Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

Сочиненияпо литературедругиеанализ сказки спящая царевна жуковскогожанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.сказка
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Произведение «Спящая Красавица» было написано во время соревнования, которое придумал Александр Сергеевич Пушкин ещё учась в царском селе. Жуковский был сподвижником романтизма, его вдохновляли шедевры мировой литературы, поэтому неудивительно, что некоторые идеи для своих сказок Василий Андреевич заимствовал именно оттуда.

Сам сюжет произведения не сложный, ибо все сказка Жуковского были ориентированы на детей и писались обычным и понятным языком. Стиль больше походил на русский народный и когда читаешь сказку создаётся впечатление, что рядом сидит сказочник и рассказывает.

Всё начинается с того, что царь — батюшка не позвал на пир по поводу рождения долгожданной дочери одну из волшебниц, потому что она была злой и ненавидела всех. Обиделась злая волшебница на царскую семью и решила преподнести в день рождения принцессы свой подарок. Она заколдовала девочку. Суть колдовства достаточно проста: когда принцессе исполниться восемнадцать лет, она уколет веретеном палец и умрёт. Однако, на помощь королевской чете приходит добрая волшебница, которая не может отменить заклятья, но может на место смерти наслать сон и только прекрасный, юный и отважный принц сможет её, разбудить, но только тогда, когда преодолеет заколдованный лес.

По достижению совершеннолетия девочка укалывает палец и засыпает на долгие триста лет, пока не появится обещанный принц и целует принцессу. После они зажили долгой и счастливой жизнью.

Тема добра и зла стара, как этот мир. За весь путь существования мира не существовала только добрая или только злая сила. В этой сказке добро вновь победило зло. Может таким образом автор, хотел показать своим читателям, что нельзя сдаваться и переходить на сторону тьмы. Ведь очень важно быть смелым, верным и отважным, а главное никогда не сдаваться и не сворачивать с выбранного пути. За пройденный путь, за сделанные благие поступки обязательно будет награда для победителя. Только добрые поступки, вера спасёт этот чёрный мир от всего плохого, что существует. Но главное надо выбрать верную сторону.

Вариант 2

Есть сказки, которые интересно читать в детстве. А есть такие, которые перечитываешь на протяжении всей жизни. И каждый раз открываешь что-то новое. Нельзя сказать, что сказки Жуковского предназначены только для детей. Их интересно читать и в более взрослом возрасте. Это касается и сказки «Спящая красавица».

С первых строк погружаешься в прекрасный мир волшебства. При написании ее Жуковский взял сюжет французской сказки Ш.Перро «Спящая красавица». Даже не верится, что взрослый и серьезный мужчина мог писать такую прекрасную сказку.

Произведение читается легко на одном дыхании. Поэт настолько просто излагает все, что и сомнений не возникает, почему произошло так, а не иначе. Скорее всего, это зависело от того, что сам Василий Андреевич был мечтательный человек с богатой фантазией, но вместо фантастических романов писал сказки.

Несмотря на то, что это сказка, но в ней столько жизненных проблем. Царица хочет иметь детей, но не может. И вот совсем отчаявшись, случается чудо. У нее рождается дочка. Видимо не только сейчас, но и раньше были чудесные появления детей на свет.

Надо отпраздновать такую радость. Готовится прекрасный званый ужин, но одного столового прибора нет. Царь мудро и просто решает проблему, нет прибора, нет гостьи. К тому же она старая, ей тяжело ходить по гостям, пусть сидит дома.

Дальше обиженная колдунья желает смерти ребенку. Часто и в жизни злые на родителей те же родственники стараются пожелать плохого. Мир не без добрых людей и молоденькая фея пытается помочь. Конечно, и родители не сидят, сложа руки. Отец издает указ, чтобы в царстве больше не было веретен.

Разве герой в сказке может быть настолько послушным, чтобы не нарушить какую-нибудь просьбу или требование. Так и молодая царевна пошла, гулять, и зашла туда, куда ей совсем не нужно было идти и, конечно же, укололась.

Тут появилась фея и сказала, что царевна не умерла, а заснула. И чтобы ей, проснувшись не было скучно, она усыпила всех. Только не на сто лет, а как выяснилось на триста. Столько лет пришлось жениху искать свою невесту. Почему триста лет пришлось спать девушке? Неужели никто ее за это время не захотел освободить? Возможно, пытались, но не получалось. А тут и колдовство подошло к концу, и жених нашелся.

