Троекратные повторы в сказке о рыбаке и рыбке 2 класс

Ответ от елена конюховагуру1. народная сказка - творение коллективное. она создатся народом. литературная сказка всегда имеет конкретного автора.2. в народной

Ответ от Елена Конюхова[гуру]
1. Народная сказка — творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.
2. В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.
3. Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки — выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.
4. Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета…) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.
5. В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.
6. В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.
7. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.
8. В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.

Ответ от Камилла Луговина
[новичек]
фууууу

Ответ от Ёергей Мезенцев
[новичек]
вопщета это всё правильно

Ответ от AIMEKEN ®
[новичек]
ты себе сам отвечаешь своими вопросами,

Ответ от 3 ответа
[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое авторская сказка? чем она отличается от народной сказки?

Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

Особенности жанра

Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

1668468

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

Главные отличия

1668438

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

1668456

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

Заключение

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

Определение

Рассказчик
– вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Сравнение

Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.

Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.

Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

Выводы сайт

  1. Автор – создатель литературного произведения. Рассказчик – один из его персонажей.
  2. Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой – рассказчик.
  3. Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
  4. В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

658621

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

659103

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

658618

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

                   Урок литературного чтения   

   Тема : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

                                   ( 2 класс)

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

 Цели:

  1. Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
  2. Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
  3. Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
  4. Формировать навыки выразительного чтения.

   Оборудование:

  1. прялка, веретено, сеть, рисунок корыта и  ветхой землянки,
  2. рисунок рыбки   у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок золотой рыбки, обложка для будущей книги «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  3. тексты напечатанных пословиц,
  4. альбом « Палех. Искусство древней традиции.»
  5. книга «Сказки А.С.Пушкина»,
  6. портрет А.С.Пушкина, фотография памятника поэту в Москве.

Ход урока

1.Орг.момент

-Здравствуйте ребята.Сегодня на нашем уроке гости и им будет приятно увидеть,чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает нас намного добрее.

а) Работа со словариком настроения

Какое у вас сегодня настроение? Давайте поработаем со словариками настроения. Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение.

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

-Что значит тараторить?

-Кого называют тараторкой?

Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?

-В скольких словах встретились звуки [р],  [р,]?

-Прочитайте скороговорку самостоятельно.

-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

-Договоритесь, кто будет читать  первым.

-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.ТАЙМД РАУНД РОБИН

Молодцы, начинаем работать.

2. Актуализация знаний учащихся

а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)

Сколько жив на свете человек?

Ровно столько, сколько помнят люди.

Кто-то год, а кто-то целый век.

Кто-то вечно в этом мире будет.

Есть ли смерть для творческих людей?

Нет. Лишь шаг в другое измеренье.

-Как вы понимаете эти слова?

3.Сообщение темы и цели урока.

-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.

4. Рассказ о поэте.

-А.С.Пушкин родился в Москве. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.

(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)

Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами.

2. Подготовка к разбору сказки.

Вы дома работали со сказкой.

— Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).

— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете записывать ответы на вопросы. Значит я читаю вопрос, вы думаете, записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ.

Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ

С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).

Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).

Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).

Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).

СИНГАПУР (ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН) (думают , записывают и обсуждают в команде)

3. Работа со сказкой.

1. Анализ сказочных примет.

— Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».

( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,

« жили тридцать лет и три года» — магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки

2. Характеристика героев – персонажей сказки

— Назовите главных героев сказки.

— Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.

( на доске карточки со словами:

старик, доброта,  старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость,  смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость,  вежливость, отзывчивость)

— Почему вы так считаете?

— Кто из героев вам больше нравится? Почему?

— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).

— Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?

— Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.

— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

— Случается ли такое в жизни?

— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

3. Работа с иллюстрациями.

— Рассмотрите данные рисунки. СЛАЙДЫ

— Что на них изображено?

— Везде ли море одинаково? Почему?

( Природа по-своему тоже реагирует на требования старухи)

— Какими словами из сказки можно подписать каждый рисунок?

— Что же требует старуха от золотой рыбки, посылая старика к морю?

( корыто, избу, желание «быть столбовой дворянкой», «быть вольною царицей», «быть владычицей морскою, чтобы жить в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках»)

ФИЗМИНУТКА 

4. Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки . Какие слова вы бы использовали для описания золотой рыбки? СИНГАПУР ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН(все пишут на листках, а потом образуя пары читают друг другу свои слова , и записывают новые)

— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

— Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

— Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?

— Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)

( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)

5. Работа с пословицами.

— Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.

— Объясните смысл каждой пословицы.

( Если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)

7. Выразительное чтение отрывков из сказки.

-Кто из вас желает прочитать понравившийся отрывок?

(Анализ ответов детей)

8. Работа с рисунками детей.

-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».

-Как ещё можно использовать эти иллюстрации?

-Я предлагаю вам создать свою книжку «Сказка о рыбаке и рыбке». Посмотрите, какую обложку я оформила к ней. В нашу книжку войдут ваши рисунки. (Обратить внимание на выставку детских рисунков)

 (Показ альбома)

2.Итог. Рефлексия

Сегодня мы с вами ещё раз встретились с золотой рыбкой. Теперь я передаю вам эту игрушку, а вы по очереди называете . что нового вы узнали на этом уроке

Итоговые
тесты  по литературному  чтению

3
класс,  УМК  «Школа  России»

ТЕСТ

по литературному чтению 3 класс 1 полугодие

Фамилия,
имя_____________________________класс___________дата___________

1 вариант

А1. Каких русских народных песен не
бывает?

       1)
колыбельных                                     3) закличек

       2)
песенок-потешек                               4) загадочных

А2. «Иван-царевич и серый волк» – это:

       1) докучная
сказка                                3) сказка о животных

       2)
волшебная сказка                             4) бытовая сказка

А3. О недостатках людей иносказательно
рассказал:

      1) А.С.
Пушкин                                      3) М.Ю. Лермонтов

      2) Л.Н.
Толстой                                      4) И.А. Крылов

А4. Какое произведение написал Л.Н.
Толстой?

      1)
«Прыжок»                                           3) «На севере диком…»

      2) «Зимний
вечер»                                 4) «Ворона и Лисица»

А5. В каком произведении описано
половодье?

      1) «Полевые
цветы»                               3) «Дедушка Мазай и зайцы»

      2)
«Детство»                                           4) «Золотое слово»

А6. Кто автор «Алёнушкиных сказок»?

      1) А.С. Пушкин

       2) В.Ф. Одоевский

      3) В.М. Гаршин

      4) Д.Н.
Мамин-Сибиряк

А7. Почему не состоялось путешествие
лягушки из сказки В.М. Гаршина?

      1) из-за её хвастовства и зазнайства

      2) она не смогла взлететь

      3) утки отказались её взять

      4) её прутик
обломился

А8. Как звали Лермонтова?

      1) Максим Юрьевич

      2) Михаил Юрьевич

      3) Юрий Михайлович

      4) Юрий
Максимович

А9. Какую сказку не писал А.С.Пушкин?

       1)«Сказка о рыбаке и рыбке»         
 3)«Сказка о попе и его работнике алде»

       2) «Сказка о царе Салтане…»        
 4) «Двенадцать месяцев»

В1. К какому произведению подходит
пословица?

      В душу лезет, а в карман глядит.

       1) «Мартышка и Очки»

       2) «Зеркало и Обезьяна»

       3) «Ворона и Лисица»

       4)
«Стрекоза и Муравей»

В2.Особенность
стихотворных произведений  — рифма. Рифма – это ….

     
1)чередование ударных и безударных слогов      3)созвучные слова

     
2)ритм                                                                       4)однокоренные
слова

В3.Какое
из произведений можно назвать научно – познавательным?

      1)« Дедушка
Мазай и зайцы»                    3) «Куда девается вода из моря?»

 2)«Лев и
собачка»                                       4) «Сивка — Бурка»

В4. Чем
отличается литературная сказка от народной сказки?

     
___________________________________________________________________
     ___________________________________________________________________

С1. Отметь жанры, которые не относятся
к устному народному творчеству.

      1) пословица                     
4) потешка

      2) считалка                        
5) рассказ                        

      3) стихотворение               6)
басня

С2. Укажи зачины сказок.

       1) «За тридевять земель, в тридесятом
государстве…»

       2) «Жили-были…»

        3) «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде
текло, а в рот не попало…»

       4) «В некотором царстве, в некотором
государстве…»

ТЕСТ

по литературному чтению 3 класс 1 полугодие

Фамилия,
имя_____________________________класс___________дата___________

2 вариант

А1. Как называется сказка, которая
начинается как обычная сказка, но заканчивается неожиданно?

