Трудно не сопереживать обоим героям как пишется

Чтение не оставляет равнодушным, а заставляет сопереживать героям рассказов и стихов. то, что сегодня мы знаем как способность сопереживать чужим

Чтение не оставляет равнодушным, а заставляет сопереживать героям рассказов и стихов.

То, что сегодня мы знаем как способность сопереживать чужим чувствам, зародилось в качестве явления философии искусства, призванного объяснить, почему определённые картины и скульптуры вызывают у зрителей отклик.

Чтобы помочь, надо искренне сопереживать горюющему, его надо почувствовать.

Отсюда умение сопереживать людям, проникаться их чувствами и мыслями.

Некоторые мужчины умеют сопереживать не хуже большинства женщин, чутких в межличностном общении.

USSR bot

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: радиоаппарат — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Например, отец может сопереживать фрустрации своего сына, который потерпел неудачу в каком-либо важном деле.

А она-то разинула рот, забыла про пельмени и даже начала сопереживать парню.

Также здесь оценивается открытость к новым отношениям и способность сопереживать другим людям, которая способствует формированию крепких отношений.

Если ваш ребёнок научится сопереживать, становиться на место другого человека, он будет не только хорошим другом, но и успешным членом команды.

Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника.

Читаем ли мы книгу, смотрим фильм или сериал – художественный или документальный, нам с самого начала нужно сопереживать главному герою.

Чтобы оживить рисунки в детском воображении и заставить малышей сопереживать персонажам, необходимы особое умение и профессиональное мастерство художника, тщательная продуманность сюжетов, тонкая проработка образов.

Он заставляет зрителя сопереживать героям, погружаться в их жизнь и чувства, переживать за финал.

Человек со сбалансированной анахатой способен сопереживать, любить, чувствовать, оказывать моральную поддержку другим.

Если герой не будет понятным, если не будет понятно, что с ним происходит и по какой причине, то зритель не досмотрит кино до конца и уж тем более не будет сопереживать герою.

Вокруг ковра с десятком бутылок стояла плотная толпа, и все сильно сопереживали.

Студент, который пройдёт путями культурфилософской мысли, получит возможность сопереживать её ключевые события.

Как он сможет услышать вас, понять ваши мысли, сопереживать чувствам, если вы не приоткроете ему свой мир всеми возможными литературными средствами?

Герой, за которым будет любопытно наблюдать, которому захочется сопереживать.

В эмоциональном плане они стараются быть терпеливыми, сопереживать окружающим, проявлять безусловную любовь и брать на себя ответственность за свою жизнь, свои решения и реакции.

Также именно страдание помогает нам сопереживать боли других, тем самым позволяя породить к ним подлинное сострадание.

Люди-звезды, за которыми хочется следовать и которым можно сопереживать.

Сопереживая героине, читатель сопереживает и дятловцам: сочувствие ведёт себя подобно эху.

К примеру, некто способен глубоко сопереживать собеседнику.

Как создать героя, которому станут сопереживать?

Приобщаясь к литературному творчеству, малыши учатся сопереживать героям произведений, знакомятся с нормами взаимоотношений между людьми, получают первые представления о положительных и отрицательных поступках и моральных качествах (добрый – злой, честный – нечестный и др.).

Тогда я этого не понимал, но насколько же сильно я сопереживал происходящему в повествовании (назвать это каким-нибудь жанром, или даже литературной формой, означает зажать всё то написанное в какие-то рамки, но эти книги ни в какие рамки не укладываются…) и каждая страница, каждый абзац, какие-то тонкие намёки, проходящие сквозь весь текст, наполнены смыслами, порой, понятными и заметными лишь мне одному, следы которых я тут же начинаю видеть в окружающей меня действительности…

Любит сопереживать, помогать коллегам.

Метод основан на способности человека сопереживать собеседнику и понять его через это сопереживание.

Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идёт речь в сказке или потешке.

Если в семье ребёнок чувствует себя любимым, надёжно защищённым, если мама предсказуема, постоянна в своём поведении, искренне радуется его успехам, сопереживает неудачам, он уверенно будет вступать в контакты и строить в дальнейшем отношения с другими взрослыми, с пониманием и сопереживанием относиться к сверстникам.

Конечно, мемориал жертвам холокоста – особый случай: ведь это сооружение и создано с целью заставить посетителей эмоционально сопереживать тем, в память о ком оно было воздвигнуто.

Без мысленного принятия роли другого невозможно сопереживать с ним.

Научитесь слушать и овладейте способностью сопереживать вместе с собеседником.

Начальника своего она считала одним из лучших людей, способных сопереживать ближнему и помогать нуждающимся в его помощи.

Она всегда сопереживала людям, даже когда это оборачивалось против неё.

Я всей душой сопереживала абсолютно всем – главным и второстепенным – героям.

Она слегка наклонила голову, с мокрых волос капала вода, и с каждой вспышкой молнии он всё больше сопереживал этой странной молодой женщине.

Ребёнком меня учили сопереживать другим, а также приспосабливаться и не создавать проблем.

Сердце сопереживает вещам, должно быть правильным и крепким, тогда оно будет владеть законом.

Мы размышляем над жизнью вместе с писателем, сочувствуем и сопереживаем судьбе героев различных произведений, пополняя свой эмоциональный багаж.

