Туалетная принадлежность царицы из сказки пушкина

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 90-91. укм школа россии1. почему история о

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 112-113

А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Часть 1.

Прочитать ответы на вопросы разделов «Литература и другие виды искусства» и «Фонохрестоматия» можно, перейдя по ссылке.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?

По мере развития действия у меня сменилось несколько настроений. Сперва — тревога, потом негодование, страх, наконец восторг и радость.

2. Кто из героев особенно понравился вам, кто вызвал другие чувства?

Больше всего мне понравилась царевна. Она была доброй, отзывчивой, не кичилась своим происхождением, вела себя со всеми одинаково хорошо.

Мне не понравилась царица-мачеха. Она была злой, жестокой, эгоистичной, самовлюблённой.

3. Какая сказка — Жуковского или Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чём?

Сказка Пушкина ближе к народной. В отличии от сказки Жуковского, Пушкин использовал такие элементы народной сказки, как троекратные повторы, его герои более традиционные: богатыри, королевичи, цари, он вводит в текст описание сил природы, одушевляя их — это тоже приём народной сказки.

Но тем не менее, сказка Жуковского мне понравилась больше. В ней больше юмора, она более лёгкая и увлекательная.

4. Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?

Грустное настроение создаёт описание долгого ожидания царицы, которая всё время сидела у окна и ждала милого друга. Мы понимаем, как сильно она скучала и тосковала.

5. Как вы понимаете строчки «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла и к обедне умерла»?

Царица ещё не оправилась от родов, была очень слабой, а возвращение царя вызвало сильнейшее нервное потрясение, которое оказалось роковым — она умерла от радости.

6. Похожа ли новая, другая царица на первую и что вы можете сказать о ней?

Новая царица не любила царя, а любила себя. Пушкин про неё сказал прямо: горда, ломлива, своенравна и ревнива. Хотя при этом она была умной и красивой.

7. Понравилась ли вам царевна? Как объяснить что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «Но»? Кому противопоставляет её автор?

Царевна мне очень понравилась. Автор противопоставляет её царице, поэтому её описание начинается со слова «Но».

Она описывается роскошной красавицей, но у неё кроткий нрав. Она скромная и добрая.

8. Чего добивалась царица от зеркала и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?

Царица хотела знать, всех ли она красивей. Волшебное зеркальце могло дать ей ответ на этот вопрос.

Недоброе отношение к царевне лучше всего выражает слово «Ревнива», которое использует Пушкин, или «Завистлива», как мы бы сказали сейчас.

Из предложенных вариантов лучше всего подходит слово «Злая».

9. Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?

Живя в доме богатырей, царевна показала себя скромной, вежливой, трудолюбивой, застенчивой, доброй.

Богатыри были мужественными, честными, вежливыми и благодарными. Они полюбили царевну, но, узнав, что у той есть жених, стали вести себя как братья, опекая царевну и заботясь о ней.

10. Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея?

Эти обращения интересны прежде всего тем, что в них использован приём олицетворения, автор оживляет слепые силы природы.

Интересна и форма обращения Елисея. Он понимает, что говорит с могущественными силами, обращается к ним очень ласково, расхваливает их, стремясь расположить к себе. Он умоляет не отказать в ответе, говоря, что он жених царевны. В этом проявляется его тревога и печаль.

Узнав о судьбе царевны, Елисей громко рыдает.

11. Прочитайте сцену разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?

Чернавка отвела царевну в лес и та перепугалась. Она поняла, что против неё замышляют недоброе. Поэтому она стала умолять Чернавку пощадить её, обещая не забыть об этом, когда станет царицей.

Чернавка сжалилась и оставила царевну в лесу, сказав «Бог с тобой», то есть вручив её судьбу высшим силам.

12. Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница настроения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы? 

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!»

«И трубит уже молва:

Дочка царская жива!»

Первые строчки печальны, вторые — радостны. Разница между ними в ритме. В первых строчках он более протяжный, строка состоит из 8 слогов. Во вторых строчках он более быстрый, строка состоит из семи слогов.

Также автор использует два глагола, задающих общее настроение. Глагол трезвонить ассоциируется с печальным перезвоном колоколов. Глагол трубит ассоциируется с радостными, победными звуками труб.

Будьте внимательны к слову

Выберите слова и выражения, которые встречались в народных сказках, и те, которые могли быть, по-вашему мнению, только в авторской сказке.

Слова из народных сказок: простился, в путь-дорогу снарядился, с белой зари до ночи, желанный, воротился издалече, неутешен, правду молвить, приветливо, сыскался, перемолвился, трезвонить, трубить, величать, красная девица, спознали, отрекался, потешить, прекословить, перечить, поникли головою, вдруг погасла.

