Туган авылым сочинение на татарском языке

К 100- летию татарстана путеводитель по интернет- ресурсам сценарных материалов сценарии к праздникам тематические сценарии персональные сценарии к 100-летию татарстана

К 100- летию Татарстана

Путеводитель по интернет- ресурсам сценарных материалов

Сценарии к праздникам

Тематические сценарии

Персональные сценарии

К  100-летию Татарстана 
Стихи о Татарстане
   Татарстаным
Песни о Татарстане
   С днем рождения, Татарстан!
   Каршы ал, туган калам !
Сценарии о Татарстане
   Мин яратам сине, Татарстан!
   Сценарий, посвященный 100-летию ТАССР 
   Сценарий концерта, посвященного 100-летию образования ТАССР и 30-летию Республики Татарстан «Татарстан — наш общий дом»
Другие мероприятия и сценарии к 100-летию ТАССР
   Классный час «100 лет ТАССР»

Путеводитель по интернет-ресурсам  сценарных материалов
        Сценарные материалы для школ
        Сценарные материалы   библиотек
        Сценарные материалы  для праздников и корпоративов

  • Республиканский центр развития традиционной культуры Республики Татарстан
  • Сценарии — http://www.tatfolk.ru/test/index.php?content=scenarii

    «Культура – против терроризма и экстремизма»

    Творчество против террора

    Творчество преображает мир

    Каравону 20 лет

    Творчество преображает мир

Сценарии к праздникам   (В связи с законодательством об авторском праве РФ тексты  сценарных материалов можно просмотреть только в помещении библиотеки). Или обратиться  в отдел межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов НБ РТ  — http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/structure_.htm?department_id=33944

Профессиональные праздники
Тематические сценарии
Литературно-музыкальные композиции
Персональные сценарии

Сценарии к праздникам:

Сценарий к празднику «Новый год» (Корбан Р. ХУШ КИЛЭСЕН, ЯНА ЕЛ!: Яна ел бэйрэмен уткэру очен сценарий // Хуш килэсен, Яна ел!: (Бэйрэм тамашалары). — Казан: Печатный двор, 2002. -Б.50-60 — (Новый год).

Сценарий к празднику «8 марта»(Хэсэнова Ф.К. «Илгэ — матурлыкны, Жиргэ батырлыкны Сез бирэсез газиз энилэр!»: Энилэргэ багышланган бэйрэм кичэсен уткэру очен сценарий// Бэйрэм белэн сине, кыз туганым! — Ты жизнь сама дарующая счастье. Жырлар, шигырьлэр,сценарийлар:Бэйрэмне уткэручегэ методик кулланма / Тоз.Хэсэнова Ф.К. — Казан: «Мастер Лайн», 1999.- Б.4-13.- (Сценарий к празднику 8 Марта). 

Сценарий к празднику «Науруз» (Нэуруз (Язны каршылау бэйрэме) // Шакиржанова Э.Б. Мэктэптэ халкыбызнын йола- бэйрэмнэре: Методик кулланма. -Казан: РИЦ «Школа», 2004. -Б.15-24 — (Науруз. Праздник встречи Весны).

Великой победе посвящается
Не стареют душой ветераны (Нурлы май, җырлы май – дошманны җиңгән ай : сценарийлар, җырлар / ТР ММ; Халык иҗаты һ.мәдәни агарту эшләре буенча Республика фәнни-методик үзәге; төз. Ф.К.Хәсәнова.- Казан, 40 б.
Җиңү көне — бу дөньяның яңадан туган көне  // Сәүбанова, С. Бүген бәйрәм, бүген туй / С. Сәүбанова.- Казан : Раннур, 2005.- 608 б.
Җырым белән җиңдем дошманны / ТР МК; төз. Н.Ә Асылкаева; җав. мөх-р Р.И. Вәлиев.- Казан, 1996.- 46 б.- (Республика китапханәләрендә : эш тәҗрибәсеннән. 1996.- 2 чыгарылыш). 
Мәхәббәт, җиңү җырчысы //Мәгариф.- 2009.- № 12.- Б.11-12.
Онытырга мөмкин түгел (Сәүбанова, С. Бүген бәйрәм, бүген туй / С. Сәүбанова.- Казан : Раннур, 2005.- 608 б.)
Япь-яшь җиңү бәйрәме (Хәйруллина, В. Бәйрәмгә рәхим итегез : методик кулланма . — Яр Чаллы, 2005.- 47 б.
Сценарий к Дню Победы (9 мая) (тат) (Вафин Ф. Онытырга момкин тугел: Боек Жинунен 60 еллыгына багышланган чараларда файдалану очен эдэби-музыкаль композиция // Мэгърифэт.- 2005.- 26 март.- Б.6. — (К 60-летию Победы).

Отечественная  война 1812 г.- 200 лет
Женские образы 1812 года
Источник: Читаем, учимся, играем.- 2012.- № 1
Климова О. И верно служили Отчизне
Нуштаева А. Герои былых времен
Судьба женщины- воина
Источник:   Фән һәм мәктәп.- 2010.- № 7-8.
Покрыты славою чудесного похода

Сценарии к празднику «Сабантуй»
Cценарий к празднику «Сабантуй»(тат) ( Сабан туе -Сабантуй
Иртэгэ — Сабан туе  (Фольклор — хореографик композиция) // Шакиржанова Э.Б. Мэктэптэ халкыбызнын йола-бэйрэмнэре: Методик кулланма. — Казан: РИЦ «Школа», 2004. — Б.26-30 — (Сабантуй).
Күңелле Сабан туйлары
Татар халкының милли бәйрәме
Стихи к празднику «Сабантуй»
Сабантуй — народный праздник: материалы к проведению праздника «Сабантуй»

Общероссийский день библиотек-27 мая
«А библиотекарем лучше!»
«Хранители мудрости»
Сөй, хөрмәт ит,ярат китапны»
Сценарий к Общероссийскому Дню библиотек «Большие интеллектуальные игры»- https://serpantinidey.ru/post/909/scenariy-k-obscherossiyskomu-dnyu-bibliotek-bolshie-intellektualnie-igri

Сценарии к Дню работника культуры
Сценарии к Дню работника культуры
(рус.) (тат.) 
Творческая жизнь: визитная карточка работника культуры
Гордимся мы профессией своей:конкурс профессионального мастерства среди работников культуры
Культработники нового тысячелетия: агитпредставление, посвященное Дню работников культуры
Культработнику: песни стихи, клятва
Материалы к Дню работника культуры
Кто скучать нам не дает? Кричалка ко Дню культработника
Час триумфа.Церемония награждения работников культуры

Сценарий к Дню матери

Сценарий к Дню музеев

Тематические сценарии:

Сценарий библиоквеста «Хикмәтле дә, бизәкле дә Туган тел»

«Молодежь и спорт против наркотиков» Җир ана ярасы: әдәби музыкаль композиция// Сәламәтлек һәм театр : методик ярдәмлек.- Казан : РИЦ “Школа”, 2002.- 156 б.

