Тровинка или травинка как пишется правильно

Конспект урока русского языка умк: школа россии,организационно-деятельностный компонент:дата: 16.11.2021время: 09:25-10:05 класс: 3бцелевой компонент урока:тема урока: суффикс как значимая часть словатип

Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России»,

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 16.11.2021

Время: 09:25-10:05 

Класс: 3Б

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Суффикс как значимая часть слова»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о суффиксе

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о суффиксе, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить суффиксы применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему, осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно-следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности; самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: определяет суффикс в сове, находит слова с суффиксом и применяет их в речи, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, 1 часть,

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: — Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Дмитриевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: — Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

II. Актуализация умений и знаний.

  1. Ребята, посмотрите на доску. Что вы можете сказать?

крнь, прствк, кнчн

У: – Здесь спрятались слова .

У: — Отгадайте, что это за слова.

О: — корень, приставка, окончание.  

У: — Давайте вспомним, что такое корень? Окончание? Приставка?

О: – Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение, всех однокоренных слов.

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.    

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

2. Минутка чистописания

У: – Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Спишите эти сочетания букв:

 крнь, прствк, кнчн.

У: – Запишите эти сочетания.

3. Словарно – орфографическая работа 

У: – На доске вы видите ребусы, отгадайте что это за слова.Тровинка или травинка как пишется правильноТровинка или травинка как пишется правильноТровинка или травинка как пишется правильноТровинка или травинка как пишется правильно

У: — Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограммы, поставьте ударение.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

На доске появляются две картинки

Тровинка или травинка как пишется правильно Тровинка или травинка как пишется правильно

У: – Что изображено на картинки?

О: —  стол и столик

У: – Какой здесь корень?

О: – Стол  

У: – Какое окончание в первом слове? Докажите.

О: – Окончание нулевое. Меняем форму слова, столу, стола.

У: – Во втором слове какое окончание.

О: – Тоже нулевое, меняем форму слова столику, столика, столики,столике.

У: – Правильно, окончание нулевое, посмотрите на эти два слова стол и столик, сравните их по составу, чем они похожи.

О: – В обоих словах есть корень и окончание.

У: – Что разное в этих словах.

О: – часть после корня

У: — Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня?  «После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)»

У: – Правильно, суффикс и обозначается галочкой ^

У: –  Какая тема нашего урока.

О: – Суффикс как значимая часть слова.

У: — Ребята, запишите эти слова в тетрадь, выделите окончание, корень, суффикс.

IV. Открытие новых умений, знаний.

У: – Давайте попробуем сами сказать, что такое суффикс

О: – Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Работа с учебником

У:  – Давайте проверим всё мы сказали о суффиксе или что то упустили.  Откройте учебник на стр 89 (правило)

У:  —  В учебнике прочитайте правила, что такое суффикс.

(1 – 2 ученика читает в слух, хором)

У: — Откройте учебник на стр 89 упр. 165

У:- Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать?

О:  – Нам надо списать и выделить в словах все части слова.

К доске выходят три ученика, каждый записывает свой столбик.  

У: – Ребята, прочитайте группы слов, обратите внимание на все части слова и скажите какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?

О: Новый оттенок в значение однокоренных слов внёс суффикс.

У: – Давайте повторим, что такое суффикс

О: — СУФФИКС — ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

У: — Суффиксов в русском языке огромное количество. Давайте проверим.

У: — Перед вами два слова: цвет и лед. Образуйте  новые слова при помощи суффиксов.

 ( Работаем устно, учитель записывает слова)

Работа в тетради

Запишите в два столбика. Выделите корень. А теперь выделите суффикс в этих словах.

Цвет- цветник, цветок, цветные, цветочек

Лес- лесник, лесок, лесные, лесочек

V. Физминутка

1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — 5 — круговые движения тазом в одну сторону, 4 — 6 — то же в другую сторону, 7 — 8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 — 6 раз. Темп средний.

3. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — 2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 — 4 — и.п., 5 — 8 — то же в другую сторону. Повторить 6 — 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа в парах на карточках

  1. Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

У: – Давайте проверим.  

У: – А теперь выделите в этих словах суффиксы

Работа с учебником

У: Откройте учебник на странице 90, упражнение 166. Прочитайте задание

(Ученик читает задание в слух)

У: — Что будем выполнять, как поняли задание?

О: — Нам надо выписать однокоренные слова выделить в них корень, суффиксы -ич– , -ск– и окончание.    

(Упражнение выполняют самостоятельно, один ученик у доски.)

Самостоятельная работа. (Пояснить)

1.Суффикс — это:

А) часть речи

Б) часть слова

2. Суффикс нужен для:

А) для связи слов в предложении

Б) образования новых слов

3. Суффикс стоит :

А) перед корнем

Б) после корня

4. В каком слове есть суффикс?

А) дорога

Б) дорожка

5. Найди слово, в котором есть суффикс.

А) ползёт

Б) лесник

В) книги

6. Найди слово, в котором нет суффикса:

А) рыбак

Б) рыба

В) рыбный

У: – Давайте проверим.

6 правильных  – «5»

5 правильных – «4»

4 правильных – «3»  

VII. Итог урока. Рефлексия.

У: Ребята, с какой значимой частью слова мы сегодня с вами познакомились?

О: – Мы познакомились с суффиксом

У: — Что такое суффикс?

О: – Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

У: – Вот и подошел наш урок к концу.  

У: – У вас на парте лежит табличка, ответьте на вопросы, как вам урок.  

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

У: – Спасибо за урок, до новых встречь.

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Прочитайте внимательно слова. Выпишите только те, которые имеют суффикс.

Березка, рыжий,  рыбка, осина,  дубок, шарик,  глаза, травинка.

______________________________________________________________________________________________________

Отец Федор Конюхов12 декабря исполняется 70 лет Федору Конюхову — неутомимому российскому путешественнику, воздухоплавателю, альпинисту и художнику. Его имя знают во всем мире. Он совершил более 50 экспедиций в самые опасные и неизведанные точки земного шара. Установил 25 мировых рекордов, часть из которых занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Совершил четыре кругосветных плавания, 17 раз пересек Атлантику. Стал первым человеком на Земле, который смог достичь пяти полюсов нашей планеты: Северный и Южный географические, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов). Кроме того, ему первому удалось выполнить программу Adventurers Grand Slam («Большой шлем приключений»), состоящую из Северного и Южного полюсов и семи вершин мира, включая Эверест. В интервью «Ленте.ру» он рассказал о том, кто вдохновляет его быть первым в испытании человеческих возможностей, о мечтах, привязанности к родине и красоте мира.

«Лента.ру»: Ради чего или ради кого вы путешествуете, совершаете так много подвигов. У вас есть какая-то высшая цель?

Федор Конюхов: Цель любого человека — познать себя и мир. Как именно это сделать, каждый решает сам. Путешествия — это мой образ жизни, способ познавать нашу планету, себя, других людей. Не просто так люди путешествуют уже тысячелетия. Путешествия были, есть и будут. Да, они изменятся — станут другими, прежним будет только название.

Сейчас не открывают материки или острова, сейчас открывают свою духовность.

Но это цели высокого порядка. Помимо них у каждой экспедиции есть четкие задачи, которые важны не только мне в моих поисках, но и другим людям. Для меня примером и учителем всегда был и остается первый в мире путешественник-одиночка Наоми Уэмура. До него никто не верил, что сложнейший рискованный маршрут под силу одному человеку. Но Уэмура смог, он в одиночку шел к Северному полюсу и поднялся на Мак-Кинли. Он постоянно утверждал дух человека, говорил: «Я иду в одиночные экспедиции, чтобы постичь предел человеческих возможностей».