Всякое крошечное стихотворение уже является таким упрощением и сосредоточением человеческих чувств, и если я, читая, не ощущаю желания во всём этом соучаствовать и сопереживать автору, то я плохой читатель.

Или из-за того, что ты не смогла и уже никогда не сможешь это получить, ты разучилась сопереживать?

И если взрослый этого не понимает и не в состоянии сопереживать в этой ситуации, то ребёнок может чувствовать растерянность и расстройство.

Иногда пациентам кажется, что доктора – люди, лишённые сочувствия и сострадания, ведь видя каждый день чью-то боль и муки, трудно сопереживать.

Одному жить проще – не нужно сопереживать эмоциональным или физическим проблемам близкого человека.

Всего найдено: 22

Здравствуйте, а Вы не подскажите, как разобрать слово «облепиха» по составу?

Ответ справочной службы русского языка

В слове облепиха можно выделить корень облепих- и окончание —а, так как, строго говоря, значение слова (кустарник определенного вида, ягоды этого кустарника) нельзя объяснить через значение каких-либо связанных по структуре и значению слов. Однако носители русского языка, конечно, чувствуют историческую структуру слова: в нем легко узнается приставка об-, корень -леп-, суффикс -их-. Нетрудно догадаться и о том, что образовалось это слово в истории языка от глагола облеплять (ягоды плотно облепляют ветку).

В каком предложении выделенное слово пишется слитно? 1) Дарья ТАК(ЖЕ), как и Наталья Петровна, родилась в Саратове. 2) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего маршрута работают камеры видеонаблюдения. 3) (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада были сильно повреждены линии электропередачи. 4) Михаил сообразителен и схватывает любую информацию (НА) ЛЕТУ. 18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Вокруг день за днём происходило ТО(ЖЕ) самое, и Денис (В)СКОРЕ заскучал в деревне. 2) (ПО)НАЧАЛУ работа в прачечной показалась мне нетрудной, но уже через (ПОЛ)ЧАСА пот лил с меня градом. 3) (В)ТЕЧЕНИЕ первых суток плавания пассажиры (ПО)НЕМНОГУ стали привыкать друг к другу. 4) КОГДА(ТО) суда флотилии не раз заходили в порты Персии, ЧТО(БЫ) запастись водой и провизией.

Ответ справочной службы русского языка

Воспользуйтесь, пожалуйста, информационно-поисковой системой «Орфографическое комментирование русского словаря».

Здравствуйте! Пишу в пятый раз, но надежду услышать ответ не теряю.. 1) «Маше не()жалко было мороженого.» Знаю точно, что пишется «не жалко». Но учебник для первого класса утверждал обратное. Нашла у Розенталя : » Слова категории состояния на -о (так называемые предикативные наречия) пишутся с частицей не слитно при утверждении: нетрудно видеть и раздельно при отрицании: не трудно видеть (смысл обычно устанавливается самим пишущим).»(&61, п.5). Можно ли ссылаться на это правило при разговоре с учителем? 2) Нужно ли двоеточие в данном предложении: В дворовой команде я побывал в ролях: защитника, нападающего, вратаря. Заранее спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

1. Со словами категории состояния (предикативными наречиями), которые не соотносятся с прилагательными, частица не пишется раздельноне надо, не время, не жаль (но: недосуг, неохота и др.).

Также исключительно раздельное написание не жалко зафиксировано в орфографическом словаре.

2. Двоеточие не требуется.

Добрый день! Спасибо огромное за профессиональную помощь и поддержку!
Вопрос: Оба этих подхода неверны или Оба эти подхода неверны? Если не трудно, пришлите, пожалуйста, ссылку, где я могу прочитаь подробнее на эту тему. И, кстати, в данном случае нетрудно надо писать слитно или раздельно?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Используются оба варианта.

Верно: Если не трудно.

Добрый день, Грамота!
Помогите, пожалуйста, выбрать правильное окончание: «Дополнительные(-х) 55 двухквартирных домов нужно возвести не позднее конца октября».
Если нетрудно, объясните выбор окончания.
Спасибо.
С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

Лучше так: Дополнительно нужно возвести 55 домов.

Здравствуйте. Вопрос мне задал ученик — иностранец. Фраза: У меня былА ( ж.р.) книга(ж.р.). У меня не былО книги. Книга женского рода и должно корреспондировать с глаголом, но как оказалось не всегда. Не знаю, какое правило действует в данном случае и не могу объяснить. Почему при отрицании глагол быть(иметь) принимает окончание среднего рода при любом роде существительного, а вот без отрицания этого не происходит. Книга былА, снег был, окно былО. Но книги, снега и окна не былО. Подскажите, пожалуйста. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Скорее, следует сопоставить предложения типа нет чего-либо – не было чего-либо – не будет чего-либо (так называемые безличные предложения). Нетрудно заметить, что в настоящем и будущем времени согласование сказуемого и дополнения по грамматическому роду не происходит (слова нет и не будет не имеют показателя рода). В прошедшем времени для подобных конструкций фиксированно употребляется средний род  сказуемого (не было).

