Трусость и подлость сочинение

Автор: марина владимировна репетитор-практик дата публикации: 15.04.2021 как только человечество вышло на новую, осознанную степень развития, многих его лучших представителей

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 15.04.2021

Как только человечество вышло на новую, осознанную степень развития, многих его лучших представителей – философов, писателей, политических деятелей – стал волновать важный нравственный вопрос о цели и средствах. В качестве доказательств той или иной своей точки зрения они приводили показательные примеры из истории, литературы, жизни. Не остались в стороне и русские классики, которые в своих произведениях не раз поднимали этот важный вопрос. Как правило, все их размышления сводились к одному – методы должны в полной мере соответствовать цели, в противном случае сам процесс ее достижения утрачивает свой смысл. В данной подборке предлагаем воспользоваться наиболее характерными примерами из русской литературы для написания итогового сочинения на заданную тематику.

  1. Главный герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — шестнадцатилетний дворянин Петр Гринев. Отец, не желая, чтобы сын погряз в разврате и лени, отправляет его на службу. На прощанье Гринев-старший напутствует отпрыска: «Береги честь смолоду». Эти слова становятся девизом по жизни для молодого человека, который даже в самых сложных ситуациях ведет себя достойно, как человек слова и чести. За короткий промежуток времени Петруша Гринев, вчерашний недоросль, превращается в отважного офицера, способного положить собственную жизнь во имя долга. Он честно несет службу, защищает крепость от разбойников и не соглашается перейти на их сторону после ее захвата. Так же честно он добивается взаимности Маши Мироновой, покоряя ее своими превосходными человеческими качествами. Антагонистом Петра Гринева в произведении выступает Алексей Швабрин – молодой амбициозный офицер, попавший на службу в Белогорскую крепость «за душегубство». Он демонстрирует самые низкие стороны своей натуры: подлость, трусость, корыстолюбие. Чтобы заполучить Машу, Швабрин опускается до самой гнусной клеветы, пороча частное имя девушки в глазах Гринева. В дальнейшем он переходит на сторону бунтовщиков, позабыв о своей присяге на верность императрице, клевещет на Петра, в результате чего юноша оказывается под арестом. Ради достижения поставленной цели герой способен совершить любой, даже самый подлый поступок, однако в итоге за все свои интриги он получает сторицей.
  2. Если ради достижения цели идут в ход обман, жестокость и даже человеческие жизни, то какой же должна быть итоговая цель? Главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» обладает незаурядными качествами: он умен, красив, прекрасно воспитан и образован, при желании способен с легкостью очаровывать людей. Но при этом он обладает и рядом качеств, которые усложняют его жизнь и жизнь тех, кто волей судьбы оказался рядом с ним: равнодушием, эгоизмом, душевной черствостью. Григорий Печорин привык добиваться своего, и, порой, ради сиюминутного исполнения своих желаний он способен жестоко распоряжаться судьбами других людей. Он отчаянно пытается отыскать смысл жизни, свое место в этом мире, но в ходе этих поисков лишь еще более становится несчастным, уничтожая тех, кто попался ему на пути: Бэлу, княжну Мери, Грушницкого. В бесплотных попытках вернуть интерес к жизни, Печорин без раздумий манипулирует другими людьми, но в итоге сам становится жертвой собственной жестокости и эгоизма: он понимает, что безрассудно гнаться за утраченным счастьем, и цель, ради которой было принесено столько страданий, оказывается попросту недостижимой.
  3. В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов демонстрирует общество, живущее по принципам расчетливого потребления, где все и всех можно купить, вопрос заключается лишь в цене. Человек, согласно этим законам, представляет собой ценность не своими способностями и качествами, а исключительно наличием высоко чина и приличного состояния. Оказавшись в этом обществе, Чацкий, будучи честным, открытым, прогрессивно мыслящим молодым человеком, оказывается чужим. Молодой человек смело высказывает свои мысли, указывает на пороки и основные социальные проблемы в России. Однако никто из представителей знати не поддерживает юношу. Напротив, его решают признать сумасшедшим – ведь так гораздо проще объяснить окружающим и, прежде всего, самим себе, его смелые идеи и новаторский взгляд на жизнь. Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу, но в борьбе с ним оказывается проигравшим: его методы, в отличие от противника, чисты и честны, в то время как в доме Фамусова допускается игра без правил, и для достижения цели используются все средства, в том числе и самые подлые.
  4. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — студент по имени Родион Раскольников. Будучи умным, думающим человеком, он пытается найти ответ на важный нравственный вопрос – оправдывает ли цель средства? Имеет ли право человек распоряжаться жизнями других людей по собственному усмотрению? Раскольникова подталкивает к преступлению его собственная теория, согласно которой всех людей можно разделить на две группы: «тварей дрожащих» и «право имеющих». В итоге герой убивает старуху-процентщицу, но даже следование четко выверенной теории не спасает юношу от тяжелых душевных терзаний. Он понимает, что все его умозаключения были ошибочными, и изначально праведная цель становится страшным злодеянием, за которое непременно должна последовать расплата.
  5. Все без исключения герои романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» были вынуждены лицом к лицу столкнуться с проблемами, которые последовали за крушением старой власти и установлением нового миропорядка. Поначалу Григорий Мелехов поверил в светлые идеалы коммунизма, обещавшего счастливое будущее. Несмотря на непонимание других казаков, он принял сторону красноармейцев, однако быстро разочаровался в революционных идеях, которые на деле никак не работали. С горечью Мелехов понял, что страшная кровопролитная гражданская война, благородная цель которой, казалось бы, была направлена на процветание народа, на поверку оказалась братоубийственной мясрубкой, способом быстро и эффективно закрепить за собой власть. Все те, кто был не согласен с «красными», жестоко карались за предательство и пособничество белогвардейцам. И среди жертв зачастую оказывались ни в чем не повинные люди: старики, вчерашние мальчишки просто честные труженики, которые хотели просто спокойно жить и трудиться на благо своих семей. Увидев все происходящее в истинном свете, Григорий попытался пойти по пути, который в этой ситуации он считал единственно правильным – отречься и от «белых», и от «красных», чтобы сосредоточить свои силы на близких людях, хозяйстве.
  6. Скандальное произведение Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» можно смело назвать исследованием истории формирования СССР, в основе которой лежала утопическая идея создания идеального общества. На деле же оказалось, что все светлые и гуманные идеи возводились на обломках человеческих судеб, возложенных на алтарь великого замысла. Цена за иллюзорное счастливое и благополучное будущее оказалась непомерно высока: тысячи загубленных жизней, разрушенных судеб, исковерканных человеческих душ. Произведение охватывает большое количество важных проблем, среди которых можно выделить следующие: стоит ли оправдывать зло, совершенное во имя добра? Должен ли кто-то понести ответственность за совершенные ошибки в масштабах страны? Существует ли что-то общее между жертвами и их палачами? Книга, подкрепленная богатейшим историческим, архивным и автобиографическим материалом, предлагает читателю о многом задуматься, но она неизменно подводит к мысли – никакая цель, пусть даже самая благородная и прекрасная, не оправдывает нечеловеческие по своей природе средства, затраченные на ее реализацию.
  7. Для человека характерно находится в поиске счастья, поскольку именно в этом и заключается смысл жизни. Ради достижения этой цели многие готовы применить любые средства, не понимая, что далеко не всегда нужно ради этого идти на большие жертвы. Так, главный герой рассказа Василия Шукшина в силу своего характера стыдится открыто проявлять нежные чувства даже к самому близкому человеку. Однако большая любовь к супруге и искреннее желание порадовать ее толкают Сергея Духанина на большую трату. Мужчина покупает жене дорогие сапожки, которые на поверку оказываются ненужной жертвой: женщина не нуждается в обновке, все, что ей нужно – внимание и проявление заботы со стороны мужа. Однако сам герой рад своему поступку: его душа, пусть загрубевшая от жизненных испытаний, но все еще нежная и чуткая, смогла ощутить настоящее счастье.
  8. В своем произведении «Два капитана» Вениамин Каверин раскрывает проблему цели и средства путем противостояния двух главных героев – Сани и Ромашки. Если первый шел к своей заветной цели честной, прямой дорогой, то второй, напротив, использовал для этого все возможные средства, которые нередко расходились с нравственными нормами. В какой-то момент судьба сводит двух героев-антиподов, и в этом судьбоносном поединке как нельзя лучше раскрывается характер и жизненные ценности каждого из них. Сане совсем непросто не изменять своим моральным принципам, оставаться справедливым и благородным человеком. Ему предстоит пройти немало испытаний, однако в итоге верность своим идеалам приводит Саню к заветной мечте.
  9. Понять свое истинное предназначение в жизни – задача не из легких. С этой проблемой столкнулся один из главных персонажей романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. В самом начале своего пути этот гордый, благородный, отважный дворянин грезит ратными подвигами, мечтая сделать блестящую военную карьеру. При этом он не столько стремится к высоким чинам и званиям, сколько мечтает вписать свое имя в историю в качестве истинного героя. Однако оказавшись на поле брани, Андрей Болконский сразу понимает, какими по-юношески наивными были его мечтания. Воочию увидев все ужасы войны, герой осознал, каким злом является она для всего человечества. Теперь слава Наполеона, которым он так искренне восхищался, померкла в глазах Болконского: он бы не смог, подобно своему кумиру, бросать сотни людей на верную смерть ради удовлетворения собственных амбиций. Однако переосмысление жизненных ценностей произошло у героя слишком поздно: получив смертельное ранение, он уже не мог кардинально изменить свою жизнь. Андрей простил Наташу и с миром отпустил ее, поскольку понял, что великое счастье заключается в любви, прощении и сострадании.
  10. Д. С. Лихачев в своих знаменитых «Письмах о добром и прекрасном» утверждал, что именно характер «делает» человека, определяет его жизненный вектор и нравственные ценности. Автор считает, что правильное формирование понятий о долге, правде, чести невозможно без понимания проблемы и средств. Для Дмитрия Сергеевича был неприемлем тезис «цель оправдывает средства». Он считает, что высшая цель непременно должна быть у каждого человека, однако очень важно осознавать, какие цели используются для ее достижения. Чтобы быть по-настоящему счастливым,  не испытывать мук совести и пребывать в гармонии со своей душой, нужно стараться совершать добрые поступки и отдавать предпочтение светлым, позитивным мыслям. Тогда будут достигнуты все цели, осуществлены все заветные мечты.

