Трудности в понимании художественных текстов и сюжетной линии рассказа

Во всех своих произведениях николай семнович лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. многомудрый

Во всех своих произведениях Николай Семёнович Лесков затрагивает очень важные моральные и социальные темы, которые связаны с жизнью общества. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа писателя “Тупейный художник” по плану ниже. 

История создания

Создан и опубликован рассказ «Тупейный художник» был в 1883 году. Напечатали произведение во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Примечательно, что к произведению добавили пометку, намекавшую на важные исторические события: “С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота поминовения усопших”. Затем ее заменили на другую фразу, но с тем же смыслом: “Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.”. Несложно догадаться, что речь идет о дате отмены крепостного права.

Во второй раз рассказ издали уже в 1890 году еще при жизни автора. Вышел “Тупейный художник” в сборнике, с некоторыми изменениями. Так, писатель усилил негативные стороны героев: жадность священника, жестокость графа и др. В 1922 году произведение выпустили отдельной книгой, и в следующие семь лет переиздавали еще пять раз с сокращениями. Такова история написания рассказа «Тупейный художник».

Жанр, направление

Произведение «Тупейный художник» относится по размерам и наличию одной сюжетной линии к жанру рассказа. Сам же автор в подзаголовке назвал свое сочинение “рассказом на могиле”. Исходя из событий, становится ясно, к чему было сделано подобное уточнение. Некоторые исследователи отмечают, что “Тупейного художника” можно причислить к исповедальной литературе. Здесь важнейшими признаками являются искренность, открытость героя и повествование о важных событиях из жизни от первого лица.

Из литературных направлений ближе всего реализм. Персонажи для той эпохи вполне типичны (подневольные люди и их “хозяева”), ситуации тоже (плохое отношение к крепостным, трагическая любовь и др.). Содержится конфликт человека и жестокого общества, часто встречающийся в реалистических произведениях. Происходящее показывается объективно.

Смысл названия

В названии «Тупейный художник» отражен род занятия одного из главных героев — тупейный художник. Если обращаться к словарям, можно узнать, что так раньше называли парикмахеров. Автор акцентирует внимание на судьбе одаренного человека, который трагически погибает вместе со своим талантом в условиях крепостной России.

Публика того времени, когда рассказ был впервые выпущен, скорее всего, сразу поняла, о ком пойдет речь далее. Современному же человеку этот заголовок ни о чем конкретном не скажет.

Суть: о чем?

Начинается рассказ «Тупейный художник» с размышления автора о том, что художниками могут быть не только живописцы и скульпторы, но и просто творцы из разных сфер искусства, которые достигли некоторых высот. В качестве одного из примеров приводит мастера из Америки, который работал с покойными, придавая их лицам “утешительное выражение”. И за особую тщательность в исполнении очередного заказа был убит толпой разъяренных горожан. 

“Был в таком же необычайном художественном роде мастер и у нас на Руси”, — говорит писатель, подводя итоги своим рассуждениям.

Далее читателей знакомят с рассказчиком, а тот, в свою очередь, описывает женщину Любу, которая работает в их доме нянечкой. Она иногда приводит детей на кладбище, где сидит у одной могилки со старым крестом. И однажды она повествует о том, кто здесь похоронен.

Аркадий Ильич Ильин — так звали “тупейного художника” (парикмахера) — работал в крепостном театре графа Каменского. Он был настолько талантлив, что хозяин не хотел, чтобы Аркадий стриг кого-то еще. Поэтому не отпускал его на волю.

Любовь Онисимовна (няня в будущем) — числилась актрисой в этом самом театре. Была прекрасна внешностью, хорошо поет и танцует. Молодые люди любили друг друга, но понимали, что настоящего счастья им пока не видать.

Вдруг Аркадию подвернулось дело — подстричь брата графа Каменского. Хозяин был недоволен, отпускать мастера не спешил, и тогда родственник поступил хитро: сказал мол, нужен парикмахер, чтобы остричь пуделя. Отказывать было неудобно, и граф согласился. Перед Аркадием стояла нелегкая задача. Если бы выполнил работу хорошо, то получил бы золото, если бы сделал что-то не так — его бы застрелили. 