Чтобы понять весь смысл сказки надо ее прочитать и не раз. Первый раз наслаждаешься самим стихотворением, а уже во второй и последующие разы начинаешь понимать тонкий смысл сказки. Здесь не только человеческие отношения, но и государственные.

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Несколько интересных сочинений

У меня есть подруга. Ее зовут Катя. Мы с ней живем в одном доме и учимся в одной школе. У нее есть маленький братик. Она помогает родителям ухаживать за ним.

Зима – это время волшебства и чудес. Празднование Нового года, каникулы, Рождество – это все происходит именно зимой. Мне нравится долгие зимние прогулки по заснеженным улицам, вокруг много снега, а с неба падают красивые снежинки.

В рассказе Николая Гоголя «Шинель» поднимается проблема «маленького» человека. Главный герой рассказа — Акакий Акакиевич Башмачкин.

Фамилия Ляпкин-Тяпкин кратко и понятно объясняет профессиональные качества данного персонажа. Обычные чиновники более скромные и тихие, нежели Амос Федорович

В этой небольшой повести есть несколько героев, одни из них упоминаются однажды или пару раз, как например, Василий кузнец, и дочь его Акулина, другие играют важную роль в повествовании, об этих вторых и стоит сказать

Сказка «Спящая царевна. Черты литературной и народной сказки».

Описание презентации по отдельным слайдам:

В.М. Васнецов «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна» В. Кутлинский «Спящая царевна»

Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Проблема: Чем сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» схожа с народной и чем от нее отличается?

В чем сходство сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна» с народной сказкой?

1 ряд Перед вами выражения, взятые из сказки, одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Ваша задача – выбрать народные выражения. Языковой материал: «что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да поживать», «пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…» 2 ряд Сказки бывают 3 видов: волшебные, бытовые и о животных. К какому виду относится сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Почему? Докажите. 3 ряд Найдите зачин, концовку в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна». Есть ли повторы, характерные для сказки? Действуют ли в данной сказке волшебные помощники? Приведите примеры.

Сказки Василия Андреевича Жуковского

Подробности Категория: Авторские и литературные сказки Опубликовано 26.10.2016 16:44
XIX век в России был «золотым веком» русской литературы. Ни одна страна мира не имела в короткий период времени столько величайших мастеров художественного слова, такого созвездия блистательных имён, как русская литературе XIX в.

И при этом важно то, что многие русские писатели XIX в. создавали произведения для детей. Мы уже говорили о сказках А.С. Пушкина. Но сказочное начало присутствует у Пушкина и в других жанрах: балладах («Песнь о вещем Олеге», «Утопленник»), поэме «Руслан и Людмила». Вспомним и других авторов сказок.

Стихотворная сказка в творчестве В.А. Жуковского статья по литературе (5 класс)

СТИХОТВОРНАЯ СКАЗКА В ПОЭТИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А.ЖУКОВСКОГО.

Интерес к фольклорным жанрам и к литературным произведениям, созданным на основе фольклорной традиции, был характерен для Жуковского на протяжении всего его творчества. В отдельные периоды жизни поэт создавал целые «серии», своеобразные циклы произведений на фольклорной основе. Так, например, в 1831 г., проводя лето и осень в Царском селе и общаясь с А.С.Пушкиным, он в творческом «состязании» с ним создал три стихотворные сказки: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». Но творчество Жуковского – сказочника изучено гораздо менее тщательно, чем его лирика и переводы.

До сих пор ведутся споры о жанровой принадлежности его первой стихотворной сказки «Овсяный кисель», нет единого мнения о том, какие именно произведения, в особенности зарубежной литературы, являлись источниками сказок Жуковского, а также, в чем именно заключается основная причина ухода поэта от фольклорной традиции.

Таким образом, актуальность данной работы определяется относительно малой изученностью сказок Жуковского по сравнению с другими жанрами его поэзии (элегиями, балладами, поэмами), а так же тем, что интерес к жанру стихотворной сказки проходит почти через весь творческий путь В.А.Жуковского.

