Триумфальные ворота москва сочинение

Мой город москва сочинение мой город москва столица россии для мира шумный многомиллионник, в котором хватает архитектурных достопримечательностей

Мой город Москва

Сочинение “Мой город Москва” — Столица России для мира – шумный многомиллионник, в котором хватает архитектурных достопримечательностей и развлечений. А для меня Москва – родной, любимый город, в котором хочется жить, творить, достигать совершенства. Каждая улица и дом рассказывают удивительную историю этого места, со всеми его тайнами и легендами.

Улицы Москвы

Сочинение “Улицы Москвы” — город это, в первую очередь, его жители и улицы. Улицы Москвы вызывают у меня чувство волнения и восторга одновременно. В столице три тысячи улиц. Суммарная длина умозрительной линии, если в нее расположить все эти три тысячи, превысит расстояние от Москвы до Парижа.

Поездка в Москву

Сочинение “Поездка в Москву” — Москва! Из моей груди буквально вырвалось это слово, когда я впервые ступила на территорию столицы нашего государства. Я ожидала увидеть большой город с постоянным движением, а меня встретил блистающий мегаполис, напоминающий бурлящий водопад. Бесконечный поток машин, людей, вереница вывесок – все это действительно оставляет неизгладимое впечатление.

Достопримечательности Москвы

Сочинение “Достопримечательности Москвы” — Москва не каждому открывает свои секреты, а лишь тем, кто сможет оценить прелесть узких извивающихся улочек и широких проспектов, кого привлекает старина и не оставляет равнодушным современность, кто готов восхищаться золочеными куполами и увидеть мощь монументальных высоток.

Красная площадь

Сочинение “Красная площадь” — «Говорит и показывает Москва» – именно так на протяжении многих лет начинался телевизионный утренний эфир во время важных государственных праздников. А трансляция проводилась с одного из самых главных мест страны – Красной Площади.

Москва-река

Сочинение “Москва-река” — течет эта река по своему вековому руслу, периодически сужаясь или расширяясь, до самого Можайска, где стоит на ней плотина. Потом, перед Звенигородом в речку вливаются притоки.

Московская весна

Сочинение “Московская весна” — весна не сразу вступает в свои права. Порой на невысоких холмах, поднимающихся над террасами Москвы-реки, и в городских парках весь март лежит снег. Он упорно не желает таять.

Летом в Москве

Сочинение “Летом в Москве” — город, который поражает не только своим величием, но и впечатляет контрастностью. Погода в столице очень переменчива в любое время года. Горячий, нагретый солнечными лучами летний воздух постоянно грозит разрядиться ливнем и бурей.

Осенняя Москва

Сочинение “Осенняя Москва” — утро осенней Москвы – это шорох опавшей за ночь листвы под метлами уставших дворников. Это возможность достать из шкафа пушистый свитер и теплую куртку.

Москва зимой

Сочинение “Москва зимой” — зима – сказочная, праздничная пора, и именно тогда столица преображается, становится совсем другим: удивительны, непривычным и еще более красивым, чем всегда.

Памятник Пушкину в Москве

Сочинение “Памятник Пушкину в Москве” — поэт-современник, солнце русской поэзии – так называют великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Именно его произведения изучают с самого детства и воспитываются на них из поколения в поколение. Его годы жизни и творчества неразрывно связаны с Москвой.

Ночной город Москва

Сочинение “Ночной город Москва” — удивительный город, он никогда не засыпает и не окунается в темноту даже с наступлением ночи. Стоит только краю солнца на закате скрыться за горизонтом, как зажигаются огни московских окон, витрин, по улицам и проспектам города начинает течь поток света автомобильных фар.

Сочинения по картинам Москвы

Картина Васнецова “Московский кремль при Иване Калите”

Сочинение — Картина Васнецова “Московский кремль при Иване Калите” — художник написал множество картин. На его творчество очень повлиял старший брат. Но, в отличие от брата, Аполлинарий писал чаще картины на историческую тему. Среди них несколько картин о Москве. «Московский Кремль при Иване Калите» тоже принадлежит ему.

Картина Рябушкина “Московская девушка XVII века”

Сочинение — Картина Рябушкина “Московская девушка XVII века” — на картине мастера изображена необычная девушка, которая стремительной походкой идет по зимней улице. Насколько сама девушка симпатична, непонятно, но ее грациозная походка очень красива.

Картина Пименова “Новая Москва”

Сочинение — Картина Пименова “Новая Москва” — в те годы Москва была особенной, в 1930-х активно шло строительство, делалось всё ради прогресса, люди жили под влиянием идеологии «светлого будущего». Именно такой период в развитии Москвы отразил Пименов в своей работе «Новая Москва».

Сочинения на литературные темы о Москве

Фамусовская Москва

Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума” — Каждый раз, когда Грибоедов приезжал в Москву, он видел, как отстраивалась после войны и изменялась Москва. Тут и там появлялись новые здания, на улицах выстилались плитки тротуаров. А как изменилось московское общество, люди? Грибоедов каждый раз находил, что оно совершенно не менялось. Там царили те же порядки, что и прежде.

Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча

Сочинение по Лермонтову “Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча” — М. Ю. Лермонтов достаточно долго прожил на Кавказе. Он был влюблен в Терек и природу, юга, но любил он и Москву. Прогулки по городу были удовольствием для юного Михаила. Здесь прошли лучшие годы его детства и юность.

Москва в романе Евгений Онегин

Сочинение “Москва в романе Евгений Онегин” — во время событий романа «Евгений Онегин» столицей Российской империи был блистательный Петербург, но как истинно русский человек, А.Пушкин не мог не упомянуть Москву в своем романе о жизни российского дворянства, особенно, учитывая ту огромную роль, которая исторически была ей отведена.

Булгаковская Москва

Сочинение “Булгаковская Москва” — словосочетание «Булгаковская Москва» неразрывно связано не столько с жизнью, сколько с творчеством М.Булгакова – романом «Мастер и Маргарита», сборниками рассказов и сценариев позднего творческого периода. На страницах этих книг читатель знакомится с «живыми», и отточенными до мелочей, образами москвичей, а происходящие с ними события накладываются на географическую карту жизни автора, так или иначе описывающего знакомые ему места и дома.

