Троянский конь как пишется

Это статья по античной мифологии. по вредоносным компьютерным программам см. троянские программы троянский конь в древнегреческой мифологии огромный деревянный
Это статья по античной мифологии. По вредоносным компьютерным программам см. Троянские программы

Троянский конь как пишется

Троянский конь — в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь, с постройкой которого связан один из финальных эпизодов Троянской войны.

Краткое изложение:

Около 1200 года до н. э. греки осаждали город-крепость Трою. Отчаявшись взять штурмом, пошли на хитрость. Подкатили огромного деревянного коня, а сами отступили. Защитники Трои вкатили "трофей" в крепость. Из коня вышли солдаты и открыли изнутри ворота, впустив нападавших. Выражение "Троянский конь" теперь означает подарок, приносящий вред.

Содержание мифа

Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу гречанку Елену из города Спарта. Её муж, царь Спарты Менелай со своим братом Агамемноном собрал войско греков и пошел на Трою.Спартанцы пошли на троянцев.

Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской[1]. На боку коня было написано «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея[2] (либо конь был сделан из клёна[3]).

Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, а бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes![4]). Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в значении: тайный, коварный замысел.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По Стесихору, 100 воинов, по другим — 20[5], по Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем[6]. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский[7]. Афина дала героям амброзию[8].

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).

Интерпретации

По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем»[9].

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город[10]. По предположениям некоторых историков (встречающемся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен[11]. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня[12].

Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона»[13], трагедия неизвестного автора «Отплытие»[13], трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои»[14].

Датировки

Троя пала за 17 дней до летнего солнцеворота, в восьмой день до конца фаргелиона[15]. По Дионисию аргивянину, это было 12 фаргелиона, в 18 год царствования Агамемнона и 1 год царствования Демофонта в Афинах[16]. По автору «Малой Илиады», в полнолуние[17]. По Эгию и Деркиолу, 28 день панэма, по Гелланику — 12 фаргелиона, по другим историографам Афин[18] — 28 фаргелиона, в полнолуние, последний год царствования Менесфея, по другим — 28 скирофориона[19]. Либо зимой[20]. По Паросской хронике, Троя пала в 1209 г. до н. э.

С помощью живого коня Трою взял еще раз Харидем ок. 359 г. до н. э.[21].

См. также

  • Троянская война
  • Ашвамедха
  • Троян

Примечания

  1. Стесихор. Разрушение Трои, фр. S105 Пейдж, ст.336; Еврипид. Троянки 511—550; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 15; Дион. Троянская речь 121
  2. Павсаний. Описание Эллады III 13, 5
  3. Овидий. Ибис 569
  4. Вергилий. Энеида. II 49
  5. Стесихор. Разрушение Трои, фр.199 Пейдж = Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера
  6. Гигин. Мифы 108
  7. Афиней. Пир мудрецов XIII 610с // Стесихор. Фрагменты. Вестник древней истории. 1985. № 2. С.231
  8. Трифиодор. Взятие Илиона 185
  9. Полибий. Всеобщая история XII 4b, 3
  10. Палефат. О невероятном 16
  11. Павсаний. Описание Эллады I 23, 8
  12. Дарет Фригийский. История о разрушении Трои 40
  13. 1 2 Аристотель. Поэтика 23
  14. Светоний. Нерон 38, 2; Ювенал. Сатиры VIII 220
  15. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 63, 1
  16. Климент. Строматы I 104, 1
  17. Климент. Строматы I 104, 2 = фр.11 Кинкель
  18. по Дамасфу // Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.323
  19. Климент. Строматы I 104, 2
  20. Трифиодор. Взятие Илиона 190; Цец. После Гомера 629 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.134
  21. Полиэн. Стратегемы III 14; Плутарх. Серторий 1

Ссылки

  • М.Бурлешин «Интересная газета. Тайны истории» № 9 (133) 2006 г. «Бойтесь данайцев, или Был ли в действительности троянский конь?»