        1)
надоедливая                             3) неинтересная

        2)
короткая                                   4) докучная

А2. «Сивка-бурка» – это:

       1) волшебная сказка                     
3) сказка о животных

       2) бытовая
сказка                          4) авторская сказка

А3. В каком произведении иносказательно
описываются пороки людей?

        1) в
рассказе                                  3) в стихотворении

       2) в
сказке                                       4) в басне

А4. Какое произведение написал Л.Н.
Толстой?

        1) «Акула»                                     3)
«Зимний вечер
»

       2)
«Утёс»                                        4) «Осень»

А5. Какое стихотворение похоже на
сказку?

       1) «Славная
осень!..»                           3) «Дедушка Мазай и зайцы»

       2) «Не ветер
бушует над бором…»    4) «Детство»

А6. Кто написал сказку
«Лягушка-путешественница»?

       1) Л.Н. Толстой

       2) В.М. Гаршин

       3) Д.Н. Мамин-Сибиряк

       4) В.Ф.
Одоевский

А7.Определи жанр сказки «Лягушка
–путешественница»

       1) волшебная сказка

       2) бытовая сказка

       3) сказка о животных

А8. Как звали Крылова?

      1) Илья Андреевич

      2) Андрей Иванович

      3) Иван Андреевич

      4) Андрей
Ильич

А9. Какую сказку  написал А.С. Пушкин?

       1)«Сказка о рыбаке и
рыбке»                   3)«Конёк – Горбунок»

       2) «Сказка о потерянном времени»        
 4) «Двенадцать месяцев»

В1. К какому произведению подходит
пословица?

      Других не суди, на себя погляди.

       1) «Ворона и Лисица»

      2) «Мартышка и Очки»

       3) «Зеркало и Обезьяна»

      4) «Утёс»

В2.Особенность
стихотворных произведений  — ритм. Ритм – это ….

     
1)чередование ударных и безударных слогов      3)созвучные слова

2)рифма                                            
                       4)однокоренные слова

В3.Какое
из произведений можно назвать научно – познавательным?

      1)«Куда девается вода из
моря?»                        3) «Горные вершины»

      2) «Лев и
собачка»                                                4) «Иван Царевич
и серый волк»

В4. Впиши
недостающий признак сказки

       _______________, троекратные
повторы, сказочные герои или волшебные предметы,  сказочная концовка.

С1. Отметь жанры, которые  относятся к
устному народному творчеству.

      1) пословица                     
4) потешка

      2) считалка                        
5) рассказ                        

      3) стихотворение               6)
басня

С2. Укажи концовки сказок.

       1) «Стали они жить-поживать и добра
наживать…»

        2) «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде
текло, а в рот не попало…»

        3) «За тридевять земель, в тридесятом
государстве…»

        4) «Вот
вам сказка, а мне кринка масла…»

Ответы
к тесту 3 класс 1 полугодие

Вариант
1

Задания группы
А                 Задания группы В                          Задания группы С

 (1
балл)                                                (2
балла)                                 (от 2 до 3 баллов)

А1 –
4                                      В1 –
3                                                              С1 – 3,5,6

А2 –
2                                      В2 –
3                                                              С2 – 1,2,4

А 3 –
4                                     В3 – 3                                                              

А4 –
1                                      В4 – нет автора

А5 – 3

А6 – 4

А7 – 1

А8 – 2

А9 — 4

Максимальная сумма баллов – 23

19 – 23 баллов ( 80-100%) –
«отлично»

14 – 18 баллов (60 – 79%) –
«хорошо»

9 – 13 баллов (40 – 59%) –
«удовлетворительно»

<9 баллов – ( <40%) –
«неудовлетворительно»

Ответы
к тесту 3 класс 1 полугодие

Вариант
2

Задания группы
А                 Задания группы В                          Задания группы С

 (1
балл)                                                (2
балла)                                 (от 2 до 3 баллов)

А1 –
4                                      В1 –
3                                                              С1 – 1,2,4

А2 –
1                                      В2 –
1                                                              С2 – 1,2,3

А 3 –
4                                     В3 –
1                                                             

А4 –
1                                      В4 — зачин

А5 – 2

А6 – 2

А7 – 3

А8 – 3

А9 — 1

Максимальная сумма баллов – 23

19 – 23 баллов ( 80-100%) –
«отлично»

14 – 18 баллов (60 – 79%) –
«хорошо»

9 – 13 баллов (40 – 59%) –
«удовлетворительно»

<9 баллов – ( <40%) –
«неудовлетворительно

ТЕСТ

по литературному чтению 3 класс 2 полугодие

Фамилия,
имя_____________________________класс___________дата___________

1 вариант

А1. Кто написал рассказ «Растрёпанный
воробей»?

