Троекратные повторы в сказке морозко

Деятельность учителя 1. подготовительная работа. основа на восприятии текста. сказка морозко русская народная сказка. и мы с вами будем

Деятельность учителя

 1.
Подготовительная работа. Основа на восприятии текста.

Сказка
«Морозко» — русская народная сказка. И мы с вами будем читать её в
пересказе Алексея Николаевича Толстого.

В
его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя
снежных полей и лесов. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем
русской народной сказки «Морозко».

Давайте
мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера
длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины
мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок
вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за
окном свистит ветер…

 Но
сначала давайте узнаем значение некоторых слов, которые встетятся вам в тексте.

2.
Словарная работа

Мачеха
– не родная мать.

Падчерица
– не родная дочь.

Скотина

четвероногие
домашние сельскохозяйственные животные
.

Затужил–
опечалился, заплакал.

Озноб
дрожь от
ощущения холода.

Рогожа
– грубая ткань.

Окостенеть
– замерзнуть до смерти

Первичное
восприятие

Внимательно следите за чтением.

Учитель
выразительно читает сказку


Ребята, вам понравилась сказка? Что вам в ней особенно понравилось?


Кто из героев вам больше понравился?


А кто не понравился?

5.
Повторное чтение


А теперь каждый самостоятельно прочитает эту сказку. Только негромко,
вполголоса, чтобы не мешать соседу

6.
Анализ произведения


Итак,
мы с вами прочитали русскую народную сказку «Морозко». Скажите,
каких героев можно назвать положительными? А отрицательными?


Почему мы говорим, что падчерица — положительный персонаж?


Докажите это отрывком из текста.


А почему мачеха — отрицательный персонаж?


Кого падчерица встретила в лесу?


Давайте прочитаем по ролям диалог Морозко и падчерицы.

-Как
вы думаете, почему девушка говорила, что ей тепло?


Да, все верно


Как Морозко наградил девушку?


А что случилось, когда мачеха увидела, с каким богатством приехала её
падчерица?


Как повела себя дочка мачехи? Давайте прочитаем этот отрывок по ролям.


Почему эта героиня не получила от Морозко подарки?


А какой мы видем в сказке мачеху?


А каким нам показывают старика-отца?


Ребята, как мы знаем, «Морозко» — это сказка. Но не простая, а
русская народная.


Какие виды русских народных сказок мы с вами знаем? О чём они могут быть?


К какому виду мы с вами отнесём сказку «Морозко»?


Что же в ней волшебного?


Внимательно посмотрите, сколько раз Морозко спрашивал у девушек, тепло ли им?


Верно. Троекратные повторы  — одна из многочисленных особенностей волшебных
сказок.


Найдите в тексте, как называет девушек Морозко? Встречали ли вы похожие слова
в других сказках?


А кто же оказался «победителем» в этой сказке? Добро или зло?


Верно. Победа добра над злом вы встретите почти в каждой сказке. Как и сюжет,
где есть добрая падчерица, злая мачеха, её ленивая и капризная дочь, а также
слабый отец. Какие сказки с подобными персонажами вы можете назвать?


Итак, давайте назовём особенности сказок, которые мы сегодня узнали и нашли в
сказке «Морозко».

Деятельность
учащихся

Высказывают своё
мнение


Девушка/падчерица

— Мачеха

— «Жужжащее»
чтение

— Падчерица, её отец.
Отрицательные — мачеха и её дочка

— Она трудолюбивая,
делала много работы по дому

— Падчерица и скотину
поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до
свету…

— Она плохо
относилась к падчерице и хотела её «со свету сжить», отправив в
зимний лес

— Морозко

— Девушка сидит под
елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит — невдалеке Морозко по елкам
потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели,
под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает:

— Тепло ли тебе,
девица?

Она чуть дух
переводит:

— Тепло, Морозушко,
тепло, батюшка.

Морозко стал ниже
спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

— Тепло ли тебе,
девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух
переводит:

 — Тепло, Морозушко,
тепло, батюшка.

Морозко еще ниже
спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

— Тепло ли тебе,
девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать
стала, чуть-чуть языком шевелит:

 — Ой, тепло,
голубчик Морозушко!

— Падчерица была
очень скромной девушкой, а потому не стала жаловаться, что ей холодно.

— Он подарил ей шубы,
«злато и серебро»

— Она отправила в лес
свою родную дочь.

— Старухина дочь
сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку
поскакивает, пощелкивает, на старухину дочь поглядывает:

– Тепло ли тебе,
девица?