Статья из Википедии, бесплатной энциклопедии.

Страница справки по устранению неоднозначности

Троянский конь как пишется

В греческой мифологии эпизод с троянским конем является решающим событием Троянской войны .

По инициативе Улисса , греческие воины успеха в проникновении Трою , осажденной напрасно в течение десяти лет, прячась в большой деревянной лошади, запряженной в золоте, предложил троянцев. Эта военная уловка приводит к падению города и разрешает исход войны.

Миф

Источники мифа

Троянский конь как пишется

Эпизод с троянским конем впервые кратко описан Гомером в « Одиссее» , его « Илиада» завершает повествование о Троянской войне на похоронах Гектора . Во-первых, в песне IV (251-290):

«(…) В деревянной лошади я снова вижу нас сидящих, всех нас, вождей Аргоса. Но потом пришла ты, Элен! в это место вас привел какой-то бог, чтобы дать троянцам шанс прославиться; По вашим шагам шел Дейфоб, красивый как бог, и вы трижды обошли машину; ты постукивал по дуплу, называя по имени вождей данайцев, подражая каждому голосу его жены »

—  Одиссея , издание библиотеки Pléiade , 1955.

Затем Улисс , анонимный гость Alcinoos , просит aède Démodocos спеть (VIII, 492-495)

«(…) история лошади, которую
построил Эпей с помощью Афины ,
и ловушка, которую Улисс привел в акрополь,
переполненный солдатами, которые собирались грабить Трою. »

—  Одиссея из Гомера , перевод Леконт де Лиль (1998).

Затем Гомер резюмирует историю Демодокоса примерно на двадцать строк.

С другой стороны, Вергилий , которые способствовали популярности эпизода, сделал его предметом все книги II в Энеиде , в виде счета , сделанного Энея в Дидоны , царицы Карфагена. .

Природа мифа

Троянский конь как пишется

После тщетной осады Трои в течение десяти лет греки придумали хитрость, чтобы захватить город: Эпей строит гигантского полого деревянного коня, в котором прячется группа солдат во главе с Одиссеем . Греческий шпион , Autre , сумел убедить троянцев принять предложение, несмотря на предупреждения Лаокоона и Кассандры . Лошадь запряжена в городские стены, поэтому, пересекая ворота Скейа , троянцы устраивают большую вечеринку.

Когда жители Трои охвачены алкогольным оцепенением, ночью греки выходят из коня и затем открывают ворота, позволяя остальной армии войти в город и разграбить его. Всех мужчин убивают, женщин и девушек забирают в рабство. Детей мужского пола также убивают, чтобы избежать возможной мести.

В эпизоде ​​с троянским конем Улисс , персонаж, прославившийся своим метисом («хитрым умом»), дает очень ценные советы во время Троянской войны, в которой он принимает участие. Вот это по сути уловка. Он отличается от обмана, но также и от проступка (или преступления ) тем, что обман разрешен законом или правилами использования, игры, искусства, общества или международных соглашений. В случае с военным искусством греков это, в частности, военная уловка .

По словам Палефата

По Невероятным Историям из Palephatos из Самоса , греки построили деревянный конь в соответствии с размером дверей: более узкий , так что это может быть протянуто, но выше. Вожди стояли в лесистой долине, недалеко от города — в месте, называемом «Лощина засады». В противном случае , придя из лагеря Аргиен, как дезертир, объявляет им, что, если они откажутся привести коня в город, то ахейцы вернутся в бой. Услышав это, троянцы выбивают ворота и вводят деревянное животное в город. Пока они пировали, греки нападают на них через пролом в крепостных валах, и таким образом Илион должен был быть взят.