Тем временем Любовь заменяет заболевшую актрису на первой роли и привлекает внимание сластолюбивого графа. Он хочет заполучить ее в любовницы. Героиня сообщает о своем положении Аркадию, и молодые решаются на побег. Так они попали к священнику, который пообещал обвенчать их, но когда пришли с обыском люди Каменского, быстро выдал изменников.

Аркадия жестоко пытали, а потом послали на войну. Любу в наказание определили на телячий двор, где она познакомилась с Дросидой. Та много пила, но сочувствовала девушке и старалась ей помочь. Через три года от Аркадия пришло письмо, в котором он говорил о скорой встрече. Также уверял в том, что получил много денег, скоро выкупит Любу, и они поженятся. 

К сожалению, мечтам не суждено сбыться — ночью офицера убил некий постоялый дворник ради пятисот рублей. На похороны Аркадия приехал даже губернатор, а виновника трагедии казнили. 

Заканчивается произведение сценой “поминок” возлюбленного рассказчицы. Рассказчик вспоминает, как иногда Люба тихо встает по ночам, подходит к окну, отпивает из флакончика (“плакончика”) с вином, стоит так недолго, а потом вновь возвращается в кровать.

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения «Тупейный художник» представлены в списке:

  1. Любовь Онисимовна, Люба (19 лет на момент эпизодов с Аркадием) — няня двухлетнего брата рассказчика, которая повествует о нелегкой судьбе художника и их трагической любви. Когда-то состояла в театре графа Каменского актрисой, тот проявлял к ней сильный интерес. Любовь остается красавицей даже спустя много лет (“черты лица ее были тонки и нежны, а высокий стан совершенно прям и удивительно строен, как у молодой девушки”), по характеру скромная, тихая. Со временем появилось пагубное пристрастие — алкоголь, с помощью которого она заглушает боль от потери возлюбленного.
  2. Аркадий Ильин (более 25 лет при жизни) — “тупейный художник” (парикмахер и гример), работал в том же самом театре крепостных графа Каменского. Удивительно талантлив, так как мог изобразить на человеке совершенно любое лицо — именно поэтому его называют художником. Чувствительный, очень заботится о Любе, переживает за нее, готов бежать вместе с ней куда угодно, несмотря на возможность быть наказанным за ослушание. Смелый, довольно решительный: без особых раздумий берется стричь брата графа, хотя тот угрожает застрелить за малейшую ошибку.

Темы

Среди наиболее ярких тем в произведении «Тупейный художник» можно отметить следующие:

  1. Любовь — она в «Тупейном художнике» самоотверженная, крепкая, но очень несчастная. Аркадий Ильич без раздумий выдает себя, когда в доме попа находят его возлюбленную; сама Любовь Онисимовна верно ждет молодого человека с войны, переживает, беспокоится. Искренне радуется девушка, когда получает желанное письмо с обещанием встречи, и также сильно впадает в отчаяние, когда узнает о гибели милого.
  2. Неравенство людей — в произведении существует два вида героев: хозяева и их подчиненные. Граф Каменский способен делать со своими людьми, что пожелает. Захочет — отберет свободу, захочет — разрушит чужое счастье. Все это он делает для удовлетворения своих желаний, не задумываясь о нуждах и чувствах окружающих. А подневольные крепостные вынуждены исполнять все прихоти господ.
  3. Жестокость — графа Николая Каменского и его брата несколько раз называют беспощадными людьми, и это подтверждается их поступками (например, жестокими пытками). Почувствовав силу власти, они совсем забывают о гуманности, сострадании и превращаются в настоящих тиранов. “Под всем домом были подведены потайные погреба, где люди живые на цепях как медведи сидели. Бывало, если случится когда идти мимо, то порою слышно, как там цепи гремят и люди в оковах стонут. Верно, хотели, чтобы об них весть дошла или начальство услышало, но начальство и думать не смело вступаться…”
  4. Предательство — сбежав, Любовь и Аркадий находят краткосрочный приют у священнослужителя. Тот обещает помочь возлюбленным и даже прячет их, чтобы графские охотники не смогли найти. Но, как только враги появляются на пороге, поп ведет себя как настоящий трус и сдает несчастных. 

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте произведения «Тупейный художник», связаны с несправедливым общественным строем.

