Троекратные повторы в сказке по щучьему велению

Конспект занятия с использованием икт по ознакомлению с художественной литературой по сказке по щучьему велению для детей старшего возраста. подготовила:

Конспект
занятия с использованием ИКТ по ознакомлению с художественной литературой по
сказке «По щучьему велению» для детей старшего возраста.

Подготовила:
Любченко Е.А.

Цель:
формирование интереса к художественной литературе, к развивающим играм посредством
погружения в развивающую творческую среду.

Задачи:

Познавательные:

-закрепить
умение увидеть образ в чертеже и конструкции деталей;

-совершенствовать
пространственные отношения, закрепить понятия детей о симметрии;

-развитие
зрительной памяти

Развивающие:

-развивать
конструкторские и творческие способности ребёнка посредством развивающих игр;

-формировать
способность к самостоятельности

Воспитательные:

-воспитывать
любовь к русским сказкам, уметь находить смысл сказки;

-коррекция
снижения остроты негативных переживаний посредством эмоционального реагирования
на поступки героев.

Методы
и приёмы:

Демонстрация
сказки с использованием ИКТ, рассказ, объяснение, беседа

сказкотерапия,
музыкальное сопровождение

Предварительная
работа:

чтение русской народной сказки «По щучьему велению», рассматривание
иллюстраций, пересказ сказки, обыгрывание ролей, театрализованные этюдов,
биоэнергопластика.

Материалы
и оборудование:

игры
В. В.Воскобовича: «Чудо-Соты 1», «Прозрачный квадрат», «Змейка», «Чудо-Крестики
2», «Волшебные льдинки», «Уникуб» раздаточные карточки с контурной схемой «Емеля»,
«Щука», «Сани», «Печь», экран для презентации, презентация к сказке «По щучьему
велению», ноутбук, музыкальные колонки.

Музыкальное
сопровождение:

П.
И. Чайковский — «Итальянское каприччио», «Баркарола», вальс «Спящая красавица»,
Е. Железнова «А на горку сани потащили сами», «Русская плясовая»

Ход
занятия:

Организационный
момент:

Воспитатель:
Ребята, у меня для вас загадка. А чтобы сказка появилась, надо загадку
отгадать:

У
неё во рту пила.

Под
водой она жила.

Всех
пугала, всех глотала,

А
теперь в котёл попала. (щука)

Догадались
вы друзья, кто же это? Молодцы, правильно, а из какой сказки щука? Ребята, а
давайте вспомним какие герои живут в этой сказке? (ответы детей).

Основная
часть:

Слайд
2 Воспитатель: Сегодня мы свами совершим путешествие по русской народной сказке
«По щучьему велению». Ребята, а почему эта сказка называется русская народная?
(ответы детей).

Слайд
3 Воспитатель рассказывает сказку и дети вместе с воспитателем показывают
эмоции и чувства героев сказки.

Жил-был
Емеля

Не
на той неделе,

Был
Емеля красив да умён,

Два
угодья в нём.

Был
Емеля ленив, лежал на печи

Любил
кушать калачи.

Говорят
ему братья:


Емеля, сходи по воду


Не хочу, лень.

Воспитатель:
Ребята, покажите как Емеля ленится…. (дети показывают). Но братья заставили, и
пришлось Емеле одеваться и идти по воду.

Слайд
4 Воспитатель: Поможем Емеле одеться? Давайте возьмём игру «Чудо-Соты 1» и
поможем нашему герою одеться (звучит музыка во время работы детей – П. И.
Чайковский «Итальянское каприччио»)

Слайд
5 Воспитатель: Вот он к проруби подходит, ведро достаёт, ох тяжело…Покажите,
какое тяжёлое ведро…Вот он другое ведро поставил и – ой, испугался…Покажите,
как испугался Емеля. Когда мы пугаемся, у нас широко открываются глаза и рот,
брови поднимаются. Мы даже выставляем вперёд руки, чтобы спрятаться. А кого он
испугался? (ответы детей — щуку). Говорит ему щука человеческим голосом…отпусти
меня Емеля. Какие волшебные слова подарила щука Емеле? (ответы детей – «По
щучьему велению, по моему хотению). Ребята, скажите, а вы бы хотели поймать
такую щуку? А что бы вы у неё попросили? (ответы детей). И отпустил Емеля щуку
в прорубь.

Слайд
6 Воспитатель: У щуки есть плавники и хвост. У вас на столах лежат карточки с
изображением щуки. Вам необходимо закрыть волшебными льдинками рисунок (звучит
музыка во время работы детей – П. И. Чайковский «Баркарола»).