Профилактика наркозависимости среди молодежи: тематический дайжест сетевых информационно — методических материалов-  http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/antinarc.htm

Сценарий спортивного праздника «Джунгли зовут!» под девизом «Спорт против наркотиков»

Спорт белән көчле без
Скажем «нет» наркотикам
Сценарий «Против наркотиков»(тат)
Җир ана ярасы: әдәби музыкаль композиция
В XXI век — без наркотиков

Сценарии к Году учителя
День учителя
Муза
Мөгаллимнәр көч сынаша
Елның иң яхшы класс җитәкчесе

К году спорта и здорового образа жизни
Гаилә. Яшүсмер. Наркотиклар
Дусларны рәнҗетмәгез!
ЗОЖ планетасында
Озак яшәү серләре
Театр здоровья
Родители — на старт!
Растем здоровыми

К году семьи
Папа, мама, я — музыкальная семья: сценарий конкурсной программы
Семья в куче — не страшна и туча: сценарий праздничного вечера
Семья года: примерный сценарий праздника
Этикет и мы: сценарий семейной викторины

Литературно-музыкальные композиции
Традиции народов Татарстана
К 1000-летию г. Казани

Персональные сценарии

Сценарии посвященные Л.Н. Толстому
Л.Н. Толстой Литературная викторина
Л.Н. Толстой Счастливая невозвратимая пора

Сценарии посвященные  Н. Гоголю
«Бранное, трудное время»:игра по повести Н. В. Гоголя «Tapac Бульба»
(из опыта работы российских коллег) 
Великий талант

Сценарии посвященные Г. Ибрагимову
  kitaphane.tatarstan.ru/ibr_7.htm

Сценарии, посвященные С. Садыковой
  kitaphane.tatarstan.ru/sad_7.htm

Сценарии , посвященные Г. Тукаю
  kitaphane.tatarstan.ru/tuk_10.htm

Сценарии, посвященные М. Джалилю
  kitaphane.tatarstan.ru/jal_8.htm

Сценарии, посвященные К. Тинчурину
http://kitaphane.tatarstan.ru/tat/tinch/scen1.htm
http://kitaphane.tatarstan.ru/tat/tinch/scen2.htm

Сценарии, посвященные Г. Камалу
http://kitaphane.tatarstan.ru/kamal.htm

Сценарии, посвященные Х. Туфану
http://kitaphane.tatarstan.ru/tat/tufan.htm

Сценарии, посвященные С. Сайдашеву
http://kitaphane.tatarstan.ru/tat/saidashev/tat_stories.htm

Сценарии, посвященные Н. Жиганову
http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/zhiganov.htm

Сценарии, посвященные Х. Такташу
http://kitaphane.tatarstan.ru/tat/taktash.htm

Сценарии, посвященные Р. Яхину
http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/yakhin.htm

Сценарий, посвященный Фанису Яруллину

Презентация,посвященная Фанису Яруллину

Последнее обновление: 19 апреля 2021 г., 10:49

se99cd6d218ef1c0b7077dfeede28ccd9

Мед от лаишевских пчел, «рубиновый» зилант, свитер с казанской мозаикой, свияжские «чурики-мокурики», Адмиралтейка на открытках и многое другое


Если везти палку казылыка или пачку чак-чака из Казани домой для вас как-то банально, поможет гид «Инде» по сувенирам: мы собрали 30 позиций на любой вкус и бюджет.


Атрибутика «Ак Барса» и «Рубина»

57151c19e12339c726a647773a1bccd9

Хоккейный «Ак Барс» и футбольный «Рубин» остаются визитной карточкой Казани. Для поклонников барсов — оригинальные хоккейные свитера и реплики подешевле. Болеть в Ледовом дворце лучше в защитных масках и шарфах разных расцветок. Поддержать «Рубин» можно не только на стадионе, но и рублем в фаншопе, например, создать футболку с помощью конструктора на сайте, купить игрушку-дракона или сувенирный мяч.

Цена: от 390 до 3900 ₽
Где купить: фаншопы «Ак Барса» и «Рубина»
Кому подойдет: тем, кто навеки со спортом

Татарские сапоги-ичиги или тапочки-чувяки

e9a40a5076fe4fc8f78e8de9945edf68

Если ваш друг регулярно шьет себе власяницы или кюлоты и периодически уезжает биться за Бородино, вероятно, кожаные сапоги-ичиги с национальным татарским орнаментом придутся ему по вкусу. Что касается чувяков, они подойдут и людям, далеким от реконструкции: тапочки из натуральной кожи стоят примерно столько же, сколько балетки в Zara, а выглядят оригинальнее и презентабельнее. Главное — не дать себя обмануть и не купить дерматиновую пару массового производства за 35 тысяч рублей. Столько стоят только кожаные и ручной работы.

Цена: от 4400 до 35 000 ₽
Где купить: сувенирные магазины на Баумана; Sahtian; Sultan
Кому подойдет: любителям кожаных балеток или исторической реконструкции

Одежда бренда «Татарча casual»

cc18d6c740497af96502ccb0f925dc6f

Наряды и аксессуары у бренда самые разные: от сиреневого платья в пол для прогулок по Сабантую до орнаментированного рюкзака из экокожи. Некоторые вещи выглядит слишком «матур» (с тат. — «красиво»), но эксперименты с гардеробом — это увлекательно, а интерес (как этнографический, так и человеческий) к вам в такой одежде за пределами Татарстана гарантирован.

Цена: от 100 до 6000 ₽
Где купить: шоурум бренда, ул. К. Насыри, 20, офис 24
Кому подойдет: любительницам этнических элементов в одежде и их детям

Татарские чаи и мәтрүшкә

be4cccd599a0b401afa47f818270af4f

Что общего у татар и англичан? Во-первых, и у тех и у других когда-то были империи, во-вторых, обе нации любят чай. Отправляйтесь в ближайший «Бахетле» и покупайте сразу несколько упаковок — попробовав татарский чай однажды, обычный эрл-грей воспринимать всерьез уже не сможете. Чтобы подарок был по-настоящему аутентичным, выбирайте упаковки, на которых написано «Заваривать с именем Аллаха» или чай «Красный Татарстан» (к 100-летию образования Татарской АССР). Обязательный ингредиент национального напитка — душица (по-татарски — мәтрүшкә), которую можно купить на любом городском рынке; это национальная гордость примерно того же масштаба, что и чак-чак или певец Салават, отлично сочетается с чабрецом.

Цена: от 25 ₽
Где купить: «Бахетле», Колхозный и другие рынки
Кому подойдет: ценителям душевных застолий

Книга «Белые цветы» Абдурахмана Абсалямова

eaab3005d746f34b6b7c2a41f129ae86

После пары экскурсий по Казани вы наверняка будете знать, кто такие Джалиль и Тукай. Теперь поднимаемся на ступеньку выше: «Белые цветы» — классическое произведение Абдурахмана Абсалямова. Роман рассказывает о непростой (разумеется) любви врачей Гульшагиды и Мансура и воспевает подвиг медиков в лучших традициях советской литературы. Произведению больше 50 лет, но классика, как известно, не стареет (почитайте отзывы в Сети). Пару лет назад по роману сняли сериал, но, судя по отзывам, «книга лучше». А в 2018 году на улице Абсалямова появился бульвар «Ак чәчәкләр» («Белые цветы»).

Цена: от 300 ₽
Где купить: Центр татарской литературы
Кому подойдет: тем, кто до сих пор не нашел главную книгу своей жизни

65a4d0227cb56b5701636c4ddbd902ff

Роскошный (или желающий таким казаться) деликатес от татарских сыроваров, который они смело называют вершиной своего мастерства, «Татарский делюкс» запустили в производство в 2014 году, вскоре после ввода первых продуктовых санкций. Так что если вы страсть как соскучились по твердым европейским сырам вроде пармезана, обратите внимание на этот продукт. Создатели называют его «полутвердым», но обещают, что в его «чистом вкусе» можно найти «нотки традиционных итальянских сыров».

Цена: от 800 ₽ за килограмм
Где купить: «Бахетле», «Эдельвейс», «Перекресток»
Кому подойдет: тем, кто скучает по пармезану

Свитера, жилеты и кардиганы в IdelMarket

706e188ab217e4a9a17f25df678e6985

Теплый колорит в повседневной одежде от дизайнера Альбины Ахметгалеевой. Принт по мотивам мозаики на торговом центре «Тюбетейка», с использованием орнамента в разной цветовой гамме. Модно (здесь можно посмотреть, как сочетать татарскую одежду с другими брендами) и практично!