Слова из авторской сказки: ждёт-пождёт милого друга, глядючи, белешенька земля, тяжелёшенько, восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, нраву кроткого такого, что-де в гости к ним зашла, аль товар не по купцам, в горести душевной, сотворив обряд печальный, жертвой злобе, с мольбой погнался, трубит молва.

AVvXsEgIwcaUA2gdKXCN5hDOcIzkiqwYQZU8lA9AeyilUggqxeAJerASsvvYS79adYyfeslEu7tG1XMd7ZmvmFY2GeZf dJvh 2mpcGUrAjAtgurdIHj4aXNGGfpmk3QC2Bdt1m3fWrRqSLIawgWZ4QvXrrWh1OJav1gFUv4Je0H21Lc47Dk2rVq rKyTX EwQ=w400 h330

На чтение 11 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи – всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения – жемчужины русской литературы в своём жанре. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

skazka-o-mertvoy-carevne-glavnye-geroi-47863.jpg

Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне”

Главные герои

Царевна

При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзанье зверям. Девушка долго бродит по лесу и находит терем, где остаётся ночевать, хозяйничает, готовит. 7 богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.

Королевич Елисей

Жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, к Месяцу, к Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.

Мачеха, жена Царя

Вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданное ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается старухой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.

7 богатырей

Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Полюбив и привыкнув к девушке, братья начинают ссориться, и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

</tr></table>

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Содержание:

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Другие персонажи

Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.

Таблица персонажей.

Королевич Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи.
Царь Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета.
Первая царица Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования.
Чернавка Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти.
Семь богатырей Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы.
Яблоко Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство.
Солнце и Месяц Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают.
Ветер Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу.

Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.

Анализ произведения

Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.

Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.

Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.

Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.

Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.

Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.

Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

1. Царевна — дочь царя

Красивая, добрая и скромная девушка, которая была сначала сослана в лес, а затем отравлена яблоком. Царевна очень обходительная со всеми, кто ее окружает, поэтому ее все очень любят.

Более развернутая характеристика

2. Царица — вторая жена царя, мачеха царевны

Красивая, но злая, завистливая, эгоистичная и коварная. Именно она приказала послать падчерицу в лес на съедение зверям, а потом подстроила гибель девушки.

Более развернутая характеристика

3. Королевич Елисей

Жених молодой царевны, который отправился искать свою возлюбленную. Очень сильный и смелый герой.

Более развернутая характеристика

4. Семь богатырей

Сильные и удалые молодцы, которые приютили у себя молодую царевну, заблудившуюся в лесу.

Более развернутая характеристика

5. Чернавка

Служанка злой царицы, которая по приказу отвела девушку в лес.

Более развернутая характеристика

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», была написана Пушкиным  в Болдино в 1933 году.  Полный ее текст можно прочесть здесь. Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. Добро и любовь в ней побеждают.

Главные герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Вторая царица, жена царя – красавица. Отрицательный герой.

Самовлюбленная эгоистка

И своенравная жестокая царица хлопнула зеркальце об землю.  Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила  перед собой цель извести юную царевну.  И когда ей все-таки не удалось избавиться от царевны, злоба с такой силой обуяла ее, что она умерла.

Царевнадевушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивая и заботливая. Попав в терем семи  братьев, она привела дом в порядок, и только потом улеглась отдыхать на полатях.

Чернавкасенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной и боялась свою хозяйку-царицу. Она  завела царевну в лес и отпустила ее. Но жестокая царица заставила чернавку отравить царевну.

Королевич Елисей – жених царевны. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его целеустремленность была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.

Семь братьев-богатырей – добры молодцы. Охотники и бравые воины:

Братья, как родную приняли царевну, почувствовали в ней принадлежность к царской семье.  Они тепло ит душевно от носились к ней, и с почестью похоронили в хрустальном гробе.

Эта сказка Пушкина, как и положено всякой доброй сказке, завершилась свадьбой. Жестокую царицу погубила собственная злоба, а положительные герои были вознаграждены за верность, настойчивость и любовь.

7-5f71a16b82a7c30dbf8dea7f7881a203ebda3a085dffb2f693d3eae9954a54d8.png

Гусев Виктор

Начнём с положительных героев.

Царевна молодая — главная героиня сказки. Очень красивая. Отличается добрым, покорным характером. Приветлива со всеми. 

Богатыри — семь братьев, проживающих в лесу. Работящие мужчины. Заботливые, радушные хозяева.

Елисей — царевич, жених царевны молодой. Бесстрашный юноша, готовый пройти все испытания ради любимой.

Отрицательный герой по моему мнению один. 

Царица — мачеха. Злобная женщина, которая готова погубить любого, кто красивее. Ничто не может остановить ее.

ПожаловатьсяИспользуемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/skazka-o-mertvoy-carevne/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/skazkа-o-myertvoy-tsarevne.html
  • http://hronika.su/harakteristika-glavnyh-geroev-skazki-pushkina-o-mertvoj-carevne/
  • https://poetpushkin.ru/skazki/glavnye-geroi-skazki-o-mertvoj-tsarevne-i-semi-bogatyryah.html
  • https://vashurok.ru/questions/harakteristiki-otritsatelnih-i-polozhitelnih-geroev-skazki-o-mertvoy-tsarevne-i-sem-bogat

 Нужно отдать должное гению А.С. Пушкина, который смог разглядеть в отрывистых рассказах европейских, и в том числе русских путешественников, фантастический, но в то же время чрезвычайно устойчивый образ таинственной Властительницы Ширвана. Это древнее государство существовало в прикаспийских областях нынешнего Азербайджана. Его столицей более тысячи лет являлся город Шемаха, что в 122 км от нынешнего Баку. Шемаха была крупнейшим центром международной торговли, почти весь шелк в Россию поступал именно из этого города. Поэтому о Шемахе, ее истории и легендах с ней связанных, в России XIX века хорошо знали. Не говоря о том, что во времена Пушкина российские войска уже завоевали все Закавказье.

7525845 5769668

Возможно, Пушкин заимствовал образ Шамаханской царицы из поэмы Павла Катенина «Княжна Милуша». Где Катенин изобразил правительницу Шемахи подобно героиням бессмертной поэмы Низами «Хосров и Ширин» — Ширин и ее грозной тетки Мехин Бану. Но Пушкин больше сосредоточился на недосказанности и таинственности образа Властительницы Ширвана.
Так кем же она была, эта загадочная правительница Шемахи?

Здесь важно уточнить, что «Шамаханская царица» — для Азербайджана и древнего Ширвана, это несомненно устойчивое словосочетание. У царицы Ширвана было очень много имен, они упоминаются в народных преданиях и исторических хрониках. Ширванская повелительница, Ширванская дева (Ширван-Кызы), Гюлистан Хатун-Ханума (Госпожа крепости Гюлистан), некая Малика Канна (у Адама Олеария) и Царь Девица Лютра, за всеми этими именами скрывается один и тот же женский образ связанный со столицей Ширвана Шемахой и особенно с ее цитаделью — крепостью Гюлистан (Цветник, Крепость роз), которая находилась в паре километров от города.

Исследователь фольклора Азербайджана А.П. Фитуни в начале XX века писал, что образ царицы Ширвана всегда связывался к цитаделью Шемахи, которая так и называлась Кыз-Каласи (Девичья крепость) или Гюлистан (Цветник).

А.П.Фитуни, История народных легенд о кладе Александра Македонского в Ширване.
Особенностью ширванских легенд является то обстоятельство, что всегда правителем Ширвана выставляется женщина, престол которой находится в Кыз-Каласи. Корни этого нужно искать в глубокой древности.

Одно из самых первых упоминаний Ширванской девы в Шемахе оставил английский купец Энтони Дженкинсон в середине XVI века. Интересно, что это раннее упоминание не связывало образ некоей Амелек-Ханны непосредственно с горой и крепостью Гюлистан. Центр местного женского культа Энтони Дженкинсон поместил в неизвестный монастырь рядом с Шемахой. Нет сомнений, что до распространения ислама в Ширване, основной религией в этих краях было христианство.

Энтони Дженкинсон «Путешествие в Персию» в 1561-1564 гг.
Недалеко от вышеназванного города Шемахи была старинная крепость Гюллистан (Gullistone), теперь разрушенная тем же Суфием. Она считалась одной из самых сильных крепостей в мире: ее долго осаждал Александр Великий, прежде чем овладел ею. Поблизости от этой крепости был роскошно построенный монастырь, где была похоронена королевская дочь Амелек-Ханна (Ameleck-Channa), убившая себя кинжалом, оттого что отец хотел ее насильно выдать за одного татарского государя, хотя она дала обет сохранить девственность: по этому случаю девушки этой страны сходятся туда раз в год и оплакивают ее смерть.

Вид на современный города Шемаху в Азербайджане. Гора слева — легендарный Гюлистан, место цитадели Шемахи.
7525845 5769669

У знаменитого путешественника XVII века Адама Олеария сам замок Гюлистан якобы строился для некоей наложницы правителя Ширвана (Ширван-шаха).

Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию.
Нам сообщили, что этот замок (Гюлистан) неким ширван-шахом (страна эта раньше имела своих царей) построен был для своей хассэ, или наложницы, более всех других им любимой, и назван был Кюлустан; разрушен же он Александром Великим.