  1. Во-первых, это тирания по отношению к другим людям, которая выражается в образе Каменских. Герои жестоки и грубы, они настолько сластолюбивы и избалованы, что могут разрушать судьбу по одной лишь прихоти. Им безразличны последствия.
  2. Во-вторых, это само существование рабской системы. Лесков осуждает господ, которые почему-то вдруг решили, что имеют право управлять кем-то только из-за своего высокого статуса. В условиях крепостного права привилегии распределяются несправедливо: тираны и развратники при власти и деньгах, а по-настоящему талантливые люди живут в положении рабов и наложниц.
  3. Также затрагивается проблема алкоголизма. Люди в рассказе пьют от тяжелой судьбы, чтобы хоть немного успокоить боль в душе. Пристрастие к спиртному здесь — признак человека с драматичным прошлым.

Если проблематику произведения «Тупейный художник» нужно расширить, обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях — он будет рад помочь.

Основная идея

Лесков показывает, насколько несчастливо и порочно существование людей тогда, когда свобода человека ограничивается кем-то извне. Страх, ненависть, постепенная потеря мотивации и цели в жизни — вот что испытывает тот, кто находится под постоянным контролем. Трагизм крепостного права — вот главная мысль произведения «Тупейный художник». 

Писатель осуждает крепостничество, изображая его ужасы через мучения людей. Он не дает героям положительного финала, потому что в таких условиях он просто невозможен. Смысл произведения «Тупейный художник» состоит в том, что Россия должна навсегда избавиться от сословного неравенства, которое порождает такие драмы.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься произведение «Тупейный художник»? Рассказ вышел уже после отмены крепостного права, но положение бывших невольников все еще оставалось не самым лучшим. Возможно, Лесков хотел предостеречь будущие поколения от подобных ошибок, показать, что может произойти, если у человека отобрать свободу выбора. Причем пострадать могут и “хозяева”, если вдруг против них поднимут бунт.

Автор учит читателя высоко ценить свободы и права другой личности, которая должна строить жизнь по своим правилам и установкам. Тирания ломает жизнь людей и развращает тех, кто исповедует ее принципы.

Художественные особенности

Язык произведения интересен. Так как “Тупейный” художник представляет собой рассказ из “первых уст”, то текст по стилю похож на речь человека. Чаще всего встречаются следующие приемы:

  • Эпитеты: безумную; “высокая, сухая, но очень стройная старушка”, неподражаемый;
  • Устаревшие просторечные слова: цирульников, аглицкие (английские), водвою, надобно;
  • Глаголы, придающие действию активность, подвижность. Некоторые передают внутреннее состояние героев: приезжает, пугал, говорит, намекнул, пошел, трясется;
  • Помимо этого, много портретных описаний, которые помогают передать характер героев. Например, так выглядит брат графа: “был еще некрасивее городского <…> да и лицо у этого второго графа было все в больших буграх, так что его брить нельзя, чтобы всего не изрезать”.

Критика

Произведение осталось практически незамеченным в 1883 году. Даже вышло оно не в литературном журнале, как обычно бывало, а в художественном. Ни один из известных критиков не посвятил рассказу ни единой статьи.

Зато в 1890-м, когда сочинение переиздал “Аквилон”, внезапно, появились почитатели. Причем, среди иностранных читателей (французы, поляки, немцы и пр.), так как рассказ был переведен на другие языки. Далее было несколько постановок в театрах, которые зрители оценили гораздо лучше.

Автор: Инна Колокольникова

Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 376.37

Дата публикации 30.04.2021

Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, yakusheva.veronika@yandex.ru
Раненкова Екатерина Васильевна
студент, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, ranenkova.kate@gmail.com

Аннотация: Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) не могут самостоятельно овладеть навыками связной речи, поэтому формирование умений создавать вторичные тексты является одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников этой категории. В данной статье определены теоретические подходы к изучению пересказов как вторичных текстов, составленных детьми с ОНР, приведены экспериментальные данные, свидетельствующие об особенностях пересказа научно-популярного текста детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).
Ключевые слова: вторичный текст, связная речь, пересказ, стиль текста, общее недоразвитие речи; старший дошкольный возраст.