Цена: от 5200 ₽
Где купить: шоурум «Дуслар», ул. К. Насыри, 20, офис 24, и сайт
Кому подойдет: тем, кто знает толк в стиле и архитектуре

Термокружка с главной надписью на татарском

47b3ef99d789e5ee9077b80f3d166296

Термокружки из Starbucks вышли из моды несколько лет назад, и хорошо: все равно они протекали и плохо удерживали тепло. Здоровая альтернатива — емкость с запоминающейся надписью на татарском. «Хәерле иртә» — то что надо! Недорого, в меру иронично и без шансов увидеть такую же на улицах вашего города.

Цена: 590 ₽
Где купить: Selet Store
Кому подойдет: тем, кто думает об экологии и верит в доброе утро

97f4301a30c981a3dabeebb4e07b45ba

Талкыш-калеве — это сладкие, мгновенно тающие во рту усеченные конусы из муки, масла, меда и воды (готовят их так). Настоящий hidden gem татарской кулинарии, по жестокой несправедливости не получивший такой же популярности, как чак-чак. Ну а кош-теле — тонкие, обжаренные в масле кусочки сладкого теста, легкая и незатейливая, но по-своему выдающаяся сладость, которая обязательно присутствует на любом татарском застолье.

Цена: от 235 ₽ за упаковку талкыш-калеве; от 66 ₽ за упаковку кош-теле
Где купить: продуктовые и сувенирные магазины (советуем «Бахетле» и магазин сладостей на первом этаже «Доброй столовой», ул. Баумана, 21)
Кому подойдет: тем, кто не боится сахара и теста

Платки, скатерти, фартуки, подушки и даже галстуки Tatarscarf

82d7ae806bd500c4048919116cf6fd9c

Вы знали, что еда на скатерти с татарским орнаментом вкуснее? А уж какие сны снятся на подушке с национальными узорами! В продаже также косметички, шапочки и хлопковые полотенца. Все товары красиво упакуют, так что можно смело дарить и приглашать в Татарстан.

Цена: платок — 650 ₽; подушка — 850 ₽; галстук — 1000 ₽; фартук — 1200 ₽
Где купить: шоурум Tatarscarf, ул. К. Насыри, 20, офис 24
Кому подойдет: хозяйственным и ярким

Сувениры из магазина Visit Tatarstan

93e6f206e5181b461b78d431d6821c51

Visit Tatarstan — проект, развивающий туристический потенциал Казани и республики. Среди методов продвижения региона — массированная реклама (к примеру, в прошлом году листовками VT были покрыты чуть ли не все поверхности московских аэроэкспрессов) и производство собственных сувениров. За последними отправляем в туристско-информационный центр на Баумана: здесь можно найти головные платки, чехлы на чемоданы и смартфоны, брелоки, носки, термокружки, бутылки для воды и многое другое. Все — с ярким национальным орнаментом.

Цена: брелоки — 120 ₽; чехлы для смартфонов — 500 ₽; головные платки — 800 ₽; бутылки для воды и термокружки — от 650 до 700 ₽; чехлы для чемоданов — от 1400 до 1500 ₽
Где купить: магазин Visit Tatarstan, ул. Баумана, 49
Кому подойдет: всем, кто когда-либо забирал с ленты выдачи чужой чемодан или по ошибке пытался разблокировать Touch ID коллеги

Значки с казанскими достопримечательностями

978a375656f04883d9a65055eeaa10d4

Металлические значки со знаковыми архитектурными объектами Казани — более интересное напоминание о уикенде в Татарстане, чем фотографии этих же зданий в инстаграме. Мы отдаем предпочтение пинам от бренда Pinspace: с башней Сююмбике, театром Камала, Казанским цирком, мостом Миллениум, Спасской башней Кремля.

Цена: 300 ₽
Где купить: места перечислены на сайте
Кому подойдет: тем, кому казанская архитектура запала в сердце

Узорные кожаные сумки от мастерской Bulgari

23fa1818a4f7675d4e86b076c5fda484

Мастерская позиционирует свои изделия как работы с вековыми традициями ручного производства татар. Сумки и кошельки из натуральной кожи украшает орнамент (кожаная мозаика) в самых разных вариациях. Интересно, что у каждого товара есть свое название: Hayat, Kaymak, Enzhe. С такой сумкой вы точно привлечете внимание. Из бонусов — можно блеснуть знаниями и рассказывать всем о легендарном казанском шве, который использует Bulgari.

Цена: от 2600 ₽
Где купить: инстаграм Bulgari
Кому подойдет: ценителям традиций и декоративного искусства

«Легенды Казани», или «Казан риваятьләре» с иллюстрациями Сони Лигостаевой

304fe29ad57910bdf7f3d82f749b67a0

В сентябре у «Юлбасма» вышла книга «Легенды Казани». По словам руководителя издательства Гузель Хасановой, книга получилась самой эпичной из всех ранее вышедших. Подойдет детям и взрослым — удовольствие получите не только от чтения, но и от иллюстраций Сони Лигостаевой (посчитайте, сколько котов изображено к легенде о Коте казанском).

Цена: от 560 ₽
Где купить: книжные «Смена», «Читай-Город», «Любимый книжный», «Дом книги», Таткнигоиздат, музей Шарифа Камала, сувенирные лавки на улице Баумана
Кому подойдет: всем, кто смакует сказки

Чак-чак с разными вкусами, пастила и открытки в «Айда»

d103c0066a6026447f8f38614bacfc2a

Первое, что следует сделать по возвращении из Казани, — заварить чай и разрезать чак-чак! Помимо классического в продаже чак-чак со вкусами ирландских сливок, топленого молока и пломбира с лесным орехом. Для сладкоежек здесь припасена и пастила. Нас также покорила серия открыток «Откройся, Казань» с изображением дверей исторических зданий.

Цена: чак-чак — 250 ₽; пастила — 200 ₽; открытки — 50 ₽
Где купить: студия авторских сувениров «Айда», ул. Кремлевская, 2а/4
Кому подойдет: ценителям вкусненького и необычных открыток

Подарки из магазинов товаров для мусульман

5cae17ff8dcad9f8ee7c052aa8248773

Восточный колорит Казани сосредоточен в районе улицы Парижской Коммуны: вокруг мечети и бесконечные лавки, в которых можно найти уникальные для Центральной России товары. Запоминайте: кожаные носки для намаза (довольно удобные в быту), мисвак (экологическая зубная щетка), мусульманский стикерпак (со словами «Покорность» и «Искренность»), жвачка со вкладышами о Фауде и Самире (мусульманский вариант серии Love is). Наш фаворит — ручка-Коран: книга, которая сама зачитывает суры из встроенного динамика. За чудо халяльной техники в зависимости от модели придется отдать от 2000 до 6000 ₽.

Цена: от 60 ₽
Где купить: ТЦ «Восточный», ул. Парижской Коммуны, 10, и его окрестности
Кому подойдет: поклонникам уикендов в Стамбуле

Марина Разбежкина, Рашит Сафиуллин. «Чурики-мокурики острова Свияжск»

58ef14a7e78490eafd0f44cb91bc9a4f

Мало кто из туристов не включает в свой маршрут Свияжск. Остров находится в часе езды от Казани и полон историй. Рассказывает он их через местных. Режиссер Марина Разбежкина с 15 лет записывала разговоры свияжцев, а в 2018 году опубликовала. В книге собраны байки, словарь, будничные зарисовки и выписки из журнала психиатрической больницы. Атмосферное издание с иллюстрациями Рашита Сафиуллина и фотографиями Сергея Литовца вполне заменит вам экскурсию по острову.

