Троекратные повторы в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Сказка о мртвой царевне и о семи богатыряхрис. м. в. нестерова, 1889жанрсказкаавторалександр сергеевич пушкинязык оригиналарусскийдата написания1833дата первой публикации18341текст произведения в

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Рис. М. В. Нестерова, 1889
Жанр сказка
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Дата написания 1833
Дата первой публикации 1834[1]
Текст произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе

«Ска́зка о мёртвой царе́вне и о семи́ богатыря́х»
— сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдине. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам русской народной сказки.

Сюжет[ | ]

Во время отсутствия царя, у царицы родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Он горюет, но проходит год, и во дворце появляется новая царица. Она очень красивая, но жестокая, своенравная и завистливая. Царица обладает волшебным зеркальцем, которое разговаривает с ней. Когда царица смотрится в зеркальце, она спрашивает у него:

Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

Из года в год зеркальце отвечает, что на всём свете нет никого прекраснее царицы. Но идут годы, и царица уже не молода. А вот её падчерица, наоборот, подрастает и становится всё прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее:

Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее.

Натура царицы даёт о себе знать, и зависть к главной героине не имеет пределов. Царица зовёт свою служанку Чернавку, и приказывает «весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам». Выполняя приказ царицы, Чернавка ведёт царевну в дремучий лес, но царевна заподозрила её злые намерения и просит Чернавку отпустить её. Та не желает зла царевне. Она только исполняет приказ хозяйки и поэтому соглашается отпустить царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.

Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны, королевич Елисей, отправляется по свету на поиски пропавшей невесты. Царевна долго бродит по дремучему лесу и в результате, в глухой чаще, находит большой дом. Стороживший дом пёс ласкается к царевне. Она заходит в помещение, но хозяев дома нет. К вечеру они появляются. Это семь братьев-богатырей. Видя, что кто-то прибрался в их доме, они просят таинственного гостя выйти, обещая добрый приём. Царевна выходит, кланяется им и произносит извинения за незваный визит:

Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была.

Поняв «по речи», что перед ними царская особа, богатыри принимают её с почестями и оставляют жить в их доме. Главная героиня ведёт хозяйство по дому. Она понравилась богатырям. Они предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья. Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но у неё уже есть жених, и она вынуждена отказать. Тем временем царица, думая, что падчерица давно мертва, спрашивает у зеркальца:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна всё равно красивее и при этом выдаёт местонахождение царевны. Чернавка признаётся царице, что отпустила царевну, и

Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить.

По приказу царицы к дому богатырей приходит «нищая черница», где её встречает лаем сторожевой пёс, не подпускающий старуху к крыльцу, а царевну — к старухе. Царевна жалеет её и кидает ей в руки через собаку кусок хлеба. Старуха в ответ кидает царевне отравленное яблоко и исчезает. Царевна надкусывает яблоко и тут же падает бездыханная.

Когда вечером богатыри возвращаются домой, их встречает воем пёс. Он ведёт их к телу царевны, в бешенстве глотает отравленное яблоко и испускает дух. Богатыри осознают, что царевну отравили. Сперва они хотят похоронить её, но не решаются, поскольку она

Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала.

Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб, который подвешивают в горной пещере. Довольная царица слышит от зеркальца долгожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.

Тем временем Елисей ищет царевну по всему белому свету, но нигде нет его невесты. Отчаявшись, он обращается за помощью к тем, кто всё видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне. Только ветер дал Елисею печальный ответ:

Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места, В том гробу твоя невеста.

В горести Елисей едет посмотреть на свою невесту.

Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумлёнными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!»

Счастливые влюблённые возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркальца, кто прекрасней всех на свете, и снова слышит о том, что царевна прекраснее её. В приступе ярости царица разбивает вдребезги зеркальце. При личной встрече с царевной царица умирает от злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича Елисея.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Тема урока: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

Цели:

– образовательная – ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки, совершенствовать понятие о литературной сказке, дать понятие о бродячем сюжете, гиперболе и антитезе;

– развивающая – совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства;

– воспитательная – воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

создать условия для должного восприятия и анализа текста, определения жанра литературного произведения, понимания проблематики произведения, сформировать у учащихся прочные умения на основе изученного правила, отметить художественные особенности произведения.

Литература к уроку:

текст произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Чаплыгина Ю.А. Мифологический подтекст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: опыт школьного анализа, Черкесова З. Пушкинская Царевна. О тайнописи в русских сказках, Черных О.Г. Практикум по литературе. 5 класс.

Оборудование:

учебник-хрестоматия с текстом произведения, доска, иллюстрация Е. Пашкова к сказке, карточки.

Тип урока:

урок-беседа

Ход урока.

  1. Орг. Момент

    . Проверка наличия учебных принадлежностей и общая готовность класса к уроку.

  1. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы познакомились с текстом пролога к поэме «Руслан и Людмила» и выяснили, что он является собирательной картиной сюжетов, образов и событий народных сказок. На этом уроке мы продолжаем знакомство со сказочным миром А.С. Пушкина и начнем работу над его произведением «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Дома вы должны были прочитать сказку, все прочитали?

  1. Объяснение нового материала.

-А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки. Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и др.)

1. Вопросы для беседы над текстом произведения:

-Вы прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ.
Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?

Какие эпизоды понравились больше всего? Почему?

2. Вопрос о природе сказки:

— Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» является народной сказкой или литературной?

(литературной)

-Давайте вспомним, в чем сходство и различие русской народной сказки от литературной?

1) Сходство: — построение сказки (присказка, зачин, концовка)

— сюжет (динамичный, стремительный, фантастический)

— положительные и отрицательные герои

— конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил.

2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои

­-Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка?
(
сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко, сказочная концовка)

3. Истоки сюжета сказки. Слово учителя.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве.

-Вы знаете, откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок?

(учащиеся могут ответить, что сюжеты и образы для сказок он брал из сказок, рассказанных ему няней Ариной Родионовной).

Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

-Ребята, а вам что-нибудь напомнил этот записанный Пушкиным текст со слов няни?

(ученики отвечают, что сюжет напоминает сюжет «Сказки о мертвой царевне…»)

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.

-Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

Ученики могут ответить, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».

4. Понятие о «бродячем сюжете»

-Скажите, напоминает ли вам какую-нибудь еще сказку сказка Жуковского «Спящая царевна»?

(ученики могут назвать произведения со схожим сюжетом)

Сказки «Спящая Красавица» и «Спящая Царевна» очень похожи: и в той и в другой сказке главная героиня засыпает от укола веретеном, просыпается от поцелуя принца. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов» схожи тем, что главная героиня и в том и в другом произведении прячется в доме у семи помощников, только в одной сказке эти помощники — гномы, а в другой — богатыри.

-Подобное явление называется «бродячий сюжет». Давайте запишем в тетради определение данного понятия:

Бродячий сюжет

– это сюжет, перемещающийся из одного произведения в другое.