  • Главной задумкой памятника оказалась арка, которую окружают шесть пар чугунных колон 12 метровой высоты расположенных симметрично по отношению друг к другу. Между колонами расположены статуи воинов, вооруженные копьями и щитами, с плащами. Сами воины показывают нам всем видом, что они находятся на страже памятника. Лица их выразительны и суровы. Над воинами находятся горельефы. На рисунке “Изгнание французов” на фоне кремлевской стены изображен рукопашный бой. Русский воин на переднем плане в его левой руке круглый щит с изображением герба России, в правой руке возвышается меч над проигравшим битву врагом. Сама фигура убитого вражеского воина выполнена не менее выразительно.
    Другая рельефная картина “Освобожденная Москва” выполнена в умеренном виде. На горельефе изображена девушка, которая одной рукой опирается на щит с изображением св. Георгия Победоносца. А другую руку она протянула Александру I императору земель русских. Девица представлена нам как красавица, олицетворяющая великую Москву. Данные фигуры окружены изображениями Минервы, Геракла, старца, юноши и женщины. Внутри арки на потолочной ее части парят фигуры Слав, как бы кричащих о победе. На карнизе изображены гербы районов русских земель, которые приняли непосредственное участие в битве за Россию. Выше карнизов расположились статуи победы. В руках они держат венки и скипетры, а у ног сложены трофеи, добытые в войне. Как корона над аркой возвышается колесница Славы. Запряжка из шести бодрых скакунов везут колесницу с гордой крылатой богиней Победы. В поднятой правой руке богиня держит лавровый венок, которым венчаю победителей. Взгляд богини устремлен на запад к въезжающим людям в столицу.
    Триумфальная арка это величайший символ Московского духа, пронизанный торжеством победы русского народа. Она была создана нашими предками, дабы напомнить о великих подвигах и победах над внешними агрессорами страны. Русский народ должен с торжеством вспоминать о великой победе 12 года. И Триумфальная арка это лучшее подтверждение тех величайших событий.

  • На  фотографии мы  созерцаем изображение  Триумфальной арки в Москве. Это величественное сооружение было построено в честь победы русского народа в войне 1812 года. Сначала это была деревянная арка, построенная в середине 1814 года, к торжественной встрече воз¬вращавшихся из Западной Европы русских войск. Но дерево недолговечно и через 12 лет было решено заменить деревянную арку каменной. Проект поручили русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Закладка арки состоялась 17 августа 1829 года. В основание будущего памятника поместили бронзовую доску, на которой было написано: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 года и возобновления сооружением ве¬ликолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 года нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Таким образом архитекторы соблюли старую традицию, согласно которой триумфальные ворота всегда ставились основным фасадом к ведущей в город дороге. В основе памятника однопролетная арка с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, которые рас¬положены вокруг двух арочных опор пилонов. Между каждой парой колонн размешены фигуры воинов, вооруженных щитами и длинными копьями, в кольчугах и шлемах, с плащами в виде римских мантий. Лица витязей суровы и выразительны. Над фигурами воинов укреплены изящные горельефы. На рельефе «Изгнание французов» изображен рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Русские воины в античных доспехах надвигаются справа и теснят врага. На переднем плане русский воин. В левой руке у него круглый шит, на котором изображен герб России, в правой меч, который он занес над поверженным врагом. Не менее выразительно выполнена и фигура убитого вражеского война. Движение фигур передано за счет создания пространственной глубины. Другой горельеф «Освобожденная Москва» выполнен более спокойно. Рельеф изображает русскую красавицу, олицетворяющую Москву, которая по¬лулежит и левой рукой опирается на шит с изображением св. Георгия Победоносца. Правую руку она протягивает императору Александру I. Эти фигуры окружают изображения Геракла, Минервы, а также старца, женщины и юноши. Над изгибами арки, в простенках, как бы парят фигуры Слав, трубящих о победе. А по периметру карниза размещены гербы тех районов нашей страны, которые принимали уча¬стие в войне. Над карнизом застыли статуи Побед. У их ног сложены военные трофеи, а в руках венки и скипетры. Венчает арку колесница Славы. Шестерка коней везет колесницу, в которой гордо стоит крылатая богиня Победы. В высоко поднятой правой руке у нее лавровый венок, которым она венчает победителей. Взгляд богини обращен к въезжающим в столицу. Триумфальная арка это прекрасный символ победившей Москвы, проникнутый идеен торжества русского народа. «Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!» — писал В. Г. Белинский. И Триумфальная арка на площади Победы лучшее тому подтверждение.

  • На фотографии мы созерцаем изображение Триумфальной арки в Москве. Это величественное сооружение было построено в честь победы русского народа в войне 1812 года. Сначала это была деревянная арка, построенная в середине 1814 года, к торжественной встрече воз¬вращавшихся из Западной Европы русских войск. Но дерево недолговечно и через 12 лет было решено заменить деревянную арку каменной. Проект поручили русскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Закладка арки состоялась 17 августа 1829 года. В основание будущего памятника поместили бронзовую доску, на которой было написано: “Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 года и возобновления сооружением ве¬ликолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 года нашествием галлов и с ними двунадесяти языков”. Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Таким образом архитекторы соблюли старую традицию, согласно которой триумфальные ворота всегда ставились основным фасадом к ведущей в город дороге. В основе памятника однопролетная арка с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, которые рас¬положены вокруг двух арочных опор пилонов. Между каждой парой колонн размешены фигуры воинов, вооруженных щитами и длинными копьями, в кольчугах и шлемах, с плащами в виде римских мантий. Лица витязей суровы и выразительны. Над фигурами воинов укреплены изящные горельефы. На рельефе “Изгнание французов” изображен рукопашный бой на фоне кремлевской стены. Русские воины в античных доспехах надвигаются справа и теснят врага. На переднем плане русский воин. В левой руке у него круглый шит, на котором изображен герб России, в правой меч, который он занес над поверженным врагом. Не менее выразительно выполнена и фигура убитого вражеского война. Движение фигур передано за счет создания пространственной глубины. Другой горельеф “Освобожденная Москва” выполнен более спокойно. Рельеф изображает русскую красавицу, олицетворяющую Москву, которая по¬лулежит и левой рукой опирается на шит с изображением св. Георгия Победоносца. Правую руку она протягивает императору Александру I. Эти фигуры окружают изображения Геракла, Минервы, а также старца, женщины и юноши. Над изгибами арки, в простенках, как бы парят фигуры Слав, трубящих о победе. А по периметру карниза размещены гербы тех районов нашей страны, которые принимали уча¬стие в войне. Над карнизом застыли статуи Побед. У их ног сложены военные трофеи, а в руках венки и скипетры. Венчает арку колесница Славы. Шестерка коней везет колесницу, в которой гордо стоит крылатая богиня Победы. В высоко поднятой правой руке у нее лавровый венок, которым она венчает победителей. Взгляд богини обращен к въезжающим в столицу. Триумфальная арка это прекрасный символ победившей Москвы, проникнутый идеен торжества русского народа. “Россия должна торжественно вспоминать о великих событиях Двенадцатого года!” – писал В. Г. Белинский. И Триумфальная арка на площади Победы лучшее тому подтверждение.