Цена: 1300 ₽
Где купить: книжный «Смена»
Кому подойдет: вечным странникам и любителям атмосферных мест

Скетчбуки и блокноты с надписями на татарском

8cff1950a246eac1fe8def84d7baedf9

Вроде ничего особенного — крафтовая бумага и татарские слова, но даже такой сувенир лучше стандартного магнита (а стоит примерно столько же). Наш выбор: блокноты со словами «Keep calm and алга» («Успокойся и вперед») — за целеустремленность; «Уй» («Мысль») — за легкое ощущение недосказанности; «Дәфтәр» («Тетрадь») — за однозначность. Отдельно рекомендуем скетчбук с надписью «Әйдә Казанга инде» («Поехали в Казань уж!») как живой пример использования татарской частицы «инде».

Цена: от 100 ₽
Где купить: по заказу; кофейня Moon Wood, ул. Чернышевского, 33; ЦСК «Смена», ул. Б. Шахиди, 7
Кому подойдет: полевым полиглотам-любителям

Непарадная Казань на открытках-картинах Лилии Косолаповой

a2b0e92673a6c25c81766cf18256a32e

Обычно при первом посещении города туристы пользуются путеводителями и не видят того, что может быть за фасадом или поворотом. Художница Лилия Косолапова с помощью иллюстраций-открыток создала свой маршрут и описала впечатления от локаций. Здесь вы увидите Локомотив, Адмиралтейскую слободу, Горки и другие скрытые от рядового туриста места.

Цена: 700 ₽
Где купить: книжный магазин «Смена», ул. Б. Шахиди, 7
Кому подойдет: тем, кто хочет и не боится увидеть другую Казань

Украшения ручной работы «Садрай»

f63f799d4e0bd5a2ed22a4dd486549e6

Сложно представить татарское декоративное искусство без вышивки. Современные мастера используют ее даже в брошах и серьгах. Лилии Фахриевой удается воплощать целые сказочные истории на своих изделиях. Все серьги в единственном экземпляре и с авторской иллюстрацией.

Цена: от 1000 ₽, на прошлую коллекцию действуют скидки
Где купить: инстаграм в помощь
Кому подойдет: любителям этно и эксклюзива

Ювелирные украшения от Лейсан Халиковой

7c1b4d9965968e05d2817b07bfc3e91e

Кольца, серьги и подвески Лейсан Халиковой идеальны для костюма Су Анасы (водяной из татарского фольклора) или царицы Сююмбике для локального слета ролевиков «Татаркон». К сожалению, пока такого мероприятия не существует (зато в Казани проводится крупнейший в России ролевой конвент «Зиланткон»), но на крайний случай украшения из серебра и золота с драгоценными и полудрагоценными камнями можно носить с обычной одеждой. Если не скованы в средствах и хотите увезти с собой частичку татарской космологии, выбирайте серьги «Глаз дракона» или кольцо «Волшебный лес».

Цена: серьги — от 20 000 до 90 000 ₽; кольца — от 12 000 до 150 000 ₽; ожерелья — от 40 000 до 150 000 ₽
Где купить: F-People Concept Store, ул. Касаткина, 15
Кому подойдет: человеку, которого сложно удивить

Татарские украшения из дерева, акрила и латуни

b4a1735007fdc402b8f903d6025c126c

Тюльпан в татарской культуре имеет особое значение, он связан с возрождением, обновлением и, конечно, весной. Художница Резеда Аглиуллова удачно обыгрывает традиционные символы в своих украшениях. Броши, кольца, серьги, подвески для тех, кто предпочитает лаконичную и легкую бижутерию. Бюджетно, а главное, матур!

Цена: от 50 ₽
Где купить: шоурум, ул. К. Насыри, 20, офис 22; инстаграм
Кому подойдет: себе любимой, подруге и маме

Мифологические и легендарные стикерпаки

624543386acf26822e6f6d8f45e711c6

Наклейки с иллюстрациями Антона Черняка (группа «Кровосток») к книге «Мифология казанских татар». Таких Шурале и Су Анасы вы еще не видели! Для тех, кто любит цветные иллюстрации, есть стикерпак с рисунками Сони Лигостаевой. Наш любимчик — Кот Алабрыс.

Цена: стикерпак от «Инде» — 200 ₽, стикерпак с местными мемами — 100 ₽
Где купить: книжный магазин ЦСК «Смена», ул. Б. Шахиди, 7
Кому подойдет: другу или коллегам, у которых еще осталось место на ноутбуке

Крем-мед с фруктовыми и ягодными добавками

cf72b1a21a94f122209d3e6ade1d0276

На российском рынке больше известен башкирский мед, но татарстанские производители берут изобретательностью: взбивают продукт до кремовой консистенции и добавляют в него апельсиновую цедру, клюкву, чернику, малину, клубнику, имбирь, лайм и что только не. Нежное суфле не засахаривается и хорошо идет с сыром и вином или чаем с душицей и сухофруктами (кстати, помните, что мед, чернослив и курага — обязательные элементы национального чаепития).

Цена: от 150 ₽ за банку
Где купить: WhatsApp +7 (937) 522-37-57; Instagram Bee Collected
Кому подойдет: гурманам, знающим толк в гастрономических сочетаниях

Мед и пчелопродукты из Лаишевского района

f18ddf0ee84c20643fd200d78b4dbf95

Советуем привезти из Казани хотя бы баночку традиционного меда — будете добавлять его в чай с душицей и вздыхать по третьей столице. В Nechkebil Bal на заказ мед с ореховым ассорти, медовое мыло ручной работы и даже мед с имбирем. Сотовый мед из Лаишевского района тоже найдете.

Цена: от 500 ₽ за литр
Где купить: WhatsApp +7 (937) 522-37-57, инстаграм
Кому подойдет: медовым гурманам

Книги издательства «Смена»

6aba4bdc69fbf64320c6db1769cd9ec5

Три книжки от локального издательства, которые легко поместятся в карман куртки, — приятный и ни к чему не обязывающий подарок. «Дневники Тукая» позволяют взглянуть на главного татарского поэта как на живого человека, а не национальный символ; «Мифология казанских татар» дает информацию о главных действующих силах местного фольклора (бонус — иллюстрации от Антона «Шило» Черняка из «Кровостока»); отдельно изданный черновик главы книги Льва Данилкина о Ленине поможет разобраться, какую роль Казань сыграла в жизни вождя. Если ничего из перечисленного не заинтересовало, но без книги уезжать не хочется, почитайте, что еще издают в Казани.

Цена: от 300 ₽
Где купить: ЦСК «Смена», ул. Б. Шахиди, 7
Кому подойдет: интересующимся краеведением и национальной культурой в широком смысле

Сувениры с местных блошиных рынков

36de07b07b49dfa56869dced60bdcb6c

Монеты, самовары, старые фотоаппараты и подстаканники — по большому счету, на главном блошином рынке города, который каждые выходные разрастается в сквере Тинчурина (пара остановок от Кольца в сторону речного порта), продают примерно то же, что на любой другой постсоветской барахолке. Но локальные находки возможны: обратите внимание на старые выпуски местных журналов (увидите «Чаян» — берите не раздумывая), сувенирную продукцию к юбилеям Татреспублики и пластинки с песнями татарских исполнителей. Совсем другой по смыслу и атмосфере — «нищий базар» на Жилплощадке (максимально удаленный от центра микрорайон). Товар здесь выставляют преимущественно местные жители, для которых цена определяется не исторической ценностью, а бытовой пользой; съездить стоит хотя бы ради духа казанской окраины. Если в Казани не повезет с погодой, советуем посетить антикварный магазин на Большой Красной (здесь же расположен «Мир забытых вещей»). Внутри как раритетные, так и просто симпатичные вещи.

