Троекратные повторы в сказке иван царевич и серый волк 3 класс литература 1 часть

Тема урока : русская народная сказка иван-царевич и серый волк. цели урока: образовательная: продолжить знакомство с русскими народными сказками; развивающая:

Тема урока : Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк».

Цели урока:

Образовательная: продолжить знакомство с русскими народными сказками;

Развивающая: представление о выразительных возможностях слова

и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

-наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

-развивать навыки осмысленного, выразительного чтения.

Воспитательная: воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: — презентация с иллюстрациями к произведению;

— слова на карточках: Иван-Царевич, Серый волк

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

А) Вот и прозвенел звонок

Нам пора начать урок.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь, прошу, садитесь.

Б) Речевая разминка

— Прочитайте загадку про себя.

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают.(Сказка)

— Прочитайте шёпотом.

— С вопросительной интонацией.

— А теперь, соблюдая знаки препинания.

— О чём говорится в этой загадке?

— Почему я подготовила именно загадку о сказках? ( Начали изучать раздел «Волшебные сказки»)

II. Сообщение темы и цели.

А) Самоопределение к деятельности

( чтение стихотворения на фоне музыки «В гостях у сказки»)

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко

Как уютный милый дом.

— Почему я выбрала для сегодняшнего урока это стихотворение?

— Зачем человеку нужна сказка? ( Чтобы уложить спать ребёнка; помогает верить в чудеса; сказка нас чему-то учит)

— Какая у вас любимая сказка? (Ответы детей)

— Вы назвали много сказок.

— На какие группы мы делим сказки по содержанию? (Бытовые, волшебные, про животных)

— А по написанию? ( авторские и народные)

— Как называют по-другому авторские сказки? (Литературные)

Б) Постановка учебной задачи

— Отгадайте по иллюстрации сказку и её автора.

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? ( Ш.Перро).

2.»Три поросёнка»… (Сергей Михалков).

3.»Волк и семеро козлят» (Братья Гримм)

4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка)

— Что обего между этими сказками? ( Главный герой-ВОЛК)

— Составьте кластер с этим словом.

  • Напиши в овалах какой по- твоему этот герой сказок?

1008758 11008758 2

1008758 61008758 71008758 81008758 9

— Прочитайте, какой волк? (Злой, зубастый, хитрый, добрый и т.д.)

— Отгадайте сказку, её автора и следующего героя.

1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка)

2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка)

3.»Сивка- Бурка» (Русская народная сказка)

— Что общего между этими сказками? (Главный герой -ИВАН)

1008758 101008758 11

1008758 12

1008758 131008758 14

1008758 151008758 16

1008758 171008758 18

— Прочитайте, какой Иван в сказках? ( Смелый, храбрый, непослушный, отважный и т.д.)

— Прочитайте, что написано на этих дух карточках. Что вам напоминает сочетание этих слов? ( Название сказки «Иван-царевич и Серый волк)

— Откройте страницу 50 учебника и прочитайте заглавие.

— Кто автор? (Народ)

— Определите тему урока. (РНС «Иван-царевич и Серый волк»)

— Какие задачи мы должны поставить перед собой?

III. Открытие новых знаний.

А) Работа с репродукцией

— Сегодня я листала книгу со сказками и увидела репродукцию великого русского художника. Может кто-нибудь знает, как она называется? («Иван-царевич на сером волке»)

— Кто написал эту картину? (Виктор Михайлович Васнецов)

Б) О художнике

— Виктор Михайлович так писал о своём детстве: «Вырос я в деревне. Там всего домов десять и стояло. Нас братьев было шестеро и на всех одни валенки и полушубок. Летом то хорошо. Весь день на улице, да в лесу босиком бегаем, в одних портках. А зимой всё больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, а ночи долгие, да тёмные. И зиме, кажется, конца и края нет. Электричества то не было. Зажгут лучину, палочка такая деревянная. Она горит, потрескивает. Огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени, так и ходят. Кажется, вот-вот из тёмного угла выскачет не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они, как живые.