Creating secondary texts based on retelling them by children with common speech disorders

Yakusheva Veronika Vladimirovna
Cand. Sci. (Pedagogy.), assistant professor of Special pedagogy and psychology department, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Ranenkova Ekaterina Vasilevna
student, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: Children of preschool age with general speech underdevelopment (GDL) cannot independently master the skills of coherent speech, therefore, the formation of the ability to create secondary texts is one of the most important tasks of correctional education for preschoolers in this category. This article defines theoretical approaches to the study of retellings as secondary texts composed by children with GDL, provides experimental data indicating the features of the retelling of a popular science text by older preschool children with GDL (III level of speech development).
Keywords: secondary text, coherent speech, retelling, text style, common speech disorders, senior preschool age.

Правильная ссылка на статью

Якушева В.В., Раненкова Е.В. Создание вторичных текстов детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sozdanie-vtorichnykh-tekstov-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 30.04.2021)

Интерес к проблеме текстовой деятельности, которая представляет собой интегративный комплекс умений и навыков работы с текстом, вызван ее социальной значимостью и ролью в процессе обучения. Состояние данного феномена отражает уровень социокультурного, языкового и речевого развития человека. Несмотря на то, что полноценное формирование текстовых умений приходится на период школьного обучения, основы работы с информацией и текстом начинают закладываться уже в дошкольном возрасте. Следовательно, развитие связной речи с целью обучения рассказыванию и пересказу детей дошкольного возраста можно рассматривать как ступень овладения элементарными текстовыми умениями.

Именно формирование связной речи, необходимое для полноценного преодоления системных проявлений речевого нарушения, а также для эффективной подготовки к обучению в школе, относится к числу важнейших задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Самостоятельно овладеть навыками создания текстовых сообщений, в том числе и на основе пересказа готового текста, дошкольники с указанной речевой патологией не способны. Нарушения лексико-грамматического характера и несформированность звуковой стороны речи, недоразвитие высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, воображения), трудности установления причинно-следственных связей определяют многофакторный характер причин, обусловливающих нарушения связной речи у детей с ОНР. В связи с этим изучение вопросов, касающихся проблемы порождения вторичных текстов такими воспитанниками является актуальным. В настоящей публикации мы представим результаты эмпирической деятельности, направленной на исследование возможностей создания пересказа детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития).

В лингвистической литературе термин «пересказ» используется для наименования процесса создания вторичных текстов и его результата —вторичного текста, который создается говорящим или пишущим на базе готового рассказа [1]. Переработка первичной текстовой информации, ее преобразование во вторичный текст протекает в жестко регламентируемых условиях конкретного коммуникативного задания при активном участии аналитико-синтетической деятельности. Чурилина Л.Н. подчеркивает, что пересказ, являясь чрезвычайно сложным лингвокультурным феноменом,   включает в свою структуру два взаимосвязанных процесса: восприятие и порождение речи [10]. Пересказ признается исследователями лучшим видом репродуктивных текстов, но при этом он считается тем видом коммуникативной деятельности, который ориентирован на воспроизведение первичного текста, имеющего свои стилистические и языковые особенности, «накладывающие ограничения на процесс порождения вторичного текста» [6, с.57]. На специфику репродуктивной деятельности, реализуемой с целью создания пересказа, обращает внимание и В. В. Куканова, по мнению которой, человек в ходе такой вторичной деятельности всегда старается передать содержание наиболее точно [7]. Характеризуя авторскую позицию при создании вторичного учебного текста, Л.М. Яхиббаева и А.Р. Файрузова обращаются к исследованию Л.М. Майдановой, которая считает, что вторичный текст продуцируется на «базе другого, первичного, текста со сменой авторства» [11, с. 399].

  В педагогической и методической литературе пересказ рассматривается как интегрированная деятельность, эффективность которой определяется достаточным уровнем развития таких высших психических функций как мышление, память, внимание, восприятие и воображение. Как правило, обучение пересказу предшествует формированию навыков рассказывания, что объясняется, прежде всего, наличием программы речевого высказывания, заложенной в первичном тексте, которую говорящий запоминает и транслирует при пересказе.