Слайд
7 Воспитатель: Отпустил Емеля щуку, вильнула она хвостом да и скрылась в
проруби. А Емеля не успел домой прийти, как братья его посылают за дровами в
лес. Неохота Емеле, да делать нечего. Вот он произнёс: — По щучьему велению, по
моему хотению. И понесли его сани сами.

Слайд
8 Воспитатель: Ребята, присмотритесь, у саней есть спинка и длинное сиденье.
Попробуйте сложить сами, как на рисунке.

Словно
тройка удалая

Мчатся
сани, скрип да скрип…

По
полям, по бездорожью

Прямо
к лесу напрямик.

Не
прошло и четверть часа,

Как
Емелька въехал в лес,

Не
спеша, так чинно, важно

Из
саней широких слез.

Ребята,
а вы любите кататься на санках? (ответы детей).

Физминутка
«Сани»

(проводится как попарный игровой массаж на спине – Е. Железнова «А на горку
сани потащили сами»)

Слайд
9 Воспитатель: И началась у Емели не жизнь, а удовольствие.

Между
тем честной народ,

Что
близ городу живёт,

Услыхали
про Емелю,раструбили:

«В
самом деле…Мы видали сами…

Едут
сани…сами…»

Слайд
10 Воспитатель: И приказал царь доставить Емелю во дворец.

Неужели
в самом деле

Царь
Емелю в гости ждёт!

По
щучьему велению,

По
моему хотению,

Ну-ка,
печь моя, вперёд!

Слайд
11 Воспитатель: Ребята, ну-ка обновите Емеле печь в дорогу (звучит музыка во
время работы детей – «Русская плясовая»).

Вот
приехал Емеля к царскому дворцу,

А
там царевна в высоком тереме сидит,

На
него она глядит.

Царевна,
глядя на Емелю,

Вся,
как маков цвет, зардела (покраснела).

Слайд
12 Воспитатель: Не захотел царь отдавать свою дочку-царевну за какого-то
мужика. Решили Емеля с царевной убежать от царя. Сели они на печку да и уехали
куда глаза глядят. Приехали в глухой лес, сказал Емеля волшебные слова. Какие
слова? (ответы детей). По щучьему велению, по моему хотению появись дворец.

Слайд
13 Воспитатель: Ребята, давайте возьмём игру «Чудо-Крестики 2» и выложим дворец
(звучит музыка во время работы детей – П. И. Чайковский, вальс – «Спящая
красавица»).

Слайд
14 Воспитатель: И вырос дворец, каких свет не видывал, с башенками и теремками.
А там и царь к ним в гости приехал. Сменил он гнев на милость, обрадовался, что
у них всё так хорошо.

Царь
от радости такой

Веселился
сам не свой.

Стал
Емельку привечать,

Приказал
их повенчать.

Закатил
он знатный пир

Да
на весь окрестный мир,

А
у царских ворот

Веселится
народ,

Водит
дружный хоровод,

Песни
звонкие поёт,

Честь
Емеле отдаёт.

Слайд
15 Воспитатель: А Емеля со своей царевной зажили дружно и счастливо. И больше
Емеля волшебных слов не произносил, а всё делал сам. Как вы думаете,почему
Емеля больше не говорил: «По щучьему велению»? (ответы детей).

Воспитательный
текст:

Эта
сказка не о ленивом Емеле, эта сказка о догадливом Емеле. Если можно сделать
так, чтобы вёдра сами шли, пила пилила, а печь ехала, то тогда жить станет
проще. Емеля делал всё проще и щукиными словами, потому что его заставляли. Но
когда он захотел построить терем сам для своей любимой царевны, вот тогда он не
стал произносить слова, а делал сам и с удовольствием. Ребята, я желаю вам
делать свои дела с удовольствием, а если тяжело, то проявлять смекалку. Вот и
сказочке конец, а кто слушал…

Ритуал
прощания «Я – молодец».

Сказка. По щучьему веленью, по моему хотенью. Про Емелю. Текст читать. С картинками.

Краткое
содержание сказки «По щучьему велению»

Жил
ленивый Емеля, который пошел за водой на прорубь и поймал щуку, которая обещала
все его желания выполнять

Нарубил
Емеля дров, поехал в санях в лес, подавил народ в городе, но дубинкой отбился

Узнал
про Емелю царь к себе потребовал, но Емеля офицера побил, а за вельможей на
печи приехал.

Удивлялся
царь Емеле, а тот увидел в окне царевну и приказал, чтобы она в него влюбилась.

Царевна
влюбилась, царь осерчал, поймали Емелю, вместе с царевной в бочку посадили и в
море выпустили.

Вышел
Емеля с Марьей на берег, дворец построили, Емеля красавцем стал, так что царь
упрашивал его на Марье-царевне жениться.

Идея:
У
лодыря, что ни день, то лень.