Но все же Олеарий, как и Дженкинсон, не подчеркивал связь загадочной Амелек Канны (Малика — царица) с крепостью Гюлистан. По его мнению, могила Ширванской девы находилась на соседней горе — Пирдереки. Там она якобы покоилась рядом с какими-то святыми мужами.

Адам Олеарий
Здесь по нескольким ступеням можно было спуститься в более глубокий свод, где, говорят, была погребена Амелек-Канна, дочь царя. Эта последняя отличалась особой любовью к одинокой девичьей жизни, и, когда отец неволей хотел выдать ее замуж за татарского государя, то она, как говорят, сама покончила с собой. Возможно, что живущие здесь девицы (как говорит вышеупомянутый автор) ежегодно в определенное время собирались сюда к гробнице, чтобы оплакивать смерть [А]мелек-Канны однако в настоящее время персы уже ничего подобного не знают.

В 1819 году офицер российского Генштаба Н.Н. Муравьёв, будущий наместник Кавказа, посетил город Шемаху. Муравьев поведал, что в его время образ Царь Девицы уже полностью совместился с образом самой древней цитадели Шемахи, ибо именно ее и считали строительницей крепости Гюлистан. Народные предания наделяли могилу Царь Девицы сказочными спрятанными сокровищами.

Муравьёв-Карсский Н.Н. Путешествие в Туркмению и Хиву.
Цитадель (Гюлистан) находится в некотором отдалении от крепости (Шемахи); в ней проделаны глубокие пещеры, в которых, по преданиям стариков, погребена с богатыми сокровищами какая то Царь Девица Лютра строительница сей Цитадели. Уверяют, что Мустафа посылал людей своих отрывать оные, но будто бы Девица не допустила до сего. Мне нельзя было идти в сии пещеры по причине позднего времени, но по возвращении своем намеревался непременно их посетить.

Ниже, слева, каменная статуя их Хыныслы, пригорода Шемахи. Возможно, это женская фигура. Она датируется примерно III веком до н.э. Справа, голова Богини Матери из Газаха. На голове у нее характерный массивный цилиндрический головной убор (или нечто на него похожее). Эта шапка сидит очень высоко на черепе, что может свидетельствовать о его деформации (удлинении). Также возможно, что это прическа, где виски у богини высоко обриты. Подобное изображение Великой богини можно увидеть на войлочном ковре из Пазырыка.
7525845 5769670

А.П.Фитуни считал, что на образ Ширванской девы могли повлиять биографии многих исторических цариц Ширвана. Это несомненно. Но все же устойчивость этого образа в веках явно связана с другим фактором. Нужно вспомнить, что верховным божеством Кавказской Албании, а именно на ее территории сформировалось Ширванское царство, была богиня Селена (богиня луны) — таким именем греческий историк Страбон называл местную Богиню Мать. К слову, у знаменитого поэта Низами Гянджеви Луна — это постоянный эпитет его главной героини Ширин. С местными верховными матриархальными культами Кавказа были несомненно связаны и многочисленные упоминания греками и римлянами в горах Албании легендарных амазонок. И поздние народные предания часто рисовали Ширванскую деву как грозную воительницу, возглавлявшую отряд из многочисленных девственниц.

Страбон
Из богов они (албанцы) почитают Гелия, Зевса и Селену, в особенности же Селену (Селена — богиня Луны), святилище которой находится вблизи Иберии.
Как говорят, в горах над Албанией обитают амазонки. Феофан, который сопровождал Помпея в походе и посетил страну албанцев, рассказывает, что скифские племена гелов и легов живут между амазонками и албанцами и, что в этой стране протекает река Мермадалида, посредине между этими племенами и амазонками.

Можно предположить, что с глубокой древности территория города Шемахи была связана с верховным культом Богини Матери. В 1950 годах в западном пригороде Шемахи, в местечке Хыныслы, были обнаружены многочисленные артефакты VI—V вв. до н. э. В том числе десятки архаичных каменных статуй, самая крупная из которых была явно женской. Возможно, это местное изображение Богини Матери — верховного божества Шемахи. Скорее всего, до нашей эры этот город уже существовал и носил название по Птолемею — Кемахея или Мамахея.

Статуя женского божества из Хыныслы (пригород Шемахи). К сожалению, все найденные здесь статуи (их более 20) не имели археологического контекста. Их обнаружили в могилах III — V веков, где они служили перекрытиями каменных склепов-ящиков. То есть, эти статуи намного более ранние, а в могилах III — V веков их использовали вторично. К сожалению, голова самой большой статуи (более 2 метров высоты) не имела головы. Но можно предположить, что каменная голова из Газаха (см. выше) могла быть на нее похожей.
7525845 5769671

Игровое мероприятие для детей старшего дошкольного
возраста

«Сказки А.С.Пушкина»

               Подготовила:

                                                             
Учитель-логопед:  Гераскина

Татьяна Борисовна

Цель: Познакомить детей с биографией и творчеством А.С.Пушкина.
Закрепить знания детей о сказках, о зрительном образе букв.