Умение слушать рассказ и запоминать последовательность его изложения, способность понять основное содержание текста и определить главную сюжетную линию рассказа, готовность к использованию во вторичном тексте авторских речевых оборотов составляют комплекс умений, необходимых для овладения пересказом. К объему репродуктивного текста могут предъявляться различные требования, с учетом которых выделяются несколько видов пересказа исходного текста:

– развернутый (сплошной) пересказ, который передает содержание исходного

текста полностью;

– сжатый (реферирующий) пересказ, отражающий основную смысловую текстовую информацию;

– выборочный пересказ затрагивает какую-то часть первичного текста (эпизод, сцену, описание героя) [1, с.195].

В работе с детьми дошкольного возраста, как отмечают Алексеева М. М. и Яшина В. И., «используется, главным образом, развернутый пересказ, близкий   к тексту», но детям старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектуальным и речевым развитием становятся доступны творческие пересказы с измененными зачином или концовкой произведения, а также вторичные тексты с дополнительными эпизодами, придуманными детьми [2, с.296].

Результаты исследований Г.В. Бабиной [3], В.П. Глухова [4], О.Е. Грибовой [5], Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой [9], выводы, полученные учеными, свидетельствуют о значительных трудностях овладения навыками рассказывания и пересказа детьми дошкольного возраста с ОНР на протяжении длительного периода времени в отличие от их нормально развивающихся сверстников, у которых к 4,5-5 годам формируется готовность к пониманию, созданию первичных текстов и вторичных текстовых сообщений. 

 Лебедева И. Н. указывает на нивелирование сюжета в рассказах дошкольников с ОНР [8]. Обследование детей 6 лет с ОНР позволило Г.В. Бабиной и А.А. Трофимовой выявить трудности создания смысловой программы текста дошкольниками с опорой на изобразительные стимулы, а также особенности развертывания повествовательного высказывания на основе заданной сюжетной линии, связанные с «ограниченными возможностями спонтанного формирования базовых когнитивных структур, составляющих понятийную систему ребенка»  [3, с.15].

Осмысление лингвистических, психолингвистических, онто- и дизонтогенетических закономерностей развития связной речи является важнейшей теоретической предпосылкой исследования возможностей создания вторичных текстов детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Изучение диагностических заданий, направленных на обследование рассказов и пересказов, составленных детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, показало, что фактическим материалом являются художественные тексты. Принимая во внимание широкое стилистическое разнообразие первичных текстовых сообщений, мы предположили, что исходный текст для пересказа может быть научно-популярным, например, из детской энциклопедии.

Экспериментальную группу составили дети старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). Обследование проводилось в индивидуальной форме, а ответы дошкольников фиксировались в протоколах. Критерии оценки пересказа научно-популярного текста были разработаны на основе авторских подходов к обследованию связной монологической речи В.П. Глухова [4], Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой [9]. В качестве речевого материала был использован текст «Часы» из «Большой энциклопедии для детского сада» [12]. Выполнение задания предполагало первичное восприятие текста на слух или зрительно при просмотре мультфильма, ответы на вопросы учителя-логопеда и составление вторичного текста (пересказ).

 Анализ полученных данных и отнесение ответа к определенному уровню осуществлялись с учетом следующих качественных показателей: степень самостоятельности, объем передачи содержания текста, последовательность изложения, используемые языковые средства, уровень понимания предъявленного текста.  Так, в результате проведенного обследования было установлено, достаточно высокий уровень овладения умениями создания вторичных текстов продемонстрировали 10 % дошкольников с ОНР. Они смогли правильно ответить на вопросы, самостоятельно пересказать предъявленный текст, передать содержание в полном объеме, соблюдая последовательность изложения, используя различные языковые средства в соответствии со стилем произведения, но не всегда  с учетом грамматических, лексических и фонетических норм родного языка.

Ответы большинства детей с ОНР (80% испытуемых от общего числа участников эксперимента) соответствовали удовлетворительному уровню овладения  умениями создания вторичных текстов. Дети этой группы активно принимали помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов. При пересказе дошкольники смогли фрагментарно передать содержание  первичного текста, в их ответах наблюдались пропуски связующих элементов или необоснованные стереотипные повторы таких компонентов, однотипность грамматических конструкций, нарушенный порядок рассуждения. Языковое оформление речевых высказываний тоже не в полной мере соответствовало предъявляемым требованиям к рассказам детей старшего дошкольного возраста: в ответах  были выявлены  аграмматизмы, обнаружены трудности поиска необходимых лексем, однотипные замены слов. У детей этой группы были зафиксированы незначительные трудности переключения внимания, единичные фактические ошибки. Приведем в качестве примеров, аргументирующих нашу позицию, пересказы детей (без учета фонетического оформления речевых высказываний):

 Пересказ №1 на основе  зрительного предъявления первичного текста

 «Люди измеряют время. А потом повести (появились) песочные часы, а потом уже электронные и наручные, которыми мы пользуемся. Самые точные механические часы».