А она ему:

– Ой, студено! Не
скрипи, не трещи, Морозко…

Морозко стал ниже
спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

– Тепло ли тебе,
девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, руки, ноги
отмерзли! Уйди, Морозко…

Еще ниже спустился
Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

 – Тепло ли тебе,
девица? Тепло ли тебе, красная?

– Ой, совсем
застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко
да так хватил, что старухина дочь окостенела.

— Потому что она
жаловалась, что ей холодно, ругала, оскорбляла и прогоняла Морозко.

— Злой, жестокой,
грубой, она любит только свою родную дочку, плохо относится к падчерице.

— Слабым, безвольным,
боязливым. Он слушается жену во всём, даже когда та приказывает отвезти его
родную дочь в дремучий лес на смерть.

— Волшебные (о
волшебстве), бытовые (о жизни), сказки о животных.

— Это волшебная
сказка.

— Морозко —
олицетворение зимы, мороза. Он может нагонять стужу, холод. А также в сказке
говорит собака.

— Три раза


— Девица, красная девица. Да, встречали.

— Падчерица. Она
олицетворяет добро.

— «Крошечка
Хаврошечка», «Золушка», и др.

— Троекратные
повторы, победа добра, «красны девицы», волшебство, говорящие
животные, сюжет, где есть мачеха и её дочь (злые), а также добрая падчерица и
слабый отец.

I.Оргмомент.

Мотивация.

активизация учащихся

1.Долгожданный
дан звонок –
   Начинается – урок.
 —Проверьте, всё ли готово у вас к  уроку.


Начиная новое дело, мы чего-то ждем, предполагаем.

— Чего вы ждете от урока?

2. 2.Речевая
разминка

— Проведем дыхательную разминку.

— Представьте, что перед вами маленькие
свечки. Вдохните и маленькими выдохами задуйте свечки.

— А теперь представьте, что перед вами одна
большая свеча. Вдохните и задуйте ее выдохом.

— На выдохе произнесите фразу:

Солнышко, повернись! Красное, разожгись!

Красное солнышко, в дорогу выезжай,

Зимний холод забивай.

Эмоциональный настрой на работу, интеллектуальная
разминка

II. Подготовка к работе на основном этапе

Введение в тему
урока.

создание условий для определения темы, формулиро-

вания цели и учебных задач урока

— Литература – это удивительная страна.

— Перелистывая страницы книг, мы совершаем
путешествие в прошлое, в будущее, переживаем вместе с героями.

— Она настолько разнообразна, что даже самый
привередливый читатель найдет для себя что-нибудь интересное и увлекательное.

— Сегодня мы продолжим литературное
путешествие, а вот в какую страну вы определите сами.

 а) Работа в парах                                                                                           

— Я предлагаю вам поработать в парах. У вас
на столах лежат белые листочки с кроссвордом.

— Отгадав слова кроссворда, вы догадаетесь,
о чем будем говорить на уроке.

По горизонтали:

1.Во что завернулась Дюймовочка от холода?
(лист)

2.Кто помогал Хаврошечке? (корова)

3.Как звали кота в сказке Алексея Толстого
«Золотой ключик или Приключения Буратино»? (Базилио)

4.Какого цвета гребешок у Петушка в народных
сказках? (золотой)

5. Волшебный предмет, который смастерил для
принцессы свинопас. (горшок)

6.В греческой мифологии богиня мудрости? (Афина)

image001

— Правильно,  сегодня мы с вами
отправимся в чудесную сказочную страну, а путеводной звездой станут слова,
которые подскажут тему нашего урока:

Сказка ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.


Вспомните, кто произнес эту фразу?  (А.С. Пушкин.)

Осознание
возникшей ситуации.

Учащиеся работаю
в парах над кроссвордом

III.Открытие нового (знания, способа действия)

IV.Реализация
построенного проекта

V.Первичное
закрепление

 обучение новым
способам деятельности

развивать умения
переносить знания в новые ситуации

закрепление
полученных знаний

Стр.84-87

а)
– Как вы думаете, о чем же мы будем говорить на уроке?


Вы правы, мы будем работать со сказкой А.А. Пушкина.


Давайте вспомним кратко о жизни Пушкина.


Послушаем наших литературных экспертов

(
выходят дети и кратко рассказывают о жизни А.Пушкина)

1.Александр Сергеевич Пушкин родился в
Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию.
И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась
очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии
и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он
перечитал всю библиотеку отца.

2.Учился Пушкин в Царскосельском лицее.
Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Дворец и лицей окружал прекрасный
парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен
всю жизнь. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.

3.В жизни маленького Пушкина русская стихия
жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария
Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика ласку,
тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, — это мир
душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца. Няня и бабушка обе близкие,
обе ласковые, чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим
русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец по вечерам перед сном,
будет крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо
старой няньки встанет перед ним.