Здравствуйте!
Возникли разногласия при проверке тотального диктанта. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Предложение такое:
Перед нами распахивался гостеприимный и приветливый мир, жизнь уходила вдаль, в слепящую бесконечность, будущее казалось прекрасным, и мы катились туда в скрипучем обшарпанном вагоне.
Здесь интересуют два момента.
Первый — запятая перед словом «жизнь». Комментарии организаторов диктанта, выложенные на сайте акции, предлагают только запятую, ссылаясь на Полный академический справочник под ред. Лопатина, § 127 раздела Пунктуация. То есть, однозначно указывается, что здесь именно запятая в БСП.
Но я считаю, что вполне обоснованно можно поставить двоеточие. Рассмотрим структуру предложения. По правилам орфографии и пунктуации 1956 года, § 161, п. а, двоеточие ставится в БСП при раскрытии содержания того, о чём говорится в первом предложении. То же самое правило — и в известных справочниках Розенталя и Лопатина. Как нетрудно заметить, в рассматриваемом предложении как раз и раскрывается содержание «гостеприимного и приветливого мира», ведь следующие части предложения и относятся именно к этому сочетанию и поясняют содержание этой метафоры.
Получается, можно поставить двоеточие?
Второй момент — слово «вдаль». Комментарии организаторов предлагают здесь правило слитного написания наречий (ПАС, раздел Орфография, § 136, п. 6). Но в примечании к этому пункту указано, что 1) «именно В КОНТЕКСТЕ выявляется реальное значение»; 2) «В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА пишущий МОЖЕТ ВЫБРАТЬ и слитное, и РАЗДЕЛЬНОЕ написание». В рассматриваемом предложении именно контекст и позволяет считать «даль» существительным, и к нему — приложение «в слепящую бесконечность». На раздельное написание, на мой взгляд, указывает и параллелизм конструкций: «в даль», «в бесконечность». Комментарии, конечно, указывают, что «в слепящую бесконечность» — «уточняющее обстоятельство места». Но уточнение подразумевает сужение значения. В то время как утверждать, что даль — более широкое понятие, чем бесконечность, на мой взгляд, затруднительно.
В то же время справочник по правописанию и литературной правке Д. Э. Розенталя указывает, что наречия с пространственным значением пишутся слитно (§ 56, п. 7). Там же и прим.: «возможность вставки определяющего слова НЕ влечёт за собой раздельного написания». Но — п. 6 того же параграфа содержит противоречие: пишутся слитно наречия, если нельзя вставить определение или задать падежный вопрос. А значения групп наречий, на которые распространяется правило (как в п. 7), — не указаны. Таким образом, нет препятствий рассматривать содержание п. 6 как общее правило, которое должно работать всегда.
Как же, всё-таки, правильно? Допустимы ли оба варианта — как слитно, так и раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

1. На наш взгляд, двоеточие возможно, если его постановку допускает интонация диктовщика.

2. Раздельное написание возможно (при предпочтительном слитном написании, если нет зависимых слов).

Добрый День, уважаемая Грамота!
Снова прошу вашей помощи.
В предложении:
Попасть в Московский Кремль нетрудно. НЕ ТРУДНО пишется слитно или раздельно?
Спасибо заранее!

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта написания.

Уважаемые специалисты руссого языка. Ещё раз Вас беспокою. У меня срочный вопрос: научиться -это вспомагательный глагол или нет? Какую функцию выполняет“ печать ”в предложении “я научился печатать на клавиатуре вслепую”? Дополнения или составного глагольного сказуемого? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Если следовать «букве закона», то есть формальным правилам, то научился в Вашем предложении — часть составного глагольного сказуемого с модальным значением. Вот почему:

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part5.htm#31202

Приинфинитивная часть составного глагольного сказуемого выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия — указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):

Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

Модальное значение может выражаться

1) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и Т. п.

2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов / не прочь / в состоянии подождать.

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать;

2) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее спеть (все просили, а спеть должна она);

3) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять.

Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как расставить знаки препинания:
Нетрудно догадаться почему. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Никакие знаки препинания (кроме точки в конце) в этом предложении не нужны.

не случайно или неслучайно? нетрудно или не трудно?

Ответ справочной службы русского языка

Все варианты возможны. Написание зависит от контекста.

Надо образовать от данных существительных форму множественного числа родительного падежа

Ответ справочной службы русского языка

Это задание нетрудно выполнить при помощи электронных словарей нашего портала.

Здравствуйте!
Никак не могу понять, надо ли (и если надо, то почему) ставить запятую в таких вот конструкциях:
«При таких обстоятельствах (,) нетрудно предположить, что …»; «При всем его обаянии (,) он все-таки испытывал трудности в общении»?
Спасибо большое!

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не ставятся.

«Колеса два и опасность двойная». Правильно ли без запятой? Если нетрудно, какое правило? Спасибо.
С уважением

Ответ справочной службы русского языка

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая: Колеса два, и опасность двойная.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста,как правильно писать: «Если вам не трудно, то пришлите…», или «Если Вам нетрудно, то пришлите…»

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: если вам не трудно…

1. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.

В рассказе И. С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

2. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (НЕ)ЖЕЛАВШИЙ обидеть других, он всегда очень тщательно подбирал слова перед тем, как высказать критическое замечание.

