Трям здравствуйте о чем сказка

1 ноября 2021 18:00 отредактировано: 3 ноября 2021 11:23автор статьив сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. если

Автор статьи

В сказках дети сталкиваются с проблемами и их решением. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», сопоставлять их со своей жизнью, он будет расти более сообразительным. И чтобы эти «уроки» хорошо усваивались, они должны быть в доступной для детского понимания форме.

Выбираем сказки по возрасту

Поучительные сказки для детей по возрасту

При выборе сказок нужно учитывать возраст ребенка1.

3–4 года

В этом возрасте детям интересны и близки сказки о животных, которые рассказывают ребенку, как нужно поступить в той или иной ситуации и почему. Благодаря кратким историям ребенок знакомится с явлениями природы, поступками людей, с первыми понятиями о добре и зле.

В этом возрасте дети часто представляют себя разными животными и их детенышами.

Примеры сказок:

  • «Мышонок и карандаш» (В. Сутеев);
  • «В сладком морковном лесу» (С. Козлов);
  • «Мама для мамонтенка» (Д. Непомнящая);
  • «Сказка про маленьких крольчат» (Д. Харрис).

5 лет

С 5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеком. Среди героев популярны принцы, царевны, персонажи с суперспособностями. Чем старше ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории про людей, представляя себя в разных ролях.

Например, русские народные сказки:

  • «Царевна-лягушка»;
  • «Царевна Несмеяна»;
  • «Волшебное яблочко»;
  • «Сивка Бурка».

6–8 лет

В этом возрасте ребенок уже понимает и любит волшебные сказки с превращениями и чудесами. Такими сказками являются:

  • «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков);
  • «Старик Хоттабыч» (Л. Лагин);
  • «Королевство кривых зеркал» (В. Губарев);
  • «Оле-Лукойе» (Г. Х. Андерсен).

Народные сказки

В сказках разных народов всегда присутствуют общечеловеческие ценности: добро, правда, красота. Народные сказки хороши простотой языка, его приближенностью к разговорной речи и тем, что в них дети узнают о жизни, быте, обычаях народа. Такие сказки учат верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а через преодоление трудностей.

У многих народов сюжеты сказок похожи. Например, «Чудо-яйцо» как пробуждение жизни встречается в 224 сказках, «Золушка» – в 3502.

Сказки для мальчиков и девочек

Поучительные сказки для мальчиков и девочек

Деление сказок на «женские» и «мужские» весьма условно. Однако самыми популярными сказками для мальчиков считаются «Три поросенка» и «Колобок». В «Трех поросятах» показан образ героя-победителя, а в «Колобке» вложено предупреждение о том, что можно потерпеть поражение, будучи невнимательным и легкомысленным.

Популярными «женскими» сказками являются:

  • «Красная шапочка»;
  • «Маша и Медведь»;
  • «Крошечка-Хаврошечка»;
  • «Морозко»;
  • «Золушка».

Во всех «женских» сказках обязательно есть мужской персонаж (в виде человека или животного). Героиня борется с ним («Красная Шапочка», «Маша и Медведь») или влюбляется («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Эти сказки учат девочек любви, состраданию, заботе и житейской мудрости.

Все, что ребенок воспринимает в детстве, сказывается на его взрослой жизни. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мышцу». Если он видит, что побеждают хитрые, он попробует обманывать и хитрить. Если он видит, что лидирует умный, он будет стремиться развивать собственные знания3. Поэтому читайте или хотя бы просматривайте содержание сказки перед тем, как ее услышит или прочтет ребенок.

Как придумать собственную сказку

Придуманные сказки бывают для детей более значимыми, чем из книг, так как они основаны на их интересах и желаниях. Ребенку всегда приятно осознавать, что главный герой сказки – это он сам.

Приведем 7 правил составления сказок4.

  1. Краткие предложения, короткая, неутомительная сказка.
  2. Отсутствие лишних героев.
  3. Подключение всех каналов восприятия (какие звуки слышатся, какие запахи ощущаются, какие цвета, образы и т.д.).
  4. Отсутствие осуждения, назидания.
  5. Минимальное использование частицы «не».
  6. Включение в сказку проблемы. При этом должно быть соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
  7. Учет темперамента ребенка:
  • холерикам – кратко, динамично, с конфликтом;
  • сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
  • меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности;
  • флегматикам – с подготовительным вступлением и структурно.

Как читать

Читаем поучительные сказки для детей

Для малышей хорошо читать на ночь в качестве ритуала перед сном. Следует ограничиться либо одной небольшой сказкой, либо одной главой. Но обязательно с завершенным сюжетом.

Есть специальные сборники сказок на ночь:

  • «Добрые сказки на ночь» (сказки советских писателей);
  • «Сказки-засыпайки для маленьких несонь» (И. Гурина);
  • «Сказки в пижамах» (И. Зартайская).

С детьми постарше хорошо читать поучительные и познавательные сказки. Затем обсуждать прочитанное, задавать вопросы, находить примеры из жизни.

Например:

  • «Не хочу! Не буду! Сказка для капризуль» (Е. Григорьева);
  • «Принцесса Торнада» (А. Игнатова).

Так что же почитать

Чаще всего родители ищут короткие, добрые и интересные сказки. Мы подобрали десяток именно таких. Просто вставляйте в поисковик названия.

  1. «Сказки на один укус» (Ю. Кузнецова).
  2. «12 месяцев» (С. Маршак).
  3. «Маленький ангел» (А. Безлюдная).
  4. «Сказки для добрых сердец» (Н. Абрамцева).
  5. «Сказки от капризов» (И. Гурина, Т. Холкина).
  6. «Сказки про Машу» (Г. Лебедева).
  7. «Трям! Здравствуйте!» (С. Козлов).
  8. «Цветик-семицветик» и другие сказки (В. Катаев).
  9. «Сказки-несказки», «Приключения муравьишки» (В. Бианки).
  10. «Ба из долины прыгучих ручьев» (К. Горбунова).

