Троекратный повтор в сказке ашик кериб

Урок 10. тема устное народное творчество устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из

Урок
10.
  Тема «Устное народное творчество»

Устное
народное творчество
— это словесное творчество народа,
передаваемое из уст в уста из поколения в поколение.

Фольклор
– устное народное творчество.

Потешка
— песенка, помогающая научить маленького ребенка понимать человеческую речь.

Прибаутка
— шутливое выражение, обычно имеющее рифмованную форму или поговорочный
характер и употребляемое для оживления речи, разговора.

Закличка
— песня, исполняемая хором детей и обращенная к силам природы.

Колыбельная
песня — песня, исполняемая при укачивании ребенка.

Сказка
— литературное повествовательное произведение с невероятным
сюжетом. 

Докучная
сказка
— малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно
повторяется один и тот же фрагмент текста.

Волшебная
сказка
– это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в
которых участвуют нереальные персонажи.

Бытовые
сказки
 — это сказки в которых все действо происходят в обычных
жизненных условиях и ситуациях.

Сказки про животных —
древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса,
волк, медведь, заяц и др.

Зачин
– это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет
во время и место описываемых событий.

Троекратный
повтор
— один из отличительных признаков волшебной сказки, когда
похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Концовка
– заключительная часть сказки.

Пословица
– краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Поговорка
— фразеологизм, отражающий какое-либо явление жизни, не являющийся
законченным высказыванием.

Загадка
– это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется.
Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Считалка
— небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в
шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из
множества.

Ключевые
слова

Устное
народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки;
пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.

Основное
содержание урока

Произведения
устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая
память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих
произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека,
представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном
творчестве, о его различных жанрах. 

Народ
веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде
сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и
сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей,
радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры.
Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Одним
из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня.
Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему
ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные
песенки-заклички. Помните?

Дождик,
дождик, веселей

Капай,
капай, не жалей!

Только
нас не замочи!

Зря
в окошко не стучи —

Брызни
в поле пуще:

Станет
травка гуще!

Дождик,
дождик, пуще,

Будет
травка гуще.

Дождик,
дождик, посильней,

Огород
ты наш полей!

Народная
песня
– летопись жизни русского народа. Видов народной песни много,
потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

Отгадайте
загадку.

В
ней всегда конец хороший,

Добрый
молодец пригожий, 

Бабка
Ёжка у окна… 

Догадайтесь,
кто она?

Что
вы знаете о народной сказке? Народная сказка — это история или небылица,
которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора.
Народная сказка, как и любая другая, включает в себя присказку, зачин, завязку,
развитие сюжета, кульминацию, троекратный повтор, развязку, концовку. В
народной сказке добро всегда побеждает зло.

Другой
жанр устного народного творчества связан с весельем и игрой. Это загадка. В
загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его. Они заставляют
нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало
«думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает
ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать
загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума
зарядка». Загадка всегда требует отгадку. Отгадайте загадки.

Крашеное
коромысло через реку повисло

Золотое
решето черных домиков полно.

Серовато,

Зубовато,

По
полю рыщет,

Телят,
ягнят ищет.

«Без
пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Пословица – краткое мудрое
изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется. В них
говорится о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», о труде: «Жизнь
измеряется не годами, а трудами», о материнской любви: «При солнышке тело, при
матери – добро».

Какие
два жанра похожи между собой? Это потешки и прибаутки — это веселые,
забавные, смешные стишки, придуманные для маленьких детей.

Водичка,
водичка,

Умой
моё личико,

Чтобы
глазоньки блестели,

Чтобы
щёчки краснели,

Чтоб
смеялся роток,

Чтоб
кусался зубок!

Народное
искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и
передавать будущим поколениям.

Разбор
типового тренировочного задания

Текст
вопроса

Малые
жанры фольклора – это:

1.
пословица

2.
народная сказка

3.
загадка

4.
стихотворение

5.
потешка

6.
басня

7.
рассказ

Правильный
вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1.
пословица

3.
загадка

5.
потешка

Разбор
типового контрольного задания.

Текст
задания.

Зачеркните
слова, не относящиеся к сказкам:

лирическая,
докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка.

Правильный
вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

лирическая,
докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка

Домашнее задание: написать
сообщение на тему «
Устное народное
творчество
»

Любителям восточного фольклора будет интересно читать краткое содержание сказки «Ашик-Кериб» – произведения М. Ю. Лермонтова, являющегося записью азербайджанского народного повествования. Михаил Юрьевич записал его со слов азербайджанского поэта М. Ф. Ахундова и оставил в практически неизменном виде.

Главные герои

Ашик-Кериб – нищий уличный певец и музыкант, влюбленный в Магуль-Мегери.

Магуль-Мегери – прекрасная дочь богача, хранящая верность любимому.

Куршуд-бек – поклонник Магуль-Мегери, соперник Ашик-Кериба.

Краткое содержание

Много лет назад в Тифлисе жил богач Аян-Ага, главным сокровищем которого была дочь редкой красоты – Магуль-Мегери. В этом же городе нищенствовал бедный Ашик-Кериб, зарабатывающий на хлеб игрой на саазе (музыкальном инструменте).