Гимнастика
для глаз

Чтобы
нам не уставать, надо плюс нарисовать.

Забот у
нас немало – идем по красному овалу.

Зоркость
чтоб развить немножко, идем по синей мы дорожке.

Мы на
месте не стоим – по восьмерке побежим!

б) — Сегодня мы
начнем знакомиться со сказкой А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях»;

— А.С.
Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».


По своему
настроению, сказки А.С. Пушкина очень
близки народным сказкам.

— 
Как и в народных, в сказках А.С. Пушкина волшебное соединяется с реальностью,
ирония с лиричностью.


События, герои изображаются так, как изображались бы в сказках народных.

б)
Признаки волшебной сказки


Вспомните, какими признаками обладает народная волшебная сказка?

  • троекратные
    повторы: три сестры, три задания;
  • место действия:
    подземное царство, королевство;
  • различные
    превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных;
  • фантастические
    персонажи: ведьма, Змей Горыныч;
  • в трудную
    минуту героям помогают волшебные предметы, волшебные слова, чудесные
    помощники.

в) — Как вы
думаете, а откуда у поэта такая любовь к народному творчеству?

А.С. Пушкин с детства полюбил народные сказки, песни,
пословицы: всю жизнь он собирал, записывал, изучал их. Долгие зимние вечера
проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и с увлечением слушал
сказки. Нянины сказки, рассказы бабушки — все это глубоко запало в память и
душу великого русского поэта и стало источником собственного творчества.

Г) Чтение
сказки


В тексте нам встретятся слова, значение которых может вызвать затруднение.


Предлагаю вам найти их значение в словаре.


Некоторые линии сюжета сказки вам уже знакомы по народным сказкам.


Послушайте, и вспомните их.

д)
Сходство сказки с народными и сказкой Бр. Гримм


Что показалось знакомым?


А.С. Пушкин один из первых понял международный характер фольклора. И он с
особенным интересом останавливался на сюжетах, которые ему были известны и по
русским, и по западным источникам: «Салтан», «Мертвая
царевна». А.С. Пушкин разделял точку зрения братьев Гримм, считавших,
что поэзия сказок «: происходит из того вечного источника, который
покрывает росой всё живое».

— Попытаемся
выявить черты сходства, нашедшие отражение в сказках «Морозко»,
«Белоснежка» и «Сказка о мертвой царевне:»?

— Назовите
героев, встречающихся во всех трёх сказках?

— А какие события
вам показались похожими?

Физкультминутка

Дети
утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали,
приседали, белый гриб в траве нашли.

На
пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйтесь,
раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на
дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех?

Если
хочешь дотянуться, надо сильно потянуться.

Постановка
цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

Кратко рассказывают о жизни А.Пушкина

Учащиеся проговаривают , выполняя движения
головой руками

Личное
решение образовательной ситуации каждым учеником.

Демонстрация
своих образовательных умений

( Сказка А.С.Пушкина похожа на сказку
«Белоснежка и семь гномов» Братьев Гримм, а также на русские народные сказки
«Хаврошечка» и «Морозко» )

Мачеха, падчерица

Падчерица изгоняется из дома, находит приют
в лесу, благодаря помощникам избавляется от смерти, заканчивается сказка
торжеством добра и справедливости.)

VII.Рефлексия
учебной деятельности

развитие навыков
самоанализа

— Какая сказка из
рассмотренных нами на сегодняшнем уроке вам нравится больше остальных? (Все
три сказки интересны.)

— Как вы думаете,
пересказал А.С. Пушкин сказку братьям Гримм, используя при этом русскую
народную сказку «Морозко», или создал свою авторскую сказку?

(С одной стороны, в «Сказке о мёртвой
царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина отразился богатый и красочный
мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык. Но,
безусловно, А.С. Пушкин создал свою авторскую сказку, выразив собственные
идеалы, мысли.)


Создавая сказки, А.С. Пушкин стремился передать события, характеры героев с
точки зрения народа. Истинная красота — в сочетании высоких душевных качеств
с внешней красотой человека.


Эта идея выражается в столкновении царевны с царицей — мачехой, в борьбе двух
начал жизни — добра и зла.


А об этом мы поговорим на следующих уроках.


В начале урока вы говорили о том, чего ждете от урока.

-Ваши
ожидания оправдались?


Кто из одноклассников вам больше понравился во время урока, может даже
удивил?

— Дома
подготовьте выразительное чтение первой части сказки.

Самооценка
овладения главной идеей содержания учебного материала.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 85. 

УКМ «Перспектива»

1. Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный приём.