Цена: от 5 ₽ до бесконечности
Где купить: «Книжка» в сквере Тинчурина; «нищий базар» на пересечении Гудованцева и Беломорской; антикварный магазин, ул. Большая Красная, 14/17
Кому подойдет: тем, кто не только бережно хранит, но и регулярно приумножает домашние архивные фонды и музейные хранилища

bf78da90f338e9b4a3e404f965550be6

В 150 километрах от Казани есть город Кукмор, где с конца XIX века работает валяльно-войлочное производство с типичной для России историей: успешное и прибыльное до революции, национализированное в 1917-м, обшивавшее фронтовиков в годы ВОВ и модернизированное в 1970-е. Дальше было счастливое исключение: после распада СССР комбинат не только не остановил работу, но и постепенно нарастил мощности и расширил ассортимент. Сегодня в Кукморе производят не только зимнюю обувь (помимо валенок есть угги, войлочные сапоги на прорезиненной подошве), но и войлочные берцы, кеды, жилеты, одеяла и спальные мешки, утепленные овечьей и верблюжьей шерстью.

Цена: от 1500 ₽
Где купить: магазины на ул. Гвардейской, 31; пр. Победы, 78; ул. Московской, 31; сайт бренда
Кому подойдет: тем, кто тяжело переживает морозы

Татарская посуда «Яратам Казан»

96c5a0340ecf33705d75e5823caf6c9a

Кружки — это хорошо, но пиалы лучше! Именно из них пьют чай настоящие татары. Продаются пиалы как поштучно, так и в наборе с сервизом для больших семейных чаепитий. Если не любите чаевничать (а так бывает?), вам наверняка понравятся авторские панно, фарфоровые ложки или блюда с ручной росписью. Для поедания токмача уже в родном городе советуем приобрести авторские наборы с татарским орнаментом.

Цена: от 50 ₽ до VIP-подарков за 70 000 ₽
Где купить: «Туган авылым», ул. Т. Миннуллина, 14/56
Кому подойдет: любителям медитировать с пиалой чая

Казанские достопримечательности на открытках Neji201

d535f82e4367aa4f0bb26dbca5f52412

Казанская архитектура в представлении художницы Neji201. На открытках изображены цирк, Кул-Шариф, башня Сююмбике, Петропавловский собор и другие исторические здания. Попробуйте сфотографировать открытку на фоне достопримечательности и не умереть от красоты!

Цена: 100 ₽
Где купить: книжный магазин «Смена», ул. Б. Шахиди, 7; галерея современного искусства «Окно», ул. К. Маркса, 33; «Полка Маркет», ул. Баумана, 51; галерея «БИЗON», ул. Баумана, 44/8; кафе Vegan Day, ул. К. Наджми, 8а; магазин «Казанские подарки», ул. Баумана, 7/10; лавка «Сахтиан», ул. Ш. Марджани, 8; кафе Bubble Mania, ул. Баумана, 24
Кому подойдет: зумерам и увлеченным посткроссингом

И.А. Гилязов (автор идеи, сценарист и ведущий). Габдулла Тукай. 2020

Куратор проекта, руководитель рабочей группы – Б.Л. Хамидуллин. Редакционный совет: И.А.Гилязов (председатель), Л.М.Айнутдинова, М.З.Хабибуллин, Б.Л.Хамидуллин, Р.В.Шайдуллин, Ф.Г.Ялалов.
Режиссер, продюсер – Р.И.Хабибуллин. Художник – Г.Р.Давлетьянова. Переводчики на татарский язык – Ф.Р.Бадрутдинова, И.Х.Халиуллин. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

Детство

26 апреля 1886 г., деревня Кошлауч Казанской губернии – 15 апреля 1913 г., Казань. 

Сын приходского муллы.

В четыре года осиротел. Сначала Габдуллу ненадолго приютил дед по материнской линии Зиннатулла, затем отправил его в Казань, где на Сенном базаре мальчика взял на воспитание кустарь Мухаммедвали.

Вскоре приемные родители заболели и решили вернуть сироту деду, который через некоторое время отдал внука крестьянину Сагди из соседней деревни Новый Кырлай. В 1892–1895 гг. Габдулла жил в семье Сагди, начал учиться в сельском медресе.

В 1895 г. тетя, Газиза Забирова, забрала его в город Уральск, там Габдулла продолжил обучение в медресе «Мутыгия», посещал русский класс при нем. Здесь при участии Г.Тукай выпускался рукописный журнал «аль-Гаср аль-Джадид», в нем он публиковал свои первые ученические стихи и статьи, переводы басен И.А.Крылова и др. авторов.

Печали и радости Тукаева детства. 2009

Телерадиокомпания «Новый век»

В Уральске

Туган авылым сочинение на татарском языке

Учащиеся медресе Мутыгия. Уральск. 1905. Г.Тукай — второй справа в первом ряду

Национальный музей Республики Татарстан. Опубликовано: Ахметова Д.И. Тукай в фотографиях. Казань, 2016

Революция 1905 г. всколыхнула жизнь в Уральске.

Г.Тукай сотрудничает с появившимися здесь первыми татарскими газетами и журналами просветительской направленности: «Фикер», «Уклар» и др.; выступает со статьями программного характера, многочисленными стихами, в которых отчетливо выражены идеи просветительства: призыв к распространению знаний среди всех слоев населения («Голүмең бакчасында» – «В саду знаний», 1905 г.), осознание необходимости социальных преобразований («Хөррият хакында» – «О свободе», 1905 г.), модернизации татарского общества («Дустларга бер сүз» – «Одно слово друзьям», 1905 г.; «Иттифакъ хакында» – «О единстве», 1905 г.), культурного роста нации («Шигырь» – «Стихотворение», 1905 г.).

В стихотворении «О единстве» поэт напрямую обращается к своему народу:

О мой народ, глаза раскрой:
Мир изменяет облик свой!
Довольно спать. Над головой
Заря взошла навеки.
(Перевод Р.Морана)

Уже в первых произведениях Г.Тукая появился мотив судьбы нации, мысль о необходимости развития татарского общества на основах образованности и культуры зазвучала как национальная идеологема.

Просветительская парадигма стала толчком к преобразованию традиционной для национальной литературы картины мира. В стихотворении «Алла гыйшкына» («Из-за любви к Богу», 1905 г.) лирический герой призывает татар жить по божественным канонам, под которыми понимает стремление к просвещению, возвышенное представление о человеке, его жизненном и общественном долге.

Исламская философия переосмысливается с позиций этноцентризма: служение нации определяется для мусульманина как необходимость (фарыз). Вредными для будущего нации признаются такие качества, как высокомерие, лесть, консерватизм, невежество, негативное отношение к другим людям.

Стремление к обновлению традиционных идей наблюдается и в романтических стихотворениях Г.Тукая, в которых основным является мотив творчества. В стихотворении «Хәзерге халемезә даир» («Относительно современной ситуации», 1905 г.) утверждается божественная сущность художественного слова и выстраивается цепь соответствий: перо – проводник божественного обращения к людям, поскольку им написан Коран; писатели – столпы ислама, указывающие путь к идеалу.

Лирический герой критически относится к татарскому обществу, в котором нередко проявляются невежество, зависть, жажда мести, а целебным средством от этого он считает почитание Бога, художественного слова.

В стихотворении «И, каләм!» («О, перо!», 1906 г.), написанном в форме молитвы, обращение к Богу заменено обращением к перу, к которому устремлен полный надежды взгляд лирического героя: именно сила художественного слова может вылечить нацию, спасти ее от унижений и гибели, установить границу между добром и злом, правдой и обманом, вывести на счастливый путь.

В стихотворении «Милләткә» («Нации», 1906 г.) известный суфийский мотив – помешательство от любви, трансформируясь в тему любви к нации, подчеркивает степень накала чувств. Служение нации – высшая ценность на свете, высшее наслаждение и счастье. Так, в первых стихах молодого Г.Тукая происходит перекодировка традиционных образов, начинается разговор о проблемах нации с позиций просветителя и мусульманина, поэта и неравнодушного человека.