А потом забывалось всё это, когда в Петербург поехал учиться. Учиться сильно хотел. Только в Петербурге была академия, где на художников учили. И остался яя там один одинёшинек. Голодал, бедствовал. Никто не мог мне тогда помочь. Я и учился, и работал…»

-Кто изображён на картине?

— Где находятся герои?

-Какие чувства испытываете вы, глядя на картину?

— Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает Ивану царевичу)

— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому)

В) Словарная работа

— Прежде чем познакомиться с текстом, я хочу познакомить вас с устаревшими словами (архаизмами) и речевыми оборотами.

-1 и 2 ряд работают вместе со мной, 3 ряд работает с толковым словарём в конце учебника и ищет объяснение выделенных в тексте слов и словосочетаний.

ПОХИТНИК-воришка

КАРАУЛЫ- воинское подразделение, несущее охрану кого или чего-нибудь.

ЗАДОЛИТ-одолеет.

НЕ СМЫКАЛ- не закрывал глаз

НАУТЁК – очень быстро, бегом.

ПОЗАРИТЬСЯ- глядеть, желать то, чего видишь.

Г) Первичное восприятие текста «Иван -царевич и Серый волк»

— Нам пора знакомиться со сказкой. Будем читать по частям, параллельно я буду задавать вопросы по прочитанному тексту. (Читает учитель и хорошо читающие дети)

1 часть. Зачин. (читает учитель).

— Как звали отца братьев?

— Что необычного росло в саду царя Берендея?

— Что стало происходить с яблоней?

— Как решили помочь сыновья отцу?

— Кому удалось выявить похитника?

— Почему старшие сыновья не смогли поймать вора?

— О чём пригорюнился отец-батюшка?

2 часть. Основная. ( читают дети по смысловым частям)

— Какое несчастье случилось с Иваном-царевичем?

— Почему Серый волк стал помогать главному герою?

— что необычного было в Сером волке?

3 часть. Концовка. ( дети читают самостоятельно)

— Что вы можете сказать о поступке братьев?

— Кто помог оживить волку Ивана-царевича?

— Какими словами заканчивается сказка?

— Как называется этот приём в сказке?

V. Работа по содержанию сказки

А) Составление плана. (Работа в группах по 4 человека)

— Мы определили, что сказка состоит из 3-х частей: зачин, основная часть, концовка.

— Каждая часть имеет свою основную мысль. Вам надо вспомнить содержание каждой части и озаглавить её.

— На столе у вас лежат листочки для работы. Вспомните правила работы в группах.

1. Похищение яблок.

2.Испытания Ивана- Царевича.

3. Справедливость.

Б) Восстанови события. (Работа в парах)

— События в сказке идут в определённом порядке. У меня в следующем задании они перепутались. Надо восстановить их. Вспомните, что было в начале, а что потом.

— Вспомните правила работы в парах.

В) Вставь пропущенные слова (Самостоятельная работа)

— На столах лежат карточки. Читаем задание и выполняем.

VI. Итог урока

— Наш урок подходит к концу. Говорят : «- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

— Чему научила вас русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»? (Уважение к старшим, помогать друг другу в трудных ситуациях и т.д.)

VII. Рефлексия.

— Когда мы начинали работать над содержанием сказки, какое у вас было настроение? Раскрасьте кружок нужным цветом.

— А какое сейчас у вас настроение? Раскрасьте кружок.

У кого настроение изменилось? Почему?

VIII.Домашнее задание:

— Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

IX.Список литературы

« Поурочные разработки по литературному чтению», 3 класс, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

Учебник «Литературное чтение», 3 класс, УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова

7

Урок литературного чтения

3 класс

Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;

— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование: презентация, буквы для составления слова «фольклор», картинки с изображением шляп, раздаточный материал, корзина с красными и зелёными яблоками, «Библиотечная песня про сказку», музыка «В гостях у сказки»

Тип урока: урок систематизации знаний.

Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления.

Планируемый результат:

Личностные умения: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок;

Метапредметные умения

Познавательные умения: определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию;

формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.

План урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Чтоб урок наш стал светлее

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

Ей с друзьями поделитесь,

И друг другу улыбнитесь.

— Мы улыбнулись друг другу, улыбнитесь и гостям.