Хитростью
поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка.

Не
ленись, а трудись.

Одна
удача идет, другую ведет.

Все
глупому удается.

Характеристика
главных героев:

Емеля

простой парень, ленивый, но добрый. Пощадил щуку и выпустил ее в реку. Хитрый и
ловкий, проучил царя.

image002

Царь
требовательный и капризный. Хотел сжить со свету родную дочь и Емелю. Вовремя
признал свою неправоту.

По щучьему велению - читать сказку | Русские народные сказки

Марья
– царевна

– красивая и верная девушка. Вместе с Емелей осталась жить и строить новое
царство.

Емеля картинки и царевна » laclauzade.eu

Щука
волшебное существо.

Анализ
сказки

Прочитав
эту сказку можно подумать , что дуракам всегда везет совершенно незаслуженно.
Герой сказки получил все, не сделав для этого ничего. Он просто отпустил рыбу.
Это интересная и смешная сказка. В ней говорится о том, что надо уметь
воспользоваться случаем. Мне понравился Емеля, который хоть и был дурак, но
свою выгоду видел сразу. Я всем советую прочитать эту сказку и не ждать удачи,
а самим что – то делать.

Чему
учит сказка «По щучьему велению»

Можно
сказать, что сказка эта учит ничего не делать и ждать, когда все само
получится. Но не совсем так. Эта сказка учит практической сметке, которую
проявила царевна, да и сам Емеля когда возвращался через город, предполагал,
что его  будут бить и позаботился о дубинке.

Цель
урока:

ознакомить детей с новым видом сказок на
примере русской народной сказки «Гуси-лебеди»; создать условия для обучения
учащихся делению текста на части; озаглавливание частей; способствовать
развитию творческого воображения, любви к устному народному творчеству, русским
народным сказкам.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок,
мудрых изречений русского народа.

2.Развивать умение соотносить  нравственный смысл пословиц и
поговорок  с изучаемыми произведениями и реалиями жизни.

3.Развивать умение слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный
вопрос.

Развивающие:

1.Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную
задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя.

2.Развивать умение оценивать совместно с учителем или
одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

3.Развивать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме.

4.Развивать умение делать выводы в
результате совместной работы класса и учителя.

5.Развивать умение слушать собеседника и понимать речь
других.

2.Развивать умение принимать участие в диалоге.

Воспитательные:

1.Формирование организации собственной деятельности.

2.Воспитывать доброжелательность, умение слушать и
слышать собеседника.

Ход
урока

 I. Организационный момент.

Проверка
готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

II.
Актуализация знаний

Определение
жанра произведения.


Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить.


Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня
работать, послушайте песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).

На
доске записывается слово – «сказка».


А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…?
(народная)

-Все
народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы
познакомимся с сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет (русская).
( На доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная
сказка.)

III.
Формулирование учебной задачи урока
.

1.
Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучение темы.


Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете о чем
пойдет речь в этом разделе? Что люди могут назвать «самым великим чудом на
свете»? обратите внимание, какой предмет изображен справа от названия раздела;


Вспомните, что для вас формулируют авторы на предваряющей тему страничке?;


Прочитайте их;


Как вы понимаете первую цель, то есть то, о чем вы узнаете в этом разделе?;


Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?;


Объясните каждую запись третьего блока;


Переверните страницу, рассмотрев материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и
скажите, что будет важным на уроке?;


Правильно. Сегодня на уроке вы будете говорить о книге и узнаете, почему книгу
называют «самым великим чудом на свете»?;


Попробуйте составить план изучения темы.

(учитель
фиксирует пункты плана на доске).

Физминутка

Мы
листики осенние,

На
веточках сидим.

Дунул
ветер – полетели.

И
летим, летим, летим.

Мы
на землю тихо сели.

Ветер
снова набежал

Нас,
красивые листочки

Он
с земли легко поднял.

Закружились,
полетели

И
на землю снова сели.

IV.
Работа над новым материалом.

А)
Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.


Кто из героев сказки вам понравился и почему?  

(Ответы детей разные.)

Б)
Целевая установка.

Давайте
перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.

В)
Перечитывание сказки по абзацам и анализ.


Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?

(Ответы
детей)

Обобщение
учителя:

Только-
только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг
другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.


Что значит покумились?

(Породнились
на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)


Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?

-Как
Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как
же Лиса звала Журавля?

(По-доброму, как принято у
русских людей.)


Прочитайте 4 абзац.


Что приготовила Лиса? Почему?

(Сказка
давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)


А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?


А что сделала Лиса?


Зачем она размазала кашу по тарелке?

( Чтобы гость не обжёгся.)


Как она угощала гостя?