Смелость и трусость две противоположные черты человеческого характера. На эту тему не одно столетие размышляют философы, психологи, писатели и поэты.

Быть смелым означает уметь контролировать свои эмоции, тем самым оказывая активное сопротивление своим страхам. Смелый человек — это в первую очередь уверенный в себе человек, который не боится смотреть в лицо проблемам, ищет выход для их решения, не отступает от задуманного и идёт до конца, до исполнения своей цели.

Смелый человек также должен обладать огромным количеством терпения, обязательно быть целеустремленным, предприимчивым, иметь силу воли. Очень важно, чтоб такая черта характера, как смелость досталась доброму и отзывчивому человеку, для добрых целей. Стоит отметить, что смелость в человеке может проявляться и с негативным окрасом, таким, как самонадеянность, азарт и фатализм, которые могут стать опасными для него самого, как неуместное чувство смелости.

В трусости так же, как и в смелости тоже есть положительные и отрицательные стороны проявления человеческого «я». Трусость может проявляться, как защитный рефлекс, который спасает человека от угрозы — это боязливость и робость. К негативным чертам относятся: малодушие, колебание, такой человек это полная противоположность смелому человеку, он боится любых проблем и всячески их обходит.

Я считаю, что трусость это обычная слабость силы воли, не желание взять свои эмоции в руки и направить в нужное русло. У трусливого человека тоже может быть цель, но он с лёгкостью может от нее отказаться, если на пути возникнет небольшая преграда. В литературе есть множество примеров человеческой трусости и смелости, это наглядно позволяет убедиться в том, что, казалось бы, трусость это и мелочь, но на самом деле она может быть преступной. Человек из-за этой черты своего характера может совершить, как моральные, так и правовые преступления. Поэтому я считаю, что каждый человек обязан себя морально воспитывать, учиться уравновешивать свои эмоции, верить в свои силы, брать себя в руки и не давать чувству страха перебороть себя, но и конечно знать во всем меру.

Сочинение 2

Говоря о таких тонких качествах, как смелость и трусость мы всегда должны учитывать обстоятельства, в которых оказался тот или иной человек. Проявление смелости, как таковой, считается только тогда, когда ты проявил ее осознанно, сделав первый, не навязанный шаг, чтобы помочь. Есть множество примеров смелости и не каждый из них окажется целесообразным с точки зрения логики и человека, ведь у нас существуют различные проявления храбрости. Следует прочувствовать эту тонкую грань между фанатизмом и героизмом в чистом их проявлении. К тому же излишнее показания своей смелости может привести отнюдь не к всеобщему признанию, а лишь усугубить ваше положение, поэтому отсюда можно сделать вывод, что каждый человек может и должен проявлять смелость, но никак не подразумевать под этим отголоски безумия.