      1) М. Горький                  3)
К.Г. Паустовский

       2) В.В. Бианки                4)
А.И. Куприн

А2. Кто скрывается под псевдонимом
Максим Горький?

      1) А.И. Куприн                3)
В.М. Гаршин

      2) К.Г. Паустовский        4) А.М.
Пешков

А3.  Кто написал рассказ «Наша Жучка»?

      1) В.Ю. Драгунский         3) В.Л.
Дуров

      2) Б.С. Житков                  4)
В.П. Астафьев

А4. Кто автор произведений про Мальку?

      1) В.И.
Белов                                         3) И.С. Соколов-Микитов

      2) М.М.
Пришвин                                 4) В.В. Бианки               

А5. В каком произведении говорится о
том, как девочки мешали очень многим людям?

      1) «Гроза
днём»                               3) «Котёнок»

      2)
«Если»                                         4) «В театре»

А6. Кто автор стихотворения «Воробей»?

        1) А.А.
Блок                                        3) Саша Чёрный

        2) С.А.
Есенин                                    4) А.С.
Пушкин

А7.Определи жанр произведения Н. Носова
«Телефон»

       1) сказка

       2) рассказ

       3) стихотворение

А8. Что за чудовище убивало путников,
которые не могли отгадать загадку?

      1) Минотавр

      2) Посейдон

      3) Геракл

      4) Сфинкс

А9. Кто похитил с Олимпа огонь и принёс
людям?

      1)
Персей                                                3) Минотавр

      2)
Геракл                                                 4) Прометей

В1. Найди  в данном списке «лишнего»?

       1)  С.Я. Маршак

       2) А.Л. Барто

       3) Е.А. Благинина

       4) В.П.
Астафьев

В2.Какому
произведению созвучна поговорка: «Что наскучит , то и научит»

      1) «Гроза
днём»                                                  3) «Разлука»

      2) «В
театре»                                                       4)
«Кукушка»

В3.Какая пословица подходит к сказке Г.Х.
Андерсена «Гадкий утёнок»?

       1) Каждый зазнаётся настолько, насколько
у него не хватает разума.

       2) Красна птица пером, а человек – умом.

        3) Красота пустыни – вода, красота воды
– лебеди.

       4) Дитя
плачет, а у матери сердце болит.

В4. Найди
значение слова «миф»

      1)наука,
изучающая легенды                 3) древняя   русская народная сказка

      2)
недостоверный рассказ, выдумка      4) древняя народная стихотворная
сказка

С1. Отметь сказки, которые написал Г.Х.
Андерсен.

      1)
«Огниво»                                          3) «Кот в
сапогах»                     

      2) «Снежная
королева»                       4) «Новый  наряд
короля»                   

С2 Восстанови деформированный план. Узнай по
нему  название произведения и его

      автора.

     1) Помилование и папины условия.

      2) Ужин со взрослыми.

     3) Папин совет, или Золотые слова.

      4) Плохое воспитание.

     5) Наказание.

     6) Случай с маслом в чае.

     7) Золотые слова в жизни.

   
Автор:_________________________________________________________ 

Произведение:___________________________________________________

ТЕСТ

по литературному чтению 3 класс 2 полугодие

Фамилия,
имя_____________________________класс___________дата___________

2 вариант

А1. Кто написал «Случай с Евсейкой»?

      1) В.В.
Бианки                                3) А.И. Куприн

      2) К.Г. Паустовский                      
 4) М. Горький

А2. Пешков – это настоящая фамилия:

      1) М.
Горького                                3) К.Г. Паустовского

      2) А.И.
Куприна                             4) Л.Н. Толстого

А3. Кто написал рассказ «Капалуха»?

       1) В.П.
Астафьев                           3) В.Ю. Драгунский

      2) В.Л.
Дуров                                  4) Б.С. Житков

А4. Какой рассказ  написал Б.Житков?

        1) «Он живой и
светится…»                   3) «Капалуха
»

       2)
«Наша Жучка»       4) «Про обезьянку»

А5. В каком произведении  говорится о
том, как плохо без самого близкого человека?

