.
- Композиторы-классики для детского хора. Выпуск 1
- Здравствуй, детский фестиваль! : Часть 1
- Диакон Димитрий Ушаков : Утешение и наказ.
- Песни для детей
- Семь хоров на стихи М. Садовского : для смешанного хора без сопровождения
- Песни Испании
- «Век двадцать первый…» сочинения для хора a cappella
- Первый год в классе сольфеджио. Методическое пособие
- Весенняя капель
- Зарицкая Е. Перелётный возраст. Детские песни для голоса и фп.
- Взлётная полоса. Песни для голоса и фп. Старший школьный возраст
- Эстетика в мелочах. Современный детский хор
- Сольфеджио. 1-й год обучения. Учебно-методическое пособие
- Хрестоматия вок.-пед. репертуара для мальчиков и юношей. Вып. 1. От примы до сексты
- ДЖАЗОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО. 3–7 кл. ДМШ
- Дирижирование
- Международная методическая хоровая ассамблея «ХорЭкспо — 2017»
- IV Всероссийская хоровая методическая ассмблея
- Международная методическая хоровая ассамблея «ХОРЭКСПО-2018»
- Stabat Mater
- Веселые песни для детского хора. Сборник 2. Про разное чудесное, очень интересное.
- Веселые песни для детского хора. Сборник 1: Про зверей и насекомых, неизвестных и знакомых.
- Свеча Рождества. Песнопения для детского хора в сопровождении фортепиано. Выпуск 2
- Распевание в детском хоре. 210 упражнений. Учебно-методическое пособие
- Рыцарь хорового Belcanto. Воспоминания о Г. Сандлере (+CD)
- Не привыкайте к чудесам. Песни для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста
- Игровые каноны на уроках музыки
- Избранные духовные хоры для детей и юношества
- Исполнительский анализ хорового произведения: учебное пособие для среднего профессионального образования
- С годами время всё дороже… Сборник сочинений, переложений и обработок для смешанного хора (электронное издание)
- О Тебе радуется. Духовные песнопения. Для детского, женского и смеш. хора
- Дружба, родина, любовь. Для детского хора и фортепиано. Стихи Виктора Гина
- Церковная музыка современных петербургских композиторов
- Каждый лист у сентября свят. Православные произведения
- Поляков В. 3 духовных хора на православные тексты. Для женского хора a cappella
- Спасибо вам, учителя
- Ангелов Творче
- «Улыбайся, солнышко!» Десять песен для детского хора младшего возраста
- «Радостная песня». Десять песен для детского двухголосного хора в сопровождении фортепиано.
- «Наши деды – славные победы». Антология русской военной песни. Том 3-й
- «Наши деды – славные победы». Антология русской военной песни. Том 2-й
- «Наши деды – славные победы». Антология русской военной песни. Том 1-й
- Художник и ветер (электронное издание)
- КРУГЛЫЙ ГОД ХОРОВОД (электронное издание)
- Всюду с нами музыка (электронное издание)
- Полон музыки весь свет (электронное издание)
- Дороги вдаль бегут. Песни и хоры для детей. В сопровождении фортепиано.
- История хоровой музыки как профильная дисциплина в вузовском курсе подготовки дирижера-хормейстера
- Сотворение музыки. Произведения для смешанного хора
- Пять песен на стихи Даниила Хармса
- Однажды, а может быть, дважды… Песни для детей на стихи Ренаты Мухи и Вадима Левина
- В минуту музыки… Песни и стихотворения
- Сердце отдай России. Произведения для детского и юношеского хора
- Тамара Попатенко. Творческое наследие. Московские композиторы – детям
- Вера Герчик. Творческое наследие. Московские композиторы – детям
- Ростислав Бойко. Творческое наследие. Московские композиторы – детям
- Зара Левина. Творческое наследие. Московские композиторы – детям
- Елена Тиличеева. Творческое наследие. Московские композиторы – детям
- Ивар Арсеев. Творческое наследие. Московские композиторы – детям
- Анатолий Лепин. Творческое наследие. Московские композиторы – детям.
- ЦВЕТНОЙ ПАРОВОЗ. Электронное издание
- Популярные мелодии в обработках и переложениях для хора и вокальных ансамблей Гельсят Шайдуловой
- СОЛНЫШКО В ЛАДОШКАХ
- МОЁ ЛЕКАРСТВО — ЭТО ХОР!