А теперь можно затронуть полную противоположность смелости, трусость. Начнем пожалуй с того, что не будем путать естественный защитный рефлекс, а именно страх, проявление которого часто связанно с реальным фактором опасности, и излишнюю пугливость перед любыми трудностями на пути. Думаю справедливо отметить, что трусость не имеет оправдания, да и сами люди, имевшие такую слабость, не слишком рады этому. Что-же мешает им верить в свои внутренние силы и не поддаваться панике? На этот вопрос трудно ответить, но некоторые приходят к единому умозаключению, что человеку мешает не что иное, как собственный страх. То самое чувство, подобное змее, охватывающее нас с макушки до кончиков пяток, заставляющее верить нас в то, чего попросту нет, в наше воображение, которое не дает нам нормально функционировать и здраво расценивать ситуацию. Возможно от этого можно избавиться, путем медленного преодоления своих внутренних страхов и комплексов, но к сожалению это все лишь в руках самого человека, а окружение может только создать благоприятную обстановку для преодоления психических трудностей.

Наконец, когда мы разобрались с тем, что такое смелость и трусость и ответили на некоторые немаловажные вопросы, которыми порой задаются обычные люди, мы можем судить о том, что все же лучше? Проявить трусость и остаться живым или же наоборот показать свою смелость и не очернить свою репутацию, достоинство и честь. Конечно же выбор в конечном итоге останется только за самим человеком, но все же с точки зрения морали и этики человек должен помогать, должен проявлять храбрость в случаях несправедливости, а иначе мы попросту перестанем существовать. Никто не хочет стать примером самопожертвование, но каждому нужны герои, чтобы в трудный момент жизни, не смотря не на что верить в лучшее, верить в себя.

Образец 3

Наиболее часто чувство смелости приписывают мужчинам, а чувство трусости наоборот считается более женским. Тем не менее, подобная классификация является условной и в действительности эти чувства универсальны и присущи представителям любого пола. Каждый человек может развивать в себе и то и другое.

Если смотреть поверхностно, то смелость и трусость являются понятными качествами. Однако, если посмотреть немного глубже, то становится не совсем понятно, в чем различия между смелостью и глупостью, между трусостью и осторожностью, когда следует проявлять смелость и когда даже следует проявить трусость.

Когда ситуация рассматривается более прозаически, то есть возможность увидеть некоторые весьма любопытные факты. К примеру, возьмем войну, которая, как ни странно, является типичным положением дел для человечества. Люди регулярно организуют войны на протяжении практически всей собственной истории.

Кто возвращается после войны? Как правило, считается – герои. Тем не менее, на самом деле основная часть героев остается на поле брани, так как функция героя как такового нередко заключается в том, чтобы не только совершить героические поступки, но и героическую гибель.

По большей части с войны возвращаются трусы. По большей части выживают трусы и если взять фактор эволюционного отбора, то, вероятно, именно трусы, а не смельчаки могли избегать хищников, не кушать какие-то ядовитые ягоды. Зачастую трусость превалировала над любопытством и именно этот фактор позволял людям выживать.

Таким образом, существенная часть современного человечества является потомками именно трусов, а не смельчаков. Отсюда и возникает вопрос какое поведение вообще является более разумным и целесообразным и не путают ли люди часто смелость с глупостью, а трусость с осторожностью.

На мой взгляд, действительно существует отвага и истинная смелость, которая представляет собой самостоятельно развиваемое внутренне качество, которое в существенной степени связано с самовоспитанием личности и глубоким миропониманием. С другой стороны есть и нелепая трусость, которая может быть только признаком неразвитой личности и глупости. Тем не менее, для того чтобы понять все эти аспекты, нужно глубоко разбираться в себе самом и этом мире.

ЕГЭ. 350 слов

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Трагедия Катерины в драме Гроза Островского

    С какого же момента началась трагедия Катерины? С того самого, как она оказалась в доме Кабановых. С того самого, как стала жить по их законам. Хотя обычаи в их доме и были такие же

  • Лебедев в романе Идиот Достоевского характеристика и образ сочинение

    Лукьян Тимофеевич Лебедев — это второстепенный персонаж одного из самых известных литературных произведений русского классика Фёдора Михайловича Достоевского, романа «Идиот».

  • Сочинение Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс

    Рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» представляется мне не как поучительная история, а как типичная юмористическая миниатюра тех лет. Автор изображает рядовую ситуацию, которая случается в российской провинции тех лет

  • Птицы – легко узнаваемые животные. Они произошли от группы мелких динозавров, тело которых со временем покрылось перьями, а крылья образовались из передних конечностей. На земле насчитывается более 8700 видов птиц, и открываются все новые и новые виды

    Каждый человек говорит определенный слова, практически все осуществляются с помощью поступков и слов Слово слово родит, третье само бежит. Будьте бдительны: любое слово, которое вы произнесете, может определить то

Темы итогового сочинения 2017 — 2018

«Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Проблема смелости волнует каждого человека. Для кого-то смелость — жизненно важная необходимость, без данной черты характера человек не сможет работать там, где хочет. Для кого-то — возможность показать себя. Но все мы одинаково нуждаемся в том, чтобы не теряться перед лицом трудностей, которых так много в современном мире. Недюжинной смелостью должна обладать мать, отпуская впервые своего ребёнка добраться до школы одного, приучая тем самым его к самостоятельности. Ни о какой трусости не может идти речь, когда в пожарной части раздался тревожный сигнал и команде нужно выдвигаться справляться со стихией. Смелость, собранность — также необходимы и нашему читателю, который готовится сам или готовит детей к столь близким экзаменам.

В литературе тема силы воли, духа, освещена особенно широко. В некоторых произведениях от смелости зависит чья-то жизнь. В основном смелостью авторы наделяют положительных героев, а трусостью — отрицательных, что намекает нам на то, что считается плохим, а что хорошим. Но трусость — не показатель того, какой человек сам по себе. Авторы, наделяя отрицательных персонажей такой чертой, лишь подчеркивают их подлость, низость души, нежелание быть лучше. Все мы боимся, просто не каждый из нас может страх этот в себе побороть.

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление «Смелость и трусость» раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)
  2. Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)
  3. Быть смелым — значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)
  4. Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)
  5. Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)
  6. Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)
  7. Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными. (Фукидид)
  8. Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)
  9. Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)
  10. Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
  11. Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)
  12. Творчество требует смелости. (А. Матисс)
  13. Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)
  14. Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер)
  15. Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)
  16. Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)
  17. Смелость — начало победы. (Плутарх)
  18. Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)
  19. Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
  20. Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)
  21. Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)
  22. Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)
  23. Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)
  24. Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)
  25. Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)
  26. Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)
  27. Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)
  28. Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)
  29. Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)
  30. При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)
  31. Страх — плохой наставник. (Плиний Младший)
  32. Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)
  33. Испуган — наполовину побежден. (А.В. Суворов)
  34. О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты. (А.Н. Толстой)
  35. Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)
  36. Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
  37. Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)
  38. Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)
  39. Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
  40. Отвага — что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)
  41. Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)
  42. Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
  43. Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
  44. Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
  45. Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди) Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)
  46. Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
  47. Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
  48. Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)
  49. Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
  50. Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)
  51. Со смелостью можно все предпринять, но не все можно сделать. (Н. Бонапарт)
  52. Необходима большая смелость, чтобы противостоять врагам, но гораздо большая, чтобы пойти наперекор друзьям. (Дж. Роулинг, «Гарри Поттер и философский камень»)

Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. «Смелость и трусость».