       1) «В театре»                          
3) «Котёнок»

       2)
«Разлука»                            4) «Если»

А6. Кто автор стихотворения «Черёмуха»?

        1) А.А.
Блок                                        3) Саша Чёрный

        2) С.А.
Есенин                                    4) А.С.
Пушкин

А7.Определи жанр сказки «Гадкий утёнок»

       1) волшебная сказка

       2) бытовая сказка

       3) сказка о животных

А8. Что за чудовище обитало в лабиринте
на острове Крит?

      1) Минотавр

      2) Змей Горыныч

      3) Геракл

      4) Персей

А9. Во что превращался человек,
посмотрев на Медузу Горгону?

      1) в
камень                                      3) в огонь

      2) в
дерево                                      4) в реку

В1. Найди «лишнего» в данном списке?

       1)А.Л. Барто

      2) С.В. Михалков

       3) С.Я. Маршак

      4) В.Ю. Драгунский

В2
какому произведению можно отнести поговорку: «Радость прямит, кручина

крючит»

      1) «В лесу
над росистой поляной…»                    3) «Разлука»

      2) «Гроза
днём»                                                       4) «Котёнок»

В3.Какая пословица подходит к сказке Г.Х.
Андерсена «Гадкий утёнок»?

       1) Материнская ласка конца не знает.

       2) Кому повезло, тот и зазнался.

       3) Лучше слушать горькую правду, чем
лесть.

       4) Дитя
хоть и криво, да отцу-матери мило.

В4. Найди
определение  слова «миф»

1)  
древняянароднаясказка

      2) древнее народное
сказание о легендарных героях , о богах, о явления

             природы    

      3выдумка в
стихотворной форме

      4) суждение, выражающее
оценку чему-нибудь

С1. Отметь сказки, которые написал Г.Х.
Андерсен.

      1)
«Оле-Лукойе»                                          3) «Красная
шапочка»                     

      2) «Снежная
королева»                               4) «Дюймовочка»  

С2 Восстанови деформированный план. Узнай по
нему  название произведения и его

      автора.

      1) Помилование и папины условия.

       2) Ужин со взрослыми.

      3) Папин совет, или Золотые слова.

       4) Плохое воспитание.

      5) Наказание.

      6) Случай с маслом в чае.

      7) Золотые слова в жизни.

     
Автор:___________________________________________________________

Произведение:____________________________________________________

Ответы
к тесту 3 класс 2 полугодие

Вариант
1

Задания группы
А                 Задания группы В                     Задания группы С

 (1
балл)                                                (2
балла)                            (от 2 до 3 баллов)

А1 –
3                                      В1 – 4                                              С1
– 1, 2, 4

А2 –
4                                      В2 –
3                                             С2 – 4162357 – 1балл

А 3 –
3                                     В3
–1                                              М.М.Зощенко  — 1балл         

А4 –
1                                      В4 –
2                                              «Золотые слова!»- 1 балл

А5 – 4

А6 – 3

А7 – 2

А8 – 4

А9 — 4

Максимальная сумма баллов – 23

19 – 23 баллов ( 80-100%) –
«отлично»

14 – 18 баллов (60 – 79%) –
«хорошо»

9 – 13 баллов (40 – 59%) –
«удовлетворительно»

<9 баллов – ( <40%) –
«неудовлетворительно»

Ответы
к тесту 3 класс 2 полугодие

Вариант
1

Задания группы
А                 Задания группы В                     Задания группы С

 (1
балл)                                                (2
балла)                            (от 2 до 3 баллов)

А1 –
4                                     В1 –
4                                              С1 – 1, 2, 4

А2 – 1                                     В2
– 3                                             С2 – 4162357 – 1балл

А3 –
1                                     В3
–2                                              М.М.Зощенко  — 1балл         

А4 –
4                                     В4 –2                                             
«Золотые слова!»- 1 балл

А5 – 2

А6 – 2

А7 – 3

А8 – 1

А9 — 1

Максимальная сумма баллов – 23

19 – 23 баллов ( 80-100%) –
«отлично»

14 – 18 баллов (60 – 79%) –
«хорошо»

9 – 13 баллов (40 – 59%) –
«удовлетворительно»

<9 баллов – ( <40%) –
«неудовлетворительно»

Комментарии
к тестам и общие принципы оценки результатов

Все задания
соответствуют программе общеобразовательных учреждений и требованиям ФГОС для
начальной школы

На выполнение
теста рекомендуется отводить  40 -45минут (в зависимости  от уровня
подготовленности класса). Задания разделены на 3 уровня сложности: уровень А –
базовый, уровень В – более сложный, уровень С – повышенной сложности. При
выполнении уровня А и В ученик выбирает  один правильный ответ из предложенных
или записывает правильный ответ. В заданиях уровня С может быть как один
правильный ответ, так и несколько.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Каждое верно
выполненное задание уровня  А – 1 балл, уровня  В — 2балла, уровня С —  от 1 до
3 баллов.