Видео

Список литературы

  1. Кабаленова Е. Ю. Народные сказки как уникальная возможность формирования духовно — нравственного здоровья дошкольников // Ямальский вестник. – 2015. – № 1. – С. 99-103.
  2. Снопова Т. К. Народная сказка – средство воспитания и обучения детей // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №3.
  3. Сказки для мальчиков и девочек. Санкт-Петербургская мастерская сказкотерапии. сайт
  4. Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5.
Фото: © Depositphotos

Малышам — книжка о том, как преодолевать страхи, подросткам — захватывающий приключенческий роман.

По выходным сотрудники городских читален рассказывают mos.ru о детских книгах, с которыми нужно непременно познакомиться всей семье. В этот раз рекомендации дает Ольга Мережкина, заведующая библиотекой № 169 «Проспект». Родителям дошкольников она советует обратить внимание на книжки Сергея Козлова и Дианы Амфт, а подросткам — на добрые рассказы Джеральда Даррелла.

Малышам 

«Правда, мы будем всегда?» Сергея Козлова

Очень важно, чтобы ребенок рос на добрых и светлых историях, это делает его сопереживающим и чутким человеком. Поэтому к прочтению с маленькими детьми я рекомендую книжку советского писателя-сказочника Сергея Козлова «Правда, мы будем всегда?». Это действительно добрые, теплые и трогательные истории о лесных друзьях — Медвежонке, Ежике, Зайце и других жителях леса.

Сергей Козлов написал книги «Ежик в тумане», «Трям! Здравствуйте!» и другие. Я думаю, что и родители с удовольствием вспомнят свое собственное детство, проведенное с этими героями.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Как полюбить Паучка?» Дианы Амфт

Ваш ребенок боится пауков? Прочитайте вместе с ним добрую сказку о крохе Паучке. Ему обидно, когда люди, глядя на него, говорят: «Фу, какая гадость!» Ведь на самом деле он совершенно безобидный и даже симпатичный.

Эта книжка учит малышей тому, что не нужно сразу делать окончательный вывод о том, что нам не нравится или нас пугает. Возможно, стоит посмотреть на это иначе, узнать о положительных сторонах. Сама Диана Амфт в детстве тоже боялась пауков и именно поэтому решила написать историю о том, как преодолеть этот страх.

Ребятам постарше 

«Брат Волк» Мишель Пейвер

Ребятам младшего школьного возраста очень рекомендую к прочтению серию «Хроники темных времен», которая начинается с «Брата Волка». Это очень увлекательная история о мальчике Тораке и волчонке, который стал его лучшим другом. Вместе они должны спасти обитателей леса от кровожадного медведя. Герои живут в первобытное время, когда можно рассчитывать лишь на благосклонность духов, свою находчивость и силу рук.

Это одна из тех книг, которые дети читают не отрываясь. Цикл «Хроники темных времен» прославил английскую писательницу Мишель Пейвер на весь мир, эти произведения переведены на 33 языка. Идея родилась у нее еще в детстве, когда она начала увлекаться историей и мифами первобытного мира. В то время она очень много читала, в основном — книги про животных. Больше всего она любила (и любит — сегодня писательнице 60 лет, она живет в Англии) волков, поэтому в «Хрониках темных времен» они занимают особое место.

Трям здравствуйте о чем сказка

«Семейная реликвия» Петра Горелика

Книжка Петра Горелика, писателя, ветерана Великой Отечественной войны, похожа на музейную экскурсию, важная роль в которой отведена экспонатам. Дело в том, что главными героями в книге выступают самые обычные пуговицы, которые рассказывают о своих владельцах и исторических событиях, охватывающих Первую и Вторую мировые войны. Одна пуговица была пришита к кителю французского солдата, другая — к блузке девушки-летчицы. Об остальных узнаете, если возьмете в руки эту книжку.

Написано произведение очень живым, простым и понятным языком. Читается на одном дыхании. Автору, кстати, на момент создания книги было 95 лет.

Подросткам 

«Механическое сердце» Питера Банзла

Захватывающий приключенческий роман, который написал английский писатель Питер Банзл. Главная героиня Лили Хартман учится в академии для настоящих леди, вникает во все тонкости этикета, читает учебники по вежливости. Но на самом деле ей хочется будоражащих душу приключений, и отдушину она находит в книгах, которые ей присылает отец.

Но однажды он пропадает, и девушка в компании разумного механического лиса, который сыграет в этой истории очень важную роль, отправляется на его поиски. Но и это еще не все. Их преследуют страшные люди с серебряными глазами и отнюдь не добрыми намерениями. Читателям, которые любят приключения, книга очень понравится: здесь и погони на дирижаблях, и неожиданные знакомства, и много всего другого интересного.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла

С этой книги ребятам стоит начинать знакомство с миром одного из самых известных писателей-натуралистов. В своих произведениях Даррелла затрагивает два увлечения — путешествия и изучение животных.

Эту книгу он писал, вдохновляясь собственными воспоминаниями о детских годах. Он рассказывает о большой семье мальчика Джерри (это сам Даррелл), которая решила перебраться из холодной промозглой Англии на теплый греческий остров Корфу. Как им жилось на острове, каких они завели питомцев — обо всем этом вы узнаете, прочитав книгу. Произведение пронизано искрометным юмором, местами способно вызвать гомерический смех — скучно точно не будет.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Ёжик в тумане

Ваш малыш уже знает буквы и его ручки тянутся к книжкам? Покажите ему серию «Сам читаю по слогам». Это книжки небольшого…

Простые тексты для первого чтения

добавлено 2022-01-06 10:06:22

Весёлые и поучительные истории В. Осеевой, В. Бианки, М. Пришвина, О. Кургузова ваш ребёнок сможет прочитать сам по слог…

Тренажер по чтению в картинках с прописями

добавлено 2021-12-18 10:03:10

Книга предназначена для развития навыков чтения. Внутри вы найдете простые предложения для чтения по слогам и небольшие …

Русские народные сказки. Уровень 1. Слоги

добавлено 2021-12-30 10:08:36

Обучение чтению – непростая задача, а зачастую и стресс как для родителей, так и для ребёнка. Эта книга поможет без напр…

Обучение чтению. Учимся читать по слогам. Первая книга после букваря

добавлено 2021-11-19 09:34:57

Предлагаемое пособие поможет ребёнку сделать первые шаги в освоении навыков чтения.