Комментарий ФИПИ:
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

1. Смелость и трусость как абстрактные понятия и свойства человека (в широком смысле).
В рамках этого раздела можно поразмышлять на темы: Смелость и трусость как свойства личности, как две стороны одной медали. Смелость/трусость как черты личности, обусловленные рефлексами. Истинная и ложная смелость/трусость. Смелость как проявление чрезмерной самоуверенности. Смелость и рискованность. Смелость/трусость и самоуверенность. Связь между трусостью и эгоизмом. Разница между рациональным страхом и трусостью. Связь между смелостью и человеколюбием, филантропией и т.д.

2. Смелость/трусость в умах, душах, характерах.
В рамках этого раздела можно поразмышлять над понятиями: сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов, смелость, необходимая для того, чтобы защищать то, во что веришь. А также можно поговорить о трусости, как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы. Смелость или трусость при принятии решений. Смелость и трусость при принятии чего-то нового. Смелость и трусость при попытках выйти из зоны комфорта. Смелость признать правду или признать свои ошибки. Влияние смелости и трусости на формирование личности. Противопоставление двух типов людей.

3. Смелость/трусость в жизни.
Мелочность, неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

4. Смелость/трусость на войне и в экстремальных условиях.
Война обнажает самые главные человеческие страхи. На войне человек способен проявить неведомые ранее черты характера. Порой человек удивляет самого себя, проявляя героизм и невиданную доселе силу духа. А иногда даже хорошие люди, вопреки своим ожиданиям, проявляет малодушие. Со смелостью/трусостью в рамках данного раздела связаны понятие героизма, подвига, а также дизертирства, предательства и т.д.

5. Смелость и трусость в любви.

СМЕЛОСТЬ
– положительная нравственно-волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость позволяет человеку преодолевать волевыми усилиями страх перед чем-то неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе высоко чтится это качество: «Смелым Бог владеет», «Смелость города берет». Чтится оно и как умение говорить правду («Сметь свое суждение иметь»). Смелость позволяет смотреть «правде в глаза» и объективно оценивать свои возможности, не бояться темноты, одиночества, воды, высоты и др. трудностей и препятствий. Смелость обеспечивает человеку ощущение собственного достоинства, чувства ответственности, защищенности, надежности жизни.

Синонимы:
отвага, решимость, мужество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, самоуверенность, энергия; присутствие, подъём духа; дух, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение; бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность, бестрепетность; бесстрашность, решительность, удальство, геройство, кураж, рискованность, отчаянность, дерзостность, новаторство, дерзание, дерзкость, дерзновенность, удаль, бедовость, доблесть, новизна, отважность, мужественность.

ТРУСОСТЬ —
одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве общества будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Синонимы:
боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушество.

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению «Смелость и трусость».

Будь смел на правду

Кто смел, тот и съел (и на коня сел)

Смелость — начало победы. (Плутарх)

Смелость, граничащая с безрассудством, заключает в себе более безумия, нежели стойкости. (М. Сервантес)

Когда боишься — действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)

Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть совершенно лишенными желаний. (Гельвеций К.)

Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль. (Ю. Цезарь)

Кто мужествен, тот смел. (Цицерон)

Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного и по своему источнику, и по результату. (Ж.Ж. Руссо)

Излишняя смелость такой же порок, как и излишняя робость. (Б. Джонсон)

Смелость, которая зиждется на осмотрительности, не именуется безрассудством, подвиги же безрассудного скорее должны быть приписаны простой удаче, нежели его храбрости. (М. Сервантес)

В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость — все равно что стена. (Саллюстий)

Отвага заменяет крепостные стены. (Саллюстий)

Быть смелым — значит считать далёким всё страшное и близким всё, внушающее смелость. (Аристотель)

Геройство — понятие искусственное, ведь смелость относительна. (Ф. Бэкон)

Иные проявляют смелость, не имея её, но нет человека, который бы демонстрировал остроумие, не будь он остроумен от природы. (Дж. Галифакс)

Настоящая смелость редко обходится без глупости. (Ф. Бэкон)

Невежество делает людей смелыми, а размышление — нерешительными. (Фукидид)

Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и лёгкость. (Д. Дидро)

Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств. (У. Черчилль)

Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)

Счастлив, кто смело берёт под свою защиту то, что любит. (Овидий)

Творчество требует смелости. (А. Матисс)

Требуется немалая смелость, чтобы приносить людям плохие новости. (Р. Брэнсон)

Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер)

Чтобы пользоваться собственным рассудком, необходима недюжинная смелость. (Э. Бёрк)

Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу. (О. Бальзак)

Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)

Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)

Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)

Трусость никогда не может быть моральной. (М. Ганди)

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И. Гёте)

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)

Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. (Д. Дидро)

Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей. (И. Кант)

Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности. (В. О. Ключевский)

Трусость — в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого. (Конфуций)

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми. (Ф. Купер)

Боязливая собака больше лает, чем кусает. (Курций)

При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении. (С. Лагерлёф)

Страх — плохой наставник. (Плиний Младший)

Страх возникает вследствие бессилия духа. (Б. Спиноза)

Испуган — наполовину побежден. (А.В. Суворов)

О храбрости больше всего говорят трусы, а про благородство — прохвосты. (А.Н. Толстой)

Трусость есть косность, мешающая нам утверждать нашу свободу и самостоятельность в отношениях с другими. (И. Фихте)

Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)

Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым. (Бертран Рассел)

Любовь плохо уживается со страхом. (Н. Макиавелли)

Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)

Отвага — что любовь: ей нужно питаться надеждой. (Н. Бонапарт)

Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви. (Апостол Иоанн)

С самого раннего возраста мы начинаем понимать, что такое смелость и что такое трусость, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что под смелостью подразумевается способность человека к решительным действиям в любой ситуации, а трусость – это уход от этих действий.

Перечитывая отечественную литературу, можно встретить множество примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков тех, кто проявил себя как настоящий трус. В известном романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт как человек, который демонстририрует смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» У Грушницкого есть Георгиевский крест, но Печорин считает его трусом. Прав ли он? Вспоминается сцена ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну с целью отомстить, Печорин же потребовал извинений. Грушницкому было проще соврать, чем при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Он боялся гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Грушницкий не изменился, даже стоя перед лицом смерти, он «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…». Однако настоящая смелость ему чужда. Если бы он был смелым, то он бы признал своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на такое просто не способен.