Перемещению сюжетов способствуют сходные условия жизни создателей этих произведений, схожие нравственные ценности. Поэтому нам близки и понятны сказки многих народов мира, и мы в них находим знакомые сюжеты и знакомых героев.

-Давайте вспомним сказки, в которых можно наблюдать присутствие «бродячего сюжета».

(ответы учеников)

-Есть ли в литературных сказках бродячие сюжеты?

Ученики могут ответить, что в литературных сказках есть бродячие сюжеты, например: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В.А. Жуковский «Спящая царевна»,Шарль Перро «Спящая красавица», Братья Гримм «Белоснежка». Во всех этих сказках есть злая колдунья или мачеха, которые с помощью волшебных вещей (яблоко, гребень, и т.д.) хотят убить главную героиню.

5. Работа с текстом произведения

-Обратимся к тексту сказки, поговорим о её героях. Рассмотрим
первый эпизод, который начинается словами«Царь с царицею простился…»
Выразительное чтение учеником отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».


Назовите слова и выражения, свойственные народной речи.
(Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

-Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

(Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)


Какие слова передают отношение автора к героине?
(Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).

-В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в.


А что означают слова:приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка?
(учащиеся могут посмотреть значение слов в сносках к тексту произведения, а так же в толковом словаре)

-Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы?
(
Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз.)

-Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это
преувеличениепомогает подчеркнуть одиночество царицы. Такое явление называетсяГИПЕРБОЛА.Давайте запишем данный термин в тетрадь:
Гипербола

преувеличение.

-Какой представляется вам первая царица по тем немногим строчкам, где рассказывается о ней? Как относится к ней автор?

(Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Поэт даже использует преувеличения, чтобы подчеркнуть её одиночество)

-Как надо читать этот эпизод, открывающий сказку?
(
душевно, немного грустно).

-Перейдем ко
второмуэпизоду «Царь женился на другой» («Год прошел как сон пустой Царь женился на другой..»)
-Похожа ли новая царица на первую жену царя? (

нет: первая царица любила своего мужа, а новая царица любит только себя; первая царица — скромная, душевная, а вторая — гордая, самовлюбленная)

С кем была царица всегда добродушна и приветлива? Почему?

(с зеркальцем; похвалы её красоте – единственная забота царицы) Чтение разговора царицы с зеркальцем по ролям.


третьемэпизоде («Но царевна молодая…») автор дает описание царевны.
-Понравилась ли вам царевна?Кому противопоставляет ее автор?

-Как вы думаете, почему строки о царевне начинаются с союза «но»?

(потому что Пушкин противопоставляет кроткую молодую царевну царице, ее завистливой мачехе)

-В литературоведении такое противопоставление называется
АНТИТЕЗОЙ.Запишем в тетради определение.
-Как вы понимаете слова
тихомолком расцветая?
(Пушкин сравнивает царевну с цветком)

-Как вы понимаете выражение «нраву кроткого такого»?

(ответы учеников)

-В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления?

(Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.)

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).Вот так в сказке постоянно идет борьба светлого и темного, добра и зла.

-Что же такое добро и зло?

(Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру)

-Кто в сказке олицетворяет собой добро, а кто – зло?

Работа с доской:

на доске изображены два дерева. У одного ветви вниз, у другого – вверх. Подпись – дерево добра, дерево зла. На карточках – разные качества характера человека (щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость). Ученики должны распределить эти карточки по деревьям.

Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

Работа с иллюстрацией:

-Давайте рассмотрим иллюстрацию Е. Пашкова. Соответствует ли она, по-вашему, характеру сказки?

(ответы учеников)

— Какого героя мы встречаем в следующем эпизоде («С царевной // Вот Чернавка в лес пошла…»

)?

-Кто такая Чернавка?

(ответ в сносках к тексту)
Что приказала сделать злая царица Чернавке?
-Почему Чернавка отпустила царевну?

(Чернавка не может спорить с царицей, она обязана выполнять ее приказы под страхом жестокого наказания. Но Чернавка пожалела девушку, она любила царевну.)

С какими героями еще нас знакомит Пушкин?

( Царь, царица, царевна, Королевич Елисей, Чернавка, пес Соколко, семь богатырей).

-Какими словами автор описывает образы царя, чернавки, пса?

(царь: царь-отец, неутешен, был грешен, чернавка: та в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала « Не кручинься, Бог с тобой»; семь богатырей: перед утренней зарею Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять; пес: одолел, чуть до смерти не заел, лает, прыгнет, завизжит, жалко смотрит, грозно воет, словно сердце песье ноет)

-Каким нам показывает Пушкин королевича Елисея?

(ответы учеников)

Пушкин представил нам образы своих героев. Описывая каждого из них, он проделал кропотливую работу. Любой сказочный образ у него индивидуальный и интересный. В целом складывается система взаимосвязанных образов. Если мы хоть один из них выбросим, то сказка уже не будет такой целостной и понятной.

  1. Подведение итогов
    урока.

Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?(

это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной)
-Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем?
(внешность царевны, черты её характера, троекратные повторы, волшебные помощники, силы природы помогают героям, фантастический финал, напевные интонации…)

-Чем она отличается от нее?

(…пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм).


Какими предстали перед нами герои сказки? К кому из них вы стали относиться по-другому?

  1. Домашнее задание:

    подготовить выразительное чтение отрывка, подчеркнуть при чтении характер описания героя.

Происхождение сюжета[ | ]

Данное произведение создано по сюжету народной сказки, известной многим народам мира[2]. В частности, среди индоевропейских народов весьма схожим сюжетом обладают русские народные сказки № 210 и 211 «Волшебное зеркальце» из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»[3], а также сказка братьев Гримм «Белоснежка», написанная в 1812 году. В классификации Аарне-Томпсона данный сюжет указан под номером 709.

На русском материале сказки с подобным сюжетом также зафиксированы в следующих сборниках:[4]

  • Живая старина
    , т. XXI, 1912, вып. II—IV
  • Великорусские сказки Вятской губернии
    , Зеленин Д. К., Пг., 1915 г. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр. т. XLII.), сказка № 52
  • Сказки и предания Самарского края
    , Садовников Д. Н., СПб., 1884. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр., т. XII.)

Аналогичные сюжеты в сказках народов мира[ | ]

Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо семи богатырей в данной сказке появляются десять охотников[5].

Монгольская народная сказка «Волшебный мертвец», также рассказывает о семи братьях, сыновьях хана, которые встретили изгнанную ревнивой мачехой девушку и стали с ней жить.

Шотландская народная сказка «Золотое дерево и Серебряное Дерево», записанная Джозефом Джейкобсом, рассказывает о жене короля, которой форель в ручье говорит о том, что её дочь красивее, чем она. Жена короля придумывает план убийства дочери, сказавшись больной и рассказав мужу-королю, что её могут вылечить только сердце и печень дочери. В сказке также фигурирует отравленная игла и принц.