Мотивация учебной деятельности

— Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы помогали друг другу, работали сообща, открыли для себя много нового и интересного и конечно, чтобы хорошее настроение всегда было с нами.

II. Актуализация опорных знаний.

1. -Расшифруй те слово, записанное на доске. А что такое фольклор. (Устное народное творчество) Почему устное? Народное? Творчество? Мы с вами изучаем сейчас этот раздел по литературному чтению. Давайте вспомним, а какие жанры относятся к устному народному творчеству?

— Посмотрите на наше деревце и скажите, а какого жанра не хватает?

— Что такое сказка? Какие бывают сказки?

2 . — С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её содержание по плану, который вы сейчас составите.

(Работа в парах. Составление плана из разрезных полосок. Приложение 1)

Проверка «Ручеёк»)

1) Сад царя Берендея.

2) Встреча Ивана и серого волка

3) Поход за жар птицей.

4) Поход за конем.

5) Похищение Елены Прекрасной.

6) План волка и смерть Ивана

7) Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

4. — А теперь я хочу вам предложить сами побывать в роли учителя и задать вопросы своим одноклассникам по содержанию сказки, а поможет нам в

этом ромашка Блума.

Физ. Минутка. Под музыку «В гостях у сказки» дети выполняют танцевальные движения.

5. — Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание сказки. А теперь я хочу предложить вам взглянуть на нашу сказку с разных позиций. А помогут нам в этом шляпы. Послушайте притчу о шести шляпах. (Просмотр притчи. Работа в группах. Класс делится на пять групп по цвету шляп и делает анализ сказки с позиции своей шляпы. Синяя шляпа остаётся у учителя.)

Выступления детей. Учитель подводит итог.

  1. Рефлексия.

— В заключении нашего урока давайте составим синквей «Сказка».

— А закончить наш урок я хочу словами очень мудрого человека Далай Ламы «Человек, который верит в сказку, однажды в неё обязательно попадёт, потому что у него есть сердце.»

— У меня на столе стоят корзины с красными и зелёными яблоками. Если урок вам понравился и у вас всё получилось, возьмите красное яблоко, если на уроке вам было не интересно, скучно, возьмите зелёное яблоко. Дети под песню «Библиотечная песня про сказку» берут яблоки.

Приложения к уроку.

План сказки. (Разрезать на полоски. Один набор на парту)

Сад царя Берендея.

Встреча Ивана и серого волка

Поход за жар птицей.

Поход за конем.

Похищение Елены Прекрасной.

План волка и смерть Ивана

Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.

ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше

обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

 -Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Материал для анализа

Белая шляпа.

Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как положительные, так и отрицательные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, выполняет по три задания, как и в нашей сказке. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.

Сказка повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения.

Жёлтая шляпа

Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.

Синяя шляпа

Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. Поэтому эта сказка учит открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.

Чёрная шляпа

В сказке «Иван царевич и Серый волк» много и отрицательных персонажей. Начиная с главного героя. Иван царевич не успев уехать от дома уже сразу лишился коня. Это говорит о его беспечности и легкомыслии. Если бы не Серый волк он бы вообще никого бы не нашёл. Он непослушный и безответственный. Главный герой совершает три кражи, что тоже некрасиво для царского сына. А волк, обманывает трёх царей. А обманывать не хорошо. И братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство и убили собственного брата.(Высказывания детей)

Красная шляпа.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Она очень интересная и увлекательная. Читая эту сказку мы переживаем за главного героя.

1. Сравни сказку и иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова. Чем они различаются? Какое настроение создают? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Картина Васнецова реалистичная, похожа на фотографию.

Она выполнена в приглушённых, преимущественно тёмных тонах.

Герои изображены как живые. Здесь нет чётких линий и ярко выраженных акцентов.

Она создаёт спокойное, томное настроение.

Иллюстрации Билибина значительно отличаются.

Каждая деталь в них чётко очерчена и ярко выражена.

Герои и пространство вокруг них не сливаются.

Эти иллюстрации динамичные, передают действия изображённых объектов.

Они менее реалистичны, нежели работы Васнецова, напоминают картинки.

