Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2020; проверки требуют 20 правок.
«В гостях у сказки» — советская и российская детская телевизионная передача, транслировавшаяся в 1970-е — 1990-е годы.
Сюжет[править | править код]
Первый выпуск передачи вышел в 1976 году. «В гостях у сказки» выходила в телеэфир в течение учебного года и в летние месяцы «уходила на каникулы». Часть сезонов передачи выходили в субботу (с последующим повтором программы в утреннее время на следующей рабочей неделе), часть сезонов — в пятницу (опять же с повтором выпуска), часть сезонов — в воскресенье. В 1970-е — начале 1980-х годов передача показывалась, как правило, еженедельно. Затем выход программы ограничивался одним выпуском в две недели.
Передача начиналась с мультипликационной заставки (было несколько вариантов, включая «новогодний» для зимних каникул) под мелодию Владимира Дашкевича «Приходи, сказка», ранее звучавшую в кинофильме 1973 года «Капля в море» (в том числе с малоизвестным текстом про волшебную шапку-невидимку) и позже использованную в кинофильме 1982 года «Там, на неведомых дорожках…» с новым текстом, и впоследствии, после показа его в передаче, зазвучавшей со словами из этого фильма. Ведущая программы Валентина Михайловна Леонтьева (тётя Валя) непременно открывала передачу обращением «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!». Ведущая троекратным хлопком в ладоши вызывала к себе помощников: сказочного библиотекаря (Владимир Долинский, позже Рогволд Суховерко) и Полину (Полина Осетинская)
В передаче показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Демонстрировались советские киносказки разных лет, включая фильмы, созданные на киностудиях практически всех союзных республик СССР. Часто показывались в передаче сказки Александра Роу и Александра Птушко, а также сказки, снятые режиссёрами из социалистических стран. Нередко в программу включались премьерные показы кино- и телефильмов. Показ фильма, как правило, предварялся беседой В. М. Леонтьевой со зрителями, из которой они узнавали о литературной основе фильма (если показывалась экранизация), или получали иную познавательную информацию, связанную с фильмом. По окончании фильма зрителям предлагалось ответить на «сказочный» или «киносказочный» вопрос, а также прислать на программу рисунки и поделки по мотивам показанной киносказки. Через несколько передач ответы и работы юных зрителей непременно обсуждались и показывались — опять же по окончании очередного фильма-сказки. Во время показа рисунков звучала песня Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенёва «Рисуйте, рисуйте!» из кинофильма «Фантазии Веснухина» в исполнении Аллы Пугачёвой.
8 сентября 1989 года передача получила новое название — «В мире сказок и приключений», что отразилось и на выборе жанра фильмов.
В 1991 году вышли в эфир две новогодних телепередачи с названием «В гостях у сказки» с Валентиной Леонтьевой в роли ведущей[1]. После замены ЦТ СССР на 1-й канал Останкино передача стала выходить под названием «Зазеркалье». В неё режиссёр детской редакции Пётр Соседов снова хотел позвать Леонтьеву на роль ведущей, но руководство студии кинопрограмм канала (Владимир Шмаков) и Мария Старостина запретили использовать «тётю Валю» в качестве ведущей. Взрослую ведущую в ней заменили на детей — мальчика и девочку, которые попадали внутрь сказки (их «приклеивали» на картинку фильма или мультфильма) и с ними происходили разные приключения. Они как бы попадали в волшебную страну Зазеркалье. Сценарии для этих передач писала редактор студии кинопрограмм ЦТ СССР, выпускница Литературного института Инна Смирнова. Роли детей (девочек) в разные годы исполняли внучка Председателя ТК «Останкино» — Егора Яковлева и внучка Председателя КГБ СССР Вадима Бакатина. Чаще всего роль девочки исполняла Кристина Казакова.
С 14 мая 1993 года «Зазеркалье» снова стало называться «В гостях у сказки»[2][3]. Под оригинальным названием она и выходила в эфир вплоть до ликвидации ТК «Останкино» в 1995 году[4].