В армянской сказке «Нури Хадиг» Луна говорит матери, что её дочь Нури Хадиг стала красивее чем она. Вместо отравленного яблока волшебным предметом выступает кольцо. Отец выгоняет дочь, сказав матери, что убил её. Дочь попадает в замок в лесу, в котором спит принц. Девушка ухаживает за ним семь лет. Принц оживает, собирается жениться на девушке, но мать подсылает цыганку, которая надевает девушке на палец кольцо, после чего та засыпает. Принц в конце сказки снимает кольцо, девушка просыпается.

Итальянская народная сказка «Белла Венеция», записанная Итало Кальвино, повествует о матери, владелице гостиницы, спрашивающей постояльцев о том, есть ли кто красивее её. Один из постояльцев однажды говорит, что собственная дочь Беллы красивее, чем она сама. Белла прогоняет дочь из дому. Та встречает в лесу двенадцать грабителей, которые приглашают её стать им младшей сестрой. Белла, узнав об этом, подсылает к дочери нанятую ведьму с наказом погубить её с помощью волшебной заколки. Мертвую дочь грабители хоронят в пустотелом стволе дерева. Через некоторое время принц, выехавший на охоту, обнаруживает девушку, вытаскивает заколку из её волос и она оживает, после чего выходит замуж за принца.

В греческой сказке «Мирсина» сюжет рассказывает о трех сестрах, двум из которых солнце говорит о красоте младшей. Сестры прогоняют младшую, та в лесу встречает двенадцать месяцев и начинает с ними жить в качестве сестры. Вместо отравленного яблока — отравленный хлеб.

Архетип сюжета[ | ]

В разных сказках количество мужчин и их род занятий может разительно отличаться. Их может быть двое, семеро, десять и даже двенадцать. Мужчины могут быть братьями, охотниками, разбойниками, богатырями, царевичами, королевичами, гномами и даже месяцами. Но архетип сюжета для всех сказок всегда общий. Именно благодаря этому Аарне и Томпсон выделили его под отдельным номером.

Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» утверждает, что вышеуказанный сюжет является далёким отголоском родоплеменной полиандрии и основан на обряде мужской инициации и последующем проживании посвящённых юношей в особом «мужском доме», в котором они проходили обучение старшими членами рода племенным обрядам и способам охоты. В реальной жизни этот обычай зафиксирован Джеймсом Фрэзером в его многотомном труде «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В частности Фрэзер писал о девушках, живущих в мужских домах на островах Палау, следующее; «Во время своей службы она должна держать помещение дома в чистоте и следить за огнём. Мужчины обращаются с ней хорошо, и её насильно не принуждают оказывать своё расположение. Девушка живет в особом помещении при доме. Обращение с ней рыцарское. Ни один из юношей не дерзнет войти к ней в помещение. Она обильно снабжается пищей, юноши заботятся о предметах роскоши для неё. Ей приносят орехи бетеля и табак».

Экранизации[ | ]

Кадр из одноимённого мультфильма. 1951 год

  • Сказка о спящей царевне и семи богатырях — немой фильм 1914 года. Режиссёр Пётр Чардынин
  • Киностудия «Союзмультфильм», Москва, 1951. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сценарий И. Иванова-Вано, Ю. Олеши, музыка Ю. Никольского.
  • Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1978. Осенние колокола. Сценарий Александра Володина, режиссёр Владимир Гориккер.
  • С 1990 года на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории исполняется опера Виктора Плешака «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (по одноименной сказке Пушкина). Режиссёр-постановщик Виктор Битюцких, дирижёр-постановщик Владимир Попов.

Примечания[ | ]

  1. История возникновения и сюжет // Стилистический анализ сказки А.С. Пушкина на примере: «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
  2. В. Я. Пропп
    . Исторические корни волшебной сказки. — М: Лабиринт, 1998, ISBN 5-87604-034-7, ISBN 978-5-87604-034-3
  3. А. Н. Афанасьев.
    Народные русские сказки. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — Т. 2. — С. 123—133. — 150 000 экз.
  4. яз.
    Сказки Александра Сергеевича Пушкина
    (неопр.)
    .
    лукошко
    . lukoshko.net (11.11). Дата обращения 12 ноября 2020.
  5. Волшебное зеркало: сказки Восточной Африки. — М.: Детская литература, 1980. — С. 31—46.

Проект «Бродячий сюжет» о спящей царевне

Слайд 1

Тема: « Бродячий сюжет» о спящей царевне Выполнила: ученица 5 класса «Г» Мардарь Анастасия Руководитель: Литвинова Е.В. ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль»

Слайд 2

Типология проекта Проект- творческий Предметная область- литература Актуальность — при чтении сказок встречается что-то общее в сюжете.

Слайд 3

Проблема: какие «бродячие сюжеты» встречаются в разных сказках о спящей царевне? Цель: сопоставить сказки разных авторов разных стран и определить наличие «бродячего сюжета» о спящей царевне.

Слайд 4

Бродячий сюжет- это сюжет, составляющий основу устного или письменного произведения, повторяющийся в фольклоре и поэтическом творчестве разных народов и в разные эпохи

Слайд 5

Объект исследования: образ спящей царевны в следующих произведениях: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 6

Ход проекта: 1. Внимательное прочтение текста предложенных сказок. 2. Анализ текста каждой сказки (по плану). 3. Формулировка вывода о сходстве и различии сказок, т.е. о наличии или отсутствии «бродячего сюжета». 4. Создание реального продукта — современной сказки с «бродячим сюжетом» о спящей царевне.

Слайд 7

План анализа текста Сравнение сюжетов: Пир; Предсказание о ребёнке; Добрые феи; Злая чародейка; Веретено; Волшебный сон; Принц; Концовка- торжество добра и справедливости

Слайд 8

Годы создания произведений: Ш. Перро «Спящая красавица»-1697 год Братья Гримм «Шиповник»-1810 год Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»-1812 год В. А. Жуковский «Спящая царевна»-1831 год А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»-1833 год Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 9

Сравнение сюжета Пир Праздновали: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм«Шиповник» Не праздновали: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и 7 богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и 7 Гномов» Русская народная «Волшебное зеркальце»

Слайд 10

Сравнение сюжета Предсказание о ребёнке Было: В.А. Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Ш. Перро «Спящая красавица» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 11

Сравнение сюжета Добрые феи Были: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не были: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Русская народная сказка «волшебное зеркальце»

Слайд 12

Сравнение сюжета Злая чародейка Была: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не была: Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 13

Сравнение сюжета Веретено Было: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 14

Сравнение сюжета Волшебный сон Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 15

Сравнение сюжета Принц Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Русская народная сказка «волшебное зеркальце» Не был: Братья Гримм «Шиповник»

Слайд 16

Сравнение сюжета Концовка- торжество добра и справедливости В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 17

Результат: Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости

Слайд 18

Вывод: Цель работы достигнута, доказано наличие «бродячего сюжета» в сказках о спящей царевне

Слайд 19

Использованные ресурсы dic.academic .ru -словарь литературоведческих терминов lukoshko .net — тексты сказок

Слайд 20

Реальный продукт Моя сказка о спящей красавице

Тема

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цель

Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Задачи

Образовательные: обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие: Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к книге, к чтению, способствовать формированию положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой. 