Оля (НЕ)ДЫША, с замиранием сердца смотрела на величавый закат. Гости, как ни странно, были ничуть (НЕ)СМУЩЕНЫ этим неловким разговором.

Это была, стоит отметить, в высшей степени (НЕ)ПРОСТАЯ для всех нас задача.

Отец объяснял внезапную ссору (НЕ)ЧЕМ иным, как вспыльчивостью моей матери.

3. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Постановка, несмотря на всеобщее восхищение, мне показалась ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ, даже скучной.

Молчание длилось очень (НЕ)ДОЛГО, однако нам обоим оно было тягостно.

Лампа горела тускло — (НЕ)ЯРЧЕ свечи.

Друзья, (НЕ)ОБРАТИВШИЕ внимания на появление Толика, продолжали спорить о способах доказательства теоремы.

Наташа появилась на пороге моего дома внезапно — в тот момент, когда я была (НЕ)ГОТОВА к приёму гостей.

4. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Механизм замка, до сих пор (НЕ)СМАЗАННЫЙ, угрожающе скрежетал.

За пять лет я скопил (НЕ)МЕНЬШЕ сотни редких монет.

(НЕ)ОБРАТИВ никакого внимания на предостережения синоптиков, Валик вышел из дома без зонтика.

Карточка, что была вложена в цветы, оказалась (НЕ)ПОДПИСАНА.

Рукопожатие было (НЕ)ДОЛГОЕ, но крепкое.

5. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Гена почему-то считал свою книгу никому (НЕ)НУЖНЫМ опусом графомана.

(НЕ)ЧЕСТНОСТЬ, отсутствие совести и принципов мой дед не переносил в людях больше всего.

(НЕ)ИСКЛЮЧЕНО, что из-за ограничений на выезд нам придётся отменить поездку.

Мы бежали из леса, где увидели медведя, (НЕ)ОГЛЯДЫВАЯСЬ.

(НЕ)КАЖДОМУ удавалось попасть в нашу дворовую команду по футболу.

6. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Дуня (не)лишена обаяния.

Ещё (не)распроданные игрушки уценили.

Он был (не)готов к такому разговору.

Даже в испепеляющую жару в (не)большом дубовом лесочке чувствуешь живительную прохладу.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

7. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

Путники вышли к ещё (не)обросшему кромкой льда берегу.

А молодой человек даже и деньги с него вперёд получил, очень (не)малые деньги.

(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.

Причиной смеха служили вовсе (не)смешные места его импровизации, а те гримасы, которые за его спиной строил Караулов.

8. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Вы всё-таки оказались (не)правы, Степан Ильич!

Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.

Местное население разговаривало на (не)понятном языке.

В мечтах он открывал ещё (не)исследованные земли.

9. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!

Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.

Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.

Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.

Он уже и сам был (не)рад такой встрече.

10. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 В лесу как ни в чем (не)бывало продолжалась весенняя жизнь.

Тянутся по Волге нагруженные арбузами баркасы с (не)высокими бортами.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

Она была уже (не) рада, что поехала.

Очень опасно переходить дорогу, (не)смотря по сторонам.

11. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Эти далеко (не)радостные события застали нас врасплох.

Какое-то странное чувство, доселе (не)испытанное, вдруг захватило меня.

С автором статьи я был (не)согласен.

В исторических повестях рассказывалось о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними врагами и (не)скончаемых распрях.

Комната была совсем (не)освещена.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Ещё (не)просохшая после дождя дорога была усеяна лужами.

(Не)досказанность делает финал романа открытым.

(Не) вылеченная вовремя простуда может привести к серьёзным осложнениям.

Компьютер (не)подключен к сети.

Брат (не)удостоил его даже упрёком.

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Эта задача так и (не)решена учениками.

Ирина Андреевна говорила (не)громко, но очень выразительно.

Я был (не)готов к такому повороту событий и в растерянности остановился.

(Не)умолкающие до глубокой ночи звуки музыки напоминали о близости парка аттракционов.

Конечно, это был далеко (не)лучший поступок.

14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Я был (не)рад нашей встрече.

Мой собеседник бросил на меня очень (не)приветливый взгляд, однако промолчал и на этот раз.

Приняли отнюдь (не)верное решение.

Простите меня, милая матушка, я был (не)прав.

Виднелись ещё (не)убранные поля ржи.

15. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Добиться встречи с послом было вовсе (не)легко.

На стене висел персидский ковер с отнюдь (не)броским орнаментом.

Александру пожелали, чтобы каждый новый день его жизни был (не)похож на предыдущие.

Маша сыграла на пианино очень красивую мелодию (не)известного мне композитора.

Стол был (не)убран.

16. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Поклажа была (не)легка, а очень тяжела.

Александр совершил (не)обдуманный, но крайне смелый поступок.

Григорьев и сам понимал, что поступил (не)по-дружески.

В коллекции оказалось несколько никому (не)известных бабочек.

План был (не)выполнен.

17. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Это была вовсе (не)выдуманная история.

Мой (не)догадливый попутчик ничего не заподозрил.

Александр (не)расположен был к разговору.

Сегодня товарищ мой явно был (не)рад общению.

Баржа простояла в порту ещё (не)разгруженной в течение двух недель.

18. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Он бежал (не)быстро, а медленно.