Задачи:

1.        
Образовательная:

              — ознакомление детей с жизнью и
творчеством А.С.Пушкина, его произведениями для детей;

2.        
Коррекционно-развивающие:

              — обогащение словарного запаса,

              — активизация навыков подбора качественных
прилагательных к существительным и умения согласовывать их в роде, числе,
падеже;


образование относительных прилагательных,


согласование существительных с числительными,

              — закрепление навыка составления предложений по опорным
словам-предметам,

              — обучение дифференцированию ротового и носового выдоха,


развитие длительного направленного выдоха.


закрепление зрительных образов букв (А, О, И, У, П, М, Н, Г, Т, К и др.) и их

  
названий.

               — развитие артикуляционной моторики,

              — развитие фонематического слуха и слухового внимания,


развитие зрительного восприятия,

               — развитие общей и мелкой моторики,

               — развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

3.    Воспитательная:

              — обучение навыкам межличностного общения
(взаимодействия);

              — развитие умения работать в коллективе и самостоятельно.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина, эмблемы для детей (рыбки и белочки), разрезные
картинки – «Золотая рыбка», «Белка с орешками»; корзина, муляжи овощей и
фруктов, «кольчуга», 2 иллюстрации «кольчуга с ржавыми кольцами», фломастеры,
грецкие орехи, Белка, 2 деревянных ложки, 4 корзинки, 4 модуля, бумажные
кораблики (по количеству детей), 2 сундука (большой и маленький), 2 обруча, 2
мешочка с игрушками (белка, петушок, зеркало, орех, рыбка, кот, дед и баба,
яблоко), музыкальный центр, музыкальные диски с записью.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.     
Организационный
момент.

Дети входят в зал, здороваются с гостями и садятся на стульчики.

Логопед (Л): — Здравствуйте, ребята! Мне
Татьяна Борисовна сказала, что вы очень любите сказки. Это правда?

Дети (Д): — Да

Л: — А какие сказки вы любите? Назовите.

Д: — Колобок, Курочка Ряба, Русалочка и т.д.

Л: — А вы знаете, что большинство из этих
сказок — русские народные сказки? Почему они так называются – народные? Кто
написал эти сказки? (Народ)

                — А
еще, сказки пишут разные писатели. И мы знаем, что скоро будет день рождения
одного из таких писателей. Его зовут Александр Сергеевич Пушкин, вы слышали о
таком?

Д: — Да.

Л: — Очень хорошо! И сегодня на занятии мы
познакомимся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Слушайте внимательно.

2.     
Знакомство
с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.

Л: — Александр
Сергеевич Пушкин — великий русский поэт.

Родился Александр Сергеевич в Москве.
В детстве был Саша шалуном и проказником. И мать, Надежда Осиповна, за это
частенько строго наказывала старшего сына (в семье Пушкиных кроме Саши было ещё
двое детей).

А помогала воспитывать маленького Сашу
– няня Арина Родионовна. Непоседливый и озорной мальчишка, затаив дыхание часто
сидел и слушал, когда няня, или, как он её ласково назы­вал, «мамушка»,
рассказывала чудесные русские сказки. И позже он написал стихотворение о своей
любимой няне. Вот какое.

Ребенок
читает стихотворение А.С.Пушкина
«НЯНЕ».

Образованием детей в семье Пушкиных,
как и во всех дворянских семьях того времени, занимались гувернёры и гувернантки
— специально нанятые для этого учителя. Саша был не слишком послушным учеником,
но очень любил читать. Первые стихи он написал в восемь лет на французском
языке.

Когда мальчику исполнилось двенадцать,
он поступил учиться в Царскосельский лицей. И шесть лет он жил вдали от родных
и близких. Пушкин быстро привык к лицею, он стал для него насто­ящим родным
домом. Ребята, а в лицее учились только мальчики, полюбили Пушкина за его ум,
честность, весёлый нрав. (товарищей у него было много) А за непоседливость и
проказы прозвали Егозой.