Интерпретации

Троянский конь как пишется

Некоторые авторы предположили, что подарком была не лошадь, скрывающая воинов на своих бортах, а корабль с посольством мира, предложение, которое неосмотрительно приняли бы троянцы, слишком ничего не подозревающие или слишком счастливые, чтобы заключить мир. После вечеринки троянцы открывают для себя мрачную реальность.

В поддержку этой интерпретации следует отметить, что:

  • Греческая морская цивилизация ассимилирует лошадь и лодку. Таким образом, лошадь — это животное Посейдона, а Гомер описывает корабли как морских коней;
  • это Улисс, знаток слов и фокусов, один из людей, которых часто посылают в посольства, ведет танец;
  • принесение в жертву деревянной конструкции простым оставлением на пляже — довольно оригинальная процедура обряда, призванного обеспечить защиту Посейдона. Эквивалент нигде не встречается в мифологии;
  • термины, используемые для посадки людей на лошадь, используются при описании посадки людей на корабль.

Исследователи предлагают множество интерпретаций: конный ex-voto (символ подземных сил), предложенный ахейцами богу Посейдону Гиппиосу в знак благодарности за то, что он способствовал разрушению Трои землетрясением . По словам историка Александра Турре, «эта гипотеза состоит в установлении немотивированной связи между вероятным фактом, разрушением Трои VI землетрясением, мифом, переданным эпосом и мифографами, хитростью деревянной лошади и хорошо известной связью. Посейдона, «Сотрясателя земли», с конем « .

Согласно другой гипотезе, троянский конь на самом деле представляет собой военную машину , память которой была утеряна, например осадные машины, такие как таран, часто описываемые зооморфными терминами .

Анализ археологических раскопок, обнаруженных недалеко от Хисарлыка, не свидетельствует в пользу этих гипотез. Наклонные валы и отсутствие отдачи перед воротами не благоприятствуют представлению о лошади, содержащей таран или позволяющей бойцам подниматься над валами. Кроме того, в укрепленном корпусе были обнаружены наконечники ахейских стрел. В документальном фильме от 2014 года группа исследователей и военных экспертов подтверждает идею подношения лошади, содержащей около 9 комбатантов (против 30, согласно Квинту Смирнею), ответственных за открытие ворот города после возвращения греческих войск.

В популярной культуре

Выражения

  • Из этого легендарного эпизода родилось выражение «  троянский конь  », обозначающее дары, которые оказываются ловушками для тех, кто их получает.
  • Мы также сохранили латинские выражения timeo danaos и dona ferentes («я боюсь греков, даже если они принесут дары»), то есть «берегитесь греков, несущих дары», вкладываемые в уста Лаокоона в « Энеиде» .

Музей

  • Небольшой музей был построен в 1955 году на территории древнего города Троя , недалеко от Дарданелл (ныне в Турции ). В нем представлены останки города, а также деревянный конь, символизирующий легенду.

Троянский конь как пишется

Лошадь использовалась в фильме « Троя» (2004).

Кино

  • Фигура троянского коня использовалась в кино, особенно в фильме « Троя» 2004 года.

Информатика

В вычислениях , троян представляет собой тип компьютерной программы , которая является вредоносной , агрессивно и иногда разрушительным. Его часто носят:

  • либо с помощью программного обеспечения в соответствии с лицензией и защита, модифицированные хакерами в качестве подарка для цифрового сообщества;
  • или определенным бесплатным программным обеспечением , особенно когда последние поступают с явно законных или даже авторитетных сайтов загрузки (последние поставляют указанное бесплатное программное обеспечение в своей собственной программе установки, действующей как троянский конь, добавляя одну или несколько паразитных программ вместе с бесплатным программным обеспечением и без ведома пользователя ).