(Подала
тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай,
голубчик-куманёк, сама стряпала»)


Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?

(Лиса
задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси
правилам.)


Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?

(Тогда, когда начали есть.)

— Прочитайте следующие два предложения.


Как ел Журавль? (Клевал)


А как едят другие птицы?


Знала ли об этом Лиса?

(Знала. Все птицы едят
одинаково – клюют.)


Как ела Лиса?


В чём была её оплошность?

(Лиса
увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» — и не заметила, что
Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)


Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?

(
Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)


Как поступает Журавль?

(Он
не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил
и пригласил к себе с ответным визитом.)

Физминутка

Солнечные
зайчики играют на стене.

Поманю
их пальчиком,

Пусть
бегут ко мне.

Ну,
лови, лови скорей!

Вот,
вот, вот — левей, правей!

Убежал
на потолок

И
забился в уголок.

V.
Выполнение заданий учебника.

1. Вспомни произведения устного народного творчества. Какие из
них тебе знакомы?
• потешки
• частушки
• песни
• пестушки
• сказки
• былины
• прибаутки
• считалки
• загадки
• скороговорки
• небылицы
• пословицы
• поговорки

Мне знакомы следующие произведения устного народного творчества:
частушки, песни, сказки, считалки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки.

2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй
придумать их для своего маленького брата или сестры.

Пестушки − это песенки и стишки, которыми сопровождают первые
сознательные движения ребенка.
Потешки− это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками.
ножками.
Пестушка и потешка– это жанры устного народного творчества.
Пестушка:
Потягунюшки, порастунюшки,
В ножки ходюнюшки,
В роток говорок,
А в головку разумок.
Потешка:
Водичка−водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного
творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди−ка ты!

Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает,
А маленькие козлёночки
Муку выгребают…

Сшила Саша Саньке шапку.

− Ты пирог съел?
− Нет, не я!
− А ещё хочешь?
− Хочу!

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.
Задание рисунок 1
Задание рисунок 2

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори. − Пословица.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.− Пословица.

Считалка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди−ка ты!

Прибаутка.
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает,
А маленькие козлёночки
Муку выгребают…

Скороговорка.
Сшила Саша Саньке шапку.

Прибаутка.
− Ты пирог съел?
− Нет, не я!
− А ещё хочешь?
− Хочу!

Колыбельная песенка.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.

4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с
потешкой? Прочитайте с другом потешку в лицах.

− Тит, иди молотить!
− Живот болит.
− Тит, иди кашу есть!
− Бегу, бегу. Где моя большая ложка?

Пословица «Труд кормит, а лень портит» отражает смысл
данной потешки. Труд– это не только благородное, но и полезное занятие. В то же
время лень – это настоящий порок.

5. Пословицы «рассыпались». Собери их.
Делу − время,
Вместе тесно,
Любишь кататься −
Семь раз отмерь −
          ↓↑
люби и саночки возить.
один раз отрежь.
а потехе − час.
а врозь скучно.

Делу − время, а потехе − час.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Любишь кататься − люби и саночки возить.
Семь раз отмерь − один раз отрежь.

6. Прочитай рассказы Льва Николаевича Толстого, которые он
сочинил для своих учеников − крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого
рассказа и как он отражён в поговорке (заглавии).
Собака на сене
Собака лежала под сараем на сене.Корове хотелось сенца, она подошла под сарай,
засунула голову и только ухватила клок сена − собака зарычала и бросилась на
неё. Корова отошла и сказала:
− Хоть бы сама ела, а то сама не ест и мне не даёт.
Знает кошка, чьё мясо съела
Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла,
девочка потупилась и не глядит на мать.
И сказала:
− Матушка, что−то кошка лазила в погребицу, я её выгнала, не поела б она
молоко.
Мать сказала:
− Знает кошка, чьё мясо съела.

Собака на сене − значение довольно простое: так говорят о
субъекте, обладающем некоторой собственностью, но не пользующемся ею самостоятельно
и не позволяющем пользоваться другим.
Смысл пословицы «Знает кошка, чье мясо съела» указывает на человека,
по внешнему виду которого понятно, что он провинился, но не желает признавать
свою вину, опасаясь, что будет наказан.

7. Дай определение, что такое загадка.

Загадка – это короткое, иносказательное описание предмета,
события, явления или действия. Один предмет описывается через другой, через
сходные свойства, признаки, принципы действия.

8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше
всего понравилась и почему?
Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до
школы?

«Снегурочка»
«Волк и семеро козлят»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Маша и медведь»
«Теремок»
«Лисичка−сестричка и серый волк»

Ты, наверное, знаешь много других сказок. О чём твоя самая
любимая сказка? Расскажи её.