В конце XX в. стихотворные сказки Жуковского вошли в школьную программу для 5 класса, и материал статьи может быть использованы при изучении этой темы. Это также свидетельствует о практической актуальности данного материала.

Жуковский вступил в литературу на рубеже XVIII и XIX веков, когда литературная сказка в России только начинала формироваться, хотя в европейской литературе этот жанр был уже достаточно развит. Опыты создания русской литературной сказки с использованием фольклорного материала были в XVIII веке, вспомним сборник «Пересмешник, или Славенские сказки» М.Д.Чулкова или «Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие, оставшиеся через пересказанные в памяти приключения» В.А.Левшина, но они не стали значительным фактом общественного и художественного сознания. Интерес Жуковского к сказке имел иной источник. Известно, что у поэта был особый интерес к немецкой литературе, и закономерно, что, знакомясь с ней, перенося ее опыт в русскую литературу, поэт обратился и к жанру сказки. В особенности его привлекал сборник братьев Гримм, в который они поместили обработанные ими образцы немецкого сказочного фольклора.

Первые опыты писателя в данном жанре были написаны прозой, и, по мнению многих литературоведов, они уступают переводам, или, точнее, стихотворным переложениям Жуковского [6, 191; 2, 162]. Исследователь его творчества Е.П.Званцева видит причину этого в том, что проза «связывала поэтическую фантазию и давала менее свободы автору» [3, 61]. Но в 1816 году появляются первые стихотворные сказки Жуковского. Он обращается к творчеству немецкого поэта Гебеля и переводит две его стихотворные повести («Das Habermuss» и «Der Karfunkel») «Овсяный кисель» и «Красный карбункул», определяя их жанр как «сказка». Примерно в те же годы у Жуковского появляется пристальный интерес к народной сказке. Он стал придавать большое значение собиранию фольклора, как русского, так и других европейских народов, и собрал дома целую библиотеку из сборников сказок.

Тем не менее, новых опытов стихотворной сказки, в том числе и фольклорной, в творчестве поэта мы не видим вплоть до 1831года, который во многих исследованиях считается датой первого обращения писателя к этому жанру.

Нельзя сказать, что обращение это было случайным. В 20 — 30-х г.г. изменяется характер творчества Жуковского, в нём начинает преобладать эпическое, повествовательное начало, и обращение к сказкам – один из показателей этого. Они, по мнению многих исследователей, являлись «переходным мостиком» от лирики к эпосу [5, 240; 8, 168].

Лето 1831 г. в Царском селе можно считать самым значительным этапом в освоении Жуковским сказочного жанра, и, как считают многие исследователи, одной из причин этого являлось влияние Пушкина и непосредственный контакт с ним [3, 63]. За несколько месяцев Жуковский напишет три сказки: «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек» и «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери» — произведения, «разные по форме и содержанию, высокие по своим художественным достоинствам» [3, 64].

Но после царскосельского лета 1831 г. Жуковский не обращался к сказочному жанру целых 14 лет, и лишь в 1845 году поэт снова занялся сказками и за короткое время написал их три: «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах» и «Сказка о Иване – царевиче и Сером Волке».

Сюжеты сказок Жуковского не оригинальны, для их создания он использовал известные ему литературные и фольклорные произведения. Но к каким бы источникам ни обращался писатель, подход был один и тот же: «Пользуясь источником как претекстом, он создает на его основе свое индивидуальное произведение. Как при переводе с одного языка на другой, так и при трансформации народной сказки в литературное произведение Жуковский – не подражатель, а соавтор – творец» [7, 77-78]. Он гармонично включает в структуру каждой из сказок и фольклорное, и личное, и общечеловеческое.

Однако, несмотря на единый подход к созданию сказок, между сказками 30-х и 40-х годов есть значительная разница, и в первую очередь в адресате произведений: произведения, написанные летом 1831 г., предназначались взрослому читателю. Позднее ведущей идеей при переработке сказочных сюжетов у Жуковского становится их адресованность детям. А, по мнению поэта, детская сказка «должна быть чисто сказкою, без всякой другой цели, кроме приятного, непорочного занятия фантазии», необходимо, «чтобы в детской сказке… все было нравственно чисто; чтобы она своими сценами представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного, ненравственного впечатления после себя не оставляли» [4, 135].