Такие иллюстрации создают настроение активности, переживаний на героев.

2. Что тебе особенно запомнилось в сказке?

Мне запомнились все эпизоды с превращениями Серого Волка.

Особенно забавным было перевоплощение в Елену.

К тому же этот герой мне больше всего понравился.

Он проявил себя добрым товарищем и верным другом.

Его мудрость и смекалка вызывают уважение и восхищение.

3. Что можно сказать о братьях — царевичах? Какие они? Почему ты так думаешь?

Указанные герои проявили себя, как злые, коварные, подлые и завистливые.

Они пошли на предательство родного брата, чем показали всю свою сущность.

К счастью, зло не в силах победить добро.

Поэтому братья не смогли достигнуть своей цели.

4. Прочитай эпизод, в котором братья отправляются искать Жар-птицу. Какое несчастье случилось с Иваном — царевичем? Кто стал помогать герою?

Перед отправлением на поиски птицы, Иван обнаружил пропажу коня.

Виновником этого был волк – он поживился конём и не стал этого скрывать.

Зато в его лице Иван обрёл верного помощника, друга и большую поддержку.

Я считаю, что именно волк стал залогом успеха Ивана — царевича.

Без него герой не справился бы, ведь судьба готовила ему много преград.

5. Что необычного в изображении Серого Волка?

Этот герой изображён в сказке по-особенному, отличается от обычных животных.

Ему присущи человеческие умения: разговаривать, мыслить, проявлять смекалку и хитрость.

А также он владеет такими волшебными навыками, как перевоплощения, полёты над землёй, очень быстрое передвижение.

6. Почему Иван-царевич забыл наказ Серого Волка? Простил ли волк героя? Почему?

Ивана очарована необычная клетка, в которой сидела его цель.

Именно поэтому он совсем позабыл о словах своего верного помощника.

Здесь проявились такие неидеальные черты царевича, как непослушание, чрезмерное любопытство и немного жадности.

Но волк не держал обиды на своего хозяина. Он продолжал свою миссию верного слуги.

Этим персонаж показал, что всегда доводит начатое до конца, несмотря на слабости других.

7. Какие чудесные превращения происходят в сказке? Мог ли Иван-царевич добыть Жар-птицу без помощи Серого Волка?

Сказка наполнена перевоплощениями. Сначала волк стал Еленой.

Таким образом был обманут Кусман.

После этого было превращение в коня.

Так волк обхитрил Афрона.

Затем было оживление главного героя.

Я считаю, что без волка Ивану не удалось бы дойти к цели.

Ведь именно его вмешательство спасало от ненастий и преодолевало препятствия.

Кроме волшебных действий, волк был осведомлен о многом, чего не знал Иван.

И без этих знаний добыть птицу было бы невозможно.

8. Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья.

Для добычи птицы Иваном — царевичем были задействованы труд, смекалка, находчивость.

Эму пришлось выполнить очень непростой приказ.

А братья Ивана получили Жар-птицу путём подлого поступка – убив родного брата.

9. В чём заключается чудесная сила живой и мёртвой воды?

Живая – заживляет, мёртвая – воскрешает.

10. Раздели сказку на три части. Озаглавь их.

Часть 1 – Похищения и волшебное перо

Часть 2 – Преграды на пути героев

Часть 3 – Добро побеждает

11. Подумай и объясни, что нового ты узнавал об Иване-царевиче в каждой из частей.

В части 1 мы узнали, что Иван был самым честным из братьев.

Он ответственно относился к приказам царя, не пытался хитрить и лениться.

Вторая часть раскрывает такие черты характера Ивана, как непослушание, непокладистость, склонность к жадности и даже обману.

Третья часть показывает целеустремлённость Ивана и его жажду к мести за поступок братьев.

12. Каким был Иван-царевич? Опиши его.

Иван был простым, наивным и, можно сказать, слабохарактерным.

Он легко поддавался чужому влиянию, был склонён к соблазну.

Иван достаточно открытый герой, ему несвойственна хитрость и подлость.

Но главное, что Иван был добрым и благородным героем.

13. Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Обсудите с другом.

Иван – воплощение добра, а его братья – зла.

А в сказках добро всегда побеждает.