  • Урок развития речи в 8 классе. 
    Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры. 
    Ход урока
    Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?
    Русская архитектура, возводить храм, автор скульптурзамысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовыйгорельеф, затейливый орнамент, великий зодчий, древнерусское зодчество.
    Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова
    Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.
    Возводить – строить, сооружать.
    Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
    Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.
    Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.
    Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
    Зодчий – архитектор, строитель.
    Зодчество – искусство архитектуры, строительства.
    Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.
    Аллегория – иносказание.
    Монумент – большой памятник.
    Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.
    Постамент – основа памятника, колонны, статуи.
    Пьедестал – подножие статуи.
    Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.
    Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.
    Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.
    С 2-3 слова составить и записать предложения.
    Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком.
    Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».
    Триумфальная арка.
    Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…
    Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.
    Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…
    Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.
    И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».
    Триумфальная арка открывается вашему взору неожиданно. На её вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые чугунные колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. Монумент украшают бронзовые горельефы «Изгнание галлов из Москвы», «Побитие «двунадесяти языков», «Освобожденная Москва». Между ними размещены фигуры суровых воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие твёрдость, храбрость и славу. (По Я. Билецкому).
    Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана. 
    План подробного пересказа.
    В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?
    Кто её автор?
    В честь какого события она была сооружена?
    Где планировал разместить свое произведение автор и почему?
    Где первоначально была установлена арка?
    Что изображено на её вершине?
    Чем ещё украшен памятник?
    Устное описание иллюстрации.
    Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.
    Триумфальная арка.
    Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.
    Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.
    Письменная работа. Описание памятника архитектуры родного края.
    Опирайтесь в его описании на следующие вопросы:
    По какому поводу был воздвигнут памятник?
    Где он расположен?
    Когда он был создан?
    Кто его автор?
    Что в нем особенного? Чем привлекает?
    Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?

  • Триумфальная арка, которую мы видим на фотографии, находится в Москве на Кутузовском проспекте. Данное грандиозное сооружение было возведено в честь исторического события – победы русских воинов в войне 1812 года.
    Изначально арка была построена 1814 году из дерева, но на протяжении своего существования изменялась несколько раз. Деревянная арка, построенная в честь воинов вернувшихся с победой из западной Европы, простояло всего 12 лет. После чего ее начали реконструировать в каменную, и придавать ей вид той арки, которую мы видим сейчас.
    Архитекторы при строительстве триумфальной арки соблюдали старые традиции, по которым основной фасад триумфальных ворот всегда ставился к ведущей дороге, идущей к городу. Также и арка была обращена лицевой стороной к главному въезду города.
    Проектировать арку поручили известному русскому архитектору Осипу Ивановичу Бови. Первая закладка фундамента арки состоялась в 1829 году 17 августа. В основу памятника была заложена бронзовая доска с надписью:
    Главной задумкой памятника оказалась арка, которую окружают шесть пар чугунных колон 12 метровой высоты расположенных симметрично по отношению друг к другу. Между колонами расположены статуи воинов, вооруженные копьями и щитами, с плащами. Сами воины показывают нам всем видом, что они находятся на страже памятника. Лица их выразительны и суровы. Над воинами находятся горельефы. На рисунке “Изгнание французов” на фоне кремлевской стены изображен рукопашный бой. Русский воин на переднем плане в его левой руке круглый щит с изображением герба России, в правой руке возвышается меч над проигравшим битву врагом. Сама фигура убитого вражеского воина выполнена не менее выразительно.
    Другая рельефная картина “Освобожденная Москва” выполнена в умеренном виде. На горельефе изображена девушка, которая одной рукой опирается на щит с изображением св. Георгия Победоносца. А другую руку она протянула Александру I императору земель русских. Девица представлена нам как красавица, олицетворяющая великую Москву. Данные фигуры окружены изображениями Минервы, Геракла, старца, юноши и женщины. Внутри арки на потолочной ее части парят фигуры Слав, как бы кричащих о победе. На карнизе изображены гербы районов русских земель, которые приняли непосредственное участие в битве за Россию. Выше карнизов расположились статуи победы. В руках они держат венки и скипетры, а у ног сложены трофеи, добытые в войне. Как корона над аркой возвышается колесница Славы. Запряжка из шести бодрых скакунов везут колесницу с гордой крылатой богиней Победы. В поднятой правой руке богиня держит лавровый венок, которым венчаю победителей. Взгляд богини устремлен на запад к въезжающим людям в столицу.
    Триумфальная арка это величайший символ Московского духа, пронизанный торжеством победы русского народа. Она была создана нашими предками, дабы напомнить о великих подвигах и победах над внешними агрессорами страны. Русский народ должен с торжеством вспоминать о великой победе 12 года. И Триумфальная арка это лучшее подтверждение тех величайших событий.