Примечания и ссылки

Заметки

  1. SCEA ворота (ворота города Трои ) часто цитируется Гомер в своей Илиаде , но латинский поэт Вергилий является самым плодовитым в истории Троянского коня в его Энеиды . Он говорит, что троянцы «разделили свою стену» (II, 234), из чего следует, что либо они пробили стену, либо расширили вход, либо это только означает, что они открыли двери. Он добавляет, что троянцам было очень трудно заставить его войти через дверь (либо отверстие, созданное в стене, либо настоящие двери), и они запускаются снова четыре раза, и даже четыре раза мы слышим звук оружия воинов, спрятанных внутри. лошадь, не вызывая подозрений (II, 242-245). Более широкое прочтение предполагает, что это действительно в духе поэта Scea Doors (Юнона, как говорят, явно поставлена ​​во главе греков, атакующих Scea Doors (II, 612) … Вергилий , Энеида [ сведения об изданиях ] [ читать онлайн ]  или другую онлайн-версию на латинском и французском языках [PDF]

Рекомендации

  1. Еврипид , Les Troyennes [ подробности изданий ] [ читать онлайн ] , 520.
  2. Гомер, L’Iliade (обогащенное издание) , Gallimard Jeunesse, 208  с. ( читать онлайн )
  3. Жерар Ламбен, «  Троянский конь  », Gaia: междисциплинарный обзор архаической Греции , т.  3, п о  1,, стр.  97 ( читать онлайн , консультация 5 ноября 2016 г. )
  4. ^ Odyssée , издание библиотеки плеяда , 1955, стр. 604.
  5. Одиссея из Гомера , перевод Леконт де Лиль , Pocket 1998 ( ISBN  2-266-05356-6 )
  6. Трой К. 1700–1250 до н.э. , Ник Филдс, Донато Спедальер и Сара С. Спедальер, Osprey Publishing, 2004, страницы 51-52.
  7. См . Одиссея , IV-708.
  8. Падение Трои в ранней греческой поэзии и искусстве , Майкл Джон Андерсон, Oxford University Press, 1997, страницы 22-23.
  9. ^ (Де) Фриц Шахермейр , Die Levante im Zeitalterder Wanderungen vom 33. bis zum II. jalirhundert v. Chr. ( Die Agaische Fruhzeit 5, Вена, 1982), стр. 99
  10. Александр Турре, Греческий мираж: Восток мифов и эпоса , Университетское издательство Франш-Конте ,, стр.  67.
  11. Александр Турре, op. соч. , п. 58
  12. Телерама: История троянского коня
  13. книга II, т. 49, читать онлайн

Приложения

Библиография

Древние источники
  • Палаифат , Невероятные истории [ подробности изданий ] ( читать онлайн )( Деревянный конь , XVI)
  • Аполлодор , Эпитом [ подробности изданий ] [ читать онлайн ] (V, 14 и сл.);
  • Hyginus , Fables [ розничные издания ] [ (а)  читать онлайн ] (VCIII);
  • Quintus de Smyrna , Suite d’Homère [ подробности изданий ] [ читать онлайн ] (XII);
  • Вергилий , Энеида [ подробности изданий ] [ читать онлайн ] (II, I)
  • Трифиодор , Взятие Трои [ подробности изданий ] ( читать онлайн ).
Современные источники
  • Майкл Грант и Джон Хейзел ( пер.  Этьен Лейрис), Словарь мифологии [«Кто есть кто в классической мифологии»], Париж, Марабу , колл.  «Знание»,( ISBN  2-501-00869-3 )
  • Марсель Детьен и Жан-Пьер Вернан , Уловки разума, Метида греков , Париж, Фламмарион ,
  • (ru) Х. Ринк, Верхом на деревянном коне: Падение Трои ,, 296  с. ( читать онлайн ).
  • Вирджиль ( перевод  Мориса Лефора, преф.  Сильви Леньо), L’Enéide , Le Livre de poche , колл.  «Классика»,, 574  с. ( ISBN  978-2-253-08537-9 ). Книга, использованная для написания статьи

Статьи по Теме

  • Троянская война
  • Троянский конь (компьютер)
  • Руза войны
  • Список уловок в истории или мифологии

Троянский конь - миф или реальность, легенда о троянском коне

Греческая мифология и история дали миру огромное число цитат и мудрых примеров. Троянский конь – один из главных символов и уроков истории этого государства. Он настолько популярен, что его именем назвали один из опаснейших компьютерных вирусов, проникающих в систему под видом безвредной программы.