(Не)занятый делом человек никогда не может наслаждаться полным счастьем.

Ещё видны остатки (не)растаявшего на полях снега.

Через два дня состоялся далеко (не)лёгкий разговор.

Мотивы его поступков так и остались (не)понятыми.

19. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Всё это произошло (не)задолго до нашего отъезда.

Журналисты оказались (не)готовы к такому резкому повороту событий.

На соревнованиях по пятиборью Антон показал далеко (не)лучший результат.

Участки за рекой были (не)застроены.

Никому (не)известная история.

20. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Его беспокоила долго (не)заживающая рана.

Он, очевидно, отнюдь (не)ленивый.

Прыгнул (не)высоко, а низко.

В казарму вошёл (не)высокий офицер с широким восточным лицом.

Фильм повествует о судьбе провинциального, никому (не)известного музыканта.

21. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Это была вовсе (не)трудная задача.

Дорога была (не)освещена.

Партнёры предложили новый контракт на крайне (не)выгодных условиях.

(Не)просмотрев до конца.

Японские карты этого побережья были (не)похожи на карты европейских навигаторов.

22. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Они шли по ещё (не)засеянному полю.

Уроки были (не)сокращены.

Ответ другого ученика тоже оказался (не)верным.

(Не)доделанная до конца работа не давала Олесе покоя.

На экзамене (не)разрешается пользоваться никакими справочниками и учебниками.

23. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Это (не)счастье, а горе.

Грачи гуляли в ещё (не)побелевшей ржи.

(Не)продолжительные экспедиции проводились с целью сбора статистических сведений о населении.

В пляс пустились (не)только взрослые, но и дети.

Некоторые гималайские вершины, уступая в своей высоте знаменитой Джомолунгме, (не)взяты альпинистами-любителями до сих пор.

24. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

Более высокие деревья (не)выдержали бы морозов.

Солнце стало уже (не)так жечь, дни стали заметно короче.

Кто из нас (не)любит природу!

25. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.

Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.

Версты три осталось, (не)больше.

В непогоду меня даже на крыльцо (не)выпускали.

Уже с Рождества (не)было своего хлеба, и муку покупали.

26. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.

Софья Николаевна (не)очень постарела за это время.

(Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.

Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.

27. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

(Не)спавший от боли в ноге Иванихин всё видел.

Ответы студента были далеко (не)верными и сбивчивыми.

Дверь в комнату была (не)закрыта.

Сквозь (не)задёрнутые шторы видно было ярко освещенную комнату.

28. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Иван Иванович слушал сына с напряжённой и (не)доумевающей улыбкой.

Тема сочинения (не)раскрыта.

Далеко (не)чёткий план развития производства критиковали в министерстве.

Это место (не)занято.

Никому (не)нужные сведения.

29. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)зачем думать о плохом: всё будет хорошо.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не)штукатуренными стенами.

За степным туманом (не)видно ни поля, ни леса.

Тишина, (не)нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.

Туристы прошли (не)меньше километра.

30. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

После ремонта комната ещё (не)приведена в порядок.

(Не)помня зла, за благо воздадим.

(Не)обычная обстановка мешала сосредоточиться.

(Не)нужно расспрашивать о происшедшем.

31. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Месяца (НЕ)БЫЛО на небе, и звёзды ярко светили.

До Нового года (НЕ)БОЛЬШЕ недели.

Бабушка, (НЕ)СМОТРЯ на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

Серёжа (НЕ)ТОРОПЯСЬ перевернул страницу.

Вовсе (НЕ)ТРУДНАЯ задача решена учеником.

32. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Компьютер (не)подключён к сети.

Гибнущий сад и (не)состоявшаяся любовь — две внутренне связанные темы пьесы.

Еще (не)распустившийся цветок особенно красив.

Помещение (не)рассчитано на такое количество людей.

(Не)спрашивая ни о чем, он все понял.

33. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.

Ключи до сих пор (не)найдены.

Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.

Брат (не)удостоил Мишу даже взглядом.

Здание (не)построено в срок.

34. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Причины миграции этих редких птиц ещё (не)изучены.

Вдоль улиц громоздятся горы (не)растаявшего снега.

В Севан впадает чуть ли (не)тридцать рек и речонок.

Воды в этих краях (не)хватает.

Артист сегодня (не)в голосе.

35. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 А. Н. Толстой умер, (не)успев дописать роман «Пётр I».

(Не)лёгкий, но достойный удел ожидает нашего героя.

Война (не)митинг.

Чего только (не)происходило в те времена.

(Не)встречей был памятен для меня тот день, а событием совсем иного порядка.

36. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Я чувствую, что (не)обходимо переменить тему разговора.

К сожалению, задача (не)решена.

Вас дочка кличет – никак (не)докличется.

Чего только (не)происходило в те времена.

Это, господа, (не)кто иной, как капитан Копейкин.

37. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)сказано было ни слова.

(Не)кого было спросить, как проехать к концертному залу.

(Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

Никем (не)замеченный, Иван быстро скрылся.

Николай, совершенно (не)чувствуя тела, заворочался, устраиваясь удобнее.

38. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Надо было (не)спеша ехать дальше.

С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.

(Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.

(Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

Наша команда (не)тренировалась и проиграла.

39. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.