Смешные истории для первого чтения

добавлено 2021-10-21 10:15:25

Непоседливые и любознательные персонажи весёлых историй Э. Успенского, В. Драгунского, Л. Пантелеева обязательно понравя…

Сказка про тигрёнка на подсолнухе

добавлено 2021-09-26 10:04:10

Ваш малыш уже знает буквы и его ручки тянутся к книжкам? Покажите ему серию «Сам читаю по слогам». Это книжки небольшого…

Мойдодыр

добавлено 2021-09-12 10:02:54

Ваш малыш уже знает буквы и его ручки тянутся к книжкам? Покажите ему серию «Сам читаю по слогам». Это книжки небольшого…

Ёлка

добавлено 2021-09-12 10:02:40

Ваш малыш уже знает буквы и его ручки тянутся к книжкам? Покажите ему серию «Сам читаю по слогам». Это книжки небольшого…

Учусь читать. Слова из трёх букв

добавлено 2021-08-08 22:17:14

Тренажёр для быстрого и эффективного освоения чтения, который подходит для любых методик от классической до современных.

Трям! Здравствуйте!

добавлено 2021-07-12 11:02:02

Ваш малыш уже знает буквы и его ручки тянутся к книжкам? Покажите ему серию «Сам читаю по слогам». Это книжки небольшого…

Буква «ТЫ»

добавлено 2021-06-24 10:03:15

Ваш малыш уже знает буквы и его ручки тянутся к книжкам? Покажите ему серию «Сам читаю по слогам». Это книжки небольшого…

Сказки про Чебурашку и Крокодила Гену

добавлено 2021-06-05 00:34:21

Новая серия «Учусь читать слог за слогом» – это лучший подарок тем, кто хочет научиться читать самостоятельно. В книге б…

Практическое пособие для обучения детей чтению. Школа раннего обучения: чтение слогов, слов и текстов

добавлено 2021-07-07 10:04:47

В данном пособии представлен материал для обучения чтению детей от 4 до 7 лет.

Жил-был слонёнок

добавлено 2021-05-21 00:34:26

Жил-был смешной слонёнок, а может, не слонёнок, а может, поросёнок? Кто же жил в огромном парке, а может, и не в парке? …

Старуха Шапокляк

добавлено 2021-05-21 00:32:26

В сборник вошли сказки «Проказы Шапокляк», «Шапокляк не унимается». Все слова разбиты на слоги с ударениями, что поможет…

Таблицы для обучения чтению

добавлено 2021-05-19 10:03:16

Пособие «Таблицы для обучения чтению», разработанное известными педагогами-практиками О.В. Узоровой и Е. А. Нефёдовой, п…

Рассказы и сказки про животных

добавлено 2021-04-24 10:06:15

Книги серии «Читаю без мамы по слогам» адресованы дошкольникам для закрепления слогового чтения и перехода к чтению целы…

Тренажёр по чтению. Начальный уровень

добавлено 2020-11-25 10:06:48

Пособие «Тренажёр по чтению. Начальный уровень» известных педагогов-практиков О. В. Узоровой и Е. А. Нефёдовой поможет р…

Городок в табакерке

добавлено 2020-11-06 10:10:45

Сказки не только развлекают и воспитывают, но и обучают, развивают речь и мышление, помогают освоить навык чтения. Дети …

Большой тренажер по обучению чтению

добавлено 2020-11-25 10:03:13

«Большой тренажёр по обучению чтению» известных педагогов-практиков О. В. Узоровой и Е. А. Нефёдовой поможет ребёнку авт…

Я читаю. Слоги. Слова. Предложения. Тексты

добавлено 2020-11-02 15:01:13

Пособие «Я читаю» направлено на обучение старших дошкольников самостоятельному чтению. Языковой материал книги разбит на…

Первый тренажёр по чтению после букваря

добавлено 2020-10-29 10:11:52

«Первый тренажёр по чтению после букваря» – замечательная книжка для первого чтения. Занятия по тренажёру с крупными бук…

Читаю первые слова

добавлено 2020-11-05 10:10:13

Книга «Читаю первые слова» – третья в серии «Ступеньки чтения с крупными буквами». Малыш уже изучил алфавит и научился с…

Учусь читать по слогам

добавлено 2020-10-21 07:40:23

Книга «Учусь читать по слогам» – вторая в серии «Ступеньки чтения с крупными буквами». В ней вы найдете увлекательные за…

Первая книга чтения по слогам

добавлено 2020-10-29 10:12:09

«Первая книга чтения по слогам» – помощник для родителей, которые хотят научить своих детей читать. Занимаясь по этому р…

Денискины рассказы. Тайное становится явным

добавлено 2020-10-15 10:01:53

Ваш малыш уже знает буквы и его ручки тянутся к книжкам? Покажите ему серию «Сам читаю по слогам». Это книжки небольшого…

Сказки

добавлено 2020-10-21 10:12:38

В книге «Сказки» С. Михалкова ребята прочитают о зверятах, которые очень похожи на них самих. Эти сказки учат доброте, с…

Сказки и рассказы для девочек

добавлено 2020-08-23 10:03:11

«Сказки и рассказы для девочек» – замечательная книжка для первого чтения. Слова, разбитые на слоги, и знаки ударения по…

Учимся читать по слогам за 30 занятий

добавлено 2020-07-11 10:02:27

Кто быстро читает – тот быстро мыслит. А как научить ребёнка читать? Чтение должно быть систематичным, но непродолжитель…

Маша и Ойка

добавлено 2020-10-21 10:11:18

В книге классика детской литературы С. Прокофьевой интересные и поучительные маленькие сказки про двух маленьких девочек…

Космос

добавлено 2020-10-21 10:14:33

Нет ничего более удивительного и таинственного, чем наша Вселенная. Галактики, звёзды, планеты, метеориты – сколько же в…

Динозавры

добавлено 2020-10-21 10:15:26

Когда-то давным-давно Землю населяли удивительные существа – динозавры. Как они выглядели, чем отличались друг от друга,…