Читать сказки я люблю. До школы мною были прочитаны сказки:
«Волк и семеро козлят», «Маша и медведь»,
«Теремок».
Мне очень понравилась сказка Маша и медведь − сказка о девочке, которая
заблудилась в лесу и попала в избушку к медведю. Медведь не отпустил Машеньку к
себе домой, однако, девочка придумала способ вернуться к бабушке и дедушке.
Я читала много других сказок:
Колобок
Репка
Три медведя
Три поросенка
Курочка Ряба
По щучьему велению
Моя любимая сказка сказка «Репка», которая рассказывает о том, как
дед не смог сам справиться с репкой – сидит она в земле крепко, не шелохнется.
Репка сочная, бока у нее желтые – можно ли такую вкуснотищу на огороде
оставлять? Первая на помощь прибежала бабка, за ней внучка, внучка позвала
собаку, собака дворовую кошку. Никто помогать не отказался – дружная у деда
семья. Тянут они репку, а она никак из землицы не выдергивается. Тогда кошка
пригласила маленькую мышку. Ухватились все друг за друга покрепче и вытянули
репку.

9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

Моему другу нравится сказка «Три поросенка».

10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о
животных?
Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли
кому−нибудь хоть раз перехитрить её?
Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы.

Чаще всего в сказках встречались: волк, медведь, лиса, заяц,
кот, собака, мышка, лошадь, поросенок, коза и козлята, кролик.
В большинстве случаев Лиса является отрицательным героем, которая всегда
хитрая, коварная, лживая, лукавая, эгоистичная. Во многих сказках лиса очень
хитрая, но в сказке «Заюшкина избушка» ее смог все же перехитрить
петух.
Герои сказок, которые польстились на уговоры лисы:
Колобок из сказки «Колобок»,
Заяц из сказки «Заюшкина избушка»,
Волк из сказки «Лиса и волк»

11. Как ты думаешь, сложится ли дружба, если каждый из друзей
живёт по пословице: «Как аукнется, так и откликнется»?

Дружба сложится только тогда, когда Вы или Вам делают хороший
поступок. Это примерно тоже самое, что и закон бумеранга − делай людям то, что
желаешь себе. Рано или поздно любой поступок возвращается бумерангом назад.

12. Попробуй описать героев из сказок: «Петушок и бобовое
зёрнышко», «Лиса и журавль».
Курочка какая? (Находчивая, равнодушная, добрая, капризная, терпеливая,
заботливая.)
Лиса какая? (Хитрая, гостеприимная, жадная, упрямая, ласковая…)
Журавль какой? (…)

Курочка − верная, надежная, суетливая, находчивая, заботливая,
добрая.
Лиса − хитрая, обманщица, жадная.
Журавль − добрый и умный.

13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку,
например, о собаке или кошке. Запиши в «Рабочую тетрадь» план своей сказки.

У меня дома живет кошка. Она очень умная и красивая.
Сказка про кошку.
Девочка сидела за столом и рисовала картинки. Вдруг пришла полосатая Кошка и
стала смотреть, что делает Девочка.
Девочка нарисовала домик, и как из трубы домика идёт дым. Девочка нарисовала
забор вокруг домика.
Кошка вдруг облизнулась, замурлыкала и тихо−тихо спросила:
− А мышки в домике будут?
− Нет, мышей не будет − ответила Девочка.
− Не нравится мне твой домик, − сказала Кошка. − Не хочу я там жить!
И ушла, будто её обидели.
Вот какая капризная Кошка!

14. Как ты думаешь, можно ли назвать сказку «Гуси−лебеди»
волшебной? Докажи.

«Гуси−лебеди» русская народная сказка – волшебная.
В сказке рассказывается о том, как Гуси− лебеди служившие Бабе−Яге украли
братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать
и спасла.

15. Что будет происходить в волшебных сказках?

В волшебных сказках действие часто разворачивается в неком
вымышленном месте, героями бывают животные, наделённые чертами человека, и
сказочные персонажи вроде Бабы−Яги. В волшебных сказках добро борется со злом и
всегда побеждает.

16. Хочешь ли ты научиться сочинять волшебные сказки? Обрати
внимание на начало и конец любой сказки, её героев, события и приключения,
которые с ними происходили.

Очень интересно сочинять волшебные сказки и хотелось бы
научиться.

17. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему.
Всё ли в ней правильно?
Задание рисунок 1

Присказка: подготавливает слушателя, настраивает его на особый
лад.
Зачин: описывает главных героев, место и время действия.
Далее следует основная часть − в этой части сказки как правило герой проявляет
все свои самые лучшие качества, он сражается со своими врагами и побеждает.
А заканчивается все концовкой − почти все сказки заканчивается счастливо.
Главный герой побеждает своих врагов.