Что означает троянский конь?

Легенда, рассказывающая о том, что значит троянский конь, сообщает о коварстве врагов и наивном доверии их жертв. Одним из нескольких авторов, описавшим его, стал древнеримский поэт Вергилий, создавший «Энеиду» о жизненных скитаниях Энея из Трои. Это он назвал хитрое военное сооружение конем, позволившем небольшой кучке людей одержать победу над храбрыми и умными воинами. В «Энеиде» история про троянского коня описана в нескольких чертах:

  1. Троянский царевич Парис сам спровоцировал врага на решительные действия, украв у царя данайцев его жену – красавицу Елену.
  2. Данайцев разозлили военная защита противников, справиться с которой они не могли, к каким бы уловкам не прибегали.
  3. Царю Менелаю пришлось получить благословение на создание коня у бога Аполлона, принеся ему кровавые жертвы.
  4. Для атаки с участием коня были отобраны лучшие воины, попавшие в книги историков и готовые отдать жизнь за свою страну.
  5. Мужчинам пришлось терпеливо ждать в статуе несколько дней, чтобы не вызвать подозрений у рабочих, разбиравших стену для прохода коня.

Троянский конь — миф или реальность?

О том, что деревянная конструкция абсолютно реальна, говорят некоторые историки. В их число входит Гомер – автор «Илиады» и «Одиссеи». Современные ученые расходятся во мнении с ним и Вергилием: они считают, что поводом для войны могли стать торговые споры двух государств. Миф про троянского коня считали абсолютной выдумкой, совпавшей художественной фантазией двух древних греков, пока немецкий археолог Генрих Шлиман в XIX веке не получил разрешение на раскопки под горой Гиссарлык, принадлежавшей тогда Османской империи. Исследования Генриха дали ошеломительные результаты:

  1. На территории гомеровской Трои в древности располагалось восемь городов, сменявших друг друга после завоеваний, болезней и войн.
  2. Остатки сооружений самой Трои находились под слоем из семи более поздних поселений;
  3. Среди них обнаружили Скейские ворота, в которые въехал троянский конь, трон царя Приама и его дворец, а также башню Елены.
  4. Подтвердились слова Гомера о том, что цари в Трое жили немногим лучше простых крестьян из-за законов равенства.

Миф о троянском коне

Археологи, не поддерживающие точку зрения Шлимана, считают мифом саму причину войны. После кражи Елены ее муж Агамемнон решил наказать Париса. Соединив свое войско с войском брата, он направился к Трое и осадил ее. Спустя долгие месяцы, Агамемнон понял, что она неприступна. Город, ставший жертвой троянского коня, был взят обманом: установив якобы подаренную деревянную статую перед воротами, ахейцы сели в лодки и сделали вид, что уплывают от Трои. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!», — вскричал при виде коня жрец города Лакоонт, но его словам никто не придал значения.

что означает выражение троянский конь

Как выглядел троянский конь?

Чтобы заставить жителей Трои поверить в благие намерения дарителей, мало было просто смастерить фигуру животного из досок. Деревянный троянский конь предваряло официальное посещение послами послами Агамемнона дворца Трои, во время которого они рассказали, что хотят искупить свои грехи и осознали, что город охраняет богиня Афина. Условием достижения мира с их стороны стала просьба принять подарок: они обещали, что пока троянский конь будет стоять в Трое, никто не посмеет на нее напасть. Внешний вид статуи можно описать следующим образом:

  1. Высота конструкции около 8 метров, а ширина – около 3.
  2. Чтобы катить ее по бревнам, смазанным для облегчения движения жиром, требовалось не менее 50 человек.
  3. Материалом для сооружения служили деревья кизила из священной рощи Аполлона.
  4. На правом боку коня была оставлена надпись «Этот дар оставили богине Афине уходящие с поражением данайцы».