Песенка Мышонка

добавлено 2020-10-21 10:10:18

В книге «Песенке Мышонка» Е. Каргановой ребят ждут весёлый певец-Мышонок и трогательный поросёночек Чуня. В этом сборник…

Сказка о Лисе и Петушке. Читаем по слогам

добавлено 2020-04-29 12:38:24

Используемая в книге методика обучения чтению поможет легко научить ребенка читать. Сначала поиграйте с ребенком, и за н…

Сказка о зайчишке-трусишке. Читаем по слогам

добавлено 2020-04-29 11:36:08

Используемая в книге методика обучения чтению поможет легко научить ребенка читать. Сначала поиграйте с ребенком, и за н…

Теремок. Читаем по слогам

добавлено 2020-04-29 11:37:09

Используемая в книге методика обучения чтению поможет легко научить ребенка читать. Сначала поиграйте с ребенком, и за н…

Дикая уточка. Читаем по слогам

добавлено 2020-04-29 11:38:20

Используемая в книге методика обучения чтению поможет легко научить ребенка читать. Сначала поиграйте с ребенком, и за н…

Лисичка-сестричка и Серый волк. Читаем по слогам

добавлено 2020-04-27 17:14:38

Яркая иллюстрированная книга поможет ребёнку не только научиться читать, но и по-настоящему полюбить чтение.

Котофей и лиса. Читаем по слогам

добавлено 2020-04-27 17:14:08

Яркая иллюстрированная книга поможет ребёнку не только научиться читать, но и по-настоящему полюбить чтение.

А.Плющев Добрый вечер! У микрофона — Александр Плющев. Это программа «Особое мнение». Я бы хотел начать с анонса, но это будет продиктовано вопросом. Сначала поздороваюсь, конечно, с главным героем и гостем нашей программы Александром Прохановым. Добрый вечер, Александр Андреевич!

А.Проханов Здравствуйте!

А.Плющев Анонс заключается в том, что после нас с вами не хоть потом, а в 20 часов в программе «В круге Света» будет тема рассматриваться: «Церковные школы: назад в будущее?» Такой вопрос задают авторы программы. И в гостях будут — доктор психологических наук Александр Асмолов и священник писатель Андрей Кураев, а также уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.

И, конечно, это, так или иначе, связано со взрывом в Серпухове. И он поставил вопрос о религиозных школах, возможно, издевательствах там. Естественно, сразу эти версии появились. Как, по-вашему, то, что там случилось, — это то, что могло произойти везде или среда, где это случилось, тоже имеет значение?

А.Проханов Во-первых, это уже происходит везде. Все, что сейчас нас ужасает в связи с помповыми ружьями, приносимым в школу, ножами, которые режут учителей и товарищей, это стало субкультурой, вот что ужасно. Этому нет, может быть, реального психологического объяснения. Это поток. А с субкультурами практически невозможно бороться. Субкультуры — это то, что не поддается истреблению. Ибо если из него вырывается тот или иной лидер, на его место встает другой. Это сетевое явление.

И вот явление — приносить с собою оружие и палить по обидчиками, учителям или просто по людям-мишеням, оно стало почти нормой. Я не знаю этой статистики, но есть, наверное, резонансные дела раза два в год, помимо этого есть тихие, закрытые, неафишируемые преступления молодых людей в школах, колледжах, в университетах.

Поэтому, мне кажется, что это явление надо вписать в категорию субкультуры и исследовать его на этом уровне. В данном случае саму эту субкультуру надо понять, как она образовалась, возможно ли ее остановить, чем она подпитывается, не является ли она началом чего-то другого, более угрожающего и страшного, что охватит не только молодых людей, но и взрослых людей. Не является, может быть, прелюдией какого-нибудь терроризма, какого-нибудь нового народовольчества.

А.Проханов: Я вам скажу, что русофобия на Украине — это фактор государственной политики

Потому что посмотрите, семинарии в России, они были источником революционизма. Иосиф Виссарионович Сталин окончил семинарию.

А.Плющев Так себе связь, скажем.

А.Проханов Не так себе связь, а ого-го какая связь! А Белинский?..

А.Плющев Они не все гимназии заканчивали, знаете ли. Или некоторые университеты.

А.Проханов Университеты. Но все, так или иначе, заканчивали семинарии. Это все семинарские революционеры, это бурсаки. Удивительно, что в те царские достославные времена семинарии были источником революционных настроений. Вот что это, почему? Конечно, это может быть связано с тем, в то время церковь стала гаснуть, она стала угасать. В семинариях царил дух затхлости, печали. И молодая поросль, молодая энергетика требовала других откровений, другого восстания после этой догматики унылой. Может быть, теперь то же самое происходит?

Хотя мой опыт — я несколько бывал в православных гимназиях, это очень интересные места, — там работают, как правило, подвижники. И батюшки и учителя — это подвижники, светлые люди, одержимые, может быть, идеей спасения молодых людей.

Поэтому этот случай, с одной стороны, ужасен сам по себе, с другой стороны, интересен, что является частью субкультуры и побуждает нас изучать субкультуры. Во-вторых, действительно, посмотреть, что семинарии, в данном случае наша, и православные гимназии могут быть источником не просто вольнодумства, а радикализма социального.

А.Плющев Интересно, что вы говорите — субкультура, но не называете субкультура чего. Обычно говорят — субкультура, и дальше следует какое-нибудь название. Я подумал, какое название. Но обычно здесь применяют два слова явно пока чужеродных для русского языка. Это «шутинг» и «колумбайн». А какое бы вы дали определение этой субкультуре одним словом или, может быть, словосочетанием?

А.Проханов Я бы назвал эту субкультуру: «Головуотрываем». Это желание оторвать голову всему, вообще всему человечеству. Сейчас мне пришла мысль о субкультуре. Моргенштерн, например. Рэпер, который вывелся, которого хотят срезать, прижать, потому что он слишком экстравагантен. Он вообще сам по себе интересен. Но он явление субкультуры, потому что рэп — это, действительно, молодежное, много лет сохраняющееся молодежное поветрие, в недрах которого молодые люди чувствуют себя веселыми, счастливыми, у них общества, они друг друга узнают по притоптыванию. Это, в общем, своеобразные знаки. И бороться с субкультурой невозможно. Невозможно же было бороться с субкультурой Цоя, «Мы требуем перемен!» Это культура оказались сильнее и преследования и всевозможных вызовов на допросы в госбезопасность. Поэтому субкультура, она сильнее, чем силовые средства воздействия на нее.