  • Урок 3
    Тема: Изложение «Триумфальная арка»
    Цель: отработка умения правильного составления и определения типов словосочетаний.
    Тип урока: урок применения ЗУН.
    Вид урока: самостоятельная работа.
    Оборудование: карточки, учебник.
    Ход урока.
    1. Организационный момент.
    П. Активизация знаний учащихся.
    Ш. Самостоятельная работа по карточкам.
    Карточка № 1
    Выпишите словосочетания и обозначьте в них средства связи: окончания заключите в квадрат, предлоги подчеркните.
    1. Торчит на бескрайней равнине из-под снега сухая полынь. 2. В небе верные звёзды повисли. 3. Пестрели домики на склоне. 4. Ребята спешат по дороге, занятия ждут их с утра. 5. Самолёт идёт упрямо к цели. 6. Скоба для лодки в камень вбита. 7. Как странно летней северною ночью на палубе у поручней стоять и наблюдать в безмолвии воочью всей этой белой ночи благодать.
    (К. Ваншенкин.)
    – Обозначьте падеж и склонение имён существительных.
    – Составьте таблицу «Ё-и в окончаниях существительных». Используйте
    слова из текста, а где нужно, дополните своими примерами.
    Карточка № 2
    Заполните таблицу, подобрав из текста словосочетания со связью
    согласования, управления, примыкания, Обозначьте знаком ? главное слово.
    Согласование
    Управление
    Пимыкание
    1. На воде легко качается белый пароход. 2. Луна над снежным полем серебрится. 3. Шумит тайга над снежною долиной. 4. Чуть колеблются листья клёна. 5. Блестят в коре продолблённые лунки для медленно стекающей смолы. 6. С сосен медлительно падает снег.
    (К. Ваншенкин.)
    – Ответьте письменно, каково строение и грамматическое значение словосочетаний каждого вида.
    Карточка № 3
    Выпишите из текста словосочетания, состоящие из причастия и существительного с предлогом. В каждом словосочетании обозначьте главное слово. Окончание причастий выделите.
    1. Лена смотрела в окно на только что освободивш…ся от льда холодную гладь залива. (А. Фадеев.) 2. Наташа выпила молока и тотчас же уснула на блестящ… от старости широкой лавке. (К. Паустовский.) 3. В первой же понравивш…ся ему деревушк… Балашов сошёл со старого речного парохода. (К. Наустовски й.) 4. На вечереющ.. небе рисовался шпиль Петропавловской крепости. (Л. С лавин.) 5. Вагон пор..внялся с длинной заснежен… платформой. (Ю. Я ковле в.) 6. Я просидел до рассвета у потухш… костра. (К. Паустовски йй.) 7. Каждая маленькая полянка вся зар…сла ежевичником и камыш…м с серыми колеблющ…ся махалками. (Л. Н.Толстой.)
    – Найдите слова с чередующимися гласными в корне.
    – Каким способом образованы выделенные слова?
    Карточка № 4
    Определите строение и грамматическое значение словосочетаний. Какие из словосочетаний в каждом ряду отличаются от остальных по своему грамматическому значению? Подберите к ним словосочетания с тем же грамматическим значением.
    Стакан из стекла, пальто из драпа, ковёр из Грузии, платье из шёлка. Поёт соловьём, шью иглой, рублю топором, пишу карандашом. Играю с товарищем, разговариваешь с мамой, переписываешься с другом, идёт с зонтом.
    – Вспомните, какие слова называются омонимами. Постарайтесь доказать, что явление омонимии встречается неё только в лексике, но и В
    грамматике.
    Карточка № 5
    Спишите текст, вставляя — пропущенные — буквы. — Подчеркните словосочетания, в которых к главному слову относится зависимое, само являющееся главным по отношению к другому слову.
    1. Разнос…тся в воздухе сла…кой волной аромат спелой ржи и медовых цветов. 2. Сиз…й дымкой подёрнут синеющ…й лес. 3. Белой стаей плывут в выш…не обл…ка. 4. Со(н,нн)ый мрак полей разбуж…н. 5. В ущель… каме(н,нн)ых грома… был городской раскинут са… 6. Душист…й старого вина земные сладо…ные соки.
    (В. Кириллов.)
    – В каких положениях звонкие согласные оглушаются? Найдите примеры в тексте.
    – Слово разнос…тся разберите по составу.
    Карточка № 6
    Распространите приведённые ниже словосочетания и предложения зависимыми словами и запишите в одну колонку словосочетания, в другую — предложения. Обозначьте главное слово в словосочетании и основу в предложении.
    Темная ночь. Песня льется. Весёлый смех. Смеётся звонко. Ручеёк журчит. Конница несётся. Шум моря. Поставил стакан. Гордый победой. Читать повесть. Тихая музыка. День светел.
    IV. 1. Изложение.
    Выписать в 3 столбика словосочетания: согласования, управление, примыкание.
    Триумфальная арка 8
    Триумфальная арка выглядит — величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует c черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.
    Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем ее пространстве.
    2. Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.
    Текст упражнения не только содержит описание Триумфальной арки, но и подробно рассказывает о ее истории, об авторах сооружения, передает впечатление, которое производит арка на зрителя.
    V.Домашнее задание.
    Дописать изложение.

  • ?
    В романе Джорджа Оруэлла “1984” народ лишен истории. Родина главного героя – Океания. Это огромная страна, ведущая непрерывные войны. Под воздействие жестокой пропаганды люди ненавидят и  стремятся линчевать бывших союзников, объявляя лучшими друзьями вчерашних врагов. Население подавлено режимом, оно неспособно самостоятельно мыслить и подчиняется лозунгам партии, управляющей жителями в личных целях. Такое порабощение сознания возможно только при полном уничтожении памяти людей, отсутствии их собственного взгляда на историю страны.
    История одной жизни, как и история целого государства,- это бесконечная череда темных и светлых событий. Нам необходимо выносить из них ценные уроки. Память о жизни предков должна уберегать нас от повторения их ошибок, служить нам вечным напоминанием обо всем хорошем и плохом. Без памяти о прошлом нет будущего.

    ↑ Для чего нужно помнить прошлое? Для чего нужно знать историю? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки. Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, – будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь – это не одномоментность существования. Будем знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира. Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.

    ↑ Для чего человеку нужно хранить обычаи? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.

    ↑ Проблема нравственного выбора. Аргумент из пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

    Герои произведения должны сделать решительный выбор, политические обстоятельства времени заставляют их сделать это. Основной конфликт булгаковской пьесы может быть обозначен как конфликт человека и истории. Герои-интеллигенты в ходе развития действия каждый по-своему вступают в прямой диалог с Историей. Так, Алексей Турбин, понимая обреченность белого движения, предательство «штабной оравы», выбирает смерть. Николка, духовно близкий брату, предчувствует, что боевой офицер, командир, человек чести Алексей Турбин предпочтет смерть позору бесчестия. Сообщая о его трагической гибели, Николка скорбно произносит: «Убили командира…». – как бы в полном согласии с ответственностью момента. Старший брат осуществил свой гражданский выбор.
    Оставшимся жить этот выбор предстоит. Мышлаевский с горечью и обреченностью констатирует промежуточное и потому безвыходное положение интеллигенции в катастрофической реальности: «Спереди красногвардейцы, как стена, сзади спекулянты и всякая рвань с гетманом, а я посередине?» Он близок к признанию большевиков, «потому что за большевиками мужички тучей…». Студзинский убежден в необходимости продолжать борьбу в рядах белой гвардии, рвется на Дон к Деникину. Елена уходит от Тальберта, человека, которого она не может уважать, по ее же признанию, и попытается построить новую жизнь с Шервинским.

    ↑ Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    Каждая страна – это ансамбль искусств.
    Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга. Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом.
    А посмотрите в других городах. В Новгороде стоит посмотреть иконы. Это третий по величине и ценности центр древнерусской живописи.
    В Костроме, Горьком и Ярославле следует смотреть русскую живопись XVIII и XIX веков (это центры русской дворянской культуры), а в Ярославле еще и «волжскую» XVII века, которая представлена здесь так, как нигде.
    Но если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом – драгоценность. Одни дома и целые города дороги своей деревянной резьбой (Томск, Вологда), другие – удивительной планировкой, набережными бульварами (Кострома, Ярославль), третьи – каменными особняками, четвертые – затейливыми церквами.
    Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории.