- АХ, МОСКВА МОЯ, МОСКВА! Песни для детского хора
- ПЧЕЛА. Десять характерных песен для детского хора младшего и среднего возраста
- Литургия св. Иоанна Златоуста в духе древних распевов для двух голосов
- Реквием. Клавир
- Вокальные ансамбли для разных голосов и ф-но
- Каноны для хора
- Произведения для детского хора.
- Детская хоровая музыка
- Духовные песнопения. Рождество
- Полезный совет. Песни и хоры для детей среднего и старшего школьного возраста в сопровождении фортепиано
- Двухголосие. Шаг за шагом.
- Страстная седмица. Для смеш. хора a cappella
- Зеленая история. Песни для детей на стихи Вадима Левина
- Хрестоматия начинающего вокалиста. Часть 1
- Детское хоровое сольфеджио. Учебное пособие для ДМШ. 1–2 кл.
- World Carols for Choirs (SATB)
- Летите, журавли! Выпуск 1
- Хоровой театр в современной отечественной музыкальной культуре
- Encores for Choirs (Бисовки для хора)
- Музыка для хора
- Мелодия. Песни для хора.
Юлия ЩЕТКОВА, Новосибирск
14.12.2021
В НОВАТе с разницей в одну неделю прошли две оперные премьеры, стилистически привязанные к разным временам года, но равно предназначенные для семейной аудитории.
До нынешнего сезона зимний контент для семейного просмотра в Новосибирском театре оперы и балета ограничивался балетом «Щелкунчик» в двух редакциях. В этом году появилось первое оперное предложение.
«Конечно, балет «Щелкунчик» как никакое другое произведение передает атмосферу Рождества и Нового года. Но для меня с детства главная новогодняя сказка — это «Морозко», и я давно хотел поработать с этим сюжетом», — признается «Культуре» главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев, активно пополняющий детский репертуар новыми постановками.
«Морозко» — возвращение на театральные подмостки полузабытого сочинения Михаила Красева. В Новосибирске история о том, как лесной волшебник Морозко награждает добрую и работящую Дуню и наказывает злую мачеху и ее ленивую дочку Фроську, была впервые поставлена в 1951 году. По меркам детского спектакля произведение считалось масштабным — четыре действия с хоровыми и ансамблевыми сценами, красочными оркестровыми эпизодами и развернутыми сольными ариями главных героев, — и монументальная постановка на большой сцене замыслу композитора полностью соответствовала.
«Эту оперу сегодня исполняют редко, — говорит режиссер новой версии «Морозко». — Между тем по мелодизму и музыкальной драматургии сочинение Красева не уступает лучшим образцам русской классической оперы. Это настоящий оперный спектакль, в котором нет диалогов — только вокал и музыка. Здесь большой состав оркестра и участвует наш замечательный детский хор под управлением Маргариты Мезенцевой, но главное — музыка в этой опере невероятной красоты».
Возрождая оперу, главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев не без оснований решил, что объем и масштаб задуманного советским композитором действа вряд ли окажется по силам нынешней целевой аудитории спектакля, и адаптировал произведение под формат зимней сказки для всей семьи. Для этого режиссеру пришлось убрать балетные сцены, скорректировать состав симфонического оркестра и сделать ряд сюжетных купюр, которые позволили уложить историю в два действия. Изменился и финал оперы: сцену, в которой народ решает «за недобрые дела выгнать вовсе из села» отрицательных персонажей, режиссер трансформировал в happy end.
«Детский спектакль непременно должен быть веселым и добрым, — уверен Вячеслав Стародубцев. — Поэтому в нашей постановке много юмора, озорства и забавных находок, и, конечно же, побеждает добро. Но я немного изменил финал – у нас никого не наказывают, все злодеи прощены, потому что главное, что должен воспитывать детский театр, — умение сопереживать, прощать и делиться душевным теплом».
Возвращая из забвения оперу-сказку Красева, главреж НОВАТа изначально отказался от идеи обыграть сценографическое решение семидесятилетней давности — слишком мрачным для современных реалий показалось ему ледяное царство советского «Морозко». Новый же вариант художественного оформления спектакля парадоксально родился в самый несоответствующий зимнему сюжету сезон. «Как ни удивительно, концепция спектакля родилась летом на даче. Я очень люблю гжельскую роспись – это фантастическое сочетание небесной синевы и снежной белизны, — рассказывает Вячеслав Стародубцев. — У меня очень много такого фарфора, и когда мы начали готовить новый детский спектакль, я вдруг ясно представил, как празднично и волшебно это может быть представлено на сцене».