Кинорепертуар[править | править код]
Сезон сентябрь 1976 — май 1977[править | править код]
- «По щучьему веленью» (фильм, 1938)
- «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
- «Конёк-Горбунок» (фильм, 1941)
- «Марья-искусница» (фильм, 1959)
- «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
- «Новые похождения Кота в сапогах» (фильм, 1958)
- «Королевство кривых зеркал» (фильм, 1963)
- «Морозко» (фильм, 1964)
- «Варвара-краса, длинная коса» (фильм, 1969)
- «Новый Гулливер» (фильм, 1935)
- «Золотой ключик» (фильм, 1939)
- «Каменный цветок» (фильм, 1946)
- «Руслан и Людмила» (2 серии, фильм, 1972) — показан в двух передачах
- «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1966)
- «Садко» (фильм, 1952)
- «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
- «Золушка» (фильм, 1947)
- «Двенадцать месяцев» (мультфильм, 1956)
- «Снежная королева» (фильм, 1966)
- «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
- «Доктор Айболит» (фильм, 1938)
- «Город мастеров» (фильм, 1965)
- «Золотой гусь» (ГДР, фильм, 1964)
- «Царевна-лягушка» (мультфильм, 1954) и «Цветик-Семицветик» (мультфильм, 1948)
- «Волшебник» (Венгрия, фильм, 1969)
- «Три толстяка» (фильм, 1966)
- «Огниво» (ГДР, фильм, 1959)
- «Златовласка» (Чехословакия, фильм, 1973)
- «Король Дроздобород» (ГДР, фильм, 1965)
- «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951) и «Сказка о золотом петушке» (мультфильм, 1967)
- «Удивительная история, похожая на сказку» (фильм,1966)
- «Волшебная лампа Аладдина» (фильм, 1966)
Сезон сентябрь 1977 — май 1978[править | править код]
- «Аленький цветочек» (мультфильм, 1952)
- «Волшебная книга Мурада» (фильм, 1976)
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (мультфильм, 1937) и «По щучьему веленью» (кукольный фильм,1970)
- «Семург» (фильм, 1972)
- «Волшебник изумрудного города» (мультфильм в 10-ти частях, 1973)
- «Седьмой джинн» (фильм, 1976)
- «Приключения Буратино» (фильм, 1975)
- «Золотая юрта» (ГДР, Монголия, фильм, 1961)
- «Приключения жёлтого чемоданчика» (фильм, 1970)
- «Снежная королева» (мультфильм, 1957)
- «Двенадцать месяцев» (фильм, 1972)
- «Про Красную Шапочку» (2 серии, фильм, 1977) — показан в двух передачах
- «Новые похождения Кота в сапогах» (фильм, 1958)
- «Огонь, вода и… медные трубы» (фильм, 1967)
- «Горя бояться — счастья не видать» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
- «Тайна железной двери» (фильм, 1970)
- «О Терезке и Пани Мадам» (Чехословакия, фильм, 1976)
- «Снегурочка» (фильм, 1968)
- «Три золотых волоска деда Всеведущ» (Чехословакия, фильм, 1963)
- «Молодость без старости» (Румыния, фильм, 1968)
- «Заколдованный мальчик» (мультфильм, 1955) и «Кошкин дом» (мультфильм, 1958)
- «Чиполлино» (мультфильм, 1961) и «Три толстяка» (мультфильм, 1963)
- «Приключения Буратино» (мультфильм, 1959)
- «Сказка о потерянном времени» (фильм, 1964)
- «Большой и маленький Клаус» (ГДР)
Сезон сентябрь 1978 — май 1979[править | править код]
- «По щучьему веленью» (фильм, 1938)
- «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
- «Конёк-Горбунок» (фильм, 1941)
- «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
- «Царевна-лягушка» (мультфильм, 1954) и «В некотором царстве…» (мультфильм, 1957)
- «Варвара-краса, длинная коса» (фильм, 1969)
- «Марья-искусница» (фильм, 1959)
- «Садко» (фильм, 1952)
- «Морозко» (фильм, 1964)
- «Сказка о золотом петушке» (мультфильм, 1967) и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951)
- «Дракон Шушу» (Венгрия, мультфильм, 1976)
- «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
- «Волшебный голос Джельсомино» (2 серии, фильм, 1977, телепремьера) — показан в двух передачах