18. Определи зачин и концовку.
• И стали они жить−поживать и добра наживать.
• В некотором царстве, в некотором государстве.
• Жили−были старик со старухой
• Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
• Вот и сказке конец, а кто слушал − молодец.
В какой сказке есть троекратные повторы?

Зачин:
• В некотором царстве, в некотором государстве.
• Жили−были старик со старухой.
Концовка:
• И стали они жить−поживать и добра наживать.
• Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
• Вот и сказке конец, а кто слушал − молодец.
Троекратные повторы − это действие, некое событие, некие слова, которые
повторяются три раза, или в которых речь идет о чем−то кратном трем.
В сказке Царевна−лягушка − жил−был царь и у него было три сына.
В сказке Конёк−Горбунок − проглотил среди морей три десятка кораблей.

19. Какие прочитанные сказки ты бы поместил бы ты в следующих
книгах?
Задание рисунок 1

В книгу «Сказки о животных» можно поместить сказки −
Колобок, Теремок, Лиса и Журавль, Лиса и тетерев, Гадкий утёнок, Гуси−Лебеди.
В книгу «Волшебные сказки» можно поместить сказки − Морозко, По
щучьему велению, Сивка−Бурка.
В книгу «Сказки» можно пометить − Каша из топора, У страха глаза
велики, Снегурочка.

20. Прочитай разговор (диалог) героев. Угадай, из какой сказки
взяты эти строки.
− Здравствуй, сестрица!
− Здравствуй, братец!
− Дай мне рыбки!
− Налови сам, да и кушай.
− Я не умею.
− Эка, ведь я наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь,
сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на
хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь…

Это сказка «Лиса и волк».

21. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает»
надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:
• какой месяц год кончает;
• в чём особенности декабря?

Выделить голосом −
декабрь (месяц, который кончает год).
зиму начинает(особенность декабря).

22. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе
«Устное народное творчество»? Какие из них тебе понравились больше
всего? Составь о них рассказ. Дополнительную информацию найди в энциклопедии
или Интернете.

Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей
возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Мы
знаем:
Русские народные сказки.
Потешки.
Скороговорки.
Загадки.
Былины.
Песни.
Больше всего мне понравились народные сказки – это произведения устного
народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их
поступках и отношении друг к другу. Также мы знаем и сказки о животных, которые
сочинил наш народ.
Сказки были не только на Руси, но и во всем мире писали для того, чтобы в
доступной для детей форме рассказать об опасностях взрослого мира (сказка
«Про Красную шапочку»), научить их дружить и выражать свою любовь,
хранить верность своим убеждениям и совершать добрые смелые поступки. Каждый
народ выбирал те истории, с которыми сталкиваются их дети, но в сказках,
конечно, есть и общечеловеческие ценности, потому что в главном все мы − едины.

VI.
Рефлексия


Какое настроение было у вас в процессе урока?


Какое ценное знание об отношении к учебной книге вы должны зафиксировать на
сегодняшний день? ( Бережное и аккуратное отношение к учебной книге)

VII.
Подведение итогов урока


Что нового узнали на уроке?


Чему научились?


Какие знания и умения , приобретённые в первом классе, вы сегодня закрепили?

VI I I.
Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания.


Вспомните, как вы оценивали себя и других в первом классе. С помощью каких
условных знаков? Что обозначал каждый цвет фишки?


Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорчика» — цветных фишек.


Сегодня мы познакомимся с новой формой оценивания – «Лесенкой достижений». У
неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало
потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька
означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая
высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и
почётное место, честь вам и хвала!


Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки достижений», поставив на одну
из лесенок треугольник.

IX.
Домашнее задание
 .


Расскажите родителям о том, какие ценные знания вы получили на уроке.


Выполните третье задание на с. 5.


Подберите обложку и закладку к учебнику.


Принести книгу, прочитанную летом.

Спасибо
за работу.

Тест по литературе Левша 6 класс

Тест по литературе Левша (Н.С. Лесков) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.

Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:
«Вот, славу богу, всё благополучно: государь ничему не удивля­ется».
Но только пришли в самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на ко­тором ничего нет.
Государь вдруг и удивился, что ему подают пустой поднос.
— Что это такое значит? — спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:
— Это вашему величеству наше покорное поднесение.
— Что же это?
— А вот, — говорят, — изволите видеть сориночку?
Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.
Работники говорят:
— Извольте пальчик послюнить и её на ладошку взять.
— На что же мне эта соринка?
— Это, — отвечают, — не соринка, а нимфозория.
— Живая она?
— Никак нет, — отвечают, — не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнёт дансе танцевать.
Государь залюбопытствовал и спрашивает:
— А где же ключик?
А англичане говорят:
— Здесь и ключ перед вашими очами.
— Отчего же, — государь говорит, — я его не вижу?
— Потому, — отвечают, — что это надо в мелкоскоп.
Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действи­тельно на подносе ключик лежит.
— Извольте, — говорят, — взять её на ладошечку — у неё в пу­зичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пой­дёт дансе…
Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном ле­ту прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кадриль станцевала.
Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, — хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.
Англичане попросили, чтобы им серебром отпустили, потому что в бумажках они толку не знают; а потом сейчас и другую свою хит­рость показали: блоху в дар подали, а футляра на неё не принесли: без футляра же ни её, ни ключика держать нельзя, потому что зате­ряются и в сору их так и выбросят. А футляр на неё у них сделан из цельного бриллиантового ореха — и ей местечко в середине выдавле­но. Этого они не подали, потому что футляр, говорят, будто казён­ный, а у них насчёт казённого строго, хоть и для государя — нельзя жертвовать.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр произведения.

2. Выпишите из текста число, которое часто встречается в произве­дениях устного народного творчества.

3. Назовите изобразительное средство:

…рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос…­

4. Как называется приём?

Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял…

5. Что означает слово дансе?

Задание с развернутым ответом

6. Каким изображён государь в данном фрагменте?

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется скрытая насмешка (…Платов думает себе: «Вот, славу богу, всё благополучно: государь ничему не удивляется»)?

2. Данный фрагмент построен как обмен репликами героев. Как на­зывается такая форма речевого взаимодействия?

3. Назовите изобразительное средство:

…лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

4. Как называется приём?

…блоху в дар подали, а футляра на неё не принесли: без фут­ляра же ни её, ни ключика держать нельзя… А футляр на неё у них сделан из цельного бриллиантового ореха… Этого они не подали, по­тому что футляр, говорят, будто казённый, а у них насчёт казённого строго…

5. Что означает слово верояции?

Задание с развернутым ответом

6. Каким изображён государь в данном фрагменте?

Ответы на тест по литературе Левша (Н.С. Лесков)
1 вариант
1. сказ
2. семь
3. эпитет
4. повтор
5. танец
2 вариант
1. ирония
2. диалог
3. эпитет
4. повтор
5. вариации

Источник

6 класс. Итоговый тест «Левша» с ответами.

Этот тест поможет провести контроль быстро и качественно

Просмотр содержимого документа
«6 класс. Итоговый тест «Левша» с ответами.»

Русская литература. 6 класс

Итоговое тестирование по сказу Н.С.Лескова «Левша»

1. Как звали донского казака, с которым император Александр Павлович ездил по Европе?

2. Что такое кунсткамера, куда пригласили англичане императора?

4)музей, собрание редких вещей

3. На каком предмете была сделана надпись «Иван Москвин во граде Туле»?

4. Какого сахара у англичан не оказалось?

5. Из чего выковали англичане блоху?

6. Что умеет делать блоха?

1)танцевать и прыгать

3)шагать и усами водить

7. Из чего был сделан футляр?

1)из натуральной кожи

2)из цельного бриллиантового ореха

3)из золотой пластинки

4)из деревянной коробочки

8. Сколько заплатил император за блоху?

1)нисколько, блоху ему подарили

2)миллион серебряными пятачками

3)миллион мелкими ассигнациями

9. От военных дел у государя сделалась меланхолия и он решил:

1)отдохнуть в своем номере

2)поехать в другую страну

3)исповедаться у попа Федота

4)получше рассмотреть блоху

10. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?

1)чтоб тульские мастера придумали что-нибудь еще более удивительное

2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху

3) чтоб тульские мастера исследовали блоху

4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху

11. Куда отправились мастера?

1)в Киев за советом

2)в Москву за прошением

3)в Мценск отслужить молебен

4)в Орел за инструментами

12. Как долго работали мастера?

13. Что придумали мастера?

1)сшили блохе платье

3)сделали блохе домик

4)сделали еще одну блоху

14. Почему мастер левша на подкове свое имя не выставил?

1)он гвоздики выковывал

2)ему подковы не хватило

3)он не очень умелый мастер

4)потому что он левша

15. Куда повезли левшу?

16. Чему более всего удивился левша в Англии?

2)как делают новые ружья

3)как, в каком виде состоят старые ружья

4)угощению и гостеприимству

17. Чего не было среди подарков, данных левше на прощанье?

18. По какому морю они плыли, возвращаясь в Россию?

19. Что успел сказать левша перед смертью?

1)готовиться к войне

2)найти английскую блоху

3)похоронить его на родине

4)ружье кирпичом не чистить

20. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?