Кто придумал троянского коня?

Само понятие «троянский конь» как военный метод пришло в голову герою «Илиады» Одиссею. Хитрейший из всех вождей данайцев, он никогда не покорялся Агамемнону, но был уважаем им за многочисленные победы. Рисунок лошади с полым брюхом, в котором легко могли разместиться воины, Одиссей разрабатывал три дня. Позже он передал его тому, кто построил троянского коня – кулачному воину и строителю Эпею.

Кто прятался в троянском коне?

С минимальными запасами воды и еды в коне сидели воины, неоднократно проверенные царем в тяжелых битвах. Тех, кто спрятался в троянском коне, вместе с Агамемноном отбирал Одиссей. Поскольку большинство храбрецов принадлежало его войску, он пошел вместе с ними. Гомер сохранил в веках лишь часть их имен:

  • Менелай;
  • Диомед;
  • Ферсандр;
  • Сфенер;
  • Акамант;
  • Неоптолем.
Это статья по античной мифологии. По вредоносным компьютерным программам см. Троянская программа

Троянский конь — в древнегреческой мифологии огромный деревянный конь, с постройкой которого связан один из финальных эпизодов Троянской войны.

Содержание мифа

Троянский конь. Миниатюра из рукописи Vergilius Romanus. V в. н. э.

Война между троянцами и данайцами началась потому, что троянский царевич Парис украл красавицу Елену у Менелая. Её муж, царь Спарты, со своим братом собрал войско Ахеи и пошел на Париса. Во времена войны с Троей ахейцы, после длительной и безуспешной осады, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады (изобретение этой уловки приписывают Одиссею, хитрейшему из вождей данайцев, а коня изготовил Эпей). Конь был приношением богине Афине Илионской[1]. На боку коня было написано: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Для постройки коня эллины срубили росшие в священной роще Аполлона кизиловые деревья (кранеи), жертвами умилостивили Аполлона и дали ему имя Карнея[2] (ибо конь был сделан из клёна[3]).

Жрец Лаокоонт, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» (Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes![4]) — и метнул копьё в коня. Однако в этот момент из моря выползли два огромных змея и убили Лаокоонта и двух его сыновей, поскольку сам бог Посейдон хотел гибели Трои. Троянцы, не слушая предостережений Лаокоонта и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Полустишие Вергилия «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни («Timeo Danaos et dona ferentes»), вошло в поговорку. Отсюда же возник фразеологизм «троянский конь», употребляемый в значении: тайный, коварный замысел, замаскированный под подарок.

Внутри коня сидело 50 лучших воинов (согласно «Малой Илиаде», 3000). По данным Стесихора воинов было 100, по другим — 20[5], по данным Цецу — 23, либо лишь 9 воинов: Менелай, Одиссей, Диомед, Ферсандр, Сфенел, Акамант, Фоант, Махаон и Неоптолем[6]. Имена всех перечислил поэт Сакад Аргосский[7]. Афина дала героям амброзию[8].

Ночью греки, прятавшиеся внутри коня, вышли из него, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, 8, 493 и сл.; «Энеида» Вергилия, 2, 15 и сл.).

Интерпретации

По словам Полибия, «чуть не все варварские народы, во всяком случае большинство их, убивают и приносят в жертву лошадь или в самом начале войны, или же перед решительной битвой, чтобы в падении животного открыть знамение о ближайшем будущем»[9].

По евгемеристической интерпретации, чтобы его втащить, троянцы разобрали часть стены, и эллины взяли город[10]. По предположениям некоторых историков (встречающимся уже с Павсания), Троянский конь на самом деле являлся стенобитной машиной, служил для разрушения стен[11]. По Дарету, просто на Скейских воротах была изваяна голова коня[12].