Иван хоть не идеален, но зато добрый душой, не склонён к подлости.

Братья же даже на убийство пошли ради наживы.

Такие поступки всегда наказываются и не приносят счастья.

14. Расположи события по порядку:

  1. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
  2. Старшие братья караулят сад.
  3. Иван-царевич стережёт сад, и получает перо Жар-птицы.
  4. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада.

15. Подумай, почему важна последовательность событий в сказке.

Такое свойство делает произведение логичным, наполненным смыслом.

Становится понятной идея, суть и результат поступков тех или иных героев.

Без последовательности читатель не смог бы определить смысл сказки, цели персонажей, причины их действий.

Подсказка:

  • Читательский дневник «Иван Царевич и Серый волк»

_______

Иван царевич и серый волк троекратные повторения. Какие троекратные повторы в сказке иван царевич и серый волк

Разработка литературного чтения для 5 класса

Тема: Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся о народной сказке, раскрыть и закрепить ее особенности: характер сказочного повествования (зачин, троекратное повторение, концовка), ознакомить с содержанием сказки;

развивающая: Обогатить речь учащихся «Сказочным словарем», развить навыки выразительного чтения сказки, способствовать развитию логического мышления и нравственного воспитания;

воспитательная: Привить школьникам чувства уважения к русской народной сказке как сокровищнице народной мудрости.

Метод: Метод чтения и пересказывания. Репродуктивный.

Прием: Вступительное слово учителя, репродуктивная беседа, записи на доске, отгадывание кроссворда с ключевым словом «Сказка» и составление ассоциации с данным словом, игра – викторина «Хорошо знаю ли я сказки?» (просмотр и отгадывание названия сказок по видеокассете)

Наглядность: Книжная выставка «Русские народные сказки», иллюстрации, слайды к сказкам, раздаточный дидактический материал, крылатые выражения, плакат с кроссвордом.

Литература: Учебник «Чтение» за 5 класс.

Ход урока:

    Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку.

    Повторение
    .

Слово учителя:

Что мы проходили на предыдущих занятиях, с каким новым словом мы познакомились?

Ученик:

С фольклором.

Учитель:

А что такое фольклор и что относится к нему?

Ученик:

Фольклор – это устное народное творчество, в переводе с латинского языка означает «народная мудрость». А к фольклору относятся прибаутки, скороговорки, пословицы и поговорки, песенки, загадки и т.д.

Учитель:

Как говорится в пословице «Думать хорошо, а отгадывать и того лучше» начнем мы наш урок с отгадывания загадок.

    Белая звездочка с неба упала, мне на ладошку легла и пропала.

    Может быть черным и рыжим, пьет молоко, любит мясо, гуляет сам по себе.

    Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

    Летом серый, зимой белый.

    Чей домишко из иголок, на земле у старых елок.

    Идут целые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте.

Учитель:

Если вы внимательно посмотрите, то найдите ключевое слово.

Ученик:

Говорит слово сказка.

Учитель:

Ребята! Сегодня вы побываете в мире сказок. Тема нашего урока называется «Что за прелесть эти сказки!». И мы ознакомимся с содержанием русской народной сказки Иван-царевич и Серый волк. (Запись на доске темы урока). Сложенные народом в стародавние времена, они живут и по сей день. У каждого народа есть свои сказки. А что же такое сказка? Я хочу проверить ваше представление о сказке, составляя ассоциацию с ключевым словом сказка.

Фольклор Жанр уст.нар.творчества

Интер.рас. о необ., вымышл.соб. Осн.виды: волш., быт., о животн.

Любят дети Нравятся, когда нам чит.мамы и баб.

Запис.их стали около 200 лет наз.

Нач.так.: в некот.царстве, По содерж. интересны и увлекател.

в некот. госуд.давным-давно Чему-то учат, имеют больш.восп.знач.

жили-были
Мы узнаем о жизни других народов

Бывают
полож. и отриц.герои Добро
побеждает зло

Велик.сказочники: А.С.Пушкин,

Г.Х.Андерсен Появ.очень давно, передав.из уст в уста

Народные и литературные

3.Новая тема

Учитель пересказывает I-II части сказки Иван-царевич и Серый волк.