То есть мы видим, что главным в сказке для Жуковского становятся ее занимательность и нравственное впечатление, которое в ней содержится, а следовательно, из сказки почти полностью уходит дидактическое начало.

И эти сказки имели успех у детей. Мы согласимся с мнением исследователя А.П. Бабушкиной, что сказки Жуковского «эстетически воспитывали ребенка и нравственно поднимали его. Они давали необъятный простор воображению, фантазии, драматические сюжеты его сказок вызывали тонкие и сложные переживания. Его сказки были особым видом литературы, которая воспитывала истинно человеческое достоинство и высокие душевные качества» [1, 157].

Подводя итог, можно сказать: несмотря на то, что непосредственно к самому жанру сказки Жуковский обращался всего два раза, как справедливо отмечают литературоведы, в частности, Н. Трубицын, «он никогда не расставался со сказкой ни в поэтическом, ни в обыденном своем обиходе» [6, 130], «она проникла в его поэзию, он удачно использовал те или иные сказочные компоненты в произведениях других жанров» [3, 67] Так, например, на границе двух жанров – баллады и сказки – находятся и самая известная из его баллад – «Светлана», и написанная до нее баллада «Двенадцать спящих дев». Можно сказать, что, обратившись непосредственно к жанру сказки, Жуковский лишь в более концентрированном виде применил те методы изображения событий, которые были присущи ему как поэту – романтику.

Список использованной литературы

  1. Бабушкина А.П. История детской литературы. – М., 1948. – 480 с.
  2. Виницкий И. Поэтическая семантика Жуковского, или Рассуждение о вкусе и смысле «Овсяного киселя» // [Русский журнал] // электронный ресурс, режим доступа: https://magazines.russ.ru/nlo/2003/61/vinnic.html
  3. Званцева Е.П. Жанр литературной сказки в творчестве В.А.Жуковского. // Традиции и новаторство в художественной литературе. – Горький, 1979. – C. 59 – 67.
  4. Плетнев П.А. О жизни и сочинениях В.А.Жуковского. // Сочинения и переписка П.А.Плетнева. Т. 3. – СПб., 1853. – С. 1 – 148.
  5. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. – М.,1975. – 255 с.
  6. Трубицын Н. О сказках В.А.Жуковского. // Русский филологический вестник. — 1913. — №1. – С. 130 – 132.
  7. Яновшек Н. Особенности «волшебного мира» в сказке В.А.Жуковского «Иван – царевич и Серый Волк». // Русская филология. – 1998. — №9. – С. 69 – 79.
  8. Янушкевич А.С. Путь Жуковского к эпосу. // В.А.Жуковский и русская культура. – Л., 1987. C. 166 – 179.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

К. Брюллов «Портрет В.А. Жуковского» Произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского прочно вошли в круг чтения для детей, прежде всего – его сказки. В 1831 г. состоялось «сказочное состязание» Жуковского с Пушкиным, свидетелем которого был Н. В. Гоголь. В августе-сентябре 1831 г. Жуковский написал «Сказку о царе Берендее», «Спящую царевну», «Войну мышей и лягушек».

«Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

Сюжет сказки Жуковскому подарил Пушкин. Сам Пушкин записал этот сюжет в Михайловском в 1824-1825 гг. Жуковский народный сюжет сократил, убрав множество традиционных для народной сказки элементов, и создал самостоятельное произведение.

Краткое содержание сказки

Царь Берендей три года был женат, но детей у него не было.

Однажды он, осмотрев своё государство в течение 8 месяцев, возвращался домой. Захотев пить, он увидел в поле колодезь. На поверхности плавал ковшик. Царь Берендей поспешно схватил ковшик, а ковшик от него уплыл. Стал царь пить просто так, и вдруг его схватили за бороду. Чей-то голос потребовал у царя то, чего он не знает. Царь согласился. А когда приехал в столицу, узнал, что у него родился сын. Но время шло, царевич Иван рос, и царь совсем уже забыл об уговоре. Но однажды, когда царевич ехал по лесу, из дупла вылез странный старик с зеленой бородой. Он потребовал у Берендея долг. Когда царевич рассказал об этом царю, Берендей побледнел, а затем всё рассказал сыну. Иван отправился в путь. В исходе четвертого дня подъезжает к озеру и видит 30 плавающих возле берега хохлатых сереньких уточек, а рядом 30 белых сорочек. Он подполз и взял одну из сорочек. Уточки вышли из воды, превратились в девиц, оделись и улетели. А одна осталась. И просит она Ивана вернуть её сорочку, за это она сослужит ему службу. Оказывается, это были дочери Кощея Бессметного.