Существовали трагедия Иофонта «Разрушение Илиона»[13], трагедия неизвестного автора «Отплытие»[13], трагедии Ливия Андроника и Невия «Троянский конь», а также поэма Нерона «Крушение Трои»[14].

Значение

Метафорически «троянский конь» стал означать любой трюк или уловку, где мишень приглашает противника в надежно защищенный бастион или место. Вредоносная компьютерная программа (в том числе вирус), которая обманом заставляет пользователей запускать её, также называется «троянским конем» или просто «трояном».

Датировки

Троя пала за 17 дней до летнего солнцеворота, в восьмой день до конца фаргелиона[15]. По Дионисию Аргивянину, это было 12 фаргелиона, в 18 год царствования Агамемнона и 1 год царствования Демофонта в Афинах[16]. По автору «Малой Илиады», в полнолуние[17]. По Эгию и Деркиолу, 28 день панэма, по Гелланику — 12 фаргелиона, по другим историографам Афин[18] — 28 фаргелиона, в полнолуние, последний год царствования Менесфея, по другим — 28 скирофориона[19]. Либо зимой[20]. По Паросской хронике, Троя пала в 1209 г. до н. э.

С помощью живого коня Трою взял еще раз Харидем ок. 359 г. до н. э.[21].

См. также

  • Троянская война
  • Троян
  • Взятие Юпы — сходный древнеегипетский сюжет
  • Ашвамедха — жертвоприношение коня в ведийской религии

Примечания

  1. Стесихор. Разрушение Трои, фр. S105 Пейдж, ст.336; Еврипид. Троянки 511—550; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 15; Дион. Троянская речь 121
  2. Павсаний. Описание Эллады III 13, 5
  3. Овидий. Ибис 569
  4. Вергилий. Энеида. II 49
  5. Стесихор. Разрушение Трои, фр.199 Пейдж = Евстафий. Комментарий к «Одиссее» Гомера
  6. Гигин. Мифы 108
  7. Афиней. Пир мудрецов XIII 610с // Стесихор. Фрагменты. Вестник древней истории. 1985. № 2. С.231
  8. Трифиодор. Взятие Илиона 185
  9. Полибий. Всеобщая история XII 4b, 3
  10. Палефат. О невероятном 16
  11. Павсаний. Описание Эллады I 23, 8
  12. Дарет Фригийский. История о разрушении Трои 40
  13. 1 2 Аристотель. Поэтика 23
  14. Светоний. Нерон 38, 2; Ювенал. Сатиры VIII 220
  15. Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 63, 1
  16. Климент. Строматы I 104, 1
  17. Климент. Строматы I 104, 2 = фр.11 Кинкель
  18. по Дамасфу // Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб, 1998. С.323
  19. Климент. Строматы I 104, 2
  20. Трифиодор. Взятие Илиона 190; Цец. После Гомера 629 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.134
  21. Полиэн. Стратегемы III 14; Плутарх. Серторий 1

Ссылки

  • М. Бурлешин «Интересная газета. Тайны истории» № 9 (133) 2006 г. «Бойтесь данайцев, или Был ли в действительности троянский конь?»

modif Эта страница в последний раз была отредактирована 2 января 2022 в 21:00.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Найдено определений: 8

троянский конь

энциклопедический словарь

Троя́нский конь — по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (см. Троянская война). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «Троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).

* * *

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ — ТРОЯ́НСКИЙ КОНЬ, по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (см. Троянская война (см. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА)). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы (см. АХЕЙЦЫ) вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).

большой энциклопедический словарь

ТРОЯНСКИЙ конь — по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою (см. Троянская война). Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).

иллюстрированный энциклопедический словарь

Троянский конь (реконструкция).

Троянский конь (реконструкция).