А.Проханов: Православные гимназии могут быть источником не просто вольнодумства, а радикализма социального

Как власти гасить вредную для нее субкультуру.

А.Плющев Только возглавить, мне кажется.

А.Проханов Возможно. Потому что, скажем, пример Че Гевары удивительный. Это же верх революционизма, верх радикализма. Что с ними сделали? Что с Че Геварой сделала буржуазная культура? Она обволокла его, она обняла его. Она стала печатать этого человека в берете на майках на потных, на женских и на мужских. Стала именем Че Гевара называть бары, может быть, универсальные магазины. Она опошлила, обезопасила его. Но не думаю, что это уничтожило Че Гевару. Это просто создало еще один вид субкультуры.

А с субкультурой-то как бороться? Че Гевара не был субкультурой. Че Гевара был звездой, он был одиночка, он был восхитителен. Субкультура сожрала. А как с субкультурой бороться? — вот вопрос.

С субкультурой, может быть, можно бороться таким образом, если бы в недрах субкультуры возникло восстание против этой субкультуры. Если бы возник какой-то лидер, какая-то душа, новый стиль, новая форма произведений, еще более радикальная, чем субкультура. Тогда бы субкультура распалась. Одна часть потянулась бы за этим новым явлением. Другая, оскудев, стала вырождаться, погасла. Но это мой домысел.

А.Плющев А зачем делает с ней бороться, Александр Андреевич? Вот вы то что показали,что буржуазное общество. Оно обнимает и превращает в мерч, и извлекает из этого деньги. Может быть, не самое душевное занятие, но тем не менее. Что делает авторитарное гс? Оно пытается уничтожить. В результате оно может быть уничтожено само, как нам показал опыт Советского Союза 30-летие развала которого мы тут в разных смыслах отмечаем.

А.Проханов Вы знаете, были «Красные бригады»…

А.Плющев Это террористическая организация.

А.Проханов Это своеобразная террористическая субкультура, которая родилась как раз в недрах сытого буржуазного западного общества. Потому что западное общество НРЗБ провоцирует революционеров. Восстание против буржуазности, восстание против этой усредненности, сытости, против потребление. Этот бунт, это восстание, оно может произойти.

Я, кстати, думаю, что может быть, уродливые явления сегодняшнего западного мира, с моей точки зрения — господство геев, превознесение всевозможных половых сексуальных уродств, странное гендерство — это тоже связано со слишком филистерским характером этого общества. Это общество устало от усредненности, от сытости, от спокойствия. От благополучия. Оно хочет быть взорвано, оно взрывает себя само. Поэтому не всякая субкультура подавляется тоталитаризмом. Вовсе нет.

Скажем, в Советском Союзе, там не было такого слова «субкультура», но там были молодежные движения, скажем «Ворошиловские стрелки» или ОСАВИАХИМ. Все молодые люди хотели пойти в летчики вслед за Чкаловым.

А.Плющев Но подождите, что значит, движения. Это была вполне себе государственная политика. Это была часть государственной политики. И, более того, вы еще ДОСААФ назовите, собственно, преемник ОСАВИАХИМа. Более того, оно были во многом принудительными, людей загоняли туда. Разве можно загнать в субкультуру?

А.Проханов Субкультуры зарождаются не обязательно как протестные культуры. По всей видимости, есть фабрики субкультур. Потому что мы видим, что субкультуры фабрикуются. Что такое интернет современный? Это фабрика субкультур. По всей видимости, есть мастера, есть портные, которые шьют одежды для новых субкультур? Где это зарождается? Где этот микроб, какой-то штамм, который развивается в какую-то эпидемию субкультурную?

А.Проханов: Когда рушился Советского Союза, я переживал реликтовый ужас, ломался хребет русской истории

А.Плющев Чайный гриб еще хорошо. Где этот чайный гриб?..

А.Проханов Чайный гриб хорошо. Кстати, не шутите с чайным грибом.

А.Плющев Нет. Комбуча сейчас очень популярный напиток на проклятом Западе. Все поглотил, наш чайный гриб тоже поглотил, собака.

А.Проханов Посмотрите на себя в зеркало, Саша. Я вот на себя смотрю в зеркало и вижу чайный гриб. Вы внимательно посмотрите на себя.

А.Плющев Я просто гриб, я без всякого чайного.

А.Проханов Ну вот, все, что я хотел вам сказать по поводу взрывов.

А.Плющев Мы от них довольно далеко ушли. Я хотел еще одну цитату обсудить. Не так давно патриарх Московский и всея Руси сказал, когда очередной был как раз колумбайн, шутинг: «Мы видим молодых ребят, которые, назвав самих себя богами, всех остальных — биомусором, берут в руки оружие, идут убивать», сказал патриарх, указав, что преподавание основ религии позволит узнать о религиозной традиции своего народа, сформировавшей систему нравственных ценностей. Но, видимо, не сработало.

А.Проханов Он примерно подтвердил то, о чем мы с вами говорили. Вот атмосфера такой скуки, уныния, буржуазности, погоня за чистоганом людей возмущает. Люди протестуют самым разным образом. Одни от этого убегают, другие занимаются проповедями, а другие хотят взорвать к чертовой матери этот мир, который стал паскудным, который стал античеловечным. Это так. И патриарх прав. Но только где те огненные слова, которые изрекает священник и ведет за собой паству? Есть много хороших, добрых священников, прекрасных людей. И храм, чтобы о нем не говорили наши антицерковники или Александр Глебович Невзоров, храм — это то место на земле, где светло, гораздо светлее, чем за пределами храма. Моя жена, царствие ей небесное, ее усилиями построен у нас храм, а дочь наша стала звонарем, и она ходит каждую субботу, воскресенье звонить на колокольню нашего храма. И я знаю, какая там в храме обстановка, в этой общине небольшой, какая там доброта, свет.