- «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1966)
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (мультфильм, 1950) и «Дюймовочка» (мультфильм, 1964)
- «Каменный цветок» (фильм, 1946)
- «Золотая утка» (Польша, фильм, 1976)
- «Снежная королева» (фильм, 1966)
- «Заячий сторож» (ГДР)
- «Удивительная история, похожая на сказку» (фильм, 1966)
- «Три толстяка» (фильм, 1966)
- «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
- «Большой и маленький Клаус» (ГДР)
- «Золушка» (фильм, 1947)
- «Красные и черные камни» (Польша)
- «Золотой гусь» (ГДР, фильм, 1964)
- «Госпожа Метелица» (ГДР, фильм, 1963)
- «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (фильм, 1964)
- «Волшебная лампа Аладдина» (фильм, 1966)
- «Польские сказания» (Польша, мультфильм, 1971)
- «Новый Гулливер» (фильм, 1935)
- «Златовласка» (Чехословакия, фильм, 1973)
Сезон сентябрь 1979 — май 1980[править | править код]
- «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» (2 серии, фильм, 1976) — показан в двух передачах
- «Айболит и Бармалей» (мультфильм, 1973); * «Краденое солнце» (мультфильм, (?) 1944 или * «1978); и др. мультфильмы по произведениям К. И. Чуковского
- «Доктор Айболит» (фильм, 1938)
- «Волшебник» (Венгрия, фильм, 1969)
- «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
- «Регентруда» (ГДР, фильм, 1976)
- «Иваника и Симоника» (фильм, 1976) и «Стоптанные туфельки» (ГДР, фильм, 1977)
- «Пастух Янка» (2 серии, фильм, телевизионная версия, 1977)
- «Аленький цветочек» (фильм, 1977)
- «Приключения Буратино» (2 серии, фильм, 1975) — показан в двух передачах
- «Горя бояться — счастья не видать» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
- «Умные вещи» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
- «Двенадцать месяцев» (2 серии, фильм, 1972) — показан в двух передачах
- «Три орешка для Золушки» (Чехословакия, ГДР, фильм, 1973)
- «Честное волшебное» (фильм, 1975)
- «Приключения в городе, которого нет» (фильм, 1974)
- «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
- «Вероника» (Румыния, фильм, 1972)
- «Вероника возвращается» (Румыния, фильм, 1975)
- «Огниво» (ГДР, фильм, 1959)
- «Самый сильный» (фильм, 1973)
- «Цветик-семицветик» (фильм, 1968) и «Синюшкин колодец» (фильм, 1978)
Сезон сентябрь 1980 — май 1981[править | править код]
- «Золотой ключик» (фильм, 1939)
- «Приключения жёлтого чемоданчика» (фильм, 1970)
- «Дикие лебеди» (мультфильм, 1962) и «Пастушка и трубочист» (мультфильм, 1965)
- «Тайна железной двери» (фильм, 1970)
- «Город мастеров» (фильм, 1965)
- «Сказка о потерянном времени» (фильм, 1964)
- «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
- «Карлик Нос» (ГДР, фильм, 1978)
- «Щелкунчик» (мультфильм, 1973) и «Последний лепесток» (мультфильм, 1977)
- «Стоптанные туфельки» (ГДР, фильм, 1977)
- «Лоскутик и облако» (мультфильм, 1977)
- «Морозко» (фильм, 1964)
- «Снежная королева» (мультфильм, 1957)
- «Три орешка для Золушки» (Чехословакия, ГДР, фильм, 1973)
- «Пастушка у колодца» (ГДР, фильм, 1979)
- «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
- «Приключения Буратино» (мультфильм, 1959)
Сезон сентябрь 1981 — май 1982[править | править код]
- «Новые приключения муравья и блохи» (2 серии, фильм, 1980) — показан в двух передачах
- «Марья-искусница» (фильм, 1959)
- «Регентруда» (ГДР, фильм, 1976)
- «Садко» (фильм, 1952)
- «Королевство кривых зеркал» (фильм, 1963)
- «Немухинские музыканты» (фильм, 1981)
- «Принцесса на горошине» (фильм, 1976)
- «Последний лепесток» (мультфильм, 1977)
- «Заколдованный мальчик» (мультфильм, 1955) и «Дюймовочка» (мультфильм, 1964)
- «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
- «Три толстяка» (фильм, 1966)
- «Медвежонок» (Финляндия, (?))