Вот и я — не просто переплываю океан на весельной лодке, а расширяю пределы представлений человека о том, что он может. Мне в чем-то проще, чем великому Уэмуре. Во-первых, первопроходцу сложнее всегда. Во-вторых, на меня работает технический прогресс и современные технологии. Мир очень изменился, и все мои рекорды за последние двадцать лет — на стыке возможностей человека, техники и технологий. И это здорово, замечательно, что технологии помогают раздвигать пределы возможного!

Вы совершили уже столько подвигов, побили столько рекордов. Не разучились мечтать?

Пустым приятным мечтаниям я не предаюсь, у меня есть четкие мечты и цели, и я понимаю, как сделать их реальностью. План экспедиций расписан до 2030 года. Хочу улучшить рекорд на воздушном шаре — в 2016 году я облетел планету за 11 дней, но за пять лет технологии ушли вперед, нужно пробовать совершить два оборота без посадки за 25 дней. В 2022—2023-м готовлюсь перелететь через Северный Ледовитый океан от Шпицбергена в Канаду на воздушном шаре. Работаем над задачей подняться в стратосферу на 25 километров — тоже на воздушном шаре, самом большом в мире.

Также в планах — побороться за Кубок Жюля Верна: совершить кругосветное плавание за 80 дней на солнечной энергии без заходов в порты, пройдя через три легендарных мыса: Доброй Надежды (Африка), Луин (Австралия), Горн (Южная Америка)

Еще один «солнечный» проект связан с авиацией. Планирую совершить беспосадочный перелет вокруг земного шара на самолете «Альбатрос» с размахом крыла 45 метров, оснащенном электродвигателями и солнечными панелями.

Очень хочу, чтобы состоялся проект по Марианской впадине, чтобы удалось построить батискаф и погрузиться на самое дно, на 11 тысяч метров, где встречаются две литосферные плиты. А еще планирую вернуться в Южный океан на весельной лодке «Акрос» и пройти второй этап от мыса Горн до Австралии.

Вам исполнилось 70 лет. Что вы испытываете в связи с этим?

Я стараюсь не привязываться к датам, никаких торжеств и празднеств не устраиваю. С одной стороны, я рад, что прожил 70 лет на этой земле, у меня трое детей, шестеро внуков, и в этом октябре родился правнук, его тоже назвали Федором — в честь праведного воина, адмирала Федора Ушакова. С другой стороны, грустно, ушел еще один год, а я так мало сделал за этот период.

70 лет — это для вас большой возраст?

Раньше я так думал: в 50 лет уеду в деревню, буду писать книги, картины на покое. А когда исполнилось 50 лет — такое ощущение, что вся жизнь впереди. Многие самые интересные свои рекорды я после пятидесяти и даже шестидесяти поставил.

В 61 год второй раз на Эверест сходил, в 65 — облетел планету на воздушном шаре, поставил мировой рекорд, в 68 — на веслах Южный океан прошел, тоже с рекордом. Пока силы есть, буду путешествовать.

А деревня все-таки есть, в Тульской области. Но не просто домик для отдыха на пенсии. Мы с друзьями строим там на 70 гектаров деревню Федора Конюхова. Строим школу и музей путешественников, галерею, творческие мастерские для художников. Это будет пространство, проникнутое духом путешествий и романтики. Очень хочется передать его другим людям.

Все вокруг сейчас только и говорят, что о выгорании и депрессии. Можно ли вылечить депрессию путешествиями?

Да это бездельники так говорят. Какая может быть депрессия в наше время! Иди на стройку работай, купи заброшенное поле и засади картофелем, потом его надо пропалывать, а затем выкапывать. Если нет своего ребенка, возьми из детского дома, и сразу вся депрессия пройдет. Я где-то читал, что женщина в Китае купила участок промышленной земли и за свою жизнь посадила один миллион деревьев! Вот это точно не зря прожитая жизнь. Уверен, у нее не было депрессии.

Путешествиями человека вряд ли вылечишь от уныния. Болтаться по миру — это не есть путешествия. У путешественника каждый шаг должен быть осмысленным. Невозможно убежать от себя и своих проблем в горы или океан. Человек рано или поздно вернется к себе, ведь главное путешествие его жизни — это сама жизнь.

Можете ли вы позволить себе посидеть дома? Или для вас это скука?

Я, как и все, весной 2020 года честно отсидел два месяца в самоизоляции, в деревне в Тульской области. Скучно мне не было ни минуты: закончил книгу про весельный переход через Южный океан на лодке «Акрос», написал несколько картин, сколотил несколько десятков скворечников, деревья сажал, планировал будущие экспедиции. Когда скучать? Другое дело, что мои проекты связаны с перемещениями по всему миру. Невозможно пересечь океан или подняться в стратосферу, сидя дома.

В одном из интервью вы говорили, что совершали подвиги ради России, что ставили рекорд именно как русский человек. Но разве это в первую очередь не рекорд просто личности?

Так устроен наш мир, что мы все живем в какой-то стране, принадлежим к какой-то культуре. Я живу в России, люблю ее, не променяю ни на какую другую страну, никогда даже и не думал об эмиграции. Мои рекорды — это, конечно, рекорды конкретного человека, у человека есть гражданство, большая и малая родина, корни, история, семья. Я вырос на берегу Азовского моря.

У меня было прекрасное деревенское детство: пас коров, рыбачил, учился грести и ходить под парусом. Помню запах сена на сеновале, помню, как соленая вода щиплет разбитые коленки.

20 лет я прожил в Находке, в Приморском крае, на берегу Японского моря, она для меня родная. Приморье стало колыбелью и тестовым полигоном для многих проектов. Поднимаясь на сопку Чандолаз, мечтал о восхождении на Эверест. Идя на лыжах по тайге, думал про поход к Северному полюсу. С середины 90-х с семьей живем в Москве. На Павелецкой моя мастерская, здесь я построил часовню в память о погибших друзьях, с которыми ходил в экспедиции. В Тульской области строим деревню. Вся моя жизнь — в России, она часть меня.

Говорят, что границ быть не должно, что их придумали люди. Вы бы хотели, чтобы в мире не существовало границ? Не приведет ли это к всеобщему хаосу?

Мне кажется, что человечество пока не готово жить без границ и прочих условностей. Нет какого-то универсального языка понимания и взаимодействия, который встанет выше разумных ограничений, и физических, и духовных. Другое дело, что во всем мера нужна — и в вопросе с визами и границами тоже.

Я уже много лет занимаюсь международными проектами. Были и совместные с Канадой экспедиции в Арктике, и советско-американский велопробег Находка — Москва — Ленинград. Вместе с яхтсменами из других стран пересекали океаны. Кругосветка на воздушном шаре стала возможна благодаря англичанину Дону Камерону и его компании Cameron Balloons, австралийцу Джону Уоллингтону, который добился разрешения на полет и организовал австралийскую логистику, бельгийскому метеорологу Дэвиду Дехенау, русскому, итальянскому и немецкому инструкторам Ивану Меняйло, Джовани Аймо, Вильхельму Эмерсу, которые тренировали и готовили меня к перелету. Все мои весельные лодки и катамаран проектировал мой друг, английский дизайнер Фил Моррисон, и строились они на английской верфи.

Сегодня любой мировой рекорд — это вложения и результат работы людей из многих стран независимо от национальности. Я знаю, международные экспедиции объединяют людей.