Вспоминается также роман Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это действительно так. Да, в первом бою под Шенграбеном он не открыл стрельбу по французам, вместо этого он бросил пистолет и, словно заяц, бросился бежать наутёк. Но это был его первый бой. Потом Ростов стал настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл серьёзную сумму Долохову, он сознался себе в совершённом преступлении, и поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он быстро навёл порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это бесценное качество, которое формируется со временем. Смелые поступки могут совершать только по-настоящему добрые и сильные люди. Только смелые люди могут сделать мир чуточку лучше и добрее, изменить его к лучшему.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Смелость и трусость» читают:

Итоговое выпускное сочинение.

Комментарий ФИПИ: «В основе данного направле­ния лежит сопоставление противоположных прояв­лений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстре­мальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, де­монстрирующие слабость духа и отсутствие воли».

В рамках этого раздела следует поразмышлять над такими понятиями, как сила воли, сила духа, умение сказать нет, смелость в отстаивании своих идеалов. Также стоит поговорить о трусости как неспособности отстаивать свои идеалы и принципы.

Смелость
— положительная черта. Она проявляет­ся как решительность, воля, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью. Смелость даёт человеку ощущение соб­ственного достоинства, чувства ответственности, за­щищенности, надежности жизни. Смелость позволяет преодолевать страх перед неизведанным, сложным, новым и достигать успеха в достижении цели. Не зря в народе говорят: «Смелость города берёт».

Смелость
— это умение говорить правду, смот­реть «правде в глаза». Храбрость и бравада не имеют с этим ничего общего. Не следует путать эти понятия и выдавать одно за другое. Храбрость — глубокое, ду­шевное переживание, толкающее человека на достой­ные уважения и признания поступки, а бравада — лишь желание выделиться, показать себя в глазах окружающих.

К сожалению, люди часто недопонимают того, что такое истинная храбрость и чем отличается храбрость от простой бравады, желания показать себя. Молодые люди даже сами эти понятия часто путают, не осозна­вая, что значит истинная храбрость. Отношение каж­дого человека к этому понятию меняется с возрастом, одновременно с тем, как он растёт, становясь мудрее и опытнее.

Настоящая храбрость подкрепляется глубокими душевными силами, переживаниями и даже жертва­ми, преданностью своей стране и чувством долга перед народом, чувством глубокой привязанности к своему делу как к неотъемлемой части самого себя.

Как пример настоящей человеческой храбрости можно привести битву на Курской дуге — ключевое сражение 1943 г. и всей Великой Отечественной вой­ны. В ходе боевых операций, пятидесяти изнуритель­ных дней советские войска одержали героическую по­беду, перевернувшую исторический ход всей войны.

На войне человек способен проявить неведомые ра­нее черты характера, зачастую проявляет героизм и невиданную ранее силу духа, удивляя окружающих и самого себя. Со смелостью и трусостью связаны по­нятия «героизм», «подвиг», а также «дизертирство», предательство». Даже смелые люди вопреки своим ожиданиям могут проявить на войне трусость и мало­душие. Война обнажает все человеческие страхи.

Синонимы слова «смелость»: отвага, решимость, му­жество, героизм, предприимчивость, самонадеянность, са­моуверенность, энергия, подъём духа, дух, храбрость, желание, решительность, решимость говорить правду, истину, дерзость, бесстрашие, неустрашимость, бестре­петность безбоязненность, бесстрашность, удальство, ге­ройство, риск, отчаянность, дерзостность, новаторство, удаль, доблесть, новизна, отвага, мужественность.

Проблема трусости волновала ещё Сократа. Тру­сость — выражение малодушия, разумеется, это от­рицательное качество. Человек не может совершить поступки, соответствующие морали общества или же воздержаться от каких-либо дурных поступков из-за неспособности и нежелания преодолеть в себе страх перед опасностью, действием природных или обще­ственных сил.

Это явление считается недостойным внимания. Трусость может быть результатом себялюбия. Чело­век может также опасаться навлечь на себя пагубные последствия, гнев окружающих, страх потерять своё материальное положение или положение в обществе. Трусость может быть и подсознательной, являться проявлением стихийного страха перед непознанными природными явлениями.

Трусость часто связана с эгоизмом, бессилием, по­давленным состоянием, может быть вызвана отчужде­нием человека от мира. Страх перерастает в трусость при определённых условиях в соответствии с воспита­нием человека, общество играет при этом немаловаж­ную роль. Оно осуждает трусость, так как она влечёт за собой попустительство злу и несправедливости, бесчестность, приспособленчество, беспринципность, лишает человека способности прямо смотреть прав­де в глаза. Эти качества нужно искоренять в своём со­знании.

Трусость не просто индивидуальное свойство пси­хики, это — социальное явление. В нашем обществе между трусом и предателем ставится знак равенства. Однако в последнее время это понятие стало размы­ваться, с помощью него очень легко манипулировать поступками людей, которые не могут отличить тру­сость от мудрого решения не применять силу.

Синонимы слова «трусость»
: боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колеба­ние, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, тру­сливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусоватость, малодушие.

Проблемы

Смелость и трусость — абстрактные понятия и свойства человека.

Смелость или трусость при принятии решений.

Смелость признать правду или признать свои ошибки.

Смелость и трусость при попытках выйти за рамки необычного.

Влияние смелости и трусости на формирование че­ловека. Противопоставление двух типов людей — сме­лых и трусливых.

Смелость и риск.

Истинная и ложная смелость и трусость.

Связь между трусостью и эгоизмом.

Разница между трусостью и естественным чувством страха.

Связь между смелостью и человеколюбием, филан­тропией.

Смелость и трусость ума, души, характера.

Смелость и трусость на войне и в экстремальных условиях.

Смелость и трусость в любви.

Смелость и трусость в повседневной жизни.

Неспособность проявить смелость в конкретной жизненной ситуации.

Утверждающие тезисы

Смелость и трусость — свойства личности, две сто­роны одной медали.

Смелость и трусость — черты личности, обуслов­ленные рефлексами.

Смелость -* проявление самоуверенности.

У храбрых в бою есть бессмертие, они не умирают.

Герои не умирают. Смелого пуля боится. Смелость города берёт.

Каждый из нас может оказаться перед сложным выбором.

Мы либо будем смело смотреть в будущее и прохо­дить преграды, либо будем трусамй, которые только подставляют всех вокруг.

Для того чтобы полно и всесторонне раскрыть темы, связанные с направлением «Смелость и трусость», необ­ходимо прочитать следующие произведения:

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин».

А. Н. Островский «Гроза».

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

Л. Н. Толстой «Война и мир».

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь».

  1. П. Чехов «Месть».

М. А. Шолохов «Судьбачеловека», «Тихий Дон». М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

  1. А. Закруткин «Матерь человеческая». Б. С. Житков «Храбрость».

В. В. Быков «А зори здесь тихие …», «Обелиск», «Сотников».

Ю. В. Бондарев « Берег».