- «Седьмой джинн» (фильм, 1976)
- «Праздник непослушания» (Венгрия, фильм, 1976).
Сезон сентябрь 1982 — май 1983[править | править код]
- «Акмаль, дракон и принцесса» (фильм, 1981)
- «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1967)
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951) и «Сказка о золотом петушке» (мультфильмы, 1967)
- «Туфли с золотыми пряжками» (2 серии, фильм, 1976) — показан в двух передачах
- «Дикие лебеди» (мультфильм, 1962)
- «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
- «Звездный мальчик» (фильм, 1958)
- «Золушка» (мультфильм, 1979) и «Щелкунчик» (мультфильм, 1973)
- «Приключения Буратино» (2 серии, фильм, 1975)
- «Пока бьют часы» (фильм, 1976)
- «Черная курица» (мультфильм, 1975)
- «Шкатулка с секретом» (мультфильм, 1976) и «Исполнение желаний» (мультфильм, 1957)
- «Снегурочка» (мультфильм, 1952)
- «Золушка» (фильм, 1947)
- «Финист — Ясный сокол» (фильм, 1975)
Сезон сентябрь 1983 — май 1984[править | править код]
- «Новый Гулливер»
- «Варвара-краса, длинная коса»
- «Приключения Буратино»
- «Илья Муромец»
- «Город мастеров»
- «Двенадцать месяцев»
- «Кошкин дом»
- «Маугли»
- «Три орешка для Золушки»
- «Златовласка»
- «Чиполлино»
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
Сезон сентябрь 1984 — май 1985[править | править код]
- «Новые похождения Кота в сапогах»
- «Садко»,
- «Новые приключения Акмаля»
- «Кольца Альманзора», «Осенние колокола»
- «Карлик Нос»
- «Принцесса на горошине»
- «Шушу-нянька» (Венгрия)
- «Королевство кривых зеркал»
- «Приключения в городе, которого нет».
Сезон сентябрь 1985 — январь 1986[править | править код]
- «Весёлое волшебство»
- «Варвара-краса, длинная коса»
- «Регентруда»
- «Звездный мальчик»
- «Василиса Прекрасная»
- «Вук»
- «Финист — Ясный сокол»
- «Мария, Мирабела».
Ведущие[править | править код]
Ведущая — Валентина Леонтьева, Владимир Долинский, Рогволд Суховерко (сказочные библиотекари), Полина Осетинская, позже — Денис Матросов (Ноки), Татьяна Веденеева. Некоторые выпуски вела Ангелина Вовк.
Интересные факты[править | править код]
- Начальная заставка телепередачи изначально представляла собой самостоятельный мультфильм с колокольчиками, пером Жар-птицы, Иванушкой на Коньке-горбунке, и появляющейся под конец надписи-названия «В гостях у сказки». Ни в Интернете, ни в телепрограммах, посвящённых передаче, а также В. М. Леонтьевой, данная изначальная заставка не размещается (не показывается)[источник не указан 884 дня]. Конечная заставка телепередачи представляла собой фрагмент фильма «Варвара-краса, длинная коса» в котором бабушка-сказительница произносила фразу: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец» и под музыку закрывала ставни. В роли сказительницы снималась актриса Анастасия Зуева (1896—1986)[5].
- Автор стихов песни «Приходи, сказка» Юлий Ким[6], музыка Владимира Дашкевича.
- У группы Король и Шут имеется форум с одноимённым названием.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Как это было
- «В гостях у сказки» — любимая передача советских детей
- Заставка телепередачи «В мире сказок и приключений»
- Телепередача «В мире сказок и приключений» целиком от 8 сентября 1989 года
«Унцукульский район»
МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»
Конспект открытого урока литературного
чтения в 4-м классе
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях»
Урок разработала и провела
учитель начальных классов
Саабдулаева Патимат Магомедовна
Цели:
1.
Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.
Формировать
умение прогнозировать текст.
2.
Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.
3.