Мороз Иванович в сказке является волшебным персонажем. Он символизирует мороз. Но при этом показан автором как обычный человек: он говорит, ест, улыбается, обладает своим характером.

Этот приём называется олицетворением.

2. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? Сравните их поступки.

Рукодельница была работящей девочкой, которая не боялась никакой работы.

Ленивица ничего не хотела делать.

Поступки Рукодельницы: взяла пирожок, обтрясла яблоки, угостила Мороза, взбила перину, прибралась, починила платье.

Поступки Ленивицы: не вязла пирожок, не обтрясла яблоки, не угостила Мороза, не взбила перину, очень плохо готовила, укололась, не прибиралась.

3. Как к девочкам относится Мороз Иванович? Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?

Морозу Ивановичу понравилась работящая Рукодельница. Он отнёсся к ней с любовью и уважением, всё объяснял, показывал и наградил.

Ленивица ему не понравилась. Он пытался пристыдить девочку, сам приготовив еду, но это не подействовало. Он улыбался, потому что ему было смешно смотреть на такую лентяйку. И он её наказал.

4. Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

За хорошо сделанную работу и награда полагается хорошая — серебро и бриллиант.

А за плохой труд и награда такая же — ртуть и ледышки.

5. Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку?

Зелёная трава под снегом не вымерзает.

В глубоком колодце вода не нагревается.

6. Вспомните народную сказку «Морозко». Чем похожи и чем различаются народная и литературная сказки?

Сходства сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Героини — две девочки, работящая и ленивая.
  2. Они встречаются с Морозом.
  3. Хорошая девочка награждается.
  4. Плохая завидует и хочет тоже получить награду.
  5. Мороз наказывает плохую.
  6. Есть волшебный вестник — петух или собака.

Различия сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

  1. Мачеха и няня.
  2. Девочка спускается в колодец или её отвозят в лес.
  3. Девочка трудится на Мороза или просто говорит ему приветливые слова.
  4. Плохая девочка погибает.

7. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки.

Сказочный зачин: в одном доме жили две девочки.

Волшебные события: встреча с печкой, яблоней, Морозом Ивановичем

Испытание героев: труд у Мороза Ивановича.

Противопоставление героев: работящая героиня противопоставляется ленивой бездельнице.

Победа добра над злом: Рукодельница награждена, Ленивица опозорена.

Волшебный вестник: Петух.

Троекратные повторы: три дня прожили девочки у Мороза Ивановича.

8. Отличается ли окончание народной сказки от окончания литературной?

В финале литературной сказки Ленивица возвращается домой, но с сосулькой. В концовке народной сказки она погибает, замёрзнув в лесу.

9. Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия.

Пять смысловых частей сказки «Мороз Иванович», заглавия

  1. Две разные девочки. От начала сказки до истории с колодцем.
  2. Рукодельница в колодце. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  3. Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича. Работа на Мороза Ивановича, награда, возвращение.
  4. Ленивица отправляется за наградой. Спуск в колодец, встреча с печкой и яблоней.
  5. Безобразия в доме Мороза. Поведение Ленивицы у Мороза Ивановича, возвращение.

План части «Две разные девочки»

  1. Две девочки и няня.
  2. Заботы Ленивицы.
  3. Труды Рукодельницы.

План части «Рукодельница в колодце»

  1. Упавшее ведёрко.
  2. Печка и пирожок.
  3. Яблоня.

План части «Рукодельница в гостях у Мороза Ивановича»

  1. Угощение Мороза.
  2. Перина.
  3. Травка.
  4. Вопросы и ответы.
  5. Труды.
  6. Награда.

План части «Ленивица отправляется за наградой»

  1. Упрёки няни.
  2. Пирожок и Ленивица.
  3. Яблоня и Ленивица.

План части «Безобразия в доме Мороза»

  1. Невзбитая перина.
  2. Ужасное варево.
  3. Лень и безделье.
  4. Награда.

10. Перескажите сказку по составленному плану.

Пересказ сказки «Мороз Иванович» для 3 класса

Жили-были две девочки, Рукодельница и Ленивица.

Ленивица ничего сама не делала, всё на печи лежала. А за неё всё няня делала.

А Рукодельница весь день в трудах и заботах проводила, никогда не ленилась.

Однажды уронила Рукодельница ведро в колодец, а няня её за ним отправляет. Спустилась Рукодельница в колодец, а там печь и пирожок. Попросил пирожок его достать, взяла Рукодельница пирожок с собой.

А дальше яблоня стоит со спелыми яблоками. Обтрясла яблоки девочка и с собой взяла.

Пришла она к Морозу Ивановичу, угостила его пирожком да яблоками. 