Путники вышли к ещё (не)обросшему кромкой льда берегу.

(Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

Ведь вы ни в чем (не)обвиняетесь.

40. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Коту Тимофею (не)меньше десяти лет.

Воздух, ещё (не)ставший знойным, приятно освежает.

(Не)сули журавля в небе, дай синицу в руки.

У Насти были (не)правильные, но приятные черты лица.

Николай провалился в тяжкий, (не)облегчающий душу сон.

41. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.

Работать пришлось в (не)исследованной местности.

До нас (не)долетал грохот взорвавшихся снарядов.

Отказаться от такого угощения никто (не)вправе

Наказывать солдат было (не)за что.

42. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)доедала кашу, чтобы остатки отдать щенку.

Теперь (не)легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня.

Остался ящик с рукописями, никому (не)нужными.

Чего только (не)услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике.

В книге рассказано о судьбе (не)счастной старухи.

43. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.

В мечтах он открывал ещё (не)исследованные земли.

Старая усадьба стояла на (не)высоком холме.

Некоторые упражнения (не)выполнены.

Озеро Севан – ни с чем (не)сравнимое по красоте творение природы.

44. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Старинный сад утром похож на сказочный лес с (не)хожеными тропами.

Он широко шагал по еще (не)расчищенным от снега улицам.

Удобрение (не)вывезено на поля.

Дождей больших еще (не)было.

Я (не)готов к уроку.

45. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Луна (не)бледна, а прозрачна, как хрусталь.

Он ниоткуда (не)получал писем.

(Не)исследованные места влекут меня, а глухие дебри.

Дорога (не)ровная, зато самая короткая.

Часовой пропустил их, (не)проверив пароля.

46. В Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Мальчики (не)узнавали леса.

(Не)котел варит, а стряпуха.

Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

Какой-то он (не)такой, как все, тихий, ласковый.

47. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Эта задача так и (не)решена учениками.

(Не)яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

(Не)у кого спросить, все молчат.

Пошел дождь, (не)прекращавшийся в течение часа.

(Не)сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.

48. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 В предместье живут отнюдь (не)богачи.

На снег, (не)тронутый никем, легли тени.

(Не)распроданные игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Вася никогда (не)стремился к славе.

49. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Посещение Третьяковской галереи оставило (не)забываемое впечатление.

Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не)делающих тому чести.

Река еще (не)замерзла.

То был (не)веселый, смеющийся говор весны, а едва слышная, дремотная болтовня.

Они сидели, ничего (не)говоря.

50. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Мысли о (не)оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.

Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не)стриженые вихры.

Кто (не)знает стихов Пушкина!

Вовсе (не)интересный фильм показали вечером.

В окнах (не)было ни одного стекла.

51. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина.

Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны.

Ни один восход (не)бывает похож на другой.

(Не)дождавшись брата, я ушел.

(Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

52. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

Синий рассвет заглянул в (не)занавешенное с вечера окно.

Давно ему (не)дышалось так легко.

Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

53. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости.

Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не)справедливость

существующего порядка.

Мне (не)за что на вас сердиться.

Она отвечала ему, нисколько (не)смущаясь.

Он никогда (не)смотрит прямо.

54. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Нужная книга (не)прочитана.

Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.

Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

(Не)грустная, а веселая мелодия звучала во дворе.

55. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)смотря на глубокую осень, дни стояли тёплые и ясные.

Вам (не)было скучно?

Обломов — ребёнок, а (не)безнравственный эгоист.

Мост ещё (не)построен.

Заспанное его лицо было (не)злое, а скорее доброе.

56. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Только (не)сжата полоска одна, грустную думу наводит она.

Публика (не)доумённо смотрела на приготовления артистов.

Многие вопросы до сих пор (не)решены.

У нас (не)было воды.

За лесом начинались (не)засеянные, а лишь вспаханные поля.

57. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Железная крыша, давно (не)крашенная, краснела от ржавчины.

Ничего (не)соображая от ужаса, Гаврик бросился вперед.

(Не)доумевая, Ольга остановилась.

Радость труда (не)сравнима ни с какими другими радостями.

Нам нужны (не)пассивные исполнители, а активные деятели.

58. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.

Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

В сгустившихся сумерках уже (не)видны силуэты людей.

Экспедиция (не)должна была приступать к работе.

Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студеным, совсем (не)весенним вечерком.

59. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Люди, (не)бывавшие на экваторе, не могут представить себе зимний тропический дождь.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

В детстве Чехов был (не)истощим на выдумки.

Андрей вошёл в ещё (не)освещённый холл гостиницы.

Мне (не)хотелось домой.

60. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Ребята шли в лагерь (не)быстро, а медленно, с долгими остановками.

Звёзды, (не)видимые вооружённым взглядом.

Прошка, (не)задерживаясь, пронесся мимо.

Поле (не)ясно белело вокруг.

(Не)укрепляющим, а расслабляющим образом действует послеобеденный сон.

61. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Воды прилива шумели (не)умолкая.

Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

Левинсон слушал, (не)вмешиваясь.

62. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Недовольство собой (не)надумано Толстым — это часть его живой души.

В комнате холодно, сыро и (не)уютно.

Некоторое время он сидел (не)шевелясь.