Представьте, если Россия, США, Китай объединили усилия по освоению Марса. Да мы давно бы уж строили там города! Но наши страны в состоянии конфронтации, и триллионы средств уходят на вооружение, которое с годами устаревает и нужно изобретать новое. И на это уходят колоссальные ресурсы. А мы до сих пор передвигаемся на автомобилях, концепция которых придумана в начале прошлого века, и летаем в самолетах, зажатые между кресел. Перелет на реактивном самолете через Атлантику за четыре часа — вот это было круто. А сейчас этого нет. Мы увлеклись разработками потребительских технологий и товаров, но не развитием технологий, которые позволяют нам заглянуть за горизонт.

Как готовятся ваши экспедиции, кто их финансирует? Ведь речь идет о больших деньгах.

У меня есть команда специалистов по всему миру. Ее ядро — Экспедиционный штаб в Москве, которым вот уже 20 лет руководит мой сын Оскар. Горизонт планирования у нас — на десять лет вперед, работаем одновременно по нескольким проектам. Время идет быстро, боюсь не успеть все, что интересно, нужно поторапливаться.

Как выглядит этот процесс? Сначала, конечно, рождается сама идея, сутевое содержание проекта, идеология. Мы пишем концепцию и техзадание, потом ищем тех, кто может построить и спроектировать лодку, катамаран или воздушный шар. Далее мы находим стартовое финансирование, появляется проект с подробной сметой, и начинается долгий поиск спонсоров. Иногда, как с воздушным шаром «Мортон», он затягивается на десять лет.

Поиск — это огромное количество встреч, рассказов, пояснений. Недостаточно просто прийти к абстрактному бизнесмену и сказать, что мы, мол, хотим построить океанский катамаран, он стоит полмиллиона долларов, будет оборудован российскими солнечными батареями, дайте, пожалуйста, денег.

Ищем либо технологического партнера, который предоставит оборудование или материалы для строительства, либо финансового, которому тема близка. На катамаран, например, больше половины суммы дала «Лига Ставок». И тут как раз исключение из правил вышло. Мы буквально полчаса поговорили с их президентом Юрием Красовским. И у него отозвалось: и спортивный рекорд, и новая страница в истории океанского спорта, и перспективы альтернативной энергии, и экология. Помогают, если совпадает идеология или интересы. А просто так никто ничего не дает, я к этому нормально отношусь. Мы же не связаны с государственным бюджетом. Нам помогает частный бизнес, а там хорошо знают цену деньгам.

У вас огромный опыт путешествий. Волнуетесь ли вы перед стартом очередной экспедиции?

Волнуюсь, и это нормально. Но любое мое путешествие — результат многолетней тщательной подготовки. Наоми Уэмура говорил: «Из любой экспедиции можно вернуться живым, если хорошо к ней подготовиться». Так что волнение мое — не сродни тревоге. Это скорее волнительное ожидание, а в случае с ближайшим стартом, с катамараном — предвкушение встречи с океаном, по которому я очень скучаю. Но страшно, конечно, бывает.

Любому человеку будет страшно в таком безбрежном просторе и так далеко от цивилизации. Ведь в Тихом океане, например, две трети пути — это мертвая зона, где нет вообще никого, ни одного судна, куда никакая спасательная экспедиция не дотянется

Там радиоэфир молчит. Но я привык к одиночеству, оно меня не тяготит. Друзья подсчитали, что в океанских походах я провел больше тысячи дней и проделал путь от Земли до Луны. Плюс я знаю, как себя вести в сложных ситуациях, и готов к тому, что они неизбежны.

Как обычно организован ваш быт в океане? Что вы едите, как греетесь?

У меня с собой запас сублимированного питания. Пакеты легкие, всегда беру запас с излишком — во время последнего перехода через Тихий океан надеялся управиться за 100 дней, но в итоге из-за штормов пробыл больше 150, а еды было на 200 дней. В смеси и мясо, и рыба, и овощи в виде порошка. Делаю кипяток на газовой горелке, заливаю содержимое пакета — и готова калорийная горячая еда. Но во время сильного шторма горелкой пользоваться опасно, еду не приготовить, приходилось голодать сутками.

Однажды шторм продолжался больше тридцати часов подряд. Лодка тогда перевернулась, и мне пришлось все это время лежать привязанным в спальном отсеке, чтобы не упасть на потолок и не создать противовеса. В противном случае лодка не смогла бы встать на киль.

Когда погода благоприятная, не штормит, могу порыбачить — у меня с собой все нужные снасти. Рыба попадается редко, а вот кальмаров я ловил. Это настоящий гастрономический праздник.

Проблема обогрева жилого отсека решается с помощью нагревательных элементов, которые питаются от солнечных батарей. Вот стирку и сушку одежды в океане организовать сложно, из-за соленой воды вещи сохнут плохо. Их нужно прополоскать в пресной воде, а ее приходится использовать очень рачительно. Когда одежда промокает насквозь и пропитывается солью, я меняю ее на новую. У меня несколько комплектов вещей, упакованных в специальные герметичные мешки.

В одиночных путешествиях вам наверняка снятся красочные сны. О чем они обычно?

Примерно 90 процентов моих экспедиций проходят в таком напряженном режиме, что я просто не успеваю смотреть ни красочные, ни обычные сны. Задача — хоть немного восстановить силы.

Когда на воздушном шаре совершал кругосветку, не спал почти 11 суток, приходилось постоянно следить за оборудованием, приборами, быть на связи со штабом и авиадиспетчерами, чтобы не уйти с курса и избежать столкновения с пассажирскими лайнерами, чтобы держать нужную высоту с попутными ветрами.

А ведь есть еще обслуживание горелок, замена газовых баллонов — один из них воспламенился, чуть не взорвался, чудом успел его отрезать. После того как из строя вышла печка, температура в гондоле упала, почти сравнялась с минус 40 за бортом, вода в бутылках замерзла, я не мог даже попить. Когда встретился с холодным фронтом и попал в чудовищную грозу, тем более не спал ни минуты.

В весельном переходе через Тихий океан на лодке «Акрос» меня застала череда штормов, много дней спал урывками по 20 минут. На 6−7 часов не уснешь, за это время лодку обязательно развернет бортом к волне — а это значит получить самый опасный Т-образный удар, которого судно может не выдержать. Приходилось все время быть начеку и следить за заходами ветра, за сменой направления волн. Куда уж тут спать и видеть сны!

В лыжном переходе по Северному полюсу на морозе минус 40 или на пути к вершине Эвереста тоже не разоспишься, это может привести к гибели. А ведь недосып — очень опасная вещь, увеличивает риск совершить ошибку, которая может стоить жизни. Но даже когда экспедиция завершается и вроде бы самое время отсыпаться, снов особо не вижу. Видимо, организм решает главную задачу — восстановиться как можно быстрее.

Многие путешественники считают, что нельзя говорить «покорил» вершину, что слово «покорить» некорректно использовать в отношении природы. А как считаете вы?

Сам я никогда не скажу — я покорил Эверест. Поднялся — более правильно. Гора пустила, гора позволила. Недаром Эверест называют вершиной мира, его надо уважать. Право на него подняться и крюк в него забить еще нужно заслужить. До вершины ведь доходит только каждый третий, хотя решаются на это сильнейшие, опытнейшие альпинисты. А если дошел — то за себя и за того парня, который не смог, погиб, попал в печальную статистику вместо тебя. Спуск, кстати, ничуть не легче подъема. В первый раз я был на Эвересте в 1992 году. Тогда, стоя на вершине, поймал себя на том, что я пуст, что больше нет ни физических, ни душевных сил.