Воспитывать любовь к чтению, к книге.
Оборудование урока: текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды,
портрет А.С. Пушкина, толковые словари, листы самооценки.
Технические средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска
1. Орг.момент
Доброе утро ребята, уважаемые гости, повернитесь друг другу
улыбнитесь и подарите хорошее настроение, пожелайте друг другу удачи.
2. Актуализация
знаний.
Ребята,
на прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством и стихотворениями какого
русского поэта?
—
А.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его
в самом раннем детстве и, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его
произведений. Дальше с его произведениями мы знакомились и в 1 , 2, 3 классе,
перейдя в среднее и старшее звено, вы тоже будете читать его произведения.
—
Вот и сегодня на уроке мы будет говорить о сказке А.Пушкина «Сказке о мертвой
царевне и семи богатырях»
—
Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд /
—
Кто был лучшим другом поэта?
—
Где учился А. С. Пушкин?
—
С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?
—
Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?
—
Кто готов сегодня их прочесть?
3. Проверка
домашнего задания.
У.
Прочитайте стихотворение “Осень” наизусть.
Д.
Чтение стихотворения 1-м учеником наизусть.
У. Какое чувство
возникает у тебя при чтении этого стихотворения?
Д.
Возникает чувство грусти, так как приближается зима.
Д.
Чтение стихотворения 2-м учеником наизусть.
У.
Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению?
Д.
Позднюю осень.
4. Постановка цели
урока.
—
В своих стихотворениях А.Пушкин воспевает красоту природы, замечает
необыкновенные изменения в ней, оживляет природу, будто в сказке. А какие
чудеса в сказках?
—
Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
Как
старуха называла старика в сказке “Золотая рыбка”? (Простофиля)
2.
Птица, которая была посажена на спину для охраны границ. (Петушок)
3.
Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)
4.Пристают
к заставе гости
…. Гвидон зовёт их в гости. (Князь)
5.Глядь:
опять пред ними землянка,
А пред нею разбитое …(Корыто)
6.И
послушалась…. .
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)
У.
Какое слово объединяет все отгаданные слова?
Д.
Сказка.
У.
Молодцы, справились с заданием.
5.
Работа над сказкой.
— Сегодня
мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок.
Возможно, сказка вам уже знакома, может быть, вы даже видели мультфильм, на
уроках труда мы делали с вами творческую коллективную работу, а сегодня
посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык.
— Ребята, скажите, к какому литературному жанру
относится наше произведение? (Сказка) Докажите,
что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2.
Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5.
Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )
— Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда
побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем мы сегодня
будем заниматься на уроке? (Борьба добра и
зла, добро побеждает зло)
— Правильно, ребята, цель нашей работы – раскрыть
значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем сравнивать образы
героев, анализировать текст.
(Учащиеся объясняют
своими словами, как они понимают значение этих слов, затем находят их значение
в словаре С.И. Ожегова)
Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих
слов. ( работа в парах)
(Ученик зачитывает
определения терминов из толкового словаря )
Добро — 1)
всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)
Зло – 1)
нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются
противоположными понятиями? (Да, добро и зло –
противоположные понятия.)
У.
Кто догадался тему нашего урока?
Д.
Мы познакомимся со сказкой А. С. Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях”.
У.
В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней. Многие эпизоды
введены поэтом. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея. Эта
сказка – одна из самых замечательных лиричных, гуманных, добрых сказок.
—
При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение
этих устаревших слов.
Лексическая
работа.
Инда
очи разболелись – глаза разболелись
Сочельник
– вечер накануне Рождества
Перст
– палец
Девичник
– вечеринка.
Чтение
сказки.
—
Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно
будет отвечать на вопросы.
Беседа
о прочитанном.
—
С какими героями сказки вы познакомились?
—
Какое время года описывается в данной части?
—
Сколько месяцев ждала царица своего царя?
—
Какое чудо произошло накануне Рождества?
—
Когда воротился царь-отец?
—
Что произошло с царицей?
—
Через сколько времени царь женился на другой?
_
Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.
—
Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями
как в сказке А. Пушкина.
5. Физкультминутка
Дружно
встали – раз, два, три.
Мы
теперь богатыри.