80-100%  — от
максимальной суммы баллов – оценка «отлично»

60 – 79% – оценка «хорошо»

40 – 59%– оценка «удовлетворительно»

менее 40% – оценка «неудовлетворительно»

Скачано
с www.znanio.ru

2.Сообщение темы, цели урока.

____________

3.Анализ сказочных примет

4.Восстановление сюжетной цепочки сказки.

— Кто не мечтает попасть в сказочную страну? Мне кажется, даже взрослым иногда хочется заглянуть в сказку. А у нас с вами такая возможность появляется почти на каждом уроке литературного чтения. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Работать по сказке)

— Кто является автором сказки? Что вы знаете об этом человеке? -Сколько сказок написал А. С. Пушкин?

— А это действительно сказка?

(Сл.1-7)

Сказки А.С.Пушкина – это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Волшебство – великое чудо — рыбка золотая, исполняет желания.

Сходство с народной сказкой:

зачин, концовка, троекратный повтор (3 раза закидывал невод – 1 раз – с тиной, 2- травой морскою, 3- с золотой рыбкой),

борьба добра со злом – зло старуха, добро – старик,

добро побеждает зло

А какие пословицы подходят к этой сказке?

1)Многое захочешь-последнее потеряешь.

2)Много желать- добра не видать.

3)Жадность всякому горю начало.

4)Ненасытному всё мало.

5) Без труда не вытащишь золотую рыбку
из пруда.

6) Не всё золотая рыбка, что блестит.

7) Мала золотая рыбка, да дорога.

– Объясните смысл каждой пословицы

Давайте вспомним сказку.

Восстановление сюжетной цепочки сказки.

Даются элементы сюжетной цепочки, которые необходимо восстановить детям

(см. Приложение 1)

У: Что необычного заметили?

Выполняют задания

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа

Отвечают на вопросы

( 5,6-не дописал)

___________

Отвечают на вопросы

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа

Пересказывают сказку кратко, используя

сюжетную цепочку

Отвечают на вопрос

Фронтальная, индивид-

дуальная

__________

Фронтальная, индивидуальная,коллективная

Фронтальная, индивидуальная,коллективная

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы-

полнёные логических операций, извлечём-

неё необходимой

информации из текста, осознанное

и произвольное

построение речевого высказывания,

_____________________

подведение под

понятие, выявление сущности, особе-

нести объектов

Регулятивные: ориентируются в

учебнике, контролируют учебные действия, замечают

допущенные ошибки, осознают правило контроля и

успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные обмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга, строить понятные

для партнера по

коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью

получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение

других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны

адекватно рассужу

дать о причинах своего успеха или

неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб-

беем.

Коммуникативные обмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга, строить понятные

для партнера по

коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью

получения необходимой для решения проблемы информации.

5.Постановка проблемного вопроса.

6.Физкультминутка

7.Анализ поступков героев

8. Работа над названием сказки

. 9.Сравнительный анализ характера героя и его внешнего вида

У: Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Море волнуется-раз,

Море волнуется-два,

Море волнуется-три,

Морская фигура замри.

. В ходе работы на доске появляется схема «система образов» (см. Приложение 2)

— Назовите героев сказки

— Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.

— Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?

— Как ведет себя рыбка?

— Объясните значение слова «откуп».

— Почему откупалась рыбка?

— Почему старик отпустил рыбку без откупа?

— Что произошло дальше? Прочитайте.

— Зачем старик обо всем рассказ старухе?

— Каким видим здесь старика по характеру?

— Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха забранила

— Как ведет себя рыбка?

— Почему она помогает старику?

— Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать новое корыто»?

— Как показывает это автор сказки? Расскажите.

— Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем?

— Кто из них решил не потворствовать старухе?