Тип урока

Урок ознакомления с новым материалом

Технологическая карта урока

1.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний.

Учитель читает строки из сказки А.С. Пушкина

— Ребята, скажите кто автор этих строк?

«…Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…»

Дети мы с вами уже не первый год изучаем творчество великого русского писателя А.С. Пушкина. Вчера выполняя домашнюю работу вы познакомились с новой сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Давайте проверим насколько внимательно вы её читали. Перед вами на столах лежат кроссворды. Сосредоточьтесь и ответьте на вопросы работая в парах.

Внимательно слушают учителя.

— Александр Сергеевич Пушкин (Слайд 1)

Решают кроссворды в парах.

3

Постановка целей и задач

-Ребята, прежде чем преступать к работе с текстом давайте разберёмся к какому литературному жанру относится наше произведение?

Действительно, сказка! Мы уже это понимаем прочитав название. Но как говорят: «Доверяй, но проверяй!»

— Вспомните, какие бывают сказки? К какой группе мы можем отнести нашу сказку?

— В чём разница между этими двумя видами сказок? Разделимся на группы. Первая группа расскажет о авторских сказках, а вторая о народных.(Слайд 5)

-А на какие группы мы можем поделить сказки по содержанию? К какой группе относится наша сказка?

(Слайд 6)

-Какие признаки таких сказок вызнаете?

-Какие волшебные предметы или необычные помощники нам встречались в сказке?(Слайд 8-10)

-Совершенно верно? Я уверена, что мы сможем вспомнить ещё несколько признаков.

— Недавно мы читали сказку П.П. Ершова «Конёк-горбунок». Сможете ли вы найти в ней троекратные повторы?

— Всё верно:

«…Три котла больших поставить

И костры под них сложить.

Первый надобно налить

До краёв водой студёной,
А второй —
Водой варёной,
А последний — молоком,
Вскипятя его ключом…»

-Найдите пожалуйста троекратный повтор в сказке Александра Сергеевича.

-Ну и конечно ни одна сказка не может обойтись без борьбы добра со злом. Есть такая фраза «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сказка

-Авторские и народные. Наша сказка авторская.

1 группа:

Всегда известно кто их написал. Они существуют только в одном варианте. Нельзя определить когда была написана

2 группа:

Автор неизвестен. Есть несколько вариантов, так как передавалась из уст в уста. Можно узнать когда была написана сказка.

— Бытовые, о животных. Наша сказка волшебная.

1. Зачин (Начало)(Слайд 7)

2. Наличие волшебных предметов, помощников.

Зеркальце царицы, отравленное яблоко, королевичу помогали Солнце, Ветер и Месяц

3. Троекратный повтор.

— У старика было три сына: Данило, Гаврило, Иван. Три раза они выходили на караул. Кобылица обещает родить Ивану трёх коней, через три дня. Для омоложения нужно было искупаться в трёх котлах.

— Царица расспрашивает зеркальце три раза, у королевича Елисея три помощника: Солнце, Месяц и Ветер.

4. Развязка. Обычно всё заканчивается свадьбой или пиром.

5. Добро побеждает зло.

— Разбираться, что такое добро, что такое зло.

Определить положительных и отрицательных героев.

4

Физминутка

Читает стихотворение показывая движения

«Царь Горох»
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

Повторяют движения за учителем

5

Изучение нового материала. Работа с текстом.

-А кто мне скажет, что такое добро, а что такое зло?

— Вспомните, что такое антонимы?

-Можно ли сказать, что «добро» и «зло» являются антонимами?

— Определите, добрых и злых героев сказки.

— Наша с вами задача, сейчас определить, у кого из персонажей очень ярко видны положительные и отрицательные черты.

— Да они можно сказать что они главные герои сказки. Ведь без них не получилось бы описать основные события в сказке.

Начнём читать по цепочке начиная с первой колонки и отмечать карандашиком описание наших главных героинь. Ребята на чётном ряду отмечают описание Царицы, а на нечётном ряду описание Царевны.(Слайд 11-12)

— Что значит ломлива?

— Своенравна?

Откройте свои тетрадки, разделите страничку на две части и запишите с одной стороны то какой была Царица.

-Что значит кроткий нрав?

Запишите в тетрадях с другой стороны какой была Царевна.

-Какие средства выразительности использует авто, чтобы описать героинь?

— Какие отношения были между ними?

— Почему она не любила Царевну?

— В каких строчках мы это можем увидеть?

— Что значит «Чёрная» зависть? Завидовать по-чёрному?

-А можно завидовать по- доброму?

-Правильно, это мотивирует вас к тому, чтобы сделать первые шаги, к тому чего вы желаете.

— Найдите в тексте к чему привела «чёрная» зависть Царицы?

— Завершился ли план Царицы?

— Почему Чернавка решила отпустить её? Что спасло Царевну?

-Обе наши героини были очень красивы внешне. Можно ли сказать тоже самое о их внутренней красоте?

-Давайте сделаем выводы. Как можно определить добрый человек или злой?

— Добро — что-то хорошее, положительное, добрые поступки, когда приносишь кому-нибудь счастье, радость, поддерживаешь близких.

Зло – что-то нехорошее, отрицательные поступки, когда кого-нибудь обижаешь, делаешь больно, приносишь беды и страдания.

Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные значения.

— Да, это противоположные по значению слова.

— Добрые: Царь, Царевна, богатыри, королевич Елисей, Месяц, Солнце, Ветер.

Злые: Царица, Чернавка.

-Царевна и Царица. Царевна очень добрая, а Царица постоянно злится и обижает царевну.

Определяют на каком ряду сидят. Читают по цепочке со страницы 71.

1.«…Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива…»

-Капризна, упрямая

Взбалмошный, поступающий по своему

Работают в тетрадях.

Царица — гордая, злая, хитрая, своенравная, ломливая, ревнивая, капризная, завистливая.

2. «… Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…»

Тихий, скромный, не вспыльчивый характер.

Царевна — добрая, трудолюбивая, кроткая, милая, скромная.

-Эпитеты.

— Царица не любила Царевну.

— Она ревновала. Царевна была молода, красива, её все любили. Царица ей завидовала. Она тоже была красивой, но злой. Любила только себя.

— «Она,
Черной зависти полна…»

— Это когда завидуешь по- злому. Желаешь чего-то плохого, тому у кого есть то, что хочешь ты.

-Можно, когда восхищаешься какому-нибудь достижению. Хочешь тоже так уметь.

«…Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,

Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам…»

— Нет, Чернавка отпустила Царевну.

— Чернавка, пожалела её. Царевна была добра, относилась ко всем хорошо, не держала ни на кого зла.

«Относись к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе»

— Так можно сказать только про Царевну, она положительный персонаж. А Царица – отрицательный персонаж, она «чёрной зависти полна»

-По тому как он поступает.