Те же идеи проявляются и в его публицистике.

Сатирическое творчество Г.Тукая этого периода также направлено против невежества: «Японияне мөселман идәчәк голяма нәрәдә?» («Где ученые, которые хотят исламизировать Японию?», 1906 г.), безнравственности: «Кечкенә генә бер көйле хикәя» («Небольшой ритмизированный рассказ», 1906 г.), «Хатирәи «Бакырган» («Вспоминая «Бакырган», 1906 г.), религиозного фанатизма: «Мөритләр каберстаныннан бер аваз» («Голос с кладбища мюридов», 1906 г.), «Сорыкортларга» («Паразитам», 1906 г.), «Пыяла баш» («Стеклянная голова», 1906 г.).

Со временем в стихотворениях все острее проявляется гражданская и политическая позиция поэта – сторонника демократических преобразований: «Государственная думага» («Государственной думе», 1907 г.), «Китмибез!» («Не уйдем!», 1907 г.).

Так, в ответ на выступления черносотенных депутатов Государственной думы с угрозами выселения татар из России в Турцию за участие в революционном движении поэт пишет:

Переселяться? Но сперва перенесите вы туда
Все наши прошлые века, селенья наши, города!
Здесь родились мы и росли, здесь смертный обретем покой.
Нам эту землю дал навек сам Бог могучий, всеблагой!
(Перевод В.Шефнера)

Г.Тукай размышляет о трагической судьбе народа, настоящее и будущее которого зависят от его твердости и активности. Свою мысль о бездействии и о напрасно прожитой жизни поэт выражает в резких обвинениях в адрес политиков, купцов, духовенства, шакирдов.

Он выступает в защиту равноправия женщин: «Татар кызларына» («Татарским девушкам», 1906 г.), «Хатыннар хөррияте» («Свободу женщине», 1906 г.), призывает помочь народу, нации: «Гәзитә мөрәттибләренә» («Наборщикам газет», 1906 г.), «Мәдрәсәдән чыккан шәкертләр ни диләр?» («Что говорят шакирды, окончившие медресе?», 1907 г.), воспевает служение народу, стремление содействовать его развитию: «Мөхәрриргә» («Редактору», 1906 г.), «Әдәбият ахшамы ясаучы яшьләремезгә» («Нашей молодежи, устроившей литературный вечер», 1906 г.).

Большая часть стихотворений Г.Тукая занимают посвящения, обращения к представителям различных слоев татарского общества, ведущим остается мотив судьбы нации.

В начале 1907 г. Г.Тукай покидает медресе «Мутыгия», начинается его «вольная жизнь». В это время растет его популярность, совершенствуются стиль и язык произведений.

В поисках новых форм и приемов он обращается к русской и западноевропейской литературе, переводит стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова «Пушкиннән» («Из Пушкина», 1906 г.), «Кичке азан» («Вечерняя молитва», 1906 г.), пишет им посвящения – «Пушкинә» («Пушкину», 1906 г.), «Шагыйрьгә» («Поэту», 1907 г.). Поэт учится у А.В.Кольцова и В.А.Жуковского, переводит произведения А.Н.Майкова, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, И.А.Крылова, Дж. Байрона, И.Гёте, Г.Гейне, Ф.Шиллера и др.

Г.Тукая заинтересовала немецкая романтическая литература, он начинает изучать немецкий язык.

Под влиянием русских и западноевропейской литературы поэт переходит от аруза к силлабике, от восточных жанров (газель, мадхия, марсия, касыда), ограничивавших возможности передачи гражданских чувств лирического героя, к жанрам западной литературы.

Г.Тукай начинает серьезно интересоваться слогом народной речи, фольклорными традициями. Сближение его поэзии с народным творчеством отражается на языке произведений этого периода, в них становится меньше арабо-персидских и турецких заимствований.

Фольклорные образы, детали, сюжеты особенно ярко проявляются в произведениях, написанных для детей: поэме-сказке «Шүрәле» («Шурале», 1907 г.), балладе «Су анасы» («Водяная», 1908 г.).

Меняется и образ мыслей: «любовь к народу, вера в его духовную силу и разум, в его лучшее будущее» превращаются в эстетическую доминанту (Ю.Нигматуллина). Лирический герой-романтик стремится служить нации.

В стихах, посвященных теме творчества, утверждается великая миссия поэта – быть предводителем своего народа на его пути к прогрессу: «Бер татар шагыйренең сүзләре» («Размышления одного татарского поэта», 1907 г.).

Воспевая духовную свободу, независимость от внешних обстоятельств и обращаясь к социальным проблемам, Г.Тукай остро ощущает неотделимость своей судьбы от судьбы народа, нации: «Көз» («Осень», 1906 г.), «Хөрриятә» («Свободе», 1907 г.), «Теләнче» («Нищий», 1907 г.). Любовь к родной земле органически связана с любовью к родному языку и незатейливому крестьянскому быту, с преклонением перед красотой природы: «Пар ат» («Пара лошадей», 1907 г.), «Туган җиремә» («Родной земле», 1907 г.) и др.

Так завершается формирование нового стиля, которому присущи «нюансовость» (Ю.Нигматуллина), «мышление антитезами» (Х.Усманов), «тяготение к афоризмам, многоступенчатость и вариативность образа» (Р.Ганиева), «близость народному духу» (Г.Ибрагимов).

Туган авылым сочинение на татарском языке

Г. Тукай в период работы в типографии. Уральск. 1905

Фотокопия. Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ. Опубликовано: Ахметова Д.И. Тукай в фотографиях. Казань, 2016

В Казани

Осенью 1907 г. Г.Тукай приезжает в Казань, которую считает «колыбелью национальной культуры и истории» («Пара лошадей»).

Здесь он сближается с молодежью, сгруппировавшейся вокруг газеты «аль-Ислах» (фактическим редактором которой был писатель Ф.Амирхан), газета явилась одним из самых прогрессивных татарских печатных органов того времени.

Казанский период (1908–1913 гг.) становится временем интеллектуальной зрелости поэта, расцвета его таланта и славы.

Туган авылым сочинение на татарском языке

Фотограф Иванов С.И. Г.Тукай среди членов редколлегии газеты Аль-Ислах. Казань. 1907–1908. 1907–1908

Слева направо: редактор и издатель газеты Вафа Бахтияров, театральный критик Габделькабир Бакир, идейный руководитель и активный сотрудник Фатих Амирхан, сотрудник редакции Ибрагим Амирхан, Габдулла Тукай. Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Сатира Г.Тукая

В 1908–1909 гг. Г.Тукай совместно с Г.Камалом издавал сатирический журнал «Яшен», с 1910 г. работал в журнале «Ялт-Йолт», фактическим руководителем которого являлся до конца жизни. На страницах этих изданий оттачивалось сатирическое дарование Г.Тукая: поэт разоблачал двуличие, безнравственность тех религиозных деятелей и представителей национальной интеллигенции, которые рядились в тогу защитников интересов нации: «Ысулы кадимче» («Старометодник», 1908 г.), «Милләтчеләр» («Националисты», 1910 г.), «Яшьләргә» («Молодежи», 1910 г.), «Казан вә Кабан арты» («Казань и Закабанье», 1912 г.) и др.

Многогранное сатирическое творчество Г.Тукая проникнуто стремлением к модернизации татарского общества, его лирический герой критикует социальную действительность с позиций национального идеала.

Г.Тукай проявляет себя и мастером назиры – стихотворных откликов на произведения других поэтов. Наиболее яркое сатирическое произведение – поэма «Печән базары, яхуд Яңа Кисекбаш» («Сенной базар, или Новый Кисекбаш», 1908 г.) задумывается им как пародия на литературный памятник ХVIII века «Кисекбаш» («Отрезанная голова»).