Только 37 лет прожил поэт. Но за свою
короткую жизнь написал Александр Сергеевич Пушкин много поэм и сти­хотворений.
Например, таких, как эти:

Ребенок
читает стихотворение А.С.Пушкина
«ЗИМНЕЕ УТРО»    

Ребенок
читает стихотворение А.С.Пушкина
«ЗИМНИЙ
ВЕЧЕР» 

А для детей Александр Сергеевич
сочинил прекрасные сказки, которые переносят читателя в необычный, пол­ный
колдовства и тайны мир, в котором побывал когда-то и сам поэт. (об этом он
написал в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»)

Ребенок
читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

Л: — Ну вот, ребята, теперь вы знаете, кто
такой А.С. Пушкин. А какие сказки он написал – как они называются? Мы вам
сегодня расскажем о сказках, а для вас у нас есть задания интересные, с помощью
которых вы лучше познакомитесь со сказками. А чтобы было интересно, будем
соревноваться

— вы уже поделились
на 2 команды. Ваша команда как называется?

Д: — Золотая рыбка.

            Л:
А ваша?

Д: — Белочка.

            Л:
Ребята, а как вы думаете, почему у ваших команд такие названия? А названия у
вас такие, потому что Золотая рыбка и Белочка — это герои из сказок А.С.Пушкина. 
А чтобы команды не перепутались между собой во время соревнований, у вас у
каждого есть эмблема. За каждое правильно выполненное задание вы будете
получать кусочки картинок, из которых в конце вы сможете собрать иллюстрацию к одной
из сказок А.С.Пушкина.

3.     
Физкультминутка.

Л: — Ну что, все готовы начать наше
соревнование?

Д: — Да.

Л: — Хорошо! Только сначала нужно выполнить
зарядку, чтобы сил хватило до конца соревнований

«Построение»

Поскорее все вставайте

И зарядку начинайте.

«Потягивание»

Потягушки-потянитесь!

И в героев превратитесь.

«Князь Гвидон»

Давным-давно жил князь Гвидон

И делал каждый день зарядку он.

Он головой крутил – вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался!

4.     
«Волшебные
слова».

Л: — Ну а теперь мы проверим, какие вы
внимательные, и как хорошо слушают ваши ушки. Если вы услышите волшебное слово,
имеющее отношение к сказкам, то хлопайте в ладоши. (например: золотая
рыбка
, волшебная палочка, доска, лопата, кощей бессмертный, курочка
ряба
…)

5.     
«Не
царское это дело!»

Л: — Молодцы! Видите,
сколько волшебных предметов вы знаете! А где они встречаются?

Д: — В сказках.

Л: — Правильно, в сказках. В сказках есть и
сказочные герои (персонажи). О некоторых из них Вам сейчас расскажет Даша.

Ребенок читает отрывок из сказки А.С.Пушкина «СКАЗКА
О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

Л: — Ребята, про кого это стихотворение? Что
хотели бы сделать девицы, если стали бы царицами? Кого выбрал царь? Что велел
делать сестрицам – кем они стали?

— Да, ребята, не царское это дело – ткать ткани, да готовить разные
блюда для царских приемов, пиров. Давайте-ка мы с вами сейчас превратимся в
поваров и немного поиграем!

Раз,
два, три, четыре, пять —                   (дети считают хором)

Начинаем
мы играть.

Покрутились,
покружились,                   (крутятся)

В
поварят все превратились!                  (останавливаются)

Л: — Ребята, скажите, а кто такой повар, чем
он занимается?

Д: — Повар – готовит еду.

Л: — А кто такая повариха? Что она делает? Чем
она отличается от повара? (дети объясняют разницу) Молодцы! Вот и вы
расскажите нам, как настоящие повара, что можно приготовить, например, из
Яблока: яблочный сок, яблочное пюре, яблочный пирог, яблочная запеканка и т.д.
(дети, По-очереди из каждой команды, рассказывают о блюдах из овощей и фруктов)

6.     
«Я
ль на свете всех милее…»

Л: — Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Вы
знаете, кто это? (девочки) Нет, это к нам в гости пришли царицы из
сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Давайте
послушаем, что они нам расскажут.

Дети читают отрывки из сказки А.С.Пушкина «СКАЗКА
О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ…»

Л: — Ребята, вам понравилось, как царицы
читали нам стихи? (Понравилось!) А посмотрите. Какие они нарядные, а
какие прически – ну нарядились они точно по-царски! Давайте за их труды – их похвалим,
расскажем, какие они! (Дети подбирают как можно больше прилагательных о
каждой царице, например: красивая, добрая, строгая, нарядная, румяная… А также
вместе с логопедом составляют сложные прилагательные, например: у царицы карие
глаза – она какая? Кареглазая и т.д.)

7.     
«Богатыри»

Л: — Ой, ребята, тише-тише,

       Кажется, я что-то слышу!

       Кто-то к нам сюда идет,

       Может весть нам принесет?  

Ребенок читает отрывок из сказки А.С.Пушкина «СКАЗКА
О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

 Л: — Ребята, смотрите. Это же богатырь пришел к нам из сказки
А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». И вы, конечно, внимательно его слушали и
знаете, что за сильные молодые великаны были в стихотворении?