А Мороз её просит перину взбить. Взбила Рукодельница перину, хотя руки у неё сильно мёрзли.

А Мороз показывает траву под периной и объясняет, что так он её от холода защищает. Много рассказал Мороз девочке, и про колодец в котором вода не нагревается, и про трубы, от которых угарный газ идёт.

А девочка трудилась на славу. И обед приготовила, и одежду починила, и прибралась в доме. А как уходить собралась — наградил её Мороз, дал ведро серебра и бриллиант.

Завидно стало няне, отправила она Ленивицу в колодец. А Ленивица пирожок не взяла, яблоки не отрясла, с пустыми руками к Морозу явилась.

Перину взбивать не стала, суп приготовила как попало, шить не умела, прибираться тоже.

И подарил ей Мороз ледышку из ртути.

11. Соотнесите основную мысль сказки с пословицей «Кто любит труд, того люди чтут».

 Основная мысль сказки «Мороз Иванович» в том, что работящих любят, а ленивых презирают.

Люди уважают тех, кто хорошо трудится, они их чтут. А тех, кто ленится не любит никто.

1

«Щелкунчик», «Двенадцать месяцев», «Морозко»: что посмотреть с детьми в театрах в новогодние праздники

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Зрители смогут посмотреть балет и послушать оперу, а также вспомнить любимые праздничные сказки.

В новогодние праздники взрослых и детей ждут в московских театрах. Гости смогут послушать шедевры итальянской и русской музыки, отправиться в сказочное путешествие и увидеть магические превращения.

Космическая музыка, балет и опера

Поход на балет «Щелкунчик» стал для многих новогодней традицией. В спектакле на музыку Петра Чайковского и либретто Мариуса Петипа исполняется хореография балетмейстера Василия Вайнонена. За рождественской сказкой можно отправиться 2 и 3 января в Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Там же 6 и 7 января в 14:00 можно посмотреть оперу по произведению Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане». Всех персонажей в царстве Тмутаракани и на острове Буяне — от ангелов, рыб и коров до деревьев и самого города — играют артисты хора и миманса. Билеты можно купить по Пушкинской карте.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Отправиться в космическое путешествие можно с помощью постановки «Волшебный оркестр» 3 и 4 января в 12:00, 15:00 и 18:00 в концертном зале «Зарядье». Юных исследователей галактики приглашает театр «Странствующие куклы господина Пэжо» и Московский государственный симфонический оркестр под руководством пианиста и дирижера Ивана Рудина. Прозвучат фрагменты произведений Сергея Прокофьева, Йозефа Гайдна, Клода Дебюсси, Петра Чайковского и других композиторов. Постановку можно посетить по Пушкинской карте.

Кукольные театры: сказки Гофмана и Андерсена

Спектакль «Волшебный орех. История Щелкунчика» по сказке Эрнеста Теодора Амадея Гофмана покажут 4 и 8 января в 11:00, 13:30 и 16:00 в Московском театре кукол. Там же можно увидеть новогоднее представление по сказочным историям Андрея Усачева «Школа снеговиков» 6 и 9 января в 11:00, 13:30 и 16:00. Дети побывают в уютном домике Деда Мороза и узнают, где живет северное сияние.

Московский театр кукол

А на сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» можно пойти в Московский детский камерный театр кукол5 и 6 января. Одну из самых пронзительных историй писателя покажут в 12:00 и 15:00.

Мексика, фокусы и танцы

Любители фокусов могут посетить мистическое шоу лучших иллюзионистов России «Лига волшебников: Новый год — время чудес». Показы пройдут 3 и 5 января в 15:00 и 19:00 в московском театре «Школа современной пьесы».

Театр «Школа современной пьесы»

Музыкально-танцевальную фантазию «Вредные советы» по стихам Григория Остера можно увидеть в этом же театре 8 января в 15:00. Хореографию создал Егор Дружинин, а костюмы и декорации — художница Мария Трегубова, обладательница театральной премии «Золотая маска».

Прекрасный подарок на Новый год — постановка «Двенадцать месяцев» в «Театриуме на Серпуховке» под руководством Терезы Дуровой. В основе сюжета — известная сказка Самуила Маршака о капризной принцессе, потребовавшей декабрьским днем подснежников. Постановку можно увидеть 5, 6 и 7 января в 12:00 и 15:00.

«Театриум на Серпуховке»

Отправиться из зимы в лето предлагают создатели постановки «Однажды в Мексике: Кукурузный человечек». Действие происходит в деревушке Маисета среди кукурузных полей. Главная героиня отмечает 15-летие, но праздник омрачен — ее младший брат попал в беду. Как ему помочь, можно узнать 3, 4, 8 и 9 января в 12:00 и 15:00.