Мы
ладонь к глазам приставим,
Ноги
крепкие расставим,
Поворачиваясь
вправо
Оглядимся
величаво.
И
налево надо тоже
Поглядеть
из – под ладошек.
И
направо, и ещё
Через
левое плечо.
Буквой
Л расставим ноги,
Точно
в танце – руки в боки.
Наклонились
влево, вправо,
Получается
на славу!
6. Самостоятельное
чтение учащимися. С.
73 – 74
—
Вы сейчас самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает
половину части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту.
Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
—
Найти и прочитать описание царицы.
—
Что было дано ей в приданое?
—
Какое свойство имело зеркало?
—
Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.
7.
Чтение по цепочке 3 части с. 74 — 76
—
А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.
—
Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.
8.
Беседа о прочитанном.
—
Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?
—
Какой была молодая царица?
—
Как звали её жениха?
—
Какое приданое приготовил царь своей дочери?
—
Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?
—
Как повела себя царица с зеркалом?
—
О каком качестве царицы этот поступок говорит?
—
Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
—
Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие
поступки?
Злые, низкие, мстительные.
9. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— За что бы вы себя похвалили сегодня.
— Как вы себя бы оценили.
10. Подведение итогов урока
— Как, в виде кого представлено зло?
— Подумайте и распределите героев по группам
положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники
(Обучающиеся называют героев и заполняют
таблицу)
— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они
играют?
— Как автор относится к главным героям? Докажите.
— Царица была не только злой, но и очень завистливой.
Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это негативная эмоция,
которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять
его в своем характере.
— Как вы думаете, царица изменится в следующих частях?
На последующих уроках мы и узнаем.
11. Домашнее задание.
Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам
«своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»; подобрать
антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее понравившихся
эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрацию к
понравившемуся отрывку.
— Спасибо за урок!
Директор
МКОУ «ГПСОШ» Абдулаева П.Б.
Заместитель
директора по УВР Гамзатов А.М.
«Унцукульский район»
МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»
Отзыв коллег об открытом уроке
литературного чтения в 4
«А» классе
А.С. Пушкин «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»
учителя начальных классов
Саабдулаевой Патимат Магомедовны
Данный
урок представлен по ходу изучения раздела «Чудесный мир классики».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В
содержание урока Патимат Магомедовна включила элементы обучения школьников
универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из
соответствующего затруднения.
На
данном уроке применялся деятельностный подход в обучения, который был
реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На
уроке мною использовалась технология формирования типа правильной читательской
деятельности (технология продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание
текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время
чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных
универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать
прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника
(автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты
учебников; познавательных универсальных учебных
действий, например, – умения извлекать информацию из текста. Учащиеся
выполняли задания по составление характеристики главных героев, соотношение,
нахождение отрывка из текста к иллюстрации. Саабдулаевой П.М. была организована
групповая работа учащихся.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию.
Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об
этом, Патимат Магомедовна продумывала каждый этап урока, составляла
задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и
практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не
только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения
уже известного им затруднения.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды
деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало
повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала
индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику
результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность
на уроке.
Учебная
информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания
заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в
достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока
выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и
психологических особенностей детей.
Директор
МКОУ «ГПСОШ» Абдулаева П.Б.
Заместитель
директора по УВР Гамзатов А.М.
«Унцукульский район»
МКОУ «Гимринская поселковая СОШ»
Отзыв коллег об открытом уроке
литературного чтения в 4
«А» классе
А.С. Пушкин «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»
учителя начальных классов
Саабдулаевой Патимат Магомедовны
На данном уроке абсолютно оправдано использование мультимедиа –
учащиеся с помощью музыки, сопровождающей красочные иллюстрации, входят в
таинственный и загадочный мир сказки.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
На следующем уроке ребята окунутся в художественный мир сказки, и
,конечно, образы, созданные на предыдущем уроке, помогут учащимся чётко
ориентироваться в художественном разнообразии авторской сказки.
Знаете, наши дети, и мы с удовольствием смотрят сказку и с
искренним чувством реагируют на положительных и отрицательных героев!
Родители учащихся 4А класса