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». А. А. Фадеев «Молодая гвардия». Б. Л. Васильев «В списках не значился».

  1. Т. Твардовский «Василий Тёркин». Ю. В. Друнина «Запас прочности».

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…».

  1. Л. Кондратьев «Сашка».

В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».

К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Э. Хемингуэй «Старик и море».

(843 слова) Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» стал одним из выдающихся произведений мировой литературы, потому что русский писатель затронул очень важные и актуальные темы. Так, листая страницы данного произведения, читатель может осмыслить нравственные проблемы, а также историко-философские вопросы. Основной можно назвать проблему смысла жизни отдельной личности и ее значение в истории человеческой цивилизации. В своем произведении Лев Николаевич показывает, как главные герои пытаются найти свой смысл жизни и свое предназначение. Рассмотрим подробнее, как в романе-эпопее «Война и мир» писатель раскрывает эту проблему.

Демонстрируя нравственные поиски персонажей романа, автор ищет ответ на вопрос, как правильно нужно определять приоритеты в жизни, используя силы в необходимом направлении. Для этого Лев Толстой показал современное ему общество и разделил его представителей на два лагеря. Первую группу людей составляют те, кто все время пребывает в поиске смысла жизни. Их не устраивают общепринятые правила, они постоянно стремятся к развитию и совершенству. Вторая же группа людей состоит из тех, кто спокойно плывёт по течению жизни и довольствуется плодами своей безнравственности и деградации.

В образах Андрея и Марьи Болконской, Николая и Наташи Ростовых, а также Пьера Безухова писатель воплотил самые благородные черты дворянского общества. Худшие качества читатель видит в образах Бориса Друбецкого, Курагиных, полковника Берга и других представителей светской среды. Вторая группа персонажей свой смысл жизни видит в накоплении богатства, которого можно достичь с помощью удачного брака, выгодного служебного положения или выигрыша в карты, ведь представители высшего общества ничего, кроме долгов, не производят и денег не зарабатывают. Безусловно, они умеют рассуждать о политике, патриотизме, нравственности, однако на самом деле их не интересуют данные понятия. Их круг интересов ограничивается карьерным ростом, личным благополучием и накоплением состояния. Например, Василия Курагина уважают многие в светской среде, однако все его мысли заняты заботами о выгоде для себя. Так, герой думает, как бы определить «дурака» Ипполита в Вену, а бесчувственную Элен удачно выдать замуж? Чтобы увеличить свое состояние, Курагин способен «продать» собственную дочь и похитить завещание Пьера Безухова. Он готов на любую подлость ради осуществления своих целей. Весьма не удивительно, что данная черта передалась и детям. Так, хитрая Элен продаёт свою красоту, а Ипполит и Анатоль за чужой счет ведут роскошный образ жизни. Таким образом, выдающийся писатель в своём произведении показывает, насколько эгоистичными и невежественными являются представители «благородного» сословия. Все их мысли и высказывания являются фальшивыми. Такие люди в самые тяжёлые для страны минуты показывают лишь свою трусость. Для них нет ничего святого. Почему? Потому что свой смысл жизни они ограничивают примитивным паразитизмом. 

Совсем по-другому относятся к жизни герои произведения, которым автор симпатизирует. Так, например, Наташа Ростова сразу же привлекла к себе внимание читателей благодаря своей искренности. Наташа Ростова является одной из любимых героинь Льва Толстого. В ее образе автор воплотил самые лучшие качества: доброту, милосердие, отзывчивость, заботливость, способность искренне любить. Данная героиня смогла сохранить свою душу чистой и любящей. Наташа Ростова понимает чужую боль и старается только хорошие поступки. Смыслом ее бытия является семья. В финале она посвятила себя мужу и детям, создавая их благополучие и счастье.

Таким же добродушным является и Пьер Безухов. Этот герой был вынужден преодолеть немало испытаний, чтобы понять свой смысл жизни. Автор уважает Безухова за то, что он сумел, несмотря на свой робкий характер, победить страх и научиться управлять судьбой. Пьер Безухов не боится перемен в жизни, он не боится совершенных им ошибок. Ведь все поступки герой совершает от чистого сердца и доброй души. В переломные для страны мгновения персонаж показывает себя настоящим героем. Почему? Потому что смысл жизни Пьера — это благополучие и процветание России. Начиная со своей семьи, своих крестьян, он преображает страну. В финале его деятельность становится шире: он вступает в тайное общество, которое готовит реформы для всего государства.

Несколько отличается путь к истине у Андрея Болконского. В начале произведения Андрей Болконский недоволен светскими нормами поведения, но имеет такой же стимул к жизни — славу и признание других. Андрей живет не для себя, не для близких, а для истории. Преследуя свои тщеславные стремления, главный герой рвётся на войну. Участие в военных действиях заставляет персонажа посмотреть на мир иначе. Болконский, сближаясь с простыми людьми, вдруг осознаёт, насколько никчемны его мечты. По ходу повествования он пробует себя и в политике, и в любви, и в управлении имением. Смысл бытия он обрел в любви ко всему тому, что его окружает. За это он и отдал свою жизнь.

Не менее прекрасным является образ Марьи Болконской. Девушка искренне верит в Бога. Именно с этой верой героиня идёт по жизни, она ей помогает  справляться со всеми трудностями. Ее смысл бытия заключается в нравственном самосовершенствовании и заботе о семье. Героиня даже ведет отчет, превращая воспитание детей в полноценную работу на пользу обществу.

В образе Николая Ростова автор воплотил щедрого, сильного, гордого и благородного мужчину, который честно выполняет свой долг по отношению к семье и Родине. Его смысл жизни заключается в обеспечении семьи (он хочет оставить детям большое наследство, чтобы им не пришлось также сложно, как ему) и в защите Родины (в случае необходимости Ростов готов бороться с любыми опасностями, угрожающими России).

В своем произведении «Война и мир» Лев Николаевич Толстой затронул очень важную проблему смысла жизни и человеческого предназначения. Автор хотел донести до читателя простую истину: очень важно найти свой истинный смысл жизни и познать самого себя. 