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ, по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в город. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в Трою остальное войско. Выражение «троянскийконь» стало нарицательным (дар врагу с целью его погубить).

Троянский конь. Дж. Б. Тьеполо. Сооружение троянского коня. 1757-62. Национальная галерея. Лондон.

Троянский конь. Дж. Б. Тьеполо. «Сооружение троянского коня». 1757-62. Национальная галерея. Лондон.

практический толковый словарь

крыл. сл. Дары данайцев. Троянский конь

Выражение употребляется в значении: коварные дары, несущие с собою гибель для тех, кто их получает. Возникло из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы, после длительной и безуспешной осады Трои, прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!» Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и таким образом овладели Троей («Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия). Полустишие Вергилия «Боюсь данайцев, даже дары приносящих», цитируемое часто по-латыни: «Timeo Danaos et dona ferentes», вошло в поговорку. Отсюда же возникло выражение «троянский конь», употребляемое в значении: тайный, коварный замысел.

словарь крылатых слов и выражений серова

Иносказательно: хитрая ловушка; коварный, тайный замысел. См. Боюсь данайцев, даже дары приносящих.

поговорки

1. Книжн. Дар врагу с целью погубить его. Из древнегреческой мифологии. БТС, 1347. 2. Жарг. шк. Шутл.-ирон. Контрольная без предупреждения. (Запись 2003 г.). 3. Жарг. мол. Ловкач, проныра, хитрец. Максимов, 196. 4. Жарг. мол. Пренебр. Глупый, несообразительный человек. Максимов, 196.

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 6

словарь древнегреческих имен

Эта знаменитая военная хитрость, посредством которой греки послали в Трою группу людей, спрятанных в полом деревянном коне, была частью цикла троянских саг, известных Гомеру, хотя в «Илиаде» об этом ничего не говорится. Его строитель Эпей упоминается только как кулачный боец. В «Одиссее» (IV) Менелай напоминает Елене, что, когда конь оказался внутри городских стен, она ходила вокруг него, стуча по нему и выкрикивая имена людей, которые, по ее предположению, могли быть внутри, очевидно, конь не представлялся чрезмерно большим. Елена использовалась как приманка, потому что ее сопровождал троянский царевич Деифоб, но Одиссей никому не позволил откликнуться. В «Одиссее» (VIII), при дворе Алкиноя, Одиссей просит аэда спеть о том, как Эпей делал коня с помощью Афины и как благодаря изобретательности Одиссея конь попал в Трою, так что Гомер получает возможность кратко рассказать о разграблении Трои и построить мост между двумя эпосами. В «Одиссее» (II) Одиссей в Подземном мире рассказывает тени Ахиллеса, что его сын Неоптолем был среди тех, кого избрали, чтобы отправить в коне. Но все детали, которыми пользуется Вергилий в «Энеиде» (II), взяты из утраченных младших эпосов: Синон убеждает троянцев, что греки сдались и уплыли навсегда, оставив коня как жертву Афине, а жрец Лаокоон тщетно пытается помешать троянцам затащить коня в город, говоря: «Чем бы он ни был, страшусь я дары приносящих данайцев». Затем Синон ночью выпускает греков, и ворота города открываются для основных отрядов. Этот конь был огромным, «как гора». Греческие ученые, включая Павсания, время от времени пытались объяснить коня как осадную башню в форме лошади, подведенную к стенам, или боковые ворота с изображением лошадиной головы, но это слишком мудрая история, чтобы истолковывать ее в научных комментариях. Она изображалась на ранней росписи помпейских ваз, которые в своем роде так же драматичны, как картины Тьеполо с аналогичным сюжетом.

полезные сервисы

  • Тростниковый сахар как пишется
  • Тропы в сказках пушкина
  • Тропы в сказке спящая царевна
  • Тростниковая шапка сказка читать
  • Тропы в рассказе бежин луг