Идею в Малом зале театра воплотил художник-постановщик Тимур Гуляев. «Зимой на улице мороз. На окнах появляются узоры. И ближе всего к этому по цвету и фактуре, конечно, гжель, которую мы обыграли во всех элементах оформления спектакля, — поясняет автор сценографии и костюмов. — Впечатление должно быть таким, как будто вы попадаете в красивую и очень уютную сувенирную лавочку. Иногда зима бывает грозной, и декорации старого спектакля соответствовали по величественности этому суровому времени года. Мы же хотели сосредоточиться на атмосфере праздника и передать ощущение зимних гуляний, когда погода хорошая, светит солнышко, падает снег, и ребятня может носиться, беситься, кидаться снежками и лепить снеговиков, что наши маленькие артисты и делают, нарядившись кто зайчиком, кто белочкой».
Второй детской премьерой уходящего года стала опера «Малыш и Карлсон» по мотивам знаменитой сказочной трилогии Астрид Линдгрен. Постановка создана в сотрудничестве с The Astrid Lindgren Company — фондом, организованным наследниками писательницы, которые тщательно следят за использованием образов и сюжетов шведской сказочницы.
По словам режиссера спектакля Вячеслава Стародубцева, у него свои, особые отношения с произведениями Астрид Линдгрен, поэтому для переноса сказки на театральные подмостки постановщик принципиально отказался от какой-либо привязки к уже существующим версиям «Малыша и Карлсона»: «Задача каждого режиссера отойти от стереотипов и построить на сцене свой уникальный мир. Мне хотелось, чтобы в этом спектакле не возникало ассоциаций ни с грандиозным советским мультфильмом, ни с легендарными драматическими постановками. Я задумывал именно современного Карлсона и очень хотел, чтобы материал был написан современным композитором».
Отслушав «тонны музыкального материала», режиссер пригласил к сотрудничеству петербургского композитора Антона Гладких. Автором либретто выступил поэт и драматург Евгений Фридман. Опера была сочинена специально по заказу НОВАТа и имеет статус мировой премьеры. «На сегодняшний день важно создавать новые музыкальные произведения, — подчеркивает режиссер Вячеслав Стародубцев. — Не так много сейчас композиторов, способных написать музыку для оперных голосов с элементарным пониманием, что такое тесситура, какие ноты может взять сопрано, бас или баритон. Так что нашей командой действительно была проделана серьезная и большая работа».
Оперный «Малыш и Карлсон» — яркий и остроумный диалог детского мира с миром взрослых. Специально к премьере постановочная группа выпустила свежий выпуск одноименной газеты с кричащим заголовком «На крыше оперного замечено привидение». Второй этаж Малой сцены превратился в пространство стокгольмских крыш, где бродят бандиты и управляет оркестром дирижер с залихватской a la «Я самый больной человек в мире» повязкой на голове. Внизу, на сцене, громоздятся гигантские банки с вареньем, и даже пуфики при ближайшем рассмотрении оказываются глазированными пончиками. Фрекен Бок щеголяет дизайнерскими нарядами, пропеллер главного героя переместился со спины на вполне себе авиационный шлем («Потому что полет начинается здесь», — говорит художник-постановщик Тимур Гуляев и жестом указывает на голову), а для чуда достаточно просто раскинуть руки.
Сочинение, жанр которого композитор Антон Гладких определяет как оперу-мюзикл, хоть и может быть представлено на любой другой сцене, писалось на конкретных солистов. Таково было пожелание режиссера, поставившего перед собой задачу задействовать в детском репертуаре всю труппу. «Карлсон» для композитора — богатейший материал. И я здесь выложился по полной программе, — признается «Культуре» Антон Гладких. — Я вырос в то время, когда детское кино, литература и музыка были в расцвете. И, воплощая Карлсона, исходил из своих детских впечатлений. Мудрость, которую заложила Астрид Линдгрен в своей книге, заключается в том, что счастье не нужно искать. Оно где-то там, внутри тебя. Это — твой внутренний Карлсон. И, став взрослым, ты должен помнить о нем, чтобы уметь наслаждаться каждым наступающим днем и самыми простыми вещами. Я сохранил своего внутреннего Карлсона и несу в себе. Так что спектакль для меня и есть тот мостик, который вырастает из детства и проходит через всю нашу жизнь».
Фотографии предоставлены Новосибирским театром оперы и балета. Автор основной фотографии Виктор Дмитриев. Автор фото на анонсе Алексей Цилер.