5

Закрепление. Самостоятельная работа с текстом.

-Мне кажется, что мы с вами поторопились когда отнесли Чернавку лишь в отрицательные персонажи. Найдите пожалуйста отрывок когда Чернавка заводит Царевну в лес. Подумайте Можем ли мы найти доброту в это девушке?

Работают с текстом. Понимают, что чернавка пожалела Царевну и отпустила. Это является добрым жестом.

6

Рефлексия.

— Сказка — ложь, да в ней намек. Чему вас научила эта сказка?

Сегодня на уроке:

Я познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

Делают выводы.

7

Домашнее задание.

Выразительное чтение сказки, подготовка к пересказу

Стр. 90 вопрос 5 (в тетрадь)

Записывают задание в дневник.

План урока:

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

История написания «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Фольклорные истоки сказочного сюжета. Отличие литературной сказки от народной

Одной из самых замечательных сказок А.С. Пушкина стала созданная в Болдино в ноябре 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сказка со схожим сюжетом о заблудившейся в лесу царевне и 12 братьях была записана Пушкиным по рассказу няни Арины Родионовны Яковлевой во время ссылки в Михайловском. Сюжет пушкинской сказки также напоминает фабулу[1] сказки «Белоснежка и семь гномов» из сборника братьев Гримм. Так источником для литературной сказки Пушкина стали русская и немецкая народные сказки.

Пушкинская сказка обрела новое звучание, она наполнена духовным смыслом, раскрывает вечную тему человеческих взаимоотношений, любви, дружбы,прославляет преданность и верность. Героями сказки стали не гномы-карлики, а воины-богатыри, что придало национальный колорит сюжету. Сказка Пушкина отличается манерой изложения, это не прозаическое, а поэтическое произведение. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» вышла в 1834 г. в литературном журнале «Библиотека для чтения».

pushkin i nyanya v mihailovskom
Пушкин с няней в Михайловском

Описание сказочных событий. Образы царицы-мачехи и царевны

Характеристики богатырей и королевича Елисея Авторское отношение к героям

В сказке, записанной братьями Гримм в 1812 г., одна сюжетная линия, завязанная вокруг главной героини Белоснежки. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» многоплановый сюжет: рассказ о рождении дочери в царской семье и смерти царицы, история разговоров второй жены царя с волшебным зеркалом; судьба царевны, ее жизнь в лесу у богатырей, гибель и возрождение; скитания королевича Елисея в поисках невесты. Для Пушкина важны не только цепь событий, но и характеры героев, картины природы, детали обстановки.

Обладая чертами фольклорной сказки, «Сказка о мертвой царевне» как литературное произведение имеет авторский голос, ее герои наделены психологическими характеристиками. Пушкин создал образы-характеры, выразив собственное авторское мнение, в народных сказках хорошим и плохим персонажам оценка дана с общепринятой точки зрения.

Представления народа об идеале женщины отражены в образе царевны, которая красива не только внешне, но и духовно. Она ведет себя не как особа царского происхождения, а как трудолюбивая «хозяюшка», которая печь затопит, в тереме уберет и приготовит еду. Она «нраву кроткого», чтит христианские обряды, «засветит Богу свечку» под образами. Героиня наделена индивидуальными чертами, ее облик, речь, особенности поведения детально описаны. Она «белолица» и «черноброва», «всех милее», «всех румяней и белее». По ее речи богатыри сразу догадались, что «царевну принимали» в своем доме, а не простолюдинку. Царевна доверчива и сострадательна, о чем свидетельствует эпизод с нищенкой, с которой она поделилась хлебом. Для характеристики скромной и доброжелательной царевны часто используются слова со значением «тихо»: «тихо молвила», «тихомолком расцветая», «тихонько заперла», «тихонько улеглась», «тиха, свежа лежала» и пр.

carevna i bogatyri

Царевну все любят: царь «тужит» по дочери, богатыри «милую девицу полюбили», служанка Чернавка, «в душе любя», не смогла оставить ее связанной в лесу на погибель. Даже преданный пес бегает за царевной, «ласкаясь», и погибает, пытаясь спасти жизнь своей хозяйке.В образе царевны изображена не только героиня сказки, в нем художественно воплощен и женский идеал самого автора. Авторское расположение к главной героине, любовь и восхищение ее нравственным совершенством переданы в определениях: «моя душа», «милая девица», «красавица – душа» и пр.

Если добродетельные качества людей в сказке Пушкина отражены через любовь к ближнему, то человеческие пороки показаны прежде всего через любовь только к самому себе, себялюбие. Положительной оценки автора и других персонажей лишена новая царица, мачеха царевны. Она красива: «высока, стройна, бела». Но характер у нее непростой: «горда», «своенравна и ревнива» была царица. Она тщеславна, но не уверена в себе, ей постоянно нужно подтверждение, что она самая красивая на свете. Для самоутверждения она обращается к волшебному зеркальцу, которое безучастно к самолюбованию царицы, невольно правдивым ответом провоцирует гнев мачехи на падчерицу. Переполненная «черной зависти», царица в гневе велит своей служанке свести девушку в глушь леса на «съедение волкам».

carica i zerkalo

Услышав, что царевна спаслась, мачеха под видом старой монахини находит ее и губит, угостив отравленным яблоком. Образ царицы невольно соотносится с наливным, румяным, красивым, но ядовитым яблочком. Пушкин показал, что внешне привлекательный человек, исполненный яда зависти и злобы, лишен красоты души. Пушкиным в образах главных героинь олицетворены понятия добра и зла, отражена основная идея народных сказок о торжестве добра над злом. Царевна вознаграждена счастьем за добродетель, любовь и преданность. Мачеха, потеряв смысл жизни, который был для нее в том, чтобы оставаться первой красавицей, губит себя собственной завистью и умирает от тоски. Она слепо верила в свою вечную молодость и красоту, забыв о подлинной душевной красоте. Сказка учит, что доброта по сути наивна и доверчива, она нуждается в защите от коварства и подлости зла, которое все же обречено, само себя уничтожает.

carevna i chernica

Множество положительных качеств отражены в образах богатырей, «семи румяных усачей». Внешность суровых богатырей, живущих отшельниками в лесу, свидетельствует о крепком здоровье и добром нраве. Богатыри промышляли охотой, охраняли свою землю от врагов. Они доброжелательны и гостеприимны, приняли в свою семью попавшую в беду девушку, дали ей приют, окружили заботой, стали для нее братьями. Благодаря богатырям царевна смогла выжить в лесу. У царевны и богатырей сложились задушевные отношения: им она «не прекословит», «не перечат ей они». Искренне полюбив девушку, они делают ей предложение стать женой одному из них. Но узнав, что у царевны есть жених, смиренно принимают свою участь.