После рассказа учителя ученики (в роли царя Берендея, троих сыновей, в том числе Ивана-царевича) они показывают инсценировку, выразительно читая первую часть сказки.

4.Закрепление

Блиц-опрос по первой части

    Как звали царя? Сколько у него было сыновей?

    Почему затосковал царь? Что случилось?

    Как стерегли сад старший и средний сыновья?

    Что удалось сделать Ивану-царевичу?

После блиц-опроса ученики выходят к доске и в роли главных героев (присоединяется царь Афрон и Серый волк) показывают инсценировку, выразительно читая вторую часть сказки.

Блиц-опрос по второй части

    Что же случилось с Иваном-царевичем в самом начале пути?

    Почему Серый волк решил во всем ему помогать?

    Почему Ивана-царевича схватила стража царя Афрона?

    Что сказал Афрон царевичу?

    Что случилось, почему Иван-царевич не смог забрать коня златогривого?

    Что потребовал царь Кусман?

Словарная работа

Запись
сказочных
слов и выражений в тетрадях
из
I

II
части

волшебный – сиқырлы

необыкновенные – таңқаларлық

жил-был – болыпты

царевич – ханзада

в путь-дорогу – жол сапарға

чудесная птица – ғажайып құс

терем – дом в виде башни

служить верой и правдой – служить добросовестно, честно

конь златогривый – с золотой гривой, алтын жалды ат

пригорюнился – стал грустным, печальным

долго ли, коротко ли – азды көпті уақыт өткен соң

5.Работа по таблице

Часть сказки

Имя персонажа сказки

Описание

Их действия

Берендей

царь, старый

велит найти вора, крадущего золотые яблоки

Старший сын

обманщик, ленивый

любит поспать на дежурстве

Средний сын

обманщик, ленивый

любит поспать на дежурстве

Иван-царевич

младший сын царя, ответственный

проследил вора

Серый волк

хочет помочь царевичу

Царь Афрон

хитрый, жадный

думает только о своей выгоде

Царь Кусман

хитрый, жадный

думает только о своей выгоде

Вопросно-ответная беседа

Учитель:

За что вы любите сказки?

Ученик:

Прежде всего, за то, что в ней добро побеждает зло. Но еще и за то, что в ней много волшебного, чего не бывает в жизни, а герои ее – умные, добрые, смышленые люди, у которых много помощников в борьбе со злыми волшебниками. Кроме того, читая сказки других народов, дети знакомятся с их традициями, обычаями, бытом.

Учитель:

Какие сказки народов вы читали?

Ученик:

Учитель:

Какие бывают сказки?

Ученик:

Волшебные, бытовые, о животных.

Учитель:

Что удивительного в волшебных сказках? Приведите примеры.

Ученик:

В них все необычно, преувеличено, герои действуют на земле, под землей, на небесах, борются с разными чудовищами (дракон-айдахар, людоед-жезтырнақ, ведьма-жалмауыз кемпір), им помогают чудесные предметы (ковры-самолеты, диво-зеркало).

Учитель:

Какие животные становятся героями в сказках о животных?

Ученик:

В них героями становятся волки, медведи, львы, лисицы, зайцы и другие звери.

Учитель:

Как вы думаете, чему учат бытовые сказки?

Ученик:

Учат не быть глупым, жадным, жестоким и трусом.

Учитель:

Как вы думаете, к какому виду сказок относится сказка об Иване-царевиче и Сером волке?

Ученик:

Волшебным.

Учитель:

Кто из героев сказки вам понравился? Чему учит эта сказка?

Ученик:

6.Телевикторина «Мир сказок»

Учитель показывает эпизоды из сказок, а ученики отгадывают названия сказки.

7.Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание: сочинить свою волшебную сказку, в которой герою помогали бы предметы, окружающей вас сегодня и нарисовать рисунки к любимой сказке.