 Пересказ № 2 на основе слухового восприятия первичного текста 

«Часы нужны, чтобы не опоздать в школу, еще чтобы не опоздать на работу. Самолеты не летали без часов. Древние люди определяли время и смотрели на часы, часы выглядели кругло. Часы бывают водные, вода капает. Потом были песочные».

Достаточно низкий уровень овладения умениями создания вторичных текстов был выявлен  у 10% участников эксперимента. Пересказы детей этой группы представляли отдельные фрагменты, обрывки предложений, которые дети воспроизводили непоследовательно с большим количеством ошибок стилистического, грамматического, лексико-семантического и фонетического характера. Они не сразу принимали помощь педагога.

Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

  1. Своеобразие пересказов, составленных детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития), на основе предъявления  научно-популярного текста проявляется  в виде:

— нарушений структурирования, приводящих к ошибкам логического   и грамматического плана  на уровне текста и отдельного предложения;

— трудностей языкового оформления, проявляющихся в несовершенстве умений осуществлять отбор синтаксических моделей предложений, лексических единиц с учетом их смысловой наполняемости и морфемных элементов слова.

  1. Характер и степень выраженности ошибок, допущенных детьми при составлении пересказа, не определяются формой предъявления текстовой информации.
  2. Использование научно-популярных текстов для изучения особенностей создания вторичного текста детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией имеет прогностическую направленность в контексте формирования у них  готовности к школьному обучению.

Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Бабина Г.В., Трофимова А.А. Анализ повествовательной структуры текстов пересказов, создаваемых дошкольниками с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2019. № 2 (54). С.5–17.
4. Глухов В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием. М.: МПГУ, 2017. 310 с.
5. Грибова О.Е. Становление текстовой компетенции у обучающихся с общим недоразвитием речи (аспект понимания фактуальной информации текста): этапы и закономерности // Специальное образование. 2016. № 2. С.15–25.
6. Грудева Е.В., Губушкина А.А. Набор ключевых слов и устный пересказ как вторичные тексты (на материале вторичной речевой деятельности учащихся 6-х классов //Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 2 (95). С. 56–72. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-5.
7. Куканова В. В. Специфика пересказа как вида речевой деятельности: эзо- и эндоединицы звучащего спонтанного монолога // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 9. Вып. 4. Ч. 2. С. 129–139.
8. Лебедева И. Н. Связная речь: речь в общении и в деятельности. // Специальное образование. 2011. № 4. С. 138-166.
9. Логопедия. Теория и практика / [под ред. профессора Филичевой Т.Б.]. М.: Эксмо, 2017. С.317-373.
10. Чурилина Л. Н. Вторичный текст как объект исследования: на материале звукового корпуса русского языка // IX выездная школа-семинар «Проблемы порождения и восприятия речи»: Материалы. Череповец: ЧГУ, 2010. С. 118–127
11. Яхиббаева Л. М., Файрузова А. Р. Роль автора в порождении вторичного учебного текста. // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 25. № 2. С. 399-406. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-avtora-v-porozhdenii-vtorichnogo-uchebnogo-teksta (Дата обращения: 21. 03. 2021)

Список источников
12. Гальперштейн Л. Я. и др. Большая энциклопедия для детского сада. – М.: РОСМЭН, 2020. – 256 с.

← Предыдущая статьяВлияние эмоционального аспекта на подготовку студентов-филологов к будущей профессиональной деятельности

Следующая статья →Особенности отношения людей к своему возрасту на этапе взрослости в зависимости от пола

  • Труд бесценен как пишется
  • Трудная ситуация это сочинение
  • Трудная задача план к рассказу
  • Труд в современном обществе сочинение
  • Трудная жизненная ситуация рассказ