Темой верности пронизана история королевича Елисея, который помолившись «усердно Богу», отправился в одиночку на поиски своей пропавшей суженой. Это единственный персонаж, которому автор дал имя. Самым известным человеком с именем Елисей был библейский пророк, который совершал чудеса, в том числе воскрешение человека. Это популярное на Руси имя среди христиан означало «Бог – спасение». Имя королевича подчеркивает его роль спасителя царевны.

Благородный юноша был настойчивым, не отчаивался от неудач, терпеливо продолжал свой путь, несмотря на трудности. Как в русской волшебной сказке автором использован закон троекратных повторов. Королевич трижды спрашивает силы природы о своей невесте. От ветра Елисей узнает, что его любимая мертва и лежит в хрустальном гробу в пещере. Разбив гроб, он воскрешает царевну силой своей любви.

Волшебные и житейские темы гармонично переплетены в пейзажах сказки. Королевич Елисей, подобно героям древнерусского эпоса, в поисках разгадки тайны исчезновения невесты обращается к природным стихиям: «красну солнцу», «месяцу ясному», «ветру буйному». Солнце, месяц и ветер представлены как живые существа, которые обладают человеческими качествами, владеют речью. Преклоняясь перед могуществом сил природы, королевич сначала с почтительностью восхваляет их, только потом просит о помощи.

korolevich elisei

Поэтика и своеобразие языка сказки Пушкина

Пушкин с большим интересом изучал народное творчество, пытаясь познать стремления, идеалы и интересы народа. Он обращался к народной поэтической стихии, хранившей веками нравственные устои и традиционные представления о правде, добре и справедливости, народное понимание тайн законов бытия. Сочинение сказок в народном духе в творчестве Пушкина занимало особое место. За кажущейся простотой сюжетов сказок Пушкина в них скрыт глубокий смысл. Сказка, как мир вымысла и чудес, давала простор для разговора с читателем, возможность изложить нравственный кодекс[2], которому следовал сам поэт.

Пушкина восхищал народный язык своей напевностью и выразительностью, он стремился его сохранить, придавая ему своей литературной обработкой новые грани. Значительную роль в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»играет речевая организация. Автор, словно перевоплотившись в народного сказителя, повествует о событиях прошлого, прибегая иногда к описаниям внешности персонажей, деталей обстановки или рассуждениям. Литературный язык сказки близок к народному говору, включает элементы разговорного стиля и фольклорного сказа, различные архаизмы[3] и историзмы[4], передающие дух старинного времени: «черница[5]», «очи», «пожаловать», «кручиниться[6]» и пр. Использованы характерные для народных сказок речевые обороты: «царь-отец», «путь-дорога», «ждет-пождет», «мед-пиво пил» и др.

Непринужденная повествовательная манера дополняется монологами и диалогами героев. Речь персонажей отлична от привычной сказочной, она является одним из средств обрисовки характера, раскрывает внутренний мир героев, объясняет их поступки.  Например, обращаясь к зеркалу,царица его называет то «свет мой», то «мерзкое стекло». Эти обращения говорят о вздорности и нетерпимости мачехи, нежелании слышать правду.

Пушкинские сказки стали наследницами народных сказок. Поэт, сохраняя фольклорную самобытность, придал прозаическому жанру сказки стихотворную форму. Он создал новый поэтический язык, используя в литературном языке слова из народной речи. Пушкин опоэтизировал обыденные вещи, которые ранее не принято было воспевать в поэзии, далекие от дворянской сферы народную культуру и быт. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» стала не только шедевром искусного словесного мастерства Пушкина, она глубока и поучительна по своей сути.

Словарь

Фабула – основа сюжета, история.

Кодекс – закон, норма.

Архаизм – слово, которое вышло из употребления, в современном языке у него есть синоним (Например, «очи» — «глаза»).

Историзм – устаревшие слова, обозначающие предметы или явления прошлого, не существующие в настоящем. (Например, «черница»).

Черница – так звали в народе монашек из-за черного одеяния.

Кручиниться – печалиться, горевать

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина,
    смысл противопоставления злой царицы и царевны,
    красоты внешней и внутренней, роли
    художественно-изобразительных средств в сказке;
  • развивать навыки выразительного чтения,
    лексической работы, работы с иллюстрациями;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная
презентация.

ХОД УРОКА

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Жизнь Александра Сергеевича Пушкина
трагически оборвалась более полутора веков
назад, но свет его ума, тепло и задушевность его
поэзии согревают наши души и сегодня. Слайд № 1.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Выразительное
чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина
“Няне”.
Слайд №2.

1. Беседа по первичному восприятию
“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”
А.С.Пушкина. Слайд №3.

— Ребята, расскажите, какие факты жизни и
творчества Александра Сергеевича Пушкина вам
известны?

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на
протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин
старался понять интересы народа, мечты, идеалы,
нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и
народные обряды, просил няню снова и снова
сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин
не ограничивался задачей пассивного изучения
народной поэзии: он стремился проникнуть в неё,
творчески овладеть её содержанием и формой. И это
ему удалось настолько, что некоторые его
произведения в народном духе (например, “Песни о
Стеньке Разине”) принимали за подлинно народные.

Слайд №4.

— Дайте определение “сказки”, расскажите,
какие они бывают, из чего состоят.

Слайд №5.

— Составьте цитатный план.

  • “Царь с царицею простился..”
  • “Царь женился на другой..”
  • “Но царевна молодая тихомолком расцветая..”
  • “А царевна все ж милее..”
  • “Вот Чернавка в лес пошла..”

2. Разгадывание кроссворда.

Слайд №6.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

— Тема нашего сегодняшнего урока “Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.
Пушкина”. Запишите тему в тетрадь.

— Сегодня на уроке мы должны проанализировать
образы царевны и царицы в сказке и понять в чем
смысл противопоставления героинь, каково
отношение автора к героиням, ну и, конечно,
рассмотреть ваше отношение к данным образам.

— И вот сейчас мы с вами посмотрим, насколько
хорошо вы знаете сказки Александра Сергеевича
Пушкина.

— Ребята, а с какой сказкой Александра
Сергеевича мы начали знакомиться на прошлом
уроке?

— Докажите, что это произведение – сказка.

1. Слайд №7.

— Вы говорите, что в сказках обязательно идет
борьба добра и зла. Есть ли эта борьба в “Сказке о
мёртвой царевне и о семи богатырях” А.С.Пушкина?
И между кем она идет?

2. Анализ содержания сказки.

— С нашими героинями мы знакомимся с самого
начала сказки. Откройте сказку в учебнике.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов
“Царь с царицею простился…” до слов “И к обедне
умерла”.

— Назовите слова и выражения, свойственные
народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу,
ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька,
издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация.
Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая
няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его
царицей подчёркивается грустное настроение
царицы? (Ожидание царицы томительно: она
“ждёт-пождёт”, “Очи разболелись глядючи”.
Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение
героини.)

Выразительное чтение отрывка от слов “Правду
молвить, молодица…” до слов “Гордо в зеркальце
глядясь”.

— Какие слова передают отношение автора к
другой царице? (Горда, ломлива, своенравна,
ревнива).