По степи, (не)успевшей остыть за ночь, уже тянет теплый ветер.

(Не)с кем было поделиться, поговорить.

63. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.

Река тянулась вдоль (не)высокого обрывистого берега.

Разговаривать им больше (не)о чем.

Никто (не)отзывался.

(Не)место красит человека, а человек место.

64. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Земля, давно (не)видевшая дождя, трескалась.

Солнце (не)выносимо жгло.

Река, еще (не)скованная льдом, мрачно катила свои свинцовые воды.

(Не)с кого спрашивать, когда сам виноват.

Я давно (не)был в родной стороне.

65. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Лежа хлеба (не)добудешь.

Лучше (не)досолить, чем пересолить.

(Не)видно сегодня ни одного белеющего паруса.

Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим воздухом.

Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю бурю.

66. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

(Не)смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии страха.

Пословицы и поговорки имеют (не)только прямой, но и переносный смысл.

Окна были (не)занавешены.

Лебеди плавали, (не)замечая меня.

67. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Бабушка (не)плясала, а словно рассказывала что-то.

Никто из нас (не)прерывал ее.

То была тишина, (не)нарушаемая ни одним звуком.

Каждый человек (не)раз вспоминает тот день, когда он впервые переступил порог школы.

Две недели пребывания в горах пролетели (не)заметно.

68. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Ещё (не)видимое глазом солнце раскинуло по небу веер розовых лучей.

Валентин шёл (не)спешным, но решительным шагом.

Тянулась глубокая осень, уже (не)сырая и дождливая, а сухая, ветреная.

Никого кругом (не)было.

Листва висит (не)шелохнувшись.

69. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 Мост через речку в этом году (не)построен.

Тайна (не)раскрыта.

Мы проезжали мимо (не)широкой горной речки.

Давно (не)стриженные волосы мешали, лезли в глаза.

Никогда (не)умолкавшая совесть была верным его спутником.

70. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 (Не)распроданные игрушки уценили.

Дуня (не)лишена обаяния.

Проект (не)согласован.

Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.

(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.

КЛЮЧИ:

1

Невнятный

36

Необходимо

2

Непростая

37

Некого

3

Недолго

38

Непонятное

4

Недолгое

39

Нескончаемые

5

Нечестность

40

Неправильные

6

Небольшом

41

Неисследованной

7

Немалые

42

Несчастный

8

Непонятном

43

Невысоком

9

Нетронутая

44

Нехожеными

10

Невысокими

45

Неровная

11

Нескончаемых

46

Некого

12

Недосказанность

47

Неяркое

13

Негромко

48

Нераспроданные

14

Неприветливый

49

Незабываемое

15

Неизвестного

50

Нестриженые

16

Необдуманный

51

Неповторимый

17

Недогадливый

52

Несмотря

18

непонятными

53

Несправедливость

19

незадолго

54

Невысказанный

20

Невысокий

55

Несмотря

21

Невыгодных

56

Недоуменно

22

Неверным

57

Недоумевая

23

Непродолжительные

58

Неуверенность

24

Неразговорчивым

59

Неистощим

25

Нечастый

60

Неясно

26

Нелегко

61

Немигающая

27

Незадернутые

62

Неуютно

28

Недоумевающий

63

Невысокого

29

Незачем

64

Невыносимо

30

Необычная

65

Недосолить

31

Несмотря

66

Незабываемое

32

Несостоявшаяся

67

Незаметно

33

Небольшой

68

Неспешным

34

Нерастаявшего

69

Неширокой

35

Нелегкий

70

Нераспроданные

Работа зеркальных нейронов в мозге позволяет нам сочувствовать не только окружающим людям, но и героям книг, фильмов или телерепортажей. Как описать персонажа так, чтобы повысить его шансы на читательское сопереживание? Литературовед Сьюзан Кин из нью-йоркского Гамильтон-колледжа много лет изучает явление нарративной эмпатии и в своей книге «Эмпатия и роман» называет условия, при которых автор с большей вероятностью достучится до сердец читателей.

Литература — та безопасная зона, где присущий читателю здоровый скепсис остается в подвешенном состоянии, за порогом текста. Будучи вымыслом, художественное повествование обезоруживает читателя, ослабляет его недоверие и тем самым расчищает дорогу нарративной эмпатии. Но некоторые нарративные стратегии усиливают и без того вольный поток сочувствия.

Есть персонаж — есть эмпатия

Имя, основные жизненные обстоятельства и чувства, пусть и не явно выраженные, — этот минимум уже способен высечь искру эмпатии: простое оповещение слушателя о существовании другого человеческого существа само по себе активирует сеть зеркальных нейронов.

По этой причине даже стереотипный персонаж из второсортной литературы получит свою долю нарративной эмпатии: описание не обязательно должно быть реалистичным, сойдет и довольно халтурное. Литературовед и когнитивист Патрик Колм Хоган замечает по этому поводу:

«В то время как литературные критики и профессионалы ценят романы за то, что те нарушают условности и сдвигают нормы, реакция читателей на знакомые ситуации и шаблонные сюжетные ходы активирует искреннюю эмпатию — к предсказуемым поворотам и трафаретным персонажам».