Что до «покорения природы» — сколько веков покоряли, брали что могли, не стеснялись, не думали о последствиях. Ни один хищник не съест больше, чем нужно, он бережет свою кормовую базу, а если нужно — законы саморегуляции в дело вступают. Но люди хуже хищников, живут одним днем, не думают о последствиях. Загрязняют и сушу, и океаны, уничтожают растения и животных. Смотреть на все это и грустно, и больно.

Мне кажется, человечество идет по неправильному пути, по пути разрушения себя и планеты. Мы очень мало созидаем.

Можно ли остановить загрязнение природы, отодвинуть экологическую катастрофу? Что нужно делать для этого?

Нужно объединяться прежде всего, учиться брать на себя ответственность, принимать правильные законы, следовать им. Нужно просвещение, чтобы люди понимали последствия. Хорошие примеры тоже важны.

К проблеме нужно комплексно подходить, видеть ее со всех сторон. Вот смотрите. Этим летом я совершил первый в истории одиночный дрейф на льдине в районе Северного полюса. Это был старт масштабного экологического проекта «Чистая Арктика». У России самый протяженный по широте сектор в арктической зоне. Это значит, мы должны быть примером для других стран, показывать, как бережно нужно относиться к хрупкой северной природе.

На севере России текут великие реки — Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма, они несут свои воды в Северный Ледовитый океан. Если вода грязная, страдает и сама река, и океан. Сохраняя чистоту рек и прибрежных зон, мы сохраняем и океан. А чтобы сохранить реки, нужно очень бережно вести любую деятельность на прилегающих территориях. Там ведь и нефть, и газ. Проблема комплексная, и решать ее нужно комплексно, обязательно рассказывать и показывать людям, как прекрасна и как уязвима Арктика. Мне было очень приятно, что молодежь со всей страны активно включилась в этот проект, в волонтерскую работу, в ликвидацию накопленного за десятилетия экологического ущерба.

Я очень надеюсь, что мировое сообщество опомнится, что будущее останется за устойчивым развитием. Я понимаю этот термин так: нынешнее поколение должно развиваться, думая о будущих поколениях, о том, что им оставит. Это касается и отдельных людей, и государств, и бизнеса. Я готов участвовать в этом благом деле, своим именем и рекордами привлекать к этому внимание

Вы своими глазами видели очень много красивых мест. Что для вас красота? Как вы для себя объясняете это понятие?

Я побывал на всех континентах, во всех океанах и морях, более чем в 185 странах, в стратосфере. И нигде я не видел чего-то некрасивого. Все вызывает в душе отклик, радость, удивление. Когда шел к Северному полюсу, бывало, что внезапно расходились облака и все заливало каким-то поразительным, ослепительным светом, его и словами описать невозможно.

Когда встречаешь кита первый раз, просто не можешь вместить в себя то, насколько он огромен и совершенен. А как красива цветущая пустыня! Даже в центре океана красиво, хоть там нет ни ярких красок, ни птиц, ни зверей, а только оттенки серого цвета. Каждая травинка и букашка прекрасны и соразмерны. Змей взять — их многие не любят, а ведь они грациозные, стремительные. Северные ездовые собаки, на которых мы Гренландию пересекли, — они и внешне удивительные, а какие умные! Если установишь с ними контакт, слушаются без слов, с полувзгляда! В природе красиво все. А уж дальше — вопрос восприятия.

Эту красоту хочется запечатлеть, поделиться ею с другими. Поэтому уже много лет я рисую то, что вижу и чувствую во время экспедиций и в обычной жизни. Уже больше трех тысяч картин накопилось, в какой-то момент я их даже считать перестал. Очень отрадно, что мои выставки регулярно проходят по всей России, что коллекционеры покупают картины. Значит, красота Божьего мира, какой я ее вижу, находит отклик не только у меня. Красота — в глазах смотрящего.

https://lenta.ru/articles/2021/12/09/konuhov/

1. Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;+
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

2. Отметьте предложение, соответствующее схеме: [? : О, О, О -…].
(запятые не проставлены).
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.+
в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

3. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
а) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.
б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.+
в) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.

4. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
б) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
в) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.+

5. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении:
а) Я не вижу ни голубого неба, ни синего моря.
б) Теперь уже ни гор, ни неба, ни земли не было видно.
в) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска.+

6. Обобщающее слово при однородных членах есть в предложении (знаки препинания не расставлены):
а) В наших степях водятся как зайцы так и лисицы.
б) Нигде ничего не было видно ни воды ни деревьев.+
в) То справа то слева то позади слышался гул падающих деревьев.

7. Обобщающего слова при однородных членах нет в предложении (знаки препинания не расставлены):
а) Вдруг все ожило и леса и пруды и степи.
б) В корзине была дичь два тетерева и утка.
в) Теперь уже ни гор ни неба ни земли не было видно.+

8. Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика: то раздолье удалое, то сердечная тоска. (А. С. Пушкин) Обобщающим в этом предложении является слово:
а) тоска.
б) что-то.+
в) ямщика.

9. Другие факторы, как-то: ветры, разность температуры днем и ночью, летом и зимой, морские брызги и прочее – играют второстепенную роль.
Обобщающим в этом предложении является слово
а) ветры.
б) как-то.
в) факторы.+

10. В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала. В этом предложении пропущены:
а) тире и две запятые.
б) двоеточие и две запятые.
в) двоеточие, 2 запятые, тире.+

11. Две запятые и тире пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) Ни близких берегов ни далеких гор ни даже воды ничего не было видно.+

12. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу карпов сазанов лещей.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.+

13. Запятая и тире пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.
б) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.
в) Зеленая долина горы в белых шапках все было залито солнцем.+

14. Двоеточие и три запятые пропущены в предложении:
а) В пруду развели разную рыбу как-то карпов сазанов лещей.+
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.
в) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

15. Тире, двоеточие и две запятые пропущены в предложении:
а) Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как неточно приблизительно неверно.
б) Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимался от земли.+
в) Все это и ночь и дали и горы и звезды и туманы казалось мне исполненным невиданной прелести.

16. Отметьте предложение, соответствующее схеме: [О : О, О, О -…]. (запятые не проставлены).
а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.
б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.+
в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

17. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится двоеточие?
а) Старые обиды, давние надежды__все зашевелилось в его душе.
б) Ни разговоры пассажиров, ни остановки на пристанях, ни встречные пароходы__ничто не мешало ему работать.
в) Ничто не шевелилось__ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.+

18. Отметьте, в каком предложении на месте пропуска ставится тире?
а) Все__и одежда, и посуда, и книги — было сложено в чемоданы и ящики.
б) Приметы осени связаны со всем__с цветом неба, с росой и туманами и с криком птиц.
в) Деревья, кусты, травы__все зеленело под тихим дыханием ветра.+

19. Какую синтаксическую роль выполняет обобщающее слово при однородных членах предложения?
а) Подлежащее или дополнение;
б) Дополнение или обстоятельство;
в) Ту же, что и однородные члены предложения.+

20. Отметьте правильное определение:
Обобщающее слово – это…
а) слово, которое называет того, к кому обращаются;
б) слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся одному и тому же слову;
в) слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов; +

21. Где и какой знак препинания ставится в предложении с обобщающим словом:
а) ставится запятая после обобщающего слова;
б) ставится тире после обобщающего слова;
в) ставится двоеточие перед однородными членами. +

22. Отметьте предложения с обобщающими словами:
а) У каждого ученика должны быть школьные принадлежности: ручки, карандаши, линейка, тетради. +
б) Ты научишься читать, писать, считать.
в) Ребята, учите стихотворения, читайте сказки.