Где это огненное слово, когда паства становится такой, ангелопрекрасной и идет совершать духовные подвиги. Этого нет. Отсюда и патриарший призыв учить молодых людей основам православной культуры во многом учить дидактически. Где эти учителя.

А.Плющев Раз вы заговорили о слове, как некоем двигателе, давайте поговорим о словах, близком вам жанре, может быть, о литературе в некотором смысле. Как вам день челобитных в Российской Федерации?

А.Проханов День челобитных? Это что, день проскрипционных списков, что ли? Я толком не знаю, что это за день челобитных.

А.Плющев Конечно, это моя терминология. Я подумал, как бы подхватите, нет. Нет, пока еще не прижилось в Российской Федерации. Есть над чем работать.

А.Проханов: Субкультуры — это то, что не поддается истреблению

Ну как, встреча Путина со своим Советом по правам человека — разве это не День челобитных?

А.Проханов Не знаю. Думаю, может быть, конечно. Потому что там собрались люди достаточно респектабельные. Это были не дерзновенные люди, это были законопослушные люди. Они требуют от власти соблюдения законов…

А.Плющев Их, прямо скажем, собрали, потому что их назначают, в том числе, и президент. И многих вывели из его состава, может быть, за дерзновенность как раз.

А.Проханов Не знаю, кого там вывели. Мне интересен только один ушедший оттуда блистательный Шевченко.

А.Плющев Шульман Екатерина Михайловна будет, кстати, сегодня в 21 час в программе «Статус» — вот вам еще один пример. Чиков Павел — блистательный адвокат. Я согласен с вами совершенно, Шевченко тоже полезные член Совета по правам человек.

А.Проханов Вы знаете, этот совет — я кое-что слушал о том, что там говорилось, в частности, часть речи Сокурова. Много комментариев на тот счет. Знаете, какое у меня ощущение? Что это гигантский проигрыш либерализма. Сокуров подставил всех либералов своими высказываниями.

А.Плющев Прошу прощения, все называют Александра Сакурова Сокуровым. Более-менее, у вас есть какое-то тайное знание.

А.Проханов Ну, японское растение, оно какое у нас?

А.Плющев Сакура, но оно пишется через другую букву — через «А».

А.Проханов Вот это моя вечная… Я и «корову» пишу через «А», что поделаешь.

А.Плющев Вы, видимо, Александр Андреевич, в душе белорус.

А.Проханов Да у меня души-то нет. Что вы ко мне пристали с душой? Белорус — да, но души у меня нету.

Повторяю, почему я так считаю. Сокуров сказал удивительную фразу. Может быть, это была оговорка, может быть, это была либеральная фронда. Он сказал, что за то, чтобы дать волю всем субъектам, самоопределению всех, по существу, народов. Пусть народы делают так, как они считают нужным.

А это главный тезис либералов, которые разрушили Советский Союз. Это главная философия и Гавриила Харитоновича Попова, и Бориса Николаевича Ельцина — распустить эти субъекты. В данном случае союза. И этот распад государства обошелся народам, русскому, прежде всего, но и всем остальным чудовищными катастрофами. То есть идея потерять государство для фрондирующей части русского народа является кромешной и самой страшной.

И когда было услышано, что Сокуров предлагает дать вольницу тому, что с таким трудом после 91-го года было собрано Путиным, мне кажется, у Путина должна была возникнуть торжествующая улыбка на лице. Не знаю, возникла она или нет. Теперь он этот раунд выиграл на тысячу процентов. Народ посмотрел на это собрание, в общем, как на людей, несущих зло.

А.Плющев Да там собрание-то было, господи — что? Если бы все члены Совета по правам человека были как Сокуров или как Сванидзе — одно дело. А только по ним и судят, потому что они там что-то такое, действительно, дискуссионное и предложили президенту, о чем стоит разговаривать. А Совет по правам человека состоит, господи, из людей, прямо скажем, отфильтрованных.

А.Проханов Я говорю об общественном сознании. В общественном сознании Совет по правам человека не является организацией ФСБ и не является организацией Министерства обороны и не является профсоюзной организацией.

А.Плющев Но уже близко к тому.

А.Проханов Я не измерял расстояние, но в общественном сознании правозащитники, которые радеют за права человека, — это либералы. В этом смысле либерализм, права, свободы. Свобода субъектов Федерации. Эта свобода, она в 91-м году кончилось жутью распада страны. И она теперь тоже толкает и ведет к тому же самому. Либералы неуемные. Мало того, что они рассекли Советский Союз на 16 частей. Они хотят рассечь и Россию на сто кусков. Поэтому повторяю…

А.Плющев Почему на 16?

А.Проханов: Либералы неуемные. Мало того, что они рассекли СССР на 16 частей. Они хотят рассечь и Россию на сто кусков

А.Проханов А сколько республик у нас было?

А.Плющев 15. Или вы Болгарию заодно считаете.

А.Проханов Приднестровье, наверное. Не знаю, что я там считаю. Я высказал свою оценку. Это был колоссальный проигрыш либерализма и, по существу доставшаяся Путину даром победа.

А.Плющев Я, честно говоря, не понял, в чем тут проигрыш либерализма именно. Но я понимаю, о чем это. Это хороший мостик к распаду 30-летния Советского Союза. Собственно, что в нем такого трагического за исключением того, что до сих пор мы не можем определиться: была это главная геополитическая катастрофа или это был естественный процесс путь к свободе?

А.Проханов Давайте считать, что это был путь к свободе, естественный процесс, то есть это благо. Как считает вся элита.

Я считаю, что огромным достижением в связи с распадом Советского Союза явилось образование по периферии сегодняшнего российского государства русофобских, пронатовских, оснащенных танками, ракетами, государств…

А.Плющев Это же прямое следствие того, что с ними было в Советском Союзе, разве нет? Очевидно, совершенно. Они больше не хотят туда, в этот Советский Союз. И они бегут в НАТО, ясное дело, что еще им делать?

А.Проханов Давайте отрежем Сибирь от сегодняшней России и отправим Сибирь в НАТО.

А.Плющев То есть вы хотите сказать, что сейчас Сибирь находится на положении региона, с которым плохо обходятся?