Билеты на постановки можно приобрести по Пушкинской карте.

«Морозко», парижские страсти и русские сказки

Перенестись в Париж и окунуться в атмосферу творческой богемы можно в Московском театре оперетты. Постановку «Фиалка Монмартра» покажут 4 января в 13:00 и 19:00. Действующие лица самой романтичной оперетты венгерского композитора Имре Кальмана — актеры, художники и поэты. В мелодиях автора знаменитых оперетт «Сильва» и «Принцесса цирка» можно услышать и традиции французского мюзик-холла, и классические венские каноны.

Московский театр оперетты

За еще одной парижской историей можно отправиться на оперетту-мюзикл «Фанфан-тюльпан» 5 января в 13:00 и 19:00. В основе авантюрного сюжета — история о молодом парижском повесе Фанфане, который, спасаясь от преследования родственников соблазненной им девушки, записывается в армию.

Билеты на представления можно приобрести по Пушкинской карте.

Зимнюю сказку «Морозко» можно посмотреть в Московском новом драматическом театре. Музыкальную историю по мотивам сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» покажут 7 января в 11:00 и 8 января в 12:00.

Новый московский драматический театр

Героев русских сказок можно увидеть в музыкальном представлении «Бабкины сказки. Возвращение чудес». Артисты московского государственного академического театра «Русская песня» подготовили новогоднее интерактивное шоу.

Московский международный дом музыки: котики и козлики

Самых маленьких зрителей в праздники порадуют котики — в новогоднем спектакле Театра кошек Юрия Куклачева «Кошки против Барабаса» помимо Буратино и Мальвины они увидят и четвероногих актеров. Детей ждет разгадка тайны золотого ключика и интерактив с артистами. Постановка рассчитана на зрителей любого возраста и пройдет 3, 4, 5, 6, 7 января в 11:00, 14:00, 17:00, а также 8 января в 11:00 и 14:00.

Театр кошек Юрия Куклачева

Музыкальная сказка «Волк и семеро смелых» тоже понравится малышам. В постановке на музыку Алексея Рыбникова, автора киномюзиклов про Буратино и Красную Шапочку, детей ждут танцы и акробатические номера. Роли исполнят ведущие артисты театра, в том числе участники телевизионного проекта «Голос». Спектакль пройдет 3, 4, 5, 6, 7 и 8 января в 11:00, 14:00, 17:00.

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович (стр. 47-49) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович (стр. 47-49) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Вступай в наше сообщество Вконтакте и получай больше полезной информации! Домашнее задание на 5+!

трудолюбивая заботливая добрая ласковая

отзывчивая грубая скромная самонадеянная

невнимательная неблагодарная капризная

Рукодельница была трудолюбивой, заботливой, доброй, ласковой, скромной и отзывчивой.

Ленивица была грубой, самонадеянной, невнимательной, капризной и неблагодарной.

В.Ф.Одоевский описывает свою героиню Рукодельницу с большой симпатией, называет ее умной, трудолюбивой и затейницей. Он ставит Рукодельницу в пример, трудолюбивым людям почет и уважение, а ленивые — остаются ни с чем.

Автор недолюбливает Ленивицу за ее лень, скуку, жадность и неблагодарность.

План сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Автор: у литературной (авторской) сказки есть конкретный автор (или несколько авторов), а у народной сказки автор — народ. Народная сказка передавалась из уст в уста, каждый рассказчик мог добавить в сказку что-то свое.

Герои: Герои народных сказок небольшой круг персонажей, а у литературных сказок в выборе героев больший простор для фантазии.

Характеристика героев: В народной сказке характеры и внешность героев описана схематично, общими словами. В литературной сказке при описании героев присутствует большая детализация, характеры описаны ярче.

События: В народной сказке события связаны с бытом народа, возможны несколько вариантов развития событий в разных версиях сказки. В литературной сказке события могут быть не связаны с народным бытом, существует только один авторских вариант развития событий.

Конец сказки: В народной сказке конец счастливый, добро побеждает зло. В литературной сказке конец может быть разным.

Язык сказки: Народная сказка создана в устной форме, есть зачин, присказки, концовка, может быть несколько вариантов сказки. Литературные сказки записаны, неизменно их содержание. В литературных сказках описания героев и событий более красочные, яркие, используются средства художественной выразительности.

Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.

В сказках животные изображаются по-особому, наделены человеческими качествами (о животных), происходят чудеса, смелые, добрые и трудолюбивые герои проходят испытания (волшебные сказки), сказках происходят необычные, часто смешные ситуации (бытовые сказки).

Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

У народной сказки автор народ, литературные сказки сочиняют авторы. В основе народных сказок лежит вера народа в счастье и справедливость. В литературных сказках чувствуется отношение автора к героям и событиям.