В поэме преобладает эпическое начало. Фантастический сюжет, основан на повторении сходных, однотипных образов, дает автору возможность воссоздать облик татарского общества, которое далеко от реальности, живет в ожидании чудес, зрелищ, «цирковых представлений». Само «представление», разворачивающееся на Сенном базаре, – это «кипение в действии пустом».

Г.Тукай предупреждал «о живучести феодальных и национальных предрассудков, старых политических форм жизни и после революции 1905 года» (Ю.Нигматуллина).

Туган авылым сочинение на татарском языке

Фотограф Якобсон И.М. Г.Тукай. 1912

Казань. Опубликовано: Ахметова Д.И. Тукай в фотографиях. Казань, 2016. Национальный музей Республики Татарстан

Романтические мотивы в творчестве

В казанский период в творчестве поэта, ощущавшего себя певцом народной жизни, доминируют романтические мотивы, поэзия обретает философскую глубину и емкость. Меняется просветительская парадигма: на первый план выходит мотив служения татарскому обществу.

Так, в стихотворении «Ике юл» («Две дороги», 1909 г.) традиционная антиномия «просвещенный – невежа» выступает как средство интерпретации двух возможных сценариев развития человеческой жизни: духовного совершенствования и стагнации.

Парадоксальная мысль о том, что стремление к просвещению делает человека несчастным, становится центральной идеей произведения: просвещенные люди – борцы за будущее нации – обречены жить для других людей, их проблемами и заботами.

Чувство безысходности, уныния, одиночества, острота ощущения быстротечности жизни преодолеваются верой в светлое будущее нации. В стихотворении «Өмид» («Надежда», 1908 г.) поэт, противопоставляя свет и тьму, восход и закат, будущее и настоящее, друга и врага, отчаяние и оптимизм, приходит к утверждению жизни как победы «солнца ума» над «тьмой невежества».

«Солнце мысли» противопоставляется «совести мертвой» – тьме ложных представлений, верований, идей. Даже «светоч вселенной» – солнце несравнимо с тем, что дает надежду: «Нет, душа не будет низкой, высота – ее удел». В стихотворении «Күңел» («Душа», 1909 г.) лирический герой обращается к своей душе, призывает ее жить горестями и заботами других. Высший смысл существования для него – в посвящении себя людям. Только максимальное погружение в мрак и безнадежность, в холод и пустоту, в боль и страдание может вывести к свету и гармонии с мирозданием.

По такому же принципу развивается поэтическая идея многих стихотворений: «Сәрләүхәсез» («Без заглавия», 1909 г.), «Милли моңнар» («Национальные мелодии», 1909 г.), «Өметсезлек» («Без надежды», 1910 г.) и др. В них драматические, порой трагические переживания лирического героя связаны с жизнью народа, историей нации.

Мысли о социальном неравенстве

С 1911 г. основной мотив всего творчества Г.Тукая – служение нации – все больше начинает соотноситься с образами простых людей, с социальной ситуацией в татарском обществе.

Негодование и горе лирического героя по поводу трагического положения народа, социального неравенства проецируются на все человечество: «Золым» («Гнет», 1911 г.), «Сайфия» («Дача», 1911 г.), «Читен хәл» («Трудное положение», 1911 г.), «Авыл халкына ни җитми?» («Чего же не хватает сельскому люду?», 1912 г.), «Казан» («Казань», 1913 г.), «Хәстә хәле» («Больной», 1913 г.) и др. Так, в стихотворении «Көзге җилләр» («Осенние ветры», 1911 г.), пронизанном глубокой тревогой за судьбу народа, используется символический образ – плач осеннего ветра, матери-земли.

Туган авылым сочинение на татарском языке

Г.Тукаев. Астрахань. 1911

Почтовая открытка. Издание Ш. Гайфи. На лицевой стороне снимка надпись арабской графикой: «Я врагам не отомстил, вышли силы, сломан меч, В битве с грязью сам погряз, мир очистить я не смог. Г. Тукаев». Центр письменного и музыкального
наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ

Философская лирика

В философской лирике поэта преодоление трагизма жизни неразрывно связано с утверждением идеала и с категорией идеального. Именно через идеал Г.Тукай оценивает все явления современной жизни.

В стихотворениях, где главным выступает мотив тоски о прошлом, жизнь разделена на две половины: время, когда лирический герой стремился к счастью, и время осознания его невозможности. В стихотворениях «Бәйрәм вә сабыйлык вакыты» («Время праздника и детства», 1908 г.), «Исемдә» («Я помню», 1909 г.) идеализируются приметы прошлого: радостный смех, беззаботные игры, первая влюбленность и ожидание светлого счастья. Они противопоставлены холоду и равнодушию настоящего. Лишь воспоминания о гармонии и красоте помогают человеку преодолевать тяготы настоящего.

В стихотворениях, посвященных любви, чувство влюбленности интерпретируется как категория возвышенного, источник поэтического вдохновения («Мәхәббәт» – «Любовь», 1907 г.), счастья («Кулың» – «Твоя рука», 1908 г.), как недостижимый идеал («Бер рәсемгә» – «К портрету», 1908 г.) и смысл жизни («Иһтида» – «Постижение истины», 1911 г.).

Мотив любви переплетается с мотивом творчества. Поэт считал, что любовь и творчество имеют божественное происхождение и предопределенность.

Пейзажная лирика

Национальное своеобразие поэзии Г.Тукая ярко проявилось в пейзажной лирике, в которой преобладает мотив наслаждения красотой, идеализируются природа родной земли и ее самые простые явления.

Он сумел передать присущее татарскому народу восприятие природы: «Ай һәм кояш» («Луна и солнце», 1909 г.), «Кышка бер сүз» («Слово зиме», 1909 г.), «Җәйге таң хатирәсе» («Воспоминание о летней заре», 1910 г.) и др.

«Естественная красота» природы в стихах и поэмах противопоставляется «жестокости» исторического развития. Кроме того, двойственность бытия выражается в антитезе божественного и земного, природы и человека («Дошманнар» – «Враги», 1912 г.).

Туган авылым сочинение на татарском языке

Фотограф Якобсон И.М. Г.Тукай и Ф.Амирхан. Казань.1912. 1912

Центр письменного и музыкального наследия ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

Мотив одиночества и отчуждения

В философской лирике формируется один из центральных мотивов – мотив трагического одиночества и отчуждения. Он представлен прежде всего как одиночество среди равнодушной толпы борца за свободу духа, светлое будущее нации, за изменение мира.

В стихотворении «Кыйтга» («Отрывок», 1913 г.) сожаление лирического героя, жизнь которого состояла из «черных дней» и борьбы за «обеление, очищение мира», возникает как результат осознания недостижимости этой цели. Но верность идеалу и стойкость человеческого духа торжествуют: несмотря на одиночество и отчаяние, лирический герой остается верен своему стремлению изменить общество и мир к лучшему.

В стихах, посвященных темам творчества, поэта и поэзии («Шагыйрь» – «Поэт», 1908 г.; «…гә (Ядкяр)» – «Посвящение», 1908 г.; «Пәйгамбәр» – «Пророк», 1909 г. и т. д.), также появляется мотив отчуждения. Ответственность поэта за окружающий мир, сочувствие к обездоленным и слабым, способность оставаться молодым и сильным духом, увлекать за собой народ в стихотворении «Поэт» представлены как спутники творческого дарования.

Стихотворение «Пророк» состоит из двух частей. В первой поэт рассказывает о божественной предопределенности своей судьбы, об одиночестве и отчужденности, призывает жить в любви и согласии. Во второй показывает отношение людей к себе: народ не принял поэта и, жестоко насмеявшись, изгнал. Написанное как вариация на тему лермонтовского «Пророка», стихотворение содержит религиозно-суфийские символы и детали, напоминает традиционные восточные истории пророков.