А.Проханов Нет, я хочу сказать, что если расчленить целой и воздействовать на эти части в нужном для расчленителя направлении, то эти части будут восставать против недавнего целого. И все государства, которые были созданы на развалинах Советского Союза, большинство из них, они поощрялись Россией на создание собственных суверенных государство. Это была так практика Ельцина. Ельцин радел за создание независимых, суверенных государств. Он скорбел по этому поводу.

Но эти суверенные государство создавались, естественно, на базе русофобии. Надо было оттолкнуться от чего-то, не только от советского, но и от русского. Поэтому создание русофобских государств, пронатовских — это прямое следствие распада Советского Союза.

А.Плющев Продолжим об этом через некоторое время. Нам надо прерваться на краткие новости и рекламу. Я лишь напомню, что в 20 часов — «В круге света», «Церковные школы: назад в будущее?» В 21 час — «Статус» с Екатериной Шульман. А в 22 часа — программа «Кейс». Тем не менее, сегодня Алексей Соломин, Юлий Гусман.

НОВОСТИ

А.Плющев Мы с Александром Прохановым, писателем продолжаем. Мы на большой теме прервались. Это был Советский Союз, соответственно, проигрыш либералов и страшная катастрофа, в результате которой образовались русофобские, как сказал Александр Проханов, государства по периметру.

Давайте продолжим эту прекрасную тему. Смотрите, по периметру. Между прочим, никакого русофобства не было в Беларуси, да и сейчас нет ровным счетом. Мне кажется, что, условно говоря, какой-нибудь Казахстан не назовешь русофобской страной. Там не было какого-то национально-освободительного движения.

А.Проханов: Это общество устало от усредненности, от сытости, от спокойствия. Оно взрывает себя само

У нас все время Владимир Путин называет Украину братским народом или вообще даже одним народом. Какая же русофобия, если один народ присутствует на территории двух государств? Я понимаю, куда вы клоните. Например, можно, с вашей точки зрения, наверняка это бросить Балтийским государствам, потому что там соответствующее национально-освободительное движение фактически было. Но бросить этот упрек Беларуси или Украине мне, в общем, странно.

А.Проханов Вы хотите поймать Путина на оговорках? Нет, я не советую этого делать. Я вам скажу, что русофобия на Украине — это фактор государственной политики. Это тот фактор, которые, по мнению украинских философов, социологов должен цементировать украинский народ, разрушить в нем русский элемент, растворить его в элементах украинских. Поэтому русофобия на Украине, она еще гораздо более грозная и страшная, чем русофобия прибалтийская.

Теперь в такой республике как Казахстан тоже возникают эти тонкие формы, осторожные…

А.Плющев Я замечу, 20 лет или 30 лет спустя после развала Советского Союза. 30 лет прошло!

А.Проханов Знаете, сейчас можно предъявить претензии и к Римской империи за то, что они так жестоко обходились с галлами. И все насилия исторические, они просто всплывают рано или поздно. И здесь фактор времени ничего не значит. Наоборот, чем глубже и древнее эти обиты, тем они с большей жестокостью наказываются, и реванш является более страшным и тяжелым.

Проблема распада Советского Союза и эта идеология, которую мы с вами ведем, — это уже банальность. Об этом говорилось тысячу раз. говорил это свое, талдычил. Мне говорили примерно то же, что вы говорили. Это все стало банальностью. Это является усталостью проблемы. Поэтому я думаю, как же все-таки продвинуться чуть дальше в понимании того, что случилось?

И, мне кажется, что очень важным было понять, что там во время Беловежского соглашения 30 лет тому назад, там пролегла та грандиозная, трагическая пропасть, которая время от времени пролегает внутри русской истории. Вот эти разрывы времен, которыми характерна вся русская история и которые с таким мучением и горечью преодолевается русским имперским государственным субъектом. Этот разрыв истории произошел тогда 30 лет назад. Это очень важно. И когда рушился Советского Союза, я помню, переживал какой-то реликтовый ужас. Мне было страшно, страшнее, чем когда бы то ни было — страшнее во время моих военных одиссей, страшнее, чем во время катастроф, в которые я случайно попадал. Это был реликтовый ужас, связанный с движением этих тектонических платформ, ломался хребет русской истории.

А.Плющев Слушайте, а что страшного? В результате, простите, Октябрьской революции, когда к власти пришли большевики и образовали потом они Советский Союз, который потом благополучно развалился, тоже сопровождалось это подобными… может быть, не на 15 частей разделилась, но Польша ушла, Финляндия ушла. Никто не плакал вообще. И не вспоминают об этом, как о какой-то геополитической катастрофе гигантской.

А.Проханов Что вы говорите, Саша? Советский Союз собирался с помощью Конной армии. Были созданы армейские подразделения, которые входили в Тифлис, шли на Варшаву, просто не дали им взять эту Варшаву, Тухачевскому. Союз как раз собирался на развалинах царской империи. Она развалилась вся. Это самая страшная пропасть развала. И собирание этой империи итоговое, оно стоило народам колоссальных жертв и усилий. И мы собрали эту империю красную, и собрав ее, одержали эту победу.

А в 91-м году опять возник разрыв. И надо сегодня, спустя уже 30 лет, поместить себя в недра этого разрыва и понять, как долго длился этот разрыв. Он длился примерно 10 лет, а, может быть, даже больше. И понять, как государственность из той, советской эры перенеслась в нынешнюю эру. Почему не исчезло Государство российское? Оно должно было исчезнуть, оно должно было раствориться. Оно должно было перейти в сплошной лом, как ломаются льдины. Должны были уйти Кавказ, должна была уйти Татария, Якутия. Все это ломалось, скрежетало. С каким трудом это спаяно, слеплено.

А.Плющев Мне кажется, то из разряда мифов. То есть понятно, как и почему уходили республики Советского Союза. Потому что они все-таки были странами по большому счету внутри Советского Союза, были республиками. Какая Якутия? Куда она уйдет? Какой Урал? Какая Уральская республика? О чем вы?

А.Проханов Вы ни разу не были в Чечне во время войн? Вы на чеченских войнах были?