Автор: Виктория Комарова

(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
(6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес.
(10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
(24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
(27) – Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.
(28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
(31)- Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем.
(32)- Раз один – то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! (34)Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
(35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат.
(36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
(37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, – это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, – это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась.
(По М.А. Булгакову.)
Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) – русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

Что такое трусость? Инстинкт самосохранения или порок? Какие ощущения испытывает человек, отступивший от общепринятых норм морали и совершивший поступок, которого стыдится в дальнейшем? Именно над этими вопросами размышляет Ф.А.Вигдорова.
Автор поднимает в своём тексте проблему трусости. Писательница иллюстрирует актуальность этой проблемы. Для этого она приводит цитату поэта-декабриста Рылеева, написавшего, что «мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». Автора удивляет, как много поступков порой не совершают люди именно под влиянием сиюминутной трусости. Примеры подобного поведения содержатся в предложениях 16 – 24 текста. Самое ужасное, по мнению журналистки, — это пережить трусость и предательство в повседневной жизни. Разбитое окно, нечаянная потеря вещи или увиденная несправедливость… Как порой страшно сделать признание о своем пусть даже мелком проступке!
Автор считает, что трусости можно противопоставить только мужество. Нужно учиться нести ответственность за свои действия, а для этого надо «преодолевать в себе обезьяну всегда».
Невозможно не согласиться с мнением Ф. Вигдоровой. Чтобы сделать правдивое признание, нужно быть смелым и сильным человеком. Нам хорошо известны примеры из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин практически на протяжении всего произведения совершает трусливые поступки: лжет, изворачивается, становится предателем, заботясь только о собственном благе. Петр Гринев, напротив, сохраняет достоинство в любых обстоятельствах. Так, главный герой, рискуя жизнью, заявляет о том, что не будет присягать Пугачеву.
Еще одно свидетельство трусости наблюдаем в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий, стреляясь с Печориным, прекрасно знал, что у последнего не заряжен пистолет, но, тем не менее, стреляет в практически безоружного человека. Судьба жестоко наказала подлость молодого человека, убитого на этой дуэли… Возможно, Лермонтов таким образом хотел выразить свою позицию по этому вопросу. Трусость — это качество подлеца, недостойного жить.
Трусость и предательство всегда шли рядом. Я считаю, что нельзя струсить, не совершив предательства по отношению к тем, кто нас окружает. Возможно, кто-то и оправдывает свою трусость, но душевная травма, боль от трусливого поведения друзей или тех, кого мы считали друзьями, будет довольно сильной и останется в душе надолго.
Трусость, а вслед за ней и предательство разрушают не только отношения между людьми, но и губят самого человека. И тысячу раз права Фрида Абрамовна Вигдорова, утверждая в заключительных строках текста, что мужество бывает одно. Оно  не имеет множественного числа, в то время, как трусость многолика.
Комментарий педагога:
Сочинение о трусости и предательстве легко написать взрослому человеку. Опираясь на свой жизненный опыт, проще различить добро и зло. А как справиться с этим школьнику, у которого за плечами только небольшой жизненный отрезок, и все еще впереди? Как найти в тексте проблему, о которой он будет писать?
Определить тему можно с помощью вопроса: о чем текст? И выделить проблему, которую обсудите. Она должна быть одна. В тексте же может быть отражено их несколько.
В контрольном варианте автор четко называет вещи своими именами, поэтому трудностей с выбором определений не может возникнуть. Посоветовать можно вот что: определитесь, что будете обсуждать — трусость и предательство или мужество.
Когда будете работать над сочинением, не стесняйтесь писать эмоционально. Пусть ваши душевные порывы отразятся на бумаге. Потому, что о трусости и предательстве невозможно писать сухим языком. Но не увлекайтесь излишней экспрессией, не употребляйте громких слов. Сочинение не письмо лучшему другу, а документ публицистический.
Если не можете сосредоточиться на примерах из жизни, вспомните литературу. В художественных произведениях можно найти много примеров на эту тему. И обязательно составьте план, определите, в какой последовательности будете писать.
Исходный текст для написания сочинения:
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) –  советская писательница, журналист. (Из Открытого банка ФИПИ)
Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
No related posts.

Сочинение по тексту З. Прилепина.
Что есть красота? Понятие ли отвлеченное, оторванное от реальности? Или же это какая-то конкретная вещь, которую можно использовать по мере необходимости? Именно этими вопросами озадачивает читателей известный писатель и  публицист З.Прилепин, поднимая проблему понимания человеком подлинной красоты.
Автор размышляет о положении красоты в мире, обращаясь к прошлому, когда это понятие охватывало прекрасные поступки, человечность, добро. Тогда, вообще, это считалось центром мироздания, к которому стремились страстные и честные сердца. Но в последнее время, с сожалением отмечает писатель, люди научились использовать красоту в качестве источника комфорта, сделали «служанкой», основное предназначение которой – скрасить пошлость и обыденность мира.
Автор выражает свою точку зрения однозначно: «Красота неконкретна. Ее нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости». Он считает, что царство имиджа, комфорта и гламура в современном мире мешает раскрыться истинной красоте.
С мнением писателя нельзя не согласиться. Действительно, сегодня многие материализуют прекрасное, делают доступным, а потом и вовсе перекраивают на свой лад, оставляя лишь «приклеенную улыбку и стеклянные глаза». А ведь этим человечество делает себя несчастным, умышленно отгораживаясь от подлинной красоты.
Истинно прекрасное рождает в душе человека чувство радости, окрыляет его, заставляет по-другому взглянуть на мир. Так, герой романа Дж. Лондона «Мартин Иден», встретив свою любовь, осознает, что красота людей, окружавших его ранее, была ложной. Мартин понимает, что ругань, спиртное, вызывающе одетые девушки – это вовсе не то, что могло бы быть привлекательным. Осмысливая это, герой начинает работать над собой, чтобы когда-нибудь достигнуть того самого центра мироздания.
А вот герой повести А. И. Куприна «Олеся» находит истинную красоту в загадочной девушке из лесной глуши, которая была неграмотной и необщительной, но уровень ее культуры несравним с культурой обычных деревенских жителей. Она искренна, чиста, добра, и в этом заключается ее прелесть,  красота, которая покорила героя и завоевала его сердце.
Таким образом, именно «красота спасет мир», а человек, в свою очередь, должен обожествлять ее и ценить, а никак не делать своей «служанкой». (305 слов)

Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

25.02.2021 16:33:07

Автор: Максим Шалов


      На какие поступки может пойти человек во время войны ? Что движет человеком в это время? Какие черты характера раскрываются ?
      Автор показывает нам проблему трусости человека на войне. На какие действия готов пойти человек в экстренной ситуации.
     Бакланов приводит пример того, как Долговушина охватил страх, когда пред ним вспрыгнул человек в каске. Долговушин сильно испугался и побежал прочь, игнорируя приказы. Он оставил умирать раненого старшину, хотя сам старшина кричал, куда бежать  Долговушину, чтоб тот выжил. Это показывает, что Долговушин повел себя как последний трус, бросив умирать товарищей, лишь бы самому остаться в живых.
      Так же после возвращения к своим, Долговушин начал рассказывать , как он героически повел себя :» старшину убило у него  на глазах, он пытался тащить его мертвого». Хотя сам Долговушин первее всех убегал с поля боя. Он испугался говорить своим правду, так ка его могли пустить под трибунал. Это показывает, что человека охватили трусость и подлость. А эти качества являются наиболее плохими для человека.
     Позиция автора ясна. Бакланов считает, что эти качества недопустимы для человека. Писатель проявляет негативное отношение к Долговушину и презирает его, так как он трус.
     Я полностью поддерживаю позицию автора. По моему мнению Долговушин повел себя подло, бросив товарищей в бою, а затем наврал, дабы обезопасить себя. Такие люди как Долговушин должны быть лиюо перевоспитаны, либо изолированы от общества. Нужно всегда поступать правдиво, не поддаваясь трусости.
     В заключении можно сказать,что какая бы ситуация не случилась, люди должны делать правильный  выбор, не смотря на  страх. Трусость это  то качество, от которого нужно избавляться всеми силами.
                          