Спустились они в подземное царство. Кощей сидит на престоле в светлой короне; Иван стал на колени и пополз (как научила его девица). Кощею стало весело, сказал он Ивану отслужить три службы (три задания). На следующий день Кощей озвучил первое задание: построить дворец за ночь, чтоб кровля была золотая, стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный сад, и в саду пруды с карасями. Марья-царевна, обернувшись пчёлкой, влетела к Ивану и приказала ложиться спать – к утру дворец будет построен. Второе задание: выбрать из 30 дочерей младшую, Марью-царевну. И здесь царевна ему помогла, сказала, что у нее на щеке будет мошка. Третье задание: пока будет гореть соломинка, сшить пару сапог с оторочкой. Решили Иван с Марьей бежать. Когда Кощей выслал погоню, Марья сделалась речкой, Иван – железным мостиком. Во время второй погони Марья-царевна вместе с Иваном-царевичем и конем дремучим сделались лесом. Наконец, сам Кощей поскакал в погоню. Марья обратилась в церковь, Иван – в монаха, а конь – в колокольню. Так и спаслись от погони Кощея.

Поехали они дальше. Царевич захотел заехать в прекрасный город. Царевна его предостерегала и предупредила, чтобы не целовал младенца, а сама осталась белым камнем. Но он поцеловал младенца и всё забыл.

Потом были другие приключения у героев, но конец сказки благополучный: Иван всё вспомнил, и приехали они с Марьей к царю Берендею, царь и царица приняли их с весельем и сыграли свадьбу.

«Спящая царевна»

В 1826 г. Жуковский перевел на русский язык сказку «Колючая роза» из сборника братьев Гримм. В 1831 г. на основе ее сюжета он создал оригинальную русскую сказку: ввёл в неё элементы поэтики русской народной сказки, используя традиционные сказочные формулы, ввёл также черты народного русского быта, русские поговорки:

Что ни в сказке рассказать, Ни пером описать.

Краткое содержание сказки

Жил добрый царь Матвей со своей царицей мирно и счастливо много лет. Но у них не было детей, о чём они очень печалились. Однажды летом царица сидела на лугу рядом с протекающим ручейком и горько плакала. Вдруг из ручья выполз рак и сказал царице, чтобы она не печалилась, скоро у нее родится дочь. Так и произошло: у царицы родилась прекрасная девочка. Царь устроил пир на весь мир. И пригласил он 11 волшебниц, а одну злую, старую и хромоногую не пригласил, т.к. у него было всего 11 драгоценных золотых блюд. Но старуха очень обиделась. И вот начался весёлый пир. Каждая чародейка говорила свое пожелание девочке: одна волшебница сказала, что царевна будет в золоте ходить; другая сказала, что царевна будет необычайно красивая. Девочке желали кроткого и тихого характера, красавца-жениха, легкую и беззаботную жизнь. Но одиннадцатая волшебница не успела сказать свои пожелания – на празднике появилась двенадцатая старая волшебница, которую не позвали на пир. Она замышляла недоброе:

На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!

Старуха скрылась, но одиннадцатая волшебница сказала:

Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он…

Волшебница сказала, что царевна через триста лет оживет, будет жить долго и счастливо со своими родными. Пир закончился. Царь беспокоился о страшном пророчестве и издал указ, чтобы в его царстве было запрещено сеять лен и прясть. Веретён не должно было быть в домах; всех прях выслали из государства. Шло время, девочка выросла и стала красавицей. Вот ей уже исполнилось 15 лет. Однажды царь с царицей отправились гулять, а девочка осталась дома. Она гуляла по дворцу и вдруг увидела винтовую лестницу наверх. Поднявшись по ступеням, она увидела старушку, которая пряла пряжу. Старуха протянула царевне веретено. Та взяла его, укололась и сразу же уснула, вместе с ней уснул весь дворец, слуги, царь с царицей, даже животные. Через некоторое время колючий терновник закрыл дворец, и никто не мог найти дорогу к нему. Прошло 100 лет. Все забыли о том, что случилось с царевной. Остались только легенды. Некоторые смельчаки хотели разбудить принцессу, но никто не смог вернуться из заколдованного леса. И вот прошло 300 лет.