А.Плющев Нет, я не был.

А.Проханов Какая Чечня? Куда она уйдет? Подождите, а куда уйдет Дальний Восток? Дальневосточная республика? Она же была. А куда уйдет Урал? Когда все дряблое, рыхлое… Что, Ельцинское государство — это что, сталинская мощь? Все стало плыть, расплываться. В 90-е годы Россия была огромной медузой бесхребетной, которая между трех океанов высыхала на этом историческом солнце. Поэтому что вы, Саша, не лепите мне это все.

А.Плющев Ну ладно, какая там сталинская мощь? В конце концов, сталинская мощь закончилась брежневской немощью, даже черненковской, я бы так сказал. Ну, да бог с ним.

А.Проханов Конечно.

А.Плющев А как? Вот так вот.

А.Плющев Ну вот бушевская мощь закончилась байденской дряблостью. Гитлеровская мощь окончилась дряблостью Хонеккера. Вообще всякая мощь кончается дряблостью. Что уж там уж? Это же ваша Родина, Саша, Советский Союз. Вы же советский. У вас на лбу-то звездочка, я смотрю, сверкает.

А.Плющев Есть такое: во лбу звезда горит. Но мне кажется, что сейчас мы с вами рассказываем друг другу некие сказки. Во всяком случае я от вас точно слышу. Возможно, и вы от меня слышите. Это нормальное.

И мне показалось, что как-то под Новый год все стали друг другу сказочки рассказывать, в том числе, например, президент Путин. Сказочки, я не говорю, что это обязательно ложь, но смотрится своеобразно. Путин успел нам рассказать про агентов ЦРУ, которые в 90-е годы фактически с ногами на столе сидели в правительстве. Про расчлененную Россию, которую на картах показывали всем. И про то, что сам он таксовал в 90-х.

А.Проханов: В 90-е Россия была огромной медузой бесхребетной, которая между трех океанов высыхала на историческом солнце

Я хотел вас как писателя спросить, отчего такая вдруг литературщина поперла со всех щелей? И Путин просто ежедневно нас снабжает какими-то байками, что ли, я не знаю, как сказать.

А.Проханов Вы знаете, я принадлежу к числу этих сказочников…

А.Плющев Да я знаю. Вы не в прошлый раз, две недели назад рассказывали про подлодку «Курск» отличную сказку тоже.

А.Проханов Я договорю. Я объехал огромное количество оборонных предприятий, которые были уничтожены и закрыты в 90-е годы. Я был на великом «Севмаше», который сейчас выпускает «Бореи». Я знал, когда приезжал Гайдар и Ельцин, требуя закрытия этих заводов. Это сделали цээрушники, которые сидели у Чубайса. Они занимались госимуществом, они занимались уничтожением отраслей, конкурирующих с американцами. Самолетами увозили секретную документацию.

Это все сказки, я понимаю, новогодние сказки, там не было ничего этого. Совершился гигантский разгром великой советской цивилизации. Он совершился не сам по себе, это сделали не мыши, это сделал не Цой. Это сделали офицеры ЦРУ, которые сидели в Москве, которые сидели в Вашингтоне, которые сидели в Лэнгли, которые занимались проблемой обескровливания этой огромной конкурентной страны красной.

Поэтому, конечно, все это сказки, все это не так. Мы живем в чудесной, великолепной, полноценной стране, где соблюдаются права человека. Это же идеал. Вы достигли идеала. Вы разрушил Советский Союз и живете в своей свободной, восхитительной, милой стране. Как я вам завидую, что вы, наконец, добились своего либерального счастья.

Вы его не добились по одной причине — что там, внутри русской истории живет этот сгусток энергии, который преодолевает разломы исторические и воспроизводит сущности имперские на любых отрезках русской истории, в том числе, на этом. Вы этого не понимаете и не хотите с этим смириться. Отсюда и одиночные пикеты.

А.Плющев Неожиданный вывод, собственно говоря. Вам что милее в этом смысле, широкомасштабные манифестации?

А.Проханов Да мне просто милее ваше изумление, ваша милая моему сердцу ирония.

А.Плющев Это так, действительно. Слушайте, а какие цээрушники? Почему мы узнаем о них только сейчас? Что вы молчали все эти годы? Сначала про подводную лодку, спустя 20 лет, теперь про цээрушников, спустя 20 лет. Где были спецслужбы, что с ними стало?

А.Проханов Что стало со спецслужбами в виде Бобкова?

А.Плющев Нет, в виде Путина. Почему в виде Бобкова?

А.Проханов Ну, потому что Путин тогда был еще мелкий сошка. А вся крупная рать кагэбэшная, которая разрушала Советский Союз вместе с Крючковым…

А.Плющев Вместе с Крючковым? Крючков же был в ГКЧП. Вы о чем сейчас?

А.Проханов Ой, Саша, у нас не будет времени. ГКЧП… Крючков должен был арестовать Ельцина и положить конец ельцинизму. Вместо этого он не отдал приказ, уничтожил ГКЧП, а вместе с ним Советский Союз. Это длинная история о роли КГБ, Андропова в разрушении государства.

Просто я говорю, что эти, как их называют, темные рыбы истории, которая плавают в глубинах истории, время от времени всплывают. Нам, например, никто не сказал, о чем говорил Ельцин в Сиэтле, когда он прилетел, как пьяный бык мочился там на шасси, о чем он говорил? О чем говорил Горбачев в Рейкьявике с Рейганом, когда он выступил по телевизору. Лицо у Горбачева было страшное, как будто его ошпарили кипятком. Такое лицо, наверное, было у Иуды, когда он убегал из Гефсиманского сада. Нам никто об этом не рассказал. Но когда-нибудь расскажет.

А.Плющев Безусловно. Ну, потихоньку узнаем правду, действительно. Спасибо большое! Благодарю писателя Александра Проханова. Как всегда искрометно провели 45 минут. Через 15 минут — «В круге Света».

  • Трушкин рассказы читать бесплатно
  • Труженики тыла сочинение 11 класс
  • Трудяшка как пишется трудяжка или правильно википедия
  • Трусишка вася рассказ зощенко читательский дневник
  • Труженик тыла как пишется