    ↑ Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Исторические воспоминания особенно ярки в парках и садах – объединениях человека и природы.
    Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная. «Воспоминания в Царском Селе» – так назвал Пушкин лучшее из наиболее ранних своих стихотворений.
    Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу. Первое отношение стремится воспроизвести прошлое, возродить его зрительный образ. Второе стремится сохранить прошлое хотя бы в его частичных остатках. Для первого в садово-парковом искусстве важно воссоздать внешний, зрительный образ парка или сада таким, каким его видели в тот или иной момент его жизни. Для второго важно ощутить свидетельство времени, важна документальность. Первое говорит: таким он выглядел; второе свидетельствует: это тот самый, он был, может быть, не таким, но это подлинно тот, это те липы, те садовые строения, те самые скульптуры. Две-три старые дуплистые липы среди сотни молодых будут свидетельствовать: это та самая аллея – вот они, старожилы. А о молодых деревьях не надо заботиться: они растут быстро и скоро аллея приобретет прежний вид.
    Но в двух отношениях к прошлому есть и еще одно существенное различие. Первое будет требовать: только одна эпоха – эпоха создания парка, или его расцвета, или чем-либо знаменательная. Второе скажет: пусть живут все эпохи, так или иначе знаменательные, ценна вся жизнь парка целиком, ценны воспоминания о различных эпохах и о различных поэтах, воспевших эти места, – и от реставрации потребует не восстановления, а сохранения. Первое отношение к паркам и садам открыл в России Александр Бенуа с его эстетским культом времени императрицы Елизаветы Петровны и ее Екатерининского парка в Царском Селе. С ним поэтически полемизировала Ахматова, для которой в Царском был важен Пушкин, а не Елизавета: «3десь лежала его треуголка и растрепанный том Парни».
    Восприятие памятника искусства только тогда полноценно, когда оно мысленно воссоздает, творит вместе с творцом, исполнено историческими ассоциациями.
    Первое отношение к прошлому создает, в общем-то, учебные пособия, учебные макеты: смотрите и знайте! Второе отношение к прошлому требует правды, аналитической способности: надо отделить возраст от объекта, надо вообразить, как тут было, надо в некоторой степени исследовать. Это второе отношение требует большей интеллектуальной дисциплины, больших знаний от самого зрителя: смотрите и воображайте. И это интеллектуальное отношение к памятникам прошлого рано или поздно возникает вновь и вновь. Нельзя убить подлинное прошлое и заменить его театрализованным, даже если театрализованные реконструкции уничтожили все документы, но место осталось: здесь, на этом месте, на этой почве, в этом географическом пункте, было – он был, оно, что-то памятное произошло.
    Театральность проникает и в реставрации памятников архитектуры. Подлинность теряется среди предположительно восстановленного. Реставраторы доверяют случайным свидетельствам, если эти свидетельства позволяют восстановить этот памятник архитектуры таким, каким он мог бы быть особенно интересным. Так восстановлена в Новгороде Евфимиевская часовня: получился маленький храмик на столпе. Нечто совершенно чуждое древнему Новгороду.
    Сколько памятников было погублено реставраторами в XIX веке вследствие привнесения в них элементов эстетики нового времени. Реставраторы добивались симметрии там, где она была чужда самому духу стиля – романскому или готическому, – пытались заменить живую линию геометрически правильной, высчитанной математически и т. п. Так засушены и Кельнский собор, и Нотр-Дам в Париже, и аббатство Сен-Дени. Засушены, законсервированы были целые города в Германии – особенно в период идеализации немецкого прошлого.
    Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории.

    ↑ Что такое память? Какова роль памяти в жизни человека, в чем ценность памяти? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
    Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения,стекло, вода и т. д.
    Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.
    А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
    При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
    Память противостоит уничтожающей силе времени.
    Память – преодоление времени, преодоление смерти.
    Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

    ↑ Почему человеку важно сохранять память о прошлом? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Величайшее нравственное значение памяти – преодоление времени, преодоление смерти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
    Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
    Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
    Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.
    Вспомните у Пушкина:
    Два чувства дивно близки нам —
    В них обретает сердце пищу —
    Любовь к родному пепелищу,
    Любовь к отеческим гробам.
    Животворящая святыня!
    Земля была б без них мертва.
    Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.
    Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское, выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

    ↑ Как связаны понятия культура и память? Что такое память и культура? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность.
    В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? По крайней мере, больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при династии Палеологов в Византии, в эпоху Ренессанса и вновь в конце XVIII – начале XIX века. А сколько было «малых» обращений культуры к античности – в те же средние века. Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. Это я говорю об обращении к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость. Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым.
    Знала несколько обращений к Древней Руси и послепетровская Россия. Были разные стороны в этом обращении. Открытие русской архитектуры и иконы в начале XX века было в основном лишено узкого национализма и очень плодотворно для нового искусства.
    Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина.
    У Пушкина Память в поэзии играет огромную роль. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее «Воспоминания в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но и даже в поэме «Евгений Онегин».
    Когда Пушкину необходимо внесение лирического начала, он часто прибегает к воспоминаниям. Как известно, Пушкина не было в Петербурге в наводнение 1824 года, но все же в «Медном всаднике» наводнение окрашено воспоминанием:
    «Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье…»
    Свои исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти. Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра Великого» – тоже предок, Ганнибал.
    Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

    ↑ Какова роль культуры в жизни человека? Каковы последствия исчезновения памятников для человека? Какую роль играют памятники истории и культуры в жизни человека? Зачем необходимо сохранять памятники истории и культуры? Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”

    Мы заботимся о своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными.
    Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией. Но экология не должна замыкаться только задачами сохранения окружающей нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в ее целом, ее воздействующая сила.
    А ведь факт воспитательного воздействия на человека окружающей культурной среды не подлежит ни малейшему сомнению.
    Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое. Прошлое открывает ему окно в мир, и не только окно, но и двери, даже ворота – триумфальные ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи-значит, постепенно обогащаться духовно.
    Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего, которым прошлое будет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов, даже и важнее. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…
    Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственной оседлости человека.
    Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
    До известных пределов утраты в природе восстановимы. Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно. И он совершенно беззащитен, он не восстановит самого себя.
    Всякий заново отстроенный памятник старины будет лишен документальности. Это будет только «видимость.
    «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. Даже сами реставраторы, работающие иногда согласно своим собственным, недостаточно проверенным теориям или современным нам представлениям о красоте, становятся в большей мере разрушителями памятников прошлого, чем их охранителями. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют четких и полных исторических знаний.
    На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые, а потому и кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей.
    Градостроителям, как никому больше, нужны знания в области экологии культуры. Поэтому краеведение должно развиваться, оно должно распространяться и преподаваться, чтобы на основе его решать местные экологические проблемы. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах.
    Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и «это их дело», не наше. Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создававшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать.
    Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры.
    Ответственны за все мы с вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.