Источник

Тест по сказу Н. Лескова «Левша» в 6 классе

специалист в области арт-терапии

Тест по произведению Н. Лескова «Левша».

1. Укажите жанр произведения.

а) сказка б) рассказ в) новелла г) сказ

2.Что хотел посетить в Англии Александр Павлович?

а) музей б) картинную галерею в) кунсткамеру

3.Что испытывал Александр Павлович при виде заграничных чудес?

а) чувство зависти б) удивление в) обиду за русских мастеров, не умеющих делать подобные вещи

4. Что было написано на собачке английского пистолета?

а) «Иван Москвин во граде Туле» б) «золотых дел мастер»

в) «Тульский мастер Левша» г) «Сделано в Москве»

5. Чем удивили англичане русского государя Александра Павловича?

г) достижениями в образовании

6.Что умела стальная блоха?

а) прыгать б) шевелить усиками в) танцевать

7. Какой футляр был сделан для блохи?

а) золотая шкатулка б) футляр из рыбьей кости в) перламутровая коробочка

г) бриллиантовый орех

Какую сумму заплатил русский царь за стальную блоху?

а) 1 тысячу рублей б) миллион рублей в) 10 тысяч рублей

9. Что взял Платов у англичан?

а) «мелкоскоп» б) карету «двухсестную» в) «буреметр» морской г) Мортимерово ружьё

10. Что поручил Платову новый император Николай Павлович?

а) найти жениха для царевны б) передать блоху русским мастерам, чтобы те с ней что-нибудь сделали

в) съездить в Англию за новой блохой г) сделать новый футляр для блохи

11.Кому поручил Николай Павлович превзойти англичан?

а) первому министру б) донскому атаману Платову в) военному министру

12. Куда отправились оружейники помолиться перед ответственной работой?

а) в Москву б) на Дон в) в Киев г) в Мценск

13. Что сделали тульские мастера?

а) сломали английскую блоху б) подковали английскую блоху

в) сделали новый футляр из изумруда г) сбежали с царской драгоценностью

14.Чем можно объяснить гнев Платова на тульских оружейников?

а) ничего не придумали нового б) сломали блоху в) потеряли блоху

Почему левша держал в секрете выполненную работу?

а) не смог ничего придумать б) боялся царского гнева в) не хотел раньше времени раскрыть секрет

16. С какой целью Платов привёз Левшу к государю?

а) наградить Левшу б) похвалиться хорошим мастером

в) отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой

г) наказать за то, что оружейники сломали блоху

17. Почему царь сначала подумал, что блоха испорчена?

а) она не танцевала б) она рассыпалась на части

в) у неё не было ног г) сломался ключик

18. Что велел положить под микроскоп Левша, чтобы увидеть работу тульских мастеров?

а) ножку б) брюшко в) ключик г) футляр

19. Что сделал государь с подкованной блохой?

а) заставлял её постоянно танцевать б) отправил в музей

в) оставил себе для забавы г) послал англичанам

С какой целью царь Николай Павлович послал левшу в Англию?

а) продолжить учёбу и образование б) научиться мастерству у англичан

в) доказать англичанам, что русские мастера могут превзойти других своим умением

21.При каком условии левша согласился погостить у англичан?

а) если ему дадут право на жительство в Англии б) если найдут невесту

в) если разрешат посетить оружейные заводы

22.Какой секрет хотел передать левша царю после приезда в Россию?

в) не доверять англичанам секрет изготовления российского оружия

23. Какой «приём» оказали больному левше на родине?

а) поместили в хорошую больницу б) бросили умирать в больнице для бедных

в ) срочно оказали медицинскую помощь

Почему погиб талантливый мастер?

а) от бездушия полицейских властей б) от тяжёлой неизлечимой болезни в) от отсутствия близких людей

Данный тест может быть использован учителем литературы на заключительном уроке изучения сказа Н. Лескова «Левша» в 6 классе в качестве контрольного тестирования учащихся на знание художественного текста. В тесте 24 вопроса, которые находятся в хронологическом порядке, правильный ответ выделен курсивом. Выполнение теста поможет учащимся проверить свои знания и, в будущем, будет способствовать более осознанному чтению художественных произведений.

placeholder

placeholder

placeholder

a loader

Данный тест может быть использован учителем литературы на заключительном уроке изучения сказа Н. П. Лескова «Левша» в 6 классе в качестве контрольного тестирования учащихся на знание художественного текста.

Номер материала: 345350

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

  • Троекратное повторение в сказке о рыбаке и рыбке
  • Троекратные повторы в сказке ашик кериб
  • Троекратное повторение в сказке царевна лягушка
  • Троекратное повторение в сказке это например
  • Троекратное ура как пишется