Талантливого уличного певца часто приглашали выступить на праздниках. Так он познакомился с красавицей Магуль-Мегери и сразу же влюбился в нее. Девушке тоже пришелся по душе уличный певец. Эта любовь не сулила молодым людям счастья из-за огромной разницы в имущественном положении.

Магуль-Мегери уговаривала возлюбленного попробовать попросить ее руки у Аян-Аги. Отец не поскупится на приданое для единственной дочери и даст денег на совместную жизнь. Ашик-Кериб был честным и умным юношей. Он говорил, что спустя много лет любимая начнет попрекать его в женитьбе ради богатства.

Ашик-Кериб заявил, что отправится странствовать, проведет вдали от родного дома семь лет и сам заработает много денег. Тогда он вернется к любимой в качестве достойного жениха. Девушка поклялась дождаться любимого, предупредив его, что по прошествии этого срока будет вынуждена согласиться на свадьбу с Куршуд-беком – своим давним поклонником.

Музыкант отправился в далекий путь. Неожиданно его пожелал сопровождать Куршуд-бек.

Странники вышли к широкой реке. Куршуд-бек попросил Ашик-Кериба переплыть ее первым. Певец преодолел реку, а когда обернулся, то увидел, что «товарищ» исчез с его вещами.

Негодяй вернулся в город с одеждой Ашик-Кериб, который, по его словам, утонул. Бедная мать пошла поделиться горем с возлюбленной сына и освободить ее от данного слова. Та лишь улыбнулась, сразу же заподозрив обман своего поклонника. Красавица не поверила в гибель суженого и была намерена ждать его весь положенный срок.

Босой и нагой Ашик-Кериб зашел в первую попавшуюся деревню и спел крестьянам несколько своих чудесных песен. Восхищенные слушатели расплатились едой и одеждой. Выступая перед людьми, уличный певец стал путешествовать.

Дорога привела Ашик-Кериба в Халаф. Там правил паша, страстно любивший музыку и пение. Узнав о появлении нового певца, он приказал немедленно привести его во дворец. Выступление Ашик-Кериба поразило правителя. Он щедро наградил юношу и оставил его во дворце. Прославившийся певец разбогател и забыл о ждущей его в Тифлисе любимой.

Магуль-Мегери хранила верность и ждала любимого уже седьмой год. Срок его странствий заканчивался. Красавица не могла поверить, что суженый пропал, а тем более разлюбил ее. В это время из Тифлиса собирался отправиться большой караван. Девушка пришла к его владельцу с золотым блюдом. По ее просьбе он должен был показывать это блюдо во всех городах по пути и объявлять, что разыскивается хозяин.

Караван посетил множество земель и остановился в Халафе. Услыхав о золотом блюде, к купцу прибежал Ашик-Кериб и узнал от него, что на днях состоится свадьба Магуль-Мегери. Певец, наконец-то, вспомнил о невесте и данном ей обещании. Семилетний срок истекал через три дня, а путь до Тифлиса занимал два месяца.

Ашик-Кериб оседлал коня и помчался домой. Через сутки непрерывной скачки обессиленный конь упал и умер. Несчастный певец уже собирался броситься с высокой скалы, но ему помешал человек на белом коне. Он уверял, что может моментально добраться в любое место. Ашик-Кериб растерялся и два раза просил перенести его не туда, куда нужно. Лишь на третий раз он пожелал попасть в Тифлис и через минуту оказался у стен города.

Чтобы Ашик-Кериба не обвинили во лжи, всадник повелел ему набрать земли из-под волшебного коня. По его словам, этой землей можно вернуть зрение старухе, ослепшей семь лет назад.

Когда могущественный незнакомец внезапно растворился в воздухе, Ашик-Кериб догадался, что встретился со святым Хадрилиазом.

Вечером певец добрался до родного дома. Мать не признала его и отказалась впустить. Поверив в его гибель семь лет назад, она ослепла от слез и переживаний. Дверь Ашик-Керибу открыла сестра. Даже когда он спел песню, мать не могла поверить, что сын вернулся.

Ашик-Кериб вместе с сестрой направился в дом, где должна была состояться свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека. Он уселся посреди гостей и запел песню, в которой рассказал о своем чудесном путешествии.

Убитая горем невеста сидела за занавеской. Так и не дождавшись суженого, она намеревалась совершить самоубийство. Внезапно красавица услышала голос любимого, стремительно выбежала и обняла его.

Куршуд-бек признал право соперника на невесту, но потребовал, чтобы тот доказал чудесную силу. По просьбе певца его сестра привела слепую мать. Ашик-Кериб, славя Хадрилиаза, намазал ей землей веки и вернул зрение.

Влюбленные стали готовиться к своей свадьбе. Ашик-Кериб пообещал выдать свою сестру замуж за Куршуд-бека.

  • Троекратные повторы в сказке царевна лягушка 5 класс
  • Троекратный повтор в сказке иван царевич и серый волк перечислить какие
  • Троекратные повторы в сказке иван царевич и серый волк 3 класс литература 1 часть
  • Троекратные повторы в сказке морозко
  • Троекратные повторы в сказке белая уточка 3 класс ответы