— Как это видно?

— Найдите строки, которые указывают, что рыбка сердится на старуху.

— Как ведет себя море? Почему?

— Давайте восстановим последовательность, каким было море. (выборочное чтение)

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой пощады не будет никому. При первой встрече старика и рыбки море было ласковым, при последней – сердитым и злым.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море

Почему?

— Давайте вспомним, чем заканчивается сказка?

— Почему старуха осталась у разбитого корыта?

Как бы высоко не вознеслась старуха, но как во всех сказках «добро побеждает зло», так и здесь, завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы в крестьянку. Это связано с наказанием за ее самодурство и жадность.

— Опишите отношение автора к своим героям.

— В чем главная мысль сказки?

— Почему А.С.Пушкин назвал свою сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», а о старухе ни слова?

Доброта, верность обещанному слову, щедрость – вот истинные качества, которые ценит народ, а вслед за ним и А.С.Пушкин. Это он и подтверждает названием сказки «Сказка о рыбаке и рыбке »

Старик.

Кроткий, мягкий, добрый, послушный, смиренный, бескорыстный, вежливый, покорный, безответный, безвольный, почтительный, отзывчивый. Старик искренний и простой, он все честно рассказал старухе. Но он слабый и покорный, привыкший подчиняться ей во всем. Он добрый, не привык извлекать корысть из чужого несчастья. Старается угодить старухе из любви к ней, надеется, что она насытится богатством, властью и угомонится.

Почему же был наказан старик? Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответственность?

Случается, ли такое в жизни? (в жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настоять, твердо сказать нет.)

Старуха.

Сварливая, злобная, властная, жадная, грубая, неуживчивая, жестокая, требовательная, неблагодарная, корыстная, (когда хотят ч-л. получить, ничего не отдавая взамен), самодурство.

Могла ли допустить рыбка, чтобы эта сварливая старуха, злая и жадная, могла править добрым, благородным, свободолюбивым рыбьим царством?

Рыбка. Добрая, держит данное слово, помогает старику, бескорыстная, справедливая, мудрая.

А.С.Пушкин называет ее старухой. Почему не старушкой? Почему в названии нет старухи, хотя сюжет сказки строится вокруг нее? (злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)

— А как автор относится к своим героям?

Рыбку любит, гордится ею, восхищается;

Старику сочувствует, жалеет;

Старуху осуждает, наказывает от имени рыбки.

Море. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаково?

В ходе работы на доске появляется схема «система образов» (см. Приложение 2)

(Использовать рисунки учеников)

Тест (игра) по сказке.

Читают

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы.

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы.

Рассуждают, предполагают свои варианты ответа, отвечают на воросы.

Работа в парах

(* *)

Коллективная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная,коллективная

Фронтальная, индивидуальная,коллективная

Фронтальная, индивид-

дуальная,

в паре

Работа в группе

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы-

полнёные логических операций, извлечём-

неё необходимой

информации из текста, осознанное

и произвольное

построение речевого высказывания,

подведение под

понятие, выявление сущности, особе-

нести объектов

Регулятивные: ориентируются в

учебнике, контролируют учебные действия, замечают

допущенные ошибки, осознают правило контроля и

успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные

обмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга, строить понятные

для партнера по

коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью

получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение

других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны

адекватно рассужу

дать о причинах своего успеха или

неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб-

беем.

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, структурирование знаний, работу с информацией, вы-

полнение логических операций, извлече-

ние необходимой

информации из текста, осознанное

и произвольное

построение речевого высказывания,

подведение под

понятие, выявление сущности, особен-

ности объектов

Регулятивные: ориентируются в

учебнике, контролируют учебные действия, замечают

допущенные ошибки, осознают правило контроля и

успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникатив

ные:

обмениваются

мнениями, умеют

слушать друг друга,

проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение

других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении, способны

адекватно рассуждать о причинах своего успеха или

неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюб-

беем.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

Коммуникативные

Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в ком

муникации.

Личностные: осуществляют смыслообразова

неё, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, осознают ответственность за общее дело

  • Троицк лесная сказка таунхаусы отзывы
  • Троекратные повторы в сказке золотая рыбка
  • Триста одиннадцать как пишется
  • Троекратное повторение в сказке иван царевич и серый волк 3 класс литературное чтение
  • Триста сорок тысяч рублей как пишется