Мотивы молитвы, любви к Богу пронизывают многие стихи, посвященные раздумьям о судьбе человека («Мигъраҗ» – «Миградж», 1910 г.; «Кадер кич» – «Священный вечер», 1911 г.; «Тәфсирме? Тәрҗемәме?» – «Комментарии или перевод?», 1913 г.).

Молитва – таинство, через которое человек выражает свой внутренний мир, предстает не только как обращение к Богу, но и как разговор со своей душой, своим «я» («Ана догасы» – «Молитва матери», 1909 г.). Человек всегда может найти истину, успокоение и поддержку у Всевышнего («Киңәш» – «Совет», 1909 г.; «Таян Аллага» – «Обращайся к Богу», 1909 г.) и сам несет в себе частицу божественного («Нәсыйхәт» – «Наставление», 1910 г.).

Туган авылым сочинение на татарском языке

Бочкарев И.М. Г.Тукай (во втором ряду, третий слева) среди членов татарского драматического кружка. Астрахань. 1911

Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ. Опубликовано: Ахметова Д.И. Тукай в фотографиях. Казань, 2016

Г.Тукай – исследователь татарского фольклора

Г.Тукай одним из первых занялся изучением эстетических принципов татарского фольклора, его связей с письменной литературой.

В 1910 г. в Восточном клубе он прочитал лекцию «Халык әдәбияты» («Народная литература»), в которой провозгласил лозунг «Да здравствует народная литература, да здравствует народный язык… свободный от всякого постороннего (арабского, турецкого, узбекского) влияния».

В своем творчестве Г.Тукай передал специфику народного мировосприятия и мироотражения: «Милли моңнар» («Национальные мелодии», 1909 г.), использовал сюжетные схемы народных сказок: поэма «Шурале», баллада «Водяная», «Кәҗә белән сарык хикәясе» («Сказка про Козу и Барана», 1910 г.), образы и детали, изобразительные средства, присущие татарскому устному народному творчеству: «Пара лошадей» (1907 г.), «Эштән чыгарылган татар кызына» («Обманутой татарской девушке», 1909 г.); писал стилизации под народные песни: «Авыл җырлары» («Деревенские песенки», 1908 г.).

Опираясь на традиции устного народного творчества, Г.Тукай добился полной трансформации слога и формы татарской поэзии, стал создателем истинно национального литературно-поэтического языка.

Другие традиции в творчестве поэта соотнесены с современным ему художественным сознанием, его критериями и ориентациями. Вместе с тем, традиционные структуры и образы, мотивы, детали, узнаваемые и прочитываемые в контексте восточной литературы, стали средством оживления художественной памяти, в том числе жанровой.

Гражданская, любовная и пейзажная лирика Г.Тукая сохранила своеобразие восточных жанров, но актуализировала их для выражения национальной идеи, сформировавшейся в начале ХХ века.

Туган авылым сочинение на татарском языке

Фотограф Якобсон И.М. Г.Тукай в больнице Г.А.Клячкина. 1 апреля 1913

Казань. Опубликовано: Ахметова Д.И. Тукай в фотографиях. Казань, 2016. Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ

Г.Тукай – литературный критик и публицист

Г.Тукай активно работал как литературный критик и публицист. Он освещал современное состояние и перспективы развития татарской литературы, художественные особенности отдельных произведений, анализировал поэтику татарского стиха.

В статьях «Хиссияте миллия» («Национальные чувства», 1906 г.), «Безнең милләт үлгәнме, әллә йоклаган гынамы?» («Умерла ли наша нация или она только спит?», 1906 г.), «Шигырьләребез» («Наша поэзия», 1907 г.), «Татарча театр» («Театр на татарском языке», 1909 г.), «Халык моңнары» («Национальные мелодии», 1910 г.) он поднимал актуальные проблемы татарского общества, периодической печати, народного просвещения и многие другие.

В 1909 г. Г.Тукай начал автобиографические записи «Исемдә калганнар» («Оставшееся в памяти»).

Последние годы жизни

Детство, прошедшее в голоде и нищете, годы, проведенные в холодных номерах казанских гостиниц, надломили здоровье поэта, он заболел туберкулезом.

В 1911–1912 гг. в надежде на исцеление Г.Тукай совершил несколько поездок: в начале мая 1911 г. пароходом – в Астрахань, весной 1912 г. – в Уфу и Петербург.

Из северной столицы он отправился в Троицк, с середины июня находился в казахской степи, где надеялся поправить свое здоровье кумысом. Поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г.

Даже будучи тяжело больным, он продолжал писать.

Поэтическая родина Тукая. 2009

Телерадиокомпания «Новый век»

Наследие

Туган авылым сочинение на татарском языке

Похороны Г. Тукая. Казань. На мусульманском кладбище. 4 апреля 1913

Национальный музей Республики Татарстан. Опубликовано: Ахметова Д.И. Тукай в фотографиях. Казань, 2016

Г.Тукай оказал большое и многостороннее влияние на развитие тюркоязычных литератур.

Классики казахской (М.Ауэзов), узбекской (Х.Хакимзаде, Г.Гулям), таджикской (С.Айни), азербайджанской (С.Рустем), киргизской (А.Токомбаев), туркменской (Б.Кербабаев) и чувашской (П.Хузангай) литературы считали Г.Тукая своим наставником в искусстве слова, а его творчество – вершиной, к которой должны стремиться.

Память

Туган авылым сочинение на татарском языке

Урманче Б.И. Иллюстрация к сказке Г.Тукая «Шурале». Лист №4. 1980

Бумага, тушь китайская. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Образ поэта воплощен в литературе, музыке, изобразительном искусстве (А.Файзи, Р.Ишмуратом, С.Хакимом, И.Нуруллиным, Р.Валеевым, Т.Миннуллиным, И.Юзеевым, М.Аглямовым, М.Музафаровым, Н.Жигановым, Б.Урманче, Ф. Аминовым и др.).

По мотивам его стихов и поэм созданы новые художественные произведения.

В Казани установлены 2 памятника Г.Тукая:

  • в 1956 г. – у здания Татарского театра оперы и балета (скульптор Е.И.Шулик, архитектор И.Г.Гайнутдинов),
  • в 1958 г. – в сквере его имени (скульпторы С.С.Ахун, Л.Е.Кербель, Л.М.Писаревский, архитектор Л.Н.Павлов).

Учреждена Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (1958 г.).

Открыты музеи Г.Тукая:

  • в 1971 г. в селе Новый Кырлай Арского района,
  • в 1986 г. в Казани.

С 1976 г. имя Г.Тукая носит один из районов республики.

Туган авылым сочинение на татарском языке

Аминов Ф.Г. На помощь! Иллюстрация к сказке Г.Тукая «Шурале». 1959

Бумага, акварель. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Сочинения

Избранное: в 2 т. Казан, 1961.

Әсәрләр: 5 томда. Казан, 1985–1986.

Әсәрләр: 6 томда. Казан, 2011–2016.

Литература

Ганиева Р.К. Сатирическое творчество Тукая. Казань, 1964.

Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань, 1970.

Лаисов Н. Габдулла Тукай. Казань, 1985;

Нафигов Р.И. Наш Тукай. Казань, 1998;

Ганиева Р. Шагыйрьнең рухи дөньясы. Казань, 2002.

Фридерих М. Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы. Казань, 2011.

Габдулла Тукай. Энциклопедия. Казань, 2016.

Ахметова Д.И. Тукай в фотографиях. Казань, 2016.

Автор – Д.Ф.Загидуллина

  • Трудное детство и не очень рассказ
  • Трусиха рассказ для детей контрольная работа по литературному чтению 3 класс
  • Трусишка вася рассказ зощенко распечатать
  • Трудовой вклад моей семьи в процветание родины 5 класс сочинение
  • Трудный подросток рассказ на дзен