Впрочем, яркие и необычные образы действуют иначе: замедляя темп чтения, они позволяют читателю лучше прочувствовать героя, отмечают литературовед Дэвид Миалл и психолог Дон Куикен.

Несмотря на то что схожесть читателя с литературным героем (в особенности схожесть жизненных целей) способствует отождествлению, он не обязательно должен разделять наши взгляды на жизнь или быть чем-то на нас похожим; он может быть другого возраста, пола/гендера или религиозных убеждений. Это может быть даже животное — главное, чтобы читателю поведали о том, как его зовут, как оно выглядит, какими чертами характера обладает, как себя ведет, какую роль в развитии сюжета играет и как разговаривает.

Расскажите о герое. Но не все

Чем больше точек соприкосновения с собственной судьбой видит читатель в литературном тексте, тем быстрее выстреливает эмпатия. Но иногда нужна недосказанность: исследование 2004 года предполагает, что эмпатия действует как заполняющий пробелы механизм, то есть читатель сам подставляет на место недостающей информации догадки, резонирующие с его собственным психологическим состоянием.

Пусть герой действует

Вместо того чтобы описывать характер героя, позвольте ему действовать и объясните мотивы его поступков — так вы с большей вероятностью вовлечете читателя эмоционально и сподвигнете его проецировать личные переживания на персонажа.

Источник: nuvolanevicata / istockphoto.com

Источник: nuvolanevicata / istockphoto.com

Пусть герой страдает

Эмпатия к вымышленным персонажам проявляется легче и быстрее, когда те переживают негативные эмоции. Сьюзан Кин замечает, что, хоть ее студенты нередко описывают единение с героем в моменты радости и наслаждения, эмпатическое сострадание трогает гораздо глубже.

«Такие горькие и тягостные переживания, как скорбь или досада, больше нуждаются в целебной силе сочувствия», — объяснял Адам Смит в «Теории нравственных чувств». С другой стороны, несчастья персонажа трогают нас потому, что мы часто переносим их на себя: текст, пробудивший затаенные страхи читателя, с головой затянет его в море эмпатии. По той же аналогии нам легче сопереживать героям, которые — как и мы — совершают ошибки.

Следите за ритмом

Эмпатия обычно возрастает в середине сюжетных линий, когда проблема или загадка, стоящая перед персонажами, еще не решена, и спадает (а иногда пропадает) в моменты колебаний и метаний. Зная об этом, автор может контролировать темп и структуру повествования, чтобы повысить уровень читательской эмпатии, — например, использовать многоуровневое повествование, придать концовке силы или оставить ее слабой.

Учтите, что сложность и прерывистость текста может служить преградой сочувствию: возможность проследить причинно-следственную связь упрощает отождествление с персонажами и, следовательно, эмпатию.

Форма имеет значение

Уровень вовлеченности и сочувствия зависит от длины произведения, его соответствия жанру, прорисованности места действия, количества томов в книжной серии и темпа повествования.

Что касается авторского стиля, некоторые исследователи считают, что эстетические достоинства произведения повышают шансы возникновения эмоционального ответа и нарративной эмпатии. Другие предполагают, что чрезмерное восхищение авторским стилем отвлекает читателя, мешает его погружению в вымышленную реальность и, соответственно, сопереживанию ее обитателям.

Станьте героем сами

Согласно анализу Кин, самым безошибочным инструментом воздействия на читателя было и остается повествование от первого лица. Позиция, с которой автор имеет возможность изобразить внутренний мир и эмоциональное состояние героя, наиболее выгодная, потому что такой подход передает «подлинные» мысли героя, напрямую связывая его с читателем. Несмотря на то что повествование со стороны вызывает слабую эмпатическую реакцию, третье лицо, или «всезнающий рассказчик», также вызывает доверие и эмпатию. Такой ракурс позволяет автору перемещаться от одного героя к другому, достоверно воспроизводя их мысленные монологи через несобственно-прямую речь и создавая наиболее полную картину происходящего — прием, которым мастерски пользовался Флобер, создавая мир «Мадам Бовари».

Эти правила точно сработают?

Не обязательно. Эмпатия бывает непредсказуемой, проявляется от случая к случаю и не всегда совпадает с нарративными установками. Сочувствие может возникнуть не к тщательно прорисованному главному герою, а к схематически набросанному персонажу. Кин называет феномен несоответствия авторского замысла читательской эмпатии «эмпатической неточностью».

К тому же нарративную эмпатию может случайным образом усилить соответствие текста определенной исторической, культурной или общественной ситуации: контекст художественного произведения влияет на качество, силу и оттенки эмпатии.

Кин замечает, что ни один роман не в состоянии вызвать эмпатическую реакцию всех без исключения читателей. Такие особенности, как возраст, опыт, предубеждения, знания об описываемом периоде и даже качество внимания, влияют на то, как мы распознаем чужие эмоциональные состояния; на этот навык влияют и унаследованные генетические характеристики. Как отмечал Майкл Стейг, «определенные личные качества и опыт позволяют некоторым читателям оригинальнее и глубже других разбирать эмоциональный пазл литературного произведения».

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

  • Трудно не сопереживать оба героям как пишется
  • Трудиться не покладая рук как пишется
  • Трудно день как пишется
  • Трудно быть богом сочинение
  • Трудная задача носов читать полный рассказ