23. Каким членом предложения является обобщающее слово и однородные члены при нём в предложении:
Я люблю все времена года: и зиму, и весну, и лето, и осень.
а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) дополнением;+

24. Отметьте, в каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания:
а) Все приехали на дачу: бабушка, дедушка, мама, папа и я.
б) Всегда: мне грустно во время дождя утром, днём, вечером. +
в) Мои друзья пришли в гости: Петя, Ваня и Рома.

Как правильно пишется "поздно" и почему?

На письме в русском языке можно сделать массу ошибок. Происходит это часто и регулярно. Потому что большое количество слов занесены в орфографический словарь: не проверяется гласная или согласная буква, иностранные слова, которые долго уже являются предметом споров ученых. Давайте же разберемся, как правильно пишется слово «поздно» или «позно».

Как правильно пишется

Правильный вариант написания лексемы с буквой -д- в середине — «поздно». Такое правописание обусловлено конкретным правилом в русском языке. Познакомимся с ним.

Какое правило применяется

В первую очередь, если вы не хотите запоминать правило, то попытайтесь проверить букву другим способом. Вы можете подобрать однокоренные слова, в которых эта буква хорошо и четко слышиться. Но правило нужно знать все-равно, оно частично повторяет предыдущий совет, но конкретизирует и ставит границы в использовании этого метода.

В русском языке в словах, которые содержат группы согласных букв здн, вств, стн, ндск, стл, нтск, нужно найти такое проверочное слово, в котором после проблемной согласной шла бы гласная буква. Тогда непроизносимый звук станет слышен.

Например, лексическую единицу «поздно» можно заменить на «опоздать» или «опаздывать».

Проблема возникает и при написании однокоренной словоформы «поздновато». Ошибку делают точно такую же, как и в «поздно». Но в этом случае добавляется еще и безударная гласная в первом слоге.

Сначала определим, какая это морфема, а после найдем правило, которое бы решило эту проблему. Сделаем разбор слова «поздновато» по составу:

  • корень -поздн-;
  • суффиксы -оват-, -о-;
  • окончания нет, потому что это наречие.

поздновато

Видим, что проблемная орфограмма находится в корне. Тогда нам нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы первый слог падал под ударение. К примеру, поздний.

Примеры предложений

Приведем примеры предложений для того, чтобы запомнить словоформы «поздно» и «поздновато» как пишется в текстах:

  1. Сегодня я доберусь до дома поздно, потому что не успел завершить проект на работе.
  2. Олег поздновато спохватился, чтобы бежать вслед за уходящим почтальоном с его письмом.
  3. Мы поздно приехали на вечеринку: гости понемногу начали расходиться.
  4. Поздноватый гость немного постоял на пороге ресторанчика и ушел прочь.
  5. Их семья всегда поздно реагирует на все новости, потому что они редко выходят на связь.
  6. Я поздно пошел в школу — тогда мне было уже почти восемь лет.

В текстах чаще всего приходится объяснять эту лексическую форму: почему поздно и какие были сроки? Особенно важно это для публицистики, где вся информация должна быть проверенной.

Как неправильно писать

Неправильно писать эту лексему без буквы -д- в корне наречия.

Значение слова

Наречие образовано от имени прилагательного «поздний». Поэтому оно часто означает конец какого-то временного отрезка. Или же время после установленного срока. Иногда можно так выражаться о позднем времени (к примеру, для него 22:00 — уже позднее время).

Синонимы

Синонимы к лексемам нужны для разбавления речи и избежания тавтологии. Здесь схожие по смыслу слова:

  • запоздно;
  • необратимо;
  • на ночь глядя;
  • время упущено.

Синонимичным может быть целая фраза или даже фразеологизм: «пора спать», «что сделано, того не вернуть».

Вывод

Теперь вы знаете, как писать «поздно» и как найти правило для того, чтобы правильно написать. Чем больше вы читаете, тем больше вероятность того, что вы будете автоматически писать правильные словоформы и не задумываться над этим.

Оценка статьи:

Загрузка…

Правописание слова “поздно” – запоминаем правила

В Сети часто звучит вопрос, как пишется слово «поздно» — с буквой «д» или без нее. Для разрешения такой дилеммы можно использовать два правила: касательно сочетания букв и проверочного слова. Единственно верный вариант употребления: с буквой «д». Написание «позно» является ошибочным и не применяется в русском языке.

Как правильно пишется

На форумах и в сообществах по интересам пользователи часто интересуются по поводу правописания «поздно» — как пишется. Словарь русского языка не допускается интерпретаций и правильный вариант — употребление сочетания «здн» в слове или «поздно».

Какое правило применяется

Во избежание ошибок недостаточно знать, как правильно пишется слово «поздно». Выделяется два способа проверки — по сочетанию букв в корне или проверочному слову. Рассмотрим каждый из путей по отдельности.

Чтобы проверить написание «поздно», обратите внимание на сочетание согласных внутри слова. По правилам русского языка при написании применяются следующие сочетания:

  • «вств»;
  • «стн»;
  • «здн»;
  • «стл»;
  • «нтск»;
  • «ндск» и прочие.

Второй метод для самоконтроля — применение проверочного слова, где не будет сомнений в написании буквы «д». Для «поздно» используется проверочный вариант «опоздать». Здесь после согласной «д» стоит буква «а», поэтому сомнений в написании быть не должно.

Такой же принцип применяется и для проверки смежных слов. Так, для «поздноты» подойдет «опоздание», для «поздний» — «запоздать», для «поздноватый» — «опоздание» и т. д. После нахождения проверочного варианта сомнений в написании быть не должно.

Желудь или жолудь — какой вариант правильный? Ответ читайте здесь.

Примеры предложений

Зная рассмотренные правила, писать слово «поздно» получается без ошибок. Для закрепления материала стоит привести следующие примеры:

  1. «Мама запретила сыну выходить на улицу, мотивируя решение тем, что на данный момент было слишком поздно».
  2. «Мне поздно дошло решение задачи (уже после выхода из класса), поэтому контрольная работа будет с ошибкой».
  3. «Отец всегда говорил, что лучше поздравить человека поздно, чем никогда этого не делать».
  4. «Никогда не поздно исправиться, пересмотреть взгляды на жизнь и стать на путь исправления».
  5. «Илья поздно пришел домой, поэтому сразу лег спать и даже не стал раздеваться и принимать душ».

Рассмотренные примеры помогают закрепить рассмотренный материал. Как результат, можно исключить ошибки написания «поздно» и смело писать термин с буквой «д».

Как неправильно писать

Несмотря на однозначность правил русского языка, многие допускают ошибки и пишут «позно» без буквы «д». Причину некорректного употребления легко объяснить, ведь во время произношения слышится сочетание «зн», а «д» теряется. По этой причине в контрольных работах, на экзаменах и обычной жизни употребляют «позно» и тем самым показывают безграмотность.

Продолжаем изучать грамматику. На очереди правописание выражения «все таки», а может быть «всетаки», или же «все-таки». Давайте определимся! Следующая статья в помощь!

Итоги

Ошибки при написании «поздно» — распространенное явление, но знание правил русского языка позволяет избежать ошибок и употреблять правильное сочетание согласных «здн». Аналогичный подход применяется и для других слов, где согласная «д» теряется во время произношения.

Оценка статьи:

(пока оценок нет)

Загрузка…

Как правильно пишется слово «поздно»

по́здно

по́здно, нареч. и в знач. сказ.

Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: необычайность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «поздно&raquo

Синонимы к слову «поздно&raquo

Предложения со словом «поздно&raquo

  • — Ловушку установили, судя по всему, уже поздно вечером, почти ночью, когда все разошлись.
  • Даже если это так, было уже слишком поздно искать профессиональной помощи.
  • И вот как-то раз, уже поздно вечером, он добрался до замка, принадлежавшего одному дворянину.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «поздно»

  • Рано или поздно должны столкнуться два начала.
  • А это бы случилось, рано или поздно…
  • — За мной рано, а еще кому-нибудь поздно, — заметила Кити.
  • (все цитаты из русской классики)

Значение слова «поздно&raquo

  • ПО́ЗДНО. 1. (сравн. ст. поздне́е и по́зже). Нареч. к поздний. Лечь поздно. Поздно осенью. На полчаса позже. Жениться поздно. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПОЗДНО

Афоризмы русских писателей со словом «поздно&raquo

  • Остается только то, что полезно для жизни; все вредное для нее рано или поздно гибнет, гибнет фатально, неотвратимо.
  • Не поздно ли вверяться мне надежде,

    Когда желать почти не в силах я?

  • Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
  • (все афоризмы русских писателей)
«Но мы предчувствуем во сне…»

О поэте Евгении Шешолине (1955–1990)


«Большое видится на расстоянье», как написал безвременно ушедший поэт. И вот ради сохранения хрупкой, стирающейся памяти в 2012 году были задуманы ежегодные чтения памяти поэтов, ушедших молодыми в 1990-е — 2000-е (позже расширили диапазон: «в конце XX — начале XXI веков»). 

Название чтениям «Они ушли. Они остались» подарил поэт и писатель Евгений Степанов: так называлась выпущенная им ранее антология ушедших поэтов. Организаторами стали Борис Кутенков и Ирина Медведева, испытавшая смерть поэта в собственной судьбе: её сын Илья Тюрин погиб в 19. Сразу сложился формат: мероприятие длится три дня, в каждый из которых звучит около десяти рассказов о поэтах, а также доклады известных филологов на тему поэзии и ранней смерти. В издательстве «ЛитГОСТ» в 2016 году вышел первый том антологии «Уйти. Остаться. Жить», включивший множество подборок рано ушедших поэтов постсоветского времени, воспоминания о них и литературоведческие тексты; чтения «Они ушли. Они остались» стали традицией и продолжились в 2019 году вторым томом — посвящённым героям позднесоветской эпохи.

В настоящее время ведётся работа над третьим томом антологии, посвящённом поэтам, ушедшим молодыми в 90-е годы XX века, и продолжается работа над книжной серией авторских сборников.

Теперь проект «Они ушли. Они остались» представлен постоянной рубрикой на Pechorin.net. Статьи выходят вместе с предисловием одного из кураторов проекта и подборками ушедших поэтов, стихи которых очень нужно помнить и прочитать в наше время.


В поэзии иногда встречаются уникальные явления, которые побуждают нас задуматься о природе поэзии вообще. Каковы её слагаемые? Если поэзия не должна чрезмерно умствовать и должна быть простосердечна, то едва ли не высшими образцами её придётся признать наивные и безыскусные, но по-своему искренние стихи. И тогда высшими образцами поэзии к нашему удивлению придётся объявить какие-нибудь наивные стихи «про любовь», будь то стихи пушкинского Ленского (которые, по наблюдению автора «Онегина», полны любовной чепухи) или немного напыщенные стихи томной барышни, полученные гоголевским Чичиковым в «Мёртвых душах».

Если поэзия всё же требует некоторого интеллекта, то где проходит граница между поэзией и риторикой или гуманитарной наукой вообще? Между тем, мало-мальски профессиональная поэзия едва ли возможна без выучки, а значит – без умственной школы.

Едва ли мы сдвинемся с места, если уверим себя, что всякий большой поэт на столько-то процентов интеллектуал и эрудит, а на столько-то процентов – чувствительный человек. Ум и сердце в поэзии едва ли взаимодействуют по количественным параметрам. Словами одного из героев Грибоедова (сказанными, впрочем, по другому поводу), ум и сердце должны оставаться в ладу (цитирую, разумеется, не дословно) и этот таинственный лад – не есть просто количественный баланс.

Если дела обстоят так, то до сих пор остаются в силе слова Пушкина «Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата». Однако едва ли найдётся теоретик литературы, который исчерпывающе разъяснит нам смысл этой несколько парадоксальной максимы Пушкина. Её способны проиллюстрировать скорее личностные примеры поэтического творчества, нежели отвлечённые умствования…

И тогда приблизиться к ответу на вопрос об уме и сердце в поэзии или, вернее, правильно поставить этот вопрос поможет нам полноценно-биполярная поэтическая вселенная сравнительно недавно ушедшего поэта, почти нашего современника Евгения Шешолина (19551990). Если перифразировать тематический спектр поэзии Шешолина словами другого поэта, Константина Батюшкова, то Шешолин пишет о дикости лесов, причём под означенным определением стоит понимать не только случайное собрание деревьев, но и многое, многое другое – например, обстановку русской глубинки, её азиатскую медлительность (подчас сопряжённую с провинциальным абсурдом). В то же время Шешолин не только владеет безупречно правильным силлабо-тоническим метром, но и потрясает нас личностной дисциплиной, внутренним ритмом, который не сводится просто к правильному чередованию ударных и безударных слогов.

Попутно хочется заметить, что при всём поэтическом влечении Шешолина к отечественной глубинке, к лесостепной глухомани, ритмический склад его поэзии имеет до крайности мало общего с ритмической закваской фольклора… Собственно простонародные песни, включая долгие песни ямщика в «Зимней дороге» Пушкина, – это протяжные, дословно долгие ряды звуков, тогда как бойкая силлабо-тоника, коей в совершенстве владеет Евгений Шешолин, неизбежно привносит в извечную российскую азиатчину европейскую динамику, интенсивный темп. Фигурально выражаясь, за Обломовым Гончарова у Шешолина угадывается гончаровский Штольц, освобождённый, впрочем, от скучного практицизма.

Случайно ли и то, что Евгений Шешолин родился в Латвии, фактически в Европе, жил в Резекне, а затем перебрался в Псковскую область, где по окончании педагогического института много преподавал в сельских школах – вёл просветительскую деятельность?

Контрастно двуедина и поэзия Шешолина; он пишет:

Мы ничего не понимаем,
но мы предчувствуем во сне…
Проснуться бы зеленым маем
зеленой шишкой на сосне

в глухом лесу.

(«Мы ничего не понимаем…»)

Описывая глухомань, дикое место, Шешолин не только работает безупречным классическим ямбом, но и – не в пример авторам, которые намеренно расшатывают классический метр, – подчёркивает его стройность посредством хиазма (или, проще говоря, путём синтаксического подхвата).

«Зелёному маю» ритмически – и дословно! – вторит «зелёная шишка». И происходит чудо! «Зелёный» – эстетически условное определение мая (ибо есть ли у времени оптический цвет?), литературно отвлечённое определение – как бы распространяется и на шишку. У Шешолина она значит намного больше, чем просто визуальный объект: к значению зелёный имплицитно (скрытно) прибавляются другие значения: свежий, юный, упругий, творчески раскрепощённый и пр.

И если фольклор – феномен коллективного бессознательного – неизбежно устремлён к общему, то взгляд поэта Шешолина (при всей его приверженности к глухому лесу) устремлён к индивидуальному, неповторимо частному.

Живописав зелёную шишку, Евгений Шешолин с тою же любовью говорит о малой травинке:

И вовсе ты не изменился,
и ничему не научился,
и раньше, чем родился, знал:
вон та травинка воплощенья
ждала столетья, как прощенья.
А вот и жук с нее упал.

(«Цветы такие же…»)

В параллелизме с живым существом – живописным жуком – поэтически оживает и травинка.