Однажды весенним днем царский сын ездил верхом по окрестностям. Он отстал от свиты, увидел темный бор и попросил встретившегося старика рассказать, что это за лес. Старик сказал, что в этом лесу стоит царский дворец, в нем спит царевна. Девушку должен разбудить молодой человек. Царевич отправился в заколдованный лес. И сразу же терновник превратился в красивый кустарник, на котором цвели розы. Кусты расступались перед юношей. В лесу все было свежо и прекрасно. Теперь в нём не осталось ничего страшного. Юноша подъехал к дворцу. Ворота были отворены. Он зашел во двор, увидел спящих людей, на ступенях дворца спали царь с царицей. Юноша поднялся по винтовой лестнице, увидел прекрасную царевну, не удержался и поцеловал девушку.

Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен.

Юноша и царевна поженились и жили долго и счастливо.

«Война мышей и лягушек»

Эта сказка является вольным переложением древнегреческой поэмы «Батрахомномахия», которая приписывалась Гомеру, но написана, вероятнее всего, греческим поэтом конца VI-начала V в. до н. э. Жуковский был знаком с поэмой немецкого писателя XVI в. Г. Ролленхагена «Лягушкомышатник».

Используя старый литературный сюжет, Жуковский по совету Пушкина создает сатирическую сказку, в которой иронически воспроизводит литературные споры своего времени. Дети воспринимают это произведение как обычную сказку. А современникам Пушкина и Жуковского были совершенно понятны намёки на литературных деятелей того времени. Например, в образе кота Федота Мурлыки легко угадывали писателя Фаддея Булгарина.

«Мальчик-с-пальчик»

Эту маленькую стихотворную сказку Жуковский сочинил для своих детей. Она написана в 1851 г. У братьев Гримм мальчик-с-пальчик обманывает глупых богатых господ, помогая своим бедным приемным родителям. У Жуковского в сказке нет никаких социальных мотивов. Это просто светлая сказка, наполненная лёгким музыкальным стихом, миром трав и нежных цветов, легких мотыльков, ночных светлячков, золотых цикад, резвых эльфов…

«Кот в сапогах»

Сказка Жуковского – вольное стихотворное переложение прозаической сказки французского писателя Шарля Перро «Дядюшкин кот, или Кот в сапогах». Жуковский написал её в 1845 г. во Франкфурте.

«Тюльпанное дерево»

Сказка также написана в 1845 г. во Франкфурте. Это вольное стихотворное переложение немецкой народной сказки «О миндальном дереве» из сборника братьев Гримм. Сюжет сказки о злой мачехе и доброй падчерице – «вечный» сюжет в фольклоре многих народов.

«Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке»

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке» (1889)

Сказка создана в 1845 г. В основу положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке» из сборника сказок А. Н. Афанасьева. Но Жуковский вольно обращается с сюжетом и создаёт оригинальное литературное произведение, дополняя народную сказку персонажами и мотивами других народных сказок. Сам он говорил по этому поводу: «Мне хотелось в одну сказку спрятать многое характеристическое, рассеянное в разных русских народных сказках».

Краткое содержание сказки

Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. Однажды царь не досчитался яблок и приказал сыновьям поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти. Первым пошёл сторожить яблоню Клим, но уснул. Пётр тоже уснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, что яблоки рвала Жар-птица. Он схватил воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, оставив в руке у Ивана перо. Царь захотел добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её, а младшего сына не хотел отпускать, но тот уговорил отца. Доехал Иван до развилки с надписью: «Кто прямо поедет – будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт». Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице. На каменной стене, за оградой, висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку. Проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Тот возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона. Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, а тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма. Теперь за дело взялся Серый Волк. Он улучил момент, когда Елена осталась одна, и посадил её себе на спину. По дороге Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк, чтобы обмануть царя, превратился в Елену Прекрасную. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их. Приехали они в царство Долмата. Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал, догнал Ивана. На том месте, где они встретились, они и распрощались, но Волк предупредил Ивана, чтобы он не доверял своим братьям. Увидели братья Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную – взыграла в них зависть, и убили они Ивана. А Жар-птицу, коня и Елену забрали и поехали к отцу. Но Серый Волк брызнул на Ивана мёртвой воды – и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой – и ожил Иван. Много ещё приключений было у них: и встреча с Бабой-Ягой, и замок Кощея Бессмертного… Но умиляют в сказке эпизоды, в которых Серый Волк после свадьбы Ивана и Елены остался жить во дворце и помогал воспитывать их детей. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