Д: — Богатыри!

Л: — Правильно. Богатыри! А богатыри какие?
(сильные, смелые…) А посмотрите, что у них одето? (кольчуга) Кольчуга
– защищала богатырей от стрел… во время сражений. А вот здесь у меня есть 2
кольчуги – в таких ходили все богатыри из сказок, только это было очень давно и
некоторые колечки в них заржавели, но проявились буквы. Давайте мы найдем эти
буквы и назовем их. Только сначала нам надо подготовить наши пальчики – сделаем
пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая
гимнастика
 «РАЗОТРУ ЛАДОШКИ СИЛЬНО»

Разотру ладошки
сильно,

Растирание ладоней

Каждый пальчик
покручу,

Поздороваюсь с ним
сильно

И вытягивать начну.

Захватить каждый
пальчик у основания и вращательными движениями дойти до ногтевой фаланги

Руки я затем помою,

Потереть ладошкой о
ладошку

Пальчик в пальчик я
вложу

На замочек их
закрою

И тепло поберегу.

Пальцы в «замок»

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как
зайчики.

Пальцы расцепить и
перебирать ими.

image001image002image002image002Л: — Молодцы! Ну а теперь будем искать буквы на кольчугах. Для каждой
команды – своя кольчуга. Вы будете по одному выходить к доске, закрашивать
фломастерами «ржавые» колечки и называть получившуюся букву. Чья команда
быстрее и правильно справится с заданием – та и выиграла.

image003 


  1. «Зрительная гимнастика»

Л: — А теперь давайте дадим немного отдохнуть нашим глазкам.

Сидит колдунья
дуется

На целый белый
свет.

Колдунье не
колдуется.

И настроенья нет.

Выполняют
вращательные движения глазами по часовой и против часовой стрелки

Она сидит, все
дуется.

Вот ей и не
колдуется.

Движения глазами
влево-вправо с открытыми и закрытыми глазами

Хорошее ей
настроенье

Надо подарить.

А как, скажите,
дети?

Конечно,
рассмешить.

Разогревают ладошки
друг о друга и прикладывают их к закрытым глазам

Давайте ей сначала

Дружно подмигнем

Сначала правым
глазом,

Левым же потом.

Дети поочередно
подмигивают глазами

Теперь двумя глазами вместе.

Мигают двумя
глазами вместе

«Вы – молодцы»,-

Скажу без лести.

Закрывают глаза

Теперь повторим все
с начала.

Поочередно
закрывают глаза, затем оба глаза вместе

Ой, что-то я уже
устала.

Закрывают глаза.

  1. «В гостях у
    белочки»

Л: — Ребята, послушайте, нам
хотят прочитать еще одно стихотворение.

Ребенок читает отрывок из сказки А.С.Пушкина «СКАЗКА
О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

Л: — Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал? (Белочка)
А почему белочка умеет так хорошо орешки грызть?

Д: — Потому что у нее зубы крепкие.

Л: — Правильно, зубы у нее крепкие, а еще щечки
сильные и язычок умелый. А у вас зубки, щечки, язычки такие же? Давайте
проверим!

Артикуляционная гимнастика

Широка Москва-река,         

И улыбка широка.              

А теперь наоборот:

Губки хоботом вперед,

Мой язык совсем не глуп —   

Ходит кругом возле губ.

Язык лопаткой положу

И немножко подержу

Покусаем губками,

Покусаем зубками.

А теперь, подняв края,

Будет чашечка моя!

И убрали за забор,

Чтоб не лазил туда вор!

Будь толстяк, надуй-ка щеки,

И поставьте руки в боки.

А худышка – щеки впали,

Видно каши есть не дали.

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Л: — Пока мы с вами делали артикуляционную
гимнастику, Белочка принесла нам 2 корзинки с орешками. Грызть мы их с вами не
будем, ведь у нас не такие сильные зубки, как у белочки. Будем с вами соревноваться
– «делать запасы»:  вы должны брать не руками, а ложкой, по одному орешку
переносить их с одного пенька на другой.

Л: — Молодцы, все справились с заданием. А
теперь давайте посчитаем, сколько орешков вы принесли. (Дети считают: один
орешек, два орешка, пять орешков…)

    
— Ребята, а орешки у вас какие?

Д: — вкусные, грецкие…

Л: — вот и давайте их посчитаем по-другому:
один грецкий орешек, два грецких орешка…

  1.  Дыхательная
    гимнастика «Ветер, ветер, ветерок».

Ребенок читает отрывок из сказки А.С.Пушкина «СКАЗКА
О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ…»

Л: — О чем это стихотворение? (о ветре)
Давайте мы с вами превратимся в ветерки и покачаем кораблики по морским волнам.