    ↑ Почему важно сохранять историческую память?  Каковы последствия исчезновения памятников для человека? Проблема изменения исторического облика старого города. Аргумент из книги Д.С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.

    В сентябре 1978 года я был на Бородинском поле вместе с замечательнейшим реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Обращали ли вы внимание на то, какие преданные своему делу люди встречаются именно среди реставраторов и музейных работников? Они лелеют вещи, и вещи платят им за это любовью. Вещи, памятники дарят своим хранителям любовь к себе, привязанность, благородную преданность культуре, а затем вкус и понимание искусства, понимание прошлого, проникновенное влечение к людям, их создавшим. Настоящая любовь к людям, к памятникам ли никогда не остается без ответа. Потому-то люди находят друг друга, а ухоженная людьми земля находит любящих ее людей и сама отвечает им тем же.
    Пятнадцать лет Николай Иванович не уходил в отпуск: он не может отдыхать вне Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.
    Я ненавижу войну, я перенес ленинградскую блокаду, нацистские обстрелы мирных жителей из теплых укрытий, в позициях на Дудергофских высотах, я был очевидцем героизма, с каким защищали советские люди свою Родину, с какой непостижимой стойкостью сопротивлялись врагу. Может быть, поэтому Бородинская битва, всегда поражавшая меня своей нравственной силой, обрела для меня новый смысл. Русские солдаты отбили на батарее Раевского восемь ожесточеннейших атак, следовавших одна за другой с неслыханным упорством.
    Под конец солдаты обеих армий сражались в полной тьме, на ощупь. Нравственная сила русских была удесятерена необходимостью защитить Москву. И мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками героям, воздвигнутыми на Бородинском поле благодарными потомками…
    В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь…
    Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.
    Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живет. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть. В каналах Ленинграда отразились Пушкин и Достоевский с персонажами его «Белых ночей».
    Историческую атмосферу наших городов нельзя зафиксировать никакими фотографиями, репродукциями и макетами. Эту атмосферу можно выявить, подчеркнуть реконструкциями, но можно и легко уничтожить – уничтожить бесследно. Она невосстановима. Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной.
    Вот что мне рассказал петрозаводский архитектор В. П. Орфинский, автор многих книг по народной архитектуре Карелии. 25 мая 1971 года в Медвежьегорском районе сгорела уникальная часовня начала XVII века в деревне Пелкула – памятник архитектуры государственного значения. И никто даже не стал выяснять обстоятельства дела.
    В 1975 году сгорел еще один памятник архитектуры государственного значения – Вознесенская церковь в деревне Типиницы Медвежьегорского района – один из интереснейших шатровых храмов русского Севера. Причина– молния, но истинная первопричина – безответственность и халатность: высотные шатровые столпы Вознесенской церкви и сблокированной с ней колокольни не имели элементарной грозозащиты.
    Упал шатер Рождественской церкви XVIII века в селе Бестужеве, Устьянского района, Архангельской области – ценнейший памятник шатрового зодчества, последний элемент ансамбля, очень точно поставленного в излучине реки Устьи. Причина – полнейшая безнадзорность.
    А вот небольшой факт по Белоруссии. В селе Достоево, откуда происходили предки Достоевского, была небольшая церковь XVIII века. Местные власти, чтобы избавиться от ответственности, боясь, что памятник поставят на учет охраняемых, приказали снести церковь бульдозерами. От нее остались только обмеры и фотографии. Произошло это в 1976 году.
    Таких фактов можно было бы собрать множество. Что же делать, чтобы они не повторялись? Прежде всего о них не следует забывать, делать вид, что их не было. Недостаточно и запрещений, инструкций и досок с указанием «Охраняется государством». Надо, чтобы факты хулиганского или безответственного отношения к культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо уже в средней школе изучать краеведение, заниматься в кружках по истории и природе своего края. Именно молодежные организации должны в первую очередь брать шефство над историей своего края. И наконец, самое главное – в программах по преподаванию истории в средней школе необходимо предусмотреть уроки по местной истории.
    Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории, культуры, революционного прошлого своей местности.
    К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать – воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость. А для всего этого необходимо развивать науку культурной экологии. Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.
    Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

    ↑ Для чего нужно знать историю? Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.  Рэй Брэдбери «И грянул гром»

    Прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны. Каждый поступок, совершенный нами, отражается на будущем. Так, Р. Брэдбери в рассказе «И грянул гром» предлагает читателю представить, что могло бы случиться, если бы у человека появилась машина времени. В его выдуманном будущем такая машина есть. Любителям острых ощущений предлагают сафари во времени. Главный герой Экельс пускается в авантюру, но его предупреждают о том, что ничего нельзя менять, убивать можно только тех животных, которые должны умереть от болезней или по какой-то другой причине (все это уточняется организаторами предварительно). Оказавшись в эпохе динозавров, Экельс пугается настолько, что убегает за пределы разрешенной местности. Его возвращение в настоящее показывает, насколько важна каждая деталь: на его подошве оказалась растоптанная бабочка.  Попав в настоящее, он обнаружил, что весь мир изменился: цвета, состав атмосферы, человек и даже правила орфографии стали другими. Вместо президента-либерала у власти находился диктатор.
    Таким образом, Брэдбери доносит следующую мысль: прошлое и будущее взаимосвязаны. Мы в ответе за каждый поступок, который совершили.
    Заглядывать в прошлое необходимо для того, чтобы знать свое будущее. Все, что происходило когда-либо, повлияло на тот мир, в котором мы живем. Если уметь провести параллель между прошлым и настоящим, то можно прийти к такому будущему, к какому хочешь.

    ↑ Какова цена ошибки в истории? Рэй Брэдбери «И грянул гром»

    Иногда цена ошибки может стоить жизни всего человечества. Так, в рассказе «И грянул гром» показано, что одна незначительная ошибка может привести к катастрофе. Главный герой рассказа Экельс наступает на бабочку во время путешествия в прошлое, своей оплошностью он меняет весь ход истории. Этот рассказ показывает, насколько тщательно нужно подумать, прежде чем что-то сделать. Его предупреждали об опасности, но жажда приключения была сильнее, чем здравый смысл. Он не смог правильно оценить свои способности и возможности. Это привело к катастрофе.