Источник

Сравнение литературной и народной сказок

план-конспект урока по чтению (3 класс)

В.Одоевский, Мороз Иванович и Морозко. Сравнительный анализ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Сопоставительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

1.Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».

2.Развитие умения зрительного сравнения произведений, близких по жанру, теме.

3.Развитие пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций при совершенствовании умения выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Оборудование: тексты произведений

Приемы ТРКМ, используемые на уроке:

— на стадии вызова: «работа в парах»;

— на стадии осмысления: «мозговой штурм», чтение с остановками, работа со сводной таблицей,открытые вопросы;

1. Настрой на урок. Работа в парах.

Составить пословицу. (Закрасить стрелки, которые соединяют слова в ней).

2.Постановка цели и задач урока.

II Стадия осмысления

1.Дети делятся впечатлениями о народной сказке «Морозко».

2.Викторина по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

•Зачитываются фрагменты известных сказок, и описания героев. Учитель записывает названия сказок на доске

•Почему названия сказок размещены в три колонки?

Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки. План доски может быть следующим.

«Как мужик гусей делил»

«Иван-царевич и серый волк»

«Как мужик гусей делил»

«Иван-царевич и серый волк»

•Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

•волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)

•волшебное место действия («В тридевятом царстве..», в подводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)

•волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)

•волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.)

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Сделаем большой круг.

4 Обсуждение сказки «Морозко» с помощью открытых вопросов

•К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?

(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи — Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня — сирота).

•Как заканчивается сказка «Морозко»?

Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

•Почему так трагически заканчивается народная сказка?

Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

5 Работа по произведению «Мороз Иванович»

•Задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть».

•Комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми.

•Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

•чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)

•сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух

•волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

•Ответ на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»?

В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

•волшебный персонаж -Морозко и Мороз Иванович

•героини — резко противопоставляются по характеру

•финал — одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

В продолжение аналитической работы вопрос: Чем различаются эти сказки?

Работа со сводной таблицей.

1. Падчерица и родная дочь

1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья

2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее

2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама

3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу

3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность

4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо

4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность

5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо

5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость

6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь:она умирает.

6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана

Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа.

Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

1.Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).

2.Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).

3.Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.

4.Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.

Источник

Сравнительная таблица «Сходства и различия народных и авторских сказок».

Сходство и различие народных и литературных сказок

Часто встречающаяся тема.

Противостояние добра и зла.

Противостояние добра и зла.

Литературные обороты и выражения.

Троекратные повторы, эпитеты.

Троекратные повторы, эпитеты.

Деление героев на положительных и отрицательных.

Деление героев на положительных и отрицательных.

Волшебные вещи и помощники.

Волшебные вещи и помощники.

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

Ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)

Есть место чудесам и волшебству, превращениям и волшебным предметам.

Есть место чудесам и волшебству, превращениям и волшебным предметам.

Нет одного автора, писалась целыми поколениями.

Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме.

Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме.

Простое, с использованием общепринятых эпитетов, нет подробного описания предметов.

Бывает сложное, детальное, неповторимое. Подробное описание предметов, событий.

Присказка, зачин, концовка.

Может не иметь традиционных элементов.

Время создания узнать невозможно.

В создания известно.

Каждая сказка существует в нескольких вариантах.

Внесение изменений недопустимо.

Может быть в прозе и в стихах.

Сюжет, мораль, поучение может быть на любую тему.

Сказочный язык, с характерными выражениями и оборотами.

Язык повествования -любой.

Небольшой, так как тяжело запомнить большой текст.

Размер литературной сказки может быть любым.

Типизирован: характеризуется его функцией в сказке (герой, вредитель, даритель).

Только с точки зрения общенародной, нравственной морали.

Прямая или косвенная оценка героя.

Нет ярко выраженных различий в речи положительных и отрицательных героев.

Речь героя как средство как средство создания характеристики персонажа.

Очень простая, ограниченный набор выразительных средств.

Определяется стилем автора.

Малое количество сюжетных линий.

Много сюжетных линий, которые переплетены между собой.

Реальный и волшебный.

Реальный, волшебный или фантастический.

Номер материала: ДБ-1265135

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Неделя 4: Литературная (авторская) и народная сказка: сходство и отличие

Задания практического занятия 4:

Заполните таблицу «Сходство и отличие литературной и народной сказки»:

Прочитайте литературную сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», проанализируйте сказку, ответив на вопросы:

1. Выделите экспозицию произведения. Чем экспозиция авторской сказки отличается от зачина народной сказки?