(Логопед раздает детям бумажные кораблики)

Л: — Давайте сначала потренируемся. Как будем
дуть: вдох – носом, и долгий выдох ртом. (дети выполняют упражнение. Логопед
следит, чтобы дети не надували щеки.)

     — Молодцы. А теперь будем дуть на кораблики по команде.

           1. Кораблики плывут при ровном «ветре» Звук «Ф».

2. «Но вот
налетает порывистый ветер, он дует неровно:  «п-п-п».

3. Свободное
дыхание. По стихотворению логопеда– дети сильно беззвучно дуют на кораблики.

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

Л: — Ой, какие вы все молодцы, как ловко качаете кораблики по волнам. А,
посмотрите, кто у нас в гостях! Это «Ветер». Давайте его попросим сильно подуть
и открыть нам тайну этого «зеленого камня».

(«Ветер» дует и
с сундука слетает зеленая ткань)

  1. «Царский сундук»

Л: — Посмотрите, что это появилось перед нами?

Д: — Сундук.

Л: — А вы знаете, ребята, откуда здесь появился этот сундук? Не знаете??!
Тогда послушайте Наташу, может и догадаетесь!

Ребенок читает отрывок из сказки А.С.Пушкина «СКАЗКА
О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

Л: — Теперь я знаю, откуда появился здесь этот
сундук.  Это корабельщики везли сундук царю, и потеряли – упал сундук в море! А
наш сильный ветерок подул – море расступилось и сундук мы увидели! Давайте
посмотрим, что лежит в сундуке! Только отгадайте загадки. (логопед
загадывает загадки про каждый предмет, лежащий в сундуке, например, про
Яблоко).

Л: — Правильно, это яблоко. Ребята, а в какой
сказке А.С.Пушкина есть яблоко? В «Сказке о мертвой царевне…». Старуха – царица
– усыпила яблоком царевну. А теперь вам задание – команда «Золотая рыбка» —
составьте предложение про яблоко!

Д: — Девочка ест вкусное яблоко.

(Далее логопед по-очереди предлагает подобные задания командам)

Хожу в пушистой
шубке,                           Хвост с узорами,                                          
Мордочка усатая,

Живу в густом
лесу.                                    Сапоги со шпорами,                                     Шубка
полосатая,

В дупле на старом
дубе                               На голове – гребешок,                               
 Часто умывается,

Орешки я грызу
(Белка)                              Кто же это? (Петушок)                              
 С водой не знается (кошка)

Молча я смотрю на
всех,                            Круглый, зрелый, загорелый,                          Круглое,
румяное,

А все смотрят на
меня!                               Попадался на зубок.                                         Я
расту на ветке,

Веселые видят –
смех,                                Попадался на зубок,                                          Меня
любят взрослые

С печальными – плачу
я.                            Расколоться все не мог.                                   
И маленькие детки. (яблоко)

Глубокое, как
река,                                     А потом под молоток,

Я дома, на вашей стене,                            
Хрустнул раз – и треснул бок (Орех)

Увидит старик –
старика,

Ребенок – ребенка во
мне (Зеркало)

Бьется в речке чистой             
                  Папина мама как называется,               

Спинкой серебристой.  (Рыбка) 
               А мамин папа как величается?(бабушка и дедушка)

Л: — Молодцы, обе команды справились с
заданием.

  1. «Собирай, не зевай»

Л: — Ну, что ж, ребята, справились вы со всеми
заданиями. Но есть и последнее испытание – посмотрите, сколько кусочков картинок
вы набрали. Из них теперь нужно собрать целые и  назвать из какой сказки каждая
картинка.

(Дети выполняют задание командно – собирают картинки на ковре и
называют сказки с помощью логопеда)

  1. «Итог занятия»

Л: — Все ребята молодцы. Но помните ли вы, о
ком мы сегодня говорили на занятии, чьи сказки вспоминали??

Д: — Да! Мы говорили об А.С.Пушкине.

Л: — А какие сказки он написал? Как они
называются? (дети вспоминают названия сказок А.С.Пушкина – с помощью логопеда)

     
— Ну что ж, ребята, раз вы так хорошо все запомнили, придется мне сделать вам
сказочный подарок – подарить вот этот сундучок (достает сундучок из большого
сундука) Но есть одно условие – открыть его здесь мы не можем – вы возьмете
сундучок в группу и откроете вместе с воспитателем. Договорились?? (Да) Ну а
наше занятие закончено. До свидания, ребята!!

Дети
встают и уходят из зала.

  • Трям здравствуйте сказка текст
  • Трясогузка рассказ для 1 класса
  • Трясущимися руками как пишется
  • Трясся от страха как пишется
  • Трям здравствуйте о чем сказка