  • < Назад
  • Вперёд >

Признаки народной сказки спящая царевна

Литературные и фольклорные черты в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сорокина Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы школы №332 Санкт-Петербурга

Цель урока— выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.

1. Организационный момент

2. Рассказ учителя о писателе.

3. Беседа по содержанию сказки.

Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.

А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает? Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).

Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)

4. Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)

Составим таблицу, в которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.

А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)

Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).

Что ещё отличает сказку Жуковского от народных? Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)

Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей

Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс


3

6 ответов:

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс



5



0

Сказка Жуковского «Спящая царевна» напоминает произведение Ш.Перро «Спящая красавица». По сюжету рак предсказывает бездетной царице скорое рождение ребенка и через некоторое время у нее появляется дочь. Царь устраивает грандиозный пир в честь рождения дочери и приглашает на него одиннадцать молодых чародеек. Двенадцатую старую чародейку он не пригласил и она прокляла царевну, сказав, что та умрет оцарапавшись веретеном. Но последняя чародейка изменила предсказание, пообещав вместо смерти трехсотлетний сон. В свое пятнадцатилетие молодая царевна оцарапалась веретеном и заснула глубоким сном, а вместе с ней и весь замок. Спустя некоторое время царский сын пробудил царевну поцелуем, она пробудилась и они сыграли свадьбу.

Троекратные повторы в сказке Жуковского «Спящая царевна»:

Не смотря на то, что в сказке Жуковского можно увидеть многие приемы, характерные для народных сказок, троекратных повторов в ней практически нет. Можно выделить только трехвековой сон, а так же 12 чародеек, так как число 12 кратно трем. Однако повторы по три раза есть в репликах персонажей, например:

nKc78KCySbCGKAu9SSozTXdcQkClZYYs.png

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс



1



0

Сказку «Спящая царевна» написал поэт Василий Жуковский,поэтому она написана в стихотворной форме. Сюжет сказки нам знаком — молодая царевна достигнув 16 лет уколола палец, как и предсказывала злая колдунья, и все вокруг заснули на 300 лет.

Какие же троекратные повторы мы можем отыскать в этом произведении?

С натяжкой можно считать таким повтором срок, на который заснула царевна — 300 лет, потому что к таким повторам мы относим Тридевять земель или Тридесятое царство. Тем боле, что в сказке есть и слова «Три века»

Далее, три пожелания, которые описывает автор от лица первых десяти колдуний:

RHNs6OwFyjo4uFBSsqTKKuZucePnxpFX.png

Но и двенадцатая или одиннадцатая колдунья, та которая подошла к царевне последней, также одарила ее троекратным предсказанием:

fUxiOh5swhJ35iUfzESqDkTuFwHuvqGQ.png

Царь Матвей пребывая в печали Ни ест, ни пьет, ни спит, то есть не делает три дела. А найдя выход начинает те же дела делать:

B2x8Cu1XbsF5coIiEDkHHkVqphHfObH.png

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс



1



0

Повторов в этой сказке действительно не так уж и много, но они все-таки есть, нужно просто внимательно прочитать сказку, что я, собственно говоря и сделала, возможно, даже и впервые. Так, три отрицательных качества двенадцатой чародейки, которую царь не позвал на пир, называет автор в сказке:

daI3PWRR17VKQRVxtHfYKf08OITBkkZ.png

Три хороших предсказания делают царевне десять молодых чародеек:

x4AJrsN2PyKacsOhfeyGjWG7TfdE.png

Двенадцатая чародейка также делает три предсказания:

SKqFLmX5beynYIfKpFVKR43Amd8ce.png

Три действия перестал делать царь после таких сюрпризов от злой чародейки на пиру:

DGR9wfnD3EwSj6Di3kW2UA7GMipvQukj.png

И три эти же действия царь начинает делать снова, издав закон:

T5bvsgOaGDpSnDTeXiJS1c2zKbNF58L.png

К повторам можно отнести словосочетание «три века»:

NrS7rDNX8QZra8wBAxPzHxlrU78FAEv.png

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс



0



0

Будешь в золоте ходить. Будешь чудо красоты. Будешь всем на радость ты

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс



0



0

Почти во всех сказках Пушкина и некоторых других писателей есть в тексте троекратные повторы. Они усиливают эффект сюжета. Конечно в сказке А. С Пушкина «Сказка о мертвой царевне» и Жуковского «Спящая красавица»есть отличия во многом. Прежде всего в том, что многие русские народные сказки написаны прозаически, а «Спящая красавица» написана в стихах.

Считаю, что троекратных повторений в тексте очень мало. Вот, например, можно отнести к троекратным повторам такие строчки в тексте:

Q3BdIgubYIZSwX5QnumJ6bAFReo9CI.png

Также вот такие есть строчки в тексте, которые можно отнести к повторам:

e1K9WrQCom9rPq6B2XABjYSI4OzUrRHF.png

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс



0



0

В сказке «Спящая царевна» мы узнаем о судьбе царевны, которая уколола палец, а затем заснула на 300 лет, чтобы ее потом спас принц. И хотя сказку написал Жуковский в ней сходство с народными сказками, сказка написана в стихотворной форме, читается очень легко, благодаря тому, что автор использует различные приемы.

Троекратные повторы в сказке встречаются не так часто.

Вот к примеру в этих строках:

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

Также троекратный повтор встречается и в строках, где колдунья одаривает царевну различными пожеланиями:

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

Читайте также

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:

  1. Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
  2. Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
  3. Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
  4. Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
  5. Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
  6. Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
  7. Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
  8. Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
  9. Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>

Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.

Троекратные повторы в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

помню был мультик по сказке ВОЛК И ЛИСА.

там волк ловил на хвост рыбу в проруби со словами —

чем больше посижу, тем больше наловлю.

чем больше наловлю — покушаю сытнее.

чем больше рыбы съем, тем крепче я посплю.

чем крепче я посплю — тем буду здоровее.

и всех победю! и всех победю….

лошадь увидела на дороге хитрую лису притворившуюся мертвой, и говорит —

рыба на ужин, лиса на воротник.

отличный мультик.

План урока:

Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Содержание сказки «Спящая царевна»

Характеристика героев сказки

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

molodoi zhukovskii
Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

spyashcaya carevna na prudu

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

vereteno spyashcaya carevna

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

spyashaya carevna spit

Словарь

Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

AVvXsEj0uljsnYhx vvbl6xoulmr0n gycJHpK7xOZcrdmxSdDHartpsBg1qMJgF8K49GCy8LU8qM8FFQI2fzcwy968thnYzoEfWlJcL5Pnc c8UutLXEuVMnQ8ipbMa9JEbcOFspwn3 vw Xg5af1JV8Xp5lJppoRV1vQLSY3J88AuOCxEBNc Bn84rOy fdg=w400 h351

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

I. Оргмомент. Сообщение темы. Целевая установка на урок. II. Проверка д/з (фронтальный опрос). Учитель – Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)
III. Объяснение нового материала. Учитель Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет? Учащиеся Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки. Учитель Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь) Учащиеся Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5) Учитель К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6) Учащиеся Волшебной Учитель Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты) Учащиеся · Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей) Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)
Учитель – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7) Учитель говорит о главных и второстепенных героях. Учитель – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)

(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка? Учащиеся Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало. Учитель – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
Выразительное чтение сказки Учитель Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды) IV. Подведение итогов. Учитель Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке? Учащиеся (Звучат ответы) Учитель Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок. VI. Задание на дом. прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

  • Троекратные повторы в сказке царевна лягушка 5 класс
  • Троекратный повтор в сказке иван царевич и серый волк перечислить какие
  • Троекратные повторы в сказке иван царевич и серый волк 3 класс литература 1 часть
  • Троекратные повторы в сказке морозко
  • Троекратные повторы в сказке белая уточка 3 класс ответы