— Объясните лексическое значение слова
“ломлива”? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к
зеркалу? Почему? (“Ты, царица, всех милее…”
Царица тщеславна, она считает себя самой
красивой и постоянно хочет слышать
подтверждение этому. Однако при всей своей
красоте она не уверена в себе. Зеркальце
необходимо ей для самоутверждения. Таким
образом, автор показывает внутреннюю
несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте
сказки?

И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом “и”,
раскрывают самые разные значения слова
“ломлива”. Царица любуется собой, она подвижна и
весела).

Слайд №8.

3. Лексическая работа

— Скажите, как вы понимаете слова:

  • Нрав – характер, душевные качества.
  • Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
  • Гордый – сознающий своё превосходство.
  • Ломлива (от глагола “ломаться” – упряма,
    капризна.
  • Своенравный – упрямый, поступающий так, как
    вздумается.
  • Ревнива – здесь: мучительно желающая быть
    лучшей.

— Какие качества вы еще можете добавить от себя
каждой героине? Назовите.

— А какие общие черты их соединяют?

— Ребята, скажите, почему повествование о
царевне поэт начинает с противительного союза
НО?

— Какие средства выразительности использует
автор, показывая образы царицы и царевны?
СРАВНЕНИЕ, АНТИТЕЗА.

— Давайте прочитаем следующий эпизод и
проанализируем его.

4. Выразительное чтение эпизода от слов
“Чёрт ли сладит с бабой гневной?” до слов “За
невестой молодой”.

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к
царице?

— Что происходит с царевной в лесу?

5. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича
(с.109 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?

6. Выразительное чтение фрагмента от слов
“И царевна очутилась…” до слов “И тихонько
улеглась”.

— О каких качествах героини рассказывает этот
эпизод?

Слайд №9.

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на
крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо
воспитанную и, главное, любящую и умеющую
трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, “дом
царевна обошла, всё порядком убрала, засветила
Богу свечку, затопила жарко печку…”.

Пушкин, перевоплотившись в народного
рассказчика, уверенного, что именно так ведут
себя “хорошие” царевны, продолжает: “Вмиг по
речи те спознали, что царевну принимали…”.
Подробно развивается эпизод пребывания
красавицы царевны в доме семи богатырей,
“румяных усачей”, которые скоро полюбили её.

7. Выразительное чтение отрывка по ролям от
слов “Братья милую девицу полюбили…” до слов
“Стали жить да поживать”.

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом
эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая
нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что
царевна жива?

— О том, что же было дальше, мы узнаем, просмотрев
фрагмент мультфильма данной сказки.

Слайд №10.

8. Просмотр мультфильма до Елисея.

— Почему автор так внимательно следит за каждым
движением героини? В каких строчках проявляется
отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую
роль они выполняют в тексте?

— Каким настроением проникнута сцена прощания
богатырей с названой сестрицей?

— Чем заканчивается сказка? Краткий пересказ.

IV. Подведение итогов урока.

— Ребята, мы увидели, что царица-мачеха
противопоставлена царевне. Чем отличаются
героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл
противопоставления? (Между царевной и царицей
есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны,
автор подчёркивает, что красота души важнее
всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её
гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как
отвратителен может быть внешне привлекательный
человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в
защите; зло коварно, подло и жестоко, но
изначально обречено).

Слайд №11.

— Обобщите образы в синквейне о царице и о
царевне.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Слайд №12.

V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов “За невестою своей…” до слов “Или
след её заметил”;

— от слов “Тёмной ночки Елисей…” до слов “Не
печалься же, прощай”;

— от слов “Елисей, не унывая…” до слов “В том
гробу твоя невеста”,

Ответить на вопросы стр.126 -128.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест по “Сказке о мёртвой царевне и о семи
богатырях” А.С. Пушкина.

Выполните тест, обведите в овал правильный
ответ.

1. Царевна родилась под Рождество:

ДА НЕТ

2. Волшебное зеркальце новой царицы умело петь:

ДА НЕТ

3. В приданое царевна получала семь городов и
сто сорок теремов:

ДА НЕТ

4. Чернавка не сгубила царевну, потому что та
пообещала девушке щедрый подарок:

ДА НЕТ

5. “Одному женою быть, прочим ласковой сестрою…”.
Эти слова принадлежат младшему из семерых
братьев-богатырей:

ДА НЕТ

6. Царевна подала нищей монахине хлеба:

ДА НЕТ

7. Кличка пса, который охранял царевну, — Соколко:

ДА НЕТ

8. Братья положили царевну в золотой гроб:

ДА НЕТ

9. Елисей спрашивал про свою невесту у деревьев:

ДА НЕТ

10. Мачеха умерла от тоски, когда узнала от
волшебного зеркальца, что царевна жива:

ДА НЕТ

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да Нет Да Нет Нет Да Да Нет Нет Да

Разработка учебного занятия

Урок – исследование

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?

Выбор темы объясняется тем, что Программа содержит тезис:  «Близость сказки Пушкина  к народным сказкам…». Всем известно, что истоком пушкинской сказки послужила народная, записанная поэтом со слов  Арины Родионовны. Существует ряд научных работ, содержащих глубокое исследование пушкинских сказок, которые рассматриваются как единая художественная система, как непосредственно опирающаяся на фольклор неотъемлемая часть художественного мира Пушкина. Например, статья «Добрым молодцам урок» в книге В.С.Непомнящего «Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине» (М., 1983г.)

Но пушкинский мир бесконечен. Сопоставление фольклорных записей Пушкина и его сказок, сопоставление не источниковедческое,  а стилистическое – наименее изученная сторона проблемы. А для развития подростков – читателей это интересно и важно: посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает.  Так родилась тема  исследования.

Актуальность темы. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению  знаний о традициях и новаторстве в народной и литературной сказке.

Новизна нашей работы в том, что материала по сравнению сказки А.С. Пушкина и  народных сказок в учебниках литературы нет, и он может  быть использован как преподавателями, так и обучающимися школы.

Гипотеза. Мы предполагаем, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина – самостоятельное произведение, очень близкое к народной сказке, записанной поэтом со слов  Арины Родионовны, а не обработанный повтор народной сказки.

Объект исследования. Тексты: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, запись народной сказки в десятитомном собрании сочинений Пушкина.

Цель:  сравнение сказки  А.С.Пушкина с народной сказкой, выявление сходства и различия между ними .

Задачи: 

1.  Прочитать сказки.

2. Выбрать эпизоды для сравнения.

3.  Выявить родство этих сказок.

5.  Установить сохранение традиций народной сказки в литературном  произведении.

 6.  Обобщить результаты сравнения, сделать  выводы.

7. Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру.

8. Прививать интерес к  исследовательской работе.

9. Способствовать развитию подростков – читателей.

Форма  исследования:  аналитическая беседа по тексту.