    1)Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. (2)Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке. (3)Проблему объезда её автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной (тогда) площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). (4)Жалко и Красные, и Триумфальные ворота.

    (5)А знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний Страстной монастырь? (6)Сломали. (7)Открылся чёрно-серый унылый фасад. (8)Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательностью Москвы? (9)Никого не удивишь и сквером, и концертным залом «Россия» на месте Страстного монастыря. 

    (10)Сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение − храм Христа Спасителя. (11)Он строился как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. (12)Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. (13)Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. (14)Его было видно с любого конца города. (15)Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы. (16)Сломали… (17)Построили плавательный бассейн. (18)И лишь в середине девяностых опять всем миром храм отстроили заново. (19)Разрушая старину, мы всегда обрываем корни. 

    (20)У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. (21)Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие, корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу. 

    (22)Ужасная судьба постигла великолепное Садовое кольцо. (23)Представьте себе на месте сегодняшних московских бульваров голый и унылый асфальт во всю их огромную ширину. (24)А теперь представьте себе на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень, как на уцелевших бульварах. 

    (25)Казалось бы, в огромном продымлённом городе каждое дерево должно содержаться на учёте, каждая веточка дорога. (26)И  действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. (27)Но росли ведь готовые вековые деревья. (28)Огромное зелёное кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. (29)Правда, что при деревьях проезды и справа, и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. (30)Но ведь ездят же там автомобили. (31)Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садовому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе, – живая зелень. 

    (32)Если говорить строже и точнее, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. (33)Город как город. (34)Даже хороший город. (35)Но не больше того. 

    (36)В самом деле, давайте проведём нового человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной улице Москвы. (37)Чем поразим его воображение, какой такой жемчужиной зодчества? (38)Каким таким свидетелем старины? (39)Вот телеграф. (40)Вот гостиница. (41)Вот дом на углу Тверского бульвара, где кондитерский магазин. (42)Видели парижанин и будапештец подобные дома. (43)Ещё и получше. (44)Ничего не говорю. (45)Хорошие, добротные дома, но всё же интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников монастырь.

     (1924−1997) – русский советский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

    Показать текст целиком


    Нужно ли сохранять памятники старины?

             Отвечая на этот вопрос, Владимир Алексеевич Солоухин рассказывает печальную историю храма Христа Спасителя. На месте великого памятника старины, который создавал «наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы», построили плавательный бассейн. Созданный народом и расписанный великими художниками, значимый для облика города храм, являющийся символом победы над Наполеоном, заменили на что-то настолько обыденное как место для купания. Храм украшал облик Москвы, являлся символом памяти для наших предков.

             Далее автор предлагает поставить мысленный эксперимент: «…давайте проведём нового человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной улице Москвы. Чем поразим его воображение, какой такой жемчужиной зодчества? … Вот дом на углу Тверского бульвара, где кондитерский магазин. Видели парижанин и будапештец подобные дома … Хорошие, добротные дома, но всё же интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников монастырь». Читатель понимает: именно памятники старины придают городу уникальность. Без них Москва была

    Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
    чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

    Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

    Критерии

    • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
    • 5 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
    • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
    • 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
    • 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
    • 0 из 2К6Точность и выразительность речи
    • 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
    • 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
    • 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
    • 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
    • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
    • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
    • ИТОГО: 15 из 25

    Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

    ✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

    ✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

    Ежедневно миллионы людей из разных уголков нашей страны и стран зарубежья приезжают в Москву: одни решить вопросы с коллегами по бизнесу, другие учиться или работать, а третьи ? прогуляться по знаменитым улицам города.
    Достопримечательности Москвы можно перечислять бесконечно. Расскажем о некоторых из них.

    Где остановиться в Москве:

    Московский Кремль

    В центре столицы величественно возвышается город-крепость ? Кремль. Его территорию украшают храмы и соборы, дворцы и башни. Отправившись на экскурсию в Московский Кремль, посетите Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, ознакомьтесь с экспонатами Оружейной палаты, поднимитесь на колокольню Ивана Великого и получите массу незабываемых впечатлений.
    Адрес: м. Охотный ряд, Александровский сад, Библиотека им. Ленина

    Маршруты по Москве:

    Красная площадь

    Она расположена в Китай-городе, у северо-восточной стены Кремля. На площади находятся Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей Ленина, храм Василия Блаженного, Исторический музей, Собор Казанской иконы Божией Матери.
    Адрес: м. Охотный ряд

    Подробнее о Красной площади:

    Главный Универсальный Магазин (ГУМ) ? это не только целый торговый квартал, но и величайший памятник архитектуры, строительство которого началось еще в конце XIX века. Там же находится зона отдыха с ресторанами и кафе, художественная галерея и многое другое. Расположен ГУМ рядом с Кремлем.
    Адрес: Красная площадь, 3, м. Охотный ряд

    Арбат

    Арбат ? главная улица Москвы, её исторический центр, а также средоточие культурной жизни города. Здесь собираются люди различных слоёв общества и социальных культур: иностранные туристы, музыканты с различных уголков страны, студенты и просто прохожие.
    Это место воспето многими писателями и поэтами, изображено на полотнах великих художников. Там находятся дома известных поэтов А. С. Пушкина, Андрея Белого, Булата Окуджавы, художника С. В. Иванова, композитора А. Н. Скрябина, а также театр имени Вахтангова. Знаменательна и стена памяти солиста рок-группы «Кино» Виктора Цоя, которую поклонники исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту.
    Сегодня Арбат «офонарел» ? его превратили в главную пешеходную линию, вместо асфальта брусчатка, тут и там вазоны с цветами и скамейки, фонари стиле ретро. Настоящая и стопроцентная улица чудес, чего и кого здесь только не встретишь! Артисты, музыканты, художники ? голова идет кругом.
    Адрес: м. Арбатская, Смоленская

    Храм Христа Спасителя

    Восхитителен и неповторим кафедральный собор Русской Православной Церкви ? Храм Христа Спасителя, являющийся в настоящее время крупнейшим в Русской Церкви.
    Адрес: ул. Волхонка, 15, м. Кропоткинская

    Останкинская телебашня

    Гордостью советской архитектуры по праву называют Останкинскую башню ? самую высокую башню на евразийском континенте. Используется она в качестве основного канала вещания теле- и радиопередач.
    Адрес: ул. Академика Королева, 12

    Это интересно:

    Поклонная гора

    С её вершин открывается обширная панорама всего города. На этой территории построены Триумфальные ворота, центральный музей Великой Отечественной войны и три храма. Они воздвигнуты в честь погибших воинов. Также здесь есть Мемориальная мечеть и Мемориальная синагога. По сей день Поклонная гора считается великим символом Победы города Москвы и всей России.
    Адрес: Кутузовский проспект, м. Парк Победы

    Московские театры

    Большой театр (Театральная пл., 1, м. Театральная) ? крупнейший и самый известный из московских театров.
    Малый театр (Театральный пр-д, 1, м. Театральная) ? самый древний в России театр. О других древних зданиях Москвы читайте в маршруте «Древнейшие здания Москвы».
    Московский Художественный Академический театр им. Чехова, или просто МХАТ (Камергерский пер., 3, м. Театральная) ? его наверняка знает даже тот, кто ни разу не бывал в Москве. На его сцене выступали Иннокентий Смоктуновский, Андрей Мягков, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков. Среди современных актеров там по-прежнему работают Ольга Яковлева, Константин Хабенский, Михаил Пореченков и многие другие.
    Ленком (ул. Малая Дмитровка, 6, м. Пушкинская, Чеховская) ? один из самых лучших и популярных театров. В свое время там работали Александр Абдулов, Евгений Леонов и другие актеры театра и кино.

    Музеи Москвы

    Третьяковская галерея (Лаврушинский пер., 10, м. Третьяковская) ? здесь стремятся побывать тысячи туристов. В ней представлено уникальное частное собрание памятников изобразительного искусства всех направлений русской живописи с X по XX века.
    Алмазный фонд в Кремле (м. Охотный ряд, Площадь Революции) собрал богатейшую коллекцию произведений ювелирного искусства, образцов драгоценных камней, самородков, благородных металлов, уральских самоцветов, императорских регалий и старинных орденов.
    Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Волхонка, 12, м. Кропоткинская) ? здесь собраны грандиозные коллекции европейского и мирового искусства. Сегодня в коллекции музея находится более 560 тысяч уникальных экспонатов: произведения живописи, графики, прикладного искусства, художественные фотографии и даже памятники археологии.
    Музей Востока (Никитский бульвар, 12 а, м. Арбатская) предлагает крупнейшую российскую коллекцию искусства некоторых стран Востока, Кавказа и Средней Азии. Не нужно совершать далекое путешествие, чтобы увидеть «Искусство Кореи», «Искусство Японии», «Искусство Кавказа», «Искусство народов Севера». Это названия постоянных экспозиций музея.
    Государственный центральный музей современной истории России (Тверская, 21, м. Пушкинская, Тверская). Это самое крупное музейное учреждение, подробно рассказывающее о новейшей отечественной истории.

    Сочинение о Москве. Об увлекательном посещении столицы России. Осматриваем достопримечательности

    Сочинение о Москве, которое описывает самые замечательные места любимой столицы, рассказывает о красивейших храмах и соборах, занимательных музеях и памятниках, советует места для посещения и призывает каждого иностранца и русского поехать в восхитительную столицу великой страны.
    Москва – это столица России. Она была основана в 1147 году и является одним из древнейших городов нашей страны. Многие люди выбирают местом для отдыха именно Москву. Иностранцы хотят посетить Москву, так как она является крупнейшим городом России с множеством великолепных достопримечательностей, а русские — потому что Москва является самым оптимальным вариантом для тех, кто не хочет или не может поехать заграницу.
    Приезжая в Москву, каждый человек сразу хочет осмотреть самые важные достопримечательности. И конечно, первым местом, куда надо отправиться, является Красная площадь, ведь она является сердцем города. Красная площадь очень красивая, на ней расположены башни, храмы, Исторический музей, а также памятник Минину и Пожарскому.
    В Москве очень много музеев. У каждого человека, конечно же, свои предпочтения, но чаще всего туристы посещают Государственный музей А.С Пушкина, в котором многое сохранилось еще со времён великого поэта, что придаёт музею характерную обстановку; Алмазный фонд, в котором можно увидеть собрание редких драгоценный камней; Исторический музей, который находится на Красной площади, он содержит в себе большое количество экспонатов, рассказывающих об истории нашей страны и её столицы, и многие другие интересные музеи.
    Если хочется просто погулять, можно посетить развлекательный комплекс ВДНХ, в котором есть океанариум, зелёный театр, парк аттракционов, торговые павильоны, кафе и многое другое, так что можно весело провести время.
    Из храмов и соборов стоит посмотреть Собор Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя и Успенский собор, которые поражают красотой архитектуры и никого не оставят равнодушным.
    Путешествие в Москву – отличный способ провести отпуск или каникулы, ведь в ней множество великолепных мест, поэтому с точностью можно сказать, что мы можем гордиться столицей нашей страны.

    Проект для начальных классов «Достопримечательности Москвы»

    Описание разработки

    Москва — один из красивейших городов мира, столица России, наполненная различными достопримечательностями: церквями и храмами, музеями, памятниками, театрами, парками и многими другими интереснейшими местами.
    Для большинства туристов Москва — это Кремль с его сокровищницами, Красная площадь и ее окрестности, храм Христа Спасителя , Третьяковская галерея , Большой театр, старый Арбат , парк Победы и др.
    Ниже приведены лишь некоторые из них.
    Из 24 — х расположенных на территории России объектов, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, три находятся в Москве: ансамбль Московского Кремля и Красной площади, церковь Вознесения в Коломенском и ансамбль Новодевичьего женского монастыря.
    Московский Кремль — главная достопримечательность города — расположен в самом центре столицы России. Его мощные стены и башни, златоверхие храмы, древние терема и дворцы возвышаются на Боровицком холме над Москвой — рекой и образуют неповторимый по красоте и величию архитектурно — художественный ансамбль.
    Спа?сская башня — выходящая на Красную площадь одна из 20 башен Московского Кремля. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты. Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни.
    Оружейная палата – известный во всем мире музей — сокровищница. Здесь хранятся около 4 тысяч памятников прикладного искусства России, стран Европы и Востока, в их числе – шапка Мономаха, символ самодержавия в России.
    Большо?й Кремлёвский дворе?ц — один из дворцов Московского Кремля. Построен в 183 8—1849 годах по повелению императора Николая I.
    Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного ? 65 метров.
    Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый, самый высокий, храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности.
    Статья написана по материалам сайтов: http://www.sutochno.ru, stud-time.ru, videouroki.net.
    »

  • Триста тринадцать как пишется
  • Триста девяносто тысяч рублей как пишется
  • Триста семнадцать тысяч как пишется
  • Триста пятьдесят одна тысяча рублей как пишется
  • Триста семьдесят тысяч рублей как пишется