Наталия Черных в послесловии к подборке Шешолина в первом томе антологии «Уйти. Остаться. Жить» (2016) пишет: «Поэзия Шешолина – поэзия властная, точная, строгая, не допускающая многозначности. Но при этом опережающая современность по искусству синтеза, по чувству «всего во всём»»[1].

Итак, у Шешолина наблюдается своего рода контрапункт неповторимой частности или обаятельной индивидуальности и таинственного мирового целого. К сказанному Черных хочется добавить, что, говоря обо всём мироздании или хотя бы о бескрайней отечественной глубинке (о которой столько писали до него и наверняка напишут после него!), Шешолин исходно имеет дело с неизбежной банальностью, каковую умеет эстетически преобразить посредством намеренной странности. Она является у Шешолина едва ли не в том ракурсе, разрезе, в каком о ней писали немецкие романтики. «Искусство приятным образом делать вещи странными, делать их чужими и в то же время знакомыми и притягательными – в этом и состоит романтическая поэтика», – писал Новалис[2].

У Новалиса поэт намеренно привносит странность в изображаемую действительность, тогда как Шешолин отыскивает или обнаруживает необычность вокруг себя. У Шешолина сама действительность обнаруживает признаки некоторой странности – почти фантастики.

Своего рода эпиграфом к отчётливо русским стихам Шешолина могла бы стать бессмертная строка Лермонтова: «Люблю отчизну я, но странною любовью». Попутно мы выясняем, что Лермонтов, которого привыкли напрямую связывать с бунтарём и романтиком Байроном, по крайней мере, в некоторых своих строках не совсем романтик. Ведь странная любовь является из корней российской действительности, а не из идеала, витающего в облаках.

Пунктирно следуя Лермонтову, блуждая его немыслимыми тропами, Шешолин нигде не повторяет его, ибо одна индивидуальность не может продублировать другую индивидуальность.

В неповторимо частном (а значит, всё-таки псевдоромантическом) ключе является у Шешолина и романтика дальнего пути. Поэт пишет:

…и мучительно плавать глазам
вдоль безродных неверящих стен.

Да ещё паровозный гудок
потерялся – кричи, не кричи, –
на одной из осенних дорог
где-то в северной серой ночи.

(«Молодой забываясь травой…»)

Воссозданный поэтом дикий ландшафт узнаваем для всякого россиянина. Однако в нём присутствует тайна – то, что не является коллективным достоянием.

В стихотворении «Товарный» Шешолин пишет:

…я зацеплюсь за подножку, и тамбур –
брат всестороннему ветру насквозь!

Ты не загадка, но я разгадаю!
Зря ли мои непокорны вихры?!

Попутно заметим, что тайна (бездна души) в отличие от загадки (головоломки) бесконечна. И она – тайна – несколько парадоксально соседствует с банальностью, с житейской узнаваемостью того, что всякий раз впечатляет по-новому, но исходно является по-старому:

пригород, лето средних широт,

– пишет Евгений Шешолин в «Товарном».

Скрытая бесконечность, которая обитает за видимой банальностью, в одном из стихотворений Шешолина обозначена афористически суммарно, словесно наглядно:

Лишь кажется, что жить необычайно просто,
а под тобой растёт культурный тайный слой.

(«По старым улицам»)

С тайным слоем – «вторым дном» – поэзии Шешолина согласуется то, что не названо, но подразумеваемо автором. Речь идёт не только о совокупности неназванных зримых реалий, которые, тем не менее, оживают у нас в уме при упоминании «средних широт». Речь идёт и о чём-то несоизмеримо большем – например, о таинственных взаимоотношениях столицы и глубинки. Они взаимно непохожи и в то же время необъяснимо связаны… А если дело обстоит так, то, читая Шешолина, мы не только обречены задаваться вопросом о том, что такое Россия, мы словно вынуждены соизмерять эту удивительную страну с мировым целым.

Ведь точечные организмы, о которых пишет Шешолин, – будь то шишка, травинка или жук – в точном смысле принадлежат не столько России, сколько всему мирозданию. Целые столетия назад, при царях, позднее, в советский период или в нынешнюю постсоветскую эпоху (при всех современных проблемах с экологией) травинка, шишка или жук имели – и имеют! – приблизительно единую форму; её определяет природа – вечная соперница истории и вечная спутница глухонемой вселенной.

Но если Евгений Шешолин повествует всё-таки о русском лесе (а не о лесе вообще), то воспетые им таинственные блуждания по глухим чащобам отдалённо иллюстрируют то, что происходило и происходит со страной. Не случайно выше была упомянута и «странная любовь» Лермонтова.

В своём свободном взаимодействии с историей страны Шешолин идёт путём художественной органики. Этот путь не чужд и другим современным поэтам – Олегу Чухонцеву и Сергею Гандлевскому. В противоположность Дмитрию Пригову или Льву Рубинштейну, они работают не с текстами и мифами, а с самой действительностью. Ставя Евгения Шешолина приблизительно в один ряд с ними, автор этих строк не говорит непременно о едином литературном поколении или – тем более! – о взаимных литературных заимствованиях. Речь идёт лишь о принадлежности разных поэтов к относительно единому типу творческой личности, о пунктирном сходстве творческих принципов или поэтических судеб, которые не требуют непременного объединения поэтов по программным параметрам… (В аналогичном смысле, например, Лермонтов не входил в одно литературное объединение с Байроном, но чем-то отдалённо на него походил).

При всём том, Шешолин не находится в некоем культурном вакууме. В своей поэзии он отобразил тот пульс вселенной, который соответствовал исходу минувшего столетия. Ретроспективно переживаемая – и уже случившаяся – история страны у Шешолина согласуется с непростым опытом частного бытия. Наряду с опытом истории он открывает для нас бесконечно многое, и уже за одно это мы можем быть бесконечно благодарны Евгению Шешолину.

Евгений Шешолин родился в Краславе (Латвия). До 1972 года жил в Резекне. Окончив Псковский педагогический институт, работал учителем в сельских школах Псковской области. Самостоятельно изучал язык фарси и составил сборник избранных переводов великих персидских поэтов. Печатался в псковских газетах, был одним из видных авторов псковского андерграунда 1980-х. Активно участвовал как автор и соредактор в самиздатовском альманахе «Майя» (первый номер издан в США). Трагически погиб 28 апреля 1990 года в Даугавпилсе. В 1993 году в журнале «Русская провинция» появилась статья Валентина Курбатова о поэзии Евгения Шешолина. В 1999-м друзья поэта издали в Пскове сборник Шешолина «Измарагд со дна Великой». Второй сборник «Солнце невечное» вышел в 2005 году в латышском городе Резекне. В том же году Даугавпилский университет издал сборник статей и воспоминаний «Евгений Шешолин: судьба и творчество».

Стихи Евгения Шешолина:

КУЛЬТУРНЫЙ ТАЙНЫЙ СЛОЙ

* * *

Маленьким, хрупким, рассыпчатым тело
стало казаться моей голове;
может быть, солнце декабрьское село,
может быть, гном заблудился в Москве.

Может быть, бродит в снегу по колени
по бездорожью слепой лилипут,
может быть, слишком крутые ступени
в это холодное небо ведут.

Снег Бробдингнега, о, снег Бробдингнега!
Что-то я вынес и что-то сберег:
горстку горячего, синего снега,
связку промерзших коляных дорог.

Тает головкою спичечной вера,
и закатилось колечко в траве…
Сон Гулливера, сон Гулливера:
звезды растаяли на голове!