8.Подведение итогов урока и комментирование оценок.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк” Признаки волшебной…
i. Артикуляционная разминка Записываем на доске и в тетради новую скороговорку…
Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку
Скачать: поурочные планы по литературе коровина в. я. (5 класс). … Правообладатель…
ВВЕДЕНИЕ. В соответствии с задачами третьего года обучения по нашей программе (См.
Автор. Годы жизни. Произведения. Прочитанное произведение. Описание. Народная (не имеет…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Федеральное агентство по…
Серый волк спас Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Напиши рассказ об этом подвиге от его имени. … подскажите троекратное повторы в сказке Иван Царевич и Серый волк. …
Иван Царевич 3 раза не сдержался, волк 3 раза его выручал,3 брата. … 5 баллов. 52 минуты назад. Опиши главных героев в сказке Ашик-Кериб. …
3. Исследование сказки “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу. — Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование. … Б) Какие особенности вы увидели в сказке “ Иван-царевич…” (Несколько троекратных повторов; беда – покража…; главный… …
Вот повторы о том как он пригорюнился: -Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? … -Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, коротко ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый. …
Б) Какие особенности вы увидели в сказке “ Иван-царевич…” (Несколько троекратных повторов; беда – покража…; главный герой царский сын, нет поединка Г. с противником). … Напишите фразу-конструкт: — Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная потому, что. …
В начале сказки Иван-царевич бывает печален и даже несчастлив, но в конце — обязательно победит зло и женится на прекрасной царевне. Самые знаменитые сказки, главный герой которых Иван-царевич, — «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» и «Финист… …
Конец: «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать». Троекратные повторы в сказке: три раза повторяется попытка трёх сыновей царя Берендея уследить похитника золотых яблок в саду отца. Три раза Ивану-царевичу с волком… …
Иван Царевич и серый волк. Признаки волшебной сказки. Волшебные превращения. Хворост в войско, солома в… охлаждает, морозит. … Третий младший сын царский. Повторы событий (троекратные). Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. …
Тема: Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». … Обратить внимание детей на жанровые и композиционные особенности сказки(повторы, образные выражения, устойчивые сказочные обороты, зачин, концовку, троекратные повторы). …
1 мар 2006 … Иван-царевич отправляется за Жар-птицей сам не зная, куды или за… яблоки (Иван-царевич и серый волк), на третью ночь — после смерти… о сказочных повторах, чаще всего троекратных: царевна-лягушка…
26 окт 2005 … Народная сказка входит в жизнь ребёнка очень рано и остаётся с ним на протяжении… находчив и удачлив, Василиса — мудра, Иван-царевич — силён и отважен. … и её построение: цепная композиция и троекратные повторы. … на помощь герою приходят чудесные животные (серый волк) и…
Например: русские народные сказки «Иван-царевич и серый волк» (3 ….. в « Творческую тетрадь» начало сказки, концовку и троекратные повторы.

Какие троекратные повторы в сказке Иван Царевич и Серый Волк

Иван Царевич и Серый Волк 2 онлайн
— продолжение истории о царевиче и Василисе, которые живут в Тридевятом царстве. Уже много лет герои доброй, русской сказки не знают горечи и печали. Они думают о будущем, строят планы и наслаждаются каждым мигом своей жизни. В прошлом мультике Иван осознал, насколько любит Василису. Он не уделял ей достаточно времени, и она решила организовать собственное похищение. Теперь он не отходит от нее ни на шаг. Однако злой Черномор все равно умудряется похитить красавицу и забрать ее в свое царство.

Новая миссия Ивана Царевича

Главному герою вновь предстоит спасать свою возлюбленную, но только теперь все по-настоящему. Вместе со своим дружным напарником Волком они отправляются в новое, не менее опасное приключение. Главным героям предстоит встретиться с бессмертным Кощеем, с огнедышащим Змеем Горынычем и другими врагами, которые обладают острым, хитрым умом и различными способностями. Только смекалка Волка и отвага Ивана могут помочь им выбраться из сложных ловушек и опасностей. Нам предстоит увидеть еще больше прекрасных, живописных эпизодов, смешных шуток и забавных выходок со стороны дружного волка. Наблюдать за происходящим в Иван Царевиче и Сером Волке 2 бесплатно с каждой секундой становится интереснее, ведь по мере прохождения испытаний они делают выводы. Герои развиваются и становятся лучше.