Оборудование:

1. Тексты сказок:

А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

запись народной сказки «Волшебное зеркальце»  из десятитомного  собрания сочинений Пушкина.

2.Видеоряд.

Предварительная подготовка: прочтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина и  записи народной сказки «Волшебное зеркальце» в десятитомном собрании сочинений Пушкина.

Основная часть

1. Слово учителя.

Осенью 1833 года, находясь в Болдине, поэт  создал «Сказку о мертвой царевне…» — одну из наиболее известных и детям, и взрослым.  Многие исследователи сказок Пушкина считают, что  сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов»  братьев Гримм. Братья Гримм написали сказку о Белоснежке в 1812 году, основываясь, как считалось, на древней немецкой легенде.  Если посмотреть, то промежуток между годами не велик! Всего 21 год! Поэтому вполне правомерно считать, что Пушкин написал сказку со слов своей няни Арины Родионовна. Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”  

Сегодня мы, прочитав обе сказки, выдвигаем гипотезу: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина – самостоятельное произведение, очень близкое к народной сказке, записанной поэтом со слов  Арины Родионовны».

2. Аналитическая беседа

 — Какой эпизод в сказках вам особенно понравился?

/ Ребятам нравится эпизод, когда царевна встречается с братьями – богатырями. Нравится, может быть, потому что здесь так светло нарисованы добрые отношения, а родственная ласка и забота выступают не как плата за что – то, а как подарок, которого заведомо достоин даже незнакомый человек

Вот как звучит это место в сказке няни:

«…царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его – 12 братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто – то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь наш отец родной, али брат названый; коли женщина, будь нам мать, али сестра…»

Ученики:

— Богатыри сразу догадались, что пришел кто – то хороший: все убрано.

— И У Пушкина так же: «Все в порядок убрала…»

— Только у него подробнее: «Засветила богу свечку, затопила жарко печку…»

— У Пушкина больше сказано, как братья пришли, как они обрадовались и стали спрашивать…

Читаем у Пушкина:

Входят семь богатырей, семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто – то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать, —

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица.

Ученики замечают, что у Пушкина – 7 богатырей, а в няниной сказке – 12. Почему?

Поспорив, объясняют это тем, что 7 – число «волшебное», в сказках чаще всего встречаются числа 3 и 7.

Ученица делает довольно тонкое наблюдение: « Пушкин в этой сказке любит слово «румяный». И богатыри у него все румяные и про гостя сказано: «Коли парень ты румяный…».

—  И царица все допытывалась у зеркальца:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Размышляем. Приходим к выводу:

— Поэт, как и народ, любит здоровье; здоровый человек – веселый, бодрый. Да и для красоты здоровье – главное; недаром сложена пословица: « Не спрашивай здоровье, а глянь на лицо». Румяные щеки – ясный признак здоровья. Этот цвет – нежный, алый – окрашивает утреннюю зарю, яблоко, лепестки розы. И когда о лице говорят румяное, его словно бы сравнивают с тем, что в природе бывает румяным.

— Но ведь и ядовитое яблоко, которое царевне подбросили. тоже румяное! – осенило вдруг одного из учеников.

Новая задача для размышления.

— Потому и взято было для отравы такое яблоко, что румяный бочок каждого привлечет: и полюбуешься, и откусить захочешь.

Самый внимательный ученик ставит перед классом задачу:

— В няниной сказке богатыри говорят:  «…коли мужчина, будь нам отец родной», а у Пушкина по- другому: «Коль ты  старый человек, Дядей будешь нам навек…» Почему не отец, а дядя?

— В отцы не захотели никого принять.

— У семи богатырей отец жив – здоров, только Пушкин не упомянул об этом.

— Богатырям в качестве предводителя полагался именно дядя.

Тут вспомнили вступление к поэме «Руслан и Людмила»:

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

Учитель:

— Вспомните сказку С.Т.Аксакова «Аленький цветочек», имеющий несомненный фольклорный источник (подзаголовок «Сказки ключницы Пелагеи». В ней тоже упоминается не отец, а дядя. Можно предположить, что и Пушкин изменил, уточнил запись народной сказки в соответствии с известными ему фольклорными законами.

3. Далее переходим  к различию форм сказок и говорим о стихах и прозе.

— Проза, как и стихи, отличается от обычной разговорной речи: она строится по своим правилам, она складная, умная, красивая. А у стихов к тому же есть еще и мерный ритм, есть своя музыка – перекличка рифм, одинаковых и сходных звуков.

— Найдите описание яблока:

…Оно,

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто…

— У Пушкина описание яблока круглое, как само яблоко, потому что очень много букв «О».

-Давайте посчитаем. В трех строчках одиннадцать раз повторено «О», да какое полновесное: ведь и рифма конается на «О».

— Пушкинская сказка более поэтична.

— А каков финал сказок?

/ Финал в сказках одинаковый: пробуждение царевен, свадьба, пир.

4. Подведение итогов исследования:

 — Что же роднит пушкинскую сказку с народной ?

1. Как и в народной, есть сказочный зачин и концовка.

2. В обоих – сюжет волшебной сказки, волшебные силы и  предметы.

3. В основе сказок —  борьба добра и зла: добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.

4. Использование  магических чисел.

5. Герои делятся на положительных и отрицательных.

6. Язык пушкинской сказки очень близок к народному языку.  Многие слова как будто произнесены сказителем: «Аль откажешь мне в ответе? », «Начал жить да поживать», «Ждет-пождет», «Инда очи разболелись, глядючи».

— А что новое, свое, привнес в «Сказку о мертвой царевне…» поэт?

—  Русские народные сказки написаны в прозе, не очень большие по размеру, т.к. это жанр устного народного творчества. Их рассказывали, пересказывали, передавали из уст в уста. Проза ближе к разговорной речи, нежели стихи. У Пушкина же это стихотворное произведение.

Есть авторская оценка героев. Оно передается через описание героев — это признак литературной сказки. Кроме этого, Пушкин передает собственное отношение к царевне словами «моя душа», к мачехе —  через цвет: «на черное дело посылает чернавку, черницу», она «черной зависти полна».

Таким образом, проведенное исследование подтверждает нашу гипотезу, что между сказками больше общего, чем различного. В пушкинской — русский дух, народные образы и язык, увлекательный сюжет, интрига. Пушкин воспринял от народной  сказки гуманистические идеи и веру в победу добра и справедливости. Его сказка – прямая наследница народной сказки. Но, обратясь к народной  сказке, А.С.Пушкин творчески переработал фольклорные элементы, соединил народные сказочные традиции и литературное новаторство, создав самостоятельное произведение, а не обработанный повтор народной сказки.

5. Домашнее задание: Подготовить художественный пересказ понравившегося эпизода или выучить наизусть отрывок.

  • Троекратное повторение в сказке о рыбаке и рыбке
  • Троекратные повторы в сказке ашик кериб
  • Троекратное повторение в сказке царевна лягушка
  • Троекратное повторение в сказке это например
  • Троекратное ура как пишется