* * *

Мы ничего не понимаем,
но мы предчувствуем во сне…
Проснуться бы зеленым маем
зеленой шишкой на сосне

в глухом лесу. Иль безымянным
притоком северной реки, –
бежать навстречу по медвяным
полянам: травы, ручейки.

Проснуться соловьем на стройке
заброшенной, – в своих кустах,
со вкусом солнечной настойки,
со сладким зудом на устах.

Вон там береза, – что за слово?! –
стоит, как будто человек,
не помня века золотого,
под дождичком слепым, в четверг.

И нежный августовский вечер
с далеким звоном в голове,
и растворяется кузнечик
в захолонувшейся траве.

И осень налетит Мамаем,
и все расскажет о весне…
Мы ничего не понимаем,
но мы предчувствуем во сне.

* * *

Молодой забываясь травой,
все прошло, и не знаю цены;
словно с гуся холодной водой,
словно рушатся хрупкие сны.

А подумаешь, вспомнишь: всерьез
ударяет по пальцам мороз,
и ты должен узнать городок
на скрещеньи ветров и дорог.

Что там делают люди? Как знать!
Но не всем же глазеть и скакать!
И дано десять блочных домов,
облик чей так практично суров.

Мне запомнился желтый вокзал,
как театр замедленных сцен,
и мучительно плавать глазам
вдоль безродных, неверящих стен.

Да еще паровозный гудок
потерялся, – кричи-не кричи, –
на одной из осенних дорог
где-то в северной серой ночи.

ПО СТАРЫМ УЛИЦАМ

I.

Классических поэм сюжеты неизбытны,
на старых площадях печалиться легко,
но где-то я иду оббитым лабиринтом,
вдоль выщербленных стен неровным плитняком.

Растет на крыше куст, летит басок скандальный,
вся улица вперед на много лет видна,
и под один мотив, – простой, сентиментальный, –
проходит чья-то жизнь улыбкой из окна.

Вот здесь он, – помните? – тогда остановился,
и закружился сладкий солнечный сюжет…
Решился подойти… Напротив он родился
И умер через дом, спустя немного лет.

Летучей мышью змей дрожит над домом робко,
проходу просто нет от жирных голубей,
и мальчик-декадент у стен родной коробки
пустил цветную стаю мыльных пузырей.

Ирония груба, все истины банальны.
И в поле выходить, и жить любить могли.
Быть может, лишь один мотив сентиментальный
останется кружить по тупикам земли…

II.

А за чердачным пыльным маленьким оконцем
сквозь много передряг, обычно по ночам,
итожились века, и утром било солнце
сквозь пятна на стекле по высохшим щекам.

Мы плыли по подземным голубым каналам
сквозь синий полумрак вдоль берегов, где рос
густой ворсистый мох; вокруг белели скалы;
пульсировал во сне тревожный, нежный мозг.

Мы выбирали жизнь, как выбирают шапку,
и, как зверей, себя насмешливо пасли;
как щупает паук поверхность тонкой лапкой,
двоились в глубь души, – пугались и росли.

И как всегда, в конце входил кочевник рослый, –
покорный до конца, здоровый и прямой…
Лишь кажется, что жить необычайно просто,
а под тобой растет культурный тайный слой.

Я тело пронесу любимым переулком
отверженных жрецов, я сделаю лицо
обычным, я пройду спокойно мимо гулко
шагающих в строю румяных мертвецов,

я к другу, я метнусь, – меня могли заметить, –
к окошку, через двор, на желтый тайный свет…
Метнется кошкою навстречу черный ветер,
неровный нервный дождь зализывает след.

ТОВАРНЫЙ

Вот на ночи настоялась открытка:
пригород, лето средних широт…
(Синий кружочек, красная нитка;
синий кружочек в тумане зашит.)

Вижу, как быстро растешь ты, великий,
только с вопросом «куда?» – не лады…
Я ли не знаю твоей земляники –
крупной, кровавой и горькой, как дым?!

Я ли забуду волнующий запах?..
Бей, колесо, в две басовых струны!
Гей, балалайка в мозолистых лапах
странной и страшной родной страны!

Сходятся, сходятся, сходятся рельсы,
острая точка скользит впереди…
Ты уж тогда поточнее прицелься!..
Сходятся рельсы в холодной груди.

Проклята шаткая шутка такая,
штуками проклята кем-то за так,
катятся кости, строка затекает,
и подтекает заката плакат.

Катится время, и горка поката;
сбыта товарка, товар заголён…
Волк вам тамбовский товарищ, ребята,
имя которому – век, легион!

Корень мой вырван, несется мой табор,
в сердце моем продолжается ось;
я зацеплюсь за подножку, и тамбур –
брат всестороннему ветру насквозь!

Ты не загадка, но я разгадаю!
Зря ли мои непокорны вихры?!
Я пролетаю лесами Валдая
просекой в небо с высокой горы.

НОЧНЫЕ ОБЛАКА

С чем я сравню? – Таких ночей немного! –
Как замерли ночные облака!..
Какая привела меня дорога,
так и напишет чуткая рука:

давно мои надежды нелюдимы,
и ни письма, ни дорогих гостей;
мне кажется, нагнало за день льдины
с холодных, безответных областей.

И вот меня туман уже окутал,
и новые сомненья поползли…
Мне вспомнился огромный светлый купол
весь в трещинах от центра до земли.

А где-то за холодной снежной пылью
дорога далека и глубока…
И в воздухе крутом, расправив крылья,
парят, не выдыхая, облака.

* * *
                                                                врачу Г.

…День вытащился, как заноза.
Когда соседи все уснули,
я пью воспоминаний дозу,
как разноцветные пилюли.

…Не все рассчитано на небе:
ошибок много очень грубых!
Где Ваш большой янтарный гребень?
Где платье длинное в раструбах?

Вам бы пошел средневековый
высокий скандинавский замок;
в камина отблесках багровых –
портреты предков в строгих рамах.

Но властность все же просочилась;
природу никуда не спрячет
природа, – столько Вам на милость
душ, словно нанялись батрачить!

Когда в привычной Вашей власти
замызганные чьи-то судьбы,
брести кому-то сквозь ненастье
в груди и думать: «Хоть уснуть бы!

Я отлетаю вместе с годом…
Он кончится в храпящей спальной…
Ну, протащусь сквозь непогоду,
и, все равно, исход – летальный»

Год сыплет желтыми листами
в растерянности перед бездной,
и ветер ветками листает
историю его болезни.

* * *

Цветы такие же, – пониже
нагнись; а в детстве были ближе;
и те же муравьи снуют,
и точен запах позабытый,
и по настурции умытой
жуки из памяти бегут.

И вовсе ты не изменился,
и ничему не научился,
и раньше, чем родился, знал:
вон та травинка воплощенья
ждала столетья, как прощенья.
А вот и жук с нее упал.

ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ

Тот темный дом, нетронутый войной,
я вижу, как за рамою двойной.

И медный конь, так благородно ржавый,
и обьясненья первые с державой.

И цветники парадных незабытые,
и ангелы взмывают недобитые.

И синей паутинкой рвется след
моих болгарских сладких сигарет.


[1] Наталья Черных. Татуировка рек // Уйти. Остаться. Жить. Антология литературных чтений «Они ушли. Они остались» (2012-2016). М.: ЛитГОСТ, 2016. С. 438.

[2] Новалис. Фрагменты // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Издательство МГУ, 1980. С. 97.

#Они ушли. Они остались

  • Триста восемьдесят пять тысяч рублей как пишется
  • Трое в лодке не считая собаки сочинение
  • Тринадцатое октября как пишется на русском языке
  • Тридцать три богатыря и с ними дядька черномор сказка
  • Три царевны подземного царства сказка