Серый Волк не повторяет ошибок

Стоит отметить, что было создано уже много интересных мультиков на основе русских сказок. Иван Царевич привлекает тем, что здесь много поучительного смысла, который необходимо анализировать вместе с детьми. Волк становится умнее: он напоминает Ивану о прошлых ошибках, чтобы не допускать их вновь. Теперь сражение с кощеем протекает гораздо быстрее. Кроме того он вспоминает о слабостях Горыныча и экономит тем самым драгоценное время. Волк знает, что Василису нужно спасти как можно быстрее, иначе Черномор ее увезет далеко за Тридевятое царство. Чтобы узнать, успеют ли герои спасти Василису необходимо смотреть Иван Царевич и Серый Волк 2.

Цели.

• Стимулировать интерес:

— к содержанию и героям волшебной сказки;

— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

— работать с текстом сказки.

• Научить:

— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;

— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;

— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;

— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.

Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.

— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.

2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.

— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,

— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*

— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…

И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.

2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:

3 слайд

  • Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.

4 слайд

  • Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с
    которыми мы познакомились.

2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд

Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.

6 слайд

  • Можно ли считать, что особенности одной
    волшебной сказки обязательно повторятся в других
    волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.

— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной
сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома
в … охлаждает, морозит

Оживление…

Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок,
Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало,
Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий
корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.
Особенности волшебной
сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень.
Простой мужик.
Третий младший сын царский.
Повторы событий
(троекратные)
Полёт и встречи с волшебными
помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три
раза поклонился…

Три испытания…

Трубы затрубили три раза…

Испытания

Быть вежливым и уважительным к
старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ
мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания
царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю,
просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и
царство.
Жар-птица, конь златогривый,
жена Елена Прекрасная.

  • Разминка
  • (динамическая пауза) “Ёжик”:

    Раз, два, три, четыре, пять –
    Вышли звери погулять.
    — Ежик! Ежик! Выходи!..
    В небе радуга гляди.
    Что?.. Не хочешь выходить?
    Все равно тебе водить!

    3.2. Социализация.

    Группы по очереди представляют классу
    результат своей работы, с помощью сигнальных
    цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
    осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
    учащиеся вносят коррективы…

    4. Взаимопроверка и взаимооценка.

    Группы обмениваются работами
    (заполненными таблицами), проверяют и оценивают
    одноклассников с учетом внесенных исправлений.
    Взаимооценка выполняется с помощью приема
    “Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
    неточности, зеленый – правильный ответ.

    5. Итоги урока. Рефлексия.

    5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

    — Каждая группа должна быстро по итогам работы в
    таблице сравнения двух сказок назвать:

    А) Какие признаки волшебной сказки
    работают в сказке “Иван-царевич…”

    Б) Какие особенности вы увидели в сказке
    “ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
    повторов; беда – покража…; главный герой царский
    сын, нет поединка Г. с противником).

    В) Какие признаки волшебной сказке работают
    в сказке “Летучий корабль”.

    Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
    поединок, нет беды – герои пытают счастья,
    повторов событий много, но они не троекратные,
    кроме одного.

    5.2. Работа с фразой конструкт.

    — Возьмите карточку с фразой конструкт и
    выполните задание в группе, при необходимости
    можно использовать материалы “Путевого листа”**
    и таблицы сравнения.

    Напишите фразу-конструкт:

    — Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
    потому, что

    имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    — Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
    что

    имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..

    …………………………………………………………………………………………………………………….

    5.3. Самооценка.

    — Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
    достижений
    ** и выполните самооценку.
    Сдайте, пожалуйста, свои работы…

    6. Организованный конец урока.

    — Спасибо за работу. 9 слайд

    — Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
    целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

    — Урок закончен. До свидания.

    Приложение 1 –  презентация к
    уроку.

    Приложение 2 – информационные и
    дидактические материалы к уроку.

  • Троекратные повторы в сказке белая уточка 3 класс ответы
  • Троекратные повторы в сказке о царе салтане 3 класс примеры
  • Троекратные повторы в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс
  • Троекратные повторы в сказке по щучьему велению
  • Троекратное повторение в сказке о рыбаке и рыбке