предыстория событий, развертывающихся непосредственно в рамках художественного вре­мени произведения

Где происходит действие сказки? Когда оно происходит? Зачем автору потребовалось так подробно описывать «Петербург тогдашний»? «Дом, которого теперь вы не найдете»? Какая особенность поэтики авторской сказки проявляется в описаниях?

2. Как представлен читателю будущий главный герой произведения?

Обратите внимание на возраст, место проживания, нравственные качества и состояние души мальчика. Чем вызвано такое состояние? Что отличает представление героя читателям в авторской сказке от такого же представления в народной сказке?

Алеша до получения конопляного семечка — умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

3. Что оказывало воздействие на формирование характера мальчика? Обратите внимание на одиночество Алеши, круг его чтения, любимые занятия, степень развития воображения, окружающий мальчика мир, тех взрослых, с которыми Алеше приходилось быть рядом.

4.Каким складывался характер Алеши? Как характер мальчика воздействовал на его представления о действительности?

Проведите сравнительный анализ народной сказки «Морозко» и литературной сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Оформите в виде сравнительной таблицы

Ответьте на вопросы:

1. Почему народная сказка называется «Морозко», а сказка Одоевского «Мороз Иванович»?

Писатель Одоевский придал своему справедливому герою Морозу Ивановичу достоинство и солидность, назвав его уважительно по имени-отчеству, как было принято на Руси называть достойных людей.

2. Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

писатель использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой «Морозко».

Источник

Пушкин сделал!

  • Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова.

трудолюбивая заботливая добрая ласковая

отзывчивая грубая скромная самонадеянная

невнимательная неблагодарная капризная

Рукодельница была трудолюбивой, заботливой, доброй, ласковой, скромной и отзывчивой.

Ленивица была грубой, самонадеянной, невнимательной, капризной и неблагодарной.

  • Как автор относиться к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.

В.Ф.Одоевский описывает свою героиню Рукодельницу с большой симпатией, называет ее умной, трудолюбивой и затейницей. Он ставит Рукодельницу в пример, трудолюбивым людям почет и уважение, а ленивые — остаются ни с чем.

Автор недолюбливает Ленивицу за ее лень, скуку, жадность и неблагодарность.

  • Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

План сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

  1. Рукодельница трудолюбивая, Ленивица — ленивая.
  2. Рукодельница спускается в колодец за ведерком и попадает в гости к Морозу Ивановичу.
  3. За хорошую работу Мороз Иванович возвращает Рукодельнице ведерко, полное серебряных пятаков.
  4. Ленивица спустилась в Колодец и тоже пришла в гости к Морозу Ивановичу.
  5. Ленивица ничего не умела, ленилась и плохо работала, Мороз Иванович подарил ей сосульку. Какова работа, такова и награда.

Чем литературная сказка похожа на народную сказку 3 класс

  • Чем отличается народная сказка от литературной? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.

Автор: у литературной (авторской) сказки есть конкретный автор (или несколько авторов), а у народной сказки автор — народ. Народная сказка передавалась из уст в уста, каждый рассказчик мог добавить в сказку что-то свое.

Герои: Герои народных сказок небольшой круг персонажей, а у литературных сказок в выборе героев больший простор для фантазии.

Характеристика героев: В народной сказке характеры и внешность героев описана схематично, общими словами. В литературной сказке при описании героев присутствует большая детализация, характеры описаны ярче.

События: В народной сказке события связаны с бытом народа, возможны несколько вариантов развития событий в разных версиях сказки. В литературной сказке события могут быть не связаны с народным бытом, существует только один авторских вариант развития событий.

Конец сказки: В народной сказке конец счастливый, добро побеждает зло. В литературной сказке конец может быть разным.

Язык сказки: Народная сказка создана в устной форме, есть зачин, присказки, концовка, может быть несколько вариантов сказки. Литературные сказки записаны, неизменно их содержание. В литературных сказках описания героев и событий более красочные, яркие, используются средства художественной выразительности.

Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.

В сказках животные изображаются по-особому, наделены человеческими качествами (о животных), происходят чудеса, смелые, добрые и трудолюбивые герои проходят испытания (волшебные сказки), сказках происходят необычные, часто смешные ситуации (бытовые сказки).

Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

У народной сказки автор народ, литературные сказки сочиняют авторы. В основе народных сказок лежит вера народа в счастье и справедливость. В литературных сказках чувствуется отношение автора к героям и событиям.

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

  • Троекратные повторы в сказке белая уточка 3 класс ответы
  • Троекратные повторы в сказке о царе салтане 3 класс примеры
  • Троекратные повторы в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Троекратные повторы в сказке по щучьему велению
  • Троекратное повторение в сказке о рыбаке и рыбке