Здравствуйте, Максим!
В целом у вас получилось хорошее сочинение, в работе прослеживается коммуникативный замысел, продумана последовательность изложения и выстроена логика. Однако не все критерии, по которым оценивается ЕГЭ-сочинение, учтены. Например, мне не удалось найти указания на связь между примерами и анализ этой связи. Опишу подробнее ошибки, чтобы вы могли их учесть и впредь постараться не допускать.
Формулирование проблемы оценивается 1 баллом, однако неверное оформление этой части работы может повлечь за собой незачёт по всем критериям содержания (К1-К4). А это 9 баллов за содержание.
Вы формулируете проблему так:

    На какие поступки может пойти человек во время войны ? Что движет человеком в это время? Какие черты характера раскрываются ?
      Автор показывает нам проблему трусости человека на войне. На какие действия готов пойти человек в экстренной ситуации.

Обо всём этом автор размышляет в своём тексте. Но мы должны выбрать только ОДНУ проблему и чётко её сформулировать.
В этом тексте поднимается и проблема приспособленчества (она соотносится с первым абзацем вашей формулировки), и проблема поведения человека в экстремальных условиях (война, столкновение с врагом). Проблема трусости, на мой взгляд, слишком узка для данного текста. Вы смешиваете всё, что смогли «вычерпать» из текста, не потрудившись сосредоточиться на каком-то одном важном и значимом аспекте. Это может сыграть с вами злую шутку на экзамене. Я поставила вам 1 балл по К1, но кто-то из экспертов может этого и не сделать. Можно было оставить акцент на трусости: автор размышляет о трусости человека на войне. Но в качестве проблемы всё-таки обозначить поведение бойца Долговушина в целом: и выводит нас на проблему поведения человека в экстремальных условиях.
Примеры вы сконструировали хорошо:

Бакланов приводит пример того, как Долговушина охватил страх, когда пред ним вспрыгнул человек в каске. Долговушин сильно испугался и побежал прочь, игнорируя приказы. Он оставил умирать раненого старшину, хотя сам старшина кричал, куда бежать  Долговушину, чтоб тот выжил.

Так же после возвращения к своим, Долговушин начал рассказывать , как он героически повел себя :» старшину убило у него  на глазах, он пытался тащить его мертвого». Хотя сам Долговушин первее всех убегал с поля боя. Он испугался говорить своим правду, так ка его могли пустить под трибунал.

Пояснения к ним не отличаются особой глубиной, но в целом соответствуют содержанию текста, поэтому их нельзя не зачесть.

Это показывает, что Долговушин повел себя как последний трус, бросив умирать товарищей, лишь бы самому остаться в живых.

Это показывает, что человека охватили трусость и подлость. А эти качества являются наиболее плохими для человека.

Связь между примерами не указана и не проанализирована, на этом вы потеряли 2 балла.
В тексте сочинения есть орфографические ошибки:

 Так же после возвращения к своим, Долговушин начал рассказывать , как он героически повел себя :

Союз пишется слитно.

В заключении можно сказать,что какая бы ситуация не случилась, люди должны делать правильный  выбор, не смотря на  страх.

У производного предлога в заключение на конце пишем е. В этом предложении частица ни усилительная, не отрицательная не. Предлог несмотря на пишется слитно.
Пунктуационные:

По моему мнению Долговушин повел себя подло, бросив товарищей в бою, а затем наврал, дабы обезопасить себя.

Вводную конструкцию нужно выделить запятыми.

Такие люди как Долговушин должны быть лиюо перевоспитаны, либо изолированы от общества.

Если есть указательные слова так, такой, таков, перед как нужно ставить запятую.

Трусость это  то качество, от которого нужно избавляться всеми силами.

Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, ставим тире.
Грамматические нарушения:

Хотя сам Долговушин первее всех убегал с поля боя.

Нет такой формы в русском языке как самостоятельного слова.

Он испугался говорить своим правду, так ка его могли пустить под трибунал.

Можно пойти под трибунал. Слово пустить неудачно употреблено в данном контексте. Есть фразеологизм пустить в расход в значении «расстрелять» (разг.).

 Я полностью поддерживаю позицию автора.

Позицию можно разделять, думать так же, как он. Можно поддерживать кого-то: выступающего, докладчика. Неверное управление.
Речевые недочёты не позволили получить максимальный балл по К10 и К6.

Это показывает, что человека охватили трусость и подлость.

Трусость и подлость — это качества человека. Они его не охватывают, а он их проявляет.

А эти качества являются наиболее плохими для человека.

Писатель проявляет негативное отношение к Долговушину и презирает его, так как он трус.

Слова-штампы плохой, хороший, негативный, положительный не являются ошибками, но не красят сочинение. Постарайтесь найти более точные оценочные слова в каждой ситуации.

Трус тоже не самое точное слово для оценки и характеристики Долговушина. Он приспособленец, лжец, спасая свою жизнь, он расчётливо и находчиво ведёт себя, когда же нужно подумать о товарищах, забывает о своих умениях, ищет выгоду в любой ситуации, даже когда на его глазах гибнут люди.

По К12 сняла балл за товарищей, хотя в боевой операции участвовал вместе с Долговушином только старшина Пономарёв (один товарищ).

Это показывает, что Долговушин повел себя как последний трус, бросив умирать товарищей, лишь бы самому остаться в живых.

По моему мнению Долговушин повел себя подло, бросив товарищей в бою, а затем наврал, дабы обезопасить себя.

Ещё раз отмечу, что сочинение неплохое, но требует определённой доработки. Постарайтесь учесть замечания и в следующих работах не допускать таких ошибок.
Удачи!

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 0

K2 — Анализ связи между примерами: 0

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1

K6 — Точность и выразительность речи: 1

K7 — Соблюдение орфографических норм: 1

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 1

K9 — Соблюдение грамматических норм: 0

K10 — Соблюдение речевых норм: 1

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 0

Итоговый балл — 13

Возврат к списку

  • Трусость самый страшный порок мастер и маргарита сочинение
  • Трущобные обитатели как пишется
  • Труженики тыла незаметные герои войны сочинение
  • Труженники или труженики как правильно пишется слово
  • Труженик как пишется правильно почему пишется